Живопись Эль ГрекоИспанское искусство 17 века. Картины греко


Эль Греко.

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.

В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

 (700x541, 179Kb)

"Изгнание торгующих из храма" 1570 Вашингтон, Национальная галерея

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). 

 (569x699, 136Kb)

"Дама в мехах" 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго

 (543x698, 163Kb)

"Мария Магдалина" 1578 Музей изящных искусств, Будапешт

 (498x699, 118Kb)

"Христос, несущий крест" 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 (531x699, 118Kb)

"Молитва святого Доминика" 1585-1590, Частное собрание

 (699x513, 70Kb)

"Мальчик, раздувающий лучину" 1590 Национальная галерея, Эдинбург

 (603x699, 133Kb)

"Апостолы Петр и Павел" 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург

 (638x699, 179Kb)

" Снятие пятой печати" 1610-1614

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция 

 (626x699, 177Kb)

“Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

 (401x698, 145Kb)

"Благовещение" 1596-1600

 (549x699, 133Kb)

"Иоанн Евангелист" 1595-1605

 (565x698, 223Kb)

"Погребение графа Оргаса" 1586

 (478x699, 131Kb)

"Поклонение пастухов" 1610

 (569x699, 129Kb)

"Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино"

 (530x699, 161Kb)

"Святое семейство с Марией Магдалиной"

 (567x699, 149Kb)

"Святой Людовик, король Франции" 1592-1595

 (475x699, 158Kb)

"Мученичество святого Маврикия" 1581

 (699x586, 77Kb)

"“Изгнание торгующих из храма”

 (425x698, 131Kb)

"Троица 1577-1579" 

 (385x700, 131Kb)

"Святой Мартин и нищий" 1597-1599

 (513x699, 107Kb)

"Святой Франциск в экстазе" 1594-1595

"Святой Иосиф с юным Христом"

 (699x541, 155Kb)

"Лаокоон" 1604-1614

 (528x699, 105Kb)

"Мария " фрагмент "Святого семейства"

 (382x698, 61Kb)

"Крещение Христа"

 (389x698, 104Kb)

"Иоан Креститель"

 (665x700, 157Kb)

"Святая Вероника с Нерукотворным Образом"

"Апостол Пётр"

 (550x700, 44Kb)

"Апостол Лука, как художник" 1608

 (539x699, 61Kb)

"St. Matthew Апостол Матфей"

 (438x571, 277Kb)

"Апостол Иуда Apastalas Judas. 1610 1614"

 (538x699, 124Kb)

"Апостол Павел" 1614

 (500x675, 208Kb)

"Апостол"

 (338x450, 27Kb)

"Apostle St. James the Greater Giclee"

 (559x700, 109Kb)

"Женский портрет"

 (565x699, 23Kb)

"Рыцарь с рукой на груди"

 (700x549, 184Kb)

"Христос, исцеляющий слепого" 1577

 (456x698, 59Kb)

"Святое семейство" 1594-1604

 (474x699, 127Kb)

"Мадонна заступница" 1603

 (700x567, 154Kb)

"Моление о чаше"

"Благовещение" 

 (412x698, 56Kb)

"Совлечение одежд"

 (372x699, 112Kb)

"Распятие"

 (560x700, 57Kb)

"Св. Иероним, как кардинал" 1600

 (464x600, 66Kb)

"Портрет дамы с цветком"

"Портрет поэта Эркилла-и-Заниха"

 (699x505, 31Kb)

"Портрет Джулио Кловио"

 (699x578, 72Kb)

"Тайная вечере"

 (318x699, 44Kb)

"Воскресение"

 (489x699, 63Kb)

"Благовещение Марии"

 (418x699, 145Kb)

"Ritratto del cardinale Fernando Nino de Guevara"

 (542x699, 190Kb)

"Поклонение имени Христа"

 (401x698, 63Kb)

"Поклонение пастухов" 1600

 (508x699, 53Kb)

"Святой Себастьян" 1610-1614

" Портрет художника Хорхе Мануэля"

 (519x699, 123Kb)

"Папа Пий IV" Париж, частное собрание

 (576x699, 57Kb)

"Антонио де Коваррубиаса-и-Лейва" 1600

 (481x699, 69Kb)

"Кающаяся Мария Магдалина"

"Святое семейство" ок. 1577-1579

 (410x614, 50Kb)

 (467x683, 36Kb)

"Иисус"

 (545x698, 43Kb)

"Христос на кресте" ок. 1577

 (700x524, 134Kb)

"Пиета"

 (300x699, 38Kb)"Сошествие Святого духа" 1604-14 Прадо   http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post124231173/

art.mirtesen.ru

Эль Греко: жизнь и творчество художника

Эль Гре́ко (настоящее имя Доменикос Теотокопулос, встречается также вариант Доменико Теотокопули; 1541—1614) великий испанский художник. По происхождению — грек родом с острова Крит. Эль Греко не имел последователей-современников, и его гениальность была заново открыта почти через 300 лет после его смерти — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Содержание

Биография Эль Греко

Творчество Греко

Техника живописи художника

Картины Эль Греко

Библиография

Биография Эль Греко

Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.

Творчество Греко

Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.

Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.

Троица Воскресение Христа Коронация Девы Марии

В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).

Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары.

Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.

Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов.

Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).

Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).

Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.

Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.

Техника живописи художника

Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.

Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета — жжёной умброй.

Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.

К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме.

Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.

Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.

Библиография

  • Киплик Д. И. Техника живописи старых мастеров // Техника живописи. — М.; Л. : Искусство, 1950.
  • Фейнберг Л. Е. Секреты живописи старых мастеров / Л. Е. Фейнберг, Ю. И. Гренберг. — М. : Изобразительное искусство, 1989.
  • Долгополов И. Эль Греко // «Огонек» — 22.12.1979, № 52, с 8-9

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: piplz.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Эль Греко: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Эль Греко: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

Эль Греко | Artifex.ru

Эль Греко (El Greco) – художник, творчество которого волнует, заставляет задуматься и даже немного пугает, вводит в состояние неглубокого транса. Его считают испанским живописцем, но настоящее имя - Доменикос Теотокопулос - и данное итальянцами прозвище не оставляют сомнений в его национальной принадлежности.

Эль Греко родился в 1541 году в деревушке на острове Крит, но прожил там недолго. Как многие другие художники XVI века, он в поисках своего творческого «я» отправился в Венецию. Ему было уже 26 лет, но его становление как живописца только начиналось. Знакомясь с венецианской школой живописи, Эль Греко изучал работы Веронезе, Бассано, Корреджо и Тициана, в мастерской которого он обучался.

 

Но особенное влияние на него оказал Микеланджело и итальянские маньеристы. Для картин последних были характерны изломанные линии, напряжённые силуэты, деформированные и нереалистичные формы. Различными способами, в том числе композиционными, маньеристы добивались эффекта расширения одних и сужения других частей человеческого тела. Эти особенности в дальнейшем нашли своё воплощение и в творчестве Эль Греко.

Из ранних работ художника можно отметить картину «Христос исцеляет слепого». Существует три полотна Эль Греко на данную тему. Это позволяет сделать вывод, что живописцу данный сюжет был близок и интересен. Первая работа выполнена в более светлой цветовой гамме, нежели более поздние произведения. Но уже в ней можно увидеть характерную вытянутость лиц и особенное видение перспективы.

 

Манеру письма Эль Греко можно назвать стремительной и экспрессивной. Его полотна не светятся романтической мягкостью, а являют собой контраст света и тени, небесного простора и земли.

Картина «Мальчик, раздувающий лучину» демонстрирует характерную для Эль Греко тщательную проработку рефлексов. На ней мы видим парнишку, зажигающего свечу. Робкий огонёк освещает лишь лицо мальчика, оставляя невидимым помещение, в котором находится герой.

  

Сюжет этого полотна несколько выбивается из ряда других работ живописца, он не является ни сценой из священного писания, ни зарисовкой какого-то конкретного события. Это тёплое и уютное по своей атмосфере творение свидетельствует о мастерстве Эль Греко-портретиста.

В 1576 году художник отправился в Испанию. Но он не случайно покинул гостеприимную Италию, где успешно освоил навыки живописи и приобрел много друзей в среде художников. Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни. Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо. Хмурые насупившиеся облака нависли над этим испанским городом, удобно расположившимся на возвышенной местности меж лугов и лесов. «Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба.

Но всё же намного чаще живописец обращался к изображению библейских сюжетов и портретов. Эти направления куда характернее для его творчества. Люди, изображённые на картинах позднего периода творчества живописца, полны трагической одухотворенности. Их лица остры, несколько печальны и необычайно выразительны, а во взгляде каждого персонажа сквозит осознание неведомой зрителю истины.

Зачастую в своих картинах Эль Греко прибегал к вертикалям, используя их во всех элементах работы. Например, на картине «Христос, несущий крест» и черты лица, и складки одежды, и крест в руках Спасителя подчёркивают устремлённость ввысь. Смещение планов, как и возведённые к небу глаза Христа, усиливает этот эффект.

  

Творчество Эль Греко, кажущееся многим чересчур мрачным, в философском плане представляет собой череду размышлений о вечном. Что же касается техники живописи, то его картины – это блестящий эксперимент, в ходе которого художник делает попытку передать эти размышления через светотень.

Деформация в работах живописца представляется оправданным и преднамеренным шагом, благодаря которому зритель может точнее прочувствовать драматичность и осмысленность происходящих на полотнах событий.

artifex.ru

Эль Греко - репродукции картин. Печать на холсте. El Greco

 

ПЕЧАТЬ КАРТИН НА ХОЛСТАХсоздаем поэзию,которую видят

Дизайн-студияINcolor

         Дизайн студия INcolor  • ПЕЧАТЬ НА ХОЛСТЕ • ПЕЧАТЬ ФОТО НА ХОЛСТАХ •ЦИФРОВАЯ РЕТУШЬ • 2014 © Все права защищены            ПЕЧАТЬ КАРТИН, ФОТОГРАФИЙ, РЕПРОДУКЦИИ НА ХОЛСТЕ С ДОСТАВКОЙ ПО ВСЕЙ РОССИИ

+7 (926) 677-78-61+7 (926) [email protected]

Заполните форму заказа и получите макет вашей будущей картины

+7 (926) 677-78-61+7 (926) [email protected]

ПЕЧАТЬ КАРТИН НА ХОЛСТАХсоздаем поэзию,которую видят

Заполните форму заказа и получите макет вашей будущей картины

В данном разделе представлены самые знаменитые картины Эль Греко. Теперь вы сможете любоваться удивительными работами художника у себя дома. Заказать и купить репродукцию картины Эль Греко можно любым удобным для вас способом: заполните форму заказа, напишите письмо на [email protected], свяжитесь с менеджером по телефону или закажите услугу обратный звонок.

Эль Греко - великий испанский художник 16-17 в. Родился на острове Крит в 1541 году. При рождении мальчику дали имя Доменикос Теотокопулос. Большое влияние на всё его творчество оказали такие художники, как Микеланджело, Михаил Дамаскин, Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Эль Греко тяготел к венецианской школе живописи, большинство его работ выполнены в стиле маньеризм.Удивителен то факт что после смерти этого художника в 1614 году, практически всё его наследие было забыто практически на 300 лет и только спустя несколько столетий его заново открыли для себя и всего мира ценители живописи. Сейчас El Greco занимает одно из самых почётных мест среди представителей мировой живописи и европейского изобразительного искусства, в частности.О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего не известно. По некоторым сведениям ещё юношей он обучался искусству иконописи. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. Его учителем называют Михаила Дамаскина.В возрасте 26 лет, Эль Греко отправился в Венецию, где продолжил обучение в мастерской Тициана. Здесь на него большое влияние оказали работы итальянских маньеристов, но всё же, несмотря на это, он выработал свой, уникальный почерк и манеру рисования.Славу художнику принесла картина “Погребение графа Оргаса” которая была написана в 1586 году. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. В тот период он пользовался большой популярностью благодаря своему оригинальному стилю, который не зависел от других художников. Все картины он подписывал Доменико Греко. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.Великий испанский художник умер 7 апреля 1614 года в Толедо, где прожил последние годы. Был похоронен в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.

incolor-art.ru

Живопись Эль Греко. Испанское искусство 17 века

Особое место в испанской живописи второй половины 16 — начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541— 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. Его творчество, аристократическое, утонченно-интеллектуальное, отличают страстность, пылкая фантазия, доходящая до мистической экзальтации. Трагизм образов Эль Греко, их повышенная выразительность отразили дух современной ему жизни — острый кризис гуманистических идеалов, начавшийся в Европе во второй половине 16 столетия. Чувство одиночества, душевная неуравновешенность, как и настроение смятенности, безверия и тревоги, не были случайными. Для Эль Греко, человека тонкой душевной организации, окружающий мир был в состоянии крушения. Резкие социальные и идейные сдвиги 16 века, яростная борьба философских и религиозных направлений заставляли подвергнуть сомнению все — даже существование мира. Искусство Эль Греко было психологическим выражением внутренних трагических конфликтов, отражавших разлад личности с обществом.

Эль Греко родился и получил первоначальное образование на острове Крит, в возрасте двадцати пяти лет переехал в Италию. Истоки его живописи многообразны. Это традиции иконописи и мозаичного искусства Византии, со звучными переливами глубоких тонов. Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите. Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи. Это реализм испанского искусства 16 века с его интересом к духовному самоуглублению; наконец, это — итальянский маньеризм, привлекший Эль Греко лишь внешними художественными приемами. Вычурность, холодная рассудочность и фальшивость чувств художников-маньеристов были чужды Эль Греко, образы которого полны внутреннего горения.

Уже зрелым мастером Эль Греко был приглашен к испанскому двору, но его искусство не нашло здесь признания. Местом творческой деятельности художника стал древний Толедо — город воинствующей веры и монастырей, надменной кастильской знати, враждебной королю. В этой избранной среде образованных людей, писателей, художников, музыкантов, понимавших противоречия современной Эль Греко Испании, драматически-экспрессивное искусство художника было понято и достигло расцвета. Он писал картины преимущественно на религиозные сюжеты, святых, изможденных аскетов в состоянии мистического экстаза. Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. Композиции его картин строились на ритмическом соотношении выпуклых угловатых форм, беспокойных волнообразных линий, произвольно смещающихся планов, смелых ракурсов, на контрастах света и тени, вносящих элементы динамики и передающих ощущение взволнованности. Сильно удлиненные фигуры в страстном порыве устремляются вверх. Обычно применяемый низкий горизонт увеличивает их масштабы. Деревья, скалы, небо, облака и одежды кажутся живыми. Их трепетные контуры повторяют неистовый ритм движения человеческих фигур. Весь мир воспринимается как одухотворенная, непрерывно изменяющаяся бушующая стихия, с которой человек не в сипах совладать. Сцены освещены фосфоресцирующим холодным светом. Нервный ритм усиливается благодаря длинным и беспокойным мазкам.

Эль Греко — величайший мастер колорита. Он любил пронзительно-светлый голубовато-серо-стальной тон, яркую киноварь, лимонно-желтые, изумрудно-зеленые, синий, бледно-розово-фиолетовые цвета во множестве оттенков, увеличивал силу каждого цветового пятна дополнительными. Однако цвет для Эль Греко не постоянный признак предмета, а выразитель взволнованных чувств. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами.

Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586—1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. В основе сюжета лежит средневековая легенда о толедском графе Оргасе, известном своими добрыми делами. Внизу композиции в сумеречном ночном освещении запечатлена торжественная погребальная церемония. На фоне черных нарядов идальго и серой одежды монаха мерцают золотом парчовые мантии святых, чудесным образом спустившихся с небес, чтобы похоронить Оргаса. Серебристо-желтое пламя факелов освещает белую одежду экстатически воодушевленного священника, заставляет сверкать серебряные латы графа, рождает таинственность атмосферы. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Самое замечательное в картине — остропсихологические портреты толедцев. Это люди разных возрастов и характеров — воплощение духовной красоты: на их строгих, замкнутых, бледных лицах можно прочесть силу чувств, оттенки настроений, тонкость ума, самоуглубленность, гордость, непреклонность. Вместе с тем все они объединены изумлением перед совершающимся чудом и глубокой скорбью при мысли о неизбежной смерти. Темные силуэты торжественно-неподвижны, скованы, но сдержанные жесты рук выдают затаенную взволнованность. Тема жизни, ее скрытого драматизма дана в сопряжении с темой неба — что характерно для Эль Греко.

Верхняя часть композиции представляет мир призрачных тревожных видений. Здесь все находится в драматическом движении. На небе, озаренном вспышками холодного света, Христос с сонмом святых принимает душу Оргаса. Сияющая тревожным холодным светом и светлыми красками небесная сфера по композиции противоположна сцене погребения с ее напряженной гармонией черного, серого, белого. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков. Вся композиция развертывается в пределах переднего плана, пространство уплотнено фигурами, что усиливает сгущенность эмоциональной атмосферы. Мастерски написаны рефлексы стали на доспехах, жемчуг, узоры белых кружев на черном бархате и другие декоративные детали, которые любили воспроизводить в живописи испанцы.

Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах апостолов Петра и Павла (1614, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Здесь противопоставлены разные типы людей. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Холодный, переливчатый, золотисто-зеленый колорит, в котором написана его фигура, соответствует настроению печали, неуверенности. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения. Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Жесты рук, образующих композиционный узел, выражают не действие, а внутреннее переживание, диалог, который объединяет обоих апостолов.

Тонкая проницательность художника проявилась в замечательных портретах, зорко схватывающих приметы внешности и особенности духовного облика людей. Круг портретируемых Эль Греко широк — он дает представление о различных типах людей Испании того времени. Художник писал портреты трогательных детей, ученых, утонченных поэтов, писателей, суровых воинов с умными одухотворенными лицами, надменных бледных кардиналов, отрешенных от жизни испанских идальго, людей из народа. Художнику чужда психологическая статика придворных испанских портретов 16 века. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух испанского двора. По сравнению с портретами венецианских живописцев эпохи Возрождения в образах Эль Греко больше личного, субъективно заостренного, чувствуется взволнованное отношение художника к модели. За внешней оцепенелостью форм и бесстрастием лиц портретируемых ощущаются сжигающий их внутренний огонь, напряженная жизнь. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Он внешне сдержан, торжественная неподвижность выпрямившейся фигуры подчеркнута серебристо-золотистым фоном, разделенным по вертикали на две равные части. Внутренняя экспрессия как бы прорывается в движении разлетающихся складок светло-малиновой мантии — с преломляющимися в ней лучами света, с черными тенями; судорожный жест руки, схватывающей ручку кресла, выдает бушующие страсти фанатика. Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи.

Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом; портрет написан стремительным мазком. Эль Греко сумел подметить в его лице и мгновенных движениях едва уловимые мимолетные настроения. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. Духовный мир человека, который всегда был в центре внимания Эль Греко, художник раскрыл в становлении, изменчивости, в этом он намного опережал свое время. Ощущение жизни космических сил, во власти которых находится человек, нашло выражение в знаменитом пейзаже «Толедо в грозу» (1610—1614, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), исполненном глубокого философского смысла, тревожного мироощущения. Своим творчеством Эль Греко подготовил новый этап в развитии психологических проблем испанской живописи, открыл новый путь решения живописных задач.

Расцвет испанской реалистической школы, развивавшейся в основном в рамках религиозной живописи в борьбе с идеализирующим придворным направлением, наступил в первой половине 17 столетия. Главными очагами реализма стали Севилья и Валенсия, в их художественной жизни ярко проявились передовые веяния.  Картины Эль Греко →

История зарубежного искусства →

smallbay.ru

Эль Греко. Картины: история и описание

Искусство и развлечения 2 января 2015

Один из немногих старых мастеров, который на сегодняшний день пользуется огромной популярностью, – это Эль Греко. Картины его заняли почетное место среди произведений именитых художников. Шедевры Эль Греко восхищали многих его современников, и после смерти маэстро появилось немало последователей, которые переняли технику талантливого живописца.

Крит, или Создание религиозных полотен

Родился Эль Греко на острове Крит. Этот кусочек Средиземноморья принадлежал богатой Венецианской "империи". Правители этой державы подвергали террору и порабощали местных жителей. Их интересовали Православные греческие церкви. Византийцы позволяли иконописцам Крита создавать религиозные полотна в традиционном византийском стиле.эль греко картины

В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Эль Греко, картины которого, по его мнению, не смогли бы стать популярными на его родине, принимает решение покинуть остров.

Период жизни и творчества в Венеции

Он переехал в Венецию в 1567 году и там начал освоение элементов живописи эпохи Возрождения. Среди лучших его работ этого периода - "Христос исцеляет слепых". Эта тема была особо популярна во времена Контрреформации, потому что исцеление слепоты являлось символом откровения истинной веры. Католическая церковь пыталась вернуть былое могущество, создав движение, называвшееся Реформацией. И Эль Греко, будучи религиозным человеком, стал одним из самых влиятельных художников этого плана.эль греко картины описание

Пробыв в Венеции три года, мастер отправился на юг - в центр католической и классической культуры (Рим), где и работал с 1570 по 1576 гг. Прибыл он с рекомендательным письмом от хорватского миниатюриста Джулио Кловио, что обеспечило ему помещение для проживания и работы во дворце кардинала Алессандро Фарнезе, который являлся самым богатым и влиятельным покровителем во всем Риме.

Видео по теме

Неудачная карьера в Риме, или критика Микеланджело

Конечно, этот город произвел огромное впечатление на Эль Греко. Картины, которые он пишет в этот период, – это портреты на заказ, небольшие молитвенные полотна и скульптуры, создаваемые для более высокопоставленных клиентов. Ему улыбается удача и даже удается заработать немного денег. Но одна из причин, почему Эль Греко не достиг популярности в Риме и не обрел важных покровителей, - это его критика в адрес Микеланджело, который слыл высокоуважаемым человеком в этом городе.

В 1576 году Эль Греко вновь отправляется в путешествие. Он принимает решение переехать в Испанию и явиться на службу к королю Филиппу Второму. Церковь и королевский двор этой страны покровительствовали искусству. Город, в котором обосновался Эль Греко, – Толедо. Именно там он и остался до конца своих дней.

картины эль греко с названиями

Город, который стал последним пристанищем художника

Когда художник приехал в Испанию, ему было тридцать шесть. Толедо являлся культурным центром страны, и вскоре Эль Греко почувствовал себя как дома. Именно в это время город полностью перестраивался. Расширялись улицы, возводились новые здания, самым главным среди которых был Кафедральный собор. И первый заказ художник получил именно здесь. Речь идет об эпическом полотне "Снятие одежд с Христа". Это первый шедевр Эль Греко.

Картины его, наконец, становятся популярными. Более того, художник находит собственный стиль. Изображения становятся не только повествовательными, но и динамичными. Эль Греко подбирает живые и яркие цвета. Ему повезло, и у него появился первый серьезный заказчик, а затем его работы привлекли внимание самого короля.

Произведение, написанное по заказу Филиппа

Какие для Филиппа написал Эль Греко картины? Описание его дальнейшего творческого пути сообщает о том, что художник получил заказ на создание алтарного изображения под названием "Мученичество Святого Маврикия". Внизу картины можно увидеть самого Маврикия, одетого в голубые доспехи и обсуждающего с солдатами возможность сражения. Но его ожидала другая судьба.эль греко толедо

В левой части полотна зритель снова видит основного персонажа, смотрящего на происходящее, затем его же, но обнаженного, склонившегося в молитве, и, наконец, обезглавленного. Сразу заметно, насколько сильным оказалось влияние венецианских мастеров на Эль Греко. Но Филипп Второй не принял эту картину в идее изображения для алтаря, однако включил её в свою личную коллекцию.

Творчество Эль Греко, или Картины для маленьких часовен

В возрасте сорока двух лет художник занимался тем, что писал полотна для маленьких церквей и часовен. А как же остальные картины Эль Греко, с названиями которых знакомы многие любители искусства? Вот именно в этот период и было создано самое известное творение живописца - "Погребение графа Оргаса". Это был дворянин, живший в четырнадцатом столетии. Во время его похорон случилось чудо: святые Стефан и Августин спустились с небес и опустили умершего в гроб. И упомянутый нами шедевр как раз изображает эту историю.

Мы с вами кратко рассмотрели биографию талантливого Эль Греко. Картины его всегда очень масштабны по содержанию. Недаром его творчество, заново открытое в девятнадцатом столетии, оказало влияние на художников того времени. А на сегодняшний день этот человек считается одним из величайших живописцев мирового масштаба.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Эль Греко, картина «Погребение графа Оргаса»: описание, интересные факты и отзывыИскусство и развлечения Эль Греко, картина «Погребение графа Оргаса»: описание, интересные факты и отзывы

Доменикос Теотокопулос (1541-1614) – испанский художник греческого происхождения. В Испании он получил прозвище Эль Греко, то есть грек. Не сохранилось ни одного портрета, о котором с уверенностью можно сказать,...

Портрет Струйской Рокотова: история и описание картиныИскусство и развлечения Портрет Струйской Рокотова: история и описание картины

Немного найдется портретов, да еще и изображающих не августейших особ, которым поэты даже спустя века посвящали стихи. К их числу принадлежит портрет Струйской Рокотова, который и сегодня вызывает желание получше расс...

Картина Искусство и развлечения Картина "Церковь Покрова на Нерли" Герасимова: история и описание

Сергей Васильевич Герасимов – русский, советский художник. Среди его работ – картина «Церковь Покрова на Нерли». В ней отразилась любовь мастера к пейзажам, дань уважения к храмам, многие из ко...

История и описание картины Искусство и развлечения История и описание картины "Видение отроку Варфоломею" Нестерова

Художник Нестеров Михаил Васильевич всегда относился с особенной любовью к святому Сергию Радонежскому. Картина «Видение отроку Варфоломею» является первой из целого цикла его работ, посвященных преподобно...

Сочинение по картине Образование Сочинение по картине "Свидание" Маковского. История и описание.

Сочинение по картине «Свидание» Маковского входит в план школьной программы. Когда семиклассники тренируются описывать внешность и чувства героев, эта картина подходит как нельзя лучше. Ее особенности разб...

Ван Гог, Искусство и развлечения Ван Гог, "Ботинки" ("Башмаки"): история и описание картины

Живопись - это одно из наиболее влиятельных направлений искусства. Сила изображения способна перенести зрителя в абсолютно другое время, место или даже иную реальность. Любой художник стремится наиболее детально и пра...

История и описание автомобиля Автомобили История и описание автомобиля "Митсубиси Диамант"

Автомобиль «Митсубиси Диамант», фото которого представлены ниже, дебютировал на широкой публике в 1989 году. Тогда он был рассчитан как на внутренний японский рынок, так и на экспорт. За всю историю сущест...

Автобус малого класса ПАЗ-32054: история и описаниеАвтомобили Автобус малого класса ПАЗ-32054: история и описание

Автобус малого класса ПАЗ-32054 является одной из тридцати модификаций базовой модели самого массового автобуса России 90-х и 2000-х годов ПАЗ-3205. Отличительной видимой особенностью является двухдверная компоновка с...

«Опель Инсигния»: история и описание моделиАвтомобили «Опель Инсигния»: история и описание модели

«Опель Инсигния» дебютировала в 2008 году. Она стала заменой популярной модели среднего класса - «Вектра», выпускаемой с 1988 года. "Insignia" превзошла свою предшественницу по всем параметрам....

Автомобили "Тойота Hilux": история и описание модели

Пикап "Тойота Hilux" дебютировал в далеком 1967 году. Изначально этот автомобиль выпускался исключительно для внутреннего рынка Японии, и только в 2005 году он был представлен Европейским автолюбителям, а с 2010 года ...

monateka.com

Эль Греко. Картины и биография. El Greco. Материалы по литературе

 

эль греко автопортретЭль Греко Картины и биография Эль Греко эль греко дама в мехах Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 10 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий ("Изгнание торгующих из храма", 1570, Национальная галерея, Вашингтон; "Исцеление слепого", 17-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.

), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса", 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; "Святое Семейство", около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства ("Мученичество святого Маврикия", 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической эль греко мария магдалина Дама в мехах, 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, ГлазгоМария Магдалина, 1578 Музей изящных искусств, Будапешт эль греко христос, несущий крестэль греко молитва святого доминика Христос, несущий крест, 1580-е Музей Метрополитен, Нью-ЙоркМолитва святого Доминика 1585-1590, Частное собрание эль греко мальчик, раздувающий лучинуэль греко апостолы петр и павел Мальчик, раздувающий лучину, 1590 Национальная галерея, ЭдинбургАпостолы Петр и Павел, 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург Проницательностью ("Главный инквизитор Ниньо де Гевара", 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом ("Портрет неизвестного рыцаря", 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко ("Снятие Пятой печати", Метрополитен-музей; "Лаокоон", Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция "Вид Толедо" (1610-1614, Метрополитен-музей). Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения.

 

Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века. Живопись и творчество Эль Греко эль греко el grecoэль греко el grecoэль греко el grecoэль греко el grecoэль греко el grecoМученичество святого Маврикия, 1581Погребение графа Оргаса, 1586Троица 1579Благовещение 1596-1600Святой Мартин и нищий 1597-1599 эль греко el grecoэль греко el grecoэль греко el grecoэль греко el grecoэль греко el grecoСвятой Людовик, король Франции, 1592-1595Святой Франциск в экстазе, 1594-1595Святое семейство с Марией МагдалинойПоклонение пастухов 1610Святой Иосиф с юным Христом эль греко el grecoэль греко el grecoэль греко el grecoэль греко el grecoэль греко el grecoВид Толедо 1610-1614Портрет монаха Ортенсио ПарависиноЛаокоон 1604-1614Иоанн Евангелист 1595-1605Снятие пятой печати 1610-1614 Примечание. 1.

Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%. 2. Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. Искусство Франции.

Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства.

От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Подарок для любимого мужчины

 

www.nitpa.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта