Русская живопись: Зинаида Серебрякова (378 работ) [+18]. Картины серебряков
Работы художника - Серебрякова Зинаида Евгеньевна :: NoNaMe
Работы художника — Серебрякова Зинаида ЕвгеньевнаКоличество: 370 jpgРазмер: min: min: 670x1000 ~ max: 6620x8930Размер архива: 251 mb
Серебрякова Зинаида Евгеньевна — русский художник, участница объединения «Мир Искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица известного живописца О. Э. Браза.
----------------------<cut>----------------------
Зинаида родилась 12 декабря 1884 года в имении Нескучном в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере — известным скульптором, а мать — Екатерина Николаевна (1850—1933), сестра Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Один из её братьев, Николай, — талантливый архитектор, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики. Русско-английский актёр и писатель Питер Устинов — тоже родственник Зинаиды Серебряковой.Муж — Борис Анатольевич Серебряков. Дети — Евгений Борисович Серебряков (1906—1991), Александр Борисович Серебряков (1907—1995),Татьяна Борисовна Серебрякова (1912—1989), Екатерина Борисовна Серебрякова (1913). Внук — Иван Николаев, художник.
Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвящённые Серебряковой.
Присоединяйтесь к доку
Количество: 370 jpg | Размеры: min: 670x1000 ~ max: 6620x8930 | Размер архива: 251 Mb
Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлыtxapela.ru
Зинаида Серебрякова (378 работ) [+18]: evgensemenihin
Оригинал взят у aloban75 в Русская живопись: Зинаида Серебрякова (378 работ) [+18]Изображение картин русской художницы Серебряковой Зинаиды Евгеньевны (1884 - 1967 гг.).Беление холста. 1917 г.
Автопортрет в белой кофточке. 1922 г.
Далее я не стал возле каждой картины указывать название. Интересующиеся могут кликнуть по изображению и там прочитать в правом верхнем углу.
evgensemenihin.livejournal.com
Зинаида Серебрякова: несгибаемая гармония | The Art Newspaper Russia — новости искусства
Зинаида Серебрякова. «Девочки-сильфиды». (Балет «Шопениана»). 1924. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Зинаиду Серебрякову (1884–1967) у нас теперь стали показывать с завидной частотой то в музеях, то в галереях. Ее не только любит широкая публика, но и ценят антиквары, не обходят вниманием русские торги.
Зинаида Серебрякова.«За завтраком». 1914. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
С наследственной художницей из артистического клана Бенуа-Лансере и из круга «Мира искусств», по необходимости ставшей русской парижанкой, советские культуртрегеры пытались наладить отношения еще до войны; в Париже ее посещали чины Союза художников СССР и Академии художеств. За два года до смерти ей устроили своего рода оммаж: тогда по главным музеям страны прошла ее выставка в том числе с привозными из Франции работами.
Зинаида Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет». 1909. Холст на картоне, масло. Государственная Третьяковская галерея
Экспозиция Серебряковой в перестроечном 1986-м (Третьяковская галерея провела ее тогда на площадке смежного ЦДХ) стала первой полноценной ретроспективой художницы, соединившей две половины ее жизни: российский до- и сразу послереволюционный периоды и последовавший почти 40-летний эмигрантский. Потом большая пауза. Затем в духе богатых и гедонистических 2000-х годов — специальная тематическая выставка «Обнаженные» в Русском музее, а спустя шесть лет в Третьяковcкой галерее — экспозиция парижского наследия художницы.
Зинаида Серебрякова.«Мальчики в матросских тельняшках». 1919. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
И вот теперь снова Серебрякова в Третьяковке. Нынешняя ретроспектива, в которую входит около 200 произведений живописи и графики, отличается от той, 30-летней давности, тем, что на ней будет представлена та французская часть ее наследия, которая прежде у нас не показывалась, а также бельгийские монументально-декоративные работы (панно для виллы «Мануар дю Реле» барона Броуэра середины 1930-х), их десять лет назад можно было увидеть только в Русском музее. Впрочем, ко всем этим плюсам есть и минус: выставка, увы, обойдется без работ, находящихся в украинских музеях. Но в каталоге эти вещи тоже будут воспроизведены.
Зинаида Серебрякова. «Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии». 1916. Бумага верже на картоне, темпера. Государственная Третьяковская галерея
Искусство Серебряковой всегда уместно, поскольку несет в себе позитивное начало: сцены счастливой юности со знаменитой «За туалетом. Автопортрет» 1909 года, сразу же купленной Третьяковской галереей, потом картины опять же счастливого материнства, там же рядом — идиллии, отличающиеся от расхристанных передвижнических аккуратные крестьяне эпохи модерна (которые, однако, позднее, с революцией, разорят родовое гнездо под Курском), семейный уют в имении Нескучное, и дети, дети, дети… За играми, за обедом, в домашних хлопотах, в карнавальных костюмах и балетных пачках, а то и предстающие в обезоруживающей наготе. В искусстве Серебряковой нет места ни драматизму, ни трагедии, хотя она прожила отнюдь не самый благополучный период нашей истории, да и ее личная биография не изобиловала ни пряниками, ни круассанами. Она никогда не предавалась рефлексии, а просто радовалась по случаю перехваченным счастливым моментам. В нашей же теперешней культурной действительности, протекающей в больших выставочных залах, жизнерадостный позитив — почти директивное направление. И выставка оправдает эти ожидания.
Зинаида Серебрякова. «Беление холста». 1917. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Впрочем, к тезису «всегда уместна» нужно сделать поправку: почти всегда. К примеру, такая выставка, как «Обнаженные», теперь была бы просто невозможной в государственном музее ввиду разгула самостийных блюстителей нравственности. Ведь и желающих побольше узнать о творчестве Серебряковой в Рунете подчас ждет предупреждение: «Архивный альбом, к просмотру которого вы намерены перейти, может содержать элементы эротики или вульгарности и, по мнению пользователей сайта, не предназначен для просмотра лицами, не достигшими 16-летнего возраста». И в этом смысле выставка не подведет дирекцию Третьяковки и не даст шанса высокоморальным зрителям проявить бдительность: ничего «такого» в экспозиции не будет.
Зинаида Серебрякова. «Персия». 1916. Бумага, темпера. Государственная Третьяковская галерея
Взгляд Серебряковой на женское тело (а ее картинный мир — это мир без мужчин, портреты — другое дело) — взгляд художника-классициста, точнее, неоклассициста, ценящего форму. Ей было свойственно двойное видение: одно — непосредственное, эдакое импрессионистическо-натурное, другое — сквозь призму традиции, истории искусства. Ее «Баня» (1912 и 1913) — энгризм с поправкой на российские типажи и память о Венецианове, а знаменитые «Жатва» (1915) и «Беление холста» (1917) несут в себе нечто ренессансное, кватрочентистское. Можно подумать, что молодые курянки в лаптях, мягко, но уверенно отчеканенные кистью художницы, — праправнучки перуджиниевских дев. Кажется, что Серебрякова сумела вывести в живописи благородную южнорусскую крестьянскую породу — грациозную, несмотря на тяжелые труды и дни. Кстати, если уж говорить о впитанной с молодых ногтей художественности Серебряковой, то надо бы напомнить, что ее отец Евгений Александрович Лансере был выдающимся скульптором-анималистом.
Зинаида Серебрякова. «Персия». 1916. Бумага, темпера. Государственная Третьяковская галерея
Не умея обходиться без натуры, Серебрякова тем не менее жертвовала натурой ради изящных пропорций, красивых композиций и изысканных поз. Ради декоративного искусства она гнула и cплетала женские тела, как лозы, что видно по ее эскизам так и не осуществленных росписей Казанского вокзала (темперы и рисунки аллегорических фигур «Турция», «Сиам», «Индия» и «Япония», 1916). Впрочем, со временем натурализм одержал верх над идеальностью. К примеру, в серии панно для виллы «Мануар дю Реле» (предоставлены галереей «Триумф») больше пышной физиологии, чем в петербургско-московских аллегориях. Но, вероятно, это было продиктовано самим местом — зажиточной Фландрией, которая никогда не отличалась плохим аппетитом, в том числе и по отношению к женским формам. Однако это исключение, поскольку вся выставка в основном посвящена гармоничному периоду Серебряковой — русскому периоду.
Третьяковская галерея, Инженерный корпусЗинаида Серебрякова5 апреля – 30 июля
www.theartnewspaper.ru
Зинаида Серебрякова. Картины художника Зинаиды Серебряковой
В русском искусстве начала XX столетия трудно найти другого художника, чье видение мира было бы так безмятежно-радостно, так исполнено веры в светлые истоки жизни. Избежав соблазна «новейшими» течениями и направлениями, возникавшими на изломе веков, Серебрякова в своем творчестве сохранила верность тем классическим традициям, в которых была воспитана.
Мать Зинаиды Евгеньевны Екатерина Николаевна происходила из славного рода Бенуа, давшего русской культуре целое созвездие замечательных художников. Прадед – Альберт Кавос – архитектор, один из создателей Большого театра в Москве. Дед – Николай Леонтьевич Бенуа – профессор, академик, председатель Петербургского общества архитекторов. Его сыновья – родные братья Екатерины Николаевны: Александр Николаевич – художник, график, историк искусства, один из организаторов «Мира искусства»; Леонтий Николаевич – архитектор, профессор Императорской Академии художеств; Альберт Николаевич – председатель Русского общества акварелистов. Сама Екатерина Николаевна в молодости посещала классы Академии художеств, писала маслом и акварелью. По выражению одного из современников, дети в семье Бенуа «рождались с карандашом в руке». Не менее известен был и отец будущей художницы – скульптор Евгений Александрович Лансере. После его смерти Екатерина Николаевна с шестью детьми (Зине – самой младшей – было два года) поселилась в Петербурге в доме Н.Л. Бенуа. Царивший здесь дух высокого искусства был той питательной средой, в которой развивались художественные дарования детей. Брат Зинаиды Евгеньевны Николай впоследствии стали архитектором, Евгений – живописцем и графиком.
Рисование с детства стало любимым занятием Зины Лансере. Закончив в 1901 году гимназию, она поступила в частную художественную школу кн. М.К. Тенишевой, но вскоре вместе с матерью и сестрами отправилась в Италию, где увидела воочию замечательные творения великих мастеров эпохи Возрождения. Вернувшись в Петербург в 1903 году, два года занималась в мастерской известного портретиста И.Э. Браза. Осенью 1905 года, выйдя замуж за Б.А. Серебрякова, Зинаида Евгеньевна вместе с ним уехала во Францию, где провела несколько месяцев, изучая живопись в одной из художественных студий Парижа. Из французских мастеров самое сильное впечатление на нее произвели Франсуа Милле и Огюст Ренуар.
В феврале 1909 года в Петербурге на выставке «Союза русских художников» З.Е. Серебрякова впервые была представлена 14 произведениями, из которых особенно понравилась картина «За туалетом» (находится в Государственной Третьяковской галерее). Созданный в ней образ самой художницы, сияющий молодостью и радостью жизни, покоряет живописным мастерством и удивительной свежестью чувства. Ощущение бытия как гармонии мира и человека, умение найти поэзию и красоту в простом и привычном Серебрякова претворяла в классически ясные художественные формы, отличающиеся чистотой линий, звучностью цвета, светлым эмоциональным строем.
В собрании Национального художественного музея находятся четыре произведения З.Е. Серебряковой.
С портрета Евгения Золотаревского (1922 г., холст, масло) на нас задумчиво смотрит темноволосый подросток, сидящий за столом перед раскрытой книгой. Тонкие черты лица исполнены благородства и достоинства, серьезен взгляд глубоких карих глаз.
Светлое поэтическое настроение, навеянное книгой, придает облику мальчика удивительную одухотворенность, на наших глазах как будто совершается таинство пробуждения души. Вспоминается пушкинское: «…в те дни, когда мне были новы все впечатленья бытия…» Окружающий мир кажется неизведанной планетой, полной тайн и загадок. Быть может, оттого в темно-синем цвете фона можно почувствовать бездонность Космоса, безграничность Вселенной, где шумят океаны и манят далекие звезды. В радостном звучании синего и белого цветов, в упругом ритме линий рождается обаятельный образ Юности с ее душевной чистотой и открытостью миру.
С особенно теплым чувством Серебрякова изображала своих детей, которых у нее было четверо: мальчиков – Шуру и Женю и девочек – Тату и Катю. Зинаида Евгеньевна рисовала их, начиная с первых дней жизни; подрастая, они позировали ей для больших композиций.
Картина «Катя с натюрмортом» (холст, масло) написана в 1923 году. На ней изображена младшая дочь художницы Екатерина Борисовна Серебрякова (родилась в 1913 году, с 1928 года живет в Париже).
В композиции с большим мастерством соединены несколько жанров: девочка чистит яблоко за столом, на котором «вкусно» разложена всевозможная снедь. Необычный ракурс – мы смотрим на стол чуть сверху – позволяет внимательно рассмотреть изображенный на первом плане великолепный натюрморт. Увлекаемые энергичным линейным ритмом округлые формы оранжевых репок, желтых яблок, цветной капусты, розового и белого редиса, фарфоровых тарелок образуют на холсте сложный изысканный «узор». Замечательно передана естественная, грациозная поза Кати. Плавные, гибкие линии ее спины и рук повторяются в гребне большого кочана сине-лиловой капусты, складках белой скатерти, изгибах лежащих на большом блюде серебристых щук. Гармония чистых ярких цветов создает бодрое жизнерадостное настроение. Образ девочки среди чудесных даров природы сияет чистотой и свежестью летнего утра. Юная расцветающая жизнь, улыбаясь, смотрит на нас с картины, вдохновленной нежной материнской любовью.
В 1920-е годы в творчестве Серебряковой появились образы балерин-танцовщиц петербургского Мариинского театра.
Серебрякова знала и любила театр с детства. В семье Бенуа, где она росла, существовал настоящий культ сцены, дядя Зинаиды Евгеньевны Александр Николаевич Бенуа был одним из самых известных мастеров театрально-декорационного искусства. В хореографическом училище занималась старшая дочь Таня.
На протяжении нескольких лет Серебрякова приходила в театр перед спектаклями и зарисовывала одевающихся и гримирующихся балерин.
Художница создавала не только портреты артистов балета, но и композиции, передающие атмосферу артистических уборных. К числу таких произведений относится картина «В балетной уборной» (1922–24 гг., фанера, темпера, гуашь).
Яркий свет ламп освещает разделенную перегородками просторную комнату с гримерными столиками и большими зеркалами. На старинном диване, полу, стульях лежат шляпные картонки, коробки, театральные костюмы. Балерина, стоя к зрителю спиной, завершает свой туалет, ее легкая фигурка в воздушной пачке напоминает хрупкую фарфоровую статуэтку. Композицию отличает свободная, изящная манера письма. В цветовой гамме гармонично сочетаются охристо-коричневые, серо-голубые, темно-красные тона.
Большое место в творчестве Серебряковой занимает пейзаж. Она много работала с натуры в любимом Нескучном – имении под Харьковом, где с увлечением писала цветущие сады, поля, пашни, стога сена. В Царском Селе и Гатчине ее привлекали памятники архитектуры, парки, интерьеры дворцов. Живя с 1924 года за границей, художница писала пейзажи Франции, Италии, Швейцарии.
Хранящийся в коллекции музея «Пейзаж с деревьями» (бумага, темпера) создан в 1909 году.
Высокие горы, окутанные сиреневой дымкой, образуют глубокую чашу, на дне которой растут два больших дерева. Своими формами они напоминают сказочных жар-птиц, расправляющих крылья: как вихрь стремительны крупные размашистые мазки, «создающие» их ржаво-золотую осеннюю листву. Широкая обобщенная манера письма, сдержанная цветовая гамма охристых, коричневых, серых, сиреневых тонов придает пейзажу величественный, торжественный характер.
Мир образов, созданных З.Е. Серебряковой, удивительно гармоничен, полон трепетного отношения к жизни. Один из критиков, хорошо знавший творчество художницы, сказал о ней замечательные слова: «…она необычайно современна, но современность ее связана с вечностью…»
Авторы проекта: Текст – Зав. сектором лекционно-экскурсионной работы отдела научно-просветительской работы НХМ РБ М.А.ЩербаковаИллюстративный ряд (оцифровка произведений) - Д.Н. Козлов
Размещение на сайте – Зав. сектором мультимедийных технологий отдела научно-просветительской работы НХМ РБ П.А. Яницкая
Авторы проекта выражают особую благодарность: Хранителю фонда, ведущему научному сотруднику Е.Д. Шапошниковой, сотрудникам технической службы, за помощь в организации выставки.
www.turist.by