Поп-арт – искусство, вдохновленное массовой культурой. Поп картины
Поп-арт: фаст-фуд в искусстве?
Ключевые моменты
1. Создавая картины и скульптуры, изображающие объекты массовой культуры и медиа-звезд, представители поп-арта стремились размыть границы между «высокой» и «низкой» культурой. Одной из важнейших характеристик поп-арта является концепция того, что в культуре не существует никакой иерархии, а искусство может питаться из любого источника.2. Можно было бы сказать, что абстрактные экспрессионисты в своей работе опирались на душевные травмы, в то время как представители поп-арта искали выражение тех же травм в опосредованном мире рекламы, комиксов и поп-культуры в целом. Однако более точным было бы предположение, что поп-художники первыми поняли, что в принципе не существует непосредственного доступа к чему бы то ни было, будь то человеческая душа, природный мир или любая искусственная среда. Они верили, что все в мире взаимосвязано, и пытались воплотить эти связи в своих работах.
3. Несмотря на то, что поп-арт включает в себя широкий спектр работ, созданных под влиянием очень разных взглядов и позиций, большую часть из них характеризует некоторая эмоциональная отстраненность. В отличие от «горячей» экспрессии, свойственной предыдущему поколению, поп-арт отличает «прохладная» двойственность. Предметом долгих споров был вопрос о том, является ли это следствием принятия художниками поп-культуры, или же наоборот — ее отвержения.
4. На первый взгляд, представители поп-арта с энтузиазмом относились к новой поствоенной Америке с ее промышленным и медийным расцветом. Некоторые критики считали выбор поп-художниками тем для работы следствием восторженного одобрения капиталистического рынка и наводнивших его разнообразных товаров. В то же время другие искусствоведы считали превращение художниками повседневности в высокое искусство своего рода культурной критикой: создавая арт-объект на основе обыденного продукта массовой индустрии, они тем самым подчеркивали тенденцию превращения произведений искусства в товары.
5. Большинство представителей поп-арта начинали свою карьеру в коммерческом искусстве. Энди Уорхол был успешным журнальным иллюстратором и графическим дизайнером. Дизайнером же работал и Эд Рушей, а Джеймс Розенквист начинал с разрисовывания биллбордов. Благодаря этим первым шагам в искусстве художники получили мощное подспорье для дальнейшей работы, своего рода визуальный словарь массовой культуры, и приемы, позволявшие объединять сферы высокого искусства и поп-культуры.
artchive.ru
Поп-арт или популярное искусство | Все о дизайне
Как появился поп-арт и где? Уже из названия понятно, что это стиль массовой культуры. Название придумал британский критик Лоуренс Аллоувэй из Института современных искусств Лондона в 1952-1955 годах. Он вместе со своими друзьями-коллегами анализировал визуальную культуру и читал иронические лекции, которые разъясняли зрителям, откуда растут ноги у своеобразных культурных образов. Во-первых, конечно, виновата война — в голодное послевоенное время товарное изобилие и потребительский образ жизни были мечтой, а вовсе не недостатком американской культуры. И не только американской — британская, французская подтянулись за ней, художники то бросали вызов правящей культурной элите, то, наоборот, пытались влиться в модные протестные течения.
Американский художник Том Вессельман
В работах художников того времени нет привычного для реалистов воспевания окружающей действительности. Наоборот, гротеск, присущий поп-арту, подчеркивает недостатки послевоенного общества, изголодавшегося по красивой богатой жизни. Поп-арт — абсолютно реакционный стиль, несмотря на кажущуюся новизну.
Основателями и наиболее известными творцами в стиле поп-арт были Энди Уорхол и Джаспер Джонс. Стиль — прямой родственник рекламы, и если в нем есть какой-то научный подтекст, то это психология влияния на потребителя. Художники и дизайнеры экспериментировали с упаковкой, товарами массового потребления, то есть, продуктами, имеющими коммерческое назначение. Некоторые из них, как Кит Харинг, массово использовали граффити.Кит Харинг
А некоторые предпочитали комиксы, как, например, Рой Лихтенштейн. Ну а самый известный портретист — это, конечно, Энди Уорхол.
Американский художник Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein)
Пара слов о технике. Коллаж, яркие цвета — все, что зацепило бы зрителя и своего рода дало бы ему толчок, пищу для эстетического наслаждения. Чем больше картина похожа на плакат из рекламы, тем лучше. Впоследствии далеко не одно изображение стало принтом для одежды, помещений. Поп-арт, подмечая людей в их повседневной жизни, знакомые и привычные объекты, стремился поднять массовую культуру до уровня изобразительного искусства.
Энди Уорхол (Andy Warhol)
Современные технические средства возродили этот стиль и даже позволили ему заиграть новыми красками. Предназначение — декор — стиль выполняет на все 100%, причем как в жилых помещениях, так и в офисах, где подобные картины сразу привлекают внимание клиентов и сотрудников. Очень популярен этот стиль в мебельном искусстве.
Реклама с удовольствием использует все приемы поп-арта. Возможно, это простое совпадение, но когда Энди Уорхол творил свои живописные шедевры, Дэвид Огилви создавал рекламу с нуля. Многие крупнейшие бренды так или иначе соприкасались с поп-артом и считали за честь приглашать художников создавать эмблемы. В какой-то мере все это происходит и сейчас.
Американский художник поп-арта Джеймс Рицци
pllsll.com
5 художников поп-арта, повлиявших на моду, Buro 24/7
Воспев культуру массового потребления, поп-арт сам стал одним из наиболее цитируемых направлений в современной культуре. Мы выбрали 5 художников поп-арта, которые влияют на моду до сих пор
18 августа в штате Индиана откроется выставка "POPOP: поп- и оп-арт", которая продемонстрирует то, как "массовое" искусство повлияло на современную культуру и направления в живописи. А мы в этой связи решили вспомнить, какие художники направления поп-арт внесли важный вклад в развитие моды.
1. Энди Уорхол
Икона поп-арта, превращавший в произведение искусства в принципе любой продукт широкого потребления, не обошел вниманием и одежду. Знаменитое бумажное платье The Souper Dress, созданное по мотивам его работ с банками супа Campbell's, положило начало долгой связи Уорхола и моды. Так, в той же коллекции, что и платье "Мондриан", Ив Сен-Лоран обратился к творчеству Энди, используя на трапециевидных платьях коллаж из его портретов. На этом влияние Уорхола на мир моды не закончилось. В 2013 году Dior выпускают коллекцию платьев и аксессуаров с эскизами обуви, сделанными Уорхолом, а Жан-Шарль де Кастельбажак создает ироничное платье с черно-белым портретом отца поп-арта и белым синтетическим мехом вместо волос.
2. Рой Лихтенштейн
По использованию мотивов картин в дизайне одежды и мебели Лихтенштейн занимает чуть ли не первое место. В 2011 году Lisa Perry выпустили коллекцию платьев, целиком посвященную картинам-комиксам знаменитого художника. Через год их примеру последовали Karla Spetic, а Markus Lupfer выпустили серию кашемировых свитеров с вышитыми пайетками надписями с картин Лихтенштейна. А уж количество пар обуви, созданной по работам художника, и вовсе не счесть: кроссовки Nike, туфли Charlotte Olympia, кеды Vans и Converse — найдется пара на любой вкус и стиль жизни.
3. Кит Харинг
Работы Харинга настолько плотно вошли в современную культуру, что в прошлом году универмаг Colette запустил pop-up-магазин, весь заполненный вещами, созданными под влиянием его творчества. Целая коллекция маек, аксессуаров и даже скейтборды пользовались огромной популярностью. Гвоздем модной программы тогда стало платье, придуманное Vivienne Westwood. Это не первый раз, когда модельеры обращаются к творчеству знаменитого ученика Уорхола: дизайнер обуви Николас Кирквуд уже создавал провокационную коллекцию туфель по мотивам работ Кита, впрочем, как и adidas, и даже Томми Хилфигер (дизайнер выпустил резиновые сапоги со знаменитыми человечками Харинга).
4. Такаси Мураками
Один из самых успешных современных японских художников работает в очень близкой к поп-арту стилистике. Источник его вдохновения — культура манга и анимэ. Сам Мураками говорит, что "это более всего представляло современную жизнь Японии". Его интерес к моде как части современной поп-арт-культуры вылился в сотрудничество с Марком Джейкобсом для линии сумок и других предметов коллекции Louis Vuitton. В итоге бутики по всему миру превратились в сказочную "страну Мураками", населенную анимэ-персонажами и по-детски яркими цветами.
5. Яей Кусама
Дом Louis Vuitton вообще занимает первое место по количеству коллабораций с художниками поп-арта. Яей Кусама — японская художница, известная на весь мир своим узнаваемым рисунком в горошек, которым она заполняет комнаты, предметы и даже обнаженные тела своих ассистентов, не стала исключением. В 2012 году результат ее коллаборации с Louis Vuitton превратил бутики бренда в арт-инсталляции, а образ художницы послужил прототипом для манекенов витрин марки по всему миру. Сотрудничество с Кусама продолжило добрую традицию привлекать живописцев к работе над коллекциями Марка Джейкобса. До этого знаковые сумки уже превращались в произведения искусства с помощью Ричарда Принса и Стивена Спрауза.
www.buro247.ru
Портреты Мерилин Монро от Энди Уорхола gettyimages.com
Работы Роя Лихтенштейна «Обнаженная с бюстом» (слева) и «Девушки с пляжным мячом» (справа) в музее современного искусства в Париже, 2013 г. AFP
Коллаж «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 г. wikipedia.org
Рой Лихтенштейн — автор работ-комиксов, а потом — оммажей Пикассо, Ваг Гогу и Матиссу. Энди Уорхол — первый художник-суперзвезда. Автор знаменитых «Банок супа Кэмпбелл» и разноцветных портретов Мерилин. В основном работал в технике шелкографии, в которой воспроизводил в том числе и фотографии из газет, посвященные катастрофам и смертям. Роберт Раушенберг — автор «комбинированных картин», в которых живопись соединялась с объектами. Например, «Кровать» (1955) — это настоящая кровать Раушенберга, забрызганная краской и поставленная вертикально, а «Монограмма» — чучело барана внутри автомобильной шины. Джеймс Розенквист — создатель полотен, которые выглядят как коллаж из вырванных из газет изображений. Клас Олденбург — создатель скульптур-копий реальных объектов. Работы Олденбурга разной величины: от имитаций гамбургеров в масштабе 1:1 до многометровых зубных щеток, веников и огрызков, которые украшают площади городов по всему миру.
Клас Олденбург, скульптура Mistos oldenburgvanbruggen.com
|
style.rbc.ru
краткая история, особенности и интересные факты
Поп-арт возник на смену серьезному абстракционизму двадцатого века. Этот стиль по большей части основан на массовой культуре, поэтому он стал неким способом развлечения. Направление развивалось с помощью рекламы, трендов, а также моды. Никакой философии, духовности. Поп-арт (портреты) - один из разделов авангардного искусства.
Когда возник стиль?
Доступность и простота – те качества, благодаря которым данный стиль имел невероятную популярность. Целью изначально была широкая аудитория, таким образом возможно охватить наиболее обсуждаемые образы. Именно поэтому стиль поп-арт стал одним из самых влиятельных художественных движений в живописи 20 века и не только.
Популяризация стиля
Если рассмотреть подробнее, то стиль обрел популярность в 1960-е, несмотря на то, что основан он был чуть ранее, в 1950-е годы. Местом зарождения считается Великобритания, а активный подъем случился в Соединенных Штатах Америки. Отцами-основателями культурного направления поп-арт стали Энди Уорхол и Джаспер Джонс.
Все начиналось с инициативы «Независимой группы», которая была основана в Лондоне в 1952 году среди предприимчивых художников и архитекторов. Городская народная культура дополнилась современными технологиями при написании полотен. На примере американской культуры мастера изучали влияние психологии на массовую аудиторию, глубинный смысл и содержание лингвистики. В основном увлекала промышленная реклама, актуальные технологии производства рекламы, распространение коллажей.
«Это - завтра»
1956 год. Открытие выставки поп-арта «Это - завтра». Современному обществу были представлены кинокадры всеми любимых фильмов, голливудские идолы, увеличенные образы. Многих вдохновил новый необычный стиль. После выставки большинство выпускников школ искусств и не только захотели присоединиться к новому течению.
Основные мотивы
Поп-арт (портрет) обладает главными характеристиками, по которым несложно понять, что это определенный стиль:
- Когда используют рисунки популярного искусства. Плакаты, граффити, комиксы, виниловые пластинки, графика Мэрилин Монро.
- Кричащие, яркие цвета. Протест обыденным монотонным стилям в интерьере. Только диско-треш и молодежный фанк.
- Предметная «пластмассовость» в интерьере. Яркие краски выгодно подчеркивают самобытность молодежной стилистики.
За основу взят первый мотив, но и другие отлично дополняют образ поп-арта. По сути, данный стиль не является самостоятельным, а лишь соединяет в себе всевозможные детали и создает конкретную гармонию.
Использование в интерьере
Детали – это те элементы, с помощью которых проявляется вся многогранность поп-арта в интерьере.
- Свобода. Просторные площадки, высоченные потолки, минимализм. Отлично сочетается в дизайне гостиных комнат, общественных кафе.
- Светлый колорит. Как правило, белый фон визуально расширяет пространство. Кричащая яркая мебель всегда отлично вписывается в нейтральные оттенки.
- Креативность форм. Идейные создатели активно увлекались ретро-футуризмом, в дополнение к другим обывательским стилистикам. Когда находишься в интерьере стиля поп-арт, есть вероятность вспомнить добрую научную фантастику того времени.
- Минимальное количество мебели. Все та же идея простоты и простора. Загруженных областей в комнате поп-арта не будет. Лишь самое необходимое для жизни. Многофункциональные шкафы, тумбы, диваны.
- Многообразие аксессуаров. Несложно найти множество мелочей: такие, как элементы масс-культуры, цветастые детали и яркие акценты. Например, подушки, которые разбросаны по периметру, или же броские вешалки для одежды.
- Необычное световое решение. От света многое зависит. В том числе и настроение объекта. Ленты светодиода, жидкие светильники, подсветка потолков. Такие вещи особенно подмечаешь, когда все внимание приковано к свету.
Особенности стиля
Яркий, оригинальный стиль поп-арт подходит не каждому. Его нужно использовать в первую очередь там, где находится зона отдыха. Многие отмечают явную схожесть с китчем. Но на самом деле это два отличных друг от друга стиля. Вызов обществу, протест скуке, принятие собственного уникального вкуса, стремление выделяться – все это раскрывает данный стиль в выгодном свете.
Портрет в стиле поп-арт
Не теряет своей актуальности яркий сюрприз. Такой подарок будет кстати для всех ценящих экспрессию, стиль, креативность и, как правило, отрицающих простоту.
Ни для кого не секрет, что нужно дарить эмоции. Портрет в стиле поп-арт отлично справится с этой задачей. Яркий, модный, броский. Он тотчас обратит на себя внимание. Все, что есть в стилистике и подаче, отражается на рисунке. Художники всегда подмечают интересные детали и факты.
Мы видим новый всплеск популярности картин поп-арт, у каждого из нас появился шанс побаловать близких и друзей уникальным стильным портретом. Для многих это послужит примером, и они сами начнут совершать такие приятные и романтичные поступки.
Интересные факты
В начале возникновения данный продукт не зря был отмечен многими богатыми и влиятельными людьми того времени, ведь он полностью перевернул культурную значимость. Концепт движения изменил последователей стиля. Поп-арт признали во всем мире.
Лоуренс Элловей выпустил резонансную статью о вызове культурному обществу, где подробно расписал намерения юных талантов. Это произошло в Америке, но что интересно, критик был родом из Великобритании.
В большинстве случаев материал для работ поп-артщиков создается из всевозможной информации и использует технологию в сочетании с еще более интересными объектами. Рой Лихтенштейн, как никто другой, осознал это в свое время и использовал.
Зарождение поп-арта можно отнести к периоду поп-музыки тех лет, именно этот факт повлиял на развитие движения в Лондоне. Не нужно далеко ходить за примерами, Питер Блейк создал обложку для группы The Beatles и Элвиса Пресли, тем более что главной основой его произведений являлся портрет Бриджит Бардо, подобно ему Энди Уорхол в Нью-Йорке использовал портрет Мэрилин Монро.
Сравнивая английский подход и американский, можно абсолютно точно утверждать, что второй намного более агрессивен и ироничен по посылу.
Хотя не стоит забывать великий девиз Энди Уорхола, который стал своего рода символом американской культуры в целом: "Если все в мире делается машинами, то и я буду думать, как машина."
Четкие мотивы, символика, резкие линии. Антиискусство во всех его проявлениях. Своеобразные дадаисты, отказавшиеся раз и навсегда от стандартизации мира. Принято считать, что самой популярной темой в работах поп-арт художников была пища, но это заблуждение: они отдавали большее предпочтение объектам простого быта и туалета.
Уорхол сделал так, чтобы продукция популярных производителей вышла на новый уровень, размножая логотипы топовых брендов в произведениях.
Заключение
Таким образом, столь уникальный и неповторимый популярный арт действительно перевернул представление об искусстве. Совершил некую революцию в художественном мире и не только. До сих пор многие художники, дизайнеры, декораторы вдохновляются, живут и творят с помощью данного стиля, а также используют поп-арт в интерьере. Стиля жизни под названием поп-арт. Мы думаем, что он еще долгие годы будет так же популярен, как и в середине двадцатого века.
Надеемся, что статья была для вас интересной, и вы сумели найти ответы на все вопросы. Спасибо за внимание, дорогие читатели. Цените искусство.
fb.ru
ПОП-АРТ в живописи
ПОП-АРТ от англ. popular art – общедоступное, популярное искусство — направление в искусстве к. 1950-х – н. 1970-х. Возникло как оппозиция беспредметному абстракционизму и знаменовало обращение к концепции нового авангардизма.
Представители поп-арта объявили свою цель – «возвращение к реальности», однако, реальности которая уже опосредована масс-медиа.
Истоками их воодушевления были: реклама, глянцевые журналы, телевидение, фотография и упаковка. Направление поп-арта вернуло предмет в искусство. Однако, это не был предмет, который опоэтизирован художественным видением, а предмет, который связан с современной индустриальной культурой, особенно, с современными формами информации (кинематограф, телевидение, печать).
Последние технические приемы, которые были позаимствованы из промышленной рекламы и дизайна: фотопечать, включение реальных предметов, использование диапроектора, содействовали «обезличиванию» персональной творческой манеры художника и «раскрытию эстетической ценности» экземпляров массовой продукции.
Зародился поп-арт в Англии.
Французские и американские художники достигли наибольшей известности. В Германии, Италии и даже в СССР, который в тот период был отделен от прочего мира «железным занавесом», появились сходные направления.
Художники поп-арта
Алекс Кац, Андре Дерен, Анри де Тулуз-Лотрек, Анри Мартен, Анри Матисс, Анри Эдмон Кросс, Винсент Ван Гог, Гвен Джон, Гюстав Луазо, Джаспер Джонс, Жорж Леммен, Жорж Лякомб, Жорж Сёра, Игорь Грабарь, Йожеф Рипль-Ронаи, Камиль Писсарро, Константин Малеас, Константинос Партенис, Максим Мофра, Моис Кислинг, Морис де Вламинк,Морис Дени, Морис Прендергаст, Морис Утрилло, Пётр Кончаловский, Панаиотис Тетсис, Поль Гоген, Поль Сезанн, Поль Серюзье, Поль Синьяк.
Зарождение поп-арта
Несколько художников, критиков и архитекторов при Институте современного искусства в Лондоне в 1952году образовали «Независимую группу», которая изучала городскую народную культуру и современные технологии.
Художники Эдуард Паолоцци и Ричард Гамильтон стали изучать «имиджи» массового искусства. Феномен «массовой культуры» использовал различные способы исследований – от лингвистического до психологического.
Исследования проводили на основе американской культуры. Члены группы ощущали смешанные чувства восхищения и иронии. Эдуард Паолоцци и Ричард Гамильтон создали композиции-коллажи в наибольшей степени из популярных тем рекламы и печати новейших промышленных изделий.
Критик Лоуренс Аллоуэй, член этой группы, предложил термин «поп-арт» для выражения нового явления живописи.
В Лондоне в 1956 году состоялась выставка «Это – завтра», в которой были представлены фотографии кинозвезд Голливуда и кадров из фильмов, которые увеличивали до размера киноэкрана.
По завершению выставки к группе присоединились выпускники Колледжа изящных искусств: Рональд Китай, Питер Блейк, Дэвид Хокни и другие.
Художники последовательно превращались из интеллектуалов-исследователей в апологетов массовой культуры, проповедников новой эстетики и нового образа жизни, который основан на анархическом идеале свободы, новом принципе морали и рок-музыке: П.Блейк оформлял альбом Битлз 1967 г. Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера, а обложку Белого альбома(1968) создал Р.Гамильтон.
Поп-арт в Америке
Идеология равноправных возможностей и товарный фетишизм в США привели к тому, что конец 1950 годов поп-арт получил широкое продвижение в американском искусстве. Международная известность поп-арта пришла благодаря художникам как Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Джэспер Джонс, Том Весселман, Джеймс Розенквист, Энди Уорхол и Клаас Олденбург.
Энди Банка супа «Кэмпбелл», Энди Уорхол Мэрилин Монро, Энди УорхолХудожники реабилитировали мир красоты банального, в их произведениях прослеживается гордость тем, что торговля Америки создала такие товары, которые всегда дешевы, хороши, равнодоступны. Их искусство – это памятник товарам и социальному равенству, ведь когда мы употребляем продукт, мы идентифицируем себя с любым другим потребителем этого продукта.
При таком различном подходе общим было то, что перенятый «имидж» массовой культуры вмещался в иной контекст, изменял масштаб, материал, обнажал технический метод или прием, выявлялись информационные помехи. В связи с этим изначальный образ иронически перетолковывался и удивительно преобразовывался.
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
ПОП-АРТ в живописи
Проголосуйтеallpainters.ru
Поп-арт – искусство, вдохновленное массовой культурой
Историческая справка
Поп-арт начался в середине 20-ого века с нью-йоркских художников Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Джеймса Розенквиста и Класа Ольденбурга, все из которых так или иначе привлекали в свои произведения образы из поп-культуры. После популярности абстрактных экспрессионистов поп-арт со своими идеями, взятыми из средств массовой информации и народной культуры, стал серьезным сдвигом в модернизме. Этот стиль очень отдалился от традиционных «высоко художественных» тем морали, мифологии и классической истории. Напротив, художники изображают обыденные предметы и людей повседневной жизни, тем самым стремясь поднять популярную культуру до уровня высокого изобразительного искусства. Возможно, благодаря многократному включению коммерческих образов, поп-арт стал одним из самых узнаваемых стилей современного искусства.
Ключевые идеи
Создавая картины или скульптуры объектов массовой культуры и звезд СМИ, движение поп-арт стремилось размыть границы между «высоким» искусством и «низкой» культурой. Понимание того, что не существует никакой иерархии культуры и что искусство может быть заимствовано из любого источника, как раз и являлось ключевой идеей поп-арта.
Можно утверждать, что абстрактные экспрессионисты искали травму в душе, в то время как приверженцы поп-арта искали следы той же травмы в опосредованном мире рекламы, мультфильмов и популярных образов в целом. Но, пожалуй, даже точнее будет сказать, что поп-арт художники первыми признали, что нет никакого прямого доступа ни к чему: будь то душа, мир природы или построенная среда. Они считали, что все взаимосвязано и поэтому стремились сделать эти связи буквальными в своих произведениях.
Хотя поп-арт включает в себя широкий спектр работ с очень разным мироощущениям и настроением, в целом о нем можно сказать, что это эмоционально абстагированное искусство. В отличие от «горячего» самовыражения жестикуляционной абстракции, которая предшествовала ему, поп-арт обычно «хладнокровно» амбивалентен.
Поп-арт художников, по-видимому, взрастило обильное послевоенное американское производство и медиа-бум. Некоторые критики интерпретировали выбор образов поп-арта как восторженное одобрение капиталистического рынка и товаров, которые он распространял, в то время как другие критиковали за возвышение элементов повседневности до высокого искусства.
Большинство художников поп-музыки начали свою карьеру в области коммерческого искусства: Энди Уорхол был очень успешным журнальным иллюстратором и графическим дизайнером, Эд Русча также был графическим дизайнером, а Джеймс Розенквист начал свою карьеру в качестве дизайнера рекламного плаката. Этот бекграунд в мире коммерческого искусства обучил их визуальной лексике массовой культуры, а также методам плавного слияния царств высокого искусства и популярной культуры.
Великобритания: Независимая группа
В 1952 году собрание художников в Лондоне, называющее себя Независимой группой, регулярно встречалось для обсуждения таких тем, как место массовой культуры в изобразительном искусстве, науке и технике. Среди участников были Эдуардо Паолоцци, Ричард Гамильтон, архитекторы Элисон и Питер Смитсон, а также критики Лоуренс Дилей и Рейнер Банхам. Британия в начале 1950-х годов все еще переживала аскетизм послевоенных лет, а ее граждане были неоднозначного мнения об американской популярной культуре. Тем не менее группа с энтузиазмом относилась к богатой мировой поп-культуре, которая, казалось, сулила хорошее будущее. Образы, которые они подробно обсуждали, попадались в западных фильмах, научной фантастике, комиксах, рекламных щитах, автомобильном дизайне и рок-н-ролльной музыке.
Э. Паолоцци, «Я была игрушкой богатого человека», 1947 г.Фактический термин «Поп-арт» имеет несколько возможных истоков: первое использование этого термина в письменной форме было приписано как Лоуренс-Дилей, так и Элисон и Питер Смитсон, а также Ричарду Гамильтону, который дал определение этому слову на письме, в то время как первое произведение искусства с собственно содержанием слова «Поп» было создано Паолоцци. Его коллаж «Я была игрушкой богатого человека» (1947) содержит вырезанные изображения девушки-пин-ап, логотипа Coca-Cola, вишневого пирога, истребителя Второй мировой войны и руки человека с пистолетом, из которого вылетает слово “POP!” в плюшевом белом облаке.
Ричард Гамильтон, Эдуардо Паолоцци и табличные поп-арт изображения
Поп-арт коллажи Паолоцци и Гамильтона как раз передают эти смешанные чувства европейцев к американской популярной культуре: возвеличивание серийных объектов и изображений и одновременную критику их избытка. В своем коллаже “Что же это делает сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?” (1956), Гамильтон объединил образы из различных источников средств массовой информации, тщательно подбирая каждое изображение и составляя разрозненные элементы популярных образов в единый обзор потребительской культуры после войны.
Р. Гамильтон, “Что же это делает сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?”, 1956 г.Рой Лихтенштейн и бумажная культура
Р. Лихтенштейн, «Поцелуй», 1962 г.Лихтенштейн доказал, что способен создавать серьезные произведения, хотя они и базируются на комиксах. Он использовал методы, используемые для создания изображений в комиксах, и для создания своих картин. Он не только перенял те же яркие цвета и четкие очертания, как иллюстрации из комиксов, его самым инновационным вкладом было использование “Ben-Day dots» — таких характерных маленьких точек, используемых для визуализации цвета в популярных комиксах. Несмотря на то, что Лихтенштейн сосредоточился только на комиксо подобных изображениях, его полотна не являлись точным факсимилем, а скорее были творческим реинжинирингом художника, в котором некоторые элементы могут быть добавлены или устранены, масштаб может сдвинуться, а текст может быть отредактирован. Своей ручной росписью, обычно создаваемой машиной, и воссозданием сцен комиксов Лихтенштейн размыл различие между массовым воспроизведением и высоким искусством.
Р. Лихтенштейн, «Девушка в зеркале», 1964 г.Джеймс Розенквист и монументальный образ
Д. Розенквист, «Звездный вор»Розенквист также непосредственно вовлек изображения из популярной культуры в свои картины. Однако, вместо того, чтобы создавать тиражи копий, Розенквист увлекался сюрреалистическими сопоставлениями продуктов и знаменитостей, часто дополняя работы политическими сообщениями. В рамках своего метода Розенквист собирал вырезки журналов, рекламных объявлений и фотографий, а затем использовал результаты в качестве вдохновения для его финального творчества. Навыки Розенквиста в создании афиш прекрасно пригождались ему в реалистичных изображениях этих коллажей, увеличенных до монументальных масштабов. Своими работами до 6 метров и более Розенквист как бы напитал обыденное тем же статусом, который ранее был зарезервирован лишь за предметами высокого искусства.
Д. Розенквист, «F-111», 1965 г.Энди Уорхол и многократное повторение
Э. Уорхол, «Банки с супом Кэмпбелл», 1962 г.Энди Уорхол известен своими яркими портретами знаменитостей, однако предмет его работ широко варьировался на протяжении всей его карьеры. Общим для всех его произведений является то, что они вдохновены массовой культурой потребления. В его ранних работах изображены такие предметы, как бутылки Coca-Cola и суп-банки Кэмпбелла, воспроизведенные до бесконечности, как будто стена галереи была полкой в супермаркете. Уорхол перешел от ручной росписи к трафаретной печати для дальнейшего облегчения крупномасштабного тиражирования поп-изображений. Настойчивость Уорхола в механическом воспроизведении отвергла представления о художественной аутентичности и гении. Вместо этого он признал коммодификацию искусства, доказывая, что картины ничем не отличаются от банок супа Кэмпбелл: оба имеют материальную ценность и могут быть куплены и проданы как товары народного потребления. Он также приравнял знаменитостей к массовым товарам народного потребления в портретах, таких как “Мэрилин Диптих” (1962).
Э. Уорхол, “Мэрилин Диптих”, 1962 г.Клас Ольденбург и поп-скульптура
К. Ольденбург, мягкая скульптура из папье-машеИзвестный своими монументальными публичными скульптурами бытовых предметов и «мягкими» скульптурами, Клас Ольденбург начал свою карьеру с гораздо меньших масштабов. В 1961 году он арендовал витрину в Нью-Йорке в течение месяца, где он установил и продал свою проволочную и гипсовую скульптуру из обыденных предметов, начиная от пирожных и заканчивая мужским и женским нижним бельем, которую он назвал The Store. Ольденбург взимал номинальную плату за каждый отдельный элемент, что подчеркивало его мнение о роли искусства как товара. Далее он начинает создавать свои мягкие скульптуры: большие повседневные предметы из ткани и набивки, такие как кусочек торта, конус мороженого или миксер. Ольденбург продолжал сосредотачиваться на обычных вещах на протяжении всей своей карьеры, переходя от мягких скульптур к масштабному публичному искусству. Одной из наиболее известных его работ является «Прищепка» высотой 45 футов (1974) в центре Филадельфии.
К. Ольденбург, скульптура «Прищепка», Филадельфия (слева), скульптура «Огрызок» (справа)Независимо от масштабов, работа Ольденбурга всегда содержит игривое отношение к воссозданию обыденных вещей нетрадиционным способом, чтобы оправдать ожидания зрителя.
lobsta.ru