Философия в картинках иллюстратора Genis Carreras. Картины философия
Философия живописи - интервью с Валентином Русиным (Интернет-журнал ETODAY)
Etoday взял интервью у Валентина Русина - художника с украинскими корнями, который живет и работает в Германии. На первый взгляд его яркие красивые картины можно причислить к сюрреализму, но сам Русин не вполне так считает.
-С какого возраста вы начали рисовать? Помните свой первый художественный опыт?-О господи! Помню, что когда я нарисовал всякие глупости, учительница повесила мой рисунок на шею и сказала, что так я должен ходить по школе. Это был какой-то неприличный рисунок.
-Вы учились в Харьковском художественном институте, там довольно сильная традиционалистская школа. Почему и как вы стали сюрреалистом?
-Всякая школа, она очень быстро прерывается, это раз. Во-вторых, многие люди развиваются от обратного, они испытывают отвращение к той еде, которую едят. Они пытаются найти что-то другое. Вот, я, наверное, из тех людей.
-Но вы сразу стали сюрреалистом?
-Я не думаю вообще, что человека надо заключать в такие жесткие рамки. Я не думаю, что я такой уж страшный сюрреалист. Сюрреализм - это условные вещи. Я просто художник - человек, который красками рисует на холсте.
Я не думаю, что разложены по полочкам стили, среди которых можно что-то искать. Просто ты ищешь то, что адресовано тебе, пробираясь сквозь кучу мишуры к самому себе. А потом кто-то дает этому определение. Вы же не готовы к тому, чтоб вас можно было одним словом описать. Всякое описывание - это редуцирование, упрощение реальности.
-И все-таки, сколько времени у вас нашло на поиск собственного стиля?
-Вы думаете, я его нашел?
-Я думаю да. По крайней мере, от 2000 до 2011 он у вас прослеживается один и тот же. -Серьезно? Это замечательно! Меня всегда люди ругали, что у меня такое отсутствие стиля, что у меня его нет и я эмигрирующий человек. Меня не интересует внешняя сторона предмета, а интересует в живописи философия и материал. Меня интересует скорее борьба с материалом. Каждый человек создает себе проблему. Вот хочется полюбить такую-то женщину, или хочется влюбить в себя такого мужчину. У человека есть преодоление материала. Вот и искусство меня интересует с этой точки зрения.
-Почему у вас так много средиземноморских пейзажей?
-Это точно. Я люблю мир вокруг моря. Наверное, я один из немногих людей, который объездил почти все побережье Средиземного моря. Я знаю почти каждый кусок берега с европейской стороны. Я знаю почти все от Анталии до Гибралтара и почти все острова. Я могу дать совет, кстати, туристический.
-О, дайте совет нашим читателям! Где живописнее всего?
-Вообще из всех мест, которые я знаю, я советую всем Сицилию. Потому что она объемлет все слои культуры - древний мир, средневековье, современный. Плюс еще хорошее море и мало людей.
-У вас есть работы, отсылающие к Дали, и даже его силуэт. Это вы специально?
-Это даже скорее не к Дали, а к Бунюэлю. Бунюэль - это такая неизвестная часть современной культуры отчасти. Я Дали уважаю как человека, но не как художника. И мои картины - это как бы иллюстрации к фильмам Бунюэля.
-А там где мужчина и женщина целуются, а лица не видно?
-Это гомосексуалистская передача истории рождения Христа. Дева Мария, к ней пришел святой дух. ...ну там знаете. А у меня банализация рождения Бога. Человек просто сидит в кафе, к нему спускается ангел, целует его и рождается Бог. А мы сидим, едим макароны при этом.
То есть мы живем сегодня. А когда нам говорят, что надо подождать, и завтра будет лучше, повысят пенсии, поднимут зарплаты - ничего этого не будет. Завтра мы станем старее, скучнее, и все, что может произойти, может только произойти сегодня. Поэтому мы должны ценить те моменты, которые с нами происходят сегодня. И Бог целует человека каждый день, человек просто должен этим воспользоваться.
Мы в нашем славянском мире рассматриваем часто жизнь так, как будто кто-то где-то решает наши судьбы. Мы сами решаем наши судьбы, каждый день.
Поэтому в жизни важна жизнь, а не искусство.
-Но давайте все же вернемся к искусству. Кто вам нравится из современных художников?-Мне нравится ваш украинский Шура Ройтбурд. Мы с ним занимаемся тем, что нам нравится, параллельно. Еще при советской власти мы с ним ездили в Одессе на 16-й километр. Там были такие дачи, и мы там пили портвейн за рубль шестьдесят две. И тогда еще никто не продавал никаких картин вообще. Ройтбурд был студент третьего курса художественного педагогического института.
-А как вы попали на Запад в Нюрнберг? Это в 1992 произошло?
-Это абсолютно неинтересная история. Были в то время такие города-побратимы. Одних везли туда, других сюда, это был такой какой-то товарообмен художниками.
-А почему вы переехали в Германию?
-Я всегда любил Европу и я боялся, что не увижу Помпеи. Это абсолютная правда, ради этого!
-А откуда эта любовь к Европе, когда она началась?-В институте, наверное. У нас был такой преподаватель истории искусств, который в советское время в советской стране показывал нам слайды. Это были картины красивых иностранных городов, развалин. Это было так романтично. Было также осознание того, что все мы живем в тюрьме, хотелось эту тюрьму покинуть. Несвобода. Вот вы сейчас живете в христианском мире, и он является данностью. А он всего лишь маленькая часть. Вот точно так же жили мы в советской стране и думали, что все, что там, за чертой - это страшно, ужасно. Но хотелось пересечь эту черту.
-У вас много выставок. Вам кто-то помогает в них участвовать?-Это происходит случайно. Я вывешиваю в интернете картину, а потом мне приходит какая-то информация или приглашение. Я, кстати, всем украинским художникам советую не соглашаться участвовать там, где требуют денег. Если за выставку просят денег - это жулики. Поэтому я выставляюсь только там, где денег не требуют.
-А вы выставляетесь только в частных галереях или государственных?
-А здесь только частные в основном. Нет, я как-то был записан в Немецкий Союз художников. Но все эти союзы - немецкие или корейские - все они построены по одной программе. Везде Советский Союз. Везде ты должен ходить на собрания, платить жалкие членские взносы. Есть какая-та прослойка людей, которые получают эти тонкие сливки Министерства культуры, и они обмениваются между собой выставками. А все остальные художники - это пушечное мясо. Поэтому просуществовав в этой системе где-то года четыре, я вышел оттуда.
А все остальные фонды, премии и стипендии - это для активных таких комсомольцев. Я предпочитаю существовать независимо.
-Сколько стоит одна ваша картина?
-Картину нужно оценивать в зависимости от ее покупателя.
-Ну и какие бывали случаи хороших покупателей?
-3-4 тысячи евро. А так - 500 евро.
-А сколько времени уходит на написание одной картины?
-Это прекрасный вопрос. Ну, это примерно, как влюбить женщину. Если она тебе нравится, то есть если ты представляешь, как нарисовать картину , то уходит там полдня. А вот если не дается, то уже долго - два, три, четыре месяца. Это же как бы создать идеал - кто это может знать? Это тайна. Бывает, что над какой-нибудь ерундой бьешься, как безумный.
Это как я недавно научился отличать плохое вино от хорошего. Вот я был намедни в Америке, там такая есть Винная долина возле Калифорнии. Она называется Русская долина по имени русских колонистов. И вот кругом растут виноградники. Ведь там в магазинах вина за 2-3 доллара, но таких мало, а в основном, за 20-50. Так вот чем отличаются вина. Вот, например, у тебя есть кот с улицы, а есть породистый. Вот если кот с улицы, он трахается с кем попало, он стоит 100 рублей условно говоря. А породистый - 500. Так и вино. Которое собирается с участка сто на сто метров и не смешивается - более дорогое. А которое из разных виноградников - дешевое.
Если провести длинный ассоциативный ряд, то с картинами то же самое.
-Как вам живется в Эссене? Культурная жизнь устраивает?
-Ну в определенном возрасте оказывается, что уже сам устраиваешь себе культурную жизнь. И вообще художники в некоторой степени индивидуалисты, они не нуждаются в распространении себя. Они сосредоточены на себе, и окружающий мир для них не столь важен. Вот артисту разговорного жанра в этом плане тяжелее, потому что нужны люди, которые бы понимали его язык. А живопись - это явление интернациональное, как женская красота. Ум можно проявить только с помощью языка, а красоту и так видно.
Художником очень плохо быть в провинциальном городе. Ну как балерине. Если ты умеешь прекрасно танцевать где-нибудь в Бердичеве, тебе надо ехать туда, где есть хотя бы театр. Так же и художнику - лучше ехать туда, где больше связей.
-И какие сейчас существуют в мире художественные центры?
-Ну как всегда - Лондон. Важнее даже другое. Должны существовать какие-то социальные привязки, ты должен быть социально активной личностью - для успеха. Надо коммуницировать с окружающим миром, быть веселым, добродушным.
-Откуда берутся эти сюрреалистические образы, которые есть в ваших картинах?
Они берутся из жизни. Выяснять это - бессмысленное занятие. Я же картины не рисую для трудящихся масс, а по большому счету для себя. У меня такой принцип: рисуй, как будто ты богатый. Вот я в картинах решаю свои личные проблемы. Картины - это просто интимный способ постижения себя. Просто я рисую картины, и вдруг возможно найдется человек, который это поймет - какой-нибудь индолог, который знает Ганешу. Но таких людей один на миллион, а вдобавок такой человек должен еще встретиться.
-А по поводу фрейдизма в ваших картинах?
-Ну это скорее юмор. Я просто обыгрываю там что-то личное, никому неизвестное. Вот если бы я был известным художником, критики бы все интерпретировали. Плохая картина, если ее можно описать в двух словах. А вот если нельзя - тогда хорошая!
В Харьковской живописи было очень много птиц, павлинов, кустов, мне казалось, что это искусство немножко ни о чем. Оно такое не социальное. В нем не хватает такой жесткости, строгости, революционного подъема. Меня всегда смущала комфортность украинского искусства - хатки, лелеки.
-А вы не хотели бы вернуться на родину? Когда бываете на Украине, какие эмоции?
-Знаете, я не готов давать советы о родине. Я родился в маленьком городке на Донбассе, и всегда ездил учиться в Луганск, Харьков на поездах. Встаешь рано утром, никогда нет билетов, борьба в кассах, вокзалы, вонь, жуткая жизнь, менты. Для меня это самая ужасная часть украинской жизни. Когда я приехал 15 лет назад в Испанию, пошел, купил бутылку вина, никаких ментов, ничего - полная свобода. Это чувство свободы бродяги - ты можешь где угодно лечь, упасть, выпить вина, закусить, закурить. Я прошел по Средиземноморью пешком, нигде нет ни куска берега, где нельзя бы было не пройти. Ты идешь по берегу, ложишься спать в любом месте, и тебя никто нигде не тронет. Европа - это прежде всего свобода. Люди должны понимать, что это - прежде всего свобода.
Больше работ - на официальном сайте Валентина Русина.
Текст - Наталья Серебрякова, Etoday.Фотографии - Борис Бергер и Михаил Зелен.
www.etoday.ru
25 Современная научная и философская картины мира Картина мира
1. /моя философия/1.doc2. /моя философия/10.doc3. /моя философия/11.doc4. /моя философия/12.doc5. /моя философия/13 урезка.doc6. /моя философия/14.doc7. /моя философия/15.doc8. /моя философия/16.doc9. /моя философия/18.doc10. /моя философия/19,21.doc11. /моя философия/19.doc12. /моя философия/20.doc13. /моя философия/22.doc14. /моя философия/23.doc15. /моя философия/25.doc16. /моя философия/26.doc17. /моя философия/27.doc18. /моя философия/28.doc19. /моя философия/29.doc20. /моя философия/30( ДВИЖЕНИЕ и развитие.doc21. /моя философия/31.doc22. /моя философия/32.doc23. /моя философия/33.doc24. /моя философия/34.doc25. /моя философия/35.doc26. /моя философия/36.doc27. /моя философия/39.doc28. /моя философия/4.doc29. /моя философия/41.txt30. /моя философия/42.doc31. /моя философия/43.doc32. /моя философия/44(.doc33. /моя философия/45.doc34. /моя философия/46.doc35. /моя философия/47.doc36. /моя философия/48( понятия.doc37. /моя философия/49.doc38. /моя философия/4О.doc39. /моя философия/5( Функции философии.doc40. /моя философия/50.doc41. /моя философия/51.doc42. /моя философия/52.doc43. /моя философия/53.doc44. /моя философия/54.txt45. /моя философия/6.doc46. /моя философия/7.doc47. /моя философия/8( Сократ.doc48. /моя философия/9.doc | Вопрос Объект и предмет философииВопрос 10. Средневековая философия: Патристика и схоластикаВопрос №54. Философия эпохи ВозрожденияМетафизических сверхопытных "гипотез"Иммануил Кант (1724 1804) титан философской мыслиВысшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля41 Философия Нового времени: эмпиризмФидеизму и иррационализмуФилософия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 начала 20 ввСлавянофильствоФилософская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философииКраткое вступлениеОснователем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857). Конт исходил из того, что человеческое познание проходит три стадии: религиозную, метафизическую (философскую) и научную (позитивную)Стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке, является отношение к классической философииСовременная западная философия : герменевтикаОсновные категории философской онтологии: бытие, природа, материя, пространство, время, развитие, эволюция25 Современная научная и философская картины мира Картина мираРеферат: Пространство и время как философские категории29 Материя и ее основные свойства Понятие «материя» прошло несколько этапов в своем развитии. Первый этапЕсть любое изменение материальных и идеальных объектовПроблема сознания в философииПознаваемость мираЧто есть истина?Специфика научного познания и знанияДиалектика и ее Исторические ФормыДетерминизм детерминизм и индетерминизмВопрос №13. деятельность как способ существования общества; деятельность и общественные отношенияМатериальная основаПроблема общественного прогресса и его критериевСовременная цивилизация. Её особенности и противоречияВопрос смысл и направленность исторического процесса. Исторический процесс и проблемы выбора путей развитияКультура как проблема философииТакже пытался с помощью теории ценностей избежать10 философские аспекты глобальных проблем современностиЧеловек Центром обыденного мировоззрения является представление о я, самосознание индивида, и самый интересный вопрос мировоззрения это вопрос о том, кто я.8. Проблема сущности человека. Биологическое и социальное. Их взаимодействие. Биологическое и социальное в человеке4 общество как система. Основные сферы жизни обществаПредназначение философии, ее смысл и функцииФеномены человеческого бытияВопрос 24. Проблема смысла жизни человекаЛичность это человеческий индивид в аспекте его социальныхВопрос 53. Древнегреческая философия: Эллинистический периодОсновные понятияФилософия древней греции: досократический периодСократ – античный философ, гражданин Афин. Не имел денег, чтобы получить выдающееся образованиеАристотель (384-322 гг до Р. Х.) |
№25 Современная научная и философская картины мира
Картина мира — это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры.
Структура миропонимания:
□ философские основания
□ нравственно-мировоззренческая установка субъекта, общества
□ основополагающий принцип систематизации знаний
□ метод или способ постижения мироздания, общества, личности
Мифологическая картина мира — созерцательное, целостное постижение мира посредством конкретно-чувственного образа, в котором неразличимы в своем единстве восприятие и воображение, представления и фантазия, субъект и объект; восприятие природы осуществляется через одухотворенных существ (богов, духов) и магические, фантастические свойства и явления.
Религиозная картина мира — основанное на религиозной вере иррациональное постижение Божественного порядка, отличающегося иерархичностью взаимоотношений двух целостностей — Бога и Его творения — человека.
Философская картина мира — упорядоченная целостность систематизированных знаний в форме идей, учений, теорий и концепций, отражающих предельно общие представления о мире и месте в нем человека.
Естественно-научная картина мира — упорядоченная целостность систематизированных знаний о Вселенной, и человеке, формирующаяся на базе фундаментальных открытий и достижений, прежде всего естествознания (астрономии, физики, химии, биологии и др.).
Научная картина мира
Вплоть до начала нынешнего столетия в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновско-картезианская парадигма — система мышления, основанная на идеях И. Ньютона и Р. Декарта. Последнему принадлежала идея принципиальной двойственности реальности: материя и ум — различные, параллельные друг другу субстанции. Отсюда следовало, что материальный мир можно описать объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с его специфической позицией, с его субъективностью. Можно сказать, что сама идея «строго объективной науки» вырастает из декартовских онтологических построений.
В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современным естествознанием. Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования в химии, биологии, психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось механистической науке, и что сознание человека изначально включено в само наше восприятие
Согласно теории относительности пространство не трехмерно, а время не линейно. И то и другое не являются отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно переплетены. Поток времени не является равномерным и однородным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Кроме того, в общей теории относительности речь идет о том, что пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время — замедляться.
В новой картине мира исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, так как развитие атомной и субатомной физики разрушило представление о твердой материи. Это значит, что когда мы выходим за рамки «зоны средних измерений», углубляемся на другие уровни существования материи, то обнаруживается, что элементарные частицы, из которых состоят атомы — невещественны.
Второй закон термодинамики не всесилен, ибо все существующие системы имеют прирожденную способность мутировать в направлении большей сложности. Одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: от физико-химических процессов до человеческого сознания и социокультурной информации. Вселенная оказывается единой во всех своих пластах, живой, развивающейся, восходящей на новые ступени бытия. Окружающий человека мир, безграничный в пространстве и времени, дает грандиозную картину мироздания, в которой все связано со всем. Жизнь Природы, Земли, Вселенной, физическая и духовная жизнь человека, жизнь и эволюция общества - все подчинено единым фундаментальным законам природы.
Современная научная картина мира динамична, противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов.
Зарождение Вселенной
Примерно 15 млрд. лет отделяет нашу эпоху от начала процесса расширения Вселенной, когда вся наблюдаемая нами Вселенная была сжата в комочек, в миллиарды раз меньший булавочной головки. Исходное состояние было неустойчивым, породившим взрыв, скачкообразный переход к расширяющейся Вселенной. С началом стремительного расширения Вселенной возникает время и пространство. По разным оценкам период «раздувания» занимает невообразимо малый промежуток времени - до 10-33 с после «начала». Он называется инфляционным периодом. За это время Вселенная успевает раздуться до гигантского «пузыря», радиус которого на несколько порядков превышает радиус современной нам Вселенной, но там практически отсутствуют частицы вещества. Это еще не то расширение, о котором мы говорили, а предпосылка к нему. К концу фазы инфляции Вселенная была пустой и холодной. Но когда инфляция иссякла, Вселенная вдруг стала чрезвычайно горячей. Его энергия высвободилась в виде излучения, которое мгновенно нагрело Вселенную. Предполагается, что в расширяющейся Вселенной возникают и развиваются случайные уплотнения вещества. Образование разномасштабных структур во Вселенной открыло возможность для новых усложнений вещества. Появление во Вселенной всей гаммы химических элементов открыло новый этап в развитии вещества и в формировании его структур. Так, в местах нахождения разнообразных химических элементов протекают процессы их объединения в молекулы, сложность которых может нарастать до очень высоких уровней. Наличие тяжелых химических элементов, а также молекул и их соединений обеспечивает также возможность образования около некоторых звезд второго поколения планетных систем типа Солнечной. В таких системах становится возможным протекание геологической и химической эволюции.
Философская картина мира
Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: мир — человек. Впрочем, вполне приемлема и инверсия: человек — мир. Собственно на этом различении строятся две ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской.
Объективистские концепции, независимо от того, являются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен, т. е. не зависит в своем существовании и качествах от желаний субъектов и человеческого способа видения. Истина для всех едина: для людей, богов, демонов и любых разумных существ. Объективистские философские концепции полагают, что мы все можем и должны находить общие позиции но вопросу о качествах действительности и своем месте в ней, а те, кто упрямствует в отстаивании особой позиции — просто заблуждается, впадает в иллюзию. Яркими примерами объективистских концепций были философия Гегеля и Маркса. Противоположностью объективизма является субъективизм, когда мир, общий для всех живущих субъектов, заменяется на множество «мирков». Я — сам себе Вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребываю в своих ситуациях и безмерно одинок, потому что никто не может разделить со мной моего индивидуального мира, становящегося тюрьмой. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное «я», потому, вообще-то, трудно сказать, есть ли что-нибудь объективное. Все зависит от меня, и мир как бы сплавляется со мной, становится моей проекцией, результатом моей активности. Границы между «я» и миром размываются при доминировании личностного начала. Ярким примером субъективизма такого рода выступает философия Ж. П. Сартра, который считает, что человек, не по своей воле «заброшенный в бытие» — полностью свободен. Общих истин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая все что пожелает и отвечая только перед самим собой. Поддаться общим истинам и взглядам — значит предать самого себя.
Огромное «пространство» между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска. Собственно, важнейшей философской проблемой является вопрос: что в мире — от нас, и что — от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что зависит от человека и что не зависит? Философы, желая понять мир, одновременно стараются разобраться в том, возможно ли вообще его постижение и как именно оно возможно? Можем ли мы получать истинные объективные знания или всякая наша обращенность к миру есть взгляд через искажающие очки потребностей и пристрастий?
В западной философии в наши дни доминируют и спорят между собой два основных подхода. Согласно первому никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть не может. Каждый человек и каждый философ «варятся в собственном соку» и не имеют выхода к своим братьям по разуму.
В соответствии со вторым, возможно взаимопонимание между людьми, а значит, и формирование единых, общезначимых представлений о том, что являют собой мир и человек. Как бы то ни было, философы всегда общаются между собой, с другими людьми и ищут общий язык, общие ракурсы видения, несмотря на то, что «субъективных миров» действительно много, и они порой довольно далеко отстоят друг от друга.
Чтобы не впадать в крайности, можно сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь — это сплав субъективного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе не зависит от нас, и эта сложная диалектика каждый раз конкретно рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке. При этом философы обсуждают проблему мира и человека на понятийном языке и никогда ничего не берут просто на веру. Их дело — во всем сомневаться, все подвергать строгому критическому анализу и никогда не останавливаться на достигнутом уровне знания. В этом философия противоположна религии, стремящейся точно воспроизводить древний канон.
Философская картина мира — это картина, бесконечно рисуемая пытливым интеллектом, включающая сложное переплетение человеческого и внечеловеческого, материального и духовного, минутного и вечного.
netnado.ru
Философия в картинках иллюстратора Genis Carreras
Философия в картинках иллюстратора Genis Carreras наглядно демонстрирует основные концепции философской мысли нашего времени. Эти постеры созданы в стиле минимализм, что не делает их менее содержательными.
Философия в картинках иллюстратора Genis Carreras
Создатель серии плакатов «Философия в картинках» дизайнер-иллюстратор Генис Каррерас родился в 1987 году в Каталонии, Испания. В данный момоент он живет и работает в Лондоне.
kayrosblog.ru
Основные философские картины мира
1. Материализм
Одним из важных философских понятий является понятие материального. Как мы уже говорили, материальное в философии - это все, что воспринимается нашими органами чувств (говоря иначе, - это то, что можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать и попробовать на вкус), а также - имеет физические качества или свойства (цвет, запах, размер, плотность, массу и все прочее). Так, например, любой предмет из окружающего мира материален. А как же быть с электромагнитным полем, возразите вы, ведь его невозможно воспринять с помощью органов чувств. Совершенно верно, но, поле, будучи недоступным для чувств, вполне улавливается или фиксируется различными приборами. Кроме того, оно имеет определенные физические свойства, например, - напряженность или скорость распространения. То есть, электромагнитное поле тоже материально.
Совокупность всего материального называется в философии материей. Раньше считалось, что материя и мировое вещество - это одно и то же. Материю, конечно же, можно называть веществом, но это не совсем точно. Поэтому правильнее говорить, что материя - это все, что существует вне нас и независимо от нас, то есть - объективно, а также - воспринимается или нашими органами чувств или какими-либо техническими приспособлениями (приборами). Понятно, что материя - это предельно широкое понятие, название, и что материи вообще, которую можно было бы потрогать или увидеть, нет. Говоря иначе, не существует такого объекта, который можно было бы поместить в музей под стеклянным колпаком с надписью “Материя”. А что же тогда представляет собой любой предмет окружающего мира? Очень просто: он является разновидностью или формой материи. Таким образом, материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного количества своих форм. Материки и океаны, планеты и звезды, растения и животные - это все различные формы материи. Понятно, что они могут отличаться друг от друга уровнем своей сложности. Так например, камень, лежащий у дороги - это более простая форма материи, чем растущий рядом с ним цветок, а птица, летящая в небе - это более высокий уровень материи по сравнению с цветком, а млекопитающее животное - более сложная форма материи по сравнению с птицей. Одним из важных философских вопросов является проблема происхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколько глобальных представлений о мире.
Первое из них называется материализмом. Оно говорит о том, что материя ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром. Материя - это все. Давайте вдумаемся в слово “всё” и ответим себе на несколько вопросов. Могло ли “всё” откуда-то взяться? Если могло, значит оно появилось из чего-то другого, следовательно это другое существовало само по себе и в наше “всё” не входило. Но в этом случае “всё” никак нельзя назвать “всем”, потому что было нечто, которое оно в себя не включало. Далее, может ли “всё” куда-либо деться? Если может, значит ему есть куда деться, то есть - существует такое место, где его сейчас нет. Но в этом случае оно опять никак не может быть “всем”. Говоря иначе “всё” - это то, чему неоткуда взяться и некуда деться. Таким образом, из самого понятия “всё” вытекает его вечность, несотворимость и неуничтожимость. Поэтому, если материя - это все, то она вечна.
Материя существует на различных уровнях сложности. Самой сложной и совершенной формой материи является человеческий мозг, который порождает сознание или мышление. Любая мысль является нематериальной. Ведь ее нельзя воспринять органами чувств, и она не обладает никакими физическими свойствами (ее нельзя увидеть, потрогать, измерить, нагреть и т.д. и т.п.) Все что не воспринимается органами чувств и не имеет физических качеств называется в философии, как мы уже говорили, термином “идеальное”, который, таким образом, противоположен понятию “материальное”. Мысль, следовательно, идеальна, но она - продукт мозга, а мозг - это форма материи. Значит, материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базе материального, благодаря ему и после него. Идеальное же вторично и полностью зависит от материального. Где нет мыслящей формы материи - мозга, там не может быть ничего идеального. Все эти утверждения являются материалистическими, а их сторонники называются материалистами.
Если мы спросим их, что такое Бог или бессмертная душа, они скажут нам, что - это всего лишь человеческие мысли, выдумки нашего сознания, фантазии разума, который может породить какой угодно идеальный объект, не существующий на самом деле. Таким образом, с точки зрения материализма, нет ни Бога, ни бессмертной души, ни прочих религиозных объектов. Религия, говорят материалисты, появилась из страха древних людей перед непонятными явлениями природы. Будучи не в силах многое объяснить, они выдумали себе сверхъестественных богов и все неизвестное и непознанное приписали им, а позже религиозные представления стали использоваться богатыми для того, чтобы держать в подчинении бедных; но, кроме того, религия - это еще и мечта о несбыточном, земное утешение и отрада обездоленным и несчастным. Как видим, неизменным спутником материализма является атеизм (полное отрицание существования Бога.
С точки зрения материализма материя бесконечна не только в пространстве и времени, но также - в своих свойствах или качествах, а значит бесконечно наше познание окружающего мира, и полных знаний о нем, окончательной истины мы не достигнем никогда. Однако главное не в этом, а в том, что мир познаваем, что мы можем его познавать, и ничто не мешает нам делать это. Надо только не бояться познания и смело проникать в тайны природы. Поскольку материальный мир бесконечен, то всегда будут оставаться вещи непознанные, но нет и не может быть вещей непознаваемых вообще. Ведь в мире нет ничего сверхъестественного, потустороннего, полностью недоступного. Что было неизвестно и непонятно вчера, то станет известным и понятным сегодня или завтра, главное не отчаиваться и ничего не бояться. А чудо или тайна - это всего лишь пока еще непознанное, которое мы обязательно со временем откроем, после чего оно перестанет быть чудом. Нет границ и пределов для человеческого разума и познания, утверждают материалисты. Мы можем и должны с помощью науки уверенно идти вглубь неизведанного, чтобы покорять природу, совершенствовать самих себя и делать нашу жизнь лучше и счастливее.
Выдающимися представителями материализма были французские философы XVIII века Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, а также немецкий философ XIX века Людвиг Фейербах, который утверждал, что основным предметом философии должна быть природа и человек как самое совершенное ее создание. Материализм также представлен идеями Карла Маркса и Фридриха Энгельса – немецких философов XIX века, рассматривавших материю как единственную реальность – бесконечную во времени и пространстве, существующую в безграничном количестве форм и видов, проявлений и состояний, способную к самоэволюции или саморазвитию. Об этих и других материалистических мыслителях мы будем говорить в следующих разделах книги.
Вопросы и задания
1. Что обозначают философские понятия материальное и материя?
2. Что такое формы материи? Чем можно доказать, что они находятся на различных уровнях сложности?
3. Что такое материализм? Какова его основная идея?
4. Почему неизменным спутником материализма является атеизм?
5. Что говорят материалисты о познании мира?
2. Идеализм
Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Как мы уже знаем, идеальное в философии - это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Здесь может возникнуть вопрос - если идеальное является невоспринимаемым вообще, то откуда же тогда мы о нем можем что-либо знать? Дело в том, что помимо органов чувств у нас есть еще одно орудие познания - разум, и недоступное для чувств вполне может быть доступным для разума: то что нельзя увидеть, потрогать, услышать и т.д., можно воспринять мыслью, усмотреть умом. Говорят, однажды греческий философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей (по которой любая земная вещь, будь то цветок, камень, лошадь и что угодно еще – всего лишь отражение или тень какой-либо идеи высшего и невидимого, но реально существующего мира), сказал ее создателю: “Я видел многих лошадей, Платон, но я никогда не видел идеи лошади, о которой ты говоришь будто бы она существует”. На это Платон ответил ему так: “Что же, Антисфен, выходит, у тебя есть глаза, чтобы увидеть конкретную лошадь, но у тебя нет разума, с помощью которого ты мог бы увидеть идею лошади”. Философы идеальное также называют бестелесным, нефизическим, сверхчувственным, умопостигаемым.
Если совокупность всего материального называется в философии материей, то совокупность всего идеального называется, как правило, сознанием. Мы привыкли считать, что этим термином обозначается человеческий разум. Однако, это материалистическая точка зрения, по которой мышление, разум, духовная жизнь есть только там, где есть человек и его мозг. Философский идеализм говорит о том, что сознание есть не только у человека, а вернее, - человеческое сознание - это маленькая часть мирового Сознания. Здесь этот термин пишется с большой буквы, потому что он обозначает некое духовное, разумное начало, находящееся вне человека и не зависящее от него. Это мировое Сознание можно назвать божественным, то есть - Сознанием Бога, его так же можно назвать Мировым Разумом или Абсолютной Идеей (как это сделал немецкий философ XIX века Георг Гегель).
Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё (точно так же, как и материя в материализме). Оно - первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него. Таким образом, все материальное - это проявление, воплощение или инобытие (иная форма существования) идеального. Следовательно, если материалистическое воззрение тесно связано с атеизмом, то идеализм, наоборот, близок к религиозным представлениям.
mirznanii.com