Фовизм в живописи. Картины художников фовистов. Картины фовистов
Жорж Руо. Экспрессивный фовизм | Artifex.ru
«Дикие картины» с непропорциональными лицами, нарочито вызывающие краски и пошловато-пугающие сюжеты стали пользоваться большой популярностью в первые десятилетия XX века. Стили, в которых художники писали такие работы, назывались экспрессионизмом и фовизмом. Одним из представителей этих жанров был живописец Жорж Руо (Georges Henri Rouault, 1871−1958).
Жорж Руо получил международную известность. Он был награжден орденом Почетного легиона, его 80-летний юбилей отмечали в Католическом центре французских интеллектуалов в столичном Дворце Шайо, а официальные похороны взяло на себя французское государство. Жорж Руо не только писал картины, он также успел поработать с видными артистами того времени. Например, для балета «Блудный сын» на музыку Прокофьева, который поставил Баланчин, он делал декорации и костюмы.
Картины Руо известны своими необычными темами: на его холстах часто появлялись клоуны и проститутки, религиозные и мистические сюжеты. К сожалению, на закате своей жизни, в 1948 году, художник собственноручно сжег около 300 своих полотен. Сделал он это из-за долгих разбирательств с наследниками одного коллекционера и торговца картинами, которые предъявляли права на его работы.
Жорж Руо родился в Париже в бедной религиозной семье. Отец отдал сына в протестантскую школу, что, возможно, повлияло на темы будущих картин Руо. В 14 лет родители отправили его учиться к витражисту Хиршу, чтобы юноша получил профессию художника по стеклу и реставратора. Критики говорят, что навыки живописи по стеклу существенно повлияли на стиль художника: тяжелые черные контуры и светящиеся краски станут вскоре его визитной карточкой. Помимо этого Жорж посещал вечернюю Школу изящных искусств (School of Fine Arts), а затем Школу Изобразительных искусств (An École des Beaux-Arts).
Руо был одним из любимых учеников художника Гюстава Моро, который в то время был значительной фигурой французской символической живописи. Кстати, Моро был весьма странным: он не любил выставлять, продавать и делать репродукции своих картин, и чувствовал себя счастливым, рисуя только для самого себя. Интересно, что после смерти Моро Жорж Руо стал хранителем коллекции его работ, которые были завещаны Парижу.
Жорж Руо считал себя последователем Ван Гога, а от фовизма предпочитал держаться в стороне. Тем не менее, его работы часто причисляют к этому направлению. С лидером фовистов Анри Матиссом художник познакомился в начале своего творческого пути. С 1895 года он принимал участие в выставках «диких» (от фр. fauve — дикий), но его стиль всё же отличался большей спонтанностью и инстинктивностью. Полностью же стиль Руо сформировался, когда ему было около 30 лет.
Работы Жоржа Руо наполнены огромным смыслом, несмотря на внешнюю простоту. В большей части своих картин художник изобличал пороки, указывал на несовершенство мира, отсутствие нравственности и морали. Его полотна глубоко религиозны, и, возможно, в чем-то могут сравниться с творениями Босха. Все свои произведения мастер кропотливо прописывал, над некоторыми из них он работал даже два десятка лет!
Интересно, что Руо добивался свечения своих картин за счет смешивания красок. Похожий прием использовал Винсент ван Гог, полотна которого светились, будто за ними был установлен небольшой фонарик.
В картинах Руо очень много обнаженной натуры, написанной в крайне экспрессионистском стиле. Например, картина «Обнаженная с поднятой рукой». Сексуального в этом полотне мало, и в спальне вешать его было бы огромной ошибкой. Впрочем, в других комнатах дома тоже.
Некрасивая злая женщина с весьма пышными формами и синеватым оттенком кожи сидит перед зеркалом, любуясь собой. Настроение картины довольно мрачное, угнетающее.
Другая картина, «Девки», снова показывает нам «красоту» женского обнаженного тела. Четыре нимфы с большими животами и жутковатыми лицами изображены на своем «рабочем месте» – то ли в кабаре, то ли в борделе, то ли в театре. Цветовая палитра вновь серо-голубая, очень холодная, а настроение - безнадежное и тягостное. На то он и экспрессионизм, чтобы затягивать зрителя в свои сети!
Мы уже упоминали, что художник был весьма религиозен. Конечно же, это самым прямым образом отразилось на его работах. Особенно известным в творчестве Руо является цикл гравюр «Мизерере» (Miserere, 1914−1927), посвященный ужасам войны. Его Жорж посвятил матери и своему любимому учителю Гюставу Моро. Над этим циклом графических работ художник трудился долгое время: замысел появился в 1912 году, а первая выставка состоялась только 1948. «Мизерере» состоит из 58 произведений, разбитых на две части: «Сострадание» (Miserere) и «Война» (Guerre). Первая часть повествует о грехах человечества, за которые принял мученическую смерть Иисус, а вторая рассказывает о кошмарах войны. Сначала Жорж Руо делал рисунки китайской тушью, затем писал маслом, а после этого перешел на технику офорта. После Второй мировой войны была издана книга этих гравюр.
Картины Жоржа Руо вызывающие, но в то же время они высоко духовны и наполнены моралью. Сам автор говорил о них так:
«Язык моей живописи составлен из всевозможных наречий, он груб, а иногда и утончен, как будто оплавлен огнем искусного гончара или керамиста»
artifex.ru
Фовизм как направление в живописи. Галерея искусств ДЕЖАВЮ.
Статья о фовизме (направление во французской живописи конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало). Одна из первых выставок в Осеннем салоне (объединение деятелей искусства во Франции). Молодые художники-новаторы в начале прошлого века. Манифест фовистов. Морис де Вламинк, Анри Матисс и другие представители течения. Принципы и характеристика фовизма.
В Париже, в Осеннем салоне 1905 г., были выставлены картины группы художников-колористов, поразивших зрителей резкостью и смелостью сочетания цветов. Душой группы был молодой Анри Матисс. Первенство в создании нового направления оспаривал у него приехавший с Юга Франции Морис Вламинк. Участниками выставки были друг Вламинка Андре Дерен, Альбер Марке, Эмиль Фриз, Рауль Дюфи и др. Художники нового направления не выпускали манифестов, у них не было даже общих исходных позиций, осознанного отношения к проблемам прогресса искусства, традиций и новаторства. Художников стали называть фовистами.
М. Вламинк гордился тем, что «нога его не ступала в Лувр». А. Дерен, уже к 18 годам тщательно изучивший все шедевры мирового искусства, напротив, утверждал, что от отсутствия культуры ничего нельзя выиграть. Молодых художников объединяли не общие взгляды и идеалы, а скептическое отношение буквально ко всему. Они стремились к новому и искали новое, но не в природе, не в обществе, не в людях, а в области отвлеченного формотворчества. «О том, что такое моя живопись, я думаю слишком много и слишком хорошо. Я ее слишком вижу. Я вижу свою форму. Моя форма меня убивает. Я стараюсь остановить свою волю двумя известными формами. Тогда происходит полный провал», — писал в 1903 г. А. Дерен в письме к М. Вламинку. Следующая выставка картин художников в 1906 г. в Салоне независимых была образно названа критикой «Клетка хищных». Окружающий мир служил для фовистов только толчком, поводом для выражения средствами света и цвета эмоций, беспредметно-противоречивых чувств. Э. Фриз так определяет задачи фовистов: «Дать эквивалент солнечного света техническими средствами оркестровки цветов — путем страстного воплощения (исходной точкой которого является эмоция, возникшая от соприкосновения с природой), при котором истинность и теории объединяются в страстности поисков и энтузиазма». Фовисты не порывали с природой, но целью художественного творчества они признавали не воплощение в произведениях осмысленных художником явлений и предметов действительности, а фиксацию неосознанных эмоций. В этом они видели своего рода подвиг живописца. «Чтобы слушаться своих инстинктов, нужно обладать большей смелостью, чем героически пасть на поле битвы», — утверждал М. Вламинк. Превращение цветового заполнения полотна в самоцель неизбежно приводило художников к тому, что в их творчестве форма довлела над содержанием, обедняя его. Это отмечает критика при анализе конкретных произведений художников-фовистов. С изменением метода, с отходом от реализма соответственно меняются и приемы работы художников. Лишенные опоры в действительности, они ищут смысл своих творений в интуитивном самовыражении. Причем этот путь выступает для них как качественно иной по сравнению с напряженным трудом, «работой» традиционного художника. Так в искусство XX века было введено понятие самовыражения художника, которое отчетливо противопоставлялось реалистическому художественному методу. Фовисты первыми начали говорить о второстепенном значении образности, об отходе от принципа отражения действительности; позднее эти идеи нашли практическое воплощение в абстракционизме. Фовисты настолько отчетливо воплотили в своих произведениях формальные принципы, что историки искусства определяют фовизм как явление чисто формалистическое, поддающееся оценке без соотнесения его произведений с действительностью. Композиция — это искусство аранжировки различных элементов декоративными приемами, которыми располагает живопись для выражения своих чувств. Именно так понимал Матисс свою задачу, создавая необычную картину «Женщина в зеленой шляпе» (1905 г.). Зеленое лицо и плечо, красные волосы, конечно, не могли быть списаны с действительности. Но Матисс не следовал здесь и приемам импрессионистов, применявших лиловый цвет для обозначения частей предметов находящихся в тени. Зеленый цвет носа женщины переходит в красный цвет щеки, зеленый цвет плеча — в красный цвет шеи, явно независимо от освещенности. У Матисса цель иная, чисто декоративная: сумма цветовых пятен должна дать определенную цветовую гамму, рассчитанную на эмоциональное воздействие на зрителей. Естественно, что для «аранжировки декоративными приемами» художникам-фовистам мешала реалистическая образность, она отвлекала рассудочными сопоставлениями с реальностью внимание зрителей от эмоционального, безотчетного восприятия цветовых сочетаний и контрастов. Отказавшись от образности, фовисты углубили разрыв между живописью и реальностью своим отказом от объемности. Они отбросили итальянскую перспективу, заменив сначала линейный способ передачи перспективы цветовым: части картины, менее насыщенно заполненные цветом, с большим количеством просветов, создавали впечатление большей отдаленности (этот прием четко выражен в картине А. Матисса «Открытое окно», 1905 г.). Но и эта, создаваемая чисто цветовыми средствами, объемность противоречила их художественным принципам, их стремлению к чистой плоскостной декоративности. Постепенно объемность исчезает из их полотен. В картине Матисса «Красная студия» (1911 г.) перспектива условно обозначена ассиметричным углом пола, без естественного продолжения этого угла в линии стен. Плоскостное решение подчеркивает единством цвета пола, стен, скатерти и мебели, условно выделенными тонкими контурными линиями. Предметы, заполняющие мастерскую, не деформированы, но и не имеют самостоятельного значения, они выполняют в картине роль носителя цвета. Это своеобразно подтверждается расположенной в правом верхнем углу полотна копией известной картины самого Матисса «Роскошь» (1907 г.), в которой цвета полностью изменены в соответствии с декоративными требованиями нового произведения. Все три женские фигуры «ню» даны в красном цвете, точно повторяющем фон новой картины; зеленовато-желтое небо превращено в ярко-синее, остро контрастирующее с доминирующим красным цветом; зеленый фон реки высветлен и выровнен; занимающему правый верхний угол, теперь светлому, облаку противопоставлена по диагонали дополнительно введенная в картину светлая дорожка, контрастирующая с красным фоном стены. В этом искажении собственного произведения Матисс наглядно выразил фовистский принцип отказа от правдивости в изображении действительности в угоду декоративности. Фовисты считали деформацию одним из необходимых приемов творчества, достигая ее преимущественно нарочитым изменением цвета. Они утверждали, что деформировать — значит нарушать естественность в интересах произведения, это значит подчинять естественные предметы требованиям картины. При этом они разграничивали деформацию и стилизацию, рассматривая деформацию средством проявления иррациональности, приписываемой ими художественному творчеству. Критики расценивают производившуюся фовистами деформацию как высшее достижение художественного творчества, как воплощение в искусстве философского идеализма: «Классики, — пишет французский историк искусства Б. Дориваль, — открывали порядок, фовист изобретает порядок, который, с полным презрением в отношении действительного, рассматривает его только как материал, служащий человеку-творцу. В глубине фовизма скрывается кантианство, проникнутое горделивой мыслью Ницше». Фовизм как направление в искусстве прекратил свое существование в 1908 г. Художники исчерпали сумму формалистических приемов, составивших основу этого направления. Написав свою последнюю фовистскую картину, М. Вламинк заявил: «Игра чистых красок, преувеличенная оркестровка, в которые я бросился очертя голову, меня больше не удовлетворяли. Я страдал от того, что не мог ударить сильнее, что достиг максимума интенсивности, лимитированной синим и красным, купленными у торговцев красками». Склонный к размышлениям А. Дерен, навсегда расставаясь с фовизмом, признал ошибочность устремлений молодых художников, приносивших действительность в жертву своим творческим поискам: «Ошибочным в наших исходных позициях был некий страх перед подражанием жизни, который заставлял нас воспринимать вещи слишком издалека и ввергал нас в крайности». Анри Матисс сохранил в своем дальнейшем творчестве элементы фовизма. Но, как в бытность фовистом, так и позже, его ярким, лучезарным краскам, за редкими исключениями, сопутствовал тонкий рисунок. Порой точная, порой абстрактно-обобщенная образность произведений Матисса, его поразительный, остро передающий динамику рисунок, цветовая насыщенность его красок, — все это придает картинам Матисса большую притягательную силу, способствует их эмоциональному воздействию на зрителей. Фовисты не противопоставляли свое творчество действительности: их произведения в большей или меньшей степени отражали окружающий мир, были коммуникативны. Свои эксперименты в области цвета фовисты проводили во имя поисков новых выразительных средств, для усиления красочности, эмоционального и эстетического воздействия живописи. Произведения фовистов не могут быть причислены к искусству модернизма ни по своим художественным качествам, ни по целям и задачам их авторов. Отдельные элементы, которые сближали фовизм с модернизмом, были заимствованы у них участниками позднейших направлений модернизма, догматизированы ими и доведены до крайности — тогда искусство потеряло всякую связь с действительностью и утратило свой коммуникативный характер.
dejavu-art.ru
Фовизм в живописи. Картины художников фовистов.
Фовизм локальное направление в живописи, возникшее во Франции в начале 20 века. Изначально группа французских художников, среди которых самой заметной фигурой был Андре Матисс, объединились на основе своего видения живописи. Они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов.Считается, что фомизм это логическое продолжение развития творчества пост импрессионистов (Ван Гога и Сезана).
Художники периодически проводили коллективные выставки, на одной из которых французский критик Луи Восель назвал их «дикими зверями» (в переводе на французский les fauves) из-за броской выразительности красок и экспрессивную манеру письма фовистов. Так это название закрепилось за ними, к слову художники не высказывали по этому поводу каких-либо сожалений. Яркими представителями этого движения были Жорж Руо , Альбер Марке, Морис Вламинк, но самой заметной фигурой был Андре Матисс.
Анри Матисс. "Голубая обноженная". 1907 год.
К индивидуальным чертам фовизма, как направления в живописи, относят насыщенность мазка, упорядоченный хаос пространства, эмоциональность видения сюжета. Насыщенный цвет, сопоставления и комбинация различных художественных плоскостей придавал их работам особенный художественный магнетизм. Выразительность и экспрессия характерны для всех художников этого течения, они сознательно уходили от линейной перспективы и привычной комбинации тени и света.
Природу, людей, окружающие пространство они видели никак объекта для творчество, а как сопутствующие предметы призванные передать мысль художника, облаченную во множество световых симфоний, но окончательного разрыва с исходным объектом фовисты все-таки не допускали. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. В это время они активно принимали участие в различных выставках, пресса пестрила статьями о проводимых ими мероприятиях и картинах художников. Но после 1907 года объединение распалось. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Но в любом случае, фомизм послужил фундаментом для дальнейшего строительства творческого мировоззрения каждого из художника и оставил заметный след в мировом изобразительном искусстве.
Знаменитые художники-фовисты:
Знаковые картины фофизма
Картины фовизма от современных художников
My world (мои мир)
Larionova Anastasia
Juicy mood
Бражников Евгений
Moonchild 2
Бражников Евгений
Africa
Хмелёва Татьяна
Look Deeper
Василенко Наталья
"Надежда"
Добричева Елена
Eifel Tower
Генади Георгиев
"Автопортрет. По мотивам Модильяни"
Потеряева Кира
Melody
Икрамова Диана
La femme
Романова Екатерина
Lo
Алифтина Фабер
"Осенний уют"
Viktoria Zuker
Cat
Подволоцкий Андрей
Cat
Подволоцкий Андрей
gogetart.art
фовизм | Великие художники
Открытое окно в Коллиуре
06.01.2017
Анри Матисс «Открытое окно в Коллиуре», 1905 Частная коллекция Фовизм Открытое окно, ровно как и дверь – частый приём Матисса, помогающий строить ему композицию полотна. «Окно в Коллиуре» — первая работа подобного построения. Яркие краски, отсутствие полутонов и плавных переходов, нарочито небрежная техника – всё это призвано продемонстрировать красоту Средиземноморья. Красоту ликующую и необыкновенно торжественную…. Подробнее »
Музыка
20.07.2015
Анри Матисс «Музыка», 1910 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Фовизм Работая над мужскими фигурами при написании картины, Матисс стремился свести их к элементарным формам. Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. Своей главной задачей художник считал достижение цветовой гармонии полотна с опорой на контраст:… Подробнее »
Танец
24.03.2015
Анри Матисс «Танец», 1910 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Фовизм Московский коллекционер Сергей Щукин посетил парижскую мастерскую художника в 1906 году и заказал у него три декоративных панно для парадной лестницы в своем особняке. Два полотна из этой серии — «Танец» и «Музыка» — находится сейчас в Эрмитаже, панно «Купание, или Медитация» — так и осталось незаконченным,… Подробнее »
Семейный портрет
09.12.2014
Анри Матисс «Семейный портрет», 1911 Эрмитаж, Санкт-Петербург Фовизм В «Семейном портрете» изображена довольно банальная бытовая сцена, но очень насыщенная цветом. В этом полотне, где как будто уже достигнута предельная интенсивность цвета, А. Матисс находит еще более пронзительные его звучания — путем чередования черных и белых квадратов на шахматной доске. Тем самым художник привлекает взор зрителя… Подробнее »
Красные рыбки
06.11.2014
Анри Матисс «Красные рыбки», 1911 Музей Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина, Москва Фовизм Казалось бы, мотив самый обыденный, нет здесь ни интриги, ни захватывающего сюжета, а зритель стоит как зачарованный. Красные рыбки являются не только композиционным, но и колористическим центром картины, а яркие зеленые листья вокруг них в силу своей контрастности заставляют еще ярче гореть красные… Подробнее »
Люксембургский сад
09.10.2014
Анри Матисс «Люксембургский сад», 1902 Эрмитаж, Санкт-Петербург Фовизм Все люди по-всякому чувствуют и воспринимают красоту. У каждого есть свои любимые цвета, оттенки. Картины — буквально живые существа. Они могут полностью поменять атмосферу в любом помещении, поменять обстановку, украсить ее, сделать более изысканной. И как живые существа картины привлекают взгляды, дают возможность о чем-то подумать, пофантазировать.
Красная комната
02.09.2014
Анри Матисс «Красная комната», 1908 Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург Фовизм Лидер течения фовистов, французский живописец и скульптор Анри Матисс в своих работах стремился через яркий цвет и упрощенную форму передать настоящие эмоции. Монументальную композицию «Красная комната» мастер называл «декоративным панно». Оно было заказано известных русским коллекционером Сергеем Ивановичем Щукиным для его столовой. Художник начинал писать полотно… Подробнее »
Мужчина-модель (Натурщик)
26.08.2014
Анри Матисс «Мужчина-модель (Натурщик)», 1900 Музей современного искусства, Нью-Йорк Фовизм Произведение «Натурщик» мощной проработкой форм напоминает полотна Поля Сезанна, в которых тот аналитически «раскладывал» предметы окружающей действительности на простейшие геометрические фигуры. Мужчина выглядит монументально — так крепко стоят на постаменте ноги, так по-первобытному могуче его чуть сгорбленное приземистое коренастое тело. Этот эффект достигается и благодаря… Подробнее »
Красная танцовщица
02.04.2014
Кес ван Донген «Красная танцовщица», 1907 Государственный Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург Фовизм Нидерландский художник Кес ван Донген (1877-1968) большую часть жизни прожил во Франции. Он является одним из основоположников нового направления в живописи — фовизма. Произведения фовистов называли «дикими», такое впечатление на современников производил яркий, кричащий цвет, буквально вырывающийся с полотен. «Красная танцовщица» относится к лучшим… Подробнее »
Женщина в шляпе
01.04.2014
Анри Матисс «Женщина в шляпе», 1905 Частная коллекция Фовизм В 1905 Анри Матисс перестал использовать технику дивизионизма. Он увлекся смелыми сочетаниями чистых цветов, немыслимыми и негармоничными с точки зрения искусства прошлых эпох. В Осеннем Салоне этого года художник выставил картину «Женщина в шляпе». Стиль с кричаще-резким колоритом и намеренно упрощенными формами, ставшие словно оскорблением для… Подробнее »
greatartists.ru
Фовизм / Статьи / Живопись мира
В нашей человеческой природе объединены, на первый взгляд, несовместимые вещи: стремление к систематизации и порядку и, подчас, неудержимые страсти, неконтролируемые эмоции и какая-то едва осознаваемая тоска по стихийной первобытности природы, которую наиболее полно мы можем выразить в танце. Если первая тенденция воплощена в стиле классицизм, то одним из воплощений второй можно назвать стиль фовизм, который в переводе с французского означает «дикий».«…и мчится первобытный танецЗемли ликующих детей!»
Эти поэтические строки петербургский поэт Владимир Ханаан посвятил полотну «Танец» Анри Матисса, одного из основателей стиля фовизм. «Танец» - огромная по размеру картина, она занимает в зале Эрмитажа почти всю стену и тем сильнее создает впечатление неистового движения. Яркие, красные фигуры людей несутся в стремительном хороводе по зеленой траве на фоне синего неба. Только три цвета присутствуют на картине: красный, зеленый, синий. Картина может показаться примитивной, но в этих угловатых фигурах скрыта удивительная мощь, в яркой, насыщенной без переходов цветовой гамме – радость жизни. Эту работу Матисса не без основания называют «Танцем жизни», этот действительно «дикий» в своей первозданности танец вечной жизни в беспредельном космосе.
В картине Матисса мы можем увидеть характернейшие черты стиля «фовизм». Это использование открытых ярких цветов, форму художники-фовисты сводили к простым очертаниям, отказывались от моделировки светотенью и от использования перспективы. Работы художников этого стиля были очень декоративны, благодаря применению ими в одной композиции нескольких контрастных хроматических плоскостей.
Впервые художественная публика услышала о фовистах после парижских выставок 1905-1906 годов, объединение художников просуществовало недолго, творческие пути их разошлись уже в 1910 году. Название fauve – дикий появилось случайно, так иронично высказался об этом стиле один из парижских журналистов. Но художники приняли это название, как наименование своего стиля. Без всякой иронии, трудно не заметить обаяние энергии и силы, экзальтации цвета, которое исходит от полотен представителей фовизма - М. Вламинка, А.Дерена, А.Марке, Р.Дюфи, А.Матисса.
Фовизм и экспрессионизм были первыми модернистскими течениями, именно они открыли путь для последующих экспериментаторов в мире живописи. Но в отличие от представителей последующих стилей футуризма, абстракционизма или кубизма, фовисты не создавали теоретических обоснований своего стиля, они просто творили.
Объединяющим их началом было стремление к использованию, прежде всего, яркого открытого цвета при создании своих художественных образов. Источниками их идей было творчество постимпрессионистов, японская гравюра, ставшая популярной среди европейских художников в начале ХХ века, средневековое искусство, вернее, некоторые его приемы: витражи, монументальная простота романского искусства. Фовисты старались максимально использовать колористические возможности живописи.
В кажущейся простоте и «наивности» живописи фовистов можно почувствовать извечное стремление людей отдохнуть от созданной ими же индустриальной цивилизации и вернуться к природным истокам жизни. Кстати, по одному из преданий, источником для сюжета «Танца» Матисса послужили народные пляски в Коллиуре и древнегреческая вазовая живопись.
Изображение мира природы – одна из излюбленных тем для художников-фовистов. Особенно яркое воплощение пейзажная живопись нашла в картинах Анри Дерена в период 1906-1907 годов. Его цикл работ «Гайд-парк», «Лондонская гавань», «Порт в Гавре». «Две шлюпки» отличаются блестящим умением передать интенсивную жизнь природы, они очень декоративны, благодаря мощному звучанию чистых контрастных цветов.
Для многих художников – фовистов, это был всего лишь небольшой период на их творческом пути. Но, благодаря нему, мы может любоваться прекрасными полонами. А открытые фовистами выразительные возможности чистого цвета стали активно использоваться многими живописцами ХХ века.
Матисс "Танец"Матисс "Музыка"Андре Дерен "Шату-Сюр-Сен близ Версаля 1905"Андре Дерен "Лодки в порту Коллиура"Андре Дерен "Деревья на берегу Сены"
12.10.2011
Просмотреть все материалы
. :::
www.zhivopismira.ru
«Дикие». Как зарождался фовизм? - Artkomi Journal
Мы продолжаем рассматривать историю и направления живописи, на очереди — фовизм. Простым языком о серьезном искусстве рассказывает Валентин, художник и журналист. Прошлые выпуски проекта «Истории живописи» вы сможете найти по одноименному тегу.
Расцвет и отцветание 19 века происходило одновременно, как бурное развитие в различных сферах человечества и отвержение прошлых достижений. XIX век был рогом изобилия, наполненный вкусными вещами. Насыщенный конец девятнадцатого столетия поражал новыми явлениями и тенденциями в искусстве, породил много известных и легендарных творческих личностей, которые впоследствии стали знаменитыми классиками мирового искусства.
Многие художники ставили перед собой вопрос: «Что можно ещё сделать с цветом и красками, светом и тенью, с мазком и штрихом кистью, композицией и формой предмета?” Многие молодые авторы, пройдя через академизм, реализм, импрессионизм, символизм, пресытившись уже обыденными и изученными приемами, наполняли себя новыми желаниями и отправлялись на поиски нового.
Одним из первых катализаторов к появлению фовизма стало знакомство Андре Дерена и Мориса Вламинка. Молодые люди обсуждали недавнюю смерть голландца Ван Гога, который в то время ещё считался у публики «грубым маргиналом». Сейчас никто не обратит внимание на данность этой беседы, но считается что именно это знакомство стало одним из первых факторов, породивших камень из стены авангарда.
Андре Дерен уже ощущал всю необходимость перемен и в одном из писем своему другу Вламинку не стеснялся в словах:
«Я уверен, что реалистический период живописи закончился. Собственно живопись только начинается».
Если бы Дерен взял в руки современный учебник по искусству, и открыл главу, описывавшую художественные течения XX века, он удостоверился бы в своих словах. Фовисты были одними из тех, кто разрушал традиционное искусство. Они вместе с кубистами, экспрессионистами, абстракционистами, сюрреалистами и прочими лихими авангардистами вывели творчество и поиск форм и внутренней эмоции на первое место. Шаг за шагом уничтожался миф о правильности искусства и роли художника в обществе.
Но сейчас не об этом, и попросим месье Дерена отложить книгу в сторону и вернуться в начало XX века.
Шел 1901 год, живопись начинает проявлять себя как нечто отдельное и независимое от объекта, изображенного художником. Живопись становилась самостоятельной, она больше не зависела от объекта, а линии, мазки и пятна выходили на передний план. Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст. К тому моменту, ещё не ставший отцом фовизма Анри Матисс, прошедший путь подражания импрессионизму и пуантилизму, отдает предпочтение широким, чистым и экспрессивным мазкам и штрихам кисти.
Дебют молодых и ярких художников состоялся в 1905 году в Париже на одном из осенних Салонов. Помимо Дерена и Вламинка выставились группой в одном зале еще и Анри Матисс, Отон Фриез, Анри Манген, Жан Пюи, Луи Вольта и Жорж Руо. Вскоре, после закрытия салона, к этой группе присоединились Альбер Марке, Кес ван Донген, Рауль Дюфи, Шарль Комуэн и Жорж Брак.
Сказать, что публика ничего не произнесла – априори невозможно. Уже привыкшая к безумствам и сумасшествиям художников, французская богема была в очередной раз обмакнута в краску. Пережив все прошлые художественные и культурные революции, в этот раз новым блюдом стало что-то ужасное.
Удивительно, что в этом зале, среди «бунтарских и хулиганских» работ, находилась одна единственная неоклассическая скульптура. Один из критиков Луи Воксель назвал её «Донателло среди диких зверей». На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово “фовизм”, в дальнейшем закрепившийся как название этого направления.
Осенний салон произвёл настоящую сенсацию: ранее никому неизвестный фовизм вдруг обнаружил признаки вполне сложившегося со временем течения. До этого мастеров не объединяли ни теоретические платформы, ни совместная выставочная деятельность. Не было и группы как таковой. Однако общее стремление к новому живописному языку — эмоциональному, яркому — на некоторое время сделало их очень похожими. У них было много общих корней — увлечение живописью Гогена и Ван Гога, творчеством дивизионистов и их теорией чистого цвета, восточным и примитивным искусством.
Фовисты не считались ни с какими установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени, постепенного сгущения или смягчения цвета, первенства рисунка в структуре картины. «Исходный пункт фовизма, — писал Анри Матисс, — решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин».
Фовисты не имели четко отраженной теории или манифеста, в отличии от появившихся в ту же пору экспрессионистов из Германии. Среди истоков нового стиля нужно назвать, в частности, Делакруа – от него фовисты позаимствовали экстатичность живописи, любовь к контрастным цветам и «бурлящим» краскам. Помимо этого, фовисты имели двоякое отношение к одному из первых «революционеров» искусства: импрессионизму.
С одной стороны, они почитали импрессионистов как первооткрывателей красоты момента и чистоты банальности. С другой, отрицали их живописный метод, а в частности технику, вместо пятен использовали линию и наносили краску не мелкими разноцветными мазками, а широкими и большими пятнами одного цвета.Нельзя не упомянуть Ван Гога, творчество которого подарило высокую температуру живописи, свободный и независимый мазок, а также непринужденное обращение с пространством и деление предметов в цветовые пятна.
Предметы у фовистов были деформированные, силуэты обобщенными. Делалось это исходя из того, что главные ценности – плоскость картины и жизнь живописи на ней, а не соответствие действительности. По этой же причине фовистов не интересовали такие вещи, как воздушная и линейная перспектива. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый, измученный, изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение».
Одновременно чувственно вульгарные и прохладно проницательные фовисты совершили одну из главных революций в искусстве XX века.
Они подарили новую живопись, в которой не важен объект изображения, а важно сочетание всех элементов работы – цвет, линия, пятно. Картина больше не раб реальности. Веет авангардом? Ещё бы, эти художники, как и многие авангардисты, поначалу выдерживали волны и натиски критиков и общества, а затем, со временем, становились классикой живописи.
artkomi.ru
Фовизм в живописи. Картины художников фовистов.
07.04.2017Фовизм локальное направление в живописи, возникшее во Франции в начале 20 века. Изначально группа французских художников, среди которых самой заметной фигурой был Андре Матисс, объединились на основе своего видения живописи. Они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов.Считается, что фомизм это логическое продолжение развития творчества пост импрессионистов (Ван Гога и Сезана).
Художники периодически проводили коллективные выставки, на одной из которых французский критик Луи Восель назвал их «дикими зверями» (в переводе на французский les fauves) из-за броской выразительности красок и экспрессивную манеру письма фовистов. Так это название закрепилось за ними, к слову художники не высказывали по этому поводу каких-либо сожалений.
Яркими представителями этого движения были Жорж Руо , Альбер Марке, Морис Вламинк, но самой заметной фигурой был Андре Матисс.
К индивидуальным чертам фовизма, как направления в живописи, относят насыщенность мазка, упорядоченный хаос пространства, эмоциональность видения сюжета. Насыщенный цвет, сопоставления и комбинация различных художественных плоскостей придавал их работам особенный художественный магнетизм. Выразительность и экспрессия характерны для всех художников этого течения, они сознательно уходили от линейной перспективы и привычной комбинации тени и света.
Природу, людей, окружающие пространство они видели никак объекта для творчество, а как сопутствующие предметы призванные передать мысль художника, облаченную во множество световых симфоний, но окончательного разрыва с исходным объектом фовисты все-таки не допускали. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. В это время они активно принимали участие в различных выставках, пресса пестрила статьями о проводимых ими мероприятиях и картинах художников. Но после 1907 года объединение распалось. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Но в любом случае, фомизм послужил фундаментом для дальнейшего строительства творческого мировоззрения каждого из художника и оставил заметный след в мировом изобразительном искусстве.
Художники-фовисты:
Анри Матисс Жорж Руо Альбер МаркеМорис Вламинк Жюль Фландрен Кеес ван Донген
Картины фофизма
Поднятое колено, 1922. Матисс
Разговор 1909, Матисс
Девки 1907, Руо Жорж
Распятие, 1924 Руо Жорж
Источник: gogetart.ru
8-poster.ru