«Влюблённые коты» из войлока. Войлочные картины
Художник Ирина Колесникова: “Дурака не валяю - валяю картины из войлока!”
Рыжие глазастые девчушки с пухлыми щечками, умилительные барашки и белоснежные медвежата, радуги и цветы — весь этот позитив, льющийся с войлочных картин Ирины Колесниковой, способен вызвать улыбку у кого угодно. Сама мастерица, которая за шесть лет создала более трехсот объемных шерстяных картин, показанных на нескольких выставках и разъехавшихся во все уголки Беларуси и мира, говорит, что, наверное, — это ее миссия: именно таким способом нести в мир добро и радость.
О том, как «рисовать» шерстью, почему в старину валянием занимались исключительно мужчины, какие невиданные объемы войлока уходят на создание одной картины и каких самых распространенных ошибок стоит избегать начинающим, — об этом и многом другом в интервью с Ириной Колесниковой.
— Ирина, вы окончили лингвистический университет, были преподавателем немецкого. Как так получилось, что вашим основным занятием стали картины из войлока?
— Я всю жизнь любила мастерить что-то своими руками, творчески проявлять себя, и даже мечтала в детстве стать художником. Моя мечта осуществилась в 30 лет, когда я впервые взяла в руки иголку для валяния.
Дело в том, что я живу по принципу: «всегда говори да». То есть соглашаюсь часто на всякие авантюры, участвую постоянно в каких-то проектах. И именно таким образом, в проекте «В поиске своих корней и себя современной», я познакомилась с шерстью. Мы с группой ездили по разным уголкам Беларуси и изучали старинные ремесла и традиции. Там-то я и узнала, по какой технологии делают валенки.
Мокрым валянием издавна занимались исключительно мужчины (шаповалы), поскольку это тяжелый физический труд. Несколько позже я прочувствовала это на себе. Конечно, я валяю не в таких масштабах и объемах, но все равно знакомые, которые не в курсе особенностей этого ремесла, нередко удивляются, откуда у меня такие здорово подкачанные руки и ноги…
Возвращаясь к истории моего превращения из преподавателя в художника по войлоку, скажу, что поворотным моментом была просьба работников детской библиотеки имени Гете, где я брала и переводила для дочки иностранные книги с замечательными иллюстрациями, меня попросили сделать несколько войлочных игрушек к Международной книжной выставке. Знали, что я «балуюсь» иногда с шерстью…
К делу я подошла ответственно, и помимо игрушек принесла тогда свою первую картину. Реакция на нее была настолько бурной, что мне тут же предложили организовать выставку. Я, конечно, была в шоке, но, как всегда, согласилась и на эту авантюру. Валяла после работы и по ночам, и в итоге моя первая персональная выставка состоялась ровно через месяц. А я поняла, что нашла себя. Что войлок и картины из него — это именно то, что мне никогда не надоест и чему бы я хотела посвящать все свое время.
— Чем же вас так «зацепило» валяние? Что в нем такого особенного?
— Шерсть, особенно та, которую я использую в своих работах (шерсть австралийского мериноса), — удивительный по свойствам материал. Он очень теплый, мягкий и… добрый, что ли. Сразу напоминает о детстве и его радостях, о пушистых зверюшках, о бархатистой коже младенцев, о ласковых материнских прикосновениях…
Я не раз замечала, что, например, когда сажусь за работу уставшей, вымотанной немного, шерсть как будто лечит. Как будто через пальцы, которые с ней соприкасаются, по всему телу разливается такая тихая радость и спокойствие… А если еще учесть, что один из этапов валяния — долгое и скрупулезное вбивание шерсти специальной иголкой, — это вообще сродни медитации. Так что, с какой стороны ни взгляни, — занятие приятное и полезное. Своего рода арт-терапия. А когда еще и видишь то, как оживает и смотрит на тебя широко распахнутыми глазками и улыбается человечек или зверек, который еще совсем недавно был всего лишь клубком шерсти, — душа начинает петь и хочется творить еще и еще!
— Насколько долгий и трудоемкий процесс валяния? Легко ли его освоить?
— Есть много разных техник, и у каждого мастера свои секреты и «фишки». Я, к примеру, основу своих картин делаю в технике мокрого валяния. Это значит, что шерсть разрывается на волокна, тщательно выкладывается, смешивается с водой и мылом, а потом довольно долго и с определенными усилиями валяется руками или ногами. Это метод тех самых шаповалов, о которых я говорила. Такой импровизированный «тренажерный зал» на дому.
Потом, когда все высыхает, наступает очередь сухого валяния с помощью специальной иглы. Без усидчивости и терпения тут не обойтись. Потому что в среднем у меня, например, на одну картину уходит от двух до четырех дней. Но это учитывая, что валянием я занимаюсь уже шесть лет и это основной мой вид деятельности.
Что касается того, каждому ли удастся освоить валяние, думаю — да. И работы учеников в моей школе по войлоковалянию «Бараш» это только подтверждают. И вовсе необязательно иметь художественные навыки. Когда вы возьмете шерсть в руки, почувствуете ее, сердце само вам подскажет, во что ее превратить, и направит ваши руки.
— А какие самые распространенные ошибки в валянии допускают новички?
— Многие ломают не одну иголку, прежде чем начинают подкладывать под свою работу слой поролона нужной толщины. Иголка должна очень глубоко проходить сквозь шерсть, и если поролон будет недостаточно толстым, инструмент будет постоянно ударяться о твердую поверхность и быстро сломается.
А еще многие не представляют, до каких размеров уваливается после мокрого валяния готовое изделие. Бывает, что практически в два раза! У меня у самой было такое в самом начале знакомства с войлоком: делала чехол для телефона, а получался чехол для флешки. Или тапочки вместо 38-го размера выходили не больше 35-го. А однажды у одной мастерицы примеряла заготовку для будущей шляпки — она мне почти до пояса доходила! А потом доваляла — и в самый раз. Вот такие чудеса!
— Какие сюжеты чаще всего вы выбираете для своих картин?
— Все эти образы, которые я воплощаю в своих работах, — это мой внутренний мир, то, что живет во мне и что мне хочется передать людям. Моя самая любимая героиня — это рыжая девочка, то бишь я. А еще я обожаю белоснежную шерсть, поэтому неудивительно, что в числе любимчиков также белые медведи и барашки.
Самое главное, что объединяет всех героев моих картин, — они добрые, улыбчивые, от них веет какой-то сказочностью и волшебством. Может быть, потому что на создание многих из них меня вдохновляют как раз таки сказки, детские книги, мультики, иллюстрации. Одна из самых любимых историй — «Маленький принц».
— Сложно ли в Беларуси на сегодняшний день заработать собственным творчеством? К чему нужно быть готовым тому, кто только планирует стать ремесленником?
— Скажем, это не так уж и легко. Чтобы зарабатывать хенд-мейдом, недостаточно просто хорошо делать свое дело. Нужны знания и определенные навыки в очень разных сферах. Нужно быть самому себе и маркетологом, и экономистом, и пиар-менеджером, и продавцом на разнообразных ярмарках и выставках… Поэтому, с одной стороны, это путь, полный сложностей, а с другой — очень увлекательный и дарящий удовольствие не только тебе, но и окружающим, процесс. По крайней мере я о том, что полностью погрузилась в мир творчества, не жалела ни разу. И заказы, слава Богу, есть.
— А какой была самая запомнившаяся реакция на вашу картину?
— Посетители моих выставок и заказчики всегда реагируют очень тепло. Но запомнилось, как девушка попросила сделать картину для подруги, у которой больное сердце и которая любит закаты, бабочек и слонов. Я всегда расспрашиваю очень подробно о том, кому предназначается подарок, чтобы попробовать понять этого человека и сделать то, что ему понравится наверняка. И в тот раз попадание было настолько точным, что подруга, увидев заказ, была переполнена эмоциями.
Или еще был случай, когда я сделала эдакий мультяшный семейный портрет на велосипеде-тандеме для семьи, где ожидали пополнение. Будущую малышку меня попросили изобразить тоже. А потом она родилась, и ее мама с удивлением сообщила мне, что я как в воду глядела: все в семье светлые, а малышка родилась с темными волосами, точно как на картине.
— Ирина, судя по вашим фото в соцсетях, валяние — это единственное занятие, которое удерживает вас на месте. В остальное же время вы где только не бываете и чем только не занимаетесь!..
— Да, я очень люблю, чтобы жизнь била ключом, обожаю приключения, путешествия и активный отдых, общение с людьми — отсюда и черпаю вдохновение. Много-много путешествую, хожу в пешие походы, занималась трекингом в горах Грузии и Турции, забиралась в пещеры. Активно катаюсь на велосипеде и плаваю на байдарках по Беларуси. Сейчас зимний сезон, поэтому катаюсь на лыжах. В общем, на месте не сижу.
— И откуда у вас берется время на столько всего интересного?
— Я стараюсь правильно расставлять приоритеты, поэтому и успеваю так много. Например, я совсем не смотрю телевизор, только по необходимости «сижу» в интернете, а еще мало сплю — всего шесть часов в день. Но моему организму так комфортно, ему хватает.
— Есть что-то такое в валянии, чего вы еще не умеете? Или грандиозные задумки, которые только собираетесь еще осуществить?
— Шерсть — настолько удивительный для меня материал, что даже спустя столько лет работы с ним мне хочется совершенствоваться и познавать все новые ее грани. Да и направлений различных в валянии невероятно много: чтобы охватить и перепробовать все техники — жизни не хватит! Так что мне еще валять и валять! А из задумок: очень бы хотелось создавать большие серии картин, валять свои войлочные сказки, посвященные какой-нибудь одной, волнующей меня, тематике. Ну и, конечно, научить валянию как можно больше людей в моей мастерской «Бараш»!
lady.tut.by
Технология валяния. Мастер класс по валянию. Техника валяния.
Картины из войлока можно создавать в различных техниках. Например, просто выложить шерсть и накрыть стеклом: получается эффект пастели. Или свалять картину исключительно в мокрой технике, тогда получается эффект акварельной живописи. Если же вы хотите, чтобы рисунок получился более четким, то на заключительном этапе необходимо проработать отдельные детали тонкой иглой.
Но сейчас мы с вами будем делать объемную картину. То есть к валяному по-мокрому полотну приваляем объемные детали. Чем больше цветов и оттенков шерсти вы используете, тем более живой и живописной будет выглядеть ваша картина.
Техника сухого и мокрого валяния
Время изготовления — 3-4 часа
Нам понадобится:
- Шерсть голубых, зеленых, желтых, оранжевых, коричневых и бежевых оттенков, а также черная, белая и рыжая. Выбирайте для картины тонкую шерсть
- Пленка для валяния
- Мыльный раствор
- Губка или щетка для валяния
- Иглы для фильцевания (валяния): средняя и тонкая
- Сетка для валяния или виброшлифовальная машинка
- Рамка
- Клей «Момент»
Выкладка полотна
Рекомендую!
Предполагаемый размер картины — 15.21 см, но выкладываемое полотно делаем на 10-20% больше, так как оно уваляется в процессе фильцевания.
Отрываем от ленты тонкие прядки. Первый слой выкладываем вдоль, слегка накладывая прядки друг на друга, чтобы не было просветов.
Второй слой кладем поперек. Выкладываем шерсть на пленке для валяния. В нашей картине горизонт делит два цветовых пятна — землю и небо. Так и выкладываем шерсть: снизу зеленые оттенки, сверху — голубые.
Добавляем солнечный закат.
Добавляем оттенки в небо и траву.
Можно добавить шелковые волокна, чтобы картина заиграла разными оттенками и фактурами.
Рекомендую!
Не делайте полотно очень толстым, иначе его трудно будет поместить в рамку.
Валяние полотна
Накрываем полотно сеткой и смачиваем мыльным раствором. Валяем через сетку круговыми движениями по всей поверхности, с обеих сторон. Если у вас есть виброшлифовальная машинка, на этом этапе можно ею воспользоваться. Но сетку в таком случае необходимо убрать.
Проверить степень свалянности полотна можно, потянув за волокна. Если они не отходят, а зацепляется только несколько волосков, значит, полотно свалялось.
Промываем полотно от мыльного раствора, подсушиваем в полотенце и растягиваем, чтобы края стали ровными.
Изготовление котов
Валяние тела
Берем шерсть рыжего цвета, отрываем от ленты примерно 25 см. Складываем втрое.
Переносим на губку или щетку для валяния и создаем силуэт сидячего кота, протыкая средней или тонкой иглой.
Тело должно стать плотным, ровным и гладким.
Валяние ушек и хвоста
Для ушка необходим тонкий кусочек шерсти размером 1.10 см. Складываем шерсть в подушечку. Сгибаем углы с одного края, чтобы получилась треугольная форма уха.
Переносим деталь на губку и валяем тонкой иглой. Придаем ей форму уха, валяем с обеих сторон, пока она не станет плотной и ровной.
Для хвоста необходима полоска шерсти размером 2.15 см. Скручиваем ее в колбаску, переносим на губку и валяем тонкой иглой.
Оставляем 1 см кончика хвоста не валяным (этим концом хвост будет крепиться к телу). После валяния хвост должен стать плотным и гладким.
Таким же образом делаем второго кота.
Цвет может быть такой же или другой, форма и размер тоже могут варьироваться.
Приваливание котов к полотну
Полотно кладем на губку или щетку для валяния. Катаем в ладонях два шарика:один чуть меньшего, второй чуть большего размера. Эти шарики мы положим под голову и нижнюю часть тела кота, чтобы создать эффект объема и перспективы.
Прикладываем тело к полотну, предварительно подложив шарики. Приваливаем тело к полотну по контуру средней или тонкой иглой.
Рекомендую!
Используйте для шариков шерсть ненужных цветов или брак.
Необходимо плотно привалять весь контур, чтобы не было видно шва.
Придадим рельеф в области задних лап, втыкая иголку по линии лапы.
Доработка деталей и оформление в рамку
Выбираем для ушек подходящее место на голове. Прикладываем ухо к голове (при этом оно не касается полотна). Протыкаем место стыка головы и уха тонкой иглой.
Прикладываем хвост в нужном месте и приваливаем пушистый кончик, чтобы он сливался с телом.
Полоски и пятна приваливаются тонкими кусочками шерсти. Можно сделать это и до приваливания деталей к телу.
Вы можете добавить цветочки или другие детали на ваше полотно, приваляв их тонкой иглой для валяния.
Теперь, когда картина полностью готова, пора оформить ее в рамку. Берем рамку, достаем стекло, накладываем его на изнанку картины и смазываем край стекла, примерно 1 см, любым клеем. Загибаем края полотна на смазанное клеем стекло.
Рекомендую!
Лишнюю шерсть отрежьте ножницами, чтобы полотно на стекле вошло в раму и куски шерсти не торчали.Вставляем приклеенное полотно со стеклом в рамку. Закрываем картонной подложкой и загибаем крепежи. Все, работа закончена — можно любоваться результатом! Фантазируйте, придумывайте своих героев. Это могут быть не только романтические коты, щенки, зайчики, мышки — любые объекты, разных цветов и размеров. Никаких ограничений: шерсть и ваше воображение помогут вам создать самые удивительные образы!
Отрывок из книги «Художественный войлок своими руками + DVD Мастер-класс за час» Екатерины Хошабовой
www.diy.ru
Вышитые войлочные картины Michala Gyetlai.
Британская художница Михайла Гетвай (Michala Gyetlai), больше известная в интернете как Kayla Coo, родилась в Лондоне, но детство провела в деревушке Lilbourne.
Рукоделием она любила заниматься с детства.
Всё, что попадалась под руку: старые лоскуты, клок шерсти, нитки, травинки, цветы – служило материалом для творчества.
Свой первый ткацкий станок она соорудила в двенадцать лет, используя гвозди и веревку.
Тогда же узнала, что для окрашивания можно использовать натуральные материалы такие, как черника, бузина, луковая шелуха.
Детские впечатления и любовь к красотам природы являются основной движущей силой её текстильного творчества.
Вышитые войлочные картины Michala Gyetlai
Kayla Coo создает удивительные вышитые войлочные картины. Фоном для картины служит войлочное полотно, которое она валяет из разноцветной шерсти для каждой своей картины. А потом, рисует нитками, используя ручную и машинную стежку.
Вышитые войлочные картины Michala Gyetlai
Цвета, столь же разнообразны, как и палитра художника, комбинируя скрученные волокна, толстую шерсть, кусочки ткани, шелк, она добивается нужного эффекта. Все картины она делает по своим собственным рисункам.
Кроме того, она создает вышитые войлочные брошки, которые можно приобрести в её интернет-магазине.
worldhobbies.ru