Старая Москва в гравюрах XVII-XIX веков. Картины древней москвы
Старая Москва в гравюрах XVII-XIX веков: vasily_sergeev
3 Коронование Императрицы Екатерины IIС гравюры Калпашникова
4. Граф А. Г. Орлов-Чесменский.С весьма редкой гравюры того времени
5. В Кремле из Замоскворечья между Каменнным и живым мостом к полудню
6. Объявление герольдами на кремлевской площади о короновании императрицы Екатерины II.С гравюры Калпашникова
7. Больница Екатерининского времени.С рисунка Дергоена XVIII века
8. Архиепископ Амвросий Зертис-Каменский в гробу.С портрета, писанного масляными красками в конце XVIII столетия в Даниловом монастыре в Москве
10. Торжественная аудиенция турецкому посольству.С гравюры Калпашникова
11. Казнь Пугачева.Художник Шарлемань
12. Крестный ход (шествие на осляти) в Москве в XVII столетии.Со старинной голландской гравюры
13. Прием в массонскую ложу вновь поступающего члена.Со старинной гравюры
15. Посвящение в массоны.Со старинной английской гравюры
16. Торжественное заседание масонской ложи.Со стринной гравюры
17. Извозчичья стоянка в Москве в начале нынешнего столетия.С гравюры Гейслера
18. Гуляние в Сокольниках в конце прошлого столетия.С гравюры Делабарта
19. Маскарад в Москве в 1722 году.С весьма редкой гравюры того времени (из собрания Д. А. Ровинского)
20. Ледяные горы в Москве во время Сырной недели в конце прошлого столетия
21. Большой театр и театральная площадь в Москве в начале нынешнего столетияС гравюры Аркадьева
22. Коломенский дворец. С редчайшей гравюры, сделанной за год до разрушения дворца (из собрания П. Я. Дашкова)
23. Лизин пруд в Москве. С гравюры начала нынешнего столетия
24. Народное гуляние в Москве в конце прошлого столетия.С гравюры 1797 года
25. Шут савельич.Со стринной литографии
26. Театр Медокса в Москве.С весьма редкого рисунка, сделанного с натуры в 1805 году А. А. Мартыновым (из собрания П. Я. Дашкова)
27. Вид церкви и части села Останкино.С офорта Лафрона по рисунку с натуры Делабарта (из собрания П. Я. Дашкова)
28. Петровский дворец в Москве.С гравюры начала нынешнего столетия
29. Площадь в Москве в конце XVII столетия.С гравюры того времени (из Путешествия Олеария)
30. Вид села Царицыно.С гравюры, сделанной с рисунка с натуры П. П. Свиньина
31. Парк в селе Царицыно.С рисунка с натуры Стакельберга (из собрания П. Я. Дашкова)
32. Церковь при доме Нарышкиных на Воздвиженке.С рисунка, приложенного к Русской Старине, изд. Мартыновым
33. Каменный мост в Москве в начале XVIII столетия.С современной гравюры Бликланда
34. Усыпальница Нарышкиных в Боголюбской церкви Высокопетровского монастыря.С рисунка, приложенного к Русским достопамятностям, изд. Мартыновым и Снегиревым
35. Московская улица в конце прошлого столетия.С гравюры того времени Дюрфельда
36. Патриаршая церковь в Москве.С литографии Брея начала 19 века.
37. Зал Московского Дворянского собрания, украшенный для приема императрицы Екатерины II.С рисунка с натуры Тишбейна (подлинник в Эрмитаже)
39. Дом князя Юсупова.С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Мартыновым
40. Дом князя Гагарина на Тверской улице С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Mартыновым
41. Новодевичий монастырь и Девичье поле в начале XVIII столетия.Со старинной гравюры
42. Новодевичий монастырь в XXVIII столетии.Со старинной гравюры
43. Вид Яузского моста в Москве в конце XVIII века.С гравюры 1797 года
44. Домашний спектакль в барском доме в начале XIX века.С гравюры того времени
45. Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Мартыновым
46. Городские сторожа в Москве в XVII столетии.С рисунка Панова
47. Вид старой площади у Гостиного двора в Москве в конце 18 века.С гравюры 1795 года
48. Торговая лавка в Москве в XVII столетии.С гравюры того времени (из Путешествия Олеария)
49. Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста в 1799 годуС гравюры Делабарта
50. Арестанты полиции, метущие улицу
52. Немецкая слобода в Москве в начале XVIII столетия.С гравюры того времени Генриха де Витта
53. Воскресенские ворота в Москве.С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Мартыновым
54. Церковь Василия Блаженного и Лобное место в XVII столетии.Со старинной голландской гравюры
55. Кузнецкий мост в Москве.С литографии, сделанной с рисунка с натуры Деруа
56. Вид посольского дома в Москве в 1661 году.Со стариннгой голландской гравюры
57. Посольский двор в Москве в XVII столетии.С гравюры того времени
59. Печатный двор в Москве в XVII столетии.С рисунка, находящегося в Древностях Российского Государства
60. Дом Дворянского Собрания и Охотный ряд в Москве.С литографии начала XIX века
61. Царь-колокол
62. Терема в Москве. Со старинной гравюры Казакова
63. Дворец в Кремле в XVIII столетии.Со старинной гравюры Дюрфельда
64. Барский экипаж начала XIX века.С гравюры Делабарта
66. Торговец на ларе.С гравюры Гейслера
67. Торговка полотном.С гравюры Барбье 1806 года
68. Вид Каменного моста и его окрестностей в конце XVIII века.С гравюры Делабарта 1796 год.
69. Торговка старыми вещами
70. Ворота Крутицкого архиерейского дома.С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Мартыновым
71. Московский почтамт на Мясницкой улице.С литографии начала XVIII века
73. Настенная башня в Московском Кремле.С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Мантыновым
74. Варварские ворота.С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Мартыновым
75. Колокольня Ивана Великого.С литографии начала XIX века
76. Дом графа Мамонова и его окрестности.С гравюры Гедалля, 1820
77. Вид Пресненских прудов.С гравюры начала XIX века.
78. Кремлевский сад в Москве в начале XIX века.Со старинной литографии
79. Московская пожарная команда в начале XIX века.Со стринной литографии
80. Дом Пашкова в Москве в конце XVIII века.С гравюры Делабарта 1798 год
81. Покровский монастырь в Москве.С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Мартыновым
82. Село Измайлово в XVIII столетии.С весьма редкой гравюры тогшг времени
83. Петушиный бой.С литографии начала XIX сотлетия
84. Кулачный бой. С гравюры Гейслера
85. Торговец гречневиками.С гравюры Гейслера
86. Торговка маслом. С рисунка Барбье, 1806
87. Уличный торг у Кремля в конце XVIII столетия.С гравюры того времени Колпашникова
88. Русские бани зимой.С гравюры Демартре начала XIX столетия.
nnn-fotonnn-foto
vasily-sergeev.livejournal.com
Древняя Москва XVI - XVII веков
(Древний город Москва. XVI век. Картина А. Васнецова)
Кремль продолжал расширяться ещё со времен Ивана Калиты, когда его южные стены, вероятно, стояли почти у реки-Москвы, вытеснив посад на "подол" к востоку от 2-й Безымянной башни, а в конце XV века - на территорию Китай-города, названного этим именем в 1534-1538 гг.
Указ III от 1495 года об освобождении к югу от кремлевских стен пространства на 110 саженей (234 метров) от всяких построек, вероятно, был распространен и на территорию современной Красной площади, что способствовало образованию последней.
1508 г. - Вырыт глубокий крепостной ров вдоль восточной кремлевской стены, со стороны Красной площади.
1534—1538 гг. - Возводится каменная стена вокруг Китай-города.
(Площадь в городе перед церквью. XVI век. Картина А. Васнецова)
Китай-город был окружен каменными стенами, стоявшими по линии современных площадей Революции, Театрального проезда, Новой и Старой площадей, Китайгородского проезда и Москворецкой набережной.
1554—1560 гг. - Постройка Покровского собора (храма Василия Блаженного).
1564 г. - Иван Федоров печатает в Москве книгу "Апостол".
1586—1592 гг. - Постройка стен Белого города по линии теперешнего Бульварного кольца.
(В посаде Китай-Городе. XVI век. Картина А. Васнецова)
Каменными стенами по современному Бульварному кольцу был окружён также и Белый город, как его называли в XVII - XVIII веках. Он был между бульварами, Кремлем и Китай-городом.
1591—1592 гг. - Сооружение деревянных стен и земляного вала по линии теперешних Садовых улиц.
Борис Годунов, фактически правивший государством при Фёдоре Ивановиче, в 1592—1593 гг. огородил крепостным земляным валом со рвом ближайшую окрестность з Белым городом и за Москвой-рекой, уже значительную к этому времени застроенную и заселенную. Так появился Земляной город, вал которого был срыт только в начале XIX века и на месте его прошли улицы Садового кольца. Стены же Белого города были сняты в конце XVIII века, а с 1934 года начали сносить стены Китай-города, расширяя шедшие возле них улицы.
Ворота Кремля, Китай-города, Белого и Земляного городов, построенные на выходе их улиц, в свою очередь сыграли большую роль в направлении извне улиц к ним и от них.
В XVI - XVII веках переулки были заполнены слободами, не поместившимися на главных улицах. Постепенно в состав города включались села и деревни, находившиеся на окраинах.
(Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. Картина А. Васнецова)
1601—1603 гг. - Голод в Москве.
1605 г. - В Москву въезжает Лжедмитрий — ставленник польских панов.
1606 г. - Народ поднимается против польских интервентов. Свержение Лжедмитрия.
1610 г. - Бояре-изменники тайком впускают в Кремль иноземные отряды.
1611 г. - Народ поднимается на борьбу против польских интервентов. Уличные бои. Поляки поджигают Москву. Под натиском москвичей польские паны отступают в Кремль.
1612 г. - Народное ополчение под водительством Минина и Пожарского освобождает Москву от польских захватчиков.
1625 г. - Над Спасскими воротами Кремля надстроена высокая стрельчатая башни и на ней установлены часы «с перечасьем» (боем).
(Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. Картина А. Васнецова)
Слободы XVII века разделялись на дворцовые, обслуживавшие царский двор, военные, монастырские, иноземные и "чёрные" - ремесленные и торговые. Они занимали главным образом центр современной Москвы в пределах Садовых улиц.
За ними с конца XVI века появилось пять ямских слобод, несколько монастырских и сёла Кудрино, Сущево, Напрудное, Красное и другие, которые к XVIII веку станут городскими предместьями.
1633 г. - Сооружен первый кремлевский водопровод. Вода поднимается на Свиблову (Водовзводную) башню и оттуда отводится в Кремль.
1634 г. - В Москве выходит азбука — первый русский учебник—"Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям".
(Красная площадь во второй половине XVII века. Картина А. Васнецова)
1654 г. - Провозглашено воссоединение Украины с Россией.
1673 г. - Первое театральное представление в Москве.
1682 г. - Основание Славяно-греко-латинской академии.
1687—1692 г. - Сооружение Большого Каменного моста через Москву-реку.
(Московский Кремль в конце XVII века. Картина А. Васнецова)
Сооружать мост начали в 1643 году указом царя Михаила Фёдоровича. Взялся за работу Страсбургский мастер Ягорн Кристел. Мост брало начало от Всехсвятских ворот, но не был достроен, так как его строительство сочли слишком затратным. Только в 1682—1687 годах инициатором возобновления строительства стала царевна Софья и Василий Голицын по старым проектам того же Ягорна Кристела, который оставил после себя образец деревянного моста. Сначала мост получил имя Всехсвятский, потом назывался Берсеневский и Новый каменный и лишь спустя время утвердился названием Большой каменный мост.
moscowchronology.ru
Неизвестные виды дофотографической Москвы - История и современность
Я был уверен, что все картины Москвы до середины 19 века давно уже известны и что-то новое в этой области (в отличие от фотоистории!) обнаружить маловероятно. И тут вдруг такой сюрприз!
Кстати, первый вид (с башней) приписывался Ф.Кампорези. Возможно, он чертил, а Гильфердинг раскрашивал.
В Государственном историческом музее хранится одна из самых значительных музейных коллекций акварелей и рисунков с видами Старой Москвы XVIII–XX вв. В 1926 году в Музее Старой Москвы состоялась первая выставка уникальной коллекции акварелей — "Москва в старинных изображениях", в этом же году музей расформировали, а его богатейшие изобразительные материалы поступили в Исторический музей. И вот сейчас уникальную коллекцию могут увидеть гости музея на выставке «Пейзажи старой Москвы. Акварели из собрания Исторического музея. К 870-летию Москвы». Графическая коллекция видов Старой Москвы предстала посетителям Исторического музея впервые после 1926 года.Гильфердинг Фридрих. Сухаревская башня. Вид от улицы Сретенки. 1780-е.Бумага, акварель, тушь, белила.
В витринах музея засияли своими красками старинные виды нашего города. И мы можем увидеть древнюю Москву без санкции соответствующих органов, только купив билет в музей.Тролли Франческо. Вид Москвы в сторону Каменного моста от угловой башни Кремля. Конец 1790-х.Бумага, акварель, тушь.
Стены древнего Кремля и старый Каменный мост через дымку времени проступают на картинах, и вам представляется уникальная возможность проникнуть в жизнь давно ушедшего города, скрытого за новостройками и изменения XX и XXI веков.Воробьев Максим Никифорович. Вид Московского Кремля от Устьинского Моста (Вид Кремля из-за реки Яузы). 1819. Бумага, акварель, тушь.
А вот и будущий Дворец Труда, где трудились известнейшие писатели начала XX века, а пока здесь Императорский Воспитательный дом, да и стены Китай-города на месте.Бакарев Алексей Никитич. Общий вид Новоспасского монастыря со стороны пруда. 1800-е.Бумага, акварель, тушь.
А вот пруд Новоспасского монастыря сохранился. Многое изменилось рядом с древнем монастырём. Строились и разрушились дома, прокладывались проспекты, но следы старой Москвы еще можно увидеть в этом уголке города.Бакарев Алексей Никитич. Вид Новоспасского монастыря и Крутицких палат со стороны Москвы-реки. 1800-1801.Бумага, акварель, тушь.
Заповедный уголок - Крутицкое подворье и сейчас привлекает горожан своей уникальностью. Здесь нет биения современного города, тишина и умиротворенность окутывают всех приходящих в это место.Неизвестный художник. Варварские ворота Китай-города. Конец 1790-х.Бумага, акварель, тушь.
К сожалению башни Китай-города ушли в прошлое вместе со своим временем. И посмотреть на них мы можем вот только на таких отпечатках памяти. И представить как могли бы выглядеть в наше время эти величественные оборонительные сооружения нашего города.Ясновский Федор Иванович. Вид Кремля из-за Москвы-реки (у Москворецкой башни). 1850.Бумага, акварель, белила, тушь.
А Кремлевские башни, к счастью, до сих пор с нами. И прекрасный многоглавый Спас на Рву продолжает удивлять своим видом гостей нашего города.Вивьен Иосиф Иосифович. Дом московского генерал-губернатора на Тверской улице. 1840-е.Бумага, акварель, тушь.
Сильно перестроенный дом губернатора тоже все еще олицетворяет собой московскую власть. Сменились генерал-губернаторы, первые секретари партии, появились мэры, но городская власть так и осталась на своем месте с тех самых древних пор.Маяковский Николай Егорович. Вид от набережной Москвы-реки на храм Христа Спасителя, Каменный мост и Кремль. Конец 1860-х.Бумага, акварель, белила.
Так выглядела в XIX веке золотая миля века XXI. Пока ещё у подножия великолепного храма течет практически деревенская жизнь. Никто и не подозревает, что всего через 150 лет это место будет не так то просто узнать. Впрочем, узнаваемых мест достаточно.Шарлемань Иосиф Иосифович. Чугунный мост через Водоотводный канал. 1853.Бумага мелованная, акварель, белила, графитный карандаш.
Редкая возможность взглянуть на картины с видами Москвы, которые сменяются и показывают разное время, новые стройки, представляется посетителям Исторического музея. Всем, кто интересуется историей нашего города мы настоятельно рекомендуем посетить выставку, и конечно купить её каталог. Здесь каждый сможет найти свои любимые виды нашего прекрасноо города, узнать что-то новое или просто полюбовться невероятными столичными красотами.Выставка продлится до 16 октября 2017 года.
Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.Режим работы: пн, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00; пт, сб с 10:00 до 21:00. Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.Вторник - выходной.Цена билета: 400 рублей. Есть льготы. Подробности тут.
visualhistory.livejournal.com
Я уже как-то использовал материалы интереснейшей книги «Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади» издания 1982 года, рассказывая о советской архитектуре столицы. Сегодня хочу повести речь о старой Москве на рисунках и гравюрах XVI–XIX веков. 1 Миниатюра из Остермановского летописца, входящего в состав Лицевого летописного свода середины XVI века, изображает строительство первого каменного кремля в Москве в 1367 году. Она иллюстрирует рассказ о возведении белокаменной московской крепости Дмитрия Донского. Любопытна достаточно подробная передача картины интенсивного строительства: подносчики камня и раствора, камнетесы и укладчики камня под руководством мастера заканчивают кладку прясла стены с квадратной проездной башней. Изображение стены и зданий за ней, конечно, по большей части условное: на рубеже XV–XVI столетий в Кремле многое переменилось, и художник середины XVI века, выполнявший миниатюру, слишком буквально проецировал современное ему состояние крепости на прошлое. Так, представляя Успенский собор пятиглавым (справа вверху), он уже видел перед собой постройку Аристотеля Фиораванти. Слева от собора, вероятно, находится условное изображение Великокняжеского дворца. В нижней части рисунка, если отталкиваться от кремлевской топографии, показан участок южной стены с Тайницкой башней. 2 Фрагмент «Сигизмундова» плана Москвы 1610 года, изображающий Кремль и Китай-город. Автор довольно внимательно передает черты городского облика, подчеркивая то общеевропейское, что прежде всего воспринимали и многие мемуаристы его эпохи: замкнутое кольцо слитых воедино Кремля и Китай-город, то есть Замка и «внутренней части города» (так гласит надпись на плане у восточной стены). Узнаваемы даже многие башни Кремля: узкая круглая Беклемишевская, Спасская с ее стрельницей, Никольская с рядами окон и т.д. Чрезвычайно интересно береговое укрепление южной стены. Детально прослежены экзотические для автора плана формы церквей. Соответствуют действительности и размеры жилых дворов – в Китай-городе все более мелкие к центру (выделяется огромный Посольский двор под цифрой «8») и несколько обширных, в том числе монастырских, – в Кремле. На дворах стоят и хоромы на подклетах, и избы, и двух-трехярусные башни под шатрами и даже с бочкообразными покрытиями; отмечены заборы с воротами, грядки огородов, деревья редких в этой части города садов. 3 Еще один фрагмент «Сигизмундова» плана, изображающий Заяузье – рядовой район Земляного города с преимущественно слободским заселением. В целом он представляет собой, естественно, более однородную картину. Но и тут верно передан сам тип расселения: у большой улицы (ныне это Яузская, переходящая в Верхнюю Радищевскую), идущей по верху горы, теснятся плотно застроенные жилые дворы с высокими хоромами и башнями, а за ними лежат сады и огороды; внизу же, особенно у воды, застройка в целом реже и мельче. На Яузе, ниже моста, стоят бани, огромными журавлями черпающие воду, и водяные мельницы. 4 Гравюра из книги А. Олеария «Путешествие в Московию, Персию и Индию» по рисунку 1630-х годов. Художник изобразил проезд группы «татарских» (черкесских) послов по улицам Москвы. В застройке улиц он, как обычно, усиливает наиболее характерные черты. Здесь это – широкий немощеный перекресток неопределенных очертаний, окруженный рублеными домами на подклетах, с крошечными оконцами и высокими кровлями. Некоторые из них объединены общими воротами в узкие дворы, другие (слева) стоят почти впритык и имеют входы с улицы – отдельных дворов у них, видимо, нет. Однотипность застройки и ее теснота при сравнительно большой ширине улиц позволяет предполагать, что изображена одна из ремесленных слобод в центре города. В таком случае двухэтажное здание в глубине должно быть съезжей избой – административно-хозяйственным центром слободы. Подклет без окон мог служить складом производимого в слободе товара. 5 Еще одна гравюра из этой же книги, изображает она голштинское посольство на Суздальском подворье. По описанию Олеария, его посольство разместилось в Москве не на Посольском дворе, занятом в то время персидскими послами, а в большом каменном доме суздальского архиепископа, сосланного в Сибирь. Ростовско-Суздальское подворье находилось на западном углу Рыбного переулка и Варварки – четырехэтажные каменные палаты с открытым гульбищем на крыше и массивные ворота с теремком над ними выходили на улицу. Художник явно усилил контраст монолитного объема здания, возможно, самого большого в Китай-городе того времени, и лепящихся к нему наружных деревянных лесенок и крылец. Вокруг двора – деревянные службы и прочая бревенчатая ограда. Через улицу (справа) видно другое известное каменное здание, переданное с большей достоверностью, – палаты Старого Английского двора. 6 Церковь Сергия в Кремле постройки 1565 года на миниатюре из «Книги об избрании на царство Михаила Федоровича», созданной в 1672–1673 годах.Изображенный тут храм до начала XIX века, когда он был разобран, стоял на подворье Троице-Сергиева монастыря. Монастырская шатровая церковь с приставленной к южному фасаду башенкой-колокольней в плане была крестообразной – миниатюрист сделал неудачную попытку изобразить эту особенность строения. В отличие от скромного декора фасадов четверика, шатер украшен цветными керамическими вставками, как это было сделано в центральном храме Покровского собора на Рву (который чаще называют собором Василия Блаженного). 7 Красная площадь на картине Ф. Гильфердинга, написанной в 1795 году. Вид от пушечной батареи. Часть площади вдоль рва огорожена и также занята пушками. Спасская башня Кремля выглядит по состоянию на середину XVIII века. 8 Улица Ильинка в Китай городе на акварели мастерской Ф.Я. Алексеева 1800–1802 годов. Изображена часть улицы от Биржевой площади к Ильинским воротам, застроенная почти без разрывов купеческими домами с лавками на первом этаже. Перед некоторыми устроены приподнятые площадки, предохраняющие выходящих из карет покупателей от уличной грязи. Справа – крупнейший московский доходный дом того времени – дом купцов Калинина и Павлова. 9 Вновь акварель мастерской Ф.Я. Алексеева того же периода. На ней изображены Алевизов ров и Никольские ворота. Художник рисовал с натуры из окна здания Главной аптеки, на месте которого сейчас находится Исторический музей. Впечатляет перспектива рва, просматриваемого от Никольских ворот до Спасских. Заполняющая его растительность, возможно, является остатками Аптекарского огорода, заложенного при Петре I для Главной аптеки (ров при этом был полузасыпан; предполагают, что его первоначальная глубина достигала 10 метров). Справа на переднем плане видна часть первоначальной облицовки рва с зубчатым ограждением. Никольские ворота окружены остатками бастионов. Слева на переднем плане изображен прямоугольный парапет – остаток ограждения внешней стены рва. Дальше виден задний фасад рядов, поставленных вдоль рва в конце XVIII века, еще дальше видны главки собора Покрова на Рву. Сейчас все это – Красная площадь. 10 Кремлевский дворец и юго-западный угол Кремля. Дворец на аркаде древних подклетов изображен перестроенным по проекту Н.А. Львова в 1797 года. Внизу слева видны руины подклетов Годуновского дворца. Справа – церковь Благовещения на Житном дворе 1701 года постройки. 11 Спасские ворота Кремля со стороны Ивановской площади. В центре – Архиерейский дом, поставленный в 1776 году в Чудовом монастыре на углу Ивановской площади и Спасской улицы. После сноса древних подворий по южной стороне улицы линия Чудова и Вознесенского монастырей стала частью южного фасада кремлевского ансамбля. Справа виден оставшийся посреди площади собор Николы Гостунского. 12 Боярская площадь и Постельное крыльцо. Группа древних зданий (Терема, Верхоспасский собор, сени Грановитой палаты) окружает Боярскую площадку – широкое открытое гульбище на древних подклетах. Справа виден угол поставленного на тех же подклетах растреллиевского Дворца. Слева в углу – лестница во двор, к церкви Спаса на Бору. 13 Акварель 1800-х годов, вид на Китай-город с руин Пушечного двора. Панорама выполнена с юго-западного выступа холма, на котором до 1803 года стоял Пушечный двор (там, где начинается Неглинная улица). На месте площади Революции – река Неглинная, уходящая в арку Воскресенского моста. Пруд спущен, осыпающиеся земляные бастионы укреплены деревянным «обрубком». О реки влево отходит ров, огибающий бастионы. 14 Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы на акварели самого начала XIX века. Запечатлено нынешнее место Исторического музея – второй корпус Монетного двора, в это время и позже занятый Присутственными местами. В глубине – Воскресенские ворота с Иверской часовней между проездами, бывшая Главная аптека и еще не надстроенная Никольская башня Кремля. На белокаменных парапетах моста стоят высокие фонари. Впереди справа – угол первого корпуса Торговых рядов вдоль Неглинной (видна открытая галерея первого этажа). 15 Литография начала XIX века, показывающая улицу Волхонку после пожара 1812 года, здесь запечатлен вид от Ленивки к Боровицкой площади. Слева стоит уже восстановленная церковь Николы Стрелецкого. Дома и лавки сохранили каменные стены; впоследствии все они были отстроены, а некоторые сохранились и до наших дней. Видно, как на доме напротив церкви начинают ставить стропила. В первом этаже обгоревшего дома справа уже разместились съестные лавки. 16 Общий вид Кремля на гравюре Э. Финдлена по рисунку И. Лаврова из серии иллюстраций Р. Лайелла «Русские обычаи и подробная история Москвы» 1823 года. Рисунок был сделан в год надстройки Дворца. Общая композиция и суховатая манера английской гравюры подчеркивают послепожарную «прибранность» Кремля. 17 Гравюра А. Фролова по рисунку И. Лаврова начала XIX века – вид Московской синодальной типографии с полуденной стороны. Главный фасад типографии, встроенный в 1814 году, изображен вместе с соседними зданиями (слева – Николо-греческий монастырь, справа – часть фасада владения Шереметевых). Слишком узкая для подобной панорамы улица показана условно – в виде широкой площади. 18 Москворецкая улица и Нижние торговые ряды на акварели тоже же мастерской и тех же лет. Здесь дан вид вдоль улицы вверх от Мокринского переулка, который завершается переломом Средних торговых рядов. Средние ряды, как и продолжавшие их южнее Варварки Нижние, перестраивались в 1780–1790-х годах в процессе регулирования улицы. Ее левая сторона, где была лишь выпрямлена красная линия, застроена отдельными купеческими домами с лавками. Фасад Мытного двора (справа), который в те годы перестраивался, изображен неточно: портик состоял из двух пар колонн по сторонам центрального проезда. Слева – колокольня церкви Николы Москворецкого. 19 Тверской бульвар на литографии О. Кадоля 1825 года. Показан вид от Никитских ворот, в глубине – Страстной монастырь. Основная планировка бульвара – три неравной ширины аллеи и живописные широкие посадки по сторонам, изолирующие их от проездов. Хоть и в перестроенном виде, но до наших дней сохранились многое дома вдоль бульвара. 20 Еще одна литография О. Кадоля того же года. Она показывает Воспитательный дом. Интересны и «малые формы» городской архитектуры: уличные фонари, парапеты набережной, ограждения тротуаров. Москворецкий мост выполнен из дерева. В глубине видны лабазы вдоль Китайгородской стены. 21 Александровский сад, литография начала 1820-х годов. Тут изображена ранняя планировка сада, видны полукруглые пандусы, спускающиеся с Троицкого моста, Манеж показан еще без скульптурной обработки по проекту О.И. Бове. 22 Храм Василия Блаженного, литография О. Кадоля с его же рисунка, около 1825 года. Видно, что площадь и Москворецкая улица вокруг собора и Лобного места расчищены и замощены, вдоль Кремлевской стены насажен бульвар, выложена гладкая каменная подпорная стена, Средние и Нижние ряды перестроены. Однако отреставрированное Лобное место снова окружено самодельными лавочками. 23 Петровский театр (ныне Большой) на литографии Н. Жерена по рисунку Н.И. Чичагова из книги «Москва, или исторический путеводитель» 1827–1831 гг. Изображение передает строгую целостность первоначального ансамбля. 24 Лубянская площадь (вид от Софийской улицы) на литографии середины XIX века. Площадь ограничена стеной Китай-города, обсаженной молодыми деревьями, и большим доходный домом на месте нынешнего сквера. Рядом с ним в стене – проломные ворота из Большого Черкасского переулка к Мясницкой улице. У Никольской башни – проломные ворота с Никольской улицы, устроенные в 1820 году. В центре площади – водоразборный фонтан. И в начале XX века на этом месте московские извозчики поили своих лошадей, часто оплата этой услуги шла из кармана пассажира сверх платы за проезд. 25 Дворянское собрание (вид от Театральной площади), литография середины XIX века по рисунку Дица. Слева и справа видны выходящие на площадь дома; Дворянское собрание в основном сохраняет первоначальный вид, но в его портик встроен подъезд в псевдорусских формах. В глубине, за высокой церковью Параскевы Пятницы, видны Моисеевская площадь, купол Университета и неверно помещенная в глубине за домами церковь Георгия на Красной горке. 26 Церковь Св. Николая на Ильинке на литографии Деруа по рисунку Дица, середина XIX века. Церковь Николы Большой крест (первоначально – «Что у Большого креста») была выстроена в 1680-х годах богатейшими московскими «гостями» того времени Филатьевыми. Она стала новой определяющей доминантой Китай-города. Верхние ярусы колокольни с высоким шпилем были надстроены в 1819 году. 27 Верхние торговые ряды на литографии середины XIX века. Изображение не вполне точно передает архитектуру рядов, показывает открытую площадь перед ними, на которой по центру здания стоит памятник Минину и Пожарскому. 28 Варварка к западу от Юшкова переулка, картина неизвестного художника третьей четверти XIX века. Изображение несколько примитивное, но передает общее ощущение невысокой застройки улицы с разрывами по южной стороне. Слева виден только что отреставрированный Дом бояр Романовых, в глубине – произвольно переданный Гостиный двор.Мне эта картина особенно близка, так как ходил тут много раз, останавливаясь в Москве в 2002–2005 годах в расположенной некогда чуть левее гостинице «Россия». |
dkphoto.livejournal.com
москва в картинах
Федор Яковлевич Алексеев по велению императора Павла I в 1801 г написал ведуту (картину с детальным изображением городского пейзажа) Красная площадь в Москве. Это произведение вызвало подъем интереса к истории столицы в русском обществе начала XIX в. Художник сумел передать пестроту московской жизни, сохраняя при этом выдержанность линий и построения картины.
Ф.Я.Алексеев. Красная площадь в МосквеНезадолго после Алексеева Красную площадь на своем полотне изобразил Карл Иванович Рабус. Правда, на его картине в центре внимания – храм Василия Блаженного. Художник детально показал архитектуру собора, а также изобразил его несколько в других цветах, более приглушенных, чем мы привыкли его наблюдать.
К.И.Рабус. Храм Василия БлаженногоА уже в начале XX века Апполинарий Васнецов работал над сюжетами из истории древней столицы. Это требовало от него серьезных научных поисков. Цикл его картин, посвященных старой Москве, можно разделить на две группы: большие живописные полотна и графические произведения.
А. Васнецов. Красная площадь во второй половине XIIV векаПолотно Красная площадь во второй половине XIIV века (1925 г) написано преимущественно в светлых тонах. Оно изображает город праздничным, в разгар солнечного дня. Интересно то, что художник творил в смешанной технике, используя карандаш, акварель и даже уголь. Подобная графика помогала наиболее точно восстановить исторический облик столицы.
Советский живописец Юрий Пименов написал серию работ, посвященных Москве. Его техника разительно отличается от предыдущих упомянутых художников. В ней есть что-то новое, неуловимое, легкое. Новая Москва, Проливной дождь и Свадьба на завтрашней улице. Новая Москва – наиболее известное произведение из всего цикла.
Ю.Пименов. Женщина за рулем автомобиляЖенщина за рулем автомобиля – это как символ новой жизни столицы. За стеклом видны Дом Союзов и гостиница Москва. Когда смотришь на эту картину, приходит чувство радости, появляется весеннее настроение.
С.Брусилова. На Бульварном кольцеПрекрасна и работа Станислава Брусилова На Бульварном кольце, изображающая Москву нашего времени – об этом свидетельствует рекламный стенд. Картина написана яркими красками и прекрасно передает атмосферу солнечного дня. Смотря на нее, мы будто слышим стук приближающегося трамвая и гул машин.
Мария Лебедева
typical-moscow.ru