Чайковский, «Времена года». Картины чайковского
Портрет Петра Ильича Чайковского | Великие художники
Николай Кузнецов «Портрет Петра Ильича Чайковского», 1893
Третьяковская галерея, Москва
Реализм
175 лет со дня рождения великого композитора!
В Третьяковской галерее есть портрет Чайковского работы художника Кузнецова, запечатлевший черты пятидесятилетнего композитора. Высокий, выпуклый лоб обрамлен белыми, как снег, волосами. Из-под задумчиво сдвинутых бровей глаза смотрят как-то особенно нежно и внимательно, мечтательно и пытливо. Это взгляд человека, достигшего таких вершин, откуда можно сразу охватить минувшее и будущее, безотрадную пустыню и буйно цветущую жизнь, героические деяния и смятенное отступление, титанический взлет фантазии и мелочи действительности, с жаром изученные, точно подмеченные и ревниво сохраненные памятью.
Кисть Кузнецова выдает и другие черты характера композитора: полуседая борода скрывает по-детски полный, трогательный рот. Рот много страдавшего взрослого ребенка, который предпочитает словам молчание, а если непременно надо говорить, то вполголоса, не любит приказывать, а только просит. И как бы в противовес этим тонко обрисованным чертам, Чайковский, на этом же портрете Кузнецова, опирается ладонью о стол с такой силой, что все его тело наклонилось вперед в позе, полной внутренней энергии.
Чтобы дополнить этот портрет, вернее, подтвердить то, что изобразил живописец, приведем несколько воспоминаний, как самого композитора, так и его современников…
Чайковский почти постоянно находится в состоянии депрессии. Его терзают робость, безотчетный страх и непреодолимое чувство одиночества. Но при всем этом во время одного из путешествий он выкидывает мальчишескую шутку: выдает себя за князя Волконского. При звуке этого имени, словно по команде «смирно!» неподвижно застывают ямщик, все служащие почтовой станции, офицеры, — весь глупый мир марионеток, который приводится в движение чинопочитанием. Ненависть к шуму граничила у Чайковского с манией. И на родине, и за границей он искал квартиры, в которых соседние комнаты, коридоры совершенно изолировали бы его от внешнего мира; когда же он бывает в деревне, то самозабвенно отдается крестьянской музыке, громкому звучанию ритмов. В Москве он страдает от гнетущей мелочности окружавшей его среды. Чайковский стремится за границу, в «широкий мир». Но в «широком мире»: в Риме, Париже, Флоренции, Неаполе, где его окружает античная и современная расцветающая красота, его мучит тоска по родине. Ему хочется снова видеть дорогие, родные лица, ему не хватает милой звучности русской речи, ароматов родной земли. Перед церемонией вручения знака высокого отличия он в полном смысле слова заболевает: необходима помощь врача и добрая порция коньяку, чтобы как-нибудь восстановить его душевное равновесие. Настоящий праздник для композитора, если его посетит старый слуга; и в дневнике Чайковского значительное место занимает описание счастливых часов, когда после 45-летней разлуки он встретился со своей старой воспитательницей Фанни Дюрбах.
Он скромен, но горд. Ведь ему еще нет 20 лет, когда после долгих сомнений он, наконец, осознает, что он не просто умелый дилетант, а настоящий художник, обязанность которого перед самим собой и всем миром — серьезно отнестись к своему призванию. Он скромен, ибо если кто-нибудь указывает на недостатки его произведений, будь это друг или враг, поклонник его таланта или желчный критик, он готов засесть за переработку. Он скромен, но все же высокомерно заявляет: «Среди живых композиторов нет такого, перед которым я должен склонить голову».
Его необыкновенно чувствительная, реагирующая на все впечатления душа не стремится красоваться в позе непреклонности и постоянства. Он меняет свои взгляды на искусство, развивается, как сама жизнь. Его внутренний мир, его творчество непрерывно обогащаются, сливаясь с основным течением XIX века, объединившим поэтов, писателей и деятелей искусства вместе с учеными и военными, студентами и рабочими, натуры как боевые, так и мечтательные. Это историческое, общественное и философское течение борьбы за свободу и демократию.Чайковский — один из самых выдающихся представителей искусства этого столетия бурь и борьбы. Его музыка звучит с необычайной силой и исключительной убедительностью. В музыке он не пионер и не идет по этому трудному пути. Но и не консерватор, его не соблазняют протоптанные тропинки минувших эпох. Он стремится слить новое и классическое, общепонятное и изысканное, задушевную лирику романса с героической интонацией эпоса. Если Мусоргский представляется нам как человек будущего, который так много говорит о «завтра», что окружающие с трудом понимают его, то про Чайковского можно сказать, что он «поет» свою эпоху, свою среду и, расширив эти понятия, все свое столетие. Но звучание ритм и сам музыкальный поток его произведений настолько мощны, что в шуме этого потока слышится и «вчера», в плеске его волн — песни о настоящем, и все его творчество, хотя и не через пороги или головокружительные водопады и водовороты, — но все же почти перекидывается в мир будущего.
Со временем популярность композитора не ослабла. Как публика, так и музыканты-исполнители сохраняют любовь к его творчеству, и почти все его произведения входят в современные программы.
greatartists.ru
Портрет Чайковского - великий дар потомкам
Так получилось, что лучший портрет Чайковского стал и последним прижизненным, написанным за девять месяцев до смерти гениального композитора. Его автор - художник-передвижник из Одессы Николай Дмитриевич Кузнецов (1850-1930).
Академик Николай Кузнецов
Как получилось, что портрет человека, который и при жизни считался полубогом, принадлежит кисти провинциального живописца из Малороссии и кто он такой? Выходец из семьи крупного землевладельца Н. Д. Кузнецов, увлекшись передвижниками и будучи талантливым живописцем, поступает в Российскую академию художеств, обучаясь в которой получает три серебреные медали. С 30 лет он систематически участвует в выставках передвижников. О значимости его картин говорит тот факт, что шесть из них хранятся в Государственной Третьяковской галерее, а прекрасное полотно, написанное, как и портрет Чайковского, в 1893 году, «Спящая девочка» купил Александр III в свою личную коллекцию. Кузнецов написал несколько великолепных портретов - В. М. Васнецова и Шаляпина, И. Е. Репина и графа М. М. Толстого. Все они очень хороши, но портрет Чайковского прославил фамилию художника в веках.
Самый достоверный
Вообще композитора рисовали мало, может быть, потому, что уже входили в моду фотографии, для которых не надо было позировать часами. Для Большого зала консерватории были заказаны изображения великих композиторов. Овальный портрет Чайковского написан Николаем Корнилиевичем Бодаревским. Но как правило, когда упоминают о живописном изображении композитора, всегда подразумевают портрет кисти Николая Кузнецова, который Модест Ильич, брат художника, назвал «потрясающе жизненным изображением». Он сказал, что лучшего портрета он не знает и что художнику удалось угадать и достоверно передать трагизм настроения величайшего композитора, в котором он находился в ту пору.
Враги всегда чернят то, что особенно дорого
П. И. Чайковского, портрет которого, по свидетельству близкого и хорошо знающего его человека, очень хорош и достоверен, в это время мучили страхи и сомнения. Спекуляции на тему о добровольном уходе из жизни, как и другие мифы о человеке, составляющем славу России, преследуют одну цель – очернить то, чем гордится и что любит каждый русский. Официальная версия преждевременной смерти говорит о том, что Чайковский умер от холеры, которую подхватил, выпив стакан сырой воды. Этот красивый человек, страдающий всю жизнь мучительной застенчивостью, вряд ли выбрал бы добровольный уход из жизни, сопровождающийся изнурительной рвотой и поносами. Но тому, что всемирно (он дирижировал симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла и был доктором Кембриджского университета) признанному гению в последние годы жизни что-то не давало покоя, есть много свидетельств современников.
История создания
П. И. Чайковского, портрет которого писался в Одессе, пригласили в этот город на закрытие сезона оперного театра, являвшегося в ту пору одним из лучших в России. Директор театра Райский хотел увековечить это событие портретом великого маэстро, который он бы повесил в холле театра, придав ему, таким образом, еще большую значимость. П. И. Чайковский согласился позировать 43-летнему выпускнику Академии Н. Кузнецову. Несколько часов он добросовестно был моделью, а потом попросил отпустить его, так как стоять в жару в костюме было смертной мукой. Художник заканчивал портрет Петра Чайковского без модели. Когда Кузнецов привез композитору законченную работу, Чайковский по достоинству ее оценил, назвав «чудной». Третьяков был того же мнения о работе и сразу же приобрел портрет для своей коллекции. Полотно размером 623 х 800 мм, запечатлело умного, думающего, страдающего, красивого человека, «славу и гордость земли русской». Темный фон, черный костюм и два светлых пятна – лицо и кисть руки на раскрытой партитуре. Может быть, фон не дорисован до конца, но он так хорошо подчеркивает прекрасное лицо гения. Можно додумать в темноте фона каких-то монстров, якобы мучающих композитора, а можно радоваться тому, как удачно выделено лицо, обрамленное сединами, и как подчеркнут взгляд титана, как переданы ум, гениальность и редчайшее дарование.
fb.ru
Чайковский, " Времена года"
В январе 1876 года в журнале «Нувеллист» напечатана небольшая пьеса для фортепиано «Январь. У камелька». Автором этого произведения был Петр Ильич Чайковский. На протяжении всего года каждый месяц в нотном приложении журнала появлялась новая пьеса.
Таких пьес было двенадцать. Они составили цикл, названный композитором «Времена года». Петр Ильич запечатлел в музыке красоту природы. Каждая новая пьеса – пейзажная зарисовка, которая по характеру неразрывна с душевным состоянием человека, будь-то грусть, радость, мечта или раздумье.Времена года изображались в музыке и другими композиторами – Гайдном, Вивальди. Слушая их музыку, мы зрительно представляем замечательные картины природы. Чайковский же не только изображает природу. Каждая его пьеса – это душевное состояние человека, которое перекликается с пейзажными зарисовками. Несмотря на то, что музыка каждой пьесы разная и по характеру, и по настроению, части цикла создают единую цельную картину. Перед каждой пьесой в нотах есть эпиграф – строки из стихотворений, которые родственны по настроению с музыкой.
«Январь. У камелька»
Январский вечер, за окном – зима, а у камелька (камина) уютно и тепло.
На душе – умиротворение. Звучит задумчивая, спокойная мелодия, будто размеренная речь.
Так приятно отдохнуть у камина! Можно просто глядеть на яркие языки пламени и прислушиваться к потрескиванию поленьев.
Звучит первая часть цикла – пьеса «Январь. У камелька»
«Февраль. Масленица»
После задушевной и напевной музыки первой части неожиданно к нам врывается шум, гам, радость и веселье. И мы не можем просто наблюдать за всем мельканием со стороны. Мы вовлекаемся в действие, радуемся праздничному настроению.
Провожаем зиму дружно,
Веселится весь народ. Хоровод давай закружим, Разожжем большой костер.Веселье, задор, сцены народного гуляния мы представляем, слушая вторую пьесу из циклаЧайковского «Времена года». Звучит «Масленица. Февраль»
«Март. Песня жаворонка»
Пение полевой птички жаворонка — это приход весны и возрождение природы.Мелодия третьей пьесы из цикла «Времена года» напевная, светлая, мечтательная и немного грустная. В ней мы слышим весенние трели жаворонка. Весна – не только пробуждение природы, это человеческие надежды, чувства и ожидания чего-то нового и радостного.
Картина весеннего пейзажа в произведении Чайковского «Песня жаворонка» из цикла фортепианных пьес «Времена года» передается простыми, но выразительными средствами.
Звучит «Песня жаворонка. Март» из цикла фортепианных пьес Чайковского «Времена года»
«Апрель. Подснежник»
Распускающаяся зелень, первые скромные весенние цветы, голубенький подснежник, едва показавшийся из-под земли – все это символы долгожданной весны.
Музыка пьесы «Апрель. Подснежник» настолько правдива, что мы зрительно представляем таяние снега, щебет птиц и появление маленького цветочка – подснежника. Наша душа поет вместе с замечательной музыкой Чайковского и наполняется мечтами и надеждами вместе с пробуждающейся и ликующей природой.
Звучит «Апрель. Подснежник» из цикла фортепианных пьес Чайковского «Времена года»
«Май. Белые ночи»
Атмосфера светлой летней ночи передается в пьесе Чайковского «Май. Белые ночи»
Спокойный темп, волнообразное движение, мелодия пленительная, невесомая, загадочная. В среднем разделе появляется стремление, взволнованность, непрерывное движение.
Постепенно волнение успокаивается, и нежная, мечтательная мелодия затихает и растворяется.
Звучит «Май. Белые ночи» из цикла фортепианных пьес Чайковского «Времена года»
"Июнь. Баркарола"
В Италии лодочники распевали песни, которые получили название баркарола. Мелодии баркаролы напевные и спокойные.
Девятнадцатое столетие приносит известность баркароле и в русской музыке.
Мелодия пьесы Чайковского «Баркарола» — широкая, плавная, звучит выразительно и тепло. Аккомпанемент напоминает гитарные переборы. В средней части музыка подвижная и воодушевленная, но постепенно все успокаивается, и вновь звучит созерцательная и мечтательная мелодия.
Вдохновенная музыка пьесы и словно раскачивающаяся мелодия погружают нас в раздумья и мечты.
Звучит «Июнь. Баркарола» из цикла фортепианных пьес Чайковского «Времена года»
«Июль. Песня косаря»
«Песня косаря» — сцена деревенской жизни. Косари рано утром шли в поле и косили траву.
Мелодия пьесы напоминает народную песню, напевая которую, работает косарь. Мелодия ритмически четкая, размеренная.
В среднем разделе темп более подвижный, звучит калейдоскоп аккордов, быстро меняющихся в аккомпанементе. В окончании мы вновь слышим жизнеутверждающую, широкую мелодию песни косаря.
Звучит «Июль. Песня косаря» из цикла фортепианных пьес Чайковского «Времена года»
«Август. Жатва»
«Жатва» — это сцена из деревенской жизни. В августе крестьяне собирали созревший хлеб.
Чайковский с помощью звуков создал зрительный образ трудовых будней русской деревни, передал движение, характерное для работы в поле.
В пьесе чувствуется оживление и радостное настроение. Стремительное движение крайних частей сменяется спокойной лирикой средней части, которая изображает деревенский пейзаж.
Звучит «Август. Жатва» из цикла фортепианных пьес Чайковского «Времена года»
«Сентябрь. Охота»
Сцены охоты изображены многими писателями и художниками. Охота — не только промысел животных, но и азартная забава. Охота была любимым занятием дворян.
В фортепианном цикле «Времена года» Чайковского тоже запечатлена картина охоты. В пьесе «Сентябрь» в звучании фортепиано легко угадываются призыв охотничьего рожка, выкрики охотников, веселое волнение.
Звучит «Сентябрь. Охота» из цикла фортепианных пьес Чайковского «Времена года»
«Октябрь. Осенняя песня»
Для композитора октябрь – прощание с летом.
Вслушаемся в «Осеннюю песню» Чайковского.Проникновенно звучит спокойная, тихая и немного грустная мелодия. Слушая ее, мы представляем красоту золотой осени, желто-багряные листья, синее-синее небо, прозрачный прохладный воздух.Во вдохновенной теме лирической мелодии угадывается таинственная прелесть осени.
В средней части - воодушевление, подъем. А затем вновь появляются интонации вздоха, легкой грусти и печали. Последняя фраза замирает, растворяется.В пьесе картины пейзажа, настроение и чувства человека связаны воедино.
Звучит «Октябрь. Осенняя песня» из цикла фортепианных пьес Чайковского «Времена года»
...
«Ноябрь. На тройке»Зимняя дорога и мчащаяся по ней тройка, а по краю дороги — заснеженный лес — вот что мы представляем во время звучания пьесы «На тройке».
И песня ямщика — плавная, широкая, спокойная и раздольная, как раздольные просторы, которые мы зрительно представляем.
Тройка лошадей — любимый образ в русской поэзии и в песенном творчестве.
Постепенно тройка приближается к нам, и песня ямщика звучит громче.В средней части мелодия задорная и танцевальная. В этой теме мы слышим веселый перезвон бубенчиков и представляем быструю езду на тройке. Песня ямщика сливается со звоном бубенцов.Постепенно мелодия затихает, замирают последние звуки пьесы — тройка скрылась от нас вдали.
Звучит «Ноябрь. На тройке» из цикла фортепианных пьес Чайковского «Времена года»
—.
«Декабрь. Святки»Декабрь предвещает веселые новогодние праздники, игры, танцы, девичьи гадания и радостные ожидания.
Музыкой светлого ожидания — пьесой «Декабрь. Святки» завершается фортепианный цикл Чайковского «Времена года».
Слушая произведение, мы понимаем, что для Чайковского родная природа и народный быт – это чувство Родины, которое жило с ним всегда: и в родном городе Воткинске, и в далеких странах во время путешествий, будь то Италия, Англия, Германия или Америка.
В пьесе «Декабрь. Святки» звучит светлый, жизнеутверждающий вальс; мелодия праздничная, радостная и мечтательная.
Цикл фортепианных пьес «Времена года» Петра Ильича Чайковского не знает границ ни во времени, ни в пространстве. Это любимое произведение и слушателей, и исполнителей во всем мире.
.
Похожие статьи
vocalmuzshcola.ru