Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Часть 1. Картины бялыницкий бируля
Описание картины Витольда Бялыницкого-Бирули «Весна»
Картину «Весна» В. К. Бялыницкий-Бируля написал в 1899 году.
На ней художник описал состояние природы, пробужденной ото сна. Снег уже сошел, на пропитанной влагой земле начала оживать трава, где-то она еще жухлая и рыжая, где-то уже молодая сочного зеленого цвета. Лес еще обнажен. Деревья стоят без убранства листвы.
В центральной части полотна на первом плане изображена река невероятного насыщенного голубого цвета. На повороте ее русла слегка бурлит сильное течение, а в остальной части – спокойная гладь, отражающая макушки голых деревьев.
Небо также невероятного голубого цвет, на фоне которого деревья кажутся еще более осиротевшими.
Потрясающая реалистичность полотна, словно переносит зрителя в атмосферу весеннего настроения.
Каждую картину Бялыницкий-Бируля обращает к лирическому образу пейзажа. Художник развивает традиции живописи конца 19 века, характерные для его жанра. В своем творчестве он всегда придерживался двух критериев: простоты и правдивости. Бялыницкий-Бируляуделял особое внимание именно этим качествам, совершенствуя свое мастерство.
Именно это стремление проявляет в его работах искренность и свежесть полотна. Благодаря этому у художника сложился собственный индивидуальный художественный почерк, который выделяет его картины среди других.
Ему не требовалось пользовать принятыми шаблонами для выделения времени года, он тонко чувствовал природу и видел ее сущность, лишь стоит обратить внимание на изображенное им небо, как сразу становится понятным время года.
По некоторым источникам художник продал картину «Весна» в частную коллекцию, сразу после написания.
На полученные за нее деньги он отправился в поездку за границу.
По последним данным картина «Весна» находится в Киевском национальном музее русского искусства.
Бялыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович - картины в холодных тонах
Летом 2012 года посетил Национальный художественный музей РБ и случайно попал на выставку картин белорусского художника-пейзажиста Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули. Картины притягивали своими холодными тонами и какой-то депрессивной атмосферой.Прошло больше года и сегодня под настроение решил сделать этот пост. Я специально не буду писать о самом художнике и его работах (всё это можно найти в википедии), а просто запощу картины. Прочувствуйте их атмосферу.Drudkh — Fading Summoning the Rain01. Предвечерняя тишина. (Островенское кладбище). 1940
02. Зимний сон. 1911
03. Весной повеяло. 1945
04. Северная Двина. 1944
05. Осенние дни. Михайловское. Аллея Керн. 1952
06. Горки. Верхний пруд. 1946
07. «Унылая пора, очей очарование». Осень. 1936
08. Тригорский парк. 1936-1945
09. Ранняя весна. 1912
10. Весна идёт. 1913
11. Мартовские сумерки. 1903
12. Автопортрет художника
-------------------------------------------------------------------------------------------------- Больше свежих фоток: Instagram Facebook: NickObukhovich Кто такой? http://obukhovich.by/about/obukhovich.by
Бялыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович — Википедия РУ
Родился 31 января (12 февраля) 1872 в деревне Крынки Белыничского района Могилёвской губернии Российской империи в семье мелкого арендатора. Имение Крынки находилось в трёх километрах к северу от д. Техтин и 20 км от Белыничей Могилевской области. Семья часто меняла место жительства. Отец служил в днепровском пароходстве и часто брал сына в плавание по Днепру, Припяти и Сожу. Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра. Учился сначала в Киевском кадетском корпусе, затем перешёл в Киевскую рисовальную школу Мурашко Н. И.(1885—89), позже уехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к преподавателям Коровину С. А., Поленову В. Д., Прянишникову И. М. В Москве художник познакомился с И. Левитаном, работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлекся пейзажем. В 1892 году П. М. Третьяков приобретает для своей галереи полотно «Из окрестностей Пятигорска».
С 1897 года Бялыницкий-Бируля демонстрирует свои картины на выставках Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников, на Международных выставках и конкурсах. С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году Бялыницкого-Бирулю избирают членом Товарищества передвижников, а через четыре года он удостаивается звания академика живописи. Является также членом Союза русских художников и Общества художников имени А. И. Куинджи. В 1911 году картина «Час тишины» получила две медали: почётную — в Мюнхене, бронзовую — в Барселоне[15].
В том же году им создана картина «Зимний сон» — одно из лучших полотен В. К. Бялыницкого-Бирули. За эту картину художник также был награждён бронзовой медалью на Международной выставке в Барселоне. В картине использован минимум средств выражения. Лишь несколько плоскостей и небольшое число линий составляют её композицию. В центре картины располагается храм, очертания которого выступают на фоне неба. Мазок едва заметен. Всё будто окутано дымкой сгущающихся сумерек. Несмотря на лаконизм выразительных средств, картина эмоционально насыщена, что достигается искусной разработкой оттенков цветовых соотношений[16].
В 1912 году художник приобрёл участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан, и построил здесь дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Озеро Удомля и его окрестности стали неисчерпаемым источником мотивов для его дальнейшего творчества. Члены партии и правительства приезжали на охоту в это имение, оставленное художнику как личная собственность[18].
В 1917 году Бялыницкий-Бируля организовал художественную школу для крестьянских детей[19]. В живописи продолжает развивать традиции «русского импрессионизма», подобно Грабарю, Юону и Бакшееву.
В 1922 году Бялыницкий-Бируля становится членом Ассоциации художников революционной России. В советское время он продолжает развивать традиции русского лирического пейзажа конца XIX века, становится одним из создателей жанра мемориального пейзажа. В 1920-е и 1930-е годы художник много путешествует по стране. Его интересуют первые опыты реконструкции сельского хозяйства в совхозе «Гигант» и коммуне «Сейбит», строительство «Азовстали», преобразование Севера. В 1933, 1935 и 1937 годах он побывал в Заполярье, чему посвящены несколько серий пейзажей[20].
В 1936 году художник посещает пушкинские места — Михайловское и Тригорское — и привозит оттуда целую серию картин. Побывав в усадьбе Чайковского в Клину, он выставляет новые пейзажи — уголки природы, которые любил классик русской музыки. Пишет также серии пейзажей Горок Ленинских, Гори и Ясной Поляны. В 1937 году удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Тема Великой Отечественной войны отмечена в творчестве художника картинами «Красная Армия в лесах Карелии», «По следам фашистских варваров» (1942).
В 1947 году ему присвоили звание народного художника РСФСР (звание народного художника Белорусской ССР он получил в 1944 году), избрали действительным членом Академии художеств СССР. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче в окрестностях Минска. Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые стали основой цикла картин, посвящённых Белоруссии. В окрестностях Минска был найден мотив для картины «Беларусь. Вновь зацвела весна»[21].
Скончался художник на своей даче «Чайка» 18 июня 1957 года в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Несколько работ художника находятся в Третьяковской галерее:
- Из окрестностей Пятигорска (1892)
- Весна (1911)
- Лёд прошёл (1930)
- Задумчивые дни осени (1932—1942)
- Нивогэс (1936-37)
- Белоруссия. Вновь зацвела весна (1947)[6].
Его картины находятся также в музеях Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Семея, Сочи, Одессы, Днепропетровска, Киева, Минска (Национальный художественный музей Республики Беларусь), Могилёва и Белынич.
СемьяВитольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Часть 1 — Старый Петербург
Старинная живопись Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля, автор многих старинных картин
Опыты Бялыницкого-Бируля (1872—1957 гг.) на художественной ниве с самого начала отличались непосредственностью и природной лиричностью. Душевные пейзажи художника по достоинству оценили не только его собратья по цеху, скажем, Илья Репин, но и любители изящных искусств, такие как известный меценат Третьяков, основавший картинную галерею, где сегодня представлена старинная живопись.
Старинные картины, созданные Витольдом Каэтановичем до 1917 года, снискали ему репутацию талантливого и плодовитого живописца. Его полотна хранят и преумножают традиции выдающихся мастеров русского пейзажа – Левитана, Саврасова и Поленова, без которых невозможно представить антикварный рынок России. Благодаря своим наставникам Бялыницкий-Бируля проникся священным духом родины и воссоздал в своих работах суровую красоту русских земель. Художник мастерски передавал глубокие чувства пейзажными средствами, что дает право причислить его к лучшим русским живописцам, воспевающим природу. Многие галереи, торгующие антиквариатом в Санкт-Петербурге, высоко ценят работы мастера.
Бялыницкий-Бируля работал исключительно в реализме. После Октябрьской революции комитет из 13 художников, в числе которых был и Витольд Каэтанович, состоявший в Товариществе передвижных выставок, создал самую современную организацию на тот момент – Ассоциацию художников революционной России. Бялыницкий-Бируля не искал себя в других направлениях, характерных для антикварной живописи, у него уже сложилась твердая система взглядов, где главными ценностями являлись истина, любовь к России, ее природе и ее людям, приверженность великим идеям классического искусства, основным принципом которого является содержательность и глубина.
Трудолюбивый художник, беззаветно преданный своему делу, оставил после себя множество старинных картин. В российской империи живописец исследовал природу средней полосы России и бескрайних просторов Белоруссии, в которой родился. После свержения монархии горизонты художника значительно расширились. Он писал, что именно после революции увидел подлинное лицо страны. Бялыницкий-Бируля отправился на Север, некоторое время жил в Архангельской области, побывал на Белом море и на Волге. Национальным достоянием и антиквариатом считаются мемориальные пейзажи художника, в которых он отдает дань уважения Ленинским горкам, Ясной Поляне (родовая усадьба Льва Толстого), Михайловскому (известному благодаря Пушкину). Бялыницкого-Бируля можно считать основоположником памятного пейзажа в социалистическом искусстве, и это закономерное явление. Витольд Каэтанович всегда связывал свою творческую деятельность с вехами истории СССР, он стремился отразить в своих работах повседневную реальность, которая была бы понятна всем слоям населения и находила бы отклик у каждого человека.
Наследие художника — антиквариат в Санкт-Петербурге
Наиболее значимые работы художника посвящены Белоруссии. Именно в этой стране он появился на свет, и белорусская природа навсегда вошла в его сердце. На первый взгляд она может показаться простой и невзыскательной, лишенной ярких красок, но живописец улавливает в ней особую красоту и запечатлевает самые малейшие нюансы и изменения в ее состоянии. Как известно, красота – в глазах смотрящего. Так и взор Бялыницкого-Бируля находит отдохновение в тихих ликах природы. Недаром эти старинные картины называются так возвышенно и поэтично: «В час тишины», «Задумчивые дни осени», «Осенний румянец», «Вечер юного мая». Живописец достигает невероятных лирических высот в этих полотнах. Его наследники могут выгодно продать антиквариат в Санкт-Петербурге, которым сегодня являются картины Бялыницкого-Бируля.
Старинные картины Бялыницкого-Бируля на аукционах
Художник раз за разом обращается к природе, внимательно следя за ее сезонным циклом. Наибольшее внимание он уделяет марту, знаменующему приход весны, и осени в ее минорной тональности и цветовом разнообразии. Витольд Каэтонович любовно выписывает каждую почку дерева, тщательно переносит теплую осеннюю палитру на свои холсты. Даже неприглядная сырая земля, с которой только что сошел снег, в исполнении художника становится символом жизни и грядущего процветания. Произведения художника, способные украсить собой аукцион с мировым именем, насыщены есенинским колоритом, только он использует не слова, как это делал великий русский поэт, а краски.[toggle title_open=»СВЕРНУТЬ» title_closed=»ВСЕ СТАТЬИ ЦИКЛА» hide=»yes» border=»yes» style=»default» excerpt_length=»0″ read_more_text=»Read More» read_less_text=»Read Less» include_excerpt_html=»no»]Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Часть 2[/toggle]
antikspb.ru
Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872 - 1957) :: NoNaMe
Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872–1957) — русский художник, мастер импрессионистического пейзажа в духе «Союза русских художников»
----------------------<cut>----------------------
Родился в селе Крынки близ Белыничей (ныне Могилевская область, Белоруссия) 31 января (12 февраля) 1872 в семье помещика. Учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко (1885–1889) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1897) у И.М.Прянишникова, С.А.Коровина и В.Д.Поленова. Был членом «Товарищества передвижников», «Союза русских художников», «Общества имени А.И.Куинджи». В 1922 вступил в АХРР. Жил преимущественно в Москве.
Продолжил традицию импрессионистического пейзажа – лирически-эмоционального, отмеченного живой, «этюдной» легкостью красочного письма и любовью к переходным (в особенности весенним) состояниям природы (Весна, 1911; Лед прошел, 1930; Задумчивые дни осени, 1932–1942; все три работы – в Третьяковской галерее). На фоне усиливающейся официальной критики этого жанра за его «безыдейность» разработал особый тип «мемориального пейзажа», посвященного местностям, связанным с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей культуры. Среди его произведений – серии картин Ясная Поляна (1928, Музей Л.Н.Толстого, Москва) и Усадьба П.И.Чайковского в Клину (1942, Дом-музей Чайковского, Клин). Писал также в Горках Ленинских (1924 и 1945), пушкинском Михайловском (1936–1937) и сталинском Гори (1946–1947). Не раз ездил в творческие командировки с заданием запечатлеть различные «стройки коммунизма», однако привозил в основном свою природную лирику. В этом смысле, – имея в виду соотношение задания и результата, – был близок К.Г.Паустовскому.
Умер Бялыницкий-Бируля в Москве 18 июня 1957. Посмертно вышла его мемуарно-очерковая книга Из записок художника (1958).
(источник биографии: Энциклопедия Кругосвет)
Осень. Беседка. 1905
В начале весны
Ранняя весна. 1953
Весна. 1911
Вечер в тундре. 1893
Репродукций в архиве: 15Размер архива: 2,5 мб
Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлыtxapela.ru
Бялыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович — WiKi
Родился 31 января (12 февраля) 1872 в деревне Крынки Белыничского района Могилёвской губернии Российской империи в семье мелкого арендатора. Имение Крынки находилось в трёх километрах к северу от д. Техтин и 20 км от Белыничей Могилевской области. Семья часто меняла место жительства. Отец служил в днепровском пароходстве и часто брал сына в плавание по Днепру, Припяти и Сожу. Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра. Учился сначала в Киевском кадетском корпусе, затем перешёл в Киевскую рисовальную школу Мурашко Н. И.(1885—89), позже уехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к преподавателям Коровину С. А., Поленову В. Д., Прянишникову И. М. В Москве художник познакомился с И. Левитаном, работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлекся пейзажем. В 1892 году П. М. Третьяков приобретает для своей галереи полотно «Из окрестностей Пятигорска».
С 1897 года Бялыницкий-Бируля демонстрирует свои картины на выставках Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников, на Международных выставках и конкурсах. С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году Бялыницкого-Бирулю избирают членом Товарищества передвижников, а через четыре года он удостаивается звания академика живописи. Является также членом Союза русских художников и Общества художников имени А. И. Куинджи. В 1911 году картина «Час тишины» получила две медали: почётную — в Мюнхене, бронзовую — в Барселоне[15].
В том же году им создана картина «Зимний сон» — одно из лучших полотен В. К. Бялыницкого-Бирули. За эту картину художник также был награждён бронзовой медалью на Международной выставке в Барселоне. В картине использован минимум средств выражения. Лишь несколько плоскостей и небольшое число линий составляют её композицию. В центре картины располагается храм, очертания которого выступают на фоне неба. Мазок едва заметен. Всё будто окутано дымкой сгущающихся сумерек. Несмотря на лаконизм выразительных средств, картина эмоционально насыщена, что достигается искусной разработкой оттенков цветовых соотношений[16].
В 1912 году художник приобрёл участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан, и построил здесь дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Озеро Удомля и его окрестности стали неисчерпаемым источником мотивов для его дальнейшего творчества. Члены партии и правительства приезжали на охоту в это имение, оставленное художнику как личная собственность[18].
В 1917 году Бялыницкий-Бируля организовал художественную школу для крестьянских детей[19]. В живописи продолжает развивать традиции «русского импрессионизма», подобно Грабарю, Юону и Бакшееву.
В 1922 году Бялыницкий-Бируля становится членом Ассоциации художников революционной России. В советское время он продолжает развивать традиции русского лирического пейзажа конца XIX века, становится одним из создателей жанра мемориального пейзажа. В 1920-е и 1930-е годы художник много путешествует по стране. Его интересуют первые опыты реконструкции сельского хозяйства в совхозе «Гигант» и коммуне «Сейбит», строительство «Азовстали», преобразование Севера. В 1933, 1935 и 1937 годах он побывал в Заполярье, чему посвящены несколько серий пейзажей[20].
В 1936 году художник посещает пушкинские места — Михайловское и Тригорское — и привозит оттуда целую серию картин. Побывав в усадьбе Чайковского в Клину, он выставляет новые пейзажи — уголки природы, которые любил классик русской музыки. Пишет также серии пейзажей Горок Ленинских, Гори и Ясной Поляны. В 1937 году удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Тема Великой Отечественной войны отмечена в творчестве художника картинами «Красная Армия в лесах Карелии», «По следам фашистских варваров» (1942).
В 1947 году ему присвоили звание народного художника РСФСР (звание народного художника Белорусской ССР он получил в 1944 году), избрали действительным членом Академии художеств СССР. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче в окрестностях Минска. Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые стали основой цикла картин, посвящённых Белоруссии. В окрестностях Минска был найден мотив для картины «Беларусь. Вновь зацвела весна»[21].
Скончался художник на своей даче «Чайка» 18 июня 1957 года в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Несколько работ художника находятся в Третьяковской галерее:
- Из окрестностей Пятигорска (1892)
- Весна (1911)
- Лёд прошёл (1930)
- Задумчивые дни осени (1932—1942)
- Нивогэс (1936-37)
- Белоруссия. Вновь зацвела весна (1947)[6].
Его картины находятся также в музеях Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Семея, Сочи, Одессы, Днепропетровска, Киева, Минска (Национальный художественный музей Республики Беларусь), Могилёва и Белынич.
Семьяru-wiki.org
Бялыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович — википедия фото
Родился 31 января (12 февраля) 1872 в деревне Крынки Белыничского района Могилёвской губернии Российской империи в семье мелкого арендатора. Имение Крынки находилось в трёх километрах к северу от д. Техтин и 20 км от Белыничей Могилевской области. Семья часто меняла место жительства. Отец служил в днепровском пароходстве и часто брал сына в плавание по Днепру, Припяти и Сожу. Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра. Учился сначала в Киевском кадетском корпусе, затем перешёл в Киевскую рисовальную школу Мурашко Н. И.(1885—89), позже уехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к преподавателям Коровину С. А., Поленову В. Д., Прянишникову И. М. В Москве художник познакомился с И. Левитаном, работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлекся пейзажем. В 1892 году П. М. Третьяков приобретает для своей галереи полотно «Из окрестностей Пятигорска».
С 1897 года Бялыницкий-Бируля демонстрирует свои картины на выставках Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников, на Международных выставках и конкурсах. С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году Бялыницкого-Бирулю избирают членом Товарищества передвижников, а через четыре года он удостаивается звания академика живописи. Является также членом Союза русских художников и Общества художников имени А. И. Куинджи. В 1911 году картина «Час тишины» получила две медали: почётную — в Мюнхене, бронзовую — в Барселоне[15].
В том же году им создана картина «Зимний сон» — одно из лучших полотен В. К. Бялыницкого-Бирули. За эту картину художник также был награждён бронзовой медалью на Международной выставке в Барселоне. В картине использован минимум средств выражения. Лишь несколько плоскостей и небольшое число линий составляют её композицию. В центре картины располагается храм, очертания которого выступают на фоне неба. Мазок едва заметен. Всё будто окутано дымкой сгущающихся сумерек. Несмотря на лаконизм выразительных средств, картина эмоционально насыщена, что достигается искусной разработкой оттенков цветовых соотношений[16].
В 1912 году художник приобрёл участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан, и построил здесь дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Озеро Удомля и его окрестности стали неисчерпаемым источником мотивов для его дальнейшего творчества. Члены партии и правительства приезжали на охоту в это имение, оставленное художнику как личная собственность[18].
В 1917 году Бялыницкий-Бируля организовал художественную школу для крестьянских детей[19]. В живописи продолжает развивать традиции «русского импрессионизма», подобно Грабарю, Юону и Бакшееву.
В 1922 году Бялыницкий-Бируля становится членом Ассоциации художников революционной России. В советское время он продолжает развивать традиции русского лирического пейзажа конца XIX века, становится одним из создателей жанра мемориального пейзажа. В 1920-е и 1930-е годы художник много путешествует по стране. Его интересуют первые опыты реконструкции сельского хозяйства в совхозе «Гигант» и коммуне «Сейбит», строительство «Азовстали», преобразование Севера. В 1933, 1935 и 1937 годах он побывал в Заполярье, чему посвящены несколько серий пейзажей[20].
В 1936 году художник посещает пушкинские места — Михайловское и Тригорское — и привозит оттуда целую серию картин. Побывав в усадьбе Чайковского в Клину, он выставляет новые пейзажи — уголки природы, которые любил классик русской музыки. Пишет также серии пейзажей Горок Ленинских, Гори и Ясной Поляны. В 1937 году удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Тема Великой Отечественной войны отмечена в творчестве художника картинами «Красная Армия в лесах Карелии», «По следам фашистских варваров» (1942).
В 1947 году ему присвоили звание народного художника РСФСР (звание народного художника Белорусской ССР он получил в 1944 году), избрали действительным членом Академии художеств СССР. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче в окрестностях Минска. Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые стали основой цикла картин, посвящённых Белоруссии. В окрестностях Минска был найден мотив для картины «Беларусь. Вновь зацвела весна»[21].
Скончался художник на своей даче «Чайка» 18 июня 1957 года в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Несколько работ художника находятся в Третьяковской галерее:
- Из окрестностей Пятигорска (1892)
- Весна (1911)
- Лёд прошёл (1930)
- Задумчивые дни осени (1932—1942)
- Нивогэс (1936-37)
- Белоруссия. Вновь зацвела весна (1947)[6].
Его картины находятся также в музеях Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Семея, Сочи, Одессы, Днепропетровска, Киева, Минска (Национальный художественный музей Республики Беларусь), Могилёва и Белынич.
Семьяorg-wikipediya.ru