Вопрос: Сочинение по картине Пластова ,,Сенокос''. Картина сенокос пластов


Сочинение по картине А. А. Пластова “Сенокос”

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) ро­дился в селе Прислониха в Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье. Интерес к живописи, по-видимому, передался к маль­чику от деда, который был иконописцем.

Какое-то время Пластов предполагал, что станет священником. После 3-х лет учёбы в сельской шко­ле поступил в Симбирское духовное училище, затем в Симбирскую духовную семинарию. Но тяга к ис­кусству, как видно, не оставляла молодого семина­риста. В 1912 г. юноша уехал в Москву. Сначала посещал занятия в мастерской художника И. И. Маш-

кова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где проучился 2 года. После этого Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако не на живописное, а на скульптурное отделение. Среди его наставников были знаменитые мастера — скульптор С. М. Волнухин, художник А. М. Васнецов и др.

Молодой художник в 1917 г. возвратился в родное село. Здесь он постоянно рисовал с натуры, изображая своих односельчан, их праздники и будни.

Картины Пластова характеризуются не только, вы­соким мастерством, знанием быта советской деревни, но и любовью, вниманием к людям, которые живут и трудятся на селе. Особенности картин Пластова — жанровые сцены всегда разворачиваются на фоне пейзажа, лирическая выразительность без напряжён­ности сюжета.

Художник

при жизни сделался признанным клас­сиком советской живописи, репродукции его картин стали помещать в школьные учебники и хрестоматии..

На картине “Сенокос” художник изобразил, как семья выполняет одну из разновидностей сельскохо­зяйственных работ — косит траву на сено. Заготовка сена имеет не меньшее значением, чем удачная уборка хлеба — ведь иначе скоту нечего будет есть долгую холодную зиму. Как и все сельские работы, в стари­ну сенокос сопровождался особыми обрядами, ему посвящено немало пословиц и поговорок.

Сенокос считался своего рода праздником, на него надевали самую лучшую одежду, во время работы пели песни. В старину было принято косить всем селом. Лучшим временем для заготовки сена считался период с Петрова дня (29 июня) до Прокла (25 июля).

Для косьбы использовался — да и сейчас использу­ется — специальный инструмент, который называется коса. На длинной Деревянной рукоятке — как для ло­пат, грабель и т. п. инструментов — крепится длинное, чуть изогнутое лезвие. Держась за рукоятку, широко размахиваются и срезают траву внутренней стороной лезвия. Работа с косой требует сноровки и немалой осторожности, так как лезвие острое.

На картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Скорее всего, они члены одной семьи. Одеты они просто — вероятно, в свою обычную по­вседневную одежду. Подросток, который изображён ближе всех к зрителю, вообще одет только в штаны, рубаху он снял — может быть, потому что жарко, а может, бережёт её. Неизвестно, есть ли у этих лю­дей праздничная одежда. Художник написал картину в 1945 г., следовательно, пока работал над ней, ещё шла Великая Отечественная война. В эти тяжёлые го­ды у людей зачастую были одни валенки на всех, и то хорошо, если были. Тут не до праздничной одежды, было бы, в чем выйти из дому.

Кроме подростка, среди косцов трудится женщина. Она идёт следом за мальчиком. Двое других косарей — мужчины.

Темноволосый подросток загорел почти до чер­ноты. Но несмотря на зной, он усердно трудится, на пару шагов даже опередил остальных. Видимо, привычен к тяжёлому крестьянскому труду, приоб­рёл немалый навык и необходимую сноровку. В годы войны многим детям приходилось работать наравне со взрослыми, а в деревне это было принято всегда, ребёнок с малолетства приучался к труду.

Женщина одета в простенькое светлое платье, голова повязана белым платком. Типичный наряд крестьянки, а светлое лучше всего подходит для летнего зноя. Определить возраст женщины сложно. Её лицо потемнело от загара, от тяжёлой работы. Платок, который сейчас ассоциируется с бабушками, в деревнях носили все женщины, кроме молоденьких незамужних девушек. Может быть, эта женщина — мать мальчика, может быть, бабушка.

Следом идёт мужчина в голубовато-зелёной ру­бахе. Светлые курчавые волосы и такая же борода, в руках, крепко держащих косу, чувствуется сила — можно предположить, что это человек средних лет. Может возникнуть вопрос, почему же он не на войне — но ведь не обязательно художник рисовал только тех косцов, кого мог видеть перед собой в данный момент. Либо можно предположить, что солдат получил се­рьёзное ранение, уже не мог нести военную службу и поэтому вернулся в родное село.

Завершает процессию косцов пожилой мужчина — вероятно, этот человек уже далеко не молод, так как его волосы и борода совсем белые. Его фигура почти заслонена фигурой предыдущего косца — может, его сына. Видны лишь левое плечо и руки, держащие косу. Одет он в белую рубаху.

Группа косцов изображена художником практиче­ски в центре картины. Они выступают композицион­ным ядром, вокруг которого раскинулся буйно цвету­щий луг. И если одежда косцов написана в скромных, сдержанных тонах, то для изображения цветущего луга художник не пожалел красок. Лиловые, фиолето­вые, жёлтые цветы разбросаны среди травы, которая едва не доходит косцам до пояса.

В правом углу изображена группа тесно расту­щих берёз, их ветви свисают вниз. Берёза — символ русской природы, одно из самых распространённых деревьев в Европейской части России. Многие рус­ские художники часто изображали берёзы на своих картинах.

Вдали темнеет лес. В левом верхнем углу виден кусочек ясного летнего неба. Чувствуется, что день солнечный и жаркий. Такая погода благоприятна для уборки сена.

Картина “Сенокос” и другое полотно художни­ка, сходное по сюжету — “Жатва” — впервые были показаны на первой послевоенной Всесоюзной художе­ственной выставке в Государственной Третьяковской галерее. В это музее картина находится и в настоящее время. В “Сенокосе” Пластов запечатлён своё вос­хищение родной землёй, её щедростью и неброской красотой, и народом, выстоявшим в тяжёлые годы войны, не знавшей равных в истории.

Глоссарий:

– сочинение по картине А Пластова Жатва

– сочинение по картине пластова сенокос 6 класс

– рассказ по картине пластова сенокос

– сочинение по картине сенокос а а пластова 6 класс

– картина пластова сенокос

.

ege-essay.ru

Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Сенокос». Тема урока: Подготовка к сочинению по картине фио: Каразбаева Расиля Шарифьяновна

Разработка урока «Гимн счастью мирного крестьянского труда» (Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Сенокос»).

Тема урока: Подготовка к сочинению по картине ФИО: Каразбаева Расиля Шарифьяновна

Место работы: МБОУ «Тюльганская СОШ №1»

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 7 класс

Тема и номер урока в теме: Урок развития речи (5 урок по теме).

Базовый учебник: «Русский язык, 7 класс». М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба.- М., Просвещение, 2011.

Цель урока: создать условия для развития творческого мышления посредством активного включения учащихся в познавательный процесс через развитие речи, используя материал для написания сочинения. Познакомиться с творчеством замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова.

Совершенствовать навыки написания сочинения по картине.

Тип урока. Урок «от­крытия» нового знания

Технологии: технология творческого развития ученика, здоровье - сбережения, проблемного обучения, развивающе­го обучения

Планируемые результаты:

Предметные: Умело использовать имена прилагательные в своей речи

УУД:

коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка дей­ствия партнера, умение убеждать)

регулятивные: проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества.

познавательные: объяснять природные явле­ния, процессы жизнедеятельности, восприятие сведений об искусстве живописи, выявляе­мые в ходе создания текста

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

Виды деятельности: Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа над созданием текста, написание описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, кол­лективное проектирование дифферен­цированного домашнего задания, ком­ментирование выставленных оценок

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран Ход урока.

1. Оргмомент

Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Хочу начать урок словами Конфуция: «Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный - размышление, второй, самый лёгкий - подражание, третий, самый горький - опыт.»

- Какой путь выбираете вы? (Размышление)

- Запишите число, классная работа, начнем нашу работу

III. Определение темы. Целеполагание. Работа с эпиграфом (на слайде). Портрет художника «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать»

Аркадий Пластов

- Определите тему урока.

Поставьте цель урока.

IV. Актуализация знаний. (Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала.)

- Учитель: Ребята, возьмите карточки, вспомните и запишите всё, что вам уже известно о А.Пластове, о том, как надо писать сочинение

Знаю Хочу знать Узнал
Русский художник. Писал картины о природе Узнать о Пластове-художнике, о картине «Сенокос»
Сочинение - описание Передний план

Средний план

Задний план

Сочинение - рассуждение

Тезис

Аргументы

Вывод

3. Рассказ «биографа» об А. А. Пластове (заранее подготовленный ученик). (Презентация прилагается) 4. Слово учителя. Аркадий Пластов умер там, где родился, – в своей Прислонихе 12 мая 1972 года. Много пришлось пережить художнику важных и трудных исторических событий вместе со своей родной деревней: революция, ВОВ, послевоенные годы, полные труда и лишений. Он смог сделать свою малую Родину навсегда великой, оставив её на своих полотнах. На родине художника, в селе Прислониха, в 1988 году открыт музей «Народный художник Пластов», посвящённый жизни и творчеству Аркадия Александровича. Сейчас мы совершим заочную экскурсию по этому музею. Помогут нам в этом наши экскурсоводы.

5. Заочная экскурсия: показ слайдов и выступления учеников-«экскурсоводов».

«Фашист пролетел». Картина была написана в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. На полотне осень в золотом уборе, но тишину прорезал вой собаки, припал щекой к земле молодой пастушок, на его лице алая кровь. Он мёртв. И где-то далеко на горизонте мы видим немецкий самолёт, остановивший жизнь парнишки. Сын художника вспоминал, что Аркадий Пластов тяжело переживал войну. Свою боль он отразил в картине «Фашист пролетел».

«Жатва». Картина была создана в 1945 году. В ней художник просто и ясно выразил главную мысль: никакие враги не могут нарушить вечные законы жизни. Жизнь продолжается, она торжествует в природе и в человеке.

«Первый снег» – одно из самых лиричных произведений художника. Она написана в 1946 году. Как и на многих других полотнах, на ней изображены дети. Именно их глазами мы наблюдаем за первым снегом. Пластов выбрал неяркие цвета: снежинки сыплются с серо-синего неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены. Глядя на картину, мы вместе с детьми радуемся первому снегу и даже чувствуем, как он пахнет свежестью

«Витя-подпасок». А. А. Пластов считал очень важным изобразить внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. На картине «Витя-подпасок» художник с большой любовью изобразил маленького пастушка Витю. Весь облик этого мальчика выражает жизнерадостность, душевную чистоту, искренность, любовь к Родине.

«Ужин трактористов». Картина продолжает сельскую тему, которая является главной во всех полотнах Пластова. Художника всегда интересовал труд простых людей. Вот и на этом полотне главные герои – сельские труженики, которые отдыхают после трудового дня, наслаждаются общением с природой. Основная мысль этой картины – прославление человека труда.

6. Слово учителя о картине «Сенокос». Картина написана в 1945 году, сразу после победы в ВОВ. Чувством радости и ликования, счастьем мирного труда пронизана эта картина. Художник не случайно остановился на изображении сенокоса, ведь сенокос – это праздничная пора в жизни крестьян. И художнику, выросшему в деревне и прекрасно знающему крестьянский труд, хотелось рассказать о нём, передать его поэзию и красоту. Рассматривая репродукцию, мы видим буйное цветение трав, яркое золото солнечного цвета, играющее на белых стволах стройных красавиц-берёз, изумрудную зелень листвы. В картине переданы красота и щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха. Это произведение искусства – гимн всепобеждающей силе жизни, гимн свободному труду.

7. Работа с текстом, описывающим картину «Сенокос» (упражнение 252).

Чтение текста вслух.

Вопросы:

  • Какие виды орфограмм встретились вам в тексте?
  • Слова, какой части речи используются в тексте чаще всего?
  • Это просто прилагательные или художественные средства языка? Какие? (Эпитеты).
  • Для чего служат художественные средства языка?
8. Беседа по картине «Сенокос» и собирание рабочих материалов для сочинения.

Что вы видите на картине?

Что – на первом плане?

Что делают люди, изображенные на картине?

Как они выполняют свою работу?

Что создаёт фон картины?

Какие краски использует художник?

Какова идея картины? (В картине переданы красота и щедрость русского лета, поэзия свободного труда, картина воспринимается нами как гимн силе жизни и свободному труду).

Каковы общие впечатления от картины? (Чувства радости и счастья мирного труда). Люди: увлечены работой, наслаждаются трудом на мирной земле, радуются природе, лица сосредоточены, сильные руки.

Природа:

Травы: пёстрые; разнообразие цветов: голубые, бирюзовые, нежно-зелёные, желтые, багровые, пурпурные; нежная зелень; выгоревшие на солнце.

Берёзы: русские, белоствольные, изумрудно-зелёные, освещённые солнцем.

Небо: синее, чистое, золотистое от яркого летнего солнца.

Цветовое решение картины: мягкие, приглушённые краски, золотистые оттенки, пёстрые цвета, буйство красок; теплые тона: золотистые, оливковые, коричневые; прозрачный летний воздух

9. Составление плана сочинения

  • 1.Талантливый художник А. А. Пластов
  • 2.Картина «Сенокос»:
  • люди, изображенные на картине;
  • одухотворённый труд людей;
  • красота и щедрость русского лета.
  • 3.Картина А. А. Пластова «Сенокос» как гимн силе жизни и свободному труду.
10. Знакомство с памяткой «Как писать сочинение-описание по картине» и кратким искусствоведческим словариком.

11. Создание черновиков, редактирование, написание сочинения.

12. Рефлексия.

  • Назовите прилагательные – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел …, …, ….
  • Насколько оправдались ваши ожидания?
  • Что нового для себя узнали?
  • Нужны ли нам знания о художниках, их картинах?
  • Легко ли вам будет писать сочинение?

13. Домашнее задание

Написать сочинение на темы по выбору:

Сочинение –описание картины «Сенокос» А.А.Пластова;

«Сенокос» от имени мальчика, изображенного на картине А.Пластова;

Сочинение от имени солнца, видевшего косцов.

Приложение к уроку Д. К. Самин

Аркадий Пластов

(1893–1972)

Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».

Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Весной того же 1908 года он близко столкнулся с работой артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. «Когда начали ставить леса, – пишет художник в своей автобиографии, – тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев». Наблюдая, как на стенах старой, закопченной церкви рождался новый, невиданный мир образов, мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».

Летом 1912 года, решив посвятить себя искусству, Аркадий поехал в Москву. Он так описывает свою встречу со столицей: «Сам не свой, я брожу по Москве, как во сне. Кремль, Красная площадь, соборы, потом Третьяковка. Можно ли описать эти сверхъестественные переживания? Это блаженство, от которого я – крепкий, как жила, парень в 19 лет – задыхался, точно я нес на плечах дом в три этажа. Выразишь ли словами клятвы, какие давались перед этими таинственными и мощными созданиями гениев?»

Сначала Пластов обучается в мастерской И.И. Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский. В 1914 году Пластов поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.

После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню. Почти восемь лет он жил в Прислонихе, работал секретарем сельсовета, крестьянствовал, много рисовал, мечтал «в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья». Тогда художник начал писать этюды, изображая окрестную природу и своих земляков.

Лишь в 1925 году Пластов возвращается в Москву, где работает над сельскохозяйственным плакатом. При этом он продолжает часто и подолгу бывать у себя в Прислонихе. В период коллективизации Пластов принимал самое горячее и непосредственное участие в организации колхоза в своем селе, сам два года работал рядовым колхозником, а уезжая на зиму в Москву, получал справку о том, что «колхозник А.А. Пластов отпускается на зиму в отхожий промысел по своей специальности».

1931 год стал своеобразным Рубиконом. После того как пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, художник оставил полевые работы и с новой, еще большей энергией принялся за живопись.

Твердо придерживаясь правила: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре, Пластов уже в эти годы выработал метод самого подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картины. Благодаря этому его эскизы обрастали великим множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих картин.

Для Пластова тогда вся сложность заключалась в том, чтобы при переносе изображения с этюда на картину не растерять свежести, непосредственности восприятия.

В своей автобиографии художник писал о работе над картиной «Купание коней»: «Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда, и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться? Самое противоположное было одинаково пленительным, и едва я приостанавливался в собирательстве этюдного войска, как тотчас же начинало ныть сердце – мало, положительно мало. Да и отход этюдов был громадный. Хороший сам по себе, но будучи переведен в картину, он вдруг терял все свои положительные качества, вернее, он не выносил обтески перед тем, как ему лечь в картину, – от него оставалось слишком мало, и на одно место их надо было целый пяток, а то и больше».

В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины Пластова «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». С тех пор он постоянный участник всех больших художественных выставок.

Проходит еще несколько лет, и картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» в 1937–1938 годах, приносит автору заслуженный успех. Картина привлекла яркой красочностью. Здесь художник с большой поэтичностью и полнотой показал быт русской деревни тридцатых годов. Он так пишет о замысле этого полотна: «Шум, толчея, гам, песни. Я не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-нибудь отдельному моменту. Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи, и было забавно даже при длительном рассмотрении. Каждой детали мне хотелось придать ту правдивость и занятность, какая в натуре всегда присутствует. Хотелось, чтобы зритель растерянно оглядывался – куда бы ему самому присесть и с кем чокнуться… в процессе работы пришлось сделать около двухсот этюдов».

Его следующие картины – «Колхозное стадо» (1938), «Купание коней» (1938) также свидетельствовали о глубоком проникновении в жизнь, стремлении к безыскусственности и простоте, большом живописном таланте.

Перед самым началом Великой Отечественной войны Пластовым был исполнен ряд больших композиционных акварелей, в том числе «Выборы комитета бедноты», носящих автобиографический характер.

В произведениях военных лет художник достиг огромного драматизма, живописного воплощения больших мыслей и чувств. Еще до своей поездки на фронт в конце 1942 года Пластов в течение первых полутора военных лет создает целую серию картин: «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка».

«"Фашист пролетел" (1942) – одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны, – считает О. Сопоцинский. – Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне.

Полотно "Фашист пролетел" замечательно в живописном отношении. Художник словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая блекло-рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру желтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. Этот красочный аккорд помогает выразить щемящую боль, чувство невозвратимой утраты».

«Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство, мы, художники, – пишет Пластов в своей автобиографии, – должны взрастить сейчас для нашего народа: мне кажется – искусство радости… Что бы это ни было – прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда; миновавшее безмерное горе народное или мирная природа нашей Родины – все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание новой моей картины "Сенокос"… Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь».

Буйная поросль трав, ликующий солнечный день, вольные движения косарей, сверкание ярких, насыщенных красок – все в этом произведении радуется наступившему миру. Одновременно с картиной «Сенокос» (1945) Пластов пишет другое полотно – «Жатва», где художник передает скудость и тяжесть жизни деревни военных лет. С простотой и любовью рисует художник детишек и старика, расположившихся за скромной трапезой. Нелегка их жизнь, нелегок крестьянский труд.

В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег». Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина «Едут на выборы» (1947). Продолжает сельскую тему картины «Колхозный ток» (1949) и «Ужин трактористов» (1951). Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году. Президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер, долго рассматривая ее, сказал: «Как много дает такое искусство… Реализм… Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть! Да, вы знаете толк в работе».

В 1953–1954 годах художник пишет прекрасные картины – «Юность» и «Весна». На первой среди яркой зелени трав резко выделяется крупное розовато-охристое пятно обнаженного по пояс юноши, упоенно отдающегося летнему теплу, солнцу. «Весна» (1954), пожалуй, лучшая картина художника. Не зря восхищенные посетители Третьяковской галереи назвали ее «Северной Венерой».

Как пишет И. Емельянова: «Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике "курной" деревенской бани, топящейся "по-черному". Неожиданно смело и вместе с тем изысканно

красиво сопоставление розово-перламутровых тонов нежного обнаженного тела молодой женщины и русых рыжеватых волос с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с теплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Мастерство живописца проявляется и в передаче материальности изображенных вещей: холодной тяжелой воды в ведре, ярко начищенного медного таза и т.д.»

Русской женщине, красоте материнства посвящает Пластов ряд своих произведений шестидесятых годов: «Солнышко» (1964–1966), «Из прошлого» (1969), «Мама» (1964).

«Последнее полотно наполнено какой-то особой теплотой, покоем мирного бытия. Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины. Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Как всегда, у Пластова огромное, решающее значение в создании образа, эмоционального настроя картины имеет цвет. На фоне ярких, киноварно-красных подушек особенно выделяются фигура матери в белой кофточке, нежно-розовое личико грудного ребенка и золотистая головка подошедшей к колыбели девочки. Несмотря на подчеркнутую яркость и кажущуюся на первый взгляд пестроту, все в картине сгармонировано, все служит одной цели – созданию настроения радостной приподнятости» (М. Ситина).

Надо отметить работу Пластова над иллюстрациями к произведениям художественной литературы, например, к рассказам Л.Н. Толстого «Холстомер» (1952–1954) и «Три смерти» (1953–1954), выполненные акварелью и гуашью.

Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов 12 мая 1972 года.

Памятка-подсказка

1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, прочитайте статью о её авторе.

2. Постарайтесь прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник.

3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?

4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.

5. Соберите материал по картине. Воспользуйтесь «Учебным словарём».

6. Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Это и будет началом вашего сочинения.

7. Помните, главное — передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.

8. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.

УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ

Искусствоведческие термины и слова, необходимые для написания сочинения по картине

Акварель — водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками.

Живописец — художник, занимающийся живописью.

Живопись — изобразительное искусство — создание художественных образов красками.

Замысел — заложенный в картине смысл.

Изобразительное искусство — искусство, воплощающее художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, архитектура).

УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ

Искусствоведческие термины и слова, необходимые для написания сочинения по картине

Акварель — водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками.

Живописец — художник, занимающийся живописью.

Живопись — изобразительное искусство — создание художественных образов красками.

Замысел — заложенный в картине смысл.

Изобразительное искусство — искусство, воплощающее художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, архитектура).

Иллюстрация — рисунок в тексте книги или журнала который сопровождает либо поясняет его содержание. Вы дающиеся мастера книжной иллюстрации: И. Я. Билибин, М. А. Врубель, В. М. Конашевич.

Картина — произведение живописи в красках на куске холста, доске или листе бумаги.

Композиция — строение, расположение и соотношение составных частей картины на плоскости холста.

Контраст — резкая противоположность; контраст зрительный — зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по сравнению с окружающим его фоном.

Манера — отличительные черты творчества какого-нибудь художника или писателя, его стиль.

Отблеск — сияние отражённого света.

Оттенок — разновидность одного и того же цвета.

Палитра — тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец руки, служащая живописцам для смешивания красок; подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.

Панорама — картина больших размеров с объёмным первым планом, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания.

Пейзаж — изображение природы.

Пейзажист — художник, специалист в области пейзажа.

План — место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.

Полотно — картина (обычно на холсте).

Полутон — переход от светлого, яркого цвета, тона к тёмному.

Репродукция — воспроизведение картины, рисунка типографским способом.

Светотень — распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи и графике.

Тёплые оттенки — цветовые оттенки, которые приближаются к красным и жёлтым и напоминают тепло, огонь.

Фон — основной цвет, тон, на котором пишется картина и рисуется что-нибудь; задний план картины.

Холодные оттенки — цветовые оттенки, тяготеющие к зелёным, синим, фиолетовым и связанные с ощущением холода.

Холст — льняная суровая ткань; картина, созданная маслян.

dereksiz.org

Сочинение по картине Пластова ,,Сенокос''

Сочинение по картине Пластова ,,Сенокос''

Ответы:

Картины Пластова характеризуются не только, вы­соким мастерством, знанием быта советской деревни, но и любовью, вниманием к людям, которые живут и трудятся на селе. Особенности картин Пластова — жанровые сцены всегда разворачиваются на фоне пейзажа, лирическая выразительность без напряжён­ности сюжета. Художник при жизни сделался признанным клас­сиком советской живописи, репродукции его картин стали помещать в школьные учебники и хрестоматии.. На картине «Сенокос» художник изобразил, как семья выполняет одну из разновидностей сельскохо­зяйственных работ — косит траву на сено. Заготовка сена имеет не меньшее значением, чем удачная уборка хлеба — ведь иначе скоту нечего будет есть долгую холодную зиму. Как и все сельские работы, в стари­ну сенокос сопровождался особыми обрядами, ему посвящено немало пословиц и поговорок. Сенокос считался своего рода праздником, на него надевали самую лучшую одежду, во время работы пели песни. В старину было принято косить всем селом. Лучшим временем для заготовки сена считался период с Петрова дня (29 июня) до Прокла (25 июля). Для косьбы использовался — да и сейчас использу­ется — специальный инструмент, который называется коса. На длинной Деревянной рукоятке — как для ло­пат, грабель и т. п. инструментов — крепится длинное, чуть изогнутое лезвие. Держась за рукоятку, широко размахиваются и срезают траву внутренней стороной лезвия. Работа с косой требует сноровки и немалой осторожности, так как лезвие острое. На картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Скорее всего, они члены одной семьи. Одеты они просто — вероятно, в свою обычную по­вседневную одежду. Подросток, который изображён ближе всех к зрителю, вообще одет только в штаны, рубаху он снял — может быть, потому что жарко, а может, бережёт её. Неизвестно, есть ли у этих лю­дей праздничная одежда. Художник написал картину в 1945 г., следовательно, пока работал над ней, ещё шла Великая Отечественная война. В эти тяжёлые го­ды у людей зачастую были одни валенки на всех, и то хорошо, если были. Тут не до праздничной одежды, было бы, в чем выйти из дому. Кроме подростка, среди косцов трудится женщина. Она идёт следом за мальчиком. Двое других косарей — мужчины. Темноволосый подросток загорел почти до чер­ноты. Но несмотря на зной, он усердно трудится, на пару шагов даже опередил остальных. Видимо, привычен к тяжёлому крестьянскому труду, приоб­рёл немалый навык и необходимую сноровку. В годы войны многим детям приходилось работать наравне со взрослыми, а в деревне это было принято всегда, ребёнок с малолетства приучался к труду. Женщина одета в простенькое светлое платье, голова повязана белым платком. Типичный наряд крестьянки, а светлое лучше всего подходит для летнего зноя. Определить возраст женщины сложно. Её лицо потемнело от загара, от тяжёлой работы. Платок, который сейчас ассоциируется с бабушками, в деревнях носили все женщины, кроме молоденьких незамужних девушек. Может быть, эта женщина — мать мальчика, может быть, бабушка. Следом идёт мужчина в голубовато-зелёной ру­бахе. Светлые курчавые волосы и такая же борода, в руках, крепко держащих косу, чувствуется сила — можно предположить, что это человек средних лет. Может возникнуть вопрос, почему же он не на войне — но ведь не обязательно художник рисовал только тех косцов, кого мог видеть перед собой в данный момент. Либо можно предположить, что солдат получил се­рьёзное ранение, уже не мог нести военную службу и поэтому вернулся в родное село. Завершает процессию косцов пожилой мужчина — вероятно, этот человек уже далеко не молод, так как его волосы и борода совсем белые. Его фигура почти заслонена фигурой предыдущего косца — может, его сына. Видны лишь левое плечо и руки, держащие косу. Одет он в белую рубаху. Группа косцов изображена художником практиче­ски в центре картины. Они выступают композицион­ным ядром, вокруг которого раскинулся буйно цвету­щий луг. И если одежда косцов написана в скромных, сдержанных тонах, то для изображения цветущего луга художник не пожалел красок. Лиловые, фиолето­вые, жёлтые цветы разбросаны среди травы, которая едва не доходит косцам до пояса. В правом углу изображена группа тесно расту­щих берёз, их ветви свисают вниз. Берёза — символ русской природы, одно из самых распространённых деревьев в Европейской части России. Многие рус­ские художники часто изображали берёзы на своих картинах. Вдали темнеет лес. В левом верхнем углу виден кусочек ясного летнего неба. Чувствуется, что день солнечный и жаркий. Такая погода благоприятна для уборки сена. Картина «Сенокос» и другое полотно художни­ка, сходное по сюжету — «Жатва» — впервые были показаны на первой послевоенной Всесоюзной художе­ственной выставке в Государственной Третьяковской галерее. В это музее картина находится и в настоящее время. В «Сенокосе» Пластов запечатлён своё вос­хищение родной землёй, её щедростью и неброской красотой, и народом, выстоявшим в тяжёлые годы войны, не знавшей равных в истории. 

cwetochki.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта