Описание картины Леонардо да Винчи «Витрувианский человек». Витрувианский человек картина


Описание картины Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»

Описание картины Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»

Картина Витрувианский человек является произведением, которое было создано Леонардо да Винчи в 1490-92 годах в виде иллюстрации для книги. Сама же книга была посвящена трудам Витрувия, а иллюстрация Да Винчи была помещена в ее дневнике.

На рисунке отчетливо видно изображение фигуры мужчины в виде двух позиций, которые в разном расположении нанесены одна на другую. Кроме того отчетливо наблюдаются разветвленные в стороны руки и ноги.

Эту иллюстрацию прозвали “канонической пропорцией” Произведение выполнено при помощи пера, чернил и акварели в дополнении с металлическим карандашом, а размеры рисунка составляют 34,3?24,5 сантиметра. На сегодняшний день этот рисунок находится в Венецианской Академии. Рисунок также заполучил статус научного труда и произведения искусства.

Стоит отметить, что главная особенность рисунка Леонардо Да Винчи заключается в интересе самого художника к пропорциям. Повторно открыв математические пропорции тела человека в XV веке, Да Винчи и множество других ученых сделали крупное достижение, которое стало предшественником итальянского ренессанса.

При исследовании рисунка можно заметить, что совокупность расположенных ног и рук придает два различных расположения. Поза, где руки разведены в стороны и ноги сведены вместе отчетливо вписана в квадрат. А с другого ракурса, расположение с раскрывающимися в обе стороны и ногами и руками находится в окружности.

Если посмотреть более детально, то можно увидеть, что в виде центра круга является пуп фигуры. Чуть позднее ссылаясь на эту методику Корбюзье удалось создать свою шкалу пропорций – Модулор, которая смогла повлиять на эстетическую составляющую архитектуры двадцатого века. Рисунок чаще всего используется в виде неявного символа с внутренней симметрией человеческого тела и всей Вселенной.

opisanie-kartin.com

инженерный проект или высокое искусство :: SYL.ru

"Витрувианский человек" - рисунок итальянского ученого Леонардо да Винчи, который был сделан им для книги римского архитектора Марка Витрувия Поллиона, жившего в первом веке до нашей эры, труды которого в виде трактата "10 книг об архитектуре" занимали умы ученых всей Европы на протяжении многих веков.

Художник, ученый, инженер - Леонардо да Винчи

Картина "Витрувианский человек" была написана в 1492 году. Ее нельзя причислить к живописным полотнам знаменитого флорентийца, таким как "Дама с горностаем", написанная в 1490 году, незадолго до создания "Витрувианского человека", или "Тайная вечеря", увидевшая свет в 1498-м. И уж тем более сравнение невозможно с гениальной "Джокондой", созданной в период с 1505 по 1519 гг.

Каноны

Рисунок Леонардо да Винчи предметно раскрывает основополагающие принципы канонических пропорций человека, которые определенным образом соотносятся с архитектурными нормами, выведенными Витрувием. Всего их шесть:

  • Ordinatio - абсолютный ордерный порядок или системность. Витрувий описывает общие архитектурные принципы, формирование объема, основы размерных соотношений и пропорций. Далее ученый приводит свою знаменитую триаду: venustas - красота, utilitas – польза, firmitas - прочность конструкции.
  • Dispositio - основа, локальное размещение. Следует описание принципов организации пространства и расположения объекта в трехмерном формате.
  • Eurythmia - определение наиболее эстетичных пропорций, уточняется композиция.
  • Symmetria - эта категория предполагает соотношение архитектурного модуля с частями человеческого тела.
  • Decor - декоративность и красочность в сочетании с ордерной строгостью в расположении элементов.
  • Distributio - описание методик, определяющих экономическую сторону эксплуатации объекта.

Геометрия

Картина "Витрувианский человек" Леонардо да Винчи стала иллюстрацией к многотомному трактату Витрувия, соединив научный труд и произведение искусства в одно целое. На рисунке изображен человек в двух ипостасях: одна позиция - с разведенными в стороны ногами и руками - вписана в окружность, вторая - с разведенными руками и сведенными ногами - вписана в квадрат. Причем обе геометрические фигуры органично соотносятся друг с другом, несмотря на то, что напрямую соприкасаются в одной нижней точке, а еще в шести - только опосредованно.

"Витрувианский человек" - самая известная картина Леонардо да Винчи после "Джоконды". Ценность рисунка определяется инженерными критериями. Поза человека "ноги вместе, руки врозь" вписывается в геометрическую фигуру, которая называется "Квадрат древних", а человек с разведенными ногами и руками вписывается в круг. При этом является закономерностью тот факт, что центр фигуры в обоих случаях приходится на одну точку, которая в обиходе называется "пупок", то есть место отхода пуповины при рождении человека.

Расчеты

Вот как выглядит "Витрувианский человек", значение которого невозможно переоценить, с точки зрения математического анализа:

  1. Расстояние от кончика среднего пальца до основания мизинца равно длине ладони.
  2. Длина ступни равна ширине четырех ладоней.
  3. Шесть ладоней равны длине локтя.
  4. Высота человека среднего роста составляет 4 локтя или 24 ладони.
  5. Шаг равен одному локтю и одной ладони.
  6. Руки в размахе равны росту человека.
  7. Расстояние от уровня волос на голове до нижнего края подбородка равно 1/10 роста.
  8. Расстояние от нижней линии подбородка до макушки составляет 1/8 высоты.
  9. Расстояние от макушки до сосков равно 1/4 роста.
  10. Ширина плеч - 1/4 роста.
  11. Длина от локтя до кончиков пальцев составляет 1/4 роста.
  12. Расстояние от локтя до подмышки - 1/8 роста.
  13. Длина руки - 2/5 роста.
  14. Расстояние от носа до нижнего края подбородка составляет треть длины лица.
  15. От бровей до линии волос - треть длины лица.
  16. Размер ушных раковин по вертикали составляет 1/3 длины лица.

Символика

"Витрувианский человек" Леонардо да Винчи зачастую используется как символ симметрии человеческого тела.

При внимательном рассмотрении рисунка выявляются четыре четко обозначенные позиции человеческого тела и две доминанты композиции. Первой является центр фигуры, расположенной в круге, это "пупок" человека, как символ появления на свет. Второй - центр тела, размещенного в квадрате, приходится на гениталии и служит символом продолжения рода.

"Витрувианский человек" преподносится Леонардо да Винчи как олицетворение Вселенной и считается предтечей итальянского Ренессанса. Позднее французский архитектор Корбюзье с успехом использовал теорию пропорций человеческого тела в создании собственной системы "Модулор", отвечающей за удобство и эргономику жилья. В 1952 году зодчий построил в Марселе многоэтажный жилой дом, следуя учению Витрувия и "Модулору" в его практическом применении.

Плащаница

Также существует предположение, что рисунок "Витрувианский человек" - это изображение Христа на святой плащанице, которое Леонардо да Винчи перенес на бумагу во время реставрации реликвии. Эта версия имеет право на жизнь, поскольку доподлинно известно, что хранители плащаницы с изображением Христа передали ее ученому для восстановления.

Находясь под впечатлением от божественных пропорций, проступающих на святыне, да Винчи создал свой шедевр и тем самым поместил человека как образ Бога в центр Мироздания. И сегодня "Витрувианский человек", смысл создания и существования которого выходит далеко за рамки художественного изображения, символизирует человека во Вселенной и является примером идеальных пропорций для архитектуры.

www.syl.ru

Витрувианский человек Леонардо Да Винчи

"Витрувианский человек" – это один из самых знаменитых рисунков Леонардо Да Винчи, который примерно в 1490 году был помещен в одном его журнале. На этом рисунке изображена обнаженная фигура мужчины в двух позициях, наложенных друг на друга. Фигура мужчины с руками и ногами, разведенными в стороны, внесена в окружность, а с разведенными руками и сведенными вместе ногами - в квадрат. Витрувианский человек Леонардо символизирует канонические пропорции.

Витрувианский человек

Рисунок в журнале сопровождается пояснительными надписями. Если его исследовать, то на самом деле можно заметить, что положение рук и ног составляет не две позы, как кажется на первый взгляд, а четыре.

Витрувианский человек как произведение искусства и как научная работа

При смене поз создается впечатление, что фигура в центре движется. Но в действительности пуп фигуры остается неподвижным, а центром квадрата являются половые органы. В дальнейшем именно эту методику Корбюзье использовал для создания шкалы пропорций, которая повлияла на архитектурную эстетику XX века. В соответствии с сопроводительным текстом рисунок был создан для того, чтобы определить пропорции мужского тела. Основой для рисунка Да Винчи "Человек Витрувианский" стал трактат «Мужчина эквилибре» архитектора Древнего Рима Витрувия, именем которого и названо изображение фигуры. Этот древний римлянин применял пропорции человеческого тела для своих исследований в архитектуре.

Символ симметричности тела человека

Да Винчи человек Витрувианский

Витрувианский человек Леонардо Да Винчи – это образ согласованного состояния жизни, в центре которой находится человек. На рисунке изображена идеальная с точки зрения пропорций мужская фигура. Две позиции - в круге и квадрате на рисунке - отображают динамику и покой. Центром тела, фиксированного квадратом, является фаллос, центром движущейся фигуры – солнечное сплетение. Таким образом, великий художник передает противоречивость духа (круга) и материи (квадрата).

Если дополнить рисунок сторонами Четверицы Хайдеггера, то получится символический образ истинного состояния человека, Божественного наполовину, Смертного наполовину, который опирается ногами на Землю и головой пребывает на Небе.

Витрувианский человек – это не только скрытый символ внутренней симметрии тела человека, но и символ симметрии Вселенной в целом.

Интересные сведения

В современном мире рисунок Да Винчи уже не воспринимается человечеством как символ идеальных пропорций человеческого, в частности, мужского тела. Это изображение скорее символизирует нахождение человека во Вселенной.

Витрувианский человек Леонардо

Есть одна интересная теория, согласно которой витрувианский человек Да Винчи – это изображение Христа. Художник занимался реставрацией Плащаницы по просьбе ее хранителей. Якобы воодушевленный изображением Христа на святыне, он переносит безупречные пропорции его тела на свой рисунок. А значит, он изображает божественные пропорции человеческого тела. Да Винчи, поместив мужскую фигуру в центр мироздания, изобразил человека по образу Бога.

fb.ru

Витрувианский человек Леонардо — Artrue

«Пропорции человеческого тела» (он же «Витрувианский человек») по Витрувию (около 1490), перо и чернила, с объяснениями Леонардо.

Витрувианский человек. Леонардо да Винчи.

Витрувианский человек

Идеальный человек

Некоторые рисунки Леонардо стали символами целой исторической эпохи, в частности, «Витрувианский человек» — «Пропорции человеческого тела» (около 1490), рисунок пером и чернилами, с пояснениями Леонардо. «Измеряя милю, Витрувий не догадался о том, что это был способ нахождения квадрата, равного по площади кругу», Леонардо да Винчи (около 1490).

Витрувианский гитарист.

Символ эпохи

Изучая пропорции человека, Леонардо видит каждую часть тела как фрагмент целого. Это было наглядной интерпретацией объяснения архитектора Витрувий (Рим) соотношения геометрических пропорций классических ордеров и пропорций тела человека. Витрувий изложил свою точку зрения в «10 книгах об архитектуре» (около 30 года до н.э.), который является единственным архитектурным трактатом античности, дожившем до наших дней. Рисунок Леонардо не только проиллюстрировал записи Витрувия, но и стал отражением итальянской гуманистической и неоплатонической идеи, развивавшейся в Италии XV века: воплощение человека — микрокосма, размеренного в середине Космоса — Макрокосма.

«Кот да Винчи»

Сиенский Леонардо

В 1490 году, когда Леонардо создавал иллюстрацию витрувианской теории «тела как архитектуры», он мог иметь доступ к копии манускрипта трактата Витрувия, принадлежавшего семье Сфорца. Он не мог читать по-гречески, но самостоятельно обучался латыни, может быть, специально для того, чтобы прочитать этот текст. В то же время сиенский архитектор, скульптор, художник и военный теоретик Франческо ди Джорджо Мартини (1439-1501) посетил Милан по приглашению Лодовико Сфорца. Его достижения позволяют назвать его «сиенским Леонардо». Он был прославленным архитектором, приехавшим в Милан руководить сооружением купола Миланского собора. Известно, что Леонардо читал его трактаты по архитектуре, военному и инженерному делу. В них 19 глав были посвящены военному и инженерному искусству, боевой технике, гражданскому строительству, машиностроению, гидравлике и градостроительству. Леонардо, читая его труды, сделал своего рода конспект. Мартини постоянно обновлял свой текст, внося в него изменения и дополнения, связанные с его практической деятельностью в Милане.

Витрувианская крыса. Пародия работы Леонардо да Винчи.

Влияние на культуру

Работа породила массу пародий и аналогов и не теряет актуальности и в 21 веке.

Видение Витрувианского человека современными художниками. Работа, вдохновленная Витрувианским человеком.

 

artrue.ru

Витрувианский человек — Lurkmore

В эту статью нужно добавить как можно больше глубинного смысла и влияния на мировую культуру.Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.
Человек сферический, в вакуум заключённый

Витрувианский человек — одно из знаменитейших творений небезызвестного итальянского художника, инженера, архитектора, механика, анатома и предсказателя, эскиз, нарисованный в 1487 году. Как и многие другие произведения искусства, отличающиеся некоторой меметичностью на фоне унылых дилетантских маляв, попросту не могла не быть замечена в своих кругах и за их пределами. Оно и понятно, да Винчи же. В силу своей специфичности оказалась весьма привлекательным материалом для фотожабберов.

[править] Суть и глубинный смысл

На картинке, как это ни странно, изображён человек. Точнее, целых две фигуры мужчины в различных позах, наложенных друг на друга. Первая фигура вписана в окружность, вторая — в квадрат. Присмотревшись получше, замечаешь, что центром фигуры в окружности служит пупок, в то время как центром фигуры в квадрате — МПХ. Где же тут собака зарыта, спросите вы?

Целью картины Леонардо поставил изобразить сферического человека в вакууме. Ну или, если по-научному, идеального, пропорционального и просто канонiчного человека. А если ещё точнее — картина есть визуализация трудов древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название), подробно описавшего идеальные пропорции мужского тела с использованием матана.

Собственно, так оно и вышло — пропорциональность по всем параметрам и во все поля. Естественно, что деятели искусства не могли пропустить мимо своих рук столь плодородную для СПГС почву, что в конечном итоге привело к тому, что картина стала символизировать симметрию аж всей Вселенной и являться ответом на все тайны мироздания. Также есть мнение, что Витрувианский человек — полная противоположность такого понятия, как Madskillz.

До Леонардо проблемой вписывания человеческой тушки в квадрат и круг озадачивалось ещё несколько художников XVI века. Но все они исполняли по два отдельных рисунка — для квадрата и для круга. И лишь чудовищно талантливый Лео таки всунул две картинки в одну без потери качества.

Что же до фотожабберов, тут всё вполне себе очевидно. Фигура на месте изначального человека может быть самой разной, однако задумка из года в год остается единой — показать зажабленное тело в сферовакуумном виде. На расчёт пропорций, естественно, все кладут йух, но кого это волнует?

Виктор Олегович Пелевин, известный исследователь феномена высокодуховности в эпоху развитого гомосексуализма, выдвинул версию о том, что сабж вполне может иметь название «Витрувианские мужеложцы». Целевая аудитория пейсателя этот выпад проигнорировала, что само по себе странно… Британские учёные, как водится, не отстают в разгуле фантазии и находят у модели паховую грыжу.

Витрувианский человек был успешно зажаблен.
Витрувианский человек — налетай, торопись, покупай живопись!

lurkmore.to

Витрувианский человек - Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (LeonardoDaVinci)

Тушь/Бумага (1487)

75 х 52 см

Описание

Витрувианский человек — рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия (Марк Витру́вий Поллион (лат. Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э.), и помещённый в одном из его журналов.

На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.

Рисунок является одновременно научным трудом и произведением...

Витрувианский человек — рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия (Марк Витру́вий Поллион (лат. Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э.), и помещённый в одном из его журналов.

На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.

Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело[источник не указан 108 дней">:• длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони• ступня составляет три ладони• локоть составляет шесть ладоней• высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони)• шаг равняется четырём ладоням• размах человеческих рук равен его высоте• расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты• расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты• расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты• максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты• расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты• расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты• длина руки составляет 2/5 его высоты• расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица• расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица• длина ушей 1/3 длины лица• пупок является центром окружности

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.

Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и сведенными вместе ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата — половые органы.Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела и, далее, Вселенной в целом. В 2011 году ирландский аэрохудожник Джон Квигли изобразил на льдах Северного ледовитого океана гигантскую копию знаменитого рисунка «Витрувианский человек» для того, чтобы привлечь внимание человечества к проблемам экологического равновесия.

Источник

Другие картины:

dedale.ru

Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Что представляет собой рисунок – витрувианский человек Леонардо да Винчи? Сложно найти того, кто бы не видел этой зарисовки гениального итальянского художника.

витрувианский человек фото

Леонардо да Винчи создал рисунок ориентировочно в 1490 – 1492 годах. Набросок послужил иллюстрацией для книги о трудах Витрувия (отсюда и название).

Описание

Рисунок содержит изображение двух наложенных друг на друга позиций человека с соблюдением всех пропорций и вписанных в окружность и в квадрат. При этом, фигура с разведенными руками и ногами вписана в круг, а ровно стоящий человек – в квадрат.

витрувианский человек леонардо да винчи фотоВитрувианский человек Леонардо да Винчи фото

«Витрувианский человек» выполнен с помощью акварели, чернил, а также пера и металлического карандаша. Размеры рисунка – 34,3х24,5 см.

Сейчас это историческое произведение искусства находится в венецианской галерее Академии. Леонардо да Винчи всегда с особым интересом изучал пропорции и их соблюдение, именно с этой целью и был создан Витрувианский человек – в сопроводительных записях для определения пропорций тела были даны сноски на трактат архитектора Витрувия.

Витрувианский человек других авторовВитрувианский человек других авторов

В своих трудах, в книге III, главе II «Об архитектуре» античный римский архитектор Vitruvius писал, что ступня равна четырем ладоням, длина руки – это две пятых высоты человека, пупок будет находиться в центре окружности и пр. Таким образом, Витрувий описал пропорции человеческого тела, а Леонардо да Винчи зарисовал по этим канонам мужское тело.

Значение и смысл

Древнеримский архитектор Витрувий написал свои труды по архитектуре и посвятил целый раздел пропорциям человеческого тела. Казалось бы, что здесь общего? Однако даже современные архитекторы и дизайнеры опираются на знания античных мыслителей, потому что строительство и дизайн сопряжены с удобством для человека.

Витрувианский человек других авторов

Возьмите любой предмет интерьера – стул, кровать, оглянитесь на двери, ширину проема окна, — во всем этом продуманы размеры для удобства человека, а значит, его пропорции имеют самое непосредственное отношение к архитектуре.

Витрувианский человек других авторовВитрувианский человек других авторов

Леонардо да Винчи усмотрел в трудах Витрувия гениальность подхода измерительной системы и попытался это отобразить в своей зарисовке. Справедливости ради нужно отметить, что это не первая попытка зарисовать «витрувианского человека», но именно Леонардо да Винчи это удалось сделать настолько точно, что такой простой рисунок пронесся через века истории, дожив до наших дней.

Художник Ренессанса шагнул дальше выстраивания математических пропорций. Он знал, что «Архитектура» Витрувия сопряжена с философией понимания мира вещей. Квадрат, в который вписана фигура прямо стоящего человека, — это символ материального, а окружность – божественного. Природа человека сопряжена с макрокосмом и микрокосмом одновременно.

Витрувианский человек Джакомо Андреа да ФеррараВитрувианский человек Джакомо Андреа да Феррара

Историки утверждают, что в трудах Витрувия не было иллюстраций и именно это упущение его последователи пытались исправить. Как мы писали выше, Леонардо да Винчи не был первым в устремлении зарисовать пропорции, данные древнеримским архитектором, но нужно сказать больше. У да Винчи был друг – Джакомо Андреа да Феррара. Исследователи заявляют, что да Феррара первым зарисовал витрувианского человека, а да Винчи уже срисовал набросок начисто. На это указывает возраст зарисовок Джакомо Андреа да Феррара – его работы старше. Почему вся слава досталась сегодня именно Леонардо да Винчи, а не его другу? Скорее всего, это вопрос общего вклада, хотя рисунок да Винчи мог быть просто презентабельнее для узнавания.

Вскоре, после прихода в Милан французских войск (1499 год) под предводительством Людовика XII, Джакомо был повешен и четвертован, нашему признанному гению удалось избежать такой суровой участи. По рассказам и зарисовкам своего друга Леонардо да Винчи начисто отрисовал витрувианского человека. Более того, именно да Винчи использовал шифр в своей работе, относительно двойственности человеческой природы, рисунок Джакомо такого смысла не нес.

витрувианский человек леонардо да винчи картинки

Многие сегодня согласятся с тем, что знаменитый художник оставил послания в своих работах, множество шифров и кодов. Особенно это стало интересным после выхода в свет «Кода да Винчи» Дэна Брауна.

В действительности фигур на небольшом рисунке очень много (а не две).

Измерительные линии можно наблюдать только на «материальной» фигуре, заключенной в квадрат, в то время как фигура, заключенная в окружность, как будто не измерена, ведь она божественна.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи все еще остается загадкой для нас и продолжает будоражить умы. Нам предстоит найти еще много интересного и в этом обязательно помогут труды гениев из нашей истории.

Скачать фото в хорошем разрешении

Другие рисунки да Винчи вы можете посмотреть здесь.

pro-diz-art.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта