Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Часть 2. Бялыницкий бируля картины


Бялыницкий - Бируля В. К. (1872 - 1957)

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля вошел в историю советского искусства как тонкий и поэтичный пейзажист. Его живописной палитре свойственны серебристо-дымчатая цветовая гамма, любовь к полутонам, изящество в решении общих колористических задач. Композиции тщательны; немногочисленны и не случайны детали. Полотна Бялыницкого полны дыхания природы - и это привлекает к его творчеству многих и многих.Родился художник в Могилевской губернии, в Белоруссии. Отец его арендовал землю в небольшой усадьбе, и поэтому детство Бялыницкого-Бирули прошло в тесном соприкосновении с белорусской природой. Именно из детства и вынес он понимание той особой жизни, которой живет каждое дерево, каждое поле.Мальчик очень рано начал рисовать, лет с шести, и занятия искусством уже не прекращал с этого времени. Родители отправили его учиться в Киев, во Владимирский кадетский корпус, но одновременно он посещал и рисовальную школу Н.И.Мурашко. Его рисунки показали художнику Прянишникову, который посоветовал мальчику учиться дальше. В 1889 году юноша поступил учиться в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Большим авторитетом для него были преподававшие там художники И.Левитан, В.Серов и К.Коровин.Молодой художник быстро обратил на себя внимание П.М.Третьякова, который с выставки в 1897 году купил его картину "В окрестностях Петербурга". С 1899 года Бялыницкий постоянно экспонируется на выставках, а в 1905 году он становится членом Товарищества передвижных выставок.Пейзаж в этот период обретает на полотнах художника особое звучание нежной грусти и задумчивости. Здесь заметно влияние Левитана, который учил Бялыницкого обобщением в пейзаже, отбору деталей, важности тона, значению светотени. Бялыницкий увлекается передачей на холсте тающего снега, движения талых вод - это время технического совершенствования. Его очень привлекают поэзия пустынных, заброшенных уголков, тихие настроения природы. Одна из его работ этого периода - "Весна идет" - была продана в частное собрание, и на вырученные деньги художник смог отправиться в заграничное путешествие. Он посетил Всемирную выставку а Стокгольме, на которой его внимание привлекли морские пейзажи скандинавских художников, а затем отправился в Голландию и в Париж. Знакомство с творчеством барбизонских художников, особенно Коро и Добиньи, во многом расширило представление Бялыницкого о о возможностях камерного пейзажа.Начиная с 1900-х годов Бялыницкий-Бируля становится очень известен. Его полотна покупают разные музеи (Русский музей, Третьяковская галерея и др.).В 1911 году на выставке в Мюнхене пейзаж Бялыницкого "Час тишины" удостаивается золотой медали. А за полотно "Перед весной" художник удостоился золотой медали в Барселоне.Сразу же после Октябрьской революции Бялыницкий выполняет заказ Реввоенсовета - пишет первую в своем творчестве историко-документальную картину "Канун Октября. Тверской бульвар близ Никитских ворот" (1917г.)В дальнейшем Бялыницкий много путешествует по стране, делает этюды на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 30-х годах им создано немало индустриальных пейзажей. Но, в основном, его дарование раскрывалось в тонких, камерных пейзажах.В 1936-1937 годах Бялыницкий делает цикл картин по местам жизни А.С.Пушкина. И в этих пейзажах мы опять отмечаем задумчивость и тонкую грусть, столь родственные лирике великого поэта.В 1938 году художник написал множество северных пейзажей. Они лишены внешних эффектов. Предельная четкость в пределах деталей делает пейзажи немногословными, но очень выразительными. Излюбленные Бялыницким сероватые и голубоватые оттенки в этих пейзажах приглушены, отчего композиции особенно воздушны. Вообще в своих вещах художник избегает внешней декоративности.Особую известность принесли Бялыницкому-Бируле полотна, посвященные наступлению весны. Полны ли они суровой, сдержанной энергии ("Лед прошел") или мажорного, приподнятого настроения ("Калужница цветет") - главное очарование их в ненавязчивой передаче этих настроений, как бы шепотом сообщенных зрителю. Таково полотно "В час тишины" (1940). Основа выразительности здесь - изящные, легкие и одновременно точные цветовые соотношения, виртуозная колористическая гамма. Вообще, Бялыницкий любил передавать туманность пейзажа, отблески неяркого солнца на вечерней воде, от которой поднимается нежный пар, размытые очертания дальнего берега.В 1947тгоду художником был создан цикл белорусских пейзажей, в которых леймотивом прозвучало как бы возрождение природы от войны: молодая поросль на зияющих ранах земли, зазеленевшей побегами юных деревьев, ржавый, разбитый танк...( Статья из сборника "Сто памятных дат" 1982)

cvetamira.ru

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872–1957)

Биография

Русский и советский, живописец. Классик отечественного лирического пейзажа с его одухотворенностью и поэтичностью, колорит его полотен гармоничен и изыскан. Академик живописи Императорской Академии художеств (ИАХ, 1908). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Народный художник БССР (1944) и РСФСР (1947). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Государственная премия СССР. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени. Почётный член Академии наук БССР.

Родился в селе Крынки близ Белыничей Могилёвской губернии. Учился в Киевской рисовальной школе (1885–1889) у Н. И. Мурашко. Затем, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1897) у И. М. Прянишникова, С. А. Коровина, В. Д. Поленова. С 1897 года участник выставок. Ещё до окончания учёбы его картину «Из окрестностей Пятигорска» (1897) приобрёл для своей галереи П. М. Третьяков. В 1908 году получил звание академика живописи (за картину «Дни ранней весны»).

С 1904 года член Товарищества передвижных художественных выставок и общества имени А. И. Куинджи (1904), экспонент «Союза русских художников» (1904). За картину «Дни ранней весны» получает звание академика живописи (1908), а картину «Час тишины» Бялыницкий-Бируля награждён золотой медалью Международной художественной выставки в Мюнхене (1909). Получил медали Международной выставки года в Барселоне (1912). Его наиболее известное полотно этого периода «Весна» (1912) выдаёт тесную связь творчества пейзажиста с поэтикой И. И. Левитана, не будучи его учеником Бируля всю свою жизнь последовательно развивал его идеи.

Любимым временем года Витольда Каэтановича была ранняя весна, а узнаваемым мотивом его картин – молодые, еще без листьев, одинокие деревца. Уже в дореволюционные годы играл заметную роль в русской художественной жизни. Тогда же выработалась его манера, сложился круг тем. Излюбленными мотивами творчества Бялыницкого-Бируля стали переходные состояния природы. Его стихия – межсезо­нье, те часы, когда день ещё не кончился, а вечер ещё не начался. Так художник передавал её изменчивую красоту и едва уловимые оттенки человеческих настроений.

В 1917 году Бялыницкий был одним из организаторов объединения живописцев, графиков и скульпторов «Изограф». В 1922 – стал одним из организаторов Ассоциации художников революционной России, в 1928 – принял участие в создании Объединения художников реалистов (ОХР).

В советский период продолжал и развивал традиции русского лирического «пейзажа настроения», создателем которого в русской живописи был И. И. Левитан, изображая преимущественно непритязательные виды средней полосы России и Белоруссии.

Работа над этюдами занимала значительное место в творчестве B. К. Бялыницкого-Бируля. По словам приёмной дочери художника, Витольд Каэтанович брал с собой загрунтованные особым способом картоны и уходил на этюды на несколько дней, по возвращении показывал с десяток вполне законченных натурных работ. Написав за свою жизнь множество этюдов, художник считал, что этюд является совершенно необходимым звеном работы над картиной-пейзажем, и всегда помнил сказанное ему и C. Ю. Жуковскому И. И. Левитаном: «Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему, серьезно прочувствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразите правильное и полное впечатление виденного».

Вот что говорил Бялыницкий-Бируля об этюдах: «В них я всегда стремился отобразить свое верное и правдивое впечатление виденного на природе и передать при этом чувства, которые рождались при первом впечатлении от природы. Одновременно я стремился наиболее точно передать верное отношение земли, неба и воды». «Художнику-пейзажисту необходимо развивать в себе память на впечатления: то есть воспитывать способность сохранять первое впечатление во всей первоначальной свежести восприятия природы и суметь передать его. Начав этюд, надо его и закончить в тот же час. Это также важно, когда пишешь этюд в пасмурную погоду; казалось бы, в серенький день можно писать долго, но это неверно, так как условия освещения и в эту погоду быстро меняются, а следовательно, изменяются первоначально верно взятые вами отношения».

Для художника-пейзажиста в одинаковой степени важно писать и маленькие, и большие этюды: «Большие этюды, выполненные в течение нескольких сеансов, помогают выработать умение рисовать кистью, совершенствовать технику живописи и свои приемы. Не всякая натура может быть передана в этюде в один сеанс. Изображение лесной опушки с лесом разных пород требует многосеансного этюда, так как в односеансном нельзя с необходимой полнотой воссоздать своеобразие форм, различия цвета листвы, ствола, покровов разнообразных пород деревьев. Наряду с многосеансными сложными этюдами, необходимо писать быстро, в течение получаса, небольшие этюды, чтобы суметь верно схватить тон и правильно передать цвет окружающих предметов, так как в природе часто все очень быстро меняется».

В своих этюдах Бялыницкий-Бируля не только фиксировал наблюдения над природой. Создавая их, он проводил большую творческую работу по подготовке картин. Художник считал, что картину необходимо неустанно пополнять наблюдениями, поэтому, однажды написанное нужно без конца проверять, корректировать все новыми и новыми этюдами. В то же время он не отрицал, что можно писать картину целиком с натуры, хотя сам почти всегда создавал свои картины на основе этюдов.

Натурные работы художника заметно отличаются от полотен написанных в мастерской, они имеют выраженную фактуру, корпусный «смачный», энергичный мазок, более материальны, тонально контрастнее и выглядят весомее. Напротив, работы выполненные в мастерской имеют сближенную тональность и мягкую серебристую гамму. В принципе, все работы художника отличает скромность цветовых сочетаний, колорит его работ строится на не интенсивных красочных смесях строго подчиненных общей тональности.

Художник никогда не увлекался разнообразием тем и мотивов, кроме излюбленных пейзажей он иногда писал натюрморты («Фиалки», 1937) и совсем редко – интерьеры. Витольд Каэтанович подолгу жил в своем имении в Тверской области, ходил по окрестностям и соседним деревням, часто писал одни и те же места. Отличаясь невероятной работоспособностью, художник создал огромное количество картин. В его обширном творческом наследии можно встретить множество повторений одних и тех же удачных работ отличающихся временем создания, незначительными деталями и качеством живописи. В одном Белорусском национальном музее в Минске есть несколько одинаковых картин выполненных в разное время: «Половодье», «Час тишины», «Вешние воды», «Осень, аллея. Ленинские горки». Были и попытки отвечать запросам времени, художник пытался создавать картины на современные индустриальные темы, но сама тонкая, изящная живописная манера Бялыницкого, как бы протестовала против этого, она резко диссонировала с сюжетной линией картины. Эти работы со шлюзами и гидроэлектростанциями выглядели странно и даже нелепо («Заполярный круг. Водосброс электростанции Нивагэс», 1930).

В 1928 году художником была исполнена серия пейзажей Ясной Поляны – усадьбы Л. Н. Толстого, в 1937 году – виды Пушкинских Гор, в 1942 – пейзажи с изображением усадьбы П. И. Чайковского в Клину. Создал серию картин, запечатлевших памятники древнерусского зодчества в окрестностях Архангельска (1944). Летом 1947 года писал пейзажи Белоруссии, с природой которой он был знаком ещё с детства. В них воплотилась мудрость художника, обретённая за многие годы творческой работы.

Произведения В. К. Бялыницкого-Бирули находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Национальном художественном музее Белоруссии (Минск), Музее современной истории России, Могилёвском мемориальном художественном музее В. К. Бялыницкого-Бирули, Белыничском художественном музее В. К. Бялыницкого-Бирули, Вологодской областной картинной галерее, Самарском художественном музее, Тверской галерее, Химкинской картинной галерее имени С. Н. Горшина. Его творчество представлено в музеях Воронежа, Костромы, Красноярска, Нижнего Новгорода, Томска, Челябинска, Козьмодемьянска, Ставрополя, Одессы, Днепропетровска, Киева, многих других российских и зарубежных музеях и галереях мира. Работы художника всегда были популярны у коллекционеров, его картины входят в многочисленные частные собрания. Особенно его творчество ценили деятели искусства и науки – актеры, музыканты, писатели, певцы, академики.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

tramvaiiskusstv.ru

похвалы Репина, пограничные состояния природы и возвращение на родину

Фото из Википедии

Портрет Бялыницкого-Бирули кисти Моравова. Из коллекции Национального художественного музея в Минске

12 февраля 1872 года в деревне Крынки Могилевской губернии в семье мелкого арендатора родился Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Хоть он и прожил большую часть жизни в Москве, белорусская природа, среди которой прошло его детство, невольно проникала на холсты. Его называли белорусским Левитаном, чье творчество хвалил Репин, а картина еще только студента оказалась в знаменитой Третьяковской коллекции. 

О своем детстве он писал: "Я - белорус... Отец служил арендатором, потом в днепровском пароходстве. Отправляясь в рейсы по Днепру, Припяти, Сожу, часто брал меня в свои служебные поездки. Это было величайшим счастьем и радостью, поскольку как раз тогда, в тех поездках, я открывал для себя ни с чем несравнимую природу моей родной Беларуси".

В 1885 году он окончил курс во Владимирском кадетском корпусе в Киеве и тогда же начал серьезно заниматься искусством, поступил в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко и затем в 17 лет в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился у Иллариона Прянишникова, Сергея Коровина, Николая Неврева, Василия Поленова, которые повлияли на его вкус и стиль. Но еще большее влияние на его живопись в это время оказал хороший знакомый Бялыницкого-Бирули Исаак Левитан. Илья Репин писал тогда о молодом пейзажисте: "Этот художник – счастливец. Он найдет себя особо".

Фото с сайта artsait.ru

В 1892 году ученическую картину Бялыницкого-Бирули "Из окрестностей Пятигорска" купил для своей галереи известный коллекционер Павел Третьяков, что крайне редко случалось с работами молодых художников. С 1897 года Бялыницкий-Бируля начинает регулярно участвовать в выставках и конкурсах. В 1904 году он стал членом Товарищества передвижников (об этом событии он пишет "… старики были суровы и неумолимо строги"), а в 37 лет – академиком Императорской академии искусств в Петербурге. Уже через 3 года Бялыницкий-Бируля написал одну из своих лучших работ – "Зимний сон", за которую получил бронзовую медаль на Международной выставке в Барселоне. А его картина "Час тишины" была награждена почетной медалью на Мюнхенском международном фестивале и бронзовой в Барселоне.

Фото с сайта artmuseum.by

Зимний сон. Национальный художественный музей РБ

В поисках своего стиля он стремился к правдивости и простоте и постоянно совершенствовался, добиваясь свежести и искренности. Подход к творчеству Бялыницкого-Бирули можно проследить по его письмам: "Дни невозвратимы и в большинстве не повторяются. Вчера шел, любовался местом и решил писать здесь этюд; сегодня пришел на то же место (вот даже веточка, надломленная мною для того, чтобы уточнить, где сидеть и писать), а "место" исчезло: вчера были жемчужные облачка, на фоне которых рисовались обнаженные березки, а сегодня небеса гладкие, да и сам ты какой-то другой, не вчерашний. Мы, художники, должны дорожить каждым часом, проведенным на природе, на этюде. Чрезвычайно важно первое впечатление от места, которое собираешься писать. Это впечатление необходимо сохранить, удержать во время всей работы над этюдом". Фото с сайта artmuseum.by

В 1917 году Бялыницкий-Бируля купил участок в Тверской области, в любимых местах Левитана. Позже там появилась его дача "Чайка". В советское время Бялыницкий-Бируля продолжает традиции русского лирического пейзажа конца XIX века. В конце 20-х и 30-е годы он много путешествовал и рисовал памятные места, связанные с жизнью и творчеством известных деятелей русской культуры. Тогда появились пейзажи Ясной Поляны - усадьбы Л.Н. Толстого, пушкинских мест, Михайловского, окрестностей усадьбы П.И. Чайковского в Клину.

Фото с сайта artmuseum.by

Теплые воды. Чайка

Фото с сайта artmuseum.by

Дом няни Пушкина Арины Родионовны

Большую часть жизни художник прожил в Москве, однако сохранил память о родине и детских поездках: "Мне всегда казалось, что я в долгу перед Беларусью. Меня всегда беспокоила мысль, что я мало написал о ней, и поэтому сейчас, когда я вновь в родном краю, я стараюсь хоть немного наверстать упущенное". "Я не могу забыть ее леса, реки, озера, бесконечно родные и близкие моему сердцу", - писал Бялыницкий-Бируля о Беларуси. В 1944 году он получил звание народного художника БССР, а в 1947 году – народного художника РСФСР. В этом же году Бялыницкий-Бируля стал членом Академии художеств СССР. В послевоенное время он впервые после долгого отсутствия на родине приехал в Беларусь. Он подолгу жил на Белой даче в Минске и написал около 30 этюдов, картин и эскизов. Белорусские этюды вошли в основу больших полотен "Беларусь. Вновь зацвела весна", "Зеленый май", "Беларусь. Начало лета".

Художник умер в 85 лет от продолжительной болезни на своей даче "Чайка", похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Фото с сайта artsait.ru

Фото с сайта artmuseum.by

Фото с сайта artsait.ru

Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государcтвенном Русском музее, Могилевском художественно-мемориальном музее В.К. Бялыницкого-Бирули, а также в частных коллекциях. Например, известно, что во время своего приезда в Могилев Владимир Спиваков посетил музей художника и признался, что у него в частной коллекции три его пейзажа. Самая большая коллекция – 400 этюдов и картин, а также многие из значимых полотен - находятся в Национальном художественном музее в Минске.

Фото с сайта artsait.ru 

news.tut.by

Бялыницкий-Бируля В.К.. Художники-передвижники

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля родился в Могилевской губернии в деревне Крынки 31 января 1872 года. Семья будущего художника жила в сельской местности, поэтому белорусская природа с детства окружала его. Интерес к рисованию мальчик проявил очень рано. С этого момента стал постоянно совершенствоваться в живописи. Родители решили отдать мальчика во Владимирский кадетский корпус. Обучаясь там, Бялыницкий-Бируля параллельно посещал школу живописи Н.И. Мурашко. Затем с 1889 по 1897 год он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были И.М. Прянишников, В.Д. Поленов, С.А. Коровин. Уже в 1897 году творчеством начинающего художника заинтересовался П.М. Третьяков, посетивший выставку, где экспонировалась картина «В окрестностях Пятигорска».

В 1904 году Бялыницкий-Бируля становится членом Товарищества Передвижных Художественных выставок. С этим объединением творчество художника будет связано долгое время. Особое оформление получает любимый художником «пейзаж настроения». В этом смысле очень важными оказываются технические тонкости исполнения деталей пейзажа. Особенно привлекают художника тихие, спокойные уголки родной природы. Одна из подобных картин – «Весна идет» — принесла художнику средства, которые он смог потратить на путешествие за границу. Эта поездка позволила Бялыницкому-Бируле получить новые знания в живописи, познакомиться с полотнами других мастеров.

В 1912 году художник поселяется в Тверской губернии, где он приобретает участок. Свою новую усадьбу он именует «Чайкой». Эти места стали для Бялыницкого-Бирули постоянным источником вдохновения. В 1917 году художник открывает школу живописи для крестьянских детей.

Пейзажи стали главными работами, прославившими художника. На своих полотнах Бялыницкий-Бируля показал красоту разных мест родной страны, его работы всегда отличались тонким психологизмом. В поисках новых мотивов художник путешествует по стране, оттачивая технику пейзажа. Он работает над пейзажами северных красот, создает ряд картин, посвященных Михайловскому, Тригорскому, Ясной Поляне.

В 1947 году Бялыницкий-Бируля становится народным художником РСФСР и действительным членом Академии художеств Советского Союза. Художник продолжает работать до конца своих дней. Его картины гармоничны и изысканны по колориту. Личность автора наложила на эти работы явный отпечаток.

Скончался Бялыницкий-Бируля 18 июня 1957 года на даче «Чайка». 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Коллекция работ В.К. Бялыницкого-Бирули

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля – белорусский живописец, народ-ный художник Белоруссии (1944) и РСФСР (1947), действительный член АХ СССР (1947). Работы художника представлены в фондах различных музеев: в ГТГ (Москва), в ГРМ (СПб), в Художественном музее республики Беларусь в Минске, в Самарском художественном музее и др.

Родился он в селе Крынки близ Белыничей (ныне Могилевская область, Бело-руссия) в 1872 году в семье помещика. Учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко (1885-1889) и Московском училище живописи, ваяния и зодче-ства (1889-1897) у И.М.Прянишникова, С.А.Коровина и В.Д.Поленова. Был членом «Товарищества передвижников», «Союза русских художников», «Об-щества имени А.И.Куинджи». В 1922 году вступил в Ассоциацию художников России. Жил преимущественно в Москве. Здесь он умер в 1957 году. Похоро-нен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Еще в 1892 году его картину «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей галереи П.М.Третьяков, что случалось чрезвычайно редко с молодыми авторами. В 1908 году за картину «Дни ранней весны» художник получил звание академика живописи. В 1909 году был удостоен золотой медали Меж-дународной художественной выставки в Мюнхене за картину «Час тишины». Его наиболее известное полотно этого периода – «Весна» (1912). Об этой картине И.Е.Репин писал ее автору: «Я так привык освежаться душой перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы».

В.К.Бялыницкий-Бируля продолжил и развил традиции русского лирического пейзажа с его одухотворенностью и поэтичностью. Художник разработал особый тип «мемориального пейзажа», посвященного изображению памятных мест, связанных с жизнью и творчеством деятелей русской культуры. Среди его произведений серии картин Ясная Поляна (1928), усадьба П.И.Чайков-ского в Клину (1942). Писал также в Горках Ленинских (1924 и 1945), пуш-кинском Михайловском (1936-1937) и сталинском Гори (1946-1947).

Обращение художника к пейзажам Ясной Поляны было далеко не случайно. В 1928 году страна отмечала 100-летие со дня рождения Л.Н.Толстого. Внима-ние общественности было приковано к родине писателя. В рамках подготовки к этой славной дате была разработана и осуществлена серия мероприятий: на-чало издания полного собрания сочинений Л.Н.Толстого, открытие выставки на усадьбе во флигеле Кузминских, превращенном решением Комиссии по организации юбилея в Литературный музей и пр. В воспоминаниях бывшего ученика яснополянской школы А.В.Елисеева есть интересный рассказ об этом периоде, касающийся работы В.К.Бялыницкого-Бируля: «Это было время, когда яснополянцы жили в преддверии юбилея. Шла переписка с гостями, готовился юбилейный концерт (…) Летом у въезда в имение или в поле за школой можно было встретить пожилого с бородкой клинышком человека в светлом полотняном костюме с большим этюдником в руках, ищущего удоб-ное местечко для работы с натуры. Вдруг его фигура исчезала в высокой траве или неглубоком овражке, где никто не мешал, и лишь высокий голый череп выглядывал оттуда. Острые глаза из-под седых бровей пристально всматри-вались в окружающую местность и тут же их взгляд опускался на холст, а рука, вооруженная кистью, наносила на него разноцветные мазки красок. Как ни маскировался этот человек, досужие ребята быстро разыскивали его укром-ное пристанище и, стараясь не мешать, издалека наблюдали за ним.

Опытный человек в художнике мог сразу узнать известного пейзажиста В.К.Бялыницкого-Бируля. Картины его вскоре украсили экспозицию вновь открывающегося литературного музея». Материалы юбилейной экспозиции 1928 года, собственно, и положили начало формированию немемориального фонда Ясной Поляны. А среди них и десять работ В.К.Бялыницкого-Бируля. 

ypmuseum.ru

Бялыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович - это... Что такое Бялыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович?

Вито́льд Каэта́нович Бялы́ницкий-Биру́ля (белор. Вітольд Каэтанавіч Бялыніцкі-Біруля; 1872—1957) — выдающийся белорусский советский живописец-пейзажист.

Памятник Витольду Каэтановичу Бялыницкому-Бируле на Новодевичьем кладбище

Биография

Родился 31 января (12 февраля) 1872 в д. Крынки Белыничского района Могилёвской губернии Российской империи в семье мелкого арендатора. Имение Крынки находилось в трёх км к северу от д. Техтин и 20 км от Белыничей Могилевской области. Семья часто меняла место жительства. Отец служил в днепровском пароходстве и часто брал сына в плавание по Днепру, Припяти и Сожу. Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра. Учился сначала в Киевском кадетском корпусе, затем перешел в киевскую рисовальную школу Мурашко Н. И.(1885—1889), позже — уехал в Москву и поступил в МУЖВЗ на курс к преподавателям Коровину С. А., Поленову В. Д., Прянишникову И. М.. В Москве художник познакомился с И. Левитаном, работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлекся пейзажем.

С 1897 года Бялыницкий-Бируля демонстрирует свои картины на выставках Московского объединения любителей искусств и Московского общества художников, на Международных выставках и конкурсах. С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году Бялыницкого-Бирулю избирают членом Товарищества передвижников, а через четыре года он удостаивается звания академика живописи. Большой успех пришел к художнику в 1911 году, когда картина «Час тишины» получила почетную медаль в Мюнхене и бронзовую — в Барселоне[1].

В 1912 году художник приобрёл участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан, и построил дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Озеро Удомля и его окрестности стали неисчерпаемым источником мотивов для дальнейшего творчества.

В 1917 году художник организовал художественную школу для крестьянских детей[2].

В 1922 году Бялыницкий-Бируля становится членом Ассоциации художников России, развивает традиции русского лирического пейзажа конца XIX века. Является одним из создателей жанра мемориального пейзажа. В 20-е и 30-е годы художник много путешествует по стране. Его интересуют первые опыты реконструкции сельского хозяйства в совхозе «Гигант» и коммуне «Сейбит», строительство «Азовстали», преобразования Севера. В 1933, 1935 и 1937 годах он побывал в Заполярье, чему посвящены несколько серий пейзажей[3].

В 1936 году художник посещает пушкинские места — Михайловское и Тригорское — и привозит оттуда целую серию картин. Побывав в усадьбе Чайковского в Клину, он выставляет новые пейзажи — уголки природы, которые любил классик русской музыки. Пишет также серии пейзажей Горок Ленинских, Гори и Ясной Поляны

Тема Великой Отечественной войны отмечена в творчестве художника картинами «Красная Армия в лесах Карелии», «По следам фашистских варваров» (1942).

В 1947 году ему присвоили звание народного художника РСФСР (звание народного художника БССР он получил в 1944 году), избрали действительным членом Академии художеств СССР. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче в окрестностях Минска. Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые стали основой цикла картин, посвященных Белоруссии. В окрестностях Минска был найден мотив для картины «Беларусь. Вновь зацвела весна»[4]

Скончался художник на своей даче «Чайка» 18 июня 1957 в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Несколько работ художника находятся в Третьяковской галерее:

  • Из окрестностей Пятигорска (1892)
  • Весна (1911)
  • Лёд прошёл (1930)
  • Задумчивые дни осени (1932—1942)
  • Нивогэс (1936-37)
  • Белоруссия. Вновь зацвела весна (1947)

Его картины находятся также в музеях Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Одессы, Днепропетровска, Киева, Минска (Национальный художественный музей Республики Беларусь), Могилёва и Белынич.

Память

  • В Белыничах и Могилёве действуют два художественных музея имени академика живописи Бялыницкого-Бирули В. К., где экспонируются десятки полотен художника.
  • В Белыничском районе постоянно проводятся пленэры с участием художников из Минска, Могилёва, Белынич, Москвы, Костромы после чего значительно пополняются фонды художественных музеев.
  • В городском поселке Белыничи и Могилёве именем знаменитого живописца названы улицы.
  • На месте бывшего фольварка Крынки (уд. Техтин), где родился художник, установлен мемориальный знак.
  • В Могилёве у музея имени Бялыницкого-Бирули установлен бюст художника.
  • Бялыницкому-Бируле посвящена книга Виктора Карамазова белор. «Крыж на зямлі і поўня ў небе : Эскізы, эцюды і споведзь Духу, альбо Аповесць-эсэ жыцця жывапісца і паляўнічага Бялыніцкага-Бірулі» («Крест на земля и месяц в небе») (1991).

Галерея работ

Бялыницкий-Бируля в филателии

  • «Ранняя весна», 1912. Почтовая марка СССР, 1983 год выпуска

  • Почтова марка с портретом художника, приуроченная к 125-летию со дня его рождения. Беларусь, 1997

  • «Зимний сон», 1911. Почтовая марка Белоруссии, 1998 год выпуска, тираж 90 000 экз.

Примечания

Ссылки

  • Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович в базе данных «История белорусской науки в лицах» Центральной научной библиотеки им. Я.Коласа НАН Беларуси
  • Подушков Д. Л. (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. — Тверь: СФК-офис 2009. — 416 с.

dvc.academic.ru

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Часть 2 — Старый Петербург

Старинные картины Бялыницкого-Бируля

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Весной повеяло

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Весной повеяло

С первого взгляда полотна Бялыницкого-Бируля кажутся строгими, лишенными каких бы то ни было украшательств. Так, фон его картин составляют лаконичные выцветшие серебристые оттенки. Также произведения художника отличаются безупречной композицией. Между тем эта кажущаяся простота является результатом долгих усилий.

Полотно «Весной повеяло» не может порадовать зрителя интересными цветовыми сочетаниями либо изощренной перспективой. Нашему взгляду открывается ледяная вода, покрытый снегом речной берег, мрачные контуры хвойных деревьев и лес, уходящий вдаль. Но наблюдатель не может оторваться от старинной картины. Его завораживают свинцовая вода, подсиненный снег, пурпурная кромка вдали, небо, покрытое теплеющими тучами. Во всем этом читается напряженное ожидание пробуждения природы, биение жизни, скрытое под толщей зимы. Скоро все должно измениться, вода обретет свободу и ускорит свой темп, как и все живое.

Предчувствие весны таится во всем пространстве картины, словно замершей на пороге перемен. Нельзя найти никаких явных признаков приближения теплых дней, но природа уже дышит ими. Это настроение неявно, оно кроется в мелочах и деталях: в мягких очертаниях деревьев, в блеске льда и воды, в узоре облаков. Все вместе и составляет впечатление приближающейся весны, которая согревает этот пейзаж, располагающий к тому, чтобы купить антикварную живопись.

Произведения художника отличаются обширным эмоциональным диапазоном. Его работы проникнуты как патриотичным ликованием, так и чуткой печалью, которая не имеет отношения к жестоким потрясениям, встречающимся на пути человека. Нет, эти чувства связаны с изменениями природы, которая умирает и воскресает каждый год. Бялыницкий-Бируля изображает в своих полотнах нежность весны, изобилие лета, потери осени и спокойствие зимы. Его антикварная живопись помогает увидеть самые неприметные процессы, которые составляют великую тайну природного обновления.

Антиквариат в СПб и в мире

vesenniy_den

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Осенний день. Старинная картина

Размышления художника о своем ремесле дают представления не только о его творческих методах, но и о личной философии, связанной с землей и природой. Он считал, что каждый момент неповторим, именно поэтому существует необходимость сохранить лучшие из них для потомков, не дать этой красоте затеряться в глубине времен и забыться навсегда. Скажем, как-то раз Бялыницкий-Бируля заприметил место, где на будущий день собрался рисовать этюд. Приходит, а место уже не то: другое освещение, другое небо, на котором приметные ранее березы совсем потерялись, да и он сам уже не тот, настроение изменилось. Поэтому работа художников на натуре так важна. Даже если набросок не вышел, необходимо сохранить свое видение места, где мастер нашел что-то прекрасное, достойное увековечивания. Так и создается подлинный антиквариат, не теряющий своей ценности, а лишь преумножающий ее с течением времени. Итак, первое впечатление никак нельзя терять во время работы над наброском. Художник никогда не растрачивал попусту свое время, он понимал, что очень легко упустить настоящее сокровище, не разглядев его по небрежности. Именно поэтому в его произведения необходимо вглядываться, чтобы постигнуть их глубинную сущность. Его произведения очень ценятся в собраниях антиквариата в СПб и по всему миру.

Художник мастерски развил в себе способность подмечать, осознавать и фиксировать малейшие изменения времени и места. Его работы не преследуют внешние эффекты, они обращены вглубь явлений и потому не потеряли и сейчас своей природной прелести, которую антикварный рынок ставит очень высоко.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля – один из выдающихся художников-реалистов советской живописи, работы которого соответствуют классическому канону и открывают новую глубину в русской пейзажной живописи. Его творческое наследие примечательно душевностью и отточенной техникой.[toggle title_open=»СВЕРНУТЬ» title_closed=»ВСЕ СТАТЬИ ЦИКЛА» hide=»yes» border=»yes» style=»default» excerpt_length=»0″ read_more_text=»Read More» read_less_text=»Read Less» include_excerpt_html=»no»]Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Часть 1[/toggle]

antikspb.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта