ИЛЛЮСТРАЦИИ. Картины бунин
Иван Бунин – биография, фото, личная жизнь, книги и стихи
Иван Бунин: биография
Первого русского нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина называют ювелиром слова, прозаиком-живописцем, гением российской литературы и ярчайшим представителем Серебряного века. Литературные критики сходятся во мнении, что в бунинских произведениях есть родство с картинами Виктора Васнецова, а по мироощущению рассказы и повести Ивана Алексеевича схожи с полотнами Михаила Врубеля.
Детство и юность
Современники Ивана Бунина утверждают, что в писателе чувствовалась «порода», врожденный аристократизм. Удивляться нечему: Иван Алексеевич – представитель древнейшего дворянского рода, уходящего корнями в XV век. Семейный герб Буниных включен в гербовник дворянских родов Российской империи. Среди предков писателя – основоположник романтизма, сочинитель баллад и поэм Василий Жуковский.
Родился Иван Алексеевич в октябре 1870 года в Воронеже, в семье бедного дворянина и мелкого чиновника Алексея Бунина, женатого на двоюродной племяннице Людмиле Чубаровой, женщине кроткой, но впечатлительной. Она родила мужу девятерых детей, из которых выжили четверо.
Иван Бунин в детствеВ Воронеж семья перебралась за 4 года до рождения Ивана, чтобы дать образование старшим сыновьям Юлию и Евгению. Поселились в арендованной квартире на Большой Дворянской улице. Когда Ивану исполнилось четыре года, родители вернулись в родовое имение Бутырки в Орловской губернии. На хуторе прошло детство Бунина.
Любовь к чтению мальчику привил гувернер – студент Московского университета Николай Ромашков. Дома Иван Бунин изучал языки, делая упор на латынь. Первые прочитанные самостоятельно книги будущего литератора – «Одиссея» Гомера и сборник английских стихов.
Иван Бунин в детствеЛетом 1881 года отец привез Ивана в Елец. Младший сын сдал экзамены и поступил в 1-й класс мужской гимназии. Учиться Бунину нравилось, но это не касалось точных наук. В письме старшему брату Ваня признался, что экзамен по математике считает «самым страшным». Спустя 5 лет Ивана Бунина отчислили из гимназии посреди учебного года. 16-летний юноша приехал в отцовское имение Озерки на рождественские каникулы, да так и не вернулся в Елец. За неявку в гимназию педсовет исключил парня. Дальнейшим образованием Ивана занялся старший брат Юлий.
Литература
В Озерках началась творческая биография Ивана Бунина. В имении он продолжил работу над начатым в Ельце романом «Увлечение», но произведение до читателя не дошло. Зато стихотворение юного литератора, написанное под впечатлением от смерти кумира – поэта Семена Надсона – опубликовали в журнале «Родина».
Иван Бунин в юностиВ отцовском имении с помощью брата Иван Бунин подготовился к выпускным экзаменам, сдал их и получил аттестат зрелости.
С осени 1889-го до лета 1892 года Иван Бунин работал в журнале «Орловский вестник», где печатались его рассказы, стихи и литературно-критические статьи. В августе 1892 года Юлий позвал брата в Полтаву, где устроил Ивана на должность библиотекаря в губернской управе.
В январе 1894 года писатель посетил Москву, где встретился с близким по духу Львом Толстым. Как и Лев Николаевич, Бунин критикует городскую цивилизацию. В рассказах «Антоновские яблоки», «Эпитафия» и «Новая дорога» угадываются ностальгические ноты по уходящей эпохе, чувствуется сожаление о вырождающемся дворянстве.
Иван Бунин в молодостиВ 1897 году Иван Бунин издал в Петербурге книгу «На край света». Годом ранее перевел поэму Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате». В переводе Бунина появились стихи Алкея, Саади, Франческо Петрарки, Адама Мицкевича и Джорджа Байрона.
В 1898 году в Москве вышел поэтический сборник Ивана Алексеевича «Под открытым небом», тепло встреченный литературными критиками и читателями. Через два года Бунин подарил любителям поэзии вторую книгу стихов – «Листопад», упрочившую авторитет автора как «поэта русского пейзажа». Петербургская Академия наук в 1903 году награждает Ивана Бунина первой Пушкинской премией, за которой следует вторая.
Но в поэтической среде Иван Бунин заработал репутацию «старомодного пейзажиста». В конце 1890-х любимцами становятся «модные» поэты Валерий Брюсов, принесший в русскую лирику «дыхание городских улиц», и Александр Блок с его мятущимися героями. Максимилиан Волошин в рецензии на сборник Бунина «Стихотворения» написал, что Иван Алексеевич очутился в стороне «от общего движения», зато с точки зрения живописи его поэтические «полотна» достигли «конечных точек совершенства». Примерами совершенства и приверженности классике критики называют стихотворения «Помню долгий зимний вечер» и «Вечер».
Иван Бунин-поэт не приемлет символизм и критично смотрит на революционные события 1905–1907 годов, называя себя «свидетелем великого и подлого». В 1910 году Иван Алексеевич издает повесть «Деревня», положившую начало «целому ряду произведений, резко рисующих русскую душу». Продолжением ряда становятся повесть «Суходол» и рассказы «Сила», «Хорошая жизнь», «Князь во князьях», «Лапти».
В 1915-м Иван Бунин на пике популярности. Выходят его знаменитые рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Легкое дыхание» и «Сны Чанга». В 1917 году писатель покидает революционный Петроград, избегая «жуткой близости врага». Полгода Бунин жил в Москве, оттуда в мае 1918 года уехал в Одессу, где написал дневник «Окаянные дни» – яростное обличение революции и большевистской власти.
Портрет "Иван Бунин". Художник Евгений БуковецкийПисателю, столь яростно критикующему новую власть, опасно оставаться в стране. В январе 1920 года Иван Алексеевич покидает Россию. Он уезжает в Константинополь, а в марте оказывается в Париже. Здесь вышел сборник рассказов под названием «Господин из Сан-Франциско», который публика встречает восторженно.
С лета 1923 года Иван Бунин жил на вилле «Бельведер» в старинном Грассе, где его навещал Сергей Рахманинов. В эти годы выходят рассказы «Начальная любовь», «Цифры», «Роза Иерихона» и «Митина любовь».
В 1930 году Иван Алексеевич написал рассказ «Тень птицы» и завершил самое значительное произведение, созданное в эмиграции, — роман «Жизнь Арсеньева». Описание переживаний героя овеяно печалью об ушедшей России, «погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок».
Квартира Ивана Бунина в ПарижеВ конце 1930-х Иван Бунин переселился на виллу «Жаннет», где жил в годы Второй мировой войны. Писатель переживал за судьбу родины и радостно встречал новости о малейшей победе советских войск. Жил Бунин в нищете. О своем трудном положении писал:
«Был я богат — теперь, волею судеб, вдруг стал нищ… Был знаменит на весь мир — теперь никому в мире не нужен… Очень хочу домой!»Вилла обветшала: отопительная система не функционировала, возникли перебои с электро- и водоснабжением. Иван Алексеевич рассказывал в письмах друзьям о «пещерном сплошном голоде». Чтобы раздобыть хоть небольшую сумму, Бунин попросил уехавшего в Америку друга на любых условиях издать сборник «Темные аллеи». Книга на русском языке тиражом 600 экземпляров вышла в 1943-м, за нее писатель получил $300. В сборник вошел рассказ «Чистый понедельник». Последний шедевр Ивана Бунина – стихотворение «Ночь» – вышел в 1952 году.
Исследователи творчества прозаика заметили, что его повести и рассказы кинематографичны. Впервые об экранизации произведений Ивана Бунина заговорил голливудский продюсер, выразивший желание снять фильм по рассказу «Господин из Сан-Франциско». Но дело закончилось разговором.
Иван БунинВ начале 1960-х на творчество соотечественника обратили внимание российские режиссеры. Короткометражку по рассказу «Митина любовь» снял Василий Пичул. В 1989 году на экраны вышла картина «Несрочная весна» по одноименному рассказу Бунина.
В 2000 году вышел фильм-биография «Дневник его жены» режиссера Алексея Учителя, в котором рассказана история взаимоотношений в семье прозаика.
Резонанс вызвала премьера драмы «Солнечный удар» Никиты Михалкова в 2014 году. В основу ленты легли одноименный рассказ и книга «Окаянные дни».
Нобелевская премия
Впервые Ивана Бунина выдвинули на соискание Нобелевской премии в 1922 году. Об этом хлопотал лауреат Нобелевской премии Ромен Роллан. Но тогда премию отдали ирландскому поэту Уильяму Йетсу.
В 1930-х к процессу подключились русские писатели-эмигранты, их хлопоты увенчались победой: в ноябре 1933 года Шведская академия вручила Ивану Бунину премию по литературе. В обращении к лауреату говорилось, что он заслужил награду за «воссоздание в прозе типичного русского характера».
Чествование награждения Ивана Бунина нобелевской премией715 тысяч франков премии Иван Бунин растратил быстро. Половину в первые же месяцы раздал нуждающимся и всем, кто обратился к нему за помощью. Еще до получения награды писатель признался, что получил 2000 писем с просьбой помочь деньгами.
Спустя 3 года после вручения Нобелевской премии Иван Бунин окунулся в привычную бедность. До конца жизни у него так и не появилось собственного дома. Лучше всего Бунин описал положение дел в коротком стихотворении «У птицы есть гнездо», где есть строки:
Личная жизнь
Первую любовь молодой писатель встретил, когда работал в «Орловском вестнике». Варвара Пащенко – высокая красавица в пенсне – показалась Бунину слишком заносчивой и эмансипированной. Но вскоре он нашел в девушке интересного собеседника. Вспыхнул роман, но отцу Варвары бедный юноша с туманными перспективами не понравился. Пара жила без венчания. В своих воспоминаниях Иван Бунин так и называет Варвару – «невенчанной женой».
Иван Бунин и Варвара ПащенкоПосле переезда в Полтаву и без того сложные отношения обострились. Варваре – девушке из обеспеченной семьи – опостылело нищенское существование: она ушла из дома, оставив Бунину прощальную записку. Вскоре Пащенко стала женой актера Арсения Бибикова. Иван Бунин тяжело перенес разрыв, братья опасались за его жизнь.
В 1898 году в Одессе Иван Алексеевич познакомился с Анной Цакни. Она и стала первой официальной женой Бунина. В том же году состоялась свадьба. Но вместе супруги прожили недолго: расстались спустя два года. В браке родился единственный сын писателя – Николай, но в 1905 году мальчик умер от скарлатины. Больше детей у Бунина не было.
Любовь всей жизни Ивана Бунина – третья жена Вера Муромцева, с которой он познакомился в Москве, на литературном вечере в ноябре 1906 года. Муромцева – выпускница Высших женских курсов, увлекалась химией и свободно разговаривала на трех языках. Но от литературной богемы Вера была далека.
Иван Бунин с женой ВеройОбвенчались молодожены в эмиграции, в 1922 году: Цакни 15 лет не давала Бунину развода. Шафером на свадьбе был Александр Куприн. Супруги прожили вместе до самой кончины Бунина, хотя их жизнь безоблачной не назовешь. В 1926 году в эмигрантской среде появились слухи о странном любовном треугольнике: в доме Ивана и Веры Буниных жила молодая писательница Галина Кузнецова, к которой Иван Бунин питал отнюдь не дружеские чувства.
Кузнецову называют последней любовью писателя. На вилле супругов Буниных она прожила 10 лет. Трагедию Иван Алексеевич пережил, когда узнал о страсти Галины к сестре философа Федора Степуна – Маргарите. Кузнецова покинула дом Бунина и ушла к Марго, что стало причиной затяжной депрессии писателя. Друзья Ивана Алексеевича писали, что Бунин в тот период был на грани сумасшествия и отчаяния. Он работал сутками напролет, пытаясь забыть возлюбленную.
После расставания с Кузнецовой Иван Бунин написал 38 новелл, вошедших в сборник «Темные аллеи».
Смерть
В конце 1940-х врачи диагностировали у Бунина эмфизему легких. По настоянию медиков Иван Алексеевич отправился на курорт на юге Франции. Но состояние здоровья не улучшилось. В 1947 году 79-летний Иван Бунин в последний раз выступил перед аудиторией литераторов.
Нищета заставила обратиться за помощью к русскому эмигранту Андрею Седых. Тот выхлопотал больному коллеге пенсию у американского филантропа Фрэнка Атрана. До конца жизни Бунина Атран выплачивал писателю 10 тысяч франков ежемесячно.
Иван Бунин в последние годыПоздней осенью 1953 года состояние здоровья Ивана Бунина ухудшилось. Он не поднимался с постели. Незадолго до кончины писатель попросил жену почитать письма Чехова.
8 ноября доктор констатировал смерть Ивана Алексеевича. Ее причиной стала сердечная астма и склероз легких. Похоронили нобелевского лауреата на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, месте, где нашли упокоение сотни российских эмигрантов.
Библиография
- «Антоновские яблоки»
- «Деревня»
- «Суходол»
- «Легкое дыхание»
- «Сны Чанга»
- «Лапти»
- «Грамматика любви»
- «Митина любовь»
- «Окаянные дни»
- «Солнечный удар»
- «Жизнь Арсеньева»
- «Кавказ»
- «Темные аллеи»
- «Холодная осень»
- «Цифры»
- «Чистый понедельник»
- «Дело корнета Елагина»
Фото
24smi.org
И опять про рыбалку – всегда актуальная тема.
Бунин Наркиз Николаевич
Наркиз Николаевич Бунин (1856-1912) относится к тем отечественным художникам, которые совмещали свою основнуюработу с полупрофессиональным занятием живописью, добиваясь в обоих видах деятельности значительных успехов. Н.Н. Бунин служил в лейб-гвардии Егерском полку. С 1881 года стал вольноприходящим учеником Академии художеств, в которой, получив несколько поощрительных медалей, проучился до 1887 года. Армейская служба способствоваластановлению Н.Н. Бунина как живописца-баталиста, хотя бытовые композиции художник также писал довольно часто и,видимо, с удовольствием.
Смерть генерала Келлера во время боя на Янзелинском перевале. 1904 год
Начал участвовать в академических выставках с 1885. Первыми картинами Бунина были: Незваные критики (1884), Утро на сенокосе, Урядник (обе — 1886), Привал егерей на маневрах (1887), Лето в Михайловке 1885 года, Отрядные маневры(обе — 1888), Телиш 12 октября 1877 года, Лейб-Гусарский полк отдает честь вынесенным из боя знаменам лейб-гвардииЕгерского полка (1888).
Часовой лейб-гвардии Конного полка в Зимнем дворце
Батальные полотна художника имели успех и охотно раскупались в частные коллекции великих князей. Интересно, чтовоенная служба Н.Н. Бунина продолжалась до 1901 года, но, несмотря на это, художник по-прежнему продолжал радоватьлюбителей живописи своими картинами.
Офицер с собакой
Художник добился больших успехов и в акварельной живописи, был активным членом Общества русских акварелистов. В 1891 году произошло важное и приятное событие в жизни живописца: ему было присвоено звание почетного вольногообщника Академии художеств, присуждаемое за особые заслуги перед Академией. В 1913 году в Петербурге художественнаяобщественность организовала посмертную выставку удивительного отечественного баталиста, жанриста и акварелиста,военнослужащего и гражданина страны Н.Н. Бунина.
Незваные критики
Речка
Пост : Голоножие в искусстве - 06 марта (21 февраля) 1903 года
Автор: Петербургская газета
Года два назад И.Е.Репин выставил у передвижников портрет Л.Н.Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.Рассказывают, что когда Толстой узнал о таком своем портрете, он написал Репину: «Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны.» Если действительно Толстой обратился с такими словами к Репину, то несомненно, что он не совсем был доволенизображением себя на картине без сапог. Но в таком случае, что должен испытывать великий писатель, узнав о появлении на выставке картины, где он фигурирует не то что босым, а уже без самых необходимых принадлежностей туалета всякого мужчины.
Короче говоря, нашелся художник, который лишил на своей картине Толстого того, что Репин все-таки не решился снять с великого писателя. Подобного рода картину публике предстоит созерцать на имеющей в воскресенье открыться выставкеСпб. художников. Автор картины, Н.И.Бунин, изобразил яснополянского отшельника стоящим на берегу реки, одетого в одну рубашку, причем ноги Толстого обнажены художником выше колен. Неправда ли, как это оригинально? Но это еще не все... Художник, очевидно, нашел, что в подобном виде Толстому как-то неловко одному позировать и, для компании, рядом с ним изобразил, буквально в таком же виде, И.Е.Репина! Может быть, по отношению к Репину это была маленькая месть за Толстого? Мол, ты снял с Толстого сапоги, так я за это сниму с тебя панталоны...
Комментарии:
Русский листок Петербург - 14 (01) марта 1903 года
На выставке с.-петербургского общества художников в Пассаже обращает большое внимание картина Н.Н.Бунина"Рыбная ловля", где изображены в одних рубахах гр. Л.Толстой и художник Репин, ловящими рыбу бреднем.
Как известно на выставке с.-петербургского общества художников фигурирует картина Бунина, изображающая ЛьваНиколаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу.На днях выставку посетил сын Льва Николаевича, граф Л.Л.Толстой, и так возмутился видимым, что немедленно послал своему отцу телеграмму, прося его совета, как поступить, чтобы с выставки была убрана картина. Ответ от Льва Николаевича должен последовать не сегодня завтра, и в случае если окажется, что законным путем ничего нельзя сделать, Лев Львович Толстой намерен выступить с печатным протестом против произведения Бунина,рассчитывая добиться этим путем нравственного воздействия на автора картины и на выставочный комитет.
Лев Львович Толстой
Биржевые ведомости - 16 (03) марта 1903 года
В воскресенье, 2 марта, около пяти часов вечера на выставке общества петербургских художников произошел скандал,причиной которого влилась злополучная картина Бунина "Рыбная ловля". Один из присутствовавших, оказавшийсямосковским журналистом г. Любошицем, подошел к картине Бунина и, выхватив карандаш, написал во всю длину холста слово "мерзость". Члены жюри бросились к г.Любошицу, желая его схватить, но г.Любошиц энергично воскликнул: "Первому, кто меня тронет, я дам пощечину! Я сделал это сознательно! Еще вчера я провел весь день с графомТолстым. Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам останусь. Пошлите за полицией!" Послали за полицией. ... Некоторые из публики тут же написали протест против помещения этой картины на выставке и вручили его г. Любошицу. Под протестом подписалось 40 человек.
Новое время - 16 (03) марта 1903 года
Я не сочувствую, ни этой манере писать портреты, ни манере московского журналиста писать на картине "мерзость".Обратить на себя внимание прекрасной картиной или прекрасной статьей - трудно. Но нарисовать известного человека без штанов или написать на картине - "мерзость" - очень легко. Это называется смелостью, скандалом, наглостью. Но тут нет ни мужества, ни таланта, ни других сколько-нибудь почтенных качеств. ... А.Суворин
А.С.Суворин
Биржевые ведомости - 17 (04) марта 1903 года
...В тот же день "Рыбная ловля" с московской надписью мерзость на ней была снята. Помимо рекламы художнику Бунину и журналисту Любошицу - в выставочную кассу потекли деньги. В первые дни выставкипосетителей насчитывалось ежедневно около сорока; когда заговорили о "Рыбной ловле" посетители начали считатьсясотнями; 2-го марта их было более 1000. В понедельник до двух часов дня входных билетов продано более 400.
Чтобы не тревожить публику обманчивыми надеждами увидеть совокупные произведения гг. Бунина и Любошица, - будетповешен у входа аншлаг о снятии "Рыбной ловли".
Биржевые ведомости - 18 (05) марта 1903 года
Много разговоров в городе о картине г. Бунина, изображающей рыбную ловлю и на ней великого писателя. ...
Понимаю, что содержание картины может шокировать людей фешенебельного круга, но не понимаю, что в ней скандального.Говорят, что публику особенно привлекают в этой картине и соблазняют изображенные на ней, среди разных другихпредметов, ноги людей, занятых рыбной ловлей: эти-то ноги и делают картине рекламу. Если это так, то право, страннаяпублика. ... Да почему бы, наконец, не посмотреть и на эту картину с символической точки зрения и не увидеть в ней не простыхрыбаков и не простые сети, а ловцов, уловляющих вселенную. А став на эту точку зрения, вспомнив, что это же втрадициях живописи - символически изображать великих людей в не совсем скромных одеяниях: самого Наполеона Кановаизобразил вовсе без одежды ... Федор Сологуб
Федор Сологуб
Биржевые ведомости - 20 (07) марта 1903 года
Если не ошибаюсь, Л.Н.Толстой никакой "убоины" не употребляет, ни мяса, ни рыбы. Следовательно, и не ловит ее.Итак, помимо всего прочего, произведение г.Бунина есть выдумка на Л.Н... А.С.П-ский
Биржевые ведомости - 24 (11) марта 1903 года
На днях в "Новостях" была помещена заметка А.Р.П-ского, в которой последний выражает сомнение в правдивостиизображенного на картине г. Бунина сюжета. Мотивом для подобного сомнения является убеждение, что Л.Н.Толстой, как строгий вегетарианец, не употребляющий вообще убоины, вряд ли стал бы заниматься рыбной ловлей. По поводу такого предположения считаю небезынтересным указать на рассказ покойного Фета, из которого видно, что когда последний приехал в гости в Ясную Поляну, то, к удивлению своему, застал в доме одну лишь дряхлую старуху,которая на вопрос А.А., где господа, с трудом могла прошамкать, что господа-де на озере рыбу ловят. И действительно, пройдя по указанной дорожке к озеру, Фет увидал всех обитателей усадьбы занятыми вытаскиваниемсетей, а самого графа Льва Николаевича - по колено в воде. ... Феод. Ульянской
Новости дня - 26 (13) марта 1903 годаХудожник Бунин, автор картины "Рыбная ловля" беседовал с сотрудником "Новостей" и, между прочим, сказал:«Я уважаю Толстого, как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда неодобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным.В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводитТолстого в культ. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого. ...»По словам Бунина, гражданского иска к Любошицу он не намерен предъявлять, а повезет свою картину в Берлин, где еюочень заинтересовались, и оттуда он получает массу предложений.
Журнал Гражданин - 29 (16) марта 1903 года
Пятница, 14 марта. Несомненно, что мы уже дошли до такого момента, когда люди, как будто утрачивают понимания предела, далее которогопрежде считалось нравственно недозволительно идти... Прежде мы жили в известной дисциплине, при которой иное неделалось потому, что запрещали сие закон и полиция, а иное не делалось, потому, что запрещали сие чувство приличия,чувство нравственное; теперь эти два двигателя стали почти бессильны. ... Недавно была неделя, когда циничный замысел художника изобразить графа Толстого интересным в пикантном виде, раздетымдо рубахи старика, увенчался блестящим успехом и привлекал тысячи людей любоваться этим зрелищем поругания приличия иэстетики. Это была неделя оголенного Толстого, принесшая очень много облагораживающего в облюбовавшие его души... Князь В.П.Мещерский
Московский листок - 16 (03) апреля 1903 года- 2 апреля в камере мирового судьи 2-го участка разбиралось дело по обвинению киевского мещ. Любошица, написавшего накартине художника Бунина слово "мерзость". Дело привлекло массу публики, среди которой было немало художников. СамогоЛюбошица на Суде не было. ... Мировой судья, признав Любошица виновным по ст. 14 и 38 стт. уст. о нак., заочным решением приговорил его к аресту на 6 дней без замены штрафом.
Новое время - 07 мая (24 апреля) 1903 года
В Ясной Поляне:
<...> Льва Николаевича в его деревенском уединении так мало интересуют пресловутые "злобы дня", которыми дышит город.Положим, он все знает, за всем следит, все читает. Спросишь его о чем ни будь, и на все получаешь спокойный ответ.Даже такие вопросы, которые казалось бы касались лично его, не вызывают в нем ни малейшего волнения.- Видали вы картину Бунина? - спросил я.- Видал на снимке.- Ну, что скажите?- Ничего. Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему...<...>
Лев Толстой 1903 г.
Петербургская газета - 16 (03) марта 1912 года
Умер художник Н.Н.Бунин, бывший офицер л.-гв. егерского полка. Если не ошибаюсь, только в феврале месяце исполнилось 25-летие его художественной деятельности, почему-то прошедшее как-то незаметно. Покойный каждый год принимал участие в художественных выставках, где выставлял то жанры, то батальные, то охотничьи мотивы. Сильно нашумела его картина «Рыболовы», проявившаяся несколько лет тому назад у «петербуржцев»! Это была собственно карикатура на Толстого, Чехова и Репина, представленных в виде рыболовов, стоящих по колено в воде. Кто-то из толстовцев был настолько возмущен этой вещью, что облил ее каким-то ядовитым веществом, и картинупришлось убрать с выставки. Н.Н.Бунин был несомненно талантливым человеком, но эта история повредила его художественной репутации.
Источник: starosti.ru
ngasanova.livejournal.com
ИЛЛЮСТРАЦИИ. Бунин. Жизнеописание
Алексей Николаевич Бунин, отец писателя.
Людмила Александровна Бунина, мать писателя.
Дом, где родился Бунин. Воронеж.
Юлий Алексеевич Бунин, брат писателя.
Мария Алексеевна Бунина, сестра писателя.
Герб рода Буниных.
Ю. А. Бунин, М. А. Бунина; стоят: Е. А. Бунин и его жена Настасья Карловна.
И. А. Бунин. 1887 г.
Мужская гимназия. Елец.
И. А. Бунин и В. В. Пащенко. 1892 г.
Украинская народная песня «Псальма про сироту», записанная Буниным. Он цитирует ее в рассказе «Лирник Родион».
С. Н. Пушешникова, двоюродная сестра И. А. Бунина. 1870-е
Дом Пушешниковой в селе Глотове Елецкого уезда Орловской губернии.
А. Н. Цакни, первая жена Бунина. 1898 г.
Сын Бунина Николай, родившийся от брака с А. Н. Цакни.
Дом, в котором была квартира семейства Цакни и где жил Бунин после женитьбы на Анне Николаевне в 1898 г. Одесса.
В. Н. Бунина. 1907 г.
И. А. Бунин и В. Н. Муромцева-Бунина. Фотографию Бунин надписал: «Весна 1907 г. Первое путешествие в Сирию, Палестину».
Личные вещи Бунина: карта Восточной Азии, путеводители, кожаный бумажник, пробковая шляпа, янтарные и кипарисовые четки — были привезены им из путешествий по Востоку. Орел. Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина.
А. П. Чехов. Фотография с дарственной надписью: «Милому Ивану Алексеевичу Бунину от коллеги. Антон Чехов. 1901. II. 19».
Участники литературно-музыкальных «сред». Слева направо: сидят Л. Андреев, Ф. Шаляпин, И. Бунин, Н. Телешов, Е. Чириков; стоят С. Скиталец, М. Горький.
Ф. И. Шаляпин. Фотография с надписью: «Милый Ваня! Мой Бог свободен от цензуры и я ликую! Бунину. Тебя любящий Федор Шаляпин. 30/Х 902».
Гостиница «Лоскутная» в Москве, где нередко останавливался Бунин.
Дом на Поварской улице в Москве, где в квартире у родителей Веры Николаевны жил Бунин в 1917–1918 гг. и писал «Окаянные дни».
И. А. Бунин на Цейлоне. Март 1911 г.
Жестяная коробка с табаком, курительная бумага, мундштук, трубка И. А. Бунина.
Орел. Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина.
Стихотворение И. А. Бунина «Война» с его правкой. 1915 г.
Большая Московская гостиница. Здесь жили А. Чехов, Ф. Шаляпин, И. Бунин. Здание не сохранилось.
И. А. Бунин. Около 1910 г.
И. А. Бунин. 1930-е гг.
Грасс. Вилла «Бельведер», где Бунин жил в 1923–1939 гг. и написал почти все свои произведения в эмиграции.
И. А. Бунин и Г. Н. Кузнецова. Надпись на фото Кузнецовой: «Первый раз в Грассе. 1926 г.».
В. Н. Бунина. На обороте надпись Бунина: «В. Н. Бунина, начало 1927 г. Париж».
И. А. Бунин. 1930-е гг.
И. А. Бунин. Париж, 1925 г.
И. А. Бунин в грасском саду. 1930–1931 гг.
Слева направо: И. А. Бунин, Г. Н. Кузнецова, В. Н. Бунина, Л. Ф. Зуров. Надпись на фотографии Веры Николаевны: «После завтрака за кофе 17 сент. 1934». Париж.
М. С. Цетлин. Портрет работы В. Серова. 1910 г.
Дом на улице Оффенбаха в Париже, где Бунины жили с 1920 по 1953 г.
Фотография с надписью Г. Н. Кузнецовой: «Бунин и Алданов в Ницце, 1928 (или 1929 г.)».
Книги И. А. Бунина, изданные в эмиграции.
Г. Н. Кузнецова, И. А. Бунин, В. Н. Бунина. Грасс, август 1927 г.
Г. Н. Кузнецова. Париж, 1934 г.
И. А. Бунин. Надпись Ивана Алексеевича: «Cannes, порт, 1934».
3. Н. Гиппиус.
Д. С. Мережковский.
Грасс. Вилла «Жаннет». Здесь Бунины жили с 1939 по 1945 г.
Л. Н. Толстой. Портрет работы Л. Л. Толстого. Париж, 1933 г.
И. А. Бунин (в центре) на вокзале в Стокгольме. 1933 г.
Король Швеции Густав V вручает Бунину диплом нобелевского лауреата и золотую медаль. Стокгольм, 1933 г.
Слева направо: Г. Н. Кузнецова, И. Троцкий, В. Н. Бунина, А. Седых, И. А. Бунин, «Лючия». Стокгольм, 1933 г.
Церемония вручения Нобелевской премии. И. А. Бунин в первом ряду крайний справа. Стокгольм, 1933 г.
Серебряные поднос и солонка, преподнесенные И. А. Бунину с хлебом-солью русскими в Стокгольме. Орел. Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина.
Письменный стол и кресло И. А. Бунина из его парижского кабинета. Орел. Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина.
Дарственная надпись В. Н. Буниной А. К. Бабореко на книге Бунина «Жизнь Арсеньева».
И. А. Бунин. Париж, 1948 г.
«Темные аллеи» с надписью И. А. Бунина.
Могила И. А. Бунина на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Часовня на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, сооруженная по проекту Александра Бенуа.
И. А. Бунин. Париж, 5 июля 1948 г.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
Иллюстрации Верейского к рассказам Ивана Бунина.
Иллюстрации Верейского к рассказам Ивана Бунина. Посередине : художник В.И. Росинский, И.А. Бунин, 1915, картон, пастель.
Текст и фото: Владимир Черномашенцев, корр. Нового форума изобразительного искусства www.HalloArt.ru
Иллюстрации Верейского к рассказам Ивана Бунина.Репортаж из Литературного Музея.В Государственном Литературном Музее (Москва, Трубниковский пер., 17) недавно проходила выставка, посвященная Ивану Бунину. Думаю, что акварели художника О.Г. Верейского будут украшением этого журнала:
О.Г. Верейский, илл. к рассказу "Далекое", 1978, бумага, акварель.
О.Г. Верейский, илл. к рассказу "Руся", 1972, бумага, акварель.
О.Г. Верейский, На охоте (илл. к рассказу "Антоновские яблоки"), 1972, бумага, акварель.
О.Г. Верейский, илл. к рассказу "Натали", 1972, бумага, акварель.
О.Г. Верейский, илл. к рассказу "Грамматика любви", 1972, бумага, акварель.
На Новом форуме изобразительного искусства HalloArt.ru вы сможете увидеть другие иллюстрации О.Г. Верейского на фотографиях высокого разрешения.
ru-illustrators.livejournal.com
Последний русский классик. - whoiskto
© предоставелно Государственным Литературным музеем
На фото: Иван Бунин. 1937 год.22 октября исполняется 140 лет со дня рожденияИвана Алексеевича Бунина - писателя, поэта, которого называют"последним классиком русской литературы".
© предоставлено Государственным Литературным музеем
"Пpозаизм, точность, кpасота языка доведены до пpедела. Едва ли найдется еще поэт, у котоpого слог был бы так неукpашен, будничен, как здесь; на пpотяжении десятков стpаниц вы не найдете ни одного эпитета, ни обного сpавнения, ни одной метафоpы... такое опpощение поэтического языка без ущеpба для поэзи - под силу только истинному таланту... В отношении живописной точности Бунин не имеет сопеpников сpеди pусских поэтов ", - так отзывался о творчестве писателя рецензент жуpнала "Вестник Евpопы".
На фото: Иван Бунин. 1928 год.
Бунин родился в обедневшей дворянской семье в Воронеже, но большую часть детства и ранней юности он провел в Елецком уезде Орловской губернии. Писатель вспоминал, что его детство прошло "в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы". Его детские впечатления были связаны "с полем, с мужицкими избами".
© предоставлено Государственным Литературным музеем
Бунин начал писать стихи в семь лет, подражая Пушкину, Лермонтову и Надсону. Его первое стихотворение ("Над могилой Надсона") было напечатано, когда Бунину было 17, а спустя четыре года в свет вышел его первый поэтический сборник.
На фото: Иван Бунин. 1891 год.
В 1892-1894 годах стихотворения и рассказы Бунина начинают печататься в столичных изданиях: газете "Киевлянин", в "толстых" журналах - "Вестник Европы", "Мир Божий", "Русское богатство". Бунин начал сотрудничать с московским объединением "Среда" и стал его активным участником, нередко выступая в защиту реализма против декаданса.
На фото: групповой фотоснимок участников литературного объединения "Среды". Первый ряд (слева направо) - Леонид Андреев, Федор Шаляпин, Иван Бунин, Николай Телешов, Константин Пятницкий. Второй ряд - Скиталец (С. Г. Петров), Максим Горький. 1902 год.
В конце 90-х писатель сблизался с Максимом Горьким, который привлек его к работе в журнале "Знание". Позже, в 1902 году, в издательстве Горького начало выходить отдельными нумерованными томами собрание сочинений Бунина, он много и охотно печатался в горьковских изданиях. Появлением повести "Деревня", которая принесла Бунину настоящую известность, он также частично обязан Горькому.
На фото: Максим Горький, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешев, И. Бунин в Ялте. 1900 год. Еще до эмиграции Бунин много путешествовал и как-то заметил, что взгляд на pусскую деpевню выpаботался у него отчасти "после pезкой загpаничной оплеухи". По пpизнанию Бунина, относительно стpанствий у него даже сложилась "некотоpая философия".
В 1900-1904 годах Бунин побывал в Германии, Франции, Италии, в период 1907-1910 годов путешествовал по Египту, Сирии, Палестине, Цейлону, жил на острове Капри, где он часто встречался с Горьким. Позже, после Октябрьской революции, которую Бунин назвал "кровавым безумьем" и "повальным сумасшествием" и отношение к которой так ярко выразил в "Окаянных днях", их пути разошлись.
"Эмиграция сделала Бунина своим любимцем", - так однажды отозвался о писателе Ходасевич. Уезжая во Франицию со своей второй женой, Верой Николаевной, Бунин не собирался покидать родину навсегда, и, каким бы неприязненным не было отношение Бунина к советской власти, окончательное решение не возвращаться в Россиию было принято только тогда, когда Бунин узнал о травле Ахматовой и Зощенко.
Бунин был женат дважды. На дочери одесского грека, редактора и издателя "Южного обозрения" Николая Цакни Анне Бунин женился в 1898 году. Но их отношения сложились неудачно и длились всего около двух лет. В 1905 году умер их сын Коля.
На фото: Анна Цакни.
Со своей второй женой, Верой Николаевной Муромцевой, Бунин познакомился в 1906 году в Москве, но пожениться они смогли только в 1922 году во Франции - Анна Цакни дого не давала Бунину развода. Вера Николаевна Бунина оставила о муже замечательные литературные воспоминания - "Жизнь Бунина", "Беседы с памятью". На фото: Вера Бунина.
В 1933 году Ивану Бунину была присуждена Нобелевская премия - "за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер".
Всю Вторую мировую войну Бунины провели на юге Франции, вилле "Жаннет" в Грассе, сопереживая Красной армии и радуясь ее победам. После разгрома Германии, в мае 1945-го, Бунины вернулись в Париж, где жили практически в нищете.
Источник - http://rian.ru/photolents/20101022/287240536.html
whoiskto.livejournal.com
Фотографии писателя | |||
Некоторые фотографии из книги:
Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. 1870-1906. Беседы с памятью.
| |||
В. Н. Бунина — гимназистка. | И. А. Бунин. 1889. | Герб рода Буниных | В. В. Пащенко |
И. А. Бунин, В. В. Пащенко. Полтава, 1892. | Ю. А. Бунин. Полтава, 1890-е годы. | А. Н. Цакни. Одесса, 1898. | И. А. Бунин, А. П. Чехов. На обороте фотографии надпись Бунина: «Чехов и я — в его кабинете, в доме в Аутке, на окраине Ялты. Я, как это часто бывало что-то рассказываю, играя пьяного». |
Слева направо: стоят — С. Г. Скиталец, А. М. Горький; сидят — Л. Н. Андреев, Ф. И. Шаляпин, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов, Е. Н. Чириков. Москва, 1902. | И. А. Бунин в Константинополе. Апрель 1903. | И. А. Бунин с суданскими неграми. 1903. На обороте фотографии подпись: «Ив. Бунин».
| В. Н. Бунина. Москва, 1907. |
В. Н. Бунина. 1907. | И. А. Бунин, В. Н. Бунина. Фотография с надписью Бунина: «Весна 1907 г. первое путешествие в Сирию, Палестину». | И. А. Бунин. Коломбо, март 1911. | И. А. Бунин. Фотография его с надписью: «6.III.1915». |
И. А. Бунин. Портрет работы Е. И. Буковецкого. Одесса, 1919. | И. А. Бунин. Париж, июль 1920. | Портрет Бунина с надписью под фотографией: «Дорогой Марии Самойловне <Цетлин> от соэмигранта. Ив. Бунин. Париж, 1922 г.» | И. А. Бунин. Париж, 1921. Портрет работы Л. С. Бакста. |
Фотография с надписью Бунина: «С. В. Рахманинов и И. А. Бунин. Лето 1926 г. Cannes, A<lpes> M<aritimes>». | Фотография с надписью Бунина: «Ирина и Таня, С. В. Рахманинова, и И. А. Бунин. Сентябрь 1926 г. на пляже под Cannes». | Вилла «Бельведер», Грасс, 1926. И. А. Бунин, В. Н. Бунина в окне рабочего кабинета Ивана Алексеевича. | И. А. Бунин, Б. К. Зайцев, С. С. Юшкевич. Надпись рукой Бунина: «Бунин, Зайцев, Юшкевичъ. Лето 1927 г. Juan-les-Pins. A<lpes> M<aritimes>». |
В. Н. Бунина, 1928. Подпись под портретом — автограф Бунина. | И. А. Бунин, Грасс. 1928. | И. А. Бунин, М. А. Алданов. Ницца, 1928 или 1929. | И. А. Бунин, В. Н. Бунина. 29 июля 1930. |
Г. Н. Кузнецова (стоит), И. А. Бунин, В. Н. Бунина, Л. Ф. Зуров и др. | Слева направо: Ф. А. Степун, И. И. Бунаков (Фондаминский), И. А. Бунин, И. П. Демидов. Грасс, 20 апреля 1931. | И. А. Бунин, В. Н. Бунина. Грасс. | И. А. Бунин. Грасс, 1930-е годы. |
И. А. Бунин, В. Н. Бунина. Фотография с надписью Веры Николаевны: «В саду 1 дек. 1931». Грасс. | И. А. Бунин в Стокгольме на вокзале. 1933. | И. А. Бунин (в первом ряду крайний справа) среди нобелевских лауреатов. | Шведский король Густав V вручает Бунину диплом нобелевского лауреата и золотую медаль. Стокгольм, 1933. |
Фотография с надписью Бунина на паспарту: «В. Н. Бунина. Стокгольм, декабрь 1933 г.». | Слева направо: Г. Н. Кузнецова, И. Троцкий, В. Н. Бунина, Андрей Седых, И. А. Бунин, «Лючия». Стокгольм, 1933. | И. А. Бунин. Канн, порт, 1934. | Чествование Сергея Лифаря у «Корнилова» в день закрытия Пушкинской выставки в Париже (1937), устроенной С. Лифарем. Говорит от имени Пушкинского Комитета Иван Бунин. |
И. А. Бунин и Ольга Жирова. Бунин писал ей письма в стихах; она называла его Ваней. Дача La Dominante, 1938. | И. А. Бунин. Он подарил эту фотографию поэту Александру Гингеру и отозвался шуточными стихами на то, что тот носил бороду. Париж, 1947—1948. | В. Н. Бунина | И. А. Бунин. Париж, 5 июля 1948. |
Могила И. А. Бунина и В. Н. Буниной (склеп) в Сент-Женьев-де-Буа, под Парижем. |
|
|
|
buninmuseum.narod.ru
Иван Бунин в иллюстрациях О.Г. Верейского
Иллюстрации Верейского к рассказам Ивана Бунина. Посередине : художник В.И. Росинский, И.А. Бунин, 1915, картон, пастель.
Владимир Черномашенцев, корр. Нового форума изобразительного искусства www.HalloArt.ru
Иллюстрации Верейского к рассказам Ивана Бунина.Репортаж из Литературного Музея.Сейчас в Государственном Литературном Музее (Москва, Трубниковский пер., 17) проходит выставка, посвященная Ивану Бунину. Параллельно с ней недавно открылась выставка художника Бориса Кочейшвили "Персоны и отражения". Я был приглашен на вернисаж, а потому имел возможность посмотреть экспозицию, расположенную в соседнем зале. Думаю, что акварели художника О.Г. Верейского будут украшением этого журнала.
О.Г. Верейский, илл. к рассказу "Далекое", 1978, бумага, акварель.
Смотреть дальше:
О.Г. Верейский, илл. к рассказу "Руся", 1972, бумага, акварель.
О.Г. Верейский, На охоте (илл. к рассказу "Антоновские яблоки"), 1972, бумага, акварель.
О.Г. Верейский, илл. к рассказу "Натали", 1972, бумага, акварель. О.Г. Верейский, илл. к рассказу "Грамматика любви", 1972, бумага, акварель.
На Новом форуме изобразительного искусства HalloArt.ru вы сможете увидеть другие иллюстрации О.Г. Верейского на фотографиях высокого разрешения.
ru-book-illustr.livejournal.com