Аллея королев. Королевы-феминистки ренессанса. Картина королевы


Фаворитки и любовницы французских королей

Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, – портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь, самый загадочный жест, самые изящные стихи, самый выигрышный ракурс, самые интеллектуальные занятия -- кто победительницы в этих номинациях?

Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII – того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума – восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, – крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась – подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину.

Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной – однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж

Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего – прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль – но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой – ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы.

Сохранилось несколько портретов Габриэль – на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо – возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.Вустерский музей искусств, Массачусетс

Последний из династии Валуа – Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности – в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции – Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов.

Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине – дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц – и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия – любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур "нежными" отношениями Гортензии с подругами.

Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута – обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен

У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц – и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое.

Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели – знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов – королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, – для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи – дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку».

Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV – правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748–1755 гг. Лувр, Париж

Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции – государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи.

Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда – она слишком уважала себя.

***

shakko-kitsune.livejournal.com

Аллея королев. Королевы-феминистки ренессанса: lenarudenko

Продолжаю королевские истории Аллеи королев в Париже. Нелегко приходилось дамам королевской крови во Франции, закон запрещал принцессам унаследовать корону. Королевами-наследницами становились только принцессы маленьких государств, которые вскоре поглотила Франция. Начались новые "игры престолов".

Эпоха средневековья отступала, времена менялись, королевы французского ренессанса добились своего права на власть. Другие королевы отстаивали свои права в литературе.

Анна де Божё, регент ФранцииAnne de Beaujeu (1460–1522)

Принцесса Анна правила Францией как регент при своем малолетнем брате Карле VIII. Анна была любимицей своего отца - короля Людовика XI, который считал свою дочь самой разумной дамой во Франции. Еще при жизни король доверил Анне опеку над младшим братом. «Это самая разумная женщина во Франции, и я не знаю никого, кто бы превосходил ее умом» - говорил король о дочери.

Есть легенда, что принцесса была влюблена в своего политического противника Людовика Орлеанского, пользующегося репутацией распутника, который "уложил в постель всех дам при дворе".

«Людовик, герцог Орлеанский, имел несчастье понравиться Анне Французской, дочери Людовика XI. Я говорю несчастье, потому что эта принцесса оказалась отчасти причиной всех невзгод его жизни. Она призналась ему в своих чувствах. И хотя герцог отвечал на это скорее с почтительностью, нежели с нежностью, она толковала это так, как ей хотелось, и верила в то, что любима, потому что считала, что заслуживает этого».

«Если бы Людовик Орлеанский хоть немного откликнулся на любовь м-м де Боже, он бы имел от этого немалую выгоду; она была очень влюблена в него, об этом мне сказал хорошо осведомленный человек» - писал хронист Брантом.

Действия Людовика Орлеанского остудили романтизм принцессы. Людовик попытался похить ее брата-короля, желая отобрать права регентства у принцессы. Анна дала отпор вероломному герцогу, собрав армию верных вассалов.

Союзником Анны в политике стал ее муж - Пьер де Божё герцог де Бурбон. Когда они поженились, принцу было 34 года, а принцессе 12 лет.

Молодой король Карл VIII прислушивался к советам родственников. Однако женился по своей воле на герцогине Бретани - Анне Бретонской, которая тоже проявила свой характер, заявив о своих правах. Две Анны вели холодную войну за влияние в королевстве. Анна-младшая проигрывала Анне-старшей. Отправляясь на войну, король сделал регентом на время своего отсутствия не жену, а старшую сестру.

Людовик Орлеанский дождался короны, король Карл VIII умер молодым, и Людовик стал законным наследником престола. Своих давних врагов - Анну и ее супруга Людовик не преследовал. «Король Франции, забыл обиды герцога Орлеанского» - говорил он.

Анна-младшая в итоге обыграла свою соперницу. Получив корону, Людовик решил выгодно жениться, чего и требовал закон - если король не оставит наследников - Анна должна стать женой его преемника. Так велел ее первый покойный муж Карл. Далее история Анны Бретонской.

Анна Бретонская, королева ФранцииAnne de Bretagne (1477–1514)

Как я уже писала выше, Анна Бретонская герцогиня Бретани стала супругой французского короля, Карла VIII. Этот брак дорого дался Франции. Невесту королю пришлось добыть с боем и оккупацией. Принцессу взяли в плен. Поначалу Анна сопротивлялась замужеству, выражая отвращение к жениху, она приказала поставить во дворце две кровати.

потом, получив корону Франции, Анна смягчилась.Хронисты так описывали внешность королевы: "Королеве семнадцать лет, она небольшого роста, тонка и заметно хромает на одну ногу, хотя и носит обувь на высоком каблуке, чтобы скрыть недостаток. У неё хороший цвет лица, и она весьма миловидна. Острота ума примечательна для её возраста, и стоит ей решить что-нибудь сделать, она стремится этого добиться любым способом и любой ценой".

Анна Бретонская получает свой заказ - книгу «О знаменитых женщинах»

После смерти Карла VIII, Анна вернулась в родную Бретань, сожалея, что отдала вольные земли предков под власть французской короны. Укрепив родные владения, Анна приняла предложение короля Людовика XII и стала его супругой.На свадьбе королева была в белом, возможно, именно она ввела моду на белый подвенечный наряд.

Родную Бретань Анна не отдавала мужу-королю, именуя себя герцогиней Бретани, а король был герцог-консорт.

у знаменитого Леонардо королева заказала свой портрет в образе Святой Анны

После смерти королевы, ее сердце было помещено в сосуд с надписью:«В этом маленьком сосуде из чистого золота Покоится величайшее сердце, которого ни у какой дамы на свете не бывало; Её имя было Анна, дважды королева во Франции, Герцогиня бретонцев, царственная и самовластная».

Маргарита Ангулемская, королева НаваррыMarguerite d'Angoulême (1492–1549)

Не все королевы воевали за власть.

Маргарита Ангулемская - сестра французского короля Франциска I, которая прославилась как писатель и покровитель литературы. Первым супругом Маргариты был принц Карл Алансонский, после его смерти принцесса стала женой короля Наварры Генриха II.

Маргарита писала серьезные философские труды на тему гуманизма, характерную для эпохи ренессанса. Однако прославил королеву сборник фривольных рассказов "Гептамерон" («Heptaméron»), что означает - "Семидневник". Королева взялась за работу над своими рассказами под впечатлением от "Декамерона" Бокаччо.

Сборник рассказов состоит из историй, рассказанных путниками, которые застряли в дороге из-за нападения разбойников и природных катаклизмов. Основные темы - "какие проделки совершали женщины, чтобы обмануть мужчин, и мужчины, чтобы обмануть женщин" Королева утверждала, что все истории и персонажи ее рассказов - реальны. Среди героинь появляется и она сама.

По воспоминаниям хрониста:«Она сочиняла свои новеллы, или большинство из них, путешествуя по своим землям в носилках, так как у неё было много дел, хотя она и удалилась от света. Мне рассказывала об этом бабушка; она, будучи придворной дамой, постоянно находилась в носилках рядом с королевой и держала её чернильницу; королева писала так легко и быстро, как будто ей диктовали эти новеллы»

Портрет королевы на обложке ее книги "Гептамерон"

Например, история мсье Борне, которую позаимствовал Бомарше для своей "Свадьбы Фигаро". Только в истории Борне все закончилось не так удачно для неверного мужа. Мсье Борне волочился за служанкой свой жены. Прознав про это, супруга попросила служанку назначить ему свидание в темной комнате. Вместо служанки на свидание пришла сама госпожа. Борне, уверенный, что развлекся со служанкой, после себя отправил к ней на свидание своего друга. Проворный товарищ после ночи любви снял с пальца дамы обручальное кольцо.

Утром жена отругала Борне, который в темноте может даже «козу в чепчике принять за красивейшую девушку на свете». Перепуганный супруг понял, что сам сделал себя рогоносцем, отправив товарища на свидание к своей жене. Борне, боясь позора, просил друга сохранить всё в тайне, что оказалось невозможно. Вскоре все потешались над неудачником-мужем.

Иллюстрация к "Гептамерону"

Рассказы королевы были изданы только спустя девять лет после ее смерти. Книга называлась «Истории счастливых любовников» («L’histoire des amants fortunés»). Многие моменты, несовместимые с королевской честью, не вошли в издание. Полная авторская версия без цензуры появилась только в середине 19 века.

Оглавление блогаМой паблик вконтактеМой facebook, Мой instagrame_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще - Мои мистико-приключенческие детективы

lenarudenko.livejournal.com

Картина Томаса Джонса Баркера "Тайна величия Англии" - отчет

Мы продолжаем наш рассказ о выставке «От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания национальной портретной галереи», проходящей в Государственной Третьяковской галерее, где Британия в лицах предстает перед вами. Сегодня мы хотим уделить внимание портрету "Тайна величия Англии (Королева Виктория вручает Библию в зале аудиенций Виндзорского замка)".

Томас Джонс Баркер. Тайна величия Англии (Королева Виктория вручает Библию в зале аудиенций Виндзорского замка).Около 1863 года. Холст, масло.

Сюжетом для картины Баркера послужило известное, но не имеющее под собой исторической основы предание, ходившее в 1850-х годах. Оно гласило: когда кто-то из иноземных гостей спросил королеву Викторию, каким образом Великобритания добилась такой степени могущества в мире, королева якобы ответила, что залогом достижений служит вовсе не военная или экономическая мощь. Протянув чужеземцу экземпляр Библии, монархиня якобы произнесла: «Передайте вашему государю, что тайна величия Англии кроется в этом». Таким образом полотно символически изображает евангельские основы Британской империи, нежели реальное историческое событие.

Томас Джонс Баркер. Фрагмент. Тайна величия Англии (Королева Виктория вручает Библию в зале аудиенций Виндзорского замка).Около 1863 года. Холст, масло.

Это ещё один портрет, позволяющий нам вблизи рассмотреть удивительные детали, великолепные украшения и прекрасное платье королевы, именем которой названа целая эпоха в истории Британии.Виктория (англ. Victoria, имя при крещении Александрина Виктория, англ. Alexandrina Victoria; 24 мая 1819 — 22 января 1901) — королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии с 20 июня 1837 года и до смерти. Императрица Индии с 1 мая 1876 года (провозглашение в Индии — 1 января 1877 года). Виктория была дочерью Эдуарда, герцога Кентского, четвёртого сына Георга III. Оба они умерли в 1820 году, и Виктория выросла под контролем матери-немки Виктории Саксен-Кобург-Заальфельдской. Она унаследовала престол в 18 лет, так как все три старших брата её отца умерли, не оставив легитимных детей. К этому времени Соединённое королевство представляло сложившуюся конституционную монархию, где король практически не имел политической силы. Виктория пыталась влиять на политику правительства и назначения министров. Для народа она стала национальной иконой и считалась человеком строгой морали.Томас Джонс Баркер. Фрагмент. Тайна величия Англии (Королева Виктория вручает Библию в зале аудиенций Виндзорского замка).Около 1863 года. Холст, масло.Одна из интересных деталей, сразу же привлекающих внимание, когда вы расматриваете этот портрет - браслет на руке королевы. Увы, в описании портрета нет информации, чей профиль изображён на миниатюре. А ведь это очень интересный момент. Мы пока не смогли найти эту информацию. Возможно, нам сможет подсказать кто-то из наших читателей.

Томас Джонс Баркер. Фрагмент. Тайна величия Англии (Королева Виктория вручает Библию в зале аудиенций Виндзорского замка).Около 1863 года. Холст, масло.

Хотя сцена на картине и придумана живописцем, однако в ней присутсвуют реальные исторические персонажи. На картине королева Виктория (1819-1901) принимает посла из Восточной Африки, которому она вручает превосходный экземпляр Библии. Здесь присутсвует принц-консорт Альберт (1819-1861), он стоит за спиной королевы и два политических деятеля: министр иностранных дел лорд Джон Расслел (1792-1878) и премьер-министр лорд Палмерстон. Портрет последнего также можно увидеть на выставке.

Томас Джонс Баркер. Фрагмент. Лорд Джон Рассел (слева) и лорд Палмерстон (справа).Тайна величия Англии (Королева Виктория вручает Библию в зале аудиенций Виндзорского замка).Около 1863 года. Холст, масло.

В последних исследованиях появилось предположение, что прототипом посланника на картине послужил Али ибн Наср, губернатор Момбасы, присутствовавший на коронации Виктории в 1833 году и еще раз побывавший в Великобритании в 1842 вместе с молодым переводчиком Мохаммедом ибн Хамисом. Хотя полотно нельзя назвать портретом в полном смысле этого слова, костюм посланника весьма похож на те, что носили омманские правители Восточной Африки.

Томас Джонс Баркер. Фрагмент. Тайна величия Англии (Королева Виктория вручает Библию в зале аудиенций Виндзорского замка).Около 1863 года. Холст, масло.

Посол, это ещё один человек, чьё изображение интересно рассматривать в деталях. Его яркий, красочный костюм, броские и боатые украшения. И то выражение лица, с которым он смотрит на протягиваемую ему книгу - восторженное, заворожённое.

Томас Джонс Баркер. Фрагмент. Тайна величия Англии (Королева Виктория вручает Библию в зале аудиенций Виндзорского замка).Около 1863 года. Холст, масло.

Томас Джонс Баркер. Фрагмент. Тайна величия Англии (Королева Виктория вручает Библию в зале аудиенций Виндзорского замка).Около 1863 года. Холст, масло.

А вот и Библия, которая вручается посланнику. Но мы хотим привлечь ваше внимание ещё и к количеству колец на пальцах героев сюжета.Томас Джонс Баркер. Фрагмент. Тайна величия Англии (Королева Виктория вручает Библию в зале аудиенций Виндзорского замка).

Около 1863 года. Холст, масло.

Ну и напоследок серьги королевы.

Томас Джонс Баркер. Фрагмент. Тайна величия Англии (Королева Виктория вручает Библию в зале аудиенций Виндзорского замка).Около 1863 года. Холст, масло.

Это и другие полотна ждут с вами встречи в залах Третьяковской галереи. Эта выставка отностися к тем, которые обязательно стоит посетить. Каждый найдёт тут для себя множество интересного, портреты великих людей, коронованных особ, писателей и художников. Каждый снабжён подробным описанием, с интересными деталями. Данная выставка, это ещё и свидание с теми, кого мы знаем с самого дества, о ком не раз слашали, чьи книги читали. И вот теперь можем увидеть.

Выставка продлится до 24 июля 2016 года. В Инженерном корпусе.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)выходной - понедельникЦена билета: взрослый - 400 руб., льготрый - 150 руб. Подробнее тут.Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.Каждую среду вход на выставку для индивидуальных посетителей бесплатный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

mayak-parnasa.livejournal.com

Королевы Испании (с 1526г по 2011г), портреты и краткие очерки

Ах, эти прекрасные испанки!... Начну со времен Карла V Габсбурга (в Испании - Карл I), так как фактически Испания впервые объединилась именно под рукой Карла. Изабелла Португальская (1503—1539) Супруга императора Карла V (в Испании - Карл I), старшая дочь короля Португалии Мануэла I и его второй жены Марии, инфанты Кастилии и Арагона. Муж, Карл, приходился ей кузеном. Несмотря на то, что это был политический союз, оказалось, что это брак по любви. Изабелла была знаменита своим умом и красотой. Умерла 1 мая 1539 года в Толедо, после рождения пятого ребёнка, от гриппа или пневмонии. (портрет работы Тициана) Елизавета Валуа (Изабелла, фр. Elisabeth, исп. Isabel, 1545—1568) Старшая дочь короля Франции Генриха II из династии Валуа и его супруги Екатерины Медичи, третья жена короля Испании Филиппа II. Первые две жены скончалась раньше вступления Филиппа на престол. Елизавете было всего 15 лет, когда она вышла замуж, все современники восхищались её красотой. Темным цветом своих глаз и волос, благородной формой лица, изящной фигурой, белокожим лицом, элегантными манерами и модным гардеробом она покорила своего супруга, придворных и весь испанский народ. Елизавета была беременна пять раз, но выжил только две её дочери. При очередной беременности осенью 1568 года, у неё начались преждевременные роды, и она и ребенок погибли. (портрет работы Хуана Пантохи де ла Круса) Анна Австрийская (1549—1580) Четвёртая жена короля Испании Филиппа II, старшая дочью императора Максимилиана II и его жены Марии Испанской, дочери императора Карла V. Доводилась мужу племянницей, её мать была родной сестрой короля Испании. Из пяти рождённых ею детей только четвёртый, Филипп, дожил до совершеннолетия и стал впоследствии королем Испании Филиппом III. Заразилась гриппом и умерла в возрасте тридцати лет. (портрет кисти Джузеппе Арчимбольди) Маргарита Австрийская (1584—1611) Австрийская эрцгерцогиня, с 1599 королева-консорт Испании, жена Филиппа III. В 1599 году она вышла замуж за короля Испании Филиппа III и родила ему восемь детей (в том числе и знаменитую Анну Австрийскую, жену короля Франции Людовика XIII). (портрет кисти Bartolomé González y Serrano) Изабелла Бурбон (фр. Élisabeth de Bourbon,1602—1644) Французская принцесса, старшая дочь Генриха IV, короля Франции и его второй жены Марии Медичи. Первая жена Филиппа IV, королева-консорт Испании и Португалии. Родила восемь детей из которых только самая младшая дочь Мария Терезия достигла совершеннолетия и стала впоследствии женой французского короля Людовика XIV. (портрет кисти Франса Поурбуса-младшего) Марианна Австрийская (нем. Maria Anna von Österreich)(1634—1696) Испанская королева-консорт, вторая жена Филиппа IV, мать Карла II, последнего испанского короля из династии Габсбургов, сестра Фердинанда IV и Леопольда I. Должна была выйти замуж за своего кузена Бальтазара Карлоса, принца Астурийского, сына Филиппа IV. Но он умер в 1646 году в возрасте 16 лет. Филипп IV остался без наследника, а Марианна без жениха. 8 ноября 1649 года Марианна выходит замуж за своего дядю, Филиппа IV. В этом браке рождается шестеро детей, однако только двое из них достигают совершеннолетия — Маргарита Тереза и наследник престола Карл II. Наследник Карл, будучи инвалидом (многократный инцест предков), мог говорить и передвигаться с большим трудом, его носили на руках до 10 лет. После смерти Филиппа IV, Марианна становится регентом при сыне Карле II. После смерти Карла II, не оставившего наследников в силу болезни, разразилась война за испанское наследство. (портрет работы Juan Bautista Martínez del Mazo) Мария Луиза Орлеанская (фр. Marie Louise d'Orléans; 1662—1689) Королева-консорт Испании, жена короля Карла II. Дочь Филиппа Орлеанского, младшего брата короля Людовика XIV, и его первой жены принцессы Генриетты Анны Стюарт, таким образом приходилась внучкой двум монархам: французскому королю Людовику XIII и королю Англии Карлу I. Муж, Карл II, как я уже писала, был инвалидом, но он до безумия влюбился в Марию Луизу, чьи красота и очаровние были общепризнаны. Стресс от невозможности забеременеть, враждебная атмосфера во дворце, постоянные мысли о семье, оставшейся во Франции привели к тому, что Мария Луиза стала очень много есть. К 26 годам королева набрала изрядный избыточный вес. 11 февраля 1689 года после прогулки верхом Мария Луиза почувствовала боль в животе. Она пролежала весь вечер в постели, а на следующий день скончалась. Наиболее правдоподобным объяснением смерти Марии Луизы является острый приступ аппендицита. (художник мне неизвестен) Мария Анна Пфальц-Нойбургская (фр. Marie Louise d'Orléans; 1667—1740) Королева-консорт Испании, вторая жена короля Карла II. Двенадцатый ребенок курфюста Пфальца Филиппа Вильгельма и его жены Елизаветы Амалии Гессен-Дармштадтской. Так как первая жена Карла II Испанского, скончалась бездетной 12 февраля 1689 года, Мария Анна была выбрана из множества кондидаток на роль второй жены монарха по причине многодетности, которой славились представители её семьи. Несмотря на горячие надежды испанцев, этот брак монарха также оставался бездетным. Слабое здоровье короля мешало сделать королеву беременной. Муж умер 1 ноября 1700 года, приемник изгнал королеву. Она долго скиталась без средств, покинутая даже родственниками, вышла замуж за Жана де Ларетеги, молодого сына изготовителя бочек. Только в 1739 ей было разрешено вернуться в Испанию, где она вскоре умерла. (художник - W. Humer) Мария Луиза Савойская (1688—1714) Герцогиня Савойская, королева-консорт Испании после брака с Филиппом V. Вторая дочь герцога Савойского Виктора-Амадея II и Анны Марии Орлеанской. Вышла замуж в 13 лет. Родила четырех сыновей. Имела большое влияние на супруга, отправляясь с армией участвовать в сражениях, Филипп V оставлял жену в качестве регентши. Умерла в возрасте 25 лет. (художник мне неизвестен) Изабелла Фарнезе, Елизавета Пармская (1692—1766) Жена короля Испании Филиппа V. Единственная дочь Одоардо Фарнезе. Вышла замуж в 1714 году. После 1724 года, когда король приблизился к безумию, Изабелла правила за него и самостоятельно направляла политику Испании. Родила семерых детей. (художник - Jean Ranc) Луиза Елизавета Орлеанская (1709-1742) Королева-консорт Испании, жена короля Луиса I. Была одной из семи дочерей Филиппа Орлеанского, регента Франции при малолетнем Людовике XV, и Франсуазы Марии, узаконенной дочери короля Людовика XIV и его фаворитки маркизы де Монтеспан. Во время временного отречения Филиппа V, её муж стал королем, но вскоре умер от оспы, не оставив наследников. Филиппа V вернулся на трон. Испанский двор не скрывал враждебного отношения к юной вдове короля, и она, по просьбе своей матери вскоре вернулась во Францию. В 1742 году, забытая всеми, бывшая королева скончалась в Люксембургском дворце. (художник - Jean Ranc) Барбара Барганса (1711—1758) Португальская инфанта, вышедшая замуж за испанского короля Фердинанда VI. Старший ребенок короля Португалии Жуана V и его жены, эрцгерцогии Марии Анны Австрийской, дочери императора Леопольда I. Большую часть жизни Барбара страдала астмой. Стойная и изящная в юности, к старости королева набрала избыточный вес. Умерла Барбара 27 августа 1758 года. Смерть королевы стала сильным ударом для Фердинанда, который так и не оправился от потери супруги; он скончался в следующем году. (художник -Domenico Dupra) Мария Амалия Саксонская (1724—1760) Немецкая принцесса из династии Веттинов, после брака с Карлом III королева-консорт Испании, Неаполя и Сицилии. Дочь курфюрста саксонского и короля польского Августа III и его жены Марии Жозефы Австрийской. Супруги любили друг друга, в семье родилось 13 детей. В возрасте 35 лет, королева умерла от туберкулеза. Карл был глубоко опечален утратой, и в будущем так и не женился. (портрет кисти Луи де Сильвестра) Мария-Луиза Пармская (1751—1819) Королева-консорт Испании и супруга короля Карла IV Испанского. Известный парк Мария Луиса в Севилье назван по ее имени. Мария-Луиза была дочерью Филиппа I, герцога Пармского и его жены принцессы Луизы-Елизаветы Французской. Муж был её двоюродным братом по отцу. Она была арестована Францией, и её муж отказался от трона Испании в 1808, под давлением Наполеона, в сначала в пользу своего сына Фердинанда VII, а потом в пользу Наполеона, который сделал испанским королем своего брата Жозефа. Родила 14 детей (говорят, нескольких не от мужа). (художник - Anton Raphael Mengs) Мари-Жюли Клари (1771—1845) Жена Жозефа Бонапарта, старшего брата Наполеона, королева-консорт Испании с 1808 по 1813 (изгнание французов). Родила троих дочерей, две из которых достигли взрослого возраста. (художник - François Pascal Simon Gérard) Мария Изабелла Португальская (1797-1818) Вторая жена короля Фердинанда VII (первая умерла до его восшествия на престол), королева-консорт Испании. Третий ребенок португальского короля Жуана VI и его жены Карлоты Жоакины Испанской. Её старшим братом был император Бразилии Педру I. Вышла замуж за своего дядю (брата её матери), короля Испании Фердинанда VII в 19 лет. 21 августа 1817 года у Марии Изабеллы родилась дочь, прожившая всего четыре месяца. Год спустя во время очередных, крайне тяжелых, родов, доктора пришли к выводу, что ребенок, все ещё находящийся во чреве матери, умер. Измученная долгими родами королева перестала дышать, чем также заставила считать себя мертвой. Доктора начали операцию кесарева сечения, чтобы извлеч плод. Внезапно королева очнулась и закричала от ужасной боли и тут же впала в забытие, на этот раз навсегда. Умерла в результате врачебной ошибки в возрасте 21 года. (Портрет кисти Винсенте Лопеса и Портанья) Мария Жозефа Амалия Саксонская (1803-1829) Жена короля Фердинанда VII, королева-консорт Испании. Она была младшей дочерью принца Максимилиана Саксонского и его первой жены принцессы Каролины Бурбон-Пармской, дочери герцога Фердинанда I Пармского. По рождению принадлежала к дому Веттинов. Имела строгие религиозные взгляды и оставалась ярой католичкой на протяжении всей своей жизни. Умерла в возрасте 25 лет не оставив детей. (Портрет кисти Франсиско Хосе Пабло Лакома) Мария Кристина Бурбон-Сицилийская (1806-1878) Принцесса обеих Сицилий, королева-консорт и четвёртая жена испанского короля Фердинанда VII, регентша Испании в 1833—40 годах (при своей дочери Изабелле II). Её отцом был Франциск I, король обеих Сицилий в 1825—30 годах, а матерью Мария Изабелла Испанская. Муж был её родным дядей. Родила двух дочерей, старшая из которых, Изабелла, впоследствии стала королевой испании. 28 декабря 1833 года, вскоре после смерти короля Фердинанда VII, Мария Кристина тайно вышла замуж за экс-сержанта королевской гвардии Агустина Фернандо Муньос-и-Санчеса), затем получившего титул герцога Риансареса. Вместе они имели семерых детей, всё же пытаясь сохранить брак в тайне. Однако скоро стало широко известно о замужестве Марии Кристины с военным низкого чина. Эти новости сделали Марию Кристину страшно непопулярной в Испании. (художник - Vicente López Portaña) Изабелла II (1830—1904) Королева Испании (с 1833, с 1837 первый конституционный монарх страны). Дочь Фердинанда VII и Марии Кристины Неаполитанской. Вступила на престол вследствие отмены её отцом салического закона. В 1846 году Изабелла вышла замуж за своего кузена инфанта Франсиско де Асиса Бурбона (1822—1902), сына Франсиско Испанского и Луизы Бурбон-Сицилийской. Родила много детей, шесть из которых выжили. Свергнута в 1868 и покинула страну. В 1870 в эмиграции отказалась от прав на престол в пользу сына, ставшего в 1874 королём как Альфонс XII. В правление сына и внука продолжала жить в Париже, где и умерла. (художник мне неизвестен) Мария Виттория даль Поццо (1847-1876) Итальянская аристократка, носила титул Принцесса делла Чистерна. Выйдя замуж за Герцога Аостского, сына короля Италии Виктора Эммануила II, она позднее стала королевой-консортом Испании и оставалась ею до отречения мужа Амадея I в 1873 году. У Марии Виттории и Амадея I было трое сыновей. (фото, дата неизвестна) Мария де лас Мерседес Орлеанская (1860—1878) Королева-консорт Испании, первая супруга короля Альфонса XII. Она родилась в Мадриде в семье Антуана Орлеанского, герцога де Монпансье и инфанты Луизы Фернанды Испанской. Свадьба состоялась 23 января 1878 года, но вскоре после медового месяца выяснилось, что королева больна туберкулёзом. Брак продлился всего шесть месяцев, в течение которых у Мерседес случился выкидыш. Королева Мерседес скончалась через два дня после своего восемнадцатилетия, не приходя в сознание. (фото, 1878г) Мария Кристина Австрийская (1858-1929) Вторая жена короля Испании Альфонса XII, после его смерти — регент Испании до рождения своего сына Альфонса XIII, а затем во время его малолетства (с 1885 по 1902 годы). В этом браке родилось трое детей. Когда король скончался от туберкулёза 25 ноября 1885 года, королева была беременна третьим ребёнком. Так как наследование короны зависело от пола этого ребёнка (если бы на свет появилась третья девочка, престол бы перешёл к старшей), престол был объявлен вакантным до родов, а королева объявлена регентшей. 17 мая 1886 года родился сын — Альфонс XIII. (художник мне неизвестен) Виктория Евгения Баттенберг (1887—1969) Принцесса из семьи Баттенберг, после замужества с королем Альфонсо XIII, королева-консорт Испании. Ее отец, принц Генрих Баттенберг, был сыном Александра Гессен-Дармштадского и его морганатической жены Юлии фон Хауке. Ее мать, принцесса Беатриса Великобританская, была дочерью королевы Виктории и ее мужа Альберта Саксен-Кобург-Готского. Правящий король Испании Хуан Карлос приходится ей внуком. После свадебной церемонии в 1906 году, когда процессия шла обратно к дворцу, на короля и его супругу было совершено покушение: анархист Матео Моррал бросил бомбу с балкона на королевскую карету. Новобрачные не пострадали. После рождения наследника Альфонсо, принца Астурийского (больного гемофилией), отношения с мужем ухудшились, король имел романы на стороне. Супруги имели семерых детей: пять сыновей (двое из них были гемофиликами) и двоих дочерей, ни одна из которых не была носительницей гена этой болезни. В 1931 году королевская семья отправилась в изгнание. (фото, дата неизвестна) Донья София Греческая и Датская (род. 2 ноября 1938) Испанская королева-консорт, супруга короля Испании Хуана Карлоса I. Родилась в Афинах в семье принца Павла Греческого и его жены (будущих короля Греции Павла I и королевы Федерики). Она является правнучкой русской княгини Ольги Константиновны, вышедшей замуж за греческого короля Георга I. Вегетарианка. У королевы Софии и короля Хуана Карлоса трое детей: инфанта Елена (р. 1963), инфанта Кристина (р. 1965), принц Астурийский Фелипе (р. 1968), наследник престола.

Её Величество Королева София Испанская (фото 2010г)

alya-1980.livejournal.com

5 знаменитых портретов Елизаветы II - Культура

5 знаменитых портретов Елизаветы II

Культура 21.04.2016

К юбилею королевы.

Британская королева Елизавета II - возможно, единственный монарх в истории, который пользуется любовью масс далеко за пределами собственной страны. Сегодня главной британке планеты исполняется 90 лет. Мы решили поздравить Ее Величество подборкой ее самых известных портретов.

В стиле поп-ап у Энди Уорхола

Andy-Warhol-Queen-Elizabeth-II-of-the-United-Kingdom-1985-queen-elizabeth-ii-33199715-1236-1536.jpg

В 1985 году Энди Уорхол создал серию работ, посвященных четырем современным королевам: Маргарете Датской, Беатрикс Нидерландской, Нтомби Твала Свазилендской и, конечно же, Елезаветы II. За основу поп-ап принта, созданного с помощью шелкографии, Уорхол использовал официальную фотографию королевы, сделанную в 1977 году по случаю 25-летия правления. 

Спокойная у Люсьена Фрейда

queenqueen.jpg

Один из самых значимых (и скандальных) портретистов современности Люсьен Фрейд написал в 2001 году совсем небольшой (23,5 x 15,2 см), но один из самых эмоциональных портретов королевы: на лице Елизаветы прочитывается сложная палитра эмоций: усталость, достоинство, величавое спокойствие. Поначалу картина должна была быть еще меньше: художник, привыкший писать лишь родственников и друзей, хотел изобразить только лицо королевы, лишив ее "опознавательных признаков", но затем решил добавить бриллиантовую диадему - пришлось увеличить высоту холста на 3,5 см.

Жизнерадостная у Майкла Леонарда

mw07338.jpg

Один из самых ярких и жизнерадостных портретов королевы в 1985-86 годах написал британец Майкл Леонард. Улыбающаяся королева в платье ярко-лимонного цвета позирует вместе с одной из своих любимиц корги. По словам художника, ему хотелось создать неформальный портрет, на котором королева была бы ближе к простой публике. Сейчас портрет хранится в лондонской Национальной галерее.

Величественная у Криса Левайна

queen-portrait-chris-levine1.jpg

Фотограф Крис Левайн сделал в 2007 году один из самых узнаваемых современных снимков королевы. Повод был довольно торжественный - отметить 800-летие подданства острова Джерси британской короне. Получился одновременно величественный и очень человечный портрет.  Позднее фотограф рассказывал The Guardian: "Я хотел, чтобы королева расслабилась, поэтому попросил ее отдыхать между кадрами. И неожиданно камера поймала ее в состоянии полного спокойствия".

Странноватая у Джорджа Кондо

Schirn_Presse_Condo_Dreams_and_Nightmares_of_the_Queen_2006_04.jpg

Пожалуй, самое неканоническое изображение Елизаветы II принадлежит арт-бунтарю Джорджу Кондо. Работа "Сны и кошмары королевы" была выставлена в 2006 году в лондонской Tate Modern и тут же вызвала у британцев негодование за несерьезную, мультяшную подачу образа королевы. Картину быстро нарекли "Королевой капустный полей" в честь серии популярных кукол Cabbage Patch Kids. А в Королевском обществе портретистов работу назвали "ошеломляюще плохой". Хорошо, что Кондо не реализовал изначальную задумку: сперва он планировал изобразить королеву полностью обнаженной.

Freud comparative.jpg Елизавета II позирует Люсьену Фрейду

www.trendspace.ru

Коллекция Ее Величества Королевы Елизаветы II

Британский королевский двор является одним из самых популярных и известных в мире. У королевской семьи миллионы почитателей, причем не только среди англичан, но и среди жителей других стран. В этом году Елизавета празднует 60-летие со дня вхождения на престол. Королева Великобритании Елизавета II находится на троне 60 лет.

"В эпоху, когда спокойная и размеренная жизнь, в отличие от экстраординарных поступков, не привлекает особого внимания, я стала всего лишь вторым сувереном, отметившим бриллиантовый юбилей", - пошутила Елизавета II. Королева заметила, что ей "посчастливилось стать свидетелем славных страниц" британской истории, и вспомнила королеву Викторию – единственного монарха, до нее отметившего бриллиантовый юбилей на британском троне. Спустя более века праправнучка Виктории отправилась в Вестминстер и выступила с речью, специально написанной для нее помощниками, а не правительством, как это было раньше.

Дата знаменательная, и в честь этого были организованы различные мероприятия. Одно из таких — выставка королевских сокровищ. Королевская коллекция является коллекция произведений искусства британской королевской семьи . Она является собственностью монарха, но находится в доверительном управлении для ее правопреемников и нации. Она содержит более 7000 картин, 40000 акварели и рисунков, около 150000 печати старых мастеров , а также исторические фотографии , гобелены, мебель, керамику, книги и другие произведения искусства. Hampton Court Palace и Виндзорский замок, обе резиденции открыты для общественности. Галерея королевы находится в Букингемском дворце в Лондоне. Существует также Галерея Королевы рядом с Дворцом Холирудхаус в Эдинбурге . Коллекция была оценена в более чем 10 млрд фунтов. 

Сокровища из дворцов королевы отражает вкусы монархов и других членов королевской семьи, которые сформировали одну из величайших в мире коллекций искусства, собранных в течение пяти веков. 

Королева Елизавета II в коронационном одеянии. Картина - Сэра Герберт Джеймс Ганна (1893-1964). Royal Collection.

Королевская семья в 1846 году.   По заказу королевы Виктории. Королевская коллекция. Картина - Франца Ксавера Винтерхальтера (1805-1873)

Это один из самых инновационных и динамических портретов эпохи Возрождения. Венецианский коллекционер Андреа Odoni (1488-1545) держит в одной руке статуэтку Дианы Эфесской, символ природы, а с другой он сжимает крест на его груди. Картина Лоренцо Лотто (1480-1556)

Кабинет Коллектор.  Королевская коллекция.  Картина Франса Francken Младшего (Антверпен 1581 - 1642)

Leonardo da Vinci (Vinci 1452-Amboise 1519)  The head of Leda

Johan Zoffany (Frankfurt 17334 - London 1810) Queen Charlotte (1744-1818) with her Two Eldest Sons

The Five Eldest Children of Charles I. Sir Anthony van Dyck (1599-1641)

Charles I (1600-1649) Sir Anthony van Dyck (1599-1641)

Coast scene with the Rape of Europa. Claude Gellée called Le Lorrain (16045-82)

Sir Peter Paul Rubens (Siegen 1577 - Antwerp 1640) Portrait of the Artist

Gold State Coach. Commissioned late in 1760 by The King’s Master of the Horse, Francis Hastings, 10th Earl of Huntingdon (1729-89) for George III for his coronation in 1762 and wedding to Princess Charlotte of Mecklenburg-Strelitz. Delivered in 1762 and first used when the king travelled to Westminster to open Parliament on 25 November 1762.

Royal Barge.The Royal barge was built in 1732 for Frederick, Prince of Wales by the shipwright John Hall to a design by the architect William Kent. 

Cameo c. 1575-85. Royal Collection © Her Majesty Queen Elizabeth II

Imperial Rome Royal Collection © Her Majesty Queen Elizabeth II

Royal Collection © Her Majesty Queen Elizabeth II. To the left, under a thatched stable roof, sits the Virgin Mary with the Christ Child on her lap; Joseph stands behind her.1700

North Italy Cameo with a bust of the warrior and hero, Hercules, cut in the roundCameo with a bust of the warrior and hero, Hercules, cut in the round. Royal Collection © Her Majesty Queen Elizabeth II

Princess Elizabeth of Hesse, later Grand Duchess Serge of Russia (1864-1918) Reginald Easton (1807-93)1868. Royal Collection © Her Majesty Queen Elizabeth II

Princess Victoria of Hesse, later Marchioness of Milford Haven (1863-1950) Reginald Easton (1807-93)Royal Collection © Her Majesty Queen Elizabeth II

Princess Helena (1846-1923), later Princess Christian of Schleswig-Holstein. Annie Dixon (1817-1901)Royal Collection © Her Majesty Queen Elizabeth II

Elizabeth I (1533-1603)

Mary Queen of Scots (1542-1587)

Всю коллекцию можно посмотреть на сайте Ее Величества Королевы Елизаветы II

http://www.royalcollection.org.uk/

via

p-i-f.livejournal.com

Портрет королевы Марии Венгерской. Описание картины Веласкеса

Веласкес Диего«Портрет королевы Марии Венгерской»музей Прадо, Мадрид

В конце 1630 года Веласкес по распоряжению короля отправился в Неаполь. Здесь художник должен был написать портрет сестры Филиппа IV Марии, готовившейся к отплытию из Неаполя для бракосочетания с венгерским королем Фердинандом.

Для портрета Марии Венгерской с фигурой во весь рост, который должен был иметь парадный характер, Веласкес написал с натуры только погрудное изображение. Отзывы придворных современников рисуют идеальный облик Марии как воплощение ангельской красоты, душевного совершенства и чарующей прелести, привлекавшей к ней сердца всех ее знавших.

Но в портрете Веласкеса дан иной образ, увиденный и разгаданный внимательным взглядом неподкупного реалиста. Лицо Марии лишено тех уродливых черт, которые присущи внешности ее братьев, и все-таки не очень красиво.

Длинный нос со свисающим вниз кончиком, кажется, почти касается верхней губы, и это, впечатление даже несколько преувеличено художником, сгустившим тень, падающую вниз от носа, и тем подчеркнувшим его длину.

Портрет королевы Марии Венгерской

Тяжеловатый габсбургский подбородок и сильно выступающая вперед нижняя губа очерчены жестко, они выдают упрямство, своеволие и, может быть, даже жестокость. То же чувствуется в разрезе больших глаз, в линии бровей, во взгляде холодном, недоброжелательном, как будто даже несколько хищном.

Вместе с тем в ее лице гораздо больше живости, энергии, активного волевого начала, чем в лицах Филиппа IV или инфанта Карлоса. По-настоящему красивы высокий, чистый лоб и густые, образующие пышную прическу из завитых прядей, рыжевато-золотистые волосы. Лицо написано очень тщательно невидимыми плотными мазками.

Световые блики, сверкающие в волосах, переданы мягко. Пышный дымчатый, сине-зеленоватый воротник и коричневое платье остались незаконченными, и их эскизная, широкая, сочная передача контрастирует с манерой, в которой написано лицо.

Вероятно, портрет во весь рост был написан Веласкесом уже после возвращения в Мадрид. Он не сохранился, но существуют его копии, позволяющие судить о характере оригинала.

Скованная жестким, скрывающим формы тела, закрытым до самого подбородка платьем, фигура кажется застывшей в своем чопорном, официальном высокомерии.

При иной внешности и ином характере модели картина близка к портретам жены Филиппа IV Изабеллы Бурбонской, написанным перед итальянской поездкой или сразу после нее. Они известны в вариантах, принадлежность которых кисти самого мастера или частична (в Художественно-историческом музее Вены), или вообще спорна.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Похожие записи

design-kmv.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта