Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. Картины больных шизофренией


Рисунки людей, страдающих шизофренией - Охотник88

О том, что психическими расстройствами страдали Ван Гог и Камилла Клодель, вспоминается легко. А кому из российских деятелей искусства был поставлен тот же печальный диагноз? Нет, это не Кандинский или Филонов, гипнотизирующие своей живописью, а художники, чьи полотна подчас были вполне реалистичны. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.

МИХАИЛ ТИХОНОВИЧ ТИХОНОВ (1789–1862)

 

 

 

 

 

 

 

Крепостной князя Голицына, благодаря художественным способностям попавший на учебу в Академию художеств. Получил вольную и в 1817 году принял участие в кругосветной экспедиции Василия Головнина на шлюпе «Камчатка», во время которой рисовал алеутов, аляскинцев и камчадалов. 

Где-то на Филиппинах бывший крепостной стал терять рассудок: сперва «начал предаваться задумчивости», потом впал в ипохондрию и, наконец, совсем сошел с ума. В 1818 году Тихонов оказался на родине, до 1822 года его поместили в городскую психиатрическую лечебницу (причем там сумасшедшего едва не окрутила ради его денег одна вдова). Следующие сорок лет на государственную пенсию за больным ухаживали в семье его друга, тоже художника: в себя он так и не пришел. Умер Тихонов от паралича, перешагнув восьмой десяток.

МИХАИЛ ТАРАСОВИЧ МАРКОВ (1799–1835)

 

 

 

 

 

 

 

Этот позабытый ныне академический живописец в 1826 году был отправлен с младшим братом Алексеем, также художником, в пенсионерскую поездку по Италии. Братья жили в Риме несколько лет, пока 30-летний Михаил не заболел тяжелым психическим расстройством и, возможно, четыре года находился в психиатрической лечебнице. Алексей ухаживал за Михаилом и на свою академическую пенсию возил его по Европе. Но через три года тот все-таки умер. После этого его младший брат вернулся в Россию, где сделал отличную карьеру, в частности расписывал Исаакиевский собор и храм Христа Спасителя.

ЯКОВ МАКСИМОВИЧ АНДРЕЕВИЧ (1801–1840)

 

 

 

 

 

 

 

Дворянин Полтавской губернии и художник-любитель, Андреевич был членом Общества соединенных славян и одним из самых активных декабристов. Во время восстания 1825 года служил при Киевском арсенале. Арестовали его в январе следующего года, и при разборе дела выяснилось, что он призывал к цареубийству, поднимал воинские части на восстание и так далее. Осудили Андреевича в числе самых опасных заговорщиков, по I разряду, приговорив к 20 годам каторжных работ. Блестящего поручика отправили в Сибирь, где со временем он сошел с ума, и через 13 лет ссылки умер в местной больнице — видимо, от цинги. Работ его сохранилось крайне мало.

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ИВАНОВ (1806–1858)

 

 

 

 

 

 

 

Будущий автор «Явления Христа народу» прибыл в Италию 24-летним молодым человеком, выигравшим пенсионерскую поездку. В этих теплых краях он остался почти на всю свою жизнь, постоянно сопротивляясь приказам о возвращении. Больше 20 лет он упорно писал свое полотно, жил замкнуто, вел себя мрачно. 

Среди русской диаспоры циркулировали слухи о его душевном нездоровье. Гоголь писал: «Угодно было некоторым провозгласить его сумасшедшим и распустить этот слух таким образом, чтобы он собственными ушами на всяком шагу мог его слышать». Друзья художника защищали его, утверждали, что это клевета. Например, граф Федор Толстой сообщал в своем рапорте, что художник Лев Киль после приезда императора в Италию «употребил все интриги, чтоб не допустить государя по мастерским наших художников, а особливо Иванова не терпит и выставляет сумасшедшим мистиком и успел уже надуть это в уши Орлова, Адлерберга и нашего посланника, с которым до гадости подличает, как везде и у всех».

Однако поведение Иванова ясно свидетельствует, что эти слухи все-таки имели под собой почву. Так, Александр Тургенев описал гнетущую сцену, когда вместе с Василием Боткиным они позвали как-то художника на обед. 

 

 

 

«— Нет-с, нет-с, — твердил он, всё более бледнея и теряясь. — Я не пойду; там меня отравят. <…> Лицо Иванова приняло странное выражение, глаза его блуждали...Мы с Боткиным переглянулись; ощущение невольного ужаса шевельнулось в нас обоих. <…>— Вы итальянцев еще не знаете; это ужасный народ-с, и на это преловкие-с. Возьмет да из-за бортища фрака — вот эдаким манером щепотку бросит... и никто не заметит! Да меня везде отравливали, куда я ни ездил».

 

Иванов явно страдал манией преследования. Биограф художника Анна Цомакион пишет, что свойственная ему и раньше мнительность постепенно разрослась до угрожающих размеров: боясь отравы, он избегал обедать не только в ресторанах, но и у знакомых. Иванов готовил себе сам, брал воду из фонтана и порой питался одним хлебом и яйцами. Частые жестокие боли в желудке, причины которых он не знал, внушали ему уверенность в том, что кому-то периодически удается подсыпать ему яд.

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ТЫРАНОВ (1808–1859)

 

 

 

 

 

 

 

Бывший иконописец, которого подобрал Венецианов и научил реалистической живописи, позже поступил в Академию художеств и получил золотую медаль. Из пенсионерской поездки в Италию он вернулся в 1843 году на грани нервного срыва, как говорят — из-за несчастной любви к итальянке-натурщице. И на следующий год попал в петербургскую психиатрическую больницу. Там его сумели привести в относительный порядок. Следующие несколько лет он провел на родине, в Бежецке, а потом снова работал в Петербурге. Скончался Тыранов от туберкулеза в 51 год.

ПИМЕН НИКИТИЧ ОРЛОВ (1812–1865)

 

 

 

 

 

 

 

Любители русского искусства XIX века помнят Пимена Орлова как неплохого портретиста, работавшего в манере Брюллова. Он успешно закончил Академию художеств и выиграл пенсионерскую поездку в Италию, куда и уехал в 1841 году. Ему неоднократно приказывали вернуться на родину, но Орлову прекрасно жилось в Риме. В 1862 году 50-летний Орлов, к тому моменту академик портретной живописи, заболел нервным расстройством. Русская миссия устроила его в лечебницу для душевнобольных в Риме. Через три года он умер в Риме.

ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СОРОКА (1823–1864)

 

 

 

 

 

 

 

Крепостной художник оказался одним из самых талантливых учеников частной школы Венецианова. Но его владелец, в отличие от хозяев многих других венециановцев, отказался дать Сороке свободу, заставлял его работать садовником и ограничивал как мог. В 1861 году художник наконец получил вольную — от Александра II Освободителя, заодно со всей страной. На воле Сорока защищал свою общину, сочиняя жалобы на бывшего барина. Во время одного из конфликтов 41-летний художник был вызван в волостное правление, которое его приговорило «за грубости и ложные слухи» к трехдневному аресту. Но по болезни Сороку отпустили. Вечером он отправился в горшечный сарай, где повесился. Как написано в протоколе — «от неумеренного пьянства и произшедшей от того грусти и с помешательством рассудка вследствие нажитого дела».

АЛЕКСЕЙ ФИЛИППОВИЧ ЧЕРНЫШЕВ (1824–1863)

 

 

 

 

 

 

 

В 29 лет этот выходец из «солдатских детей» получил Большую золотую медаль и отправился на пенсию Академии художеств в Италию. Там проявились первые симптомы его болезни, которую в XIX веке называли размягчением мозга. Его нервное расстройство сопровождалось болезнью глаз, ревматическими болями, ухудшением зрения и, конечно, депрессией. Чернышев пытался лечиться в Австрии, Франции и Швейцарии, но положение его только ухудшалось. Через семь лет после отъезда он вернулся в Россию, причем его успехи все-таки были так велики, что Чернышев получил звание академика. Но деградация продолжалась, и в итоге его поместили в заведение Штейна для душевнобольных, где он умер через три года после возвращения в 39-летнем возрасте.

ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ (1815–1852)

 

 

 

 

 

 

 

Когда автору «Сватовства майора» и других хрестоматийных полотен исполнилось 35 лет, его состояние духа начало стремительно ухудшаться. Если раньше он писал сатирические картины, то теперь они стали депрессивными, полными ощущения бессмысленности жизни. Бедность и тяжелая работа при недостатке света привели к ухудшению зрения и частым головным болям. 

Весной 1852 года началось острое психическое расстройство. Современник пишет: «Между прочим, он заказал себе гроб и примерял его, ложась в него». Затем Федотов придумал себе какую-то свадьбу и стал транжирить деньги, готовясь к ней, зашел ко множеству знакомых и в каждой семье посватался. Вскоре Академию художеств известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов». Его поместили в частное заведение для страждущих душевными болезнями венского профессора психиатрии Лейдесдорфа, где он бился об стену головой, а лечение заключалось в том, что его били в пять кнутов пять человек, чтобы усмирить. У Федотова были галлюцинации и бред, состояние его ухудшилось. 

Больного перевели в больницу «Всех скорбящих» на Петергофской дороге. Его друг писал, что там «он в бешенстве кричит и буйствует, носится с мыслями в небесном пространстве с планетами и находится в положении безнадежном». Умер Федотов в том же году от плеврита. Наш современник психиатр Александр Шувалов предполагает, что художник страдал шизофренией с синдромом острого чувственного бреда с онейроидно-кататоническими включениями.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬ (1856–1910)

 

 

 

 

 

 

 

Первые симптомы болезни появились у Врубеля в 42 года. Постепенно художник становился все более раздражительным, буйным и многословным. В 1902 году семья уговорила его показаться психиатру Владимиру Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», что тогда лечили весьма жестокими средствами, в частности ртутью. Вскоре Врубель был госпитализирован с симптомами острого психического расстройства. В клинике он с перерывами провел последние восемь лет жизни, за два года до смерти полностью ослепнув. Умер он в 54 года, нарочно простудившись.

АННА СЕМЕНОВНА ГОЛУБКИНА (1864–1927)

 

 

 

 

 

 

 

Самая знаменитая из женщин-скульпторов Российской империи во время учебы в Париже дважды пыталась покончить с собой из-за несчастной любви. На родину она вернулась в глубокой депрессии, и ее сразу положили в психиатрическую клинику профессора Корсакова. Она пришла в себя, но в течение жизни с ней случались приступы необъяснимой тоски. Во время революции 1905 года она бросалась на сбрую коней казаков, пытаясь остановить разгон толпы. Ее привлекли к суду как революционерку, но отпустили как душевнобольную. В 1907 году Голубкину приговорили было к году в крепости за распространение революционной литературы, но из-за психического состояния дело было опять прекращено. В 1915 году тяжелый приступ депрессии снова уложил ее в клинику, и несколько лет она не могла творить из-за своего душевного состояния. Дожила Голубкина до 63 лет.

ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ МЯСОЕДОВ (1881–1953)

 

 

 

 

 

 

 

Сын известного передвижника Григория Мясоедова также стал художником. Во время Гражданской войны он воевал на стороне белых, затем оказался в Берлине. Там он применил свои художественные навыки для выживания — стал подделывать доллары и фунты, чему он научился еще в армии Деникина. В 1923 году Мясоедов был арестован и осужден на три года, в 1933 году он снова попался на фальшивомонетничестве и сел в тюрьму на год. 

В 1938 году мы видим его уже при дворе княжества Лихтенштейн, где Мясоедов становится придворным художником, портретирует князя и его семью, а также делает эскизы почтовых марок. Однако в княжестве он жил и работал по фальшивому чехословацкому паспорту на имя Евгения Зотова, что в итоге выяснилось и привело к неприятностям. Его жена, итальянская танцовщица и циркачка, на которой он женился еще в 1912 году, оставалась с ним все эти годы, помогая переживать неприятности и сбывать подделки.

До этого в Брюсселе Мясоедов написал портрет Муссолини, во время войны он тоже был связан с нацистами, в том числе из власовцев (немцев интересовало его умение подделывать деньги союзников). Советский Союз потребовал у Лихтенштейна выдать коллаборационистов, однако княжество отказало. В 1953 году супруги по совету экс-командующего РНА германского вермахта Бориса Смысловского решают переехать в Аргентину, где через три месяца 71-летний Мясоедов умирает от рака печени. Художник страдал тяжелой формой депрессивного расстройства, что видно по картинам его последнего периода, полным пессимизма и разочарования, например по циклу «исторических кошмаров».

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КАЛМЫКОВ (1891–1967)

 

 

 

 

 

 

 

Ученик Добужинского и Петрова-Водкина, по легенде изображенный последним в «Купании красного коня». После революции Калмыков жил в Оренбурге, а в 1935 году сбежал в Алма-Ату. Там он работал театральным художником и быстро заслужил славу городского сумасшедшего своим обликом и поведением. Он носил разноцветные штаны, желтый сюртук (привет футуристам!) и кофту с привязанными консервными банками. В 1962 году Калмыков оказался на пенсии, быстро обнищал, плохо питался и через пять лет умер в 75-летнем возрасте в психиатрической больнице от воспаления легких на фоне дистрофии.

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ ЛОБАНОВ (1924–2003)

 

 

 

 

 

 

 

ХХ век — это время, когда появляются художники, которые не сошли с ума, а, наоборот, стали художниками, будучи уже сумасшедшими. Интерес к примитивизму, «искусству аутсайдеров» (арт-брют) создает им большую популярность. Один из них — Лобанов. В семь лет он переболел менингитом и стал глухонемым. В 23 года попал в первую психиатрическую больницу, через шесть лет — в больницу «Афонино», откуда не выходил до конца жизни. В «Афонино» благодаря руководству психиатра Владимира Гаврилова, который верил в арт-терапию, Лобанов начал рисовать. В 1990-е годы его наивные произведения, выполненные пастой от шариковой ручки, стали выставлять, и он приобрел большую известность.

ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ ЯКОВЛЕВ (1934–1998)

 

 

 

 

 

 

 

Один из самых запоминающихся представителей советского нонконформизма в 16 лет почти лишился зрения. Потом началась шизофрения: с юности Яковлев наблюдался у психиатра и время от времени ложился в психиатрические лечебницы. Зрение у него сохранилось, но из-за искривления роговицы Яковлев видел мир по-своему — с примитивными контурами и яркими красками. В 1992 году почти 60-летнему художнику в Институте микрохирургии глаза Святослава Федорова отчасти вернули зрение — что любопытно, это не повлияло на стиль. Работы остались узнаваемыми, только более проработанными. Он много лет не выходил из психоневрологического интерната, где через шесть лет после операции и скончался.

 

 

 

 

www.dnevniki.ykt.ru

Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией

Книга постепенно будет выложена полностью. Спасибо за понимание.

Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией

Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией

С.А. Болдырева

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение изобразительного творчества, прежде всего рисунков, психически больных представляет один из существенных вспомогательных методов исследования клиники психических болезней. В последние годы этому разделу психиатрии было посвящено несколько международных конференций. Во многих странах ведется систематическое изучение творчества психически больных, издаются специальные монографии.

В отечественной психиатрии проблеме изобразительного творчества психически больных также уделялось внимание. Опубликовано несколько оригинальных исследований (Г.А. Трошин, В.М. Бехтерев, В.А. Артемов, Н.Д. Рыбников и др.), имеются главы в руководствах психиатрии (В.А. Гиляровский). Но специальная монография на эту тему была издана лишь одна (П.И. Карпов, 1926).

Монографической работы, посвящённой исследованию рисунков детей, болеющих шизофренией, нет ни в нашей стране, ни за рубежом. Серьезный пробел в этой области с успехом восполняет предлагаемая читателю книга С.А. Болдыревой. Ее исследования уникальны во многих отношениях. Рисунки детей, страдающих шизофренией, постоянно сравниваются с рисунками здоровых детей одинакового возраста.

Рисунки больных детей дифференцируются по формам шизофрении, сопоставляются в соответствии с динамикой болезни. Полученные автором результаты ее метода исследования вносят в клинику детской шизофрении новые существенные данные, представляют значение для диагностики этой болезни, подчас весьма трудной.

Другая особенность исследования С.А. Болдыревой — психоортопедическая, с использованием стремления детей к рисованию. Автором в этом направлении разработана своя система коррекции проявлений шизофренической патологии детей. Рисование используется в качестве трамплина и для достижения возможности проведения дошкольных и школьных занятий, и для нормализации поведения. Разработанный автором метод терапии поведения больных детей приложим не только к шизофрении, но и к другим психическим заболеваниям и неврозам.

Коллекция рисунков, включенная в монографию, представляет исключительную ценность.

Несомненно, монография С.А. Болдыревой положит начало широкому исследованию творчества психически больных психиатрами, психологами, педагогами и дефектологами.

  • Действительный член АМН СССР, профессор А.В. Снежневский
  • Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией

    Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией

    ВВЕДЕНИЕ

    Изучение изобразительной деятельности детей имеет большую историю и различные теории, начиная с рассмотрения рисунка как средства педагогического воздействия и кончая признанием за ним серьезного диагностического и прогностического значения.

    В творчестве ребенка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, влечения, которые он не всегда сам осознает и не всегда высказывает. Для ребенка рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний. Посредством рисунка устанавливается контакт при наличии замкнутости, аутистических и негативистических тенденций у больных детей, которые либо сами мало говорят, лтбо не хотят обсуждать свои переживания. «Рисунок ребенка, — писал Clapare’de, — это его душа, выложенная на бумаге» (Traube, 1937, с.285).

    Рисование по сравнению с речью имеет то ценное и бесспорное преимущество, что является «интернациональным языком» (Kerschensteiner, 1914), доступным и понятным каждому человеку.

    Художественное творчество детей представляет интерес не только для педагогов и искусствоведов, но и для психологов, педиатров, психоневрологов, дефектологов. Несмотря на то, что анализ творчества ребенка может многое дать для понимания его внутренних переживаний и служить диагностическим целям, этому вопросу уделяется недостаточно внимания при психических заболеваниях, в частности при шизофрении. Рисунки детей, заболевших шизофренией в дошкольном возрасте, вообще не изучены. Специальных публикаций по этому вопросу в отечественной и доступной зарубежной литературе мы не встретили.

    Данная монография посвящена изучению рисунков больных шизофренией детей дошкольного возраста. Рассматриваются вопросы лечебно-коррекционной работы с больными детьми на основании изучения их творчества. Разработка методов и приемов коррекции невозможна в отрыве от изучения особенностей творчества больных и сравнительного анализа со здоровыми детьми. Проводится сопоставление творчества больных и рисунками контрольной группы — здоровых детей того же возраста. Обращается внимание на своеобразие изобразительного творчества при шизофрении, его диагностическую значимость и возможности педагогического воздействия.

    Рисунки психически больных детей

    Рисунки детей, больных шизофренией

    Исследование изобразительной деятельности больных детей и их психических особенностей открывает новые, совершенно не освещенные в литературе пути лечебно-коррекционной работы. Методы и приемы этой работы во многом определяются клинической картиной заболевания и особенностями творчества больных. Систематические занятия с детьми способствуют установлению контакта с ними, частично преодолению аутизма, внесению корректив в их творчество и поведение. Занятия по заданию отвлекают детей от болезненных переживаний и односторонних интересов. Вместе с элементарным обучением грамоте они развивают познавательную деятельность, расширяют связи с окружающей действительностью и оказывают терапевтическое воздействие.

    Рисунки детей, больных шизофренией - глава 1

    Рисунки детей, больных шизофренией - глава 1

    ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

    Особенности художественного творчества взрослых больных шизофренией. Творчество душевнобольных давно привлекало внимание врачей, психологов и педагогов. Имеются публикации, посвященные художественному творчеству взрослых больных, в частности страдающих шизофренией.

    Kraepelin (1909) упоминает о кататониках, способных создавать бесчисленно повторяющиеся рисунки нередко в виде сказочных существ. Mohr (1905-1906) сообщает о больных с бредовыми идеями преследования, изображающих машины, посредством которых их пытают. Bertschinger (1911) описывает женщину 28 лет, которая в галлюцинациях видела чертей и змей. Эти галлюцинации она изобразила более чем на 100 рисунках.

    Morgenthaler (1921) описывает душевнобольного художника, который страдал параноидной формой шизофрении. Содержание творчества его характеризуется монотонностью. В последние годы болезни они становятся все более застывшими и условными. В произведениях доминируют излюбленные мотивы, которые в разных вариантах изображаются на протяжении 10 лет. Чаще всего это богини. Рисунки необычайно часто повторяются: либо один и тот же мотив с некоторыми вариациями в ряде листов, либо одна и та же форма как истинная стереотипия. Птички и улитки встречаются дюжинами на каждом листе, нередки символические фигуры: крест, круг, овал, треугольник, ромб, волнистая линия. Больной любит вычерчивать дату, год, определенные три буквы. Он не выносит пустых мест, обязательно все заполняет.

    Pages 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

    raptus.ru

    Картины больной шизофренией с её же пояснениями » Nibler.ru

    Картины больной шизофренией с её же пояснениямиДве работницы в отвратительных оранжевых нарядах выполнили дневную норму выработки и предались мелким радостям. Первая пытается вызвать Духа Донецкой Земли, который может нагадать ей суженого. Сосредоточен её светлый лик. Вторая уже нашла своё женское счастье и пытается его не упустить. Косы и загадочны её глаза. Женская доля подобна изменчивому ветру, гуляющему в линиях электропередач…Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиВнучка Семёна Буденного задумалась о своей нелёгкой жизни… Скуден её стол - лишь генно-модифицированные яблоко и груша украшают его. Износились наряды, опустела душа. И лишь пирсинг напоминает ей о тех временах, когда она, подобно деду, скакала на горячих донбасских жеребцах…Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиГлавный экономист завода обхватил бухгалтера, пытаясь найти опору в жизни. Но тщетно! Некрепки ноги интеллигентов, извилист их путь! И потому завидуют они простым рабочим, бодрым шагом проходящим перед ними, чтоб по сто пятьдесят - и по бабам! Октябрьский вечер спускается на город…Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиКолобок смотрит из окна с горечью и тоскою. Сделав неловкое движение за токарным станком, он получил производственную травму, и врачи приделали ему протезы. Колобок скучает по заводу, по своей бригаде, по ярким извивам металлической стружки. И чем помогут ему бабка с дедкой?!Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиСудьба улыбнулась обычному чайнику - мужики переделали его под самогонный аппарат! Горделиво поглядывает он на прочие чайники. Но те знают - изменчиво счастье самогонного аппарата - сегодня ты на вершине мироздания, а завтра сварливая жена хозяина раздолбает тебя кувалдой. С ухмылками мудрецов смотрят простые чайники на своего самодовольного товарища…Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиСумерки окутывают священную донецкую землю… Но не прекращается производительный труд - дымят трубы, обогревают небо градирни! И лишь серый пёс, ощущая свою отчаянную бесполезность, бредёт своей дорогой. Он знает - шахтёр не станет кормить гавкающего бездельника, и потому бредёт своей дорогой, ведущей в никуда…Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиВолосатые жопо-гениталии сели перед телевизором послушать выступление Николая Яныча Азарова. Радостно им внимать словам Мудреца, веселье преполняет сердца. Скоро всему настанет жопа! Всё накроется гениталиями! Трудно сдержаться и не напустить под себя сине-фиолетовую лужу!Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиДевочка зачарованно смотрит на громадину коксохимического комбината. Широко раскрыты её удивленные глаза. Могучие фаллические символы вызывают ещё неосознанные желания, а огромная луна шепчет с материнской нежностью - смотри, девочка, это - твоё будущее!Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиРаботница аэродрома, прислонившись к маленькому столику, размышляет о своём грехе. Вчера она корысти ради разбодяжила авиатопливо и один самолёт упал. Тени погибших летчиков преследуют ея.

    Сегодня она сделала это снова. "Что ждёт мужественных покорителей воздуха?" - размышляет вороватая работница. Стыд заливает её щёки и мир окрашивается в красное…Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиДонецкий отрок впервые понюхал клей... Чудесны его видения - ему мнится прекрасная фея, летящая над донецкой степью на огненно-белом единороге. Но отрок ещё не заметил противных инопланетян, приземлившихся за его спиной, чтобы взять пробы зольности углей из ближайшей копанки. Не оборачивайся, пацан! Продлись, продлись, очарованье!..Картины больной шизофренией с её же пояснениями

    Елены Емченко (Донецк)

    nibler.ru

    Картины больной шизофренией с её же пояснениями » Nibler.ru

    Картины больной шизофренией с её же пояснениямиДве работницы в отвратительных оранжевых нарядах выполнили дневную норму выработки и предались мелким радостям. Первая пытается вызвать Духа Донецкой Земли, который может нагадать ей суженого. Сосредоточен её светлый лик. Вторая уже нашла своё женское счастье и пытается его не упустить. Косы и загадочны её глаза. Женская доля подобна изменчивому ветру, гуляющему в линиях электропередач…Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиВнучка Семёна Буденного задумалась о своей нелёгкой жизни… Скуден её стол - лишь генно-модифицированные яблоко и груша украшают его. Износились наряды, опустела душа. И лишь пирсинг напоминает ей о тех временах, когда она, подобно деду, скакала на горячих донбасских жеребцах…Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиГлавный экономист завода обхватил бухгалтера, пытаясь найти опору в жизни. Но тщетно! Некрепки ноги интеллигентов, извилист их путь! И потому завидуют они простым рабочим, бодрым шагом проходящим перед ними, чтоб по сто пятьдесят - и по бабам! Октябрьский вечер спускается на город…Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиКолобок смотрит из окна с горечью и тоскою. Сделав неловкое движение за токарным станком, он получил производственную травму, и врачи приделали ему протезы. Колобок скучает по заводу, по своей бригаде, по ярким извивам металлической стружки. И чем помогут ему бабка с дедкой?!Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиСудьба улыбнулась обычному чайнику - мужики переделали его под самогонный аппарат! Горделиво поглядывает он на прочие чайники. Но те знают - изменчиво счастье самогонного аппарата - сегодня ты на вершине мироздания, а завтра сварливая жена хозяина раздолбает тебя кувалдой. С ухмылками мудрецов смотрят простые чайники на своего самодовольного товарища…Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиСумерки окутывают священную донецкую землю… Но не прекращается производительный труд - дымят трубы, обогревают небо градирни! И лишь серый пёс, ощущая свою отчаянную бесполезность, бредёт своей дорогой. Он знает - шахтёр не станет кормить гавкающего бездельника, и потому бредёт своей дорогой, ведущей в никуда…Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиВолосатые жопо-гениталии сели перед телевизором послушать выступление Николая Яныча Азарова. Радостно им внимать словам Мудреца, веселье преполняет сердца. Скоро всему настанет жопа! Всё накроется гениталиями! Трудно сдержаться и не напустить под себя сине-фиолетовую лужу!Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиДевочка зачарованно смотрит на громадину коксохимического комбината. Широко раскрыты её удивленные глаза. Могучие фаллические символы вызывают ещё неосознанные желания, а огромная луна шепчет с материнской нежностью - смотри, девочка, это - твоё будущее!Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиРаботница аэродрома, прислонившись к маленькому столику, размышляет о своём грехе. Вчера она корысти ради разбодяжила авиатопливо и один самолёт упал. Тени погибших летчиков преследуют ея.

    Сегодня она сделала это снова. "Что ждёт мужественных покорителей воздуха?" - размышляет вороватая работница. Стыд заливает её щёки и мир окрашивается в красное…Картины больной шизофренией с её же пояснениямиКартины больной шизофренией с её же пояснениямиДонецкий отрок впервые понюхал клей... Чудесны его видения - ему мнится прекрасная фея, летящая над донецкой степью на огненно-белом единороге. Но отрок ещё не заметил противных инопланетян, приземлившихся за его спиной, чтобы взять пробы зольности углей из ближайшей копанки. Не оборачивайся, пацан! Продлись, продлись, очарованье!..Картины больной шизофренией с её же пояснениями

    Елены Емченко (Донецк)

    nibler.ru

    Больной шизофренией картинки — RusPsiholog.ru

    Симптомы шизофрении у мужчин и женщин

    Шизофрения – тяжелое неизлечимое заболевание, которое передается по наследству. Ученые вот уже много десятков лет изучают эту болезнь, с каждым годом увеличивая количество достоверной информации о шизофрении. За последние 20 лет стало известно, что склонные к шизофрении или больные люди имеют ряд отличий от здоровых людей, которые заключаются в основном в строении мозга. Что же касается симптомов, так их существует огромное количество, однако у разных людей проявляются разные признаки болезни.

    Симптомы шизофрении

    Симптомы шизофрении у мужчин и женщин во многом очень схожи. Однако здесь есть существенное различие – признаки шизофрении у мужчин могут во много раз превосходить признаки у женщин по своей силе и помешательстве. К первым признакам шизофрении – симптомам, стоит относиться очень внимательно, потому что странное поведение человека может быть наигранным и вовсе не говорить о тяжелом заболевании.

    Основные симптомы шизофрении у мужчин – агрессивное поведение, галлюцинации в виде восприятия изображений и звуков, которых не существует на самом деле, навязчивые идеи, асоциальное поведение, апатия, помышления о самоубийстве.

    Признаки шизофрении у девушек же во многом схожи с признаками у противоположного пола, как говорилось выше, но в большинстве своем у первых преобладает рассеянное внимание, перепады настроения и отсутствие нормального восприятия окружающих людей и действий. Все эти признаки заболевания можно условно разделить на позитивные и негативные – чаще всего позитивные симптомы, такие как галлюцинации и общее возбужденное состояние, могут время от времени исчезать, после проявляясь с большей силой, если больного не лечить.

    Что касается негативных симптомов, более сложных для распознания, они могут посещать больного гораздо реже, нежели позитивные, – к ним относится депрессивное состояние, апатия, асоциальное поведение и ненормальная эмоциональная реакция.

    Наиболее распространенный позитивный симптом, ярко свидетельствующий о заболевании – галлюцинации при шизофрении. К более тяжелым признакам относятся негативные. Они включают в себя несколько категорий, которые дают более узкие определения симптомам. Так, негативные признаки обобщают аффективные и когнитивные проявления, иначе – изменения в поведении. Заметим, что обе подгруппы признаков могут проявиться у здорового человека, но частично утратиться при его собственном осознании происходящего.

    У детей и подростков признаки шизофрении схожи с признаками заболевания, проявляющимися у женщин – повышенная раздражительность, непредсказуемые перепады настроения, часто встречаются капризное поведение, двигательный невроз, асоциальное поведение. Шизофрения у детей, сопровождаемая данными симптомами, гораздо опаснее и быстрее в своем развитии, нежели у взрослых – если во время не заняться лечением, болезнь может в кратчайшие сроки в 2-3 года достигнуть апогея и перейти в слабоумие.

    Лечение шизофрении

    Многие люди задаются вопросом – как лечить шизофрению? Лечится шизофрения – или нет?

    На сегодняшний день ученые могут дать точный ответ, что шизофрения – неизлечимое заболевание. Связано это в первую очередь с тем, что данный недуг действительно развивается при неправильном строении мозга потенциального больного, заключающегося в ненормальных размерах боковых желудочков мозга, уменьшении вещества гипокампа и пониженном содержании в лобной доле мозга серого вещества.

    Лечение шизофрении в домашних условиях, само собой, невозможно. А лечение шизофрении народным методами тем более вредно – такое тяжелое заболевание ни в коем случае нельзя пускать на самотек, здесь требуется помощь квалифицированного врача, чтобы хотя бы на время освободить пациента от мучающих его симптомов. Лекарство от шизофрении, применяемое врачом, направленно на улучшение общего состояния нервной системы и работы головного мозга, чтобы «приглушить» приступ заболевания. Например, чтобы ослабить симптомы шизофрении у мужчин используются одни препараты, а для лечения признаков шизофрении у подростков – иные.

    Чтобы вовремя помочь больному, необходимо сразу же после первых проявлений заболевания или участившегося странного поведения человека обратиться к врачу. Только в этом случае больному можно будет помочь, а результат лечения будет долгосрочным. Что касается полного избавления от признаков шизофрении – эта отрасль еще мало изучена, ведь избавление от симптомов не значит избавления от этого каверзного заболевания, которое может проявиться самым непредсказуемым способом.

    golmozg.ru

    Больной шизофренией картинки

    Шизофрения это мультифакториальное заболевание которое характеризуется позитивными и негативными симптомами и довольно часто приводит в конечном итоге к дефекту. Имеет очень важный не только биологический, медицинский но и социальный аспекты. Ведь на шизофрению страдают около 1 процента в обществе. Причем большинство из этих пациентов не состоят на учете в психиатра а шизофрения у них имеет простое или по старой классификации, вялотекущее течении. Если рассматривать симтоматику, то к позитивным симтомам прежде сего относят бредовые идеи и расстройства восприятия. Наиболее часто встречается бред отношения, а из расстройств восприятия слуховые галлюцинации. Если шизофрения протекает непрерывно то в большинстве случаев развивается эмоционально-волевое оскуднение, так называемый дефект.

    Современное лечение шизофрении подразмевает применение прежде всего антипсихотиков, которые позволяют социализировать больного и уменьшить частоту и выраженность рецидивов болезни.

    Ниже представлена кататоническая форма шизофрении и один из её симптомов.

    Фото 1. Больной в застывшей позе (симптом «восковой гибкости»), а также симптом «хоботка». (при нажатии — фото увеличивается)

    Следующее фото может быть результатом кататонической шизофрении, а может и параноидной. Не исключено что голоса приказывают принять определённую позу.

    Фото 2. Больная в застывшей позе.

    Фото 3. Кифоз(выгибание позвоночника в грудном отделе), в данном случае наступил от длительного пребывания в однообразной позе при кататонии.

    Фото 4. Больная шизофренией в манерной позе. Манерность характерна более для гебефренной формы шизофрении.

    Фото 5. Больная кататонической формой шизофрении в вычурной позе.

    Фото 6. Гримасы больной шизофренией. Вероятно у этой больной гебефренная форма шизофрении.

    Фото 7. Манерность больной шизофренией.

    Фото 8. Еще одно проявление негативизма при шизофрении — больная отказалась лежать в постели.

    Фото 9. Симптом «хоботка» — проявление манерности при шизофрении. Этот симптом более характерен для кататонической формы.

    Фото 10. Группа больных шизофренией с явлениями каталепсии.

    Фото 11. Больная в кататоническом ступоре.

    Фото 12. Выражение лица при кататоническом ступоре.

    Фото 13. Гебефреническая форма шизофрении ˜— дурашливость больного.

    Фото 14. Самоповреджения тела больным шизофренией.

    Фото 15. Отгороженость и манерность больной гебефренической формой шизофрении.

    Фото 16. Больной шизофренией у «внутриутробной» позе.

    Фото 17. Хроническое течение шизофрении (больная у «внутриутробной позе»).

    Фото 18. У этой больной шизофренией развился выраженная апато-абулия.

    Фото 19. Дефектное состояние при хроническом течении шизофрении.

    Применение антипсихотиков в лечении шизофрении имеет как позитивные так и негативные стороны. Если рассматривать негативные то необходимо выделить нарушение движений (дискинезии) которые часто возникают при применении нейролептиков первой линии(галоперидол, трифтазин, клопиксол и др.). Но если, например галоперидол не вызывает у конкретного больного выраженой дискинезии то может быть препаратом выбора, поскольку имеет прекрасное антипсихотическое действие и сравнительно с другими нейролептиками не подавляет когнитивное функционирование индивидуума. В то же время применение новых, атипичных антипсихотиков(солиан, зипрекса, рисперидон и др.) лишено дискинетических недостатков, но не лишено влияние на обмен веществ. Прием этих препаратов часто вызывает так называемый метаболический синдром: повышение массы тела, увеличение уровня холестерина и тд., что в значительно степени может сократить жизнь больного и ухудшить её качество.

    med-sklad1.ru

    Тест на шизофрению: картинка с коровой

    Шизофрения – тяжелейшее психическое расстройство полиморфного типа. У человека, страдающего шизофренией, начинается необратимый распад личности. Нарушаются эмоциональные реакции и мыслительные способности. При шизофрении сильно страдают когнитивные способности человека.

    Используя эту особенность у больных людей для определения шизофрении на ранних стадиях (или выявления предрасположенности личности к расстройству) психологами было создано множество любопытных тестов. Один из них – тест на шизофрению корова.

    Один из любопытных тесто на определение шизофрении — картинка с коровой

    Как действует тест

    Когнитивные (или психические) функции считаются высшими функциональными способностями мозга. Они дарят человеку способность быть человеком. К когнитивным возможностям относятся:

    • мышление;
    • понимание;
    • умение вычислять;
    • речевые возможности;
    • способность к обучению;
    • возможность рассуждать;
    • ориентация в пространстве.

    Здоровый человек, обладающий достаточно накопленными знаниями, при рассмотрении новой какой-либо ситуации, практически не обрабатывает ее. Адекватный мозг предложит альтернативу – воспользоваться уже имеющимся опытом.

    В восприятии новой информации у здоровой личности главенствующую роль играет уже накопленный опыт. У человека, страдающего от шизофренического расстройства, мозг не пользуется имеющимся опытом.

    У шизофреника вследствие стойких нарушений когнитивных функций мозг не воспринимает оптические иллюзии. Именно на этой особенности и работают тесты со зрительными иллюзиями. Различные тесты помогают определить, насколько адекватно личность воспринимает реальность и окружающий его мир.

    Тест на шизофрению с коровой

    Тест представляет собой непонятную на первый взгляд картинку. Смысл теста – использование скрытых образов. Здоровый человек, рассматривая картинку, видит набор неких размытостей: пятна, дым, силуэты животных, людей, некую топографическую карту. А что видите вы? Рассмотрите знаменитый тест:

    Оптический тест на выявление шизофрении «Корова»

    Люди, страдающие от шизофренического расстройства, говорят сразу – там изображение коровы. Их мозг, страдающий от расстройства когнитивных функций, не способен накладывать на изображение отпечаток жизненного опыта и различные дополнительные образы.

    У шизофреников нет фантазии, они видят конкретные предметы, именно те, что изображены на рисунках. Поэтому личности больные шизофренией либо те, кто имеет склонность к такому заболеванию, сразу видят корову.

    А вы увидели корову?

    Достоверны ли результаты

    Действительно ли тест на шизофрению картинка корова со стопроцентной гарантией показывает, что у человека шизофрения? Важно понимать, что шизофрения – крайне сложное заболевание. Оценить человека только с помощью визуального тестирования можно лишь с большой натяжкой.

    Для грамотной диагностики заболевания необходимо всестороннее терапевтические и неврологическое обследование личности.

    Такую диагностику проводят высококвалифицированные специалисты в условиях стационара. Наличие какого-либо одного признака не свидетельствует о наличии тяжелого расстройства.

    Чем полезен тест

    Различные тесты (вопросники, оптические) лишь дают повод задуматься о собственном здоровье, образе жизни, лучше узнать собственное подсознание. Результаты тестирования на шизофрению нельзя рассматривать с точки зрения диагностического мероприятия.

    Тест помогает заранее распознать врожденные отклонения, которые могут быть в человеческой психике. По его результатам можно лишь оценочно получить некую информационную картину о состоянии здоровья психики человека.

    Многие совершенно здоровые люди обладают некими нарушениями в психическом складе. На состояние психического здоровья влияет стресс, хроническая усталость, переживания, волнения и иные проблемы.

    Главная особенность теста – понять, умеет ли человек воспринимать формы, оптические иллюзии, создавать логические цепочки.

    Результаты тестирования помогают вскрыть дремлющую предрасположенность к заболеванию либо успокоить личность и подтвердить, что человек здоров и способен адекватно оценивать происходящее.

    Если результаты теста вызывают опасение, лучше обратиться за консультацией к хорошему специалисту. Когда дело касается здоровья, лучше перестраховаться, а не мучиться от мрачных предположений.

    ktovdepressii.ru

    Raptus.ru — Психиатрия. Творчество душевнобольных.

    Форум: психиатрия, психоневрология, психосоматика, психообразование, психореаниматология

    Рубрика: рисунки психически больных

    Основные виды графики: рисунок, книжная графика, плакат.

    Детская шизофрения

    Рисунок девочки, страдающей шизофренией

    Девочке 10 лет. Школу не посещает. Продуктивному контакту недоступна, всё время разговаривает сама с собой, на месте не удерживается, неусидчива, на вопросы не отвечает, активно жестикулирует. Испытывает массивный вербальный галлюциноз: спорит, разговаривает, подчиняется указаниям «голосов». Внимание девочки можно привлечь только во время процесса рисования. Рисует несуществующих животных.

    Скачка идей и словесная опухоль в рамках шизофрении — аудиозаписи бесед с психически больным

    Аудиозаписи бесед с больным шизофренией, пациент объясняет свой рисунок.

    «Земля, Луна, бесконечное Солнце и астероиды»

    Речь изобилует сложными смысловыми построениями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Больному интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Резонёрское мышление лишено чёткого содержания. Больной выражается непоследовательно, витиевато, рассматривает проблемы с точки зрения наиболее абстрактных позиций (космологии, религии, философии).

    Больной вещает, желая «что-то поведать миру». Особая лексика, особые обороты, особая позиция говорящего, особая пафосная интонация в содержании монолога выступают на фоне аффективной захваченности, повышенной тенденции к оценочным суждениям.

    А. Готье «Питие-Сальпетриер»

    Armand Gautier — Salpetriere

    Творчество Михаила Миркина

    Я родился в 78-м году в городе Пенза. Рисовать начал, конечно же, очень рано – это были портреты родителей, автомобили и еще что-то странное, непонятное. В дальнейшем посещал художественную школу в поселке Толмачево Лужского района Ленинградской области. Один из тех, кому я обязан, – мой учитель А.Г. Самоилин. Спасибо ему за действенные беседы со мной и поддержку.

    Творчество Михаила Миркина

    Творчество пациента с вялотекущей шизофренией

    Творчество пациента с вялотекущей шизофренией

    raptus.ru

    Шизофрения: взгляд шизофреника (что у меня в голове, когда я не пью таблетки)

    Для любопытных: нейролептики не пью потому, что «Лимипранил» пропал из наших аптек, его тупо негде купить, дорогущий «Солиан» мне не по карману, а на оланзапин или арипипразол, которые есть в моей аптечке заходить пока опасаюсь.

    Закончив с этими лирическими отступлениями, перейду к сути сегодняшней статьи: мне кажется, я познал природу шизофрении. Ага, изнутри и снаружи. И, познав её, я попытаюсь изложить возникшую в моём воспалённом разуме теорию для оценки читателем.

    Я понимаю, что эта теория ещё очень сыра, что она наверняка нуждается в уточнениях и дополнениях (если в ней вообще есть хоть какое-то зерно истины), но пока она есть в моей голове именно в таком виде. Я не претендую на полную завершённость, я просто хочу рассказать о ней и, по возможности, получить какую-то обратную связь.

    Возможно, я изобрёл уже известный велосипед, и в этом случае — прошу читателя поделиться ссылкой на соответствующую литературу.

    Новая модель психики

    Да, именно так, ни больше, ни меньше. Разумеется, ту же самую теорию можно изложить в рамках имеющихся моделей — фрейдистской, юнгианской и др., но такое изложение было бы чрезмерно сложным и потребовало бы использования «ментальных костылей», поэтому я рискну предложить собственную, более удобную для целей настоящей статьи, модель.

    Но прежде, чем перейти к изложению самой модели, считаю необходимым дать несколько определений. Точнее, даже не определений в строгом смысле этого слова, а просто ввести в рассмотрение определённые понятия, на которых базируются дальнейшие постороения.

    Первое — это психическая энергия. Я честно стащил концепт этого понятия у фрейдистов, и не стесняюсь этого. Но в данном случае психическую энергию следует трактовать более расширенно, как некую абстракцию, отражающую движущие силы психического и соматического в человеке. Совершенно не важно (для наших целей), где находится её источник, в зависимости от собственной интеллектуальной ориентации, читатель может принять в качестве такого источника Бога, тело, каскады дофаминергической передачи в мозге, Мировое поле — тут важно не то, как именно будет восприниматься источник, тут важен сам факт его постулирования.

    Второе базовое понятие — это надиндивинуальная часть психики. Опять же, идея честно украдена у Юнга с его архетипами и эгрегорами. И снова, в зависимости от личных предпочтений, читатель может вложить в эту абстракцию любой интересующий его смысл — упомянутые архетипы и эгрегоры, коллективное бессознательное, культурный код, совокупность социальных связей индивида, Святой дух, Самантабхадра, мировое информационное поле — что вам ближе. Суть в том, что это — абстракция, отражающая внеиндивидуальную часть психики человека, и именно в таком виде я её и постулирую.

    Теперь, когда мы определились с базовыми понятиями, можно рассмотреть основанную на них модель психики.

    Рис. 1 — Модель психики. 1 — Источник психической энергии. 2 — Психическая энергия. 3 — Надиндивидуальное в психике. 4 — Индивидуальная часть психики. 5 — Бессознательное. 6 — сознательное. 7 — Бессознательное интеллектуально-символическое. 8 — Бессознательное чувственно-сенсорное. 9 — Сознательное интеллектуально-символическое. 10 — Сознательное чувственно-сенсорное.

    Рассмотрим предложенную модель подробнее. Первое, о чём следует сказать, что это — модель здоровой психики. Просто для удобства восприятия я решил начать с неё.

    Как видите, в этой модели постулируется наличие индивидуальной части психики (4), состоящей из сознательного (6) и бессознательного (5), каждое из которых разделено ещё на две части — интеллектуально-символическую и чувственно-сенсорную.

    Таким образом, индивидуальная психика в этой модели состоит из четырёх частей. Рассмотрим их подробнее, поскольку именно в терминах развития и реализации этих частей мы будем далее рассматривать шизофрению.

    Первая часть — сознательное интеллектуально-символическое (9). Эта часть позволяет нам оперировать символами и абстракциями, именно благодаря ей мы можем говорить о психике как категории (а не о каждой индивидуальной психике), именно она помогает нам формировать концепцию Бога на основе смутного религиозного чувства, именно она даёт нам такой мощный аппарат, как математику, абстрактную математику, оторванную от вещественных носителей, само понятие числа, не привязанное к вещественным предметам, — плод именно этой части. Это аппарат, который даёт человеческому разуму власть над символами, создаёт эти самые символы, и делает человека Человеком. Когда мы о чём-то рассуждаем, когда мыслим логически, когда используем научный метод — мы используем именно эту часть психики.

    Вторая — сознательное чувственно-сенсорное (10). Собственно, это те наши чувства (в широком смысле —и эмоции, и ощущения тела, послания сенсоров), которые мы осознаём. Мы гордимся, любим, ненавидим, чувствуем боль, холод и голод именно этой частью. Наша мимика и невербалика берёт (частично) своё начало тут — в той мере, в которой мы можем силой Эго управлять этими вещами.

    Третья — бессознательное интеллектуально-символическое (7). Эта часть психики, как следует из её названия, не осознаётся человеком (точнее, его Наблюдающим Эго), но она по своей сути и функциям аналогична структуре под номером 9. Отсюда к нам приходят сны и смутные образы, здесь источник интуиции, именно сюда мы ныряем при приёме психоделиков, именно отсюда приходят интуитивные озарения. Эта статья — плод деятельности именно этой части.

    И, наконец, четвёртая — бессознательное чувственно-сенсорное: те чувства (снова в широком смысле этого слова), которые скрыты от нашего Эго. Именно сюда я бы поместил фрейдовское либидо, именно здесь находится яломовский страх смерти, именно тут обрабатывается боль, которую мы не ощущаем.

    Границы между этими зонами, разумеется условны. Это, скорее, некоторые области с центрами притяжения, чем жёстко ограниченные зоны, это тенденции, а не разделённые непреодолимыми преградами сущности, но нам в нашей модели удобно воспринимать их как отдельные сущности, и мы будем это делать.

    Вокруг индивинуальной психики (4) находится область надиндивдуального (3). Трансперсональщики называют её мировым информационным полем, юнгианцы — коллективным бессознательным, материалисты — общностью архитектуры мозга у разных людей, верующие — Святым Духом, ну а мы, из скромности, не будем претендовать на знание истинной природы этой сущности, а просто обозначим её как надиндивидуальное.

    Для нас важно, что в психической жизни человека эта область тоже играет свою, иногда роковую роль. Ниже я объясню, о чём речь.

    Следующим важным элементом представленной модели является понятие психической энергии (2). Важно понимать, что даже в рамках этой модели, психическая энергия — не более, чем удобная абстракция. В реальности её не существует, как отдельной категории, но существуют её воплощения.

    Этот механизм удобно отобразить следующим образом: психическая энергия, выходя из своего источника (чем бы он ни был, см. выше) воплощается (т.е. проявляется в объективном мире) посредством одной из вышеуказанных категорий — сознательной, бессознательной, коллективной или индивидуальной.

    Визуализируя, можно сказать, что психическая энергия подобна воздушному потоку, который накачивает, надувает четыре (ага, снова четыре!) воздушных шарика, соответствующих указанным областям индивидуальной психики, и тем самым проявляется в объективной реальности, данной нам в ощущениях.

    Часть этой энергии попадает в надиндивидуальное психическое пространство, и реализуется там как вклад данного конкретного человека в это общее (духовным лицам, а также трансперсональщикам тут всё понятно, для материалистов же можно предложить два механизма такой реализации: во-первых, через реализацию паттернов мышления и ощущений, заложенных в архитектуре мозга, а, во-вторых, через восприятие коллективных норм и кодов и трансформацию их в категории индивидуальных суждений и императивов).

    Собственно, всё. Вот так и работает психика: психическая энергия находит реализацию в этих четырёх областях, что приводит к тому, что наш человек мыслит, интуитит, чувствует, имеет вытесненные драйвы и т.д.

    И главная фишка тут — в балансе. Я не имею пока теории количественного измерения силы потоков психической энергии, поэтому не могу рассуждать о пропорциях, в которых она попадает в соответствующие области психики здорового человека, но я могу говорить о некоем балансе. Для простоты (но без потери точности) я буду считать, что у здорового человека психическая энергия делится между указанными областями поровну.

    Но каждый школьник знает, что введение новых моделей — это плохо, и оправдано только в том случае, если без них действительно сильно хуже, чем с ними. Иными словами, модель оправдывает своё существование только в том случае, если она имеет некую объяснительную и / или предсказательную силу, либо практическое применение.

    Собственно, начнём с объяснительной силы и рассмотрим новый подход к определению шизофрении. Вообще говоря, многие авторы указывали на то, что шизофрения — не одно состояние, а некий кластер феноменов, имеющих нечто общее. Мне близка эта позиция, и я буду рассматривать три «вида шизофрении».

    Моя классификация, в отличие, например, от классификации Крепелина, основана не на клинических симптомах, а на феноменологии и онтологии процесса, на его основных характеристиках, воплощающих его сущность.

    Итак, первым типом мы можем назвать нарушения мышления по шизофреническому типу: выхолощенность, сбой и причудливость ассоциаций, паралогичность и т.д. В нашей модели оно выглядит вот так:

    Рис. 2 — Нарушения мышления по шизофреническому типу. 1 — Психическая энергия. 2 — Бессознательное интеллектуально-символическое. 3 — Бессознательное чувственно-сенсорное. 4 — Сознательное интеллектуально-символическое. 5 — Сознательное чувственно-сенсорное.

    Объясняется такое нарушение в рамках предложенной модели достаточно просто: психическая энергия накачивает сознательную интеллектуально-символическую часть психики (4). Иными словами, у больного увеличивается уровень абстракции мышления, удлиняются ассоциативные цепочки, возникают связи между понятиями, которые здоровому человеку кажутся бессвязными; отсюда и изменения речи — все эти соскальзывания, резонёрство и прочие феномены — простое отражение доминирования этой части психики.

    Такие больные нередко имеют несколько уплощённую, выхолощенную эмоциональность, которая, зачастую прямо пропорциональна силе взлёта абстрактно-символического мышления. Что логично: энергия, которая раньше накачивала области 3 и 5, теперь уходит в область 4.

    Следующим примером у нас будет психопродукция — бред, галлюцинации, паранойя, онейроиды и прочее. В нашей модели эти феномены объясняются так:

    Рис. 3 — Психопродукция (позитивная симптоматика при шизофрении). 1 — Психическая энергия. 2 — Бессознательное интеллектуально-символическое. 3 — Бессознательное чувственно-сенсорное. 4 — Сознательное интеллектуально-символическое. 5 — Сознательное чувственно-сенсорное.

    По сути, психопродукция — это усиленная накачка интеллектуально-символических областей — сознательной (4) и бессознательной (2) в ущерб остальным. И пусть читатель не смущается тем, что психопродукция может принимать вид галлюцинаций, т.е. образов из области чувств; в первую очередь, и по своей сути ¬— это именно символы. И абстракции. Когда больная испытывает голод и поедает обои со стен палаты, это работает именно бессознательное интеллектуально-символическое, ведь она таким образом символически заполняет внутреннюю пустоту.

    Опять же, ещё большее уплощение аффекта на этом уровне объясняется достаточно просто — энергия перетекает из чувственно-сенсорных областей психики.

    И, наконец, рассмотрим самое страшное проявление шизофрении — негативную симптоматику в её апофеозе: шизофренический деффект. Больной не контактирует с внешним миром, кажется, что в нём не осталось ничего человеческого — ни эмоций, ни интеллекта. Все тесты показывают резкое снижение мыслительных способностей перед входом в эту сингулярность, и считается, что здесь они схлопываются в точку, в ничто.

    Но я предлагаю посмотреть на проблему с другой стороны:

    Рис. 4 —Шизофренический дефект. 1 — Психическая энергия. 2 — Бессознательное интеллектуально-символическое. 3 — Бессознательное чувственно-сенсорное. 4 — Сознательное интеллектуально-символическое. 5 — Сознательное чувственно-сенсорное. 6 — Индивидуальная часть психики. 7 — Надиндивидуальная часть психики.

    В предлагаемой модели дефект — это состояние, при котором психическая энергия не накачивает области индивидуальной психики, а сразу уходит в надиндивидуальные сферы (7). Мне трудно объяснить способы функционирования этого механизма без привлечения метафизических теорий вроде Мирового информационного поля Грофа или Коллективного бессознательно Юнга, но это не останавливает меня от рассмотрения данной гипотезы.

    Мой тезис — если каким-то образом заглянуть в разум дефектного шизофреника, то мы найдём там все основные элементы мирового коллективного бессознательного, мифотворчества, корни религий и состояние просветления. Этот человек вышел из своей индивидуальной реальности, и проявляется там, в коллективном, в надиндивидуальном, в трансперсональном.

    Самое грустное здесь то, что даже если каким-то образом его оттуда вытащить, его память, вероятнее всего, не сможет ничего поведать нам о том, как же оно ТАМ, ведь он, входя в эти сферы практически утрачивает свои индивидуальные четыре области психики, и ему просто нечем воспринимать и запоминать. Фактически, он выходит из себя, теряя основы Эго. Но там — не Ничто, та Пустота — не отсутствие всего, как физический вакуум — не пустота, там своя, недоступная большинству из нас жизнь, в которую мы можем лишь издалека заглянуть с помощью психоделиков и психопрактик.

    Таково моё представление о шизофрении.

    Но одной объяснительной силы новой модели явно недостаточно для оправдания её существования, поэтому поговорим о практических выводах. Тут следовало бы поднять вопрос о целесообразности и этичности лечения, как процесса возврата (или, в общем случае, приведения) человека к среднестатистическому режиму функционирования, особенно в случае дефектных больных, которых вообще можно было бы воспринимать как Просветлённых в соответствие с различными мистическими традициями, но я не стану этого делать. Просто предположим, что лечение — есть благо, и посмотрим, как его можно воплотить, пользуясь предложенной моделью.

    Первый вывод, который напрашивается, говорит нам о том, что нужно найти дисбаланс в распределении потока психической энергии между индивидуальным и надиндивидуальным, а также между четырьмя областями индивидуального. А затем — найденный дисбаланс устранить: те области, которые накачиваются слишком сильно, надувать меньше, те же, которым недостаёт психической энергии, — больше.

    И тут встаёт вопрос о методе переключения или, по крайней мере, изменения интенсивности потоков психической энергии. В качестве такого метода я предлагаю тренировку. Основания для применения этого метода кажутся мне очевидными: у нас есть доказательства наличия такого процесса, как научения, мы достоверно знаем, что нейронные связи, которые постоянно используются, закрепляются и повышают свою проводимость, а те, которые нет — разрушаются.

    Я хочу проиллюстрировать свою идею аналогией: представьте себе ручей. Это — метафора нашей психической энергии. Если ручей долгое время течёт по одному и тому же маршруту, то он размывает себе русло, роет овраг. И при увеличении полноводности ручья бОльшая часть воды потечёт по тому маршруту, по которому всегда тёк ручей. Но если каким-то образом заставить его изменить русло, он промоет себе новый овраг, а старый со временем будет засыпан. Процесс это долгий и сложный, но он возможен.

    Так и для шизофреников показана терапия, которая тем или иным способом заставит психическую энергию переходить в другое русло, активируя чувственно-сенсорные отделы психики. Из известных мне техник для этой задачи можно приспособить психодраму, арт-терапию (в хорошем смысле этого слова, а не в том виде, как она шла в нашем дурдоме), различные экспрессивные техники. Но это — лишь общая концепция, направления, наиболее подходящие технические приёмы терапии по этой модели лишь предстоит разработать.

    Для больных же находящихся в дефекте помощь наиболее сложна. В настоящее время я имею лишь общее представление о том, в каком ключе можно осуществлять разработку методов помощи, но пока не вижу итоговой картины этих методов. Тем не менее, считаю возможным поделиться с читателем своими соображениями.

    Итак, человек в дефекте — на самом деле активен и действенен, но в сфере другой реальности, в надиндивидуальных областях психики. И первой задачей терапевта на пути его возвращения к нормальности будет приглашение «духа» (метафора) этого человека в нашу реальность. А для этого её нужно сделать похожей на ту, в которой он в данный момент обитает, чтобы ему стало комфортнее и привычнее, чтобы он вошёл в неё.

    Мне представляется, что сочетания психодрамы, аудио-визуальных представлений архетипических явлений, музыка и психоделики, будучи применёнными таким образом, чтобы отразить происходящие с участием этого человека в надиндивидуальном психическом пространстве события, вполне могут, не сразу, но постепенно, пригласить человека в привычный нам мир.

    Главная сложность здесь заключается в том, что надиндивидуальное бесконечно разнообразно, и мы не можем угадать, какие именно образы сейчас воспринимает переживает человек. Но мы можем терпеливо последовательно пробовать разные. И различные технологии виртуальной реальности должны быть прекрасными помощниками на этом пути.

    Как честный человек, я обязан поставить вопрос о научности вышеизложенных гипотез. На Бритву Оккама я могу возразить, что предложенные модели, во-первых, не плодят новых сущностей, а, во-вторых, имеют некие преимущества в виде объяснительной силы и практических выводов перед другими моделями.

    С критерием Поппера — сложнее. В текущем виде модели нефальсифицируема. Но не потому, что это её имманентное свойство (каким оно является, например, у христианского Бога), а простое следствие недоработки. В текущем виде модель явно не готова и представляет из себя, скорее, набор указаний на пути дальнейших измышлений.

    Но я искренне верю в том, что она способна к развитию, развитию, в первую очередь методов, описанных в разделе «Терапия», которые, будучи доведенными до своего завершённого вида, вполне позволят поставить фальсифицирующий эксперимент.

    ya-schizotypic.livejournal.com

    ruspsiholog.ru

    Картины, которые написаны больными шизофренией (20 фото) — FotoJoin

    Творческие люди и люди с психопатологией имеют схожие черты: склонность к нестандартному мышлению, ускоренный мыслительный процесс, повышенная чувствительность и буйство фантазии.

    Может, искусство — это всего лишь проявление сумасшествия? Давайте посмотрим вместе на картины людей с различными психическими отклонениями. Как вы считаете, они сильно отличаются от работ обычных художников?

    Дэвид Дьюирдт (David Deweerdt)

    Этот бельгийский художник описывает свое творчество так: «У меня двойной маршрут: в качестве художника и в качестве посредника в аудиторию, страдающую тяжелыми психическими заболеваниями».

    Шизофреник Зироу (Zero The Schizo)

    Этот художник рисует своих, как он называет, «демонов».

    Дун Ридделл (Dun Riddell)

    Музей Овартачи, Риссков, Дания

    Датский музей Ovartaci обладает крупнейшей в Европе коллекцией работ душевнобольных художников. Более того, он даже находится на территории психиатрической клиники Аархус. Но тем не менее все экспонаты — это творчество не просто психически больных людей, а настоящих художников, просто с диагнозом.

    Коллекция Арт-Брют, Лозанна, Швейцария

    Этот швейцарский музей известен одной из самых внушительных коллекций всемирно известных художников-аутсайдеров. В их числе — шизофреник Адольф Вельфли, стоимость работ которого достигает нескольких сотен тысяч долларов.

    Музей Гуггинга, Клостернойбург, Австрия

    В этой галерее собрано все австрийское шизофреническое творчество за последние 40 лет.

    Музей Гуггинга, Клостернойбург, Австрия

    В этой галерее собрано все австрийское шизофреническое творчество за последние 40 лет.

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Google+

    Pinterest

    LiveJournal

    Одноклассники

    Мой мир

    fotojoin.ru

    20 поражающих картин, написанных людьми больными шизофренией — ИнфоБум

    Шизофрения, пожалуй, один из самых удручающих диагнозов который мешает жить человеку и вести нормальный образ жизни. Однако вам наверняка хорошо извес

    Шизофрения, пожалуй, один из самых удручающих диагнозов который мешает жить человеку и вести нормальный образ жизни. Однако вам наверняка хорошо известно, что все по-настоящему талантливые и гениальные люди немного безумны. Когда мы читаем очередную статью о великом человеке, то чаще всего находим информацию о том, что он был либо болен каким-то психическим заболеванием либо был наркоманом или алкоголиком. Сегодня мы хотим показать вам картины талантливых людей больных шизофренией.

     

    Дэвид Дьюирдт (David Deweerdt)

    Этот бельгийский художник описывает свое творчество так: «У меня двойной маршрут: в качестве художника и в качестве посредника в аудиторию, страдающую тяжелыми психическими заболеваниями».

     

    Шизофреник Зироу (Zero The Schizo)

    Этот художник рисует своих, как он называет, «демонов».

     

    Дун Ридделл (Dun Riddell)

    Музей Овартачи, Риссков, Дания

    Датский музей Ovartaci обладает крупнейшей в Европе коллекцией работ душевнобольных художников. Более того, он даже находится на территории психиатрической клиники Аархус. Но тем не менее все экспонаты — это творчество не просто психически больных людей, а настоящих художников, просто с диагнозом.

     

    Коллекция Арт-Брют, Лозанна, Швейцария

    Этот швейцарский музей известен одной из самых внушительных коллекций всемирно известных художников-аутсайдеров. В их числе — шизофреник Адольф Вельфли, стоимость работ которого достигает нескольких сотен тысяч долларов.

     

    Музей Гуггинга, Клостернойбург, Австрия

    В этой галерее собрано все австрийское шизофреническое творчество за последние 40 лет.

    Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

    Чтобы подписаться на канал Инфобум в Telegram, достаточно пройти по ССЫЛКЕ с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join.

    Источник

    infboom.ru


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта