Войти на сайт. Картины античного мира
Первая картина мира, которую можно назвать научной, сформировалась в следующую историческую эпоху - эпоху античности. Практические потребности нового времени, развитая система рабовладельческих обществ потребовали решения ряда научно-прикладных задач - развития географии, звездной навигации, совершенствования системы календаря и т.д. Ученые античности впервые поставили и решили эти задачи. Пифагор - автор термина космос в современном понимании - сформулировал учение о божественной роли чисел, которые управляют мирозданием. Он предложил пироцентрическую систему мира, согласно которой Солнце и планеты под музыку небесных сфер вращаются вокруг центрального огня. Мистика чисел, разработанная Пифагором и его последователями, оказалась весьма живучей и была положена в основу магии и астрологии. Но одновременно идеи пифагорейской школы о роли чисел были использованы в количественном анализе, ставшем в новое время основой научного описания природы. А представление об основополагающей роли чисел в системе мироздания оказалось созвучным с геометрическими основами современной теории тяготения - общей теории относительности. Вершиной научных достижений античности явилось учение Аристотеля. В основу системы мироздания, по Аристотелю, положена эссенциалистская концепция познания (essentie по-латыни значит сущность ), а использованный при этом метод является аксиоматически-дедуктивным. Согласно этой концепции непосредственный опыт позволяет познать частное, а всеобщее выводится из него умозрительным путем (с помощью очей разума ). По Аристотелю, за изменчивым обликом космоса лежит иерархия универсалий, сущностей, о которых человек может получить достоверное знание. Цель натуральной философии - именно познание сущностей, а инструментом познания служит разум. Для понимания космической философии античности важную роль играет учение о логосе, который является одновременно и объективным, и субъективным элементом. Логос - значит слово , мысль и выступает как сила, организующая хаос и преобразующая его в гармонически совершенный космос. У Аристотеля концепция логоса нашла отражение в телеологии, учении о целенаправленном движении под действием энтелехии - активного начала, которое превращает возможность в действительность. Последователи Аристотеля - перипатетики - завер - шили создание стройной схоластической системы знаний, которая представлялась им полной, поскольку отражала структуру космоса во всех его аспектах. Схоластическое учение представлялось также завершенным и абсолютным, поскольку никто не может исправить космос. Неизменность и совершенство античного знания о космосе (схолы) отражали неизменность и совершенство самого космоса. Очевидным социальным откликом такого образа мироздания служила статичность и иерархичность социальной структуры античного общества. Согласно представлениям схоластов Вселенная вечна, но периодически разрушается, чтобы вновь возродиться в следующем космическом цикле (палингенезис). Аристотель уточнял, что разрушению подвергается только изменчивый подлунный мир, а области, лежащие выше Луны, являются вечными. Звезды состоят из божественной субстанции, а потому имеют власть над всем происходящим в подлунном мире. Продолжительность Великого года по Платону составляет 760 тыс. лет, по Птолемею - 36 тыс. лет. После работ Платона и Аристотеля ни один серьезный философ не оспаривал теории сферичности Земли. Аристотелю также принадлежит заслуга формирования единого свода физических представлений античности. Античная культура основана на принципе объективизма. Космологизм античности носит одушевленно-разумный характер: космос неизменен, вечен и совершенен, а потому обладает божественной сущностью. Античные боги в представлении Платона и Аристотеляэто воплощенные в космосе идеи, иными словами, управляющие им законы. Такой взгляд на божество и космос означает пантеизм. Каково место человека в этой системе абсолютного космологизма? Если все происходящее в космосе - результат этой абсолютной необходимости, то это означает, что жизнь человека находится полностью во власти судьбы (Мойра, Адрастея, Тюхе, Ананке). Однако античный человек воспринимал этот фатализм своеобразно: поскольку конкретный ход судьбы ему неизвестен, он обладает свободой воли принимать собственные решения. А. Ф. Лосев называет это абсолютизмом фаталистически-героического космологизма. А. Ф. Лосеву и А. А. Тахо-Годи принадлежит интересное филологическое исследование понятия личность в древнегреческом и латинском языках. Анализируя термины субъектум , индивидуум , просопон , гипостасис , они приходят к выводу, что ни один из них не соответствует тому пониманию, которое мы вкладываем в слово личность . По их мнению, ближе всего для этой цели подходит термин сома , однако и он означает тело . Этот анализ позволяет уточнить античные представления о роли и месте человека в абсолютном космосе' мир - сцена, а люди - актеры, которые создаются космосом и растворяются в нем после того, как сыграют на этой сцене роль, предписанную самим космосом. Таким образом, это еще и художественное восприятие космоса, ведь этот термин означает порядок, гармонию, красоту. Античный человек - эманация космоса, он свободен в поступках, но судьба его предопределена. Он - часть абсолютного космоса, новнеличностен. В социальном плане это портрет рабовладельца, потому что рабовладение тоже безличностно. По Аристотелю, все общее - это рабовладелец по отношению к частному, все единичное - это рабы. С точки зрения этой теории рабовладение является земным отражением абсолютного космологизма. С концом рабовладения эта космическая философия не могла не зайти в тупик. Так и получилось: на исходе античности философская школа неоплатоников пришла к выводу, что космос - это пустыня, потому что нет личности. Плотин, основатель неоплатонизма (III в. н. э.), учил, что космос - это неопределенный, лишенный каких-либо собственных качеств восприемник вечных идей (эйдосов), источником которых служит Единое. Из Единого проистекают разум (нус), содержащий всё идеи, а также мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души. Отсюда был один шаг до возвеличения личности, н такой шаг сделала философия монотеизма (христианство, ислам). В основе этого учения лежала уже не природа, а демиург - абсолютная личность, которая выше и раньше космоса. Однако, начавшись в античную эпоху, эта философия достигла расцвета уже в средние века. |
kosmonavtika.net
III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности
III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
С YIв. до н.э. начинается особый период в истории науки и культуры Древней Греции. Как известно, это был период, когда древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть черноморского побережья. К данному времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь. Среди них выделялся Милет – главный город Ионийской колонии в Малой Азии, расположенный на побережье Эгейского моря. Сформировавшаяся там Милетская школа натурфилософии, о которой уже говорилось в главе II, оставила глубокий след в истории античной культуры.
По мере роста производительных сил древнегреческого общества возрастало и значение товарообмена. Появилось и получило развитие денежное обращение. Деньги начали функционировать как всеобщий эквивалент при обмене товаров. Было понятно, что различные по качеству товары можно, сопоставляя друг с другом, привести к общему денежному знаменателю. Эта чисто экономическая идея была затем распространена на природу.
Как уже отмечалось, в рамках древнегреческой натурфилософии появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал («стихий»). К таковым чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю. При этом утвердилась также точка зрения, что существует, вообще говоря, лишь одно-единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит.
Древнегреческий философ Гераклит Эфесский предлагал, например, в качестве такого первоначала огонь. «Этот космос, - писал он, - единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим».1 При этом Гераклит считал, что «все обменивается на огонь и огонь – на все, подобно тому как золото на товары, а товары на золото».2 В этом афоризме через сущность товарной экономики раскрывается и античное понимание сущности природы.
Подобным образом понимали основу мироздания и представители вышеупомянутой милетской школы. Ее основатель Фалес Милетский полагал, что началом всего существующего является вода. Все возникает из воды и, в конце концов, обращается в воду, - учил он. Нашу землю он сравнивал с островом, плавающим в океане воды. Фалес был одним из первых ученых античности, оставившим определенный след в истории астрономии и математики. Он получил известность благодаря предсказанию солнечного затмения, определению солнцестояний, открытию того, что Луна светит не своим светом. С его именем связывают нахождение способа измерения высоты пирамид по длине их тени. Им были указаны Полярная звезда и ряд созвездий, что послужило руководством для мореплавания. Фалес ввел календарь, определив продолжительность года в 360 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев.
Ученик Фалеса Анаксимен признавал за основу всего воздух, обладающий способностью разрежаться и уплотняться. Различной степенью его разрежения и уплотнения он объяснял возникновение всех тел окружающего мира. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – облаками, водой и землей. Движение воздуха, порождающее многообразный мир, происходит вечно.
Другой ученик Фалеса Анаксимандр пошел несколько иным путем. Он отказался принять за первооснову мира какую-либо из вышеупомянутых четырех «стихий» (т.е. воду, воздух, огонь, землю), ибо считал, что не может быть первоосновой какое-либо состояние материи в ее конкретной, чувственно воспринимаемой форме. Первоосновой мироздания он считал качественно неопределенное мифическое первовещество, которому он дал наименование «апейрон» (в переводе – беспредельное, неопределенное). Анаксимандр полагал, что «апейрон» первоначально представлял собой неопределенную туманную массу, находившуюся в постоянном круговом вращении, из которой в конце концов произошло все многообразие мира.
Заметим, что идея первоначал – очень древнего, донаучного происхождения, видимо, архетипичная для человеческого сознания. Восприятие мира как порождения каких-то первоначал, как царства «стихий» было характерной чертой античной натурфилософии.
Анаксимандру принадлежала первая в европейской науке попытка дать общекосмологическую картину мира. В этой картине Земля – центр Вселенной. Ее опоясывают три огненных кольца: солнечное, лунное и звездное. Эти кольца покрыты воздушной оболочкой, и, когда она разрывается, человек видит небесные светила. В отличие от Фалеса, уподобившегося Землю плавучему в океане острову, Анаксимандр утверждал, что Земля пребывает в мировом пространстве, ни на что не опмраясь. По мнению американского исследователя античности Ч.Кана, это было самое значительное достижение научной мысли милетской школы.
Особое место в науке Древней Греции занимал Пифагор, который внес немалый для своей эпохи вклад в развитие математики и астрономии. Помимо всем известной «теоремы Пифагора» на счету этого античного ученого имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, например, открытие того факта, что отношение диагонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом и дробью. Тем самым в математику было введено понятие иррациональности. Имеются упоминания о том, что Пифагор придерживался мнения о шарообразности Земли, ее вращения вокруг собственной оси. Вместе с тем в своих космологических воззрениях Пифагор был геоцентристом, т.е. считал Землю центром Вселенной.
Важной отличительной чертой микропонимания Пифагора было учение о числе как основе Вселенной. «Самое мудрое в мире - число», - учил он. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфира), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников с тем или иным числом граней. Так, Земля, по его мнению, состоит из частиц кубической формы, огонь — из частиц, имеющих форму четырехгранной пирамиды (тетраэдров), воздух —из восьмигранников (октаэдров), вода—из двадцатигранников (икосаэдров), а эфир— из двенадцатигранников (додекаэдров).
До нашего времени дошел рассказ позднеримского философа Боэция (480—524 гг. н. э.) о том, каким образом Пифагор пришел к своей основной идее, что число — основа всего существующего. Как-то, проходя мимо кузницы, Пифагор заметил, что совпадающие удары не одинаковых по весу молотов производят различные гармоничные созвучия. Вес молотов можно измерить. И, таким образом, качественное явление — созвучие — точно определяется через количество. Отсюда Пифагор сделал вывод, что «число владеет вещами».
Положив в основу космоса число; Пифагор придал этому старому слову обыденного языка новое значение. Это слово стало обозначать упорядоченное числом мироздание.1
Ученики и последователи Пифагора(пифагорейцы) рассматривали всю Вселенную как гармонию чисел и их отношений, приписывали определенным числам особые, мистические свойства, полагали, что, владея всеми вещами, числа могут определять и духовные, в частности, нравственные качества.
studfiles.net
Античный мир в живописи. Часть 1
Автор поста:valniko77
Sir Edward John Poynter (1836-1919) -The Ionian Dance Motus doceri gaudet Ionicos
Albert Joseph Moore (1841-1893)
Dean Cornwell (1892-1960) - The Fight at Minowa in Palestine
John William Godward (BRITISH, 1861-1922) - THE TIME OF ROSES
Albert Joseph Moore (BRITISH, 1841-1893) - THE MARBLE SEAT
Carl Ludwig Hassmann (Austrian, 1869-1933) - Victory and vanquish
Francis Sydney Muschamp (British, 1851-1929) - A Classical Recital
Anatolio Scifoni (Italian, 1841-1884) - THE ARTIST'S STUDIO
Georges Antoine Rochegrosse (French ,1859-1938) – Nouvelle Arrivee au Hatem
PIERRE OLIVER JOSEPH COOMANS (1816-1889) - Preparing for the Festival
PIERRE OLIVER JOSEPH COOMANS (1816-1889) - Une Arrestation
JOHN ATKINSON GRIMSHAW (1836-1893) - An Ode to Summer, 1879
REGINALD ERNEST ARNOLD (1853-1938) - Meeting at the Well
Albert-Auguste Fourie (1854-1954) - YOUNG BATHERS IN A FOUNTAIN
Vasily Alexandrovich Kotarbinsky (1849-1921) - РИМСКАЯ ОРГИЯ - ROMAN ORGY
Frederick Arthur Bridgman (AMERICAN, 1847-1928) - THE DIVERSION OF AN ASSYRIAN KING
John William Godward (BRITISH, 1861-1922) - REPOSE, THE FLOWER GIRL
John William Godward (1861-1922) - OUTSIDE THE GATE OF POMPEII
James Doyle Penrose (1862-1932) - A PLAYFUL PARRY
Jean Alaux, dit le Romain (1786-1864) - Sous la tonnelle
Ferdinand Knab (1834-1902) - Дворец на горном озере - Palast an einem Gebirgssee
Неизвестный художник (19. Jhdt.) - Antiken Roms
Неизвестный художник (19. Jhdt.) - Antiken Roms
Vincenzo Capobianchi - Venditore di antichita
Georg Pauli (1855-1935) - Romerskt bad (Roman bath)
Joseph Ratcliffe Skelton (British, active 1888-1927) - A Forgotten Author
Edwin Long (1829–1891) - Love's Labour Lost
Jules Scalbert (French, 1851-1928) - La Ronde Antique
Jean Beauduin (Belgian, 1851-1916) - Vestales au Bain
Henry Ryland (British, 1856-1924) - Admiring the swans
Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912) - A Reading from Homer, 1885
Juan Martin Jimenez - The Toilet of a Roman Lady, 1875-99
George Goodwin Kilburne (British, 1839-1924) - Ancient sport
Henry Ryland (1856-1924) - The Captive's Return
Walter McEwen (American, 1860-1943) - Contemplation
Edward Lebidtski (1862-1915) - Идиллия, 1907
Sir Lawrence Alma-Tadema (Dutch, British, Belgian, 1836-1912) - Welcome footsteps, 1883
Sir Lawrence Alma-Tadema (Dutch, British, Belgian, 1836-1912) - Unconscious rivals, 1893
Prosper Piatti (1842-1902) - Floralia, 1899
Флоралии (лат. ludi florales) — в Древнем Риме праздник римской богини весны Флоры, который отмечался с 28 апреля по 3 мая. Во время праздника люди, украшенные цветами и одетые в цветную одежду, танцевали, а на столах были кипы цветов. Римляне приносили дары Флоре мёдом и молоком. Вероятно, этот праздник впоследствии был вытеснен играми в честь Флоры — флоралиями, учреждение которых относится к 238 до н. э. году, когда был освящён храм Флоры.
***
John William Godward (British, 1861-1922) - A quiet pet, 1906
John William Godward (British, 1861-1922) - An Amateur, 1915
Godward's Gossamer Gowns - Girl in Yellow Drapery
ETTORE FORTI (1850-1940) - Parade Scene, Rome
Henry Ryland (British, 1856-1924) - Shy
Henry Reynolds Steer (British, 1858-1928) - Passion Flowers
George Lawrence Bulleid (British, 1858-1933) - The young artist
Sir Lawrence Alma-Tadema (British, 1836-1912)
John William Waterhouse (British 1849-1917) - Miranda
John William Godward (British, 1861-1922) - Violets, sweet violets
Ettore Forti (Italian, active 1880-1920) - Il mercante di tappeti
Источник
Отсюда:http://www.liveinternet.ru/users/valniko77/post299900536
subscribe.ru