Картины Яна Вермеера в музеях мира. Картина вермеера
Все известные картины Яна Вермеера
Полотна Яна Вермеера высоко оценили спустя многие годы после смерти мастера. В этом посте вы найдёте все известные картины художника. Большинство из них можно скачать в высоком разрешении.
При жизни Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский) снискал славу живописца и эксперта по искусству в родном Делфте и Гааге. Но умер он в 1675 году в долгах. Жене пришлось отказаться от наследства, чтобы расплатиться с кредиторами, и вскоре о художнике забыли. Но прошли годы, и Вермеер стал в один ряд с самыми знаменитыми мастерами голландской живописи – Рембрандтом и Ван Гогом.
Долгое время искусствоведы искали неизвестные работы Вермеера, владельцы которых не подозревали об их ценности. К примеру, знаменитейшую картину «Девушка с жемчужной серёжкой» в 1881 году приобрели на аукционе в Гааге всего за несколько гульденов. История создания этого притягательного полотна, известного также как «голландская Мона Лиза», легла в основу романа Трейси Шевалье, по которому в 2003 году режиссёр Питер Веббер снял одноимённый фильм.
Для картин Вермеера характерны умиротворённые бытовые сцены, чаще всего он изображал женщин среднего класса и их служанок за работой и на досуге.
Большинство голландских художников оставили сотни картин на рынке, – пишет Метрополитен-музей. – Вермеер же произвёл, пожалуй, около сорока пяти полотен, из которых сегодня известны тридцать шесть.
Много интересной информации о композиции, технике, истории и влиянии этих тридцати шести картин можно найти на англоязычном сайте Essential Vermeer 2.0.
Мы же предлагаем насладиться просмотром всех известных шедевров Вермеера, собранных с разных ресурсов. Большинство изображений можно рассмотреть и скачать в высоком разрешении по ссылкам, указанным рядом с названиями картин.
«Девушка с жемчужной серёжкой» (Викисклад)
«Молочница» (Рейксмюсеум)
«Женщина, читающая письмо» (Рейксмюсеум)
«Любовное письмо» (Рейксмюсеум)
«Спящая девушка» (Метроплитен-музей)
«Молодая женщина с кувшином воды» (Метроплитен-музей)
«Женщина с лютней» (Метроплитен-музей)
«Аллегория веры» (Метроплитен-музей)
«Женщина в красной шляпе» (Национальная галерея искусства)
«Девушка с флейтой» (Национальная галерея искусства)
«Дама, пишущая письмо» (Национальная галерея искусства)
«Женщина, держащая весы» (Национальная галерея искусства)
«Дама, сидящая за вирджиналем» (Национальная галерея)
«Дама, стоящая у вирджиналя» (Национальная галерея)
«Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея)
«Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» (Национальная галерея Ирландии)
«Урок музыки» (Фонд королевской коллекции)
«Женщина с жемчужным ожерельем» (Google Art Project/Викисклад)
«Офицер и смеющаяся девушка» (Google Art Project/Викисклад)
«Аллегория живописи» Искусство Живопись (Google Art Project/Викисклад)
«Девушка, читающая письмо у открытого окна», (Google Art Project/Викисклад)
«Хозяйка и служанка» (The Frick/Викисклад)
«Вид Дельфта» (Викисклад)
«Географ» (Викисклад)
«Диана со спутницами» (Викисклад)
«Сводница» (Викисклад)
«Девушка с бокалом вина» (Викисклад)
«Концерт» (Викисклад)
«Кружевница» (Викисклад)
«Девушка, сидящая за вирджиналем» (Викисклад)
Смотрите также: «Рука Вермеера». Дело величайшего фальсификатора ХХ века
Из: cameralabswww.izbrannoe.com
Картины Яна Вермеера в музеях мира.
Смотреть картины Яна Вермеера
Ян Вермеeр Делфтский (Vermeer van Delft) (крещён 31.10.1632, Делфт, — похоронен 15.12.1675, там же), голландский живописец. Работал в Делфте, сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса. Уже в ранних картинах ("Диана с нимфами", Маурицхёйс, Гаага; "Христос у Марфы и Марии", Национальная галерея, город Эдинбург) стремился соединить возвышенный строй образов с их близостью к натуре. Крупнофигурное полотно "У сводни" (1656, Картинная галерея, Дрезден) отмечено необычно монументальным воплощением ярко жизненной сцены, полной молодого задора и полнокровной чувственности; элементы тонального колорита В. смело сочетает здесь с крупными звучными пятнами чистого цвета. Со 2-й половины 1650-х гг. В. пишет небольшие картины с одной или несколькими фигурами в залитом серебристом свете интерьера городского дома ("Девушка с письмом", Картинная галерея, Дрезден; "Солдат и смеющаяся женщина", собрание Фрик, Нью-Йорк; "Служанка с кувшином молока", Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько действию, сюжету, сколько состоянию, общему лирическому настроению сцены, разнообразию и богатству материального мира. Поэзия повседневной домашней жизни, единство человека с окружающей его средой выражены здесь с необычайной силой обобщения; классической ясностью и гармоничностью; острая выразительность пространственной композиции, живая вибрация света и воздуха, светозарность насыщенных чистых тонов, богатая игра нежнейших оттенков, рефлексов и бликов одухотворяют мир простых людей и бытовых предметов, сообщают ему внутреннюю значительность. В конце 1650-х гг. созданы два шедевра пейзажной живописи — проникновенная, необычайно тонкая по исполнению "Уличка" (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежестью и красотой "Вид Делфта" (Маурицхёйс). В 1660-х гг. творчество в. становится более созерцательным, изысканным, а живопись — более холодной, эмалевой, выдержанной в общем жемчужном тоне с яркими акцентами — синими и лимонно-жёлтыми; таковы "Девушка с жемчужиной" (Маурицхёйс), изображения уютных богато обставленных комнат, где нарядные дамы и кавалеры ведут галантную беседу, музицируют или рассматривают драгоценности ("Бокал вина", "Дама, примеряющая ожерелье" — Картинная галерея, Берлин-Далем). В поздних картинах В. аллегоризм, академические приёмы и пестрота локальных цветов отражают общий упадок голландской живописи. Содержательность и обаяние образов В. сохранил, однако, в картинах 1660-х гг., посвящённых людям труда, искусства и науки и передающих самоуглублённость человека в минуты творчества ("Кружевница", Лувр, Париж; "Мастерская художника", Художественно-исторический музей, Вена; "Географ", Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне).
Картины Яна Вермеера в музеях мира
Христос в доме Марии и Марфы. До 1654-1655. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Диана со спутницами. 1655-1656. Холст, масло. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага
У сводни. 1656. Холст, масло. Картинная галерея, Дрезден
Спящая молодая женщина. Около 1656-1657. Холст, масло.
Девушка, читающая письмо у окна. Около 1657. Холст, масло. Картинная галерея, Дрезден
Офицер и смеющаяся девушка. 1656—1657. Холст, масло. Собрание Фрик, Нью-Йорк
Улица в Делфте. Около 1657—1659. Холст, масло. Государственный музей, Амстердам
Вид Делфта. Около 1660. Холст, масло. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага
Молочница. 1658—1660. Холст, масло. Государственный музей, Амстердам
Бокал вина. Около 1658—1660. Холст, масло. Картинная галерея, Берлин
Дама и два кавалера. 1660. Холст, масло. Музей герцога Антона-Ульриха, Брауншвейг
Прерванный урок музыки. 1660-1661. Холст, масло. Собрание Фрик, Нью-Йорк
Молодая женщина с кувшином у окна. Около 1660-1662. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Урок музыки. 1662. Холст, масло. Королевское собрание произведений искусства, Лондон
Дама в голубом, читающая письмо. После 1664. Холст, масло.Государственный музей, Амстердам
Девушка с лютней. 1664. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Жемчужное ожерелье. Около 1665. Холст, масло. Картинная галерея, Берлин
Женщина, взвешивающая жемчуг. Около 1665. Холст, масло. Национальная картинная галерея, Вашингтон
Девушка с жемчужной сережкой. Около 1665—1666. Холст, масло. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага
Концерт. 1665—1666. Холст, масло. Местонахождение картины Вермеера неизвестно
Девушка, пишущая письмо. Около 1665. Холст, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Аллегория живописи. Около 1666. Холст, масло. Художественно-исторический музей, Бена
Портрет девушки в красной шляпе. Около 1668 (?). Дерево, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Девушка с флейтой. Около 1666. Лерево, масло. Национальная картинная галерея, Вашингтон
Портрет молодой девушки. Около 1666—1667. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Дама и служанка с письмом. 1667. Холст, масло. Собрание Фрика, Нью-Йорк
Астроном. 1668-1669. Холст, масло. Лувр, Париж
Географ. 1668—1669. Холст, масло. Штеделевский художественный инстипут, Франкфурт-на-Майне
Любовное письмо. Около 1670. Холст, масло. Государственный музей, Амстердам
Кружевница. 1669—1670. Холст, масло. Лувр, Париж
Ответное послание. Около 1667—1670. Холст, масло. Национальная галерея Ирландии, Дублин
Девушка, играющая на гитаре. Ло 1670. Холст, масло. Кенвуд хаус, Лондон
Дама у вирджинала. Около 1670. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон
Дама, сидящая за вирджиналом. Около 1673. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон
Аллегория веры. 1671—1674. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!
www.vse-strani-mira.ru
Бесценный голландец - РИА Новости, 03.11.2012
Ян Вермеер считается сегодня самым выдающимся голландским живописцем, однако при жизни был гораздо менее почитаем. До конца 19 века имя Вермеера было относительно мало известно, в наше время к большинству его произведений все чаще добавляют эпитет "бесценный".
Ян Вермеер считается сегодня самым выдающимся голландским живописцем, однако при жизни был гораздо менее почитаем. Французский аристократ Балтазар де Монкони в 1663 году писал в своем дневнике: "Я был представлен художнику Вермееру в Делфте, но тот не имел в своем доме ни одной собственной картины. Мы, однако, обнаружили одну у пекаря, который купил эту работу за сотню ливров. Я же думаю, что и шесть пистолей было бы слишком высокой ценой". В наше время к большинству его произведений все чаще добавляют эпитет "бесценный".
До конца 19 века имя Вермеера было относительно мало известно, сей факт специалисты связывают с небольшим количеством произведений художника. Чуть более тридцати атрибутированных работ, сейчас ему приписывается 36 (37) работ, но споры относительно атрибуции некоторых из них продолжаются. В 2007 году датированная 1655 годом "Святая Праскеда" была продана на аукционе Christie's, ее эстимейт тогда составил 12 миллионов долларов, в ее принадлежности этой работы кисти Вермеера, впрочем, уверены не все.
Единственная картина Вермеера, увидеть которую на данный момент невозможно – "Концерт", написанный в период 1663-1666 годов. Даже две работы, находящиеся в частных коллекциях — "Молодая женщина за вирджиналом (клавесином)", датированная 1670-1672 годами, и "Святая Пракседа" — до середины января 2013 года доступны публике на выставке в римском манеже Квиринале.
Работы Яна Вермеера "Святая Пракседа" (1655) и "Молодая женщина за вирджиналом (клавесином)" (Около 1670-1672)
"Концерт", принадлежащий коллекции Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, был похищен в ночь на 18 марта 1990 года. Это преступление до сих пор считается одним из самых громких и дерзких ограблений ХХ века, расследование которого так и не завершено. Преступники, прикинувшиеся полицейскими, вынесли из музея 13 экспонатов, в числе которых была и картина Вермеера. Сейчас "Концерт" оценивается, по меньшей мере, в 100 миллионов долларов. Расследование этого дела уже более 20 лет ведут служба охраны музея совместно с бостонским отделением ФБР. За информацию, которая позволит вернуть похищенное, обещана награда в 5 миллионов долларов.
© Public domain
Ян Вермеер (Делфтский) "Концерт" (1658-1660)
Вермееру, о жизни которого, как любят повторять эксперты, "известно очень мало", посвящены многотомные труды исследований, а его работы окутывает множество выдуманных легенд и реальных фактов, в которые верится с трудом, тем более сейчас, спустя почти 400 лет со дня рождения художника (31 октября 1632 года). На родине художника находится, между тем, всего 7 его работ, увидеть которые можно в Амстердаме и Гааге. Здесь находятся самое раннее из его произведений – датированная 1653-56 годами "Диана со спутницами (нимфами)", и самое известное – "Девушка с жемчужной сережкой".
"Диана со спутницами"Около 1653-1656 годовКоролевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis), Гаага
Как уже было сказано, документальных свидетельств о жизни художника очень мало. Известно, что он был вторым ребенком и единственным сыном Рейнера Янца (Reynier Jansz), владельца гостиницы в Делфте, занимавшегося торговлей картинами. С 1632 года он носит имя Вермеер, под которым и был крещен его сын Ян 31 октября 1632 года.
У кого учился Вермеер, тоже до конца не известно. Документы, датированные 1640 годом, подтверждают, что отец Вермеера поддерживал деловые отношения с такими художниками, как Бальтазар ван дер Аст и Питер Стенвейк. И многие полагают, что они могли преподать первые уроки живописи юному Яну. Еще один подтвержденный факт – 29 декабря 1653 года (в возрасте 21 года) Вермеер был принят в Гильдию Святого Луки (цех, с XV века объединявший художников, скульпторов и печатников). Условием приема в гильдию было шестилетнее обучение у одного из живописцев, рекомендованных членами гильдии. Существует две альтернативных теории, по одной из которых учителем юного Вермеера был Леонарт Брамер, по другой – ученик Рембрандта Карел Фабрициус. Причем сторонников второй теории среди искусствоведов на порядок больше.
В том же 1653 году Вермеер женился на Катарине Болнес. Будущей супруги художнику пришлось добиваться. Против брака сначала выступала мать девушки Мария Тинс. Во-первых, Вермеер был не столь богат, как семья девушки, а во-вторых, препятствием к браку была разница в вероисповедании будущих супругов: Вермеер был кальвинистом, а Катарина – католичкой. В результате художник принял католическую веру, и, в конце концов, тёща сменила гнев на милость: спустя какое-то время вся большая семья поселилась под одной крышей. Кстати, семья была действительно большой (а по современным меркам просто огромной): у Вермееров было 11 детей. Содержать дом лишь на деньги от продажи картин художник не мог, поэтому в последующие годы продолжал управлять гостиницей, доставшейся ему от отца, и заниматься продажей картин.
На раннем этапе творчества Вермеер обращался к мифологическим или христианским сюжетам, к которым позже уже никогда не возвращался. Подпись художника на картине сейчас, после нескольких реставраций, практически не видна, однако подлинность работы подтверждает каталог музея от 1895 года.
Ян Вермеер "Диана со спутницами". Около 1653-1656 годов
Сюжет этой работы почерпнут им из "Метаморфоз" Овидия. На первом плане – богиня Диана (Артемида), окружают которую четыре нимфы, помогающие ей омыть ноги после охоты. Сама Диана написана необычно для того времени. Чаще всего Диану и ее спутниц изображали обнаженными или во время купания (эту картину часто сравнивают с более ранней работой Якоба ван Лоо). У Вермеера же все персонажи одеты, а богиню выдает лишь полумесяц в волосах, а не обычные атрибуты охотницы – лук и стрелы. Что касается нимф, то историкам удалось определить лишь одну из них – Каллисто. Это женщина в черном с красной лентой в волосах. Согласно Овидию, Каллисто, как и спутницы богини, и сама Диана, должны были хранить девственность, но ее соблазнил Зевс. На картине она стоит в тени, опустив глаза, из страха, что ее беременность будет обнаружена Дианой. Ее также отличает наглухо закрытая одежда.
Небольшая деталь картины – цветок чертополоха на первом плане – до сих пор ставит в тупик ученых. Интерпретировать символизм живописи XVII века сложно. Одни исследователи считают, что чертополох символизирует самоотречение и трудный, но благородный путь жизни, другие полагают, что это намек на мужское начало, а именно на еще не родившегося сына Каллисто – Аркада (Аркаса), третьи считают растение символом земной печали и скорби и трактуют его с точки зрения христианства, а не мифологии.
"Маленькая улочка" Около 1657-1661 годовРейксмузеум (Rijksmuseum), Амстердам
Среди работ Вермеера выделяются два пейзажа – не самые характерные для его творчества сюжеты – оба раза он рисовал свой родной город. Это "Маленькая улочка", хранящаяся в Рейксмузеуме, и "Вид Делфта" из коллекции Королевской галереи Марурицхейс.
Четкая геометрия линий кирпичного фасада здания и мостовой и тихая сдержанность фигур на картине производят впечатление нехватки движения, и именно это как бы затягивает зрителя.
В левой части картины изображен соседний дом в зарослях винограда. Сейчас листва имеет синеватый оттенок, это объясняется тем, что зеленый цвет художник создавал, накладывая мазки желтой глазури поверх синего ультрамарина, со временем глазурь выцвела, и проступил синей оттенок листвы. Этот "дефект" характерен для большинства работ того времени. Эта работа также подписана художником: слева на белом фоне стены здания, обвитого виноградом, прямо над лавкой можно увидеть "i VMeer". Эту работу часто сравнивают с произведениями Питера де Хоха, искусствоведы до сих пор спорят, кто из художников подражал другому.
Ян Вермеер "Маленькая улочка". Около 1657-1661 годов
По мнению исследователей, на картине изображено обычный дом представителя среднего класса, построенный во второй половине XV – начале XVI века. Дом находился по все видимости в той части города, что не пострадала при пожаре в 1536 году, однако следы многочисленных трещин, по их мнению, являются последствиями взрыва порохового склада в 1654 году. Это один из самых натуралистичных городских пейзажей своего времени, "портрет Голландии XVII века". В подобном же доме жил и сам художник.
Историки довольно долго пытались выяснить, где точно была написана картина. И согласно их исследованиям, наиболее вероятным кандидатом является район Фолдерсграхт (Voldersgracht), где, как предполагают, родился Ян Вермеер. Некоторые считают, что этот вид он писал, глядя из окна второго этажа гостиницы "Мехелен" (Mechelen), принадлежавшей его отцу.
"Вид Делфта"Около 1660-1661 годовКоролевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis), Гаага
Виды городов голландские художники редко рисовали на продажу, большинство таких картин были официальными или частными заказами. И стоимость их была не столь велика: так в 1651 году Ян ван Гойен продал свой "Вид Гааги" городским старейшинам за 650 гульденов. Это можно считать высокой ценой, на 500 гульденов в середине XVII века можно было купить небольшой дом.
"Вида Делфта" находился в доме Вермееров до самой смерти художника. Сохранился каталог аукциона по продаже вещей и картин, оставшихся после смерти Вермеера, от 16 мая 1696 года. Под номером 32 в каталоге значится этот самый вид города, который оценен в 200 гульденов, но обвал голландской экономики в конце XVII века и инфляция существенно обесценили эту сумму. Существовала еще одна работа под названием "Дом в Делфте", упоминавшаяся в том же аукционном каталоге, сейчас она считается утраченной.
Ян Вермеер «Вид Делфта» (1660-1661)
В правой части картины можно увидеть ворота городской стены (две остроконечные башенки, на которые падает тень облаков): это так называемы Роттердамские Ворота. До наших дней городская стена Делфта не сохранилась, и единственное, что сейчас можно увидеть — это Восточные ворота, которые туристы часто из-за сходства принимают за те, что изображены на картине Вермеера.
Ян Вермеер «Вид Делфта» (1660-1661), фрагмент
В центре картины видна колокольня Новой церкви (Nieuwe Kerk) и ворота Схидам, также не сохранившиеся до наших дней. Рядом с этими воротами находился дом тещи Вермеера Марии Тинс, где в то время и жила семья художника.
Широко известен тот факт, что Вермеер использовал при работе над этой картиной камеру-обскуру, т.е. этот пейзаж можно назвать фотографичным. Кстати, рентгенографические исследования показали, что те же башенки Роттердамских ворот художник сначала изобразил залитыми солнечным светом, однако позже передумал. Голландский исследователь Кеес Кальденбах (Kees Kaldenbach) смог установить, что пейзаж изображает город в начале мая. На первом плане можно увидеть двух женщин, а чуть поодаль рядом с лодкой еще три фигуры. Та же рентгенография помогла установить, что рядом с женщинами был изображен еще мужчина в широкополой шляпе, которого позже Вермеер закрасил.
Картина подписана монограммой IVM на лодке в левой части. Почти половина произведений Вермеера при его жизни и после смерти была выкуплена местным коллекционером Питером ван Рюйвеном (Pieter van Ruijven). "Вид Делфта" числился в его коллекции с 1674 года, затем переходил от одного голландского коллекционера к другому, пока в 1822 году не был приобретен государством в коллекцию Королевской галереи Маурицхёйс, где картину можно увидеть и по сей день.
"Девушка с жемчужной сережкой"Около 1665-1667 годовКоролевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis), Гаага
Благодаря фильм Питера Веббера с Колином Фертом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях, эту картину можно считать самой известной работой Вермеера. Впрочем, легендами "Девушка с жемчужной сережкой", или "Северная Мона Лиза" как ее иногда называют, обросла еще с конца XIX века. Главная изюминка этой работы – сережка, на которой сконцентрировано внимание. В XVII веке жемчуг был важным символом социального статуса.
© Королевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis)
Ян Вермеер "Девушка с жемчужной сережкой". Около 1665-1667 годов
Эту работу художника относят к жанру "tronie" (от нидерл. "голова", "лицо"), популярному в Голландии XVII века, чаще всего на таких картинах изображены неизвестные люди, иногда с необычным выражением лица, подобная серия автопортретов есть и у Рембрандта. В 1969 году она была продана на том же аукционе, что и "Вид Делфта", но цена ее тогда составила всего 17 гульденов. Точных свидетельств этому нет, историками установлен факт продажи одного из портретов-tronie на аукционе за эту сумму, но была ли это "Девушка с жемчужной сережкой" вопрос спорный.
После того аукциона картина исчезла почти на 200 лет, и была обнаружена 1881 году. Коллекционер Арнольдус Эндрис де Томбе приобрел на публичном аукционе за смехотворную цену в 2 гульдена, 30 центов. Картина была в плачевном состоянии, близком к полному уничтожению (кстати, последнюю реставрацию она перенесла сравнительно недавно в 1994 году). После смерти де Томбе в декабре 1902 года согласно его завещанию двенадцать картин из его коллекции были переданы в галерею Маурицхёйс. Среди них была и "Девушка с жемчужной сережкой", а в 1903 году картина была признана работой Вермеера. Подпись "IVMeer" находится в левом верхнем углу и она написана чуть более светлым тоном на темном фоне, так что на репродукциях ее практически невозможно увидеть. И хотя пигменты подписи сейчас невозможно проанализировать (слой краски в этом месте сильно вытерт), эксперты галереи настаивают на ее подлинности.
Личность девушки, изображенной на портрете, тоже до конца не ясна. Напомним, что сюжет фильма Веббера, основанный на одноименном романе, — это вымысел. Эксперты же в большинстве своем склоняются к мнению, что на картине изображена старшая дочь художника Мария, которой в период написания картины было 12-13 лет.
Одной из "загадок" этой картины является то, что ее героиня изображена в тюрбане, что довольно необычно: голландские девушки XVII века не носили подобных головных уборов. Исследователи творчества художника считают, что вдохновение для этой работы он черпал не в жизни, а в искусстве, проводя параллели с другой картиной – "Мальчик в тюрбане" Михаэля Свертса был написан за десять лет до "Девушки с жемчужной сережкой", и вполне возможно, что эта работа была знакома Вермееру. Желтые одежды, как жакет, надетый на девушке, часто встречаются на картинах художника. Как предполагают некоторые искусствоведы, этот жакет принадлежал жене Вермеера и его модели, в числе которых была и сама супруга и его дочери, часто надевали его.
Подготовила Наталья Попова
ria.ru
Ян Вермеер в Лувре - История красоты
Новость из мира искусстваЯн Вермеер (1632-1675). Дама, пишущая письмо, со своей служанкой, между 1670-1671. Национальная галерея Ирландии, Дублин
В парижском Лувре 22 февраля открылась долгожданная выставка "Вермеер и мастера жанровой живописи". Подготовка выставки заняла около пяти лет. Необычность ее заключается в том, что впервые за долгие годы в Париже выставлены 12 работ кисти знаменитого голландца, а всего его шедевров в разных музеям мира с подтверждённым авторством - 34! Экспозиция продлится до 22 мая 2017 года.Выставка "Вермеер и мастера жанровой живописи" в Лувре стала крупнейшей ретроспективой нидерландского живописца во Франции.
Молочница, 1658. Рейксмюсеум, Амстердам
Выставка организована в партнерстве с Национальной галереей Ирландии в Дублине и Национальной галереей искусств в Вашингтоне (США), и, помимо картин самого Вермеера, представляет работы его современников, в том числе Герарда Доу, Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха.В работах Вермеера огромную роль играют символы и знаки, часто ими он зашифровывает библейские аллегории, вопросы морали и нравственности, выбора и любви. Так, например, весы в руках у героини картины "Женщина с весами" символизируют предстоящий в конце жизни - Божий Суд, на котором будут "взвешены" все помыслы и поступки.
Женщина, держащая весы, между 1662–1665. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Среди работ мастера - "Астроном", "Кружевница", "Женщина с жемчужным ожерельем". Как и у других голландских живописцев того времени, герои картин - обычные люди. В каждом сюжете большое внимание уделено деталям.
Астроном, 1668. Лувр, Париж
Кружевница, 1664. Лувр. Париж
>Женщина с жемчужным ожерельем, 1662-1665. Берлинская картинная галерея, Берлин
"Девушка с жемчужной серёжкой" - одна из наиболее известных картин Яна Вермеера. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой. Первое название картины было "Девушка в тюрбане".
Девушка с жемчужной серёжкой, 1665. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага
На выставке также представлены такие полотна Вермеера, как "Гитаристка", "Географ", "Девушка, сидящая за вирджиналем".
Гитаристка, 1600-е. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Географ, 1669. Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне
Девушка, сидящая за вирджиналем, 1670-1672. Лондонская национальная галерея
Работы других голландских художников, в частности Геррита Доу, Герарда Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха и Габриеля Метсю показывают место Вермеера среди мастеров жанровой живописи. Все они жили и творили в разных городах Республики Соединённых Провинций Нидерландов, но в их картинах заметно сходство стиля, тематики, композиции и техники.
Ян Вермеер. Женщина, держащая весы, 1664. Питер де Хох, Женщина, держащая весы, 1664
Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо, 1670. Габриель Метсю. Женщина, читающая письмо, 1664-1666.
Ян Вермеер. Дама, сидящая за вирджиналом, 1670-1672. Франц ван Мирис. Дует, 1658
Загадочный Вермеер Делфтский
Вермеер родился в Делфте 31 октября 1632 года, прожил всего 43 года и умер при странных обстоятельствах. Современники полагали, что причиной быстрой и ранней смерти была нервная истощённость художника, связанная с семейными проблемами и бедностью. У Яна Вермеера и его жены Катарины было 15 детей, при этом беременностей у Катарины было ещё больше, иногда дети умирали новорождёнными. Катарину можно увидеть в работах Вермеера, хотя и не так часто, как, например, Саскию Рембрандта. Вермеер был его последователем и опосредованным, через Карела Фабрициуса, учеником. Беременную Катарину мы видим на картине "Женщина с весами".Тёща Вермеера - жёсткая и волевая Мария Болнес, дала согласие на брак дочери с художником только после того, как рождённый в протестантской семье Ян принял католичество. Мария настояла на том, чтобы семья дочери жила в её доме. Всю жизнь Вермеер страдал от тяжёлого характера Марии, которая оказывала влияние на дочь и недолюбливала зятя за неумение зарабатывать деньги. Особое недовольство Марии вызывала медлительность зятя.
У сводницы, 1656. Дрезденская картинная галерея, Дрезден
Считается, что персонаж на картине "У сводницы", стоящий слева - автопортрет художника.Вермеер умер на пороге нищеты. Начавшаяся в 1672 году война изменила рынок картин, их прекратили покупать. Художники практически перестали получать заказы. Чтобы содержать семью, Ян вынужден был влезть в кредиты и продать почти все оставшиеся у него работы. В 1675 году Вермеер скоропостижно и без явных причин скончался.
Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера, 1656
После смерти Марии вдова Вермеера Катарина вынуждена была отказаться от наследства и раздать долги кредиторам. Катарина напишет в дневниках, что "Ян умер, потому что стыдился разорения". В сохранившейся описи предметов можно найти много вещей, использованных в произведениях Яна Вермеера. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины с оторочкой из горностая. Это был праздничный жакет Катарины, который художник любил и просил для своих моделей.
Дама, пишущая письмо, 1665. Национальная галерея искусства, Вашингтон
До середины XIX века работы Вермеера считались третьесортными, пылились в запасниках и рядовых частных коллекциях. Художник был "открыт" искусствоведами Густавом Ваагеном и Теофилом Тор-Бюргером, которые упоминали о возможных 66 произведениях. Только во второй половине двадцатого века Ян Вермеер был признан величайшим художником "Золотого голландского века".
Урок музыки, 1662-1665
Вермеер был самым талантливым в "Гильдии Святого Луки" - самом крупном объединении художников Делфта. За всю жизнь он написал не более 40 - 45 работ ( часть из них утрачена), в то время как коллеги зарабатывали на портретах, рисуя их по несколько штук в месяц. Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко.Всего на сегодняшний день известно о 34 работах художника, и существует ещё как минимум три, авторство которых приписывается Вермееру, среди них "Девушка с флейтой".
Девушка с флейтой, 1665–1670, предположительно, принадлежащая кисти Яна Вермеера
Картина Вермеера "Концерт" была украдена 18 марта 1990 года из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. О её судьбе до сих пор ничего неизвестно.
Некоторые интерьерные работы художника изначально писались для "коробочек" - популярного способа представления картин в Делфте. Работа помещалась в специальный ящик со свечами, в ящике проделывались дырочки. Глядя на картину через них, можно было увидеть некоторую трёхмерность пространства. Одна из таких коробочек сохранилась и выставлена в Национальной галерее Лондона.
Ян Вермеер. Вид Дельфта. 1661. Маурицхёйс, Гаага
Яна Вермеера считают непревзойдённым мастером работы со светом, больше никто и никогда не смог повторить такую тонкую передачу света и тени. Неизвестно, что именно позволяло художнику достигать таких результатов: талант, технические приспособления, специальные краски, которые он делал сам из очень дорогих пигментов, или уникальное сочетание всех этих факторов.
Маленькая улица, 1657. Государственный музей, Амстердам
Ян Вермеер был одним из первых художников, кто воспользовался камерой-обскурой в работе над картинами. Следы использования камеры можно заметить, например, в неестественном блеске металлических предметов и белизне некоторых деталей. Тщательное изучение полотен Вермеера показало, что почти две трети из них написаны в одном и том же помещении, вероятно, на чердаке его дома.
Женщина в красной шляпе, 1665-1666. Национальная галерея, Вашингтон
Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них - безусловно талантливая "Христос в Эммаусе") не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном. К моменту разоблачения Меегерен сумел продать несколько работ на сумму около 30 миллионов долларов в перерасчёте на современный курс. При этом "подлинность" произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики.
Картина Хана ван Меегерена "Христос в Эммаусе", выдававшаяся за работу Яна Вермеера.
Ян Вермеер Дельфтский жил недолго, написал мало, был открыт поздно, зато сейчас очень популярен. Практически ни одну из его оставшихся работ нельзя гарантированно застать на месте. Они путешествуют из музея в музей, собирая тысячи зрителей. Самая "гастролирующая" работа Вермеера - "Девушка с жемчужной серёжкой", принадлежит Гаагскому музею. Иногда её гастроли, например по Японии и Америке, затягиваются на годы.Больше всего картин Вермеера принадлежит музеям и частным коллекционерам в США. В России нет ни одного произведения этого голландского художника.http://www.aif.ru/culture/person/1012671http://www.theartnewspaper.ru/posts/4116/
bellezza-storia.livejournal.com
1 | «Диана со спутницами»[К 2](Diana en haar Nimfen)ок. 1653—1654 | Холст, масло97,8 × 104,6 | Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага[6](поступила в 1876; куплена за 10 000 франков из собрания Нэвилла Голдсмида[de]) | [7] | |
2 | «Христос в доме Марфы и Марии»(Christus in het huis van Martha en Maria)ок. 1654—1656 | Холст, масло158,5 × 141,5 | Национальная галерея Шотландии, Эдинбург[8](поступила в 1927 году из собрания Уильяма Аллана Коатса) | [9] | |
3 | «Сводница»[К 3](De koppelaarster)1656 | Холст, масло143 × 130 | Галерея старых мастеров, Дрезден[11](поступила из собрания курфюрста Саксонского Фридриха Августа II (1696—1763)) | [12] | |
4 | «Спящая девушка»[К 4](Een slapent vrouwtje)ок. 1656—1657 | Холст, масло87,6 × 76,5 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк[15](поступила в 1913 году из собрания Бенжамина Олтмана[en]) | [16] | |
5 | «Девушка, читающая письмо у открытого окна»[К 5](Brieflezend meisje bij het venster)ок. 1657—1659 | Холст, масло83 × 64,5 | Галерея старых мастеров, Дрезден[17](поступила из собрания курфюрста Саксонского Фридриха Августа II (1696—1763)) | [18] | |
6 | «Офицер и смеющаяся девушка»[К 6](De soldaat en het lachende meisje)ок. 1657 | Холст, масло50,5 × 46 | Коллекция Фрика, Нью-Йорк[19](куплена в 1911 году Генри Фриком из коллекции Сэмюэла Джозефа) | [20] | |
7 | «Бокал вина»(Het glas wijn)ок. 1658—1660 | Холст, масло67,7 × 79,6 | Картинная галерея, Берлин[21](приобретена в 1901 году из коллекции Генри Фрэнсиса Пэлем-Клинтон-Хоупа) | [22] | |
8 | «Молочница»[К 7](Het melkmeisje)ок. 1660 | Холст, масло45,5 × 41 | Рейксмюсеум, Амстердам[24](приобретена в 1908 году из коллекции семьи Сиксов по распоряжению Голландского правительства) | [25] | |
9 | «Маленькая улица»[К 8](Het straatje)ок. 1658—1661 | Холст, масло54,3 × 44 | Рейксмюсеум, Амстердам[28](поступила в 1921 году из коллекции сэра Генриха Детердинга) | [29] | |
10 | «Девушка с бокалом вина»[К 9](Dame en twee heren)ок. 1658—1661 | Холст, масло78 × 67 | Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг[31](поступила до 1710 года из коллекции Антона Ульриха Брауншвейгского) | [32] | |
11 | «Прерванный урок музыки»(Onderbreking van de muziek)ок. 1659—1661 | Холст, масло39,4 × 44,5 | Коллекция Фрика, Нью-Йорк[33](куплена в 1901 году Генри Фриком из коллекции миссис Левис Фрай) | [34] | |
12 | «Вид Делфта»(Gezicht op Delft)ок. 1660—1661 | Холст, масло96,5 × 115,7 | Маурицхёйс, Гаага[35](в 1822 году куплена королём Нидерландов Виллемом I для Маурицхёйса) | [36] | |
13 | «Урок музыки»(De muziekles)ок. 1662—1665 | Холст, масло74,1 × 64,6 | Королевская коллекция Елизаветы II, Лондон[37](куплена в 1762 году королём Георгом III у Джозефа Смита) | [38] | |
14 | «Молодая женщина с кувшином воды»(Vrouw met waterkan)ок. 1662—1664 | Холст, масло45,7 × 40,6 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк[39](дар Генри Маркванда[en] в 1889 году) | [40] | |
15 | «Женщина с лютней[en]»(De luitspeelster)ок. 1662—1664 | Холст, масло51,4 × 45,7 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк[41](передана музею Коллисом Хантингтоном) | [42] | |
16 | «Женщина, читающая письмо»[К 10] (Brieflezende vrouw)ок. 1663 | Холст, масло46,5 × 39 | Рейксмюсеум, Амстердам[44](поступила в музей в 1885 году) | [45] | |
17 | «Женщина с жемчужным ожерельем»[К 11](Vrouw met parelsnoer)ок. 1663—1664 | Холст, масло56,1 × 47,4 | Картинная галерея, Берлин[47](куплена в 1874 году у коллекционера Бартольда Суэрмондта) | [48] | |
18 | «Женщина, держащая весы»[К 12](Vrouw met weegschaal)ок. 1663—1664 | Холст, масло40,3× 35,6 | Национальная галерея искусства, Вашингтон[50](дар семьи Уайднер[en] в 1942 году) | [51] | |
19 | «Концерт»(Het concert)ок. 1663—1666 | Холст, масло75,2 × 64,7 | местонахождение неизвестно;в 1990 году украден из Музея Изабеллы Стюарт Гарден, Бостон[52](куплена в 1892 году на аукционе коллекции Теофиля Торе-Бюргера[en]) | [53] | |
20 | «Женщина, пишущая письмо[en]»(Schrijvend meisje)ок. 1665—1667 | Холст, масло45 × 39,9 | Национальная галерея искусства, Вашингтон[54](передана в дар галерее Гарри и Хорасом Хэвемайерами в 1962 году) | [55] | |
21 | «Девушка с жемчужной серёжкой»(Het meisje met de parel)ок. 1665—1667 | Холст, масло44,5 × 39 | Маурицхёйс, Гаага[56](поступила в 1903 году по завещанию Арнольдуса Андриса де Томба) | [57] | |
22 | «Портрет молодой девушки»(Meisjeskopje)ок. 1665—1667 | Холст, масло44,5 × 40 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк[58](передана в дар в 1979 году Чарльзом[en] и Джейн Райтменами[en]) | [59] | |
23 | «Женщина в красной шляпе»(Meisje met de rode hoed)ок. 1665—1667 | Холст, масло22,8 × 18 | Национальная галерея искусства, Вашингтон[60](передана в дар в 1937 году Уильямом Эндрю Меллоном) | [61] | |
24 | «Хозяйка и служанка»[К 13](Dame en dienstbode)ок. 1666—1667 | Холст, масло90,2 × 78,7 | Коллекция Фрика, Нью-Йорк[63](приобретена в 1919 году Генри Фриком у неизвестного лица) | [64] | |
25 | «Мастерская художника»[К 14](Workshop van de kunstenaar)ок. 1666—1668 | Холст, масло120 × 100 | Музей истории искусств, Вена[66](в коллекции музея с 1945 года; ранее принадлежала чешскому графскому роду Чернины) | [67] | |
26 | «Астроном»(De astronoom)1668 | Холст, масло51,5 × 45,5 | Лувр, Париж[68](поступила в 1982 году из коллекции Ротшильдов) | [69] | |
27 | «Географ»(De geograaf)1669 | Холст, масло51,6 × 45,4 | Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне[70](в 1885 году куплена за 9000 крон у Адольфа Иосифа Боша) | [71] | |
28 | «Кружевница»(De kantwerkster)ок. 1669—1670 | Холст, масло23,9 × 20,5 | Лувр, Париж[72](поступила в 1870 году из коллекции барона Анны Виллема Карела ван Нагелла[nl]) | [73] | |
29 | «Любовное письмо»(De liefdesbrief)ок. 1667—1670 | Холст, масло44 × 38 | Рейксмюсеум, Амстердам[74](поступила в 1892 году) | [75] | |
30 | «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой»[К 15](Schrijvende vrouw met dienstbode)ок. 1670—1671 | Холст, масло72,2 × 59,7 | Национальная галерея Ирландии, Дублин[77](поступила в 1993 году из коллекции Альфреда Бейта) | [78] | |
31 | «Гитаристка»[К 16](De gitaarspeelster)ок. 1669—1672 | Холст, масло51,4 × 45 | Кенвуд-хаус, Лондон[80](поступила в 1927 году; до этого в коллекции Эдварда Гиннеса, 1-го графа Айви[en]) | [81] | |
32 | «Дама, стоящая у вирджиналя»[К 17](Staande virginaalspeelster)ок. 1670—1672 | Холст, масло51,8 × 45,2 | Национальная галерея, Лондон[83](поступила в 1892 году; до этого в коллекции Теофиля Торе-Бюргера[en]) | [84] | |
33 | «Аллегория веры»(Allegorie op het geloof)ок. 1671—1674 | Холст, масло114,3 × 88,9 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк[85](поступила в 1931 году из коллекции Майкла Фридсема) | [86] | |
34 | «Дама, сидящая за вирджиналем[en]»[К 18](Zittende virginaalspeelster)ок. 1672—1675 | Холст, масло51,5 × 45,6 | Национальная галерея, Лондон[87](поступила в 1909 году из коллекции Джорджа Салтинга) | [88] |
ru-wiki.org
Ян Вермеер – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge
Ян Вермеер (1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.
О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.
О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно, огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.
20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.
В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.
Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.
В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.
К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.
В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.
Ян Вермеер (1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.
О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.
О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно, огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.
20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.
В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.
Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.
В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.
К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.
В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.
Сохранитьartchallenge.ru
Список картин Яна Вермеера — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ниже перечислены полотна Яна Вермеера.
Все работы, авторство которых не вызывает сомнения
1 | «Диана со спутницами» | 1653/1654 | 97,8 × 104,6 см. Холст, масло. | Маурицхёйс, Гаага. | |
2 | «Христос в доме Марфы и Марии (англ.)русск.» | 1654/1656 | 158,5 × 141,5 см. Холст, масло. | Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. | |
3 | «Сводница» | 1656 | 143 × 130 см. Холст, масло. | Галерея старых мастеров, Дрезден. | |
4 | «Спящая девушка» | 1656/1657 | 87,6 × 76,5 см. Холст, масло. | Метрополитен-музей, Нью-Йорк. | |
5 | «Офицер и смеющаяся девушка» | 1657 | 50,48 × 46,04 см. Холст, масло. | Коллекция Фрика, Нью-Йорк. | |
6 | «Девушка, читающая письмо у открытого окна» | 1657/1659 | 83 × 64,5 см. Холст, масло. | Галерея старых мастеров, Дрезден. | |
7 | «Маленькая улица» | 1658 | 54,3 × 44 см. Холст, масло. | Рейксмюзеум, Амстердам | |
8 | «Молочница» | 1658 | 45,5 × 41 см. Холст, масло. | Рейксмюзеум, Амстердам. | |
9 | «Прерванный урок музыки» | 1658/1659 | 39,37 × 44,45 см. Холст, масло. | Коллекция Фрика, Нью-Йорк. | |
10 | «Бокал вина» | 1658/1660 | 65 × 77 см. Холст, масло. | Старая национальная галерея, Берлин. | |
11 | «Девушка с бокалом вина (англ.)русск.» | 1659/1660 | 78 × 67 см. Холст, масло. | Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг. | |
12 | «Вид Дельфта» | 1660/1661 | 96,5 × 115,7 см. Холст, масло. | Маурицхёйс, Гаага. | |
13 | «Молодая женщина с кувшином воды» | 1662 | 45,7 × 40,6 см. Холст, масло. | Метрополитен-музей, Нью-Йорк. | |
14 | «Женщина, читающая письмо» | 1662/1663 | 46,5 × 39 см. Холст, масло. | Рейксмюзеум, Амстердам. | |
15 | «Женщина с лютней (англ.)русск.» | 1662/1663 | 51,4 × 45,7 см. Холст, масло. | Метрополитен-музей, Нью-Йорк. | |
16 | «Урок музыки» | 1662/1665 | 73,3 × 64,5 см. Холст, масло. | Королевская коллекция в Букингемском дворце | |
17 | «Женщина с жемчужным ожерельем» | 1662/1665 | 55 × 45 см. Холст, масло. | Старая национальная галерея, Берлин. | |
18 | «Концерт[убрать шаблон]» | 1663/1666 | 72,5 × 64,7 см. Холст, масло. | Украдена 18 марта 1990 года из музея Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. | |
19 | «Женщина, держащая весы» | 1664 | 42,5 × 38 см. Холст, масло. | Национальная галерея искусства, Вашингтон | |
20 | «Дама, пишущая письмо (англ.)русск.» | 1665 | 45 × 39,9 см. Холст, масло. | Национальная галерея искусства, Вашингтон | |
21 | «Девушка с жемчужной сережкой» | 1665 | 44,5 × 39 см. Холст, масло. | Маурицхёйс, Гаага. | |
22 | «Женщина в красной шляпе» | 1665/1666 | 23,2 × 18,1 см. Холст, масло. | Национальная галерея искусства, Вашингтон | |
23 | «Аллегория живописи» | 1665/1666 | 120 × 100 см. Холст, масло. | Музей истории искусств, Вена | |
24 | «Портрет молодой девушки» | 1665/1667 | 44,5 × 40 см. Холст, масло. | Метрополитен-музей, Нью-Йорк. | |
25 | «Хозяйка и служанка (англ.)русск.» | 1666/1667 | 90,17 × 78,74 см. Холст, масло. | Коллекция Фрика, Нью-Йорк. | |
26 | «Астроном» | 1668 | 55,1 × 45,5 см. Холст, масло. | Лувр, Париж | |
27 | «Географ» | 1669 | 52 × 45 см. Холст, масло. | Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне | |
28 | «Любовное письмо» | 1669 | 44 × 38,5 см. Холст, масло. | Рейксмюзеум, Амстердам. | |
29 | «Кружевница» | 1669/1670 | 24 × 21 см. Холст, масло. | Лувр, Париж | |
30 | «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой (англ.)русск.» | 1670 | 71,1 × 60,5 см. Холст, масло. | Национальная галерея Ирландии, Дублин | |
31 | «Гитаристка (англ.)русск.» | 1670/1672 | 53 × 46,3 см. Холст, масло. | Кенвуд-хаус, Лондон. | |
32 | «Аллегория веры (англ.)русск.» | 1670/1672 | 114,3 × 88,9 см. Холст, масло. | Метрополитен-музей, Нью-Йорк. | |
33 | «Дама, стоящая у вирджиналя» | 1670/1672 | 51,7 × 45,2 см. Холст, масло. | Лондонская Национальная галерея. | |
34 | «Дама, сидящая за вирджиналем (англ.)русск.» | 1670/1672 | 51,5 × 45,5 см. Холст, масло. | Лондонская Национальная галерея. |
Дискуссионные работы
Напишите отзыв о статье "Список картин Яна Вермеера"
Отрывок, характеризующий Список картин Яна Вермеера
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались. – Отчего же вы не хотите? – спросила она опять. Никто не отвечал. Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд. – Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил: – Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба. – Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности. – Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас… Но голос ее заглушали голоса толпы. – Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего! Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко. – Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе. Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина. Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим. То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее. «Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями. «Душенька», – повторила она. «Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее. – Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам.
17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.
wiki-org.ru