Леонардо да Винчи, «Святой Иероним». История одной картины. Картина святейшие забавы
20 самых странных икон мира. Такие могут навсегда сломать хрупкую психику!
В иконописи существует множество канонов, из-за чего богомазы дать волю фантазии и рисуют то, что им хочется. Икона должна соответствовать определенным иконописным традициям! Впрочем, из каждого правила есть исключение. Глядя на некоторые старинные иконы, диву даешься: неужели раньше люди и правда молились на эти странные изображения?
Редакция «ОФИГЕННО» предлагает тебе познакомиться с двадцатью самыми необычными иконами мира. У современных верующих они могут вызвать неловкие чувства!
Смесоипостасная Троица Пожалуй, самым необычными иконами являются смесоипостасные изображения Святой Троицы. В таком изображении лики Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа мало того, что ничем не отличаются друг от друга, так еще и сведены в один образ с тремя лицами и четырьмя глазами!
Такое изображение символизировало единство и неразделимость Святой Троицы. Сейчас подобные иконы — большая редкость, хотя еще лет 300 назад они были довольно распространены. В XVIII веке был издан специальный указ Священного Синода, запрещавший подобные рисунки.
Тобольская икона «Троица». Неизвестный автор. 1729 год
Директор музея религии Сергей Кузьмин с редкой русской иконой. Август 1941-го
Икона «Святая Троица» колумбийского художника Грегорио Васкеса де Арсе-и-Себальоса. 1697 год
Христофор Песьеглавец Еще один незабываемый образ — это изображение святого мученика Христофора Песьеглавца. Наиболее распространенная версия гласит, что собачья голова символизирует его свирепость в борьбе с язычниками, однако существуют легенды, что он принадлежал к таинственной расе песьеголовцев.
В России иконы Христофора с собачьей головой были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая (1 июня) 1722 года. После этого большинство таких изображений были уничтожены или перерисованы. И лишь старообрядцы не покорились господствующей церкви и продолжали чтить Песьеглавца.
Кстати, в свияжской иконописной традиции Христофор изображался не с собачьей, а с лошадиной головой.
Икона мученика Христофора XVII века из художественного музея Череповца
ofigenno.com
Развлечения и игры дворянской эпохи. КАРТЫ
«Помещичья жизнь – любопытная страничка истории... Сколько бы я не изучал старинных усадеб, никогда нельзя почувствовать усталости и пресыщенности», – писал в начале XX века известный исследователь русской дворянской усадьбы Ю. И. Шамурин.Представляют интерес способы свободного времяпровождения, развлечения в «дворянских гнездах» эпохи русского романтизма, эпохи поэзии Державина, Карамзина, Жуковского, Батюшкова и взлета поэзии Пушкина и Лермонтова.
Хлебосольство и радушное гостеприимство было в большой чести в указанное время. Любили русские дворяне ездить в гости из одного села в другое «хлеб-соль кушать, песенок послушать». В те годы в приеме гостей наблюдались тонкие различия сословных отношений. «Лица высшего звания, занимавшие значительные посты, и члены их семейств подъезжали прямо к крыльцу дома, другие въезжали во двор, но останавливались на некотором расстоянии от крыльца и шли к нему пешком; те, которые почитали себя гораздо низшими пред хозяином, останавливались у ворот и проходили пешком через весь двор. <...> Со стороны хозяина встреча гостя также соразмерялась с его достоинством <...>. Важных гостей полагалось встречать у крыльца, других – в сенях, третьих – в парадных комнатах». С «мелкими же соседями» совсем не церемонились – «не смели они войти на парадное крыльцо, а все через девичье старались».
До середины XIX века сохранялся обычай делать несколько встреч гостю, которого хозяин особенно чествовал и который по служебным, семейным и общественным условиям требовал уважения. В этом случае, у ворот важного гостя встречало лицо низшего звания в доме, у крыльца дворецкий или управляющий, а в дом провожала сама хозяйка или хозяин, предварительно распахивая перед ним двери.Те дворяне, которые жили открыто и гостеприимно, охотно принимали по воскресеньям соседей по поместью. Но «дальних» гостей, преимущественно большую родню, ждали и в любое время. «Слышимый издали звон колокольчиков извещал о их прибытии <...> Вот показывалась большая карета, а за ней еще несколько экипажей и телег, в которых тащился весь причет слуг и служанок».Над каретою, как правило, были прикреплены плоские ящики, обитые кожею, в которые можно было помещать дамские платья, не складывая их, а на запятках укреплялись один над другим сундуки. Внутри же кареты были устроены выдававшиеся наружу погребцы – «неизбежные спутники любящих путешествовать помещиков. В одном из них укладывали провизию: хлеб, печеные яйца, жареные куры и цыплята, ветчина и т. д. Под крышкою другого находился поднос, а на нем красовалась спящая под деревом невинная пастушка, украшавшая чайный прибор – изображение, без сомнения, полезное», – пишет В. А. Соллогуб в повести «Тарантас», – «К чайнику соседился стеклянный графин с чаем, другой, подобный ему, с ромом, два стакана, молочник и мелкие принадлежности чайного удовольствия».
Поводом для приема гостей становилось любое событие – свадебный сговор, приезд в отпуск сына, крестины, родины, именины и т.д. Обнаружить во всем блеске свое хлебосольство, умение угощать и развлекать гостей, помещики могли и во время православных праздников – на Рождество, Масленицу, Свят- ки, Троицу и Пасху. В этих случаях съезжались и родные, и знакомые. Лошадьми, экипажами или санями «застанавливалась» значительная часть большого двора, потому и говорили о том, «что у такого-то гостей полный двор или целый обоз».
Гостями «дом был всегда набит битком» и у «села Тархан помещицы гвардии поручицы Е. А. Арсеньевой». Выросшая в обстановке «широкого гостеприимства», она и двери своего дома всегда держала открытыми. О том, как «тоску размыкивали» ее многочисленные гости сохранилось достаточно свидетельств. Одно из них – отставного капитана, в молодости своей бывавшего в Тарханах в «сообществе своих товарищей». На вопрос А. Н. Корсакова, собиравшего сведения о Лермонтове, запомнил ли он поэта, когда-то бравый военный ответил: «Видал-с... но мало внимания обращал. Больше игра в карты занимала».
Дорогов Александр Матвеевич. «Игроки», 1840 г.
Нигде карты не вошли в такое употребление, как в России. «Они в нашей жизни – одно из неизбежных стихий», – констатировал П.А. Вяземский в «Записной книжке». Очень продолжительное время игра эта служила мерилом нравственного достоинства человека. «Он приятный игрок» – такая похвала была достаточна, чтобы благоприятно утвердить человека в обществе. И, напротив, сострадание того же общества вызывал игрок, начинавший забывать козыри, т.к. в этом усматривали приметы упадка умственных сил. Многие современники Лермонтова относились к этому занятию как к своего рода остроумию и веселости. Дядюшка А. С. Пушкина, азартный и иногда успешный игрок, развлекая себя картами, шутливо утверждал:
... Без карт не можно жить.Кто ими в обществе себя не занимает,Воспитан дурно тот и скучен всем бывает.
Тарханская барыня скучною для гостей своего дома не бывала. «Всякий день непременно играет и не может просидеть без карт», – писала об Елизавете Алексеевне ее дальняя родственница. «Эта добрая женщина так тяжела в картах, не соглашается с нами по маленькой цене, и делает свои спикуляции игрою».
Допускала «спикуляции» Елизавета Алексеевна в новой, входящей в моду, игре, названной «проферансы», т. е. преферанс. Столики, предназначенные для карточных забав, называли ломберными. Они имели четырехугольную форму. Возле каждого, желавшего испытать судьбу, лежали мел, которым производились расчеты и записывались ставки, а присутствующей там же щеточкой ненужное счищалось.Преферанс относили к разряду игр коммерческих вместе с не менее популярными в те годы бостоном, вистом, ералашем и ломбером. Эти «жадной скуки сыновья» (по определению А. С. Пушкина) были построены по очень сложным правилам. Все игравшие в них могли пытаться просчитать свои ходы, выработать стратегию, и считалось, что в них проиграть было невозможно. Подобное времяпровождение было приятным.
«Они сели за зеленый стол и не вставали уже до ужина... почтмейстер, взявший в руки карты, тот же час выразил на лице своем мыслящую физиономию, покрыл нижней губою верхнюю и сохранил такое положение во все время игры. Выходя с фигуры, он ударял по столу крепко рукою, приговаривая, если была дама: «Пошла, старая попадья!», если же король: «Пошел, тамбовский мужик!». А председатель приговаривал: «А я его по усам! А я его по усам!».Как правило, сцены, завершающие подобную игру, описанную Н.В. Гоголем в повести «Старосветские помещики», носили идиллический характер. Даже споры не выходили за правила приличий, они были недопустимы и тоже входили в удовольствие игры, хотя и вызывали некоторое волнение. А по ее окончании «спорили, как водится, довольно громко... Приезжий наш гость делал это даже очень приятно. Никогда он не говорил: “вы пошли”, но “вы изволили пойти”, “я имел честь покрыть вашу двойку” и тому подобное».
В коммерческие игры играли на деньги, а в провинции, в семейном или дружественном кругу, – на щелчки в лоб или другие, подобные забавные наказания. Здесь проигрыш или выигрыш был только предлогом для возбуждения интереса к игре и не порождал азарта – «брани никогда за игрою не бывало, и чаще все оканчивалось общим хохотом, потому что старушка Пронская непременно на смех кого-нибудь обсчитывала или обманывала и потом сама же и объявляла об этом». Такая игра в карты, описанная в романе Д. Бегичева «Семейство Холмских» – характерная деталь провинциального быта. Она окружалась ореолом уюта семейной жизни, своеобразной «поэзией невинных развлечений».
Совсем иная атмосфера царила во время игр, входивших в категорию азартных, сколько бы их не запрещали, как не пробовали бороться с ними русские императоры, начиная с Петра I, все было бесполезно! Две одинаково сильные страсти – мечта о мгновенном обогащении и жажда острых ощущений – толкали, по мнению, Ю.М. Лотмана, людей к зеленому сукну ломберных столиков. Меньше всего они служили «забавою или отдохновением посреди своей семьи». Азартные игры строились так, что игрок вынужден принимать решение, не имея никакой информации, потому что играл он не с человеком, а со случаем. Если во время развлечения в неазартные игры допустимы были шутки и сдержанно-шутливый тон считался приличным, то в азартных играх подобные вольности никогда не допускались. Игра совершалась в полном молчании, допускались только реплики, имеющие отношение к драме, разыгрываемой за столом.По глубокому убеждению П. А. Вяземского эти забавы стали родом «битвы “на жизнь и на смерть”, они имеют свое волнение и свою поэзию», — записал он в «Старой записной книжке»: – «Хороша и благородна ли эта страсть – другой вопрос. После удовольствия выигрывать нет большего удовольствия проигрывать».
Федотов Павел Андреевич. "Игроки", 1852 г.
Выигрыши и проигрыши бывали огромные – за карточными столами составлялись и рушились состояния. Известна скандальная история, нашумевшая в 1802 г. в Москве, когда Александр Николаевич Голицын, картежник и мот, проиграл свою жену Марию Гавриловну графу Льву Кирилловичу Разумовскому. Этот случай Лермонтову был знаком. В поэме «Тамбовская казначейша» старый казначей проигрывает заезжему красавцу улану, влюбленному в его жену, «свой старый дом и все, что в нем или при нем. ...коляску, дрожки, трех лошадей, два хомута, всю мебель, женины сережки все, короче – все, все дочиста». В конце игры, «отчаяния и злости полный», он:
...просит важно позволениялишь талью прометнуть одну,Но с тем, чтоб отыграть именьеИль проиграть уж и жену.
Его судьбу определила одна из самых популярных азартных карточных игр – «фараон», которая не допускала шуток. Играющие в них делились на банкомета, который метал карты и понтера. Игра чаще всего происходила один на один. Как, например, в «Пиковой даме» Пушкина между Германом и Чекалинским. Остальные превращались в зрителей. Смысл игры в «фараон» был несложным.Герой повести «Жизнь игрока, рассказанная им самим» так объясняет партнеру, который не знал, как «ставить карту»: «Это очень просто, – возразил я, – выдерни наудачу какую-нибудь, положи ее на стол, а на нее наклади сколько хочешь денег. Я из другой колоды буду метать две кучки; когда карта, подобная твоей выйдет на мою сторону, то я беру твои деньги; а когда выпадет на твою, то ты получишь от меня столько же, сколько ставил на свою карту».
Гюстав Кайботт (1848—1894). "Игра в карты"
Чтобы избежать плутовства, для каждой игры распечатывали новую колоду, причем колода полагалась каждому игроку и банкомету. Опытные игроки вскрывали колоду, заклеенную крест-накрест с особым шиком: колоду брали в левую руку, крепко сжимали, так что заклейки с треском лопались. По тому, как партнеры брали карты в руки, сразу виден был навык, его принадлежность к клану «своих». Использованную колоду после каждой тальи кидали под стол. Иногда же туда падали деньги – их не принято было подбирать, считалось дурным тоном, а еще – из суеверия. Рассказывали анекдот, как Афанасий Фет во время игры нагнулся, чтобы поднять небольшого достоинства ассигнацию, а Лев Толстой, его приятель, запалив у свечи сотенную бумажку, посветил ему, чтобы облегчить поиски. «Подобно тому, как в эпоху барокко мир воспринимался в виде огромной, созданной Господом книги... так карты и карточная игра в конце XVIII и начале XIX века... сделались своеобразной моделью жизни». К этому убеждению пришел Ю. М. Лотман, анализируя быт и традиции русского дворянства того времени.Карты стали своеобразной «светской болезнью», настоящею «раной гостиных», по образному выражению В. Одоевского.«Положил руку» на эту рану, попытался проанализировать страсть к игре Лермонтов в драме «Маскарад». Его Арбенин, в ответ на реплику оскорбленного Звездича:
«Да в вас нет ничего святого,Вы человек или демон?» – говорит:«Я – игрок!. . . . . . . . . . . . . .Жизнь – банк, рок мечет, я играю,И правила игры я к людям применяю».
Автор: научный сотрудник музея-заповедника "Тарханы" Е.Б. Родина.Источник: "Тарханский вестник" №22, лл. 92-118
Петров Николай Петрович (1834 - 1876). "Карточная игра. Эскиз"
Кустодиев Борис Михайлович. "Игра в вист", 1905 г.
Неизвестный художник. "Великосветский салон", 1830-е гг.
Фредерик Даниэль Харди. "Пересдача", 1877 г.
К. А. Трутовский. "Игра в карты", 1861 г.
museum-tarhany.livejournal.com
Игры в светских гостиных Петербурга в 19 веке
Игры были непременной принадлежностью светских гостиных. Салонные игры, их называли petit-jeux, создавали атмосферу непринужденности и шутки. Игроки демонстрировали быструю реакцию, умение импровизировать, иногда рифмовать.Самые распространенные игры - «рифмы», «почта», «биография», «общественное мнение», «друзья», «письмо», а также шарады и каламбуры, живые картины.Также была популярна игра- флирт цветов. Существовала еще одна разновидность этой игры под названием "Шутки Купидона".Молодых дворян увлекали более подвижные развлечения с элементом шалости и легкого дурачества - «музыкальные стулья», «перышко», фанты.Одной из самых любимых игр были театральные шарады. Участники делились на две группы: «актеры» и «зрители». Актеры задумывали и разыгрывали загадку на сцене, а зрители отгадывали ее.Например, из слова чу-жест-ранец создавалось три маленьких спектакля, каждый из которых изображал отдельную часть слова. Зрители пытались отгадать, что бы могла означать каждая сценка, если это не удавалось, актеров просили представить целое слово, и тогда игрался четвертый спектакль. Шарады доставляли радость лицедейства, давали возможность придумывать костюмы, декорации, находить применение не только своим талантам и способностям, но и предметам старины, хранившимся в тяжелых сундуках и шкафах.
Фанты - это салонная игра, смысл которой заключается в исполнении так называемых штрафных заданий для фантов (игроков, вытянувших карту).Дворяне записывали на бумаге различные задания, а затем пускали шляпу с ними по кругу, заставляя милых и дам и кавалеров вытаскивать случайный фант и выполнять его. Эта игра почиталась и на гусарских вечеринках.
Есть еще одна разновидность этой игры - кто-либо из играющих берет на себя роль распорядителя. Подходя к каждому из играющих, он предлагает ряд вопросов или замечаний, на которые обязательно отвечать, но с условием не употреблять в своих ответах слов «да» и «нет». Произнесший какое-либо из этих слов платит распорядителю «фант», т. е. дает ему какую-нибудь из своих вещей: кольцо, часы и т. п. Когда собраны будут все фанты, распорядитель садится и, взяв один из них, спрашивает: «Чей фант?» — «Мой!» — отвечает хозяин вещи. «Что с ним сделать?» — «Что прикажете». Вынимая, сборщик говорит: чей фант вынется, тому быть, например, зеркалом, или оракулом, или смешным и т. д. Когда все фанты будут вынуты, тогда провинившиеся поодиночке обходят всех играющих и каждый предлагает то, чем ему приказано быть. Назначенный быть зеркалом обходит всех и предлагает в него посмотреться; оракул предлагает предсказать судьбу; смешной старается посмешить каждого. Иногда при выкупе фантов требовалось составить целый рассказ, в котором должно было быть несколько обязательных слов или сравнить каждого из участников игры с цветком и объяснить сходство. После исполнения приказания фант возвращается по принадлежности; то же самое повторяется и с прочими фантами с разнообразием приказаний.
ПочтаРаспорядитель игры кричит: «Динь, динь, динь». Кто-нибудь спрашивает: «Кто там?» — «Почта!» — отвечает первый. «Откуда?» — «Из города М». — «А что там делают?» — спрашивают первого. Он может сказать, что ему заблагорассудится, например: танцуют, поют, смеются. Когда первый скажет, что делают в городе, то все играющие должны делать то же самое, что сказано, а кто не станет делать, что делают другие, то с него берется фант. Фантом вообще берется какая-нибудь вещь.Фанты исполняются следующим образом: например, фант одного молодого человека -кольцо. Этому фанту назначают быть зеркалом. Он становится посреди комнаты, все играющие подходят к нему и становятся лицом к лицу и начинают, что им угодно делать, например, причесываться, поправлять что-нибудь на себе. Зеркало должен делать то же самое, что делают играющие. После того ему отдается фант. Игра в почту может окончиться по желанию играющих.Домашние постановкиСамо собой разумеется, что всякая роль, маленькая или большая, должна быть хорошо разучена наизусть и передана не напыщенно, но с верными оттенками и возможно естественными движениями. Чтобы достигнуть этого, следует уже к первой репетиции твердо помнить свою роль; только тогда возможно обратить полное внимание на соучастников и на предметы, находящиеся на сцене; вещи должны с самого начала иметь свои определенные места, чтобы играющие могли ориентироваться и, например, не идти писать письмо направо, когда стол стоит налево.Подходящие жесты и телодвижения лучше всего изучить перед зеркалом, но надо наблюдать, чтобы их не было «слишком много» или «слишком мало».При выборе пьесы надо, если на себя не полагаешься, лучше всего обратиться за советом к человеку опытному. Следует избегать пьес, в которых одна роль главная, остальные же только второстепенные, потому что из-за этого легко могут возникнуть зависть и недоброжелательность, а хозяйке дома неприятности. Самые подходящие пьесы - маленькие водевили, которых можно найти много.Ставить живые картины так, чтобы они вполне воспроизводили свои художественные образцы, очень трудно и без подготовки почти невозможно.Если мысль постановки живых картин возникла в течение вечера и все делается на скорую руку, то зрители не станут строго относиться к недостатку костюмов, освещения и т.д.; напротив, они будут служить развлечением и предметом приятных разговоров.Если же картины приурочены к известному, назначенному дню, то и требования как к исполнителям, так и к постановке другие.Когда картины ставятся по случаю какого-нибудь семейного празднества, то надо заботиться, чтобы сюжет их подходил к торжеству.Кроме выбора картины, большого труда стоит размещение исполнителей и верное освещение..Несколько репетиций также необходимы, и последняя делается по возможности в костюмах и при полном освещении.Совершенно естественно, что при постановке живых картин каждый участвующий должен беспрекословно повиноваться распоряжениям руководителя, так как он один может судить — верна ли поза и требует ли живая картина каких-либо изменений.Существует другая сценическая забава, которая, может быть, доставляет больше удовольствия, чем театральные пьесы и живые картины, а именно - загадки в лицах. С первого взгляда кажется, что исполнение таких шарад гораздо легче, чем постановка театральных пьес. Но это совершенно ошибочно. В театральной пьесе автор дает вполне готовую раму, в которой исполнителям остается только придать ролям известный характер. Сочинитель уже подготовил разговоры, завязку и эффекты развязки. При постановке же загадок все это надо создать из очень бедных указаний, заключенных в избранном слове.Загадка в лицах представляет импровизацию, в которой каждая сцена означает слог известного слова. Последняя сцена должна выражать все это слово в целости. Лица, собирающиеся поставить загадку, втайне уговариваются, какое слово должна означать предпринимаемая ими импровизация. Привлекательность загадки в лицах заключается не в трудности отгадки слова, но в большей или меньшей забавности и причудливости постановочных сцен.Постановка загадок может быть различная. Всего забавнее та, в которой все импровизировано, быстро исполняется без особенных приготовлений, костюмов и претензий. Для этого, однако, необходима практика в подобного рода забавах, дар находчивости в ответах и остроумие.Другой способ состоит в том, чтобы найти у разных авторов сцены, которые способны выразить слоги избранного слова. Это дает возможность вставить одну или две музыкальные вещицы или остроумный разговор в стихах или прозе. Для этого необходим талант и обязательно несколько репетиций, очень занимательных для участников; так получаются весьма интересные представления. Мало что может приятнее занять гостей.Рассмотрим, как можно устроить такую милую игру.Займемся сперва действующими лицами и костюмами. Между близкими знакомыми, вероятно, найдутся несколько человек, которые склонны принимать участие в забавах, одарены живостью и воодушевляемы весельем. Они очень хороши для постановки загадок. Иногда довольно трудно найти для такой забавы участниц. Дамы больше любят театральные представления, где удобнее показать хорошенький туалет.Декорации для постановки загадок обычно не нужны. Достаточно только ширмы.Что же касается костюмов, то здесь вопрос по увеличению занимательности представления. Тут много пользы можно извлечь из старых платьев. Придется пожертвовать несколькими предметами гардероба. Если еще сохранились платья или шляпы старой тетушки или бабушки, то это чудесно. Прибавьте к этому несколько кусков красной, белой, зеленой и желтой материи.Кого-нибудь надо избрать костюмером, который должен следить за тем, чтобы действующие лица довольствовались существующим материалом.Немного проволоки, конского волоса и льна достаточно, чтобы наделать великолепных бород молодых людей, разбойников, тиранов, благородных отцов, отшельников и проч., а также париков. Два конца проволоки сгибают и зацепляют за уши, точно как дуги очков. Проволока проходит дугой надо ртом, а на нее прикрепляют тонкой проволокой немного конского волоса, хотя бы выдернутого из тюфяка, в виде бакенбардов, длинных или коротких усов и т.д., совершенно изменяющих лицо. Точно так же пользуются и льном, шелком или ватой. Подобным же образом можно смастерить и парики.Также можно достать все у костюмеров и парикмахеров. Заметим только, что приготовление самодельных принадлежностей доставляет будущим актерам много приятных часов, особенно в дурную погоду.Иные обладают особенным талантом из обычного материала создавать премилые костюмы и прически. В одну минуту они свернут вам вокруг головы большую чалму и воткнут сбоку большое перо, потом накинут широкую юбку, проведут переднее полотнище назад и прикрепят к поясу, чтобы превратить его в шаровары, опояшут красным шарфом, навесят старую саблю, заткнут за пояс пистолет, нарядят в пеструю жилетку, приделают громадную бороду и в четверть часа превратят вас в свирепого пашу.Загадки в лицах можно разыгрывать в тесном кружке знакомых, потому что от публики требуется снисходительность, без которой актеры будут чувствовать себя стесненными. Карикатуры знаменитостей, пародии на их произведения, причудливые выдумки — все тут позволительно.Правил на подобного рода игру установить нельзя. Оттого можно советовать не забывать только трех вещей:1) молчать в то время, как говорит другой2) как можно менее оборачиваться к публике спиной3) заботиться о краткости антрактов между тремя или четырьмя сценами,составляющими одну загадку, чтобы публика не скучала, не охладела и не забыла содержания начала представления.Труппе необходимо избрать из своей среды директора или распорядителя, обязанного устроить сцены до их начала, так чтобы всякий знал, что ему придется представлять и где занимать место.Заметим, что для загадок в лицах костюмы менее важны, чем разговоры. В этом отношении все должно идти гладко, живо и остроумно.Случается, что между очень молодыми людьми, находится способный принять на себя женские роли субреток, инженю и даже первых любовниц. Это может только увеличить забавность представления.И все-таки самой распространенной игрой в гостиных были карты.В некоторых гостиных играли невероятно увлекательно и вполне безобидно. В 70-х годах 19 века почтенная Елизавета Петровна Макулина состояла на службе у императрицы Марии Александровны и, кроме прочего, заведовала гардеробом и бриллиантами государыни, ее квартира находилась в здании Зимнего дворца, над Комендантским подъездом и выходила окнами на Дворцовую площадь почти против Александровской колонны. По средам здесь устраивали журфиксы - дамские приемы.Это были модные вечера, на которые собиралась золотая молодежь Петербурга. Кроме танцев и других развлечений в гостиной Елизаветы Петровны всегда играли.«Еженедельные вечеринки ее по средам, обыкновенно привлекали, кроме родных... не мало знакомых: артистов, художников и золотой молодежи - офицеров гвардейских полков... Изредка только, и то в конце вечера, в уютном будуаре хозяйки, причудливой драпировкой отделенном от ее спальни, составлялась не большая, но серьезная партия - по маленькой в преферанс».Засиживались за полночь, около 12 часов накрывали на стол. Потом играли в преферанс, рисовали, увлекались буриме и шарадами.Молодые люди отдельно, a parte , развлекались игрой « в извозчики- пулики и крестики», незатейливую игру, в которой бывало немало забавных ситуаций. По правилам, количество игроков было неограниченным. На столе мелом рисовали круги от центра к краю. Каждый из играющих должен был положить на первый от края круг кольцо, жетон, монету или любой мелкий предмет.«Раздавал карты тот, кто открывал наименьшую, считавшуюся козырем. Каждый из присутствующих по очереди выдергивал карту наугад у соседа справа, и, когда очередь доходила до сдававшего, карты открывались, и у кого оказывалась наименьшая козырная, подвигался вперед на один круг, сдавал карты всем, кроме себя, и не принимал участия в игре до тех пор, пока снова открытые карты не давали заместителя. Главным и чуть ли не самым интересным и существенным интересом игры было обращение на ты с тем, с кем обыкновенно говорили на вы, и наоборот.Каждый старался на этом подловить, заставить продвинуться вперед на один круг, и кто первый попадал в центр, давал фант. Избранное по запискам жюри присуждало фанты, разыгрываемые в конце игры».Однажды двум молодым художникам выпало поделить стол пополам и изобразить по женской головке. Оба необыкновенно талантливо справились со своей задачей, и всем стало очень жаль стирать такие удачные рисунки и досадно, что не пришло никому в голову предложить перо, карандаш и бумагу. Иногда жюри назначало в качестве фанта чтение стихов, показ карточного фокуса, музыкальный экспромт или решение ребуса. Эта игра вызывала много шума и смеха.Е. Келлер "Светская жизнь в интерьерах столичных особняков."" Русские игры для всех возрастов"
elsa555.livejournal.com
7 великих картин, от которых мурашки по коже.
Когда слышишь словосочетание «произведение искусства», в голове возникают романтические пейзажи и безукоризненные реалистичные портреты, но уж никак не кровавые сцены убийств.
Сегодня редакция «ОФИГЕННО» поставила перед собой задачу показать обратную сторону высокого искусства. Оказывается, если картина считается шедевром, то это вовсе не значит, что она блистает красотой и вызывает у зрителя приятные эмоции.
Это 7 самых страшных картин великих художников, и от этих шедевров становится не по себе. Как-то даже жутко...
Уильям Блейк «Великий красный дракон и морское чудовище» У Блейка есть целая серия картин, изображающих красного дракона из библейской книги Откровения.
Адольф Вильям Бугро «Данте и Вергилий в аду» Ад великого Данте вдохновлял многих его последователей не только в сфере литературы. На представленной картине Данте и Вергилий наблюдают за осужденными на вечные муки.
Эдвард Мунк «Смерть Марата» Мунк, знаменитый благодаря своему «Крику», по праву считается одним из самых известных художников современности. Жан-Поль Марат — историческая личность, в свое время этот человек был одним из зачинщиков Французской революции. Марат страдал от болезни кожи и нервного расстройства, поэтому подолгу засиживался в ванной, где работал над записями и улаживал некоторые рабочие моменты. Именно там он и был убит приверженкой жирондистов Шарлоттой Корде. Картина Мунка пропитана особой жестокостью.
Теодор Жерико «Отрубленные головы» Эта картина была нарисована на начальном этапе творчества Теодора Жерико. В ней прослеживается мистический дух романтизма. Кстати говоря, для своих работ художник срисовывал настоящие части тела, найденные в моргах и научных лабораториях.
Маттиас Грюневальд «Искушение святого Антония» Основная тема, которая красной нитью пронизывает творчество художника, — это религиозные сюжеты. Считается, что святого Антония испытывали демоны во время его молитвы в пустыне. Согласно легенде, нечистая сила убила святого в пещере. Позже Антоний воскрес и уничтожил демонов. На полотне изображен святой Антоний, который подвергся атаке демонов.
Караваджо «Юдифь и Олоферн» Эта работа написана по мотивам ветхозаветной книги Юдифи. Олоферн служил полководцем в армии царя Навуходоносора, вторгшейся в Иудею. Армия царя осадила город Ветилую, в котором жила богобоязненная вдова Юдифь. Облачившись в красивый наряд и взяв с собой служанку, Юдифь отправилась в стан врага, соблазнила Олоферна и отрезала ему голову. Собственно, эта кровавая сцена и изображена на картине.
Франсиско Гойя «Сатурн, пожирающий своего сына» Как известно из римской мифологии, Сатурн пожирал собственных детей, чтобы никто из них не мог занять его место. Кстати говоря, картина «Сатурн, пожирающий своего сына» не была предназначена для суда общественности — она была изображена на одной из стен дома художника.
ofigenno.com
Леонардо да Винчи, «Святой Иероним». История одной картины
Искусство и развлечения 13 августа 2016Картина «Святой Иероним» – одна из наиболее выразительных работ великого мастера Возрождения. Сегодня она хранится в пинакотеке Ватикана и, несмотря на свою незавершённость, привлекает всё большее внимание поклонников творчества Леонардо да Винчи.
Святой Иероним в пустыне
Иероним равно почитается как в православной, так и в католической традиции как один из учителей церкви. Сюжет картины представляет один из двух иконографических образов Святого Иеронима. Обычно в художественной традиции его изображали либо в виде кардинала в красной мантии, с атрибутами учёности и высокого сана, либо как кающегося грешника, облачённого в простые одежды, среди пустыни, бьющего себя камнем в грудь.
Леонардо да Винчи обратился ко второму образу, изобразив кающегося старца полуобнажённого, в старых одеждах, посреди пустынного пейзажа. В руке святой держит камень, он готов нанести себе удар. У ног его лежит лев, приподнятая голова зверя и раскрытая в рыке пасть обращены в сторону старца.
Неслучайно художник поместил царя зверей у ног святого. По легенде, монах Иероним вытащил занозу из лапы хромого льва. С тех пор благодарный зверь стал его верным спутником и помощником и нередко изображается на полотнах рядом со святым.
Флорентийский период Леонардо да Винчи. "Святой Иероним": создание картины
Большая работа на религиозный сюжет была заказана да Винчи церковным руководством его родной Флоренции в 1480 году. Молодой художник тогда ещё работал в мастерской своего учителя Андреа Вероккьо – известного мастера раннего Ренессанса.
Однако масштабной работе на доске более метра в высоту не суждено было стать завершённым живописным произведением. В 1482 году, в силу политических интриг, отбывает в Милан Леонардо да Винчи. «Святой Иероним» остаётся во Флоренции, и мастер более никогда не возвращается к работе над ним.
Видео по теме
Современное состояние картины
Сегодня работа в живописном плане сохранилась так, как её оставил Леонардо да Винчи. Святой Иероним на фоне скал, лев у ног, пейзаж на дальнем плане прорисованы на светлом подмалёвке. Скалы и пустыня, окружающие их, намечены тёмным. Экспрессивная фигура святого тщательно проработана и подготовлена для живописного слоя, в то время как остальные детали только намечены общими контурами. Даже в таком варианте работа поражает экспрессией и трагизмом созданного образа.
К счастью, «Святой Иероним» Леонардо не подвергся позднейшим попыткам художников закончить шедевр. Тем не менее до наших дней картина дошла в плохом состоянии. Некогда распиленная на две части, она просуществовала в качестве крышки для ларца, а потом столешницы почти три столетия. И только в 19 веке была вновь восстановлена и заняла своё место среди других шедевров в коллекции Ватикана.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения «Благовещение» - картина Леонардо да Винчи: два шедевра мастера«Благовещение» – картина Леонардо да Винчи на классический библейский сюжет. К образу девы Марии перед возвещающим ангелом обращались многие художники - от Средневековья до авангарда. В эпоху Ренесса...
Искусство и развлечения Лиза дель Джокондо: биография, интересные факты. Картина «Мона Лиза» работы Леонардо да ВинчиОчень много создано великих произведений художниками в разные эпохи. Госпожа Лиза дель Джокондо, изображенная более пятисот лет назад, окружена такой известностью, что это, пожалуй, самое прославленное произведение в ...
Искусство и развлечения Картина Леонардо да Винчи "Поклонение волхвов": описание картиныБиблейский сюжет, связанный с рождением Спасителя мира, был популярен в эпоху Возрождения. Все изображали эту сцену примерно в одном ключе. Однако Леонардо подошел к этой теме совсем по-иному. «Поклонение волхво...
Искусство и развлечения "Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи: описание картиныВ исторической науке существует очень условная дата окончания Средних веков – 1456 год. На смену им приходит период Возрождения, начавшийся прежде всего в Италии, когда появился большой интерес к античности с ее...
Искусство и развлечения Картины Леонардо да Винчи с названиями и описаниемЛеонардо да Винчи родился в 1452 году, 15 апреля. Умер он в 1519-м, 2 мая. Этого человека, безусловно, можно отнести к уникальным дарованиям нашей планеты. Он известен не только как один из самых великих скульпторов и...
Образование Кем был Леонардо да Винчи, тайны его картинЛичность этого гения будоражит умы человечества вот уже не одно столетие. И сегодня люди продолжают гадать, кем был Леонардо да Винчи. Известный своими живописными работами и новейшими разработками в области инженерии...
Искусство и развлечения Картина Леонардо да Винчи "Крещение Христа" - один из шедевров эпохи ВозрожденияЛеонардо да Винчи - гений-универсал, флагман ренессансного искусства и науки. А потому и картины его часто могут рассматриваться не только как уникальные произведения искусства, но и как результат серьезных научных на...
Домашний уют Роза Леонардо да Винчи: описание и отзывыСадовый или приусадебный участок будет мрачным без декоративной составляющей – цветов. Всегда отыщется место для ярких клумб и цветников. Самое почетное место отводят цветочной королеве – розе. Этот фантас...
Искусство и развлечения «Битва при Ангиари» – неоконченная работа Леонардо да ВинчиВ середине пятнадцатого века вся Италия была раздроблена на города-государства, княжества и герцогства, которые вели между собой территориальные войны. В июне 1440 года состоялось одно из многих сражений – битва...
Искусство и развлечения Басни Леонардо да Винчи. Какие басни написал Леонардо да Винчи?Имя Леонардо да Винчи чаще связывают с изобразительным искусством – как-никак, творчество этого гениального художника справедливо считают воплощением Высокого итальянского Возрождения. Для среднестатистического ...
monateka.com