Презентация - Живопись Серебряного века. Картина серебряного века


Живопись «серебряного века» — МегаЛекции

Тенденции, которые определили развитие литературы «сере­бряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Врубелевские образы — это образы-символы. Они не укладывается в рамки старых представле­ний. Художник — «гигант, мыслящий не бытовыми категориями ок­ружающей жизни, а «вечными» понятиями, он мечется в поисках ис­тины и красоты». Мечта Врубеля о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, который полон безысходных противоречий. Врубелевская фантазия, переносит нас в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века, — это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало пути к нему.

В творчестве Врубеля фантазия соединилась с реальностью. Сюжеты некоторых его картин и панно откровенно фантастичны. Изображая Демона или сказочную Царевну Лебедь принцессу Грезу или Пана, он рисует своих героев в мире, словно созданном могучей силой мифа. Но даже тогда, когда предметом изображения оказывалась реальность, Врубель словно наделял природу способностью чувствовать и думать, а человеческие чувства безмерно усиливал в несколько раз. Художник добивался того, чтобы краски на его холстах сияли внутренним светом, светились, как драгоценные каменья.

Другой важнейший живописец рубежа столетий — Валентин Серов. Истоки его творчества — в 80-х годах XIX века. Он выступил продолжателем лучших традиций передвижников и в то же время смелым открывателем новых путей в искусстве. Замечательный ху­дожник, он был блестящим педагогом. Многие видные художники девятисотых годов нового века обязаны ему своим мастерством.В первые годы своего творчества художник видит высшую сою цель художника в воплощении поэтического начала. Серов учился в малом видеть большое и значительное. В его замечательных портретах «Де­вочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» не столько кон­кретные образы, сколько символы юности, красоты, счастья, любви.

Позднее Серов стремился выразить представления о красоте человека в портретах творческих личностей, утверждая важную для русской художественной культуры идею: человек красив, когда он творец и художник (портреты К. А. Коровина, И. И. Левитана). По­ражает смелость В. Серова в характеристике его моделей, будь то пе­редовая интеллигенция или банкиры, великосветские дамы, высшие чиновники и члены царской фамилии.

Созданные в первое десятилетие нового века порт­реты В. Серова свидетельствуют о слиянии лучших традиций русской живо­писи и создании новых эстетических принципов. Таковы порт­реты М. А. Врубеля, Т. Н. Карсавиной, позднее — «изысканно стили­зованный» портрет В. О. Гиршман и прекрасный, выдержанный в духе модерна, портрет Иды Рубинштейн.

На стыке веков развивается творчество художников, ставших гордостью России: К. А. Коровина, А. П. Рябушкина, М. В. Нестеро­ва. Великолепные полотна на сюжеты древнейшей Руси принадле­жат Н. К. Рериху, искренне мечтавшему о новой роли искусства и на­деявшемуся на то, что «из порабощенного служащего искусство вновь может обратиться в первого двигателя жизни».

Богатством отличается и русская скульптура этого периода. Лучшие традиции реалистической скульптуры второй половины XIX века в своих произведениях (и среди них памятник первопечат­нику Ивану Федорову) воплотил С. М. Волнухин. Импрессионист­ское направление в скульптуре выразил П. Трубецкой. Гуманисти­ческим пафосом, а подчас и глубоким драматизмом отличается твор­чество А. С. Голубкиной и С. Т. Коненкова.

Но все эти процессы не могли разворачиваться вне социально­го контекста. Темы — Россия и свобода, интеллигенция и револю­ция — пронизывали и теорию, и практику русской художественной культуры этого периода. Художественная культура конца XIX — начала XX века характеризуется множеством платформ и направ­лений. Два жиз­ненных символа, два исторических понятия — «вчера» и «завтра» — явно доминировали над понятием «сегодня» и определяли собою границы, в ко­торых происходило противоборство различных идей и концепций.

Общая психологическая атмосфера послереволюционных лет вызвала у некоторых художников недоверие к жизни. Усиливается внимание к форме, реализуется новый эстетический идеал современного модернистского искусства. Развиваются ставшие известными всему миру школы русского авангарда, в осно­ве которых лежит творчество В. Е. Татлина, К. С. Малевича, В. В. Кан­динского.

Художники, участвующие в 1907 году в выставке под ярким символическим названием «Голубая роза», усиленно пропагандиро­вались журналом «Золотое руно» (Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, Н. Н. Сапунов и др.). Они были различ­ны по своим творческим стремлениям, но их объединяло влечение к выразительности, к созданию новой художественной формы, к обновлению живопис­ного языка. В крайних проявлениях это выливалось в культ «чистого искусства», в образы, порожденные подсознанием.

Возникновение в 1911 году и последующая деятельность ху­дожников «Бубнового валета» обнаруживает связь русских живо­писцев с судьбами общеевропейских художественных движений. В творчестве П. П. Кончаловского, И. И. Машкова и других «бубновалетовцев» с их формальными исканиями, стремлением строить фор­му при помощи цвета, а композицию и пространство на определенных ритмах находят выражение принципы, которые формировались в За­падной Европе. В это время ку­бизм во Франции пришел к «синтетической» стадии, перейдя от упрощения, схематизации и разложения формы к полно­му отрыву от изобразительности. Русским художникам, которых в раннем кубизме привлекало аналитическое отношение к предмету, эта тенденция была чуждой. Если у Кончаловского и Машкова про­сматривается явная эволюция к реалистическому мировосприятию, то тенденция художественного процесса других художников «Бубно­вого валета» имела иной смысл. В 1912 году молодые художники, от­делившись от «Бубнового валета», назвали свою группу «Ослиный хвост». Вызывающее название подчеркивает бунтарский характер выступлений, которые направлены против сложившихся норм художест­венного творчества. Русские художники: Н. Гончаров, К. Ма­левич, М. Шагал – продолжают поиски, дела­ют это энергично и целеустремленно. В дальнейшем их пути разошлись. Ларионов, отказавшийся от изображения реальной действительности, пришел к так называемому лучизму. Малевич, Татлин, Кандинский встали на путь абстракционизма.

Исканиями художников «Голубой розы» и «Бубнового валета» не исчерпываются новые тенденции в искусстве первых десятиле­тий XX века. Особое место в этом искусстве принадлежит К. С. Пет­рову-Водкину. Его искусство расцветает в послеоктябрьское время, но уже в девятисотые годы он заявляет о творческой самобытности прекрасными полотнами «Играющие мальчики» и «Купание красно­го коня».

Musica

Вслед за блестящим расцветом в 1870-е годы творчества композиторов «Могучей кучки» и Чайковского русская музыка в конце XIX в. вступает в новый период своего развития. В ней, наряду с продолжением сложившихся традиций национальной композиторской школы, заметно начинают проявляться особенности, вызванные новыми условиями общественной жизни России на рубеже веков. В музыкальное искусство входят новые темы и образы. Становится характерным перемещение главного интереса с широкой социальной проблематики в область отражения внутреннего мира человеческой личности. Даже образы народного быта, эпоса, истории, родной природы принимают лирическую окраску. Многое соприкасается здесь с общими процессами развития отечественной художественной культуры той поры. Утверждение прекрасного, неприязнь ко всему грубому, обывательскому пронизывают собой творчество многих русских писателей, художников, например Чехова, Левитана. Красота природы, человеческого сердца, право человека на счастье – ведущие темы и в русской музыке этого периода. В ней, как и в смежных искусствах, усиливается интерес к воплощению философских проблем, философских размышлений о жизни, возрастает роль интеллектуального начала, проявляются тенденции к синтезу с другими искусствами.

Атмосфера революционного подъема с ее острыми контрастами, напряженное ожидание перемен вызывают к жизни образы весеннего пробуждения и героического устремления в будущее, бурного протеста и утверждения человеческой воли. Особенно сильно звучат они в музыке Скрябина, Рахманинова. Прямым откликом на революцию 1905 г. является создание оркестровых пьес на темы русских революционных песен – «Дубинушка» (Римский-Корсаков) и «Эй, ухнем!» (Глазунов).

Однако наиболее непосредственное отражение революционный подъем, революционное движение получили в народном творчестве, в русской революционной песне, которая стала могучим средством сплочения масс. Изменяется и значение отдельных музыкальных жанров в творчестве композиторов. Многие из них отдают предпочтение инструментальной музыке, часто внепрограммной (отсутствие связи музыки с конкретным текстом давало им большую свободу в выражении своих мыслей и чувств). Серьезное внимание уделяется вопросам усовершенствования профессиональной техники, мастерства, разработке средств музыкальной выразительности. Музыкальное искусство обогащается яркими достижениями в области мелодики, гармонии, полифонии, фортепианного и оркестрового колорита.

Обострившаяся в литературе и искусстве того времени борьба различных направлений сказалась и на развитии русской музыки. В творчестве некоторых композиторов усвоение классических традиций сочеталось с воздействием модернистских тенденции, ясно обозначившихся за рубежом и проникавших в художественную жизнь России начала века. В музыке это выражалось в обращении к миру узких, индивидуалистических переживаний, а в соответствии с этим в излишней усложненности музыкального языка, в одностороннем развитии какого-либо одного из средств музыкальной выразительности. Правда, в творчестве ведущих композиторов эпохи эти тенденции никогда не становились господствующими и не создавали существенных преград общему развитию русской музыкальной классики.

Серебряный век в литературе и музыке был в одном направлении. Основной темой был человек. Жизнь, внутренний мир, мысли и деяния человека. В литературе и музыке появляются различные течения, которые имеют свою особенность выражения чувств и страстей. Появляются новые поэты, писатели и композиторы. Все они вносят в Серебряный век много нового и интересного, для будущего и настоящего.

Литературные течения и объединения[

Символизм[

Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература Серебряного века ставит не злобные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-егоды — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

· российская — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;

· французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Основная мысль: искусство — средство познания мира.

Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

Старшие символисты[править | править вики-текст]

· Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.

· Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Младшие символисты[править | править вики-текст]

А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Акмеизм[править | править вики-текст]

Основная статья: Акмеизм

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв иСергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.

Футуризм[править | править вики-текст]

Основная статья: Русский футуризм

Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы вКиеве, Харькове, Одессе, Баку.

Кубофутуризм[править | править вики-текст]

Основная статья: Кубофутуризм

В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм[править | править вики-текст]

Основная статья: Эгофутуризм

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.

Новокрестьянская поэзия[править | править вики-текст]

Основная статья: Новокрестьянские поэты

Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Поэты, причисляемые к данному направлению, себя так не называли и не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой. Однако всем «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного творчества. Вместе с тем им оказались внятны и стилевые устремления «русского модерна».

Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

Имажинизм[править | править вики-текст]

Основная статья: Имажинизм

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.

 

megalektsii.ru

Живопись и Объединения художников серебряного века

Слайд №2
Направления:абстракционизмавангардкубизмкубофутуризмлучизммодернсимволизмСупрематизм Группировки и выставки:«0,10»«36 художников»Абрамцевский художественный кружок«Алая роза»«Бубновый валет»«Венок-Стефанос»«Голубая роза»«Импрессионисты»«Круг художников»«Магазин»«Мир искусства»«Мишень»Московское товарищество художников«Община художников»«Ослиный хвост»«Союз молодежи»«Союз русских художников»«Супремус»
Слайд №3
Борис Кустодиев. «Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“».Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы.Одним из организаторов и главных вдохновителей объединения, а впоследствии журнала «Мир искусства» — был Александр Бенуа.
Слайд №4
Портрет работы Леона Бакста. 1898 год.«Александр Бенуа — неповторимый мастер в картинах и в театральных постановках. Бенуа — редкий знаток искусства, воспитавший целое поколение молодежи своими убедительными художественными письмами».— Николай Рерих
Слайд №5
А. Н. Бенуа. «Утро помещика. (Конец XVIII и начало XIX вв.)» — 1912
Слайд №6
 Возникали разного рода художественные объединения, ставившие перед собой различные задачи, но преимущественно просветительского характера, в чем сказывалось влияние традиций передвижничества. Одним из таких объединений являлось «Мир искусства» (1898-1904 гг.), в которое входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, К. Сомов и др. Всех их, очень разных, объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией, и натурализма художников-передвижников.Бенуа Александр Николаевич, Прогулка короля.
Слайд №7
Сомов Константин Андреевич, Дама в голубом. Портрет Е. М. Мартыновой.Серов Валентин Александрович,Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте.
Слайд №8
 Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)В НЕМЕЦКОЙ СЛОБОДЕ. ОТЪЕЗД ЦАРЯ ПЕТРА I ИЗ ДОМА ЛЕФОРТА. 1909
Слайд №9
Серге?й Па?влович Дя?гилев — русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».
Слайд №10
Портрет Сергея Дягилева кисти Валентина Серова (1904)Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней кисти Леона Бакста
Слайд №11
Лео?н Никола?евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха?им Изра?илевич, или Лев Само?йлович Ро?зенберг;1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектовС. П. Дягилева.
Слайд №12
Ужин. 1902Зинаида Гиппиус, 1906
Слайд №13
Послеполуденный отдых фавна (балет Клода Дебюсси)Жар-птица (балет Игоря Стравинского)
Слайд №14
Мотивируя возникновение «Мира искусства», Бенуа писал: «Нами руководили не столько соображения «идейного» порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки — академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий.Гримасы города. 1908 Добужинский
Слайд №15
Его членами стали Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, О.Э. Браз, И. Э. Грабарь, Г.И. Нарбут, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, А..Л. Обер, А.П. Остроумова-Лебедева, Н.К. Рерих, В.А. Серов, К.А. Сомов, Н.А. Тархов, Я.Ф. Ционглинский, С.П. Яремич. Новое объединение вело активную выставочную деятельность в Петербурге-Петрограде и других городах России. Основным критерием отбора произведений для выставок провозглашалось «мастерство и творческая оригинальность»С 1910 г. начинается новый, второй этап в истории объединения «Мир искусства». А.Н. Бенуа и вместе с ним семнадцать художников вышли из «Союза русских художников» и создали самостоятельное общество под известным уже названием. Купчихи. 1912. Кустодиев
Слайд №16
Никола?й Константи?нович Ре?рих  — русский художник, философ, мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог. «Гонец. Востал род на род»
Слайд №17
«Заморские гости». Серия «Начало Руси. Славяне».
Слайд №18
Мстисла?в Валериа?нович Добужи?нский — русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист. Кукла. 1905
Слайд №19
«Уголок Петербурга. Двор.»
Слайд №20
А?нна Петро?вна Остроу?мова-Ле?бедева — российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа.
Слайд №21
Евге?ний Евге?ньевич Лансере? — русский и советский художник.Сын известного скульптора Е. А. Лансере, брат художницы З. Е. Серебряковой, племянник основателя и идеолога объединения «Мир Искусства» А. Н. Бенуа.Императрица
Слайд №22
Никольский рынок в Петербурге.
Слайд №23
«Голубая Роза» — выставка, состоявшаяся в 1907 году в Москве, в которой участвовали живописцы П. Кузнецов, Н. Сапунов, С. Судейкин, Н. Крымов, М. Сарьян, скульптор А. МатвеевВыставка была открыта 18 марта 1907 года в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова и была организована на средства Н. П. Рябушинского — мецената. С Рябушинским сотрудничали многие поэты-символисты того времени — Андрей Белый,Д. С. Мережковский, А. А. Блок, В. Я. Брюсов и др. Вполне вероятно, что именно Валерий Брюсов предложил название «Голубая роза», как выражавшее поэтическую мечту о несбыточно-прекрасном.«Цветы и фарфор», Сапунов
Слайд №24
Николай Николаевич Сапунов 1880  1912 — живописец, театральный художник, один из лучших сценографов за историю русского театра.
Слайд №25
Сапунов. Маскарад
Слайд №26
Мартиро?с Серге?евич Сарья?н 1880 — 1972) — армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник.«Зной. Бегущая собака», 1909«Море. Сфинкс», 1908
Слайд №27
Кузнецов Павел ВарфоломеевичНатюрморт
Слайд №28
Уткин Петр Саввич«Сон»
Слайд №29
Картина Николая Крымова «Ветреный день. Бык»  1908 г.
Слайд №30
Карусель. 1910СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ СУДЕЙКИН (1882—1946) – русский  живописец, редставитель символизма, один из виднейших мастеров круга «Голубой розы», выдающийся театральный  художник.
Слайд №31
Венецианские куклы. Фрагмент. 1910Афиша гастролей театра «Летучая мышь»
Слайд №32
Общество художников «Бубновый валет»«Бубновый валет» — первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 — январь1911), впоследствии вошедших в одноимённое творческое объединение. «Бубновыми валетами» называли каторжников, на рубаху которых нашивался черный ромб, а также карточных шулеров. Это название должно было вызвать реакцию зрителей.А. Лентулов. Женщина с гитарой. 1913Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизмаХудожники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма  XIX века
Слайд №33
Василий Кандинский 1866-1944«Амазонка». 1911Выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.
Слайд №34
Портрет Жоржа ЯкуловаПётр Петро?вич Кончало?вский 1876  —1956— русский, советский художник.
Слайд №35
«Натюрморт c фруктами». МашковОбъединение распалось в 1917 г, вскоре после того, как в 1916 году «Бубновый валет» покинули Пётр Кончаловскийи Илья Машков.
Слайд №36
Художники «Ослиного хвоста»— название художественной выставки 1912 г., а затем и объединения московских живописцев, выделившихся из группы «Бубновый валет»: М. Ларионова, Н. Гончаровой, К. Малевича, В. Барта, А. Шевченко и др.) стремились соединить живописные достижения европейской школы с традициями русского народного, наивного искусства, крестьянской примитивной живописи, лубка, иконописи, искусства Востока.Виктор Барт. Двойной автопортретКурящий солдат. Ларионов 1910
Слайд №37
Малевич. Ярмарка мастеров.
Слайд №38
Наталья Гончарова, Автопортрет (1907)Русская художница-авангардистка Правнучатая племянница жены Пушкина, Натальи Николаевны, в девичестве Гончаровой. Архангел Михаил, 1910
Слайд №39
Велосипедист, 1913Павлин под ярким солнцем, 1911
Слайд №40

volna.org

Живопись Серебряного века - часть 3

Врубель сам сформулировал свою задачу – «будить душу величавыми образами от мелочей обыденности». М.А. Врубель «Автопортрет» 1904.

Уже упомянутый Савва Мамонтов сыграл очень большую роль в жизни Врубеля. «Портрет Саввы Мамонтова» 1897г.

В Абрамцеве он много занимался монументальной и станковой живописью, он обращается к фольклору: к сказке, былине, итогом чего явились панно «Микула Селянович», «Богатыри». Художник пробует себя в керамике, его интересует языческая Русь и Греция, Ближний Восток и Индия – все культуры человечества, художественные приемы которых он стремится постигнуть. И каждый раз почерпнутые им впечатления он претворял в глубоко символические образы, отражающие все своеобразие его мироощущения.

Самые зрелые свои живописные и графические произведения Врубель создал на рубеже веков - жанре пейзажа, портрета, книжной иллюстрации. В организации и декоративно-плоскостной трактовке холста или листа, в соединении реального и фантастического, в приверженности к орнаментальным, ритмически сложным решениям в его произведениях этого периода все сильнее заявляют о себе черты модерна.

Как и Коровин, Врубель много работал в театре. Произведения, к которым он писал декорации («Снегурочка», «Садко» и др.), давали возможность «общения» с русским фольклором, сказкой, легендой.

Творчество Врубеля ярче других отразило противоречия и мучительные метания рубежной эпохи.

Прямой выразитель живописного символизма – Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Он один из первых ретроспективистов в изобразительном искусстве порубежной России. Его произведения – это элегическая грусть по старым опустевшим «дворянским гнездам» и гибнувшим «вишневым садам», по прекрасным женщинам, одухотворенным, почти неземным, одетыми в какие-то вневременные костюмы, не несущие внешних примет места и времени.

Его станковые произведения напоминают даже не декоративные панно, а гобеллены. Пространство решено предельно условно, плоскостно(«Гобеллен»),фигуры почти бесплотны, как, например, девушки в картине «Водоем» 1902, темпера.

Погруженные в мечтательное раздумье, в глубокую созерцательность. Блеклые , бледно-серые оттенки цвета усиливают общее впечатление хрупкой неземной красоты.

Ведущим художником «Мира искусства» был Константин Андреевич Сомов(1869-1939).

Он получил блестящее образование. Творческая зрелость пришла к нему рано, но в нем сказывалась некая раздвоенность – борьба между мощным реалистическим чутьем и болезненно-эмоциональным мироощущением. живопись символизм серебряный век

Сомов, каким мы его знаем, проявился в портрете Мартыновой «Дама в голубом», 1897-1900, в картине-портрете «Эхо прошедшего времени», 1903, где он создает поэтическую характеристику хрупкой, анемичной женской красоты декадентского образца, отказываясь от передачи реальных бытовых примет современности. Он облачает модели в старинные костюмы, придает их облику черты тайного страдания, грусти и мечтательности, болезненной надломленности.

Сомову принадлежит серия графических портретов его современников – интеллектуальной элиты, в которых он употребляет один общий прием – на белом фоне – в некой вневременной сфере – рисует лицо, сходство в котором достигается не через натурализацию, а смелыми обобщениями и метким отбором характерных деталей. Это отсутствие примет времени создает впечатление статичности, застылости, холодности, почти трагического одиночества.

Художнику свойственен историзм, он являлся бегством от действительности. Не прошлое, а его инсценировка, тоска по невозвратимости его – вот основной мотив. «Письмо» 1896, «Кофиденции» 1897г.

Другие работы Сомова – это пасторальные и галантные празднества, полные едкой иронии, душевной опустошенности, даже безысходности. Любовные сцены всегда с оттенком эротики.

Сомов много работал как график. Книги, оформленные им, как единый организм со своим ритмическим и стилевым единством.

Идейным вождем «Мира искусства» был Александр Николаевич Бенуа(1870-1960)- необычайно разносторонний талант. Живописец, график-станковист и иллюстратор, театральный художник, режиссер, автор балетных либретто, теоретик и историк искусства, музыкальный деятель. Как художника его роднят с Сомовым стилизаторские тенденции и пристрастие к прошлому. В версальских пейзажах Бенуа слились историческая реконструкция 17 в и современные впечатления художника, его восприятие французского классицизма, французской гравюры. Отсюда четкая композиция, ясная пространственность, величие и холодная строгость ритмов, противопоставление грандиозности памятников искусства и малости человеческих фигурок, являющихся среди них только стаффажем. «Последние прогулки Людовика 14» 1896 – 1898 – первая версальская серия, а во второй серии, звучит некая ирония, окрашена почти трагедийными нотами. «Прогулка короля» 1906.

Природа воспринимается Бенуа в ассоциативной связи с историей. В серии картин из русского прошлого, исполненных по заказу издательства Кнебель , в сценах дворянской, помещичьей жизни18 в. Бенуа создал интимный образ этой эпохи, хотя и несколько театрализованный.

«Парад при Павле 1» 1907г.

Бенуа – иллюстратор – это целая страница в истории книги. Плоскость страницы для него не самоцельна. Иллюстрации были скорее законченными самостоятельными произведениями, не столько «искусство книги», сколько «искусство в книге».

Как театральный художник Бенуа оформлял спектакли «Русских сезонов». Деятель Бенуа – художественного критика и историка искусства – это целый этап в истории искусствоведческой науки.

Также в ядре «Мир искусства» был Лев Самуилович Бакст(1866-1924), прославившийся как театральный художник. На первых выставках он экспонировал ряд живописных и графических портретов, где натура, предстоящая в потоке живых состояний, преображалась в некое идеальное представление о человеке-современнике. Это портреты Бенуа, Белого, Сомова, Розанова, Гриппиус, Дягилева.

В графике Бакста отсутствуют мотивы 18 в. И усадебные темы. Он тяготеет к античности, причем к греческой архаике, толкованной символически. Особым успехом пользовалась картина «Древний ужас», темпера ,1908.

Вскоре Бакст целиком ушел в театрально-декорационную работу, а его декорации и костюмы к балетам дягилевской антрепризы, исполненные с необычайным блеском , виртуозно, артистично, принесли ему мировую славу.

Особо можно сказать о Николае Константиновиче Рерихе. Имея прекрасное образование, он рано обрел авторитет ученого. Его влекла языческая славянская и скандинавская древность, Древняя Русь. Наблюдались стилизаторские тенденции, театральная декоративность. «Гонец», 1897, «Сходятся старцы», 1898, «Зловещие», 1901.

Ближе всего Рерих был связан с философией и эстетикой русского символизма, но его искусство не укладывалось в рамки существовавших направлений, т.к. оно в соответствии с мировосприятием художника обращалось как бы ко всему человечеству с призывом дружеского союза всех народов. Отсюда особая эпичность его полотен.

После 1905 г. в творчестве Рериха нарастают настроения пантеистического мистицизма. Исторические темы уступают место религиозным легендам. «Небесный бой», 1912.

Огромное влияние на Рериха имела русская икона. «Сеча при Керженце», 1911г.

Одним из одаренных художников был Борис Михайлович Кустодиев(1878 – 1927), ученик Репина. Ему тоже свойственна стилизация, но это стилизация народного лубка. Отсюда яркие праздничные «Ярмарки», «Масленицы»,

«Балаганы», отсюда его картины из мещанского, купеческого быта, переданные с легкой иронией, но без любования этими краснощекими полусонными красавицами за самоваром и с блюдцами в пухлых пальцах.

«Купчиха» 1915,

«Купчиха за чаем» 1918.

Искусство предреволюционных лет в России отмечено необыкновенной сложностью и противоречивостью художественных исканий, отсюда сменяющие друг друга группировки со своими программными установками и стилистическими симпатиями.

Блестящим свидетелем жизненности национальных традиций, великой древнерусской живописи является творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина(1878-1939), художника-мыслителя, ставшего впоследствии виднейшим мастером искусства уже советского периода. В знаменитом полотне «Купание красного коня» 1912, художник прибегнул к изобразительной метафоре. Как было верно замечено, юноша на ярко-красном коне вызывает ассоциации с излюбленным в народе образом Георгия Победоносца, а обобщенный силуэт, ритмизированная, компактная композиция, насыщенность звучащих в полную силу контрастных цветовых пятен, плоскостность в трактовке форм приводят на память древнерусскую икону. Работы мастера ориентированы на традиции отечественного искусства, они приводят мастера к подлинной народности.

Художественные объединения и артистические колонии в живописи

1900-нач. 1910 гг. были временем расцвета художественных выставок: экспозиции обществ «Мир искусства», Московского товарищества, Союза молодежи, Весенних выставок Академии художеств; одноразовых-«Алой розы», «Голубой розы», «Стефанос», «Венок», Салонов С.К. Макоровского, В.А Издебского, Салонов «Золотого Руна» запечатлели эволюции отечественной живописи от импрессионизма и символизма до неопримитивизма, кубофутуризма, абстрактного экспрессионизма, «аналитического искусства».

Музей русской старины.

Начало столетия в декоративно-прикладном искусстве было отмечено ярко-символистским образным решением комплекса построек С.В. Малютина в имени М.К. Тенишевой Талашкино под Смоленском. В усадьбе всегда было множество гостей, среди которых художники А.Н. Бенуа, И.Е. Репин, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Скульптор Трубецкой и многие др. Сюда приезжал художник Н.К. Рерих, который выполнил роспись в церкви Святого духа, неподалеку от имения. Здесь жил художник С. Малютин, который спроектировал и оформил деревянный домик «Теремок». В сопровождении художников, историков, археологов Тенишева ездила по русским городам и селам, собирая предметы декоративно-прикладного искусства: ткани, вышитые рушники, кружева, платки, одежду, глиняную посуду и т.д. Так было положено начало уникальному Музею русской старины, который открылся в Смоленске в 1998г.

mirznanii.com

Презентация - Живопись Серебряного века

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Живопись Серебряного века

Слайд 2

"Серебряный век" - это стык двух веков в истории России: XIX и XX. В это время появляются такие художественные направления : Реализм; Модернизм

Слайд 3

Реализм. В.М. ВаснецовВи́ктор Миха́йлович Васнецо́в  1848 -1926 — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Гамаюн 1897

Слайд 4

Богатыри 1898

Слайд 5

МодернизмОсновной принцип модернизма: идея неспособности искусства предшествующих эпох бороться с несвободой и антигуманностью, неспособности запечатлеть все это. Основная черта модернизма: художник направляет свою волю и творчество на борьбу с жестокой реальностью, стирает границы прежних идеалов.

Слайд 6

МодернизмМодернизм в изобразительном искусстве — это культурный пласт, охватывающий множество понятий: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, символизм, футуризм.

Слайд 7

ИмпрессионизмИмпрессиони́зм  (от impression — впечатление) — направление в искусстве конца XIX -начала XX веков. Появилось во Франции. Представители стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Слайд 8

В.А. СеровВалентин Александрович Серо́в  (1865—1911) - русский живописец и график, мастер портрета.

Слайд 9

Кузины художника

Слайд 10

ЭкспрессионизмЭкспрессиони́зм  (от expressio, «выражение») — течение в модернизме, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора.

Слайд 11

«Крик» норвежского художника Эдварда Мунка (1893) — своеобразная витрина искусства экспрессионизма

Слайд 12

Марк Шагал график, живописец, театральный художник, иллюстраторНевеста с веером 1911 Я и деревня 1911

Слайд 13

КубизмКуби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.Лентулов. Василий Блаженный. Звон

Слайд 14

Любовь Сергеевна ПоповаПортрет философа, 1915

Слайд 15

СимволизмСимволи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде во Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. 

Слайд 16

М.И. ВрубельМихаил Александрович Вру́бель  (5 марта 1856 – 1 апреля 1910) - русский художник рубежа XIX-XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства.

Слайд 17

Портрет Н. И. Забелы-ВрубельЦаревна-Лебедь

Слайд 18

Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин (1878- 1939) — российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог.«Купание красного коня», 1912

Слайд 19

ФутуризмФутури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма. 

Слайд 20

К.С. МалевичКазими́р Севери́нович Мале́вич  (11 февраля 1879-15 мая 1935)   русский и советский художник-авангардист польского происхождения.

Слайд 21

На бульваре. Около 1930

Слайд 22

Черный квадрат

lusana.ru

19.2. Живопись и музыка Серебряного века » Бауманки.НЕТ

19.2. Живопись и музыка «Серебряного века»

19.2.1 Живопись: от «Мира искусства» до авангардизма. Художников «Мира искусства» отталкивал академизм и тенденциозность передвижников, и они ратовали за новации в живописи. Большинство из них принадлежали к потомственным художественным семьям и свою миссию видели в том, чтобы распространить в обществе высокую культуру, сохранить художественные традиции и художественный вкус. «Мир искусства», писал П.Н.Милюков, «...отталкивается также не менее резко от обличительных тенденций и вообще от гражданских идей в искусстве и от господствовавшего в предыдущем поколении реалистического и позитивистского мировоззрений». Во главе группы «Мир искусства» стоял художник А.Н.Бенуа, который был ее идеологом и теоретиком. В своей «Истории искусства» в 1902 г. он писал: «Частые выставки иностранных художников, устраиваемые в Петербурге и в Москве, общедоступность заграничных путешествий, распространенность иллюстрированных изданий об искусстве – все это сблизило нас с Западом». Все это способствовало тому, продолжает Бенуа, что требования к живописи неизмеримо повысились и обнаружился низкий художественный уровень нашей живописи. Была сформулирована цель – поднять чисто живописную сторону художественного произведения над содержанием. Одновременно аналогичные требования возникают в музыке – поднять чисто звуковую сторону над «программой» музыкального произведения. Но критика передвижников не ограничилась критикой их формы, резкой критике подверглись их мировоззрение, их реализм. Задачей новой школы стал отказ от реализма, отказ от злобы дня.

Художники этой группы (Бенуа, Лансере, Сомов) сосредоточились на изучении прошлого петербургского искусства и от него перешли к изучению французского искусства XVIII в.

К истокам русского искусства обратились художники другого общества – «Союза русских художников» (1903 – 1923), в состав которого входили К.Ф. Юон (1875 – 1958), Ф.А. Малявин (1869 – 1940), С.В. Малютин (1859 – 1937), А.Е. Архипов (1862 – 1930) и др. Для них характерны интерес к родной природе и самобытным чертам русской народной жизни, декоративная живописность, обращение к пленэру.

Своим путем пошел Н.К.Рерих (1874 – 1947). На его примере П.Н.Милюков объясняет космополитизм ряда русских художников серебряного века. «Археолог по профессии, – пишет Милюков о Рерихе, – он ушел от настоящего не в историю, а в доисторическую легенду. Тут, на полном просторе он развернул свой талант колориста. Пренебрежение к линии ради краски, покрытие краской целых плоскостей без оттенков – эти приемы импрессионизма нашли себе в живописи Рериха широкое применение». Милюков подчеркивает, что с течением времени доминирующей чертой у Рериха стал элемент таинственного. Стилизация, прогрессировавшая у некоторых декораторов, у Рериха становится основным законом.

Живопись серебряного века была многостилевой, но импрессионизм занимал в ней существенное место. Под влиянием импрессионистов писал свои картины К.А.Коровин (1861 – 1939) – эмоциональные пейзажи («Зимой»), жанровые полотна («У балкона») и красочные театральные декорации. Постимпрессионисты оказали влияние на В.Э.Борисова-Мусатова (1870 – 1905), оригинального художника («Водоем»), неоромантика, картины которого с излюбленным им элегическим пейзажем – парком, тихими, таинственными женщинами, как бы тенями прошлого, – легко узнаваемы.

Утонченность и многозначность человека рубежа веков нашли свое воплощение в портретах современников, написанных К.А.Сомовым, В.А.Серовым, К.А.Коровиным. Ведущий художник «Мира искусств» Сомов был сыном хранителя Эрмитажа, получил блестящее образование, окончив Академию искусств, много бывал в Европе. Он создал серию графических портретов своих современников – интеллектуальной элиты: А.Блока, Ф.Сологуба, М.Кузмина, В.Иванова, Е.Лансере, М.Добужинского и других. В.А.Серов – автор портретов актрисы М.Н.Ермоловой, писателя М.Горького, К.А.Коровин – портретов Ф.И.Шаляпина, И.И.Левитана. Портреты, созданные художниками серебряного века, — это не просто портреты реальных людей, это галерея творческих людей эпохи, в жизни воплощавших идеалы художников.

М.А.Врубель (1856 – 1910) начинал свою деятельность еще в 80-х годах ХIХ в. Он тяготел к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску. Современникам Врубель казался пришельцем из какого-то другого времени. Его живопись называли «волшебной», а истоки ее волшебства состояли в том, что изощренный взгляд художника «проницал» до самой глубины.

Классический пример – поздняя работа «Жемчужная раковина». Забудем о русалках, которых художник в ней поселил, – волшебство не столько в них, сколько в том, как передана фактура раковины, чудеса ее переливов... Врубель утверждал, что дело здесь не в красках, а в сложности структуры перламутра – «в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет». Таким же методом «мельчайших планов» написаны многочисленные «Сирени» – подобия какой-то аметистовой архитектуры; крылья лебедя с зубчатым напластованием перьев – такой лебедь готов превратиться в царевну; колючие заросли репейника – такие репейники живые, они, кажется, переговариваются (картина «К ночи»). Художник вникал в плетения стеблей, еловых веток, структуру ледяных кристаллов, образующих зимой на стекле узоры, похожие на папоротники, орнаментику горных пород, мерцание тлеющих огней. И все эти явления природы, встречаемые на каждом шагу и, однако, так плохо замечаемые автоматизированным зрением, разрастались под пристальным взором художника в необыкновенный фантастический мир.

Представителями авангарда были В.В.Кандинский (1886 – 1944), абстрактным композициям которого свойственно сочетание красочных пятен и ломаных линий («Смутное»), К.С. Малевич (1878 – 1935), основоположник одного из видов абстрактного искусства – супрематизма, автор «Черного квадрата», П.Н. Филонов (1883 – 1941), стремившийся символически выразить закономерности процессов мировой истории («Пир королей»), М.Шагал (1887 – 1985), создававший произ ведения на фольклорные и библейские темы, красочные и радостные. («Я и деревня», «Над Витебском», «Венчание»). Несмотря на ярко выраженную индивидуальность творческой манеры каждого из этих художников, характерными для всех были асоциальность, самодовлеющая форма, абсолютизация творческого «я». Их целью было проникновение в подсознательное – область, еще не доступную познанию.

В примитивистской манере писали свои полотна М.Ф.Ларионов (1881 – 1964) и Н.С.Гончарова (1881 – 1962). Они создавали жанровые картины: у Ларионова – это быт провинциальной улицы и солдатских казарм, а у Гончаровой – крестьянский быт. Формы их произведений плоскостны и гротескны, стилизованы под детский рисунок. Ларионова считают основоположником особого направления в абстракционизме – лучизма. В 1913 г. он опубликовал книгу под названием «Лучизм». Милюков назвал этих художников «русскими новаторами», которые не только догнали в своем творчестве Запад, но и попытались его перегнать.

Процессы, развернувшиеся на рубеже веков в живописи, столь же интенсивно проходили в музыке и литературе.

19.2.2 Музыка. В этот период жили и сочиняли музыку такие выдающиеся композиторы, как С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский. Покинув Россию в 1917 г., С.В. Рахманинов (1873-1943) всю остальную жизнь провел в эмиграции и очень тосковал по Родине, тема которой стала основной в его творчестве. Он автор замечательных произведений: четырех концертов для фортепиано с оркестром, прелюдий, этюдов-картин, трех симфоний, «Симфонических танцев» для оркестра, опер «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», «Литургии Иоанна Златоуста», «Всенощного бдения» и романсов. Его музыкальные произведения сочетают в себе мелодичность и возвышенную эмоциональность. Рахманинов – один из величайших пианистов мира.

В музыке другого выдающегося композитора серебряного века – А.Н. Скрябина (1871-1915) прослеживается переход от реализма к импрессионизму и от импрессионизма к экспрессионизму. В творчестве Скрябина проявилась устремленность к неведомым космическим сферам. Новатор музыкальных выразительных средств, Скрябин разработал идею светомузыки и впервые в музыкальной практике ввел партию света в симфоническую поэму «Прометей».

И.Ф. Стравинский (1882-1971) – автор балетов «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица», связанных с языческой архаикой, русским фольклором и обрядностью. В России Стравинский жил до 1914 г., а затем – за границей. Композиции он учился у Н.А Римского-Корсакова, до 1911 г. его музыкальными образцами были Н.А Римский-Корсаков и А.К. Глазунов (1865-1937), автор балета «Раймонда». В разные периоды жизни Стравинский обращался к различным музыкальным направлениям: неофольклоризму, старинной полифонии и додекафонии. Итальянский писатель А. Моравиа писал, что Стравинский, Пикассо и Джойс «открыли дверь в культуру двадцатого века».

В первые десятилетия XX в. в России создавали свои произведения и классики старшего поколения. Н.А. Римский-Корсаков в этот период написал три замечательные оперы-сказки: «Кощей бессмертный, «Сказание о невидимом граде Китеже...», «Золотой петушок». Философской направленностью отличалось творчество С.И. Танеева (1856-1915) (кантата «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма»).

 

studizba.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта