Картина Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года Франсиско Гойи. Картина расстрел повстанцев


Расстрел повстанцев в Мадриде | Великие художники

Франсиско Гойя «Расстрел повстанцев в Мадриде» 1808г,» Восстание на Пуэрто дель Соль «,1808

«Гойя и война»

Музей Прадо,Мадрид,Испания

Романтизм

В мае прошлого года исполнилось 200 лет с того момента, как в Испании вспыхнуло восстание против наполеоновских войск. События стоят в одном ряду. Только об Отечественной войне 1812 года известно гораздо больше, чем об испанской герилье. Существует миф об Отечественной войне, который странным образом уживается в нашем сознании с мифом о Наполеоне. Зато об испанской герилье существует поразительный художественный образ, созданный очевидцем этих событий, художником Франско Гойей.

Мы конечно знаем образ созданный Л. Толстым. В искусстве наиболее правдивый образ Отечественной войны создал Верещагин, но всё-таки верещагинский цикл, во-первых, не свидетельство, а реконструкция, во-вторых, на моей памяти не было такого, чтобы все картины этого цикла можно было увидеть в одной экспозиции. Многих картин мы не знаем. А ведь эти картины могли бы изменить наше представление о 1812 г., которое во многом построено на парадной живописи начала 19 века. В Испании в честь годовщины герильи в Музее Прадо собрали картины Франсиско Гойи, посвящённые событиям 1808 г. и устроили выставку «Гойя и война»

Самые известные картины— это: «3 мая 1808 года: расстрел повстанцев в Мадриде» и » Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года: бой с мамелюками».

Но огромное значение имеет то, что наряду с живописью выставлены офорты из серии «Ужасы войны». Достаточно взглянуть на репродукции этих картин и офортов, чтобы ощутить, что между ними имеется внутренне различие. Офорты ближе к впечатлениям очевидца. Живопись— это результат осмысления событий в правильном, патриотическом духе. Особенно это видно в картине «Расстрел…». Героический пафос картины бросается в глаза, сюжет понятен каждому испанцу: оккупанты расстреливают патриотов, которые не боятся смерти. Кстати имена этих патриотов недавно были обнаружены испанским учёным, и скоро на месте расстрела будет сооружена гранитная плита.

Смысл картины «Восстание» не так однозначен. Во-первых, в ней нет противопоставления: регулярная армия против народа, воины цивилизации против дикарей (как это может представляться), среди захватчиков воины в чалмах—то есть те же «дикари», что и восставший народ. И те и другие вооружены кинжалами, примитивными орудиями убийства. Война перестаёт быть делом техники, рыцарским ритуалом, становится исключительно порождением страсти. Восстание изображено как зловещий кровавый карнавал. В офортах ужас присутствует вперемешку с абсурдом. В них нет разделения изображённых персонажей на палачей и на жертв. Жертвы в своём отчаянии оказываются страшнее убийц. Название одного из офорта говорит само за себя: «Они стали как дикие звери» (изображена женщина, пронзающая копьём француза). В названии другого офорта можно даже прочитать иронию: «Какое мужество!» (девушка, перешагивая через трупы мужчин, подходит к пушке, чтобы сделать выстрел). А ведь это только малая часть офортов из военного цикла! На людей, побывавших на выставке «Гойя и война», она произведёт неизгладимое впечатление.

greatartists.ru

Репродукция картины "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" Франсиско Гойи

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Франсиско Гойи. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Франсиско Гойи на натуральном холсте.

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес родился в 1746 году в небольшой деревушке на севере Испании в семье мастера по золоту. Франсиско был младшим из троих сыновей.

В конце 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Около 1759 года Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. В течение трех лет Гойя копировал гравюры. В эти годы он получил свой первый заказ от приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.

После неудачной попытки в 1763 году поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо Гойя стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу. В 1773 году Гойя женился на сестре своего учителя, что укрепило его положение в художественном мире того времени.

В 1780 году Гойю приняли В Королевскую Академию.

В 1786 году он стал придворным художником испанского короля.

В 1712 году Гойя подвергся тяжелой и загадочной болезни, которая сопровождалась параличом, слепотой и едва ли не полным безумием. Ему удалось победить недуг, но он перестал слышать, и его постоянно одолевали страхи, что он не сумеет завершить задуманное.

В творчестве Гойи появились «фантазии и выдумки», упростилась манера письма.

Знакомство с семьей герцога Альба впоследствии послужило созданию его самых известных шедевров: «Маха одетая» и «Маха обнаженная» Ослепительная и энергичная герцогиня после смерти своего мужа в 1796 году стала любовницей художника и вдохновила его на создание этих картин.

Гойе чудом удалось сохранить имя натурщицы в тайне и избежать тюрьмы, представ перед судом инквизиции, так как обнаженная натура была запрещена.

В конце 1790 годов увидела свет и первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), которая была посвящена жестокому осмеянию человеческих слабостей и предрассудков.

В 1814 году Гойя написал знаменитый расстрел повстанцев.

"Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" считается главной картиной Гойи.

Война, начавшаяся как освободительная, переросла в страшную гражданскую войну.

Картины этих лет - мир мрака, ужаса, страха, страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Они получили название «черной живописи» Гойи. В это время стали известны фрески "Дома глухого".

Гойя и вошел в историю живописи как мастер вопллощения темных снов и фантазий.

Последние годы художник провел во Франции в Бордо, стремясь избавиться от испанской действительности, создавая более жизнерадостные произведения.

Умер Гойя в возрасте 82 лет в 1828 году.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям картин Франсиско Гойи не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

1.1 "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" в качестве произведения-вещи. Исследование чувственно-явленной сущности произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" Франсиско Гойи

Похожие главы из других работ:

Алгоритм выполнения женской прически

1.1 Направление моды текущего года

Новый сезон весна-лето 2014 Главный хит сезона весна-лето 2014 - низкий пробор почти на уровне виска, который создает эффект удлиненной челки, зачесанной набок. Такую укладку можно было увидеть на большинстве модных показах: Guy Laroche, Helnut Lang, Lanvin, McCartney...

Библиография в период Возрождения (конец XVI–середина XVIII в.в.)

5. Книготорговая библиография в качестве текущей библиографии в Германии, Англии, США

В данных странах книготорговая библиография сыграла значительную роль в развитии ТНД этих стран. Англия Книготорговый характер английской Н.Б. в значительной степени определился тем...

Винсент Ван Гог: жизнь и творчество

2.1 Звёздная ночь

В 1889 году тогда малоизвестный художник по имени Винсент, а по фамилии Ван Гог, однажды во время пребывания в больнице городка под названием Сен-Реми взяв холст размером 73 на 92 сантиметра, написал одну из своих самых потрясающих...

Возникновение цифровой субкультуры

2.3 80-90-е года

В 1983 году вышел в свет первый фильм про хакеров "Военные игры" ("War Games") представил широкой общественности это явление. Главный персонаж хакер проникает в некий компьютер производителя видеоигр...

Динамика взаимодействия культур и их взаимной оценки

Цивилизации до 1500 года

Первая фаза - это период до 1500 года, время, когда взаимоотношения между цивилизациями либо не существовали, либо имели периодический характер, в связи с территориальной разрозненностью и слабым техническим оснащением. Но...

Изучение технологических особенностей плёночного витража на занятиях по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования

2.1 Настенные часы в качестве арт-объекта

Арт-объекты являются не просто красивыми и полезными предметами. Прежде всего, они представляют собой произведения искусства. Эти уникальные изделия могут использоваться в интерьере или ландшафтном дизайне...

Исследование чувственно-явленной сущности произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" Франсиско Гойи

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ "РАССТРЕЛ ПОВСТАНЦЕВ В НОЧЬ НА 3 МАЯ 1808 ГОДА"

Основная задача данной главы состоит в исследовании чувственно-явленной сущности живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года". Анализ работы основан на последовательном применении общенаучных методов познания...

Итальянский неореализм

2. Фильмы «Аккатоне» и «Ночь» как ярчайшие представители итальянского неореализма

Пьер Паоло Пазолини - один из ярчайших представителей итальянского неореализма, состоялся как режиссер с премьерой фильма «Аккаттоне» («Бродяга»). Пьер Паоло Пазолини был вызывающей, скандальной и безусловно неоднозначной личностью...

Казимир Малевич и его "Черный квадрат"

Петербург 1913 года

Основные события биографии Малевича в 1913 году развертывались вПетербурге, где он оказался в эпицентре «бури и натиска» русскогоавангарда. Этот год, последний мирный год старой России...

Китайские национальные праздники

3.3 Традиции празднования Нового года

Согласно традиции, праздничный ужин следует приготовить за несколько часов до наступления полуночи: ведь на кухне неизбежно приходится пользоваться ножами, а ими можно невзначай отрезать и потерять уже предназначенное судьбой счастье...

Клод Лоррен

2.10 "Ночь" (Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом) (1672)

Сюжетом картины послужила история из книги Бытия, которая повествует о том, как, возвращаясь на свою родину в Ханаан, Иаков испугался мести старшего брата Исава, и разделил свои стада и людей со словами: "Если Исав нападет на один стан и побьет его...

Культура дворянства XVIII–XIX вв.

4.4 Люди 1812 года

культура дворянство лотман Отечественная война взорвала жизнь всех сословий русского общества, и даже всей Европы. Война с первых же дней изменила повседневную жизнь армии, создала новый быт...

Празнование святок в контексте новогодних торжеств

1.2 Из истории Нового Года

Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом возрождения природы и в основном было приурочено к марту месяцу. Постановление считать Новый год с месяца "авив" (т.е. колосьев)...

Сценарный подход к структуре японского сада

6.3.Символ смены времён года

В отличие от камней, означающих неизменность и постоянство, растения, согласно восточной философии, помогают увидеть перемены в природе. Только после расстановки камней определяют положение кустарников и деревьев в саду...

Трансформация сути вещи в контексте потребительского общества

2. Трансформация вещи

Поп-Арт представляет собой направление, которое сформировалось в эпоху зарождения потребительского общества, когда вещь выходит на первый план как полностью оформившийся и самодостаточный объект. Художники экспериментировали с вещью...

cult.bobrodobro.ru

Описание картины Франциско де Гойя «Расстрел повстанцев» Картины художников

Описание картины Франциско де Гойя «Расстрел повстанцев»

В 1808 году в Мадриде произошло событие, вдохновившее Франсиско Гойю создать уникальный шедевр. В первых числах мая в этом городе вспыхнуло восстание патриотов против оккупировавших Испанию французов. Оно было подавлено военными отрядами Наполеона.

Борцы за независимость и свободу родной страны были осуждены на расстрел. После окончательной победы над Францией в 1814 году художник изобразил по заказу правительства момент этой казни ночью 3 мая. Однако, власти не смогли высоко оценить выполненную работу. Вероятно, смелая и оригинальная манера написания полотна была для консервативного правительства непонятна. Зато нынче «Расстрел» Гойи – общеизвестно признанный шедевр в жанре исторической живописи.

Слишком реалистично, без прикрас и близко к простому народу написано полотно. В композиционном центре – молодой повстанец в белой

рубахе и желтых штанах; на заре своей жизни смотрит он в глаза смерти, смотрит с ужасом, но еще больше с гордостью. На руках отважного испанца заметны стигматы – художник сопоставляет героя с Христом, также ставшим невиновной жертвой бездушия в борьбе за великие нравственные идеалы.

Безликая шеренга французских военных слуг целится в него ружьями; совсем не чувствуется в них души, как жестокая бездумная машина они выполняют приказ Наполеона. Шокирует изображение рядом уже убитых борцов за независимость: кровь на земле, телах и одеждах. Толпа идущих на расстрел – с поникшими головами, закрывают глаза руками, в страхе сжимают кулаки.

Гойя писал «Расстрел» как антивоенный протест. Художник всеми возможными изобразительными средствами старался обличить немыслимую жестокость марионеток власти. Он надеется, что зритель, глядя на картину, задумается об ужасах войны и проклянет это чудовищное бесчеловечное действо.

Прислал: Никитина Алла . 2017-10-08 22:04:01

opisanie-kartin.iusite.ru

Третье мая 1808 года в Мадриде

«Третье мая 1808 года в Мадриде» (исп. El tres de mayo de 1808 en Madrid, вариант перевода — «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»)  — историческое полотно Франсиско Гойи, написанное в 1814 году и выставленное в мадридском музее Прадо.

Краткая информация[ | ]

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), портреты («Семья короля Карла IV», 1800), росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820—1823), графика (серии «Капричос», 1797—1798, «Бедствия войны», 1810—1820), картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» – обе ок. 1814). «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», одна из самых великих и новаторских картин XIX века.

История создания[ | ]

2 мая 1808 года патриотическое выступление в Мадриде было жестоко подавлено оккупировавшими Испанию французскими войсками. Сразу же вслед за этим французские власти провели массовые казни повстанцев – они продолжались всю ночь и весь следующий день. После окончательного изгнания французов и возвращения в Испанию короля Фердинанда VII Гойя получил от правительства заказ на две большие картины, которые, по мысли заказчика, должны были «увековечить посредством живописи героические сцены славной борьбы испанцев с тираном Европы». Гойя исполнил заказ, но его полотна не были оценены по достоинству – это связано, скорее всего, с тем, что художник написал их в слишком оригинальной манере. От него требовали героических фигур и патетических жестов, а он ненавидел и презирал войну. Особенно зримо это проявилось в картине «Расстрел повстанцев (мятежников)», сегодня по праву считающейся непревзойденным шедевром.

Описание[ | ]

Художник выбрал сюжетом для своей картины непосредственно миг перед залпом. Все происходящее кажется противоестественным – как в страшном сне. Из мрака, выделенные светом фонаря, выступают силуэты двух групп; вдали видны темные здания Мадрида на фоне зловещего черного неба. Основной художественный прием этой композиции – противопоставление. Перед зрителем два враждующих полюса - завоеватели, палачи и борцы за свою свободу и независимость.

Фигуры повстанцев полны выразительности и драматизма. В толпе приговоренных каждый переживает приближение смерти по-своему: кто-то плачет, кто-то исступленно молится. Среди них выделяется могучий испанец в белой рубахе. Он встречает смерть без страха. Его огромная фигура выхвачена из толпы потоком света; кажется, что все дула ружей нацелены только на него. Но это не так.

Центральная фигура изображена стоящей на коленях. В полный рост она показалась бы гигантской статуей, поэтому Гойя умышленно уменьшает её размеры, усиливая тем самым общий драматический эффект полотна.

Рядом с ним мужчина со сжатыми кулаками, его чувства выражены более сдержанно и менее патетично. И тут же сгорбленный человек со сжатыми пальцами рук – он понимает, что обречен, и смиренно ждет смерти.

Слева мы видим повстанцев, в изображении которых важнейшую роль играют их руки. Гойя, видевший в своей жизни и не такое, разумеется, знал, что перед расстрелом руки приговоренных связывают, но пренебрег этой деталью ради усиления цельности замысла работы.

Широко расставив ноги, направив мушкеты на безоружных пленников, французские солдаты стоят монолитной группой и, похоже, лишены человеческих эмоций. Солдаты выступают здесь как олицетворение зла и насилия – именно поэтому они совершенно безлики, их индивидуальные черты и человеческие чувства скрыты под одинаковыми мундирами. Стреляющие солдаты расположены гораздо ближе к жертвам, чем бывает на самом деле. И это тоже сознательный прием, имеющий целью подчеркнуть жестокость всей сцены.

Городской пейзаж на заднем плане напоминает не Мадрид, а скорее Толедо со знаменитой картины Эль Греко. Возможно, Гойя здесь сознательно «цитирует» работу одного из великих старых мастеров.

Событие, запечатленное на картине, запоминается в целом, своим общим настроением, – даже повстанец в белом воспринимается как завершение общего порыва, так как он один из многих. Гойя не стремится к академической правильности рисунка, к законченности деталей. Все написано широко, свободно, крупными энергичными мазками.     

Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Художник просто, жестко, обнаженно и вместе глубоко человечно передает чувство обреченности, граничащий с безумием страх, волевую собранность, испепеляющую ненависть к врагу.

Картина открывала пути новому пониманию исторической живописи. Оказалось, что подвиги не только определенных исторических лиц, но и обычных простых граждан достойны быть увековеченными в истории вообще и искусстве в частности. И им для этого, оказывается, вовсе не нужны античные одежды или условный аллегорический язык, принятые в исторической живописи художников-академиков.

Эта картина приобрела символическое значение, она подняла испанскую национальную школу до высоты мирового трагизма. Эта картина является в гораздо большей мере отражением личной реакции Гойи на случившееся, чем повествование о самом событии. В отличие от большинства людей, которые, оказавшись вовлеченными в какие-либо действия, стараются оценить их обычно с точки зрения семейных или узколичных интересов, художник переводит событийную историю на язык общечеловеческих судеб, не прибегая к мифологическим иносказаниям и героической бутафории. Испытываемые им чувства при восприятии какой-либо драматической сцены или рассказа о ней настолько сильны, что заставляют его отказаться от повествовательного стиля и вызывает жгучее желание отомстить за жертвы военных преступлений. И тогда изображению частного факта придается значение наглядного примера, чье пластическое выражение приобретает, благодаря своей грубости и пронзительности, форму настоящего манифеста и немедленно воспринимается всеми.

Техника выразительности[ | ]

В отличие от вышеупомянутых портретов здесь силуэт фигуры разрывается, она вся наполняется разнонаправленными движениями, их ритмический рисунок становится резким. Контрасты света и тени усиливаются, неожиданно вспыхивают и столь же стремительно исчезают. Какой-то мятежной энергией, дерзостью охвачены цветовые сочетания, потерявшие былую декоративную упорядоченность и строгость. Но особенную выразительность и живописную раскрепощенность приобретает здесь красочная поверхность. Фактура и раньше была у Гойи активной и разнообразной. Но теперь из декорирующего средства она превратилась в остросодержательное. Это уже не внешняя, осязательная характеристика изображенного материала, поверхности, а условная, символическая форма. Подобную роль фактура играла у Эль Греко, а в недалеком будущем приобретет всеобъемлющее значение в живописи Ван Гога.

Ритм в картине[ | ]

В этой картине Гойя с помощью ритма характеризует силу власти как бездушную машину насилия, подавляющую любое сопротивление ей.

На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Французские солдаты армии Мюрата стоят плотно, как стена, они изображены почти со спины, мы не видим их лиц — это безликая, бездушная машина. Ритм положений ног, склонённых поз французских солдат, целящихся в повстанцев; ритм высоких киверов, сабель, ранцев на спинах солдат; ритм ощетинившихся ружейных стволов со штыками создают напряжение, подчёркивают организованность, агрессивность и беспощадность наполеоновской армии. Французские солдаты стоят в тени, в сумраке ночи — это представители тёмных, враждебных сил.

Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю. Это светлые силы свободы и справедливости. Они и стоят у холма, символизирующего высоту их духа. На повстанце, воздевшем к небу руки, белая рубаха, что символизирует как чистоту его идеалов, так и близость к гибели, смерти. Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сущности. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. На его руках — стигматы, следы крестных мук Спасителя за всех людей, направления рук и ног образуют форму андреевского креста, на котором был распят апостол Андрей. Гойя тем самым поднял этот образ до библейских высот, освятил борьбу своего народа за освобождение от иноземного ига.

Это восстание стало началом народного сопротивления французской оккупации, с мая 1808 по всей Испании развернулась освободительная партизанская война, так называемая герилья, окончившаяся в феврале 1814 года изгнанием французов из Испании.

См. также[ | ]

Литература[ | ]

  • Norbert Wolf. Romanticism. — Taschen, 2007. — С. 44—45. — ISBN 978-3-8228-5310-8.
  • Батикль Ж. Гойя / Ж. Батикль. – М. : АСТ,Астрель. 2002. – 176 с.
  • Елисеева Е. М. Великие испанские художники / Е. М. Елисеева. – М. : Изд-во "ОЛМА". 2005. – 144 с.
  • Зорина И. Я. Гойя / И. Я. Зорина. – М. : Изд-во "Радуга". 2006. – 254 с.
  • Каптерева Т. А.  Гойя / Т. А. Каптерева. – М. : Белый город. 2003. – 48 с.
  • Осипова И. С. Гойя / И. С. Осипова. – М. : Олма Медиа групп. 2008. – 128 с.

encyclopaedia.bid

Гойя и Революция... - sandinist

16 апреля – Скончался Франсиско Гойя (1746-1828).

Знаменитая серия офортов Гойи «Бедствия войны» (1808 — 1820) вызвана к жизни подавлением первой испанской революции и последовавшей за ней войной с Наполеоном.

В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном. 2 мая началось народное восстание, к вечеру подавленное французскими войсками. Дикая расправа с побежденными запечатлена Гойей в картине «Расстрел повстанцев в ночь на 3-е мая».

"Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года"

В серии «Бедствия войны» Гойя изобразил борьбу широких масс испанского народа с наполеоновскими войсками, осаду Сарагосы и голод 1811 года. Народ восстал против своих поработителей. Крестьяне шли против регулярных войск Наполеона с ножами, кольями, топорами.

Они дрались с исступлением и гневом, отстаивая каждую пядь земли («Со здравым смыслом или без него?»). С такой же яростью дрались женщины. «Они стали, как дикие звери», — говорит Гойя.

"Они стали, как дикие звери!"

Груды трупов, телеги с мертвецами, расстрел повстанцев и насилие над женщинами изображены с ужасающей живостью. «Я видел это!», «Невозможно видеть это!» — такими словами сопровождает Гойя два своих офорта.

"Какое мужество!"

В офорте «Какое мужество!» Гойя запечатлел подвиг жительницы Сарагосы, вставшей у орудия, когда все защитники батареи погибли. Художник воплотил в этом образе трогательную нежность облика героини и величие ее подвига…

"За что?"

В 1823 году, после разгрома второй испанской революции (1819 — 1823) и казни ее вождя Риего, Гойя уехал во Францию, в Бордо, где и скончался 16 апреля 1828 года.

"Стычка в войне за независимость"

Также читайте:

Хосе Ортега-и-Гассет. "Гойя и народное"

Гойя. Картины и биография

sandinist.livejournal.com

расстрел мадридских повстанцев 1808 - Хронтайм

Город Мадрид был оккупирован войсками Наполеона 23 марта 1808 года. Король Карл IV был вынужден отречься в пользу своего сына Фердинанда VII, однако Наполеон заманил обоих на французскую территорию и взял под арест в городе Байонна. Попытка командующего французскими войсками Иоахима Мюрата вывезти из страны также дочь и младшего сына Карла IV привела к народному восстанию в Мадриде, которое было подавлено после нескольких часов ожесточенных уличных боев. Жестокое подавление восстания и последующее провозглашение королем Испании брата Наполеона Жозефа привели к распространению волнений на всю Испанию. Искрой, воспламенившей восставших, стала попытка французского маршала Мюрата выслать дочь и младшего сына Карла IV, Франциско де Паула, в Байонну. Первоначально правящий совет города отказался выполнить требование Мюрата, но в конце концов дал согласие после получения письма от Фердинанда VII, находившегося в Байонне. 2 мая перед Королевским дворцом в Мадриде начала собираться толпа. Собравшиеся вошли в здание, чтобы предотвратить высылку Франциско де Паула. Мюрат прислал батальон гренадеров из состава императорской гвардии и артиллерийские расчеты. Артиллерия открыла огонь по собравшейся толпе, и восстание начало охватывать другие части города. Плохо вооруженные горожане вступили в уличные бои с французскими войсками. Мюрат объявил военное положение и ввел большую часть своих войск внутрь города, начались ожесточенные бои вокруг Puerta del Sol и Puerta de Toledo. Гражданская администрация города была распущена. Постепенно французские войска установили контроль над городом, сотни жителей погибли в боях. Ожесточение боев передано на картине Гойи «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде». Испанские войска, находившиеся в городе, согласно полученным приказам остались в казармах. Единственным подразделением, присоединившимся к восставшим, были артиллеристы из казарм Monteleón. Командиры этого подразделения, Педро Веларде и Луис Даоис по сей день считаются героями восстания. Оба погибли во время французских атак на казармы. За подавлением восстания последовали суровые репрессии. Вечером 2 мая Мюрат создал военный трибунал под председательством генерала Груши. Трибунал выносил смертные приговоры каждому, захваченному с оружием в руках. В выпущенном в тот же день приказе Мюрат писал: «Жители Мадрида, давшие увлечь себя на ложный путь, предались мятежу и убийствам. Была пролита французская кровь. Это требует мести. Все, арестованные при бунте, с оружием в руках, будут расстреляны». Все общественные собрания были запрещены, был выпущен приказ сдать оружие французским властям. Сотни пленных горожан были казнены в ночь на 3 мая, эта сцена отражена в картине Гойи «Третье мая 1808 года в Мадриде». Новости о восстании в Мадриде, прибывшие в тот же день 2 мая в близлежащий городок Мостолес, побудили Хуана Переса Вильямиля, секретаря Адмиралтейства и прокурора Высшего военного совета, и руководителей (алькадов) городка, подписать декларацию об объявлении войны, с призывом к испанцам бороться за изгнание оккупантов. По имени городка этот документ получил название Декларации алькадов Мостолеса Французские оккупанты надеялись, что их быстрые и жестокие репрессии покажут населению, что они хозяева Испании, однако на самом деле восстание дало сильный толчок сопротивлению. В последующие недели и месяцы число вооруженных выступлений против французов стало возрастать. 2 мая датируют начало Войны на Пиренейском полуострове. 2 мая считается праздничным днем в столичном регионе. На месте, на котором располагались казармы Monteleón, сейчас находится Площадь Дос де Майо (Площадь 2 мая). Прилегающие кварталы именуются районом Malasaña (Маласанья), по имени девушки-подростка Мануэлы Маласаньи, погибшей при подавлении восстания. В Мадриде воздвигнуты несколько памятников героям восстания, включая Монумент павшим за Испанию Мадридское восстание 1808 года, народное восстание против французских оккупантов 2—3 мая, положившее начало Испанской революции и испано-французской войне 1808-1814 годов. Наполеон I, стремясь овладеть Пиренейским полуостровом, под предлогом усиления французской армии в Португалии, с которой Франция находилась в состоянии войны, в конце 1807— начале 1808 ввёл в Испанию свои войска. В марте 1808 отряд императорской гвардии во главе с И. Мюратом вступил в Мадрид. Оккупация франц. войсками значит, части Испании вызвала резкое недовольство нар. масс, что привело к кризису в дворцовых кругах. Король Испании Карл IV отрёкся от власти. На престол был возведён его сын Фердинанд VII. Однако Наполеон I не признал нового короля и, решив захватить исп. трон, вызвал Карла IV и Фердинанда VII во Францию якобы для улаживания вопроса о престолонаследии. В Мадриде распространился слух, что Мюрат намеревается вывезти из Испании последнего наследника короля — инфанта (принца) Франсиско. Это и послужило поводом к восстанию. 2 мая предводительствуемое патриотами-офицерами Даонсом и Веларде население Мадрида, вооружённое ружьями, ножами и камнями, с возгласами «Смерть французам!» выступило против 25-тыс. франц. гарнизона. Ожесточённые сражения на пл. Пуэрта дель Соль, у Пуэрто Толедо, в расположении артиллерийского парка продолжались 2 мая и в ночь на 3 мая. Подавив восстание, оккупанты жестоко расправились с населением Мадрида. Мадридское восстание всколыхнуло всю страну и послужило толчком к нар. выступлениям в других районах, переросшим в широкое нац.-освободит, движение против захватчиков. 2 мая вошло в историю Испании как начало борьбы испанского народа за национальную независимость. http://www.hrono.ru/sobyt/1800sob/1808madrid.php

chrontime.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта