Помпеи – город погребенный заживо. Картина помпеи


"Последний день Помпеи" (история картины).

"Последний день Помпеи" (история картины). Перепост от 25 Января 2012

НАКАНУНЕ   ТРАГЕДИИ.

Талантливая кисть Брюллова  раскрыла перед нами одну из картин ужасной трагедии Древнего мира.  За два роковых дня, 24 и 25 августа 79 года н.э., прекратили свое существование сразу несколько римских городов — Помпей, Геркуланума, Стабии и Октавианума.  И виною этого стало пробуждение вулкана Везувий, у подножья которого расположились эти поселения.

Люди давно и по достоинству оценили высокую, ни с чем несравнимую плодородность вулканических почв и начали возделывать их с незапамятных времен. В распоряжении ученых имеются письменные источники о том, что еще более двух тысяч лет назад, вокруг Везувия и на его склонах собирались богатые урожаи.

В начале I в. Везувий был покрыт густым лесом с диким виноградом. На его вершине располагалось заросшее чашевидное углубление — следы древнего кратера, сохранившегося после 300-летнего периода покоя вулкана. В этом кратере в 72 г. скрывался Спартак с восставшими рабами. На его поиск были брошены 3000 солдат во главе с претором Клодиусом Пулькером. Однако Спартак ускользнул от них и вырвался на равнину, окружающую вулкан с севера.

Вулканические пеплы и туфы, плащом покрывавшие пологие склоны Везувия и его окрестности, делали земли вокруг него необычайно плодородными. Особенно хорошо росли кукуруза, ячмень, орехи, пшеница, виноград. Недаром эта область славилась отличными винами

А в начале новой эры область вблизи Неаполитанского залива была еще и излюбленным местом жительства богатых римлян. На севере располагался город Геркуланум, южнее находились Помпеи и Стабия — три своего рода дачных предместья Неаполя. Патрициев привлекал сюда мягкий и теплый климат. А потому эта часть берега  залива близ Неаполя была застроена богатыми виллами.

Первые признаки беспокойства Везувия были замечены еще в середине августа 79 года. Но тогда это мало кого озадачило.  Подобные сюрпризы  замечалось за вулканом и раньше.  Последний раз он основательно «побеспокоил» Помпеи 5 февраля 62 года н.э.  Мощное землетрясение порядком разрушило город, но это не послужило уроком его жителям.  Они не спешили покидать обжитые места.  И это не случайно!

Итак,  последующие 15 лет Помпей строился - жители города восстанавливали разрушенные землетрясением дома и строили новые здания.

Как это ни странно, горожане, несмотря на жестокий урок судьбы, не принимали Везувий в серьез и дальнейших неприятностей от него не ждали.

Подземные толчки не очень беспокоили горожан. Они каждый раз заделывали трещины в домах, попутно обновляя интерьер и добавляя новые украшения. Никакой паники.

2 (537x700, 179Kb)

ДЕНЬ   ГНЕВА   БОГОВ.В

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламяшироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется — с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Под каменным дождём, под воспалённым прахом,Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

А.С. Пушкин.

24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи.  С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии. Яркое солнце заливало улицы города. Народ неспешно занимался своими делами, обсуждая последние новости. Работали лавки, в храмах курились благовония, а в городском театре готовились к представлению – в этот день должны были состояться очередные бои гладиаторов.   Эти красавцы - воины гордо прогуливались по улицам Помпеи, со смехом, читая надписи на стенах домов, которые им оставляли многочисленные поклонницы.

Теперь, спустя почти 2000 лет мы знаем буквально по минутам, что происходило в те трагические дни. И это благодаря двум потрясающим письмам Плиния Младшего – очевидца трагедии.

24 августа, около 2 часов пополудни над Везувием начало быстро подниматься гигантское облако белого цвета с бурыми пятнами. Оно росло и на высоте растекалось в стороны, напоминая крону средиземноморской сосны — пинии. Вблизи вулкана слышался страшный грохот, и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и в Мизено( примерно в 30 км от Помпеи), где находилась семья Плиния. Строки его письма гласят, что тряска была настолько сильной, что повозки кидало из стороны в сторону, с домов обваливалась черепица и рушились статуи и обелиски.

Небо внезапно сделалось грозным, облако становилось все темнее и темнее…

За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце, и наступила кромешная тьма. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей. В это же время на западных склонах вулкана шли сильные ливни, которые во время извержений случаются часто. Рыхлые пепловые и пемзовые толщи на склонах, „насытившись“ водой, ринулись вниз мощными грязевыми, по-видимому, горячими потоками — лахарами. Три таких потока, следовавших один за другим, накрыли город Геркуланум, располагавшийся на берегу моря, в мгновение ока уничтожив всё живое.

Геркаланум погиб первым, поскольку располагался почти у подножия Везувия. Его жители города, пытавшиеся спастись бегством, погибли под лавой и пеплом.

Судьба Помпей сложилась по-иному. Здесь не было потока грязи, единственным спасением от которого было, по-видимому, бегство; здесь все началось с вулканического пепла, который можно было легко стряхнуть. Однако вскоре стали падать лапилли, потом - куски пемзы, по нескольку килограммов каждый.

Вся опасность становилась ясной лишь постепенно. И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно. На город опустились серные пары; они заползали во все щели, проникали под повязки и платки, которыми люди прикрывали лица, - дышать становилось все труднее... Пытаясь вырваться на волю, глотнуть свежего воздуха, горожане выбегали на улицу - здесь они попадали под град лапилли и в ужасе возвращались назад, но едва переступали порог дома, как на них обваливался потолок, погребая их под своими обломками. . На улицу нельзя было выйти, не прикрыв голову подушкой, так как вместе с пеплом на голову падали тяжелые камни. Некоторым удавалось отсрочить свою гибель: они забивались под лестничные клетки и в галереи, проводя там в предсмертном страхе последние полчаса своей жизни. Однако позднее  и туда проникали серные пары.

К тому времени, когда пришедшие в ужас жители осознали всю серьезность и опасность своего положения, улицы были уже погребены под толстым слоем пепла, а он все падал и падал с неба. Мягкий пепел на земле, низвергающийся пепел с неба, сернистые пары в воздухе…

Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали, оступались и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел. Некоторые из них решили оставаться в домах, где пепла не было, но дома быстро заполнялись ядовитыми парами, и сотни людей погибали от удушья. Многие нашли свою гибель под развалинами собственных домов, были раздавлены крышами, которые обрушивались под тяжестью пепла.

Последним ударом Везувия по несчастным городам стала огненная стена лавы, навсегда похоронившая некогда цветущие поселения.

Сорок восемь часов спустя вновь засияло солнце, однако и Помпеи и Геркуланум к тому времени уже перестали существовать.. На месте маслин и зеленых виноградников, на мраморных виллах и на всем городе лежали пепел и волнообразная лава. В радиусе восемнадцати километров все было разрушено. Причем пепел занесло даже в Сирию и Египет.

Теперь же над Везувием был виден только тонкий столб дыма, и снова голубело небо…

Однако, не смотря на размах трагедии, из двадцати тысяч жителей Помпеи погибла только две тысячи. Многие жители вовремя поняли, чем им может грозить начавшееся извержение, и постарались побыстрее уйти в безопасное место.

3 (510x700, 154Kb)

ОТГОЛОСКИ  ДРЕВНЕГО  АРМАГЕДОНА.

Прошло почти семнадцать столетий. В середине XVIIIвека, люди другой культуры, других обычаев взялись за заступы и откопали то, что так долго покоилось под землей.

До того как начались раскопки, был известен только сам факт гибели двух городов во время извержения Везувия. Теперь это трагическое происшествие постепенно вырисовывалось все яснее и сообщения о нем античных писателей облекались в плоть и кровь. Все более зримым становился ужасающий размах этой катастрофы и ее внезапность: будничная жизнь была прервана настолько стремительно, что поросята остались в духовках, а хлеб в печах. Какую историю могли, например, поведать останки двух скелетов, на ногах которых еще сохранились рабские цепи? Что пережили эти люди - закованные, беспомощные, в те часы, когда кругом все гибло? Какие муки должна была испытать эта собака, прежде чем околела? Ее нашли под потолком одной из комнат: прикованная цепью, она поднималась вместе с растущим слоем лапилли, проникавших в комнату сквозь окна и двери, до тех пор, пока, наконец, не наткнулась на непреодолимую преграду - потолок, тявкнула в последний раз и задохнулась.

Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы. . Некоторых матерей нашли с детьми на руках; пытаясь спасти детей, они укрывали их последним куском ткани, но так и погибли вместе. Некоторые мужчины и женщины успели схватить свои сокровища и добежать до ворот, однако здесь их настиг град лапилли, и они погибли, зажав в руках свои драгоценности и деньги.

"Cave Canem" - "Остерегайся собаки" гласит надпись из мозаики перед дверью одного дома. На пороге этого дома погибли две девушки: они медлили с бегством, пытаясь собрать свои вещи, а потом бежать было уже поздно. У Геркулесовых ворот тела погибших лежали чуть ли не вповалку; груз домашнего скарба, который они тащили, оказался для них непосильным. В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки. Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию. В самом деле, почему скелет собаки сохранился полностью, а останки женщины были раскиданы по всей комнате? Кто мог их раскидать? Может быть, их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа? Возможно, она отсрочила день своей гибели, напав на собственную хозяйку и разодрав ее на куски. Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки. Участники тризны возлежали вокруг стола; так их нашли семнадцать столетий спустя - они оказались участниками собственных похорон.

В одном месте смерть настигла семерых детей, игравших, ничего не подозревая, в комнате. В другом - тридцать четырех человек и с ними козу, которая, очевидно, пыталась, отчаянно звеня своим колокольчиком, найти спасение в мнимой прочности людского жилища. Тому, кто слишком медлил с бегством, не могли помочь ни мужество, ни осмотрительность, ни сила. Был найден скелет человека поистине геркулесовского сложения; он также оказался не в силах защитить жену и четырнадцатилетнюю дочь, которые бежали впереди него: все трое так и остались лежать на дороге. Правда, в последнем усилии мужчина, очевидно, сделал еще одну попытку подняться, но, одурманенный ядовитыми парами, медленно опустился на землю, перевернулся на спину и застыл. Засыпавший его пепел как бы снял слепок с его тела; ученые залили в эту форму гипс и получили скульптурное изображение погибшего помпеянина.

Можно себе представить, какой шум, какой грохот раздавался в засыпанном доме, когда оставленный в нем или отставший от других человек вдруг обнаруживал, что через окна и двери выйти уже нельзя; он пытался прорубить топором проход в стене; не найдя здесь пути к спасению, он принимался за вторую стену, когда же и из этой стены ему навстречу устремлялся поток, он, обессилев, опускался на пол.

Дома, храм Изиды, амфитеатр - все сохранилось в неприкосновенном виде. В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках - свитки папируса, в мастерских - инструменты, в банях - стригилы (скребки). На столах в тавернах еще стояла посуда и лежали деньги, брошенные в спешке последними посетителями. На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески.

4 (529x700, 128Kb)

«И  СТАЛ  ПОСЛЕДНИЙ  ДЕНЬ  ПОМПЕИ  ДЛЯ  РУССКОЙ  КИСТИ  ПЕРВЫМ  ДНЕМ…»

Впервые Карл Брюллов посетил раскопки Помпеи летом 1827 года. История трагической катастрофы, постигшей древний город, целиком захватила все помыслы живописца. Скорее всего, именно тогда у него и родился замысел создать монументальную историческую картину.

Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины. Важным источником сведений послужили для него письма очевидца катастрофы Плиния Младшего к римскому историку Тациту, содержавшие подробности катастрофы.

Брюллов изучал обычаи древней Италии, несколько раз бывал в Неаполе, исследовал разрушенную Помпею, ходил по ее улицам, подробно осматривал дома, сохранившиеся под вулканическим пеплом со всей обстановкой и утварью. Посещал Неаполитанский музей, где находились поразительно живые отпечатки тел людей, засыпанных горячим пеплом. Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.

Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля. По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Некоторые фигуры он изобразит в тех самых позах, которые сохранили пустоты, образовавшиеся в застывшей лаве на месте испепеленных тел, - мать с дочерьми, упавшая с колесницы женщина, группа молодых супругов. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния.

В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Однако, даже пошатнувшиеся здоровье не прекращает его работы.

И вот  родилась окончательная композиция картины.

Толпа в картине разбивается на отдельные группы, по которым зритель постепенно считывает литературный замысел художника – изобразить чувства и поведение людей перед лицом гибели.

Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Мать стремится укрыть детей. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Жених уносит бесчувственную невесту. Немощная мать – убеждает сына не обременять себя, а отец семейства последним в жизни движением пытается укрыть своих близких. Но вот всадник, у которого спастись шансов куда больше, чем у других, мчит во весь опор, не желая никому помочь. И жрец, которого привыкли слушать и которому верили, трусливо покидает гибнущий город, надеясь остаться незамеченным.

В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. В его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину.

И вот полотно было закончено. Подготовка к работе шедевром заняли шесть лет жизни мастера.(1827-1833гг.) Но и ее успех был грандиозным.

Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Когда же двери его мастерской на улице Святого Клавдия широко распахнулись для публики, и когда потом картина была выставлена в Милане, итальянцы пришли в неописуемый восторг. Имя Карла Брюллова сразу стало известным на всем италийском полуострове - с одного его конца до другого. При встречах на улицах, всякий снимал перед ним шляпу; при его появлении в театрах все вставали; у дверей дома, где он жил, или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много народу, чтобы приветствовать его.

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Картину привезли в Россию в июле 1834 года, и она сразу же стала Предметом патриотической гордости, оказалась в центре внимания русского общества. Многочисленные гравированные и литографические воспроизведения "Последнего дня Помпеи" разнесли славу К. Брюллова далеко за пределы столицы. Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали прославленное полотно: А.С. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н.В. Гоголь называл картину "всемирным созданием", в котором все "так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего". Но даже и эти собственные восхваления казались писателю недостаточными, и он назвал картину "светлым воскресением живописи. Он (К. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями".

Е.А. Боратынский, сочинил по этому случаю хвалебную оду. Слова из которой -"Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!" – стали в последствии знаменитым афоризмом.

Владелец картины Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил картину в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году, полотно выставили там, и к нему получила доступ широкая публика.

5 (240x240, 8Kb)

Примечание.

Примерно так выглядел живописец Карл Павлович Брюллов во время работы над своей картиной. Это автопортрет художника, датированный "около 1833г.". Ему было всего-то 28 лет, когда он приступил к этой работе, и 34, когда закончил картину.

Таким он и изобразил себя на полотне (помните, с ящиком на голове...), лучше всего его можно рассмотреть на первом сверху фрагменте картины.

hist-etnol.livejournal.com

Картина «Последний день Помпеи»: описание :: SYL.ru

Человек всегда стремится к прекрасному, такова его суть. А еще он жадно изучает прошлое, извлекает из него уроки, работает над ошибками, ибо без этого невозможно будущее. Примером такого сочетания искусства и истории является картина «Последний день Помпеи», написанная гениальным художником в 1830-1833 годах. Что на ней изображено, как работал живописец и что хотел передать, мы рассмотрим в нашей статье. картина последний день помпеи

Несколько слов об авторе

Картина «Последний день Помпеи» была написана в первой половине девятнадцатого столетия Карлом Брюлловым. Рожденный в Санкт-Петербурге в семье академика-скульптора, он с детства проникся страстью к искусству. Учился у лучших мастеров того времени, много путешествовал, часто посещал Италию, где жил и работал.

Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Работа, которой посвящена наша статья, была удостоена Гран-при в Париже. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Самые известные работы - "Всадница", "Осада Пскова", "Портрет археолога Микеланджело Ланчи" и другие. А в 1862 году в Новгороде была поставлена скульптура лучшим деятелям культуры, посвященная тысячелетию России. Среди шестнадцати фигур композиции нашлось место и Карлу Брюллову.картина последний день помпея

История одного шедевра

История картины «Последний день Помпеи» нам известна, поэтому мы с радостью поделимся ею с читателем.

Как мы упоминали ранее, Брюллов часто посещал Италию, где много работал. К слову, на этой земле он и умер, там нашло последнее пристанище его тело. В 1827 году живописец посетил раскопки древнеримского города, расположенного под Неаполем. Поселение похоронила лава Везувия, который внезапно проснулся. Этот момент как раз и запечатлела картина.

Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Большинство из них погибло от горячей вулканической массы, другие задохнулись от ядовитых испарений и пепла. И лишь немногим удалось спастись. Зато вулкан оказал человечеству неоцененную услугу – он как бы законсервировал жизнь того времени, сохранив в первозданном виде жилища знати, стенные росписи, мозаичные полы, картины, цветы. Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом. картина брюллова последний день помпеи

Подготовка к работе

Картина «Последний день Помпеи» была написана Брюлловым после тщательного изучения той эпохи. Художник несколько раз посещал раскопки, пытаясь запомнить расположение зданий, каждый камешек. Он читал труды древних историков, в частности работы Плиния Младшего, очевидца трагедии, изучал костюмы в музеях и предметы обихода. Это позволило ему реалистично отобразить жизнь итальянского общества времен извержения вулкана, а также передать чувства людей, которые вот-вот погибнут от стихии.

Отверженный труд

Наконец, Брюллов решил, что он готов к титанической работе, и приступил к написанию полотна. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4,5 х 6,5 метра. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Рассмотрим полотно, условно разделив его на две части.описание картины последний день помпеи

Правая сторона картины

Картина Брюллова «Последний день Помпеи» очаровывает своим совершенствам, бурей эмоций, драматичностью и гармонией красок. В правой части художник изобразил группу людей, объединенных общим горем. Это молодой парень и мальчик, которые несут на руках больного отца, юноша, который пытается спасти мать, но она приказывает бросить ее и бежать самому. Предположительно, что тем самым юношей является Плиний Младший, который донес до нас печальную историю Помпеи.

Картина «Последний день Помпеи» изображает также пару: молодой человек несет на руках невесту и всматривается в ее лицо – жива ли она? За ними виднеется вздыбившийся конь с всадником на спине, падающие дома, декорированные статуями. А над несчастными людьми простилается темное от дыма и пепла небо, тучи, прорезанные молнией, поток огненной лавы.

Левая часть шедевра

Продолжаем наше описание картины «Последний день Помпеи». Слева Брюллов изобразил ступеньки, ведущие к гробнице Скавра. На них собралась еще одна группа людей: женщина, смотрящая прямо на зрителя, художник с красками в ящике на голове, мать с двумя девочками, спокойный христианский священник, языческий жрец с драгоценностями под мышкой, мужчина, накрывающий плащом жену и маленьких детей.

Еще один "герой" полотна – это свет, точнее - его эффекты. Холодный оттенок молнии контрастирует с заревом вулкана. На его фоне панорама гибнущего города смотрится очень трагично и реалистично.описание картины последний день помпея

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Брюллов мастерски подобрал цвета, которые помогли ему изобразить картину очень реалистично. На холсте преобладают оттенки красного – одежда людей, зарево, цветы на голове невесты. В центре холста художник использовал зеленоватые, голубоватые и желтоватые тона.

Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Это принцип условности, с помощью которого живописец показывает, что человек является самым прекрасным созданием на Земле. Бросается в глаза, что многие персонажи картины в минуты опасности думают не только о себе, но и о других.

Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Он рисует не привычную толпу, которая в панике стремится покинуть город, а упорядоченные группы людей, в которых похожие лица, но разные позы. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Но мастер вносит много нового в искусство, нарушает принятые правила, отчего полотно только выигрывает. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры.

анализ картины последний день помпеи

Вместо заключения

Картина, созданная гением искусства, одновременно прекрасная и страшная. Да, человек бессилен перед стихией, которая не знает преград в своей мощности. Однако он может и должен оставаться Человеком с большой буквы. Не все способны на это, но к этому следует стремиться. Такие противоречивые чувства охватывают каждого, кто смотрит на холст с изображением последних дней древнего города. А увидеть знаменитое полотно сегодня может каждый, посетив Государственный Русский музей.

www.syl.ru

История одной картины .Брюллов.Последний день Помпеи.

    Давно знакома нам с вами  картина Карла  Брюллова  ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ,но подробно мы её  не рассматривали.Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях.

К.Брюллов. Последний день Помпеи. 1830—1833

ПРЕДЫСТОРИЯ НАПИСАНИЯ КАРТИНЫ.

          В 1827 году  молодой русский художник Карл Брюллов.приезжает в Помпеи. Он не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи.

            От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту.

           В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.

           Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы.  

В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово.

ИЗВЕРЖЕНИЕ ВЕЗУВИЯ.

      Сделаем небольшое отступление,чтобы познакомиться с историческими подробностями события,которое  мы увидим на картине.

 Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл.

         Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это застало жителей Помпей врасплох.

       Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

        В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

      Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.          Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии.

     Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.

      Упавших затаптывали идущие следом. Приходилось все время стряхивать с себя пепел, иначе человека моментально засыпало, и тем, кто присел отдохнуть, подняться уже не было никакой возможности. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.

      Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Плинию Младшему повезло, а вот его дядя - выдающийся ученый, автор естественной истории Плиний Старший - погиб во время извержения в Помпеях.

     Рассказывают, что его подвела любознательность естествоиспытателя, он остался в городе для наблюдений. Солнце над мертвыми городами - Помпеями, Стабией,Геркуланумом и Октавианумом - показалось лишь 27 августа. Везувий извергался до наших дней еще, по крайней мере, восемь раз. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.

 ОПИСАНИЕ.

           Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души.

      Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись.

 

 

  Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место.

    Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких.

 

    Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу!

       Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.

       А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой.

Мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи. 

 

        Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.

            Но в его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он несет на голове самое дорогое - ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Моделью девушки с кувшином послужила Ю.П.Самойлова.

      Её мы можем увидеть и в других образах.Это и  разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, где рядом с ней живой ребёнок — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Юноша держит свою свою любимую,в его глазах отчаяние и безысходность.

             Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери. Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти.

           Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от Кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род. Но, какая же его дальнейшая судьба, мы конечно не знаем, и можем только надеяться на счастливый исход. 

 Оплакивающий ее младенец — это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни.

Сколько же боли,страха и отчаяния в глазах людей.

     «Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире — это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека.

       Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя, известно, что для многих из них позировали жители Рима.

         Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

          Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется - с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,Под каменным дождем бежит из града вон.

              Действительно, мировая слава брюлловской картины навсегда уничтожила пренебрежительное отношение к русским художникам, которое существовало даже в самой России. В глазах современников произведение Карла Брюллова было доказательством самобытности национального художественного гения.

        Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.

            В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!». 

        Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли «Карлом Великим».

Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.

Источники.

http://artrussia.ru/russian/artists/bio.php?rarity=1&about_p=1&pic_id=11&foa=f&list=1

http://www.art-portrets.ru/artists/posledniy-den-pompei.html

http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/520-kartina-posledniy-den-pompei.html

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/18a0c2ea-bcb1-49dc-8f7a-e2f9ca6597b7/Bryullov.​Posledniy_den_Pompei.htm

maxpark.com

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» - СТРАНЫ - ГОРОДА

1833 г. Холст, масло. 456,5 х 651смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина Брюллова может называться полным, всемирнымсозданием.В ней все заключилось.Николай Гоголь.

В ночь с 24 на 25 августа 79 г. н. э.  извержением Везувия были разрушены города Помпеи, Геркуланум и Стабия. В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи».

Трудно назвать картину, которая пользовалась бы у современников таким же успехом, как «Последний день Помпеи». Едва полотно было завершено, римская мастерская Карла Брюллова подверглась настоящей осаде. «Весь Рим стекался смотреть мою картину», - писал художник. Выставленная в 1833 г. в Милане «Помпея» буквально потрясла публику. Хвалебными рецензиями были полны газеты и журналы, Брюллова называли ожившим Тицианом, вторым Микеланджело, новым Рафаэлем…

В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Стоило  Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Живописца узнавали на улицах, закидывали цветами, и порой чествования заканчивались тем, что поклонники с песнями носили его на руках.

В 1834 г. картина, по желанию заказчика, промышленника А. Н. Демидова, была выставлена в Парижском Салоне. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют! - объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.

Энтузиазм и патриотический подъем, с которыми картину встретили в Петербурге, трудно вообразить: благодаря Брюллову русская живопись перестала быть старательной ученицей великих итальянцев и создала произведение, восхитившее Европу! Картина была подарена Демидовым Николаю I, который ненадолго поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств.

По воспоминаниям современника, «толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на "Помпею"». О шедевре беседовали в салонах, делились мнениями в частной переписке, делали заметки в дневниках. Почетное прозвище «Карл Великий» утвердилось за Брюлловым.

Под впечатлением от картины Пушкин написал шестистишие: «Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется — с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Под каменным дождём, под воспалённым прахом,Толпами, стар и млад, бежит из града вон».

Гоголь посвятил «Последнему дню Помпеи» замечательно глубокую статью, а поэт Евгений Баратынский выразил всеобщее ликование в известном экспромте:

«Принес ты мирные трофеи С собой в отеческую сень, И стал „Последний день Помпеи“Для русской кисти первый день!»

Неумеренные восторги давно улеглись, но и сегодня картина Брюллова производит сильнейшее впечатление, выходящее за пределы тех ощущений, которые обычно вызывает в нас живопись, даже очень хорошая. В чем тут дело?

«Улица гробниц». В глубине – Геркуланские ворота.Фотография второй пол.19 в.

С тех пор, как в середине 18-го столетия в Помпеях начались раскопки, интерес к этому городу, погибшему при извержении Везувия в 79 г. н. э., не угасал. Европейцы стекались в Помпеи, чтобы побродить по руинам, освобожденным от слоя окаменевшего вулканического пепла, полюбоваться фресками, скульптурами, мозаиками, подивиться неожиданным находкам археологов. Раскопки притягивали художников и архитекторов, офорты с видами Помпей были в большой моде.

Брюллов, впервые посетивший раскопки в 1827 г., очень точно передал ощущение сопереживания событиям двухтысячелетней давности, которое охватывает всякого, кто приезжает в Помпеи: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы /…/. Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».

Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Он вживался в эпоху с дотошностью и бережностью археолога: из пяти с лишним лет на создание самого полотна площадью 30 квадратных метров ушло всего 11 месяцев, остальное время заняла подготовительная работа.

«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», - делился Брюллов в одном из писем. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» - монументальную гробницу именитого горожанина Скавра, и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) - кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. уже хорошо расчищена, что позволяло живописцу с максимальной точностью реконструировать на полотне архитектуру.

Гробница Скавра. Реконструкция 19 в.

Воссоздавая картину извержения, Брюллов следовал знаменитым посланиям Плиния Младшего к Тациту. Юный Плиний пережил извержение в морском порту Мизено к северу от Помпей и подробно описал увиденное: дома, которые, казалось, сдвинулись со своих мест, широко разлившееся по конусу вулкана пламя, падающие с неба горячие куски пемзы, тяжелый дождь из пепла, черный непроглядный мрак, огненные зигзаги, подобные гигантским молниям… И все это Брюллов перенес на холст.

Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). Вулканологи отмечают, что извержение Везувия написано со всей возможной для того времени точностью. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру.

Чтобы достоверно запечатлеть уничтоженный катастрофой мир древних Помпей, Брюллов брал за образцы найденные в ходе раскопок предметы и  останки тел, делал бесчисленные зарисовки в археологическом музее Неаполя. Способ восстанавливать предсмертные позы погибших, заливая в образовавшиеся от тел пустоты известь, был изобретен только в 1870 г., но и во время создания картины обнаруженные в окаменевшем пепле скелеты свидетельствовали о последних судорогах и жестах жертв. Мать, обнявшая двоих дочерей; молодая женщина, насмерть разбившаяся при падении с колесницы, наскочившей на булыжник, вывернутый землетрясением из мостовой; люди на ступенях гробницы Скавра, защищающие головы от камнепада табуретами и посудой, - все это не плод фантазии живописца, а художественно воссозданная реальность.

На холсте мы видим персонажей, наделенных портретными чертами самого автора и его возлюбленной, графини Юлии Самойловой. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Прекрасные черты Юлии узнаются в картине четырежды: девушка с сосудом на голове, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижимающая к груди малыша, знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.

Фрагмент картины:автопортрет Брюллова и портрет Юлии Самойловой. Фрагмент картины:композиционный «треугольник» - мать, обнимающая дочерей.

Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма, и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Достоинство картины Брюллова обычно видят в том, что блестящий воспитанник петербургской Академии художеств был открыт новым веяниям. При этом классицистический пласт картины часто трактуется как пережиток, неизбежная дань художника рутинному прошлому. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины.

Неравная, роковая борьба человека со стихиями - таков романтический пафос картины. Она построена на резких контрастах тьмы и гибельного света извержения, нечеловеческой мощи бездушной природы и высокого накала человеческих чувств.

Но в картине ощущается и еще нечто, противостоящее хаосу катастрофы: непоколебимый стержень в сотрясающемся до основ мире. Стержень этот – классическая уравновешенность сложнейшей композиции, которая спасает картину от трагического чувства безнадежности. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева - читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах.

Фрагмент картины: молодая семья.На переднем плане - поврежденная подземным толчком мостовая.Фрагмент картины: погибшая помпеянка.

«Мир все же гармоничен в своих основах» - это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте. Обнадеживающее послание художника читается не на уровне сюжета картины, а на уровне ее пластического решения. Буйную романтическую стихию усмиряет классически совершенная форма, и в этом единстве противоположностей кроется еще один секрет притягательности брюлловского полотна.

В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Вот юноша в отчаянии всматривается в лицо девушки в свадебном венце, лишившейся чувств или погибшей. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Воин в шлеме и мальчик несут больного старика; младенец, чудом уцелевший при падении с колесницы, обнимает погибшую мать; молодой мужчина вскинул руку, словно отводя удар стихии от своей семьи, малыш на руках у его жены с детским любопытством тянется к мертвой птичке. Люди пытаются унести с собой самое дорогое: языческий жрец – треножник, христианин – кадило, художник – кисти. Погибшая женщина везла драгоценности, которые, никому не нужные, валяются теперь на мостовой.

Фрагмент картины: Плиний с матерью. Фрагмент картины: землетрясение - «кумиры падают».

Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Почему? Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще).

Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип - опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Брюллов был хорошо знаком с композитором, несколько раз слушал оперу и одалживал костюмы для своих натурщиков.)

Уильям Тернер. Извержение Везувия. 1817 г.

Итак, картина напоминает заключительную сцену монументального оперного спектакля: для финала припасены самые выразительные декорации, все сюжетные линии соединяются, а музыкальные темы сплетаются в сложное полифоническое целое. Эта картина-спектакль подобна античным трагедиям, в которых созерцание благородства и мужества героев перед лицом неумолимого рока приводит зрителя к катарсису – духовному и нравственному просветлению. Чувство сопереживания, охватывающее нас перед картиной, сродни тому, что мы испытываем в театре, когда происходящее на подмостках трогает нас до слез, и слезы эти отрадны сердцу.

Гэвин Гамильтон. Неаполитанцы наблюдают за извержением Везувия.Вторая пол. 18 в.

Картина Брюллова захватывающе красива: огромный размер – четыре с половиной на шесть с половиной метров, потрясающие «спецэффекты», божественно сложенные люди, подобные ожившим античным статуям. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой», – писал Гоголь, чутко улавливая еще одну особенность картины – эстетизацию катастрофы. Трагедия гибели Помпей и, шире, всей античной цивилизации представлена нам как невероятно красивое зрелище. Чего стоят эти контрасты давящей на город черной тучи, сияющего пламени на склонах вулкана и безжалостно ярких вспышек молний, эти запечатленные в самый момент падения статуи и рушащиеся, словно картонные, здания…

Восприятие извержений Везувия как грандиозных спектаклей, поставленных самой природой, появилось уже в 18-м столетии - создавались даже специальные машины, имитирующие извержение. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Страстный вулканолог, он был буквально влюблен в Везувий и даже построил на склоне вулкана виллу, чтобы с комфортом любоваться извержениями. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. произошло несколько извержений), словесные описания и зарисовки его изменчивых красот, восхождения к кратеру – таковы были развлечения неаполитанской элиты и приезжих.

Следить с замиранием сердца за гибельными и прекрасными играми природы, даже если для этого приходиться балансировать у жерла действующего вулкана, свойственно человеку. Это то самое «упоение в бою и бездны мрачной на краю», о котором писал Пушкин в «Маленьких трагедиях», и которое передал Брюллов в своем полотне, вот уж почти два века заставляющем нас восхищаться и ужасаться.

Современные Помпеи

Автор: Марина Аграновская Источник:www.maranat.de

marinagra.livejournal.com

раскопки, фрески, что посмотреть, картина Брюллова

Помпеи – древнеримский город на юге Италии недалеко от Неаполя. Как известно Помпеи был погребен под многометровым слоем пепла во время извержения Везувия в 79 году. В наши дни город представляет собой огромнейший музей под открытым небом, с 1997 года внесенный в Список Всемирного наследия Юнеско.

История

Город был основан осками в VI веке. Название города происходит от оскского pumpe – пять, так как город был образован слиянием пятью меньших поселений. В римское время сохранилось деление на пять избирательных округов. Другая версия происхождения названия – греческая, от слова pompe – триумфальное шествие.

Город Помпеи руины вид на вулкан Везувий

Город Помпеи руины вид на вулкан Везувий

По этой легенде город основал Геракл, который после победы над Герионом торжественно шел по этим местам. В разное время городом владели греки, этруски и самниты. В 310 году до н.э. Помпеи стали союзником Римской республики на правах автономного самоуправляемого города.

В 90-88 году до н.э. город участвует в восстании против Рима.

В 89 году до н.э. консул Сула взял город, ограничил его автономию и сделал колонией Рима.Город занимал важное место на торговом пути между Древним Римом и Южной Италией. Многие знатные римляне имели виллы на территории Помпей. Громким событием стало побоище между жителями Помпей и Нуцерии в 59 году во время гладиаторских игр. Обычная драка между болельщиками превратилась в кровавую бойню. В результате этого в Помпеях 3 года игры были под запретом.

В 62 году произошло землетрясение, нанесшее городу значительный ущерб. 24 августа 79 года пробудился Везувий. Вулкан выбросил из своих недр тысячи тонн пепла и лавовой массы. Были уничтожены Помпеи, Стабии и Геркуланум. Погибло приблизительно 16 тысяч человек.

Раскопки

В 1748 году начались раскопки Помпей. Руководителей раскопок интересовали только находки, которые представляли художественную ценность.

Найденные объекты сортировались, ценные находки отправлялись в Неаполь в королевский музей, не ценные – уничтожались.

НАЙТИ ОТЕЛЬ В НЕАПОЛЕ

Тогда были уверены, что раскапываемый город – Стабии. В 1763 году была обнаружена надпись на пьедестале, и город был идентифицирован как Помпеи. В 1870 году было обнаружено, что в месте, где находились тела погибших людей, образовывались пустоты. Пустоты заливали гипсом и воссоздавали предсмертные позы жертв катастрофы. Начиная с 1960 года, на раскопанной территории ведутся только реставрационные работы.

Картина «Последний день Помпеи» Брюллова

В 1828 году Помпеи посетил русский художник Карл Брюллов. Во время посещения он сделал множество набросков для своей будущей картины «Последний день Помпеи». Работу над картиной художник завершил в 1833 году.

Картина Последний День Помпеи русского художника Брюллова

Картина Последний День Помпеи русского художника Брюллова

Картина была выставлена в Риме и получила восторженные отзывы зарубежных критиков. Затем полотно было переправлено в Парижский Лувр. В 1834 году картина вернулась в Россию. Поэты А. С. Пушкин и Е. А. Бартынский сочинили стихотворения, посвященные шедевру Брюллова. В 1895 году в Санкт-Петербурге был открыт Русский музей, и картина переехала туда. С этого времени доступ к полотну имеет любой посетитель Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Сегодня Помпеи всемирно известный туристический бренд.

Как добраться

Добраться в Помпеи можно на поезде из Неаполя, сойдя на остановке Pompeii-Scavi-Villa dei Mister.

Также к археологическому комплексу регулярно ходят автобусы из Неаполя и Рима. Можно конечно приехать и на личном транспорте, но парковка возле археологической зоны обойдется приблизительно в 5 евро за час. Входной билет  стоит 11 евро.

Что посмотреть

Вот достопримечательности Помпеи, которые рекомендуется посетить во время экскурсии :

  • Храм Аполлона  — один из самых старых храмов древнего города  посвящен греческому  богу Аполлону.   Первые упоминания о святыне датированы восьмым веком до нашей эры, что впрочем подтверждают и археологические раскопки. Сейчас мы можем только воображать и строить догадки но скорее всего на месте нынешних руин сперва находился алтарь, а уж спустя сто-двести лет (раньше строить не спешили) было  построено главное здание. На сегодняшний день из величественной колоннады содержащей 28 колонн сохранились всего две. Также спустя два тысячелетия  во внутренних нишах храма мы можем наблюдать фрески со сценами из троянской войны.
  • Сад Беженцев
  • Большая Палестра
  • Храм Юпитера
  • Амфитеатр
  • Улица Изобилия
  • Термы
  • Дом Венеры в раковине
  • Термополии
  • Большой и Малый театр
  • Казарма гладиаторов Треугольный форум
  • Лупанарий
  • Форум
  • Здание Евмахии
  • Храм Веспасиана
  • Рынок
  • Дом Фавна
  • Дом Малого Фонтана
  • Базилика

Посещение архитектурных памятников позволит на время погрузиться в античный мир и прикоснуться к его тайнам.

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

italy4.me

Помпеи - BDV

20 лет назад у кого-то дома я увидел картину, до глубины меня поразившую и до сих пор очень живую в памяти. Это была копия картины Брюллова "Последний день Помпеи"Я был так заинтересован, что прочитал историю этого случая и навсегда запомнил её для себя, оставив на будущее небольшую цель - побывать там.

И вот через 20 лет я увидел воочию тот самый город, гибель которого так живо и эмоционально описал Карл Павлович Брюлов. Тот самый город, который был погребён заживо почти 2000 лет назад.

Знаменитое извержение Везувия 24 августа 79 года нашей эры преподаётся у нас в 6 классе на уроках истории. Рассказывают об этом скудно, не более как факт. А о самом городе практически ничего не говорится.Пройдя по отлично сохранившимся мостовым, прикоснувшись к стенам домов, наполненных когда-то жизнью тех далёких от нас людей, я был воодушевлён осознанием того, что это и есть тот город, который я хотел увидеть с детства. И что это тот город, который как нельзя лучше может рассказать нам о том, как жил Древний Рим, как он чувствовал и как он сверкал в своём величии и разнообразии чуждой и, порой, непонятной нам культуре.

Что-либо рассказывать здесь об истории этого места я не вижу смысла, есть множество книг об извержении Везувия и его последствиях для городов Помпеи, Геркуланума и Стабии. Я предложу лишь фотографии, сделанные мной там. Но, к сожалению, ничего из тех ощущений фотографии передать не смогут. Просто как это выглядит, ничего более.

Это типичная крупная улица. Всё сохранилось, как и было 2 тысячи лет назад. Крупные камни на дороге - "зебра", переход через дорогу.А в конце три большин белых камня - "кирпич", дальше движение запрещено (повозок, не пешеходов)У нас бы в городе кое-где такой "кирпич" в самый раз

Часто встречаются фонтанчики с питьевой водой.Итальянцы восстановили идею и по всему городу-музею работают эти фонтанчики и подают питьевую водуЧто очень в тему - жарким солнечным летом находиться там трудно, очень жарко от камней.

Улицы были размечены вот такими знаками - звёздочками, цветочками. Не знаю, как люди называли в итоге свой адрес, но как то называли.Буквенные указатели были установлены лет сто назад, для удобства исследований.

Школа гладиаторов, где жили и тренировались "идущие на смерть"

Одеон (небольшой полукруглый театр)

А это развалины дома ростовщика-банкираНесмотря на повреждения, очевидно, что торговцы самым базовым товаром - деньгами - и в те времена жили очень неплохо.

"Фастфуд" Древнего Рима.Таких точек довольно много по городу.

А это центральная площадь, форум.На заднем плане постоянно скрытый облаками Везувий.Итальянцы говорят, что ему стыдно за то, что он сделал, и теперь значительную часть времени вершина вулкана скрыта облаками.

Руины форума и храма, а также храмовый алтарь

Бордель Древнего Рима

Именно с борделя мы перейдём к сохранившейся живописи ))Там на стенах сохранилось "меню" заведения:

Вообще осталось потомкам немало разнообразных изображений. Они встречаются внутри домов на стенах, а иногда и снаружи. Причём рисунки, наиболее подверженные воздействию солнца, дождя и ветра закрыты стеклом.

Великолепно сохранилась местами и напольная мозаика...

...скульптуры

...рекламные баннеры

...и члены. :)Римляне были не шибко закомплексованным народом.Член, например, указывает, где находится бордель

А этот член отвлекает женщин от политики и прочих мужских мыслей. Чтобы женщина не лезла со своими претензиями, вот она посмотрит на член, подумает о своём приятном и забудет о плохом. Ухахаха, как-то так )))

Утварь

Когда город был погребён под толстым слоем пепла, люди остались там и с годами останки их сгнили, но пустоты в затвердевшем пепле получились идеальной формы, годной для получения точных слепков. Стали эти пустоты заливать гипсом и получились точные слепки с погибших жителей Помпей.

Немного гнетущее впечатление оставляет этот мёртвый город. Но, одновременно с этим, и довольно восторженное. Две тысячи лет забвения - и теперь это музей мирового масштаба. Таинственный, большой, по своему красивый и очень интересный.

b-d-v.livejournal.com

"ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ" (история одной картины)

    Однажды летом 1825 года на помпейских раскопках появился молодой иностранец. Это был русский архитектор Александр Павлович Брюллов, изучавший античное зодчество. Он долго бродил по улицам мертвого города, делая обмеры и зарисовки, а потом замечтался, охваченный непобедимым очарованием древности. Вот как он сам рассказывал об этом дне:

  "Я выхожу на главную дорогу, ведущую к городским воротам; передо мною ряды гробниц и памятников... Я забываю век, в котором живу, мечтаю видеть сей город в цветущем его состоянии; толпы народа теснятся по узким улицам... Но что это? Я вижу огненные реки, вырывающиеся из огромного жерла; они стремятся, разливаются и поглощают все встречающееся, не находя препон своему стремлению... Меж тем дождь песку, золы и камней засыпают пышную Помпею; Помпея исчезает перед моими глазами".

    Вернувшись в Рим, архитектор рассказал о пережитом впечатлении своему брату, тогда еще малоизвестному молодому живописцу Карлу. Красноречивый рассказ зажег воображение художника. Перед его мысленным взором возникло трагическое зрелище гибели античного города, и начали появляться образы будущей картины.

    Художник отправился в Помпеи, внимательно изучил раскопки и найденные в них памятники искусства и прочитал впечатляющее описание катастрофы, сделанное современником и очевидцем, римским писателем Плинием-младшим:

  "Был уже первый час дня; день стоял сумрачный, словно обессиленный. Здания вокруг тряслись; мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Тогда, наконец, мы решились выйти из города; за нами шла потрясенная толпа... Огромное количество людей теснило нас и толкало вперед... Земля сотрясалась... В черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии... Тогда моя мать стала умолять, убеждать, наконец, приказывать, чтобы я как-нибудь бежал; юноше это удастся; она спокойно умрет, зная, что не оказалась для меня причиной смерти. Я возразил, что останусь жить только вместе с ней. взяв ее под руку, я заставил ее прибавить шагу... Стал падать пепел, пока еще редкий: оглянувшись я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который, подобно потоку, разливался вслед за нами по земле".

    Силой своего творческого воображения Карл Брюллов создал живые, проникновенные образы жертв помпейской катастрофы, объединив их с мотивами, навеянными письмом Плиния и памятниками античного искусства.

    Описание картины он сделал сам в письме к брату, первому вдохновителю его замысла:

  "Пункт избрал на улице Гробниц, и декорацию всю взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя. По правую сторону помещаю группу матери с двумя дочерьми (скелеты сии найдены в таком положении). Сзади видна теснящаяся группа на лестнице, ведущей в гробницу. Люди накрывают головы табуретками и вазами (спасаемые ими вещи все взяты мной из музея). Возле сей группы - бегущее семейство: муж закрывает плащом себя и жену, держащую грудного ребенка. В середине картины - упавшая женщина, лежащая без чувств. Младенец на груди ее спокойно смотрит на живую сцену смерти. Опрокинутая колесница мчима конями, разъяренными от падающего раскаленного пепла. Рядом бежит жрец, уносящий жертвенник. Возле него я ввожу случай, происшедший с самим Плинием: мать его, обремененная летами, не будучи в состоянии бежать, упрашивает сына своего спастись, но сын не оставляет мать, а с усилием тянет ее за собой. Между этой группой и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на своих плечах больного старика отца; в промежутках групп помещены разные фигуры".

    "Я задыхался", - так заканчивает свое письмо Карл Брюллов, стремясь в одном слове выразить охватившее его состояние творческого восторга. И в самом деле, тема была решена: на полотне возникла грандиозная и впечатляющая картина.

    Летом 1833 года Карл Брюллов открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной "Последний день Помпеи". И жители Рима толпами наполняли его мастерскую и покидали ее потрясенные, не уставая повторять, что в современном искусстве родился гений, не уступающий великим мастерам Возрождения.

    Работу Карла Брюллова признали и высшие авторитеты римской художественной общественности. Так, прославленный в те годы глава исторической живописи Италии Винченцо Камуччини сказал русскому художнику: "Брюллов, вы - колосс!" (а ведь еще недавно он смеялся над молодым художником, называя его "великим лишь на малые дела").      Осенью 1833 года картина была выставлена в Милане. Здесь триумф русского художника достиг высшей точки: все хотели видеть произведение, о котором говорит весь Рим. В журналах печатались восторженные статьи, поэты посвящали ему стихи, его забрасывали цветами на улице и устраивали шумные овации в театрах. Никогда ещё слава русского искусства не встречала такого признания в Европе.

    Но еще большее торжество ждало Брюллова на родине - в России, где его встретили после долгого отсутствия так, как никогда еще не встречали ни одного художника.

    "Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы академии, чтобы взглянуть на Помпею, - писал один из художественных критиков того времени, - Огонь Везувия и блеск молний, похищенные с неба и заключенные в рамку силою искусства, пробудили еще дремавшую для искусства публику... Как только появилась картина Помпеи, ослепленная публика сперва изумилась перед этим необыкновенным произведением живописи, а потом, проходя удивленными глазами чрез все части картины, которые так резко выдались, одушевленные пролитою в них жизнью... она впервые поняла всю прелесть и увлекательность искусства".

    Картину Брюллова восторженно приветствовали лучшие представители русской культуры.    Евгений Баратынский посвятил Брюллову стихотворение, а Гоголь написал о "Последнем дне Помпеи" большую статью, в которой признавал эту картину "полным всемирным созданием", где все "так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего".

    Пушкин переложил сюжет картины Брюллова в стихи:

"Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя   Широко развилось, как боевое знамя.   Земля волнуется - с шатнувшихся колонн   Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,   Под каменным дождем, под воспаленным прахом,   Толпами, стар и млад, бежит из града вон."

    Ни одно из произведений русской живописи не было вознесено так высоко; ни одно из них не оказало такого мощного влияния на ход развития национальной художественной культуры.

    Но, вместе с тем, ни одна из русских картин не подвергалась в дальнейшем такой жесткой, страстной и уничтожающей критике.

    Когда во второй половине позапрошлого века, в жизнь вступило новое поколение, которое принесло с собой иное понимание искусства и стоящих перед ним задач, художественное наследие, оставленное предшественниками было пересмотрено с более чем строгой взыскательностью.

    Идейный вождь художников-реалистов критик В. В. Стасов нанес первый удар по престижу великой картины Брюллова. Вслед за ним выступил Тургенев, который устами одного из персонажей романа "Дым", выразил негодование по поводу того, что в России "двадцать лет сряду поклонялись этакой пухлой ничтожности - Брюллову!".

    Художники-передвижники во главе с Н. Крамским продолжили кусать мертвого льва, называя творчество Брюллова бессодержательным, чуждым современности, манерным и ищущим лишь пустых и внешних эффектов.

    Но, как это обычно бывает, история все расставила по своим местам. И теперь, спустя более полутора веков после того как была написала великая картина Карла Брюллова, мы не перестаем восхищаться ни мастерством художника, ни грандиозностью его замысла.

Карл Павлович Брюллов(1799 - 1852)

    Благодарю за внимание.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта