Виктор Пивоваров. Потерянные ключи. Картина пивоварова
Пивоваров Виктор Дмитриевич | Плим
Пивоваров Виктор Дмитриевич (настоящее имя Пивоваров Виталий Дмитриевич) — живописец, книжный и станковый график.
Родился в Москве 14 января 1937 года.
После 8-го класса Пивоваров поступил в Московское художественно-промышленное училище им. Калинина (1951-1957), готовящее художников для народных промыслов. После училища подал документы в Суриковский институт, но не был принят: экзаменаторы увидели нечто «формалистическое» в его работах. В 1957 г. поступил в Московский Полиграфический на художественный факультет, которым руководил Андрей Гончаров, ученик В. А. Фаворского, не имевший предубеждений против широты художественного мировоззрения.Пивоваров окончил отделение книжной графики Московского Полиграфического института в 1962 г.
После окончания института несколько лет он посвятил книжной иллюстрации, прежде всего детских книг. Одной из первых книг для детей, проиллюстрированной им, стала книга его жены, Ирины, «Всех угостила». Это был творческий дуэт двух очень талантливых людей. Ирина Пивоварова тоже по образованию художник, неожиданно для себя начала писать стихи и рассказы для детей, которые с удовольствием иллюстрировал её муж.
Снискал репутацию одного из лучших рисовальщиков-иллюстраторов для детей, сотрудничал в журналах для детей “Веселые картинки” и “Мурзилка”. Позже, одновременно с «большим искусством», Виктор Пивоваров продолжил занятие детской книжной иллюстрацией, оформив за свою жизнь более 50 книг, изданных огромными тиражами. Несколько поколений советских детей воспитывались на его прекрасных иллюстрациях. Практически все сказки Андерсена, стихи Овсея Дриза, «Чёрную курицу» дети увидели глазами Виктора Пивоварова. читать
В отличие от Кабакова, Булатова с Васильевым, Пивоваров не считал свой труд в детской иллюстрации чем-то дополнительным, вынужденным, лишь тем, что давало средства на занятия «настоящим искусством». «Из многих высказываний Кабакова возникает впечатление, что работа в книге была для него рабским оброком, из-под палки. Близки к такому пониманию и Булатов с Васильевым. Мне кажется, что это не совсем так. Правда, однако, что Кабаков и Булатов работали в жанре объективированной иллюстрации, то есть дистанцированной от автора. А я занимал позицию персоналистскую и в иллюстрации, и в живописи. Поэтому мне до определенного времени казалось, что я смогу полностью реализовать себя в иллюстрации, тем более в какой-то момент мне стали предлагать очень хорошие книги. И я оформлял их с огромным наслаждением. Но потом понял, что это не всё: полностью я не реализуюсь, и мне необходимо освободиться от „чужого текста“, искать свой».
Существуют два Пивоварова. Один — книжный график, иллюстратор любимейших детских книг. Другой — один из основателей — вместе с Ильёй Кабаковым, Эриком Булатовым, Эдуардом Гороховским, Андреем Монастырским — московской концептуальной школы. Пивоваров и Кабаков в конце 1960-х — 1970-е годы придумали новый концептуальный жанр — альбомы, то есть серии картин, в которых изображение неотделимо от текста. В этом жанре Пивоваров работает до настоящего времени. «Альбом — совершенно бесперспективный жанр. Его трудно выставлять, его очень трудно продать, его не собирают коллекционеры. Его очень трудно издать, потому что он теряет свою специфику: он вышел из книги, а если вернется в книгу, он становится иллюстрацией. Тем не менее я продолжаю в этом жанре работать — именно потому, что это очень интересный разговор со зрителем. Зритель может как бы войти в его пространство, и при этой скорости, то есть при поверхностном таком внимании, из альбома он может понять, вычитать больше, чем из картины, которая очень герметична. К ней, так сказать, нужно ключи подобрать, время и так далее.»
Виктор Пивоваров признавался, что художник-иллюстратор детской книги с трудом уживался в нем с концептуалистом: «Я, как каждый человек, раздвоен: иллюстрации опирались на одну мою часть, а картины — на другую». И в то же время художник подчеркивал, что и рисунки к детским книгам, и альбомы растут «из одного корня».
В 1982 переехал в Чехословакию. Живет и работает в Праге.
Уезжая в Прагу, художник обратился в Детгиз с официальным письмом: мол, не предатель родины, уезжаю по своим личным мотивам в дружественную Чехословакию, прошу оставить в действующем резерве издательства. Не оставили. В результате Виктор Пивоваров переключился на литературу взрослую, проиллюстрировал Хлебникова, Пастернака, Вагинова, Холина и Хармса.
С современным переизданием детских книг с иллюстрациями Пивоварова ситуация достаточно сложная. «Отчасти проблема с переизданием заключается в том, что оригиналы примерно 10 книг находились в моей мастерской, когда я был в Праге. Картины спас Кабаков, а все — что на бумаге, забрала моя ученица, замечательный книжный иллюстратор Лидия Шульгина. Она вышла замуж за художника Эстиса, и они уехали в Германию. Там она хранила мой архив. После ее смерти в 2000 году мои книжные иллюстрации вдруг стали появляться на аукционах в Москве. Я попытался выяснить, как это случилось, и тут же работы бесследно исчезли с продаж. Так что оригиналов нет, а пытаться переиздать с советских книг при том несовершенном качестве печати — дело хлопотное и почти невозможное».
Автор трех книг: «Влюбленный агент» (2000), «Серые тетради» (2002), «О любви слова и изображения» (2004).
Крупные выставки Пивоварова регулярно проходят в Москве и других городах. Работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина в Москве, в Русском Музее в Санкт-Петербурге.
Семья:Жена — Ирина Михайловна Пивоварова (3 марта 1939 — 10 августа 1986) — русская детская писательница, иллюстратор.Сын — Павел Витальевич Пепперштейн (род. 29.05.1966 г.) — художник, литератор, критик, теоретик искусства, создатель арт-группы «Инспекция «Медицинская герменевтика»».
Источник: artru.info, www.chitaem-vmeste.ru, library.krasno.ru, stengazeta.net, stengazeta.net
«Во время войны, когда у ребят не было ни книжек, ни игрушек, я видел одного мальчика, который собирал разноцветные лоскутки, щепочки и чурочки и делал из них себе куклы.
Ну что же здесь особенного, скажете вы. А я вам скажу, что в этом есть особенное. Ведь у этого мальчика была какая-то пища и одежда, был дом и своя постель, были родители и товарищи. Но этого, оказывается, мало.
Нужно что-то еще. И это что-то — маленькая тряпичная кукла и смешные чурочки, которые становились то столом, то стулом, то кроватью для куклы. Оказывается, этому мальчику необходимо было каким-то образом повторить себя, свой дом, свои вещи, только в маленьком виде. Повторить и играть.
Я думаю, что это повторение, изображение окружающих нас вещей и игра с ними есть искусство. Когда играешь, то любая чурочка может быть чем угодно. Захочешь — она будет лодкой, захочешь — самолетом.
Рисунки в детских книжках часто похожи на волшебную веселую игру. Но ребята сразу все понимают, потому что они художники, они умеют и любят играть и легко понимают язык игры.
А еще художники и дети любят то, чего не бывает совсем, — драконов, волшебников, деревянных мальчишек, гномов и говорящих животных — все, что рождается фантазией и мечтой, все, что как будто уж совсем не является необходимым для человека и без чего, оказывается, он не может прожить.»
Журнал «Мурзилка», № 2, 1979 г.
Источник: kidpix.livejournal.com
Душа листа: В.Таубер о В.ПивоваровеВиктор Пивоваров: «Немного напоминает мечту»Вообразилия Виктора ПивовароваВиктор Пивоваров о Генрихе СапгиреНикита Алексеев «Легальный иностранец»Виктор Пивоваров: «Мы были на третьем месте в мире после Playboy и National Geographic»Статья о Пивоварове В. Д. в Википедии
Среди лучших работ В. Пивоварова в детской книге: читать
*Сказки, о которых стоит подумать. Из творчества народов Азии и Африки / В обраб. М. Моисеевой; Худож. В. Пивоваров. — М.: Знание, 1962. — 94 с.: ил.*Пивоварова Ирина Михайловна Всех угостила. — М.: Малыш, 1964*Сеф, Р. Необычный пешеход. М.: Детская литература, 1965*Антонов Иван. Золотой конверт. Малыш. 1966*Родриан, Фред Кристина-Ласточка. — М.: Дет. лит., 1967. — 16 с.: илл.*Пивоварова Ирина Михайловна Тихое и звонкое. — М.: Дет. лит., 1967. — 8 с.: ил.*Сапгир, Генрих Вениаминович Леса-чудеса / Г. В. Сапгир ; Худож. В. Пивоваров. — М. : Дет. лит., 1967. — 28 с. : ил.*Скудра, Феликс Едет солнышко по небу / Ф. Скудра ; Худож. В. Пивоваров. — М. : Малыш, 1967. — 14 с.: ил.*Чуковский, Корней Иванович Тараканище / К.И. Чуковский; Худож. В.Пивоваров. — М.: Дет. лит., 1968. — 16 с.: ил.*Пивоварова Ирина. Паучок и лунный свет. Малыш. 1968*Пивоварова Ирина Михайловна Тикитак: Стихи / Художник В. Д. Пивоваров. — М.: Малыш, 1968. – 12 с.: ил.*Сеф, Роман (Роальд Семёнович Фаермарк) Если ты не веришь / Р. Сеф ; Худож. В. Пивоваров. — М. : Дет. лит., 1968. — 16 с.: ил.*Андерсен, Ханс Кристиан Оле-Лукойе / Худож. В. Пивоваров. – М.: Дет. лит., 1969. – 32 с.: ил.*Чуковский Корней Иванович Мой Уитмен. — М.: Прогресс, 1969. — 304 с.: ил.*Карем, Морис Радость / Пер. с фр. В. Берестов; Худож. В. Пивоваров. — М.: Дет. лит., 1970. – 16 с.: ил.*Путилина, Валентина Васильевна Приключения Дук-Ду: [рассказы] / В. Путилина ; Худож. В. Пивоваров. — М. : Дет. лит., 1971. — 60 с.: ил.*Сапгир, Генрих Вениаминович Про Фому и про Ерему : стихи / Г. В. Сапгир ; Худож. В. Пивоваров. — М. : Дет. лит., 1971. — 24 с.: ил.*Сапгир, Генрих Вениаминович Красный шар : стихи / Г. В. Сапгир ; Худож. В. Пивоваров. — М.: Дет. лит., 1973. — [32] с.: ил.*Погорельский, Антоний (Алексей Алексеевич Перовский) Черная курица, или Подземные жители. Волшебная повесть для детей / Худож. В. Пивоваров. — М.: Детская литература, 1973. — 94 с.: ил.*Сеф, Роман (Роальд Семёнович Фаермарк) Необычный пешеход : [стихи] / Р. Сеф ; Худож. В. Пивоваров. — М.: Дет. лит., 1973. -17 с.: ил.*Андерсен Г.Х. Сказки. Истории. М.: Детская литература, 1973*Дриз, Овсей Овсеевич Зелёная карета / Худож. В. Пивоваров . — М.: Советская Россия, 1973. — 24 с.: ил.*Пивоварова Ирина Михайловна Жила-была собака : Сказки / Худож. В. Пивоваров. — Москва: Новое лит. обозрение, 1973.- 96 с.: ил. — (Сказки НЛО)*Пивоварова Ирина Михайловна Два очень смелых кролика / Худож. В. Пивоваров. — М.: Советская Россия, 1975. – 32 с.: ил.*Дриз, О. Мальчик и дерево, стихи в переводе с евр. Г. Сапгира. М.: Детская литература, 1976*Андерсен Г.Х. Сказки / Г. Х. Андерсен ; Худож. В. Д. Пивоваров. — М. : Моск. рабочий, 1976. — 296 с. : ил.*Леонтьев, Алексей Алексеевич Что такое язык / А.А. Леонтьев; Худож. В. Пивоваров, Э . Гороховский. — М.: Педагогика, 1976. — 96 с. : ил. — (Б-чка дет. энциклопедии «Ученые — школьнику»).*Лопес Кофиньо, Мануэль Старушки с зонтиками: Сказка: Для дошк. возраста / Пересказали с исп. Б. Симорра и Г. Балл; Худож. В. Пивоваров. — М.: Дет. лит., 1976. — 18 с., ил.*Пивоваров, Виктор Дмитриевич Большое и маленькое / Худож. В. Пивоваров. — М. : Дет. лит., 1978. — 15 с. : цв.ил.*Сапгир, Генрих Вениаминович Карманный комарик : стихи / Г. В. Сапгир ; Худож. В. Пивоваров. — М. : Дет. лит., 1978. — 20 с. : ил.*Незвал, Витезслав Анечка — Невеличка и Соломенный Губерт : Повесть-сказка [Для ст. дошкол. и мл. школ. возраста] / Витезслав Незвал; Пересказал с чеш. А. Эппель; Худож. В. Пивоваров. — М. : Дет. лит., 1980. — 343 с.: ил.*Заходер, Борис Николаевич Моя Вообразилия / Худож. В. Пивоваров . – М.: Дет. лит., 1980. – 143 с.: ил.*Сергиенко, Константин Константинович Картонное сердце : повесть-сказка / К. Сергиенко ; Худож. В. Пивоваров . — М. : Детская литература, 1981. — 64 с.: ил.*Скандинавские сказки: Переводы с дат., швед., норв., исланд. / Сост. Е. Суриц; Вступит. статья В. Каверина; Худож. В. Пивоваров . – М.: Худож. лит., 1982. — 318 с.: ил.*Красный прекрасный цветок: Стихи венгерских поэтов Закарпатья / пересказ Р. Заславского ; Худож. В. Пивоваров. — М. : Детская литература, 1983. — 50 с.: ил.*Силверстайн, Шел Щедрое дерево : [Для дошк. возраста] / Шел Силверстейн; Пересказал с англ. В. Рамзес; Худож. В. Пивоваров. — М.: Дет. лит., 1983. — 39 с. : ил.*Рахлис, Лев Яковлевич Чтобы все росло вокруг / худож. И. Кабаков, В. Пивоваров . — М. : Дет. лит., 1989. — 40 с. : ил.*Холин, Игорь Сергеевич Жители барака : [Стихи] / Игорь Холин; Худож. В. Пивоваров. — М. : Прометей, 1989 (1990). — 32 с.: ил.*Сахарнов, Святослав Владимирович Леопард в скворечнике : Сказки : [Для ст. дошк. возраста] / С. Сахарнов; Худож. В. Пивоваров. — М. : Дет. лит., 1990. — 57,[2] с. : ил.*Петрушевская, Людмила Стефановна Лечение Василия, и другие сказки : [Для детей] / Людмила Петрушевская; Худож. В. Пивоваров. — М. : Всесоюз. творч.-произв . об-ние «Киноцентр», 1991. — 63,[1] с. : ил.*Сапгир, Генрих Вениаминович Полосатые стихи : [Для дошк. возраста] / Г. Сапгир; Худож. В. Пивоваров. — М. : Дет. лит., 1991. — [24] с. : ил.*Достоевский, Федор Михайлович Бесы : [Роман в 3 ч.] / Ф. М. Достоевский; [Ст. В. А. Туниманова; Коммент. Т. И. Орнатской; Худож. В. Пивоваров]. — СПб. : Гуманит. агентство «Акад. проект», 1994. — 671 с. : ил. — (Русская классика с комментариями).
Книги с иллюстрациями Пивоварова В. Д. в Лабиринте
Книги с иллюстрациями Пивоварова В. Д. в Озоне
Книги с иллюстрациями Пивоварова В. Д. в моем блоге
Пивоварова И. М. «Паучок и лунный свет» в Лабиринте, в Озоне
Заходер Б. В. «Моя Вообразилия» в Лабиринте, в Озоне
Андерсен Г. Х. «Оле-Лукойе» в Лабиринте, в Озоне
Погорельский А. «Чёрная курица, или Подземные жители» в Лабиринте, в Риде, в Озоне
Кофиньо Л. М. «Старушки с зонтиками» в Лабиринте, в Озоне
Путилина В. В. «Приключения Дук-ду» в Лабиринте, в Озоне
Сапгир Г. В. «Леса-Чудеса» в Лабиринте, в Озоне
Пляцковский М. С. «Галоша» в Лабиринте, в Озоне
Незвал В. «Анечка-Невеличка и Соломенный Губерт» в Лабиринте
Рекомендую следующие книги с иллюстрациями Пивоварова В. Д. в Лабиринте в Лабиринте, в Озоне в Лабиринте, в Озоне
booksplim.ru
Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку Виктора Пивоварова «Потерянные ключи». Выставки-интервенции, предусматривающие агрессивное вторжение актуального искусства на территорию классического, или, напротив, их мирное сосуществование на одной выставочной площадке, стали неотъемлемой чертой современного художественного пространства. И дело, наверное, не только в уже почти изжившей себя постмодернистской практике, приучившей художника и зрителя свободно оперировать «чужими языками», играть культурными кодами минувших эпох, бегло разбираться в старинной символике и атрибутике. Многочисленные примеры «включения» в традиционную экспозицию произведений современных художников музеями Парижа и Нью-Йорка, Рима и Вены, Москвы и Санкт-Петербурга говорят о растущей популярности этой выставочной стратегии. В ней кроется и тайное желание классического искусства и традиционного музея быть современным, понятным и доступным молодому массовому зрителю, и, напротив, искания сегодняшней актуальной культуры – стремление к изменению собственного статуса, обретение своих корней. Этому сложному и многосоставному процессу сближения разнонаправленных художественных явлений можно было бы дать название синдрома «потерянных ключей», используя метафору, предложенную художником Виктором Пивоваровым. «Потерянные ключи» – именно так называется написанный в конце 2015 года цикл живописных произведений Виктора Пивоварова, одного из основоположников московского концептуализма. Восемь картин, объединенные стилистической игрой с искусством XV–XVI столетий, создают внутри музейного зала удивительное пространство – медитативное и игровое одновременно. Они рождают у зрителя ощущение легкого deja vu за счет мастерского вплетения узнаваемых деталей ренессансной живописи в сложную концептуальную ткань современного искусства. Образы Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Лукаса Кранаха, Джованни Беллини оказываются не просто умело подобранными цитатами, подтверждающими мысли современного автора, но скорее «запутывают» зрителя, завлекают его в хитро расставленную смысловую ловушку. Выбрав в качестве отправной точки в своем историческом путешествии живопись эпохи Возрождения, Виктор Пивоваров сознательно адресует зрителя к золотому веку мирового искусства, причем к самому моменту сложения станковой картины в классическом понимании этого термина. Сформулированные в творчестве «титанов Ренессанса» принципы пластической светотеневой моделировки и линейной перспективы стали одной из отправных точек развития европейской живописной традиции. Понимаемая как «окно, распахнутое в мир» (пользуясь словами Леонардо да Винчи), новая живописная система ставила перед художником задачу иллюзорного продолжения реальности, утверждая высшие принципы и идеальность миропорядка. Однако, используя формальные приемы ренессансной картины, Виктор Пивоваров добивается прямо противоположного эффекта – фактически «схлопывая» живописные «окна», он трансформирует визуальную иллюзию в концептуальную проекцию. Неслучайно в цикле «Потерянные ключи» автор обращается прежде всего к живописи мастеров так называемого Ars Nova, Северного Возрождения. В отличие от итальянского искусства, художники Нидерландов, Германии, Франции апеллируют к принципиально иной традиции – к средневековой технике миниатюрного письма, подчеркнутой детализации изобразительного языка. «Тихая жизнь» вещей, настраивающая зрителя на длительное всматривание, любовное разглядывание мельчайших нюансов изображаемого мира, являлась для этих мастеров не просто отражением пантеистической идеи о божественной красоте мироздания, но позволяла им говорить со зрителем о высших идеях бытия с помощью сложного многоуровневого языка знаков и символов. Однако даже вооруженный солидным изданием по расшифровке средневековой символики зритель неизбежно потерпит фиаско в попытке отыскать зашифрованные Виктором Пивоваровым послания, ведь, по меткому замечанию самого автора, он «не мыслитель, а чувствитель». Подобно тому как это происходит на полотнах Босха и Брейгеля, в цикле «Потерянные ключи» прямо на глазах у зрителя рождается странный мир удивительных существ и занимательных событий, с той только небольшой поправкой, что объединены они не эсхатологическими мотивами, а удивительно светлым и в то же время щемящим чувством невозможности и недостижимости мира, ключи от которого безнадежно утрачены. А любые попытки интерпретации, по мнению Пивоварова, обречены, они оказываются лишь бессмысленным подбиранием отмычек к широко распахнутым дверям искусства. Для лиц старше 18 лет. Куратор выставки: Александра Данилова, зам. зав. Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина является параллельным проектом выставки Виктора Пивоварова «След улитки», которая будет представлена в Музее современного искусства «Гараж». Это первый за 12 лет ретроспективный показ творчества художника в Москве, объединяющий более 100 работ: от ранних произведений середины 1970-х годов до живописных циклов, созданных в последние годы. Выставка «След улитки» открыта с 17 марта до 18 июня 2016 года. Выставка организована при участии Музея современного искусства «Гараж». Информационный партнер |
www.arts-museum.ru
Что нужно знать о творчестве московского соцартиста — The Village
«Детский дискурс»
Работы Виктора Пивоварова знакомы даже далёким от искусства людям. Его иллюстрации видели все, кому в детстве хоть раз покупали журнал «Весёлые картинки», логотип которых придумал художник. Как и многие представители неофициального искусства в СССР, Пивоваров работал книжным иллюстратором — в том числе делал рисунки к советским изданиям сказок «Оле Лукойе», «Чёрная курица, или Подземные жители» и другим. На выставке в «Гараже» комната старушек из «Чёрной курицы» восстановлена куратором Екатериной Иноземцевой по иллюстрации Пивоварова.
Важное отличие Виктора Пивоварова от, например, Ильи Кабакова, также зарабатывавшего книжной иллюстрацией, состоит в том, что Пивоваров считал работу над детскими книгами полноправной частью своего художественного творчества, а Кабаков всегда говорил об иллюстрации как о работе «для других», противопоставляя её занятиям искусством, то есть работе «для себя». По мнению же Пивоварова, детская книга была для многих одной из отдушин в жестокой советской культуре. Он разделял всю культуру на «массовую», «высокую» и «детскую». Во «Влюблённом агенте» Пивоваров писал, что в нём сходятся «детская» и «высокая» культуры, и первая должна подняться на один уровень со второй. Детский взгляд, для которого характерно отсутствие разделения на смотрящего и рассматриваемое, сохраняется во многих работах Виктора Пивоварова. Это делает его самым романтичным из «романтических» концептуалистов. Одна из самых ярких иллюстраций детской оптики художника — работа «Длинная-длинная рука». Её герой неожиданно обретает возможность дотянуться до чего угодно, не покидая стен собственной квартиры.
Кроме того, после переезда вместе с женой Миленой в Прагу детские воспоминания стали для Виктора Пивоварова важной опорой в незнакомом мире. На выставке можно встретить сразу несколько работ, навеянных детством художника. Например, на картине «Лампочка перегорела» изображена комната в коммунальной квартире, где маленький Витя Пивоваров жил со своей мамой.
www.the-village.ru
Музей детской книги
Удивительно, но только на этой неделе благодаря polny_shkaf в сообществе впервые представлены работы замечательной художницы Натальи Басмановой.Правда, самые известные ее книги уже появлялись в Интернете. Но хочется дополнить впечатления от них, обратившись к воспоминаниям Натальи Георгиевны и критическим заметкам М.Митурича и В.Пивоварова о ее творчестве.Кстати, Наталья Басманова много лет посвятила "северной теме", как и Валентина Челинцова, - сегодня две эти художницы совсем рядом в нашей виртуальной экспозиции.Н.Басманова "Сохранить живое ощущение" ("Художники детской книги о себе и своем искусстве", 1987 г.):
"Не могу сказать, с какого возраста я рисую. Только помню свои рисунки, которые могли быть у меня лет в шесть. Вспоминаю тетрадку, которая у нас и сейчас лежит, в ней я рисовала по памяти всякие парки, фонтаны.Мама нам с братом часто читала вслух, постоянно, и мне нравилось иллюстрировать какие-то моменты из прочитанного, которые не то чтобы меня задевали, а в смысле изобразительном были мне интересны. Но это позднее. А раньше, я вспоминаю, я себе ставила натюрморты, я их помню даже. Однажды я поставила все какие были дома стеклянные сосуды — вазы, мисочки стеклянные, кружки, положила туда яблоки и хотела именно в стеклянном передать фрукты. Еще любила рисовать животных, и особенно лошадей. Стремилась, чтобы не только как можно правдивее, но и красивее нарисовать лошадь. Я в детстве и цветы рисовала,— акварелью, карандашами.Моя мама интересовалась — ну как любитель — ботаникой, она знала названия цветов. А вообще-то она была педагог, языки преподавала: французский, немецкий. Дома у нас были вывезенные ею из Альп и засушенные там цветы. И, конечно, она привила мне эту любовь к цветам. Я так думаю, что-то у меня оттуда, с детства шло.Мы с братом были городскими детьми, и каждое лето, до школы (иногда и очень длинное лето, до ранних заморозков), проводили на природе. И детские впечатления от природы у меня сильны. Я и сейчас, спустя столько лет, помню буквально все на дачных дорожках: какая была трава, какие были цветы.
( ДАЛЬШЕ...Collapse )
kid-book-museum.livejournal.com
Чувствователь
Во «Влюблённом агенте» Виктор Пивоваров писал: «Я не мыслитель, я чувствователь. Не умом я постигаю мир». Его слова очень похожи на культ чувств, свойственный романтизму. Куратор выставки в «Гараже» Екатерина Иноземцева вообще предлагает интерпретацию работ Пивоварова через концепты романтизма. Например, альбом «Проект для одинокого человека», один из листов которого показывает семь снов одинокого человека для каждой ночи недели, другой — разные виды неба для одинокого человека, а третий — распорядок дня одинокого человека. Этот альбом соотносится с идеей романтизма об одиночестве как основном условии творчества.Среди близких друзей Виктора Пивоварова идеальным примером выбора одиночества ради более высоких целей был поэт Игорь Холин. Пивоваров вспоминал слова Холина: «Я считаю, что художник, поэт, должен быть абсолютно свободен, свободен от всего, абсолютно от всего. Только тогда его деятельность имеет смысл». В «Проекте биографии одинокого человека» Виктор Пивоваров писал о «радостном или абсолютном одиночестве», совпадающем с физической смертью, но при этом позволяющем обрести абсолютную свободу.
После одиночества одно из самых важных чувств для Пивоварова — любовное. Например, цикл «Июнь-Июнь» — что-то вроде зашифрованных страниц из дневника, посвящённых встрече Виктора Пивоварова и его жены Милены. Любовь здесь понимается в довольно архаичном смысле: как соединение двух частей одного целого.
Высокая культура
Описывая цикл картин «Сады монаха Рабиновича» — карты несуществующих пространств — Виктор Пивоваров обращается к «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха и к «Золотому веку» Лукаса Кранаха. Так художник помещает себя в контекст высокой культуры, которая восхищала его с детства. Во «Влюблённом агенте» он описывает ежедневные походы в Третьяковскую галерею и дни, проведённые в библиотеке Пушкинского музея за изучением томов по истории искусства.
Ещё один важный источник вдохновения для Пивоварова — философия. Так, персонажами целой серии его картин становятся эйдосы. Вообще «эйдос» — это понятие из философии Платона, означающее идею или концепцию вещи, предшествующую реальному её воплощению. Правда, в живописи Виктора Пивоварова эйдосы обретают человеческие черты и заодно обрастают знакомыми художнику пространствами: на картине «Московская готика» из окна виднеется шпиль сталинской высотки
«Детский дискурс»
Работы Виктора Пивоварова знакомы даже далёким от искусства людям. Его иллюстрации видели все, кому в детстве хоть раз покупали журнал «Весёлые картинки», логотип которых придумал художник. Как и многие представители неофициального искусства в СССР, Пивоваров работал книжным иллюстратором — в том числе делал рисунки к советским изданиям сказок «Оле Лукойе», «Чёрная курица, или Подземные жители» и другим. На выставке в «Гараже» комната старушек из «Чёрной курицы» восстановлена куратором Екатериной Иноземцевой по иллюстрации Пивоварова.
Важное отличие Виктора Пивоварова от, например, Ильи Кабакова, также зарабатывавшего книжной иллюстрацией, состоит в том, что Пивоваров считал работу над детскими книгами полноправной частью своего художественного творчества, а Кабаков всегда говорил об иллюстрации как о работе «для других», противопоставляя её занятиям искусством, то есть работе «для себя». По мнению же Пивоварова, детская книга была для многих одной из отдушин в жестокой советской культуре. Он разделял всю культуру на «массовую», «высокую» и «детскую». Во «Влюблённом агенте» Пивоваров писал, что в нём сходятся «детская» и «высокая» культуры, и первая должна подняться на один уровень со второй. Детский взгляд, для которого характерно отсутствие разделения на смотрящего и рассматриваемое, сохраняется во многих работах Виктора Пивоварова. Это делает его самым романтичным из «романтических» концептуалистов. Одна из самых ярких иллюстраций детской оптики художника — работа «Длинная-длинная рука». Её герой неожиданно обретает возможность дотянуться до чего угодно, не покидая стен собственной квартиры.
Кроме того, после переезда вместе с женой Миленой в Прагу детские воспоминания стали для Виктора Пивоварова важной опорой в незнакомом мире. На выставке можно встретить сразу несколько работ, навеянных детством художника. Например, на картине «Лампочка перегорела» изображена комната в коммунальной квартире, где маленький Витя Пивоваров жил со своей мамой
«Лампочка перегорела»
Альбомы
Кроме детской оптики, следствием иллюстраторского труда Виктора Пивоварова стало изобретение им и Ильёй Кабаковым жанра альбома. Важное отличие альбома от, например, книги — повествование здесь если и присутствует, то строится скорее по законам сочетания изображений, а не по привычной повествовательной логике. Сам Виктор Пивоваров в своих мемуарах так описывает этот жанр: «Альбомы соединяли в себе элементы театрального представления, фильма и литературного произведения, оставаясь при этом в рамках изобразительного искусства».
Наверное, один из самых интересных альбомов на выставке — «Где я?» из наиболее обширного альбомного цикла Виктора Пивоварова «Сад». В нём на фоне мест, часто посещаемых художником (квартира, мастерская, кухня друзей и так далее) появляется, будто титры в фильме, вопрос «Где я?». Заканчивается альбом тем же вопросом на фоне разорванного надвое кусочка синего неба. Другой альбом из этого цикла тоже называется «Сад» — и в нём из-под белой дымки еле заметно проступают очертания предметов. В обоих случаях автор будто бы самоустраняется, покидая реальность ради садов сознания.
«Белая птица»
«Метафизическая композиция»
http://www.the-village.ru/
Виктор Пивоваров «Автопортрет в юности». 2015
Виктор Пивоваров «Мокрые волосы». 2012
https://www.buro247.ru/culture/
http://www.conceptualism-moscow.org/
http://www.lechaim.ru/ARHIV/200/vasileva.htm
blog.arthistoryonline.ru
АНДЕРСЕН в иллюстрациях ПИВОВАРОВА - эт-то што-то!!!
ОЙ! Что ко мне пришло!ЧУДО! ДИВО!! ШЕДЕВР!!!Г.Х.Андерсен "Сказки"Издательство - Детская литератураГод - 1977Переплёт – тканевыйБумага - офсетнаяФормат – академическийСтраниц - 248Тираж - 150 000 экземпляров
Перевод - А.Ганзен и И.ТокмаковойХудожник - Виктор ПИВОВАРОВ
[ОЧЕНЬ МНОГО фото:]
Очень много замечательных рисунков - НА КАЖДОЙ СТРАНИЦЕ хоть маленький, да есть! Плюс БУКВИЦЫ. Плюс полностраничные... ОТВАЛБАШКИ...............(КРУЗЕНШТЕРН! Зацени, ШТО я тебя заставила купить!!!)
СОДЕРЖАНИЕ:Дюймовочка.Стойкий оловянный солдатик.Принцесса на горошине.Пастушка и трубочист.Огниво.Дикие лебеди.Оле-Лукойе.Новый наряд короля.Старый уличный фонарь.Старый дом.Русалочка.Снежная королева.
... хорошо хоть, что сейчас вышел "Оле-Лукойе"!!!
в Лабиринте
trukhina.livejournal.com
Виктор Пивоваров в Праге - Вова Поморцев
Сегодня в пражской галерее Рудольфинум открылась совместная выставка известного российского художника Виктора Пивоварова и его британского коллеги Геда Куинна. Всего три зала, однако довольно любопытно. И вообще это редкая возможность увидеть свежие работы одного из ключевых представителей советского неофициального искусства 1970-х годов.Картина Виктора Пивоварова «Святой Себястьян» из цикла «Едоки лимонов».
Если кто-то совсем не в курсе, Виктор Пивоваров вместе с Ильей Кабаковым и Эриком Булатовым считается одним из основоположников московского концептуализма. В 1980-е годы художник перебрался из Советского Союза в Чехословакию и с тех пор живет и творит в Праге. Англичанин Гед Куинн добавлен к нему пару в силу наличия многочисленных параллелей в творчестве. Местами вообще кажется, что рисовал один человек. Однако, как уже было сказано выше, очень мало. Например, цикл Виктора Пивоварова «Едоки лимонов» включает в себя два десятка картин, из которых на пражской выставке представлено всего три.
Цикл натюрмортов Геда Куинна.
Натюрморты Виктора Пивоварова «Сверчок на печи» и «Стакан водки и закуска».
Картина Виктора Пивоварова «Дедушка, а ты видел бога?»
Куратор выставки Петр Недома проводит параллели между картиной Геда Куинна «Я сон моей души» в знаменитым автопортретом Дюрера.
Художник Виктор Пивоваров на открытии своей выставки.
Выставка продлится до 20 апреля 2014 года.Адрес: Galerie Rudolfinum, Alšovo nábřeží 12, Praha 1. Вход со стороны реки.Открыто ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00, по четвергам — до 20:00.Входной билет стоит 90 крон, льготный — 50 крон.Подробности здесь: www.galerierudolfinum.cz
Не забываем, что одновременно в галерее Рудольфинум работает выставка «Развитие эстетики моментальной фотографии». Правда, на каждую выставку нужен отдельный билет.
Кстати говоря, именно Виктор Пивоваров нарисовал в своё время логотип журнала «Весёлые картинки».
Фото: Вова Поморцев / www.pomortzeff.com
Не забываем на всякий случай зафрендить меня и подписаться на обновления блога на фейсбуке или вконтакте.ffeztromop.livejournal.com