Как изобразить в картинках занятия первобытных людей? Картина первобытных людей


Причины возникновения первобытного искусства. Наскальная пещерная живопись

Яков Абрамович Шер Д. и. н., профессор. Кемеровский государственный университет Археология изнутри. Научно-популярные очерки Археология изнутри. Научно-популярные очерки

Книга известного российского специалиста по первобытному искусству.

"В данной книге предпринята попытка показать работу археолога как бы изнутри, глазами профессионала, без наносной сенсационности."

Колыбель искусства. Около 30 тыс. лет т. н. среди кроманьонцев уже были люди с незаурядным художественным талантом. Это очевидно из довольно широко распространенных по планете живописных, графических и объемных изображений, которые создавались на протяжении более 20 тыс. лет  между 32 и 10 тысячелетиями т. н. Таких изображений довольно много. Во Франции известно более 160 пещер с живописью, графикой и барельефами на стенах. В Испании таких пещер 120, в Италии – 21, в России – 2, в Сербии и в Англии – по одной.

Рис. 3.20. "Парад зверей". Пещера Шове, юг Франции. 31 тыc.л. н. «Колонна» пещерных львиц являет собой успешную попытку изображения перспективы. Многие специалисты считали, что в палеолитической живописи представлены только профильные изображения. В «шеренге» бизонов практически нет ни одного профиля, все головы животных показаны либо анфас, либо в три четверти.

Рис. 3.20. "Парад зверей". Пещера Шове, юг Франции. 31 тыc.л. н. «Колонна» пещерных львиц являет собой успешную попытку изображения перспективы. Многие специалисты считали, что в палеолитической живописи представлены только профильные изображения. В «шеренге» бизонов практически нет ни одного профиля, все головы животных показаны либо анфас, либо в три четверти.

При раскопках, а также случайным образом обнаружены сотни статуэток из бивня мамонта, из мягких пород камня и из обожженной глинисто-земляной массы. Они изображают людей (в основном, женщин), различных животных и не очень понятные фигуры. Те же персонажи встречаются в виде гравировок на предметах, сделанных из кости, рога, бивня мамонта, на плитках из мягкого камня или песчаника.

Благодаря усовершенствованной методике радиоуглеродного датирования, с помощью молекулярной спектроскопии возраст живописи и пластики определяется достаточно точно. Самая древняя в мире живопись (пещера Шове, юг Франции) датируется от 32 тыс. лет т. н. (рис. 3.20, 3.21).

Рис. 3.21. Пещера Шове. Дикие лошади. Датировка – 30 тыс. л.н. Считалось, что в палеолитической живописи не изображалась глубина пространства и перспектива. Здесь мы видим и то, и другое.

Рис. 3.21. Пещера Шове. Дикие лошади. Датировка – 30 тыс. л.н. Считалось, что в палеолитической живописи не изображалась глубина пространства и перспектива. Здесь мы видим и то, и другое.

Все известные нам древнейшие изображения представляют собой либо художественные шедевры, в том числе и по современным критериям, либо нормальные рисунки, такие, какие мы видим у современных детей и подростков. Та же особенность наблюдается в графике и в пластике. Особенно, – в графике. Если ошибку в изображении, сделанном охрой или углем можно стереть, замазать или еще как-то исправить, то ошибку при выбивке или гравировке на скальной плоскости исправить невозможно, Но таких ошибок либо нет, либо они крайне редки. У древних художников была твердая высокопрофессиональная рука.

Сколько ни пытались археологи и искусствоведы найти следы какой-то эволюции в развитии древнейших изображений от раннего к более позднему и от простого к сложному, как это полагается по классическим законам эволюции, найти их не удалось и, как мне кажется, вряд ли удастся. Самые древние изображения из пещеры Шове представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т. д. (рис. 3.20, 3.21, 3.22)

Рис. 3.22. Пещера Шове. Быки, лошади и носороги. Датировка изображений носорогов – 32410 +/- 720 лет. Это пока самая древняя живопись на Земле. Учитывая то, что левый из носорогов частично перекрывает собой изображение лошади, последнее может оказаться еще более ранним

Рис. 3.22. Пещера Шове. Быки, лошади и носороги. Датировка изображений носорогов – 32410 +/- 720 лет. Это пока самая древняя живопись на Земле. Учитывая то, что левый из носорогов частично перекрывает собой изображение лошади, последнее может оказаться еще более ранним

Эту особенность палеолитического искусства лучше всех выразила З. А. Абрамова, крупнейший специалист в этой области. Она писала: "Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода" (Абрамова, 1972, с. 28).

Проблемой "колыбели искусства" в последние десятилетия заняты многие крупные специалисты. Она волнует не только археологов, но и историков искусства, этнологов, психологов и многих других любознательных представителей разных гуманитарных и естественных наук. Но прежде, чем продолжить обсуждение этой темы, необходимо сделать некоторые оговорки.

Искусство или изобразительная деятельность?

Пользуясь применительно к первобытности понятием "искусство", мы вольно или невольно создаем некоторую иллюзию равенства между ним и искусством последующих эпох, вплоть до современности. Формулировки, привычные для современного популярного искусствоведения, широко используются при рассмотрении древнейших изображений ("эстетические нормы и принципы", "идейное содержание", "отражение жизни", "композиция", "чувство прекрасного" и т.д.), но они уводят в сторону от понимания специфики первобытного искусства.

Сейчас искусство является особой областью культуры, границы и специализация которой вполне осознаны как создателями, так и "потребителями" искусства. В древности этого представления либо не было вообще, либо оно было более размытым. В сознании первобытного человека искусство не выделялось в какую-то особую сферу деятельности. Способностью к созданию изображений, как и сейчас, обладали редкие люди, значительно более редкие, чем сейчас.

В наше время существует развитая система художественного образования, которой, естественно, не могло быть в эпоху верхнего палеолита. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался наружу и выплескивал на стены пещер яркие образы, переполнявшие сознание. Скорее всего, соплеменники приписывали таким людям некие сверхъестественные свойства, присущие шаманам. Вероятно, это ставило их в особые условия среди своих сородичей. О достоверных подробностях этих условий можно только догадываться: были ли они благоприятными для древнего художника, или, наоборот, вынуждали его скрывать свои способности.

Процесс осознания людьми самостоятельной роли искусства и различных его видов начался только в поздней античности, затянулся на несколько столетий и завершился не ранее Ренессанса. Поэтому говорить о первобытном "творчестве" можно только в иносказательном смысле.

Разумеется, творчество, как психологический феномен, т. е. не всегда осознанное напряжение всех духовных сил и особый всплеск эмоций, в результате которого рождается нечто новое, существовало, но его осознание наступило значительно позже. Вся духовная жизнь кроманьонцев проходила в единой, не расчлененной на отдельные сферы культурной среде. Наивно полагать, что в первобытном искусстве были художники и зрители, как у нас, или что тогда все люди были художниками-любителями и зрителями одновременно (нечто вроде нашей художественной самодеятельности).

Не вполне убедительно и представление некоторых коллег о досуге, который древние люди якобы заполняли разными искусствами. Досуга в нашем понимании (как времени, свободного от "службы") у них просто не было, поскольку их жизнь не делилась на работу и "неработу". Если в конце эпохи верхнего палеолита у человека, в редкие часы, не занятые напряженной борьбой за существование, и появлялась возможность отрешенно оглянуться по сторонам и посмотреть на небо, то это время заполнялось ритуальными и иными действиями, которые тоже были не досужими, а направленными на благополучие своего рода и себя самого.

Итак, понятие "первобытное искусство" не отражает в полной мере того явления, для обозначения которого оно используется. Представляется более уместным вместо него использовать в данном контексте понятие "изобразительная деятельность", введенное в русскоязычную археологическую литературу А. А. Миллером и прошедшее длительную апробацию (Б. Б. Пиотровский, А. Д. Столяр и др.). Разумеется, речь не идет о каком-то запрете на понятие "первобытное искусство". Мы будем его  употреблять и впредь, но желательно, учитывать особенности, отличающие первобытную изобразительную деятельность от изобразительного искусства последующих эпох.

В данной книжке первобытным искусством считается художественная деятельность тех времен и регионов, когда и где она еще не осознавалась как самостоятельная область культуры, когда она входила в единую и целостную совокупность элементов знакового поведения людей, независимо от того, к какой эпохе исторической хронологии мы ее относим. Иными словами, это определенная художественная традиция, в которой стиль и другие особенности творчества определенного человека явным образом не выступают за границы традиции, свойственной данной культуре и эпохе. Хорошим примером такой цельной совокупности элементов знакового поведения являются церковные службы, каждый вид которых сохраняется в определенном порядке на протяжении многих сотен лет. В их едином действии сочетаются практически все искусства (изображения, музыка, пение, театрализованное действие и т. п.).

Был ли неандерталец художником?

В поисках истоков искусства многие специалисты обращаются к неандертальцу. Поскольку недавно все считали его нашим непосредственным эволюционным предком, естественно было предположить, что первые несовершенные изображения, подобные тем, что рисуют наши дети в дошкольном возрасте, должен был создавать он. Так и сейчас рассуждают некоторые коллеги.

В условиях отсутствия абсолютных дат, был широкий простор для умозрительных построений. Одни считали, что самыми ранними изображениями были отпечатки ладоней и так называемые "макароны", т. е. извилистые линии сделанные пальцами по сырой поверхности стены пещеры. Другие видели истоки искусства в царапинах и надрезах на костях, происходящих из слоев той эпохи, когда жили неандертальцы. Третьи  пытались выстроить эволюцию от "натурального макета" к объемному изображению, а от него  – к графике и живописи.

"Натуральный макет" это – нечто вроде чучела: шкурой убитого и съеденного животного покрывалось возвышение из земли и камней и вокруг него устраивались ритуальные действа. Согласно этой гипотезе предполагалось, что древнейшей формой изобразительной деятельности был натуральный макет, который со временем эволюционировал в плоскостную графику и уж затем – в живопись. После того, как в 1994 г. в пещере Шове была открыта самая древняя живопись, стало ясно, что подобное представление об эволюции изобразительной деятельности не соответствует известным фактам. Все изобразительные техники (объем, графика и живопись) появились практически одновременно.

Рис. 3.23. Стоянка Берехат Рам (Израиль). Статуэтка (или заготовка?) из окатанного вулканического туфа. Размеры: 3,5 на 2,5 на 2,1 см (раскопки Н. Горен-Инбар, фото А. Маршака).

Рис. 3.23. Стоянка Берехат Рам (Израиль). Статуэтка (или заготовка?) из окатанного вулканического туфа. Размеры: 3,5 на 2,5 на 2,1 см (раскопки Н. Горен-Инбар, фото А. Маршака).

Пищу для новых размышлений об искусстве неандертальца дали две находки, сделанные сравнительно недавно. В 1981 г. при раскопках палеолитической стоянки Берехат Рам (Израиль) в слое вулканической лавы был найден предмет из окатанного вулканического туфа, похожий на заготовку для изготовления антропоморфной статуэтки высотой 3,5 см (рис. 3.23). Процарапанными бороздками на заготовке были намечены голова, шея, плечи, руки и бюст (Goren-Inbar, 1986 и многие др.).

Геологический уровень, в котором был найден этот предмет, находится между двумя хорошо датированными вулканическими слоями, указывающими на то, что в период между 150 и 280 тыс. л. н. на территории памятника были люди. Мнения специалистов по поводу природы борозд на поверхности этого предмета поначалу разделились, но Ф. д’Эррико и Э. Науэлл изучили эти бороздки при помощи оптического и электронного микроскопов. Для сравнения использовались образцы такого же туфа из того же слоя. Бороздки наносились на эти образцы орудиями, подобными тем, что были найдены на территории памятника. Некоторые места заготовки или статуэтки отшлифованы так, что фигурка могла стоять на поверхности. Эксперимент показал, что обработка предмета, могла продолжаться от 15 до 30 минут. После нее осталось довольно большое количество красного красящего порошка, который мог быть использован для приготовления красителя. Фигурка похожа на антропоморфные изображения, характерные для верхнего палеолита Европы. Несомненно, что предмет был сделан старательно, его черты были тщательно обдуманы, и его нельзя ставить в один ряд с находками кусочков минеральных красителей, которые встречаются в Европе и в Африке в слоях нижнего и среднего палеолита. Наиболее вероятно, что это была подвеска. Бороздка, отделяющая шею от корпуса, была удобна для подвешивания (d’Errico, Nowell, 2000).

Рис. 3.24. Антропоморфная фигурка из ашельского слоя стоянки Тан-Тан на юге Марокко. Размеры: 5,8 на 2,6 на 1,2 см.

Рис. 3.24. Антропоморфная фигурка из ашельского слоя стоянки Тан-Тан на юге Марокко. Размеры: 5,8 на 2,6 на 1,2 см.

Вторая фигурка из метаморфического кварцита была найдена на юге Марокко близ г. Тан-Тан в ашельском слое  (рис. 3.24). Судя по публикации (Bednarik, 2001), она пока не подвергалась такому же тщательному исследованию, как первая.

По данным, сомневаться в которых нет никаких оснований, статуэтка из Берехат-Рам происходит из мустьерского или даже из ашельского слоя. Казалось бы, – вот и фактическое доказательство существования искусства неандертальца или даже эректуса. Однако не следует торопиться с выводами на основании единичной находки. Формирование современного человека проходило в основном в Африке и на Ближнем Востоке. В Европу Homo sapiens sapiens пришел уже "готовым".

Характерной особенностью палеолита Восточного Средиземноморья было сосуществование технологий обработки камня, характерных для нижнего и среднего палеолита. Кости людей, найденные в мустьерских слоях пещеры Кафзех, морфологически ближе к Homo sapiens, чем к неандертальцу (Козинцев, 1993). В то время, когда в Европе современного человека еще не было, на Ближнем Востоке он уже мог появиться. Тогда не исключено, что статуэтка из Берехат Рам была сделана ранним сапиенсом.

Конечно, все сказанное не более, чем догадка. Во всяком случае, на фоне сотен пещер с живописью, графикой и пластикой, десятки из которых датированы по радиоактивному углероду, на фоне многих сотен статуэток и иных мелких и крупных объемных и плоских изображений, найденных в верхнепалеолитических слоях европейских памятников, статуэтку из Берехат-Рам пока трудно считать убедительным свидетельством ранней "предыстории" искусства. Тем более, что и эта статуэтка не свидетельствует ни о каких начальных звеньях эволюции изобразительной деятельности и не может рассматриваться как переходная форма от «неискусства» к искусству.

Мой британский коллега Пол Бан опубликовал в одном популярном журнале статью под красивым названием "Не ищите колыбель искусства" (Bahn, 2000, p. 206 – 208). Частично я с ним согласен. В том смысле, что "колыбель" искусства, по-видимому, находилась там же, где и колыбель человека современного антропологического типа. Вряд ли следует надеяться на то, что когда-то будут найдены материальные свидетельства эволюции от примитивных знаков к высокохудожественным образам.

Эволюция, несомненно, была, но она развивалась латентно и проявлялась не в каких-то знаках на материальных носителях, а в развитии всей системы высшей нервной деятельности при формировании Homo sapiens sapiens как особого вида. Можно предположить, что такое развитие происходило не по какому-то единому "стандарту", а, в силу чрезвычайной сложности системы, с определенными отклонениями в ту или иную сторону.

В результате отдельные люди стали отличаться тем, что у них при более эмоциональном и ярком образном мышлении, прочнее, чем у других, замыкались связи между полушариями головного мозга и рукой, и тогда переполнявшие их сознание яркие образы окружающей среды стали формировать устойчивый очаг психологического стресса, переходящего в невроз (Давиденков, 1947, 1975). Поскольку долго жить в состоянии невроза невозможно, возникала полуинстинктивная потребность избавиться от главного источника невроза – теснящихся в сознании зрительных образов. И они переходили на стены пещер, на плоскости скал, на поверхности предметов из кости и бивня мамонта, а также воплощались в барельефах и объемной пластике.

В отличие от научной литературы, где требуются проверенные факты и строгие доказательства, в научно-популярной книжке можно высказывать догадки. Вообще без интуитивных догадок никакая наука существовать не может. Возможно, что в генетическом аппарате Homo sapiens sapiens наряду с "порождающей грамматикой" Хомского сформировалась подобная структура, оперирующая не словесными, а образнвми текстами

До начала 90-х гг. ХХ в. в нашей археологической и искусствоведческой литературе, обремененной марксистской идеологией, была распространена гипотеза о том, что искусство сформировалось на основе труда и трудовых действий. Она не находит подтверждения прежде всего потому, что трудились все, а рисовать стали очень немногие, наделенные особыми художественными способностями. Трудовые действия требуют мобилизации аналитического мышления (у правшей – левополушарного), а художественный талант это – доминирование образного мышления, т. е. правополушарного и определенное сочетание индивидуальных психологических качеств, заложенных генетически.

Конечно, в предыдущих строках проблема происхождения изобразительной деятельности предельно упрощена и схематизирована, но суть ее сохранена, а излагать такую гипотезу развернуто, используя специальную терминологию вряд ли уместно в популярной книжке.  На эту тему уже опубликовано несколько книг (Шер, ред., 1998; 2006; Lorblanchet, 1999; Lewis-Williams, 2002).

 

Продолжение следует...

Назад: "Цветы на могиле неандертальца?" Факты и мнения

antropogenez.ru

Пещерная живопись

Первым художником на Земле стал пещерный человек. Об этом нам рассказали раскопки и археологические исследования. Больше всего трудов пещерных художников было найдено на территории, которую сейчас мы называем Европой. Это рисунки на скалах и в пещерах, которые служили для первобытных людей убежищем и жилищем.

По мнению историков, живопись зародилась в каменном веке. Это было время, когда люди еще не умели пользоваться сталью. Их предметы обихода, орудия труда и оружие, были сделаны из камня, оттуда и название – каменный век. Первые рисунки также вырезали с помощью простых предметов – куска камня, или костяного орудия. Может быть, поэтому многие работы первобытных художников сохранились до нашего времени.  Линии представляют собой глубокие надрезы, по сути, своеобразную гравировку на камне.

Что рисовали пещерные люди? В основном их интересовало то, что окружало их и давало им жизнь. Поэтому их рисунки – это преимущественно очертания животных. При этом художники того времени могли довольно точно передать движение того или иного зверя. В связи с этим были даже случаи сомнения в подлинности таких рисунков. Специалисты просто не могли поверить, что пещерные люди могли быть настолько способными к искусству.

Удивительно, что и краски при рисовании начали использоваться именно первобытными людьми. Красители они добывали из земли и растений. Это были смеси на основе минералов и природных веществ. В них добавляли жир животных, воду и сок растений. Красители были такие стойкие, что изображения с использованием красного, желтого, белого и черного, сохраняли свою яркость тысячи лет.

Археологи находили и древние орудия живописи. Как уже говорилось, это были изделия для вырезания – костяные палочки с заостренным концом, или инструменты из камня. Художники использовали и своеобразные кисти, которые делали из волоса животных.       Ученые не приходят к единому мнению по поводу того, зачем пещерным людям понадобилось рисовать. Многие считают,  что склонность человека к прекрасному зародилась одновременно с появлением самого человека. Потребность изображать окружающий мир, по их мнению, была исключительно эстетической. Другое мнение говорит о том, что рисунки были частью религиозных ритуалов того времени. Древние люди верили в магию и придавали рисункам значение оберегов и талисманов. Изображения притягивали удачу, и ограждали людей от злых духов.

Не важно, какое из этих мнений наиболее близко к истине. Важность имеет то, что первым периодом в развитии живописи историки считают каменный век.  Работы древних художников на стенах их пещер, стали прообразом великолепных творений последующих эпох. 

www.letopis.info

Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

  • Я считаю, что это главный вопрос, которому надо уделять первостепенное значение при воспитании и обучении молодого поколения. Прежде мне хотелось бы напомнить мой ответ в предыдущем вопросе об истоках истории.

    В данном ответе я заметил, что тот кто не хочет знать прошлого, у того будущего может и не быть. Да современныу дети понятия не имеют о быте первобытных людей. И это порой отрицательно сказывается на их воспитании. И в результате мы имеем, то что имеем. А это большое количество разводов и гражданские браки, которые нельзя даже порой сравнить с семейными отношениями даже среди животных. Так что действительно дети должны знать чем занимались первобытные люди, как говорится, чтобы выжить.

    Прежде всего нужно отметить, что женщина была хранительницей домашнего очагв и воспитывала детей.

    Вот и картинка как это было.

    Ну а мужчины были охотниками и кормильцами.

  • Древние люди, чтобы выжить занимались различными видами охоты, например, она ловили рыбу только не обычным методом, как мы сейчас привыкли, например, с помощью удочки, а для этого они использовали тонкий кол с заострнным концом и они были такими ловкими и умелыми, что точно могли поразить рыбу своим деревянным копьм прямо с одного удара:

    Так же древние люди умело и отважно охотились и на крупных и на мелких млекопитающих таких, например, как мамонты, олени, косули и других животных:

    В остальное время, свободное от охоты, они собирали коренья, которые можно было есть и другие всевозможные дары леса, потом они, конечно же, готовили пищу, носили воду для готовки, во время отдыха яростно танцевали у костра и спали, не имея никогда бессонницы.

  • Чтобы нарисовать в картинках жизнь первобытных людей, нужно понимать чем они занимались в обычной жизни.

    Ученые археологи и историки говорят о том, что первобытные люди охотились на зверей, сидели в пещере у огня, любили рисовать на стенах пещер и изготавливать предметы быта.

    Рисунки:

    как нарисовать такого первобытного человека поэтапно смотрите здесь

    вот это рисунок мамонта поэтапно

    вот здесь показано как нарисовать такой костер

    а вот так выглядел первобытный учитель и первобытные ученики в первобытной школе.

  • Первобытные люди занимались охотой и собирательством, они научились добывать костер, обрабатывать шкуры, делать орудия труда. Первобытные люди любили украшать стены пещер разнообразными рисунками. Они уже начинали приручать животных и делали попытки обрабатывать землю.

    Любые из этих занятий можно попытаться изобразить в картинках и это задание будет много проще для тех, кто неплохо рисует.

    Я попыталась подобрать наиболее простые картинки, иллюстрирующие жизнь первобытного человека.

    Вот охота и изготовление орудий:

    Вот первобытные художники:

    Обработка дерева:

    Веселый первобытный человек с каменным топором:

    Бытовая сценка:

    Еще охотники:

  • info-4all.ru

    Пещеры с рисунками первобытных людей

       Изображение бизона из пещеры Альтамира (Испания).

       Давным-давно, около сорока тысяч лет назад, на земле жили первобытные люди. По виду они были похожи на людей нашего времени, а занимались охотой на мамонтов, бизонов, оленей, диких лошадей, пещерных медведей, саблезубых тигров, шерстистых носорогов. Одежду носили они из звериных шкур, но домов еще не умели строить и жили поэтому часто в пещерах.    В открытии подобных пещер принимали участие не только ученые, но и дети.    Однажды в Южной Франции такую пещеру нашел четырнадцатилетний Давид. На стенах ее он увидел изображения животных. Мальчик сразу же побежал к своему учителю и рассказал о своей находке. Учитель отправился вместе с Давидом в пещеру и исследовал ее. На стенах действительно было множество изображений разных зверей. Кто же их нарисовал? Учитель рассказал Давиду, что рисунки сделаны первобытными охотниками, которые жили в пещере. Охотники прекрасно знали повадки животных и изобразили их бегущими, спокойно стоящими на месте и мирно пасущимися, умирающими, пораженными стрелами охотников. Пещеру эту в честь мальчика, открывшего ее, часто называют пещерой Давида.    Одна из самых красивых пещер с рисунками первобытных людей находится в Дордони (Франция). Называется она Ласкоз. Эту пещеру нашли в 1940 году несколько мальчиков совершенно случайно. Они шли мимо с собакой, и вдруг собака куда-то исчезла. Ребята раздвинули кустарник, убрали камни и увидели большую щель. Один из мальчиков полез в нее и начал пробираться вперед. Вдруг он съехал куда-то вниз, но все же продолжал ползти в темноте все дальше – туда, откуда доносился испуганный визг. Наконец в большой, просторной пещере он увидел собаку и позвал своих товарищей. Они поползли вслед за ним. Но вскоре расцарапанные, ободранные все вылезли обратно на поверхность. Дети решили сохранять пока в тайне свое открытие и самим обследовать пещеру. На следующий день мальчики вернулись к ней с веревками и фонарями. Путешествие началось.    Изображение ревущего бизона из пещеры Альтамира (Испания).

       Ребята рассказывали потом, что в пещере было темно и жутко и сердца их бились от страха. Один из них приподнял фонарь и заметил на стене какие-то линии. Тогда все наставили свет на стены и увидели изображения быков, оленей, диких лошадей.    О первобытных людях мальчики слыхали в школе. Поэтому они, как и Давид, прежде всего рассказали о пещере учителю. Ребята и не подозревали, что их учитель может так быстро бегать. Он хотел поскорее осмотреть все рисунки, но это ему не удалось: рисунков было слишком много. Этого не мог сделать и ученый Брейль, который впоследствии внимательно изучал пещеру. Считают, что на стенах этой пещеры сохранилось больше двух тысяч одноцветных и еще множество цветных рисунков. Изображения часто находят одно на другое, и иногда трудно понять, что же там нарисовано. До сих пор некоторые рисунки в пещере еще не разгаданы.    Сейчас эта пещера хорошо освещена электричеством. Лампы искусно спрятаны, но свет от них наполняет всю пещеру. Особенно красиво у входа. Стены и потолок здесь густо покрыты рисунками. На некоторых из них животные достигают в длину шесть метров. Все рисунки выполнены с большим мастерством. Тонкий сталактитовый покров, образовавшийся на протяжении веков, предохранил их от порчи. В пещеру можно проникнуть сравнительно легко. Местные жители бывали в ней еще раньше мальчиков, но не обратили внимания на рисунки. Сейчас они гордятся "своей" пещерой, которую открыли не приезжие ученые, а их дети. Сами ребята потом работали в пещере хранителями и экскурсоводами и знали ее подземные пространства не хуже своего дома.    Надо еще рассказать и о других трех мальчиках. Им удалось найти целых две пещеры, но их открытия не были случайными. Мальчики эти были сыновьями профессора археологии в Тулузе (Франция), с детства занимались раскопками и много слышали о первобытных людях. Они открыли нечто необычайное, но им пришлось преодолеть для этого много трудностей и даже опасностей.    Профессор Бегуен, их отец – неутомимый исследователь пещер – был высокого роста, полный, и в узких проходах пещер ему часто трудно было пробираться. Поэтому он обычно брал с собой в экспедиции своих сыновей. Они лазали по тем ходам в пещерах, которые оказывались слишком узкими для отца.    Одноцветное изображение лошади из пещеры Фон-де-Гом (Франция).

       Летом семейство профессора Бегуена жило в одной пиренейской деревушке. Около нее протекала небольшая, но быстрая речка Вольп. Было у этой речки одно странное свойство: она исчезала в горе. Зимой и весной речка полностью наполняла отверстие, прорытое в горе, а в сухие летние месяцы и в начале осени между ее поверхностью и сводом горы оставалось небольшое свободное пространство. Однажды там побывал один зоолог. Он интересовался, нет ли в водах, лишенных света, редких насекомых. Зоолог обнаружил, что от туннеля, прорытого рекой, ответвляется пещера. Пещера, которая была заперта течением реки, не интересовала археолога Бегуена: в ней люди не могли жить. Но мальчикам очень хотелось попасть в пещеру. Ребята были закаленные, сильные. В свободное время они ходили по горам, перепрыгивали через рвы и расщелины и лазали по деревьям. Они не боялись холодной воды горных озер и хорошо умели управлять лодкой.    Свое намерение мальчики скрывали от отца. Тайком стали они собирать все необходимое. Труднее всего было достать лодку. Ее пришлось сколотить из досок, собранных в разных местах. Ребятам немало пришлось потрудиться, чтобы дотащить лодку до речки. Прежде чем спустить ее на воду, они еще раз проверили, все ли взято с собой. Два коротких весла (второе на случай аварии), три фонаря, кирка и лопата, чтобы прокладывать дорогу. Ну, и немного еды.    Мальчики сели в лодку. Она сразу же понеслась к темному входу в пещеру. Совершенно непроизвольно ребята втянули головы, когда скала нависла над ними. Двое легли на дно. Только Луи, который управлял лодкой, сел так, чтобы глаза его были выше борта. В горе темно и страшно. Лодку бросает из стороны в сторону, фонари вспыхивают на мгновенье, а потом кажется, вот-вот погаснут. Все трое опасаются, что лодка даст течь, но вслух об этом не заговаривают. В некоторых местах река мелкая, здесь лодка застревает и крутится возле больших камней. Дальше проход расширяется. Путешествие в неизвестное продолжается.    Между скалами и водой появляется небольшая полоса берега. Луи налегает на весло и направляет лодку к суше. Это сделано вовремя. Чуть подальше река несется к водовороту – вода с бешеной быстротой заполняет глубокую пропасть.    Мальчики вытаскивают лодку на берег и на мгновенье как бы застывают, испуганные темнотой, духотой и оглушающим шумом воды. Но вот глаза их постепенно привыкают. Темноту слегка рассеивает свет фонарей. Ребята вспоминают свои прежние находки, которые они делали вместе с отцом в пещерах. Может быть, что-нибудь удастся найти и в этой. Они начинают освещать стены. И вот на стенах пещеры, наполовину затопленной водой, они видят изображения диких лошадей и оленей. А там, дальше – люди с головами животных, очень страшные на вид. И еще бизон, пораженный стрелой...    Рисунок оленя с причудливыми рогами из пещеры Ласкоз.

       Юные исследователи идут дальше. Они пробираются сквозь узкий проход. В конце его открывается обширное пространство. И раньше еще ребятам бросился в глаза таинственный блеск известняка, вспыхивавший кое-где в темноте русла Вольпа, а теперь они удивлены и поражены красотой огромного подземного зала.    С потолка свисают сталактиты, похожие на гигантские сосульки, а с пола навстречу им растут сталагмиты. В середине образовалось озеро. В нем серебром отливают естественные колонны, а рядом мелькают красновато-желтые пятна света от фонарей. Тишину нарушают только капли, падающие со сводов пещеры. Постепенно замирая, расходятся по озеру легкие круги волн.    Мальчики потрясены. Луи невольно понижает голос, когда напоминает о возвращении. Трудно будет пробираться им к выходу против течения.    Бегуен, конечно, обрадовался открытию сыновей. Но мы не знаем, сказал ли он, что гордится ими, или же промолчал из-за того, что такое рискованное путешествие было предпринято без разрешения взрослых. Во всяком случае, на следующий день Бегуен предложил сыновьям отвезти его в пещеру. Отправились они на хорошей лодке. Отец с ужасом посмотрел на самодельную лодку, сооруженную его детьми.    После внимательного осмотра пещеры Бегуен послал в Париж, в Академию наук сообщение об этом чудесном открытии.    Но мальчики не удовлетворились своими успехами. В одной из стен большого зала пещеры они заметили на десятиметровой высоте начало почти отвесного хода или расселины. Ребята решили туда проникнуть. Они снова тайно от отца отправились в пещеру. В зале пещеры перебросили веревку через скалистый зубец и взобрались по ней наверх, прорубая киркой ступени в ломкой горной породе. Через несколько метров отвесный проход пошел почти горизонтально. Он был очень узок. На стенах они нашли несколько изображений лошадей и бизонов. Потом, казалось, пути дальше не было. Но нет! Свет фонаря проник сквозь щели и длинными тонкими лучами врезался в темноту. Мальчикам и раньше приходилось то здесь, то там отбивать сталагмиты, чтобы продвигаться вперед. И то, что казалось стеной, на самом деле было частой решеткой из маленьких колонн. Ее создали капли воды, падавшие здесь из известняка тысячи лет подряд. Мальчики подняли кирки. Сталагмиты с треском обрушились. Луи помог братьям пройти вперед. Куртки у них разорвались, на руках появились царапины. Но жертвы были не напрасны: ребята увидели нечто необычайное, почти неправдоподобное.    Луи, который шел впереди, даже отпрянул назад, налетев на младшего брата. "Что это там?" – спросил он, и голос его стал совсем хриплым от волнения. "Здесь кто-то уже ходил до нас!" Испуганно и разочарованно смотрят на него остальные. Луи показывает на пол: "Смотрите же, там следы!" Он наклоняется, ощупывает следы. "Твердые как камень! Это же не..."    – Конечно! – подхватывает самый младший, всегда быстрый в разговоре и в решениях. И сейчас он выпаливает все сразу: – Первобытные люди! Это могут быть только они!    Стадо оленей из пещеры Ласкоз.

       Все трое нагнулись над следами; их зоркие глаза и при слабом свете фонаря видят, как отпечатались каждая бороздка и складка подошвы прошедшего здесь некогда человека. Прямо над следами свисают с потолка сталактиты; никто не мог в наши дни там пройти или проползти.    Луи подсовывает под след руку. Глина там мягкая, верхний, сухой слой легко снимается. Осторожно кладет он слежавшийся комок глины в карман куртки. "Это мы возьмем с собой, – говорит он.– Отец удивится, когда к нему в гости придет пещерный человек!" Он делает вид, что равнодушен, но голос его немного дрожит от гордости.    Они идут через длинный извилистый проход. Перед ними опять новый красивый зал. На стенах его мелькают белые и желтые блики. И здесь они видят следы человека. Рядом лежит скелет змеи, изогнутый так, будто она все еще ползет. В углу куча громадных костей. Мальчики решают, что дома спросят у отца, какого животного эти кости. Может быть, большого медведя, потому что дальше видны следы сильных когтей, похожих на медвежьи. Но не могли же медведи жить вместе с людьми! Здесь так много нового, интересного, что братьям хочется во все вникнуть, все осмотреть. Наконец они вспоминают, что прошло уже много времени. Надо возвращаться. А завтра они вернутся сюда с отцом.    Трудно было не повредить взятый след, когда они пробирались на обратном пути через узкие проходы. Приходилось вынимать его из кармана и осторожно просовывать вперед, а потом уже протискиваться самим. Но зато дома след произвел потрясающее впечатление. Отец даже побледнел, когда они положили перед ним свою находку и объяснили, что это такое. Подумав, Бегуен сказал: "Если это и в самом деле след первобытного человека, то вашей находке позавидует любой профессор!"    Бегуен решил обязательно сам побывать в пещере. Он сильно задыхался, когда поднимался по веревке к расселине, руки у него дрожали. Сыновьям стало страшно. Им казалось, что по их вине он упадет и переломает руки и ноги. Но вот отец добрался до расселины и с трудом протиснулся вперед по узкому проходу. Однако главное препятствие ожидало его впереди.    – Это здесь мне надо пройти? Да тут даже кошка не сможет пролезть! – жалуется он. Три худощавых мальчугана смеются. За этим местом так и сохранилось название: "Кошачья дыра". Кирки бьют по остаткам сталагмитов и образуют такой проход, что Луи проскальзывает в него быстро и ловко, как змея. Потом то же пытается сделать и отец; он просовывает голову, но пройти не может. Луи помогает ему спереди, остальные подталкивают. Рубашка зацепилась за острые каменные зубцы и разорвалась в клочья. Профессор стонет. Но надо пройти! Наконец препятствия преодолены. Бегуен медленно выпрямляется. Он стоит, одетый почти как и первобытный человек с лицом, искаженным от боли. Мальчики глядят на него с невольной улыбкой. Пострадавший начинает смеяться вместе с ними. Но скоро все забывают об одежде отца и засыпают его вопросами. "Нет, пещерный медведь и человек не жили здесь одновременно, посмотрите-ка!"    Действительно, следы медведя лежат под следами человеческих ног. Значит, они значительно старше. Медведь оставил не только следы лап. В одном углу они увидели отпечаток его морды. Здесь он, наверное, спал. Кости – медвежьи. А вот еще кости зверей. Жили ли они здесь или потом кто-нибудь притащил сюда их кости, – на это пока ответить невозможно. Нижняя же челюсть медведя, по-видимому, служила человеку орудием, так как на ней видны следы ударов.    На этот раз можно не спешить. Завтрак взят с собой. Они продолжают двигаться вперед. Проходы сменяются залами. В одном из них – снова озеро, которое кажется черным и бездонным. Как будто бы, наконец, они достигли конца подземного мира. Напрасно мальчики ищут в стене трещину, чтобы продолжать путь. И вдруг отец зовет их к себе. Мальчики подбегают. Отец показывает им какое-то возвышение и от волнения даже ничего не может сказать. Наконец он произносит: "Разве вы не видите?"    Да, теперь видят и они. То, что издалека было похоже на простой глиняный ком, на самом деле оказалось скульптурой двух бизонов. Отец даже забыл, что он не один, разговаривает сам с собой: "Первая скульптура в натуральную величину, самая первая!" Младший сын в это время что-то увидел на полу. "Смешно, – кричит он, – отпечатки! Только пятки, пальцев не видно!" И правда, вокруг бизонов идут углубления. Профессор вложил в них пальцы и сказал: "Они небольшие, как у детей. Должно быть, ребятам было лет тринадцать – четырнадцать. И такое впечатление, что они здесь танцевали! Возможно, что десятки тысяч лет назад здесь устраивались праздники. Четырнадцатилетние дети? Может быть, здесь праздновали их принятие в общество взрослых? Что скажут по этому поводу ученые? Правда, сюда не так-то легко пробраться. Хотел бы я, чтобы обратный путь через кошачью дыру был уже позади! Надо постараться хоть как-нибудь привести рубашку в порядок, а то в таком виде неудобно возвращаться домой".    Профессор правильно сказал, что в пещеру не каждый сможет попасть. До сих пор в ней побывало не больше десяти человек. Но сыновья Бегуена еще много раз побывали в пещере. По поручению отца они зарисовывали все, что ему было нужно для научных работ.    20 июля 1914 года исполнилась вторая годовщина со дня открытия пещеры. Семья Бегуенов решила торжественно ее отпраздновать. Собрали рабочую одежду, лампы, взяли корзинку с завтраком; вышли очень рано, но летнее солнце сильно припекало, и идти в гору с ношей было тяжело. Не сговариваясь, все вскоре начали искать место для отдыха. Но где его найти? Весь склон горы залит солнцем. К счастью, они встретили крестьянина, который дал им хороший совет. "Разве вы не знаете, что недалеко отсюда есть дыра, из которой дует ледяной ветер даже когда очень жарко?" Бегуен внимательно прислушался. Если холодный ветер дует все время, то расселина должна быть глубокой. Он пошел к указанному месту. Но сыновья его были проворнее. Когда подошел отец, они уже успели убрать камни, и все увидели бездонную яму, похожую на шахту.    Два мальчика помчались просить у ближайших крестьян длинную веревку... Самого легкого из братьев спустили вниз. Вот веревка перестала натягиваться. Наверное, мальчик достиг дна и бросил ее. Измерили оставшуюся часть и установили, что глубина расселины – восемнадцать метров. Первые четверть часа прошли быстро. Наверху делали разные предположения о том, что увидит и найдет младший брат. Потом отец начал беспокоиться. Луи утешил его: "Этот найдет выход. Он взял с собой большой клубок бечевки и знает, что его надо привязать у входа, а потом разматывать. Так всегда можно найти обратный путь, даже если погаснет лампа. И он же обещал тебе, что будет осторожен".    Кажется, что это допотопное животное угрожающе мчится прямо на посетителей пещеры. (Фон-де-Гом).

       После того как прошли следующие четверть часа, братья тоже начали считать минуты. Наконец созвали "семейный совет". Каждый из мальчиков готов был спуститься в пещеру и искать младшего брата. Из-за этого разгорелся даже спор. Братья волновались все больше и больше. Но как достать новую веревку? Старая должна была висеть там, где она висела. Веревка была единственной связью между поверхностью земли и глубиной расселины. Наконец через час, когда оставшиеся наверху начали терять всякую надежду, веревка стала заметно натягиваться. Мальчики вскочили; они тянули ее так, как будто каждая минута промедления угрожала жизни брата.    И вот он наверху. Он бросил веревку и кинулся отцу на шею. Сначала он не смог и говорить. Наконец, когда любопытство братьев возросло до предела, мальчик скорее закричал, чем сказал: "Пещера колоссальная! И картины, вы не поверите, их сотни!"    "Три брата" – так отец назвал новую найденную пещеру. Она в той же горе, как и первая. Как будто между двумя пещерами есть и соединение, но до сих пор его не удалось обнаружить. Зато через некоторое время был найден новый вход, и в нее не надо больше спускаться на веревке. Вместо этого в одном месте приходится пробираться ползком на протяжении сорока метров, что делает ее еще менее доступной сравнительно с узким проходом ("Кошачьей дырой") первой пещеры.    Тогда еще никто не сосчитал, сколько всего картин в пещере "Трех братьев". Триста их там или пятьсот? Среди них нашли только одно настенное изображение животного, но оно единственное в своем роде. Находится оно на высоте четырех метров и угрожающе смотрит оттуда на зрителей. Это странное существо с человеческими ногами, согнутыми в коленях, как при танце. Одна из ног у него поднята кверху.    Голова оленья, с большими рогами. Вместо рук у существа медвежьи лапы, сзади лошадиный хвост. Жуткое впечатление производят большие круглые, устремленные вперед глаза...

       На этом заканчивается глава "Ребята – исследователи пещер" из увлекательной книги Элизабет Хартенштейн, посвященной искусству первобытных людей.

    Перевод с немецкого Т. Шафрановской и А. Дридзо.

    journal-shkolniku.ru

    Первобытное искусство

    «Первобытное искусство»

    Контрольная работа

    Оглавление

    Введение.......................................................................................................... 3

    1. Особенности первобытного искусства....................................................... 4

    2. Искусство эпохи Палеолита........................................................................ 9

    3. Искусство эпохи мезолита........................................................................ 11

    4. Искусство эпохи неолита.......................................................................... 12

    Заключение.................................................................................................... 15

    Использованная литература......................................................................... 16

    Введение

    Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

    Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

    До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие — схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

    1. Особенности первобытного искусства

    Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов, которые посвящают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества. В это время восприятие окружающего оставалось конкретным, образным. Отвлечённые, абстрактные понятия ещё не отделились от их реальных проявлений. Следы этого сохранились в древних языках, когда говорившие на них люди уже обладали письменностью. Например, в языке шумеров понятие «открыть» буквально означало «дверь толкнуть», а «убить» — «голову палкой ударить». За каждым понятием скрывался образ, живое действие. В этом отношении древние земледельцы и скотоводы мало отличались от своих предков. Однако в их восприятии мира появилось и нечто новое.

    Судить об этом можно по изобразительному искусству, в котором и воплощается образное понимание мира. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира.

    Мы помним, какими живыми, яркими были изображения зверей в пещерах позднего периода древнего каменного века. Их создатели хорошо знали поведение животных, их повадки. Они замечали в их движениях такие чёрточки, которые ускользают от современного наблюдателя. Примечательно, что, изображая зверей, древние мастера использовали для моделировки их тел неровности скалы, впадины, выступы, имеющие сходство с очертаниями фигур. Изображение как бы ещё не отделилось от окружающего его пространства, не стало самостоятельным.

    Люди древнего каменного века не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это — условное обозначение шерсти, птичьих перьев или волос. Как изображение животного «продолжает» скальный фон, так и эти похожие на орнамент мотивы ещё не стали самостоятельными, отделёнными от вещи условными фигурками, которые можно наносить на любую поверхность.

    Та же связь с природными формами обнаруживается у орудий и других изделий. Древнейшие из них представляли собой просто оббитые камни. Постепенно орудия стали приобретать формы, которые лишь отдалённо напоминали то, что можно видеть в природе. Нередко люди сохраняли созданное природой неизменным. Так, они делали украшения из зубов зверей, никак их не обрабатывая. У рога оленя отпиливали все отростки, кроме одного, и использовали это приспособление как копьеметалку. Сосуды делали из коры деревьев, широких листьев, шкур или кожи животных.

    Таким образом, преобладающим в восприятии природы было следование за ней, внимание к изменчивым формам, конкретным явлениям, а не к общим чертам между ними, не к постоянно повторяющимся признакам, которые мы сейчас называем закономерностями. Это и понятно: мир охотника, живущего среди природы, постоянно изменяется, его окружает множество существ, растений. Своё жильё он вынужден приспосабливать к тому месту, где случилось остановиться; это может быть пещера, шалаш или более основательная постройка, но внешне она почти не отличается от холма или кучи ветвей.

    Мир оседлых земледельцев стал другим. Характерно, что в их изобразительном искусстве ведущую роль начинает играть орнамент. Ритмично повторяющиеся фигуры покрывают гладкие стенки сосудов, стены жилищ. Вероятно, орнаментом украшали и не сохранившиеся до нашего времени ковры и ткани. Орнамент появился, когда люди обнаружили устойчивые черты в строении создававшихся ими вещей. Орнаментальные узоры подчёркивали части, из которых состоят вещи. У сосудов они выделяли верх и низ, горловину и дно. Если сосуд был плоским вроде тарелки, узоры центральной части отличались от узоров по краю.

    Мотивы орнамента часто в условной форме передавали изображения людей, животных, птиц. Но многие из них были геометрическими, причём со временем таких орнаментов становится всё больше. Геометрические очертания придавали и украшениям, и печатям-штампам, которые использовали для нанесения изображений на пластичные материалы (глину, тесто). Фигурки людей, которые лепили из глины, по своим очертаниям приближались к геометрическим формам. Всё это показывает, что на мир стали смотреть иначе, чем прежде: ведь в природе не так много предметов и существ, похожих на строгие геометрические фигуры. Орнаменты показывают, что у людей нового каменного века сильнее проявляется способность отвлекаться от конкретной реальности, улавливая в разнообразии мира общие черты.

    Орнамент — искусство, связанное с измерением и числом. Его мотивы и композиционное построение показывают, что у древнейших земледельцев, обитавших в Передней и Средней Азии, самыми излюбленными были числа «три» и «четыре». Очень распространены фигуры в виде квадрата или композиции такой формы, составленные из четырёх треугольников, фигур птиц или зверей. Такое внимание к форме четырёхугольника не было случайным. Так изображали пространство земли, поля, водоёмы. Вспомним, что и дома имели такой же план.

    Земля — плоскость с четырьмя ориентирами, сторонами, находящимися справа и слева, спереди и сзади от человека. Точкой отсчёта становится центр, которым люди каждого селения считают себя. Четыре ориентира связываются и с четырьмя главными направлениями — севером, югом, востоком и западом, определять которые научились по движению небесных светил.

    По вертикали мир делится на три зоны: верх — небо, где обитают светила, облака, из которых изливается небесная вода; средний мир — земля со всем, что населяет её, а в середине, опять-таки, находится «наше селение», «мы»; под землёй лежит подземный мир — место жизни умерших, которые, впрочем, могут попадать и на небо. Образ мира с семью главными ориентирами и зонами — четырьмя по горизонтали, тремя по вертикали — воплощался в строении вещей, планировке домов. Ему соответствовали и ритуальные действия.

    Конечно, люди понимали мир не как геометрическую фигуру наподобие кристалла. Все зоны мира были населены существами, которые обладали разными свойствами и по-разному относились к людям. Самым важным считали своё селение или группу селений, обитатели которых находились в родстве. Вокруг жили другие люди, близкие и дальние соседи. Чем дальше от «своей» земли, тем опаснее становились люди. Они могли быть враждебными, как духи и дикие животные, населяющие их землю. Подобно духам и зверям, они могли обладать особыми, опасными свойствами и считаться не совсем людьми. В связи с этим можно вспомнить, что ещё относительно недавно, в Средние века, жители Европы всерьёз считали, что отдалённые от них области Земли населяют люди с пёсьими головами.

    Центр, своя земля, своё селение, конечно, самые лучшие. Но они не были изолированы от остального мира: сверху светило солнце и падал дождь, из-под земли росли растения. В отдалённых местах земли были богаты тем, чего «нам» не хватало: красивыми и прочными камнями, деревом, невиданными животными. Весь мир был населён, он буквально кишел жизнью, и отношения со всеми существами — от небесных духов до духов умерших предков — очень занимали людей. Вспомним, что путешествия в чужие земли, в горы, лес, за море, а то и на небо или в подземное царство — постоянная тема народных сказок. Это — наследие древних эпох, когда такие фантастические путешествия, связи с обитателями других миров считали жизненной необходимостью.

    mirznanii.com


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта