Выставка «Революция и искусство: к 100-летию событий Октября 1917 года» 31/10/2017. Революция октябрьская картины
Ужасы Октябрьского переворота глазами художника.
Так, друзья, сегодня будет интересный пост о том, как на самом деле выглядел Октябрьский переворот 1917 года. Фотоснимков тех лет сохранилось не так и много, но зато осталось множество рисунков от художников документалистов.
Картины, которые я покажу вам в сегодняшнем посте, произвели на меня в своё время громадное впечатление. Еще удивительнее то, что художник, нарисовавший их, жил в СССР — вполне успешно пережил сталинский террор 1930-х годов и его картины по какой-то причине не были уничтожены. Он много рисовал практически до последних дней жизни и даже в 1930-е продолжал время от времени троллить совок картинам вроде "Мордобой на пляже — культурное достижение по спорту!".
Итак, в сегодняшнем посте — правдивое изображение ужасов Октябрьского переворота от непосредственного свидетеля событий. Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)
Для начала немного истории. Автор картин, которые размещены ниже — художник Иван Владимиров (1869-1947). Как видно по годам жизни художника — в годы Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны Иван был уже достаточно зрелым человеком и состоявшимся художником, до этого уже получившего некоторую известность.
В начале XX века Владимиров позиционировал себя как художника-документалиста — он работал т.н. "художественным корреспондентом" в русско-японской (1904-905), балканских (1912-13) и Первой мировой войнах. О сюжетах его картин тех лет можно судить по названиям — "Орудие в опасности", "Артеллерийский бой", "Вернулся с войны", "Разведка в ливень", "Допрос пленного", "Усиленная рекогносцировка".
В 1917-1918 году Владимиров работал в Петроградской милиции, где рисовал фотопортреты разыскиваемых преступников со слов потерпевших (аналог художественного "фоторобота"). Во время переворота 1917 года Владимиров сделал множество зарисовок, которые стали потом в сюжеты его картин — на которых хорошо показаны реалии тех дней и истинное лицо большевиков.
Это удивительно, но Ивана Владимирова по какой-то причине не репрессировали в 1930-х — он пережил репрессии и блокаду в Ленинграде, во время которой рисовал плакаты и вёл дневник блокады. Ещё удивительнее то, что многие его работы выставлялись даже во времена СССР в Третьяковской галерее.
А теперь давайте посмотрим на картины.
02. Взятие Зимнего дворца осенью 1917 года. Лица и типажи красноармецев далеки от тех "волевых и целеустремлённых товарищей", которые потом рисовали во всех советских учебниках. Далеки от идеала и их действия — банда красноармейцев ведет себя как обычные пьяные погромщики, стреляя в картины и уничтожая античные статуи. 22 годами позже дети этих красноармейцев будут вести себя также во время "присоединения Западной Беларуси" — с тупой злобой рубя саблями паркет в замке Радзивиллов в Несвиже.
03. А на этой картине изображены большевики на улицах "революционного Петрограда". Как видите, красноармейцы не только ходили строем под бравурные песни про Буденного, но и не гнушались банальными грабежами — на картине запечатлено, как доблестные "красногвардецы Ильича" разгромили винный магазин и напиваются прямо у входа.
04. Внесудебная расправа над "идеологическими противниками-беляками". Обратите внимание на лица красноармецев — это самые настоящие Шариковы. Не вызывает сомнений, что художник на стороне расстреливаемых, и для меня большая загадка — как ему удалось пережить террор 1930-х. Может быть, всё дело в том, что советские власти не видели в картинах никаких противоречий — "а что, всё похоже! Вот это с винтовкой вылитый я, а вот это — мой кореш Коля!".
05. А это — расстрелы в подвалах, которые начались, фактически, сразу после переворота. Лица тоже очень характерные; как позже скажет Иосиф Бродский — "после переворота 1917 года и репрессий в России произошел антропологический сдвиг, от которого она будет оправляться несколько столетий".
06. Реалии 1918 года. На картине вроде бы не происходит ничего особенного, если не знать её название — "Разграбление вагона с помощью от Красного Креста". Скорее всего, вагон грабят те же самые "красноармейцы", которые охранятю железную дорогу — присвоив себе продукты, которые были предназначены для голодающих.
07. Тоже грабеж — на сей раз банковских ячеек, под заумным названием "изъятие награбленного добра". То, что в этих ячейках хранили свои вклады и ценности обычные горожане — никого не интересовало. Имеешь что-то большее, чем драные лапти? Значит враг.
08. Картина под названием "Развлечение подростков в императорском саду".Тут, как говорится, без комментариев — искусство после революции стало "доступно всем". В том числе, и для того, чтобы бросать в него камнями.
09. А вот просто потрясающая картина под названием "Некому защитить" — так сказать, торжество победителей. Два бугая-"красноармейца" подсаживаются к интеллигентной даме в кафе, один из красных бандитов крепко держит её за руку, и можно понять, что ничем хорошим эта встреча не закончится.
10. И ещё одна потрясающая картина из этой же серии, с лицами "победителей" в ложе оперы либо театра. Типажи подмечены просто отлично.
11. Ещё немного "послереволюционных реалий". Голод в Петрограде — люди отрезают куски мяса от трупа павшей лошади, в то время как на заднем плане идут бравурные митинги под красными флагами.
12. И ещё немного о быте тех лет:
13. Картины деревенской жизни тех лет у Ивана Владимирова тоже встречаются. Давайте посмотрим, что изображено на них — может быть, хотя бы в деревне жизнь была получше? Нет, там был всё тот же грабеж. На этой картине показано, как подстрекаемые комиссарами крестьяне разворовывают богатое поместье:
14. А вот те же крестьяне волокут домой награбленные вещи. Так и хочется спросить — "ну что, обогатились? Сильно свою жизнь улучшили?"
15. Впрочем, награбленному "добру" крестьяне радовались недолго — вскоре к ним в дома приехали отряды продразверстки, которые выгребали из амбаров все запасы зерна, обрекая людей на голод.
16. А это — работа в селе так называемого "комбеда", в который набирали всяких сельских алкоголиков — чем более деклассирован был человек и чем более асоциальный образ жизни он вел, тем вероятнее он мог получить место в "комбеде" — считалось, что он "революционный борцун" и вообще молодец, "не работал на царя".
Вчерашние алкоголики и люмпены получили полную власть над судьбами людей, которые советская власть посчитала своими врагами. Хозяйственные крестьяне, работящие зажиточные люди, священники, чиновники — были судимы "комбедами" и часто приговаривались к смерти.
17. Грабеж ценностей из сельской церкви. Большая часть добра, что отняли в церквях и у бывших богатых людей — продавалась на Запад, а средства от этого шли на "советскую индустриализацию". Это и есть реальное лицо "гения Сталина", которого так любят восхвалять сталинисты, в 1920-30-е годы он занимался ровно тем же, чем занимался до революции — грабил людей и тратил деньги на свои прожекты.
Вот такие картины. По-моему, очень сильная серия. Мне кажется, если бы с советских учебниках по истории публиковали их, а не пафосные картинки с "революционными матросами", то отношение к событиям 1917 года у людей было бы совсем иное.
А что вы думаете по этому поводу?
Напишите в комментариях, интересно.
Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)
Подписывайтесь на меня в facebook
Подписывайтесь на мою страничку ВконтактеПодписывайтесь на мой твиттер
_____________________________________________
Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про ужасы Октябрьского переворота, нажав на кнопочку ниже:
maxim-nm.livejournal.com
Октябрьская Революция в советской живописи: 101
Чем же напугала чёрта тётка, показав ему ему свою пелотку ?
Интересное интернет расследование гравюра Шарля Доменика Жозефа Эйзена Заставила тут меня картинка из «Страдающего средневековья»…
Интервью с Таней Мазур о том, как и на что живут актёры
"Ходите, бл*ть, в театры! Там актеры последний х*й без масла доедают!" На днях актриса Татьяна Мазур дала роскошное интервью Елене Торшиной.…
Дедушка на миллиард
Эта история началась совершенно случайно. 22 сентября 2010 года поезд «Цюрих-Мюнхен» пересекал пограничный курортный городок Линдау.…
40 доказательств того, что не искусство красит человека, а человек искусство.
Большинсво из нас ощущают невыносимую скуку, пребывая в музеях или художественных галереях. Если с галереями у маня всё сложилось, то вот с…
Вопиющие ошибки на всемирно известных картинах, которые мало кто замечает
Как говорится в пословице, и на солнце бывают пятна. В мире нет ничего идеального, и если задаться целью, то найти мелкие и не очень мелкие грешки…
Иван Богданов. За расчетом: что на самом деле изображено на картине.
Картина Ивана Богданова "За расчетом" (1890 год) — еще один типичный пример передвижнической жанровой живописи, как будто бы простой,…
101.livejournal.com
к 100-летию событий Октября 1917 года»
27 октября в 16.00 в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева (ул. Ленина, 5) открывается выставка «Революция и искусство: к 100-летию событий Октября 1917 года» (живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство из собрания Иркутского художественного музея).
Н.Н. Чебаков. Ленин у художников ВХУТЕМАСа. 1968
Время великих перемен и великих надежд не могло не найти своё отражение в отечественном изобразительном искусстве XX века. Новая выставка из собрания музея показывает, как менялось лицо Октябрьской революции и последовавших за ней событий в произведениях художников на протяжении 1920–1970-х годов прошлого века — от абсолютной творческой свободы и поиска новых изобразительных средств к устоявшемуся стилю социалистического реализма. В экспозицию вошли произведения как столичных мастеров, так и иркутских авторов, ставшие классикой советского искусства. Здесь можно увидеть работы Алексея Жибинова и Петра Кончаловского, Веры Ермолаевой и Кузьмы Петрова-Водкина, Евгения Спасского и Давида Бурлюка, Михаила Суздальцева и Ярослава Николаева.
Я.С. Николаев. Декрет о земле. 1967
История революции, а затем и СССР нашла своё отражение по всех жанрах искусства, и это хорошо видно в экспозиции, где, помимо живописи и графики, представлены также скульптура и декоративно-прикладное искусство. Так, например, одним из ярких явлений в искусстве начала XX века стал агитационный фарфор, рожденный Октябрем. На выставке представлены предметы, выпущенные Государственным фарфоровым заводом в Петрограде в 20-е годы под художественным руководством Сергея Чехонина.
Агитфарфор
Отдельное место занимают произведения — ровесники Октябрьской революции. Художники Константин Юон, Виктор Зарубин, Николай Крымов, Михаил Яковлев от бурных событий современности находили спасение в красоте родной природы
Открытие выставки «Революция и искусство: к 100-летию событий Октября 1917 года» состоится 27 октября в 16.00 в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева (ул. Ленина, 5). Вход — свободный. Экспозиция будет работать до 10 декабря. Телефон для справок: 34-01-46.
Ю.П. Кугач. На баррикаде. 1954
gallerix.ru
Урок изобразительного искусства на тему "Октябрьская революция в живописи"
Урок изобразительного искусства
Тема урока: «Октябрьская Революция в живописи»
Цель урока: охарактеризовать основные достижения художественнойкультуры России начала 20века, показав, что на её развитие повлиялаОктябрьская революция, разрушившая традиционные ценности и представления людей.
Задачи:
предметные:- знакомство с основными направлениями советского искусства;- вырабатывание умения систематизировать и анализировать полученныезнания;
метапредметные: - развитие навыков синтеза, концентрации внимания, логического мышления;личностные:- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся,воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории и культуре своейстраны;- воспитывать нравственно-эстетические качества, показать чувства и мировоззрения одного человека как важную составляющую общественной и культурной жизни страны.Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация«Октябрьская Революция в живописи», рисунки
Ход урока
Организационный момент:Творенье может пережить творца:Творец уйдёт, природой побеждённый,Однако, образ им запечатлённыйВеками будет согревать сердца.Я тысячами душ живу в сердцахВсех любящих, и, значит, я не прах,И смертное меня не тронет тленье.Так сказал об искусстве великий Микеланджело.20 век стал для России веком революций и больших перемен не тольков экономической и политической жизни. В искусстве тоже меняются идеалы, ломаются стереотипы.
В стране назревает революционная ситуация, одна за другой происходят революции – февральская, а затем и октябрьская. К власти приходит правительство большевиков, намечаются большие перемены в экономике, политике, культуре и искусстве.
Направление в искусстве, в переводе на русский «передовой отряд»,
отличительной чертой которого является отказ от норм классического
изображения. (Авангардизм)
Направление в искусстве 20 века, для которого характерны отказ от
изображения реальных объектов, обобщение или полный отказ от формы,
беспредметные композиции, эксперименты с цветом. (Абстракционизм)
В архитектуре преобладает стиль, для которого характерно созданиепростых, логичных и функциональных конструкций – конструктивизм. Наэкране – наиболее яркие примеры построек в этом стиле (клуб им. Зуева,архитектор И.Голосов; здание «Известий», скульпторы Г. Бархин, М. Бархин)Эти постройки отличаются чёткими, рациональными формами, лишены декора и сведены к простым стереометрическим фигурам (куб, параллелепипед, цилиндр).Скульптура в эти годы осваивала новые темы и сюжеты, отвечавшиепотребностям времени.Выдающимся мастером тех лет был И. Шадр, автор композиций «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец». В знаменитой скульптуре «Булыжник – оружие пролетариата» создан революционно- романтический образ, в котором сочетаются индивидуальные и типичные черты.В 20-е годы начинает творить талантливая Вера Мухина, тяготеющая к монументальным образам («Пламя революции»)Художественные изыскания продолжаются и в изобразительном искусстве. Появляются новые общества, объединяющие художников разныхнаправлений живописи:АХРР (ассоциация художников революционной России) 1922-1932гг.ОСТ (общество станковистов) 1925-1932гг.«4 искусства» 1924-1931гг.ОМХ (общество московских художников) 1927-1931гг. Одним из ярчайших представителей АХРР стал Митрофан Греков, сынказака, окончивший художественное училище. Участник 1-й Мировойвойны, в 1920 году он вступил добровольцем в Красную Армию, служил в 1-й Конной армии, является основоположником советской батальной живописи, автор более 300 картин.«Тачанка» - одна из лучших работ М.Грекова. Пулемётная тачанкабыла грозной «боевой колесницей» в годы гражданской войны. Картина запечатлела для потомков мгновение жаркого боя – рвущаяся вперёдчетвёрка разгорячённых коней, горящие отвагой глаза пулемётчика.
После революции активно развивается киноискусство «Из всех искусств важнейшим для нас является кино», - звучит лозунгом на всю страну.
Сегодня на уроке звучали имена великих людей, которые работали в разных жанрах искусства. Но всех их объединяет одно – любовь к своей Родине. Ф.Тютчев очень давно сказал:«Поэтом можешь ты не быть,Но гражданином быть – обязан!»Человек может не иметь особых талантов в искусстве, но каждый рождается гражданином своей страны. Это значит: должен знать её историю,уважать её традиции, ценить и беречь её настоящее. Любовь к своей Родине – вот главный талант каждого человека!
Выводы (учащиеся делают вместе с учителем):
- В начале 20 века в России произошла переоценка ценностей. Это былаэпоха большого творческого подъёма. Советская культура – один изнаиболее интересных периодов в истории искусства России, ведь именно в этот период появилось множество произведений искусств, замечательныхпесен, зародилось звуковое кино.
Рефлексия. - Что нового узнали на уроке?- Какие вопросы возникли в конце урока?
Итог урока:Выставление оценок.
infourok.ru