Все голуби Пикассо. Голубь картина пикассо


Голубка Пикассо Википедия

на иллюстрации вариант 1961 года
Пабло Пикассо
Голубка Пикассо. 1949
фр. La Colombe, исп. La Paloma
рисунок, литография

«Голубка Пикассо» — белый голубь мира, нарисованный Пабло Пикассо в 1949 году и неоднократно им воспроизводившийся в различных вариациях. Один из самых узнаваемых символов мира, обошедший всю планету[1][2].

Возник в качестве эмблемы Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего с 20 по 25 апреля 1949 года в Париже и Праге (см. Голубь мира).

В творчестве Пикассо

Илья Эренбург рассказывает об отношении коммуниста Пикассо к этому мотиву:

«Помню обед в его мастерской в день открытия Парижского конгресса сторонников мира. В тот день у Пабло родилась дочь, которую он назвал Паломой (по испански „палома“ — голубка). За столом нас было трое: Пикассо, Поль Элюар и я. Сначала мы говорили о голубях. Пабло рассказывал, как его отец, художник, часто рисовавший голубей, давал мальчику дорисовывать лапки — лапки успели надоесть отцу. Потом заговорили вообще о голубях; Пикассо их любит, всегда держит в доме; смеясь, он говорил, что голуби жадные и драчливые птицы, непонятно, почему их сделали символом мира. А потом Пикассо перешел к своим голубкам, показал сотню рисунков для плаката — он знал, что его птице предстоит облететь мир[3]».

Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко

В 1950 году на конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: «Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны»[4].[1][5]

Эволюция изображения

Пабло Пикассо
Плакат 1-го Всемирного конгресса сторонников мира в Париже. (рисунок - 9 января 1949 г.[4])
фр. La Colombe
бумага, литография (оригинал - сепия на цинковой пластине)

Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса по выбору Луи Арагона из прочих вариантов эмблемы[6], сильно отличался от того, который позже приобрел популярность. Это было реалистическое изображение голубя, сидящего на земле (а не летящего), без оливковой ветви в клюве, с мохнатыми лапками — подарок Анри Матисса. Экземпляры этой многотиражной литографии (547х697 мм) хранятся во многих музеях мира, включая Тейт, МоМА. Канвейлер опубликовал её еще в 1949 г.[4], до выбора Арагона.

Франсуаза Жило рассказывает подробно: «В вольере Матисса среди множества экзотических птиц было четыре больших миланских голубя. В отличие от большинства голубей лапки у них были до самых кончиков покрыты перьями; казалось, на них надеты белые гетры. Однажды Матисс сказал Пабло: „Надо отдать их тебе, они напоминают тех, которых ты уже писал“. Мы увезли голубей в Валлорис. Одного из них ждал замечательный художественный и политический успех. В начале сорок девятого года Пабло сделал его литографию, добившись при этом блестящего технического результата. В литографии получить совершенно черный цвет не столь уж трудно, но поскольку в литографической краске содержится воск, то когда её разбавляют водой для получения светло-серого цвета, она распределяется по камню неравномерно. И получается то, что по-французски именуется la peau de crapaud, крапчатая, будто жабья кожа, поверхность. Однако в этой литографии Пабло удалось сделать смесь, производящую впечатление очень прозрачного серого цвета с оттенками, которые явились изумительным tour de force[7]. Примерно месяц спустя поэт и романист Луи Арагон, интеллектуальная „рабочая лошадка“ французской компартии, пришел в мастерскую на улице Великих Августинцев за обещанным рисунком для плаката, рекламирующего организованный коммунистами Всемирный конгресс сторонников мира, который вскоре открывался в зале Плейель. Просматривая папку с последними литографиями, Арагон увидел эту, голубь так походил на голубку, что ему пришла мысль сделать этот рисунок символом конгресса. Пабло согласился, и к концу дня плакат с „голубкой“ уже начал появляться на парижских стенах. В бесчисленных оттисках вначале с оригинального камня, потом с копий, этот плакат обошел земной шар в защиту мира»[8].

«…хотя Пикассо тогда верил в искренние намерения движения пацифистов, он не удержался от саркастических замечаний в адрес выбора Арагона: „Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голубки, которые заклевали насмерть несчастную голубку, которая не понравилась им… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!“»[9].

«Арагон забрал рисунок в полдень, а уже в пять часов вечера по всему Парижу были развешаны афиши с изображением голубки. (…) Возможно, Пикассо и сам не предполагал, какой силой обладает его „Голубка“, пока не увидел её увеличенное изображение в зале Плейель, где проходил Конгресс. Она парила над залом в свете прожекторов, над толпой восторженных, объединенных одной надеждой людей»[10].

Биограф художника пишет: «Использование „Голубки“ в политических целях не отняло у неё её совершенства. Осенью того же года Академия изящных искусств Филадельфии присуждает „Голубке“ Пикассо, выставленной тогда в Нью-Йорке, памятную медаль, этот приз был учрежден еще в 1928 году Клубом акварелистов»[10]. Другой биограф уточняет, также подчеркивая намеренную непредвзятость награды: «Позднее в том же году Филадельфийский музей искусства, отложив политику в сторону, удостоил эту литографию Пикассо мемориальной медали Пеннела».[4]

Варианты

Этот рисунок позже был развит художником в простой, графичный линейный рисунок.

— Когда я впервые увидел «Голубку», я, как и многие,вероятно, подумал, что рисунок неверен или, во всяком случае,неестественен. Но потом по роду службы мне пришлосьприглядеться к голубям, я вдруг осознал, что Пикассо, этотчудодей, схватил то мгновение, когда голубь складывает крыльяперед приземлением. Его лапки уже касаются земли, но сам он ещев воздухе, в полете. Мгновение превращения движения внеподвижность, полета в покой.

Визитная карточка художника

Занавесы (фрагмент)

На Большом Занавесе пусть будет написан Воинственный голубь мира Моего брата Пикассо...

Эренбург далее пишет: «Пикассо потом сделал еще несколько голубок: для Варшавского конгресса, для Венского. Сотни миллионов людей узнали и полюбили Пикассо только по голубкам. Снобы над этим издеваются. Недоброжелатели обвиняют Пикассо в том, что он искал легкого успеха. Однако его голубки тесно связаны со всем его творчеством — с минотаврами и козами, со старцами и девушками. Конечно, голубка — крупица в богатстве, созданном художником; но ведь сколько миллионов людей знают и почитают Рафаэля по репродукциям одной его картины „Сикстинская Мадонна“, сколько миллионов людей знают и почитают Шопена только потому, что он написал музыку, которую они слышат на похоронах! Так что снобы напрасно смеются. Конечно, по одной голубке узнать Пикассо нельзя, но нужно быть Пикассо, чтобы сделать такую голубку»[3].

То, насколько голубка «прилипла» к художнику, обыгрывает известный советский анекдот[11]:

Художественная выставка в Париже. Пикассо забыл свой пригласительный билет. Его не пускают:— Докажите, что вы Пикассо.Он одним взмахом карандаша изобразил голубя мира, и его пропустили. Фурцева тоже забыла приглашение, и её не пускают.— Я министр культуры СССР!— Чем вы это можете доказать? Вот Пикассо тоже забыл билет, и ему пришлось рисовать.— А кто такой Пикассо?— Все в порядке, госпожа министр культуры, можете проходить!

Голубки Пикассо

Голубки Пабло Пикассо всю площадь, падло, обосрали!

Современный автор, анализируя популярность Пикассо в глубинном, даже низовом сознании народа, пишет, что эту популярность «тем более не объясняла его пресловутая „голубка мира“, внедряемая официозом, что народ этот официоз презирал, пародировал, высмеивал (косвенно, конечно, досталось и Пикассо, и его белому голубю: „Голубки Пабло Пикассо всю площадь…“)»[12]. С иронией о нем вспоминает Георгий Данелия[13].

Марк Гроссман в своей детской книге «Птица-радость: рассказы о голубиной охоте» (1955), глава «Голубь, облетевший весь мир», агитационно рассказывает об этой истории.[14]

Британский актёр Брайан Блессид (Brian Blessed) рассказал изданию The Telegraph о том, как в возрасте 12 лет встретился с Пикассо. Встреча произошла во время Всемирного совета мира в Шеффилде в 1950 году. Юный Блессид подошёл к художнику и попросил нарисовать ему что-нибудь, если тот «действительно Пикассо». Испанец сделал на листе бумаги набросок в виде голубя мира, однако Блессид не оценил рисунок и заявил: «Это показывает, что вы не Пикассо, это не голубь». По словам Блессида, Пикассо ответил ему, что впервые слышит такую критику. Блессид бросил листок с рисунком на пол, «выбросив около 50 миллионов фунтов» (примерно 75 миллионов долларов). Позже листок подобрали, и в настоящее время он хранится в галерее Шеффилда как символ Всемирного конгресса мира. Этот случай сам Блессид назвал «суровым финансовым уроком».[15][16]

Политический символ

Советская песня

Летите, голуби, летите,Для вас нигде преграды нет!Несите, голуби, неситеНародам мира наш привет!   Пусть над землею ветер стонет,   Пусть в черных тучах небосвод -   В пути вас коршун не догонит,   С пути вас буря не собъет.Во имя счастья и свободыЛетите, голуби, вперед!Глядят с надеждою народыНа ваш стремительный полет.   Летите, голуби, летите,   В лучах зари и в грозной мгле.   Зовите, голуби, зовите   К труду и миру на Земле!

После того, как голубка Пикассо была выбрана в качестве эмблемы Конгрессом, она стала символом движения за мир и идеалов коммунистической партии[17]. Её использовали в западных коммунистических демонстрациях этих лет. В 1952 году на мирном конгрессе в Берлине голубка Пикассо была написана на баннере над сценой.

Рисунок стал своеобразной вершиной «голубиного» ряда мирной символики, «сыграв важную роль в пацифистской пропаганде 50-60 годов XX века. В международной политике слово „голубь“ стало общепринятым названием-синонимом сторонников согласия и компромисса, мирных решений возникающих проблем; в отличие от „ястребов“ — сторонников радикализма, крутых мер и „железной руки“»[18].

«Тысячи афиш с голубками распространились по всему миру. Энтузиазм коммунистов не знал границ». Пабло Неруда заявил[9]:

«Голубка Пикассо облетает мир, и ни один преступный птицелов не сможет остановить её полет...»

Биограф художника пишет: «…она появилась на стенах зданий во многих городах по всей Европе, провозглашенная некоторыми как освященный веками символ мира и ставшая объектом насмешек и глумлений со стороны других как совершенно неуместная и абсурдная форма коммунистической пропаганды.(…) В последующие годы выполненные рукой Пикассо голуби мира буквально облетели весь мир. Варианты нескольких из его рисунков были воспроизведены на почтовых марках в Китае и в других коммунистических странах»[4].

Эренбург приводит примеры отношения к этому рисунку, во 2-й пол. XX веке ставшему пресловутым:

  • «…Преступная слабость правительства. Вчера из Москвы прилетела группа, которой поручено организовать в Париже беспорядки под вывеской „конгресса за мир“. (…) Вместе с Эренбургом „защищать мир“ будут (…) старый клоун Пикассо, изготовивший марксистскую голубку, которая загадила все стены нашего прекрасного, но, увы, беззащитного Парижа»[3].
  • «Я поехал в Берлин. Там „холодная война“ была бытом. (…) Юноши и девушки в синих рубашках или блузках маршировали, пели песни, слушали речи ораторов. (…) Одна сторона Потсдамерплатца принадлежала демократической республике, на другой стояли американские солдаты. Парни в синих рубашках запускали пачки листовок, на них была воспроизведена пикассовская голубка. В ответ летели апельсины…»[3].

Из других примеров:

  • Антикоммунистическая группа «Paix et Liberté» создала постеры под названием «La colombe qui fait BOUM » («Голубка, которая делает БУМ») с изображением превращения голубя в советский танк.
  • Американский военный вспоминает о войне в Корее в 1952: «На одной из высот коммунисты воздвигли арку из ветвей и призывали солдат войск Объединенных Наций подойти к ним и „как братья, вместе пройти под аркой“. На другом участке фронта можно было видеть поющих и пляшущих корейских девушек и солдат, размахивающих большими бумажными „голубями мира“ Пикассо, а установленные на склоне горы репродукторы приглашали наших солдат „подойти и поговорить“. Так необычно закончилась самая странная война, в какой американскому флоту когда-либо приходилось участвовать»[19].
  • Летние Олимпийские игры 1952 в Финляндии. Нью-Йорк-Таймс пишет (фрагмент «Московской саги» Аксенова): «Русские подкузьмили американского прыгуна в воду майора Сэмми Ли. Ему подарили значок с „голубем мира“ Пабло Пикассо и тут же сфотографировали его с этим значком. Бросовый значочек с голубком нынче стал таким же коммунистическим символом, как серп и молот. Когда кореец по происхождению Сэмми Ли понял, что происходит, он сказал советскому корреспонденту: „Э-э, браток, что ты делаешь, я ведь тоже в армии служу“»[20].
  • 1957 год, Алексей Козлов («Козел на саксе») пишет о Фестивале: «Атмосфера Фестиваля, несмотря на его строго предусмотренную регламентированность, оказалась легкой и непринужденной. Энтузиазм был неподдельный, все было замешано на лозунге „Мир и дружба“, повсюду из громкоговорителей звучала музыка и песни, специально приготовленные к этому событию, типа „Мы все за мир, клятву дают народы..“ или „Если бы парни всей Земли…“ Вся Москва была завешана эмблемами, плакатами, лозунгами, изображениями Голубя Мира Пабло Пикассо, гирляндами, иллюминацией».
  • В 2011 году около тысячи палестинских детей у подножия Горы Искушения (около Иерихона) создали фигуру голубки — как часть проекта «Peace on Earth» английского аэро-художника Джона Квингли (глобальной музыкальной молитвы за мир)[21][22].

Имя

(Посвящается Пикассо)

Весенний вихрь кружит неверных жениховИ как листву кружит рой перьев голубойНад кипарисом и над птицей голубой

Мадонна на заре рвала шиповник красныйЛевкоев соберет к утру букет густойУвьет им голубиц их голубь ждет прекрасныйОн нынче в небесах парит как Дух Святой

В лимонной рощице объятье долго длитсяТак нам дано любить лишь на закате днейОгни далеких сел трепещут как ресницыСердца стучат среди лимоновых ветвей

Ссылки

См. также

Примечания

wikiredia.ru

Голуби любят картины Пикассо

Вы, наверное, всегда думали, что голуби только гадить умеют? И портить внешний вид безобидных памятников? А вот и нет! Воздушная бомбардировка тяжелыми белыми каплями – всего лишь издержки жизнедеятельности пернатых. На самом деле, они самые настоящие художественные эстеты.

К этому поразительному выводу пришли исследователи из токийского университета Кейо. Ученые обнаружили, что голуби обладают выдающимися перцептивными способностями - сложным процессом восприятия, в результате которого складывается образ предмета или собственное отношение к некоему явлению, сообщает Франс Пресс.

Голуби, к примеру, могут понимать красоту точно так же, как и человек. И – кто бы мог подумать! - различать «хорошие» и «плохие» картины. Для эксперимента исследователи отобрали картины учащихся начальной школы. Контрольная группа из учителей и других взрослых определила одни рисунки как «хорошие», а другие как «плохие». Затем картинки были показаны птицам на экране. Если голубь выбирал «хороший» рисунок, он получал вкусное вознаграждение, в противном случае не получал ничего. В течение месяца птицы научились безошибочно определять «хорошие» картины, даже если они их до этого ни разу не видели.

Другие опыты показали, что сизокрылые из Моне и Пикассо предпочитали только последнего. Уж очень им нравились, по наблюдениям экспериментаторов, его шедевры в сотни тысяч долларов - «Голубь мира» и «Голуби у окна».

АНЕКДОТ В ТЕМУ

Гуляет Архитектор по площади Ленина с гусем на поводке. К нему подходит мент и говорит:

- Здесь нельзя с гусем гулять, ваш гусь нагадит...

- Ну вон голуби ходят, гадят, им же можно...

- Ну, понимаете, голубь - это птица Мира и типа того...

- Мужик, мой гусь тоже войны не хочет...

Кстати, а вы знаете, что если вы увидели во сне голубей и услышал их воркование, значит в вашей семье будет царить мир, и возможно, что вскоре в ней появятся новые члены? О других счастливых снах в нашем блоге «Толкователи сновидений».

www.kp.ru

Кастоправда / Касталог / Все голуби Пикассо 

Французский философ Жан Бодрийяр, описывая общество потребления как организм с раковыми опухолями, весьма резонно исключил понятие искусства, - дескать, в каталогах продуктов оно заняло свою достойную позицию, место «еще одной забавной вещицы в торговом мегамаркете... Картина живописца - стильное цветовое пятно на стене в гостиной или престижное дополнение к национальному музею... Актуальный арт, подобно журналам и блокбастерам, должен быть беззубым символом всеобщей культурности, хорошо продаваемым брендом, схематичным знаком цивилизованности, не требующим глубокого проникновения в суть творческого замысла, поскольку его давно уже каталогизировали, разжевали и таким образом уничтожили...

Однако даже такая стройная концепция должна давать сбои...

Бешеный ажиотаж вокруг картин франко-испанского художника Пабло Пикассо - последние несколько лет они бьют все рекорды по стоимости на аукционных торгах Sothby’s, - вовсе не случаен. За картинами охотятся не только потому, что это «стильные штуки» - кривые носы, разноуровневые глаза, диспропорции тела на гране уродства. Родоначальник кубизма, вместе со своими друзьями легко покончивший с салонной реалистической школой, мастер примитивных геометрических форм, выпустивший на полотно хаос, разрушающий законы пропорций и перспективы, - и вправду что-то схватил, очень верное о человеке, что никак не дает нам покоя. Можно даже сказать, что его авангардные цветовые пятна в сочетании с резаными линиями лиц и тел - своего рода иллюстрация к учебнику новейшей истории, вывернутая наизнанку.

Мысли как дети

Пикассо отшучивался, что рисует свои мысли. Мысль Пикассо - жестокая, пристрастная схватка между хаосом и формой, насилием и эротизмом, внутренним покоем и внутренней войной. Безусловно, он - дитя своей эпохи - очевидец двух мировых и гражданской - у себя на родине в Испании, - войн, и не последний игрок на арене холодной войны... Сам он был далек от целомудрия, считал, что искусство не умещается в ежовые рукавицы морали и гуманизма, его любимыми натурами стали бродяги и нищие, плачущие женщины, жители борделей, быки и минотавры, рассвирепевшие, как сама смерть... Искаженные лица, нарушенные пропорции, устрашающие африканские маски, сквознячок беспредела, животной агрессии, и вдруг - нежность..., - все это, как незапертые двери, ключи от которых валяются где-то в космосе, потерянные в непроходимых джунглях...

А ведь хорошо было бы некоторые запереть покрепче и не открывать более никогда...

Пабло Пикассо родился в испанском городе Малаге в 1881 году, в семье художника Хосе Руиса Бласко, преподававшего живопись в местной школе. Мать художника принадлежала к древнему испанскому роду с еврейскими корнями. Хосе Руис быстро распознал в сыне дар, всячески его развивал, надеясь через него реализовать свои невоплощенные амбиции. Они переехали в Барселону, где 14-тилетний юноша пытался продавать первые картины, подписываясь, по каталонскому обычаю, фамилией матери. Вскоре его с легким сердцем отпустили в Мадрид, где юный Пабло без труда поступил в Королевскую Академию Сан-Фернандо, затем вернулся в Барселону и все больше проводил времени в кафе «Четыре кота». Там он сблизился с группой испанских художников, увлекавшихся живописью Эль Греко, каталонской скульптурой. Вместе они посещали дома свиданий Баррио Чино, голодали, изучали жизнь бедных кварталов, постигали идеи анархизма. Как-то на улице он протянул руку гадалке - узнать свою судьбу, и она сказала ему, что он проживет жизнь самого заурядного человека, дескать, ничего великого. Такая судьба совершенно не устраивала энергичного увлекающегося Пикассо.

...В 1900 году девятнадцатилетний полуголодный, страстный, ясноглазый коротышка (158 см) шел по Парижу, и на свеженаписанном автопортрете черной кистью было написано «Я король!».

Голубой, розовый, иберийский...

Парижский Монмартр начала прошлого века жил насыщенной жизнью, - нищие художники, поэты, музыканты, красивые богемные девицы, певички, танцовщицы, запах Перно - анисовой настойки, запах секса, запах опийных капель, холодок кокаина, еще не запрещенного в Европе... Теперь эта эпоха вместе с прославленными кафе, где художники расплачивались своими набросками за чашечку кофе и бутылку вина, кажется невозможно хрестоматийной. Хозяева пивнушек сколотили неплохое состояние на таких чашечках кофе, но гораздо позже. Ван-Гог тогда был еще мало кому известен, Тулуз-Лотрек вызывал общественное негодование, импрессионисты считались чем-то неприличным. Как иронизировал Пикассо, в Испании романтичного Сезанна расстреляли бы за непристойность. Дряхлая Европа до начала первой мировой пребывала в оцепенении, казалось бы вовсе не готовая к крутым повортцам...

Молодой испанский художник поселился в малюсенькой картонной комнатушке в обшарпанном доме, где ни одна дверь не запиралась, поскольку у обитателей - циркачей, наркоманов, пьяниц, художников и их подружек-натурщиц и красть-то было нечего. Участковый полицейский в досье на подозрительного испанца записал в 1901 году: “волосы отрастил длинные”, “усы пробиваются”, “к нему ходят неизвестные личности”, “предпочитает носить черный пиджак и черную шляпу”, “он уходит и приходит в разное время, а если уходит вечерами, то возвращается лишь к часу ночи. Бывает, что дома вообще не ночует”.

Он быстро нашел себе компанию по интересам - таких же, как он, талантливых и амбициозных, полных решимости действовать. «В то время художники и поэты еще влияли друг на друга», - позже вспоминал Пабло. Вместе с поэтами Гийомом Аполлинером, Блезом Сендраром, Максом Жакобом, художниками Матиссом и Браком они весело и смело строили новое видение искусства - индивидуалистического, вызывающе новаторского.

Уже прошла первая выставка с печальными картинами в холодных голубых тонах, - период, где он по преимуществу рисовал убогих, калек, женщин, сломленных горем, жителей грязных улиц. Но денег не прибавлялось, свои рисунки он менял на выпивку для друзей или уголь, чтоб топить печь. Аполлинер составил расписание домов, где их ждали к обеду. Любимым местом дружеских трапез был дом приятеля, который сервировал бутерброды и закуски на обнаженном теле своей юной жены. Сам Гийом превосходно готовил, полагая поварское искусство частью поэзии, но его возлюбленная Мари Лорансен с трудом терпела богемные выходки гостей, валяющихся в одежде на хозяйской кровати, что в свою очередь раздражало нетерпимого к мещанству анархиста из Барселоны...

Пикассо был влюбчивым, как и полагается испанцу, друзья с интересом следили за перипетиями его романов. Он физически не мог находиться один, и если его великолепная зеленоглазая Фернан уходила за шпильками, к нему на кушетку у мольберта как загипнотизированные приходили новые «богини»... Голубой печальный цикл сменился золотисто-розовым, чувственным и нежным - знаменитая «Девочка на шаре» («девочка плачет, шарик улетел...»), «Акробат и маленький арлекин» - все было «не так как положено » в его картинах, каждая из них вызывала столь же резкое неприятие, сколь и бурный восторг.

Закон в те времена у таких компаний не пользовался никаким уважением. Чего стоит только знаменитая история с архаичными статуэтками...

Пикассо любил прогуливаться по Лувру. Однажды ему приглянулись иберийские статуэтки 5 века до р.х., найденные при раскопках в Андалузии. Он почувствовал некое коренное родство, уходящее в глубины испанской истории. Жери Пьере, очаровательный пройдоха, талантливый авантюрист и наглый вор, по совместительству секретарь изощренного Аполлинера, решил сделать Пикассо милый подарок и легко выкрал каменные фигурки для художника. Долгое время они стояли у Пикассо, распаляя его цепкое подвижное воображение художника. В 1911 году, правда, дело раскрылось. Экспонаты пришлось вернуть, а Аполлинер, оберегая Пикассо от депортации, взял вину на себя. Поэт попал в тюрьму, но через пару месяцев был отпущен. Пикассо же перешел от иберийской к африканской архаике. Он заинтересовался масками духов и вспоминал: «Меня ничуть не интересовали мистические ритуалы для которых они предназначены, меня пленила их совершенная простота форм. Глядя на них, хотелось перерисовать весь остальной мир - в мир подвижных метаморфоз, превращений, глазастых элементарных частиц»...

«Куб из мы»

В 1907-м году Пабло написал «Авиньонских девиц» - веселых подружек, что танцуют ночь напролет в дешевеньком кабаре. Тела пятерых девушек напоминали комбинации из простых геометрических фигур, лица походили на африканские ритуальные маски. Шокированные друзья, впервые увидевшие полотно, смиренно заметили: «теперь ты хочешь заставить нас есть паклю и пить керосин!» «Почему бы и нет», - отвечал Пабло, заглядываясь на ножки новой натурщицы и предчувствуя культурную революцию, по силе не уступающую Ренессансу. Скупщики картин, благосклонные к причудливой кисти молодого художника, резко отказались от сотрудничества, сокрушаясь: "Какая потеря для французской живописи!". В 1908 году Пикассо и единомышленники организовали "Бато ла вуар" ("Лодка-плотомойня"), куда вошли Ж. Брак, испанец Х. Грис, и писатели - тот же Г.Аполлинер, Г. Стайн... Критики злопыхали и придумали издевательское название - кубисты, которое всем пришлось по вкусу. Кубизм стал вторгаться во все направления искусства - музыку, скульптуру, живопись. В спорах так и не дознавались до истины - кубизм ли воздействует на характер эпохи, или же под диктовку эпохи художники создавали бунтарские маниакальные коллажи, напоминавшие пейзажи внутренностей, или фалосоподобные механизмы заводов, вместо классических добреньких натюрмортов и портретов. Гийом написал поэму «Зона», вскоре родился манифест кубизма, сочетающий броские цитаты из Платона, Канта и Гегеля, кухонные антибуржуазные разговоры той эпохи и пикассовское требование «слияния с объектом». «Изображать вещи такими, какими их знают, лучше, чем такими, какими их видят», - говорил Пабло, и до неузнаваемости раскладывал на треугольники, квадраты и круги лица своих милых подруг, как будто решая ребусы их жизней - ревность, любовь, увядание, неизбежная смерть. “Не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за нечто неизменное”, - продолжал он, рисуя вазу где-то под потолком - еще не разбитую, но уже склеенную из осколков. Из пасти обезумевшей светотени напряженно выглядывала эпоха мировых войн.

Беспощадный сверхреализм

С началом первой мировой войны к Пикассо пришли слава и деньги. Он смог переехать в собственную студию, купить новый пиджак, кормить и поить монмартрских приятелей, завел собак, кошку и белых мышей, служанку, закрутил новый роман с хрупкой болезненной девушкой, которую все называли Ева- куколка. Вскоре куколка умерла от чахотки...

Вместе с другом писателем Жаном Кокто и дягилевским балетом Пабло съездил развеяться в Рим. Премьера Ж. Кокто - «Парад», с музыкой Сати и декорациям Пикассо, стала еще одним манифестом нового искусства. На одном из спектаклей в зрительском зале случилась даже драка между сторонниками Пикассо и его противниками... Из Рима повеселевший художник привез на смотрины друзьям балерину Ольгу Хохлову - дочку русского генерала. Девушка с правильными чертами лица, любившая шампанское и икру, светская обывательница, не слишком приглянулась друзьям. Но Пабло, забыв на время о своих атеистических взглядах, венчался с ней в православной церкви на рю Дарю, завел золотые часы и стал походить на щеголя, семьянина и отца ребенка. Перед уходом на фронт Аполлинер писал о своем друге: «Свой дар он отдает на откуп воображению, которое, как тому и должно, перемешивает чудесное и ужасное, отвратительное и притягательное. Натуралистическая точность Пикассо в любовных сценах неотделима от мистицизма, присущего душе любого испанца, включая отъявленных безбожников. Если Пикассо (как я думаю) не относится к пылким верующим, то в нем, бьюсь об заклад, все-таки живет нежнейшая привязанность к Святой Тересе и Святому Исидору...»

Кубизм к тому времени прочно входил в моду, и вот уже народившиеся толпы авангардистов принялись ругать самого изобретателя жанра за измену, обвиняя его в буржуазности, когда как сам разбогатевший Пикассо все больше симпатизировал коммунистам. Он увлекся сюрреализмом, абстрактной скульптурой, искал на улицах города новых муз. Жил свою жизнь, как полагается художнику...

Апокалипсис в Гернике

В 1936-м году испанец Пикассо подал документы на французское гражданство, не желая иметь ничего общего с фашиствующей Испанией. Однако французские чиновники не спешили с ответом - в толстом досье значилось, что еще в 1901-м году Пикассо был близок с барселонскими анархистами и пацифистами. В испанской же прессе художник часто упоминался как pintor marxista, хотя Пикассо никогда не читал Маркса и имел слабое представление о жизни в Советском Союзе. В конечном итоге, история со статуэтками была достаточно веским аргументом для отказа. Все это не помешало Испании в том же самом году заказать Пикассо панно для украшения павильона на всемирной выставке. Выставка открывалась в мае 37-го года. Пикассо тянул с выполнением заказа. Ему не нравился режим Франко, он остро переживал гражданскую войну... В названиях картин отчетливей проступал социальный подтекст...

...В конце апреля 1937-го года немецкий легион «Кондор» бомбардировал с воздуха Гернику - маленький городок Страны басков. За несколько часов город был стерт в порошок. Тьма, хаос, паника, проснувшийся вулкан за проломленной дверью, руки протянутые к крохотному окошку в глухой стене... монструозный бык-минотавр, отдаленно похожий на злобное божество индейцев, с удовольствием топчет мечущихся перепуганных человечков. Кто-то, еще не раздавленный, хватает масляную лампу, верно, надеясь рассмотреть убийцу, а возможно, думает прогнать его, как нечистую силу, светом. Однако бык лишь слегка щурится от электрической лампочки, шатающейся над городом...

За пять дней до выставки Пикассо закончил полотно 3 на 7,5 метров, под названием «Герника». Как это ни парадоксально, и Франко, и Гитлер раньше многих оценили достоинства панно. Испанский диктатор хотел забрать его в свои апартаменты, Гитлер рекомендовал изымать в хранилище Рейха из европейских коллекций работы безумного испанца... А на сегодняшний день «Гернику» принято считать одной из самых великих картин художника - миротворца и антифашиста... И в то же время ультраправые интеллектуалы видят в ней образ республиканской неразберихи, символ упадка и хаоса продажного либерализма...

Во время оккупации Франции Пикассо оставался в Париже. Рассказывают, как при обыске в мастерской, немецкий офицер, увидев наброски «Герники», с восхищением спросил: «Это вы сделали?» «Нет, это вы сделали», - отвечал Пикассо.

Любовь и голуби

В 1944 году, в возрасте 63 лет, Пабло вступил во французскую коммунистическую партию, в которой состоял до самой смерти, считая нелепым изменять юношеским идеалам… А повседневная жизнь его в то время становилась все более и более буржуазной, благо денег было - в избытке... В 47-м году Пикассо переехал на юг Франции вместе с новой своей возлюбленной, художницей Франсуазой Жило, которая была младше его на 40 лет. Франсуаза, кстати, осталась единственной женщиной, которая сама бросила нашего гения, заявив: «я не могу жить со всемирно известным памятником». Но до этого она успела родить ему двоих детей. Девочку, появившуюся на свет в 49- м году, они назвали Палома - по-испански голубка.

В том же году Пикассо, убежденный пацифист, одним движением кисти стал ведущей фигурой в просоветском «движении за мир»... Хрестоматийная голубка с веточкой оливы, растиражированная в миллионах экземпляров, появлялась на почтовых марках в Советском Союзе и Китайской Народной Республике. Теперь-то он стал по-настоящему знаменит, его имя знали сотни миллионов.... Образ пикассовской голубки в пятидесятые годы был настолько популярен, что в США карикатуры на нее становились естественным элементов антикоммунистической пропаганды. На самого художника в ЦРУ имелось толстое досье, а в 50-м году ему даже было отказано в визе в Соединенные Штаты - Пикассо входил в делегацию к президенту Труману, желал вести переговоры о ядерном разоружении...

Жестокие нападки американской прессы на «жирных красных голубок» и на «великого Пикассо, укушенного красной мухой це-це» - уже не могли остановить рост популярности художника.. Некоторые дотошные исследователи предполагают, что Пикассо прекрасно понимал двойственный подтекст голубиной эмблемы . Голуби, несмотря на глупость и слабость - исключительно агрессивные птицы, способные заклевать сородича до смерти...

И все-таки наблюдая сражения между голубями, Пикассо, сам часто движимый инстинктом разрушения, оставлял миру надежду. Как-то в Лондоне, выпивая с товарищами пацифистами, Пикассо в шутку нацарапал парочку - мужчина с рожками в обнимку с грудастой хищно ухмыляющейся женщиной. Когда его спросили, при чем здесь борьба за мир, он пририсовал им лавровые венки и крылышки голубок...

«В России любили его политику и ненавидели его творчество», - вспоминал Жило. - «в Америке любили его творчество, но ненавидели политику». Когда Пикассо вернулся с Вроцлавской конференции, он сказал: «Меня ненавидят везде, и мне это нравится!»

Бомба Пикассо

В начале семидесятых годов о девяностолетнем Пикассо заговорили как о последнем живом классике века, точно изобразившем пропасть, над которой повисло человечество. Поль Элюар как-то провел анализ почерка Пикассо, и в заключении написал такую фразу: "Любит страстно и интенсивно, убивает то, что любит", - пожалуй, так можно диагностировать многие людские страсти прошлого века.

Пикассо прожил фантастически длинную, успешную жизнь - почти целый век, достиг славы, богатства, всегда был в окружении друзей. Он много и горячо любил, хотя и скверно позаботился о своих наследниках, не оставив им завещания. Наследство в миллиарды долларов им, бедняжкам, пришлось делить самостоятельно через суды. Меньше всех досталось брошенным обиженным женщинам, больше всех - последней его возлюбленной Жаклин, рано выжившей из ума и покончившей с собой. Некоторым наследникам было разрешено выбрать себе по две картины на память. Наиболее находчивой оказалась дочка - Голубка-Палома. Продав несколько картин, она создала свой собственный бренд духов - Палома Пикассо, процветающий и поныне.

...Если понюхать эти духи, возникает привычное ощущение: тебя обманули - отличная работа рекламщиков. Коль заплатил за изысканную иллюзию стильной обложки, наслаждайся...

Однако сам Пикассо был верен своим идеалам. Какие бы толстосумы ни манипулировали его живописью, следует помнить, каждая картина - недобрая насмешка над ними, покупателями. Бомба, подложенная Пикассо, в издевке - над властью денег и властителями их. Она способна взорвать потребительский рай изнутри. Пусть его репродукции печатают на салфетках и обтягивающих маечках, пусть крадут из музеев ради наживы и украшают спальни... Достаточно рассмотреть его работы - и в ужасе отпрянешь, как от волшебного зеркальца... Мир, где мы живем, прекрасен и отвратителен одновременно, и каждый из нас смердит и благоухает не лучше и не хуже него...

Анастасия Романова2007

www.kastopravda.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта