Художник как ироничный комментатор. Художники сибири картины


Великолепие сибирской природы. Художник Язеп Мажулис.

Художник   Мажулис  Язеп  Доминикович родился в 1955 г. в г. Виляны, Латвийской ССР.

Литовец по рождению, латыш по воспитанию, сибиряк по мировоззрению – так говорит о себе сам художник.

 Любовь к Красноярскому краю выросла из детской мечты побывать в Сибири. И вот в 1978 году мечта осуществилась, и уже более тридцати лет Язеп Мажулис живёт в Сибири в посёлке Бор, Туруханского района, здесь нашёл своё семейное счастье, воспитывает 5 дочерей.    Поначалу работал геологом в экспедиции, был профессиональным охотником-промысловиком.

Живопись – бывшее хобби ( Мажулис учился в художественном училище), стала основным занятием только теперь.   Заядлый таёжник, рыбак, знающий северную природу, как никто другой, Язеп отображает на своих полотнах сибирские ландшафты во все времена года. Написанные маслом холсты с удивительной точностью передают великолепие   сибирской  природы. Его полотна завораживают своей красотой и потрясают мощной позитивной энергетикой. Взглянув на пейзажи  мастера, сразу погружаешься в реальность цвета, запаха и звука.   Почти все картины написаны по памяти.  Художник  стремится передать ощущение воздуха, талого снега, показать неуловимое в природе, – её душу.” 

Картины Язепа  Мажулиса    близки к классической русской пейзажной школе,  но  в  них  есть свой  «мажулисовский» стиль.Язеп  Мажулис   участник и дипломант краевых выставок. Картины находятся в частных коллекциях российских и зарубежных ценителей искусства.

Люблю сибирскую природу.Мне близок нрав ее прямой.Всегда, в любое время годаОна верна себе самой.Сурово – строгая, без злобы,На все дары свои щедра…Холмам под стать ее сугробы,Дожди ее как из ведра.Нагрянет стужей – дух захватит,Снега растопит – все зальет.Лучами знойными окатит –Как в бронзу тело закует.А осень наша ? Бабье лето?Где есть такая красота?!Все точно золотом одето,Прозрачен воздух, даль чиста… 

Где найдёшь места такие в мире?Столько птиц и рыбьих косяков!Столько леса, пашен и лугов!Столько светлой, необъятной шири! 

Без березы не мыслю России, –Так светла по-славянски она,Что, быть может, в столетья иныеОт берёзы – вся Русь рождена.

Фото

Share this post for your friends:

Friend me:

vdohnovenie2.ru

Художник Сибири | Библиотека сибирского краеведения

15 октября исполнилось 110 лет со дня рождения (1905–1993) народного художника России Ивана Васильевича Титкова, заслуженного деятеля искусств, участника Великой Отечественной войны.

Быть «художником Сибири» почетно и необычно сложно. Сибирь не придумаешь, ее нельзя воспеть понаслышке. Сибирь требует к себе особой любви – преданной, бескорыстной и мужественной. Только свои километры по тундре, горам и тайге, только собственные встречи с ее нелегкой и сложной судьбой дают право говорить о ней подлинно и убедительно. Таким по-настоящему сибирским мастером является заслуженный деятель искусств, народный художник РСФСР Иван Васильевич Титков. «Патриарх сибирской культуры, он во многом отражает лицо изобразительного искусства Сибири и задает тон его направленности на воплощение принципов народности в искусстве», – так написал в отзыве о выставке Иван Васильевича по случаю его 80-летия и 60-летия творческой деятельности Е. П. Маточкин – искусствовед, член художественного совета Дома ученых СО АН СССР.

В 2005 г. Ивану Васильевичу исполнилось бы 100 лет.

Он родился 15 октября 1905 г. в Камне-на-Оби, в семье крестьянина.

Свой творческий путь Иван Васильевич начинал как художник-исследователь. В этом направлял его известный ученый-этнограф, энциклопедист, член-корреспондент Императорской Академии наук М. А. Круковский, основавший в Камне-на-Оби краеведческий музей. В 1924 г. юный рисовальщик отправляется в свою первую научную экспедицию по Горному Алтаю. Эта и последующие экспедиции помогли молодому, начинающему художнику рано осознать ценность древнего художественного наследия Сибири, своеобразие самобытных культур ее народов и смело двигаться навстречу им в своем творчестве. Его рисунок алтайского шамана 20-х годов, более поздние темперы «Поет богатырь Альеп-Манаш» и «Сказание о Хакасии» – подлинные жемчужины.

Значительную роль для развития мастерства Титкова сыграла учеба в 1926–1929 гг. в Омском художественно-промышленном техникуме имени М. Врубеля. Его трудовая биография интересна еще и тем, что, например в 1929 г. он работал учителем рисования и физкультуры в Камне-на-Оби. В этом же 1929 г. его назначают уполномоченным по коллективизации в Крутихинском районе Каменского округа. В 1931 г. его вновь направляют на работу в народное образование. Он на протяжении двух лет – директор одной из школ.

С 1932 по 1935 гг. Иван Васильевич руководит Домом культуры, ведет активную общественную деятельность. В 1934 г. он был приглашен в Москву для доклада у Надежды Константиновны Крупской «О массово-политической работе в селах Алтая». Эту встречу Иван Васильевич помнил всю жизнь. В 1935 г. он организовал первую народную изостудию на Алтае, руководил которой вплоть до переезда в Новосибирск.

В 1938 г. Титкова переводят в Новосибирск инструктором Дома народного творчества. Быстрорастущий молодой город влек к себе творческие натуры. Разнообразие окружающей жизни оказывало благотворное влияние на творчество. Этот период художник активно занимался живописью, графикой. Основные темы – трудовая деятельность народа, природа Сибири, иллюстрации к народному эпосу Алтая.

В становлении художественной индивидуальности Титкова большую роль сыграли его учителя, мастера кисти и рисунка К. М. Чукалов, Ю. К. Куртуков, а также повышение квалификации в стенах Академии художеств в Ленинграде. Появилось много интересных задумок.

Но планы были нарушены в июне 1941 г. – началась война.

24 июня писатели и художники Новосибирска выступили с предложением «Перо, кисть приравнять к штыку». Иван Васильевич ушел добровольцем на фронт. Был разведчиком, заместителем секретаря партийного бюро артбригады 1941–1945 гг. За пять долгих военных лет художник создал около трех тысяч произведений живописи, станковой графики и фронтового документального рисунка на темы Великой Отечественной войны. Все они воскрешают атмосферу героических страниц истории нашей страны. Главная тема в портретных рисунках однополчан, разведчиков-артиллеристов – это концентрация духа, мобилизация всех сил во имя Победы.

Живые впечатления воплотились в зрелые и законченные образы советских солдат; здоровое, оптимистическое начало, столь свойственное натуре художника, составляет их основной лейтмотив.

За ратный труд на фронтах разведчик-артиллерист Титков награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и медалями.

Тема Великой Отечественной продолжалась в творчестве художника и спустя десятилетия после ее окончания. Важнейшие его работы: «Опаленные (Курская битва)», 1975; «Через Брянские леса»; «В штурме Кенигсберга» – серия фронтовых рисунков о разведчиках, портреты героев; «У незнакомого поселка на Безымянной высоте» – фронтовые рисунки, наброски 1941–1945 гг.; «Прощание» (в Новосибирске), 1941; «На КП (Западный фронт)», 1942; «Военврач», 1942; «Вечер на передовой», 1943; «На Бородинском поле», 1942; «Дети» (Смоленская область), 1943; «Беспризорник», 1943; «Осиротела», 1942; «В немецкой неволе»; «У Копинбурга», 1945; «Кончили войну, теперь за пахоту», 1945 и др.

Повседневный, казалось бы, будничный труд художника военного времени является ценнейшим вкладом в летопись Великой Отечественной войны.

Было бы прекрасно в год 100-летнего юбилея художника и в связи с 60-летием Победы выставить его картины военной тематики. Конечно, не все произведения Титкова равноценны по своим художественным достоинствам, но все они сильны своим неравнодушием к жизни, острым чувством времени, близостью народному миропониманию.

Около 15 лет Иван Васильевич был председателем Новосибирского отделения Союза художников, членом Центральной ревизионной комиссии, членом правления Союза художников СССР. Неоднократно избирался депутатом городского и областного Советов. Участвовал своими работами в зональных, республиканских и Всесоюзных выставках. Иван Васильевич устраивал несколько десятков персональных выставок, в т. ч. в Чехословакии в 1967 г., в Новосибирске в 1987 г. Его картины украшают стены аудиторий МГУ и ЦДСА, выставочных залов картинных галерей страны. Именно он был инициатором создания районных картинных галерей в сельской местности. Переданные Титковым безвозмездно картины становились началом создания картинных галерей нашей области – в Краснозерском, Сузунском и других районах, на дизельэлектроходе «Обь» и т. д.

Для духовного постижения Сибири мастер находил каждый раз поэтические сравнения, символы, метафоры. Его работы «Река Обь», «Вилюй», «Сибирская тайга», «Кряжи Западных Саян», «Кулунда», «Бараба», «Озеро Байкал», «Речка Каракан», «Весна на целине» – гимн природе, который звучит в унисон с пафосом дел человеческих: «Строительство Красноярской ГЭС», «Домны Новокузнецка», «Крепость Заполярья», «Нефтеразведка» и др.

Все эти работы отличает впечатляющая правдивость, острое чувство времени. Творческое наследие Ивана Васильевича Титкова, живописца, члена Союза художников РСФСР, заслуженного деятеля искусств, народного художника РСФСР – необычайно представительно и разнообразно в жанровом и тематическом отношении. Оно объединяет живопись, акварели, темперу, гуашь; рисунок, политический плакат, пейзажи и натюрморты, иллюстрации к фронтовым газетам. За творческую и общественную деятельность он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», многими медалями. В 80-е годы Иван Васильевич передал в Государственный архив Новосибирской области личный фонд. В нем документы (переписка, личные биографические, творческие материалы художника – около 50 рисунков). Позже, в 90-е годы Иван Васильевич подготовил к передаче на архивное хранение еще ряд документов.

В 1993 г. Иван Васильевича не стало, но остались его картины.

В 2000 г. Титков Иван Васильевич признан «Гражданином XX века Новосибирской области».

Л. С. Пащенко

Литература и документальные источники

ТИТКОВ И. В. Каталог выставки произведений народного художника РСФСР Титкова Ивана Васильевича, посвященной 75-летию со дня рождения и 55-летию творческой и общественной деятельности / Предисл. М. Клименко. – Новосибирск, 1981. – 15 с. : ил.

ТИТКОВ И. В. Моя Сибирь : [Альбом-книга]. – М. : Изобраз. искусство, 1973. – 111 с. : ил.

ТИТКОВ И. Этого забыть нельзя // Сов. Сибирь. – 1991. – 2 янв. – С. 5 : ил.

ТИТКОВ И. Люблю людей труда // Сов. Сибирь. – 1987. – 4 окт. – С. 2.

ТИТКОВ И. Встать всем миром // Художник. – 1986. – № 12. – С. 11 : ил.

ТИТКОВ И. За Родину! // Сов. Сибирь. 1984. – 26 дек. – С. 3 : ил.

КОПТЕЛОВ А. Всегда в строю // Наши земляки: Очерки о передовых людях Новосибирска. – Новосибирск, 1951. – С. 225–237.

ВАРАКИН А. Воин-художник // Сибиряки-гвардейцы. – Новосибирск, 1942. – С. 125–130 : ил.

ТОКАРЕВ В. ...И дыхание эпохи // Сов.Сибирь. – 1992. – 5 дек. – С. 3 : портр. О персональной выставке художника.

КЛИМЕНКО М. Верность правде // Сов. Сибирь. – 1987. – 4 июня. – С. 4 : ил.

МАТОЧКИН Е. Сибирью призванный // Сов. Сибирь. – 1986. – 15 мая. – С. 3.

БОРТНИКОВА Т. Воспел Сибирь // Правда. – 1985. – 17 дек. – С. 6.

КЛИМЕНКО М. Звучание палитры : К 80-летию нар. худож. РСФСР И. В. Титкова // Веч. Новосибирск. – 1985. – 15 окт. – С. 3 : портр.

СМЕРДОВ А. «Хоть этот срок негадан и непрошен...» : [Стихи, посвящ. И. В. Титкову] // Смердов А. Избранное. – М., 1986. – С. 193.

ИЛЬИНА К. С. Титков Иван Васильевич // Новосибирск : Энцикл. – Новосибирск, 2003. – С. 870.

НОВОНИКОЛАЕВСК – Новосибирск. 100 лет : События. Люди. – Новосибирск : Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. – 472 с. : ил., портр. См. с. 315–316.

Опубликовано: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2005 год, с.101-103

bsk.nios.ru

Современный интерьер. Художник как ироничный комментатор

В середине января в Сибирском центре современного искусства открылась выставка под названием «Соединенные Штаты Сибири», собравшая несколько десятков работ современных сибирских художников, работающих в разных жанрах и техниках, но объединенных веселым и ироничным взглядом на жизнь. Этот необычайно позитивный и остроумный выставочный проект мы посмотрели вместе с куратором выставки Вячеславом Мизиным, который помог расшифровать коды и понять смыслы каждой серии работ.

Вячеслав Мизин
Вячеслав Мизин
Куратор, художник

(арт-группа «Синие носы»)

— Слава, на самом деле, все работы, представленные на выставке, очень понятные, вызывают улыбку и исключительно положительные эмоции. Как сказано в предисловии к проекту, они абсолютно лишены «тупой звериной серьезности». Тем и хороши. Большинству людей, побывавших на выставке, она жутко понравилась. Но всегда были и есть такие, которые современное (актуальное) искусство категорически не приемлют. Почему, по твоему мнению, часть населения не видит и не понимает остроумия, иронии и веселости этих работ?

— Ну, потому что у этой части населения есть задачи не видеть и не понимать иронии, а видеть только то, что у них осталось в шорах. Ничего ужасного в представленных работах нет.

Вот, к примеру, большая серия ярких, позитивных, выполненных в жанре примитивного искусства, картин Сергея Беспамятных под названием «Вокруг. Цветное». Серёжа показывает Сибирь как Кубу наоборот: Сибирь большая, Куба маленькая, Сибирь снежная, Куба тропическая. Однако обе они вполне экзотические территории, населенные веселыми, добродушными людьми. Сережа и изображает эту жизнерадостную сибирскую экзотику в ярких красках и смешных сюжетах. Картины очень напоминают рисунки детей, Сергей намеренно работает в наивной манере, что, надо признать, непросто делать профессионалу.

Еще один сибирский художник, который очень жизнерадостно смотрит на нашу суровую Сибирь — омич Дамир Муратов. В выставку вошли две серии его работ — «Сибирское постколониальное» и «Если бы они жили в Сибири». В первой серии представлены миниатюрные коллажи, собранные из разнообразных предметов, которых полным-полно в нашей жизни: игрушечные Микки-Маусы, Красная Шапочка, Медведь Топтыга, Телепузики, флаги несуществующих государств... Художник взял эти уже ставшие интернациональными предметы и соорудил такие забавные коллажи, очень понятные и детям, и взрослым. Все герои в этой серии — из нашей интернациональной сибирской жизни, в том числе кока-кола, виски «Бэлз» и квас.

В серии картин «Если бы они жили в Сибири» тоже действуют интернациональные герои — Майкл Джексон, Элвис Пресли, Сильвестр Сталлоне и Майк Тайсон, которых художник изобразил в пейзажах сибирской деревни. Смысл такой: кем бы они были и что бы делали, живя в сибирской глубинке? А жили бы привольной жизнью, долго и счастливо, не употребляли наркотики, и каждому нашлось бы дело по призванию и по душе. Дамир нарочито неумело имитировал приемы живописи советского реализма, подобрал подходящую цветовую гамму и нарисовал картины на больших полотнах — именно так советские реалисты изображали героев своего времени.

— Дамир Муратов — еще и автор флага Соединенные Штаты Сибири, ставшего фирменным знаком и титулом выставки. Очень трогательная и гениальная работа, точно отражающая менталитет сибиряков, нашу общность.

— Да, это человек, который придумал и нарисовал этот флаг — Соединенные Штаты Сибири. Флаг из цветов снега и елок, со снежинками на голубом небе.

Современные сибирские художники вообще большие выдумщики. Сибирь — огромное пространство, в котором очень много места и не очень много истории. Новосибирск в этом смысле абсолютно показательный пример. Вот художник Костя Ерёменко и занимается тем, что придумывает историю Новосибирска, рисует вымышленные сюжеты, которые вполне могли бы быть реальностью. Так в ироничной форме он стремится обогатить историческую летопись Новосибирска, претендующего на громкое звание центра России и столицы Сибири. Ну, к примеру, все мы знаем, что «Биттлз» должны были посетить СССР. И вполне вероятно дать концерт в Новосибирске у Оперного театра. Фредди Меркури тоже мог бы приехать с гастролями в Сибирь. Наши сибирские ученые настолько загадочные и передовые, что вполне могли бы за семь тысяч лет до нашей эры изобрести колесо, а знаменитый Юрий Васильевич Кондратюк первым раскрыть тайну покорения межпланетных пространств. И даже Арнольд Шварценеггер вероятно работал бы на строительстве ТЭЦ-5 в 1984 году... Я думаю, что Костя будет развивать и продолжать свою серию «ИстЕрия Новосибирска», поскольку сюжетов масса.

— А вот по поводу «истерии» вокруг предстоящей сочинской олимпиады остроумно высказался красноярский художник Василий Слонов.

— Да, в рамках нашей выставки представлена его новая серия «Добро пожаловать в Сочи!», где собраны все излюбленные русские мифы — танк-снеговик, балалайка, калашников, чебурашка, матрешка-милиционер, русская водка на первом месте пьедестала почета, снежный барс, побеждающий статую Свободы и так далее. Это такой веселый, юмористический, сатирический взгляд на предстоящую Олимпиаду в Сочи.

В принципе все художники Сибири и Урала объединены единым иронично-критичным взглядом на жизнь. Они не залипают на действительности, а просто наблюдают за ней с позиции ироничных комментаторов. Причем все! И старшее поколение, и молодое. Все работают с добродушной, теплой улыбкой и у многих в работах присутствует веселый колорит.

— Кроме картин и коллажей ты включил в выставку фото и видео трех авторов — Евгения Иванова, Юрия Артюшкина и Дмитрия Булныгина.

— Эта часть выставки представлена во втором зале. Видеосюжет Дмитрия Булныгина называется «Высотки-зомби». Это одна из новых работ Димы, в которой он комментирует тщетность западных ценностей и отношения к жизни. Метафора такая: огромные небоскребы, выстроенные из сахара, постепенно, с течением времени разрушаются. Разрушаются и вырастают вновь. Смысл: одна из сибирских черт характера — некий фатализм, мы понимаем, что надо жить просто, делать что должен и будь что будет, всех денег все равно не заработаешь и сахарные небоскребы все равно развалятся.

Серия фоторабот Евгения Иванова называется «Homo Demonstraticus» (человек демонстрирующий). Женя несколько лет подряд ходил демонстрации, митинги, разнообразные уличные шествия и собрания людей и снимал тех, кто хочет что‑то заявить. На лица этих людей очень интересно смотреть. Все какие‑то либо отрешенные, либо очень веселые, либо печальные, словом, неравнодушные. Вот эти разнообразные эмоции очень хорошо запечатлены на фото.

И, наконец, Юрий Артюшкин. Это такой бытописец нашего Новосибирска, он снимает много и глаз имеет очень зоркий. Снимает смешные объекты, граффити на зданиях, «народные» надписи на домах, полуразрушенные памятники, дворы и задворки. Он это делает и с иронией, и с любовью, и с грустью. Его работы очень эмоциональны.

— В марте выставка «Соединенные Штаты Сибири» будет показана в Москве. На какой площадке?

— 5 марта она откроется в Центре современного искусства «Винзавод». Там она будет называться так же, но мы ее расширим за счет авторов из Томска и Омска, покажем новую серию работ «Синих носов», плюс Александр Шабуров предложил включить раздел, посвященный современным художникам Урала. А вот к концу года Сибирский центр современного искусства подготовит большую выставку на тему абсурдистских, юмористических и сатирических тенденций в сибирском современном искусстве. Мы постараемся собрать максимальное количество авторов и сделать уже тенденциозный проект, который объединит веселых, остроумных, критично и иронично настроенных художников от Урала до Дальнего Востока.

— В соседних сибирских городах тоже есть современное искусство?

— Не поверишь, но оно есть везде. Даже в Юрге! В Москве активно действующих современных художников наберется человек пятьдесят. Думаю, что если проехать по городам Сибири, то у нас наберется человек тридцать точно. Просто они раскиданы по большой территории. Но если их всех связать по электронке или социальными сетями, то получится вполне нормальная, внятная команда, которая может себя позиционировать как Сибирский клуб авангардистов. Собственно, созданием таких связей и формированием команды современных художников Сибири мы в Центре современного искусства сейчас и занимаемся.

Журнал «Современный Интерьер — Сибирь» № 1(77) 2013

interiorsib.ru

Живопись | Библиотека сибирского краеведения

ЖИВОПИСЬ, худ. изображение предмет. мира на плоскости посредством цвет. материалов. Осн. подразделения Ж.: станковая, монументальная, декоративная. Каждое из подразделений имеет различия по используемым материалам: масло, темпера, акварель; фреска, мозаика, энкаустика и т. д. Помимо того, существует свой диапазон возможностей в Ж. профессиональной, народной (крестьянской), самодеятельной, детской.

Ж. в Сибири появилась вместе с рус. первопроходцами в виде икон (станковая форма) и в виде росписей церк. интерьеров (монумент. и декор. формы). В XVII–XVIII вв. в крае распространялась привозная иконопись, постепенно замещавшаяся иконописью местной. Владимиро-суздал., моск., украин. иконописцы, мастера Рус. Севера поставляли в Сибирь большое число произведений своего письма. Собств. сиб. иконопись явилась производным названных школ. Она зародилась при архиерейском доме в Тобольске, распространилась по монастырям Томска, Иркутска, оттуда была передана в др. сиб. города и везде взаимодействовала с привозными иконами. Светская Ж., почти искл. станковая, возникает неск. позже. На нач. этапе, вплоть до кон. XVIII в., она числом и разнообразием произведений значит. уступает церковной. У нее свой круг видов и жанров: портреты сиб. промышленников, купцов, губернаторов, виды городов, достопримечательностей природы, декор. варианты украшения интерьеров.

Процесс приживления проф. светской Ж. в Сибири совершался трудно, что объясняется медленным развитием гор. культуры. В Сибирь шли казаки, земледельцы, промысловики, торговцы, в светской Ж. не нуждавшиеся. В ней нуждались представители высш. и ср. администрации, высш. духовенство, купечество, преуспевавшие промышленники, с нач. XVIII в. приобретавшие в Сибири все больший вес.

Ж. проникала в Сибирь следом за графикой и в единстве с графикой, чем особенно характерен XVIII в. Потребности пром. и культур. освоения Сибири привели к необходимости изучения условий жизни в крае. С 1720-х гг. до кон. столетия в Сибири перебывало немало ученых экспедиций Петербургской АН. В составе каждой экспедиции находились художники. Они получали задания зарисовывать этногр. типы аборигенов, виды сиб. городов, образцы растений и т. д. Ж. использовалась преим. акварельная, камерная, легко соединяющаяся с графикой. Стилистически она примыкала к барокко и классицизму. В самой Сибири от худ. работ ученых экспедиций не оставалось почти ничего. Их роль – в утверждении ценности докум. рисунка и Ж., надолго определившей краевед. интересы художников Сибири. Прямого влияния на мест. Ж. эти работы не оказали. Лишь те художники, к-рые, выполняя задания пославших их в Сибирь учреждений, одновр. обучали рисованию и Ж. мест. подростков, с достаточным основанием вписываются в сиб. худ. жизнь. Один из них – даровитый рисовальщик В.П. Петров, обучавший в 1800-х гг. юношей Барнаульской школы Горного упр-ния.

В 1829 на Колыванскую шлифовальную ф-ку был направлен М.И. Мягков (1779‑1852), учившийся в Академии художеств в С.-Петербурге. Для выполнения заказов на худ. работы он организовал в Барнауле мастерскую, к-рая считалась иконописной, но в ней писали картины и на светские темы. В кач-ве аттестац. работы на звание акад. живописи Мягков представил картину «Сцена из семейной жизни сибирских дикарей» (1833). Стилистика картины определяется классицизмом. Однако краевед. сюжет, подчеркнутый в пояснит. записке Мягкова, этногр. приметы быта алтайцев уводят художника от свойственного классицизму возвышенного тона и идеальной формы. Краевед. мотивы, не являясь исключительно сиб. чертой Ж., на протяжении XIX в. и значит. части XX в. проходили в ней лейтмотивом.

С нач. XIX в. в Сибири появляются мест. живописцы, работавшие уже преим. в светской манере. Одним из первых был талант. художник-портретист и педагог М.А. Васильев, выполнивший ряд портретов иркут. купцов и чиновников. С 1805 по 1819 он преподавал рисование в Иркутской губ. гимназии. Там же в 1-й пол. XIX в. преподавали рисование П.Н. Колодезников и Г.С. Уткин. В 1840-х гг. в связи с открытием в Иркутске жен. учеб. заведений (Сиропитательного дома Е. Медведниковой, 1838; Девичьего ин-та Вост. Сибири, 1845) обучаться рисованию стали девушки.

В Томске в нач. 1850-х гг. стал преподавать рисование в гимназии, затем реальном училище худ. П.М. Кошаров (1824–1902). Осн. место в его творчестве заняли виды Алтая, Тянь-Шаня, Иссык-Куля, Томска с его окрестностями. Писал он и виды др. городов Сибири, портреты, этногр. зарисовки, быт. сцены, иконы. Участвовал в науч. экспедициях (в 1857 был спутником П.П. Семенова в его путешествии на Тянь-Шань). Издал альбом рисунков «Виды города Томска» (1886), серию литогр. листов «Художественно-этнографические рисунки Сибири» (1889–91). Его пед. и просвет. деят-ть, в т. ч. проведение худ. выставок в Томске (1-я – в 1860, неск. выставок в 1880–90-е гг.), внесли значит. вклад в развитие культуры края.

В 1860-х гг. в Красноярске, затем в Иркутске обучал рисованию худ. Н.В. Гребнев – 1-й учитель В.И. Сурикова. В Тобольске в 1860–80-е гг. работал худ. М.С. Знаменский, в Тюмени – И.А. Калганов (1845–82) ‑ ученик иконописца, ставший самобытным художником. Путешествовал по Сибири и долгое время жил в Иркутске художник-пейзажист Е.Е. Мейер (1822‑1867), принимавший актив. участие в экспедициях Сиб. отд. Русского географического об-ва.

Неотъемлемой частью истории сиб. изобразит. искусства стало творчество ссыльных поляков. В 1840–50-е гг. здесь работал Л. Немировский, в кон. 1850-х – нач. 1860-х гг. живописец и график П. Кшижановский, в 1870–80-е гг. ‑ А. Якубовский, Ю. Беркман, С. Вроньский и А. Сохачевский.

Отд. эпизодом развития Ж. в Сибири XIX в. является творчество декабристов. Оно занимает промежут. положение между проф. худ. творчеством и любительским, самодеятельным, имея при этом большую ист. и эстет. значимость. Наиб. активность как живописец проявил Н.А. Бестужев, оставивший обшир. галерею портретов близких ему людей, а также портретов, выполненных по заказу жителей Иркутска, Кяхты, Селенгинска.

Во 2-й пол. XIX в. в различ. учеб. заведениях Сибири преподавали выпускники Имп. Академии художеств (С.-Петербург), Московского, Киевского и др. худ. училищ. В Иркутске в числе наиб. заметных педагогов-художников были М.В. Зязин, работавший вначале в Енисейске, М.А. Рутченко (Короткоручко), работавший также в Красноярске, позже в Чите; И.Ф. Фокин, Н.В. Голубев, Г.Е. Некрасов, В.И. Эндерлейт, В.М. Скиндер, С.Т. Власенко, В.А. Болотов, А.Х. Клименко, В.А. Александров и др.

Во 2-й пол. XIX в. сибиряки стали получать образование в худ. учеб. заведениях С.-Петербурга и Москвы. В 1855 генерал-губернатор Вост. Сибири послал в Имп. Академию художеств иркутянина М.И. Пескова, в 1868 был отправлен в Академию В.И. Суриков. Сибиряк по рождению А.Э. Мако (1850–1925) учился в Мюнхенской Академии художеств. С кон. 1870-х гг. он преподавал в томской муж. гимназии, позже организовал 1-ю в городе худ. студию. Писал пейзажи Алтая и Нарымского кр., работал как худ.-анималист. В 1870–75 учился в Академии художеств уроженец Селенгинска П.И. Старцев, позже работавший в Иркутске и Кяхте, писавший картины ист. содержания, пейзажи. Н.И. Верхотуров (1863–1944), получивший 1-е уроки рисования у нерчин. худ. Н.Н. Рябцева, в 1880-е гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1889–1901 жил в Иркутске. В 1907 окончил Академию художеств (мастерская И.Е. Репина). C нач. XX в ведущее место в его творчестве принадлежало ист.-рев. тематике.

Назревшая потребность в мест. худ. школах привела к появлению студий в Томске в 1880-е гг., в Иркутске в 1890-е гг. Рисовальные классы создавались также обществ. орг-циями, напр.: воскресные классы худ.-техн. рисования при Об-ве попечения о начальном образовании (Томск, 1885), класс рисования при Об-ве распространения народного образования народных развлечений (Иркутск, 1905). В Иркутске в 1900 по инициативе художников Н.И. Верхотурова и М.А. Рутченко возникла рисовальная школа, существовавшая около года. В 1905–07 в Иркутске действовали разрешенные Мин-вом имп. двора классы рисования и живописи, к-рые вел С.Ф. Лытнев. В 1910 открылись худ. школы в Красноярске и Иркутске. Ведущим преподавателем Красноярской рисовальной школы (1-й зав. архитектор и худ. Л.А. Чернышев) мн. годы являлся худ. Д.И. Каратанов. Школа рисования и живописи И.Л. Копылова в Иркутске, пережив в своем развитии ряд трансформаций, существует сегодня как Иркутское худ. училище. В 1913 в Чите открыта худ.-пром. школа (гос. проф. учеб. заведение, существовала до 1923).

Новые веяния коснулись иконописных мастерских. Бийская иконописная мастерская дала общую проф.-худ. подготовку алтайцу Г.И. Гуркину, открывшую ему возможность помимо икон писать картины на быт. темы («Камлание», 1895) и в кон. 1890-х гг. поступить в С.-Петербурге в мастерскую И.И. Шишкина. Расстояние от иконной Ж. до светской сократилось благодаря расширившейся стилистике того и другого ряда.

Росло число любителей Ж. В 1860-е гг. картины демонстрировались на с.-х. и пром. выставках в Иркутске, Чите. Позже, хотя и нерегулярно, стали устраиваться самостоят. выставки картин и гравюр. В 1880-е гг. худ. выставки становятся заметным явлением в культур. жизни Томска (1882, 1886, 1887). В 1892 состоялась 1-я гор. худ. выставка в Красноярске. Начинают формироваться худ. коллекции. С 1870-х гг. иркутянин В.П. Сукачев начал собирать коллекцию живописи, ориентируясь прежде всего на творчество передвижников. В кон. XIX в. была создана частная картин. галерея Сукачева, ставшая основой Иркутского художественного музея (1920). На томской выставке (1899) было представлено 85 работ 13 мест. владельцев картин. В Красноярске самой значительной была худ. коллекция П.И. Кузнецова. В Омске коллекции живописных и графических работ собирались с кон. XIX в. в музее ЗСОРГО.

С кон. XIX в. история Ж. на всей тер. Сибири уже не прерывается. На регуляр. выставках в Томске, Иркутске, Красноярске, Барнауле, Омске демонстрируются сложившиеся жанры: пейзаж, портрет, сюжетно-тематич. картина и натюрморт. Все они писались либо полностью с натуры (портрет, пейзаж, натюрморт), либо с использованием натуры после изучения ее в этюдах. Стилевых отличий сиб. живописи от моск. или петерб. не наблюдается, хотя о желательности сиб. колорита в искусстве патриоты Сибири уже заговорили. Не колорит как худ. строй Ж., а мотивы пейзажа и сюжеты отличают сибиряков. Показат. примером в этом плане может служить Ж. В.И. Сурикова. Сюжетами ряд его картин впрямую связан с Сибирью («Меншиков в Берёзове», 1883; «Взятие снежного городка», 1891; «Покорение Сибири Ермаком», 1895), прообразы героев его эпопей почти все сибирские. В Сибири написана большая часть пейзажей Сурикова. Все художники Зап. Сибири увлеченно писали виды Алтая, художники Вост. Сибири – пейзажи Севера и Байкала. Наиб. признание получил Г.И. Гуркин, после персон. выставки в Томске (1907) на 10 лет сделавшийся самым популярным живописцем Сибири. Он писал почти исключительно пейзажи Алтая («Хан-Алтай», 1907; «Озеро горных духов», 1910; «Корона Катуни», 1910; «Цветущий маральник», 1916).

Реализм сиб. Ж. отличался от реализма передвижников почти полным отсутствием критич. направления. Сиб. Ж. по преимуществу пейзажная и портретная. А пейзаж и портрет по своей природе не критичны. Сюжетно-тематич. картин у сибиряков мало, и они чаще всего либо ист., либо этногр. хар-ра. Так, на 1-й период. выставке Томского об-ва любителей художеств (1908) Л.П. Базанова показала работы «Съезд князей в Любиче», «Съезд старейшин 1-й Алтайской дючины», А.С. Капустина – «Шишкованье», «Переселеночка», «В староверской избе».

Со 2-й пол. XIX в. осн. методом сиб. Ж. становится пленэр, т. е. трактовка цвета с учетом световоздушной среды. Такая Ж. располагает зрителя вглядываться в ее нюансы; строй картины, каков бы ни был ее сюжет, она смягчает тоном созерцательности. Пленэрная Ж. свойственна В.И. Сурикову, Г.И. Гуркину, Д.И. Каратанову, А.О. Никулину, мн. их современникам и последователям. Ее не поколебали веяния авангардизма, достигшие Сибири в 1910-х гг. В творчестве художников, пропагандировавших новации в Сибири, эти веяния оказались неглубокими. Сиб. Ж. восприняла легкий отсвет стиля модерн в варианте, представленном объединением «Мир искусства».

Среди большого числа иконописцев нач. XX в. отметим И.А. Панкрышева, переехавшего в Томск из Мстёры (1898). Он работал для церквей и индивид. заказчиков Бийска, Бердска, Иркутска, Мариинска, Новониколаевска (Новосибирска), Томска, Читы, предлагая на выбор трактовку Ж. от древнегреч. и визант. типа до классицизма, переходящего в реализм. Панкрышев участвовал в выставках икон в Чикаго, Антверпене, Ниж. Новгороде, С.-Петербурге. Примером его убедит. профессионализма может служить икона «Святой Николай Чудотворец» (1907) в Троицком храме Томска. После установления сов. власти в Сибири (1920) иконописание как вид Ж. быстро и надолго исчезло.

В нач. XX в. актив. роль в орг-ции худ. выставок в сиб. городах играли мест. объединения художников: кружок любителей живописи в Иркутске (1899) при Об-ве любителей музыки и литературы, Тов-во художников в Красноярске (1905), Томское об-во любителей художеств (1909–19) и др. (см. Общества художественные). В 1903 состоялась 1-я передвижная худ. выставка для Сибири, организов. художницами-сибирячками М.И. Педашенко-Третьяковой и М.В. Сукачевой. Выставка была составлена из произведений петерб. и сиб. художников. Картины экспонировались в Красноярске, Томске и Иркутске. Последующие годы отмечены ростом выставочной деят-ти в Сибири: в 1907 – 3, в 1908 –5, в 1909 – 6 выставок. В Томске в 1-е десятилетие XX в. состоялись персон. выставки В.Д. Вучичевича (1901, 1906, 1908), Л.П. Базановой (1902), Г.И. Гуркина (1907, 1910), А.О. Никулина (1909). Томское об-во любителей художеств регулярно проводило передвижные худ. выставки в разных городах Сибири, непременными участниками к-рых были мест. художники. В 1905 состоялась 1-я худ. выставка в Чите – персон. выставка выпускника Академии художеств С.Р. Бирнбаума, работавшего в учеб. заведениях города с кон. 1890-х гг. В 1907 организована 1-я выставка омских художников Н.К. Молочникова, И.В. Волкова, В.А. Конева, А.С. Михайлова, Г.Г. Платонова.

В Об-во художников-сибиряков (1913) вошли барнаульцы В.Н. Гуляев, В.В. Кареев, М.И. Курзин, И.Д. Чашников, томичи Н.Г. Котов, М.М. Черемных и др. молодые художники. Они организовали в Томске выставки своих произведений (1914, 1915), где наряду с идиллич. пейзажами присутствовала графика в духе символистов и футуристич. искания.

Иркутское об-во художников (ИОХ, 1915–22), образованное по инициативе художников А.В. Овчинникова, К.И. Померанцева и Н.М. Чистякова, устраивало не только собств. ежегод. выставки, но и организовывало выставки заезжих художников. Члены об-ва принимали участие в выставках в Томске, Красноярске и в др. городах Сибири.

В годы Первой мировой, а затем Гражданской войны в Сибири оказались мн. деятели культуры, в т. ч. художники, прибывшие с потоком беженцев из Европ. России, с Поволжья, Урала. Это способствовало значит. активизации худ. жизни в Омске, Томске, Барнауле, Бийске и др. городах, созданию новых худ. и лит.-худ. объединений. В 1918–21 в регионе возникают новые худ. учеб. заведения (школы, студии), худ. музеи, а также худ. отделы (галереи) в краеведческих музеях Томска (1922), Омска (1924) и др.

Об-вом художников и любителей изящных искусств Степного края (ОХЛИИСК, 1916–20) в Омске были открыты общедоступные худ. курсы, регулярно организовывались выставки. Круп. событием культур. жизни Омска стала худ. выставка, проведенная ОХЛИИСК весной 1919, в к-рой наряду с омскими авторами и владельцами худ. коллекций участвовали приезжие художники. В марте 1919 в Омске состоялась выставка моск. и петрогр. художников, на открытии к-рой присутствовал Д.Д. Бурлюк. По его инициативе вскоре была организована аналог. худ. выставка в Томске (апр. 1919), в к-рой участвовали также томские художники Н.Г. Котов, М.М. Поляков, И.Я. Хазов и др. ОХЛИИСК в 1919 провело работу по орг-ции худ.-пром. училища (затем техникума) им. М. Врубеля, открытого в Омске в окт. 1920 уже при сов. власти.

В Иркутске в марте 1918 открылся Ин-т изящных искусств, в Томске в мае 1918 – Сибирская народная худ. академия с картин. галереей при ней (организатор и 1-й рук. худ. К.К. Зеленевский). В 1918–19 в Томске проводились персональные выставки мест. и приезжих художников (напр., моск. худ.-футуриста Н.М. Гущина в марте 1919), выставки Союза томских художников (создан в апр. 1918). Зимой 1918/19 прошла последняя (11-я) период. выставка Томского об-ва любителей художеств.

Алтайское художественное общество (АХО, 1918–20) объединяло мест. и приезжих художников в Барнауле. В городе действовали худ. студии А.О. Никулина (с 1917), Е.Л. Коровай (с 1918), классы живописи, проводились худ. выставки. В 1918–21 в Бийске работала худ. студия, занятия в к-рой вели художники А.Э. Мако, И.Д. Кузнецов, скульптор В.А. Сенгалевич. В Барнауле были открыты Алтайская губ. сов. худ. школа, преобразованная вскоре в губ. худ. мастерские (1919–22), музей живописной культуры (1920 – сер. 1920-х гг.), основу фондов к-рого составила коллекция П.К. Фролова (горный инж., нач. Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов в 1817–30).

В нач. 1920-х гг. при губ. отделах народ. образования созданы секции изобразительных искусств (ИЗО), в ведение к-рых перешли действовавшие худ. школы и студии, обществ. объединения с имевшимися у них худ. коллекциями и т. д. Возникали новые худ. школы и студии (Бийск, Барнаул, Новониколаевск, Томск и др. города), мн. из к-рых вскоре прекратили существование в условиях финанс. кризиса 1-х лет новой экономической политики. Появлялись новые худ. объединения. В Омске по инициативе художников Н.А. Мамонтова, В.И. Уфимцева и Б.С. Шабль-Табулевича организована лит.-худ. группа футуристич. направления «Червонная тройка» (1921–22). В 1922–24 действовали лит.-худ. об-ва в Иркутске («Юрта»), Барнауле (клуб художников, литераторов, артистов, музыкантов – «Хлам») и др. городах. Предпринимались попытки объединить худ. силы Сибири. Осенью 1925 в Иркутске по инициативе худ. Б.И. Лебединского была организована 1-я Всесиб. выставка искусств, на к-рой экспонировалось ок. 300 работ. Большая часть экспонатов принадлежала Омску и Иркутску. Были представлены также работы художников Томска, Мариинска, Гурьевского Завода, Семипалатинска, Красноярска, Бурятии, Владивостока, Хабаровска, Читы, Петропавловска (Казахстан), Новониколаевска (Новосибирска). Несмотря на то, что ряд крупнейших художников Сибири и Д. Востока ней не участвовал, 1-я сиб. худ. выставка имела большое значение для выявления худ. сил Сибири. Группа краснояр. художников (1926), в правление к-рой входили И.И. Ляхов и В.Л. Петраков, ставила задачи бороться с халтурой в искусстве, повышать квалификацию художников, вести просвет. работу в массах.

Осенью 1925 в Сибири организуются мест. филиалы Ассоциации художников революционной России (АХРР, 1922–32) – в Омске, Томске, Новониколаевске и Барнауле. В 1926 сиб. филиалы АХРР совместно с Об-вом изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока организовали в Москве Сибирскую худ. выставку.

Всесибирской орг-цией стало об-во «Новая Сибирь», созданное по инициативе новосиб. художников (янв. 1926). Вскоре филиалы нового об-ва были образованы в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске, Барнауле, Бийске, Минусинске, Улале (Горно-Алтайск). В него вошли (полностью или частично) мест. филиалы АХРР и др. орг-ции художников. Об-вом был организован 1-й съезд сиб. художников (янв. 1927, Новосибирск), выработавший единую идеол. платформу и орг. формы объединения. Творческим методом, отвечающим задачам сов. искусства был признан «героический реализм», основанный на идеологии марксизма, оптимальной формой объединения художников Сибирского кр. – об-во «Новая Сибирь». Одновр. со съездом художников была организована всесибирская выставка (участвовало более 70 художников, экспонировалось ок. 600 произведений живописи, скульптуры, графики и архитектуры). Выставка побывала в Омске, Томске, Красноярске и Иркутске, ее посетило более 30 тыс. чел.

Об-во «Новая Сибирь» объединило более 100 художников края (32 – в Новосибирске, 19 – в Иркутске, 14 – в Омске, 12 – в Томске, 10 – в Барнауле и т. д.). Филиалы об-ва открывали худ. школы и кружки, устраивали выставки, вели декор.-оформит. работу. Ликвидировано в 1931 в связи с орг-цией Федерации работников пространственных искусств СССР (1930) и ее филиалов на местах. В 1932 на базе федерации создается единый Союз советских художников с соотв. сетью орг-ций на местах.

В сов. период большое влияние на Ж. стали оказывать агит. и проп. задания. Изменился не хар-р Ж., изменились сюжеты (И.И. Тютиков «Партизаны», 1926; Н.А. Янова-Надольская «Октябрины», 1926). Ж. приобретала черты журн. графики. Примером может служить «Культчайная» (роспись чайной Вокзального р-на Новосибирска, 1929), выполненная группой художников под рук-вом А.В. Вощакина. Лишь отд. авторы, используя образы символизма, способны были выражать рев. идеи средствами Ж. (А.П. Жибинов «Идущие к солнцу», 1928). В 1930-х гг. задания художникам становились все более жесткими, с прямым обозначением тем и сюжетов и без учета специфики Ж., что привело к снижению ее качества (Н.Ф. Смолин «Вступление красных отрядов в Томск в 1919 году», И.И. Тютиков «Гибель красногвардейского отряда Петра Сухова. Алтай, 1918 год», Н.И. Чевалков «Красное знамя на Эмердинском перевале», П.Г. Якубовский «Подпольная конференция большевиков города Новосибирска в декабре 1918 года»). Профессионализм живописца понизился в цене и потому, что классовый подход ко всем вопросам культуры выдвинул на 1-й план не имевших школы и достаточного опыта самоучек. Краевые выставки в Сибири стали на равных основаниях комплектовать из картин художников, получивших проф. подготовку, и случайных в этой профессии людей. Однако полного упадка Ж. не произошло. Приспосабливаясь к требованиям времени, проф. художники продолжали отстаивать культуру Ж. Установка на создание значит. по содержанию картины стимулировала оглядку на творчество передвижников. Пленэрная традиция вернулась. 2-я пол. 1930-х – 1-я пол. 1950-х гг. – время ее безраздельного господства.

В 1933 в Сибири возникли отд-ния Союза художников СССР, состоявшие в осн. из живописцев. Центр Зап.-Сиб. отд-ния находился в Новосибирске, Вост.-Сиб. – в Иркутске. Самодеят. художники, за редким исключением, в них не входили. Союз художников – устойчивая творч. орг-ция, сохранившаяся и в XXI в. В ее системе в разное время видное место занимали омские пейзажисты К.П. Белов и А.Н. Либеров, кемеровчане А.Н. Кирчанов и П.А. Чернов, барнаулец М.Я Будкеев, томичи А.А. Шумилкин и Г.Н. Завьялов, новосибирцы В.В. Титков, И.В. Титков и И.И. Тютиков, красноярцы Д.И. Каратанов, А.П. Лекаренко и Б.Я. Ряузов, иркутяне А.И. Алексеев, А.И. Вычугжанин и В.С. Рогаль, С.К. Ланзы из Кызыла, А.Н. Осипов из Якутска, Ц.С. Сампилов и Д.Н. Дугаров из Улан-Удэ.

Великая Отечественная война изменила сюжеты, условия жизни и творчества художников. Живописцы выполняли плакаты. Возникли трудности снабжения материалами Ж. В города Сибири прибыло немалое число моск., ленингр., белорус., укр. живописцев (В.И. Викулов, А.Н. Самохвалов, В.И. Прагер, Д.П. Штеренберг). Совместно с ними в годы войны продолжалось творчество сибиряков, устраивались выставки.

Во 2-й пол. 1950-х гг. поднялась волна направления, получившего назв. «Суровый стиль». В творчестве следовавших ему художников упростился цвет, укрупнилась форма, публицистичной стала трактовка сюжета (Х.А. Аврутис «Теоретики», А.И. Гутерзон «Проводник геологов», А.С. Тришин «Пожарные. Отбой», Л.Р. Цесюлевич, И.Р. Цесюлевич «Строители», «Творец химии»). «Суровый стиль» проявился во всех видах изобразит. искусства, однако на его основе не была создана последоват. система формообразования. В худ. учеб. заведениях учили Ж. пленэрной, остававшейся действенной, имевшей широкий круг приверженцев (О.Л. Гинзбург, К.Г. Залозный, В.С. Зевакин, Б.В. Крюков, П.Л. Поротников, Б.Я. Ряузов, Н.М. Шемаров). «Суровый стиль» сопутствовал небывалому в Сибири подъему монумент. Ж. Коллективы художников сиб. городов пополнились выпускниками фак-тов монумент. Ж. ленингр. худ. вузов (Р.А. Галков, В.Г. Кирьянов, М.И. Слободин, В.Г. Смагин, Г.Н. Трошкин, А.С. Чернобровцев). Распространились новые техники монумент. искусства: мозаика, сграффито, витраж, расписная керамика. Сохранялись и старые виды росписей. Монументалисты со спец. образованием стали центром, к к-рому потянулись живописцы-станковисты, графики, даже скульпторы и прикладники (В.Е. Семенова, Г.В. Черемушкин, панно «Авиация» в ДК им. В.П. Чкалова, Новосибирск).

Со 2-й пол. 1960-х гг. «Суровый стиль» стал угасать, уступая место прямо противоположным, камерным тенденциям. Стилевая целостность растворялась в свободе трактовки тем и сюжетов. Централизов. задания действовали, но ослабли. Умножились т. н. встречные предложения, шедшие от авторов картин. Видную роль заняла театр. Ж. В ней проявлялись веяния конструктивизма, экспрессионизма, сюрреализма. Театры драматический, оперный, муз. комедии давали возможность проявиться различ. стилевым подходам к оформлению спектаклей, что и отразилось в театр. Ж. (Р.П. Акопов, эскизы декораций к спектаклю «Материнское поле» по повести Ч. Айтматова; Т.Д. Дидишвили, оформление комедии В. Шекспира «Виндзорские насмешницы»; Г.С. Якубовская, оформление мюзикла «Золушка»).

Ж. Сибири 1970-х гг. многолика. Не умирает пленэрная традиция. Ярко выражены абстракт. экспрессионизм (Н.Д. Грицюк), фовизм и экспрессионизм (А.Г. Поздеев). К 1980-м гг. в различ. тенденциях растворилась самая возможность единого определения сиб. Ж., подобного определениям «классицизм», «реализм», «модерн». Наступило время постмодернизма. Наиб. заметные тенденции Ж. 1970–80-х гг. связаны с фотореализмом (Г.П. Кичигин, Н.А. Белянов, Г.И. Панаркин, М.С. Омбыш-Кузнецов) и сюрреализмом (И.Д. Шуриц, В.А. Карманов, В.А. Авдеев). Названные тенденции явственнее проявились в Зап. Сибири, хотя и здесь они не существуют в чистом виде и не отличаются числом приверженцев.

К 1980-м гг. относится возрождение иконописания. Художники светской станковой и монумент. Ж. (А.С. Чернобровцев, Е.М. Тищенко, С.Н. Фролов, М.Б. Лутаенко, С.Ю. Шишков и др.) активно включились в роспись строящихся храмов, осваивая несвойственную им тематику и стилистику. Нач. XXI в. открыло перед иконописанием новые перспективы. Появились проф. иконописцы. В программу ряда гос. худ. учеб. заведений введены курсы иконописания. Зародились спец. школы, напр. при Богословском ин-те Новосибирской епархии. Возрождение этого вида Ж. не является простым продолжением дорев. традиций. На него наложило отпечаток распространение в Сибири кон. ХХ в. вост. и древнеязыческого мистицизма, повлияли и мат. условия современности. В правосл. храмах появился витраж, более характерный для готики.

В 2-й пол. ХХ в. создаются худ. музеи (картин. галереи, музеи изобразит. искусств) в Новосибирске (1957), Барнауле (1958), Красноярске (1958, на базе худ. отдела обл. краевед. музея), Новокузнецке (1961), Кемерово (1969), Норильске (1974), (Томске (1979, на базе худ. отдела обл. краевед. музея) и др. городах. Ранее (в 1940) был образован Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Новые худ. галереи, салоны, студии, в т. ч. частные, появились в кон. XX – нач. XXI в.

Кон. ХХ в. ознаменовался открытием худ. учеб. заведений, главнейшими из к-рых являются Новоалтайское худ. училище (1971), Кемеровское худ. училище (1972), Новосибирский ин-т искусств (1975), Новосибирское худ. училище (1984), Красноярский художественный ин-т (1987), Новосибирская архитектурно-художественная академия с каф. монумент.-декор. искусства (1993). Этапным событием искусства Сибири ХХ в. является открытие в Красноярске Сибирско-Дальневосточного отд-ния Российской Академии художеств (1986) и творч. мастерских при ней, где Ж. отведено видное место. К столь благоприят. условиям развития проф. Ж. худ. культура Сибири шла 200 лет.

Лит.: История Сибири. Ленинград, 1968. Т. 2–3; Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII – начала XIX вв. Новосибирск, 1974; Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск, 1974; Он же. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Л., 1974; Снитко Л.И. Первые художники Алтая. Л., 1983; Токарев В.П. Художники Сибири. XIX век. Новосибирск, 1993; Деветьярова И.Г. Художественная жизнь Омска XIX – первой четверти XX века. Омск, 2000.

Е.А. Добрынина, П.Д. Муратов

bsk.nios.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта