Питер Пауль Рубенс, «Персей и Андромеда», «Портрет камеристки». Картина персей
Питер Пауль Рубенс, «Персей и Андромеда», «Портрет камеристки»
Живопись XVII в.
Рубенс родился во Фландрии, ныне входящей в состав Бельгии, в конце XVI в., когда страна находилась под властью монархической Испании. Революционная попытка освободиться от этой власти не увенчалась успехом, но вызвала необычайно высокий подъем национального искусства, и в первую очередь живописи.
Художники, работавшие над заказами католической церкви и знатных горожан, часто обращались к религиозным и мифологическим сюжетам, но писали и портреты современников, сцены народных празднеств. Фламандскую живопись этого времени отличает сочность и звучность красок, героика образов.
Питер Рубенс является ярким представителем своего времени. Он был образованнейшим человеком, любил и хорошо знал античную литературу и искусство, владел несколькими языками. Первые годы его творческой жизни прошли в Италии, и уже там Рубенс приобрел известность. Вернувшись на родину, он стал придворным живописцем испанского наместника. Правители Фландрии не раз использовали блестящий ум и красноречие Рубенса, давая ему дипломатические поручения, но главным для него всегда было искусство. Тематика его произведений необычайно широка и разнообразна. Рубенс писал и монументальные произведения на религиозные темы («Воздвижение креста»), и многочисленные сцены охоты на хищников. Он горячо любил природу, и в его творчестве немало величественных пейзажей.
Традиционную для фламандской живописи XVI-XVII веков тему стихий природы Рубенс сумел наполнить новым содержанием. Его полотно «Союз Земли и Воды» представляет символический союз по-земному прекрасной и чувственной богини земли и плодородия Кибелы с полным энергии морским богом – Нептуном. Эта картина действительно глубоко символична. В ней слились воедино мифология античности и политические реалии XVII в., жизнелюбие фламандцев и пышность рубенсовской кисти. «Союз Земли и Воды» заставляет вспомнить, что помимо блестящего артистического дарования Рубенс обладал не менее блестящими дипломатическими способностями: тонкий язык аллегории и намека был стихией мастера. Как современники живописца, так и позднейшие исследователи, воспринимали эту картину как отображение жизненно важного для Фландрии союза бога реки Шельдт Скалдамуса с богиней-покровительницей города Антверпена. Освобождение Шельдта, на котором стоит Антверпен, и возрождение былой мощи города как морского порта стало скрытым лейтмотивом картины, соединение же города с его главной водной артерией должно было стать, согласно замыслу художника, залогом последующего процветания. Идея эта приобрела особый смысл в 1609 г., после установления 12-летнего мира с Республикой объединенных провинций, когда вновь оживились надежды на снятие голландской блокады с устья Шельдта.
Еще один яркий пример высокого мастерства Рубенса – картина «Персей и Андромеда». За основу сюжета своего произведения художник взял фрагмент греческого мифа о Персее, герое-победителе чудовищной горгоны Медузы. Картина повествует о том, как герой на пути в родные края спас прекрасную Андромеду, дочь царя Кефея и царицы Кассиопеи. Царевна по велению оракула была предназначена в жертву морскому чудовищу, которое Посейдон наслал на царство Кефея в наказание за гордыню царицы. Кассиопея прогневала морских нимф, похваляясь, что она прекраснее даже нимф морских.
Очарованный красотой девушки, Персей убил чудовище и освободил Андромеду. Наградой же герою была ее любовь.
Следуя мифологическим традициям, художник изображает на картине волшебные предметы, которые помогли Персею победить горгону Медузу и морское чудище: крылатые сандалии на ногах героя, зеркальный щит с головой Медузы, серповидный меч, закрепленный на поясе, и волшебный шлем. Все эти детали, наряду с крылатым конем и телом чудовища, художник вводит в сюжет картины, чтобы передать атмосферу античной легенды. Но главная тема – это любовь, земное человеческое чувство, гимн жизни, молодости и красоте. Настроение ликующей радости передается в торжественной поступи героя, в стремительно развевающихся складках его плаща, в позе богини Славы, венчающей Персея лавровым венком победителя.
Настроение апофеоза в картине рождается из сопоставления мощного, бурного чувства Персея и трепетной, тихой радости Андромеды, из стремления друг к другу двух начал – сильного, мужественного и нежного, мягкого, женственного. Чистыми, насыщенными, звучными красками передается художником холодный блеск металла и живое тепло человеческого тела, блеск конской гривы и золотисто-алые переливы шелка. Исключительная светоносность отличает всю палитру красок. Картина написана легкими мазками, а по прозрачности и мягкости является совершенным образцом искусства Рубенса.
jivopis.org
Персей обращает Финея в камень Картина Риччи Себастьяно
Живопись эпохи рококо и неоклассицизма Картина итальянского живописца Себастьяно Риччи «Персей обращает Финея в камень с помощью головы Медузы Горгоны». Размер картины 194 х 240 см, холст, масло. Как генеалогическое сказание, миф о Персее имеет следующее содержание. Акризий, сын аргосского царя Абанта, не имея наследника, обратился к дельфийскому оракулу, чтобы узнать о судьбе своего ближайшего потомства. Оракул ответил царю, что у дочери его, Данаи, родится сын, который убьет деда и воцарится вместо него. Акризий заключил дочь в подземный терем, но всевидящий Зевс полюбил прекрасную Данаю и проник к ней через щели кровли в виде золотого дождя.
Даная родила от бога света и молнии сына Персея. Узнав об этом, Акризий велел заключить Данаю с сыном в ящик и спустить его в море. Ящик был принесен к острову Серифу, царь которого Полидект воспылал страстью к Данае и решил овладеть ею, отделавшись от Персея. Он предложил последнему достать голову Медузы Горгоны, будучи уверен, что Персей погибнет при исполнении столь невозможного предприятия. Руководимый Афиной и Гермесом, Персей отправился сперва к богиням Греям, знавшим все скрытое в природе, и отняв у них их единственный, общий им всем глаз и такой же зуб, обещал отдать отнятое лишь в том случае, если они укажут ему дорогу к Горгонам и дадут крылатые сандалии, мешок и шлем Аида (шапку-невидимку).
Получив все это, Персей отправился к Горгонам, отрубил голову Медузе, положил ее в мешок и быстро улетел с помощью крылатых сандалий от рассвирепевших сестер обезглавленной Горгоны. Победив богинь тьмы, бог света полетел на Сериф, но, пролетая над страной царя Кефея (Южная Азия или берег возле города Иоппы), Персей увидел прикованную к скале и обреченную на жертву морскому чудовищу Андромеду. С помощью головы Медузы Персей обратил в камень чудовище и освободил Андромеду, которую перед тем испросил у ее отца себе в жены. Когда происходил брачный пир, дядя Андромеды, Финей, которому она была раньше обещана в жены, напал на Персея, но направленная против нападающих голова Медузы обратила Финея и его воинов в камень.
История искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →
smallbay.ru
описание картины Ф.Лейтон персей на Пегасе спешит на спасение Андромеды
Yulia25117530 сент. 2014 г., 12:38:31 (3 года назад)
Описание картины:Персей освобождает Андромеду - Рубенс. 1620-1621. Масло, холст, 99,5x139 см Один из бесспорных шедевров Рубенса, созданный им в период 1620-21 годов. Взятый за основу античный сюжет о сыне Зевса Персее, победившем ужасную Медузу Горгону и прекрасной Андромеде, дочери царя Кефея и царицы Кассиопеи, обречённой стать жертвой морского чудовища, у великого фламандца приобретает совершенно новое звучание.
Принцесса Андромеда уже не классическая античная красавица с выверенными пропорциями - художник наделил её чертами пышнотелой, дородной фламандской девушки с золотистыми волосами и пылающим румянцем на щеках. Необычайно воздушные, светлые, лессирующие краски её почти обнаженного тела, звучно контрастируют со стальными доспехами Персея, его сверкающим щитом с прикреплённой головой Горгоны, со всей могучей фигурой героя, изображенного с множеством деталей: крылатыми сандалиями на ногах, венком над головой, шлемом-невидимкой в руках амура.
Ещё один амур держит под уздцы Пегаса, крылатого коня, родившегося из капли крови убитой Горгоны. И этот конь не тонконогий скакун из древних мифов, а крепкий, белогривый фламандский жеребец, весь под стать своему наезднику.
Крылатая богиня победы - Ника, держащая лавровый венок над головой Персея, придаёт всему полотну характер торжественного действия, даже аллегории, так любимой Рубенсом. Противопоставление двух центральных движений на картине: решительного, уверенного порыва героя Персея и смущенного, стыдливого, невероятно женственного, встречного порыва царевны Андромеды, создаёт тонкую и, вместе с тем, «обнаженную» игру зарождающихся чувств влюблённых. Для художника не так важно соблюдение древнего сюжета, как воспевание пышущего здоровьем, крепкого, уверенного тела в трепетном и таком естественном сближении.
Цветовой строй произведения насыщен жемчужно-розовыми, перламутровыми, телесными, ярко-красными, золотистыми, светло-зелёными, ярко-бордовыми пятнами, гармонирующими между собой и создающими величественное, торжественное настроение происходящего. Великий мастер Рубенс в этом шедевре настоящий, подлинный, как никогда!
literatura.neznaka.ru