История души. "Утопленница" Василия Перова. Картина перова утопленница


Утопленица. Описание картины Перова

Утопленица. Описание картины ПероваПеров В. Г. написал свою картину «Утопленница» в 1867 году. Дабы показать людям их равнодушие на трагические обстоятельства и события, происходящие вокруг них самих, в повседневной жизни.На картине мы видим раннее, туманное утро. Серый город в полумраке отражается в воде реки. На причале лежит бездыханное тело юной девы. Девушка, которая утонула в мутных водах реки, при непонятных обстоятельствах.

Молодая жизнь оборвалась в расцвете лет. Жалость и смятение вызывает ее безмолвный вид. Что могло случиться с молодой, черноволосой девушкой, почему она выбрала смерть? Почему предпочла утонуть, не жили жить и решать свои проблемы? Какие у такой молодой девушки могли быть проблемы — эти вопросы возникают сами собой. Ее окоченелое тело лежит на темном покрывале, ее лицо не прикрыто. На перилах висит черный платок. Видимо, это ее платок, и она его оставила, прежде чем, покончить со своей жизнью. Мост в виде креста. Черные птицы вдалеке, приближаясь, навивают жуть и холод смерти.

На все это смотрит мужчина в форме, По всей видимости, служитель закона, он спокойно сидит на старой лодке, курит свою трубку, и без капли сочувствия думает о чем — то о своем. Явно выраженно равнодушие на его лице, к этой бедной девушке, да и ко всему происходящему. Люди таких профессий, как правило, скупы на эмоции, они остаются хладнокровными в любой трагической ситуации. Они быстро привыкают к таким сценам и воспринимают все очень спокойно. И поэтому этот человек, так равнодушно смотрит на тело утонувшей девушки, как будто сквозь него. Погружённый в свои мысли и ожидая транспорта из морга.

Перов, будучи хорошим психологом, очень точно отразил на лице жандарма это чувство. Чувство равнодушия. Как бы это жутко ни звучало, девушка на картине написана, с натурщицы. С мертвой натурщицы, ее он нашел случайно в морге, когда — то он писал с нее другие свои работы. Для правдоподобности автор искал модель в морге. Он ни секунды не раздумывал, когда решил писать картину, именно с нее.Художник своей картиной не хотел передать проблему общественной несправедливости, а попытался подчеркнуть внутренние духовные качества человека. И ему это удалось, он смог показать невежество, равнодушие, безнравственность в лице, спокойно сидящего жандарма. Перов смог подчеркнуть трагизм в сюжете картины, спокойную, водную гладь, как бы понимая ситуацию случившегося.Главными героями в картине, помимо девушки и полицейского, играет тихая гладь воды. И это очень хорошо видно на картине. Но мертвой девушки отведена самая важная роль в этом сюжете, художник хотел показать мертвое тело живее всех живых, и ему это удалось. Очевидно, что девушка получила то, к чему стремилась. Она получила упокоение и свободу, от этого черствого и жестокого мира.

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

Описание картины Василия Перова «Утопленница» Картины художников

Описание картины Василия Перова «Утопленница»

Написанная в 1867 г., картина демонстрирует бытовую городскую сцену царских времён: девушка-утопленница, выловленная из реки, и городовой, караулящий её мёртвое тело. Немолодой мужчина курит трубку и кажется погружённым в свои собственные думы, абсолютно безразличным к произошедшему с девушкой. Однако есть что-то в этой картине, выносящее её за рамки строго бытового жанра. Нечто, заставляющее снова мысленно возвращаться к этому сюжету и задумываться: почему утопленница кажется более живой, чем сидящий рядом с ней человек?

В изображённой сцене можно разглядеть трёх главных героев: мёртвая девушка, немолодой городовой и очертания города позади них. Персонажи объединены в единое целое при помощи набора выразительных средств, которыми выразил свою идею художник.

Девушка выглядит так, будто освободилась от тяжёлой ноши, трудной судьбы, чего-то, мучившего её при жизни. Её поза

выражает расслабленность и практически парение в воздухе – об этом говорят растрепавшиеся длинные волосы, обилие пространства вокруг лежащей фигуры и расположение в стороне от визуального центра картины.

Городовой – наоборот, будто заключён в прямоугольную рамку, органичен в своих движениях и возможностях. Это типичный служивый, действующий строго по приказу вышестоящего начальника и не имеющий стремления действовать по-своему. Может быть, ему и жаль девушку, но внешне он никак этого не проявляет. Также не исключено, что его чувства давно превратились в казённые реакции и заменились равнодушием.

Третье действующее лицо – город на заднем плане – окутан утренним туманом, над гладью воды летит стая птиц. И утопленница тоже изображена свободной, как птица. Известно, что во времена жизни художника самоубийство считалось грехом и осуждалось. Таким образом, изображая утопившуюся девушку спокойной и свободной, автор картины мог выражать своё сопереживание.

Прислал: Никитина Алла . 2017-10-08 21:45:23

opisanie-kartin.iusite.ru

Об истории написания картины Перова "Утопленница"... Если можно, подробнее.

Картина «Утопленница» была написана Василием Григорьевичем Перовым в 1867 году. Данное произведение через призму трагичных обстоятельств показывает бездушие и безразличное отношение людей к происходящему. Изображённое на полотне тело утонувшей молодой девушки вызывает глубокое сочувствие. Загубленная напрасно молодая жизнь и холодное равнодушие жандарма, его безразличное отношение к случившемуся, как к прозаическому событию, порождают резкое недоумение. Впрочем, для людей подобной профессии смерть человека является настолько частым явлением в повседневной жизни, что к ней невольно привыкают. Именно поэтому жандарм совершенно спокойно воспринимает сложившуюся трагическую ситуацию. Безразличие жандарма можно прочитать по выражению его лица, которое Перов изобразил со свойственной ему точностью и глубоким знанием психологии. Присев на борт лодки, он медленно курит и о чём-то размышляет. Для создания как можно более правдоподобного образа утопленницы художник искал модель в городском морге. И ему показали женщину, в которой художник узнал знакомую девицу фривольного поведения Фанни. Когда он жил в доме у Васильева, Фанни ходила к ним в мастерские натурщицей, позировала. -А что вы с меня рисуете такое? — как-то спросила она, и, узнав, впала в истерику: — Как, как я, падшая, да Божью Матерь изображать буду! ? Фанни убежала. После долго болела — тогда кокотки жили тяжело, многие болели туберкулёзом, вот и наша героиня не была исключением, а лечиться не лечилась. В один день пошла у неё горлом кровь, и она умерла. “Утопленницу” Перов написал с неё, мёртвой. Но не в пример множеству других натурщиц, чьи имена не сохранились за образами незнакомок и богородиц, Фанни осталась в истории искусства, а образ её увековечен в рассказе Перова "Фанни под № 30". В своей картине Перов стремился передать не сколько проблему социальной несправедливости, сколько внутренние духовные качества человека, в данном случае, его безнравственность, невежество, безразличие и неверие. На заднем плане композиции видны очертания города, утопающие в густом утреннем тумане. Трагизм сюжета картины подчёркивается изображением спокойной водной глади, как бы внимающей случившемуся несчастью. Проститься с утопленницей низко над рекой летит небольшая стая птиц, жалобно кричащих на фоне утренней тишины.

Исторически на месте, изображённом на картине «Утопленница», находился причал для барж, поднимавшихся сюда с грузами до верхней возможной точки грузового фарватера Москвы-реки. (См. старые фотографии). А сразу над обрывом от реки до ул. Солянка располагались сад и различные здания Императорского Московского Воспитательного дома, в который часто подбрасывались "отказные" дети. В. Перов сам был незаконнорожденным сыном отца-барона. Так что тема была для него лично до боли актуальной. Возможно, "Утопленница", имевшая своим прототипом реальную Фанни (или кого-то ещё), была обладательницей "жёлтого билета", просто несчастной девицей или гулящей (???) женщиной, сначала тайно "сбывшей" сюда своё незаконнорожденное несчастное дитя, а после, по-христиански раскаявшейся. Однако грешница не сумела найти в себе сил и возможностей, чтобы изменить свой погибельный путь и отмолить тяжкий грех во спасение своей души. Её положение еще более усугубляется последним отчаянным шагом. Городовой же, не очерствевший околоточный, а некий языческий лодочник Хорон, перевозящий усопших через Лету. Кто же помолится за эту несчастную женщину, если самоубийц не отпевали даже в церквях и не хоронили на общих кладбищах? По мысли художника В. Перова, ими должны стать все мы, - со страхом Божиим взирающие на это полотно и свою грешную жизнь христиане. Не в этом ли и заключена великая сила «критического реализма»?! Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей!

culture.ques.ru

Перов. Утопленница.docx - Курс лекций. История картин. В.Г. ...

На все это смотрит мужчина в форме, По всей видимости, служитель закона, онспокойно сидит на старой лодке, курит свою трубку, и без капли сочувствия думает очем — то о своем. Явно выраженно равнодушие на его лице, к этой бедной девушке, даи ко всему происходящему. Люди таких профессий, как правило, скупы на эмоции, ониостаются хладнокровными в любой трагической ситуации. Они быстро привыкают ктаким сценам и воспринимают все очень спокойно. И поэтому этот человек, такравнодушно смотрит на тело утонувшей девушки, как будто сквозь него. Погружённыйв свои мысли и ожидая транспорта из морга.Перов, будучи хорошим психологом, очень точно отразил на лице жандарма эточувство. Чувство равнодушия. Как бы это жутко ни звучало, девушка на картиненаписана, с натурщицы. С мертвой натурщицы, ее он нашел случайно в морге, когда —то он писал с нее другие свои работы. Для правдоподобности автор искал модель вморге. Он ни секунды не раздумывал, когда решил писать картину, именно с нее.Художник своей картиной не хотел передать проблему общественнойнесправедливости, а попытался подчеркнуть внутренние духовные качества человека.И ему это удалось, он смог показать невежество, равнодушие, безнравственность влице, спокойно сидящего жандарма. Перов смог подчеркнуть трагизм в сюжетекартины, спокойную, водную гладь, как бы понимая ситуацию случившегося.Главными героями в картине, помимо девушки и полицейского, играет тихая гладьводы. И это очень хорошо видно на картине. Но мертвой девушки отведена самаяважная роль в этом сюжете, художник хотел показать мертвое тело живее всех живых,и ему это удалось. Очевидно, что девушка получила то, к чему стремилась. Онаполучила упокоение и свободу, от этого черствого и жестокого мира.

znanio.ru

Сочинение по картине В.Г. Перова «Утопленница»

В 1867 году Перов Василий Григорьевич написал картину «Утопленница». В данном произведении он хотел показать равнодушие и безразличие людей к происходящей беде.

Глядя на картину, нельзя не заметить резкий переход светлых тонов к темным. На заднем плане видно, большой город, еще покрытый утренним туманом. Большая река, над которой летают птицы. Утренние лучи солнца скользят по ней, и она отражается светло желтым светом. И нет, казалось бы, ничего не обычного в этой картины, простое городское утро, если бы не ее передний план.

На переднем плане, черным пятном падает в глаза тело молодой девушки. Над ним равнодушно сидит, покуривая сигару, жандарм. Он безразлично смотрит на тело девушки. Его лицо не выражает никакого сочувствия к молодой особе. Возможно, из-за его профессии он так себя ведет. Частые смерти не редкость в то время и поневоле начинаешь к ним привыкать. А, возможно, он просто черствый и бездушный человек, которого совсем не интересует чья-то судьба.

Василий Перов хотел очень точно передать саму утопленницу, поэтому для большей реалистичности искал модели в морге. В одной из таких девушек он узнал свою знакомую Фаину. Она болела туберкулезом и умерла. Именно с нее автор и написал «Утопленницу». И хотя есть много натурщиц, позировавших для известных авторов, но их имена остались незнакомы, тогда, когда картина Перова сделала знаменитой его подругу, хотя и посмертно.

Своим воспроизведением художник хотел показать не проблему какой-то социальной несправедливости или безысходность ситуации, а именно внутренние качества человеческой души. В данном случае это безразличие, равнодушие, невежество и даже жестокость. Есть бесчувственные люди, который не испытывают никакого сожаления и сочувствия к другим. Хотелось бы, чтобы в наше время таких людей было очень мало

< Предыдущая Следующая >
 

myessay.ru

История души. "Утопленница" Василия Перова: lovers_of_art

1-Чаепитие-в-Мытищах-близ-Москвы-1862.jpg

Василий Перов - Чаепитие в Мытищах близ Москвы" (1862)

Василий Григорьевич Перов (1834-1882) известен многим. Его считают одним из главных мастеров реализма в русской живописи. Все помнят его "Тройку" или "Чаепитие в Мытищах". Критический реализм во всем своём блеске. Народ страдает, священники жируют, а детям приходится хуже всего. Но есть одна картина... Её сюжет очень долго не оставлял художника.

4-Сельскии-крестныи-ход-на-Пасхе-1861.jpg

Василий Перов - Сельский крестный ход на Пасхе (1861)

2-Приезд-гувернантки-в-купеческии-дом-1866.jpg

Василий Перов - Приезд гувернантки в купеческий дом (1866)

3-Охотники-на-привале-1871.jpg

Василий Перов _ Охотники на привале (1871)

7-Троика.jpg

Василий Перов - Тройка

Живопись_Василий-Перов_Проводы-покойника-1866.jpg

Василий Перов - Проводы покойника

Когда входишь в зал Третьяковской галереи, где выставлены картины Перова, "Утопленницу" легко не заметить. Висит она высоко, в окружении других полотен. На первый взгляд, в картине нет ничего необычного. Простой криминальный сюжет. Мертвая утонувшая женщина, удрученный городовой, стая ворон... Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.9-Портрет-писателя-Федора-Михайловича-Достоевского.jpg

Василий Перов - Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского

Перов создал картину в 1867 году, в тот момент, когда всеми обсуждался роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание", выпущенный годом ранее. Художник не просто проникся произведениями классика, которого на тот момент многие считали автором маргинальной литературы. "Русский Маркиз де Сад" - так про Достоевского говорил, например, Иван Сергеевич Тургенев. Перов увидел в романе писателя совсем другое. Не описание разврата, а поиск веры. Произведения Достоевского сыграли в жизни Перова ведущую роль. Не случайно именно его кисти принадлежит лучший портрет писателя.5-Утопленница-1867.jpg

Василий Перов - Утопленница (1867)

Василий Перов постоянно возвращался к своей картине «Утопленница». За год до смерти он опубликовал рассказ "На натуре. Фанни под № 30", в котором рассказал об истории создания полотна. Художнику нужен был труп молодой девушки, за ним он отправился в морг. Вот так сам Перов описывал эту сцену:

"Мы пошли в третью комнату. Чтобы войти в нее, нам нужно было подняться на несколько ступенек. Это была не комната, а скорее пустой полутемный чердак. Оказалось, однако, что это был и не чердак, и не комната, а просто ледник, устроенный так: внизу был ямник, где лежал лед, а над ним дощатый, с большими щелями пол, на который клали трупы, чтобы в летнее жаркое время трупы эти не скоро разлагались. Осмотревшись, я ясно различил несколько покойников, лежащих рядом и прикрытых простынями. Заверткин бесцеремонно начал сдергивать с них простыни, приговаривая: "Эво! Сколько у нас красавиц-то! Выбирайте, ваше благородие, которая вам более подходяща"

Я указал на один труп, показавшийся мне всех моложе. "Вот эту бы", - сказал я. "Слушаю!" - проговорил Заверткин и, раздвигая ногой покойников направо и налево, прошел к указанному мною трупу. Взяв в охапку, он взвалил, кряхтя, труп на плечо и пошел с ним из ледника, прибавив свое неизбежное: пожалуйте!

Мы вернулись в комнату, где лежали мои вещи. Заверткин нес свою ношу, как мешок с овсом, и, остановясь, спросил: "Где прикажете положить?" Я указал. Принагнувшись немного, Заверткин сбросил с плеча со всего размаха свою ношу на пол. Как-то ткнувшись головой и раскинув крестообразно руки, труп грузно шлепнулся о мягкий песчаный пол. Это был труп молодой исхудалой женщины. Длинная коса ее раскинулась по песку, грудь обнажилась, рубашка завернулась выше колен.

Я взглянул на нее и чуть не вскрикнул от изумления: "Боже мой, да это Фанни!..""

6.jpg

Василий Перов - Утопленница (фрагмент)

С проституткой по имени Фанни Василий Перов был знаком и раньше. Она позировала его учителю Егору Яковлевичу Васильеву для образа Девы Марии. Дело в том, что писать Богоматерь нужно было с обнаженной натуры. А в середине XIX века найти натурщиц в Москве было почти невозможно. Поэтому у многих художников в городе даже в обнаженных женских телах угадывались мужские черты. У мужчин стыда было меньше. Вот только Васильеву не хотелось делать как все. Нужно было создать нечто особенное. Они с Перовым долго ломали голову, как поступить, в итоге решили идти в бордель. В публичном доме нашли они модель, её звали Фанни, договорились о цене, успешно прошло несколько сеансов, но потом девушка узнала, для создания какого образа она позирует. Это безумно оскорбило её: она считала, что недостойна. Оставила художников, прекратила сеансы. Вот как эту сцену описывал Василий Перов:

"А она сидела, не шевеля ни одним мускулом. Затем, как будто что-то вспомнив, вдруг встала и, ни на кого не глядя, как была босая, в одной рубашке, пошла к двери. Мы ее удержали и хотели опять было посадить на диван, но она грубо нас оттолкнула и, подойдя к тому месту, где лежало ее платье, порывисто начала одеваться. Руки ее дрожали: не скоро она могла застегнуть крючки и завязать тесемки. Чулки надела наизнанку, шляпу набок и, быстро подобрав под нее свои густые волосы, не говоря ни слова, опять пошла к двери"

Это повествование многое объясняет. В итоге у Перова получилась совсем не обычная "социальная" картина, а нечто большее. "Утопленница" из рассказа о смерти превратилась в историю о бессмертии души.

53.jpg

Василий Перов - Утопленница (фрагмент)

Нужно обратить внимание на детали. Начнем с ботинок. Они новые - символ непройденного жизненного пути. Ещё один странный момент, которого не было на эскизе: на пальце покойницы мы видим обручальное кольцо. Так, стоп! Тут есть что-то не то. Ведь это должна была быть история про несчастную проститутку, которая утопилась, не вынеся своего горя. Так откуда обручальное кольцо, почему лицо несчастной совсем не напоминает лицо трупа, выловленного из реки? Оно молодое и красивое - без следов тления. Еще несколько моментов. Из-под черного платья выступают края белоснежной юбки. Странно, совсем нереалистично, ведь труп вытаскивали из реки.51.jpg

Василий Перов - Утопленница (фрагмент)

С запада к несчастной летят вороны. Один уже смотрит прямо на неё. Вороны, утопленница, фигура городового образуют собой треугольник. Наш взгляд из левого верхнего угла скользит до распростертого на земле тела, а потом поднимается вверх, в правый верхний угол. Тут мы и видим смысловой центр картины.52.jpg

Василий Перов - Утопленница (фрагмент)

Дым тянется на восток, туда, где восходит солнце. Дым из трубки городового смешивается с дымом из печной трубы. И тут возникает ощущение, что на картине есть своё внутреннее пространство. Вместе с дымом к восходящему солнцу отправляется и душа несчастной. Поэтому её тело и не выглядит как труп. Это душа, а не тело. Души не коснулось тление.

Тронутый историей проститутки Фанни, которая из-за своей религиозности отказалась позировать для образа Богородицы, Перов создал одну из лучших религиозных картин русской живописи.

История души. "Утопленница" Василия Перова

lovers-of-art.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта