Feodor Vasilyev. Thaw. The description of a picture. Masterpieces of Russian painting. Картина оттепель
Васильев Ф.А. «Оттепель». Описание картины.. Художники-передвижники
53,5 x 107 см Трьетьяковская галерея, Москва, Россия.
Описание картины Васильева Ф.А. «Оттепель»
На картине под названием «Оттепель» автора Ф.А. Васильева перед нами открывается зимний пейзаж. В центре картины раздорожье, на котором стоит мужчина с ребёнком. Мужчина слегка наклонился к девочке, чтобы услышать, что она говорит. Девочка указывает ручкой впереди себя, возможно, она что-то хочет спросить у своего отца. Она показывает на стаю ворон, которая слетелась на дорогу, и сосредоточенно что-то ищет.
Можно предположить, что из саней, которые только что проехали, могли выпасть крошки хлеба, и вороны решили ими полакомиться. Повсюду ещё лежит снег и сугробы, но уже кое-где он начал подтаивать, что говорит о скором приближении весны. На мокрой, с лужами дороге видны следы недавно проехавших саней. Рядом с дорогой небольшой кучкой лежат срубленные стволы деревьев. Справа от людей находится маленькое озеро, которое уже почти полностью оттаяло, только ещё кое-где остались висеть длинные сосульки над ним. Из снега проглядывают сухие серые ветки кустарников.
В глубине картины украинская хатка, из трубы которой тонкой струйкой идёт дым. Издалека кажется, что она будто утонула в снегу. Позади хаты находится берёзовая роща, а с правой стороны посадка. Многолетние ели в посадке выстроились в ряд, помахивая своими длинными верхушками. Их веточки ещё немного припорошены снежком, который не успел растаять.
Небо полностью закрыто тёмными снеговыми тучами, и кажется, что тепло никогда не наступит. Но, тающий снег вселяет надежду.
Лучшие картины Васильева Ф.А.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
описание картины Ф. А. Васильева "Оттепель"
Передо мной картина Федора Васильева «Оттепель». После того, как художник показал ее обществу, произведение приобрело большую популярность. Многие просили художника нарисовать дубликат, чтобы восхищаться глубиной и прелестью его творчества в любой момент.
Картина выполнена в серо-коричневых тонах. От нее веет холодом и печалью. Несмотря на оттенки, мы можем понять, что это действительно начало весны. Тает снег, словно забирая с собой холод и стужу. Размытая колесами дорога, как начало нового пути. Птицы слетаются к дороге в поисках пищи после лютой зимы.
Мужчина с девочкой вышли на прогулку. Ребенок ведет крестьянина к стае птиц. На картине не видно лиц, но погружаясь в этот мир, ты слышишь громкий смех девочки и представляешь румянец на ее щеках.
Практически везде еще лежит снег, словно не хочет растворяться в весеннем тепле. Первое впечатление от картины – мир во власти зимы.
На заднем плане изображены высокие деревья. Ветки, покрытые льдом, подчиняются дуновениям ветра. Тяжелые облака нависли над их кронами. Кажется, что они уже устали плыть по небу, еще немного, и они прольются на землю каплями дождя.
Также на картине изображена ветхая избушка. Ее крыша покрыта слоем снега, кажется, что она не сможет противостоять холоду и вьюге.
На первый взгляд картина «Оттепель» очень проста. Но когда всматриваешься в детали, понимаешь, какой смысл заложен в ней, о чем думал Федор Васильев во время работы. Он смог изобразить переход из тьмы в свет, из холода в тепло, из сна в жизнь.
Федор Васильев отражает как печальные, так и счастливые моменты человеческой жизни. Изба выглядит очень ветхой и старой, но все же, она противостоит дуновениям ветра. Тяжелые черные тучи грустно плывут по небу, но за ними скрывается яркий свет. Извилистая дорога это путь для каждого человека. Она пока размыта и скользка, но все изменится с первыми лучами солнца.
А самое главное – это мужчина с девочкой. Нет ничего приятнее и теплее детского смеха. Только ребенок может искренне радоваться мелочам: птицам, лужам, снегу. Когда смеются дети, мир просыпается, оживает. У мужчины в душе вечная весна благодаря этому ребенку.
Картина Федора Васильева «Оттепель» точно передает настроение природы в это время. Мне кажется, что каждый, кто обратит внимание на это произведение искусства, сможет переместиться в день, когда все меняется, когда просыпается мир.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Оттепель (картина Васильева) — Википедия
К:Картины 1871 года«Оттепель» — пейзаж русского художника Фёдора Васильева (1850—1873), написанный в 1871 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее (инв. 904). Размер — 53,5 × 107 см[1][2].
Картина была написана Васильевым в начале 1871 года, а весной того же года она участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников и получила там первую премию. Вскоре после окончания работы над полотном его приобрёл Павел Третьяков[3][4].
Авторское повторение картины «Оттепель», заказанное великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III), в 1872 году было послано на международную выставку в Лондон, где оно получило высокие оценки британских критиков, один из которых отмечал, что картина выполнена «с такой своеобразностью, что навряд ли кто не признает тут присутствия самого высокого таланта»[5].
Много лет спустя искусствоведы отмечали смелый, новаторский характер этого пейзажа, открывшего «новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»[6]. Картина «Оттепель» является одним из наиболее известных произведений Фёдора Васильева[7], который умер от туберкулёза в возрасте 23 лет, через два с половиной года после её создания[8].
История
Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом)[9]. Летние месяцы этого года художник провёл на Волге, написав по результатам поездки ряд полотен, включая «Вид на Волге. Барки» (ГРМ) и «Волжские лагуны» (ГТГ), а также картину «Берег Волги после грозы» (ГТГ), работа над которой растянулась до апреля 1871 года[10]. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение „Оттепели“ было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»[10].
Фёдор Васильев написал окончательный вариант картины «Оттепель» в начале 1871 года, в течение одного месяца[11]. Весной 1871 года картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников и получила там первую премию[3], причём соперничала она с полотном Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», которое в результате удостоилось второй премии[12]. Картина «Оттепель» была приобретена Павлом Третьяковым ещё до начала выставки[13].
Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца[14]. В письме от 5 апреля 1871 года Фёдор Васильев, извинившись перед Павлом Третьяковым за долгое молчание, сообщал ему: «Вы писали мне, что Вам неизвестно, начал ли я повторение картины, купленной Вами… Теперь же я могу Вас уведомить, что конкурс кончился 2 апреля и я взял картину. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля»[15]. В мае 1871 года работа над авторским повторением была завершена, и тогда же Васильев передал свой первый вариант картины Третьякову[15].
В том же 1871 году картина экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В.) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа — «Оттепель» Фёдора Васильева и «Грачи прилетели» Алексея Саврасова[3].
Оттепель (авторское повторение, 1871, холст, масло, 55,5 × 108,5 см, ГРМ)После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. В 1872 году эта авторская копия была послана на Лондонскую ежегодную международную выставку[en], где она была отмечена премией, а также получила хорошие отзывы критиков в английской прессе[16]. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post[en], выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину „Оттепель“, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег; заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»[17]. В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году[13][18][19].
Весной 1871 года у Фёдора Васильева случилась вспышка туберкулёза, и врачи настаивали на том, чтобы он уехал на лечение в южные края. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне[20], а 18 июля выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни[21]. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского[17].
Видео по теме
Описание
Монета Банка России к 150-летию со дня рождения Ф. А. Васильева с изображением фрагмента картины «Оттепель», 2 рубля, реверсНа картине изображён холодный, унылый пейзаж с размытой от растаявшего снега просёлочной дорогой, которую пересекает тёмная полоса талой воды. Оживляют пейзаж лишь птицы, изображённые в левой части картины, да фигурки путника и ребёнка, которые стоят у проталины на дороге[22]. Унылость картины дополняют написанные на заднем плане обледенелые деревья и покосившаяся изба, крыша которой покрыта снегом. Ощущение безнадёжности, вызываемое видом этой распутицы, подчёркивается растянутым вширь форматом холста[2]. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену[23].
Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога[24], которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание[14]. Растянутый по горизонтали формат картины усиливает эффект, подчёркивающий протяжённость этой дороги. То, что рядом с путником находится ребёнок, не только не смягчает ощущение людского одиночества среди снежных просторов, а наоборот, дополняет его пониманием того, насколько тяжёл дальний путь по заснеженной равнине для маленького человека[14].
При написании картины Васильев отклонился от классической трёхплановой схемы, используемой в романтических пейзажах: на заднем плане отсутствует единая замыкающая плоскость (есть разрыв между тёмными группами деревьев), а пространство зрительно углублено с помощью объёмного изображения нависшей над равниной тучи[25].
Эскизы и этюды
В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 × 28,3 см, инв. 11029)[26], также известная под названием «Зима»[27][28]. Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. Этот пейзаж был приобретён художником и коллекционером Ильёй Остроуховым у петербургского антиквара И. Ф. Шёне и впоследствии стал частью созданного им частного музея. После смерти Остроухова, последовавшей в 1929 году, его музей был расформирован, а картина была передана в собрание Государственной Третьяковской галереи[26].
Известен ещё один этюд Фёдора Васильева с названием «Оттепель» (1870, холст, масло, 26 × 33 см), который находился в коллекции Козьмы Солдатёнкова, а затем в собрании Румянцевского музея. Согласно документам, после расформирования Румянцевского музея в 1924 году этот этюд был передан в Самарский музей, но по какой-то причине туда так и не поступил, так что его местонахождение в настоящее время неизвестно[1][29].
К подготовительным материалам, послужившим для разработки темы будущей картины, искусствоведы также относят рисунок «Деревня. Распутица»[30] (или «Деревенский пейзаж», 1870, бумага, сепия, 17 × 28 см, инв. Р-170), находящийся в Пермской государственной художественной галерее[31].
Кроме этого, в Государственной Третьяковской галерее есть одноимённый эскиз картины «Оттепель» (холст, масло, 21 × 43 см, инв. Ж-591), который был приобретён в 1969 году у московского коллекционера Н. А. Соколова[32].
Оттепель (или Зима, первоначальный замысел, бумага на картоне, масло, ГТГ) | Оттепель (этюд, 1870, холст, масло) | Деревенский пейзаж (1870, бумага, сепия, ПГХГ) | Оттепель (эскиз картины 1871 года, холст, масло, ГТГ) |
Отзывы
Художник Иван Крамской, сравнивая «Оттепель» с появившимся двумя годами позже полотном «В Крымских горах», отмечал, насколько различны эти две картины и какой «страшилищной пропастью» отделены они друг от друга. В письме к Фёдору Васильеву от 28 февраля 1873 года он писал[33][34]:
Картина «Оттепель» такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная (не в смысле детства) и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая себе право гражданства между другими, и хотя решительно новая, но имеющая корни где-то далеко, на что-то похожая и, я готов был бы сказать, заимствованная, если бы это была правда, но все-таки картина, которая в русском искусстве имеет вид задатка. |
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»[7]. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера»[35]. Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины»[36].
Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним — Игорь Глебов) считал картину «Оттепель» одним из лучших образцов сочетания лиричности в изображении русской природы со строгой дисциплиной художника. По его словам, в этой картине «композицией управляет тема дороги, русский дальний путь, на бесконечности „протяжений“ которого миллионами людей передумано столько дум о жизни и смерти и где перестрадало столько сердец»[37].
Обсуждая картину «Оттепель», искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»[34]. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»[6].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 160.
- ↑ 1 2 Васильев Федор Александрович — Оттепель, 1871 (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ 1 2 3 Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 61.
- ↑ Е. А. Матвеева, 2009, с. 32.
- ↑ Г. С. Чурак, 2000, с. 30.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 162—163.
- ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1986, с. 158.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1937, с. 16.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 153.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1999, с. 29.
- ↑ В. М. Скляренко. Жизнь и творчество Федора Васильева, часть 2 (HTML). tphv.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1999, с. 31.
- ↑ 1 2 Ю. Ф. Дюженко, 1973, с. 33.
- ↑ 1 2 3 Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 62.
- ↑ 1 2 А. П. Боткина, 1993, с. 124.
- ↑ Ф. А. Васильев (1850—1873) — Оттепель (HTML). nearyou.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 151.
- ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 70, № 960.
- ↑ Васильев Ф. А. Оттепель. 1871 (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — yawww.virtualrm.spb.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 164—165.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 171.
- ↑ Е. А. Матвеева, 2009, с. 31.
- ↑ В. С. Манин, 2001, с. 202.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 160.
- ↑ М. И. Ткач, 2002, с. 60—61.
- ↑ 1 2 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 158.
- ↑ Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 153, № 92.
- ↑ Васильев Федор Александрович — Зима, 1871 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 2 июня 2016.
- ↑ Ф. А. Васильев — Оттепель. Этюд (HTML). www.rmuseum.ru. Проверено 2 июня 2016.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 153—154.
- ↑ Пермская государственная художественная галерея / В. А. Кулаков. — Москва: Изобразительное искусство, 1976. — 184 с.
- ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 159.
- ↑ И. Н. Крамской, 1988, с. 146.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 162.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1937, с. 41.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1986, с. 41.
- ↑ Б. В. Асафьев, 1966.
Литература
- Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. — М.—Л.: Искусство, 1966.
- Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М.: Искусство, 1993. — 371 с. — ISBN 9785210025500.
- Дюженко Ю. Ф. Ф. А. Васильев. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 72 с. — (Массовая библиотека по искусству).
- Мальцева Ф. С. Федор Александрович Васильев. — М.: Искусство, 1984. — 272 с.
- Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 2. — М.: Искусство, 1999. — 136 с. — ISBN 9785210013439.
- Манин В. С. Русский пейзаж. — М.: Белый город, 2001. — 632 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0293-6.
- Матвеева Е. А. Федор Васильев. — М.: Белый город, 2009. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-1264-6.
- Новоуспенский Н. Н. Федор Александрович Васильев. — М.: Изобразительное искусство, 1991. — 160 с.
- Ткач М. И. Энциклопедия пейзажа. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Ф. Васильев. — М.: Изогиз, 1937. — 244 с.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М.: Советский художник, 1986. — 304 с.
- Чурак Г. С. Федор Васильев. — М.: Белый город, 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0221-9.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Крамской об искусстве / Т. М. Коваленская. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 176 с. — ISBN 5-85200-015-9.
Ссылки
wikipedia.green
Оттепель (картина Васильева) — википедия фото
«Оттепель» — пейзаж русского художника Фёдора Васильева (1850—1873), написанный в 1871 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 904). Размер — 53,5 × 107 см[1][2].
Картина была написана Васильевым в начале 1871 года. Весной того же года она была представлена на конкурсной выставке Общества поощрения художников и отмечена там первой премией. Вскоре после окончания работы над полотном его приобрёл Павел Третьяков[3][4].
Авторское повторение картины «Оттепель», заказанное великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III), в 1872 году было послано на международную выставку в Лондон, где было высоко оценено британскими критиками, один из которых отмечал, что картина выполнена «с такой своеобразностью, что навряд ли кто не признает тут присутствия самого высокого таланта»[5].
Много лет спустя искусствоведы отмечали смелый, новаторский характер этого пейзажа, открывшего «новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»[6]. Картина «Оттепель» — одно из самых известных произведений Фёдора Васильева[7], который умер от туберкулёза в возрасте 23 лет, через два с половиной года после её создания[8].
История
Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом)[9]. Летние месяцы этого года художник провёл на Волге, написав по результатам поездки ряд полотен, включая «Вид на Волге. Барки» (ГРМ) и «Волжские лагуны» (ГТГ), а также картину «Берег Волги после грозы» (ГТГ), работа над которой растянулась до апреля 1871 года[10]. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение „Оттепели“ было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»[10].
Фёдор Васильев написал окончательный вариант картины «Оттепель» в начале 1871 года, в течение одного месяца[11]. Весной 1871 года картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников и получила там первую премию[3], причём соперничала она с полотном Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», которое в результате удостоилось второй премии[12]. Картина «Оттепель» была приобретена Павлом Третьяковым ещё до начала выставки[13].
Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца[14]. В письме от 5 апреля 1871 года Фёдор Васильев, извинившись перед Павлом Третьяковым за долгое молчание, сообщал ему: «Вы писали мне, что Вам неизвестно, начал ли я повторение картины, купленной Вами… Теперь же я могу Вас уведомить, что конкурс кончился 2 апреля и я взял картину. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля»[15]. В мае 1871 года работа над авторским повторением была завершена, и тогда же Васильев передал свой первый вариант картины Третьякову[15].
В том же 1871 году картина экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В.) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа — «Оттепель» Фёдора Васильева и «Грачи прилетели» Алексея Саврасова[3].
Оттепель (авторское повторение, 1871, холст, масло, 55,5 × 108,5 см, ГРМ)После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. В 1872 году эта авторская копия была послана на Лондонскую ежегодную международную выставку[en], где она была отмечена премией, а также получила хорошие отзывы в английской прессе[16]. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post[en], выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину „Оттепель“, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег; заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»[17]. В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге ( Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году[13][18][19].
Весной 1871 года у Фёдора Васильева случилась вспышка туберкулёза, и врачи настаивали на том, чтобы он уехал на лечение на юг. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне[20]. 18 июля Фёдор Васильев выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни[21]. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского[17].
Описание
Монета Банка России к 150-летию со дня рождения Ф. А. Васильева с изображением фрагмента картины «Оттепель», 2 рубля, реверсНа картине изображён холодный, унылый пейзаж с размытой от растаявшего снега просёлочной дорогой, которую пересекает тёмная полоса талой воды. Оживляют пейзаж лишь птицы, изображённые в левой части картины, да фигурки путника и ребёнка, которые стоят у проталины на дороге[22]. Унылость картины дополняют написанные на заднем плане обледенелые деревья и покосившаяся изба, крыша которой покрыта снегом. Ощущение безнадёжности, вызываемое видом этой распутицы, подчёркивается растянутым вширь форматом холста[2]. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену[23].
Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога[24], которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание[14]. Растянутый по горизонтали формат картины усиливает эффект, подчёркивающий протяжённость этой дороги. То, что рядом с путником находится ребёнок, не только не смягчает ощущение людского одиночества среди снежных просторов, а наоборот, дополняет его пониманием того, насколько тяжёл дальний путь по заснеженной равнине для маленького человека[14].
При написании картины Васильев отклонился от классической трёхплановой схемы, используемой в романтических пейзажах: на заднем плане отсутствует единая замыкающая плоскость (есть разрыв между тёмными группами деревьев), а пространство зрительно углублено с помощью объёмного изображения нависшей над равниной тучи[25].
Эскизы и этюды
В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 × 28,3 см, 11029)[26], также известная под названием «Зима»[27][28]. Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. Этот пейзаж был приобретён художником и коллекционером Ильёй Остроуховым у петербургского антиквара и впоследствии стал частью созданного им частного музея. После смерти Остроухова, последовавшей в 1929 году, его музей был расформирован, а картина была передана в собрание Государственной Третьяковской галереи[26].
Известен ещё один этюд Фёдора Васильева с названием «Оттепель» (1870, холст, масло, 26 × 33 см), который находился в коллекции Козьмы Солдатёнкова, а затем в собрании Румянцевского музея. Согласно документам, после расформирования Румянцевского музея в 1924 году этот этюд был передан в Самарский музей, но по какой-то причине туда так и не поступил. Его местонахождение в настоящее время неизвестно[1][29].
К подготовительным материалам, послужившим основой для разработки темы будущей картины, искусствоведы также относят рисунок «Деревня. Распутица»[30] (или «Деревенский пейзаж», 1870, бумага, сепия, 17 × 28 см, Р-170), находящийся в Пермской государственной художественной галерее[31].
Кроме этого, в Государственной Третьяковской галерее хранится одноимённый эскиз картины «Оттепель» (холст, масло, 21 × 43 см, Ж-591), который был приобретён в 1969 году у московского коллекционера Н. А. Соколова[32].
Оттепель (или Зима, первоначальный замысел, бумага на картоне, масло, ГТГ) | Оттепель (этюд, 1870, холст, масло) | Деревенский пейзаж (1870, бумага, сепия, ПГХГ) | Оттепель (эскиз картины 1871 года, холст, масло, ГТГ) |
Отзывы
Художник Иван Крамской, сравнивая «Оттепель» с появившимся двумя годами позже полотном «В Крымских горах», отмечал, насколько различны эти две картины и какой «страшилищной пропастью» отделены они друг от друга. В письме к Фёдору Васильеву от 28 февраля 1873 года он писал[33][34]:
Картина «Оттепель» такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная (не в смысле детства) и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая себе право гражданства между другими, и хотя решительно новая, но имеющая корни где-то далеко, на что-то похожая и, я готов был бы сказать, заимствованная, если бы это была правда, но все-таки картина, которая в русском искусстве имеет вид задатка. |
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»[7]. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера»[35]. Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины»[36].
Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним — Игорь Глебов) считал картину «Оттепель» одним из лучших образцов сочетания лиричности в изображении русской природы со строгой дисциплиной художника. По его словам, в этой картине «композицией управляет тема дороги, русский дальний путь, на бесконечности „протяжений“ которого миллионами людей передумано столько дум о жизни и смерти и где перестрадало столько сердец»[37].
Обсуждая картину «Оттепель», искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»[34]. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»[6].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 160.
- ↑ 1 2 Васильев Федор Александрович — Оттепель, 1871 (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ 1 2 3 Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 61.
- ↑ Е. А. Матвеева, 2009, с. 32.
- ↑ Г. С. Чурак, 2000, с. 30.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 162—163.
- ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1986, с. 158.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1937, с. 16.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 153.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1999, с. 29.
- ↑ . Жизнь и творчество Федора Васильева, часть 2 (HTML). tphv.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1999, с. 31.
- ↑ 1 2 Ю. Ф. Дюженко, 1973, с. 33.
- ↑ 1 2 3 Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 62.
- ↑ 1 2 А. П. Боткина, 1993, с. 124.
- ↑ Ф. А. Васильев (1850—1873) — Оттепель (HTML). nearyou.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 151.
- ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 70, № 960.
- ↑ Васильев Ф. А. Оттепель. 1871 (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — yawww.virtualrm.spb.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 164—165.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 171.
- ↑ Е. А. Матвеева, 2009, с. 31.
- ↑ В. С. Манин, 2001, с. 202.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 160.
- ↑ М. И. Ткач, 2002, с. 60—61.
- ↑ 1 2 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 158.
- ↑ Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 153, № 92.
- ↑ Васильев Федор Александрович — Зима, 1871 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 2 июня 2016.
- ↑ Ф. А. Васильев — Оттепель. Этюд (HTML). www.rmuseum.ru. Проверено 2 июня 2016.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 153—154.
- ↑ Пермская государственная художественная галерея / . — Москва: Изобразительное искусство, 1976. — 184 с.
- ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 159.
- ↑ И. Н. Крамской, 1988, с. 146.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 162.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1937, с. 41.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1986, с. 41.
- ↑ Б. В. Асафьев, 1966.
Литература
- Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. — М.—Л.: Искусство, 1966.
- Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М.: Искусство, 1993. — 371 с. — ISBN 9785210025500.
- Ф. А. Васильев. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 72 с. — (Массовая библиотека по искусству).
- Федор Александрович Васильев. — М.: Искусство, 1984. — 272 с.
- Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 2. — М.: Искусство, 1999. — 136 с. — ISBN 9785210013439.
- Манин В. С. Русский пейзаж. — М.: Белый город, 2001. — 632 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0293-6.
- Федор Васильев. — М.: Белый город, 2009. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-1264-6.
- Федор Александрович Васильев. — М.: Изобразительное искусство, 1991. — 160 с.
- Энциклопедия пейзажа. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Ф. Васильев. — М.: Изогиз, 1937. — 244 с.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М.: Советский художник, 1986. — 304 с.
- Федор Васильев. — М.: Белый город, 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0221-9.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Крамской об искусстве / . — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 176 с. — ISBN 5-85200-015-9.
Ссылки
org-wikipediya.ru
Оттепель (картина Васильева) — Википедия
«Оттепель» — пейзаж русского художника Фёдора Васильева (1850—1873), написанный в 1871 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 904). Размер — 53,5 × 107 см[1][2].
Картина была написана Васильевым в начале 1871 года. Весной того же года она была представлена на конкурсной выставке Общества поощрения художников и отмечена там первой премией. Вскоре после окончания работы над полотном его приобрёл Павел Третьяков[3][4].
Авторское повторение картины «Оттепель», заказанное великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III), в 1872 году было послано на международную выставку в Лондон, где было высоко оценено британскими критиками, один из которых отмечал, что картина выполнена «с такой своеобразностью, что навряд ли кто не признает тут присутствия самого высокого таланта»[5].
Много лет спустя искусствоведы отмечали смелый, новаторский характер этого пейзажа, открывшего «новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»[6]. Картина «Оттепель» — одно из самых известных произведений Фёдора Васильева[7], который умер от туберкулёза в возрасте 23 лет, через два с половиной года после её создания[8].
Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом)[9]. Летние месяцы этого года художник провёл на Волге, написав по результатам поездки ряд полотен, включая «Вид на Волге. Барки» (ГРМ) и «Волжские лагуны» (ГТГ), а также картину «Берег Волги после грозы» (ГТГ), работа над которой растянулась до апреля 1871 года[10]. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение „Оттепели“ было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»[10].
Фёдор Васильев написал окончательный вариант картины «Оттепель» в начале 1871 года, в течение одного месяца[11]. Весной 1871 года картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников и получила там первую премию[3], причём соперничала она с полотном Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», которое в результате удостоилось второй премии[12]. Картина «Оттепель» была приобретена Павлом Третьяковым ещё до начала выставки[13].
Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца[14]. В письме от 5 апреля 1871 года Фёдор Васильев, извинившись перед Павлом Третьяковым за долгое молчание, сообщал ему: «Вы писали мне, что Вам неизвестно, начал ли я повторение картины, купленной Вами… Теперь же я могу Вас уведомить, что конкурс кончился 2 апреля и я взял картину. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля»[15]. В мае 1871 года работа над авторским повторением была завершена, и тогда же Васильев передал свой первый вариант картины Третьякову[15].
В том же 1871 году картина экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В.) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа — «Оттепель» Фёдора Васильева и «Грачи прилетели» Алексея Саврасова[3].
Оттепель (авторское повторение, 1871, холст, масло, 55,5 × 108,5 см, ГРМ)После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. В 1872 году эта авторская копия была послана на Лондонскую ежегодную международную выставку[en], где она была отмечена премией, а также получила хорошие отзывы в английской прессе[16]. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post[en], выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину „Оттепель“, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег; заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»[17]. В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге ( Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году[13][18][19].
Весной 1871 года у Фёдора Васильева случилась вспышка туберкулёза, и врачи настаивали на том, чтобы он уехал на лечение на юг. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне[20]. 18 июля Фёдор Васильев выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни[21]. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского[17].
Монета Банка России к 150-летию со дня рождения Ф. А. Васильева с изображением фрагмента картины «Оттепель», 2 рубля, реверсНа картине изображён холодный, унылый пейзаж с размытой от растаявшего снега просёлочной дорогой, которую пересекает тёмная полоса талой воды. Оживляют пейзаж лишь птицы, изображённые в левой части картины, да фигурки путника и ребёнка, которые стоят у проталины на дороге[22]. Унылость картины дополняют написанные на заднем плане обледенелые деревья и покосившаяся изба, крыша которой покрыта снегом. Ощущение безнадёжности, вызываемое видом этой распутицы, подчёркивается растянутым вширь форматом холста[2]. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену[23].
Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога[24], которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание[14]. Растянутый по горизонтали формат картины усиливает эффект, подчёркивающий протяжённость этой дороги. То, что рядом с путником находится ребёнок, не только не смягчает ощущение людского одиночества среди снежных просторов, а наоборот, дополняет его пониманием того, насколько тяжёл дальний путь по заснеженной равнине для маленького человека[14].
При написании картины Васильев отклонился от классической трёхплановой схемы, используемой в романтических пейзажах: на заднем плане отсутствует единая замыкающая плоскость (есть разрыв между тёмными группами деревьев), а пространство зрительно углублено с помощью объёмного изображения нависшей над равниной тучи[25].
В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 × 28,3 см, 11029)[26], также известная под названием «Зима»[27][28]. Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. Этот пейзаж был приобретён художником и коллекционером Ильёй Остроуховым у петербургского антиквара и впоследствии стал частью созданного им частного музея. После смерти Остроухова, последовавшей в 1929 году, его музей был расформирован, а картина была передана в собрание Государственной Третьяковской галереи[26].
Известен ещё один этюд Фёдора Васильева с названием «Оттепель» (1870, холст, масло, 26 × 33 см), который находился в коллекции Козьмы Солдатёнкова, а затем в собрании Румянцевского музея. Согласно документам, после расформирования Румянцевского музея в 1924 году этот этюд был передан в Самарский музей, но по какой-то причине туда так и не поступил. Его местонахождение в настоящее время неизвестно[1][29].
К подготовительным материалам, послужившим основой для разработки темы будущей картины, искусствоведы также относят рисунок «Деревня. Распутица»[30] (или «Деревенский пейзаж», 1870, бумага, сепия, 17 × 28 см, Р-170), находящийся в Пермской государственной художественной галерее[31].
Кроме этого, в Государственной Третьяковской галерее хранится одноимённый эскиз картины «Оттепель» (холст, масло, 21 × 43 см, Ж-591), который был приобретён в 1969 году у московского коллекционера Н. А. Соколова[32].
Оттепель (или Зима, первоначальный замысел, бумага на картоне, масло, ГТГ) | Оттепель (этюд, 1870, холст, масло) | Деревенский пейзаж (1870, бумага, сепия, ПГХГ) | Оттепель (эскиз картины 1871 года, холст, масло, ГТГ) |
Художник Иван Крамской, сравнивая «Оттепель» с появившимся двумя годами позже полотном «В Крымских горах», отмечал, насколько различны эти две картины и какой «страшилищной пропастью» отделены они друг от друга. В письме к Фёдору Васильеву от 28 февраля 1873 года он писал[33][34]:
Картина «Оттепель» такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная (не в смысле детства) и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая себе право гражданства между другими, и хотя решительно новая, но имеющая корни где-то далеко, на что-то похожая и, я готов был бы сказать, заимствованная, если бы это была правда, но все-таки картина, которая в русском искусстве имеет вид задатка. |
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»[7]. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера»[35]. Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины»[36].
Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним — Игорь Глебов) считал картину «Оттепель» одним из лучших образцов сочетания лиричности в изображении русской природы со строгой дисциплиной художника. По его словам, в этой картине «композицией управляет тема дороги, русский дальний путь, на бесконечности „протяжений“ которого миллионами людей передумано столько дум о жизни и смерти и где перестрадало столько сердец»[37].
Обсуждая картину «Оттепель», искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»[34]. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»[6].
- ↑ 1 2 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 160.
- ↑ 1 2 Васильев Федор Александрович — Оттепель, 1871 (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ 1 2 3 Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 61.
- ↑ Е. А. Матвеева, 2009, с. 32.
- ↑ Г. С. Чурак, 2000, с. 30.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 162—163.
- ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1986, с. 158.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1937, с. 16.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 153.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1999, с. 29.
- ↑ . Жизнь и творчество Федора Васильева, часть 2 (HTML). tphv.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1999, с. 31.
- ↑ 1 2 Ю. Ф. Дюженко, 1973, с. 33.
- ↑ 1 2 3 Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 62.
- ↑ 1 2 А. П. Боткина, 1993, с. 124.
- ↑ Ф. А. Васильев (1850—1873) — Оттепель (HTML). nearyou.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 151.
- ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 70, № 960.
- ↑ Васильев Ф. А. Оттепель. 1871 (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — yawww.virtualrm.spb.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 164—165.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 171.
- ↑ Е. А. Матвеева, 2009, с. 31.
- ↑ В. С. Манин, 2001, с. 202.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 160.
- ↑ М. И. Ткач, 2002, с. 60—61.
- ↑ 1 2 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 158.
- ↑ Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 153, № 92.
- ↑ Васильев Федор Александрович — Зима, 1871 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 2 июня 2016.
- ↑ Ф. А. Васильев — Оттепель. Этюд (HTML). www.rmuseum.ru. Проверено 2 июня 2016.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 153—154.
- ↑ Пермская государственная художественная галерея / . — Москва: Изобразительное искусство, 1976. — 184 с.
- ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 159.
- ↑ И. Н. Крамской, 1988, с. 146.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 162.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1937, с. 41.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1986, с. 41.
- ↑ Б. В. Асафьев, 1966.
- Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. — М.—Л.: Искусство, 1966.
- Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М.: Искусство, 1993. — 371 с. — ISBN 9785210025500.
- Ф. А. Васильев. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 72 с. — (Массовая библиотека по искусству).
- Федор Александрович Васильев. — М.: Искусство, 1984. — 272 с.
- Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 2. — М.: Искусство, 1999. — 136 с. — ISBN 9785210013439.
- Манин В. С. Русский пейзаж. — М.: Белый город, 2001. — 632 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0293-6.
- Федор Васильев. — М.: Белый город, 2009. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-1264-6.
- Федор Александрович Васильев. — М.: Изобразительное искусство, 1991. — 160 с.
- Энциклопедия пейзажа. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Ф. Васильев. — М.: Изогиз, 1937. — 244 с.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М.: Советский художник, 1986. — 304 с.
- Федор Васильев. — М.: Белый город, 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0221-9.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Крамской об искусстве / . — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 176 с. — ISBN 5-85200-015-9.
ru.wikiyy.com
Tanais Gallery In 1871, Vasilyev painted Thaw, which made him famous immediately. In this picture the theme of a deeper social significance was sound. The very motif - a dark muddy road receding into the distance - in combination with purely pictorial methods conveys the sense of deepness of space in the picture. The tense, almost monochrome tonality of the moist air, thawing snow, and the cold haziness at the horizon creates an atmosphere of gloom and depression. The man and the child walking along the road flooded with an overflowing brook seem lonely and lost amid the vast plain under the low cloudy sky. Just as lonely is the hut in the far distance standing off the road with no path leading to it. The allusion is apparent. The two motifs - the hut and the lonely couple - are linked by some inner psychological similarity revealed in the context of the picture and reminding one of countless villages lost in the expances of the country and of miserable wanderers on her endless roads. The Thaw painted in the year of the First Exhibition of the Society of Travelling Exhibitions introduced Vasilyev into the avant-garde of Russian painting. He was admitted, as an extern, to the Academy of Arts and became a painter of the 1st degree. The tzar family's (Prince Alexander, future Alexander III of Russia), ordered a copy, and the Society for Promotion of Artists awarded him first prize. Later Prince Alexander's copy was exponated on the 1872 London World Fair and won a medal. Vasilyev was admitted, as an intern, to the Imperial Academy of Arts (which, among other things, gave him an exception from conscription to the Army).
|
www.tanais.info
Фёдор Александрович Васильев Оттепель: Описание произведения
На пожелтевшем ноздреватом снегу темнеют извилистые колеи от полозьев. Грязь мешается с талой водой, ноги крестьян – взрослого и ребёнка – вязнут в слякоти, и только воронам и галкам, на которых указывает малыш, всё нипочём: они слетаются на дорогу в поисках скудной пищи после затяжной зимы. Широкая равнина придавлена тяжелым, хмурым небом. Беспокоящее мелькание пятен тени и света на снегу тревожит и гнетёт. Курная изба с низкой крышей и одним «слепым» оконцем выглядит покинутой, однако это не так: из трубы стелется жидкий дымок – и эта деталь трогает всех, знакомых со спецификой русского пейзажа («И дым Отечества нам сладок и приятен», «Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви», «Но и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне»).Может показаться, что этот бесприютный простор, пронизанный стужей, это бездорожье с озябшими путниками, столь интимно-узнаваемое для всех знакомых с Россией, написал старый человек, взглянувший на типично русский пейзаж с высоты прожитых лет. Человек, чьи глаза исполнены усталой мудрости и печали. Но на самом деле автором знаменитой «Оттепели» был 20-летний весёлый юноша, по сути, мальчик Фёдор Васильев, которого и в Академию-то возьмут вольнослушателем только в тот год, когда написана эта прославившая его картина.
Как «Оттепель» немного разминулась с «Грачами»
Ранней весной 1871 года в Москве, в выставочных залах на Большой Дмитровке проходила выставка Общества поощрения художеств. 40-летний москвич Алексей Саврасов, чьё творчество в тот год находилось в зените, дал на конкурс картину «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». После прений московская критика неожиданно оказалась более благосклонной не к нему, а к совсем юному петербуржцу Федору Васильеву: первую премию Общество поощрения художеств присудило его картине «Оттепель», Саврасов стал лишь вторым.История (в том числе история искусства) не знает сослагательного наклонения. Но наверняка конкурсная борьба могла бы быть значительно острее, если бы Саврасов дал на эту выставку картину, которую он попридержал для Первой передвижной выставки, которая состоится в этом же году, – «Грачи прилетели».
Удивительное дело: два шедевра, определивших облик русского пейзажа на ближайшие десятилетия, писались в один и те же дни, и не замечать смыслового сходства между «Оттепелью» и «Грачами» невозможно. Обе картины изображают короткий промежуток между зимой и весной (как раз такие погоды, вероятно, стояли и в те весенние дни 1871-го), подтаявший снег, распутицу, темные деревья, талую воду, почерневшие деревянные стены; обе писались под воздействием недавних волжских впечатлений Васильева и Саврасова; для обеих был выбран аскетичный, почти монохромный колорит; обе открывали новое – социальное – измерение пейзажа; обе «звучали» пронзительно и печально; обе казались квинэссенцией чего-то неизбывно русского; обе, независимо друг от друга, произвели в русской живописи переворот, который Крамской назовёт присутствием «души» в пейзаже.
Громкие успехи «Оттепели» Фёдора Васильева
Чтобы понять силу успеха «Оттепели» у современников, попробуем представить ситуацию объемно: Фёдору Васильеву только 20 лет, он – незаконнорождённый, не имеющий оснований претендовать на отчество и фамилию собственного отца (и, по российским законам, серьёзно поражённый в правах), ему не понаслышке знакома бедность, формально его даже профессиональным художником нельзя назвать – при Академии художеств он числится лишь помощником реставратора Соколова. А его «Оттепель» прямо с выставки покупает Павел Третьяков (причём это уже третья васильевская картина в его коллекции). Больше того, «Оттепель» так приглянулась великому князю Александру Александровичу (будущему императору Александру Третьему), что он заказал для себя авторское повторение. Васильев был чрезвычайно требователен и даже придирчив к себе («Я, видите ли, ужасно мучаюсь, глядя на свои картины»), но, вдохновлённый признанием завершил копию меньше чем за полтора месяца – уже в мае 1871-го она отправилась к заказчику, чтобы занять достойное место в Аничковом дворце.Через год «Оттепель» из собрания великого князя Александра Александровича решено было отправить в Лондон – на Всемирную выставку. Предприятие выглядело рискованным: поймут ли? Оценят ли европейцы поэзию русской равнины или же русские нищета и бездорожье вызовут у них скептическую улыбку, равнодушное пожатие плечами? Но и тут отзывы оказались восторженными!
Влиятельная The Morning Post писала: «Мы желали бы, чтобы г. Васильев приехал к нам в Лондон и написал бы наши лондонские улицы, во время быстрой оттепели, потому что мы уверены, что никто бы не написал их так, как он. Взгляните на его отличную картину «Оттепель», на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег; заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи».
Технические и смысловые находки в картине Фёдора Васильева «Оттепель»
«Оттепель» выглядит удивительно зрелой вещью и при этом содержит немало новаторских находок.Картина необычна по формату: сильно вытянутое по ширине полотно (высота его в два раза меньше ширины) давало почти панорамный вид, и это усиливало ощущение «распластанности» земли и человеческой заброшенности. Казалось, даже фигурки людей понадобились художнику не для того чтобы оживить пейзаж, а чтобы подчеркнуть щемящее чувство человеческой неустроенности и тоски. Диагональ проезжей дороги, крестообразно пересечённая тропинками, вытоптанными человеческими следами, иллюстрирует идею жизни как трудного «страдного пути».Англичане, которых пейзажист Джон Констебл полвека назад научил особенно ценить поэзию заброшенных сельских уголков, писали о Фёдоре Васильеве, что он обладает редким талантом придать «живописную смелость даже запустелости».
Пористая текстура снега на переднем плане получена благодаря особой васильевской технике наложения краски – критики называли её «шершавый мазок». Интересно, что Васильев всегда, даже выполняя крупногабаритные картины, предпочитал работать исключительно тонкими кисточками. Илья Репин рассказывал, как он удивился этой особенности и получил от Федора Васильева такое объяснение: «Я всегда работаю маленькими, колонковыми (кистями – ред.): ими так хорошо лепить и рисовать формочки... А мазать квачами, как заборы, какая гадость, ненавижу мазню...»
Эпилог
Для 40-летнего Саврасова «Грачи прилетели» станет вершиной его профессиональной карьеры: все его последующие работы будут сравнивать с «Грачами», и сравнение будет проигрышным для новых картин; Саврасов начнёт пить, превратившись из профессора МУЖВЗ в запойного алкоголика, но проживёт после создания «Грачей» ещё больше четверти века. Для его удачливого соперника в конкурсе Общества поощрения художеств Фёдора Васильева, 20-летнего «гениального юноши», как называли все, кто его знал, всё сложится совершенно иначе. «Оттепель» тоже станет самым громким его публичным успехом – но по другой причине: всего через два года Васильев умрёт от туберкулёза в Крыму, успев написать еще несколько замечательных картин (например, «Мокрый луг» и «В Крымских горах»), но повторно ощутить вкус славы и всеобщего безусловного признания, как это случилось с «Оттепелью», ему уже не удастся.Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru