Оплакивание Христа (картина Белланжа). Картина оплакивание христа


Оплакивание Христа (картина Белланжа) — WiKi

История картины и её судьба

Картина создана между 1615 и 1616 годами. Размер картины — 115 на 175 сантиметров. Техника — масляная живопись по холсту. Находится в собрании Эрмитажа, экспонируется в зале № 273. Инвентарный номер: 10032[2].

Житель города Таллина А. Х. Лейнберг в 1967 году предложил Эрмитажу приобрести у него картину «Оплакивание тела Христа», которую он сам атрибутировал испанскому художнику Франсиско Рибальте (1565—1628). Выглядела картина малопривлекательно: без подрамника, свернутая в рулон, сильно загрязнена, закопчена. Предположительно, она висела в церкви и перед ней ставили свечи. Таллинская картина была приобретена Эрмитажем. Работала над её восстановлением реставратор высшей категории Тамара Дмитриевна Чижова[3].

  Жак Белланж. Пьета с донатором (рисунок). Дижон, Музей изящных искусств.

Атрибуцию проводила старший научный сотрудник Эрмитажа Ирина Владимировна Линник (укр.)русск., хотя она специалист по нидерландской живописи XVI—XVIII веков. Просмотр материалов по иконографии сюжета вывел её на рисунок с подобной композицией. Рисунок принадлежал позабытому лотарингскому мастеру Жаку Белланжу, французскому мастеру, который был придворным художником герцога Лотарингии. Рисунок хранился в Музее изящных искусств города Дижона, Франция. Большинство картин Жака Белланжа погибли или затерялись. Среди редких случайно сохранившихся произведений Белланжа и была картина «Оплакивание Христа»[4].

В правой части картины «Оплакивание тела Христа» — поясной портрет мужчины, за ним стоит ещё один персонаж, одетый в кардинальскую мантию. Он положил свою руку на плечо первого. В кардинале можно узнать Карла Борромео. Канонизирован он был сразу после смерти, поэтому сохранилось множество его портретов (с характерным носом), — сделанных как при жизни, так и сразу же после смерти художниками, которые его хорошо знали в лицо. Герцог Карл III Лотарингский считал святого Карло Борромео своим покровителем. В то время было принято дарить церкви картины религиозного содержания, донатор требовал обычно, чтобы на полотне был изображён и он сам. На полотне — портрет Карла Лотарингского, придворным художником которого был Жак Белланж. По мнению Ирины Линник, логично заключить, что «Оплакивание тела Христа» принадлежит кисти последнего[4].

Французский искусствовед Жорж Брюнель высказывает сомнение в атрибуции картины Белланжу. Он считает, что «Оплакивание Христа» из музея Эрмитаж, «несомненно, является точной копией утерянного оригинала»[5].

Сюжет

Оплакивание Христа — эпизод Страстей Христовых, следующий за снятием тела Иисуса Христа с креста и предшествующий Погребению Христа, является самостоятельной иконографической сценой. Оплакивание могло быть изображено на Голгофе — у подножия Креста, или же у гроба Господня, проходить оно должно было во вторую половину Страстной пятницы. В отличие от Пьеты, где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей Богоматери и могут отсутствовать другие персонажи, в сцене Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окружённый несколькими фигурами. Участники сцены оплакивания — обычно те же, что и при снятии с креста и погребении: Иоанн Богослов, Иосиф Аримафейский, Никодим, Дева Мария, Мария Магдалина, две сестры Богоматери — дочери святой Анны от разных отцов: Мария Клеопова и Саломея. В произведениях искусства число персонажей может сокращаться, иногда их всего три[6].

В канонических текстах отсутствует описание оплакивания Христа: после снятия тела с креста сразу описывается погребение Иисуса. При этом только сообщается, что «все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23:49). Оплакивание Христа является сюжетом в ряде апокрифических и теологических сочинений. В частности, этот эпизод фигурирует в сочинениях позднеготических мистиков, таких как Псевдо-Бонавентура или Лудольф Саксонский[7].

Событие происходит вечером или ночью, но не на Голгофе, как обычно в иконографии этого сюжета, а в помещении. Тело Христа расположено или на столе, или на помосте в сложной, несколько странной позе. Богородица страстно молится, она подняла глаза к небу. Вокруг тела хлопочут мужчины, идентифицировать которых трудно (возможно, это — апостолы или служители). Молодой человек держит толстую свечу, мерцающий свет которой выхватывает из темноты руки и лица персонажей[4].

На картине Белланжа, кроме персонажей Нового Завета, присутствуют также персонажи Нового времени:

  • Карло Борромео (1538—1584) — кардинал и святой католической церкви. Один из самых видных деятелей Контрреформации, инициатор реформы монашеских орденов, он добивался строгой дисциплины, что привело к выступлению против него ряда клириков (орден гумилиатов) и покушению на него в 1569 году. Во время эпидемии чумы в 1575—1578 годах Карло Борромео заботился об умирающих и сам совершал обряды над умершими. В 1578 году он основал орден облатов святого Амвросия. Принял активное участие в разработке богослужебных книг амвросианского обряда. Боролся с протестантизмом в Швейцарии. Карло Борромео был покровителем композитора Джованни Пьерлуиджи Палестрины. В 1602 году он был беатифицирован, а в 1610 — канонизирован. Изображения и скульптуры представляют Карло Борромео смуглым мужчиной с аристократической внешностью, одетого в кардинальские одежды, держащего в руке бич, с голубем, с черепом в руке и большим распятием[8].
  • Карл III (1543—1608), герцог д’Эльбеф, герцог Лотарингии с 1545 года до своей смерти. Сын Франсуа I, герцога Лотарингского, и Кристины Датской, женат на Клод Французской (1547—1574), дочери Генриха II и Екатерины Медичи. В качестве потомка Герхарда I он должен был быть Карлом II, но лотарингские историки, желая приписать герцогам Лотарингским родство с Каролингами, включили в нумерацию Карла I из династии Каролингов. Активный участник гугенотских войн[9].

Особенности картины

Погружённая в ночной мрак сцена, освещена фантастическим светом. Синевато-чёрный колорит с оттенком холодной золотистости, бледное пламя свечей, соединение страдания и безразличия рождает ощущение, что эта картина изображает не религиозную сцену, а иллюстрирует готический рассказ ужасов. Вокруг бледного обнажённого тела Спасителя толпятся загадочные персонажи, чьи костюмы образуют странную смесь исторической условности и реальной моды, современной художнику. Мадонна запрокинула голову в отчаянии, схожем с артистизмом оперной певицы. На первом плане изысканно одетый лотарингский придворный пристально смотрит на зрителя, словно приглашая его войти в пространство картины[10].

Примечания

  1. ↑ Жак Белланж. Оплакивание Христа // Государственный Эрмитаж. Каталог. — Л: Аврора, 1976. — Т. 1. — С. 183.
  2. ↑ Белланж, Жак Шарль де, ок. 1575—1617. Оплакивание Христа. Государственный Эрмитаж. Проверено 18 марта 2017.
  3. ↑ Плешаков, 1985, с. 17.
  4. ↑ 1 2 3 Плешаков, 1985, с. 18.
  5. ↑ Brunel, Georges. Jacques Bellange (c. 1575–1616). Encyclopædia Universalis France. Проверено 18 марта 2017.
  6. ↑ Дзуффи, Стефано. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М, 2007. — С. 313.
  7. ↑ Upton, Joel Morgan. Devotional Imagery I Witness and Participant // Petrus Christus: His Place in Fifteenth-century Flemish Painting. — Penn State Press, 1990. — С. 69. — 130 с. — ISBN 9-780-2710-4286-2.
  8. ↑ Колодин, Александр. Борромео, Карло. Культура веры. Путеводитель сомневающихся. Проверено 18 марта 2017.
  9. ↑ Сен-Симон, Луи де. Лотарингский Карл III // Мемуары. Избранные главы. — М: Прогресс, 1991. — Т. 1. — С. 164.
  10. ↑ Ипполитов, Аркадий Выставка в Британском музее. Пир во время чумы в документальных свидетельствах. Выставка одного из самых загадочных художников мира // Коммерсантъ : Газета. — 1987. — 4 Апрель (№ 45). — С. 13.

Литература

ru-wiki.org

Оплакивание Христа (картина Белланжа) Википедия

«Оплакивание Христа» (или «Оплакивание мёртвого Христа», «Оплакивание тела Христа»; фр. «La Lamentation sur le Christ», «La Lamentation sur le Christ mort») — картина французского художника-маньериста Жака Шарля де Белланжа (1575?—1616/7) на сюжет из Нового Завета.

История картины и её судьба

Картина создана между 1615 и 1616 годами. Размер картины — 115 на 175 сантиметров. Техника — масляная живопись по холсту. Находится в собрании Эрмитажа, экспонируется в зале № 273. Инвентарный номер: 10032[2].

Житель города Таллина А. Х. Лейнберг в 1967 году предложил Эрмитажу приобрести у него картину «Оплакивание тела Христа», которую он сам атрибутировал испанскому художнику Франсиско Рибальте (1565—1628). Выглядела картина малопривлекательно: без подрамника, свернутая в рулон, сильно загрязнена, закопчена. Предположительно, она висела в церкви и перед ней ставили свечи. Таллинская картина была приобретена Эрмитажем. Работала над её восстановлением реставратор высшей категории Тамара Дмитриевна Чижова[3].

Жак Белланж. Пьета с донатором (рисунок). Дижон, Музей изящных искусств.

Атрибуцию проводила старший научный сотрудник Эрмитажа Ирина Владимировна Линник (укр.)русск., хотя она специалист по нидерландской живописи XVI—XVIII веков. Просмотр материалов по иконографии сюжета вывел её на рисунок с подобной композицией. Рисунок принадлежал позабытому лотарингскому мастеру Жаку Белланжу, французскому мастеру, который был придворным художником герцога Лотарингии. Рисунок хранился в Музее изящных искусств города Дижона, Франция. Большинство картин Жака Белланжа погибли или затерялись. Среди редких случайно сохранившихся произведений Белланжа и была картина «Оплакивание Христа»[4].

В правой части картины «Оплакивание тела Христа» — поясной портрет мужчины, за ним стоит ещё один персонаж, одетый в кардинальскую мантию. Он положил свою руку на плечо первого. В кардинале можно узнать Карла Борромео. Канонизирован он был сразу после смерти, поэтому сохранилось множество его портретов (с характерным носом), — сделанных как при жизни, так и сразу же после смерти художниками, которые его хорошо знали в лицо. Герцог Карл III Лотарингский считал святого Карло Борромео своим покровителем. В то время было принято дарить церкви картины религиозного содержания, донатор требовал обычно, чтобы на полотне был изображён и он сам. На полотне — портрет Карла Лотарингского, придворным художником которого был Жак Белланж. По мнению Ирины Линник, логично заключить, что «Оплакивание тела Христа» принадлежит кисти последнего[4].

Французский искусствовед Жорж Брюнель высказывает сомнение в атрибуции картины Белланжу. Он считает, что «Оплакивание Христа» из музея Эрмитаж, «несомненно, является точной копией утерянного оригинала»[5].

Сюжет

Оплакивание Христа — эпизод Страстей Христовых, следующий за снятием тела Иисуса Христа с креста и предшествующий Погребению Христа, является самостоятельной иконографической сценой. Оплакивание могло быть изображено на Голгофе — у подножия Креста, или же у гроба Господня, проходить оно должно было во вторую половину Страстной пятницы. В отличие от Пьеты, где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей Богоматери и могут отсутствовать другие персонажи, в сцене Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окружённый несколькими фигурами. Участники сцены оплакивания — обычно те же, что и при снятии с креста и погребении: Иоанн Богослов, Иосиф Аримафейский, Никодим, Дева Мария, Мария Магдалина, две сестры Богоматери — дочери святой Анны от разных отцов: Мария Клеопова и Саломея. В произведениях искусства число персонажей может сокращаться, иногда их всего три[6].

В канонических текстах отсутствует описание оплакивания Христа: после снятия тела с креста сразу описывается погребение Иисуса. При этом только сообщается, что «все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23:49). Оплакивание Христа является сюжетом в ряде апокрифических и теологических сочинений. В частности, этот эпизод фигурирует в сочинениях позднеготических мистиков, таких как Псевдо-Бонавентура или Лудольф Саксонский[7].

Событие происходит вечером или ночью, но не на Голгофе, как обычно в иконографии этого сюжета, а в помещении. Тело Христа расположено или на столе, или на помосте в сложной, несколько странной позе. Богородица страстно молится, она подняла глаза к небу. Вокруг тела хлопочут мужчины, идентифицировать которых трудно (возможно, это — апостолы или служители). Молодой человек держит толстую свечу, мерцающий свет которой выхватывает из темноты руки и лица персонажей[4].

На картине Белланжа, кроме персонажей Нового Завета, присутствуют также персонажи Нового времени:

  • Карло Борромео (1538—1584) — кардинал и святой католической церкви. Один из самых видных деятелей Контрреформации, инициатор реформы монашеских орденов, он добивался строгой дисциплины, что привело к выступлению против него ряда клириков (орден гумилиатов) и покушению на него в 1569 году. Во время эпидемии чумы в 1575—1578 годах Карло Борромео заботился об умирающих и сам совершал обряды над умершими. В 1578 году он основал орден облатов святого Амвросия. Принял активное участие в разработке богослужебных книг амвросианского обряда. Боролся с протестантизмом в Швейцарии. Карло Борромео был покровителем композитора Джованни Пьерлуиджи Палестрины. В 1602 году он был беатифицирован, а в 1610 — канонизирован. Изображения и скульптуры представляют Карло Борромео смуглым мужчиной с аристократической внешностью, одетого в кардинальские одежды, держащего в руке бич, с голубем, с черепом в руке и большим распятием[8].
  • Карл III (1543—1608), герцог д’Эльбеф, герцог Лотарингии с 1545 года до своей смерти. Сын Франсуа I, герцога Лотарингского, и Кристины Датской, женат на Клод Французской (1547—1574), дочери Генриха II и Екатерины Медичи. В качестве потомка Герхарда I он должен был быть Карлом II, но лотарингские историки, желая приписать герцогам Лотарингским родство с Каролингами, включили в нумерацию Карла I из династии Каролингов. Активный участник гугенотских войн[9].

Особенности картины

Погружённая в ночной мрак сцена, освещена фантастическим светом. Синевато-чёрный колорит с оттенком холодной золотистости, бледное пламя свечей, соединение страдания и безразличия рождает ощущение, что эта картина изображает не религиозную сцену, а иллюстрирует готический рассказ ужасов. Вокруг бледного обнажённого тела Спасителя толпятся загадочные персонажи, чьи костюмы образуют странную смесь исторической условности и реальной моды, современной художнику. Мадонна запрокинула голову в отчаянии, схожем с артистизмом оперной певицы. На первом плане изысканно одетый лотарингский придворный пристально смотрит на зрителя, словно приглашая его войти в пространство картины[10].

Примечания

  1. ↑ Жак Белланж. Оплакивание Христа // Государственный Эрмитаж. Каталог. — Л: Аврора, 1976. — Т. 1. — С. 183.
  2. ↑ Белланж, Жак Шарль де, ок. 1575—1617. Оплакивание Христа. Государственный Эрмитаж. Проверено 18 марта 2017.
  3. ↑ Плешаков, 1985, с. 17.
  4. ↑ 1 2 3 Плешаков, 1985, с. 18.
  5. ↑ Brunel, Georges. Jacques Bellange (c. 1575–1616). Encyclopædia Universalis France. Проверено 18 марта 2017.
  6. ↑ Дзуффи, Стефано. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М, 2007. — С. 313.
  7. ↑ Upton, Joel Morgan. Devotional Imagery I Witness and Participant // Petrus Christus: His Place in Fifteenth-century Flemish Painting. — Penn State Press, 1990. — С. 69. — 130 с. — ISBN 9-780-2710-4286-2.
  8. ↑ Колодин, Александр. Борромео, Карло. Культура веры. Путеводитель сомневающихся. Проверено 18 марта 2017.
  9. ↑ Сен-Симон, Луи де. Лотарингский Карл III // Мемуары. Избранные главы. — М: Прогресс, 1991. — Т. 1. — С. 164.
  10. ↑ Ипполитов, Аркадий Выставка в Британском музее. Пир во время чумы в документальных свидетельствах. Выставка одного из самых загадочных художников мира // Коммерсантъ : Газета. — 1987. — 4 Апрель (№ 45). — С. 13.

Литература

wikiredia.ru

Оплакивание Христа (картина Белланжа) Википедия

«Оплакивание Христа» (или «Оплакивание мёртвого Христа», «Оплакивание тела Христа»; фр. «La Lamentation sur le Christ», «La Lamentation sur le Christ mort») — картина французского художника-маньериста Жака Шарля де Белланжа (1575?—1616/7) на сюжет из Нового Завета.

История картины и её судьба[ | код]

Картина создана между 1615 и 1616 годами. Размер картины — 115 на 175 сантиметров. Техника — масляная живопись по холсту. Находится в собрании Эрмитажа, экспонируется в зале № 273. Инвентарный номер: 10032[2].

Житель города Таллина А. Х. Лейнберг в 1967 году предложил Эрмитажу приобрести у него картину «Оплакивание тела Христа», которую он сам атрибутировал испанскому художнику Франсиско Рибальте (1565—1628). Выглядела картина малопривлекательно: без подрамника, свернутая в рулон, сильно загрязнена, закопчена. Предположительно, она висела в церкви и перед ней ставили свечи. Таллинская картина была приобретена Эрмитажем. Работала над её восстановлением реставратор высшей категории Тамара Дмитриевна Чижова[3].

Жак Белланж. Пьета с донатором (рисунок). Дижон, Музей изящных искусств.

Атрибуцию проводила старший научный сотрудник Эрмитажа Ирина Владимировна Линник (укр.)русск., хотя она специалист по нидерландской живописи XVI—XVIII веков. Просмотр материалов по иконографии сюжета вывел её на рисунок с подобной композицией. Рисунок принадлежал позабытому лотарингскому мастеру Жаку Белланжу, французскому мастеру, который был придворным художником герцога Лотарингии. Рисунок хранился в Музее изящных искусств города Дижона, Франция. Большинство картин Жака Белланжа погибли или затерялись. Среди редких случайно сохранившихся произведений Белланжа и была картина «Оплакивание Христа»[4].

В правой части картины «Оплакивание тела Христа» — поясной портрет мужчины, за ним стоит ещё один персонаж, одетый в кардинальскую мантию. Он положил свою руку на плечо первого. В кардинале можно узнать Карла Борромео. Канонизирован он был сразу после смерти, поэтому сохранилось множество его портретов (с характерным носом), — сделанных как при жизни, так и сразу же после смерти художниками, которые его хорошо знали в лицо. Герцог Карл III Лотарингский считал святого Карло Борромео своим покровителем. В то время было принято дарить церкви картины религиозного содержания, донатор требовал обычно, чтобы на полотне был изображён и он сам. На полотне — портрет Карла Лотарингского, придворным художником которого был Жак Белланж. По мнению Ирины Линник, логично заключить, что «Оплакивание тела Христа» принадлежит кисти последнего[4].

Французский искусствовед Жорж Брюнель высказывает сомнение в атрибуции картины Белланжу. Он считает, что «Оплакивание Христа» из музея Эрмитаж, «несомненно, является точной копией утерянного оригинала»[5].

Сюжет[ | код]

ru-wiki.ru

Оплакивание Христа - это... Что такое Оплакивание Христа?

Оплакивание Христа — эпизод Страстей Христовых, следующий за снятием его тела с креста и предшествующий погребению, который принято выделять как самостоятельную иконографическую сцену. Оплакивание имело место на Голгофе — у подножия Креста, или же у гробницы, во вторую половину дня Страстной пятницы.

В отличие от Пьеты, где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей Богоматери и могут не присутствовать другие персонажи, в сцене Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окружённый несколькими фигурами[1].

Сюжет

В канонических текстах отсутствует описание оплакивания Христа: после снятия тела с креста сразу описывается погребение Иисуса.

При этом только сообщается, что «все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк.23:49).

Оплакивание Христа является сюжетом в ряде апокрифических и теологических сочинений. В частности, этот эпизод фигурирует в чрезвычайно популярных сочинениях позднеготических мистиков, таких как Псевдо-Бонавентура или Лудольф Саксонский[2].

В русской традиции

Так, в старообрядческом сборнике XVII века «Страсти Христовы», составленном на основе ранехристианских апокрифов, приводится подробный рассказ «О положении во гроб Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Сына Божия и о погребении Его, и о плаче Пресвятая Богородицы над гробом».

Основу повествования составляет плач Богородицы над телом сына, исполненный материнской любви. Она призывает плакать с ней всех матерей, вдов и сирот, старцев, небесные светила и небеса, ангелов:

О солнце незаходимое Боже мой превечный, и творче всем и зиждителю всей твари, како во гроб зайде; не глаголеши ли слово рабе своей сыне и Боже; не ущедриши ли Владыко тебе родьжия; помышляю бо яко ктому не услышу гласа твоего, и ниже узрю доброты лица твоего.[3]

В ответ на страдания своей матери Иисус втайне обращается к ней со словами утешения: «О мати моя Марие, не рыдай мне зрящи во гробе… воскресну и тебе возвеличу яко Бог небесе и земли, и падшаго Адама введу в царство небесное…». Плач Богородицы лёг в основу православного канона «На плач Пресвятой Богородицы», составленного Симеоном Логофетом в X веке. Канон читается в Великую пятница перед плащаницей после того как её выносят для символического погребения.

Участники

Мастер Роганов, Часослов Креста. Изображен Иоанн, поддерживающий Богоматерь

Участники оплакивания — те же, что и при снятии с креста и погребении. 7 человек:

В произведениях искусства число персонажей может меняться, иногда их только три[4].

Иконография

Так как сцена оплакивания — не евангельская, в искусстве она появляется достаточно поздно (начиная с XII в.)[5]

Практически всегда тело Иисуса кладется на плащаницу, которую принес и держит Иосиф Аримафейский. Богоматерь может терять сознание. Ноги Иисуса поддерживаются Никодимом, либо Магдалиной, которая в данном случае может ещё их и целовать. Иосиф держит тело за плечи.

Хотя Евангелия умалчивают об этой сцене, подобный сюжет находят в руководстве, составленном для византийских художников, а также в мистической литературе XIII—XIV веков — «Размышлениях» Джованни де Каулибуса и «Откровениях» Бригитты Шведской. Впервые она встречается в византийском искусстве XII века, а в следующем столетии — на Западе[6].

Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII века) даёт следующие указания по изображению данного сюжета:

На большом четырёхугольном камне, покрытом белою простынею, распростёрт Христос, обнаженный. Богоматерь, стоя на коленах, лобызает лицо Его. Иосиф целует ноги Его, а Богослов десницу. Позади Иосифа Никодим, опершись на лестницу, смотрит на Христа, Подле Богоматери Мария Магдалина плачет, подняв высоко руки свои, а другие мироносицы терзают волосы свои. Позади них виден крест с надписанием. У ног Христа стоит Никодимова корзина с гвоздями, клещами и молотом, и другой сосуд, как бы малое ведро[7].

Не следует путать сюжет с близким ему Погребением Христа, где фигурируют те же персонажи. Хотя разница между этими двумя иконографическими сюжетами очень тонкая: Оплакивание — это эмоциональная статичная ситуация, а Погребение предполагает динамическое действие — тело кладут в гробницу[8]. Если Иисус не лежит на земле или на столе, а находится на коленях Богородицы (без множества дополнительных свидетелей), то данный сюжет выделяется как самостоятельный и называется Пьета.

Галерея

Примечания

Литература

  • K.Jahning. Die Darstellungen der Kreuzabnahme, der Beweinung, und die Grablegung Christi in der altniederlandischen Malerei. 1914.

dik.academic.ru

Оплакивание Христа (картина Белланжа) - WikiVisually

1. Холст – Canvas is an extremely durable plain-woven fabric used for making sails, tents, marquees, backpacks, and other items for which sturdiness is required. It is also used by artists as a painting surface. It is also used in such objects as handbags, electronic device cases. The word canvas is derived from the 13th century Anglo-French canevaz, both may be derivatives of the Vulgar Latin cannapaceus for made of hemp, originating from the Greek κάνναβις. Modern canvas is made of cotton or linen, although. It differs from other cotton fabrics, such as denim. Canvas comes in two types, plain and duck. The threads in duck canvas are more tightly woven, the term duck comes from the Dutch word for cloth, doek. In the United States, canvas is classified in two ways, by weight and by a number system. The numbers run in reverse of the weight so a number 10 canvas is lighter than number 4, canvas has become the most common support medium for oil painting, replacing wooden panels. One of the earliest surviving oils on canvas is a French Madonna with angels from around 1410 in the Gemäldegalerie, however, panel painting remained more common until the 16th century in Italy and the 17th century in Northern Europe. Mantegna and Venetian artists were among those leading the change, Venetian sail canvas was readily available, as lead-based paint is poisonous, care has to be taken in using it. Early canvas was made of linen, a sturdy brownish fabric of considerable strength, linen is particularly suitable for the use of oil paint. In the early 20th century, cotton canvas, often referred to as cotton duck, linen is composed of higher quality material, and remains popular with many professional artists, especially those who work with oil paint. Cotton duck, which stretches more fully and has an even, mechanical weave, the advent of acrylic paint has greatly increased the popularity and use of cotton duck canvas. Linen and cotton derive from two different plants, the flax plant and the cotton plant, respectively. Gessoed canvases on stretchers are also available and they are available in a variety of weights, light-weight is about 4 oz or 5 oz, medium-weight is about 7 oz or 8 oz, heavy-weight is about 10 oz or 12 oz. They are prepared with two or three coats of gesso and are ready for use straight away, artists desiring greater control of their painting surface may add a coat or two of their preferred gesso

2. Масляная живопись – Oil painting is the process of painting with pigments with a medium of drying oil as the binder. Commonly used drying oils include linseed oil, poppy seed oil, walnut oil, the choice of oil imparts a range of properties to the oil paint, such as the amount of yellowing or drying time. Certain differences, depending on the oil, are visible in the sheen of the paints. An artist might use different oils in the same painting depending on specific pigments and effects desired. The paints themselves also develop a particular consistency depending on the medium, the oil may be boiled with a resin, such as pine resin or frankincense, to create a varnish prized for its body and gloss. Its practice may have migrated westward during the Middle Ages, Oil paint eventually became the principal medium used for creating artworks as its advantages became widely known. In recent years, water miscible oil paint has come to prominence and, to some extent, water-soluble paints contain an emulsifier that allows them to be thinned with water rather than paint thinner, and allows very fast drying times when compared with traditional oils. Traditional oil painting techniques often begin with the artist sketching the subject onto the canvas with charcoal or thinned paint, Oil paint is usually mixed with linseed oil, artist grade mineral spirits, or other solvents to make the paint thinner, faster or slower-drying. A basic rule of oil paint application is fat over lean and this means that each additional layer of paint should contain more oil than the layer below to allow proper drying. If each additional layer contains less oil, the painting will crack. This rule does not ensure permanence, it is the quality and type of oil leads to a strong. There are many media that can be used with the oil, including cold wax, resins. These aspects of the paint are closely related to the capacity of oil paint. Traditionally, paint was transferred to the surface using paintbrushes. Oil paint remains wet longer than other types of artists materials, enabling the artist to change the color. At times, the painter might even remove a layer of paint. This can be done with a rag and some turpentine for a time while the paint is wet, Oil paint dries by oxidation, not evaporation, and is usually dry to the touch within a span of two weeks. It is generally dry enough to be varnished in six months to a year, art conservators do not consider an oil painting completely dry until it is 60 to 80 years old

3. Санкт-Петербург – Saint Petersburg is Russias second-largest city after Moscow, with five million inhabitants in 2012, and an important Russian port on the Baltic Sea. It is politically incorporated as a federal subject, situated on the Neva River, at the head of the Gulf of Finland on the Baltic Sea, it was founded by Tsar Peter the Great on May 271703. In 1914, the name was changed from Saint Petersburg to Petrograd, in 1924 to Leningrad, between 1713 and 1728 and 1732–1918, Saint Petersburg was the capital of imperial Russia. In 1918, the government bodies moved to Moscow. Saint Petersburg is one of the cities of Russia, as well as its cultural capital. The Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments constitute a UNESCO World Heritage Site, Saint Petersburg is home to The Hermitage, one of the largest art museums in the world. A large number of consulates, international corporations, banks. Swedish colonists built Nyenskans, a fortress, at the mouth of the Neva River in 1611, in a then called Ingermanland. A small town called Nyen grew up around it, Peter the Great was interested in seafaring and maritime affairs, and he intended to have Russia gain a seaport in order to be able to trade with other maritime nations. He needed a better seaport than Arkhangelsk, which was on the White Sea to the north, on May 1703121703, during the Great Northern War, Peter the Great captured Nyenskans, and soon replaced the fortress. On May 271703, closer to the estuary 5 km inland from the gulf), on Zayachy Island, he laid down the Peter and Paul Fortress, which became the first brick and stone building of the new city. The city was built by conscripted peasants from all over Russia, tens of thousands of serfs died building the city. Later, the city became the centre of the Saint Petersburg Governorate, Peter moved the capital from Moscow to Saint Petersburg in 1712,9 years before the Treaty of Nystad of 1721 ended the war, he referred to Saint Petersburg as the capital as early as 1704. During its first few years, the city developed around Trinity Square on the bank of the Neva, near the Peter. However, Saint Petersburg soon started to be built out according to a plan, by 1716 the Swiss Italian Domenico Trezzini had elaborated a project whereby the city centre would be located on Vasilyevsky Island and shaped by a rectangular grid of canals. The project was not completed, but is evident in the layout of the streets, in 1716, Peter the Great appointed French Jean-Baptiste Alexandre Le Blond as the chief architect of Saint Petersburg. In 1724 the Academy of Sciences, University and Academic Gymnasium were established in Saint Petersburg by Peter the Great, in 1725, Peter died at the age of fifty-two. His endeavours to modernize Russia had met opposition from the Russian nobility—resulting in several attempts on his life

4. Франция – France, officially the French Republic, is a country with territory in western Europe and several overseas regions and territories. The European, or metropolitan, area of France extends from the Mediterranean Sea to the English Channel and the North Sea, Overseas France include French Guiana on the South American continent and several island territories in the Atlantic, Pacific and Indian oceans. France spans 643,801 square kilometres and had a population of almost 67 million people as of January 2017. It is a unitary republic with the capital in Paris. Other major urban centres include Marseille, Lyon, Lille, Nice, Toulouse, during the Iron Age, what is now metropolitan France was inhabited by the Gauls, a Celtic people. The area was annexed in 51 BC by Rome, which held Gaul until 486, France emerged as a major European power in the Late Middle Ages, with its victory in the Hundred Years War strengthening state-building and political centralisation. During the Renaissance, French culture flourished and a colonial empire was established. The 16th century was dominated by civil wars between Catholics and Protestants. France became Europes dominant cultural, political, and military power under Louis XIV, in the 19th century Napoleon took power and established the First French Empire, whose subsequent Napoleonic Wars shaped the course of continental Europe. Following the collapse of the Empire, France endured a succession of governments culminating with the establishment of the French Third Republic in 1870. Following liberation in 1944, a Fourth Republic was established and later dissolved in the course of the Algerian War, the Fifth Republic, led by Charles de Gaulle, was formed in 1958 and remains to this day. Algeria and nearly all the colonies became independent in the 1960s with minimal controversy and typically retained close economic. France has long been a centre of art, science. It hosts Europes fourth-largest number of cultural UNESCO World Heritage Sites and receives around 83 million foreign tourists annually, France is a developed country with the worlds sixth-largest economy by nominal GDP and ninth-largest by purchasing power parity. In terms of household wealth, it ranks fourth in the world. France performs well in international rankings of education, health care, life expectancy, France remains a great power in the world, being one of the five permanent members of the United Nations Security Council with the power to veto and an official nuclear-weapon state. It is a member state of the European Union and the Eurozone. It is also a member of the Group of 7, North Atlantic Treaty Organization, Organisation for Economic Co-operation and Development, the World Trade Organization, originally applied to the whole Frankish Empire, the name France comes from the Latin Francia, or country of the Franks

5. Маньеризм – Mannerism is a style in European art that emerged in the later years of the Italian High Renaissance around 1520, lasting until about 1580 in Italy, when the Baroque style began to replace it. Northern Mannerism continued into the early 17th century, stylistically, Mannerism encompasses a variety of approaches influenced by, and reacting to, the harmonious ideals associated with artists such as Leonardo da Vinci, Raphael, and early Michelangelo. Where High Renaissance art emphasizes proportion, balance, and ideal beauty, Mannerism exaggerates such qualities, Mannerism is notable for its intellectual sophistication as well as its artificial qualities. Mannerism favors compositional tension and instability rather than the balance and clarity of earlier Renaissance painting, Mannerism in literature and music is notable for its highly florid style and intellectual sophistication. The definition of Mannerism and the phases within it continue to be a subject of debate among art historians, for example, some scholars have applied the label to certain early modern forms of literature and music of the 16th and 17th centuries. The term is used to refer to some late Gothic painters working in northern Europe from about 1500 to 1530. Mannerism also has been applied by analogy to the Silver Age of Latin literature, the word mannerism derives from the Italian maniera, meaning style or manner. Like the English word style, maniera can either indicate a type of style or indicate an absolute that needs no qualification. Vasari was also a Mannerist artist, and he described the period in which he worked as la maniera moderna, james V. Mirollo describes how bella maniera poets attempted to surpass in virtuosity the sonnets of Petrarch. This notion of bella maniera suggests that artists thus inspired looked to copying and bettering their predecessors, in essence, bella maniera utilized the best from a number of source materials, synthesizing it into something new. As a stylistic label, Mannerism is not easily defined, “High Renaissance” connoted a period distinguished by harmony, grandeur and the revival of classical antiquity. The term Mannerist was redefined in 1967 by John Shearman following the exhibition of Mannerist paintings organised by Fritz Grossmann at Manchester City Art Gallery in 1965. The label “Mannerism” was used during the 16th century to comment on social behaviour, however, for later writers, such as the 17th-century Gian Pietro Bellori, la maniera was a derogatory term for the perceived decline of art after Raphael, especially in the 1530s and 1540s. From the late 19th century on, art historians have used the term to describe art that follows Renaissance classicism. By the end of the High Renaissance, young artists experienced a crisis, no more difficulties, technical or otherwise, remained to be solved. The young artists needed to find a new goal, and they sought new approaches, at this point Mannerism started to emerge. The new style developed between 1510 and 1520 either in Florence, or in Rome, or in both cities simultaneously and this period has been described as a natural extension of the art of Andrea del Sarto, Michelangelo, and Raphael. Michelangelo from an early age had developed a style of his own, one of the qualities most admired by his contemporaries was his terribilità, a sense of awe-inspiring grandeur, and subsequent artists attempted to imitate it

6. Белланж, Жак – Jacques Bellange was an artist and printmaker from the Duchy of Lorraine whose etchings and some drawings are his only securely identified works today. They are among the most striking Northern Mannerist old master prints, mostly on Catholic religious subjects, and with a highly individual style. None of his paintings are known to have survived, but the prints have been known to collectors since shortly after his death, in the 20th century they have been much more highly regarded, although Bellange is still not a well-known figure. The village was destroyed in 1645 by French armies after a siege during their conquest of Lorraine. After the 1595 record there is a gap until 1602. Scholars have speculated that Bellange travelled either in this period or before 1595, the connection with Crispijn de Passe in Cologne may mean that he had visited that city. In eight of Bellanges prints, his signature describes him as eques or knight and it is not impossible that he had acquired it at some other court during this period, and returned to Lorraine around 1602 with the prestige of an artist with international experience. He appears employed as a painter in Nancy in 1602, and thereafter appears regularly in the court accounts until 1616. Some jobs for the court attracted extra payments, in 1606 he repainted, for 1,200 francs, the Galerie des Cerfs and he appears to have repeated the previous scheme of hunting scenes. This was Lorraines first classical triumphal arch, surmounted by a statue of Virgil in honour of the brides Mantuan home, Bellange also produced a car for use in the ballet produced for the celebrations, with 12 papier-maché putti. In March 1608, just before the old death, Bellange was given 135 francs for a trip to France to see the new royal art commissions. He is not recorded as working on the arrangements in mid-May. His largest recorded commission, for 4,000 francs in 1610, was to decorate the Salle Neuf of the palace with scenes from Ovid, in 1612 he married Claude Bergeron, the 17-year-old daughter of a prominent Nancy apothecary, with whom he had three sons. The dowry was 6,000 francs, with a promise that the Bergerons country house would pass to the couple, the exact date and cause of Bellanges death in 1616 are unknown. His widow remarried another courtier in 1620 and had a further five children and it is generally agreed that 47 or 48 etchings by Bellange survive, and along with a number of drawings these are possibly all that remain of his art today. He probably branched into etching to spread his reputation beyond the small world of Nancy. There are no concessions to realism in his work, female figures predominate, most, but not the Virgin, dressed in a fantasy mixture of contemporary court fashion and antique dress. Men mostly wear fantastical versions of Ancient Roman parade uniforms mixed with Oriental elements and his work for the court in designing costumes for masques and ballets may be an influence here, and it has been suggested that the four female gardeners are connected with specific costume designs

7. Новый Завет – The New Testament is the second major part of the Christian biblical canon, the first part being the Old Testament, based on the Hebrew Bible. The New Testament discusses the teachings and person of Jesus, as well as events in first-century Christianity, Christians regard both the Old and New Testaments together as sacred scripture. The New Testament has frequently accompanied the spread of Christianity around the world and it reflects and serves as a source for Christian theology and morality. Both extended readings and phrases directly from the New Testament are also incorporated into the various Christian liturgies, the New Testament has influenced religious, philosophical, and political movements in Christendom and left an indelible mark on literature, art, and music. In almost all Christian traditions today, the New Testament consists of 27 books, John A. T. Robinson, Dan Wallace, and William F. Albright dated all the books of the New Testament before 70 AD. Others give a date of 80 AD, or at 96 AD. Over time, some disputed books, such as the Book of Revelation, other works earlier held to be Scripture, such as 1 Clement, the Shepherd of Hermas, and the Diatessaron, were excluded from the New Testament. However, the canon of the New Testament, at least since Late Antiquity, has been almost universally recognized within Christianity. The term new testament, or new covenant first occurs in Jeremiah 31,31, the same Greek phrase for new covenant is found elsewhere in the New Testament. Modern English, like Latin, distinguishes testament and covenant as alternative translations, John Wycliffes 1395 version is a translation of the Latin Vulgate and so follows different terms in Jeremiah and Hebrews, Lo. Days shall come, saith the Lord, and I shall make a new covenant with the house of Israel, for he reproving him saith, Lo. Days come, saith the Lord, when I shall establish a new testament on the house of Israel, use of the term New Testament to describe a collection of first and second-century Christian Greek Scriptures can be traced back to Tertullian. In Against Marcion, written circa 208 AD, he writes of the Divine Word, by the 4th century, the existence—even if not the exact contents—of both an Old and New Testament had been established. Lactantius, a 3rd–4th century Christian author wrote in his early-4th-century Latin Institutiones Divinae and that which preceded the advent and passion of Christ—that is, the law and the prophets—is called the Old, but those things which were written after His resurrection are named the New Testament. The canon of the New Testament is the collection of books that most Christians regard as divinely inspired, several of these writings sought to extend, interpret, and apply apostolic teaching to meet the needs of Christians in a given locality. The book order is the same in the Greek Orthodox, Roman Catholic, the Slavonic, Armenian and Ethiopian traditions have different New Testament book orders. Each of the four gospels in the New Testament narrates the life, death, the word gospel derives from the Old English gōd-spell, meaning good news or glad tidings. The gospel was considered the good news of the coming Kingdom of Messiah, and the redemption through the life and death of Jesus, Gospel is a calque of the Greek word εὐαγγέλιον, euangelion

8. Таллин – Tallinn is the capital and largest city of Estonia. It is situated on the northern coast of the country, on the shore of the Gulf of Finland,80 km south of Helsinki, east of Stockholm, from the 13th century until 1918, the city was known as Reval. Tallinn occupies an area of 159.2 km2 and has a population of 444,591, approximately 33% of Estonias total population lives in Tallinn. Tallinn was founded in 1248, but the earliest human settlements date back 5,000 years, making it one of the oldest capital cities of Northern Europe. The initial claim over the land was laid by the Danes in 1219 after a raid of Lyndanisse led by Valdemar II of Denmark. Due to its location, the city became a major trade hub, especially from the 14th to the 16th century. Tallinns Old Town is one of the best preserved cities in Europe and is listed as a UNESCO World Heritage Site. Tallinn is the political, financial, cultural and educational center of Estonia. Often dubbed the Silicon Valley of Europe, it has the highest number of startups per person in Europe and is a birthplace of international companies. The city is to house the headquarters of the European Unions IT agency, providing to the global cybersecurity it is the home to the NATO Cyber Defence Centre of Excellence. It is ranked as a city and has been listed among the top 10 digital cities in the world. The city was a European Capital of Culture for 2011, along with Turku in Finland and it has been suggested that Quwri may have denoted a predecessor of the modern city. The earliest names of Tallinn include Kolyvan, which is known from East Slavic chronicles, up to the 13th century, the Scandinavians and Henry of Livonia in his chronicle called the town Lindanisa (or Lyndanisse in Danish, Lindanäs in Swedish and Ledenets in Old East Slavic. It has been suggested that the archaic Estonian word linda is similar to the Votic word lidna. According to this suggestion, nisa would have the meaning niemi, producing Kesoniemi, another ancient historical name for Tallinn in Finnish is Rääveli. The Icelandic Njals saga mentions Tallinn and calls it Rafala, which is a variant of the name Raphael, after the Danish conquest in 1219, the town became known in the German, Swedish and Danish languages as Reval. The name originated from Revelia Revala or Rävala, the adjacent ancient name of the surrounding area and it is usually thought to be derived from Taani-linn, after the Danes built the castle in place of the Estonian stronghold at Lindanisse. However, it could also have come from tali-linna, or talu-linna, the element -linna, like Germanic -burg and Slavic -grad / -gorod, originally meant fortress, but is used as a suffix in the formation of town names

9. Эрмитаж – The State Hermitage Museum is a museum of art and culture in Saint Petersburg, Russia. One of the largest and oldest museums in the world, it was founded in 1754 by Catherine the Great and has open to the public since 1852. Its collections, of only a small part is on permanent display. The collections occupy a complex of six historic buildings along Palace Embankment, including the Winter Palace. Apart from them, the Menshikov Palace, Museum of Porcelain, Storage Facility at Staraya Derevnya, the museum has several exhibition centers abroad. The Hermitage is a state property. Since July 1992, the director of the museum has been Mikhail Piotrovsky, of the six buildings in the main museum complex, five, namely the Winter Palace, Small Hermitage, Old Hermitage, New Hermitage and Hermitage Theatre, are open to the public. The entrance ticket for foreign tourists more than the fee paid by citizens of Russia. However, entrance is free of charge the first Thursday of every month for all visitors, the museum is closed on Mondays. The entrance for visitors is located in the Winter Palace. A hermitage is the dwelling of a hermit or recluse, the word derives from Old French hermit, ermit hermit, recluse, from Late Latin eremita, from Greek eremites, literally people who live alone, which is in turn derived from ἐρημός, desert. Originally, the building housing the collection was the Small Hermitage. Today, the Hermitage Museum encompasses many buildings on the Palace Embankment, apart from the Small Hermitage, the museum now also includes the Old Hermitage, the New Hermitage, the Hermitage Theatre, and the Winter Palace, the former main residence of the Russian tsars. In recent years, the Hermitage has expanded to the General Staff Building on the Palace Square facing the Winter Palace, the Western European Art collection includes European paintings, sculpture, and applied art from the 13th to the 20th centuries. It is displayed, in about 120 rooms, on the first, drawings and prints are displayed in temporary exhibitions. Since 1940, the Egyptian collection, dating back to 1852 and it serves as a passage to the exhibition of Classical Antiquities. A modest collection of the culture of Ancient Mesopotamia, including a number of Assyrian reliefs from Babylon, Dur-Sharrukin, the collection of Classical Antiquities occupies most of the ground floor of the Old and New Hermitage buildings. Its floor is made of a marble mosaic imitating ancient tradition, while the stucco walls

wikivisually.com

Оплакивание Христа (картина Белланжа) — ВиКи

История картины и её судьба

Картина создана между 1615 и 1616 годами. Размер картины — 115 на 175 сантиметров. Техника — масляная живопись по холсту. Находится в собрании Эрмитажа, экспонируется в зале № 273. Инвентарный номер: 10032[2].

Житель города Таллина А. Х. Лейнберг в 1967 году предложил Эрмитажу приобрести у него картину «Оплакивание тела Христа», которую он сам атрибутировал испанскому художнику Франсиско Рибальте (1565—1628). Выглядела картина малопривлекательно: без подрамника, свернутая в рулон, сильно загрязнена, закопчена. Предположительно, она висела в церкви и перед ней ставили свечи. Таллинская картина была приобретена Эрмитажем. Работала над её восстановлением реставратор высшей категории Тамара Дмитриевна Чижова[3].

  Жак Белланж. Пьета с донатором (рисунок). Дижон, Музей изящных искусств.

Атрибуцию проводила старший научный сотрудник Эрмитажа Ирина Владимировна Линник (укр.)русск., хотя она специалист по нидерландской живописи XVI—XVIII веков. Просмотр материалов по иконографии сюжета вывел её на рисунок с подобной композицией. Рисунок принадлежал позабытому лотарингскому мастеру Жаку Белланжу, французскому мастеру, который был придворным художником герцога Лотарингии. Рисунок хранился в Музее изящных искусств города Дижона, Франция. Большинство картин Жака Белланжа погибли или затерялись. Среди редких случайно сохранившихся произведений Белланжа и была картина «Оплакивание Христа»[4].

В правой части картины «Оплакивание тела Христа» — поясной портрет мужчины, за ним стоит ещё один персонаж, одетый в кардинальскую мантию. Он положил свою руку на плечо первого. В кардинале можно узнать Карла Борромео. Канонизирован он был сразу после смерти, поэтому сохранилось множество его портретов (с характерным носом), — сделанных как при жизни, так и сразу же после смерти художниками, которые его хорошо знали в лицо. Герцог Карл III Лотарингский считал святого Карло Борромео своим покровителем. В то время было принято дарить церкви картины религиозного содержания, донатор требовал обычно, чтобы на полотне был изображён и он сам. На полотне — портрет Карла Лотарингского, придворным художником которого был Жак Белланж. По мнению Ирины Линник, логично заключить, что «Оплакивание тела Христа» принадлежит кисти последнего[4].

Французский искусствовед Жорж Брюнель высказывает сомнение в атрибуции картины Белланжу. Он считает, что «Оплакивание Христа» из музея Эрмитаж, «несомненно, является точной копией утерянного оригинала»[5].

Сюжет

Оплакивание Христа — эпизод Страстей Христовых, следующий за снятием тела Иисуса Христа с креста и предшествующий Погребению Христа, является самостоятельной иконографической сценой. Оплакивание могло быть изображено на Голгофе — у подножия Креста, или же у гроба Господня, проходить оно должно было во вторую половину Страстной пятницы. В отличие от Пьеты, где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей Богоматери и могут отсутствовать другие персонажи, в сцене Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окружённый несколькими фигурами. Участники сцены оплакивания — обычно те же, что и при снятии с креста и погребении: Иоанн Богослов, Иосиф Аримафейский, Никодим, Дева Мария, Мария Магдалина, две сестры Богоматери — дочери святой Анны от разных отцов: Мария Клеопова и Саломея. В произведениях искусства число персонажей может сокращаться, иногда их всего три[6].

В канонических текстах отсутствует описание оплакивания Христа: после снятия тела с креста сразу описывается погребение Иисуса. При этом только сообщается, что «все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23:49). Оплакивание Христа является сюжетом в ряде апокрифических и теологических сочинений. В частности, этот эпизод фигурирует в сочинениях позднеготических мистиков, таких как Псевдо-Бонавентура или Лудольф Саксонский[7].

Событие происходит вечером или ночью, но не на Голгофе, как обычно в иконографии этого сюжета, а в помещении. Тело Христа расположено или на столе, или на помосте в сложной, несколько странной позе. Богородица страстно молится, она подняла глаза к небу. Вокруг тела хлопочут мужчины, идентифицировать которых трудно (возможно, это — апостолы или служители). Молодой человек держит толстую свечу, мерцающий свет которой выхватывает из темноты руки и лица персонажей[4].

На картине Белланжа, кроме персонажей Нового Завета, присутствуют также персонажи Нового времени:

  • Карло Борромео (1538—1584) — кардинал и святой католической церкви. Один из самых видных деятелей Контрреформации, инициатор реформы монашеских орденов, он добивался строгой дисциплины, что привело к выступлению против него ряда клириков (орден гумилиатов) и покушению на него в 1569 году. Во время эпидемии чумы в 1575—1578 годах Карло Борромео заботился об умирающих и сам совершал обряды над умершими. В 1578 году он основал орден облатов святого Амвросия. Принял активное участие в разработке богослужебных книг амвросианского обряда. Боролся с протестантизмом в Швейцарии. Карло Борромео был покровителем композитора Джованни Пьерлуиджи Палестрины. В 1602 году он был беатифицирован, а в 1610 — канонизирован. Изображения и скульптуры представляют Карло Борромео смуглым мужчиной с аристократической внешностью, одетого в кардинальские одежды, держащего в руке бич, с голубем, с черепом в руке и большим распятием[8].
  • Карл III (1543—1608), герцог д’Эльбеф, герцог Лотарингии с 1545 года до своей смерти. Сын Франсуа I, герцога Лотарингского, и Кристины Датской, женат на Клод Французской (1547—1574), дочери Генриха II и Екатерины Медичи. В качестве потомка Герхарда I он должен был быть Карлом II, но лотарингские историки, желая приписать герцогам Лотарингским родство с Каролингами, включили в нумерацию Карла I из династии Каролингов. Активный участник гугенотских войн[9].

Особенности картины

Погружённая в ночной мрак сцена, освещена фантастическим светом. Синевато-чёрный колорит с оттенком холодной золотистости, бледное пламя свечей, соединение страдания и безразличия рождает ощущение, что эта картина изображает не религиозную сцену, а иллюстрирует готический рассказ ужасов. Вокруг бледного обнажённого тела Спасителя толпятся загадочные персонажи, чьи костюмы образуют странную смесь исторической условности и реальной моды, современной художнику. Мадонна запрокинула голову в отчаянии, схожем с артистизмом оперной певицы. На первом плане изысканно одетый лотарингский придворный пристально смотрит на зрителя, словно приглашая его войти в пространство картины[10].

Примечания

  1. ↑ Жак Белланж. Оплакивание Христа // Государственный Эрмитаж. Каталог. — Л: Аврора, 1976. — Т. 1. — С. 183.
  2. ↑ Белланж, Жак Шарль де, ок. 1575—1617. Оплакивание Христа. Государственный Эрмитаж. Проверено 18 марта 2017.
  3. ↑ Плешаков, 1985, с. 17.
  4. ↑ 1 2 3 Плешаков, 1985, с. 18.
  5. ↑ Brunel, Georges. Jacques Bellange (c. 1575–1616). Encyclopædia Universalis France. Проверено 18 марта 2017.
  6. ↑ Дзуффи, Стефано. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М, 2007. — С. 313.
  7. ↑ Upton, Joel Morgan. Devotional Imagery I Witness and Participant // Petrus Christus: His Place in Fifteenth-century Flemish Painting. — Penn State Press, 1990. — С. 69. — 130 с. — ISBN 9-780-2710-4286-2.
  8. ↑ Колодин, Александр. Борромео, Карло. Культура веры. Путеводитель сомневающихся. Проверено 18 марта 2017.
  9. ↑ Сен-Симон, Луи де. Лотарингский Карл III // Мемуары. Избранные главы. — М: Прогресс, 1991. — Т. 1. — С. 164.
  10. ↑ Ипполитов, Аркадий Выставка в Британском музее. Пир во время чумы в документальных свидетельствах. Выставка одного из самых загадочных художников мира // Коммерсантъ : Газета. — 1987. — 4 Апрель (№ 45). — С. 13.

Литература

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Оплакивание Христа (картина Белланжа) — Википедия РУ

История картины и её судьба

Картина создана между 1615 и 1616 годами. Размер картины — 115 на 175 сантиметров. Техника — масляная живопись по холсту. Находится в собрании Эрмитажа, экспонируется в зале № 273. Инвентарный номер: 10032[2].

Житель города Таллина А. Х. Лейнберг в 1967 году предложил Эрмитажу приобрести у него картину «Оплакивание тела Христа», которую он сам атрибутировал испанскому художнику Франсиско Рибальте (1565—1628). Выглядела картина малопривлекательно: без подрамника, свернутая в рулон, сильно загрязнена, закопчена. Предположительно, она висела в церкви и перед ней ставили свечи. Таллинская картина была приобретена Эрмитажем. Работала над её восстановлением реставратор высшей категории Тамара Дмитриевна Чижова[3].

  Жак Белланж. Пьета с донатором (рисунок). Дижон, Музей изящных искусств.

Атрибуцию проводила старший научный сотрудник Эрмитажа Ирина Владимировна Линник (укр.)русск., хотя она специалист по нидерландской живописи XVI—XVIII веков. Просмотр материалов по иконографии сюжета вывел её на рисунок с подобной композицией. Рисунок принадлежал позабытому лотарингскому мастеру Жаку Белланжу, французскому мастеру, который был придворным художником герцога Лотарингии. Рисунок хранился в Музее изящных искусств города Дижона, Франция. Большинство картин Жака Белланжа погибли или затерялись. Среди редких случайно сохранившихся произведений Белланжа и была картина «Оплакивание Христа»[4].

В правой части картины «Оплакивание тела Христа» — поясной портрет мужчины, за ним стоит ещё один персонаж, одетый в кардинальскую мантию. Он положил свою руку на плечо первого. В кардинале можно узнать Карла Борромео. Канонизирован он был сразу после смерти, поэтому сохранилось множество его портретов (с характерным носом), — сделанных как при жизни, так и сразу же после смерти художниками, которые его хорошо знали в лицо. Герцог Карл III Лотарингский считал святого Карло Борромео своим покровителем. В то время было принято дарить церкви картины религиозного содержания, донатор требовал обычно, чтобы на полотне был изображён и он сам. На полотне — портрет Карла Лотарингского, придворным художником которого был Жак Белланж. По мнению Ирины Линник, логично заключить, что «Оплакивание тела Христа» принадлежит кисти последнего[4].

Французский искусствовед Жорж Брюнель высказывает сомнение в атрибуции картины Белланжу. Он считает, что «Оплакивание Христа» из музея Эрмитаж, «несомненно, является точной копией утерянного оригинала»[5].

Сюжет

Оплакивание Христа — эпизод Страстей Христовых, следующий за снятием тела Иисуса Христа с креста и предшествующий Погребению Христа, является самостоятельной иконографической сценой. Оплакивание могло быть изображено на Голгофе — у подножия Креста, или же у гроба Господня, проходить оно должно было во вторую половину Страстной пятницы. В отличие от Пьеты, где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей Богоматери и могут отсутствовать другие персонажи, в сцене Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окружённый несколькими фигурами. Участники сцены оплакивания — обычно те же, что и при снятии с креста и погребении: Иоанн Богослов, Иосиф Аримафейский, Никодим, Дева Мария, Мария Магдалина, две сестры Богоматери — дочери святой Анны от разных отцов: Мария Клеопова и Саломея. В произведениях искусства число персонажей может сокращаться, иногда их всего три[6].

В канонических текстах отсутствует описание оплакивания Христа: после снятия тела с креста сразу описывается погребение Иисуса. При этом только сообщается, что «все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23:49). Оплакивание Христа является сюжетом в ряде апокрифических и теологических сочинений. В частности, этот эпизод фигурирует в сочинениях позднеготических мистиков, таких как Псевдо-Бонавентура или Лудольф Саксонский[7].

Событие происходит вечером или ночью, но не на Голгофе, как обычно в иконографии этого сюжета, а в помещении. Тело Христа расположено или на столе, или на помосте в сложной, несколько странной позе. Богородица страстно молится, она подняла глаза к небу. Вокруг тела хлопочут мужчины, идентифицировать которых трудно (возможно, это — апостолы или служители). Молодой человек держит толстую свечу, мерцающий свет которой выхватывает из темноты руки и лица персонажей[4].

На картине Белланжа, кроме персонажей Нового Завета, присутствуют также персонажи Нового времени:

  • Карло Борромео (1538—1584) — кардинал и святой католической церкви. Один из самых видных деятелей Контрреформации, инициатор реформы монашеских орденов, он добивался строгой дисциплины, что привело к выступлению против него ряда клириков (орден гумилиатов) и покушению на него в 1569 году. Во время эпидемии чумы в 1575—1578 годах Карло Борромео заботился об умирающих и сам совершал обряды над умершими. В 1578 году он основал орден облатов святого Амвросия. Принял активное участие в разработке богослужебных книг амвросианского обряда. Боролся с протестантизмом в Швейцарии. Карло Борромео был покровителем композитора Джованни Пьерлуиджи Палестрины. В 1602 году он был беатифицирован, а в 1610 — канонизирован. Изображения и скульптуры представляют Карло Борромео смуглым мужчиной с аристократической внешностью, одетого в кардинальские одежды, держащего в руке бич, с голубем, с черепом в руке и большим распятием[8].
  • Карл III (1543—1608), герцог д’Эльбеф, герцог Лотарингии с 1545 года до своей смерти. Сын Франсуа I, герцога Лотарингского, и Кристины Датской, женат на Клод Французской (1547—1574), дочери Генриха II и Екатерины Медичи. В качестве потомка Герхарда I он должен был быть Карлом II, но лотарингские историки, желая приписать герцогам Лотарингским родство с Каролингами, включили в нумерацию Карла I из династии Каролингов. Активный участник гугенотских войн[9].

Особенности картины

Погружённая в ночной мрак сцена, освещена фантастическим светом. Синевато-чёрный колорит с оттенком холодной золотистости, бледное пламя свечей, соединение страдания и безразличия рождает ощущение, что эта картина изображает не религиозную сцену, а иллюстрирует готический рассказ ужасов. Вокруг бледного обнажённого тела Спасителя толпятся загадочные персонажи, чьи костюмы образуют странную смесь исторической условности и реальной моды, современной художнику. Мадонна запрокинула голову в отчаянии, схожем с артистизмом оперной певицы. На первом плане изысканно одетый лотарингский придворный пристально смотрит на зрителя, словно приглашая его войти в пространство картины[10].

Примечания

  1. ↑ Жак Белланж. Оплакивание Христа // Государственный Эрмитаж. Каталог. — Л: Аврора, 1976. — Т. 1. — С. 183.
  2. ↑ Белланж, Жак Шарль де, ок. 1575—1617. Оплакивание Христа. Государственный Эрмитаж. Проверено 18 марта 2017.
  3. ↑ Плешаков, 1985, с. 17.
  4. ↑ 1 2 3 Плешаков, 1985, с. 18.
  5. ↑ Brunel, Georges. Jacques Bellange (c. 1575–1616). Encyclopædia Universalis France. Проверено 18 марта 2017.
  6. ↑ Дзуффи, Стефано. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М, 2007. — С. 313.
  7. ↑ Upton, Joel Morgan. Devotional Imagery I Witness and Participant // Petrus Christus: His Place in Fifteenth-century Flemish Painting. — Penn State Press, 1990. — С. 69. — 130 с. — ISBN 9-780-2710-4286-2.
  8. ↑ Колодин, Александр. Борромео, Карло. Культура веры. Путеводитель сомневающихся. Проверено 18 марта 2017.
  9. ↑ Сен-Симон, Луи де. Лотарингский Карл III // Мемуары. Избранные главы. — М: Прогресс, 1991. — Т. 1. — С. 164.
  10. ↑ Ипполитов, Аркадий Выставка в Британском музее. Пир во время чумы в документальных свидетельствах. Выставка одного из самых загадочных художников мира // Коммерсантъ : Газета. — 1987. — 4 Апрель (№ 45). — С. 13.

Литература

http-wikipediya.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта