Сочинение Картины жизни донских казаков в романе Тихий Дон Шолохова. Тихий дон картина


Картины былого Тихого Дона. Книга первая читать онлайн, Краснов Петр Николаевич

Annotation

Генерал Петр Николаевич Краснов вошел в историю России прежде всего как доблестный воин, один из лидеров Белого движения, а также как военный историк и писатель. Литературное творчество П.Н.Краснова многообразно. Его перу принадлежат прекрасные путевые дневники, яркие исторические работы, любопытные мемуарные очерки, глубокий труд по военной психологии, исторические романы и исследования. П.Н.Краснов был большим знатоком и патриотом донского казачества. Одна из его лучших исторических книг - "Картины былого Тихого Дона" (в нашем издании "История войска Донского"), где он ярко и увлекательно описывает славные страницы истории Дона, традиции, быт казачества, рассказывает о казачьих героях - Краснощекове, Денисове, Платове, Бакланове и др. По мнению Краснова, слава Дона связана именно с самоотверженным служением казаков общерусскому делу. Причем имперский период дал наибольшее число казачьих имен, ставших национальной гордостью всей России.

«Печатано по распоряжению Войскового Наказного атамана Войска Донского генерал-лейтенанта Самсонова»

переиздавалось издательством «Граница» в 1992 году (правда, без указания автора)

Далекое прошлое земли войска Донского

Происхождение казаков. Жизнь и обычаи первых донцов

Первые набеги казаков.

Участие донских казаков вместе с русскими войсками во взятии Казани в 1552 году.

Донские казаки основывают Терское и Уральское казачьи войска

Ермак Тимофеевич - покоритель Сибирского царства 1582 г.

Смерть Ермака. 6 августа 1584 года.

Жизнь донских казаков при царе Феодоре Иоанновиче. Появление на Дону «голытьбы»

Смутное время. Донцы с атаманами Корелом и Межаковым воюют за самозванца

Смутное время на Руси. Донцы с атаманом Епифанцем на службе у второго самозванца.

Смутное время на Руси. Донцы прогоняют поляков из Москвы. Избрание на царство царя Михаила Феодоровича

Запрещение казакам заниматься набегами по Волге и ходить под Азов

Взятие Азова 18 июня 1637 г.

Азовское сиденье. Июнь-сентябрь 1641 г.

Оставление казаками Азова по царскому указу в 1643 году

Основание города Черкасска 1644 г.

Жизнь и обычаи донских казаков во время борьбы за Азов

Как управлялось войско во времена Азовских походов

Пожалование войску Донскому первого, царского знамени в 1645 году

Казаки присягают Московскому царю 1676 г.

Первая морская победа Петра 1696 г.

Взятие Азова царем Петром 1696 г.

Пожалование казакам клейнодов за усмирение бунта стрельцов в Астрахани 1706 г.

Булавин

Конец донской вольницы.

Иван Матвеевич Краснощеков, первый бригадир войска Донского.

Набеги Краснощекова в Задонскую и Прикубанскую степи.

Разорение татарами Быстрянского городка. 1738 г.

Смерть бригадира Краснощекова 1742 г. 1738 г.

Семилетняя война 1756-1763 гг.

Первая война с турками императрицы Екатерины II 1762-1774 гг.

Пугачев 1770-1775 гг.

Казаки на Кубани.

Орда.

Суворов.

Вторая Турецкая война. Кинбурн.1787-1791 гг.

Измаил 11 декабря 1790 г.

Война с поляками 1794 г.

Донские казаки с Суворовым в Италии 1799 г.

Донские казаки с Суворовым переходят через Альпы 1799 г.

Поголовный поход донских казаков на Индию 1801 г.

Войско Донское при императрице Екатерине Великой и императоре Павле I

Основание города Новочеркасска 1805 г.

Донской казачий полк во время суворовских походов.

Война с французами 1805 года. Аустерлиц.

Война с французами 1806-1807 гг.

Донские казаки в Финляндии 1808 и 1809 гг.

Война с Турцией 1806-1812 гг.

Отечественная война. Кореличи, Мир, Романов 1812 г.

Бородинское сражение 26 августа 1812 года

Поголовное ополчение войска Донского 1812 г.

Изгнание французов из России

Лейпциг. Фер-Шампенуаз. Намур. Париж. 1813-1814 гг.

После Отечественной войны

Атаман Платов Род. 6 августа 1751 г., скончался 3 января 1818 г.

«Положение о войске Донском» 1835 г.

Домашняя жизнь казаков во время царствования императора Александра I

Войны с Турцией 1828-1829 гг.

Польское восстание 1831 г.

Император Николай I Павлович на Дону 1837 г.

Яков Петрович Бакланов. Родился 15 марта 1809 г., умер 18 февраля 1873 г.

Донцы на Кавказе. 1801-1864 гг.

Казаки в Венгрии. Атаман Хомутов 1849 г.

Война с турками на Кавказе. Баяндур, Баш-Кадык-Лар, р. Чолок, Чингильский перевал, Кюрюк Дара 1853-1855 гг.

Оборона казаками Азовского моря 1855 г.

Севастополь. 9 сентября 1854 г. - 30 августа 1855 г.

Усмирение польского мятежа 1863 г.

На Дону при Императоре Александре II

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

С 1878 года по 1904 год

Участие донцов в русско-японской войне. Лидиантунь. Набег на Инкоо. Сандепу 1904-1905 гг.

На Дону во время японской войны

Участие донцов в подавлении революционной смуты 1905-1907 гг.

Заключение

Далекое прошлое земли войска Донского

Широко, в приволье зеленых степей, течет Дон. Зеркальною лентой блестящего серебра извивается он среди полей, меж белых мазанок станиц, меж зеленых садов, по широкому степному раздолью. И медленно и плавно его течение. Нигде не бурлит он, нигде не волнуется. Зеленые деревья обступили его берега, придвинулись близко к воде, отразились в зеркальной глади широкой реки и будто глядятся в нее. Там точно скалы нависли крутые утесы, виноградник сбежал к самой воде и темные гроздья висят между крупных узорных листьев. Медленно и плавно катит свои волны Дон. Будто спит на песчаном перекате, точно и не течет, а замер, застыл на одном месте. Недаром и зовется он - Тихий.

Тихий Дон!.. Тихо в могучем просторе его степей. Зацветут весною его берега пестрыми цветами, дивным запахом наполнится степь, а потом все сильней и сильней станет палить солнце, и выгорит, пожелтеет и почернеет степь… Понесется над нею знойный ветер, помчит сухое перекати-поле и принесет пряный запах полыни в станицу… Придет и мороз. Замерзнут стоячие воды озера, станет и Дон. Белым саваном снегового покрова оденется степь. Заревет над ней страшный буран и в хороводе снежинок закроет свет Божий, и станет темно и жутко… Тогда только держись в степи, оберегая табун, чтобы ветер не угнал его в самое море.

Начавшись в русских землях, медленно и плавно идет Дон, широко разливаясь в низовьях, делясь на множество рукавов, и, наконец, свободно и вольно вливается в синее море - море Азовское. За Азовским морем - лежит дивный Крым. Там синеют причудливые узоры гор, спускающихся золотистыми обрывами скал к чудному теплому синему морю - морю Черному…

По всему этому краю, по обоим берегам Тихого Дона, живут донские казаки. Из года в год кипит и волнуется жизнь по станицам: одни рождаются, другие умирают, там казаки вернулись из полков домой, а там, глядишь, старик отец запряг в телегу волов, привязал сзади боевого коня и везет уже сына на сборный пункт. В одной семье радуются появлению сына, молодого казака, в другой - поют панихиду: умер старик-дед, участник многих походов… На станичном кладбище прибавляется крест и семья ставит новый голубец. Отцы говорят, что дети не похожи на них, живут не по-старому, не по-казачьему, а послушаешь дедов - так тогда жизнь и совсем была иная. И хочется узнать эту старую жизнь, хочется узнать, что было вчера, в прошлом году, десять лет тому, назад, сто лет… двести…

Ан память и изменила. Самые старые люди уже не помнят, не знают, путают события. Нужно искать по книгам, вдумываться в слова старых песен, изучать саму землю донскую, искать те следы, которые оставили на ней люди, когда-то жившие на нашем месте, нужно исследовать историю Донского войска. И вот, исследуя ее, встречаешь дивные картины былого. Удивляешься мужеству, стойкости, святой, непоколебимой вере в Христа наших дедов. Удивляешься - и любишь их. Чем ближе узнаешь прошлое Тихого Дона - тем крепче его любишь. Боже мой! Сколько людей раскидало свои кости по этой степи, сколько казаков сложило смелые головы по берегам Дона, сколько лежит на дне Азовского и Черного морей! Кровавая битва, неустанная война шла здесь из года в год, изо дня в день, здесь спали не иначе, как с оружием в руках, здесь жили тревожною боевой жизнью, не зная покоя. Отсюда выходили герои, удивлявшие весь мир своими победами… Как же не полюбопытствовать узнать это прошлое, как не пожелать приподнять завесу веков и взглянуть, что же было здесь давно, давно, за много лет до нашей жизни…

Там и сям в степи находят каменные грубые изображения людей, поставленные как столбы. Близ станицы Елизаветовской, у хутора Недвиговки Ростовского округа, при рытье колодцев, при распашке земель, находят золотые вещи, глиняные сосуды. Золотые подвески, серьги, бусы - не нашего вида. Теперь таких не носят, и никто не помнит, чтобы такие вещи носили. Между вещами находят и монеты. Ученые люди говорят, что эти вещи греческие, что здесь жили греки. Нашлись недалеко от Азова обломки плиты и на плите надпись греческими буквами. И по надписи прочли, что точно здесь жили греки, здесь у них были города, здесь вели они свою торговлю. Продолжая раскопки курганов в разных местах, нашли кости, а при костях - золотые и глиняные сосуды с различными изображениями. Выбиты на них люди и лошади. Люди с длинными волосами и бородами усмиряют лошадей, лечат их, ездят на них. Лошади, видно, дикие, смелые, степные, а люди сидят крепко, ездят лихо… Стали сравнивать с тем, что написано в древних греческих книгах, с тем, что изображено на картах, сделанных в очень давние времена, и узнали прошлое Дона.

Дон был известен древним грек ...

knigogid.ru

Гражданская война в романе Тихий Дон Шолохова (изображение, картины, трагедия) сочинение

Михаила Шолохова всегда волновала судьба народа во время войн и потрясающих сознание революций. Это никак не могло не отразиться на его написанной романе – эпопеи «Тихий Дон», где гражданской войне писатель уделил целый второй том.

Гражданская война, как показывает Шолохов, да и иные страшные войны, сильно меняют человека, его мировоззрение. Невозможно после боевых действий оставаться самим собой. Как прежде уже быть не получиться, ибо война – жуткое и беспощадное событие, из-за которого рушатся судьбы людей. На примере семьи Мелеховых читатели понимают, как трудно переживать резкие перемены в жизни: война, революция, бунт, восстание. Нельзя сразу осознать, к кому примкнуть. От того и Григорий Мелехов мечется от одних к другим, так как не понимает, где есть правда, которая должна спасти мир.

Шолохов мастерски изобразил перемены в человеке на войне. Как говорит автор, боевые действия озлобляют солдата, постоянно испытывают на прочность. Изначально Григорий был добросердечным, милосердным человеком. До войны все шло гладко, царила атмосфера спокойствия. Но после грядущих кровавых событий персонаж понимает, как быстро исчезает такие светлые понятия, как «брат», «семья». Все это быстро забывается, ибо война разделяет людей, заставляет воевать друг против друга.

В результате Шолохов приходит к выводу: война – бессмысленное событие, которое только и делает, что приносит вред. Казаки не знают, за что воевать, разоряются дома, покидаются родные края, умирают родные и близкие люди. Трагизм войны состоит в том, что она слишком сурова и страшна. Она уносит с собой множество ни в чем не повинных жизней. Она разрушает семьи, разбрасывая каждого члена семьи по разные баррикады. Боевые действия, революции – это трагично и бессмысленно. Самым неимоверным фактом является то, что на войне брат идет против брата, забывая о семейных ценностях, о настоящей крепкой любви. Война уничтожает человека изнутри.

Таким образом, о войне говорить можно долго. Шолохову удалось изобразить ужасы войны с помощью ощущений героя – Григория Мелехова. Стоит понимать, что боевые действия, на что бы они не были направлены, как-никак являются бессмысленными, но жестокими. От того и страшно на душе. Поэтому роман актуален и по сей день. Даже больше: он будет и популярен и важен в последующие века! В этом и заслуга Шолохова: он не скрыл правду, а показал истинное влияние войны на человека!

Вариант 2

Гражданская война это всегда большое горе как для страны в целом, так и для каждой отдельно взятой семьи в частности. В своём романе Михаил Александрович Шолохов сумел реалистично отобразить всю трагедию гражданской войны в России 1917-1922 годов на примере донского казачьего поселения и непосредственно семьи Григория Мелехова – главного героя романа.

В начале романа показано ещё мирное довоенное время. Жители станицы живут спокойно, их беспокоят только насущные бытовые проблемы. С началом же Первой Мировой войны, а затем и гражданской войны, всё меняется: разные политические взгляды, разные желания раскалывают жителей станицы. Самое же страшное то, что раскалывались и семьи.

В романе Григорий показан героем, а тот же Михаил Кошевой – подлецом. По сути же, это не так. У Григория Мелехова нет мужского стрежня, на протяжении всего романа он не может определиться, что со своими женщинами – бегает то к Аксиньи, то к Наташе, что в выборе стороны в гражданской войне. Кошевой же с самого начала занимает позицию красных. Да, не всегда его поступки были хорошими, но, как говорится, в любви и на войне все средства хороши.

В начале гражданской войны читателя потрясает сцена гибели Петро с товарищами. Их убили вчерашние приятели, те, с кем они росли с детства – гражданская война раскидала близких людей, ожесточила их, поломала судьбы. Кошевой убил своего друга – брата Григория, брата своей невесты Дуняши. Это страшно, это война. Но Кошевой изначально занял одну сторону и не изменял ей до конца войны. Григорий же бегал то к белым, то красным, в зависимости от того, кто в это время одерживал победы. В романе, конечно, всё это преподнесено несколько иначе, мол, душевные искания главного героя, переосмысление взглядов. Нет! Григорий Мелехов искал место получше, прикрывал свою шкуру.

Закончилось всё закономерно: после окончания гражданской войны Григорий возвращается в родную станицу. В конце он бился за красных. Дома его встретила Дуняша и её муж Михаил Кошевой…. Приняли гостя, посидели за столом в натянутой обстановке. А потом Кошевой увёл Григория. Победили красные, Григорий Мелехов надеялся, что ему не вспомнят службу у белых, но нет, земля-то круглая. Мелехов получил по заслугам. Я не говорю, что Кошевой – человек высоких моральных принципов, нет, но он шёл всю войну, не предавая красных. Да, он мог дать уйти своим бывшим друзьям, мог не убивать их – это на его совести, его крест. По сути, он – герой гражданской войны. Григорий Мелехов – это собирательный образ человека-приспособленца, ни больше, ни меньше.

Сочинение Изображение гражданской войны в романе Тихий дон

Основной темой произведения является изучение и анализ трагического влияния военных событий в стране на судьбы обычных мирных людей, показанное писателем на примере русского донского казачества, а конкретно - семейства Мелиховых.

Главным персонажем романа значится Григорий Мелехов, повествуя о судьбе которого автор иллюстрирует ужасы, разрушения и драмы произошедшей в начале двадцатого века разрушительной гражданской войны, явившейся следствием прихода к власти большевиков.

Семья Мелихова во время войны пытается воздержаться от участия в безжалостной бойне, но оказывается насильно вовлеченной в кровавые сражения. Расколовшееся общество разрушает мирное и спокойное существование казацких семей, длящееся многие годы. Казачество разделяется на две враждующих ненавидящих друг друга стороны, которые по своей сути воюют за одну и ту же идею – возможность безмятежно и мирно жить, работать и растить детей на родной донской земле.

Безысходность описанной в произведении ситуации состоит в том, что война и разруха не только уничтожают человечество вовне, но и вносят противоречия и разлад внутри семейных и дружеских отношений, заставляя любящих людей испытывать друг к другу ненависть, злобу, ярость и приводящих их к братоубийствам.

Воевавший за весь период войны с разных противоборствующих сторон, Григорий оказывается тяжело искалечен не только физически, но морально, разочаровавшись в прежней, и в нынешней власти, потеряв многих родных людей (любимую женщину, родного брата, друзей) и душевно опустошившись.

Рассказывая о судьбе Григория, писатель передает трагические чувства людей, переживших резкие общественные перемены (войны, бунты, революции, восстания) и показывает, как в этих непростых суровых ситуациях стремительно меняются мировоззрение, сознание, характер человека. Бывшие ранее милосердными и добросердечными люди превращаются в оголтелых, кровожадных животных, позабывших о сочувствии, прощении, терпимости и любви. Война уничтожает и сжигает на своем пути не только жизни людей, но и на человеческие судьбы, испытывая их на прочность, поскольку даже оставшись в живых человек не может как прежде оставаться собой. Именно эти чувства и обуревают Григорием, когда он возвращается в родное село.

Писатель описывает страшные события войны, занимая нейтральную позицию и изображает бессмысленность зверских действий со стороны обоих противников (белых и красных), когда жестокость войны убивает человека изнутри, и с грустью признает факт о гибели русского казачества как воинской силы умершей российской империи.

Вариант 4

В романе-эпопее «Тихий Дон» центральное место занимает история Григория Мелехова, однако, так же имеют место и другие важные линии, которые интересны читателю. Одна из таких линий – тема Гражданской войны в жизни простых донских казаков.

Эта война в 1917 году не имела четкой линии фронта. Эта линия пролегала в душах людей, их решениях и поступках, зачастую разделяя семьи, перекрашивая людей в красные и белые цвета.

Согласно автору, труд людей, любовь, способность созидать и свободно жить – есть самое прекрасное и бесценное. Антиподом этому является война – разрушающая, калечащая и наводящая ужас. Никакое зло, по мнению Шолохова, не может быть оправдано даже самой светлой идеей, во имя которой люди отдают свою жизнь. Будущее всегда будет за любовью, милосердием и жизнью, но никогда за смертью, кровью и болью.

Шолохов поднимает самые главные вопросы всей Гражданской войны. Ради чего брат идет на брата? Ради чего сын готов убить собственного отца? Как можно убить человека, с которым ты рос и взрослел? Борьба красных и белых в донских степях полна трагизма и насилия, она бессмысленна и беспощадна. Сцены, показывающие зверства обеих сторон, уравновешивают их. Болью наполнены не только сцены военных действий, но и уничтожение пленных, мародерство и насилие над мирным населением. Вот и Григорий Мелехов, как молодой, но уже повидавший войну казак, не может окончательно определиться, с кем быть. И с одной, и с другой стороны находятся люди, желающие работать на земле, растить детей, строить новый мир, что делает его решение крайне тяжелым.

Во время войны вся семья Григория всячески пыталась избежать участия в этой кровавой бойне, но были силой вовлечены в нее. Разруха и раскол общества разрушают старый казачий уклад, который формировался сотни лет. Трагична судьба не только самого Григория, но и матери – Ильиничны, потерявшей сына, мужа, обеих невесток. В душе она чувствует, что и у Григория нет будущего. Жизнь Григория – последовательность трат, боли утрат, мучений и отсутствие надежды на светлое будущее. Необычайно трагичен момент, когда она прощает убийцу своего родного сына – Кошевого.

Несмотря на политику партии и то, что сам Шолохов воевал на стороне красных, роман написан не однобоко. Автор занимает нейтральную позицию и смотрит на войну глазами обеих враждующих сторон. Он набирается смелости и признает, что большевиками были разбиты крепкие трудолюбивые семьи, сломлено и растоптано казачество – воинская сила умершей империи. Гражданская война является прологом огромной трагедии, которая случится со страной за ближайшие три десятка лет.

Также читают:

Картинка к сочинению Гражданская война в романе Тихий Дон

Гражданская война в романе Тихий Дон

Популярные сегодня темы

  • Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Манилов – мужчина средних лет, у которого есть немалое хозяйство, с которым он управляется недостаточно хорошо и умело, отдавая всё управление на своего слугу.

  • Сочинение Осенний лес (Осень в лесу) 2, 3, 5, 6 класс

    Я очень люблю осень. Думаю, что это самое красивое время года. Когда еще нет морозов, но есть легкий ветерок. Когда позже рассветает и темнеет. Деревья пестрят разными красками и потихоньку сбрасывают листья

  • Сочинение по картине Ковер-самолет Васнецова 5, 6 класс

    Когда смотришь на картину «Ковёр-самолёт», то обязательно возникают в голове самые радужные мечты о полётах. В современном мире существует множество средств, которые дают возможность человеку подняться в воздух и лететь

  • Сочинение про Новый год

    Зима прекрасная пора года. Я люблю зиму за то, что она дает верить в чудеса. Зимой празднуют один из моих любимых праздников новый год. Его празднуют, когда в календаре

  • Сочинение Самостоятельность, что такое самостоятельность? 9 класс 15.3 рассуждение

    Все знают термин «самостоятельность», но не многие понимают значение данного слова. Далеко не каждый человек самостоятельный.

sochinimka.ru

Без названия — Тихий дон иллюстрации художник. Тихий Дон. Станица...

Расположенная на левом берегу Дона станица Вешенская получила мировую известность благодаря роману “Тихий Дон”, за который его автор Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе. Памятник главным героям Григорию и Аксинье стоит на берегу реки

Станица Вешенская. Памятник Григорию и Аксинье

Похоже, что прототипом для работы скульптора явилась иллюстрация к первому изданию романа (1935), выполненная талантливым художником и скульптором Сергеем Корольковым.

Григорий и Аксинья. Иллюстрация к первому изданию.

Памятник Григорий и Аксинья был изготовлен скульптором Н.В. Можаевым при помощи Э.М. Можаевой, В.Г. Десятничука, В.И. Волошина и Г. Холодного. Он был создан в 1957 году как макет, установлен в 1983 году в Ростове-на-Дону на судоремонтном заводе и только в апреле 1995 года его перевезли в станицу Вешенская. Вес бронзового памятника 12 тонн, а общая высота - 6,5 метров.Думаю, достаточно про памятник, перейду к исторической справке, взятой с информационного портала станицы. В ней делается попытка определить возраст поселения.О времени основания станицы Вешенской имеются противоречивые сведения. Документы Войска Донского почти все сгорели в суровом 1643 году, когда казаки сдали Азов. Оставшийся архив был уничтожен спустя столетие при огромном пожаре в Старочеркасске. Однако уже в петровскую эпоху казаки говорили, что городок Вешки был построен столь давно, что уже старики и не помнят о времени его построения, ибо «тому памятухов нет». В начале XVIII века они сообщали стольнику Максиму Кологривому следующее: «Сколь давно построены, того они, казаки, не упомнять…».Дошедшие до нас литературные сведения свидетельствуют о следующем.Как указывает В.Н. Королев в своей книге «Старые Вешки. Повествование о казаках», первое упоминание о Вешках уходит в 1571 год, когда царь Иван Грозный отдал приказ князю Михаилу Ивановичу Воротынскому «ведати… всякие свои государевы полские службы», а так же повелел новому начальнику русской пограничной стражи собрать в Москву «станичных голов», «вожей» и «сторожей». Их совещание оставило нам «приговор» от 21 февраля 1571 года, в котором указана структура пограничной службы на Руси, упомянувший и «голову в поле», который должен был посылаться из города Шацка и «стояти в Вежках», выше Медведиы и Хопра».В 1633 году в Амстердаме была впервые опубликована карта России, составленная на основе материалов Московского посольского приказа бывшим голландским резидентом Исааком Массой. На карте им был отмечен и городок Вешки. Исторические документы свидетельствуют, что московское посольство сделало предписание в 1592 году нижнедонским казакам проводить посла Григория Нащокина «от Азова до Рязского городка меж себя городок от городка». Следовательно, Вешенская уходит своими корнями в конец XVI века.В справочнике «Донские памятники», изданном в 1964 году, авторы В.И.Андрианов и А.Г.Терещенко указывают, что Вешенская была основана ранее 1633 года, ибо упоминание о Вешенском городке они обнаружили в документах до 1614 года.В 1959 году известный советский историк А.А.Зимин опубликовал новый источник, относящийся к 1620 - началу 1630-х годов – «Росписи казачьих городков», в котором уже упоминается о Вешках.Местный краевед Тихон Антонович Зеленков утверждал, что Вешенская на 70 лет старше станицы Еланской, а та была основана в 1702 году. Следовательно, годом рождения Вешек следует считать 1632 год.Пока краеведы продолжают свои исследования, официально датой первого упоминания казачьего города Вешки считается 1672 год.Кроме почтенного возраста станица может похвастаться церковью Михаила Архангела, памятникам Ленину и Гагарину, а также тем фактом, что в годы Гражданской войны Вешенская была центром Верхне-Донского восстания против большевиков. Большинство прочих достопримечательностей и памятных мест неразрывно связано с автором Тихого Дона. Цитата Шолохова о любви к родной станице на стеле

Станица ВешенскаяЕго именем назван район, жизни и творчеству посвящены экспозиции историко-литературного музея и музея-заповедника (свыше 70 000 предметов в фондах)Бронзовый бюст Шолохова (скульптор А. Новиков и архитектор В. Климов) был установлен 23 мая 1981 годСтаница Вешенская. Бюст ШолоховаСтараниями писателя была проложена удобная асфальтированная дорога от Миллерово до находящейся на протвоположном берегу от Вешенской станицы Базковской. Постоянный мост через Дон заменил паромную переправу уже после смерти Шолохова, в 1985 году. Ежегодно в последние выходные мая проводится литературно-фольклорный фестиваль “Шолоховская весна”.Вот так выглядит Тихий ДонСтаница Вешенская. Тихий ДонЗаглянуть в музей и внимательно ознакомиться с архитектурой города, представленной преимущественно малоэтажной застройкой частных домов, не удалось из-за ограниченного времени, поэтому казацкие курени в об'ектив не попали. Встретился колодец-журавль (ой, что-то я зачастил про журавлей))) )Станица Вешенская. КолодецИ увитый зеленью автомобильчик-кабриолетСтаница Вешенская. АвтомобильНапоследок еще два памятника: широко раскинувший крылья степной орел на горе, установленный на кургане при в'езде в станицу в 1983 году с зеленой надписью “М.А. Шолохов”. Также работа скульптора МожаеваСтаница Вешенская. ОрелПамятный знак “Казакам Тихого дона” на повороте к хутору Кружилинский. Именно там родился Шолохов. Сейчас домик Шолохова на хуторе - один из об'ектов музея-заповедникаСтаница Вешенская. Казакам Тихого Дона

Станица Вешенская. Казакам Тихого Дона

peardessey.tumblr.com

Сочинение Картины жизни донских казаков в романе Тихий Дон Шолохова

Михаил Шолохов дает нам возможность своими глазами увидеть жизнь казаков, увлекая читателей в такой далекий и невозвратимый мир.

В начале повествования перед нами предстают картины мирной жизни, неспешно течет время в тихом патриархальном мирке. Казаки заняты созидательным трудом, без которого немыслимо представить их жизнь. Разумный труд дорог казакам не только из-за необходимости пропитания, вовсе нет. Для казачества труд так же естественен, как смена времен года, как погодные явления, как сама жизнь. Но это не простые хлебопашцы, они чувствуют превосходство, гордясь своим сословием, пренебрегают простыми крестьянами, мужиками. Казаки не очень религиозны, больше подчиняются обрядовости. Хотя еще крепки нравственные устои, казаки не склонны обуздывать свои страсти. Падение Аксиньи не особо тревожит Григория Мелехова, и ответственность за ее судьбу он вовсе не чувствует. Убежать с любимой Мелехов не готов, привязанность к своему миру, казачеству, гораздо сильнее любовной.

Здесь Дон еще тихий, ведь казаки консервативны, революционные идеи не то что не привлекают, они смешат. Весь уклад царской России, все устои государственности кажутся простому казачеству незыблемыми. Аполитичность казаков, их ограниченность в районах собственных хуторских представлений, безусловно, повлияли на крах всей государственности. Невыносимое наказание понесли они за свою недалекость – разрушены миры и судьбы, не стало целого сословия.

В то же время, казаки чувствуют свою ответственность по отношению к выполнению воинского долга. Родители загодя приобретают для сынов обмундирование, оружие, растят лучших коней. Казачата с детства владеют шашкой, с детства готовятся к будущему служению Отечеству. Старик Мелехов привозит непутевому сыну все снаряжение перед отправкой на фронт, несмотря на то, что был сердит и с сыном не общался. Никто из казаков не отлынивает от исполнения воинской повинности. Ветераны рассказывают молодежи о доблести, проявленном ими героизме, встречах с представителями царской семьи. Все воспоминания бережно хранятся и передаются в семьях.

Революция и гражданская война страшным ударом, потрясением разбила казачество на два воюющих непримиримых лагеря. Разлом прошел по патриархальным огромным семьям, да он прошел по душам и сердцам людей. Лишь бедные матери не знали ненависти к белым и красным, к своим сынам. Кого ненавидеть – старшего или младшего, сына или мужа, брата или отца?!

Поражают картины жестокости, которые беспристрастно изображает Шолохов. Жуткие избиения жен мужьями, равнодушие окружающих, их расправы с воинскими противниками показывают звероподобность казаков.

Автор отобразил не только быт казаков, но и его особый язык. В донском диалекте нашли отображение род занятий казаков, его отношение к воинскому сословию.

Писатель показывает нам душу Григория Мелехова, как типичного представителя казачества в эпоху разлома. Его мировоззрение меняется, как меняется мир вокруг. Это искалеченная судьба человека, рожденного для труда и любви.

Произвол советской власти по отношению к казачеству приводит к уничтожению его как класса. Михаил Шолохов взывает к читателям: будьте людьми, имейте любовь к окружающим. Писатель показывает всю пагубность войны, те ужасные последствия, к которым она приводит. Новый мир оказался ничуть не добрее и справедливей разрушенного. Эта тщета и гордыня человеческая выливается в кровавые слезы целого народа. Лишь взаимоуважение, любовь, прощение могут созидать новое.

Также читают:

Картинка к сочинению Картины жизни донских казаков в романе Тихий Дон Шолохова

Картины жизни донских казаков в романе Тихий Дон Шолохова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Человек и природа в лирике Лермонтова 9 класс

    Тема природы очень важна, конечно, в творчестве Лермонтова. Почему? Просто все поэты – очень восприимчивые к красоте природы люди, таким был и Михаил Юрьевич. Но важно, что в его стихах природа полна страстей

  • Сравнительная характеристика Николая и Веры Алмазовых сочинения

    Произведение Куприна “Куст сирени” хоть и не богат на обилие персонажей и их разно плановость, но в нём хорошо раскрываютсяих характеры, черты личности, цели и приоритеты.

  • Сочинение по картине Клод Моне Лондон. Парламент 3 класс

    Клод Моне, знаменитый импрессионист, написал целую серию картин со зданием парламента в Лондоне в тумане. Всего художник создал более 30 картин с подобным сюжетом.

  • Образ Рассказчика Игнатича в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение

    Игнатич бывал на войне, после лагеря приехал в деревню налаживать спокойную жизнь, которую так желал. Герой был в лагере десять лет, за эти года он привык есть всего два раза в сутки, носит телогрейку и не очень любит людей в шинели.

  • Сочинение Чичиков предприниматель или приобретатель? 9 класс

    Образ Павла Ивановича Чичикова — один из самых интересных в русской литературе. Гоголь не сразу дает понять читателю кем же является этот герой. Он умело маскирует все его человеческие качества, заставляя нас размышлять о его истинном лице.

sochinimka.ru

Картины былого тихого дона - Книга

Картины былого Тихого Дона

(изд. 1909 год)

"Печатано по распоряжению Войскового Наказного атамана

Войска Донского генерал-лейтенанта Самсонова"

переиздавалось издательством "Граница" в 1992 году

(правда, без указания автора)

Книга первая.

Далекое прошлое земли войска Донского

Широко, в приволье зеленых степей, течет Дон. Зеркальною лентой блестящего серебра извивается он среди полей, меж белых мазанок станиц, меж зеленых садов, по широкому степному раздолью. И медленно и плавно его течение. Нигде не бурлит он, нигде не волнуется. Зеленые деревья обступили его берега, придвинулись близко к воде, отразились в зеркальной глади широкой реки и будто глядятся в нее. Там точно скалы нависли крутые утесы, виноградник сбежал к самой воде и темные гроздья висят между крупных узорных листьев. Медленно и плавно катит свои волны Дон. Будто спит на песчаном перекате, точно и не течет, а замер, застыл на одном месте. Недаром и зовется он — Тихий.

Тихий Дон!.. Тихо в могучем просторе его степей. Зацветут весною его берега пестрыми цветами, дивным запахом наполнится степь, а потом все сильней и сильней станет палить солнце, и выгорит, пожелтеет и почернеет степь... Понесется над нею знойный ветер, помчит сухое перекати-поле и принесет пряный запах полыни в станицу... Придет и мороз. Замерзнут стоячие воды озера, станет и Дон. Белым саваном снегового покрова оденется степь. Заревет над ней страшный буран и в хороводе снежинок закроет свет Божий, и станет темно и жутко... Тогда только держись в степи, оберегая табун, чтобы ветер не угнал его в самое море.

Начавшись в русских землях, медленно и плавно идет Дон, широко разливаясь в низовьях, делясь на множество рукавов, и, наконец, свободно и вольно вливается в синее море — море Азовское. За Азовским морем — лежит дивный Крым. Там синеют причудливые узоры гор, спускающихся золотистыми обрывами скал к чудному теплому синему морю — морю Черному...

По всему этому краю, по обоим берегам Тихого Дона, живут донские казаки. Из года в год кипит и волнуется жизнь по станицам: одни рождаются, другие умирают, там казаки вернулись из полков домой, а там, глядишь, старик отец запряг в телегу волов, привязал сзади боевого коня и везет уже сына на сборный пункт. В одной семье радуются появлению сына, молодого казака, в другой — поют панихиду: умер старик-дед, участник многих походов... На станичном кладбище прибавляется крест и семья ставит новый голубец. Отцы говорят, что дети не похожи на них, живут не по-старому, не по-казачьему, а послушаешь дедов — так тогда жизнь и совсем была иная. И хочется узнать эту старую жизнь, хочется узнать, что было вчера, в прошлом году, десять лет тому, назад, сто лет... двести...

Ан память и изменила. Самые старые люди уже не помнят, не знают, путают события. Нужно искать по книгам, вдумываться в слова старых песен, изучать саму землю донскую, искать те следы, которые оставили на ней люди, когда-то жившие на нашем месте, нужно исследовать историю Донского войска. И вот, исследуя ее, встречаешь дивные картины былого. Удивляешься мужеству, стойкости, святой, непоколебимой вере в Христа наших дедов. Удивляешься — и любишь их. Чем ближе узнаешь прошлое Тихого Дона — тем крепче его любишь. Боже мой! Сколько людей раскидало свои кости по этой степи, сколько казаков сложило смелые головы по берегам Дона, сколько лежит на дне Азовского и Черного морей! Кровавая битва, неустанная война шла здесь из года в год, изо дня в день, здесь спали не иначе, как с оружием в руках, здесь жили тревожною боевой жизнью, не зная покоя. Отсюда выходили герои, удивлявшие весь мир своими победами... Как же не полюбопытствовать узнать это прошлое, как не пожелать приподнять завесу веков и взглянуть, что же было здесь давно, давно, за много лет до нашей жизни...

Там и сям в степи находят каменные грубые изображения людей, поставленные как столбы. Близ станицы Елизаветовской, у хутора Недвиговки Ростовского округа, при рытье колодцев, при распашке земель, находят золотые вещи, глиняные сосуды. Золотые подвески, серьги, бусы — не нашего вида. Теперь таких не носят, и никто не помнит, чтобы такие вещи носили. Между вещами находят и монеты. Ученые люди говорят, что эти вещи греческие, что здесь жили греки. Нашлись недалеко от Азова обломки плиты и на плите надпись греческими буквами. И по надписи прочли, что точно здесь жили греки, здесь у них были города, здесь вели они свою торговлю. Продолжая раскопки курганов в разных местах, нашли кости, а при костях — золотые и глиняные сосуды с различными изображениями. Выбиты на них люди и лошади. Люди с длинными волосами и бородами усмиряют лошадей, лечат их, ездят на них. Лошади, видно, дикие, смелые, степные, а люди сидят крепко, ездят лихо... Стали сравнивать с тем, что написано в древних греческих книгах, с тем, что изображено на картах, сделанных в очень давние времена, и узнали прошлое Дона.

Дон был известен древним грекам задолго до Рождества Христова. В его степях, местами поросших густыми лесами, жили тогда полудикие люди — скифы и сарматы. Они жили войною и охотою. Они были лихими, смелыми, неустрашимыми наездниками и кочевали по степи с места на место, ища лучшего корма для лошадей, так, как кочуют калмыки. С ними вели торговлю греки. Греки называли Дон Танаисом и построили в низовьях его город Танаиды, место которого по древним греческим книгам можно довольно точно определить. Он находился в 9 верстах от устья р. Мертвого Донца. Здесь между селениями Недвиговкой и Синявкой найдены груды камней, на которых сохранились украшения, буквы, надписи — все греческое, это и есть остатки Танаид.

Отсюда, от низовьев Дона, шли большие торговые пути на восток, к Волге, а потом за Волгу — в Азию, шли пути и вдоль берега моря, к Кавказским горам. Эти пути были как бы воротами между Азией и Европой, через которые проходили народы Азии воевать народы, населявшие Европу. Кто бы ни шел с востока на запад — он прежде всего вступал в донские степи, и потому здесь неустанно дрались за право жизни. Скифы и сарматы оберегали свои стада от натиска других народов, надвигавшихся с востока. Они боролись страшным смертным боем в широкой степи донской, называвшейся тогда просто Полем. Да, это и было боевое Поле!

Роскошный убор высоких трав покрывал целину, степь, не знавшую плуга. Всадник скрывался в этой траве совершенно, утопал, как в зеленом море. И волновалась и играла степь под порывами ветра, как море. Вдоль рек росли дремучие леса: дубы, вязы, клены, ясени, грабы, тополя, дикие яблони были оплетены цепким плющем, между ними теснились кусты колючего терновника, калины, бузины, крушины... Там скрывались дикие звери, оттуда выскакивали стада быстроногих диких коз, туда, ища тени, убегали сайгаки, там хоронились хищный барс, медведь и волки, оттуда выбегали пугливый заяц и красная лиса.

В этом охотничьем раздолье искали спасения и люди, боровшиеся за свою жизнь, за свои дома.

Задолго до Рождества Христова скифов вытеснили, истребили и поработили пришедшие из Азии хозары. Они построили на Дону свои городки и крепости. И теперь еще в юрту Цымлянскои станицы указывают холмы, тянущиеся правильными полосами, и груды камней и кирпичей — это остатки развалин хозарской крепости Саркеллы.

Шли годы, проносились века. На хозар напали печенеги и истребили, и смешались с ними; печенегов, в свою очередь, потеснили половцы. В диком Поле шла вечная, неустанная борьба за право жить. В то время, когда на Дону шла эта борьба, к западу от Дона, на реке Днепр, и к северу, по Западной Двине, стали строить крепкие города народы славянского племени, называемого Русью. Русские князья, а среди них знаменитый своею храбростью Святослав, заходят и на Дон и сражаются в Поле с печенегами.

Русские в 862 году собрались на общий совет и соединились все вместе, образовав одно княжество. Князем своим они выбрали Рюрика. Так зародилось отдельное русское княжество, которому вскоре пришлось вынести отчаянную борьбу с татарами.

В 988 году, при князе Владимире, русские приняли христианскую веру и русские княжества стали занимать земли вокруг Поля. Особенно могущественным стал князь Киевский. Но вот в 1224 году в широкие ворота, прямо на Дон, на хозарскую крепость Саркеллы, на становища половецкие повалили татары. Как саранча громадною тучею налетает на поля и пожирает нивы без остатка, так темною толпою надвинулись на Дон, а потом и на Русь, татары. От поднятой их войском пыли потускнело и затмилось солнце. Ржание тысяч коней, рев верблюдов, крик ослов, скрип тяжелых колес, голоса людей слились в немолчный шум. Точно море шумело, ревело и билось в степи. На небольших, но крепких конях, вооруженные луками и стрелами около аршина длиною, с острыми железными наконечниками, широкою лавою раскинулись они по задонской степи, переправились через Дон и начали ставить свои кибитки по берегам. На месте становищ половецких устраивалось татарское государство, или орда.

Русские князья попробовали победить татар. На реке Калке, близ Дона, столкнулись их слабые дружины с татарскими полками. Произошел кровопролитный бой. Много храбрых витязей русских полегло в этом бою. Татары победили. Они пришли в русскую землю, обложили тежелою данью русских, поставили всюду своих начальников. В обломках лежали города. На месте деревень чернели уголья пожарищ да торчали обгорелые трубы. Нивы были потоптаны, луга съедены. "Где прошел татарский конь — там трава не росла".

В низовьях Волги и Дона, в Крыму были поставлены главные татарские города — ханские ставки. Татары приняли магометанскую веру. Они строили мечети, и развалины этих мечетей сохранились во многих местах Донской области. Но особенно замечательны развалины кирпичных мечетей близ Глазуновской станицы Усть-Медведицкого округа и в юрту Каменской станицы Донецкого округа. По всему Дону раскинулись татарские становища, здесь собирали татары свои полчища, чтобы идти разорять русскую землю. Отсюда делали они свои набеги, здесь сражались они с передовыми полками русских князей. Недаром глубоко в земле находят на Дону заржавленные железные клинки татарских сабель, наконечники их стрел и кольчуги, в которых дрались русские витязи.

Двести с лишним лет тянулась на Руси страшная татарская неволя. Не было согласия между русскими князьями, не было смелости напасть самим и одолеть татар. За эти двести лет на севере от Дона зародилось новое русское княжество — княжество Московское. Московские князья где ласкою, где силою приобрели себе друзей. Один из них, князь Дмитрий Иоаннович, собрал большое войско и 8-го сентября 1380 года, на Куликовом поле, на берегах реки Дон, разбил татар.

Это была первая победа русских над татарами. Смелей стали русские и мало-помалу сбросили с себя цепи татарской неволи. Московское княжество усилилось. Уже границы его подошли к Дону. Здесь московские князья построили пограничные засеки, поставили сторожевые башни, чтобы успеть предупредить жителей городов о набеге татарском. Постоянного войска у русских не было. Войска собирались тогда, когда приближалась опасность. Конные татары двигались быстро. Они налетали широкою лавою на русские города и деревни, они жгли деревянные дома русских, разоряли каменные постройки, увозили домашнюю рухлядь, брали в неволю женщин и детей.

— Татары идут! — это был страшный крик в тогдашней Руси. В церквах тревожно звонили в колокола, женщины, дети и старики собирались у алтарей молить Всевышнего о спасении. Взрослые, все кто мог сражаться, торопливо собирались, брали копья, топоры, луки и шли навстречу несметному врагу. Дрались, защищая свои дома и семьи, отчаянно. Падали под ударами татарских сабель до последнего. Татары врывались в городки. И часто старики, женщины и дети, подожженные татарами в церкви, задыхались в дыму и сгорали живьем. Толпы пленных сгонялись в неволю. На месте нив, полей, садов и деревень оставалась вытоптанная татарскими конями, политая Русскою кровью земля, да тихо тлели головешки пожарищ. В это тяжелое, подневольное время, когда три четверти Русской земли платило дань татарам и боялось татарского набега, защитниками Руси от татар, первыми смелыми борцами за свободу Руси, первыми разведчиками, проникшими далеко вглубь татарской земли и на татарские набеги ответившими своими набегами, первыми людьми, явившимися в татарские юрты и снявшими цепи с русских пленников, томившихся в неволе, были казаки.

Так, на земле, занимаемой теперь донскими казаками, жили задолго до Рождества Христова скифы и сарматы — дикие народы, и среди них имели свои торговые города греки. Потом много лет шла война и скифов сменили хозары. Они жили несколько столетий по берегам Дона, их потеснили печенеги, а печенегов сменили половцы. В то время, когда и печенеги и половцы занимали земли теперешнего войска Донского, впервые стали приходить туда русские. Наконец, половцев сменили татары. Во время владычества татар на Дон идут одиночные смелые русские люди, которые селятся там, силою удерживаются в донских степях и получают название казаков. Это случилось приблизительно в 1500 г. после Рождества Христова. С этого года в русских летописях мы находим уже упоминание о донских казаках. Такой боевой жизнью в течение почти двух тысяч лет жил Дон, сменяя на своих берегах скифов и сарматов — хозарами, хозар — печенегами, печенегов — половцами, половцев — татарами, татар — донскими казаками... Кто был до скифов и сарматов, — а наверное кто-нибудь был, нам в точности не известно. Время не сохранило ничего, напоминающего о народах, бывших прежде, а древние историки мало пишут о земле Донской до владычества на ней скифов.

Но кто же дал основание донскому казачеству? Кто такие донские казаки?

Происхождение казаков. Жизнь и обычаи первых донцов

Московскому князю для борьбы с татарами, для покорения других русских княжеств нужно было войско. Раньше войско это составляли приближенные к князю люди, посвятившие себя ратному делу и входившие в княжескую дружину. Дружинники были отборным войском князя. Их было немного. Главную же силу князя, его рать, составляли люди из крестьянского сословия, которых брали от сохи, и оттого их называли посошными людьми.

Князья награждали своих дружинников за храбрость, за верную службу землями, дарили им поместья вместе с живущими в них крестьянами. Но за это они требовали, чтобы каждый дружинник, или, как их при московских князьях называли — боярин, по первому призыву своего князя являлся людным, конным и оружным. То есть, приходил бы сам на коне и приводил с собою конных вооруженных людей.

Сначала крестьянам разрешено было переходить с места на место, от одного боярина к другому. Они были свободны. Но тогда оказывалось, что у одних бояр людей было больше, чем нужно, другие же не могли выполнить княжеского наряда на войну. И вот, для того, чтобы каждый боярин имел людей для обработки своего поместья, чтобы мог он выполнить военный наряд, крестьянам запретили свободно переходить с места на место, их прикрепили к земле, сделали их крепостными у помещиков — бояр, составлявших княжий двор, а потому называвшихся также дворянами.

У одного помещика крестьянам жилось хорошо и привольно, у другого, напротив, с ними обращались жестоко, как с рабами.

И вот, наиболее сильные и мужественные, свободолюбивые, те, которые не могли забыть своей воли, уходили из родных деревень и шли искать счастья на юг, в диком Поле, в вечной борьбе с татарами. "Лучше смерть на воле, — говорили они, — нежели жизнь в плену". Эти русские люди встретились в Поле с остатками смелых хозар, печенегов и половцев, скрывавшихся от татар в дремучих лесах, в раздолье степей, соединились, сдружились с ними и положили основание донскому казачеству.

Позднее, при царях Московских, в Москве потребовали, чтобы все люди исповедовали православную веру по тем книгам, которые исправил патриарх московский Никон, при царе Алексее Михайловиче. Потребовали троеперстного крестного знамения вместо двуперстного, как крестились в старину, уничтожали иконы старого письма. За сложение двух перстов при крестном знамении, за службу по старинному уставу, за поклонение дедовским иконам преследовали жестоко: заточали в темницы, били кнутом, жгли каленым железом, казнили смертью.

И были на Руси люди, которые дорожили верою своих отцов больше, чем именем и покоем. Они слышали, что по Дону живут казаки, люди вольные, которые не спрашивают кто как верует, лишь бы веровал в Христа, и гонимые за веру, за старый обряд — старообрядцы — шли на Дон, шли в казаки, и несли туда свою стойкую старую веру.

Во времена царей Московских и, особенно, при царе Иоанне Васильевиче Грозном, тяжело жилось русским людям. За смелое, правдивое слово можно было сложить голову. И люди, которым дорога была свобода совести, уходили туда, где требовались только удалая голова да верность своей клятве.

Но шли на Дон, в широкое и дикое Поле и те, кто пострадал от татар. Шли ради мести. У того татары увели в Поле, то есть в плен, невесту, сестру, брата, убили отца и мать — он шел отомстить за убитых, выручить пленных. У другого рука зудела потешиться в чистом поле, поиграть с копьем, поискать удачи в деле бранном. Просили такие люди благословенья родительского, собирались в станицы, или ватаги, и шли искать счастья в борьбе с татарами. У иных молодецкая сила живчиком по жилушкам переливалась, тянуло их в туманную даль и было так, что "либо в стремя ногой, либо в пень головой!.."

И днем и ночью шли русские люди за линию московских засек и сторожевых башен, шли искать себе боевого счастья на тихом Дону.

И всех Дон принимал, и всем находил место.

Чем же жили эти люди? Ответ на это находим в песне донской:

Степью широкою!..

Степью необъятной!..

Там!.. — на воле, на тихом Дону!

Скучно станет — на Волгу пойдем,

Бедно станет — и денег найдем,

Волга-матушка всех приютит,

Всех приласкает и всех одарит...

-Жили набегами. Жили войною, жили добычей.

Этих людей звали казаками.

По-татарски и по-турецки гозак, или гузак, значит легко вооруженный конный воин, воин без доспехов, без кольчуги, без шлема... Таковыми и были первые казаки.

Так как татары были конными, то и казаки обзаводились конем и седлом по татарскому образцу, с деревянным ленчиком и высокими луками, с подушкой и сумами переметными, вооружались казаки саблей и луком со стрелами и шли искать себе счастья.

Каждая станица, или ватага, выбирала себе старшего, которого, по образцу северных моряков, ходивших и по русским рекам, называли ват-маном; отсюда потом произошло и название атаман.

Казаки селились в степи, в самом боевом поле, среди татар. Там строили они свои городки из плетней и ставили бедные плетневые шалаши, чтобы не жалко их было бросить в случае неудачи.

Крепость стен своих городков казаки заменяли бдительностью, сторожкостью и хорошей разведкой. Землю казаки не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычей, которую брали от татар и турок. От татар же и турок они отбивали себе и коней, и оружие, и дорогую материю для одежды, и золото, за которое покупали себе все, что нужно. С той поры и в песню казачью вошли слова:

У нас, на Дону, живут не по-вашему,

Не ткут, не прядут, не сеют, не жнут,

А хорошо живут...

Когда не было поисков бранных, то жили казаки охотою. В те времена Дон был не только степью раздольною, но по берегам больших рек стояли вековые леса. В особенности густы и тенисты были эти леса по верхнему Дону, Медведице и Бузулуку. В лесах водились медведи, волки, лисицы, туры, олени, дикие кабаны, дикие козы и горностаи. В реках аршинные стерляди и саженные осетры, и всякая красная рыба была обычной добычей донцов.

С саблею и на коне или с луком и колчаном, набитым стрелами, пешком или с сетями на легком челне, выдолбленном из большого дерева, проводили казаки свои досуги после походов и набегов.

От такой жизни они делались легкими, смелыми и предприимчивыми.

Шли казаки на Дон, главным образом, по самому Дону и его притокам. Там и селились. К Дону и вдоль него местами были проложены проездные дороги. Дороги эти назывались военно-дозорными. Одна из таких дорог лежала на левой, ногайской стороне Донца. Она входила в казачью землю выше р. Деркула, а затем шла на р. Глубокую, Калитвенец, к Сокольим горам. За Сокольими горами, за речкою Быстрою лежал первый казачий городок Раздоры. Раздоры были Нижние и Верхние. Нижние Раздоры, или первая станица атаманская, находились под Кобяковым городищем. Это было первое казачье селение, которое встречали татары, шедшие из Крыма или от Азовского моря, вверх по Дону. Верхние Раздоры, или Донецкие Раздоры, лежали в устье одного из рукавов Донца, близ нынешней Раздорской станицы.

От Нижних Раздор шли дороги к Крымскому хану, к Волге, к главному татарскому хану, в Золотую Орду и на Кубань.

В низовьях же Дона лежали и еще становища казачьи — Махин остров — на левом берегу Дона в 5-ти верстах от нынешней Ольгинской станицы. Монастырский и Смагин городки. Монастырский городок был тоже местом перекрестка дорог, и потому там собиралось немало казаков. Русские люди, приходя в низовья Дона, встречались там с остатками населявших когда-то донские степи народов. Это были те храбрецы, которые отстояли себе и жизнь и свободу. Они говорили про себя по-татарски — сары-аз-ман, что значит "мы — удалые головы", и оттого пришельцы называли их и себя сары-азманами. Здесь, в низовьях Дона, жизнь была очень трудная, здесь русские пришельцы, смешиваясь с удальцами сары-азманами, вечно воюя, образовали казачьи поселки и получили название низовых казаков. Все, кто селился к югу от Верхних Раздор, ниже Донца, были низовые казаки. Те, кто селился поверху, севернее Раздор, получили название верховых казаков. Первые городки казачьи были устроены низовыми казаками. И Раздоры, и Монастырский и Махин городки были поставлены ими, они прочно держались по Дону. Живя среди татар, воюя с черкесами на Кубани, перемешавшись и перероднившись с остатками древних народов, живущих в степи, они стали сильно отличаться и видом своим от новых пришельцев. Черноволосые, стройные, подвижные и веселые, способные на всякое лихое, смелое дело, они были настоящими казаками.

Выше Раздор казаки стали селиться позднее. Здесь больше было чисто русских людей, и перемешивались и роднились здешние казаки с русскими же, бежавшими из Рязани. И опасности здесь было меньше, потому жили спокойней. Верховые казаки были волосом русы, носили бороды и говорили чистым русским языком, не вставляя в свою речь татарских слов. Они построили первоначально городок Кагальник на р. Донце, а потом распространились по притокам Дона — рекам Хопру, Медведице и Донцу.

Так создались два вида казаков: низовые и верховые. И различие между ними можно подметить и теперь. Верховые казаки рассудительные, менее быстры в решениях, домовитее, нежели казаки низовые. В низовых чувствуется родство с азиатскими народами и греками из древних Танаид. Старинное воинское племя их породило; и до сего дня они полны боевого задора, воинственны и молодцеваты.

Селясь в степи, устраивая городки, составляя свои казачьи становища, они образовали небольшие общества, или станицы. И станицы эти, по числу казаков, делились на разные приборы, были станицы большого и малого прибора. Эти станицы выбирали себе на год атамана. Выборы атамана, решение различных вопросов, сбор в поход, наконец, в трудные дни вечной войны с татарами, когда нужно было на что-то решиться, казаки собирались на общее собрание, непременно в круг. Живя по-братски, донские казаки не иначе думали о своих делах, как думушку единую. Так и в песне казачьей поется:

Собирались казаки-други, люди вольные,

Собирались они, братцы, во единый круг,

Они думали думушку все единую.

Если была в казачьем городке какая-нибудь часовенка, то и круг собирался возле нее, а если ее не было, то на площади или, как тогда называли, на майдане, выносили образ Спаса или Николая Чудотворца и, поставив его на аналой, становились вокруг него.

В походе же, в поле, съезжались тоже в круг и, часто, не слезая с лошадей, становились лицом друг к другу. Так делали и во время морских набегов, когда лодки для совета собирались в круг. Все стояли лицом друг к другу, всякому было и видно, и слышно все, что делалось и говорилось в кругу, всякий мог свободно говорить и предлагать то, что полезно, всякий мог принять или не принять предложение, но раз что-либо постановил весь круг, то это уже было свято, это был закон. За измену было обычное наказание: в куль, да в воду!

В казаки принимали всякого. Нужно было только, одно непременное условие — вера в Христа. Какая — все равно. Этого не спрашивали. Старая или новая, русская или не русская. Казаки в свое товарищество принимали и смелых татар, и турок, и греков, даже немцы попадали в казаки и быстро принимали все казачьи обычаи и становились настоящими казаками.

— В Бога веруешь? — спрашивали станичники пришлого человека.

— Верую.

— А ну перекрестись!

И татарин, и турок-магометанин принимали веру казачью, веру в Истинного Бога, и сливались с донцами. Казаки, требуя веры, понимали, что только вера в Бога, глубокая и искренняя, даст мужество новому казаку перенести тяжелую жизнь среди военных походов и вечной опасности. Отсюда и пошли по Дону фамилии: Грековых — от греков, Татариновых — от татар, Турченковых, Турчаниновых — от турок, Жидченковых, Жученковых — от жидов, Грузиновых — от грузин, Персияновых — от персов, Черкесовых — от черкес, Сербиновых, Себряковых — от сербов, Миллеровых — от немцев, Калмыковых — от калмыков, Мещеряковых — от мещерских татар, Поляковых — от поляков, но все они стали настоящими казаками и только прозвания их напоминают, кто первый из их рода пришел на Дон.

Свободно, но и тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и ее ставили выше всего. В этой борьбе они забывали о всех радостях земных. В эти поры сложилась среди донцов и поговорка "хоть жизнь собачья, так слава казачья". И гордились казаки этой славой. "Все земли нашему казачьему житью завидуют," — говорили они.

textarchive.ru

Картины жизни донских казаков в романе “Тихий Дон”

Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящен роман М. Шолохова “Тихий Дон”. Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди.

С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – Мелеховы. Шолохов со знанием дела показывает, как устроена жизнь в этом семейном государстве. Последнее слово здесь за родителями, которых нельзя ослушаться. У каждого в семье свои обязанности, без работы никто не сидит. “Славные казаки Мелеховы”, – говорит о них дед Гришака.

Без труда донских станичников представить нельзя. На сенокос выходит весь хутор, одетый по-праздничному. Помолясь, начинают косить, работают дружно до самой темноты. А вечером собираются у костра, чтобы подкрепиться нехитрой похлебкой. И наши герои счастливы, потому что работа им не в тягость, а в радость.

Еще одной обязанностью казачества была воинская служба, на которую они являлись со своим конем и “справой”. И Пантелей Прокофьич заранее “сбирает” амуницию для Григория. С детства сыны казаков знакомы с шашкой, знают, что такое воинский

долг, дисциплина. Этим они отличались от крестьян, к которым относились свысока. Казаки ставили себя на более высокую ступень по отношению к этим простым труженикам, хотя работа в поле, ловля рыбы на Дону – такие же источники жизни для них, как и для мужиков.

В романе показано и то, как умеют веселиться казаки во время свадьбы. Шутки, прибаутки, поговорки сыплются как из рога изобилия, обряд проходит по всем правилам, как в старые времена.

Отношение к женщине, матери является нравственным мерилом казачества. Яркие женские героини в романе Аксинья и Наталья такие разные, но так похожа их судьба: безмерная любовь к Григорию, смерть детей, их гибель. Они яркое воплощение образа казачек, для которых главное – семья, дети, любовь. Такова и мать героя Василиса Ильинична, посвятившая свою жизнь сохранению семьи, воспитанию детей. Она согревает своим теплом разных людей, в ее сердце нет места ненависти ни к белым, ни к красным. Она против бессмысленной бойни, которая происходит на ее глазах.

Начало и конец произведения Шолохова связаны с описанием дома Мелеховых. Только в начале романа “на базу” у Пантелея слышны суетливые голоса, все дышит жизнью, в конце – Григорий обнимает сына у ворот дома, такого опустевшего, но все же родного. Жизнь продолжается, казак не сломлен, потому что он любит эту землю, родной дом, ценит труд и свободу.

.

ege-essay.ru

Картины гражданской войны в романе “Тихий Дон”

Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Семьи их жили своим трудом, в достатке и уважении. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает революция. И перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить – красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа Бога; или белым, тем, кому служили верой и правдой еще их деды и прадеды. Но нужна ли народу эта революция и война? Зная, какие жертвы нужно будет принести, какие трудности преодолеть, народ, наверное, ответил бы отрицательно. Мне кажется, никакая революционная необходимость не оправдывает всех жертв, сломанных жизней, разрушенных семей. И вот, как пишет Шолохов, “в смертной драке брат идет на брата, сын на отца”. Даже Григорий Мелехов, главный герой романа, ранее противившийся кровопролитию, сам

легко решает чужую участь. Конечно, первое убийство человека глубоко и больно поражает его, заставляет провести немало бессонных ночей, но война делает его жестоким. “Я сам себе страшный стал…В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе”,- признается Григорий. Жестокими стали все, даже женщины. Вспомнить хотя бы сцену, когда Дарья Мелехова без раздумий убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны. Неужели “на потребу богатым гонят на смерть”? Или же отстаивать права, общие для всех, смысл которых не очень – то понятен народу. Простой казак может только видеть, что война эта становится бессмысленной, ведь нельзя же воевать за тех, кто грабит и убивает, насилует женщин и поджигает дома. А такие случаи были как со стороны белых, так и со стороны красных. “Все они одинаковы…все они – ярмо на шее казачества”, – говорит главный герой.

На мой взгляд, главную причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого в те времена, Шолохов видит в драматизме перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни. Сталкиваются два мира: все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а новое еще нужно принять и привыкнуть к нему.

.

ege-essay.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта