Битвы Александра Невского. Невская битва Александра Невского. Картина невская битва


Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах
  • 06 Июль 2018

    8 июля, Воскресенье, после Литургии, в трапезной храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах пройдут лекции в Воскресной школе для взрослых.  В 11.30 лекция по предмету "Священное Писание":  " Послушание Авраама ".  В 12.30 лекция по предмету "Христианская философия":  Триадологические споры (богословско-философские дискуссии о Божественной Троице).  Ведущий - Аркадий Малер, преподаватель философии философского факультета ГАУГН и Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе, член Синодальной Библейско-богословской комиссии. Вход свободный.

  • 29 Июнь 2018

    1 июля, Воскресенье, после Литургии, в трапезной храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах пройдут лекции в Воскресной школе для взрослых.  В 11.30 лекция по предмету "Священное Писание":  " Призвание Авраама ".  В 12.30 лекция по предмету "Христианская философия":  Понятие Откровения и теория "авраамических религий".  Ведущий - Аркадий Малер, преподаватель философии философского факультета ГАУГН и Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе, член Синодальной Библейско-богословской комиссии. Вход свободный.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

Битвы Александра Невского. Невская битва Александра Невского :: SYL.ru

Легендарный русский полководец Александр Невский снискал себе воинскую славу в нескольких битвах, речь о которых пойдет в этой статье. О его жизни и деяниях была написана целая литературная повесть, а также он удостоился чести быть канонизированным церковью после своей смерти. Имя этого человека вдохновляло множество поколений, живших несколько веков спустя. Можно предположить, что талант полководца передался и князю Дмитрию Донскому, прадедом которого был Александр Невский. Куликовская битва, где одержал блестящую победу его правнук, стала первым серьезным поражением татаро-монгольских войск и полным разгромом полчищ Мамая.

Предыстория

До сих пор неизвестна точная дата рождения Александра Ярославича, которого впоследствии народ прозвал Невским. По одной версии, он появился на свет в Переяславле-Залесском в мае, а по другой – в ноябре 1220 года. Он был вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича, являвшегося правнуком Мономаха. Почти все детство и юность Александра прошли в Новгороде.

В 1225 г. князь Ярослав произвел над своими сыновьями обряд княжеского пострига, или посвящения в воины. После этого Александра и его старшего брата отец оставил в Великом Новгороде, а сам уехал в Переяславль-Залесский по неотложным делам. Его дети были посажены на великое княжение, которое происходило под присмотром доверенных бояр во главе с Федором Даниловичем.

В 1233 году произошло непредвиденное событие. Умер старший сын князя Ярослава, Федор. В скором времени состоялся и первый военный поход Александра на Дерпт, который в то время был в руках у ливонцев. Марш, проходивший под предводительством его отца, закончился победой русского оружия на реке Омовже.

Через 3 года после смерти старшего сына Ярослав уехал править в Киев, столицу всея Руси. Именно с этого момента Александр становится полноправным новгородским князем. В начале своего правления он занимался исключительно укреплением своего города. В 1239 году отец женил его на дочке Брячислава, полоцкого князя, а уже в следующем году у Александра родился первенец, которого нарекли Василием.

Причины нападения

Надо сказать, что псковская и новгородская земли были практически свободны от татаро-монгольского правления. Поэтому они славились своим богатством: в лесах в изобилии водились пушные звери, купцы были на редкость предприимчивы, а ремесленники слыли великими умельцами. Неудивительно, что на эти территории все время посягали алчные соседи: Литва, шведские феодалы и германские рыцари-крестоносцы. Последние постоянно ходили в военные походы то в землю обетованную, то в Палестину.

Григорий IX, тогдашний папа римский, благословлял европейских рыцарей на войну с язычниками, в число которых, по их мнению, входили и жители новгородских и псковских земель. Он заранее отпускал воинам все грехи, совершаемые ими во время походов.

Планы врагов

Первая битва Александра Невского как полководца состоялась в 1240 году. Тогда ему было всего 20 лет. Необходимо отметить, что шведы стали готовиться к войне еще за 2 года до ее начала. Они первыми предприняли попытку завоевать русские земли. Для этого в 1238 году король Швеции Эрих Картавый заручился поддержкой и благословением папы римского начать Крестовый поход против Новгородского княжества. И уже по сложившейся традиции тем, кто примет участие в военных действиях, было гарантировано отпущение всех грехов.

Уже через год немцы со шведами вели интенсивные переговоры относительно плана наступления. Было решено, что первые пойдут к Новгороду через Псков и Изборск, а вторые, уже захватившие Финляндию, подтянутся с севера, со стороны реки Невы. Шведскими воинами командовал зять короля ярл (князь) Биргер, впоследствии основавший Стокгольм, и Ульф Фаси. Кроме того, крестоносцы собирались еще и обратить новгородцев в католическую веру, а это считалось пострашнее монгольского ига. Об этих планах знал и Александр Невский. Невская битва, таким образом, была предрешена.

Наступление

Лето 1240 года. Корабли Биргера появились на Неве и остановились у устья реки Ижоры. Его войско состояло не только из шведов. В него входили также норвежцы и представители финских племен. Кроме того, завоеватели взяли с собой и католических епископов, которые несли в одной руке крест, а в другой - меч. Биргер намеревался добраться до Ладоги, а оттуда уже спуститься к Новгороду.

Шведы со своими союзниками высадились на берег и раскинули лагерь в районе впадения Ижоры в Неву. После этого Биргер отправил новгородскому князю послание о том, что он объявляет ему войну. Получилось так, что Александр Ярославич узнал о прибытии шведов раньше, чем ему доставили это сообщение. Он решает внезапно атаковать неприятеля. Времени, чтобы собрать большое войско, не было, поэтому князь выступил против врага со своей ратью, немного пополнив ее новгородскими добровольцами. Но перед тем как отправиться в поход, он, согласно старинному обычаю, посетил Софийский собор, где получил благословение от владыки Спиридона.

Биргер был совершенно уверен в своем военном превосходстве и даже не подозревал о том, что может подвергнуться внезапному нападению, поэтому лагерь шведов не охранялся. Утром 15 июля его атаковала русская рать. Ею командовал сам Александр Невский. Битва на Неве, начавшаяся так внезапно, застала Биргера врасплох. Он даже не успел выстроить свое войско для боя и оказать организованное сопротивление.

Битва Александра Невского со шведами

Сразу же русские войска, используя элемент неожиданности, стали оттеснять неприятеля к реке. А в это время пешие ополченцы рубили мостки, которые соединяли шведские корабли с берегом. Им даже удалось захватить и уничтожить несколько вражеских судов.

Надо сказать, что русские войска сражались самоотверженно. Согласно летописи бесчисленное множество шведов положил и сам князь Александр. Невская битва показала, что русские ратники были сильными и очень смелыми воинами. Об этом свидетельствуют и многочисленные факты. К примеру, новгородец Сбыслав Якунович только лишь с одним топором в руках смело ринулся в гущу врагов, при этом кося их налево и направо. Другой его соотечественник - Гаврило Олексич - гнал самого Биргера до корабля, но его сбросили в воду. Он снова ринулся в бой. На этот раз ему удалось убить епископа, а также одного из знатных шведов.

Итоги битвы

Во время сражения новгородские добровольцы топили шведские корабли. Уцелевшие остатки войск во главе с Биргером бежали на уцелевших судах. Потери русских были весьма незначительными – всего 20 человек. Шведы же после этого сражения загрузили три корабля телами только одних вельмож, а остальных бросили на берегу.

Победа, одержанная в ходе сражения, показала всем, что русское войско не утратило былую доблесть и сможет достойно защитить свою землю от нападок внешнего врага. Успех в этой баталии содействовал и повышению военного авторитета, который снискал себе Александр Невский. Невская битва имела также и огромное политическое значение. Планы немецких и шведских завоевателей на этом этапе были сорваны.

Битва Александра Невского - Ледовое побоище

Рыцари Ливонского ордена летом того же года вторглись на русские земли. Они подошли к стенам Изборска и штурмом взяли город. После этого они преодолели реку Великую и разбили лагерь прямо под стенами Псковского кремля. Целую неделю они осаждали город, но до штурма дело не дошло: его сдали сами жители. После этого рыцари взяли в плен заложников и оставили там свой гарнизон. Но аппетиты немцев росли, и останавливаться на достигнутом они не собирались. Крестоносцы постепенно приближались к Новгороду.

Князь Александр собрал войско и в марте 1242 года снова отправился в поход. Вскоре он уже был под Псковом вместе с братом Андреем Ярославичем и его суздальской дружиной. Они окружили город и захватили в плен рыцарский гарнизон. Новгородский князь решил перенести военные действия на территорию врага. В ответ на это Орден собрал большое войско, в которое входили практически все его рыцари и епископы, а также шведские воины.

Две враждующие стороны сошлись 5 апреля того же года вблизи Чудского озера. Немцы выбрали неудачную позицию для атаки. К тому же они ожидали, что русские войска расположатся в обычном порядке, но поломать такой стереотип впервые решился Александр Невский. Битва на озере завершилась полной победой русских и окружением немцев. Те, кому удалось вырваться из кольца, бежали по льду, а у противоположного берега проваливались под него, так как на воинах были тяжелые рыцарские доспехи.

Последствия

Итогом данного сражения является заключение мирного договора между Орденом и Новгородским княжеством. Немцы вынуждены были возвратить все ранее завоеванные территории. Кроме того, битва Александра Невского с войсками крестоносцев на Чудском озере была по-своему уникальной. Впервые за всю историю военного искусства войска, состоящие по большому счету из одной пехоты, сумели разгромить тяжелую рыцарскую конницу.

Канонизация и почитание

В ноябре 1283 года, возвращаясь из Золотой Орды, князь Александр внезапно заболел и вскоре умер в стенах Городецкого монастыря. Но перед этим он успел принять иноческую схиму под именем Алексия. Его останки должны были переправить во Владимир. Путь от монастыря до города продолжался 9 дней, в течение которых тело оставалось нетленным.

Заслуги князя Александра Ярославича были оценены по достоинству. Русская Православная церковь канонизировала его в 1547 году. А при Екатерине I учредили орден Александра Невского – одну из высших наград России.

Битва Александра Невского со шведскими завоевателями, а затем и с рыцарями Ливонского Ордена позволила сохранить не только культурное достояние Руси, но и православную веру, не дав насадить на этой земле католическую церковь во главе с папой римским.

www.syl.ru

Великий князь Александр Невский выиграл битву со шведами в 1240 на Неве вместе с венетами. Венеция.: viktoriiako

Создаю страничку, посвященную Александру Невскому и Невской Битве. Думаю, что эта битва должна была остаться в  библиотеках всего Мира и буду благодарна за помощь в поиске картинок и текстов.Очень хочется дополнить новыми матриалами о Великом Князе Александре Ярославовиче и битве на Неве, чтобы понять куда делась наша История. Дополняйте и давайте ссылки на дополнения.Я почему-то уверена, что и Александровская Колонна (Александрийский Столб) на Дворцовой площади и Александрийская Библиотека и Александрийский Маяк были названы в честь русского князя Александря Невского.Сегодня я в сотый раз уверилась в своем предположении, что Венеция и Северная Венеция - это одна страна. Вы мне сейчас можете не поверить, но самое интересное, что это так. Потихоньку, сами это остро почувствуете, как и я. И как бы это от нас этот факт не скрывали и не прятали Истину, как бы не сжигали нашу Историю, но гены говорят, что это был один непокорный Народ, который строил красивейшие Здания, Создавал великолепные Скульптуры и развивал Искусство Театра. Развитие русского балета и Театров на юге Империи на юге современной Турции отвечал и Великий Князь Александр Ярославович, Александр Невский.Теперь уже давно разлучены браться и обращены в разные веры, но остается - тяга к красоте и гармонии.Поэтому и у них и у нас уничтожается промышленность и закапывается Великая История, потому что хотят Войну, а красота, которую несут русские и венецианцы может спасти Мир и именно этот девиз на флаге Венеции. Именно поэтому инквизиция уродует виды этих городов как может, строя чудовищные, безобразные коробки в Венеции, прямо в центре города и в Санкт-Петербурге из красивейших статуй ваяют уродцев.но Красота обязательно спасет Мир. Миру - Мир!

Республика Венеция и Северная Венеция - Санкт - Петербург - были действительно одной Великой Страной с самым лучшим в мире Флотом - Это изначально морские города. Именно поэтому нам теперь врут что Питеру всего 300 лет и русские не имели выхода к морю.Обратите внимание на русский Флот на картинах помеченных ***. У русских в 1240 году флот действительно был. Флот в России возник задолго до Петра Первого. Из тура по Европе к нам вернулся уже не русский Царь Петр Великий Император Великой Империи, а фальшивка, подмененный голландцами Петр Первый, который был посажен нам уничтожить русскую Историю, сжечь древнеславянские и венетов летописи и переписывать их Историю. Сейчас тоже нами правит человек, который попустительствует уничтожению красоты Питера и разрушению промышленности и он копия похож на голландца с картины Яна Ван Эйка.

Но память об Александре Невском жива до сих пор и никаие голландцы и англичане не в силах её у нас отнять, особенно если вы сами чувствуете внутреннюю красоту и гармонию накопленную предками за 7524 года Истории русских.

Кившенко А.Князь Александр наносит рану шведскому военачальнику.А теперь смотрим на флаги.Видите Андреевский флаг красного цвета? Так вот  в Венеции как раз голубой флаг, как и у нас и в Шотландии.Не даром же на всех гравюрах русский Флот в Северной Войне похож на венецианский (сам следующую запись)В Венеции и сейчас ещё почитают этот Андреевский Флаг  Венецианцы цепляются за форму эпохи Петра Первого в надежде хоть как-то воссоздать свою Историю и не понимают куда ушли этруски с юга Италии. А этруски - русские ушли на Север, в Питер!  Как на самом деле похожи по духу эти города?

Узнаете Узор с Аничкова Моста и Лейтенанта Шмидта? но вернусь к теме: как это на неве не было города, если битву Ал Невский выиграл ещё в 1240 году и наши земли  - это Новгородские земли испокон веков.

Александр Невский. Левая часть триптиха "За Землю Русскую"

Пронтенко Олег Семенович

Лицевой Летописный Свод том 6 стр 28 . Тогда же проявили себя 6 храбрецов, который с ним рядом сражались.

Ручий Галина Павловна. Посвящение в воины Князя Александра Ярославовича.

Petr Mikhailovich Shamshin

Шарабаров Александр Викторович Александр Невский. Дорога в будущее.

Боголюбов Алексей Alexander NevskyТело Александра Невского готовят к сожжению на костре, на русском корабле. В Индии, до сих пор остался русский обычай провожать усопших на берегу и сжигая их на Воде.Русских князей таким образом посылали в Мир иной на кораблях.

Александр Шевелёв

С. Присекин, 1983

Невская битва. Поединок Александра Невского и Биргера. Фёдор Антонович Моллер. 1856

Александр Невский и Сартак в Орде. Ф. А. Москвитин.

Триптих Александр Невский. 1943.Центральная часть.

Триптих Александр Невский. 1943.Левая часть.

Триптих Александр Невский. 1943.Правая часть. и полностью триптих выглядит так:

Серов В.А. Въезд Александра Невского в Псков.

Катющик Виктор. Александр Невский.

В.М. Сибирский. Александр Невский

Александр Ярославич Невский, Великий князь. Гравюра. 1807

***Русский флот, Русский парусный Флот до Петра Первогои Под Ал. Невским Попона. Флаг Сан Марко. Герб Венеции на попоне. Александр Невский -  Александр Македонский до Разделения Империи. Великая Греко-РОссийская Восточная Империя.

В 1237 г. Тевтонский орден и меченосцы объединились для покорения Северной Руси. В то же время шведы, воспользовавшись тем, что Русь была ослаблена татаро-монгольским нашествием, вознамерились захватить новогородские земли.

В 1240 г. шведский король послал к Новгороду войско во главе со своим зятем Биргером. Уверенный в победе Биргер отправил князю новогородскому Александру Ярославичу надменное послание: “Если можешь, сопротивляйся. Знай, что я уже здесь и пленю землю твою”. Князь Александр с малой дружиной быстрым маршем двинулся на встречу незванным гостям. Ранним утром 15 июля 1240 г. новогородское ополчение внезапно ударили по вражескому лагерю. Во время сражения князь Александр вступил в поединок с Биргером и нанес ему тяжелую рану. Биргеру с остатками шведского войска удалось бежать. За эту победу Александр Ярославич получил прозвание “Невский”.

Александр Невский у татарского хана

Семирадский Генрих. Александр Невский в Орде. Картон для росписи храма Христа Спасителя в Москве. 1876 г..

***Флот русских. Русский парусный флот.Невская битва

Александр Невский, молящий об избавлении Отечества. Басин П

Александр Невский. Быстров А.

 ***Флот русских. Русский парусный флот до Петра Первого.Битва Александра Невского со шведами. Чориков Б.

После Ледового побоища. Лансере Е.Е.

Битвы предков. Зиновьев Н.

Alexander Nevsky

Александр Невский - Крисоченко Павел.

Назарук Вячеслав Михайлович . "Ледовое побоище", 1984 год.

В. А. Серов. "Ледовое побоище"

Костылев Дмитрий, "Александр Невский, Ледовое Побоище", фрагмент, 2005 год

Александр Невский

Кончина Александра НевскогоОсенью [1263 г.] Александр, уже слабый здоровьем, возвратился в Нижний Новгород и, приехав оттуда в Городец, занемог тяжкою болезнию, которая пресекла его жизнь 14 ноября.Истощив силы душевные и телесные в ревностном служении отечеству, пред концом своим он думал единственно о Боге: постригся, принял Схиму и, слыша горестный плач вокруг себя, тихим голосом, но еще с изъявлением нежной чувствительности сказал добрым слугам: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостию!»Они все готовы были лечь с ним в гроб, любив его всегда - по собственному выражению одного из них - гораздо более, нежели отца родного. Митрополит Кирилл жил тогда в Владимире: сведав о кончине великого Князя, он в собрании Духовенства воскликнул: «Солнце отечества закатилось!»Никто не понял сей речи. Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал:«Не стало Александра!» Все оцепенели от ужаса: ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время. Духовенство, Бояре, народ в глубокой скорби повторяли одно слово: «погибаем!»...Тело великого Князя уже везли в столицу: несмотря на жестокий зимний холод, Митрополит, Князья, все жители Владимира шли навстречу ко гробу до Боголюбова; не было человека, который бы не плакал и не рыдал; всякому хотелось облобызать мертвого и сказать ему, как живому, чего Россия в нем лишилась. Что может прибавить суд Историка, в похвалу Александру, к сему простому описанию народной горести, основанному на известиях очевидцев?Добрые Россияне включили Невского в лик своих Ангелов хранителей и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику отечества, разные благоприятные для России случаи: столь потомство верило мнению и чувству современников в рассуждении сего Князя!Имя Святого, ему данное, гораздо выразительнее Великого: ибо Великими называют обыкновенно счастливых; Александр же мог добродетелями своими только облегчать жестокую судьбу России, и подданные, ревностно славя его память, доказали, что народ иногда справедливо ценит достоинства Государей и не всегда полагает их во внешнем блеске Государства.Самые легкомысленные Новогородцы, неохотно уступив Александру некоторые права и вольности, единодушно молили Бога за усопшего Князя, говоря, что «он много потрудился за Новгород и за всю землю Русскую».Тело Александрово было погребено [23 ноября] в монастыре Рождества Богоматери (именуемом тогда Великою Архимандритиею), где и покоилось до самого XVIII века, когда государь Петр I вздумал перенести сии остатки бессмертного Князя на берега Невы, как бы посвящая ему новую свою столицу и желая тем утвердить ее знаменитое бытие.Поэтому я уверена, что Колонна на Дворцоаой Площади посвящена Именно Св. Алексадру Невскому.

Святослав Всеволодович.Андрей Ярославич.Александр НевскийСвятой благоверный великий князь Александр НевскийЛедовое побоищеПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОВЕРНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА

viktoriiako.livejournal.com

Невская битва Википедия

Не́вская би́тва — сражение на реке Неве между новгородским войском под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском 15 июля по юлианскому календарю (22 июля по пролептическому григорианскому календарю) 1240 года. В дальнейшем Александр Ярославич получил прозвище «Невский» по названию реки и битвы[4][5][6].

Устье реки Ижоры

Предпосылки

В первой половине XIII века происходили многочисленные столкновения между различными карельскими, финскими, балтийскими и славянскими племенами, которые жили вперемежку и то нападали друг на друга, то объединялись, чтобы вместе защищаться или нападать на другие племена. Шведы пытались обратить в свою веру, тем самым подчинив их своей власти, карельские, финские, балтийские и славянские племена, а также обложить их данью, ими предпринимались неоднократные грабительские рейды по берегам Невы и непосредственно в новгородские земли. В отдельные периоды истории, например, в конце XII в. и сама Швеция, ослабевшая в результате внутриусобных конфликтов, подвергалась набегам карельских и финских племен, а в 1187 году вместе с новгородским войском они сожгли древнюю столицу Швеции Сигтуну.

В этом противостоянии обе стороны, и русская, и шведская, стремились поставить под свой контроль территорию, прилегающую к реке Неве, связывающей Балтийское море и Ладожское озеро, а также Карельский перешеек.

В декабре 1237 года папа римский Григорий IX провозгласил второй крестовый поход в Финляндию, а в июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр объединённого ордена Герман фон Балк договорились о разделе Эстонии и военных действиях против Руси на территориях, прилегающих к Балтийскому морю, с участием шведов[7]. Русские земли в эти годы были ослаблены монгольским нашествием.

Перед битвой

Летом 1240 года шведские корабли прибыли в устье реки Невы. Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули свои шатры в том месте, где Ижора впадала в Неву. Новгородская первая летопись старшего извода сообщает об этом так:

Придоша Свѣи в силѣ велицѣ, и Мурмане, и Сумь, и ѣмь в кораблихъ множьство много зѣло; Свѣи съ княземь и съ пискупы своими; и сташа в Невѣ устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгородъ и всю область Новгородьскую.

Согласно этому сообщению в составе войска шведов были норвежцы и представители финно-угорских племен сумь и емь, в войске находились также католические епископы. Границы Новгородской земли охранялись «сторожами»: в районе Невы, по обоим берегам Финского залива, находилась новгородская «морская стража» из финно-угорского племени ижора. На рассвете июльского дня 1240 года старейшина Ижорской земли Пелгусий, находясь в дозоре, обнаружил шведскую флотилию и спешно послал доложить обо всем Александру.

Ливонский поход на Русь начался в августе, чем может объясняться, с одной стороны, выжидательная позиция шведов, а с другой — незамедлительная реакция Александра[7]. Получив известие о приближении противника, князь Александр Ярославич принял решение действовать своими силами, не запрашивая помощь у отца[8]. Согласно «Житию», Александр выступил с малой дружиной (двором), и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. Также в битве участвовали ополченцы из новгородской крепости Ладоги, присоединившиеся по пути.

По принятому обычаю воины собрались у собора Святой Софии и получили благословение от архиепископа Спиридона. Александр воодушевил дружину речью, фраза которой дошла до наших дней и стала крылатой[8][9]:

Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог.

Отряд Александра продвигался сушей вдоль Волхова до Ладоги, затем повернул к устью Ижоры. Войско в основном состояло из конных воинов, но в нём были и пешие силы, которые для того, чтобы не терять время, также передвигались на лошадях.

Ход битвы

Невская битва (фрагмент иконы «Александр Невский со сценами жития», XIX век)

15 июля 1240 года началось сражение. Сообщение Первой новгородской летописи старшего извода достаточно кратко:

И ту убиенъ бысть воевода ихъ, именемь Спиридонъ; а инии творяху, яко и пискупъ убьенъ бысть ту же; и множество много ихъ паде; и накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла; а инии мнози язвьни быша; и в ту нощь, не дождавше свѣта понедѣльника, посрамлени отъидоша.

Александр «на лице самого короля оставил след острого копья своего…»[8]. Кирпичников А. Н.[3] трактует это сообщение как нарушение дружиной Александра строя отряда шведского короля уже при первом конном копейном столкновении. В русском войске помимо княжеского отряда были как минимум 3 отряда знатных новгородцев, имевших свои дружины, и ладожский отряд[3].

Б. Чориков. «Победа Александра Невского над шведами»

В «Житии», которое имеется в младшем изводе Новгородской первой летописи, упоминаются шесть воинов, совершивших подвиги во время сражения (из них трое дружинников князя и трое новгородцев):

Гаврило Олексич, «увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем», поднялся на борт, был сброшен вниз, но потом снова вступил в бой. Сбыслав Якунович, вооружённый только одним топором, бросился в самый центр вражеского войска, а за ним ловчий Александра — Яков Полочанин размахивал своим длинным мечом. Отрок Савва проник в центр шведского лагеря, «ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатёрный»[8]; потеряв опору, шатёр свалился на землю. Новгородец Миша со своей дружиной сражался в пешем строю и потопил три вражеских корабля. Шестой упомянутый воин — слуга Александра Ярославича Ратмир — сражался пешим против нескольких шведов, был ранен и погиб.

Сражение длилось до наступления вечера; к ночи противники разошлись. Шведы потерпели поражение, и к утру отступили на уцелевших кораблях, и переправились на другой берег.

Уходу остатков шведского войска не препятствовали. Сказались ли здесь рыцарские приемы ведения боя, позволявшие во время передышки хоронить своих, или новгородцы сочли дальнейшее кровопролитие напрасным, или Александр Ярославич не хотел рисковать своим понесшим потери войском — нельзя исключить ни одно из этих объяснений.

[3]

Потери русского войска составили до 20 состоятельных воинов (к этому числу следует прибавить их погибших дружинников[3]), тогда как шведы «накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла»[10] (таким образом общее число погибших шведов измерялось либо также десятками, либо даже сотнями[3]). Кроме того, по сообщению «Жития», на другом берегу Невы на следующий день местные жители обнаружили много непогребенных тел шведов.

Результат битвы

«Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (картина Н. К. Рериха)

Одержав победу над шведами, русские войска остановили их продвижение на Ладогу и Новгород и тем самым предупредили опасность скоординированных действий Швеции и Ордена в ближайшем будущем.

Однако из-за страха перед тем, что после победы роль Александра в ведении дел может возрасти, новгородские бояре стали строить князю всевозможные козни. Александр Невский уехал к отцу, но уже через год новгородские жители снова пригласили князя для продолжения войны с Ливонским орденом, подошедшим к Пскову.

Летописи

Это Новгородская первая летопись старшего извода, несколько вариантов агиографической Повести о житии Александра Невского, написанной не позднее 80-х годов XIII века, а также более поздняя Новгородская первая летопись младшего извода, зависимая от двух указанных выше источников. В 1240 году действительно состоялся поход на Русь небольшого скандинавского отряда (в рамках крестового похода в Финляндию)[11]

По предположению Н. И. Костомарова, шведскую армию действительно мог возглавлять зять короля Биргер Магнуссон[12], но он стал ярлом Швеции только в 1248 году, а в 1240 году ярлом был Ульф Фаси, который и командовал походом. При этом Биргер не участвовал в походе[1], хотя встречается и противоположная точка зрения[2]. Однако, исследование останков Биргера в 2002 году показало, что на правой глазнице его черепа обнаружены явственные следы прижизненных повреждений, напоминающие следы от удара оружием. Хотя ярл участвовал в многочисленных сражениях, в которых мог получить подобную травму, и у себя на родине, это перекликается с тем, что Александр Невский в этой битве самому королю возложил печать на лице острым своим копием[13].

Критика источников

Сражение не упоминается в шведских источниках, в частности, в составленной в 1320-х годах рифмованной «Хронике Эрика»[14]. Известно, что в Швеции с 1222 по 1248 год была гражданская война, когда ярл Биргер получил власть. Хотя летописи упоминают норвежцев как союзников шведов, на деле обе страны были на грани войны, в том числе из-за присоединения в 1225 году Вермланда[15]. Враждебные настроения исчезают только в 1249 году после заключения мира в Лёдёсе[16]. В подобной междоусобице Швеция вряд ли была способна на масштабное вторжение и, возможно, что в русских летописях речь идёт об одной из многочисленных приграничных стычек, которую князь Александр преувеличил, а шведы промолчали о ней, в политических целях[17]. Некоторые историки, подвергают сомнению достоверность свидетельств о Невской битве[18][19].

Память о Невской битве

Александро-Невская лавра

В 1710 году Петр I в память о Невской битве основал в устье Чёрной речки (ныне река Монастырка) в Санкт-Петербурге Александро-Невской монастырь[20][21]. В то время ошибочно считалось, что битва проходила именно на этом месте[20]. Возведение монастыря осуществлялось по проекту Доменико Трезини. В дальнейшем ансамбль монастыря развивался по замыслу других архитекторов[21].

Памятный камень на берегу

30 августа 1724 года из Владимира сюда были перевезены останки Александра Ярославича. В 1797 году, при императоре Павле I, Александро-Невскому монастырю была присвоена степень лавры. В архитектурный ансамбль Александро-Невской лавры входят: Благовещенская церковь, Фёдоровская церковь, Троицкий собор и другие. Ныне Александро-Невская лавра — государственный заповедник, на территории которого расположен Музей городской скульптуры с некрополем XVIII века (Лазаревское кладбище) и некрополем мастеров искусств (Тихвинское кладбище). В лавре похоронены Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Васильевич Суворов, Денис Иванович Фонвизин, Николай Михайлович Карамзин, Иван Андреевич Крылов, Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Пётр Ильич Чайковский, Фёдор Михайлович Достоевский и многие другие деятели, вошедшие в историю России.

Церковь Александра Невского в Усть-Ижоре

В честь победы в Невской битве в Усть-Ижоре в 1711 году была построена деревянная церковь[22].

До начала нового столетия церковь несколько раз горела и несколько раз была восстановлена. В 1798 году на средства местных жителей был воздвигнут каменный храм с колокольней и чугунной решёткой.

В 1934 году храм был закрыт и использовался как склад. Во время блокады Ленинграда колокольня храма была взорвана, потому что служила ориентиром для немецкой артиллерии[22].

В 1990 году начались работы по реставрации храма, а в 1995 году, 12 сентября он был освящён. При храме находится небольшое прицерковное кладбище, где 6 декабря 2002 года был установлен и освящён памятник-часовня с поясным (бронзовым) образом Александра Невского.[23]

Церковь располагается в Колпинском районе Санкт-Петербурга по адресу: пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 217.

В художественной литературе

  • Ян В. Г. Юность полководца. Историческая повесть // В кн.: Ян В. Г. К последнему морю. Юность полководца. — М.: Правда, 1981. — С. 317-507.
  • Субботин А. А. За землю Русскую. Исторический роман. — М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1988. — 718 с.: ил. — (Библиотека «Отчизны верные сыны»).

В кино

На монетах и почтовых марках

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Похлёбкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. — М.: Международные отношения, 1995.
  2. ↑ 1 2 3 4 Пашуто В. Т. Александр Невский. — М.: Молодая гвардия, 1974. — С. 62—67.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Электронная библиотека Библиотекарь.Ру. Две великих битвы Александра Невского. Проверено 21 сентября 2008. Архивировано 8 февраля 2012 года.
  4. ↑ Пашуто В. Т. Александр Невский. — М.: Молодая гвардия, 1974. — С. 67: За мужество, проявленное в битве, народ прозвал Александра Ярославича «Невским».
  5. ↑ Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263—2000). — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — С. 40: Прозвище «Невский» Александр Ярославич получил благодаря битве на Неве 15 июля 1240 г.
  6. ↑ Сиренов А. В. О прозвищах древнерусских князей // Петербургский исторический журнал. — 2017. — № 2 (14). — С. 188: В любом случае, в начале XVI в. только два древнерусских князя носили прозвища, данные им книжниками по названиям рек и битв — это Александр Невский и Дмитрий Донской. Один из них защищал от захватчиков Родину с запада, а другой — с востока.
  7. ↑ 1 2 Ужанков А. Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского
  8. ↑ 1 2 3 4 Житие Александра Невского
  9. ↑ Воскресная школа Воскресенского Новодевичьего монастыря. Церковь святого благоверного князя Александра Невского в Усть-Ижоре. Проверено 22 сентября 2008. Архивировано 8 февраля 2012 года.
  10. ↑ Новгородская первая летопись старшего извода. В лето 6748
  11. ↑ Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. Изд. 2-е, доп., 2010 год, 592 стр., ISBN 978-5-388-00696-7
  12. ↑ Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ. Архивировано 31 мая 2012 года.
  13. ↑ «Король без имени»: Биргер Магнуссон
  14. ↑ Данилевский И. Н. Александр Невский: Парадоксы исторической памяти // «Цепь времён»: проблемы исторического сознания. — М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2005. — С. 119—132
  15. ↑ [1] Värmlandståget 1225.Ulf Sundberg. 1999. Svenskt Militärhistoriskt Bibliotek.
  16. ↑ [2] Freden i Lödöse 1249. Ulf Sundberg. 1997. Svenskt Militärhistoriskt Bibliotek
  17. ↑ [3] The image of Alexander Nevskij in the battle of Ivan IV against the infidels. Mari Mäki-Petäys. XX valtakunnallinen yleisen historian tutkijaseminaari. 2001. Tampere.
  18. ↑ Александр Нестеренко. «Александр Невский» Издательство: Олма-Пресс. Серия: Альтернатива. История, которую мы не знаем ISBN 5-224-05360-9
  19. ↑ Борис Кагарлицкий Александр Нестеренко. Александр Невский // Критическая Масса. — 2006-01-01.
  20. ↑ 1 2 Энциклопедия Санкт-Петербурга. Невская битва 1240. Проверено 21 сентября 2008.
  21. ↑ 1 2 Чеснокова А. Н. Парадный въезд в новую страницу // Невский проспект. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 7-9. — 208 с. — (Туристу о Ленинграде).
  22. ↑ 1 2 Энциклопедия Санкт-Петербурга*. Александра Невского в Усть-Ижоре церковь. Проверено 22 сентября 2008.
  23. ↑ Создание памятника Александру Невскому на месте «Невской битвы». Мой мир@Mail.Ru  (недоступная ссылка — история) (12 ноября 2008). Проверено 25 января 2016. Архивировано 17 апреля 2013 года.

Ссылки

wikiredia.ru

Невская битва — википедия фото

Предпосылки

В первой половине XIII века происходили многочисленные столкновения между различными карельскими, финскими, балтийскими и славянскими племенами, которые жили вперемежку и то нападали друг на друга, то объединялись, чтобы вместе защищаться или нападать на другие племена. Шведы пытались обратить в свою веру, тем самым подчинив их своей власти, карельские, финские, балтийские и славянские племена, а также обложить их данью, ими предпринимались неоднократные грабительские рейды по берегам Невы и непосредственно в новгородские земли. В отдельные периоды истории, например, в конце XII в. и сама Швеция, ослабевшая в результате внутриусобных конфликтов, подвергалась набегам карельских и финских племен, а в 1187 году вместе с новгородским войском они сожгли древнюю столицу Швеции Сигтуну.

В этом противостоянии обе стороны, и русская, и шведская, стремились поставить под свой контроль территорию, прилегающую к реке Неве, связывающей Балтийское море и Ладожское озеро, а также Карельский перешеек.

В декабре 1237 года папа римский Григорий IX провозгласил второй крестовый поход в Финляндию, а в июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр объединённого ордена Герман фон Балк договорились о разделе Эстонии и военных действиях против Руси на территориях, прилегающих к Балтийскому морю, с участием шведов[4]. Русские земли в эти годы были ослаблены монгольским нашествием.

Перед битвой

Летом 1240 года шведские корабли прибыли в устье реки Невы. Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули свои шатры в том месте, где Ижора впадала в Неву. Новгородская первая летопись старшего извода сообщает об этом так:

  Придоша Свѣи в силѣ велицѣ, и Мурмане, и Сумь, и ѣмь в кораблихъ множьство много зѣло; Свѣи съ княземь и съ пискупы своими; и сташа в Невѣ устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгородъ и всю область Новгородьскую.  

Согласно этому сообщению в составе войска шведов были норвежцы и представители финно-угорских племен сумь и емь, в войске находились также католические епископы. Границы Новгородской земли охранялись «сторожами»: в районе Невы, по обоим берегам Финского залива, находилась новгородская «морская стража» из финно-угорского племени ижора. На рассвете июльского дня 1240 года старейшина Ижорской земли Пелгусий, находясь в дозоре, обнаружил шведскую флотилию и спешно послал доложить обо всем Александру.

Ливонский поход на Русь начался в августе, чем может объясняться, с одной стороны, выжидательная позиция шведов, а с другой — незамедлительная реакция Александра[4]. Получив известие о приближении противника, князь Александр Ярославич принял решение действовать своими силами, не запрашивая помощь у отца[5]. Согласно «Житию», Александр выступил с малой дружиной (двором), и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. Также в битве участвовали ополченцы из новгородской крепости Ладоги, присоединившиеся по пути.

По принятому обычаю воины собрались у собора Святой Софии и получили благословение от архиепископа Спиридона. Александр воодушевил дружину речью, фраза которой дошла до наших дней и стала крылатой[5][6]:

  Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог.  

Отряд Александра продвигался сушей вдоль Волхова до Ладоги, затем повернул к устью Ижоры. Войско в основном состояло из конных воинов, но в нём были и пешие силы, которые для того, чтобы не терять время, также передвигались на лошадях.

Ход битвы

  Невская битва (фрагмент иконы «Александр Невский со сценами жития», XIX век)

15 июля 1240 года началось сражение. Сообщение Первой новгородской летописи старшего извода достаточно кратко:

  И ту убиенъ бысть воевода ихъ, именемь Спиридонъ; а инии творяху, яко и пискупъ убьенъ бысть ту же; и множество много ихъ паде; и накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла; а инии мнози язвьни быша; и в ту нощь, не дождавше свѣта понедѣльника, посрамлени отъидоша.  

Александр «на лице самого короля оставил след острого копья своего…»[5]. Кирпичников А. Н.[3] трактует это сообщение как нарушение дружиной Александра строя отряда шведского короля уже при первом конном копейном столкновении. В русском войске помимо княжеского отряда были как минимум 3 отряда знатных новгородцев, имевших свои дружины, и ладожский отряд[3].

  Б. Чориков. «Победа Александра Невского над шведами»

В «Житии», которое имеется в младшем изводе Новгородской первой летописи, упоминаются шесть воинов, совершивших подвиги во время сражения (из них трое дружинников князя и трое новгородцев):

Гаврило Олексич, «увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем», поднялся на борт, был сброшен вниз, но потом снова вступил в бой. Сбыслав Якунович, вооружённый только одним топором, бросился в самый центр вражеского войска, а за ним ловчий Александра — Яков Полочанин размахивал своим длинным мечом. Отрок Савва проник в центр шведского лагеря, «ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатёрный»[5]; потеряв опору, шатёр свалился на землю. Новгородец Миша со своей дружиной сражался в пешем строю и потопил три вражеских корабля. Шестой упомянутый воин — слуга Александра Ярославича Ратмир — сражался пешим против нескольких шведов, был ранен и погиб.

Сражение длилось до наступления вечера; к ночи противники разошлись. Шведы потерпели поражение, и к утру отступили на уцелевших кораблях, и переправились на другой берег.

  Уходу остатков шведского войска не препятствовали. Сказались ли здесь рыцарские приемы ведения боя, позволявшие во время передышки хоронить своих, или новгородцы сочли дальнейшее кровопролитие напрасным, или Александр Ярославич не хотел рисковать своим понесшим потери войском — нельзя исключить ни одно из этих объяснений.  

[3]

Потери русского войска составили до 20 состоятельных воинов (к этому числу следует прибавить их погибших дружинников[3]), тогда как шведы «накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла»[7] (таким образом общее число погибших шведов измерялось либо также десятками, либо даже сотнями[3]). Кроме того, по сообщению «Жития», на другом берегу Невы на следующий день местные жители обнаружили много непогребенных тел шведов.

Результат битвы

  «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (картина Н. К. Рериха)

Одержав победу над шведами, русские войска остановили их продвижение на Ладогу и Новгород и тем самым предупредили опасность скоординированных действий Швеции и Ордена в ближайшем будущем.

Однако из-за страха перед тем, что после победы роль Александра в ведении дел может возрасти, новгородские бояре стали строить князю всевозможные козни. Александр Невский уехал к отцу, но уже через год новгородские жители снова пригласили князя для продолжения войны с Ливонским орденом, подошедшим к Пскову.

Летописи

Это Новгородская первая летопись старшего извода, несколько вариантов агиографической Повести о житии Александра Невского, написанной не позднее 80-х годов XIII века, а также более поздняя Новгородская первая летопись младшего извода, зависимая от двух указанных выше источников. В 1240 году действительно состоялся поход на Русь небольшого скандинавского отряда (в рамках крестового похода в Финляндию)[8]

По предположению Н. И. Костомарова, шведскую армию действительно мог возглавлять зять короля Биргер Магнуссон[9], но он стал ярлом Швеции только в 1248 году, а в 1240 году ярлом был Ульф Фаси, который и командовал походом. При этом Биргер не участвовал в походе[1], хотя встречается и противоположная точка зрения[2]. Однако, исследование останков Биргера в 2002 году показало, что на правой глазнице его черепа обнаружены явственные следы прижизненных повреждений, напоминающие следы от удара оружием. Хотя ярл участвовал в многочисленных сражениях, в которых мог получить подобную травму, и у себя на родине, это перекликается с тем, что Александр Невский в этой битве самому королю возложил печать на лице острым своим копием[10].

Критика источников

Сражение не упоминается в шведских источниках, в частности, в составленной в 1320-х годах рифмованной «Хронике Эрика»[11]. Известно, что в Швеции с 1222 по 1248 год была гражданская война, когда ярл Биргер получил власть. Хотя летописи упоминают норвежцев как союзников шведов, на деле обе страны были на грани войны, в том числе из-за присоединения в 1225 году Вермланда[12]. Враждебные настроения исчезают только в 1249 году после заключения мира в Лёдёсе[13]. В подобной междоусобице Швеция вряд ли была способна на масштабное вторжение и, возможно, что в русских летописях речь идёт об одной из многочисленных приграничных стычек, которую князь Александр преувеличил, а шведы промолчали о ней, в политических целях[14]. Некоторые историки-«западники», подвергают сомнению достоверность свидетельств о Невской битве[15][16].

Память о Невской битве

Александро-Невская лавра

В 1710 году Петр I в память о Невской битве основал в устье Чёрной речки (ныне река Монастырка) в Санкт-Петербурге Александро-Невской монастырь[17][18]. В то время ошибочно считалось, что битва проходила именно на этом месте[17]. Возведение монастыря осуществлялось по проекту Доменико Трезини. В дальнейшем ансамбль монастыря развивался по замыслу других архитекторов[18].

  Памятный камень на берегу

30 августа 1724 года из Владимира сюда были перевезены останки Александра Ярославича. В 1797 году, при императоре Павле I, Александро-Невскому монастырю была присвоена степень лавры. В архитектурный ансамбль Александро-Невской лавры входят: Благовещенская церковь, Фёдоровская церковь, Троицкий собор и другие. Ныне Александро-Невская лавра — государственный заповедник, на территории которого расположен Музей городской скульптуры с некрополем XVIII века (Лазаревское кладбище) и некрополем мастеров искусств (Тихвинское кладбище). В лавре похоронены Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Васильевич Суворов, Денис Иванович Фонвизин, Николай Михайлович Карамзин, Иван Андреевич Крылов, Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Пётр Ильич Чайковский, Фёдор Михайлович Достоевский и многие другие деятели, вошедшие в историю России.

Церковь Александра Невского в Усть-Ижоре

В честь победы в Невской битве в Усть-Ижоре в 1711 году была построена деревянная церковь[19].

До начала нового столетия церковь несколько раз горела и несколько раз была восстановлена. В 1798 году на средства местных жителей был воздвигнут каменный храм с колокольней и чугунной решёткой.

В 1934 году храм был закрыт и использовался как склад. Во время блокады Ленинграда колокольня храма была взорвана, потому что служила ориентиром для немецкой артиллерии[19].

В 1990 году начались работы по реставрации храма, а в 1995 году, 12 сентября он был освящён. При храме находится небольшое прицерковное кладбище, где 6 декабря 2002 года был установлен и освящён памятник-часовня с поясным (бронзовым) образом Александра Невского.[20]

Церковь располагается в Колпинском районе Санкт-Петербурга по адресу: пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 217.

В художественной литературе

  • Ян В. Г. Юность полководца. Историческая повесть // В кн.: Ян В. Г. К последнему морю. Юность полководца. — М.: Правда, 1981. — С. 317-507.
  • Субботин А. А. За землю Русскую. Исторический роман. — М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1988. — 718 с.: ил. — (Библиотека «Отчизны верные сыны»).

В кино

На монетах и почтовых марках

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Похлёбкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. — М.: Международные отношения, 1995.
  2. ↑ 1 2 3 4 Пашуто В. Т. Александр Невский. — М.: Молодая гвардия, 1974. — С. 62—67.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Электронная библиотека Библиотекарь.Ру. Две великих битвы Александра Невского. Проверено 21 сентября 2008. Архивировано 8 февраля 2012 года.
  4. ↑ 1 2 Ужанков А. Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского
  5. ↑ 1 2 3 4 Житие Александра Невского
  6. ↑ Воскресная школа Воскресенского Новодевичьего монастыря. Церковь святого благоверного князя Александра Невского в Усть-Ижоре. Проверено 22 сентября 2008. Архивировано 8 февраля 2012 года.
  7. ↑ Новгородская первая летопись старшего извода. В лето 6748
  8. ↑ Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. Изд. 2-е, доп., 2010 год, 592 стр., ISBN 978-5-388-00696-7
  9. ↑ Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ. Архивировано 31 мая 2012 года.
  10. ↑ «Король без имени»: Биргер Магнуссон
  11. ↑ Данилевский И. Н. Александр Невский: Парадоксы исторической памяти // «Цепь времён»: проблемы исторического сознания. — М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2005. — С. 119—132
  12. ↑ [1] Värmlandståget 1225.Ulf Sundberg. 1999. Svenskt Militärhistoriskt Bibliotek.
  13. ↑ [2] Freden i Lödöse 1249. Ulf Sundberg. 1997. Svenskt Militärhistoriskt Bibliotek
  14. ↑ [3] The image of Alexander Nevskij in the battle of Ivan IV against the infidels. Mari Mäki-Petäys. XX valtakunnallinen yleisen historian tutkijaseminaari. 2001. Tampere.
  15. ↑ Александр Нестеренко. «Александр Невский» Издательство: Олма-Пресс. Серия: Альтернатива. История, которую мы не знаем ISBN 5-224-05360-9
  16. ↑ Борис Кагарлицкий Александр Нестеренко. Александр Невский // Критическая Масса. — 2006-01-01.
  17. ↑ 1 2 Энциклопедия Санкт-Петербурга. Невская битва 1240. Проверено 21 сентября 2008.
  18. ↑ 1 2 Чеснокова А. Н. Парадный въезд в новую страницу // Невский проспект. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 7-9. — 208 с. — (Туристу о Ленинграде).
  19. ↑ 1 2 Энциклопедия Санкт-Петербурга*. Александра Невского в Усть-Ижоре церковь. Проверено 22 сентября 2008.
  20. ↑ Создание памятника Александру Невскому на месте «Невской битвы». Мой мир@Mail.Ru  (недоступная ссылка — история) (12 ноября 2008). Проверено 25 января 2016. Архивировано 17 апреля 2013 года.

Ссылки

org-wikipediya.ru

Битва на Неве » Военное обозрение

Невский стоял на защите интересов Орды, а не Руси потому он отказал Данилу Галицкому который хотел выступить против Орды, да и вообще в истории России лжи с три короба...

Своеобразное московское правоверие

Наглядной иллюстрацией присутствия во владимиро-суздальской земле мусульманской культуры и религии могут служить также монеты того времени. У Гайдукова и Гришина есть подборка «Именные деньги великого князя Дмитрия Ивановича Донского», где отмечается, что «борец с Ордой» после победной Куликовкой битвы печатал деньги с именем Тохтамыша.

Это соответствует татарской версии, где Дмитрий именно по приказу Тохтамыша выступил против отбившегося от рук Мамая. Последнего князь Дмитрий откровенно побаивался, почему и поменял свои заметные княжеские доспехи на чужие, не выделяющиеся в общей массе.

Очень интересная в этом отношении книга Гуттена-Чапского «Удельные, великокняжеские и царские монеты Древней Руси». Количество московских монет с арабским текстом просто зашкаливает. На монете Василия III по-арабски находим: «Ля иляха илляЛлах, Мухамада р-РасулюЛлах», что в переводе – «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Посланник Его».

Сигизмунд Герберштейн, дважды побывавший в Московии в первой половине XVI-го века, приводит на гравюре вполне восточный облик Василия III. Афанасий Никитин свою работу «Хождение за три моря» заканчивает молитвой, обращенной к Аллаху: «Бисмилля Рахман Рахим. Аллах Акбар. Иса - Рух Оалло. Аллах Салам. Аллах Акбар. Ля иляха илляЛлах». Сегодня этот фрагмент переводится достаточно бесхитростно: «Во имя Господа Милостивого Милосердного и Иисуса - Духа Божия», - ни тебе Аллаха, ни тебе Акбара.

Отличие же от истинного мусульманства заключается в том, что «Ля иляха илляЛлах» не оканчивается «Мухамада р-РасулюЛлах». То есть религиозная модель, в которой не признают Мухаммада Пророком, а только «Иса - Рух Оалло» - это и есть своеобразное московское правоверие того времени.

Калита или Калифа?

«Общеизвестно», кто такой Иван Калита, и почему он так назывался. А прозвали его так в народе якобы потому, что милосердный князь ходил с калитой (кошельком) среди бедных и раздавал им милостыню. Также я помню, что он был хорошим дипломатом, сумевшим умиротворить Орду и продолжившим «собирание земель» вокруг Москвы. Эту версию я, во всяком случае, слышал в школе.

А вот что о нем пишет историк Лев Черепнин: «Этот князь (Калита) жестоко подавлял те стихийные народные движения, которые подрывали основы господства Орды над Русью... Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей, не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления могущества Московского княжества».

«Википедия» о Калите: «Княживший в Твери Александр Михайлович принял в 1327 году участие в народном восстании, в котором тверчане убили ордынского посла Чол-хана (Шевкала) и всю его свиту. Узбек-хан очень разгневался, узнав об убийстве Чол-хана, и послал за московским князем, но, по другим сведениям, Калита поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек выдал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска...

Был жестоким и хитрым в достижении своих целей правителем. Сыграл большую роль в усилении экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал с Русских земель дань. Беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжелыми поборами, расправлялся с политическими противниками — другими русскими князьями.

Присоединив к себе еще князя суздальского, Калита пошел в Тверское княжество, где ордынцы пожгли города и села, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Кроме ордынцев в набегах Калиты, как правило участвовали князья рязанские со своей ратью».

У Алексея Бычкова есть ссылка на старославянский текст (название текста не указано), в котором есть фраза: «Они (латиняне) того Папу чтут, что мы Калиту». Автор отмечает, что раньше в русском языке не было буквы «Ф», поэтому вполне возможно, что Калита, чтимый московитами как Папа, был Калифа (от араб. «халиф» - наместник, в политическом смысле «наместник Пророка», т. е. правитель, опирающийся на пророческую легитимность).

Там же приводится рисунок от Гуттена-Чапского монеты с именем Ибан на лицевой стороне и надписью на на обороте: «Москов Ахчасы Будыр» - «Москов – это ее монета».

Старообрядцы и мусульмане

Михалон Литвин, автор записок «О нравах татар, литовцев и москвитян», пишет, что московиты и татары не пьют вина, а продают его христианам. Если учесть, что сегодня в России пьянство приняло масштабы национальной катастрофы, то стоит крепко задуматься, что потеряла и что приобрела Московия в результате никоновских реформ.

Как мы знаем, Никон провел радикальную церковную реформу. На запрос о ее сути выплывает самая разнообразная информация – от введения болгарского христианства-богомильства до приведения московских церковных канонов к единому знаменателю с киевскими. Соответственно – ревизия религиозных обрядов и правка церковных книг.

Пореформенную веру стали называть греко-православной. Отдельная песня – кто и как проводил эти реформы, это требует отдельной статьи. По поводу «как» приведу коротенький фрагмент из работы Сергея Зеньковского «Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века».

«После вязниковских лесов Лопухин «прочесал» керженецкие сборища старообрядцев, уведя с собой Ефрема Потемкина, и затем провел «чистку» по среднему Поволжью. Со своей стороны, на северном берегу Волги, воевода Степан Зубов «чистил» от наиболее фанатических сторонников старого обряда район Костромы и Вологды. Им помогали впоследствии знаменитый полковник Артамон Матвеев, будущая жертва стрелецкого бунта 1682 года, и дьяк Феодор Михайлов. Но хотя многие вожаки «смуты» были задержаны и даже казнены, эта «чистка» дала мало результатов. Именно эти районы на века остались главными местами скопления противников нового обряда и зачинщиков неповиновения церкви».

Спустя 30 лет после церковной реформы Георг Шлейзинг пишет в своей книге «Религия Московитов», что Ветхий завет так и не был принят обществом ввиду его аморальности: «К этой священной книге питают они такое отвращение, что считают профанацией само внесение ее в церковь и разрешение ее там читать». Что же до сохранившихся общин старообрядцев, то «Вестник Европы» в №4 за 1828 г. (спустя 160 лет после реформы) приводит 16 (!) общих традиций между мусульманами и староверами.

Культурный и генетический конгломерат

Можно привести еще массу примеров неравнодушия Москвы к Исламу, также, как можно привести массу аргументов оспаривающих или корректирующих какие-то факты, идущие вразрез с официальной позицией той же Церкви. Но мне, в отличие от замдиректора Института российской истории РАН, для которого все «очевидно», совершенно не понятно – почему действительно очевидные моменты в истории Московии так старательно вымарывают и фальсифицируют? Ведь действительно очевидно, что как угро-финские, так и тюркские народы составляют с русскими-московитами культурный и генетический конгломерат.

В статье Сергея Баймухаметова «А было ли иго?» есть такой пример: «Историк Гумилев навскидку приводит такой список русских фамилий ордынского происхождения.... Аксаков, Алябьев, Апраксин, Аракчеев, Арсеньев, Ахматов, Бабичев, Балашов, Баранов, Басманов, Батурин, Бекетов, Бердяев, Бибиков, Бильбасов, Бичурин, Боборыкин, Булгаков, Бунин, Бурцев, Бутурлин, Бухарин, Вельяминов, Гоголь, Годунов, Горчаков, Горшков, Державин, Епанчин, Еромолаев, Измайлов, Кантемиров, Карамазов, Карамзин, Киреевский, Корсаков, Кочубей, Кропоткин, Куракин, Курбатов, Кутузов, Милюков, Мичурин, Рахманинов, Салтыков, Строганов, Суворов, Таганцев, Талызин, Танеев, Татищев, Тимашев, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Турчанинов, Тютчев, Уваров, Урусов, Ушаков, Хомяков, Чаадаев, Шаховской, Шереметев, Шишков, Юсупов...

Понятно, что Гумилев называет фамилии известные, которые на слуху. Вообще же словарь русских фамилий тюркского происхождения, составленный филологом и историком Николаем Александровичем Баскаковым - это большой том. Тот, кто просмотрит его от корки до корки, поневоле задумается. От постоянного противостояния угнетаемых и угнетенных, завоевателей и завоеванных, одним словом, от ига - такого не бывает...».

topwar.ru

771 год назад: Невская битва – на самом деле малоизвестное сражение

В прошлом году князь Александр Невский (1220-1263), а скорее его образ, созданный в основном школой и кинематографом, одержал победу в конкурсе «Имя Россия», то есть стал исторической фигурой, симпатичной наибольшему количеству участвовавших в опросе жителей страны.Про князя снято уже три художественных фильма: суперпопулярный "Александр Невский" (1938), малоизвестный "Житие Александра Невского" (1991) и новый "Александр. Невская битва" (2008).Прозвище князя – Невский – обычно объясняется как данное ему народом за победу в битве на Неве в 1240 году. Но битва, чем больше я про нее читаю, очень уж странная.1. В современных Александру письменных источниках Невским его никто не называл.2. Нигде, кроме Новгорода, записи о битве на Неве летописцы не сделали.

При знакомстве с первоисточниками оказывается, что при жизни Александра Ярославича прозвище Невский ни разу ни в летописях, ни в прочих грамотах не упоминалось. И после смерти, в «Житии» князя не упоминалось. И еще почти 200 лет не упоминалось! Храбрым его современники называли, Непобедимым называли, но Невским не называли ни разу. По крайней мере, в письменных документах.Может быть, 200 лет прозвище носилось в народной молве, а потом выплыло на пергамент? Может быть. Но это не исторический факт, а допущение.С самой Невской битвой у историков тоже есть проблемы.В западноевропейских письменных источниках эта битва не упоминается вообще. В отличие, например, от последовавшего через два года Ледового побоища, которому посвящена целая глава в немецкой «Ливонской рифмованной хронике». Если потерпевшими поражение на Неве были шведы, то непонятно, почему ни один шведский документ ее не касается. Допустим, шведам не хотелось записывать известие о стыдном поражении. Но это ведь могли быть не обязательно записи в анналах, а случайные упоминания в переписке (что-то типа «…это произошло через год после похода на Русь…»), какие-нибудь списки для поминовения погибших (вроде «…такие-то и такие-то, отдавшие души в восточных землях»).Нет, у шведов вообще ничего подобного не нашлось.Более того: ничего не нашлось и в летописях других русских земель. Ипатьевская летопись (продолжавшаяся в те годы на Волыни) молчит. Лаврентьевская летопись (писавшаяся на Суздальщине, где в это время правил отец Александра!) сообщает совсем о другом: "Родися Ярославу дщи,и наречена бысть в святом крещении Мрья. Взяша Киев татарове и Святую Софию разграбиша..."Дочь родилась. А о сыне-победителе ни слова!В «Житии Александра Невского» – произведении, написанном примерно в 1270-х годах человеком, лично знавшим князя Александра Ярославича (современный перевод здесь), о битве рассказано довольно подробно, но ни разу не говорится о том, что побежденные – шведы. Противник, приплывший по морю, именуется «король части Римьскыя от Полунощныя страны», а про победу сказано так: «…и бысть сеча велика над римляны, и изби их множество бесчислено, и самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемъ».Понятно, что «римляны» – это не итальянцы. Так на Руси называли католиков, которых возглавлял римский папа. Но тогда вся Западная Европа была сплошь католической, а Тевтонский и Ливонский рыцарские ордена вообще подчинялись лично папе, но русские письменные источники именуют их все-таки не «римлянами», а «немцами», поскольку по национальности в орденах преобладали германцы.Впрочем, в новгородских летописях соответствующие строчки есть «Первая новгородская летопись» старшего извода (то есть древний ее вариант) упоминает шведов: «Приидоша Свейа в реку Неву, и победи их князь Александр с мужи новгородцы, месяца мая, в 15 день…»«Первая новгородская летопись» младшего извода (составленная и переписанная лет на сто позднее) подтверждает известие, но меняет дату с 15 мая на 15 июля 1240 года и говорит, что «придоша Свеи в силе велице, и Мурмане, и Сумь, и Емь в кораблих множьство много…»Это уже не просто указание на шведов, а перечисление нескольких скандинавских народов: шведы, норвежцы и две части финского народа (емь и сумь).Вот что говорит «Сокращенная новгородская летопись»: «Приидоша Свейа в Неву, и победи я Александр Ярославич с новгородцы, июля 15. И паде новгородцев: Константин Лукинич, Гуриата Пинешкинич, Наместь Дрочила, а всех 20. А Немец накладеша две ямы, а добрых повезоша два корабля; а заутра побегоша».Как это изложить понятными нам современными словами? У новгородцев, которыми командовал князь Александр, погибло в схватке 20 человек. Шведы же (с ними и немцы какие-то были? или это шведов летописец решил в другой раз немцами назвать?) потеряли гораздо больше воинов: после боя они захоронили убитых в две братские могилы, да еще то ли увезли с собой, то ли сожгли на воде (такой древний обычай викингов) два корабля с трупами. После этого на следующий день пришельцы уплыли восвояси. Картина не похожа на картину разгрома, когда победители преследуют побежденных и вынуждают их бежать, бросая убитых и раненых.Например, в описании Ледового побоища (которое было два года спустя и признается всеми крупной битвой) говорится «…и не бе им камо утещи, и биша их 7 верст по леду…» Там даже количество пленных исчислялось десятками.А бой на Неве на крупный разгром не похож. Он похож на небольшую стычку с 20 убитыми (и среди них – какой-то явно не аристократический Дрочила) у нападавших. В последнем кино, кстати, массовка тоже была не такая уж большая.  А когда же князя Александра Ярославича впервые назвали Невским?В XV веке, когда в северных русских землях было написано литературное произведение «Рукописание Магнуша» или «Завещание короля Магнуша» (вот его текст). Это фантастика тогдашнего образца, в которой утверждается, что известный шведский король Магнус принял православие, ушел в монастырь и умер на Руси (на самом деле, естественно, ничего подобного не происходило). Так вот, именно в этой фантастической книге сказано, что шведов в битве на Неве возглавлял «князь Бельгерь». Потом русские историки связали это имя с именем ярла Биргера, который правил в Швеции с 1249 года.Шведские средневековые источники – ни исторические записи, ни литературные произведения – вообще ничего не говорят о битве на Неве. Шведские историки не верят в то, что возглавить поход на восток и проиграть бой мог Биргер. Во-первых, ярлом (вторым после короля человеком в государстве) тогда был Ульф Фаси, а не Биргер. Во-вторых, по другим шведским источникам, Биргер находился на другом конце Швеции в то время, когда произошла битва на Неве.В русской «Первой новгородской летописи» про Невскую битву говорится: «…И ту убиенъ бысть воевода ихъ, именемь Спиридонъ… а инии творяху, яко и пискупъ убьенъ бысть ту же».Совершенно непонятно, откуда взялось греческое имя Спиридон у шведов. Странно звучит. А может быть, переписчик летописи через много лет что-то перепутал, потому что Спиридоном как раз в 1240 году звали правящего новгородского епископа.Если у шведов был бы убит епископ (летопись же говорит про такие слухи – "инии творяху, яко и пискуп убьенъ"), это можно было бы проверить это по католическим анналам. Может, у кого-то из епископов 1240 год указан как дата смерти? Нет, оказывается, ни одного епископа из Швеции в 1240 году не скончалось. Все они (Ярлер из Упсалы, Лаурентиус из Линчепинга, Лаурентиус из Скара, Николаус из Стренгнеса, Магнус из Вестероса, Грегориус из Вехье, Томас из Або) остались живы.Но зацепки в западноевропейских документах все же есть.Томас из Або – единственный из шведских епископов, управлявший епархией не в Швеции, а в подчиненной шведам части Финляндии (Або – это рядом с нынешним Турку). Шведские историки делают предположение, что он мог организовать поход на восток в 1240 году. Правда, не против Руси, а против восставших финских племен. Еще 9 декабря 1237 году папа римский Григорий IX подписал и послал в Швецию буллу, в которой попросил организовать крестовый поход против язычников-тавастов.Могло быть так: епископ Томас показал папскую буллу и объявил о прощении грехов всем, кто с ним поплывет наказывать какие-то племена. Собрал в Финляндии крестоносный отряд из добровольцев с разных земель и стран (отряд небольшой, да еще где-то в подвластной стране, поэтому и не замеченный шведскими хроникерами), посадил его на корабли и поплыл… Но вместо живших совершенно не в той стороне тавастов на этих горе-крестоносцев могла напасть дружина князя Александра, решившего, что вторжение направлено против Новгорода. А может, решившего защитить местных (тоже финских) жителей. Ижору или водь.Крестоносцев-католиков из разных народов русские вполне могли объединить понятием «римляны». То есть объединенные идеями папского Рима.Финские историки в XX веке не раз называли военные действия 1240 года, известные только по русским источником, именно «походом епископа Томаса».Судя по количеству погибших с обеих сторон, стычка была небольшой. Судя по неторопливому отступлению пришельцев (похороны, погрузка, потом отплытие), никакого их разгрома не было, но урон они потерпели приличный – и продолжать поход отказались: «В ту нощь, не дождавше света понедельника, посрамлени отъидоша…»В принципе, если почитать летописи, подобных стычек на северо-западной русской границе в XII-XV веках было полно. У псковских летописисцев выражается радость по поводу каждого успеха каких-нибудь «40 муж в лодьях». Но поскольку хотелось как-то прославить уже скончавшегося князя Александра, автор его посмертного «Жития» мог выбрать успешную стычку на Неве в 1240 году для описания его подвигов и подвигов его дружины. И мог, разумеется, сильно преувеличить масштабы происшедшего.А епископа Томаса из Або, кстати, католические власти Рима через 5 лет сместили с кафедры – за пытки невинных людей (повлекшие смерть) и за подделку папской грамоты.Могло быть, конечно, все и не так, а как-нибудь по-другому. Теперь вряд ли досконально разберешься.В XVI веке, при Иване Грозном, создали большую новую книгу – скорее даже парадный альбом – Лицевой летописный свод. Там и нарисовали те иллюстрации битвы, которые сегодня иногда по простоте душевной люди считают историческими документами. Но это рисовали художники, жившие через 300 лет после смерти Александра. Между прочим, там на одной картинке изображен ангел, выполняющий роль авиации: он атакует врага с воздуха, держа меч. Еще один вопрос.Откуда взялось указание места битвы? Из «Первой новгородской летописи»: «и сташа в Неве устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгородъ и всю область Новгородьскую…»Ижора – левый приток Невы. В ее устье сегодня (на территории города Санкт-Петербург) проходят питерские улицы – проспект 9 января, улица Бугры, улица Верхняя Ижорская и улица Пушкинская. Поселок вокруг называется Усть-Ижора.Пытались ли там вести раскопки? Да, пытались – в 1960-е годы. Даже погружались под воду, пытаясь найти следы затонувших шведских кораблей. Но так ничего особенного и не нашли.Впрочем, храм и памятник князю Александру стоят. Музей Невской битвы имеется – с диорамой, нарисованной художниками. Какая-то явно преувеличенная битва.Не то что Ледовое побоище, которое даже побежденные немцы красочно описывали в стихах.

frolovchik.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта