Уход за картинами на бумаге. Картина на бумаге


Картина на бумаге - DotArt.info

Все категорииГрафикаЖивописьКерамикаОстальные работыСкульптура

Все подкатегории АбстракцияАрхитектурнаяМиниатюраФигуративнаяСтатуяСтатуэткаПамятникБюстБарельефГорельефКинетическаяДекоративнаяСветоваяИнсталляцияСкульптурная группаКонтррельефСадово-парковаяДругоеМеталлКаменьГипсДеревоКерамикаСеликатные материалыВоскРезинаПластикСтеклоТканьБумагаПапье-машеКраскаМраморБронзаСпец.материалыСмешанная техникаДругие материалыКартина на бумагеКартина на холстеКартина на деревеКартина на стенеКартина на объектеЛевкасДиптихТриптихИконаФрескаДругоеМаслоАкварельГуашьТемпераАкрилЧернилаЭмальТехнические краскиСмешанная техникаАэрозоль ЦифроваяПастельВосковые краскиДругие материалыРисунокУникальная графикаКнижная графикаПлакатЛевкасОфортГравюраСталеграфикаКомпьютерная графикаЭстампГраффитиПрикладная графикаГраттажКоллажДругоеЧернилаГрафитовый карандашЦветной карандашПастельСепияСангинаУгольМелАкрилГуашь АкварельМаркер/фломастерШариковая ручкаГелиевая ручкаЦифровая печатьАэрозольПероСухая кистьСмешанная техникаДругие материалыВазыПосудаИгрушкиИзразцыДекоративные элементы СкульптураДругоеФарфорФаянсМайоликаТерракотаШамотДругоеВитражМозаикаДругоеКаменьСтеклоКерамикаДругие материалыТиражная графикаАэрографияАэрографияКартина на картонеКартина на бумагеКартина на холстеКартина на деревеКартина на стенеКартина на объектеКартина на картонеТемпераШаржШарж

Все материалы/виды АкварельАкварельАкрилАкрилАэрозоль АэрозольБронзаБумагаВоскВосковые краскиГелиевая ручкаГипсГрафитовый карандашГуашьГуашь ДеревоДругие материалыДругие материалыДругие материалыДругие материалыДругоеКаменьКаменьКерамикаКерамикаКраскаМайоликаМаркер/фломастерМаслоМелМеталлМраморПапье-машеПастельПастельПероПластикРезинаСангинаСеликатные материалыСепияСмешанная техникаСмешанная техникаСмешанная техникаСпец.материалыСтеклоСтеклоСухая кистьТемпераТемпераТерракотаТехнические краскиТканьУгольФарфорФаянсЦветной карандашЦифроваяЦифровая печатьЧернилаЧернилаШамотШариковая ручкаЭмаль

Все жанрыАбстрактныйАллегорическийАнималистикаАрхитектурныйБатальныйБылины и МифыБытовойДекоративныйДругоеЖанровая сценаЗвукИндустриальныйИнтерьерИсторияКаллиграфияКарикатураКартографическийМаринистикаНатюрмортНюПасторальПейзажПортретПредметРелигиозныйСветСпортТекстТехнологическийТранспортФантазийныйФантастикаФигуративныйФлористика

Все стилиАбстракционный экспрессионизмАбстракцияАвторский стильАрт-декоГраффитиДадаДругоеИмпрессионизмКонцептуализмКубизмМодернизмОп-АртПоп-АртРеализмСюрреализмФотореализмФутуризмЭкспрессионизм

dotart.info

Картины на бумаге: особенности, отличия, преимущества

Печать на бумаге стала неотъемлемой частью нашей жизни. Печатают, начиная с фотографий и заканчивая репродукциями, которые также выполняются на высококачественной фотобумаге.  

Печать на бумаге в некоторой степени отличается от печати на холсте.

Печать на холсте покрывается лаком. На бумаге в этом нет необходимости, вместо этого прибавляется работа по оформлению: фанерная основа и стекла. Фанерная основа держит бумагу сзади, стекла придавливают бумагу спереди. Печать производится на широкоформатном принтере, используется такая же интерьерная краска, как и для печати на холсте, поэтому репродукции по качеству остаются на высочайшем уровне.

К готовой репродукции необходимо подобрать соответствующую раму, паспарту, стекло.

Паспорту – достаточно плотный картон, может быть разных цветов или подобный материал, в котором посередине вырезано отверстие. Назначение паспарту – подчеркивание сюжетно главных деталей изображения и маскировки ненужных, тем самым зрительно улучшается восприятие картинки. Паспарту так же защищает бумагу, на которой отпечатано изображение, от негативного воздействия внешней среды и еще, предотвращает соприкосновение стекла с бумагой. Использование нейтральных тонов, к примеру, кремового или белого, создают светлую зону вокруг изображения, при этом, не внося никаких акцентов в его цветовой фон. Такие паспарту рекомендуют при оформлении многих картин.

Примеры паспарту

Если рисунок содержит крупные конкретные детали, тогда широкие поля вокруг изображения визуально создадут нужное пространство, что позволит задержать взгляд на репродукции. Для мелкого детализированного изображения рекомендуются узкие поля. В этом случае само изображение будет держать взгляд, который рассмотрит все детали репродукции.

Можно применить широкие поля паспарту в том случае, если нужно скрыть детали от досконального рассмотрения и зауженные поля для стимулирования тщательного исследования изображения. Как правило, светлые тона паспарту раскрывают, выделяют, а темные – приглушают,  отдаляют главное изображение на задний план.

При применении цветного паспарту нужно знать, что он зрительно изменяет восприятие цветового фона самой картины, ее тональности.

В таком случае применим закон цветового контраста – цвет паспарту будет придавать репродукции противоположный цветовой тон.

Подбирая паспарту для заданной картины нужно учитывать само изображение, раму, размер, цвет стены, где будет размещена картина. Выбор паспарту зависит только от вас и ваших предпочтений.

Паспарту применяется только для репродукций из бумаги, для печати на холсте он не используется.

Стекло необходимо для прижатия бумаги или паспарту к фанерной подложке. Стекло служит защитой от неблагоприятной внешней среды: влага, волнистость бумаги, пыли.

В практике используется 2 типа стекла: антибликовое и обычное. Обычное стекло применяется чаще всего. Изображение через обыкновенное стекло ясное и чистое. Недостаток: может давать блики при попадании света.

 

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Картины на бумаге: особенности, отличия, преимущества

Проголосуйте

allpainters.ru

Уход за картинами на бумаге

Уход за картинами на бумагеБумага и картон являются основой для разных живописных техник – акварель, пастель, карандаш, уголь, тушь, разного вида гравюры, акриловых и даже масляных красок.

Бумага очень непрочный и ранимый материал, поэтому художественное произведение на бумаге требует аккуратного обращения и надежной защиты.

Что и как защищать?

Любая картина, написанная на бумаге или картоне, вне зависимости от того, какие краски использовались, в первую очередь боится воды и грязи.

Бумага подвержена короблению, ее легко порвать, проколоть, испачкать.

Бумага довольно стойка к переувлажнению, и до определенного предела изменения носят обратимый характер. При длительном переувлажнении происходят химические изменения в структуре волокон бумаги, а также возникает опасность появления плесени. При снижении влажности бумага пересыхает, приобретает хрупкость и ломкость.

Бумага легко рвется, мнется и прокалывается. Наибольший ущерб наносится произведениям искусства на бумаге при ненадлежащем хранении и неосторожном обращении.

Поэтому:

  • никогда не укладывайте акварели и рисунки по ящикам и коробкам;
  • никогда не используйте липкую ленту за заклеивания дыр;
  • не используйте клеи на основе животных компонентов, а также резиновый, ПВА, "конторский силикатный" – эти клеи приводят к необратимым последствиям, бумага быстро деградирует;
  • простой ремонт повреждений производится при помощи таких клеев, как метил-целлюлоза, пшеничный или крахмальный клейстер.
Для того, чтобы красочный слой работы не соприкасался со стеклом, между ними необходимо разместить паспарту. Паспарту также прижмет работу к жесткой основе, особенно в случае, если размер работы меньше размера рамы.

Так же часто возникают проблемы с накоплением пыли внутри рамы. Фактически, багетная рама со стеклом действует по принципу насоса, и любое прикосновение к стеклу вызывает всасывание воздуха вместе с пылью вовнутрь картины. Не стоит без особых причин прикасаться к стеклу.

Если вода все-таки попала на работу?

  1. Если это была просто чистая вода и бумага пошла волнами, то поступаем следующим образом:
    • На ровную чистую поверхность положить лист чистой бумаги, затем работу, затем еще один лист чистой бумаги. Вне листов бумаги можно для впитывания влаги положить несколько листов газет или другой пористой бумаги.
    • Сверху положить ровный лист фанеры или оргалита (ДВП, MDF), закрывающий всю поверхность картины.
    • Прижимаем все большим грузом.
    • Оставляем в покое на как можно больший срок, например, месяц.
    • По прошествии времени разбираем пакет и монтируем картину в раму.
  2. Если картина акварельная, то можно прогладить ее утюгом, с установленным на минимальном значении регулятором температуры, проложив двумя листами чистой бумаги. ВНИМАНИЕ! Способ сушки при помощи утюга НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ, если картина написано акриловыми красками.
  3. Если на картину попала грязь или капли красящей жидкости, то для чистки или, по меньшей мере, ослабления пятен можно использовать только мягкий ластик для стирания. В сложных случаях нужно по возможности обратиться в реставрационную мастерскую.

Работы, выполненные на бумаге, как и другие художественные произведения, не стоит подвергать воздействию прямых солнечных лучей.

Даже работы, защищенные стеклом, не стоит вешать в помещениях с повышенной влажностью – влага все равно проникнет внутрь и бумага пойдет волнами, а то еще и покроется плесенью.

Почему бумага коричневеет?

Одной из наиболее распространенной причиной изменения цвета бумаги являются химически нестабильные вещества в сочетании с воздействием света, тепла и влаги.

Если бумага работы сделана из низкокачественной древесной целлюлозы или соприкасается с материалами, на ее основе (паспарту, задник и т.п.), то окисление со временем природного полимера лигнина, содержащегося в такой целлюлозе, приводит к разрушению даже высококачественной хлопковой или рисовой бумаги. Поэтому особо ценные работы нужно оформлять только с использованием материалов музейного или архивного качества.

Пятна могут появиться в результате старения клеевой составляющей краски, проявиться как результат давления при неправильном хранении на красочную пленку, а также это могут быть проявления плесени. Пятно бурого цвета может развиваться как следствие окисления металлических примесей, а также в связи с жизнедеятельностью микроорганизмов внутри волокон бумаги. Такие повреждения обычно устраняются только специальной обработкой и последующей изоляцией от картины от окружающей среды.

Приходите в багетные салоны мастерской «Багетное дело» и наши дизайнеры и мастера защитят Ваши художественные произведения, поместив их в багетную раму и закрыв художественным или безбликовым стеклом.

Остались вопросы? Звоните по телефонам 8/915/266-65-96 и 8/985/127-94-84 и мы разрешим ваши сомнения!

www.bagetnoedelo.ru

Картина на бумаге - Страница 3

Все категорииГрафикаЖивописьКерамикаОстальные работыСкульптура

Все подкатегории АбстракцияАрхитектурнаяМиниатюраФигуративнаяСтатуяСтатуэткаПамятникБюстБарельефГорельефКинетическаяДекоративнаяСветоваяИнсталляцияСкульптурная группаКонтррельефСадово-парковаяДругоеМеталлКаменьГипсДеревоКерамикаСеликатные материалыВоскРезинаПластикСтеклоТканьБумагаПапье-машеКраскаМраморБронзаСпец.материалыСмешанная техникаДругие материалыКартина на бумагеКартина на холстеКартина на деревеКартина на стенеКартина на объектеЛевкасДиптихТриптихИконаФрескаДругоеМаслоАкварельГуашьТемпераАкрилЧернилаЭмальТехнические краскиСмешанная техникаАэрозоль ЦифроваяПастельВосковые краскиДругие материалыРисунокУникальная графикаКнижная графикаПлакатЛевкасОфортГравюраСталеграфикаКомпьютерная графикаЭстампГраффитиПрикладная графикаГраттажКоллажДругоеЧернилаГрафитовый карандашЦветной карандашПастельСепияСангинаУгольМелАкрилГуашь АкварельМаркер/фломастерШариковая ручкаГелиевая ручкаЦифровая печатьАэрозольПероСухая кистьСмешанная техникаДругие материалыВазыПосудаИгрушкиИзразцыДекоративные элементы СкульптураДругоеФарфорФаянсМайоликаТерракотаШамотДругоеВитражМозаикаДругоеКаменьСтеклоКерамикаДругие материалыТиражная графикаАэрографияАэрографияКартина на картонеКартина на бумагеКартина на холстеКартина на деревеКартина на стенеКартина на объектеКартина на картонеТемпераШаржШарж

Все материалы/виды АкварельАкварельАкрилАкрилАэрозоль АэрозольБронзаБумагаВоскВосковые краскиГелиевая ручкаГипсГрафитовый карандашГуашьГуашь ДеревоДругие материалыДругие материалыДругие материалыДругие материалыДругоеКаменьКаменьКерамикаКерамикаКраскаМайоликаМаркер/фломастерМаслоМелМеталлМраморПапье-машеПастельПастельПероПластикРезинаСангинаСеликатные материалыСепияСмешанная техникаСмешанная техникаСмешанная техникаСпец.материалыСтеклоСтеклоСухая кистьТемпераТемпераТерракотаТехнические краскиТканьУгольФарфорФаянсЦветной карандашЦифроваяЦифровая печатьЧернилаЧернилаШамотШариковая ручкаЭмаль

Все жанрыАбстрактныйАллегорическийАнималистикаАрхитектурныйБатальныйБылины и МифыБытовойДекоративныйДругоеЖанровая сценаЗвукИндустриальныйИнтерьерИсторияКаллиграфияКарикатураКартографическийМаринистикаНатюрмортНюПасторальПейзажПортретПредметРелигиозныйСветСпортТекстТехнологическийТранспортФантазийныйФантастикаФигуративныйФлористика

Все стилиАбстракционный экспрессионизмАбстракцияАвторский стильАрт-декоГраффитиДадаДругоеИмпрессионизмКонцептуализмКубизмМодернизмОп-АртПоп-АртРеализмСюрреализмФотореализмФутуризмЭкспрессионизм

dotart.info

Картины из бумажных цветов своими руками

Любой интерьер проще всего украсить при помощи картин, панно и постеров. И если обычные, плоские картины вам кажутся слишком банальными, то можно изготовить оригинальные объемные композиции. Для этого вовсе не обязательно быть профессиональным дизайнером или художником. В этой статье мы расскажем о том, как можно создать картины из бумажных цветов своими руками, чтобы ваш интерьер был украшен красивой и необычной поделкой, выполненной вами.

к содержанию ↑

Объемная картина с цветами

Для изготовления красивой и оригинальной картины вам потребуется следующее:

  • Объемная рамка, которую можно приобрести в любом рукодельном магазине.
  • Открыточная бумага, ткань или цветной картон подходящей расцветки.
  • Бумажные искусственные цвета.
  • Клеевой термопистолет.
  • Аэрозольный клей.
  • Скальпель или канцелярский нож.
  • Металлическая линейка.
  • Кусачки.

Последовательность действий:

  1. Удалите заднюю стенку рамки. Как правило, она изготавливается из плотного картона коричневого цвета.
  2. Нанесите на картон аэрозольный клей и наклейте поверх цветную бумагу или другой выбранный вами материал.
  3. Дайте клею подсохнуть, а затем обрежьте выступающие края материала под размер основы.
  4. Подберите цветы и другие мелочи, чтобы при их помощи можно было составить красивую композицию. Примерьте все по своим местам.
  5. При помощи клеевого термопистолета закрепите искусственные цветы внутри объемной рамочки.

Важно! Старайтесь делать так, чтобы капельки клея были скрыты за листьями и стеблями цветов, не бросались в глаза.

В принципе, картина уже готова. Осталось лишь определиться, ставить стекло в рамочку или нет.

Важно! Если вставить стекло, то внутри картины из бумажных цветов своими руками не будет скапливаться пыль. Зато в панно без стекла можно вклеить объемные бумажные цветы, которые будут красиво выступать за края рамочки.

к содержанию ↑

3D картина из бумаги

Кроме вышеописанного варианта создания настенного декора, также вы можете попробовать сделать объемную картину в форме сердца. Для ее изготовления вам потребуется следующее:

  • Рамочка с глубокими бортиками.
  • Канцелярский нож.
  • Цветной картон с ярким принтом.
  • Карандаш.
  • Тонкий картон и белая акварельная бумага.
  • Клей ПВА.
  • Ножницы.
  • Линейка.

Важно! Вместо покупной рамочки, вы можете использовать коробку из-под конфет.

img_6379

Последовательность действий:

  • Вырежьте прямоугольник из бумажного листа белого цвета под выбранную рамочку.
  • Нарисуйте от руки либо распечатайте на принтере сердце такого размера, чтобы оно свободно могло поместиться в рамку 9 раз в 3 ряда.

Важно! Примерный размер одного сердечка 5х4 см.

  • Сердечко нужно вырезать и обвести карандашом, положив на предварительно заготовленную бумагу белого цвета. Должно выйти 3 ряда по 3 сердечка.
  • Теперь настал важный шаг — с помощью канцелярского ножа аккуратно вырежьте “крылышки” сердечек. Для этого сделайте надрезы по контуру сердечек, не затрагивая верхнюю и нижнюю часть.
  • Отогните прорезанные части сердец вверх и к центру, сделав их объемными.
  • Заготовку с сердцами необходимо приклеить на цветной картон.

Важно! Желательно, чтобы это была скрап-бумага с каким-то красивым мелким узором. Она будет видна через отогнутые “крылышки” сердец.

  • Завершающим шагом является помещение композиции в рамку и фиксация ее с помощью клея или степлера.

Важно! На основе этого мастер-класса вы можете сделать какой-то свой 3D-сюжет, например, порхающие птицы, бабочки, люди или другие оригинальные шаблоны.

к содержанию ↑

Видеоматериал

Из предложенных мастер-классов можно сделать вывод, что изготовление картины из бумажных цветов своими руками — очень интересный и увлекательный процесс. А сделанная вами красивая и оригинальная композиция станет замечательным украшением вашего дома.

Поделиться в соц. сетях:

serviceyard.net

Грунты картин на бумаге | АРТконсервация

Бумага представляет собой свойлоченную смесь растительных целлюлозных волокон с примесью клеевых веществ и наполнителей. Основным компонентом растительных веществ является целлюлоза, находящаяся в ткани растений в различной степени чистоты. Так как чистая целлюлоза при нормальных условиях почти не подвергается химическим оптическим изменениям, то наиболее прочными являются растительные волокна, содержащие целлюлозу в наиболее чистом виде. К ним относятся, например, хлопковые волокна. Следующим фактором, от которого зависит качество бумаги, является длина волокна. Хлопковые и льняные волокна, длиной в 2—4 см, свойлачиваются в бумагу прочнее, чем волокна древесины, имеющие в длину только 0,3—0,7 см. Растительные волокна, из которых выделывается бумага, можно по ценности разделить следующим образом:

1) волокна льняные и хлопковые, которые являются самыми ценными;

2) древесная клетчатка, освобожденная от лигнина и других примесей химической очисткой;

3) древесная клетчатка, недостаточно обработанная щелочью, лишь частично освобожденная от примесей; из нее выделываются главным образом оберточная бумага и картон;

4) сырой джут, солома, сырая конопля, эспарто и другие вещества, из которых выделываются наименее качественная бумага, дешевый картон и газетная бумага.

Бумага ручного отлива. Высокой прочностью отличается бумага эпохи Возрождения, сохранившаяся в хорошем состоянии до сего времени. Основным сырьем для ее производства служило льняное и хлопковое тряпье, которое сортировали, очищали и разрезали на мелкие клочья в тряпкорезках. Измельченное таким путем тряпье размягчали в чанах, подвергая его гниению, чтобы ослабить сцепление его волокон. Тряпичную массу растирали затем в ступах в кашу, которую черпали ситами, откуда она поступала на войлок. Войлок вместе с бумажной массой скатывали в цилиндры и отжимали из него воду. Сырую бумагу затем сушили, проклеивали с поверхности клеевым раствором и опять сушили. Наконец, ее полировали вручную — железным утюгом, а позже механически — железным валом (каландром), приводившимся в движение силой воды. Бумагу отбеливали, подвергая воздействию солнца, воздуха и воды. Иногда на ситах, которыми зачерпывали бумажную массу, прикрепляли проволочные узоры, на которые бумажная масса оседала тонким слоем. Получалась так называемая филигрань, окошко или водяной знак, ясно видимый против света. Весь процесс ручного производства продолжался два-три месяца.

Машинная бумага. В двадцатом веке механический процесс вытеснил старый, ручной способ производства и в корне изменил его.

Некоторые фирмы выделывают и в настоящее время высококачественные сорта бумаги, которые могут конкурировать с наилучшими сортами ее в эпоху Возрождения. Наиболее известными марками являются: Уитман (Англия), Фабриано (Италия), ван Гельдер (Голландия), Цандере (Германия).

Ручное производство бумаги сохранилось лишь в нескольких городах.

Недостатки бумаги. Бумага для живописи должна быть выработана из льняных или хлопковых волокон и не должна содержать ни отбеливающих веществ ни сернистого натрия, которым в бумажном производстве разрушаются отбеливающие вещества. Бумага не должна также содержать легко окисляющиеся вещества, например резинаты (смоляные мыла, которые иногда применяются вместо клея), так как бумага из-за них желтеет и со временем разрушается. Микроскопические частички железа или бронзы, которые могут попасть в бумагу с деталей машин, также действуют на некоторые краски, изменяющиеся при соприкосновении с ними (например, желтый кадмий чернеет). Окислению способствуют свет и влажность. Рисунки, гравюры и акварель не следует поэтому подвергать длительному воздействию света, особенно солнечного.

Бумага гигроскопична и ее поверхность, подобно деревянной доске и холсту, увеличивается или уменьшается при изменении влажности воздуха. Несмотря на это, краски на бумаге вообще не растрескиваются, и на старых картинах, написанных на бумаге, лишь изредка кое-где встречаются мелкие трещины. Бумага слишком тонка и слишком чувствительна к механическим повреждениям, чтобы она могла длительно оставаться натянутой на подрамнике, как холст. Поэтому под живопись на бумаге следует подкладывать твердое, не коробящееся основание, лучше всего фанеру, к которой ее прикрепляют только в углах. Химик Вильгельм Оствальд* рекомендовал наклеивать живопись на бумаге всей поверхностью прямо на фанеру; согласно Лаури, бумагу следует наклеивать на искусственную доску. Оба эти способа неправильны, так как растяжимость бумаги иная, чем растяжимость рекомендуемых материалов; в связи с этим спустя некоторое время бумага отклеивается и провисает. Такое повреждение трудно устранить, так как при раздублировании — механическом отделении бумаги от доски (что является весьма трудной и рискованной операцией) — бумага, как правило, сильно повреждается. Для подклейки не применяют даже картона, так как он коробится и деформируется, искривляется, что тоже можно устранить только с большим трудом. Хорошие результаты получаются при наклеивании на бумажное основание одного или двух листов бумаги того же сорта. Наилучших результатов, однако, достигают применением холста очень тонкой структуры. Эластичность холста способствует тому, что бумага от него не отделяется, хотя мы имеем дело с различными материалами. Однако если бумага все-таки отделится от холста и провиснет, то можно сравнительно легко снять холст с оборотной стороны картины, что невозможно в случае применения фанеры или картона 89. С XVIII столетия сохранились в хорошем состоянии гравюры и картины- на бумаге, наклеенной на холст.

Бумагу наклеивают на холст крахмальным клейстером, в который добавляют небольшое количество клея. Так как совершенного сцепления можно достигнуть только с помощью пресса, то бумажные основания больших размеров отдают специалисту-мастеру, который имеет не только необходимое оборудование, но и надлежащий опыт работы. Эту работу следует выполнять точно и тщательно.

Грунты для бумаги. Клеевой грунт. Для темперной живописи достаточно проклеить бумагу, лучше с обеих сторон, 4%-раствором желатина с добавкой квасцов. Бумагу натягивают на доску или подрамник, а после просыхания ее отрезают. (По Оствальду, не следует натягивать сразу бумагу больших размеров; ее проклеивают с одной стороны, подвешивают за один угол и оставляют сохнуть. Затем проклеивают вторую сторону и опять подвешивают. По высыхании бумага получается ровной. Однако этот способ оказался пригодным только для некоторых сортов бумаги.)

Если прибавить в желатиновый раствор незначительное количество краски (пигмента), то получатся слабоокрашенные, прозрачные грунты, которые при соблюдении правильной пропорции могут быть удачны для выполнения живописного произведения. На такой бумаге можно не только писать красками, но и рисовать; у старых мастеров часто встречается бумага, тонированная вручную. Также не повредит, если добавить в раствор желатина незначительное количество картофельного крахмала. Зерна крахмала придают некоторую шероховатость поверхности, которая потом лучше принимает краску. Небольшие количества грубо измельченного гипса, мела или пемзы также дают интересные, тонко нюансированные фактуры.

Кроме желатина, бумагу можно грунтовать крахмальным клейстером или темперной эмульсией, если она не содержит слишком много масла, которое могло бы со временем разрушить волокна бумаги. Грунты из белого шеллака, растворенного в этиловом спирте, мгновенно высыхающие и не вызывающие коробления бумаги, которую поэтому не надо натягивать, являются не вполне надежными, ибо со временем бумага разрушается в результате окисления смол.

Масляный грунт. Как мы уже видели при рассмотрении грунтов для деревянной доски, меловые грунты не годятся для бумаги, так как они не удерживаются на сгибающемся основании и отпадают. На проклеенную бумагу, однако, можно нанести кистью или малярным ножом тонкий слой масляной краски. Как при подготовке холста, и здесь нужно заботиться о том, чтобы масло не просочилось из грунта или краски в ткань бумаги, которую оно бы разрушило. Грунтовочная краска имеет такой же состав, как масляный грунт на деревянной доске. На бумагу ее наносят одним не слишком толстым слоем, и поэтому она должна сохнуть меньше времени: от 1 до 2 месяцев. Более толстые грунты здесь не годятся, так как они осыпались бы со сгибающейся бумаги.

Масляные грунты на бумаге напоминают своей совершенно гладкой поверхностью грунты эпохи ампира. Для живописцев, которые привыкли к более грубой структуре холста, эта слишком гладкая поверхность, конечно, не годится.

При монтировании подкладывают под картины на бумаге фанеру, к которой их приклеивают только по углам, чтобы бумага могла свободно реагировать на изменения атмосферной влажности. Рисунки, гуашь и тощие, не покрытые лаком темперы следует предохранить стеклом 90.

Живопись на бумажном основании как масляная, так и темперная не растрескивается даже спустя столетия, о чем свидетельствует изучение картин некоторых нидерландских живописцев XVII века и чешских художников XIX столетия. Очень часто эти картины в настоящее время дублируют на холст и натягивают на подрамники.

Древний папирус как по составу, так и по процессу производства отличается от современной бумаги. Он состоит не из отдельных растительных волокон, а из узких пластинок, полученных в результате разреза в продольном направлении стебля растения. Поэтому у папируса сохраняется ткань растения, в то время как у бумаги волокна сгруппированы случайно. Наиболее древний папирус относится к эпохе между 3596 и 3580 гг. до н. э. Этот материал, применявшийся для письма, был распространен не только в Египте, но и в императорском Риме и во всем бассейне Средиземного моря. Бумага заменила его только в средние века.

Бумага в настоящем ее виде была известна раньше всего в Китае. Усовершенствование ее производства приписывается Чай-Луню, который выделывал бумагу из лубяных волокон (шелковичного дерева.—Ред.),конопли, старого тряпья и рыбацких сетей в 105 году н. э.91 Арабы, узнав о производстве бумаги от китайцев, взятых в плен в 721 году у Самарканда, вскоре начали заводить собственные бумажные фабрики. Арабские манускрипты IX века написаны на толстой гладкой бумаге, выделанной из льняных волокон с небольшой добавкой хлопка и измельченных тканей.

В Европе первые бумажные фабрики были основаны в XI веке, сперва — в Испании, позже — во Франции (в Геро в 1189 году) и затем в Италии: в Монтефане, Болонье, а в 1293 году — в Фабриано. В XIV веке производство бумаги распространилось на север (Кельн на Рейне — 1320, Нюрнберг — 1390), тем не менее в то время бумагу в заальпийские страны привозили из Италии. В северных европейских странах бумажные фабрики стали основывать только в XVI веке. У нас (в Чехословакии.— Ред.), по не вполне достоверным сообщениям, бумагу выделывали итальянцы в Хебе уже при Карле IV, затем в 1499 году король Владислав разрешил собирать тряпье для производства бумаги мельнику Збраславского аббатства **. В начале XVI века у нас уже было основано несколько бумажных фабрик, количество которых потом непрерывно росло; в XVIII веке их было уже больше 80. Производство целлюлозы из древесины было изобретено в 1854 году, но в бумажной промышленности ее стали применять только в 80-е годы. Машинные бумажные фабрики стали быстро вытеснять ручные, однако механизированное производство не оказало никакой услуги художникам. В творческой работе живописцев машинная бумага никогда не сможет заменить бумагу ручного отлива, которая больше всего приближается по качеству к бумаге эпохи Возрождения.

Бумагу везде применяли главным образом для письма, затем для рисунков и гравюр и только в последнюю очередь для живописи, чаще всего для миниатюр. Для картин маслом бумага применялась редко. Такие старые масляные картины на бумаге часто принимаются за картины на холсте или на досках именно потому, что впоследствии их дублировали на холст или на дерево.

О бумаге как живописном основании упоминает уже в XII веке Теофил. Более подробно о ней пишет Ченнино Ченнини. К наиболее старым картинам на бумаге относится этюд головы в Лувре, приписываемый школе Леонардо. В XVII веке увеличивается количество картин на бумаге (этюды Я. Иорданса и Ф. Франкена).

В XVIII веке на бумаге писал И. Xp. Брандт. В прошлом веке у нас писали на бумаге этюды и маломерные картины Антонин и Иозеф Манес, Август Пипенхаген, Иозеф Навратил92 и многие другие.

Филигранью обозначали в эпоху ручного производства марку мастерской; чаще всего это были монограммы, имена или символы. На восточной бумаге филиграней нет; на европейской бумаге они появляются только в XIII веке. (Наиболее старыми являются болонские, относящиеся к 1285 году, и фабрианские, относящиеся к 1293 году.) С половины XVI века филиграни являются обычно обозначением даты и полного имени изготовителя.

_________

* W. Оstwald. DieMaltechnikjeitztundkiinftig (Техника живописи теперь и в будущем), 1930.

** F. Zuman. «Knizka о papiru» «Книжка о бумаге». Praha, 1947.

Первоисточник: 

Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962

art-con.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта