Научная и философская картины мира (стр. 1 из 3). Картина мира философия


6. Философия и современная научная картина мира (нкм).

Научная картина мира – образ природы, созданный теор. мышлением в мире культуры. Особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответствующего определенному этапу ее исторического развития, посредствам которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Научная картина мира занимает пограничное место между массивами философского знания и научного знания.

Картину мира рисуют и другие формы познания: религия, искусство, мифология. Эти картины мира в современной культуре стремительно уступают место научной картине мира, т.к. наука выполняет главенствующую роль.

Научная картина мира являет собой сложное структурированное образование. В структуру научной картины мира всегда входят представления о природе материальных объектов, о характере взаимодействия, о пространственно-временном континууме, о характере причинно-следственных связей. Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в новую целостность (системная функция). Назначение НКМ как свода сведений состоит в обеспечении синтеза знаний (интегративная функция). + Методологическая функция (аналитические методы, структурно-функцион. подход).

В основе современных научных представлений о материальном мире лежит идея его сложной системно-структурной организации. Значительный вклад в разработку представлений о структурной организации Универсума с философией и естествознанием вносит системная методология, представленная системным подходом, общей теорией систем и системным анализом. Нужно ввести понятия: система, элемент, структура.

Категория система фиксирует отграниченную и организованную целостность, в рамках к. связи между множеством отн-но самостоятельных взаимодействующих частей (элементов) по ряду параметров превосходят связи с элементоами др. целостностей.

Структура характеризует совокупность внутренних связей объекта, его строение.

Элемент – составные части целого, к. могут в динамике систем ассоциироваться в отн. самостоятельные группы, называемые подсистемами.

НКМ создается совместными усилиями науки и философии. НКМ претендует на моделирование Универсума. У. — мир природы, пропущенный сквозь сферу философского и научного познания.

В рамках современной НКМ традиционно выделяют подсистемы Универсума: неживая и живая природа. Каждая из них достаточно сложно структурирована и включает в себя различные уровни организации систем.

Множество уровней стр. организации материи являют собой разнообр. виды материи. Неживая природа: субмикроэлементарный, микроэлементарный (уровень элем. частиц и полевых взаимодействий), ядерный, атомарно-молекулярный, уровень макроскопических тел, уровни планет, звездно-галактических комплексов, галактик и Метагалактики. Живая природа:уровни био макромолекул, клеточный, микроорганизменный, уровни органов т тканей, организмов, популяций, биоценоза и биосферы.

Категория «материя», содержание претерпело ряд существенных изменений на разных этапах развития философского знания от изучения вещей как таковых к акцентированной заинтересованности в исследовании их свойств и отношений.

На первом этапе эволюции (в античной философии) представления о материи связывались с поиском некоего субстрата — конкретной, но всеобщей первоосновы всего сущего, роль которой отводилась той или иной природной стихии. На втором этапе эволюции (Новое время) получил свою реализацию субстанциальный подход к пониманию материи. В его рамках материя наделялась рядом атрибутивных свойств — массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью.

Разрыв с конкретно-научной трактовкой материи, отождествлением ее исключительно с миром природы в виде вещественных образований продемонстрировала философия марксизма (вторая половина XIX–XX вв.). Революция в естествознании на рубеже XIX–XX веков обострила интерес к проблеме материи в философии и науке. Материя определяется на основе субъект-объектного отношения и рассматривается в качестве философской категории, которая обозначает объективную реальность, независимо от человеческого сознания и отображаемую им (Ленин).

studfiles.net

Философия и научная картина мира

Вопрос о перспективах и плодотворности процесса сциентизации человеческой жизни и культуры, затрагивающего не только внешние условия существования людей, но и посягающего на ведущую роль в формировании мышления человека, остается одним из наиболее дискутируемых в наши дни. В этой связи проблема взаимоотношения философского и научно-теоретического мировоззрения представляет вполне самостоятельное и важное значение.

Такое взаимоотношение находит свое выражение прежде всего в понятии "научная картина мира", под которой понимаются общие знания о мире, сложившиеся в качестве известного итога совокупного развития научного знания. Как особая культурная реальность "научная картина мира" начала складываться и приобретать значимость в XVII - XVIII вв. При этом в качестве мировоззренческого образа она вырабатывается не только общей совокупностью наук. Если бы последние были единственными участниками этого процесса, то его результат вряд ли мог бы принять сколько-нибудь цельный характер, так как картины мира главных научных дисциплин - физики, биологии, социологии, истории - трудно совместимы друг с другом. Из общих законов, которые описывают неживую или, как раньше выражались, "косную" природу, не следует существование жизни. А общество и мир человеческой культуры подчиняются иным закономерностям, чем биологический и физико-химический мир. Поэтому в факте существования "научной картины мира" сказывается не только участие в ее выработке основных наук о природе и человеке, но и интегрирующее действие доминирующих в обществе философских представлений. Здесь имеет место двоякий процесс: философское мировоззрение впитывает в себя результаты крупных научных открытий, но и само оно оказывает очень существенное влияние на направление научного поиска. Этот факт отмечали многие ученые. Так, один из крупнейших естествоиспытателей XX в. В. Гейзенберг писал: "Философское мышление, господствующее в данном веке или культурной среде, определяет то развитие естествознания, которое становится решающим".

Следует также отметить, что в формировании научной картины мира вклад и философии, и науки опосредован сложными процессами, происходящими в социальном сознании. Так, определение доминирующего воздействия на формирование научной картины мира той или иной науки или научной теории (например, ньютоновской механики в XVIII в. или дарвиновской теории эволюции во второй половине XIX в.) не является просто следствием теоретических и философских дебатов в научном сообществе. Это скорее своеобразное резюме практического и культурного значения этих наук и теорий в жизни общества. Важно также подчеркнуть, что научным картинам мира свойственна определенная инерционность, как бы предусматривающая необходимость серьезного испытания новых идей, поставляемых развивающимся научным знанием, их отбора и согласования друг с другом при включении в состав целого. Чтобы более конкретно представить характер этих взаимодействий философии и науки рассмотрим перемены, которые претерпели в составе научной картины мира такие важные категории, как пространство, время и причинность.

studfiles.net

Научная и философская картины мира

РЕФЕРАТ по философии

Тема: Философская и научная картины мира

Введение. 3

Глава 1.Картина мира: общая характеристика. 4

Глава 2. Научная картина мира. 7

Глава 3. Философская картина мира. 11

Материализм. 14

Идеализм. 15

Дуализм. 17

Заключение. 19

Библиографический список. 20

Введение

"Картина мира" - важная философская категория. В отличие от категории "материя", фиксирующей лишь объективную реальность и её основное свойство - независимость от человеческого сознания, картина мира дает представление об устройстве, внутренней организации и развитии всего мира, всего бытия, включая и человека. Поэтому естественнонаучное представление о строении мира, или естественнонаучная картина мира, соответствующая тому или иному уровню развития науки, и прежде всего астрономии, физики, химии, биологии, составляет лишь часть, или фрагмент более общей и фундаментальной философской категории "картина мира", лежащей в основании мировоззрения данной эпохи.

В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась. На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависела от религии и религиозно-мифологических представлений, картина мира была религиозно-философская. В новое время, и особенно в наши дни, в эпоху бурного научно-технического прогресса, это научно-философская картина.

Назначение философии, рисующей эту картину мира, состоит в том, что она выдвигает на передний план задачу познания мира во всех его связях, по всем его многообразии. Она выдвигает в качестве центральной методологической установки требование изучить все проявления, все формы бытия, взаимодействие субъективной и объективной реальности, а не только какой-то одной формы материи или сознания.

Глава 1.Картина мира: общая характеристика

Исходя из того, как понимают картину мира социологи, психологи, психоаналитики, её следует определить как систему образов (и связей между ними) — наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой. Составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску; порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.

В соответствии с этими особенностями картина мира:

- целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;

- представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;

- имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.

Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

Картина мира — сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение.

Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) — это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.

Мировоззрение — концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т. п. Основные крупные элементы — каркас картины мира — представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации.

Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.

Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте — новую картину мира. Прогресс — развитие человека и человечества — это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное — и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий.

«Картиной мира» (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира не является чем-то индивидуальным (в отличие от мировоззрения). Картина мира плод коллективных усилий профессионального сообщества.

Существует несколько видов картин мира:

- научная картина мира;

- религиозная картина мира;

- философская картина мира и т.д.

Их принципиальные различия определяются двумя позициями:

- основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира;

- основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы.

Глава 2. Научная картина мира

Научная картина мира – это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира – мифологической, религиозной, философской, - так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира. Как и все остальные картины мира, научная картина мира содержит определенные представления о структуре пространства и времени, объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в мире. Это то общее, что присутствует во всякой картине мира. Главное же, что выделяет именно научную картину мира из всех остальных картин мира, - это конечно же “научность” этой картины мира. Поэтому, чтобы понять особенность научной картины мира, необходимо понять особенность науки как специального вида человеческой деятельности.

Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания.

Научная картина мира интенсивно начинает складываться в XVI-XVII веках, когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.

В научной картине мира следует различать общенаучную (ОНКМ) и частнонаучную (ЧНКМ) картины мира. В ОНКМ обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. Среди ЧНКМ называют физическую, химическую, космологическую, экологическую, информационную и т.д. картины мира.

Соответственно, наряду с понятием физической реальности в научной картине мира присутствуют понятия биологической, социальной, исторической и даже лингвистической реальности. Каждая из этих реальностей также представляет собой систему теоретических объектов, построенных биологическими, социологическими, историческими и лингвистическими теориями соответственно.

Главная особенность научной картины мира состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.

Научная картина мира предполагает, что окружающий нас мир состоит из двух начал – формы и материи. Формы – это просто другое название для различных математических структур, составляющих как бы закономерный и логический скелет всех процессов и явлений в мире. Таким образом, в основе всего лежат структурные формы, выражающие себя в числах, операциях и отношениях.

Научная картина мира также предполагает, что структуры-формы облекаются в материю и реализуются таким образом в виде бесконечного разнообразия чувственно воспринимаемых явлений и процессов. Структуры не просто повторяют себя в чувственно-материальном мире, они во многом преобразуются, ослабляются и смешиваются.

Научная картина мира предполагает, что мы можем понять окружающий нас мир лишь в той мере, в какой мы сможем увидеть за ним лежащие в основе формы-структуры. Структуры составляют постигаемую для нашего разума часть мира. Формы-структуры составляют логическую основу не только лежащей вне нашего сознания реальности, но они же являются логическим фундаментом человеческого разума. Структурное единство человеческого разума и мира – это условие познаваемости мира, причем, познаваемости его именно через структуры.

Наука – это во многом особый метод познания, своеобразный способ получения структурного знания. Но в науке всегда есть и другая составляющая, которая предполагает ту или иную философию или даже религию. Например, в эпоху Возрождения наука была тесно связана с так называемым “пантеизмом” - представлением о Боге как проникающем собою любую часть мира и совпадающим с бесконечным Космосом. Позднее наука приняла философию материализма и атеизма.

Можно поэтому говорить о двух видах принципов научной картины мира:

1)внутренние принципы науки, обеспечивающие научный метод познания как описанный выше метод восстановления структур, лежащих за видимой оболочкой чувственного мира,

mirznanii.com

Реферат - Философская картина мира

Содержание Введение 1. О понятии «картина мира»2. Картина мира как результат развитияфилософии, науки и религииЗаключение Список использованной литературыПриложение

Введение

Актуальность. С изменением уровня познания мира помере совершенствования науки меняются и представления о его строении. Этипредставления отличаются от научных теорий большей устойчивостью, наглядностью,доступностью. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемыхданным уровнем развития общественного производства, техники, науки, культуры исистемы общественных отношений, образует картину мира. «Картина мира» — важнаяфилософская категория. В истории человеческой культуры картина мира постоянноменялась. На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависелаот религии и религиозно-мифологических представлений, картина мира быларелигиозно-философская.

Религиозная картина мира является самой древней и наиболеедогматической, неизменной. В свое время она отвечала потребностям человека вобъяснении устройства окружающей человека природы, ее происхождения и появлениясамого человека. Основанием религиозной картины мира является вера в Творца,обладающего могуществом, достаточным для сотворения мира.

Физическая картина мира традиционно ограничивается рамкаминеживой природы. Она изменяется с развитием научных знаний (механическаякартина мира – электромагнитная – квантово-релятивистская). На ее базе строитсяболее общая научная картина мира, включающая в себя также знания о живойприроде и внутреннем мире человека. Создание научной картины мира, показывающейединство и целостность человека и окружающего его мира. Научная картина мирачрезвычайно важна для формирования мировоззрения человека. Однако научное представление о строении мира, илиестественнонаучная картина мира, соответствующая тому или иному уровню развитиянауки, составляет лишь часть, фрагмент более общей и фундаментальнойфилософской категории «картина мира», лежащей в основании мировоззрения даннойэпохи.

Цель работы: дать общее понятие философской категории«картина мира» и кратко охарактеризовать картину мира как результат развития философии, науки ирелигии.

Работа состоит из введения, основной части, заключения,списка использованной литературы.

1. О понятии «картина мира»

Анализ«картины мира» как особого компонента научного знания предполагаетпредварительное выяснение смыслов исходных терминов — «мир» и «картина мира». Мир– это Вселенная во всей ее совокупности форм материи в земном и космическомпространстве, т.е. все то, что существует вокруг нас.[1]

Выражение«картина мира» появилось сравнительно недавно; оно стало популярным лишь в ХХвеке. Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, что человекпытается осмыслить мир в целом и нарисовать в своем сознании некую картину,отображающую мир.

Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развитиячеловечества совокупность представлений о структуре действительности, способахее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходныхмировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленныйчеловечеством.

Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает исхематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаясядействительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем,сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики.

В современной философской и специально-научной литературе онприменяется, например, для обозначения мировоззренческих структур, лежащих вфундаменте культуры определенной исторической эпохи.

В нашей философско-методологической литературе термин«картина мира» применяется не только для обозначения мировоззрения, но и вболее узком смысле — тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, т.е. техпредставлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретическогознания.[2] В этом значении научнаякартина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания,задающая видение мира соответственно определенному этапу ее функционирования иразвития.

Картина мира — это целостное миропонимание, синтезирующее знания наоснове систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догматаи т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, егоценностные поведенческие ориентиры (Приложение).[3] Картина мира означает как бы зримыйпортрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять иувидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает пониманиетого, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе икак он развивается.Поэтому понятие «картина мира» занимает особое местов структуре естествознания.

Картины мира отводят человеку определенное место во Вселеннойи помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают как в рамках повседневнойжизни, так и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Различаютнесколько картин мира.[4]

Обыденная картина мира, возникающая из повседневной жизни: здесь в центрестоит человек, так как повседневность — это мир, где он является главнойфигурой. Научная картина мира, или научный взгляд, создаваемыйучеными-специалистами. Научная картина мира строится вокруг объектов, понятыхкак не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния нашихжеланий и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир «таким, каким онесть». Религиозные представления о мироздании, сложившиеся вдеятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношениюповседневного опыта и потустороннего, божественного. Эзотерическая концепцияВселенной — знания, полученные путем озарений и откровений, которыепоявились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, отучителя к ученику (эзотерия — совокупность знаний и духовных практик, закрытыхот непосвященных). Философский подход к человеку и космосу. Философскиекартины мира многообразны, но все они строятся вокруг отношения мир — человек.

У каждой картины мира есть свой смысловой центр, вокругкоторого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной.

 

2.Картина мира как результат развития философии, науки и религии

Упрощенно, можно представить следующую схему формирования общейкартины мира (рис.1).

/>

Рисунок 1 — Схема взаимовлияния картин мира

Каждая из картин мира дает своюверсию того, каков мир на самом деле и какое место занимает в нем человек.Отчасти эти картины противоречат друг другу, а отчасти взаимодополнимы испособны составлять целое.

В структуру картины мираможно выделить два основных компонента: концептуальный (понятийный) –представлен знаниями, понятиями и категориями, законами и принципами, ичувственно-образный (обыденно-практический) – совокупностью обыденных знаний,наглядными представлениями о мире, опытом. Их принципиальные различияопределяются двумя позициями (табл.1):[5]

1) основной проблемой, решаемойкаждой из указанных картин мира;

2) основными идеями, которыепредлагают картины мира для решения своей проблемы.

Таблица 1 – Картины мира

Виды картины мира

Проблемы картины мира

Идеи картины мира

Религиозная картина мира Соотношение Бога и человека Божественное творение мира и человека Философская картина мира Соотношение мира и человека

Различные идеи:

— материализм

— идеализм

-  дуализм, плюрализм

-  диалектика, синергетика

-  метафизика, эклектика, редукцио-низм, радикализм, механицизм и др.

Научная картина мира Синтез и обобщение разно-родных, противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам

 

Философская картинамира возникла всередине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философскихучений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривалисьв связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиальноотличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присущеособое деятельностное начало — ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способенпознать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначениечеловека и смысл его бытия.

Философскаякартина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями,теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью,осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапуисторического развития.

Главная темафилософии — соотношениечеловека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом,теоретико-познавательном, ценностном, деятель-ностном. Именно поэтомуфилософские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегдаобъединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение всобственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличаетфилософское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднитфилософию с наукой.

В качествеосновных структурных элементов философской картины мира можно выделитьследующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамкахданной картины мира сформировались две модели бытия:

1)нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщенияданных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни;

2)религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретическихвзглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное. Происходит удвоениемира, где вера считается выше истин разума.

Пространствои время в философской картине мира выступают как категории порядка и,следовательно, условия умопостигаемости мира. Пространство — как способупорядочения внешних восприятий, время — как способ упорядочения внутреннихпереживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумноесущество, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ.

Создаваемаяв рамках онтологии, философская картина мира определяет основное содержаниемировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучирационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрениеносит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях икатегориях. Следовательно, философская картина мира есть совокупностьобобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений омире в целостном его единстве и месте в нем человека. От того, какой вконкретный момент времени представляется общенаучная картина мира, во многомзависят мировоззренческие и методологические проблемы науки, а идеи и проблемыгосподствующей философской картины мира определяют перспективные направленияразвития научного знания. Например, в начале XX векапризнавались очевидными бесконечность и вечность Вселенной по всем четыремизмерениям пространственно-временного континуума. Все явления Вселенной — планеты, звезды, жизнь – возникают, проходят стадии своего развития и погибают,а затем возникают в другом месте и так бесконечно, мир вечен. Вопросы о«начале», о времени, «когда еще не было времени», о мирах, не принадлежащихнашей Вселенной, считались схоластическими. Но после создания Л.А.Фридманомтеории «извергающейся из точки Вселенной»[6] и подтверждения Э.Хаббломпрямыми наблюдениями предсказанное разбегание галактик вопрос о смыслепространства-времени стал определяющим в методологических дискуссиях. Ещепример. Двадцать лет назад одной из актуальнейших проблем была идеяэлементарности. Все попытки выделить «наиболее элементарные» частицыоканчивались неудачей и начало складываться представление об обнаружениисвоеобразного «дна» мира, а, следовательно, о возможности создания«исчерпывающе полной» теории физических явлений. Но открытие «суперэлементарныхчастиц» – глюонов и кварков вновь отодвинуло возможный «конец физики» какфундаментальной науки.

На сменуидее «элементарности» пришли новые проблемы – неожиданно тесной связи микромираи мегамира, общих характеристик и тенденций во взаимодействиях элементарныхчастиц и глобальных свойств Вселенной. Каждая ступень развивающейся философскойкартины мира выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иныхпонятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержанияфундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраиваетсяфилософская картины мира.

Философскиекартины мира весьма многообразны, однако все они строятся вокруг отношений «мир— человек» или «человек — мир». В этом различии присутствуют две ведущие линиив философском знании, которые можно условно назвать объективистской исубъективистской.

Объективистскиеконцепции независимо от того, являются ли они материалистическими илиидеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначеобъективен. Субъективизм в противоположность объективизму мир, общий для всехживущих субъектов, заменяет на множество миров. Я — сам себе вселенная, я вижудействительность исключительно со своей точки зрения, пребывания в своихситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальноесубъективное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное.

Огромнаяразница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основуфилософского поиска. Важнейшей философской проблемой в этом случае являетсявопрос: что в мире — от нас и что — от самого мира? Что от субъективности и чтоот объективности? Что от человека зависит и что не зависит?

Религиозная картинамира появляетсявместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Еслифилософская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то урелигиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворенпо замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимаетсякак личность (разум + воля). Он трансцендентен. Философское понимание Бога какчистый интеллект, тождественный миру здесь неуместно.

Религиознаякартина мира не существует как целостная система знаний, так как действуютдесятки и сотни различных религий и конфессий. В каждой религии сформированасвоя картина мира, основанная на символах веры, религиозной догматике икультах. Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать?Одна из наиболее ранних картин мира — библейская. В первой книге Библии«Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этойкартине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает,говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще довозникновения мира. Он создал мир за 6 дней. Сначала он сотворил небо и землю,затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестойдень он сотворил человека. Так схематично изображается сотворение мира. Этабиблейская картина мира сохранилась до наших дней.

Общимположением для всех религиозных картин мира является то, что они основаны не насовокупности истинных знаний, а на знаниях – заблуждениях и религиозной вере.Центром любой религиозной картины мира является образ Боги или богов,представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. Богсотворил мир, дал ему законы. Бог же может их отменить на миг или навсегда.Прерывая естественный ход вещей Бог творит чудо. Будучи сверхъестественнымсуществом, Он способен вызывать сверхъестественные явления. Иногда это делаетсядля того, чтобы выразить свою волю — дать знамение человеку. Если в мифеотсутствует понятие сверхъестественного, то в религиозном отношении к миру оночрезвычайно важно.

В религиознойкартине мира обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основекоторого лежит представление о дуалистичности бытия:

- абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественноебытию Бога-Творца;

- сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в томчисле и человека.

Творецсоздает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было(креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональнымспособом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца.

Вразличных религиозных конфессиях религиозные картины мира различаются вдеталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественнойпредопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Центральныйпункт любой религиозной картины мира — образ Бога или богов, представление отом, что же является высшая истинная реальность. Земное и небесное, сферачеловеческого и сфера Божественного — вот что является смыслом религиозныхразмышлений. Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий,связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегдаподчеркивают, что дело науки — изучать только физический мир, только сферупотустороннего. Дальше простирается область религии и, быть может, философии.

Научнаякартина миравозникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются какобъекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время подсильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Поднаучной картиной мира понимают целостную систему представлений об общихсвойствах и закономерностях мира, дающих целостное понимание материальногомира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни ичеловека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе,проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.

Основныеэлементы научной картины мира: научные знания о природе, научные знания обобществе, научные знания о человеке и его мышления. Она основана на данныхастрономии, физики, химии, биологии и выступает обычно как антитеза архаической(прежде всего, религиозной) картине мира. Методологически она основана накартезианском противопоставлении субъекта и объекта. Любое явление в миредолжно объясняться прямым действием внешних причин, а не внутренней природойили целью (как в метафизике Аристотеля).

Мир внауке рассматривается как совокупность простых (элементарных) объектов, взаимодействующихдруг с другом и подчиняющихся при этом определенным закономерностям.Механическая, органическая аналогии позволяют все объяснить. Наиболее интенсивнонаучная картина мира начинает складываться в 16-17 веках, когда на сменугеоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика.

В научной картине мира следуетразличать общенаучную и частнонаучные картины мира. В общенаучной картине мираобобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе,обществе, человеке и результатах его деятельности. Среди частнонаучных картинмира называют физическую, химическую, космологическую и космогоническую,биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую ит.д. и т.п. картины мира. Соответственно, наряду с понятием физическойреальности в научной картине мира присутствуют понятия биологической,социальной, исторической и даже лингвистической реальности. Каждая из этихреальностей также представляет собой систему теоретических объектов,построенных биологическими, социологическими, историческими и лингвистическимитеориями соответственно. Главная особенность научной картины мира состоит втом, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основетой научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпохулидирующее положение.

На протяжении всейистории религиозная, научная и философская картины мира находились в сложных взаимоотношениях.Так, в средние века не стихали споры между богословами о совместимостифилософии и христианского вероучения. Противники философии полагали ее неотделимойот языческих религиозных культов. Сторонники же христианизировали древниеучения, исходя из принципа приоритета Писания над Разумом. Один из авторовнаучной картины мира Ньютон предостерегал своих коллег от увлеченияметафизикой. О.Конт впервые пытался сравнить все три картины, создав учение остадиях развития человечества. Он выделил три стадии духа, через которые должнопройти каждое общество: теологическую, метафизическую, научную.

Огромное практическоезначение науки в 20 века сделало ее той областью знания, к которой массовоесознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттогорисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальнойдействительности, за изображение Вселенной такой, какова она есть на самомделе, независимо от нас. Однако за привычным, коренящимся еще в эпохеПросвещения доверием к выводам науки часто забывается, что наука —развивающаяся и подвижная система знания.

Во второй половине 20века стало очевидно, что ни одна из картин мира не может утвердить своюистинность и ложность конкурентов. Проблема заключается в том, чтобы допуститьсосуществование всех трех картин в едином универсуме человеческого знания.Этому должен способствовать методологический и мировоззренческий плюрализм,основанный на принципах лингвистической дополнительности и лингвистическойотносительности.

Вместо картины мирафилософы двадцатого века ввели понятие жизненного мира, который противостоит«мирам» объективных наук и порождающим их научным интересам. На данный моментодновременно сосуществует множество различных картин мира. Кроме того,возникают понятийные проблемы – большое количество информации в образах, мыприписываем им определенный смысл, иногда различный. Вероятно, в ближайшембудущем могут появиться новые картины мира.

Заключение

 

Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развитиячеловечества совокупность представлений о структуре действительности, способахее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходныхмировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленныйчеловечеством.

Современем картина мира видоизменяется, дополняется представлениями обыденного,религиозного, философского, эстетического сознания. Для верующего мир —воплощение божественной гармонии, для ученого – система логическивзаимосвязанных законов, для философа — первосущее. Исходя из этого, различаютрелигиозную, философскую и научную картину мира. У каждой есть смысловой центр,вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образВселенной. Их принципиальные различия: основной проблемой, решаемой каждой из указанныхкартин мира; основными идеями, которые предлагают картины мира для решениясвоей проблемы.

Религиозная картина мира делает главным предметом своеговнимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное,сфера человеческого и сфера Божественного — вот что является смысломрелигиозных размышлений. Постороннее и трансцендентное всегда сложно ипротиворечиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показатьэту связь как понятную человеческому уму, однако подразумевает интуитивноепостижение.

Научнаякартина мира строится вокруг объектов, не зависящих от человеческойсубъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия.Наука хочет видеть мир таким как он есть, потому ее ядро — обесчеловеченнаяреальность. Исключительное – именно так можно характеризовать влияние науки намировоззрение современного человека.

Философская картина мира есть совокупность обобщенных,системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостномего единстве и месте в нем человека. В отличие от религиозной картины мира, философская картина мира всегдаопирается на научную картину мира как надежный фундамент.

Список использованной литературы

 

1.  Андрейченко Г.В. Философия /Г.В.Андрейченко, В.Д.Грачева. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.

2.  Архипкин В.Г. Естественнонаучнаякартина мира: Учеб.пособие / В.Г.Архипкин, В.П.Тимофеев. – Красноярск:Краснояр.гос.ун-т, 2002. – 320 с.

3.  Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями идополнениями. — М., 2008. — с. 664.

4.  Горелов А.А. Концепции современногоестествознания: Курс лекций / А.А.Горелов. — М.: Центр, 2002. — 208 с.

5.  Карпенков С.Х. Концепции современногоестествознания: Учебник для вузов / С.Х.Карпенков. — М.: Высшая школа, 2003. — 488 с.

6.  Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф.В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002. — 303 с.

7.  Скопин А.Ю. Концепции современногоестествознания: Учебник / А.Ю.Скопин. — М.: ТК Велби, 2003. — 392 с.

8.  Степин В.С. Научная картина мира в культуретехногенной цивилизации / В.С.Степин, Л.Ф.Кузнецова. — М.: Изд-во Проспект,2004.- 274 с.

9.  Стародубцев В. А. Концепциисовременного естествознания: учебное пособие – 4-е изд. – Томск: Изд-во ТПУ,2008. – 184 с.

10.  Фролов И.Т. Введение в философию. Учебник / И.Т.Фролов. –М.: Культурная революция,2007. – 623 с.

Приложение

/>

Рисунок 1 – Картина мироздания

www.ronl.ru

1. Философия и физическая картина мира. Диалектика природы и естествознания

1. Философия и физическая картина мира

Физика возникла как наука о природе. Известно, что развитие материального производства связано с поисками в природе новых источников энергии и с совершенствованием средств труда (по выражению К. Маркса, «костной и мускульной системы производства»). Существует неразрывная взаимосвязь между средствами труда и развитием соответствующих разделов физики. Потребности совершенствования орудий труда в XVII в. непосредственно вели к разработке таких понятий, как масса, сила, скорость, ускорение и др., а установление связи между ними привело к открытию законов механики. В свою очередь развитие механики способствовало прогрессу техники, материального производства.

Взаимосвязь физики и производства можно проследить на примере не только механики, но и других разделов физики. Например, в ходе изучения тепловых явлений в середине XIX в. были созданы тепловые двигатели, а в процессе их усовершенствования появился особый раздел физики — учение о теплоте, термодинамика. В результате формирования учения об электричестве и магнетизме возникли и развивались электротехника и радиотехника. Таков же путь развития современной атомной физики: в процессе изучения атомных явлений создавались и развивались средства производства ядерной энергетики, а развитие атомной техники открывало новые возможности для развития современной физики.

Таким образом, удовлетворение потребностей развития материального производства было возможно лишь при углублении знаний о природе, а последнее, как показано ранее, невозможно без философии. Основные понятия физики возникли в процессе обобщения опытных данных под непосредственным воздействием тех или иных философских взглядов на природу. Поскольку представления о материи и ее атрибутах в физике являются главными, все понятия физики складывались главным образом под влиянием философских, и в частности материалистических, представлений о природе.

Если в развитии эмпирических знаний в физике главная роль принадлежит опытам и тем самым приборам (орудиям эксперимента), то в развитии теоретических знаний в физике ведущую роль играют материалистические представления о природе, на основе которых возникают общие понятия, принципы и гипотезы, служащие исходным пунктом при построении физических теорий. Данные эксперимента и исходные основы для построения теорий в системе физического знания существенно отличаются друг от друга. Первые просты в том смысле, что отражают отдельные стороны явлений. Их систематизация и обобщение в виде эмпирических законов представляют уже более сложное эмпирическое знание, поскольку оно относится не только к этим явлениям, но и к совокупностям, составляющим отдельную группу взаимосвязанных явлений. Исходные предпосылки построения теории — система общих понятий, принципов и гипотез — являются наиболее общим физическим знанием, поскольку на их основе строятся все теории, существующие на данном этапе развития физики.

Каждая теория отражает закономерность какой-либо области явлений, которая состоит из нескольких групп, служащих объектом непосредственного эмпирического исследования. В системе теоретического знания физическая теория играет главную роль в познании объективных законов и в объяснении наблюдаемых групп физических явлений. Но очевидно, что та исходная основа, на которой строятся физические теории, является более общим знанием по сравнению с отдельными физическими теориями. Любая теория охватывает лишь одну область явлений, а ее базис включает все их области, отражая наиболее общие стороны изучаемой физической реальности в целом и давая тем самым общую физическую картину мира.

Следовательно, в системе физического знания данные эксперимента, как наиболее частный вид знания, и физическая картина мира, как наиболее общий вид знания, являются такими противоположностями, отношение между которыми выступает движущей силой, источником развития физики.

Понятие «физическая картина мира» употребляется давно, однако лишь в последнее время оно стало рассматриваться не только как итог развития физического знания, но и как особый самостоятельный вид знания, который может возникнуть на основе философских обобщений даже до построения теорий и который, давая самое общее теоретическое знание в физике (система общих понятий, принципов и гипотез), служит исходной основой для построения теорий[53]. Современная физическая картина мира, с одной стороны, обобщает все ранее полученные данные об этой части природы, а с другой — вводит в физику новые философские идеи и обусловленные ими понятия, принципы и гипотезы, которых до этого в физике не было и которые коренным образом меняют основы физического теоретического знания: старые физические понятия и принципы, как отмечал В. И. Ленин, ломаются, новые возникают, картина мира меняется[54].

Законы развития физики тесно связаны с физической картиной мира. Если количество опытных данных постоянно возрастает, то картина мира некоторое, подчас длительное время остается относительно неизменной. Вследствие этого она становится основной характеристикой определенного этапа в развитии физики, что и определяет ее фундаментальную роль в построении физических теорий. С изменением физической картины мира начинается новый этап в развитии физики с иной системой исходных понятий, принципов, гипотез и стиля мышления.

В этом состоит первая закономерность истории развития физики: она делится на ряд качественно различных этапов, обусловленных прежде всего представлениями и понятиями о материи и движении. Переход от одного этапа к другому знаменует качественный скачок, революцию в физике, состоящую в крушении старой картины мира и в появлении новой.

В пределах данного этапа развитие физики идет эволюционным путем, без изменения основ картины мира. Оно состоит в реализации возможностей построения новых теорий, которые заложены в данной картине мира. Однако сама она при этом может эволюционировать, достраиваться, оставаясь в рамках определенных конкретно-физических представлений о материи. В новой картине мира в начальный период ее развития наряду с новыми представлениями о материи могут сохраняться старые идеи о ее атрибутах, вследствие чего в картине мира могут возникнуть внутренние противоречия, побуждающие ее к развитию, к выработке таких представлений о коренных свойствах материи, которые находились бы в соответствии с пониманием самой материи. Таким образом, в постепенной достройке физической картины мира состоит вторая закономерность развития физики. Если первая закономерность определяет переход от одного периода развития физики к другому — революцию в развитии физики, то вторая — эволюционный ход развития физики в пределах данного периода.

В истории физики конкретные физические представления о материи менялись два раза. Сначала был совершен переход от атомистических, корпускулярных представлений о материи (материя абсолютно прерывна) к полевым — континуальным представлениям (материя абсолютно непрерывна). Затем континуальные представления о материи были заменены современными квантовыми представлениями (материя и прерывна и непрерывна).

Следовательно, в ходе развития физики можно говорить лишь о трех физических картинах мира и соответственно о трех исторических этапах развития физики. Первый характеризуется корпускулярными, атомистическими представлениями о материи и построенной на их основе механической картиной мира. Второй этап опирается на континуальные представления о материи. Такому ее пониманию соответствует электродинамическая картина мира. Третий этап характеризуется современными квантово-полевыми представлениями о материи, в соответствии с чем строится квантово-полевая картина мира. Разберем подробнее диалектику формирования и смены этих физических картин мира.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта