Франсиско Гойя. Франсиско гойя картина
Описание картины Франциско де Гойя «Колосс»
Картина Франсиско де Гойя « Колосс» была написана в период с 1810 по 1825 года.
Талантливый художник всегда мог так передать через свои полотна все чувства, какие его обуревают, что и спустя столетия почитателей его искусства захватывает страсть, неудержимая радость, моменты любования и умиления, но чаще всего, зрителей картин сковывает панический ужас. Да, Гойя мастер передавать ужасные моменты, на которые способна не всякая фантазия.
Картина «Колосс» тоже зарождает ужас и панику от неизбежности огромной мощи, неизведанной силы, от беспомощности человека перед могучим Колоссом.
Огромное существо, агрессивно сжатые кулаки, недобрый взгляд из-под лохматых бровей – что он несет – защиту ли от бед, или он сам станет причиной мучительного ужаса?
На переднем плане изображены люди и животные, которые пытаются спастись, убежать от могучей и недоброй силы, но, зрителю понятно, что никаким бегством спастись не получится. От этого становится невыносимо.
Такие же чувства зарождались у всего народа и у самого Франсиско Гойя после того, как в 1808 году началась война с Францией. Французы жгли города, несли смерть, горе, беды и неутихающий ужас.
После того, как был сожжен родной город живописца Сарагоса, Гойя испытал небывалое потрясение. Именно ужасы войны, беспощадность, бесчеловечность передал художник в образе страшной, громадной фигуры Колосса.
Правда, некоторые искусствоведы считают, что образ Колосса олицетворял собой силу народа, которая поднималась против французских войск. Сжатые кулаки, напряженное тело – все говорит о готовности к борьбе и сражению. Взгляд гиганта устремлен в сторону, утверждается, что с такой ненавистью он смотрит на Наполеона.
Чья версия является истиной, неизвестно, ясно лишь, что именно испепеляющий страх войны пытался передать художник.
opisanie-kartin.com
Франсиско Гойя | История живописи вики
thumb|300px|right Франсиско Гойя | |
30 марта 1746 | |
Фуэндетодос, близ Сарагосы | |
16 апреля 1828 (82 года) | |
Бордо, Франция | |
художник, гравёр | |
романтизм |
Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей. В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу. В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием. У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году. В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью. В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо. Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием "Капричос", была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка. К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Среди них — "Портрет герцогини Альбы", с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой "Махи обнаженной". Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.
ru.jivopis.wikia.com
Франсиско Гойя: сила в искренности
Испания, конец XIX века. Эпоха романтизма, династия Бурбонов — балы, роскошь, придворные козни. Наполеоновские войны, солнечные берега Средиземного моря. Мадрид. Франсиско Гойя.
Удивительно, как его картины отражают такие разные грани творчества: одной стороны — мягкость и живой свет красоты человека, с другой — откровенный прорыв низменных страстей: алчность, жадность, скупость, жестокость.
И то, и другое приглянулось испанскому обществу, и Гойя стал знаменит уже при жизни. Обладая неординарным талантом и индивидуальностью, он достиг успеха не сразу, сначала провалившись на конкурсе лучшей живописной копии гипсовой фигуры, а после — на творческом состязании в Академии Сан-Фернандо. А все потому, что жюри симпатизировало классическим формам живописи, которые Франсиско не признавал. Но уже в 1771-м году он получает вторую премию Пармской Академии художеств за картину по античной теме. Талант молодого живописца не остается незамеченным, и его приглашают расписывать церковные фрески, заказывают эскизы к шпалерам, портреты.
Франсиско Гойя — яркий представитель эпохи романтизма
Во второй половине XVIII века в испанской живописи доминировал классицизм, идеалами мастерства служили Рафаэль и Микеланджело, и художники подражали их духу, линиям, цвету. Поэтому нестандартность и упорное сопротивление Гойи в следовании общепризнанным идолам в художественных кругах стало нонсенсом.
Выбивающиеся за рамки привычного стремления и чувства, смелость в выражении мысли, бунтарские порывы и живописность в проявлении природы человека — все это присуще работам Франсиско.
Пока современники Гойи стремились к идеализации, он передавал то, что видел и чувствовал. Конечно, порой рискованно выражать свое мнение о людях, как оно есть, но кисть художника в руке дает право быть более откровенным.
В то время как коллеги порицали непрестанное нарушение стандартов живописи, а революционные лидеры корили за ее бессмысленность, простой человек внутри каждого восхищался искусством, которое рождалось под кистью художника.
![Франсиско Гойя](/800/600/http/horoshiy-vkus.biz.ua/wp-content/uploads/2016/04/21.jpg)
Автопортрет, 1800
Честолюбивый Гойя знал себе цену. Несмотря на это, выходец из семьи среднего достатка, он считал себя «неотесанным мужланом» в обществе, в котором приходилось вращаться.
Получая достаточно денег, он позволял себе дорогую одежду, соответствующую обществу заказчиков, обедал за одним столом с министрами и королевской семьей. Но в то же время чувствовал себя чужим в их присутствии и знал, что, преклоняясь перед его талантом, высшая знать не забывает о его происхождении. Современники Гойи утверждали, что живописец был прямолинейным и искренним. А умение видеть суть человека за блеском пышной одежды отражались в каждой его работе, были смыслом, без которого особый дух картин Гойи прекратил бы свое существование. Эта невидимая составляющая хорошо заметна в сравнении с работами его современников — холодными и точеными образцами классицизма.
Выражение сути вещей — черта, которая выгодно отличала Гойю от его лучших коллег. Он опередил Франсиско Байеу, Антона Рафаэля Менгса, Мариано Сальвадора Маэлью и в один момент взлетел на одну планку с Веласкесом и Рафаэлем. Классицизм стал скучен. Современники разбирали картины Гойи в частные коллекции с небывалым пылом, так же как когда-то — работы горячо любимых легенд живописи.
Множество портретов Франсиско Гойя написал для маркизов де Пеньяфель, герцогов Осунских, короля Карла IV и королевы Марии Луизы, в том числе и знаменитый «Портрет семьи Карла IV», на заднем плане которого виднеется портрет самого художника. Он обзавелся друзьями и покровителями среди аристократии. В числе его заслуг также фрески для монастыря Аула Деи, церкви св. Франциска Великого, церкви Сан Антонио де ла Флорида, собора дель Пилар и множество других.
В общей сложности Гойя написал около 700 картин, не считая фресок, гравюр, рисунков и гобеленов. В 1786-м году он получил заслуженную должность королевского художника, а в 1799-м — долгожданное место первого придворного живописца. С 1785-го года Гойя становится вице-директором Королевской Академии, а с 1795-го — директором её отделения живописи.
Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. Факты умалчивают, но множество деталей намекают на страсть, которая вспыхнула между художником и герцогиней. Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах». Если дать волю воображению, можно легко представить, как горячая испанская кровь художника кипела то любовью, то ревностью и ненавистью к лукавой светской аристократке.
![Франсиско Гойя](/800/600/http/horoshiy-vkus.biz.ua/wp-content/uploads/2016/04/51.jpg)
Герцогиня Альба, 1795
![Франсиско Гойя](/800/600/http/horoshiy-vkus.biz.ua/wp-content/uploads/2016/04/41.jpg)
Герцогиня Альба в мантилье, 1797
Герцогиня Каэтана Альба на этом портрете указывает пальцем на надпись на песке: «Solo Goya» (по-испански — «Только Гойя»). На кольцах на ее руке — имена «Гойя» и «Альба».
Откровенность его картин
Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. Он раздражался в ответ на критику, а когда что-то не получалось, мог одним махом испортить практически готовую работу. Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте. Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена. Недуг все чаще проявлялся с возрастом: эмоциональные вспышки периодически сопровождались глухотой, которая полностью завладела им в 1793-м году, и Франсиско страдал от невозможности нормально общаться с окружающими. С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. Больше сюжетов посвящены инквизиции, оккультизму, ведьминским обрядам, человеческим порокам. Злые, искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью.
Опорой и поддержкой Гойи в тяжелые времена был его друг и помощник Агустин Эстеве. Он смотрел на работы Франсиско свежим взглядом и помогал критикой, которую высказывал открыто и без обиняков, как не рискнул бы больше никто. Гойя бранился и бушевал в ответ, но понимал, какую неоценимую услугу получает на самом деле, и за каждой ссорой неизменно следовало примирение.
Кисть Гойи обладала волшебной особенностью — не передавая характерных черт определенного человека, она ненавязчиво намекала на личность модели. Франсиско мог написать чей-то портрет так, что, смутно угадывая героя картины, вы никогда бы не решились озвучить догадку с уверенностью. И Гойя этим приемом активно пользовался.
Он считал фальшивкой простую фотографическую передачу внешних черт, а работу — неудавшейся, если случалось упустить то неуловимое и фантомное, что передавало настоящую сущность человека. Каким бы знатным и значимым ни был заказчик, Гойя нет-нет да отражал его истинную природу, хоть и самую неприглядную, и делал это так непринужденно и незаметно, что полотно в итоге вызывало всеобщее восхищение. Пусть и закрадется в голову какая-нибудь странная мысль, но упрекнуть творца не в чем.
![Франсиско Гойя](/800/600/http/horoshiy-vkus.biz.ua/wp-content/uploads/2016/04/12.jpg)
Портрет сеньоры де Сеан-Бермудес, 1792-1793
Портрет доньи Лусии Бермудес, которая считалась одной из самых красивых женщин при дворе, жены друга Франсиско Гойи — Мигеля Бермудеса. Лусия не отличалась высоким происхождением и до свадьбы с Мигелем была простой махой. Ее лукавая улыбка на холсте будто бы скрывает секрет, который известен художнику. Мягкое серебряное сияние картины — еще одно достижение и открытие Франсиско, одна из особенностей его портретов.
![Франсиско Гойя](/800/600/http/horoshiy-vkus.biz.ua/wp-content/uploads/2016/04/13.jpg)
Портрет Марии Луизы Пармской, 1800
Королева Мария Луиза. Вопреки частым приукрашиваниям и лести, которыми обычно занимались королевские художники, Гойя даже королевских особ изображал так, как видел собственными глазами. Полные, тяжелые руки, не отличающееся красотой лицо — Мария Луиза не обижалась на правду. Она была умной и сильной женщиной, без участия мужа управляющей государством, и ей нравилось, что на портретах она такая, какая есть.
Многие из персонажей Гойи напоминают некоторых его знакомых. Особенно коварными и опасными были эти намеки в сериях гравюр «Капричос», «Тавромахия», «Бедствия войны», «Диспаратес». Гравюры высмеивали тех, кто способствовал войне Испании с Наполеоновской Францией, нечестных чиновников и деятельность инквизиции. Последняя же обладала достаточной властью, чтобы «за попрание божьих законов» предать нарушителя анафеме, аутодафе, заключению с изъятием имущества и другим экзекуциям.
Несмотря на то, что власть испанской инквизиции в конце 18 века значительно ослабела, откровенная насмешка и обличение жестокой политики церковников были крайне рискованным поступком.
Франсиско был частым гостем в кругу интеллектуальной элиты, которая открыто выражала недовольство действиями церкви. Друзья художника убеждали его, что живопись, не способная принести пользу испанскому обществу, поддержать перед разжигающими войну чиновниками и зверствующей инквизицией, неспособная вдохнуть в народ силы — ничего не стоит.
Гойя долгое время уклонялся от этих призывов, не желая вмешиваться в политику. Но мысли о бессмысленности своей работы понемногу закрадывались к нему в голову, и к 1799 году он завершил серию упомянутых сатирических офортов «Капричос». Позже появилось множество других полотен, затрагивающих социально острые образы, в том числе на тему произвола церкви и силы народного духа.
![Франсиско Гойя](/800/600/http/horoshiy-vkus.biz.ua/wp-content/uploads/2016/04/14.jpg)
Трибунал Инквизиции, 1812-1819
Священники видели здесь суд справедливости, в то время как Гойя изобразил сгорбившихся, испуганных обвиняемых, одетых в остроконечные позорные колпаки. Они беззащитны перед своими палачами, торжествует зло, творимое «во имя добра».
«До самой смерти» — офорт из серии «Капричос», где в чертах старухи в белом платье многие угадывают королеву Марию Луизу Пармскую. Несмотря на возраст и отсутствие красоты, она любила прихорашиваться и обычно тщательно выбирала себе наряды.
![Франсиско Гойя](/800/600/http/horoshiy-vkus.biz.ua/wp-content/uploads/2016/04/16-300x164.jpg)
«Маха обнаженная». 1797-1800
И снова Альба. Доподлинно неизвестно, кто же был натурщицей для этой картины, но большинство мнений сходится на том, что это была именно она. Мадрид полнился слухами, в то время как полотно вместе со своим близнецом «Махой одетой» хранилось в будуаре герцогини. Изображение обнаженного женского тела в те времена было под запретом, и Гойя очень рисковал, создавая эту картину.
Смелость в сочетании со свободой мысли — это Гойя. Естественность, откровенность и искренность — это Гойя. Бунтарство и отказ мириться со злоключениями судьбы, эмоциональность, жизнь в каждом мазке — это Гойя. До самой своей смерти в 84 года он творил, потеряв связь с миром звуков, выражая свое восприятие в красках, так, как видел и как чувствовал.
Сквозь два столетия масляные полотна пронесли дух романтичной Испании, свободу, трепет живой мысли и то самое неуловимое, что отличало Франсиско Гойю от остальных.
Анастасия Каспарова
Вконтакте
Google+
horoshiy-vkus.biz.ua
Франсиско Гойя. Люди — Путеводитель по Испании
Франсиско Гойя Лусиентес родился в 1746 году в Сарагосе в семье среднего социального класса, которая в том году переехала в деревеньку Фуендетодос, находившаяся в 40 км на юге от столицы, пока ремонтировался дом, в котором они жили.
Его отец был известным мастером по золочению.
В 1760 г. семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы.
В 1766 г. Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию.
Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако, являясь натурой авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.
В 1771 г., получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771—1772).
Около 1773 г. Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу, и работал у него в мастерской. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил ее.
![Портрет актрисы Антонии Сарате, преподнесённый Эрмитажу в 1972 году американским миллионером А. Хаммером. Предположительно, подделка Портрет актрисы Антонии Сарате, преподнесённый Эрмитажу в 1972 году американским миллионером А. Хаммером. Предположительно, подделка](/800/600/http/s0.drugiegoroda.ru/1/77/7660-Francisco-Goya_-_Portrait-of-the-Actress-Antonia-Zarate-376x456.jpg)
![pinterest button](/800/600/http/assets.pinterest.com/images/pidgets/pinit_fg_en_rect_gray_20.png)
В 1775 г. Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей, из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро — который стал художником.
Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. Гойя написал только один ее портрет.
По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—80 гг. 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Эти работы принесли Гойе известность.
В 1780 году Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 года вице-директор, а с 1795 года — директор её живописного отделения), а в 1786 году был назначен придворным живописцем; после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем.
В 1791 году Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он начинает ухаживать за ней. Но в 1792-93 г. его настигает болезнь, в результате которой теряет слух.
Во время выздоровления в 1792 г. Гойя начал работать над своей первой большой серией офортов Капричос (закончена к 1799 году) — сатирой на политические, социальные и религиозные порядки.
В 1798 г. Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида.
![Маха обнажённая, ок. 1797—1800 Маха обнажённая, ок. 1797—1800](/800/600/http/s2.drugiegoroda.ru/1/77/7662-Goya_Maja_naga2-376x176.jpg)
![pinterest button](/800/600/http/assets.pinterest.com/images/pidgets/pinit_fg_en_rect_gray_20.png)
В 1796 г. муж герцогини скончался, она едет оплакивать эту потерю в свое поместье в Андалусию, и берёт Гойю с собой. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них — «Маха обнажённая» (ок. 1797) и «Маха одетая» (ок. 1802, Прадо).
![Маха одетая, ок. 1800—1805 Маха одетая, ок. 1800—1805](/800/600/http/s3.drugiegoroda.ru/1/77/7663-Goya_Maja_ubrana2-376x176.jpg)
![pinterest button](/800/600/http/assets.pinterest.com/images/pidgets/pinit_fg_en_rect_gray_20.png)
После ее смерти создает «Маху на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Герцогиня Альба скончалась в 1802 году. Она завещала выдавать ежегодно 3500 реалов из оставшегося после нее состояния Хавьеру Гойе, сыну художника.
В 1808 г. Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий.
После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо).
Его сын женился на дочери богатого купца и стал жить отдельно.
Гойя остался совсем один. В эти чрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве в загородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820—1823, росписи находятся сейчас в Прадо).
![Шабаш ведьм Шабаш ведьм](/800/600/http/s4.drugiegoroda.ru/1/77/7664-Francisco_de_Goya_y_Lucientes_-_Witches_Sabbath_The_Great_He-Goat-376x116.jpg)
![pinterest button](/800/600/http/assets.pinterest.com/images/pidgets/pinit_fg_en_rect_gray_20.png)
Он знакомится с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 г. Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни.
В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.
В честь Гойи назван кратер на Меркурии.
spain-ru.touristgems.com