Франсиско Гойя. Франсиско гойя картина
Описание картины Франциско де Гойя «Колосс»
Картина Франсиско де Гойя « Колосс» была написана в период с 1810 по 1825 года.
Талантливый художник всегда мог так передать через свои полотна все чувства, какие его обуревают, что и спустя столетия почитателей его искусства захватывает страсть, неудержимая радость, моменты любования и умиления, но чаще всего, зрителей картин сковывает панический ужас. Да, Гойя мастер передавать ужасные моменты, на которые способна не всякая фантазия.
Картина «Колосс» тоже зарождает ужас и панику от неизбежности огромной мощи, неизведанной силы, от беспомощности человека перед могучим Колоссом.
Огромное существо, агрессивно сжатые кулаки, недобрый взгляд из-под лохматых бровей – что он несет – защиту ли от бед, или он сам станет причиной мучительного ужаса?
На переднем плане изображены люди и животные, которые пытаются спастись, убежать от могучей и недоброй силы, но, зрителю понятно, что никаким бегством спастись не получится. От этого становится невыносимо.
Такие же чувства зарождались у всего народа и у самого Франсиско Гойя после того, как в 1808 году началась война с Францией. Французы жгли города, несли смерть, горе, беды и неутихающий ужас.
После того, как был сожжен родной город живописца Сарагоса, Гойя испытал небывалое потрясение. Именно ужасы войны, беспощадность, бесчеловечность передал художник в образе страшной, громадной фигуры Колосса.
Правда, некоторые искусствоведы считают, что образ Колосса олицетворял собой силу народа, которая поднималась против французских войск. Сжатые кулаки, напряженное тело – все говорит о готовности к борьбе и сражению. Взгляд гиганта устремлен в сторону, утверждается, что с такой ненавистью он смотрит на Наполеона.
Чья версия является истиной, неизвестно, ясно лишь, что именно испепеляющий страх войны пытался передать художник.
opisanie-kartin.com
Франсиско Гойя | История живописи вики
thumb|300px|right Франсиско Гойя | |
30 марта 1746 | |
Фуэндетодос, близ Сарагосы | |
16 апреля 1828 (82 года) | |
Бордо, Франция | |
художник, гравёр | |
романтизм |
Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей. В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу. В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием. У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году. В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью. В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо. Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием "Капричос", была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка. К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Среди них — "Портрет герцогини Альбы", с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой "Махи обнаженной". Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.
ru.jivopis.wikia.com
Франсиско Гойя: сила в искренности
Испания, конец XIX века. Эпоха романтизма, династия Бурбонов — балы, роскошь, придворные козни. Наполеоновские войны, солнечные берега Средиземного моря. Мадрид. Франсиско Гойя.
Удивительно, как его картины отражают такие разные грани творчества: одной стороны — мягкость и живой свет красоты человека, с другой — откровенный прорыв низменных страстей: алчность, жадность, скупость, жестокость.
И то, и другое приглянулось испанскому обществу, и Гойя стал знаменит уже при жизни. Обладая неординарным талантом и индивидуальностью, он достиг успеха не сразу, сначала провалившись на конкурсе лучшей живописной копии гипсовой фигуры, а после — на творческом состязании в Академии Сан-Фернандо. А все потому, что жюри симпатизировало классическим формам живописи, которые Франсиско не признавал. Но уже в 1771-м году он получает вторую премию Пармской Академии художеств за картину по античной теме. Талант молодого живописца не остается незамеченным, и его приглашают расписывать церковные фрески, заказывают эскизы к шпалерам, портреты.
Франсиско Гойя — яркий представитель эпохи романтизма
Во второй половине XVIII века в испанской живописи доминировал классицизм, идеалами мастерства служили Рафаэль и Микеланджело, и художники подражали их духу, линиям, цвету. Поэтому нестандартность и упорное сопротивление Гойи в следовании общепризнанным идолам в художественных кругах стало нонсенсом.
Выбивающиеся за рамки привычного стремления и чувства, смелость в выражении мысли, бунтарские порывы и живописность в проявлении природы человека — все это присуще работам Франсиско.
Пока современники Гойи стремились к идеализации, он передавал то, что видел и чувствовал. Конечно, порой рискованно выражать свое мнение о людях, как оно есть, но кисть художника в руке дает право быть более откровенным.
В то время как коллеги порицали непрестанное нарушение стандартов живописи, а революционные лидеры корили за ее бессмысленность, простой человек внутри каждого восхищался искусством, которое рождалось под кистью художника.
Автопортрет, 1800
Честолюбивый Гойя знал себе цену. Несмотря на это, выходец из семьи среднего достатка, он считал себя «неотесанным мужланом» в обществе, в котором приходилось вращаться.
Получая достаточно денег, он позволял себе дорогую одежду, соответствующую обществу заказчиков, обедал за одним столом с министрами и королевской семьей. Но в то же время чувствовал себя чужим в их присутствии и знал, что, преклоняясь перед его талантом, высшая знать не забывает о его происхождении. Современники Гойи утверждали, что живописец был прямолинейным и искренним. А умение видеть суть человека за блеском пышной одежды отражались в каждой его работе, были смыслом, без которого особый дух картин Гойи прекратил бы свое существование. Эта невидимая составляющая хорошо заметна в сравнении с работами его современников — холодными и точеными образцами классицизма.
Выражение сути вещей — черта, которая выгодно отличала Гойю от его лучших коллег. Он опередил Франсиско Байеу, Антона Рафаэля Менгса, Мариано Сальвадора Маэлью и в один момент взлетел на одну планку с Веласкесом и Рафаэлем. Классицизм стал скучен. Современники разбирали картины Гойи в частные коллекции с небывалым пылом, так же как когда-то — работы горячо любимых легенд живописи.
Множество портретов Франсиско Гойя написал для маркизов де Пеньяфель, герцогов Осунских, короля Карла IV и королевы Марии Луизы, в том числе и знаменитый «Портрет семьи Карла IV», на заднем плане которого виднеется портрет самого художника. Он обзавелся друзьями и покровителями среди аристократии. В числе его заслуг также фрески для монастыря Аула Деи, церкви св. Франциска Великого, церкви Сан Антонио де ла Флорида, собора дель Пилар и множество других.
В общей сложности Гойя написал около 700 картин, не считая фресок, гравюр, рисунков и гобеленов. В 1786-м году он получил заслуженную должность королевского художника, а в 1799-м — долгожданное место первого придворного живописца. С 1785-го года Гойя становится вице-директором Королевской Академии, а с 1795-го — директором её отделения живописи.
Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. Факты умалчивают, но множество деталей намекают на страсть, которая вспыхнула между художником и герцогиней. Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах». Если дать волю воображению, можно легко представить, как горячая испанская кровь художника кипела то любовью, то ревностью и ненавистью к лукавой светской аристократке.
Герцогиня Альба, 1795
Герцогиня Альба в мантилье, 1797
Герцогиня Каэтана Альба на этом портрете указывает пальцем на надпись на песке: «Solo Goya» (по-испански — «Только Гойя»). На кольцах на ее руке — имена «Гойя» и «Альба».
Откровенность его картин
Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. Он раздражался в ответ на критику, а когда что-то не получалось, мог одним махом испортить практически готовую работу. Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте. Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена. Недуг все чаще проявлялся с возрастом: эмоциональные вспышки периодически сопровождались глухотой, которая полностью завладела им в 1793-м году, и Франсиско страдал от невозможности нормально общаться с окружающими. С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. Больше сюжетов посвящены инквизиции, оккультизму, ведьминским обрядам, человеческим порокам. Злые, искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью.
Опорой и поддержкой Гойи в тяжелые времена был его друг и помощник Агустин Эстеве. Он смотрел на работы Франсиско свежим взглядом и помогал критикой, которую высказывал открыто и без обиняков, как не рискнул бы больше никто. Гойя бранился и бушевал в ответ, но понимал, какую неоценимую услугу получает на самом деле, и за каждой ссорой неизменно следовало примирение.
Кисть Гойи обладала волшебной особенностью — не передавая характерных черт определенного человека, она ненавязчиво намекала на личность модели. Франсиско мог написать чей-то портрет так, что, смутно угадывая героя картины, вы никогда бы не решились озвучить догадку с уверенностью. И Гойя этим приемом активно пользовался.
Он считал фальшивкой простую фотографическую передачу внешних черт, а работу — неудавшейся, если случалось упустить то неуловимое и фантомное, что передавало настоящую сущность человека. Каким бы знатным и значимым ни был заказчик, Гойя нет-нет да отражал его истинную природу, хоть и самую неприглядную, и делал это так непринужденно и незаметно, что полотно в итоге вызывало всеобщее восхищение. Пусть и закрадется в голову какая-нибудь странная мысль, но упрекнуть творца не в чем.
Портрет сеньоры де Сеан-Бермудес, 1792-1793
Портрет доньи Лусии Бермудес, которая считалась одной из самых красивых женщин при дворе, жены друга Франсиско Гойи — Мигеля Бермудеса. Лусия не отличалась высоким происхождением и до свадьбы с Мигелем была простой махой. Ее лукавая улыбка на холсте будто бы скрывает секрет, который известен художнику. Мягкое серебряное сияние картины — еще одно достижение и открытие Франсиско, одна из особенностей его портретов.
Портрет Марии Луизы Пармской, 1800
Королева Мария Луиза. Вопреки частым приукрашиваниям и лести, которыми обычно занимались королевские художники, Гойя даже королевских особ изображал так, как видел собственными глазами. Полные, тяжелые руки, не отличающееся красотой лицо — Мария Луиза не обижалась на правду. Она была умной и сильной женщиной, без участия мужа управляющей государством, и ей нравилось, что на портретах она такая, какая есть.
Многие из персонажей Гойи напоминают некоторых его знакомых. Особенно коварными и опасными были эти намеки в сериях гравюр «Капричос», «Тавромахия», «Бедствия войны», «Диспаратес». Гравюры высмеивали тех, кто способствовал войне Испании с Наполеоновской Францией, нечестных чиновников и деятельность инквизиции. Последняя же обладала достаточной властью, чтобы «за попрание божьих законов» предать нарушителя анафеме, аутодафе, заключению с изъятием имущества и другим экзекуциям.
Несмотря на то, что власть испанской инквизиции в конце 18 века значительно ослабела, откровенная насмешка и обличение жестокой политики церковников были крайне рискованным поступком.
Франсиско был частым гостем в кругу интеллектуальной элиты, которая открыто выражала недовольство действиями церкви. Друзья художника убеждали его, что живопись, не способная принести пользу испанскому обществу, поддержать перед разжигающими войну чиновниками и зверствующей инквизицией, неспособная вдохнуть в народ силы — ничего не стоит.
Гойя долгое время уклонялся от этих призывов, не желая вмешиваться в политику. Но мысли о бессмысленности своей работы понемногу закрадывались к нему в голову, и к 1799 году он завершил серию упомянутых сатирических офортов «Капричос». Позже появилось множество других полотен, затрагивающих социально острые образы, в том числе на тему произвола церкви и силы народного духа.
Трибунал Инквизиции, 1812-1819
Священники видели здесь суд справедливости, в то время как Гойя изобразил сгорбившихся, испуганных обвиняемых, одетых в остроконечные позорные колпаки. Они беззащитны перед своими палачами, торжествует зло, творимое «во имя добра».
«До самой смерти» — офорт из серии «Капричос», где в чертах старухи в белом платье многие угадывают королеву Марию Луизу Пармскую. Несмотря на возраст и отсутствие красоты, она любила прихорашиваться и обычно тщательно выбирала себе наряды.
«Маха обнаженная». 1797-1800
И снова Альба. Доподлинно неизвестно, кто же был натурщицей для этой картины, но большинство мнений сходится на том, что это была именно она. Мадрид полнился слухами, в то время как полотно вместе со своим близнецом «Махой одетой» хранилось в будуаре герцогини. Изображение обнаженного женского тела в те времена было под запретом, и Гойя очень рисковал, создавая эту картину.
Смелость в сочетании со свободой мысли — это Гойя. Естественность, откровенность и искренность — это Гойя. Бунтарство и отказ мириться со злоключениями судьбы, эмоциональность, жизнь в каждом мазке — это Гойя. До самой своей смерти в 84 года он творил, потеряв связь с миром звуков, выражая свое восприятие в красках, так, как видел и как чувствовал.
Сквозь два столетия масляные полотна пронесли дух романтичной Испании, свободу, трепет живой мысли и то самое неуловимое, что отличало Франсиско Гойю от остальных.
Анастасия Каспарова
Вконтакте
Google+
horoshiy-vkus.biz.ua
Франсиско Гойя. Люди — Путеводитель по Испании
Франсиско Гойя Лусиентес родился в 1746 году в Сарагосе в семье среднего социального класса, которая в том году переехала в деревеньку Фуендетодос, находившаяся в 40 км на юге от столицы, пока ремонтировался дом, в котором они жили.
Его отец был известным мастером по золочению.
В 1760 г. семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы.
В 1766 г. Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию.
Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако, являясь натурой авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.
В 1771 г., получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771—1772).
Около 1773 г. Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу, и работал у него в мастерской. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил ее.
Портрет актрисы Антонии Сарате, преподнесённый Эрмитажу в 1972 году американским миллионером А. Хаммером. Предположительно, подделкаВ 1775 г. Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей, из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро — который стал художником.
Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. Гойя написал только один ее портрет.
По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—80 гг. 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Эти работы принесли Гойе известность.
В 1780 году Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 года вице-директор, а с 1795 года — директор её живописного отделения), а в 1786 году был назначен придворным живописцем; после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем.
В 1791 году Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он начинает ухаживать за ней. Но в 1792-93 г. его настигает болезнь, в результате которой теряет слух.
Во время выздоровления в 1792 г. Гойя начал работать над своей первой большой серией офортов Капричос (закончена к 1799 году) — сатирой на политические, социальные и религиозные порядки.
В 1798 г. Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида.
Маха обнажённая, ок. 1797—1800В 1796 г. муж герцогини скончался, она едет оплакивать эту потерю в свое поместье в Андалусию, и берёт Гойю с собой. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них — «Маха обнажённая» (ок. 1797) и «Маха одетая» (ок. 1802, Прадо).
Маха одетая, ок. 1800—1805После ее смерти создает «Маху на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Герцогиня Альба скончалась в 1802 году. Она завещала выдавать ежегодно 3500 реалов из оставшегося после нее состояния Хавьеру Гойе, сыну художника.
В 1808 г. Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий.
После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо).
Его сын женился на дочери богатого купца и стал жить отдельно.
Гойя остался совсем один. В эти чрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве в загородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820—1823, росписи находятся сейчас в Прадо).
Шабаш ведьмОн знакомится с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 г. Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни.
В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.
В честь Гойи назван кратер на Меркурии.
spain-ru.touristgems.com