Художник Владимир Егорович Маковский. Картина маковского


Художник Владимир Егорович Маковский: картины, биография

Годы жизни: 1846—1920

Владимир Маковский: картина «Вечеринка»

В одном из залов Государственной Третьяковской галереи висит небольшая картина.…В комнате, тускло освещенной керосиновой лампой под зеленым абажуром, несколько человек, преимущественно студентов, собрались вокруг стола, на котором стоит самовар и все приготовлено к чаю. Но никто не притронулся к нему. Все слушают девушку-курсистку. Волевая, энергичная, она с большим подъемом произносит речь. Это картина художника Владимира Егоровича Маковского «Вечеринка» (1875-1897 гг.).

2015-10-01_122125

Но художник изобразил не вечеринку, а нелегальную сходку. Вдохновленная прекрасной идеей, девушка смело и решительно выступает перед собравшимися. Юное лицо серьезно и взволнованно.

Видно, что среди собравшихся нет полного единства. Выступление девушки они воспринимают по-разному: одни — восторженно, другие — настороженно-скептически, третьих ее слова заставили задуматься. Но всех их объединяет одно великое дело, во имя которого они готовы вынести самые тяжелые испытания.

Другие картины русского художника Маковского

Маковский, которого глубоко волновали судьбы русского народа, не мог пройти мимо растущего революционного движения. В 1879 году он создает картину «Осужденный». Жандармы выводят из здания суда арестанта, приговоренного к каторге. Его встречают рыдающие отец и мать. Но сын решителен и суров. Только руки, сжимающие фуражку, выражают его душевное состояние. Уверенность в своей правоте придает ему силы.

Этой же теме посвящена картина «Ожидание у острога». Толпа людей с узелками в руках ждет появления близких, которых отправляют по этапу в Сибирь.

В 1904 году Маковский в картине «Допрос революционерки» создает исполненный благородства и мужества образ борца за народное счастье.

В разгар революционных событий 1905 года в Петербурге художник был очевидцем расстрела безоружной толпы царскими жандармами на Васильевском острове. Под впечатлением увиденного он создал композицию «9 января 1905 года. Васильевский остров».

Народные бедствия никогда не оставляли художника равнодушным. Кровавую трагедию на Ходынском поле в Москве во время коронации Николая I Маковский запечатлел в картине «Ваганьковское кладбище» (1901). Ненастное, холоднее утро. Тоненькие голые деревца гнутся на ветру. Покосившиеся деревянные кресты. Кругом свежие могилы, простые гробы, ряды неопознанных трупов. Обезумевшие от горя люди ищут среди мертвых своих близких. Над одним из гробов в глубоком отчаянии склонилась женщина с детьми. Жертвы Ходынки…

Талантливый художник, глубоко сочувствующий человеческому горю и радостям, Маковский всю свою жизнь посвятил творчеству, повествующему о судьбах простых людей. Большинство его живописных работ — это небольшие картины-новеллы, короткие, яркие рассказы о жизни людей. Таковы его картины «Объяснение», «Варят варенье», «Секрет», «Приятели» и другие. Это роднит его с А. П. Чеховым.

Жизнь народа, и героические, и теневые ее стороны, хорошо известны художнику.В картине «На бульваре» (1837) изображены молодой деревенский парень, работающий в городе, и приехавшая к нему в гости из деревни жена с ребенком. Нелегко, видно, живется парню у хозяина, работает он много, а развлечений, кроме водки, никаких. Вот и сейчас он подгулял и весело наигрывает на гармошке. А жена, прижимая к груди ребенка в лоскутном одеяльце, невесело смотрит перед собой и думает о своей безрадостной жизни. Мимо проходят люди, и никому нет дела до этой семьи, затерявшейся в большом городе.

Картина «Свидание»

Увидев однажды, невозможно забыть картину «Свидание» (1883).

2015-10-01_122144

Женщина пришла в город издалека, чтобы повидать своего сына, отданного «в люди». Мальчик отупел от голода и побоев. Он жадно ест принесенный матерью калач, боясь, что в любую минуту его счастье прервет окрик хозяина. А мать, пригорюнившись, смотрит на сына, грязного, растрепанного, в рваном фартуке. Она прекрасно понимает, как невыносимо тяжела жизнь мальчика, но бессильна помочь ему.

Художник Маковский: биография и творчество

Маковский вырос в семье, где все увлекались искусством. Оба его брата и сестра также посвятили себя живописи. Под руководством отца пятнадцатилетний Владимир для вступительных экзаменов в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1861 году написал портрет мальчика, торгующего квасом. Картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» (1869) принесла художнику большой успех.

Правдиво и любовно изображает Маковский крестьянских детей с их непосредственностью, близостью к природе. Это — одна из любимых тем художника. Перед картинами Маковского невольно вспоминаются некрасовские стихи о крестьянских детях и тургеневские рассказы.

В картине «Ночное» (1879) несколько ребятишек, затаив дыхание и не сводя глаз, слушают босоногого мальчишку, который что-то увлеченно рассказывает — наверное, какую-нибудь страшную историю про чертей и ведьм.

С большой симпатией изображает художник детей в картинах «Игра в бабки» (1870), «От дождя» (1887), «Девочка с гусями» (1889).

Картины Маковского — это история русского общества. В них художник нередко поднимался до глубокого социального обобщения.

Имя художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского в истории русской живописи стоит рядом с именами таких мастеров, как П. А. Федотов, В. Г. Перов, И. Е. Репин.

По материалам старого советского журнала…

Похожие статьи:

mamotvet.ru

Маковский Константин Егорович

Маковский Константин Егорович (2 июля (20 июня) 1839—30 (17) сентября 1915) — известный русский художник, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, как например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Константин Маковский является также представителем академизма.Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками (см. Маковский). Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий,С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни Вдова (1865), Продавец сельди(1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

Произведения Маковского, созданные в 1860-х гг., отличались жанровой тенденцией. Особенной известностью пользовалась его картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869) — подлинная галерея колостям, эти полотна отличаются поэтичностью, трогательностью образов.Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

В 1877 г. Маковский, откликаясь на события русско-турецкой войны, написал картину «Болгарские мученицы». Однако, тяготея к характерному для передвижников жанру, Маковский постепенно начал склоняться в сторону легкого успеха, которого достигал с помощью изображения эффектных сюжетов, не отличавшихся ни вдумчивостью, ни глубиной содержания. Такова созданная под впечатлением от путешествия в Египет картина «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876), представлявшая пышное религиозное шествие в восточном городе. Бытовая экзотика, яркость типов, этнографическая точность, звучность колорита лишь усиливают внешнее впечатление, заслоняя собой правду жизни.

 

Историческая живопись Маковского, его так называемые боярские жанры, отвечали духу официальной народности и псевдорусскому стилю, распространенному в искусстве 1880-90-х гг. «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883), «Поцелуйный обряд» (1895), «Смерть Иоанна Грозного» (1888) интересны, скорее, с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.

Особое место в творчестве Маковского занимал портретный жанр. Его мастерская на Дворцовой площади была чрезвычайно популярна среди светской публики, а модные идеализированные портреты, явно приукрашивающие модель, очень ценились. Блестяще передавая обстановку, наряды, дорогие ткани и меха, художник старался представить портретируемых в самом выигрышном свете, соблюдая при этом точное сходство, но не вникая в психологические характеристики моделей. По выражению И. Н. Крамского, в этих портретах «цвета подобраны, как букет». Таковы известные портреты жены художника (1881), графини В. С. Зубовой (1877) и др. Исключение составляют «Портрет оперного певца О. А. Петрова» (1871), «Портрет старухи в чепце» (1874) и, наконец, портрет-картина «Алексеич» (1882), правдиво изображающая старика у кипящего самовара. Именно эти произведения красноречиво говорят о том, какой крупный талант был заложен в Маковском.

Источник: http://allday.ru/index.php?newsid=451596             http://kaledamaleda.ucoz.ru/publ/18-1-0-67 

Картины и этюды. 

Описание картин.

Воззвание Минина к нижегородцам.

Дети бегущие от грозы.

В мастерской художника.

Под венец.

Боярышня у окна.

Маленькие шарманщики

Селедочница.

Крестьянский обед в поле.

Жница.

Похожие записи

design-kmv.ru

Описание картины Владимира Маковского «Объяснение»

Описание картины Владимира Маковского «Объяснение»

Гениальный мастер жанровых картин, В. Е. Маковский пишет в 1891 году картину «Объяснение». В этот раз он выступает не только искусным живописцем, но и тонким психологом. Умение запечатлеть на холсте сокровенные душевные переживания достойно огромного восхищения.

В «Объяснении» мы видим бытовую сценку. В залитой дневным светом квартире находятся молодые мужчина и женщина. Обстановка комнат вызывает положительные ассоциации. На крашеном лакированном полу поставлены различные предметы мебели. Девушка сидит у рояля, мужчина стоит рядом, чуть облокотившись о музыкальный инструмент.

Как можно догадаться, молодой человек объясняется в чувствах даме. В искренности его переживаний не возникает сомнений. Все в его существе говорит о крайней степени смущения. Лицо залито стыдливым румянцем, взгляд потуплен вниз, фуражка неловко зажата левой рукой. Мужчину очень волнует сложившаяся ситуация. Как воспримет возлюбленная его слова? Найдут ли они отклик в ее сердце? Согласием она ответит или отказом? Нам невольно приходится сопереживать герою жанровой картины.

Мужчина одет «с иголочки»: белый верх, черные брюки, вычищенные туфли, красиво зачесанные волосы. Девушка тоже выглядит нарядно и элегантно. На ней красная блузка в горошек, длинная пышная юбка, необычная шляпка. Однако она навряд ли готовилась к случившемуся объяснению. Можно увидеть ее замерший в удивлении взгляд. Дама также смущена и не осмеивается взглянуть на влюбленного. Вся картина пронизана весенним романтическим настроением.

Передняя комната, где находятся герои, несколько затемнена. Но дальняя – сильно освещена солнечными бликами. Создается атмосфера праздника и предчувствия счастья. Это подчеркивает цветовая гамма работы с изобилием светящихся голубых, желтых, светло-зеленый тонов.

Полюбоваться на картину «Объяснение» можно в Третьяковской галерее.

opisanie-kartin.com

Маковский Владимир Егорович

В своих многочисленных полотнах В. Е. Маковский затронул и показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России. Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов и состояний; разночинная интеллигенция и трудовой люд - ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы. Все эти люди, изображенные на картинах, живут и действуют в наиболее привычной и характерной для них обстановке, но художник всегда умело выбирал тот момент действия, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры, взаимоотношения людей, их общественное положение.

Ясность содержания, глубина мысли, правдивость и занимательность повествования отличают все лучшие работы художника.

"Автопортрет" "Берег Крыма" 1886 год

В. Е. Маковский начал выступать в своих картинах с критикой недостатков социального строя общества, с защитой интересов простого трудового народа в сложный период истории России. Острый кризис всей феодально-крепостнической системы, приведший к поражению в Крымской войне 1853-1856 годов, застою в сельском хозяйстве, отсталости промышленности, вызвал небывалый подъем революционно-демократического движения. Вынужденная отмена крепостного права, крестьянская реформа 1861 года, не решила основных противоречий, не улучшила жизни крестьян и трудящегося населения города. Росли революционные настроения, ширилось стихийное крестьянское движение, находя поддержку и сочувствие в среде передовой части интеллигенции.

Демократическое движение 60-х годов XIX века наложило яркую печать на все дальнейшее развитие общественной мысли и культуры России. Борьба за счастье трудящихся, за лучшее будущее своей Родины, своего народа определила и творческую направленность в деятельности многих передовых русских ученых, писателей, композиторов, художников второй половины XIX века.

Владимир Егорович Маковский был одним из первых среди замечательных русских художников, выступавшим за народные интересы, за просвещение, за право людей на счастье. Он был верным последователем революционных демократов. Ему были близки их просветительские и философские идеи. Правдивое отражение жизни и важное, нужное для общества идейное содержание он считал основным, обязательным условием создания художественного произведения.

Талантливый художник, зорко всматривающийся в окружающую жизнь, глубоко сочувствующий человеческому горю и радостям, он создал много картин, повествующих о судьбе простых людей. Почти полвека ежегодно появлялись на выставках новые произведения В. Маковского, и всегда его картины пользовались неизменным вниманием, их ждали с нетерпением. Актуальные по содержанию, часто затрагивающие жгучие вопросы современности, они всегда были понятны самой широкой публике. Всю жизнь его творческая и общественная деятельность была направлена на пробуждение мысли и гражданского сознания. Как художник он является ярким представителем искусства критического реализма.

 

История жизни

 

Владимир Егорович Маковский родился и вырос в Москве, в семье, где все жило и дышало искусством. Его отец, Егор Иванович Маковский, человек умный, образованный и богато одаренный, на свои скромные средства (он служил бухгалтером Экспедиции Кремлевских строений) составил значительное собрание редких, высокохудожественных гравюр и картин. У него были первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, рисунки Брюллова, Кипренского, картины старых мастеров. Бескорыстно, всем сердцем любя искусство, он и сам учился рисованию и живописи, в чем достиг значительных успехов.

В 1832 году по его инициативе был создан первый натурный класс в Москве, вскоре превратившийся в Художественный класс, а потом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Училище это впоследствии стало колыбелью многих выдающихся русских художников.

"Варят варенье" 1876 год "Вечернее общество" 1897 год "Две матери. Мать приемная и родная" 1905 год

Егор Иванович пользовался большим уважением и широкой популярностью среди художественных кругов. За преданное служение искусству он был избран почетным членом Московского художественного общества.

Мать художника, Любовь Корнилиевна Маковская (урожденная Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, ее выступления перед публикой проходили с большим успехом.

Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами. В доме Маковских, отличавшихся широким радушием и гостеприимством, постоянно собирались выдающиеся художники, музыканты, писатели, артисты. Здесь бывали некогда Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин.

Друзьями Егора Ивановича были замечательные русские художники К. П. Брюллов, В. А. Тропинин, к которым в доме относились с любовью и глубоким уважением.

Беседы об искусстве, рассказы о знаменитых мастерах прошлого, посещение мастерских художников, изучение гравюр было первой школой для детей Егора Ивановича: сыновей Константина, Николая и Владимира и дочери Александры, которые все впоследствии стали известными художниками.

"Искусство - это вторая религия... искусство облагораживает человека, делает его гуманным",-любил говорить Егор Иванович. Он неутомимо следил за художественным развитием детей, учил их копировать гравюры, занимался с ними рисованием с натуры. Особенно значительным было влияние Тропинина, который был частым гостем в семье и с большим вниманием относился к начинающим художникам.

Младший сын Маковских Владимир унаследовал от своих родителей беспредельную любовь к искусству, прекрасный слух и небольшой, но очень красивый голос. Художественные наклонности его проявились рано. Известен, например, рисунок, обративший на себя внимание родителей и посещавших дом художников, с надписью "пианый", выполненный им в семилетнем возрасте. Мальчиком был изображен подвыпивший хорошо знакомый семье чиновник с очень меткой для детского рисунка характеристикой.

"Девочка с гусями" 1875 год "Крестьянские дети" 1890 год "Литературное чтение" 1866 год

Мать Владимира Егоровича, когда старшие дети уже выбрали свой путь, боясь непрочности положения художника, пыталась изменить будущее своего сына. Однако сила призвания победила. Страсть к рисованию и художественная одаренность мальчика обращали на себя внимание всех окружающих.

В 1861 году Владимир начинает обучение в московском Училище живописи и ваяния. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов.

 

К тому времени относится и первая его картина - "Квасник". Она была показана в 1862 году на выставке в училище под названием "Мальчик, продающий квас". На картине изображен мальчик с глиняным кувшином и кружкой. Он смотрит, словно обращаясь к зрителю, длинные волосы выбились из-под шапки, в лице и просьба, и робость, и грусть. В характеристике образа, в трактовке лица и одежды, в подробной выписанности всех деталей, даже в колорите чувствуется влияние живописи Венецианова и Тропинина.

Эта картина была выполнена В. Маковским под руководством отца, требовавшего правильного рисунка и верной передачи натуры, но в ней уже сказался и индивидуальный подход автора к теме: его интерес к бытовому жанру, теплота и симпатия в отношении к простому человеку. С этой работы начинается большой творческий путь художника.

Московское училище, второе по величине и значению художественное заведение в России, со дня своего основания отличалось широким демократизмом. Ко времени поступления В. Е. Маковского в училище эти реалистические демократические традиции были особенно подняты и развиты в творчестве знаменитого русского художника В. Г. Перова, вся жизнь и деятельность которого были тесно связаны с жизнью училища. Он был там одним из ведущих преподавателей, горячо любимым и почитаемым учениками.

 

В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали и звания классного художника за картину «Литературное чтение».

 

Первые три года после окончания училища Маковский был занят работой над картиной на соискание золотой медали. Одновременно он много пишет и рисует с натуры. Его ранние рисунки и акварели, выполненные с большим мастерством, с чувством юмора, получают ясно выраженную социальную направленность. Эти работы, близкие духу времени, обращают на себя внимание художников и критики.

Наряду с известными мастерами, такими, как Перов, Прянишников, Саврасов, молодой Маковский был приглашен к участию в создании "Альбома видов и сцен из русской жизни" ("Автографы московских художников", 1867). Эта работа соответствовала творческим исканиям художника. Изображение современных сцен русской жизни было его настоящим призванием

"Молебен на Пасху" "На Волге" 1897 год "На кухне" 1913 год

Продолжая свое образование в Академии художеств, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался и русский сельский пейзаж.

 

С большой симпатией изображает художник детей, их серьезность, увлеченность и в картине "Игра в бабки" (1869-1870). Выразительно передана сценка, где все захвачены азартом игры. Общему впечатлению мешают только некоторая пестрота в цвете и чрезвычайная выписанность отдельных деталей одежды, пейзажа.

Интерес к подробной повествовательности, точная до педантичности выписанность деталей при передаче натуры, предельная добросовестность в живописной законченности - как результат пройденной школы отличают все ранние произведения В. Маковского. С годами его живописная манера меняется, приобретая большую свободу, гибкость и эмоциональную выразительность. Детали и частности подчиняются выражению идейного содержания произведения. Внимательное, вдумчивое отношение к натуре, верное изображение увиденного, любовь к законченности картины сохранятся им на всю жизнь.

Следующая картина молодого художника - «В приемной у доктора» (1870) - привлекала внимание современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов писал «Нынешняя его «Приемная у доктора» - я надеюсь, все со мной согласятся - одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».

В 1872-1873 годах художник пишет одну из своих лучших картин «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика. Тем же мягким юмором, настроением благодушия и довольства, трогательной дружбы стариков проникнуты такие более поздние картины Маковского, как «Поздравление с ангелом» (1878), «Варят варенье» (1876), «Друзья-приятели» (1878).

Однако юмор Маковского далеко не всегда добродушен иногда он становится средством показа никчемности жизни, прозябания мещанства в картинах «Потихоньку от жены», «Мухолов» (1875), «Друзья-приятели» (1878), «Оптимист и пессимист» (1893).

"Ночлежный дом" 1889 год "Оправданная" 1882 год "Пастушки" 1903 год

В 1872 года Маковский вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Художник активно участвовал на всех выставках Товарищества, до конца своей жизни горячо отстаивал идеи передвижников. В 1874 году появляется картина яркой социальной направленности - «Посещение бедных». Еще через год Маковский написал картину «Ожидание» («У острога»). Своеобразным откликом на громкий судебный процесс над народовольцами и начавшийся новый революционный подъем стали картины «Осужденный» (1879), «Узник» (1882) и тематически тесно с ними связанная «Вечеринка» (1875-1897).

Восьмидесятые - начало девяностых годов - период расцвета творчества художника. В эти годы тема человеческого страдания и горя находит воплощение в таких великолепных произведениях, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).

«В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту, - отмечает Т. Горина. - В ряде работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности воздуха. Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная». Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение». Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова...»

До 1894 года Маковский жил и работал в Москве. С 1882 по 1894 год он вел натурный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Активно работающий художник, человек передовых взглядов, он пользовался большим авторитетом среди учеников.

Московский дом Маковских, как это было и во времена его отца, притягивал к себе лучших представителей творческой интеллигенции - художников, артистов, музыкантов, ученых. Живой, общительный, Владимир Егорович был к тому же неплохим музыкантом-любителем, хорошо играл на гитаре, но особенно любил скрипку. Перебравшись в 1894 году в Петербург, он не оставлял своих занятий музыкой. В столице с 1894 по 1918 год Маковский руководил мастерской жанровой живописи в Академии художеств. В числе лучших картин позднего периода следует назвать «Приезд учительницы» (1896) и «Вечеринку», в которой художник дает яркое представление о страстных спорах, которые происходили среди революционно настроенной интеллигенции в период начавшегося раскола.

 

Тонкий психолог, Маковский немало сил отдал и портрету. Его наиболее значительные работы в этом жанре относятся к восьмидесятым-девяностым годам - это портреты И.М. Прянишникова (1883), И.Е. Цветкова (1890 и 1912-1913), Е.С. Сорокина (1891), Д.А. Ровинского (1894).

"Письмо" "Под венец" 1884 год "Посещение бедных" 1874 год

Маковский был замечательным рисовальщиком. Об этом говорят его «Московские типы», «Разговор», «Портрет А. К. Саврасова», акварели «Любитель старины», «Починка халата». Маковский известен и как иллюстратор произведений русских классиков Пушкина, Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.

Насколько искренним и серьезным художником был Маковский, можно судить по следующим фактам. В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине "Ходынка" (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.

Потрясение, испытанное художником, вылилось в картине "Ваганьковское кладбище" (1901), над которой он работал в течение пяти лет. На Ваганьковское кладбище свозились трупы задавленных на Ходынском поле на следующий день после коронации. На картине изображено кладбище с рядами гробов и свежими могилами. В центре молодая женщина с детьми, склонившаяся над гробом, сраженная горем. Пейзаж соответствует трагическому настроению всей сцены: холодное ветреное майское утро, одинокие, еще голые деревья.

Обличительный характер картины, ее эмоциональная выразительность были так сильны, что к художнику подсылались агенты, чтобы купить произведение до того, как оно будет обнародовано. Картина была запрещена и не экспонировалась на выставках. Особо отмечена она была на Всемирной лондонской выставке, где в 1910 году была показана впервые. 

На рост революционно-демократического движения в начале двадцатого века Маковский откликается картинами «Ходынка» (1901), «Допрос революционерки» (1904), «9 января 1905 года. Васильевский остров» (1905).

В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).

В 1918 году, после Великой Октябрьской революции, Владимиру Егоровичу Маковскому была назначена пенсия, и он был освобожден от работы в Академии. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы.

Cтараясь не отстать от современности, художник работает над рядом бытовых тем уже новой России. В 1918 году на 46-й выставке передвижников было представлено много его последних работ. Они несли в советскую действительность реалистические принципы русского искусства. Ободренный успешным выступлением на выставке, Маковский выполнил в 1919 году ряд произведений, отражающих новую жизнь: "У городской столовой", "Новое время", рисунок "Агитатор", начал работу над картиной "Большевики. Сторожевой пост".

 
"Рыбачки" 1886 год "Свидание" 1883 год "Свидание" 1898 год

Cвыше четырехсот картин, множество иллюстрации к произведениям классиков русской литературы, офортов, гравюр, акварелей, рисунков выполнил художник за свою долгую творческую жизнь. В его произведениях нашла широкое отражение многообразная и противоречивая обстановка России почти за шестьдесят лет ее истории.

Сила таланта Владимира Маковского особенно проявилась в умении так раскрыть содержание произведения, что авторская оценка действительности не навязывалась, а воспринималась зрителем как собственное суждение о происходящем.

Прогрессивный характер творчества мастера живописной новеллы был результатом его активного отношенияк к действительности. Страстность, искренность, сила таланта - все ставило художника в ряд передовых борцов за идейное реалистическое искусство. Он был одним из тех, кто своей неутомимой энергией, благородной целенаправленностью повседневной работы содействовал успешному развитию передовой русской культуры.

 

21 февраля 1920 года Маковский умер.

 

Источник: www.tonnel.ru

tunnel.ru

Маковский Константин Егорович - это... Что такое Маковский Константин Егорович?

        (2 июля (20 июня) 1839—30 (17) сентября 1915) — известный российский художник, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, как например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Константин Маковский является также представителем академизма.         

Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками. Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».         

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.         

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.         

Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.         

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.         

В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.         

Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге.         

Сын Маковского, Сергей Константинович — известный деятель русской культуры Серебряного века (впоследствии один из первых предложил это название), художественный критик, издатель журнала «Аполлон».

У околицы. У околицы.

К. Е. Маковский. К. Е. Маковский. "Дети, бегущие от грозы". 1872. Третьяковская галерея. Москва.

Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова. 1862. Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова. 1862.

Боярышня. Боярышня.

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896.

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

Под венец Под венец

Портрет детей художника. 1882. Портрет детей художника. 1882.

Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III. Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III.

Портрет Марии Михайловны Волконской. Портрет Марии Михайловны Волконской.

Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879 (Музей Гвардии, Санкт-Петербург) Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879 (Музей Гвардии, Санкт-Петербург)

Поцелуйный обряд Поцелуйный обряд

Свадебный пир в боярской семье XVII столетия. 1883. Свадебный пир в боярской семье XVII столетия. 1883.

Святочные гадания Святочные гадания

Тамара и демон Тамара и демон

Харон перевозит души умерших через реку Стикс Харон перевозит души умерших через реку Стикс

Болгарские мученницы. 1877 Болгарские мученницы. 1877

Боярыня у окна. 1885 Боярыня у окна. 1885

Девушка в костюме Флоры Девушка в костюме Флоры

Жница. 1871 Жница. 1871

Крестьянский обед в поле Крестьянский обед в поле

Портрет Александра II. 1881 Портрет Александра II. 1881

Русская красавица Русская красавица

Литература: Л. И. Помыткина, К. Маковский. Воззвание Минина. Альбом, Горький, 1978.

dic.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта