Автопортрет Лермонтова: история одного полотна. Картина лермонтова
книжная строка: ЖИВОПИСНОЕ НАСЛЕДСТВО ЛЕРМОНТОВА
Лермонтов всю свою жизнь посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Многие его работs посвящены военной тематике. Исследователи творчества М.Ю. Лермонтова считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником. Многие рисунки М.Ю. Лермонтова запечатлели «просёлочную» деревенскую Россию. Характерна для поэта-художника акварель «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой». Она примечательна своей поэтичностью. «С отрадой, многим незнакомой», Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку, скачущую по просёлочной дороге, «чету белеющих берёз» на холме, дали, покрытые синеватой дымкой."Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой" Акварель М.Ю. Лермонтова, 1835-1836 гг. |
Рисунки Лермонтова на обложкерукописи "Вадима" 1832-1834 гг. |
Лопухина Варвара АлександровнаАкварель М.Ю. Лермонтова, 1832 г. |
В своих картинах Лермонтов пытался запечатлеть тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.
"Воспоминание о Кавказе"Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1838 г. |
Люблю я Кавказ.
Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке «М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах». Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час поэт.Детский рисунок Лермонтова.Акварель. Автограф на французском языке:"М.Л. год 1825. 13 июня на Горячих водах" |
«Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом».
"Пятигорск"Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1837-1838 гг. |
На своей картине «Развалины близ селения Караагач в Кахетии» Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.
"Развалины близ селения Караагач в Кахетии"Картина М.Ю. Лермонтова, 1837 г. |
- такой Грузия предстала перед Лермонтовым, такой он её увидел и полюбил.
"Крестовый перевал"Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1837 г. |
"Военно-грузинская дорога близ Мцхета"(Кавказский вид с Саклей)Картина М. Ю. Лермонтова, 1837 г. |
"Башня в Сиони"Картина М.Ю. Лермонтова, холст, масло, 1837-38 гг. |
"Вид Тифлиса"Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1837 г. |
В Тифлисе поэт встречался с ссыльными декабристами – передовыми людьми того времени. Здесь он знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве. Таков рисунок «Лезгинка», где изображены танцующие жители города на плоской крыше дома.
"Пляска грузинок на плоской кровле"Рисунок М.Ю. Лермонтова, итальянский карандаш, 1837 г. |
Чеченское название "Валерик" означает "Речка смерти". Валерикское сражение оставило неизгладимый след в памяти и судьбе Лермонтова. Оно потрясло бессмысленной жестокостью. Лермонтов по-новому подошёл к изображению человека на войне и показал трагизм войны: горцы, к которым поэт относился с уважением, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того чтобы жить в мире и братстве.
"Эпизод из сражения при Валерике 11 июля 1840 года"Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина, 1840 г. |
"Перестройка в горах Дагестана"Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1840-41 гг. |
И чудный вой мгновенных, громких бурь…»
knignaya-stroka.blogspot.com
Автопортрет Лермонтова: история одного полотна
Любая картина, выполненная художником - будь то осенний пейзаж, бушующее море или портрет молодой женщины, - несет в себе неизгладимые черты самого творца, его впечатление от изображаемого объекта. В этом смысле вся живопись субъективна и импрессионистична. Что же касается автопортретов, то при их создании доля субъективности максимальна. Бессознательно или намеренно живописец переносит на полотно то, что для посторонних остается тайной за семью печатями. Именно поэтому автопортреты в первую очередь привлекают внимание искусствоведов как ценный артефакт, имеющий полное сходство с оригиналом на внешнем (изобразительном) и внутреннем эмоциональных планах.
Лермонтов-пейзажист
О том, что Лермонтов писал картины, известно далеко не всем. Как утверждает энциклопедия, посвященная творчеству поэта, любовь к рисованию проявилась у него еще с раннего возраста. Изображение Лермонтова в виде мальчика двух лет свидетельствует, что уже тогда он пытался что-то чертить на свитках. Однако наиболее полно этот дар проявился во время первой ссылки на Кавказ. Ориентируясь на систему Рембрандта, Лермонтов создавал полотна на военную тему, портреты и, конечно, пейзажи. Последний жанр более всего представлен в живописном наследии поэта.
Как нетрудно догадаться, материалом для пейзажей послужила замечательная природа Кавказа. Взять хотя бы полотно «Окрестности селения Караагач». В нем заметны все черты художественной манеры Лермонтова, начиная с яркого колорита и специфики расположения фигур и заканчивая особым восприятием природы, отображенном на картине. Последняя особенность трудноуловима и апеллирует скорее к интуитивному, нежели к рациональному восприятию.
Лермонтов-портретист
По сравнению с зарисовками природы, портретное наследие поэта насчитывает меньшее количество работ. Среди них – автопортрет Лермонтова в бурке, изображения Веры Лопухиной, С. А. Раевского, А. И. Одоевского, выполненные акварелью (перечень картин неполный). Поэт также оставил несколько масляных полотен и множество набросков. Исследователи отмечают, что многие портреты отличаются психологичной точностью, как бы предвещающей начало нового направления в искусстве – реализма.
Жизненные обстоятельства
Ученые датируют автопортрет Лермонтова 1837 годом. Полотно создавалось во время первого пребывания поэта на Кавказе, куда его отправили за стихотворение «Смерть поэта». Предназначал М. Ю. Лермонтов автопортрет Варваре Лопухиной, к которой питал нежные чувства. Троюродный брат поэта, Аким Павлович Шан-Гирей, свидетельствовал, что любовное влечение к Лопухиной не оставляло Лермонтова до конца его жизни.
Передача полотна состоялась в июне 1838 года – перед отъездом Варвары в Германию. Уже оттуда она отправила автопортрет Лермонтова А. М. Верещагиной, которая всегда поощряла любые его творческие начинания – живописные, музыкальные и поэтические. На этом история полотна обрывается: в течение последующих 80 лет оно считалось утерянным безвозвратно, так что долгое время приходилось ориентироваться на копию, которую выполнила О. А. Кочетова в 1880 году.
Описание картины
Автопортрет Лермонтова 1837 года запечатлевает юношу, одетого в мундир Нижегородского полка. На его плечи накинута бурка, на груди размещаются газыри, а в руке поэт держит шашку. Фоном служат Кавказские горы, которые оставили в памяти Михаила Юрьевича ощутимый след, несмотря на то, что наслаждаться их видом Лермонтов мог только несколько месяцев.
На обратной стороне картины имеется надпись на немецком языке, которая называет создателя картины. Конечно, идеальным, с точки зрения художественного исполнения, автопортрет Лермонтова назвать нельзя. Искусствоведы скрупулезно выискивают в нем недостатки наподобие плохо прорисованных рук. Однако это ли важно, когда перед нами важный документ, демонстрирующий, что испытывал Лермонтов в то время? Невинное, доброе, несколько детское лицо с угрюмым, грустным, даже трагичным выражением глаз – своего рода лирический дневник поэта. А надпись, предназначенная для любимой женщины, ныне выглядит контрастом, по сравнению с банально-музейным: «Лермонтов "Автопортрет" (акварель, 1837)».
Дальнейшая история полотна
ХХ век расставил все точки над і в истории автопортрета поэта. Наконец вожделенное полотно нашлось: в 1955 году его приобрел немецкий профессор Винклер. Автопортрет Лермонтова стал переходить из рук в руки, пока через 7 лет после своего открытия он не попал из тогдашнего ФРГ на Родину, к величайшей радости поклонников его творчества.
Поэт на полотнах различных художников
Конечно, автопортрет Лермонтова, описание которого было представлено выше, является далеко не единственным изображением поэта. Самым ранним полотном, запечатлевшим Михаила Юрьевича, считается рисунок неизвестного художника, возможно крепостного, который перенес на бумагу очертания четырехлетнего ребенка. Второй портрет также запечатлевает поэта в детстве. Автор полотна изобразил нарядно одетого мальчугана с причесанными волосами. Некоторые искусствоведы ставят под сомнение подлинность картины, однако её сходство с первым изображением Лермонтова и воспоминания брата поэта свидетельствуют как раз о противоположном.
Картин, на которых был бы запечатлен Лермонтов во время его учебы в Москве, нет. Только в 1834 году, когда его перевели в корнеты, бабушка заказала портрет внука. Налицо стремление художника несколько приукрасить обличье поэта. В то же время портрет вызывает доверие не только благодаря хорошему внешнему сходству с оригиналом, но и верно подмеченным настроением Лермонтова, выражением его глаз.
Широко известным стало изображение поэта, сделанное его учителем живописи Заболотским. Художник не являлся великим мастером, однако выполненный портрет свидетельствует о хорошем знании натуры Лермонтова. Это же можно сказать и о других изображениях поэта, которые отлично дополняют наше представление о нем.
fb.ru
Живопись Лермонтова - Русская историческая библиотека
Поэтический дар не был у Лермонтова единственным. Природа одарила его талантами музыканта, живописца, актера. Он играл на скрипке, на фортепиано, на флейте, пел, сочинял музыку. Известно, например, что существовала музыка, написанная им на текст собственной «Казачьей колыбельной песни». К сожалению, ноты до нас не дошли, и судить о композиторском даровании Лермонтова нам не дано. Недавно обнаружены сведения, что Лермонтов принимал участие в любительских спектаклях, где играл комедийные роли. В детстве любил лепить.
10 картин Лермонтова. Видео
Но наиболее известны читателям работы Лермонтова-художника. Рисовать он учился еще в пансионе. Впоследствии брал уроки у известного живописца П. Е. Заболотского.
Морской вид с парусной лодкой. Акварель Лермонтова, ок. 1828-1831
Лермонтов рисовал постоянно, покрывал рукописи множеством перовых рисунков. Это – лица, фигуры, изображения скачущих лошадей; часто встречаются одни и те же, настойчиво повторяющиеся образы, композиции. Художников особенно привлекает страница из рукописи романа «Вадим», сплошь покрытая сложной мозаикой повторяющихся изображений.
Известны акварельные рисунки Лермонтова – пейзажи, сцены, группы, портреты, в том числе знаменитый автопортрет в бурке и портрет женщины, которую поэт любил, – Варвары Александровны Лопухиной-Бахметьевой, в образе испанской монахини. Дошли до нас лермонтовские рисунки, сделанные углем, сепией. Но более всего – карандашных.
Эмилия, персонаж пьесы «Испанцы». Акварельный рисунок, на котором он, как считается, изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину. 1830-1831
Отличительная особенность Лермонтова-художника – необыкновенная экспрессия в изображении скачек, сражений, преследований. Именно это побуждало Г. Г. Гагарина – великолепного рисовальщика, выступать в соавторстве с Лермонтовым в таких работах, как акварельное «Сражение при Валерике», использовать лермонтовскую компоновку фигур в своем полотне «Лагерь при Ахатли».
Особое место в художественном наследии Лермонтова занимают его живописные полотна. Известна целая серия его пейзажей, исполненных маслом, вдохновленных путешествиями 1837 года – знакомством с Военно-Грузинской дорогой, Тифлисом, Кахетией. Однако почти несомненно, что Лермонтов писал все эти холсты не с натуры, а позже, уже в Петербурге, пользуясь своими карандашными зарисовками.
Вид Тифлиса (Тбилиси). Рисунок Лермонтова, 1837
В 1830-х годах пейзажей с натуры маслом художники еще не писали, а делали только «кроки» для последующих работ. Кроме того, имеются сведения, что виды Кавказа Лермонтов создавал уже в Петербурге, по возвращении из ссылки, в 1838 году. И, наконец, самым убедительным подтверждением этого служит полотно «Пятигорск». Его композиция совпадает с дошедшим до нас лермонтовским карандашным наброском.
Исследования доказали, что многие художественные работы Лермонтова связаны с его поэтическими замыслами. Таковы домик на крутом берегу в Тамани, как бы иллюстрирующий повесть «Тамань», «Развалины на берегу Арагвы», описанные как развалины замка Гудала в эпилоге поэмы «Демон», полотно «Тифлис», отвечающее пейзажу в стихотворении «Свиданье», храм над слиянием Куры и Арагвы, в котором, по воле поэта, томится его возлюбленный Мцыри. И другие, подобные.
Горные вершины на картинах Лермонтова. Видео
Многие воспринимаются как автоиллюстрации Лермонтова к его поэтическим сочинениям, хотя возникли они раньше этих произведений и являют собой род записных книжек поэта, раскрывающих связь его многообразных талантов и возникновение словесного и живописного образа.
По материалам статей Ираклия Андроникова.
rushist.com
Описание картины Михаила Лермонтова «Автопортрет»
В это время Лермонтов как раз находился в ссылке. Он создал яркий автопортрет.
Мы видим человека, одетого в мундир полка драгунов. Характерный воротник красного цвета, эффектные эполеты, бурка и неизменная шашка. Лермонтова изобразил себя по колено. Бурка накинута на одно его плечо. Прямо за ним – девственная природа Кавказа. Она практически не прописана. Можно лишь угадывать очертания величественных гор и грандиозное небо. Сочетание серого и розового тонов действительно впечатляет.
Поэт хотел вручить этот автопортрет той женщине, которую любил. Звали ее В.А. Лопухина. Он подарил ей свое творение в 1838 году.
Лермонтов изобразил себя очень похоже. Но современники были удивлены прическе. Они были уверены, что поэт не носил так волосы. Но, вполне возможно, что на Кавказе поэт мог позволить себе такие вольности.
Впечатляют краски этой акварели. Они максимально естественны. Лермонтов умело пользуется оттенками, создавая по-настоящему осязаемые черты. Максимум внимания он уделил изображению своего лица. Перед нами молодой человек, который уже умудрен большим жизненным опытом. Голова его слегка повернута. Черты лица – правильные. В глазах можно прочесть скрытую грусть и тайные раздумья, которые не покидают поэта. Он смотрит куда-то вдаль. О чем он думает? Догадаться сложно.
Может быть он устремлен в созерцание собственных переживаний. Его мысли сконцентрированы на прошлом, а взгляд устремлен в будущее.
Лермонтов смог создать по-настоящему живой портрет. Он запечатлел себя так, как представлял себя самого. Он смог выразить затаенные думы, невыразимую печаль и трагизм. Поэт смог передать мягкость своей души и невероятную доброту.
Перед нами живой человек с его переживаниями, стремлениями, мечтами и желаниями. Именно таким, скорее всего, мы и представляем поэта, читая его стихи.
opisanie-kartin.com
Неизвестный художникПортрет М.Ю. Лермонтова в возрасте 3-4 лет 1817-18 гг. Холст, масло. 62,0х52,5 Государственный литературный музей. Москва | |
Неизвестный художникМ.Ю. Лермонтов в возрасте 6-8 лет 1820-22 гг. Холст, масло Институт Русской Литературы РАН. Санкт-Петербург | |
Ф.О. БудкинПортрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка 1834 г. Холст, масло. 79,0х64,0 Институт Русской Литературы РАН. Санкт-Петербург | |
П.Е. ЗаболотскийПортрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка 1837 г. Картон, масло. 36,0х28,5 Государственная Третьяковская Галерея. Москва | |
М.Ю. ЛермонтовАвтопортрет 1837 г. Бумага, акварель. Овал Государственный литературный музей. Москва | |
А.И. КлюндерПортрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке 1838 г. Бумага, акварель Институт Русской Литературы РАН. Санкт-Петербург | |
А.И. КлюндерПортрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке 1839 г. Бумага, акварель. Изображение: 13,5х10.5,: лист 24,0х19,5 Институт Русской Литературы РАН. Санкт-Петербург | |
П.Е. ЗаболотскийПортрет М.Ю. Лермонтова в штатском платье 1840 г. Картон, масло. 11,0х9,0 Институт Русской Литературы РАН. Санкт-Петербург | |
Д.П. ПаленПортрет М.Ю. Лермонтова в военной фуражке 1840 г., июль. Бумага, карандаш. Изображение 6,5х5,5; лист 10,0х8,5 Институт Русской Литературы РАН. Санкт-Петербург | |
К.А. ГорбуновПортрет М.Ю. Лермонтова в армейском сюртуке с шашкой 1840 г. Бумага, акварель. Изображение 12,0х10,5; лист 15,5х11,5 Институт Русской Литературы РАН. Санкт-Петербург | |
Р.К. ШведеМ.Ю. Лермонтов на смертном одре 1841 г. Холст, масло. 16,5х20,5 Институт Русской Литературы РАН. Санкт-Петербург |
www.tarhany.ru
Картины Михаила Лермонтова :: фотообзор :: Михаил Лермонтов (Mihail Lermontov)
Пейзаж с двумя березами
Тройка, выезжающая из деревни
Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой
Портрет молодой женщины
Эмилия, героиня драмы «Испанцы»
Лопухина В.А.
Неизвестный молодой человек в синем
Юнкер Л.Н. Хомутов
Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар
Скачущий всадник и наброски мужских голов
Эпизод из маневров в Красном Селе
Дуэль
Светская сцена
Портрет офицера в шинели
Конногренадер
Карикатуры на офицеров
Военно-Грузинская дорога близ Мцхета
Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары
Сцена из кавказской жизни
Крестовый перевал
Вид Тифлиса
Окрестности селения Караагач
lichnosti.net
М. Ю. Лермонтов. Иллюстрации
М. Ю. Лермонтов. Иллюстрации.Ю. П. Лермонтов. Отец М. Ю. Лермонтова. Неизвестный художник. Масло. 1810-е годы.
М. М. Лермонтова. Мать М. Ю. Лермонтова. Неизвестный художник. Масло. 1810-е годы.
Е. А. Арсеньева. Бабушка М. Ю. Лермонтова. Неизвестный художник. Масло. Начало XIX века.
М. Ю. Лермонтов ребенком. Неизвестный художник. Масло. 1817-18 годы.
М. Ю. Лермонтов ребенком. Неизвестный художник. Масло. 1820-22 годы.
М. Ю. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. Ф. О. Будкин. Масло. 1834 год.
М. Ю. Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837-38 годы.
М. Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. П. Е. Заболотский. Масло. 1837 год.
М. Ю. Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. А. И. Клюндер. Акварель. 1838 год.
М. Ю. Лермонтов в штатском сюртуке. П. Е. Заболотский. Масло. 1840 год.
М. Ю. Лермонтов в фуражке. Рисунок Д. П. Палена. Карандаш. 1840 год.
М. Ю. Лермонтов на смертном одре. Р. К. Шведе. Масло. 1841 год.
М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. К. А. Горбунов. Акварель. 1841 год.
М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. С. К. Зарянко. Масло. 1842 (?) год.
М. Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. К. А. Горбунов. Масло. 1883 год.
Кропотово. Имение М. Ю. Лермонтова. Фотография 1937 года.
Царское Село. София. Здесь был расквартирован лейб-гвардии Гусарский полк. Акварель Дж. Кваренги. Конец 18 века.
Тарханы. Свинцовый гроб с прахом М. Ю. Лермонтова.
А. М. Верещагина (в замужестве Хюгель). Миниатюра на слоновой кости. Неизвестный художник. 1837 год.
А. К. Воронцова-Дашкова (урожд. Нарышкина), знакомая Лермонтова.
М. П. Глебов. Акварель неизвестного художника. Друг Лермонтова, секундант на последней дуэли.
И. И. Козлов. Литография с рисунка О. А. Кипренского. 1940 год.
С. И. Кривцов. Акварель Н. А. Бестужева. 1828 г.
В. А. Лопухина (в замужестве Бахметева). Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835-38 годы.
Н. С. Мартынов. Акварель Т. Райта. Убийца М. Ю. Лермонтова. Служил в Кавалергардском полку вместе с Ж. Дантесом.
Н. С. Мартынова (в замужестве де ла Турдонне). Рисунок Т. Райта. Карандаш. 1844 год. Сестра Николая Мартынова.
Э. К. Мусина-Пушкина. В. И. Гау. Акварель. 1840 год.
Л. С. Пушкин. Миниатюра неизвестного художника. В 1836-41 годах служил в чине штабс-капитана на Кавказе, где подружился с Лермонтовым.
А. Е. Розен. Акварель Н. А. Бестужева. 1832 г.
Е. П. Ростопчина. П. Ф. Соколов. Акварель. 1842-43 годы.
А. О. Смирнова. П. Ф Соколов. Акварель. 1830-е годы.
А. Г. Столыпина (в замужестве Философова).
А. А. Столыпин (Монгó). Двоюродный дядя и друг М. Ю. Лермонтова. Участник всех дуэлей М. Ю. Лермонтова. Акварель А. И. Клюндера. 1840 год.
А. А. Столыпин (Монгó) в костюме курда. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1841 год.
Д. А. Столыпин. Автолитография Л. Вагнера. 1843 год.
А. Г. Столыпин. Акварель А. И. Клюндера.
Е. А. Сушкова (в замужестве Хвостова). Неизвестный художник. 1830-е годы.
Рисунки М. Ю. Лермонтова на обложке рукописи "Вадима". Перо, чернила. 1832-34 годы.
Икона "Св. Иоанн Воин", принадлежавшая М. Ю. Лермонтову. Вторая половина XVIII в.
Герб рода Лермонтовых.
Copyright © 2008 Urbaneniros.org