Фреска «Крещение Руси» В М Васнецова: описание Фреска «Крещение князя Владимира». Картина крещение владимира


описание Фреска "Крещение князя Владимира"

Фреска «Крещение Руси» является одним из главных религиозных произведений русской живописи XIX века. Мастер изобразил великое историческое событие, которое навсегда останется в памяти людей.

Русский художник В. М. Васнецов

Виктор родился в небогатой семье сельского священника в 1848 году. Место его появления на свет — Вятская губерния — повлияло в дальнейшем на формирование его творческого мировоззрения. Там он окончил сначала духовное училище, а потом семинарию. Юноша с детства проявлял интерес к искусству, поэтому свою дальнейшую жизнь он захотел посвятить рисованию. В 1868 году Васнецов поступает в Академию Художеств, находящуюся в Санкт-Петербурге.

По окончании учебного заведения в 1874 году молодой человек участвует в выставке передвижников, едет в Париж по приглашению И. Репина, а затем переезжает в Москву. Творчество художника постепенно наполняется сюжетами, взятыми из народного эпоса: былин, легенд и сказаний. В дальнейшем он получит всемирную известность, а его картины — «Аленушку», «Витязя на распутье», «Богатырей» — будут знать и любить не только русские люди, но и жители Европы.

Религиозные произведения в творчестве художника

Однажды в Абрамцевском содружестве, где состоял Васнецов, было принято решение построить в селе церковь. Виктор вызвался расписывать клиросы, кроме того, он написал образ Богородицы, а также Сергия Радонежского для церковного иконостаса. Знание православной символики помогало Васнецову в создании картин. Художник не просто расписывал стены храмов. Он смог объединить в своих работах языческие и христианские верования, воздействуя таким образом на сознание народа.

Виктор воспитывался в атмосфере глубокой религиозности, и это не могло не отразиться на его творчестве. В 1885 году Васнецов начинает расписывать Владимирский Собор в Киеве. Его фреска «Крещение Руси» создана на века и не перестает радовать взоры православных, посещающих храм. По эскизам художника были сделаны росписи для храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, а также для собора Александра Невского в Софии и многих других церквей.

Роспись В. М. Васнецова во Владимирском Соборе

Великий русский мастер перед началом работы подписал договор, в котором подтвердил, что обязуется сделать все необходимое за два года. Он не смог сдержать своего слова, однако роспись храма, длящаяся с 1885 по 1896 годы, получилась грандиозной. В соборе он оформлял главный неф и апсиду.

Васнецов изобразил события Нового и Ветхого Заветов, разных библейских персонажей на стенах церкви, украсил ее своды орнаментами. Он полностью реализовал главную идею внутренней отделки собора — духовное осмысление и созерцание религиозной истории России. Фреска «Крещение Руси» является подтверждением этих слов.

Значение Крещения для Русской земли

В 988 году, 1 августа, князь Владимир, правивший в Киеве, крестил Русь. Это было сделано по ряду причин как политического, так и культурного характера. Во-первых, единая религия — христианство — способствовала сплоченному состоянию славян. Во-вторых, она помогала развитию следующих форм культуры: зодчества, живописи, письменности — все это пришло на Русь из Византии. В-третьих, христианство проповедовало любовь и милосердие к ближним, терпение их недостатков и смирение. С его принятием сердца людей делались чище и добрее.

Так на смену языческому мировоззрению приходило христианское, которое постепенно вытесняло мифологические представления народа о многобожии, взамен предлагая веру в единого Творца и Создателя. Особый упор был сделан на нравственное развитие человека. Крещение Древней Руси и его значение можно считать ключевым для Восточной Европы, поскольку она получила богатое наследие, которое со временем стало частью духовной культуры общества.

Фреска «Крещение Руси»

Васнецов расписывал стены Владимирского Собора в Киеве. Одной из самых запоминающихся работ стала картина «Крещение Руси». Фреска была написана им приблизительно в 1895-1896 годах. Центральной фигурой на ней является князь Владимир, облаченный в богатые парчовые одежды, расшитые золотом. Он молитвенно воздевает руки к небу, прося у Бога благословения на Крещение Руси. Люди разных возрастов, среди которых есть как представители знати, так и простой народ, стоят в ожидании свершения обряда.

Все они одеты в белые одежды — символ очищения от грехов. Кого-то священник уже крестит, погружая в воды Днепра, кто-то стоит и молится рядом с князем. Сверху изображено белое прозрачное облако, откуда на собравшихся льется свет божественной благодати. Хоть там все слегка размыто, но видно, что на небе радуются за людей, принимающих участие в таинстве. Фреска «Крещение Руси» вызывает благоговение и ощущение Божьего величия у всех, кто ее когда-либо видел.

Необходимость таинства Крещения

Этот обряд очищает человека от всех его грехов и позволяет ему в будущем войти в Царство Небесное. Детей крестят по вере их родителей. Люди появляются на свет с первородным грехом, который они получают в «наследство» от Адама и Евы, которые ослушались Бога. В ходе крещения человек очищается от этого.

Тот, кто принимает участие в обряде, находясь в зрелом возрасте, получает прощение всех грехов, сделанных до совершения таинства. Верующие люди сердцем чувствуют всю важность и глубину совершающегося события. Ведь недаром русский художник Виктор Васнецов написал картину «Крещение Руси». Фреска «Крещение Руси» детям будет особенно близка и понятна, если родители расскажут им, как они сами когда-то участвовали в этом спасительном для души таинстве.

Фреска «Крещение князя Владимира»

После того как Великий киевский князь захотел, чтобы Константинопольская церковь крестила его, данный обряд был произведен и на Руси. В то время Византии требовалась военная помощь, и наше государство выразило готовность ее оказать. За эту услугу Владимир хотел взять в жены Анну — сестру императоров Василия и Константина. Для греков подобное предложение было унизительным, но им пришлось согласиться на него, правда, только в том случае, если киевский правитель сначала примет участие в таинстве.

В памяти народа навсегда останется фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов изобразил его в каменной купели, где совершался чудесный обряд. Рядом находится священник. Представители местной знати и воины наблюдают за происходящим. Им предстоит креститься следом за князем. Вокруг головы Владимира художник изобразил нимб. Это означает, что его великая миссия Крещения Руси была отмечена Богом, и его возвели в ранг святых.

Общие черты произведений В. М. Васнецова

Картины, носящие отпечаток кисти этого художника, всегда выделяются своим необычным колоритом, наполненным русским духом. Каждая деталь любого его произведения является продуманной и логично вписывается в общий сюжет. Пейзажи Васнецова отличаются своей выдержанностью.

На картинах нет обилия ярких красок, их цвета, напротив, прозрачны и чисты, что создает у зрителя ощущение полета и близости к чертогам Бога. Лица людей на его полотнах в основном лишены грубых и резких черт, им присуща определенная мягкость и нежность. «Крещение Руси» — фреска В. Васнецова, глядя на которую, можно понять, насколько верующим человеком был художник.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Как князь Владимир Русь крестил

28 июля мы отмечаем памятную дату – День крещения Руси. Конечно, историки не могут с точностью установить день, когда произошло это событие, повернувшее ход истории нашей страны. Да и само оно было достаточно протяженным во времени. Но праздник решено было отмечать в день, в который православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира. Именно он в 988 году принял историческое решение о крещении Руси и крестился сам, с дружиной и боярами.

Князь Владимир был младшим сыном киевского князя Святослава и внуком великой княгини Ольги. Почему же выбор Владимира остановился на восточном христианстве?

Поначалу Владимир делал ставку на язычество

Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. Он установил единый пантеон языческих божеств. Во главе этой структуры стоял Перун. Также туда вошли Стрибог, Даждьбог, Семарг, Хорс и Мокошь.

«Владимир сперва пытался укрепить и консолидировать язычество. Но как человек, бесспорно, умнейший, он скоро понял, что сделать это невозможно. Язычество всегда приводило не к объединению народа, а лишь к еще большим распрям между разными группами. История показала, что те народы, которые остались языческими, быстро растворились в христианском или исламском мире. Или вообще исчезли – например, это произошло с балтийскими славянами. Владимир же быстро понял, что усилия по консолидации язычества не будут плодотворными, и совершил исторический выбор в пользу православия, объединения всего народа и политической самостоятельности», – рассказывает настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, сооснователь сообщества «Русская миссия» Всеволод Чаплин. 

Rolling Stonesкартина «Владимир-язычник» / Васнецов Виктор

Почему другие религии не понравились князю 

Летописи повествуют, что к Владимиру пришли представители самых сильных религий, дабы обратить его в свою веру. 

«Это были представители греческого и римского христианства, а также мусульмане из Волжской Булгарии (не путать со славянскими болгарами) и хазарские иудеи. И начался богословский спор. Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие. Самое пространное из приведенных в летописи – выступление так называемого Философа, который, судя по всему, опирается на кириллические источники – святые книги, уже переведенные на славянский язык», – говорит специалист по истории Древней Руси, профессор, доктор исторических наук Игорь Данилевский.

После этой беседы князь Владимир обращается к боярам за советом. Те говорят, что надо посмотреть на все это своими глазами. И вот в каждую из стран отправляется депутация для того, чтобы посмотреть, как совершаются богослужения и на то, как каждая из религий отражается в жизни.Rolling Stones

картина «Великий князь Владимир избирает религию» / Эггинк Иван

Вернувшись, бояре рассказывают обо всем, что видели. Например, при выборе принимались во внимание, среди прочего, и пищевые запреты. Владимира не устроило то, что и мусульманам, и иудеям нельзя есть свинину, а мусульманам – еще и пить вино. Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

«Тем не менее, многое в каждой из религий понравилось, – говорит историк. – Например, князю Владимиру вполне импонировало то, что мусульманам можно иметь несколько жен. Послы с восторгом рассказывали также о том, что такой красоты, как в Греции, они больше нигде не видели. То есть, на этом этапе все происходит во многом на эмоционально-оценочном уровне. С другой стороны, надо понимать, что связи Руси с Византией были постоянными и, скорее всего, христианская вера хорошо соответствовала некой принятой на Руси ментальности, совокупности культурных представлений и норм».

Во всем виновата женщина?

По словам Игоря Данилевского, есть и другая версия, как все это происходило. В 987 князь Владимир захватил греческий город Корсунь, который находился на юго-западном побережье Крыма (позже он получил название Херсонес). Владимир обещал вернуть город грекам, если их императоры отдадут за Владимира замуж их сестру, византийскую царевну Анну. Это, среди прочего, значительно повышало статус самого Владимира, который оказывался сразу вровень с византийскими императорами. Однако Анна отказалась выходить замуж за Владимира до тех пор, пока он будет язычником.

Далее в летописных источниках следует упоминание о слепоте, которая поражает Владимира в тот момент, когда Анна прибывает в сопровождении духовенства в Корсунь для встречи с Владимиром. Она предлагает ему немедленно креститься в надежде на исцеление. И слепота действительно спадает с его глаз, когда князь принимает христианство.

«Действительно, это очень красивый образ, когда душевная слепота оставляет Владимира: благодаря крещению он «прозрел», – говорит Игорь Данилевский. 

Крещение – это выбор независимости

Что же принес с собой исторический выбор князя Владимира?

Rolling Stonesкартина «Крещение князя Владимира на Корсуни» / Фёдор Бронников

«Крещение – это выбор пути. Вместе с православием князь Владимир выбрал для народа настоящую свободу, самостоятельность, и в этом состоит главный вектор развития Руси. Князь не случайно отверг западную линию христианства, поскольку очевидно было стремление подчинить Русь давлению Рима. Такое жесткое давление всегда было свойственно представителям так называемого католицизма. Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа. Православие – не аполитичная религия, оно предполагает определенный общественный идеал. Выбор католицизма, ислама или иудаизма обрекал бы страну на внешнюю зависимость, погружение в идейную и духовную орбиту одного из сильных государств, будь то Арабский халифат, Хазарский каганат или папский Рим. Не случайно многие народы, которые сделали свой исторический выбор в пользу Рима или в пользу исламского мира, оказались в дальнейшей истории гораздо более зависимы, чем Русь», – говорит протоиерей Всеволод Чаплин.

«Это был выбор, который решительно отделил Россию от Запада, – говорит Игорь Данилевский. – Но вместе с христианством пришла книжная культура, и это величайшее достижение, которое включило Русь в культурное поле всех христианских стран и невероятно подвинуло страну на пути ее развития».

Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начинает восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться. 

Был ли Владимир первым

Rolling Stonesкартина «Крещение князя Владимира» / Васнецов Виктор

Летописи сохраняют и другие, более ранние версии крещения Руси. 

«Считается, что самым первым человеком, который объявил, что Русь примет крещение, но не крестил ее, был апостол Андрей. Он первым из апостолов приходит на территорию Руси и говорит, что на том месте, где он остановился, будет большой город и множество храмов. А остановился он там, где позже был построен Киев», – говорит Игорь Данилевский.

В одном летописном источнике есть упоминания о крещении Руси при патриархе Константинопольском Фотии. Это произошло после нападения русов на Константинополь в 860 году. Фотий направил миссионеров в Киев. Историк Данилевский предполагает, что это, скорее всего, касалось дружинников и отдельных русичей. По некоторым данным, в этот период были крещены киевские князья Аскольд и Дир c боярами. Поэтому эти события иногда называют фотиевым, или аскольдовым крещением Руси. 

«Историки расходятся в оценке роли князя киевского Аскольда, в оценке того факта, способствовал ли он распространению христианства. Но церковное предание утверждает, по крайней мере, о его личном крещении – есть даже сторонники его причисления к лику святых. Многие народы, племена, которые пытались осаждать Восточную римскую империю, поражались ее культуре, мудрости, духовности и сами часто принимали восточное христианство. Так что весьма вероятно, что после крещения Аскольда состоялось и крещение некоторого количества людей в его окружении. Известно, что до Владимира на Руси были христиане. Святая княгиня Ольга, внуком которой был Владимир, была христианкой, посещала в Киеве богослужения. Но православие принимали отдельные люди. Очевидно, что до Владимира и в первый период его княжения Киев оставался языческим», – рассказывает Всеволод Чаплин.

Огнем и мечом?

Rolling Stonesкартина «Крещение киевлян» / Клавдий Лебедев

После крещения Владимира массовые крещения происходят и в Киеве, и в Новгороде, и по всей русской земле. При этом есть источники, которые говорят, что князь новгородский Добрыня крестил Новгород огнем и мечом. 

«Это поздние источники, – говорит Игорь Данилевский. – Более ранние летописи говорят об этом намного более спокойно. А во многих этот процесс представлен как триумфальное шествие христианства, массовое принятие. Так, в одном летописном сюжете даже присутствует рассказ, как всенародно сбрасывают с пьедесталов в реку языческих богов. Это может свидетельствовать о том, что тот пантеон языческих богов, который ранее создает Владимир, является чем-то инородным, привнесенным сверху. И христианство воспринимается народом как избавление от этих чужеродных богов».

По мнению историка, часть этих богов имеют даже неславянские имена и чуждую суть. В частности, Даждьбог и Стрибог связаны с культом Солнца, а все этнографы отмечают, что солнечного культа на Руси не было. Хорос и Симмаргл – вообще божества с иранскими корнями, так что они вполне могли быть отвергнутыми в народе. Так что крещение, возможно, сместило тех языческих богов, которые были чужеродными, и против которых уже росло раздражение и протест.

«Большинство же так называемых славянских богов, таких как Лель, Лада, Каляд, Курент и другие – это в большинстве своем представители так называемой кабинетной мифологии, – говорит Игорь Данилевский. – То есть, мифологии, написанной в XIX и XX веке в кабинетах ученых. Проводились исследования этих источников. Их выдают, в частности, междометия, которые не употреблялись в то время, когда писались древние летописи, а также то, что в ранг богов возводятся некие домашние духи, которые упоминаются совсем отрывочно и про которых в древних источниках почти ничего нет».Rolling Stonesкартина «Крещение Руси» / Василий Перов

Скорее всего, в реальности язычество на Руси не было зрелым, не были выяснены отношения между языческими богами, не устоялись их функции. Поэтому эти функции легко были перенесены на христианство. Цельные представления христианства хорошо наложились на то, что было в народной традиции, и произошла христианизация язычества.

«Неоязычники обычно не могут ответить, какими источниками они пользуются, когда говорят о том, что Русь крестилась огнем и кровью. Но называют цифры: девять миллионов погибших. Однако археологические изыскания не подтверждают того, что на территории Руси были массовые истребления населения. По всему миру, там, где сотни и тысячи людей погибали насильственным путем, археологи находят явные подтверждения тому. Как же девять миллионов-то остались незамеченными? Раскопаны уже несколько древних капищ, и уж где и быть этим массовым захоронениям безвинно погибших насильственной смертью, как не там? Но их нет», – говорит историк церкви, священник Георгий Максимов.

Часто ссылаются на так называемую Акимовскую летопись. В ней описано, как воевода, присланный из Киева, силой принудил новгородских язычников креститься, рассказывает историк. «Даже если принять ее за достоверный источник, то именно она и является доказательством того, что такие случаи были исключением. Кроме этого инцидента, бывшего в Новгороде, в других местах христианство принималось мирно и полюбовно», – поясняет Максимов. 

«Кроме того, начиная со второй половины XX века, археологи начали находить берестяные грамоты. Их сейчас найдено очень много, около четырехсот, они писались в основном по бытовым поводам и явно не подлежали никакой цензуре. Самые ранние берестяные письма относятся ко временам крещения Руси. Ни в одном из таких писем не упоминаются славянские боги. Их просто не вспоминают, поскольку они не были нужны нашим предкам. О них никто не горевал! Все это показывает несостоятельность мифа о насильственном крещении Руси. Не надо считать наших предков безвольными слабаками! Миллионы людей нельзя принудить силой принять чужую веру», – говорит священник.

Наши предки добровольно приняли христианство и это определило в дальнейшем свободу Руси от всех внешних влияний, ее самостоятельный путь развития. Так что сегодня мы празднуем, по сути, День независимости, только древний, с историей, насчитывающей уже 1030 лет.

mir24.tv

Как князь Владимир Русь крестил

28 июля мы отмечаем памятную дату – День крещения Руси. Конечно, историки не могут с точностью установить день, когда произошло это событие, повернувшее ход истории нашей страны. Да и само оно было достаточно протяженным во времени. Но праздник решено было отмечать в день, в который православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира. Именно он в 988 году принял историческое решение о крещении Руси и крестился сам, с дружиной и боярами.

Князь Владимир был младшим сыном киевского князя Святослава и внуком великой княгини Ольги. Почему же выбор Владимира остановился на восточном христианстве?

Поначалу Владимир делал ставку на язычество

Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. Он установил единый пантеон языческих божеств. Во главе этой структуры стоял Перун. Также туда вошли Стрибог, Даждьбог, Семарг, Хорс и Мокошь.

«Владимир сперва пытался укрепить и консолидировать язычество. Но как человек, бесспорно, умнейший, он скоро понял, что сделать это невозможно. Язычество всегда приводило не к объединению народа, а лишь к еще большим распрям между разными группами. История показала, что те народы, которые остались языческими, быстро растворились в христианском или исламском мире. Или вообще исчезли – например, это произошло с балтийскими славянами. Владимир же быстро понял, что усилия по консолидации язычества не будут плодотворными, и совершил исторический выбор в пользу православия, объединения всего народа и политической самостоятельности», – рассказывает настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, сооснователь сообщества «Русская миссия» Всеволод Чаплин. 

Rolling Stonesкартина «Владимир-язычник» / Васнецов Виктор

Почему другие религии не понравились князю 

Летописи повествуют, что к Владимиру пришли представители самых сильных религий, дабы обратить его в свою веру. 

«Это были представители греческого и римского христианства, а также мусульмане из Волжской Булгарии (не путать со славянскими болгарами) и хазарские иудеи. И начался богословский спор. Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие. Самое пространное из приведенных в летописи – выступление так называемого Философа, который, судя по всему, опирается на кириллические источники – святые книги, уже переведенные на славянский язык», – говорит специалист по истории Древней Руси, профессор, доктор исторических наук Игорь Данилевский.

После этой беседы князь Владимир обращается к боярам за советом. Те говорят, что надо посмотреть на все это своими глазами. И вот в каждую из стран отправляется депутация для того, чтобы посмотреть, как совершаются богослужения и на то, как каждая из религий отражается в жизни.Rolling Stonesкартина «Великий князь Владимир избирает религию» / Эггинк Иван

Вернувшись, бояре рассказывают обо всем, что видели. Например, при выборе принимались во внимание, среди прочего, и пищевые запреты. Владимира не устроило то, что и мусульманам, и иудеям нельзя есть свинину, а мусульманам – еще и пить вино. Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

«Тем не менее, многое в каждой из религий понравилось, – говорит историк. – Например, князю Владимиру вполне импонировало то, что мусульманам можно иметь несколько жен. Послы с восторгом рассказывали также о том, что такой красоты, как в Греции, они больше нигде не видели. То есть, на этом этапе все происходит во многом на эмоционально-оценочном уровне. С другой стороны, надо понимать, что связи Руси с Византией были постоянными и, скорее всего, христианская вера хорошо соответствовала некой принятой на Руси ментальности, совокупности культурных представлений и норм».

Во всем виновата женщина?

По словам Игоря Данилевского, есть и другая версия, как все это происходило. В 987 князь Владимир захватил греческий город Корсунь, который находился на юго-западном побережье Крыма (позже он получил название Херсонес). Владимир обещал вернуть город грекам, если их императоры отдадут за Владимира замуж их сестру, византийскую царевну Анну. Это, среди прочего, значительно повышало статус самого Владимира, который оказывался сразу вровень с византийскими императорами. Однако Анна отказалась выходить замуж за Владимира до тех пор, пока он будет язычником.

Далее в летописных источниках следует упоминание о слепоте, которая поражает Владимира в тот момент, когда Анна прибывает в сопровождении духовенства в Корсунь для встречи с Владимиром. Она предлагает ему немедленно креститься в надежде на исцеление. И слепота действительно спадает с его глаз, когда князь принимает христианство.

«Действительно, это очень красивый образ, когда душевная слепота оставляет Владимира: благодаря крещению он «прозрел», – говорит Игорь Данилевский. 

Крещение – это выбор независимости

Что же принес с собой исторический выбор князя Владимира?

Rolling Stonesкартина «Крещение князя Владимира на Корсуни» / Фёдор Бронников

«Крещение – это выбор пути. Вместе с православием князь Владимир выбрал для народа настоящую свободу, самостоятельность, и в этом состоит главный вектор развития Руси. Князь не случайно отверг западную линию христианства, поскольку очевидно было стремление подчинить Русь давлению Рима. Такое жесткое давление всегда было свойственно представителям так называемого католицизма. Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа. Православие – не аполитичная религия, оно предполагает определенный общественный идеал. Выбор католицизма, ислама или иудаизма обрекал бы страну на внешнюю зависимость, погружение в идейную и духовную орбиту одного из сильных государств, будь то Арабский халифат, Хазарский каганат или папский Рим. Не случайно многие народы, которые сделали свой исторический выбор в пользу Рима или в пользу исламского мира, оказались в дальнейшей истории гораздо более зависимы, чем Русь», – говорит протоиерей Всеволод Чаплин.

«Это был выбор, который решительно отделил Россию от Запада, – говорит Игорь Данилевский. – Но вместе с христианством пришла книжная культура, и это величайшее достижение, которое включило Русь в культурное поле всех христианских стран и невероятно подвинуло страну на пути ее развития».

Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начинает восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться. 

Был ли Владимир первым

Rolling Stonesкартина «Крещение князя Владимира» / Васнецов Виктор

Летописи сохраняют и другие, более ранние версии крещения Руси. 

«Считается, что самым первым человеком, который объявил, что Русь примет крещение, но не крестил ее, был апостол Андрей. Он первым из апостолов приходит на территорию Руси и говорит, что на том месте, где он остановился, будет большой город и множество храмов. А остановился он там, где позже был построен Киев», – говорит Игорь Данилевский.

В одном летописном источнике есть упоминания о крещении Руси при патриархе Константинопольском Фотии. Это произошло после нападения русов на Константинополь в 860 году. Фотий направил миссионеров в Киев. Историк Данилевский предполагает, что это, скорее всего, касалось дружинников и отдельных русичей. По некоторым данным, в этот период были крещены киевские князья Аскольд и Дир c боярами. Поэтому эти события иногда называют фотиевым, или аскольдовым крещением Руси. 

«Историки расходятся в оценке роли князя киевского Аскольда, в оценке того факта, способствовал ли он распространению христианства. Но церковное предание утверждает, по крайней мере, о его личном крещении – есть даже сторонники его причисления к лику святых. Многие народы, племена, которые пытались осаждать Восточную римскую империю, поражались ее культуре, мудрости, духовности и сами часто принимали восточное христианство. Так что весьма вероятно, что после крещения Аскольда состоялось и крещение некоторого количества людей в его окружении. Известно, что до Владимира на Руси были христиане. Святая княгиня Ольга, внуком которой был Владимир, была христианкой, посещала в Киеве богослужения. Но православие принимали отдельные люди. Очевидно, что до Владимира и в первый период его княжения Киев оставался языческим», – рассказывает Всеволод Чаплин.

Огнем и мечом?

Rolling Stonesкартина «Крещение киевлян» / Клавдий Лебедев

После крещения Владимира массовые крещения происходят и в Киеве, и в Новгороде, и по всей русской земле. При этом есть источники, которые говорят, что князь новгородский Добрыня крестил Новгород огнем и мечом. 

«Это поздние источники, – говорит Игорь Данилевский. – Более ранние летописи говорят об этом намного более спокойно. А во многих этот процесс представлен как триумфальное шествие христианства, массовое принятие. Так, в одном летописном сюжете даже присутствует рассказ, как всенародно сбрасывают с пьедесталов в реку языческих богов. Это может свидетельствовать о том, что тот пантеон языческих богов, который ранее создает Владимир, является чем-то инородным, привнесенным сверху. И христианство воспринимается народом как избавление от этих чужеродных богов».

По мнению историка, часть этих богов имеют даже неславянские имена и чуждую суть. В частности, Даждьбог и Стрибог связаны с культом Солнца, а все этнографы отмечают, что солнечного культа на Руси не было. Хорос и Симмаргл – вообще божества с иранскими корнями, так что они вполне могли быть отвергнутыми в народе. Так что крещение, возможно, сместило тех языческих богов, которые были чужеродными, и против которых уже росло раздражение и протест.

«Большинство же так называемых славянских богов, таких как Лель, Лада, Каляд, Курент и другие – это в большинстве своем представители так называемой кабинетной мифологии, – говорит Игорь Данилевский. – То есть, мифологии, написанной в XIX и XX веке в кабинетах ученых. Проводились исследования этих источников. Их выдают, в частности, междометия, которые не употреблялись в то время, когда писались древние летописи, а также то, что в ранг богов возводятся некие домашние духи, которые упоминаются совсем отрывочно и про которых в древних источниках почти ничего нет».Rolling Stonesкартина «Крещение Руси» / Василий Перов

Скорее всего, в реальности язычество на Руси не было зрелым, не были выяснены отношения между языческими богами, не устоялись их функции. Поэтому эти функции легко были перенесены на христианство. Цельные представления христианства хорошо наложились на то, что было в народной традиции, и произошла христианизация язычества.

«Неоязычники обычно не могут ответить, какими источниками они пользуются, когда говорят о том, что Русь крестилась огнем и кровью. Но называют цифры: девять миллионов погибших. Однако археологические изыскания не подтверждают того, что на территории Руси были массовые истребления населения. По всему миру, там, где сотни и тысячи людей погибали насильственным путем, археологи находят явные подтверждения тому. Как же девять миллионов-то остались незамеченными? Раскопаны уже несколько древних капищ, и уж где и быть этим массовым захоронениям безвинно погибших насильственной смертью, как не там? Но их нет», – говорит историк церкви, священник Георгий Максимов.

Часто ссылаются на так называемую Акимовскую летопись. В ней описано, как воевода, присланный из Киева, силой принудил новгородских язычников креститься, рассказывает историк. «Даже если принять ее за достоверный источник, то именно она и является доказательством того, что такие случаи были исключением. Кроме этого инцидента, бывшего в Новгороде, в других местах христианство принималось мирно и полюбовно», – поясняет Максимов. 

«Кроме того, начиная со второй половины XX века, археологи начали находить берестяные грамоты. Их сейчас найдено очень много, около четырехсот, они писались в основном по бытовым поводам и явно не подлежали никакой цензуре. Самые ранние берестяные письма относятся ко временам крещения Руси. Ни в одном из таких писем не упоминаются славянские боги. Их просто не вспоминают, поскольку они не были нужны нашим предкам. О них никто не горевал! Все это показывает несостоятельность мифа о насильственном крещении Руси. Не надо считать наших предков безвольными слабаками! Миллионы людей нельзя принудить силой принять чужую веру», – говорит священник.

Наши предки добровольно приняли христианство и это определило в дальнейшем свободу Руси от всех внешних влияний, ее самостоятельный путь развития. Так что сегодня мы празднуем, по сути, День независимости, только древний, с историей, насчитывающей уже 1030 лет.

mir24.tv

Павел Рыженко. Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе»

В юго-западном Крыму, на территории современного Севастополя, в древности возник город - Херсонес. Его основали в V в до н. э. греческие поселенцы. Христианство в Херсонесе появилось с первых веков своего существования, возможно, с посещением города апостолом Андреем Первозванным.

Где-то в запасниках студии имени Грекова хранится диорама художника Павла Рыженко «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе». Хотя иногда ее можно увидеть на той или иной выставке.

Создание диорамы «Крещение князя Владимира» для Павла Рыженко было работой в трудный жизненный период. Он был изгнан из академии Глазунова. И холсту он отдал часть своих переживаний, свою боль.

Приютила художника студия Грекова. Он сразу получил заказ на диораму. Написал её в сотрудничестве с Александром Самсоновым быстро - всего за 3,5 месяца. Она должна была быть установлена в Херсонесе.

Перед крещением в Корсуни (Херсонесе), которое, согласно наиболее распространенной версии, состоялось в 988 году, князь осаждал город в течение девяти месяцев, а затем потребовал отдать за него Анну, сестру византийских императоров, пригрозив военным походом на Царьград.

Владимир осаждал Херсонес, чтобы не быть зависимым от Византии. Анну уговорили выйти замуж за князя при условии его крещения. В это время князя поразила слепота, которая чудесным образом прошла после его крещения. Он прозревает не только физически, но и духовно.

«Мы сделали её с Павлом Рыженко, – рассказал художник Александр Самсонов, – где-то за три месяца. Её размеры – 35 на 5 метров. Для изображения некоторых персонажей использовали натуру – друг друга, людей. Вон художник Андрей Дроздов с хоругвью, там мой сын стоит с иконой, там я, там Паша Рыженко».

На картине художник изобразил себя в сложную и трудную для себя минуту, в чёрном плаще, стоящим в очереди... Кто то на исповедь, кто то принимать крещение.

А здесь он словно возвращается, боясь загасить свечу веры. Как это тяжело, но необходимо.

Здесь, на фоне бескрайнего моря, происходит таинство перерождения этих людей. Они потом перенесут в Россию себя уже других. И крестят в водах Днепра и других рек русский народ. Мальчик с иконой - сын художника Самсонова.

Автор фотографий Георгий Башкин.

raven-yellow.livejournal.com

Реставраторы выявили первоначальный сюжет в картине Иванова «Крещение князя Владимира в Корсуне»

Полотно «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» художника Андрея Иванова, 1829 год Распечатать

Фото: public domain

Специалисты Третьяковской галереи в процессе реставрации обнаружили первоначальный сюжет на картине живописца Андрея Иванова, которая раньше называлась «Крещение князя Владимира в Корсуне», сообщает сайт галереи.

Теперь полотно представлено с новым названием «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм».

Монументальное полотно Андрея Иванова (1775–1848), преподавателя Императорской Академии художеств, отца знаменитого живописца Александра Иванова, долгие годы находилось в собрании Третьяковской галереи под названием «Крещение князя Владимира в Корсуни». Оно поступило в коллекцию музея в 1968 году из семьи Е.Г. Арендт, вдовы известного врача-кардиолога А.А. Арендта. В собрании его семьи полотно связывали с сюжетом крещения князя Владимира.

И хотя на картине есть подпись (инициалы) и дата: 1829. Д.15. Пр: А.И:, у специалистов возникали некоторые сомнения в ее авторстве, поскольку по характеру композиции и живописи это произведение отличается от работ, созданных мастером ранее.

Реставратор Иван Салахов, работавший над восстановлением полотна, объяснил, что при внимательном анализе изображенной сцены, удаления лака и записи стало очевидно: художник Иванов изобразил совсем другую историю. На картине изображен император Феодосий и его военачальники в римских одеждах, а также сам миланский епископ Амвросий Медиоланский.

Кроме того, как поняли специалисты, драматичность происходящего, выраженная в эмоциях и жестах действующих лиц картины, не соответствует приподнятому и праздничному смыслу обряда крещения, тогда как эпизод из жизни духовного покровителя Милана, запретившего императору Феодосию войти в храм и причаститься после учиненной им кровавой расправы над восставшими фессалоникийцами, соответствует исполненной А. Ивановым композиции. Художник запечатлел момент, когда епископ Амвросий Медиоланский останавливает императора на ступенях храма.

Куратор Третьяковской галереи Светлана Степанова назвала сюжет картины очень редким. «С подобным сюжетом я могу назвать только еще одну картину, написанную Иваном Бельским в XVIII веке для Троицкого собора Александро-Невской лавры. Однако прямых аналогий с какими-либо произведениями полотно не имеет. Более того, в нашей постоянной экспозиции есть ранние работы Иванова. Эта картина принадлежит к позднему творчеству художника, когда он много работал по церковным заказам», — приводит ее слова ТАСС.

В западноевропейском искусстве из произведений на этот сюжет наиболее известны полотна П. Рубенса и А. Ван Дейка, гравюры с живописных оригиналов. Русская традиция знает преимущественно иконные изображения святителя Амвросия, почитаемого в православии как борца с арианской ересью, проповедника и богослова. С конца XVIII века стали появляться гравюры русских мастеров с европейских оригиналов.

Отмечается, что Третьяковская галерея постоянно ведет работу по изучению, научному осмыслению и реставрации произведений из собственных фондов. В рамках этих исследований периодически появляются уточнения, а также происходят большие открытия, как случилось и на этот раз.

Картину Андрея Иванова можно увидеть в 11-м зале Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке до 14 января 2018 года.

Святитель Амвросий Медиоланский — миланский епископ, проповедник, гимнограф. Император Феодосий I Великий — последний император единой Римской империи. В 380 г. во время восстания в Фессалониках по приказу Феодосия было убито несколько тысяч горожан, после чего святитель Амвросий не допустил императора в храм помолиться, требуя от него покаяния.

В соответствии с православной традицией художник облачает епископа в одежды восточных патриархов. Император Феодосий и его военачальники предстают в условных римских военных доспехах. Образуя полукруг, замерли рядом с главными персонажами церковные служители, воины и жители города. Архитектура создает «сценическую площадку» для драматического действия.

Научные изыскания в архивах позволили выяснить, что произведение на столь редкую для русского искусства тему было создано профессором Академии художеств А. Ивановым в числе других заказов для Сретенского храма православной духовной миссии в Пекине.

Учрежденная Святейшим Синодом в начале XVIII века китайская миссия была самой ранней среди зарубежных представительств русской церкви. Каменное здание для храма на южном подворье (Наньгуане) было построено в 1729 году, в 1736-м церковь освящена во имя Сретения Господня. Первый заказ, куда входили образа для иконостаса, был исполнен А. Ивановым в 1823 г.

Картина с изображением святителя Амвросия Медиоланского являлась частью второго заказа для православного храма в Пекине, полученного А. Ивановым. В числе четырех сюжетных композиций ее отправили с очередной, 11-й духовной миссией в 1830 году в Пекин. Таким образом, для Сретенского храма мастер написал 18 работ, судьба которых, как и обстоятельства счастливого возвращения «Амвросия Медиоланского» в Россию, остаются неизвестными.

В XX веке русская духовная миссия подверглась политическим и религиозным гонениям, а многие художественные ценности оказались утрачены. Исследователи считают, что картина была кем-то вывезена в СССР как полотно на исторический сюжет и попала к потомственному врачу А.А. Арендту, сюжет, ошибочно определенный как крещение князя Владимира, мог быть ему особенно интересен.

Андрей Иванов — представитель классицизма, старо- академической школы живописи. Отец художника Александра Иванова, известного своим полотном «Явление Христа народу (Явление Мессии)», над которым он работал 20 лет.

Автопортрет художника Андрея Ивановиа Иванова

В постоянной экспозиции Третьяковской галереи хранятся такие работы А. Иванова, как «Смерть Пелопида», его автопортреты и портрет его жены.

В поздний период творчества Иванов много работал на церковных заказах. Оформлял Казанский собор, писал образа для больничных храмов Санкт-Петербурга.

rublev.com

Картины про Византию в русском искусстве: shakko_kitsune

История Византии насчитывает более тысячи лет, полна по-настоящему шекспировскими драмами, а также оказала колоссальное влияние на соседние страны, в том числе Русь. Однако в русском искусстве известны лишь считанные примеры исторических картин на тему византийской истории.

Дело в том, что историю этой страны в России на самом деле не и знали: наука византинистика появилась у нас в конце XIX века, с большим отставанием от Западной Европы. А большинство отечественных картин, где можно встретить византийцев, так или иначе связано с историей христианства. Изучим наиболее примечательные.

(Продолжаю републиковать в жж свои старые статьи).

АНДРЕЙ ИВАНОВ, «КРЕЩЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В КОРСУНИ»

Обращение языческой Руси в христианскую веру, разумеется – самая популярная из «византийских» тем русской живописи: сцены крещения княгини Ольги в Константинополе, ее внука князя Владимира в Корсуни, а также толп народа в Днепре, писали начиная с XVIII века. Впрочем, степень исторической достоверности у них самая разная.

Для раннего периода весьма типично полотно Андрея Иванова – известного художника-академиста (и отца автора «Явления Христа народу»). Картина, написанная в 1829 году, создана по всем канонам академической живописи, в ней сочетается мода на античность с неразвитостью исторических знаний. Костюмы героев (если не считать облачений священников), будто подсмотрены у актеров, играющих псевдоантичную трагедию – чего стоит одна корона Владимира, жесты театральны. Архитектурный фон тоже отвечает вкусам эпохи – храм с колоннами явно построен по принципам античного ордера.

UPD: в 2017 году Третьяковская галерея опубликовала пресс-релиз о переатрибуции данной картины под новым названием - «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм». Вот оно, искусство классицизма: все такое одинаковое, что фиг угадаешь, какое название было изначально.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ, РОСПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Когда молодой Суриков получил престижный заказ на украшение Храма Христа Спасителя,  знаний о Византии у историков уже было больше. Вдобавок, классицизм вышел из моды, а вот историческая достоверность становилась популярней. Сурикову поручили написать четыре первых Вселенских собора, которые проходили в III-IV веках в Никее, Константинополе, Эфесе и Халкидоне. (Эти росписи погибли во время сноса храма, но эскизы сохранились).

Хотя основные действующие лица – священники, художник, в отличие от Иванова, не стал копировать облачения православных батюшек. Драпировки продуманно струятся, напоминая ромейские тоги, при этом в таких деталях облачения, как митры и омофоры, видно изучение древних икон, изображающих Отцов Церкви. Императорские венцы и троны аккуратно скопированы с монет и рельефов. Хотя интерьеры теряются в сумраке, заметно, что Суриков специально изучал византийскую архитектуру, чтобы соблюсти пропорции.

Правда, итоговые росписи от эскизов отличались. Например, известно, что Суриков сначала написал епископам длинные «восточные» бороды. Но по настоянию заказчиков он переписал лица, сделав бороды короткими, «европейскими». Не понравился заказчикам и чересчур экспрессивный стиль – в итоге «Соборы» оказались достаточно академическими и приглаженными. В письмах Суриков жаловался родным, что спорить он не будет – главное сделать работу и получить гонорар. По-настоящему его талант раскроется в картинах, которые он будет писать не по государственному контракту.

ИЛЬЯ РЕПИН, «НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ СМЕРТИ ТРЕХ НЕВИННО ОСУЖДЕННЫХ»

А вот Репина при создании своей «византийской» картины ничего не ограничивало. Изначально «Святой Николай…» был заказан одним монастырем, но когда Репин понял, что вместо религиозной картины у него получается драматическая история, он решил закончить картину для себя, а клиенту написать другую.

Один из самых талантливых русских исторических живописцев, Репин виртуозно пользуется доступным ему «византийским» материалом. Так, тип внешности Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских IV века, хорошо известен по иконам – худой лысоватый старец с запавшими глазами и короткой бородой. Удивительно, как этот плоскостной канон иконописи преображается под реалистичной кистью Репина.

Интерес к историческим деталям придает ощущение достоверности – отметим тунику из ценной ткани одного из осужденных, восточное лицо бородатого солдата, штандарт легиона в толпе. Кстати, для картины, вдохновленной проповедью Льва Толстого и спорами об отмене казни, Репину позировали знакомые деятели культуры – лицо святого написано с поэта Аполлона Майкова, палач – это художник Николай Кузнецов, на коленях стоит писатель Иероним Ясинский, а юноша в розовом – Дмитрий Мережковский. Таким образом, эпизод византийского жития в картине Репина приобрел понятную современникам злободневность.

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ, «КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА»

1894 год стал вехой российской византинистики – тогда был основан знаменитый журнал «Византийский временник», выпускающийся до наших дней. В стране стали возводиться храмы в псевдо-византийском духе – наступила эпоха историзма. Возросший интерес к Византии доказывает и новое «Крещение Владимира», часть васнецовских росписей киевского Владимирского собора (1885-1896 годы). Для вдохновения Васнецов ездил в Италию, где зарисовывал византийские храмы, а в Киеве он изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.

Поэтому вымышленный корсунский храм становится столь же важным действующим лицом работы Васнецова, что и люди. Автор детально выписывает приземистые мраморные колонны, «константиновы кресты» в медальонах, фигуры ангелов и святых на стенах. В центре купола – изображение Крещения Христова, которое рифмуется со сценой крещения Владимира внизу. Заметен интерес Васнецова и к русским археологическим находкам – его витязи носят вполне правдоподобные шлемы и доспехи. Недаром васнецовские росписи Владимирского собора были высоко оценены образованной публикой.

ВАСИЛИЙ СМИРНОВ, «УТРЕННИЙ ВЫХОД ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦАРИЦЫ К ГРОБНИЦАМ СВОИХ ПРЕДКОВ»

Пожалуй, лишь одна картина во всей исторической живописи XIX века не связана с православием – полотно забытого ныне Василия Смирнова. Пенсионер Академии Художеств, он отправился в поездку по Италии, где знакомился с античными древностями. А византийские мозаики Равенны вдохновили его полотно «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков». Здесь изображен Мавзолей Галлы Плацидии (V век), который легко узнается по мозаикам южного люнета: сцене со святым Лаврентием у костра и голубями у ног апостолов.

Имя изображенной императрицы неизвестно. Зато очевиден источник вдохновения автора – мозаика с портретом святой императрицы Феодоры из соседней базилики Сан-Витале. Там бывшая гетера Феодора изображена в богатом наряде, в императорском венце и в окружении знатных дам. Свита перекочевала и на картину Смирнова, однако его интересует не только богатство исторических деталей, но и эмоции персонажей – кто-то скучает, а кто-то истово молится.

Картина демонстрирует качественно новый, скорее европейский, чем православный, подход к историческому жанру в русском искусстве. Но увы, Василий Смирнов развить его не смог – он умер в 32 года от туберкулеза.

shakko-kitsune.livejournal.com

Выставка "Святой Князь Владимир - Креститель Руси". Часть 1.

Святой равноапостольный князь ВладимирВсего 62 фото

В Государственном Историческом музее проходит масштабная всероссийская выставка «Креститель Руси», приуроченная к 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира, что будет широко отмечаться в нашей стране. Эта выставка меня сильно взволновала - я давно интересовался легендарной личностью князя Владимира, а сейчас появилась возможность окунуться в удивительный контекст древней Руси, увидеть реальные исторические артефакты, чудотворные иконы, иконы святого князя Владимира. Да и зовут меня Владимир, между прочим, вот потому и захотелось пообщаться с тезкой и его окружением) Более того, приближается 28 июля – День Памяти святого князя Владимира, день Крещения Руси, мои именины, в конце концов). Вот и решил я как можно более подробней рассказать о князе, приурочив материал к этой знаменательной дате, поделиться большим количеством любопытного визуального материала с выставки и собственными впечатлениями об этом чтрезвычайно интересном мероприятии. Кроме того, у многих нет возможности приехать в Москву, поэтому этот пост будет фактически виртуальным ее посещением, поскольку я постарался как можно полнее представить выставку для моих читателей.

Эпоха правления святого равноапостольного князя Владимира была важнейшим периодом для государственного становления Руси. Подчинение единому центру разрозненных славянских земель и оформление государственных границ Киевской Руси происходило в напряженной борьбе с соседними племенами и государствами. Социально-политическое развитие страны требовало и изменения в идеологии – старые языческие культы, носившие местный характер, были уже непригодны. Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) стало одним из важнейших факторов, на тысячелетие вперед определившее историческую судьбу народа и государства, его духовное и культурное развитие.

Выставка организована в 36-м зале основного здания Исторического музея, на его третьем этаже. Здесь проходят значительные выставочные мероприятия похожей направленности. Более всего мне запомнились из подобных масштабные и незабываемые выставки – «Обитель преподобного Сергия» о Сергии Радонежском и «Христианские древности Пермского края». «Креститель Руси» также обещал нечто значительное и необычное – так, впрочем, и вышло. Но, обо всем по порядку.

Первое, что мы видим, открывая дверь выставки – это икона «Крещение Господне». Москва. Школа Оружейной палаты. 1680-е годы. Дерево, левкас, темпера.02.

Икона «Крещение Господне». Москва. Школа Оружейной палаты. 1680-е годы. Дерево, левкас, темпера.

Впечатление очень сильное - как будто перед тобой открывается дверь в историю древней Руси...03.Икона «Крещение Господне». Москва. Школа Оружейной палаты. 1680-е годы. Дерево, левкас, темпера.

С крещением на Русь пришли не только религиозные изменения. Впервые начинается чеканка монет - златников и сребреников. Выпуск собственных денег был особенно важен как показатель нового статуса Руси. Принятие христианства сильно изменило тогда наше с вами государство.

Златник. Древнерусское государство. 988-1015 гг. Золото. Чеканка.04.

Златник. Древнерусское государство. 988-1015 гг. Золото. Чеканка.

На лицевой стороне изображен сидящий на троне князь; над левым плечом – княжеский знак (трезубец или «знак Рюриковичей»). Круговая надпись: «ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛI». На оборотной стороне – погрудное изображение благословляющего Христа.

Это первая русская золотая монета, чеканка которой началась в Киевской Руси после принятия в 988 г. Христианства в качестве государственной религии. Чеканка златников прекратилась после смерти Владимира Святославовича

Сребреник. Древнерусское государство. Конец X - начало XI вв. Серебро. Чеканка.На лицевой стороне изображен сидящий на престоле князь. Одежда князя украшена бусинами. По сторонам изображения надпись: ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛI. На оборотной стороне надпись: "А се его сребро".05.

Сребреник. Древнерусское государство. Конец X - начало XI вв. Серебро. Чеканка.

Серебряные монеты появились почти одновременно с золотыми выпусками. В их оформлении использовались те же элементы, что при чеканке златников: изображение князя, христианские символы, «знак Рюриковичей».

Перстень со знаком Рюриковичей. Киев. XI-XII вв. Серебро; литье, гравировка.

Подвеска со знаком Рюриковичей. XI в. Бронза; литье.

06.Перстень, подвеска со знаком Рюриковичей. Печать актовая привесная.

Печати актовые привесные. Свинец; литье. Оттиск буллотирии. Печати великого князя Изяслава Ярославича, с княжеским знаком, киевского тысяцкого Ратибора, с княжеским знаком и изображением святого Анания. Буллотирия – похожий на клещи инструмент для изготовления вислых свинцовых печатей.07.Печати актовые привесные. Свинец; литье.

Теперь Русь была не варварской периферией Европы, а молодой, амбициозной державой, перед которой открылись новые возможности. Династические браки, составлявшие тогда важный элемент дипломатии, позволили преемникам Владимира породниться едва ли не со всей Европой - от соседних стран до Германской империи и далекой Франции. Но куда важнее были культурные возможности. Из Византии на Русь пришла книжная традиция, навыки строительства каменных сооружений, иконописание и летоисчисление. Из полугосударственного образования, которое объединяли только князь с дружиной, охранявшие речные пути и взимавшие с покоренных племен дань, Русь стала превращаться в единую страну. Из летописей постепенно исчезают племенные названия, и уже к началу ХII века можно говорить, что на огромной территории от Карпат до Новгорода и от Буга до Оки возникла древнерусская народность, объединенная языком, культурой и верой.

Военные походы и реформы князя Владимира сплотили молодое древнерусское государство. На его территории обитали многочисленные племена и народности, существовал столь же широкий спектр различных языческих верований и суеверий, сильно разобщавших страну. При раскопках курганов и поселений тех времен находят скандинавские амулеты, финно-угорские шумящие подвески-обереги, магические знаки и рисунки на бытовых предметах славянских племен и, даже христианские крестики.

Экспозиция начинается с элементов вооружения древнерусских воинов и археологических находок языческой Руси.08.

Выставка Креститель Руси

Шлем. Предметы вооружения древнерусского воина. Конец X – первая половина XI века. Фрагменты спекшейся кольчуги.  Курган "Гульбище". Чернигов.09.Шлем. Предметы вооружения древнерусского воина. Конец X – первая половина XI века.

Предметы вооружения древнерусского воина.Меч, навершие меча. Новгород. Конец X – первая половина XI века.10.Меч, навершие меча, сабля. Предметы вооружения древнерусского воина. Конец X – первая половина XI века. Новгород.

Умбон и оковки щита.

Умбон. Смоленская область. Д. Гнёздово.

Оковки щита. Ярославская область. д. Михайловское.Железо, латунь, серебро, рог; ковка, литье, резьба, инкрустация.11.

Умбон и оковки щита.

Умбон - металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов холодного оружия.

В X–XI вв. наибольшую угрозу древнерусскому государству представляли кочевники-печенеги, почти каждый год совершавшие набеги на земли своих соседей. Защита от кочевников была важнейшей функцией князя. В одной из стычек со степняками погиб отец князя Владимира Святослав Игоревич.

Предметы вооружения воинов степи.

Стремена, бляхи, начельник конский. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.12.

Стремена, бляхи, начельник конский. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.

Наконечники копий, сабли, топоры. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.13.Наконечники копий, сабли, топоры. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.

Наруч. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.14.Наруч. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.

Древнерусское язычество известно в основном по археологическим материалам и сочетало в себе элементы славянской, скандинавской и финно-угорской традиций, как уже отмечалось выше. После принятия христианства на Руси еще долгое время существовало двоеверие – одновременное почитание христианских символов и языческих оберегов.

Предметы языческого культа. Железо, латунь, серебро, глина; ковка, литье.

Идол, фигурка антропоморфная, амулет-колесо. Предметы языческого культа.15.

Идол, фигурка антропоморфная, амулет-колесо. Предметы языческого культа.

Лапы глиняные. Предметы языческого культа.16.Лапы глиняные. Предметы языческого культа.

Гривна с молоточками Тора. Предметы языческого культа.17.Гривна с молоточками Тора. Предметы языческого культа.

Жезл жреческий. Предметы языческого культа.18.Жезл жреческий. Предметы языческого культа.19.Древнерусские языческие амулеты

Подвески. Древнерусские языческие амулеты.20.Подвески. Древнерусские языческие амулеты.

Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Гривна с подвесками, крестик, навершие булавки крестовидное, браслет, перстень. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.21.Гривна с подвесками, крестик, навершие булавки крестовидное, браслет, перстень. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Серьги, подвески-крестик, низка бус. Киев. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.22.Серьги, подвески из византийской монеты, подвески-крестик, низка бус. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Фибулы (застежки для одежды) двухскорлупные. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.23.Фибулы (застежки) двухскорлупные, фибула круглая. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Весы. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.24.Весы. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Клад: гирьки весовые, серьги, подвески низки бус, обломок ножа, кольца ременные, дирхемы, крестик. Смоленская область. д. Гнёздово. Серебро, бронза, железо, свинец, стекло; литье, ковка, тиснение, волочение, пайка, скань, зернь.25.Клад: гирьки весовые, серьги, подвески низки бус, обломок ножа, кольца ременные, дирхемы, крестик. Смоленская область. д. Гнёздово.26.Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее

Арка и тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Медный сплав. Дерево; резьба.27.Арка и тябло иконостаса

Две такие арки были найдены в алтаре церкви середины XII в. г. Вщижа – удельного города черниговских князей. Возможно они являлись каркасом конструкции «напрестольной сени», воздвигаемой при торжественном богослужении над алтарем и священными предметами на алтаре.

Арка. с. Вщиж. Брянская область. Середина XII в. Мастер Константин. Медный сплав; литье.28.Арка. с. Вщиж. Брянская область. Середина XII в. Мастер Константин. Медный сплав; литье.

Тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Дерево; резьба.29.Тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Дерево; резьба.

Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус алтарной преграды, на которой устанавливаются иконы в иконостасе30.

Тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Дерево; резьба.

Принятие новой религии стало важнейшей задачей. Первоначальная «языческая реформа» князя Владимира – попытка упорядочить пантеон языческих богов – провалилась и князь стал тщательно выбирать веру. Познакомившись с исламом, иудаизмом и христианством Владимир остановил свой выбор на христианстве по греческому образцу, которое приняла ранее его бабка Ольга. В 988 году в византийской Корсуни (Херсонесе) князь Владимир вместе со своей дружиной принял крещение, а по возвращении в Киев крестил народ в Днепре. Вместе с новой верой на Русь прибыли Корсунские священники, привезшие с собой книги и богослужебную утварь.

Первый каменный храм на Руси – Десятинная церковь – был построен по греческим образцам. Греческими были и первые почитаемые святые Руси – Дмитрий Солунский, Георгий Победоносец, Климент Папа Римский, чьи мощи Владимир привез в Киев из Корсуни.31.Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее

Память о святом равноапостольном Владимире нашла свое отражение в иконописи и живописи, в русском летописании и литературных произведениях, в предметах декоративно-прикладного искусства XI–XX веков.

Евангелие-апракос. Константинополь. Скрипторий монастыря Одигон. Вторая половина XI в. – вторая половина XIV в. Рукопись: пергамен, чернила, киноварь, темпера, золото; миниатюры, заставки, инициалы. Переплет начала XIX века: доски, бархат.

32.Евангелие-апракос. Константинополь. Скрипторий монастыря Одигон. Вторая половина XI в. – вторая половина XIV в.

Оформление рукописи – образец книжной продукции императорского скриптория второй половины XI века. Миниатюры: евангелисты Иоанн Богослов и Матфей.

Икона Богоматери «Скорбящая». Византия. Конец XII – начало XIII вв. Дерево; темпера.Икона «Христос Эммануил». Константинополь. Конец XIII – начало XIV вв. Дерево, воск, камни, серебро, стекло; мозаика, энкаустика (восковая живопись).33.Иконы Богоматери «Скорбящая» и «Христос Эммануил»

Иконы Святой Георгий, Святой Пантелеймон, Святая Елизавета, Архангел Гавриил.Византия. X-XI вв. Глина, глазурь.34.Иконы Святой Георгий, Святой Пантелеймон, Святая Елизавета, Архангел Гавриил. Византия. X-XI вв. Глина, глазурь.

Евангелие-апракос. Середина X в.Рукопись: пергамент, чернила, темпера, золото. Переплет: доски в коже.35.Евангелие апракос. Середина X в.

Икона «Сцены из Жития Иоанна Предтечи».Византия. Конец XIV – начало XV в. Дерево; темпера.36.Икона «Сцены из Жития Иоанна Предтечи». Византия. Конец XIV – начало XV в. Дерево; темпера.

Икона Богоматери «Корсунская». Москва. 1644 г. По легенде образ принесен на Русь князем Владимиром из Корсуни (Херсонеса) вместе с другими реликвиями, названными «корсунские».37.Икона Богоматери «Корсунская». Москва. 1644 г.

Икона минейная «Июль». Русский Север. Начало XVII века. Икона-минея (месячные святцы), содержит изображения святых, почитаемых в определенный месяц. Во втором ряду (сверху) среди святых - Святой равноапостольный князь Владимир (девятый слева).38.

Икона минейная «Июль». Русский Север. Начало XVII века.

Пролог сентябрь-январь (Лобковский пролог). Писец Тимофей. Новгород. 1262 или 1282 г.

Пролог - один из наиболее популярных житийных сборников древней Руси, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов. Содержит слова на праздники и краткие жития Святых. Также в Прологе отмечались такие церковные праздники, как дни освящения церквей.39.

Пролог сентябрь-январь (Лобковский пролог). Писец Тимофей. Новгород. 1262 или 1282 г.Икона Священномученики Климент Римский, Петр Александрийский, Власий Севастийский. XVI-XVII вв. Дерево, левкас; темпера.40.Икона Священномученики Климент Римский, Петр Александрийский, Власий Севастийский. XVI-XVII вв.Святой Климент – папа Римский, широко почитался в древней Руси. Об этом свидетельствует «Слово на обновление десятинной церкви» XI в. По преданию, мощи святого были обретены равноапостольным Кириллом в Корсуни (Херсонесе) около 861 г. Впоследствии они были перевезены в Рим. Часть мощей в мраморном саркофаге оставили в Херсонесе. После захвата города Князем Владимиром мощи святого Климента  вместе с саркофагом были перенесены в Киев и положены в Десятинной церкви – первом каменном храме Киевской Руси.

Первый храм, посвященный святому Власию был заложен князем Владимиром на Подоле, сразу после Крещения Руси. В нем находилась икона святого с частицей его мощей.  Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Фрагменты фресок Десятинной церкви. X-XII вв. Десятинная церковь – первый каменный храм на Руси. Заложена в 991 г., освящена в 996 г. В ней был похоронен князь Владимир и его жена византийская царевна Анна. Храм был разрушен во время татаро-монгольского нашествия в 1241 г. Государственный Эрмитаж.

Левее на фото - фрагменты смальты (традиционный материал, который использовался для художественной укладки мозаики). X-XII вв. Камень, стекло; резьба, полировка, золочение.41.Фрагменты фресок Десятинной церкви. Смальта. X-XII вв.

Икона «Святой великомученик Дмитрий Солунский». Москва. 1584 г. Дерево, левкас; темпера.На полях оклада 16 клейм со сценами Жития святого Дмитрия Солунского. Христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Был казнен во время правления императора Диоклетиана, цезарем Максимианом в Солониках.42.Икона «Святой великомученик Дмитрий Солунский». Москва. 1584 г.

Почитание святого пришло на Русь еще в языческие времена не позднее рубежа IX-X вв. С принятием христианства в конце X века Дмитрий Солунский становится одним из наиболее почитаемых на Руси святых. В «Сказании о Борисе и Глебе» заступничество этих князей-воинов сравнивается с покровительством Дмитрия Солунского. В 1197 году из Солуни была привезена икона великомученика, написанная на его доске гробной. В 1380 году при Дмитрии Донском она была перенесена в Успенский собор Московского Кремля. В Историческом музее – список с нее, вложенный боярином Дмитрием Годуновым в Костромсой Ипатьевский монастырь в 1586 году.43.Икона «Святой великомученик Дмитрий Солунский»

Икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий». Москва. Конец XIX века. Дерево, левкас; темпера.44.Выставка Креститель Руси

Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) – братья из города Солуни (Салоники), греческие миссионеры, создатели славянской письменности.45.Икона «Святы равноапостольные Кирилл и Мефодий». Москва. Конец XIX века.

Евангелие-тетр. Византия. Вторая половина XI века. Рукопись. Кодекс украшен заставками византийского орнамента и четырьмя напоминающие ранние мозаики миниатюрами с изображениями евангелистов на золотом фоне.

Евангелие-тетр (Четверо-Евангелие – от греческого слова «тетра» - четыре) содержит полный текст Евангелий, расположенных в последовательности изложения повествований каждого из Евангелистов.46.Евангелие-тетр. Византия. Вторая половина XI века. Рукопись.

Кресты с изображениями праздников. Афон. Конец XVII - начало XVIII века. Дерево; резьба, прорезь.47.Кресты с изображениями праздников. Афон. Начало XVIII века.

Ну, вот, собственно, и князь Владимир. Замечательная большая и впечатляющая икона, сияющая божественным золотом и светом.

Икона «Владимир, равноапостольный князь» (из деисусного чина). Новгород Первая треть XV века.Дерево, левкас, темпера. Гос. Третьяковская галерея.48.Икона «Владимир, равноапостольный князь» (из деисусного чина). Новгород Первая треть XV века.49.Святой равноапостольный князь Владимир

Пелена «Распятие с предстоящими». Новгород. XII век. (?). Холст, шелк, шелковые, золотые, серебряные пряденые нити; ткачество, вышивка.

Изображения: в среднике – семиконечный крест на Голгофе с распятым Христом, по сторонам от него – фигуры Богоматери и Марии, Иоанна Богослова и Лонгина Сотника.  По кайме – 11 круглых медальонов с погрудными изображениями Иисуса Христа, Богоматери и апостолов. Надписи выполнены уставом XI-XII вв. Пелена, вероятно, была создана в Киеве. Знаменщиком (мастером-иконописцем высокой квалификации) был греческий художник, а исполнителями – русские мастерицы50.

Пелена «Распятие с предстоящими». Новгород. XII век. (?).

Пелена могла попасть в Новгород в виде вклада Мстислава I Владимировича (княжил в Новгороде в 1088-1093 и 1095-1117 гг.). Изначально шитье было выполнено на шелковой ткани. Позднее изображения и надписи были вырезаны по контуру и переложены на более древнюю византийскую шелковую ткань. В узоре большие круги с крылатыми быками с леопардами и львами между ними.

51.Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее52.

Архитектурные фрагменты средневековых христианских церквей

Голосник. Новгород. Начало XII века. Происходит из Новгородского Софийского собора. Государственный Эрмитаж.

Голосники́ – это керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки, в частности церкви.53.

Голосник. Новгород. Начало XII века.

Слепок капители предалтарной ограды. Киев. Собор Святой Софии. Первая половина XI века. В XI века алтарь был отделен от остальной части Софийского собора невысокой мраморной предалтарной преградой54.Слепок капители предалтарной ограды. Киев. Собор Святой Софии. Первая половина XI века.

Капитель колонны с растительным орнаментом. Владимир. Успенский собор. XII век. Белый камень; резьба. Успенский собор – главный храм Владимиро-Суздальского княжества был заложен в апреле 1158 года князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого.55.Капитель колонны с растительным орнаментом. Владимир. Успенский собор. XII век. Белый камень; резьба.

Алтарные преграды. Италия. X-XI век. Мраморовидный известняк.56.Алтарные преграды. Италия. X-XI век. Мраморовидный известняк.

Алтарные преграды – барьер, который отделял алтарь от остальной части храма. Состояла из колонок, между которыми снизу были установлены мраморные плиты, а сверху положена балка. С XIII века алтарные преграды стали изготавливать из дерева. На Руси, вероятно, это делали и раньше. Такие преграды стали называть иконостасами.57.Алтарные преграды. Италия. X-XI век. Мраморовидный известняк.58.Алтарные преграды. Италия. X-XI век. Мраморовидный известняк.

Копия колокола Десятинной церкви. Киев. Колокол найден в 1824 году во время раскопок фундаментов Киевской Десятинной церкви и считается древнейшим русским колоколом.59.Копия колокола десятинной церкви. Киев.60.Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее

Фрагмент стенописи «Крещение княгини Ольги». Москва. Новоспасский монастырь. 1869 г. Происходит из Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве. Роспись собора в 1689 году выполнила артель костромских художников под руководством знаменщика Василия Осипова Колпашникова.61.

Фрагмент стенописи «Крещение княгини Ольги». Москва. Новоспасский монастырь. 1869 г.

Святая равноапостольная княгиня Ольга правила Русью с 945 по 969 год после гибели мужа киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из русских правителей приняла христианство еще до крещения Руси, получив имя Елены.

62.Фрагмент стенописи «Крещение княгини Ольги». Москва. Новоспасский монастырь. 1869 г.

Перейти ко второй части.

Источники:

Материалы выставки "Креститель Руси". ГИМ. 2015.Официальный сайт Государственного Исторического музея.

Википедия

© Vladimir d’Ar

Часть 1Часть 3

vladimirdar.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта