Ходоки у Ленина - зачем они пришли к нему, сколько их было? Картина ходоки
Ходоки у Ленина - зачем они пришли к нему, сколько их было?
Ходоки - это старинная форма поиска правды крестьянами дальних (но не самых конечно дальних) на самом верху, когда противоречия на местах заходят в тупик и решение важного вопроса зависает надолга.
Известно например, что в в апреле 1817 года ходоки от села Репьёвка Воронежской области, где конфликт с помещиком достиг определённого предела с гибелью крестьян и издевательсвами над ними, добрались до царского села и сумели передать «эстофетою в собственные руки» прошение самому Александру Первому. Правда ответа от императора не дождались, но пробили вопрос через Сенат.
В Троице-Хлавицкой волости Псковской области крестьяне недовольные ходом "огосударствления" в 1826 году направили ходоков в столицу империи, которые «выследили» самого царя, и когда он 13 декабря выходил со свитой из манежа, подали ему просьбу. В присутствии Николая I дежурный генерал-адъютант принял обпащение.
Из Ставрополья в 1849 году ходоки два года пробивались к царю и наконец во время парада бросились в ноги государю-императору Николаю II с прошением об отчаянии жителей станицы Воронцовской.Прошение не передали, но прокричали свои беды. были отправлены в Петропавловскую крепость. Через трое суток вопрос решился. Ставропольскому губернатору велели компенсировать потери крестьян в связи с уничтожением скота. В благодарность за это царское распоряжение воронцовские крестьяне прибавили к названию своего села еще и слово «Николаевское».
Ходоки ходили и дальних губерниях, но к своим "буграм" в Туркестане к эмиру Бухарскому и Туркестанскому генерал-губернатору. В 1883 году 10 ходоков из вилайета Наразы ходили жаловаться эмиру на неправильное составление пайгиров и на отказ правителя Абдаррахим-бека бия показать налоговые дафтары, чтобы сличить их с исполнительными листами.
К Ленину тоже тянулись ходоки. Об этом есть воспоминания Марии Скрыпник, одной из секретарей Совнаркома. В основном происходило это сразу после революции в связи с тем. что лозунг "Земля - крестьянам!" был не достаточно подкреплён подзаконными актами и многое было непонятно. Ехали и шли из самых глухих деревушек Рязанской, Курской, Киевской и других губерний.
К чести Ильича принимал он всех, поил чает, беседовал, разъяснял, давал справки. Уезжали все довольные общением, приёмом ласковостью, но тем не менее вопрос с землёй затянулся на долгие годы. Было их достаточно много, но не думаю, что тысячи. Так две-три сотни. Больше Председатель Правительства физически не смог бы принять. Да и Гражданская война началась.
www.bolshoyvopros.ru
| "В. И. Ленин"![]() "Выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов" (1955)![]() "В. И. Ленин провозглашает Советскую власть" (1947)![]() "Ходоки у В. И. Ленина" (1950) Холст, масло. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.![]() "Зимний взят" (1954, ГТГ)![]() ![]() "Ждут сигнала (Перед штурмом)" (1957)"Декрет о земле" (1957)![]() "Декрет о мире" (1957)![]() "Вести из деревни" (1959)![]() "Похороны В. И. Ленина" (1962 - 1964)![]() «Выступление Ленина на Путиловском заводе 12 мая 1917 года»![]() "С Лениным. 1961"![]() "Как пройти в Смольный"![]() "Верные долгу и чести" 1941 г.![]() В. Серов, И. Серебряный, А. Кузнецов. "Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года"![]() |
sowjet2005.narod.ru
О чём говорит картина «Ходоки» // ОПТИМИСТ
≡ 20 Сентябрь 2017
А А А
Продуманно и тонко передал фотограф их душевное состояние. Они пришли к нему за правдой, и то, о чем сейчас он думает, - главная забота их жизни. Им хочется узнать о главном, о самом заветном.
"Вот за таких людей нам надо изо всех сил уцепиться для восстановления доверия людской массы в своих странах".
Правдивая и глубокая по содержанию фотография отличается своей законченностью. Последняя выступает здесь в том правильном понимании завершенности, когда содержание и форма неразрывно между собой связаны, когда всё выражается с предельной полнотой.
Все в фотографии подчинено определенному моменту, одновременности и взаимосвязи внутреннего состояния героев, раскрытого в ясно читаемых движениях, жестах. Именно поэтому цельный образ фотографии предстает и как нечто сложное, и как нечто простое, жизненное, доходчивое...
Комментарии:
oppps.ru
Описание картины Владимира Серова «Ходоки у Ленина» Картины художников
Советский художник Владимир Серов написал целую серию картин, посвященных вождю союзных республик – В.И. Ленину. «Ходоки у Ленина» – одно из подобных полотен, созданное в 1950 г. Как правительственный служитель искусству он избрал жанр социалистического реализма.
Картина эта хорошо известна и проста для понимания. На небольшом холсте уместил Серов четыре фигуры: Ленин и крестьяне. Теснятся они в кабинете в Смольном за маленьким столом, трое из них сидят, один мужчина в ходе долгой беседы оперся рукой на спинку кресла. Таким приемом изображения фигур художник хотел выразительно обозначить близость вождя и простого народа, их единство. Мужики-крестьяне – народ рабочий, не нашлось у них времени снять меховые полушубки.
Ленин в строгом черном костюме, держит ручку и блокнот для пометок на столе. Говорит седобородый
старец о потребностях крестьян, о жизни деревенской, мягкими жестами руки сопровождает речь. Двое других мужчин молчат, и все они устремлены взглядом на Ленина. В их глазах читается доверие к высокопоставленному представителю власти, они уверены, что нужды деревни будут услышаны и мудрый вождь точно знает, как решить любую их проблему.
С таким вниманием прислушиваются к Ленину крестьяне, что у зрителей возникает то же самое желание довериться ему, с легкой душой вручить свою судьбу и судьбу города, страны и мира.
Реализм Серова виден в подробном неприукрашенном описании лиц, рук и одежды крестьян: кожа загрубевшая, морщинистая, белеют седые бороды и пряди волос на их головах.
В картине удачно показана задушевность разговора, даже некоторая душевная теплота и любовь. Глава советского союза видится нам заботливым покровителем для простых, далеких от государственных дел людей.
Серов получил за полотно «Ходоки у Ленина» почетную Государственную премию.
Прислал: Веселова Кристина . 2017-10-08 22:03:38
opisanie-kartin.iusite.ru
Ключики к "Дому в котором..." от самой Мариам.
Технические вопросы и ответы Мариам на вопросы читателей
Кузнечик - Сфинкс
Спортсмен - Черный
Рекс - Стервятник
Макс - Тень
Зануда - Лэри
Плакса - Конь
Пылесос -
Пышка - Соломон
Смерть - Рыжий
Фокусник - Валет
Родинка - Леопард
Остальные клички остались без изменений. Хотя конкретно здесь этот вопрос не ставился, но мне его задавали настолько часто, что на всякий случай, напомню: Лорд и Македонский в интермедиях не фигурируют и детских кличек не имеют.
Вопросы, которые я бы назвала чисто техническими. На большую часть из них уже ответили сами читатели. Тем не менее:
--Трехпалый мужчина в черном – это Ральф. Ребенок, которого ему привозит Крыса – бывшая Крестная.
--Официантка, естественно, Рыжая. Ее сынишка, естественно, Толстый. Ждут они, само собой, Лорда.
--Человек с вороной – Горбач. Крысиная фея – Крыса. Детишки в грузовике – Неразумные.
У Стервятника две ноги. Череп был убит в выпускную ночь старшеклассников. Волк велел Македонскому убрать из Дома Слепого. В главе «Исповедь Красного Дракона» Македонский говорит: «Я не сказал ему (Слепому) кого мне было велено посадить на цепь за порогом дома. Он мог решить, что обязан мне, а я этого не хотел».
Маленький Слепой в эпилоге взят Сфинксом из альтернативной реальности. Из своего прошлого он бы никак не смог его вытащить, потому что оно уже состоялось. Возможность изменить что-то в одной из реальностей (или даже кого-то оттуда выкрасть) он получил благодаря перу – подарку Табаки.
....................................................................
"Признаюсь, мне нравятся вопросы, которые возникают не от невнимательности, а скорее из-за того, что сама тема в книге недостаточно раскрыта.
Почему Рыжая ждет Лорда, хотя любит Слепого?
Короткий ответ: Рыжая любит Лорда, а не Слепого.
А длинный ответ выглядит так:
Эпилог разделен на четыре части. Наружность. Давняя, другая наружность (или другой ее круг). Сказки другой стороны. «Сказки» - мир изнанки Дома, куда ушли Спящие, т.е. Прыгуны и Ходоки. Ходоков в Доме всего пятеро. Слепой, Сфинкс, Рыжий, Крыса и Лорд. Возможно их даже шестеро, если Македонский тоже Ходок, в чем я лично не уверена. Ходоки уходят в другие миры полностью, не оставляя в реальном мире тело. В другом мире их еще называют Проводниками, потому что они могут ходить сквозь миры. У мира изнанки Дома (очень условное определение) есть своя изнанка, чуть более сказочная, чем наш мир, а у нее в свою очередь есть мир Леса – совсем сказочный. И проводник может с собой кого-нибудь туда увести.
Влюбленность Рыжей в Слепого имеет прямое отношение к тому, что он Ходок, а Рыжая с детства мечтает о прекрасном принце, который заберет ее с собой в сказку. И если перечитать «Сказку Рыжей» становится понятно, что она своего принца нашла. Только им оказался не Слепой, а Лорд. «Сказка Рыжей» по времени совпадает с первым «прыжком» Лорда на изнанку Дома, после которого его увозят в наружность. То есть, с его историей, рассказанной в последнюю Ночь Сказок. Их встреча в другом мире происходит еще до того, как Лорд во второй книге знакомится с Рыжей и влюбляется в нее. Поэтому в Клоповнике Лорд ее не узнает.
Детская влюбленность Рыжей в Слепого скорее самовнушение, чем подлинное чувство. Она была слишком мала во времена Чайки Джонатана и практически не общалась со Слепым в течении последующих лет. Но это давнее и упорное самовнушение. О нем знают все близкие Рыжей люди. И естественно, она сама себе стыдится признаться в том, что изменила этому чувству. Кроме того, как всякий старожил Дома, Рыжая сноб, для нее прибывшие в Дом относительно недавно – люди второго сорта. А Лорд как раз из таких. К тому же очень красив, для Рыжей это скорее минус, чем плюс. Их не связывают общие воспоминания детства, которые старожилы ценят так высоко. Лорд «без году неделя» (по выражению Табаки) находящийся в Доме – стал Ходоком почти сразу. С первого перемещения. И даже не заметил этого. Рыжая смертельно ему завидует. Отсюда их бесконечные ссоры и разборки. Он тот, кто может осуществить ее мечту и тот, кто, в отличие от Слепого, сделает это с радостью. Достаточно попросить. Или хотя бы намекнуть. Поэтому она ни просить, ни намекать не станет. И только в самый последний момент не выдержит. Ее «сказка» это и признание в любви и крик о помощи, который она смешно заключает уверением, что «никогда ни о чем просить не станет». Хотя только что попросила. И Лорд тут же откликается. Отдает колесико от часов Стервятнику, и конечно он не только отыщет Рыжую на изнанке Дома, но и переведет их с Толстым из этого мира в тот целиком, как она того хотела. В главе «Голоса из Наружности» Рыжий сообщит Курильщику, что кое-кто из Спящих «испарился». Т.е. кого-то из них увел проводник".
...........................................................
- У детей Дома интеллект нормальный. Чуть выше среднего, если не ориентироваться на колясников и на самых начитанных ходячих. В третьей Стервятнику не с кем поговорить ни о музыке, ни о живописи. Вторая тоже не оставляет впечатления интеллектуалов. А цитирование латинских изречений вовсе не означает, что Фазаны знают латынь. Просто в закрытых сообществах существуют свои понятия о нужном и не нужном, и самые неожиданные способы разнообразить быт. Ум любого подростка требует пищи, уму подростка с ограниченными физическими возможностями этой пищи требуется больше, чем его здоровому сверстнику. В месте, где развлечения ограничены настольными играми, картами, шахматами и библиотекой, неудивительно наличие определенного количества начитанных людей. К тому же, в 4-ой имелся дополнительный фактор в лице Волка - страстного читателя, заражающего своей увлеченностью окружающих. И даже навязывающий ее остальным.
Опыт и время проживания на Изнанке Дома не играют здесь никакой роли.
...........................................................
Слепой прощается с уходящими на другой круг Табаки и Стервятником, которых никогда больше не встретит.
Круги – другие жизни. Они не возникают последовательно, а существуют параллельно. Только Табаки способен перемещаться из круга в круг, сохраняя память о других жизнях. На другом круге не может быть того же Слепого и того же Сфинкса, которые были на этом. В том Доме, где Вонючка приветствует Кузнечика, должен быть другой маленький Слепой, который не станет приветствовать Кузнечика, потому то понятия о нем не имеет. Не факт, кстати, что Кузнечика там назовут Кузнечиком, а не как-то иначе. Так что это условный Кузнечик.
Ни о каком осознанном решении Сфинкса речи быть не может. Осознанным был его уход в наружность. Если бы он хотел вернуться на другой круг, попросил бы у Табаки шестеренку, как Стервятник.
Память сохраняет только Табаки. Стервятник через какое-то время перестанет помнить о прошлой жизни. Хотя у него останутся какие-то навыки, привычки и необъяснимые фобии, не свойственные малолетнему Рексу. Он будет другим. Более взрослым. Более осторожным. И всегда будет бояться потерять брата. Похоже на переселение душ. Душа взрослого переселилась в ребенка и настоящего ребенка на том круге жизни уже не будет.
...........................................................
Шестеренка – переселение на другой круг. Перо – возможность туда попасть и что-то изменить.
Лорд хотел попасть на другой круг раньше, чем попал в Дом на этом круге. Хотел быть старожилом. Прожить в Доме дольше, чем прожил. Хотел любить Рыжую с детства, и знать ее с детства, как Сфинкс, Слепой и Рыжий, а не знакомиться с ней в 18 лет. Хотел, чтобы Рыжая воспринимала его, как своего. Это комплекс. Он сомневается в ее чувствах. Ему хочется большей близости с ней. Такой, какая есть у бывших «Чумных-Дохляков». Он к ним ко всем ревнует. Лорд рассчитывает, что на другом круге окажется в Доме раньше, чем на этом, потому что на этом, стал Ходоком.
Как сообщил ему Табаки, не факт, что очутившись в Доме и забыв предыдущую жизнь, он влюбится в Рыжую, но Лорда это не останавливает.
Стервятник проживет часть своего детства заново. Погибнет ли его брат, я не знаю. Возможно, нет. Это ведь будет другая жизнь.
Перо, и встреча Вонючки с условным Кузнечиком, никак не связаны. Слепой конечно будет в том, другом Доме, если только это не тот круг, с которого его выдернул Сфинкс.
.........................................................
-Когда Слепой говорит, что прощается со всеми кто возвращается на еще один круг обозначает ли это, что самого его там не будет? То есть ушел ли он в Лес совсем целиком, или все таки в той альтернативной реальности где Вонючка наблюдает за прибытием Кузнечика Слепой будет?
-То, что в конце книги Кузнечик приходит в Дом, это осознанное решение Сфинкса вернуться еще на один круг?
-Только Табаки помнит предыдущие круги или все возвращающиеся их помнят?
____________________________________
Слепой прощается с уходящими на другой круг Табаки и Стервятником, которых никогда больше не встретит.
Круги – другие жизни. Они не возникают последовательно, а существуют параллельно. Только Табаки способен перемещаться из круга в круг, сохраняя память о других жизнях. На другом круге не может быть того же Слепого и того же Сфинкса, которые были на этом. В том Доме, где Вонючка приветствует Кузнечика, должен быть другой маленький Слепой, который не станет приветствовать Кузнечика, потому то понятия о нем не имеет. Не факт, кстати, что Кузнечика там назовут Кузнечиком, а не как-то иначе. Так что это условный Кузнечик.
Ни о каком осознанном решении Сфинкса речи быть не может. Осознанным был его уход в наружность. Если бы он хотел вернуться на другой круг, попросил бы у Табаки шестеренку, как Стервятник.
Память сохраняет только Табаки. Стервятник через какое-то время перестанет помнить о прошлой жизни. Хотя у него останутся какие-то навыки, привычки и необъяснимые фобии, не свойственные малолетнему Рексу. Он будет другим. Более взрослым. Более осторожным. И всегда будет бояться потерять брата. Похоже на переселение душ. Душа взрослого переселилась в ребенка и настоящего ребенка на том круге жизни уже не будет.
..........................................................
Крыса и Слепой. Оба ходоки. Оба уходят в один и тот же мир, несомненно их отношения могут развиваться и дальше. Хотя они одиночки и достаточно непредсказуемы, так что трудно делать какие-то прогнозы. О степени подлинности их любви мне тоже трудно судить. Пока они выбрали друг друга, а что будет дальше, неизвестно.
....................
Вопрос такой: Рыжий говорит, что знает кого любит из трех дочерей, ну по логике,ту , которая не рыжая, но от кого эта дочь???
___________________________
Рыжий больше любит ту из дочерей, которая, как ему кажется ( хотя он согласен с тем, что это скорее самовнушение), чем-то похожа на Рыжую. Она несомненно рыжая, но может посветлее папы и веснушчатая. А мать у нее та же, что и у остальных детей. Он говорил Курильщику, что все его дети от одной жены.
.........................
Какую роль в происходящем играл дневник курильщика? записи стервятника исчезли, значит, те, кто пошел на следующий круг, исчезают из жизни тех, кто остался? тогда почему какой-то парень (белобрюх, кажется) попросил курильщика написать о нем в дневнике? сказал, что он только на первом круге и ему надо фиксироваться везде, где только можно? зачем это делать, если он исчезнет?
______________________________________________
Дневник Курильщика играет мистическую роль только в воображении жителей Дома, склонных оставлять следы повсюду, где это возможно. На стенах Дома, на асфальте, на деревьях… Им кажется, чем больше они оставляют таких следов (фиксируются), тем больше у них шансов возникнуть в Доме на другом круге. Но это просто фолклор. Ведь даже Вонючка-Табаки не уверен, что Сфинкс опять появиться в Доме, отсюда его радость, когда это происходит.
.............................................
-А откуда вообще появилась идея к написанию етой книги,что вдохновило или подтолкнуло на ее создание???С нетерпением жду ответа :)
_________________________________
Вот насчет идеи мне сложно ответить. Не было такого, чтобы в один прекрасный день вдруг возникла идея. Или я уже не помню. Первый отрывок, который был написан по Дому, тот, где Слепой входит в Лес. Он тогда был отдельно, сам по себе. Просто от него пахло какой-то длинной историей. Из многих таких кусочков постепенно составилась общая картина.
....................................
Дети, которых бросили родители рано взрослеют. И восемнадцатилетние, несколько лет прожившие в другом мире, тоже. Сфинкс один из немногих Прыгунов, чей возраст легко можно вычислить. 18+6. Итого 25. Немного моложе Вас. Более наглядно происходит взросление Лорда. Вначале книги ему примерно семнадцать лет. Первый прыжок длится четыре месяца и я не знаю, сколько раз он еще прыгал, но, к третьей книге, он старше Сфинкса.
...............................
Шестеренка – переселение на другой круг. Перо – возможность туда попасть и что-то изменить.
Лорд хотел попасть на другой круг раньше, чем попал в Дом на этом круге. Хотел быть старожилом. Прожить в Доме дольше, чем прожил. Хотел любить Рыжую с детства, и знать ее с детства, как Сфинкс, Слепой и Рыжий, а не знакомиться с ней в 18 лет. Хотел, чтобы Рыжая воспринимала его, как своего. Это комплекс. Он сомневается в ее чувствах. Ему хочется большей близости с ней. Такой, какая есть у бывших «Чумных-Дохляков». Он к ним ко всем ревнует. Лорд рассчитывает, что на другом круге окажется в Доме раньше, чем на этом, потому что на этом, стал Ходоком.
Как сообщил ему Табаки, не факт, что очутившись в Доме и забыв предыдущую жизнь, он влюбится в Рыжую, но Лорда это не останавливает.
Стервятник проживет часть своего детства заново. Погибнет ли его брат, я не знаю. Возможно, нет. Это ведь будет другая жизнь.
Перо, и встреча Вонючки с условным Кузнечиком, никак не связаны. Слепой конечно будет в том, другом Доме, если только это не тот круг, с которого его выдернул Сфинкс.
.........................
licka-nicka.livejournal.com
![]() Сейчас мировую живопись невозможно представить без живописи советской, которая давно заняла в ней достойное место. Это поняли и на Западе, о чем свидетельствует невероятный спрос за последние полтора десятилетия на картины эпохи социалистического реализма. И ведь не просто скупают эти картины, а развешивают в своих жилищах, с гордостью показывая друзьям и знакомым. Скажете - мода? Это верно только отчасти. Скорее другое - уже можно твердо сказать о том, что в западных странах устойчиво нарастает тенденция к реальному изображению действительности в искусстве, в том числе и изобразительном. Во многих галереях авангард и модернизм постепенно вытесняется полотнами реалистов. И ничего удивительного тут нет. Явление это скорее закономерное - досужие рассуждения людей не умеющих рисовать и объясняющих свою мазню какими-то мифическими мироощущениями и восприятием окружающей действительности уже никого не могут обмануть. Разные "великие" шагалы, кандинские, лентуловы, малевичи и подобные "живописцы" остаются великими только для узкого круга дельцов от искусства, которые на этом делают свой бизнес. И если уж им так это нравится, необходимо признать, что есть живопись для крайне ограниченного круга эстетствующих субъектов и живопись для широкого круга людей. Об этом, кстати, свидетельствуют огромные очереди на выставки художников-реалистов. Именно деньгами и объясняется ненависть дельцов от искусства к советской реалистической живописи. Приняв эстафету от художников-передвижников и основываясь на их традициях советская живопись достигла огромных высот в изображении реального мира. Нельзя вспомнить ни одной темы, которая не была бы представлена в творчестве советских художников.Советские мастера писали не какие-то ублюдочные "инсталляции", а полотна, где изображалась наша природа, люди, которые нас окружали, памятники русской истории, исторические сюжеты и многое другое. Именно потому можно с уверенностью сказать, что этим картинами предстоит еще очень долгая жизнь. Малевичи и кандинские приходят и уходят, а настоящее искусство, вопреки всем его недругам, живет и побеждает. Посмотрите эти великолепные полотна и оцените в полной мере мастерство наших великих мастеров. Владимир Александрович Серов(1910, с. Эммаус Тверской губернии – 1968, Москва)
Выдающийся представитель и апологет искусства соцреализма, живописец и график, педагог.Последователь и пропагандист передвижников, социального содержания искусства. Действительный член Академии художеств (с 1954 года). Народный художник СССР (1958). Член-корреспондент Академии искусств ГДР. Дважды лауреат Сталинской премии (1948 и 1951). Первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1960 – 1968). Президент Академии Художеств СССР (1962 – 1968). Депутат Верховного Совета РСФСР (с 1958 года). В 1927 – 1931 годах учился в Академии Художеств (Ленинградском институте пролетарского изобразительного искусства) в мастерской В.Е. Савинского, затем в аспирантуре института у И.И. Бродского. Участник выставок с 1932 года. Автор ряда политических плакатов. Писал в основном произведения на историко-революционную тему, был мастером портрета, пейзажа, натюрморта. Создал большое количество работ, посвящённых В.И. Ленину («Ходоки у Ленина», «В Смольном», «Зимний взят» и др.). Исторические события интерпретировал в духе официальной советской историографии 1940 – 1960 годов. Создал иллюстрации к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1948 – 1949), к роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (1951 – 1953), к сочинениям А.С.Пушкина, М.Горького, к другим произведениям отечественной литературы.Возглавляя Академию Художеств, боролся с проявлениями «сурового стиля».Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, многих региональных музеях. На родине Серова в селе Эммаус создан Мемориальный художественный дом-музей (открыт в 1980 году). ![]() Владимир Александрович Серов - один из тех советских художников, в творчестве которых историко-революционная тема - великие деяния народа, утвердившего в ноябре 1917 года власть рабочих и крестьян, - стала генеральной темой. Она проходит через все этапы его творческого пути. "Если внимательно посмотреть все, что я создал за свою жизнь, - писал художник, - было во всем этом то, что меня постоянно волновало, - это наш народ в больших событиях, в борьбе". Историко-революционная тема всегда партийна и глубоко современна. Именно так решает свои исторические произведения Серов, видящий тесную связь вчерашнего дня нашего государства с днем сегодняшним. Партийность, народность, реализм - эти черты, определяющие сущность социалистического искусства, являются ведущими в творчестве Серова. В этом успех его творчества у массового зрителя, у народа, видящего в его картинах свою историю, свою жизнь.Уже в одной из первых работ - в картине "Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году", написанной к двадцатилетию Советской власти, - художник запечатлел важнейшую страницу истории Советского государства. Партия и парод, народ как движущая сила истории - эта идея определила содержательность произведения, пафос его образов. Картина была с успехом показана на крупнейшей выставке тех лет "Индустрия социализма" и на Международной выставке 1937 года в Париже. В тридцатых годах Серов создает ряд работ на историко-революционные темы: "Взятие Зимнего", "Выступление В. И. Ленина на Первом Всероссийском съезде моряков", "В. И. Ленин в штабе Петроградского военного округа в 1917 году" и другие. Эти картины, повествующие о героической борьбе народа, руководимого большевистской партией во главе с великим Лениным, решались как многофигурные композиции. Они знаменовали собой поиски новых форм советской исторической картины. В исканиях художника проявились тенденции, характерные для ряда советских живописцев, работавших над героическим образом нашей эпохи. Это был путь преодоления иллюстративности и сухого документализма в решении сложной исторической темы. В этой теме образы народа, его вождей и героев раскрываются в действии, в живом переплетении судеб, характеров, страстей. Картины Серова были в русле общих устремлений советского искусства тех лет, уверенно прокладывавшего путь социалистического реализма.
Широкое признание получила картина Серова "В. И. Ленин провозглашает Советскую власть" (1947), удостоенная Сталинской премии. Сравнительно с предыдущими работами художника здесь достигнута большая композиционная цельность, концентрированность образа. Художнику удалось сказать главное - то, что выражено в самом названии картины. Великий вождь с трибуны Второго Всероссийского съезда Советов возвещает народу о торжестве социалистической революции. Его речь находит горячий отклик в сердцах рабочих, солдат, матросов, крестьян, заполнивших актовый зал Смольного. Ленин показан в волевом порыве, его крепкая фигура устремлена вперед, во всем облике чувствуется непреодолимая сила, торжество справедливой победы революции. Картина передает великое единство вождя пролетарской революции и народных масс, нерасторжимую связь партии и народа. На полотне показана только часть ярко освещенного зала Смольного, но кажется, что Ленина слушает весь восставший народ. И в этом - широкое звучание образа, доносящего до зрителя все величие исторического момента.В картине "Ходоки у В. И. Ленина" (1950, Центральный музей В. И. Ленина, Москва), отмеченной Государственной премией СССР, великий вождь изображен в Смольном в первые послереволюционные дни тепло беседующим с крестьянскими ходоками, пришедшими за советом и помощью из далекой сельской глуши. Как и большинство других произведений художника, эту картину отличает точный, выразительный рисунок, завершенность и изящество языка живописи, колористическая гармония.Созданная Серовым в 1950 году картина "Ходоки у В. И. Ленина", также удостоенная Сталинской премии, наметила в его творчестве новые пути в решении ленинской темы. Это произведение небольшого размера, носящее жанровый характер, отличается задушевной теплотой образов Владимира Ильича и пришедших к нему крестьян. Они показаны как близкие друг другу люди, объединенные великой целью. Ходоки пришли поведать Ленину свои думы и заботы. Здесь Ленин - олицетворение народной власти, живое воплощение вождя нового, коммунистического типа, Его образ покоряет простотой и сердечностью. Значительными работами этой серии являются также картины "Ждут сигнала (Перед штурмом)" (1957), "Декрет о земле" (1957), "Вести из деревни" (1959), "Похороны В. И. Ленина" (1962 - 1964; все в ГТГ). В картине "Зимний взят", написанной в 1954 году, Серов снова в рамках жанрового произведения решает большую историческую тему. Солдат и красногвардеец, несущие охрану дворца, показаны в минуты "перекура" на лестнице Зимнего, недавно взятого штурмом. Это короткий отдых перед новыми боями. Картина говорит о победе революции, о народе, ставшем вершителем своей судьбы.В этой Серов глубоко раскрывает эпоху, дает проникновенную характеристику рядовых участников революции. Новый цикл картин Серова написан им к сорокалетию Советской власти. "Ждут сигнала. (Перед штурмом)", "В Смольном", "Декрет о мире", "Декрет о земле" - эти произведения развивают эпохальную тему победы Октября, его великих завоеваний.Сравнительно с ранними работами художника последние картины меньше по размеру, в них меньше действующих лиц; но это отнюдь не ограничило их идейность, широту проблем, содержание образов. Нет, они приобрели большую напряженность, стали эмоциональней. В них глубже и проникновенней раскрывается действительность. Стремясь воскресить перед зрителем великие события, вживаясь в образы рядовых людей, бойцов революции, Серов сумел передать дух революционного прошлого. Это достигнуто типичностью образов, верностью характерных деталей, всем пластическим и эмоциональным строем произведения.Сюжет картины "Ждут сигнала. (Перед штурмом)" постигается через образы людей, именно они волнуют нас прежде всего. В картине нет статистов, заполняющих пустые углы композиции. Есть типы, а не типаж. Каждая фигура индивидуальна, остро характерна. Вот почему так запоминаются стоящие возле пулемета на набережной Невы рабочий-красногвардеец, опоясанный пулеметной лентой, напряженно вглядывающийся в ночную даль, и солдат-пехотинец с бледным, изможденным лицом, пришедший сюда из сырого окопа, и молодая девушка, полная суровой решимости, их боевая сестра. Зритель не думает о том, как они написаны, не видит мазков кисти, он поглощен чувством сопереживания, он свидетель и участник события, воскрешенного художником на полотне. Картина "В Смольном" повествует о первом дне Советской власти. Идет Второй Всероссийский съезд Советов. В перерыве Владимира Ильича Ленина окружили делегаты съезда - рабочие, солдаты, матросы. Это их вождь, их друг. Живое чувство времени раскрывается в характеристике образов, во многих деталях.В картине "Декрет о мире" мы видим измученных войной русских солдат в окопах. К ним приходит весть о мире, завоеванном революцией. Эта весть вселяет в них надежду, придаст им силы.Революция показана художником во всем ее величии, как подвиг народа. Суровая жизненная правда, не прикрашенная, но и не приниженная, убеждает силой большого искусства. В "Декрете о земле" раскрывается величайшее завоевание революции - исполнение многовековой, выстраданной в труде и борьбе, мечты русских крестьян о земле. Теперь она принадлежит народу. Посланец партии-питерский рабочий-знакомит крестьян с ленинским декретом о земле. Старики и молодежь внимательно слушают его. В образе раненого солдата, возвратившегося с войны и в глубоком раздумье держащего на ладони горсть земли, выражено волнующее чувство человека, истосковавшегося по земле и мирному труду. Цикл картин Серова свидетельствует о большом профессиональном росте художника. В них пет схематичности, приблизительности характеристик, что ослабляло изображение народной массы в ранних его работах. Художник стремится к завершенности, четкости реалистического языка, ясности композиционного решения, чтобы глубже раскрыть идею произведения . В творческом соревновании советских художников, увлеченно работающих над историко-революционной темой, картины Серова, посвященные Великому Октябрю, занимают значительное место. Высокая требовательность мастера, сознание большой ответственности художника перед народом, упорная, последовательная работа над политической темой-в этом залог дальнейших творческих успехов В. А. Серова.
Народный художник СССР Владимир Александрович Серов детские годы провел в городе Весьегонске Тверской губернии (ныне Калининская область).Любовь и интерес к изобразительному искусству были у него столь сильными, что он уже с 6 лет всегда твердо говорил, что хочет стать художником. В 1927 г. он поступил в Высший художественно-технический институт в Ленинграде. Уже со времени пребывания в институте и на протяжении всей своей жизни Серов всем своим творчеством утверждал жизненную правду, высокую идейность и реалистические традиции в искусстве, являясь ярким представителем искусства социалистического реализма. В 1931 г. Серов в качестве дипломной работы пишет эскиз картины "Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году" и в том же году поступает в аспирантуру Академии художеств, где его руководителем был И. И. Бродский. В 1933 г. Серов пишет картину "Сибирские партизаны" (Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского). Вслед за тем одна за другой появляются его картины: "На Юденича" (1934), "Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году" (1937; обе в Государственном музее Великой Октябрьской социалистической революции, Ленинград) и др.Выразительны и многообразны по манере исполнения иллюстрации, созданные Серовым к поэме "Слово о полку Игореве", "Войне и миру" Л. Н. Толстого, "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова и др.Серов - художник-трибун, художник-борец. Опираясь на великое реалистическое искусство прошлого, он выступал как подлинный художник-новатор, утверждавший в своем искусстве коммунистические идеалы. В 1962 - 1968 гг. Серов был президентом Академии художеств СССР.
В картине "В. И. Ленин провозглашает Советскую власть" (вариант 1962, ГТГ), за которую художник был удостоен Государственной премии СССР, он изобразил залитый светом Актовый зал Смольного в ночь с 7 на 8 ноября 1917 г., когда в нем заседал II Всероссийский съезд Советов. Это произведение, являющееся гимном в честь рождения нового общественного строя, раскрывает идею великого единства Ленина и народа.Когда разразилась Великая Отечественная война, Серов возглавил Ленинградский союз художников и направил всю его работу на военно-политическую агитацию против фашистских захватчиков. Уже 26 июня 1941 г. на улицах Ленинграда был расклеен плакат художника "Били, бьем и будем бить!". Затем последовали картины "Балтийский десант" (1942, Центральный военно-морской музей, Ленинград), "Фашистское рабство" (1941 - 1942), "Прорыв блокады" (совместно с И. А. Серебряным и А. А. Казанцевым, 1943; обе в ГРМ), "Расстрел ("Этого мы никогда не забудем!" 1943, Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции, Ленинград). |
kvistrel.su