Форнарина. Картина форнарина рафаэля


Форнарина. «50 знаменитых любовниц» | Зиолковская Алина Витальевна | Рудычева Ирина Анатольевна

 

Настоящее имя — Маргарита Лути (род. ок. 1496 г. — ум.?)

Возлюбленная Рафаэля Санти — гениального художника эпохи Высокого Возрождения.

Любовь и коварство. Гениальность и злодейство. Как часто возвышенное и низменное идут рядом. Наш мир несовершенен. Светлые чувства и талант почему-то вызывают у некоторых черную зависть. С именем Рафаэля (1483–1520 гг.) связано много романтических легенд, а его творчество стало синонимом чувства меры, красоты, совершенства и грации в искусстве. Среди огромного количества живописных работ священной и неисчерпаемой темой для художника стали образы Мадонн. По словам Дж. Вазари, они кажутся «скорее вылепленными из плоти и крови, нежели красками и рисунком». «Прекрасна, как Мадонна Рафаэля» — эти слова вот уже больше четырех веков звучат высшей похвалой духовной и физической красоте женщины, гимном ясному и горькому материнскому счастью.

Исследователей творчества гения эпохи Возрождения удивлял тот факт, что все образы Мадонн римского периода творчества художника объединяют общие черты. Кто же была та женщина, которую он рисовал с таким упоением? Долгое время легенда о прекрасной возлюбленной Рафаэля Форнарине считалась мифом. Внешне общительный и открытый, художник редко с кем бывал откровенен. У него было много знакомых, но мало друзей. К ним относились ученики и наследники его состояния Д. Романо, Ф. Пенни, а также знаменитые люди того времени: А. Киджи, Б. Кастальоне, Б. Биббиена, П. Бембо. В письмах последних двух в основном и содержатся отдельные сведения о личной жизни Рафаэля, его увлечениях и развлечениях. Один сватал за него свою племянницу, другой был восторженным поэтом, считавшим любовь святым чувством.

Наверное, из их воспоминаний вначале появилось имя любовницы художника — Маргарита Лути, а затем почему-то сразу две ее биографии. В основе одной лежала возвышенная светлая любовь девушки к Рафаэлю. Из другой она предстает величайшей злодейкой, очаровавшей гения и сведшей его в могилу раньше срока. Не существовало в XVI в. досужих папарацци, которые отследили бы каждый шаг знаменитого художника, и поэтому любовная связь Рафаэля и Форнарины спустя годы была истолкована двояко, хотя жизненная канва в обеих версиях одинакова.

Преуспевающий сиенский пекарь Лути был изгнан из родного города тираном Петруччи. Он бежал в Рим с дочерью и сестрой и здесь обратился за помощью к своему земляку Агостини Киджи (Чиги), чье богатство и власть простирались до самого папского престола. Так он обзавелся щедрым покровителем, который подарил ему маленький домик и предоставил кредит. Пекарь нанял учеников и помощников. Эти шустрые юноши не сводили глаз с его красавицы-дочери Маргариты, прозванной Форнариной — Булочницей. Ей было всего 17–18 лет (год рождения точно не известен), но по обычаям того времени она уже была на выданье и имела жениха — Томазо Чинелли, пастуха в одном из имений Киджи. На его загородной вилле Фарнезина в то время расписывал стены Рафаэль. Однажды он заметил в парке гуляющую девушку и понял, что ее красота достойна быть навечно запечатленной. Маргарита прикинулась скромницей и отправила художника к отцу и жениху — просить разрешения.

Говорят, за 50 золотых монет пекарь позволил Рафаэлю рисовать дочь сколько его душе угодно и переговоры с будущим зятем взял на себя. Томазо, с нетерпением ожидающий свадьбы, стал упрекать Маргариту в намерении изменить своему слову: ведь Рафаэль, как и большинство богатых мужчин того времени, вел распутную жизнь, пользуясь услугами куртизанок разного уровня. Чтобы отделаться от навязчивого жениха, ставшего преградой к невиданным богатствам, девушка даже торжественно поклялась в церкви Санта-Мария дель Пополо выйти за него замуж. У Томазо сомнений не осталось, ведь она давно принадлежала ему телом, а теперь, как он полагал, и духом.

Сама же Маргарита даже не подозревала, кого она поймала в свои сети. Избалованный любовью и преклонением женщин Рафаэль впервые влюбился. Он засыпал этого «ангела» подарками, принимал ее как именитую гостью и рисовал, рисовал, рисовал. Первое время Форнарина скромно оставалась моделью. Единственная ночь, проведенная Рафаэлем с «абсолютно невинной», но опытной женщиной заставила художника потерять голову. За 3000 тыс. золотых монет не страдающий предрассудками отец позволил ему забрать дочь на любой срок.

Рафаэль поселил Маргариту на роскошной вилле, одел, как принцессу, осыпал драгоценностями и даже забросил работу. Целый год он пренебрегал заказами папы Юлия II, полагая, что станцы в Ватикане менее важны, чем прекрасная ненасытная любовница. А раздраженный приостановкой работ Агостино Киджи предложил Рафаэлю поселиться на своей вилле Фарнезина — конечно, вместе с Маргаритой. Ловкая интриганка и здесь не оплошала. Оправдываясь, что любимый из-за нее теряет заказы, а следовательно — деньги и славу, она согласилась покинуть «их гнездышко». Сама же Форнарина преследовала сразу две цели: оградить себя от разгневанного изменой жениха и приблизиться к более богатому и могущественному покровителю — Киджи.

Стареющий банкир «попался» на юные прелести Маргариты, которые она ему беззастенчиво предложила. Он спас ее от «домогательств» Томазо. Пастуха связали и доставили в монастырь Санто-Козимо, настоятель которого, двоюродный брат Киджи, обязался продержать того в темнице сколько понадобится. Рафаэль же оставался в неведении о вероломстве своей возлюбленной. Он не слушал увещеваний друзей и учеников. Говорят, в одном из разговоров между талантливыми учениками художника Перино-дель-Вага и Джулио Романо последний откровенно признался: «Если бы я нашел ее в своей постели, то скорее бы перевернул матрац на другую сторону, чем лег рядом с ней».

Маргарите было мало двух влиятельных любовников, она без зазрения совести кокетничала с учениками и помощниками Рафаэля, хотя те избегали любого контакта с ней. В 1518 г. на Форнарину позарился юный болонец Карло Тирабоччи. Он даже гордился, что спит с любовницей своего учителя, а то, что остальные ученики порвали с ним все отношения, считал завистью. Молодые люди повздорили. Дело окончилось дуэлью. Перино-дель-Вага убил Тирабоччи. Правду от Рафаэля скрыли. А Форнарина вскоре нашла болонцу замену.

Только Рафаэлю ни одна женщина не могла заменить Маргариту. В течение шести лет днем он работал, а ночи превращал в изнурительный любовный костер, на котором сгорало его здоровье. Художник слабел на глазах. Врачи, не догадываясь о причинах недомогания, раз за разом пускали ему кровь. Но только Рафаэлю становилось лучше, он вновь попадал в вампирские объятия Форнарины. Физические силы художника иссякли. Кардинал, принесший последнее благословение от папы Льва X, потребовал изгнать из комнаты умирающего продажную женщину. Маргарита цеплялась за ножки кровати и превосходно разыгрывала отчаяние. Лишь в последние часы своей жизни Рафаэль осознал: женщина, которую он изображал светлой Мадонной, имела черную душу.

Маргарита не тосковала о покойном. По завещанию она получила приличную сумму и могла в дальнейшем вести роскошную жизнь. Особым покровительством она пользовалась у Агостино Киджи. Не пропускали шикарную куртизанку и другие состоятельные мужчины. Она даже предложила свои объятия бывшему жениху, бежавшему из монастыря, но Томазо с презрением бросил ей в лицо горсть земли. Маргарита Лути окончила свою жизнь в монастыре, но как она туда попала и когда умерла, неизвестно. Такова первая версия биографии прекрасной Булочницы.

Но возможно ли, чтобы художник, читающий человеческие души по глазам, не сумел заметить низменных мыслей, царивших в этой прелестной головке? Ведь не ради «красного словца», не ради желания очистить образ Рафаэля от скверны появилась вторая легенда — чистая, возвышенная, идеальная, как произведения самого художника.

…В дом пекаря Франческо Лути привел Рафаэля покровительствующий семейству Агостино Киджи. Одного взгляда было достаточно художнику, чтобы понять — такой красивой женщины, как Маргарита, он еще не видел. Она походила на прекрасную скульптуру: точеный стан, мягкая линия шеи, налитая юным соком грудь, рот по классическим меркам маленький, а нос чуть длиннее, чем нужно. Но глаза… Темные, пылающие угли. В них столько жизни, добра, ласки. Маргарита тоже присматривалась к знаменитому художнику: выглядит, как юный князь, хотя ему минул 31 год, манеры изысканны, но без надменности, и обращается к ней, дочери простого пекаря, как к знатной патрицианке. А когда он улыбнулся, девушка почувствовала, что прекраснее мужчины она не встречала. Ведь недаром говорили, что Рафаэль порождал вокруг себя гармонию и привлекал к себе людей редкими душевными качествами. По словам Вазари, его можно было считать не человеком, «но смертным Богом».

Рафаэль испросил разрешение отца Маргариты рисовать ее, а один из набросков подарить девушке. Агостино Киджи тут же прикинул в уме, сколько увесистых дукатов может стоить такой эскиз, ведь кардиналы и герцоги соперничали друг с другом за честь иметь картину Рафаэля. Первые сеансы проходили под неусыпным надзором тетки. Художник ловил себя на мысли, что мечтает остаться с девушкой наедине, а иногда спохватывался и вспоминал, что он обещал жениться на племяннице влиятельного кардинала Биббиена — Марии Довици, и тут же гнал от себя эти мысли. Рафаэль, как мог, затягивал сеансы, и когда тетка оставляла их на минутку, они просто смотрели друг на друга. Под его взглядом Маргарита расцветала, как дивный цветок.

«Я покорился, стал жертвой зноя любовного», — прочитала как-то Форнарина на одном из набросков. Она сразу же поверила, что эти строки посвящены ей, и согласилась на свидание в сумерках у храма Санта Мария ин Трастевере, находившегося в квартале бедноты, где нравы были попроще, ведь честная девушка не выходила вечером без сопровождения. Они разговаривали и целовались. Рафаэль признался в любви, но сразу же предупредил, не раскрывая причин, что жениться не сможет: у него был долг перед невестой, и еще, полагают биографы, папа Юлий II обещал художнику кардинальский сан. Это было вполне допустимо, ведь еще в 25 лет он получил «место секретаря апостолических бреве» — сан весьма значительный даже для молодых прелатов.

Рафаэль предоставил девушке право сделать выбор самостоятельно. Форнарина ответила согласием: между позором и монастырем она выбрала любовь. Художник посвятил в свои планы Агостино Киджи и купил у него за 4000 дукатов дом в новом районе Рима, где Маргариту никто не знал. Чтобы не было лишних разговоров о ней как о содержанке, он сразу оформил половину дома у нотариуса на ее имя. Для переезда влюбленные выбрали время, когда Франческо Луги уехал из города по делам банкира. В доме было приведено в порядок всего несколько комнат, да и мебели не хватало. Все средства художника ушли на покупку жилья, но на платья, туфельки и украшения для любимой он не поскупился. Красота Маргариты получила достойную оправу.

Девушка боялась даже выйти из дома. Среди ее новых знакомых были только ученики и помощники художника, и «прекрасная Империя» — бывшая знаменитая куртизанка, а теперь верная возлюбленная Агостино Киджи, родившая ему дочь. Две красивые женщины нашли общий язык: им нечего было делить, каждая любила своего мужчину, но знала, что никогда не станет законной женой. Империя давно смирилась с этим, а Маргарита только начала привыкать. По совету образованной, разбирающейся в искусстве и литературе куртизанки она занялась изучением греческого языка, много читала, чтобы быть достойной своего гениального возлюбленного. Но вся ее неуверенность в себе исчезала, лишь только Рафаэль после долгого трудового дня возвращался домой. Форнарина никогда не задавала ему тревожащих душу вопросов, не выдвигала требований и даже не подозревала, какую волну интересов и слухов вызвала своим появлением в доме Рафаэля. Их жизнь оставалась для всего Рима тайной. А они любили друг друга самозабвенно, и так же самозабвенно он писал ее портреты: одетую в богатое платье патрицианки, обнаженную, прикрытую лишь легкой, прозрачной вуалью и, конечно, Мадонной. Маргарите казалось, что именно в эти часы они были особо близки. Она могла целый день терпеливо простоять у окна ради светлых мгновений счастья.

Маргарита видела, с какой любовью Рафаэль накладывает каждый штрих. Может быть, поэтому линии на портретах так и струятся, навеки запечатлевая редчайший эталон незамутненной женской красоты. Форнарина ощущала каждой клеточкой тела эти нежнейшие прикосновения кисти. А Рафаэль до последних дней жизни был покорен ее совершенством, теплом и нежностью. «Я побежден, прикован к великому пламени, которое меня мучает и обессиливает. О, как я горю! Ни море, ни реки не могут потушить этот огонь, и все-таки я не могу обходиться без него, так как в своей страсти я до того счастлив, что, пламенея, хочу еще больше пламенеть».

Из-за этой страсти он из года в год откладывал необходимость жениться на племяннице кардинала, оправдываясь большим количеством заказов. И это тоже было правдой. Последние годы жизни Рафаэль работал на износ. К должности придворного живописца при папском дворе с 1514 г. добавилась обязанность главного архитектора Ватикана, а через год — и «комиссара древности», «префекта всех камней». Эта работа, в особенности охрана памятников римской античности, отнимала много сил и времени. А еще ему так хотелось переносить на картины новые воплощения Маргариты, лицо которой излучало море доброты.

Художник создал неповторимый образ Богоматери — знаменитую «Сикстинскую Мадонну» (1513–1514 гг.) для монастырской церкви Святого Сикста в далекой маленькой Пьяченце. И, глядя на этот нежный, полный затаенной грусти облик, пробуждающий душевное волнение, можно лишь представить, с каким трепетом он переносил на холст черты своей единственной возлюбленной — Маргариты Лути. Написать столь светлый образ женщины Рафаэль мог, только глядя в ясные глаза, в которых светилась кристально чистая душа.

Шесть лет тихого домашнего счастья и напряженной работы. Маргарита видела, как изо дня в день наваливается на любимого усталость: темные тени под глазами, отсутствие аппетита, бессонные ночи. Он не уставал от ее присутствия и никогда не скучал рядом с ней. С тех пор, как умерла Империя, у Маргариты не осталось друзей, а с переездом в новый дом, который находился в аристократическом районе, она даже перестала выходить на прогулки. В любой день Форнарина могла вернуться под отчий кров, ведь отец звал ее и обещал, что дочь не услышит ни одного упрека. Франческо Лути уже давно рассчитался с долгами и теперь процветал. При соответствующем приданом Маргарита могла стать женой какого-нибудь подмастерья или ремесленника. Рафаэль записал в банке на ее имя две тысячи дукатов, «развязав ей руки», да и банкир поглядывал на женщину своего друга призывным взглядом. Но Маргарита знала, что если Рафаэль когда-нибудь покинет ее, то ей уже ничего не будет нужно. Даже перебравшись с художником на виллу Агостино, где он расписывал стены, она не поддалась соблазну заменить здесь Империю. Форнарина позировала для мифологических красавиц Психеи и Венеры. Фрески на вилле Фарнезина стали еще одним памятником любви художника к Маргарите.

Рафаэль шатался от усталости. После очередного похода в каменоломни, где нашли античную статую, он слег с лихорадкой. Физические силы, в отличие от творческих, оказались не безграничны. Художник успел завещать свое состояние единственной любимой женщине, друзьям и ученикам. Полдома, шесть тысяч золотых дукатов и незаконченную картину «Мадонна с птичкой» получила по завещанию Маргарита.

«В заключение я рассматриваю девицу Марию Биббиена, которую я из-за множества дел и хлопот не смог повести к алтарю, как мою супругу. Она может именовать себя — если ей это благоугодно — супругой нашего чистого союза». Слышала ли эти слова завещания Форнарина? Ведь она не отходила от постели Рафаэля ни на минуту, меняла компрессы, кормила фруктами. Когда пришел кардинал Биббиена, чтобы дать отпущение грехов, и попросил женщину удалиться из дома, ее волновало только одно: кто подаст лекарства, сменит белье, сварит суп. Она словно приросла к земле. Никто не слышал, что тихо произнесла Рафаэлю перед уходом Маргарита, до кардинала донесся лишь сдавленный голос художника: «Очень… тебя… люблю…» Он понял, почему его племянница так и осталась в невестах. «Я провожу вас к карете, Мадонна Маргарита», — сказал прелат, увидев, как без единого звука, чтобы не потревожить любимого, она рыдает в соседней комнате.

Маргарита ждала своего приговора на вилле Киджи.

Рафаэль умер в Страстную Пятницу, 6 апреля 1520 г. В это день ему исполнилось 37 лет. Жизнь в миру закончилась и для Маргариты. Она не воспользовалась огромным богатством и ушла в монастырь, оплакивая смерть единственного любимого ею мужчины.

Какой же на самом деле была Форнарина? Ангелом или демоном? Это, наверное, так и останется загадкой. Неизменно только одно — она была Вдохновительницей Рафаэля.

litresp.ru

В мире красоты - Форнарина

Куртизанка Форнарина La Fornarina.

 

Форнарина – настоящее имя Маргерита Лути (Margherita Luti).

Годы жизни: конец XV – первая половина XVI века.

 

Форнарина - натурщица и возлюбленная художника Рафаэля Санти, ее имя овеяно легендами, а факт ее существования до сих пор не подтвержден окончательно.

Настоящее имя Форнарины установил исследователь Антонио Валери, обнаруживший список монахинь одного монастыря в рукописи флорентийской библиотеки, где она указала себя как вдову Рафаэля.

 

Прозвище La Fornarina – что в переводе с итальянского означает «булочница» - Маргерита получила по профессии отца-пекаря – fornarino. Семья булочника из Сиены Франческо Люти жила в Риме в районе Трастевере на Виа дель Говьерно Веккьо. И поныне приезжим показывают дом с «окошком Форнарины», Via Santa Dorotea.

 

Говорят, художник встретил девушку случайно и влюбился, она стала его римской любовью. Рафаэль выкупил девушку у ее отца за 3 000 золотых и для нее снял виллу в Via di Porta Settimiana. До самой смерти Рафаэля она была его натурщицей и любимой - на протяжении 12 лет. Форнарина была любовницей не только художника – она вела себя распущенно с его учениками, была любовницей Киджи Агостино, для которого Рафаэль расписывал виллу Фарнезина.

 

Рафаэль тяжело заболел и скончался в возрасте 37 лет. Легенда о смерти художника породила множество шуток. Будто бы Рафаэль проснулся посреди ночи и не обнаружил Форнарину рядом. Обыскав дом, он вытащил ее из постели одного из своих учеников и в гневе потащил обратно в спальню. Вскоре его гнев сменился желанием обладать ею, но ослабленное здоровье подвело художника – в разгаре любовных утех Рафаэль и умер. Когда подобное произошло в советское время с одним художником, его коллеги острили по этому поводу: «Надо же, живописец был так себе, а умер как Рафаэль…».

 

Сообщают, что папский посланник, прибывший к ложу умирающего Рафаэля, потребовал, чтобы рыдающую Форнарину удалили из комнаты, так как счел ее присутствие неподобающим для передачи папского напутствия. Рафаэль Санти завещал Форнарине достаточное состояние.

 

По одной версии, она продолжила вести распутную жизнь и вошла в число самых популярных куртизанок Рима. По другой версии, Форнарина была его истинной и единственной любовью, их чувство было взаимным и сильным. После смерти художника ее насильно постригли в монастырь, где Форнарина вскоре и скончалась, хотя могла добровольно покинуть его стены.

 

Мифы о жизни Форнарины, ее роли в творчестве и судьбе Рафаэля сложились в XVIII—XIX веках, когда внимание живописцев эпохи романтизма и историзма привлекло изображение влюбленной пары «художник-натурщица». 

 

По мнению большинства искусствоведов, две знаменитые картины Рафаэля изображают Форнарину:

 

 «Дама с вуалью, или Донна Велата» (1514—1515, Палаццо Питти).

 

«Портрет молодой женщины, или Форнарина» (1518—1519, ныне Галерея Барберини, Рим).

Единственная из работ, где есть подпись автора - лента на левой руке украшена буквами на латыни: "Рафаэль из Урбино".

 

  

Вероятно, Форнарина была прототипом некоторых женских образов картин Рафаэля римского периода - «Сикстинская Мадонна», «Мадонна делла Седия», «Фригийская сивилла», Психея на фреске виллы Фарнезины, фигура в Станце д’Элиодоро.

 

Два портрета, изображающие Форнарину, были написаны учениками Рафаэля - Джулио Романо и Себастьяно дель Пьомбо. Несколько веков их приписывали Рафаэлю, но позже авторство было доказано.

 

Копии изображений Форнарины:

  • Без пейзажного фона - «Форнарина Боргезе» (La Fornarina Borghese), Рафаэллино дель Колле, 1530 год.
  • «Портрет женщины, называемый ла Форнарина, или Виктория Колонна» (Portrait of a Woman, Called La Fornarina or Vittoria Colonna), художник римской школы, середина XVI века.

  

Образ Форнарины в позднем искусстве.

  • «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), Энгр, XIX век.
  • «Рафаэль и Форнарина», Франсуа Эдуар Пико.
  • Ювелирные украшения 1880-х годов с изображениями влюбленной пары в стиле Рафаэля.
  • Серия рисунков - изображение резвящейся парочки, за которой подглядывают папа римский, Микеланджело и другие, выглядывающие из-под кровати или из-за занавеси, Пикассо, 1968 год.
  • Опера «Рафаэль», А. С. Аренский, где Форнарина — главная героиня.
  • Фильм «Форнарина», 1944 год, Италия.
  • «Три аморальные женщины» (Les Héroïnes du mal) – эротический фильм Валериана Боровчика, где Маргерита Лути — одна из трех персонажей, 1979 год, Франция.
  • Роман «Форнарина», автор Зигмундс Скуиньш, 1964 год, Латвия.
  • Роман «Рубин Рафаэля». Диана Хэгер обнаружила, что под более поздними слоями краски рентген высветил в картине «Форнарина» на руке модели рубиновое кольцо, вероятно, обручальное

bellissima.nethouse.ru

ЖИВОПИСЬ О ЖИВОПИСИ (РАФАЭЛЬ И ФОРНАРИНА. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ.)

Теме романа Рафаэля и Форнарины я давным-давно посвящал отдельный материал в рубрике "Мифы и легенды" (

), потом в двух постах представлял жанровые картины художников разных стран и эпох, изображающие жизнь и смерть великого итальянца (можете посмотреть здесь -

). В этих двух галереях тоже были представлены картины, посвященные живописцу и его Музе. Со времени публикации последнего материала прошел год, за который "рафаэлевская" папка пополнилась новыми картинами. Сегодня представляю их вашему вниманию.

Посвящение Форнарине

Амур, умерь слепящее сиянье Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.Они сулят то хлад, то летний зной,Но нет в них малой капли состраданья.Едва познал я их очарованье,Как потерял свободу и покой.Ни ветер с гор и ни морской прибойНе справятся с огнём мне в наказанье.Готов безропотно сносить твой гнётИ жить рабом, закованным цепями,А их лишиться — равносильно смерти.Мои страдания любой поймёт,Кто был не в силах управлять страстямиИ жертвой стал любовной круговерти.

Рафаэль Сантиперевод А. Махова

Giuseppe Sogni (Italian, 1795-1874) Raphael and La Fornarina 1826 г.

Francesco Gandolfi (1824-1873) Raphael and La Fornarina. 1855 г.

Ugo da Carpi (Italian, 1480-1532) Raphael conversing with his mistress (Рафаэль, беседующий с любовницей). 1510-20 гг. British Museum

Cesare Mussini (Italian, 1804-1879) Raffaello che spoglia per la prima volta la Fornarina (Рафаэль перед раздевающейся впервые Форнариной).

Etching by Louis-Jean-Désiré Delaistre (French, 1800-1871), after Eugène Devéria (French, 1805-1865) Raphaël et la Fornarina. 1840 г.

Nicaise de Keyser (Belgian, 1813-1887) Raphael and Fornarina.

Nicaise de Keyser (Belgian, 1813-1887) De schilder Raphael en La Fornarina (sketch). Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Antwerpen

Attributed to Henri-Joseph Marlet (French, 1771-1847) Raphael and La Fornarina. 1817 г. Bibliothèque Nationale, Paris

Jean-Auguste-Dominique Ingres (French, 1780-1867) Raphael and the Fornarina (sketch).1825 г. Musée du Louvre, Paris

Mihály Zichy (Hungarian, 1827-1906) Rafael with his Model.

Samuel William Reynolds Jr. (English, 1794-1872) Raphael and La Fornarina (Litography). 1826 г. Château de Versailles, Paris

François Glineur (French, born 1973) Raphaël et la Fornarina, d'après Ingres.

Завершаю подборку еще одним стихотворением, посвященным художнику и его возлюбленной.

Рафаэль и Форнарина

Насколько пагубна любовь подчас,И как до смертного она доводит ложа?Молва о Санти Рафаэле донесла до нас.Не поручусь : навет иль с правдой схожа?

В минуту редкого и праздного бездельяХудожник замер у ограды, наблюдая,За девой, с безупречностью модели.В ручье плескалась девушка полунагая.

Сама невинность! Пухленькие розовые губы.Миндалевидные глаза, прелестны шея, плечи.Простушка, но манеры благородны, а не грубы,А грудь, как булочки, вот только вынули из печи.

Запомнил дом, пришел, пристал с вопросомНе пожелает ли позировать в картине ню ?Не тут то было, в этот раз остался с носом !Девица мямлила, мол, жениху не изменю.

Но Рафаэль так просто не хотел сдаваться,Жених не в счет, куплю ли старикашку?Коль есть товар, то надо лишь поторговатьсяГлядишь и строгости заменят на поблажку.

В нем кровь купца и сделку эту он реализует.Папаше деньги, дочери игриво предложилКупить из золота колье за десять поцелуев.Вот сделка та и сладилась - обоих ублажил.

Отец, помявшись, продал дочку РафаэлюИ обещал, что жениху он отодвинет дату,Что делать с принципом, коль бизнес ели-ели,А тут предложили за дочь три тысячи дукатов.

Так Рафаэль и Маргарита стали неразлучны.В предместье Рима - с глаз долой от тестя.Там домик у реки купил благополучно,И зажили вдвоем в любви, привольно, вместе.

Не видеть милую свою не мог он и недели.На год забросил исполнение заказов в Риме.Из рук валились кисти, образы тускнели.И Папа сдался, разрешив приехать Форнарине.

Она была ему моделью с образом мадонн,Писал с неё картины, и нагой, и облаченной,Не скряжничал, ни златом, ни здоровьем он.И тратил силы Рафаэль в Любови бездонной.

Слабел! И по утрам нет силы встать с постели.Нет сил гореть по прежнему - не тот уж порох,Любовники со всех округ, как мухи налетели.А женщина во вкус вошла и жаждала повторов.

Что брать, про Маргариту, что не брать на веру?То непорочна, то погрязшая в грехе и блуде.Не знала, мол, она в любовном поединке меру.Чего не наплетут с большой досады люди ?

Молва туманна . Образ Маргариты Люги тоже !Для Рафаэля Санти кем была? Бедой иль музой ?И истину нам про неё уж, не узнать, похоже,А он любил её и всё прощал- знать не была обузой.

© Валерий Сибиряк, 2010 г.

И напоследок еще несколько картин, посвященных Рафаэлю.

Paul Allais (French, 1827-1897), gravure d'après Nicaise de Keyser (Belgian, 1813-1887) L'Atelier de Raphaël Sanzio (La Renaissance à Rome). 1870 г. Musée Goupil, Bordeaux

Thomas Stothard (British, 1755-1834) The death of Raphael with "The Transfiguration" hanging behind his body, illustration a poem by Samuel Rogers (Смерть Рафаэля с "Преображением", висящим рядом с его телом, иллюстрация к поэме Сэмюэля Роджерса). 1830 г.

Johannes Riepenhausen (German, 1788-1860) The Death of Raphael. 1832 г. The Metropolitan Museum of Art

Francesco Diofebi (Italian, 1781-1851) The opening of Raphael’s grave in the Pantheon, 1833 (Открытие могилы Рафаэля в Пантеоне в 1833 году). 1836 г. Thorvaldsens Museum, Copenhagen

Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com

Форнарина - это... Что такое Форнарина?

Это статья о натурщице. Для информации о её портрете обратитесь к статье Форнарина (картина).

Форнарина (итал. La Fornarina, «Булочница») (к. XV — 1-я пол. XVI вв.) — полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути (итал. Margherita Luti), а своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-булочника (итал. fornarino).

Большинство элементов классического мифа о Форнарине сложились в XVIII—XIX вв. Достоверные свидетельства её существования все еще являются предметом исследования.

Биография и работы Рафаэля

Как соглашаются большинство искусствоведов[1], Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (1518—1519) и «Донна Велата» (1514—1515).

Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом «Сикстинской Мадонны», а также некоторых других женских образов Рафаэля римского периода (называют, например, «Мадонну делла Седия» и «Фригийскую сивиллу», а также фигуру в Станце д’Элиодоро и Психею на фреске виллы Фарнезины).

Основная версия истории её жизни гласит, что Форнарина была дочерью пекаря Франческо Люти из Сиены, жившего в Риме на Виа дель Говьерно Веккьо в районе Трастевере (где до сих пор показывают её дом с «окошком Форнарины»[2], Via Santa Dorotea 20). Как гласят полулегендарные рассказы, девушка была римской любовью художника, который встретил её случайно, влюбился, выкупил её у отца за 3000 золотых и снял ей виллу (как утверждают, в Via di Porta Settimiana)[3].

Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей на протяжении 12 лет, до самой смерти художника. Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждают, она не отличалась. В частности, отмечается, что она стала любовницей Агостино Киджи, для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина, а также обращала внимание на учеников художника. Источники указывают, что когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, этот священник потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным.

Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля (сплетня гласит, что ему стало плохо в её постели) достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок.

Второй вариант легенды о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью, их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.

Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где вскоре и умерла[4], хотя она могла уйти и сама. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.

В произведениях других мастеров

Именем Форнарины также традиционно обозначают два портрета, написанных учениками Рафаэля — Себастьяно дель Пьомбо и Джулио Романо. На протяжении нескольких веков они приписывались самому мастеру, и лишь позже их истинное авторство было установлено. На портрете работы Романо обнажённое тело натурщицы было «одето» в поздней записи в голубое платье, и лишь с помощью расчистки XX века его вернули в первозданное состояние.

Копиями рафаэлевской «Форнарины» являются т. н. «Форнарина Боргезе» (La Fornarina Borghese), написанная в 1530 г. Рафаэллино дель Колле и «Портрет женщины, называемый ла Форнарина, или Виктория Колонна» (Portrait of a Woman, Called La Fornarina or Vittoria Colonna), созданный в сер. XVI в. художником римской школы[5]. «Форнарина Боргезе» повторяет настоящую рафаэлевскую, но без пейзажного фона[6].

Сюжет изображения влюбленной пары «художник-натурщица» стал пользоваться вниманием живописцев XIX в. эпохи романтизма и историзма. Образ Форнарины с одноименного портрета Рафаэля использовал художник XIX в. Энгр в своих картинах «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), а также Франсуа Эдуар Пико в своем «Рафаэле и Форнарине». Изображение влюбленной пары можно найти и в ювелирных украшениях, например, 1880-х гг.[7] Серию рисунков на эту тему выполнил Пикассо[8] в 1968 г., сюжетом которых является изображение резвящейся парочки, за которой подглядывают папа римский, Микеланджело, и т. д., выглядывающие из-под кровати или из-за занавеси.

В опере А. С. Аренского «Рафаэль» Форнарина — главное действующее женское лицо[9]. В 1944 г. в Италии был снят фильм «Форнарина». Маргерита Лути — один из трёх персонажей французского эротического фильма 1979 г. «Три аморальные женщины» (Les Héroïnes du mal), реж. Валериан Боровчик.

Диана Хэгер в романе «Рубин Рафаэля» для построения конспирологической теории использует тот факт, что рентген позволил обнаружить на руке модели в картине «Форнарина» рубиновое кольцо, возможно обручальное, позже записанное.

Латышский писатель Зигмундс Скуиньш в 1964 г. написал роман «Форнарина».

Интересные факты

Легенда о смерти Рафаэля послужила источником язвительной остроты:

Ночью тяжело больной Рафаэль пробудился в тревоге — Форнарины нет рядом! Он поднялся и пошел искать ее. Обнаружив её в комнате своего ученика, выдернул из постели и потащил в спальню. По дороге его гнев сменился беспредельным желанием обладать ей сейчас же. Форнарина не сопротивлялась. И напрасно. Потому что во время этого буйного эротического действа художник умер. Любопытно, что подобная история уже в наше время приключилась с неким советским художником, и его коллега, думается, не без зависти, обронил по этому поводу: «Надо же, живописец был так себе, а умер как Рафаэль…» .

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Выставка raphaël, grâce et beauté, Musée du Luxembourg
  2. ↑ Пушкинская Италия
  3. ↑ Romolo nel Giardino della Fornarina
  4. ↑ Муратов. Ренессанс
  5. ↑ New York Times. In Raphael Exhibition, Women Do the Talking
  6. ↑ «Форнарина Боргезе»
  7. ↑ Брошь — камея «Портрет Рафаэля и его возлюбленной Форнарины»
  8. ↑ Raphael’s secret
  9. ↑ Синопсис оперы «Рафаэль»

dic.academic.ru

Форнарина (картина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1518 года

«Форнарина» (итал. La Fornarina) — картина Рафаэля, изображающая, как предполагают, его возлюбленную Форнарину.

Модель изображена полуобнажённой, в полупрозрачном одеянии, прикрывающей грудь в стыдливом движении скульптуры «Venus Pudica» («Стыдливая Венера»). Её руку украшает браслет с подписью художника «RAPHAEL URBINAS».

Очистки XXI века позволили выяснить, что прежде существовал пейзажный фон, заменённый Рафаэлем на миртовое дерево. Кроме того, руку модели украшало кольцо, позже записанное, что послужило почвой к возникновению различных гипотез об истинных отношениях между изображённой женщиной, предположительно, возлюбленной мастера Форнариной и художником. Считается, что эта же женщина изображена на другой картине Рафаэля — «Женщина с вуалью» (La velata).

Интересные факты

То, как Рафаэль написал грудь натурщицы (c пятном кожи голубого оттенка), служит примером различных научных спекуляций на тему, был ли у неё рак (ср. ту же тему с произведениями Рубенса).

Напишите отзыв о статье "Форнарина (картина)"

Ссылки

  • [fiacfoundation.org/HTML/projects/current/lafornarina.html О расчистке 2000 года]

Отрывок, характеризующий Форнарина (картина)

– Вы что, Nicolas? – Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям. Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных. – Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится. Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки. «Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку. Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.

wiki-org.ru

Описание картины Рафаэля Санти «Форнарина» Картины художников

Описание картины Рафаэля Санти «Форнарина»

Слово «Форнарина» в переводе означает «булочница», и им возлюбленная Рафаэля была обязана профессии своего отца. Существуют две версии легенды о ней. Первая гласит, что Рафаэль встретил её в Риме и влюбился без памяти. Выкупив девушку за 3000 золотых у её отца, он поселил её в специально купленной для неё вилле, и, каждый раз, когда бывал в Риме, посещал её.

Однако, Форнарина не отличалась верностью и часто заглядывалась на учеников художника и его заказчиков, что, впрочем, не помешало её оставаться его музой на протяжении двенадцати лет, до самой его смерти (злые языки утверждают, что умер Рафаэль как раз в её постели). После этого, получив наследство, она вела распутный образ жизни, но в старости покаялась и ушла в монастырь, где в бумагах указано её настоящее имя, а сама она указала себя, как вдову Рафаэля.

Вторая же версия гласит, что все, сказанное

в первой, неправда, что Форнарина была практически святой, и что всю жизнь хранила Рафаэлю верность, а сама любовь их была нежной и чистой, не омраченной ничем.

Точно сказать, как все было на самом деле, нельзя.

Даже «Форнарина» не может ничего прояснить. На ней девушка изображена сидящей под миртовым деревом. Она обнажена, но стеснительно и аккуратно прикрывается тонкой прозрачной тканью, что может быть как указанием на её характер, так и иронией художника над её образом жизни. На левом предплечье у неё широкий браслет с его именем, волосы убраны в сложную прическу.

Смотрит она чуть в сторону, лукаво улыбаясь, и в этом выражении лица чувствуется столько нежности, столько филигранной точности передачи, что сомнений в том, что уж Рафаэль-то её любил, не остается. Тело её чуть желтоватого оттенка, словно она освещена свечой или масляной лампой.

Воспевая её, Рафаэль воспевает и любовь в целом, её красоту и чистоту, которые не зависят от того, кто стал объектом любви.

Прислал: Никитина Алла . 2017-10-08 22:03:59

opisanie-kartin.iusite.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта