639 картин Эрнста Людвига Кирхнера - Часть 2. Кирхнер эрнст картины
639 картин Эрнста Людвига Кирхнера
639 - это точное, с немецкой пунктуальностью подсчитанное число картин художника, которые были удалены из музеевГермании в 1937 году, еще при жизни художника. 25 картин Кирхнера были отобраны для печально знаменитой"Выставки дегенеративного искусства". Ведомство доктора Геббельса поработало тогда на славу, выставка пользоваласьогромной пропулярностью, она объехала 13 городов, её посетили 3 миллиона зрителей.
Эрнст Кирхнер стоял у истоков немецкого экспрессионизма, можно любить или не любить экспрессионистов,но причислять их картины к дегенеративному искусству, изымать из музеев? И почему это случилось именно вГермании, только ли нацисты во всем виноваты? Вопросы, вопросы...
Кому помешали эти картины?
Из серии "Берлинские улицы"
Портрет Герды
Русская танцовщица
Вид Базеля
Во главе кампании по чистке музеев стоял Адольф Циглер, президент Имперской палаты изобразительных искусств.Возглавляемая им комиссия провела «чистку» фондов более ста музеев Германии. Вместе с работами Кирхнера быликонфискованы работы многих художников, включая Эмиля Нольде, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Георга Гросса,Эгона Шиле. В список попали также Пикассо, Гоген, Матисс, Сезанн, Жерико, Ван Гог. Всего более 16 тысячпроизведений.
Метаморфоза которая произошла с Циглером в общем-то характерна для Германии того времени.Учителем Циглера был известный приверженец модерна Angelo Jank. Не чужд модерна был и Циглер,одно время он был фанатичным почитателем искусства Франца Марка, но шли годы и постепеннохудожник превратился в монстра, устроившего разгром немецких музеев и отдающего приказы,запрещающие художникам работать.
На выставках теперь стали показывать только чистое "арийское" искусство, вроде опусов того же Циглера.
Адольф Циглер, Четыре элемента
Терпсихора
Современники Циглера очень обидно отзывались о местах, которые лучше всего удавались Циглеру в обнаженке.
Здесь можно подробнее познакомиться с работами Циглера:
http://saiferfan.livejournal.com/4166.html
А вот еще одна знаковая картина Циглера со странным названием, Die-polizei.Картина похоже символизирует идеальные арийские тела, подвергающиеся нападкам состороны расово неполноценных элементов.
Разве мог кто-то предвидеть эту позорную вакханалию в 1905-ом году, когда Кирхнер вместе Блёйлем,Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом образовал группу "Мост" (Die Brücke)?Позднее к к круппе присоединились Василий Кандинский, Август Маке, Алексей фон Явленский.
Групповой портрет участников группы Мост
Мост символизировал связь между старым классическим искусством и нарождающимсяновым искусством двадцатого века.
Уличная сценка перед парикмахерской
Автопортрет художника
С самого начала обстановка в студии была очень непринужденной, в качестве моделей использовалисьмолодые подружки художников, и главным лозунгом студии был "чем меньше одежды, тем лучше".Касалось это всех участников студии, включая гостей и самих художников.
Другим правилом было не позировать больше 15 минут, любой рисунок должен был быть закончен за это время.
Получалось очень даже неплохо!
"Ню" у Кирхнера явно повеселее, чем у приверженцев истинно арийского искусства.
Интермедия между частями, кошки на картинах Эрнста Кирхнера и его друзей
639 картин Эрнста Людвига Кирхнера - Часть 2
yablor.ru
639 картин Эрнста Людвига Кирхнера
Оригинал взят у virginian в 639 картин Эрнста Людвига Кирхнера639 - это точное, с немецкой пунктуальностью подсчитанное число картин художника, которые были удалены из музеевГермании в 1937 году, еще при жизни художника. 25 картин Кирхнера были отобраны для печально знаменитой"Выставки дегенеративного искусства". Ведомство доктора Геббельса поработало тогда на славу, выставка пользоваласьогромной пропулярностью, она объехала 13 городов, её посетили 3 миллиона зрителей.
Эрнст Кирхнер стоял у истоков немецкого экспрессионизма, можно любить или не любить экспрессионистов,но причислять их картины к дегенеративному искусству, изымать из музеев? И почему это случилось именно вГермании, только ли нацисты во всем виноваты? Вопросы, вопросы...
Кому помешали эти картины?
Из серии "Берлинские улицы"
Портрет Герды
Русская танцовщица
Вид Базеля
Во главе кампании по чистке музеев стоял Адольф Циглер, президент Имперской палаты изобразительных искусств. Возглавляемая им комиссия провела «чистку» фондов более ста музеев Германии. Вместе с работами Кирхнера быликонфискованы работы многих художников, включая Эмиля Нольде, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Георга Гросса,Эгона Шиле. В список попали также Пикассо, Гоген, Матисс, Сезанн, Жерико, Ван Гог. Всего более 16 тысячпроизведений.
Метаморфоза которая произошла с Циглером в общем-то характерна для Германии того времени.Учителем Циглера был известный приверженец модерна Angelo Jank. Не чужд модерна был и Циглер,одно время он был фанатичным почитателем искусства Франца Марка, но шли годы и постепенно художник превратился в монстра, устроившего разгром немецких музеев и отдающего приказы, запрещающие художникам работать.
На выставках теперь стали показывать только чистое "арийское" искусство, вроде опусов того же Циглера.
Адольф Циглер, Четыре элемента
Терпсихора
Современники Циглера очень обидно отзывались о местах, которые лучше всего удавались Циглеру в обнаженке.
Здесь можно подробнее познакомиться с работами Циглера:
http://saiferfan.livejournal.com/4166.html
А вот еще одна знаковая картина Циглера со странным названием, Die-polizei.Картина похоже символизирует идеальные арийские тела, подвергающиеся нападкам состороны расово неполноценных элементов.
Поправка!!! Эта картина оказалась написанной другим художником, Рихардом Циглером, однофамильцем Адольфа Циглера. Оставляю ее здесь, как "принадлежащую истории".Рихард Циглер очень интересный художник и заслуживает отдельного поста.
Разве мог кто-то предвидеть эту позорную вакханалию в 1905-ом году, когда Кирхнер вместе Блёйлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом образовал группу "Мост" (Die Brücke)?Позднее к к круппе присоединились Василий Кандинский, Август Маке, Алексей фон Явленский.
Групповой портрет участников группы Мост
Мост символизировал связь между старым классическим искусством и нарождающимся новым искусством двадцатого века.
Уличная сценка перед парикмахерской
Автопортрет художника
С самого начала обстановка в студии была очень непринужденной, в качестве моделей использовалисьмолодые подружки художников, и главным лозунгом студии был "чем меньше одежды, тем лучше".Касалось это всех участников студии, включая гостей и самих художников.
Другим правилом было не позировать больше 15 минут, любой рисунок должен был быть закончен за это время.
Получалось очень даже неплохо!
"Ню" у Кирхнера явно повеселее, чем у приверженцев истинно арийского искусства.
Интермедия между частями, кошки на картинах Эрнста Кирхнера и его друзей
639 картин Эрнста Людвига Кирхнера - Часть 2
history-of-art.livejournal.com
639 картин Эрнста Людвига Кирхнера
639 - это точное, с немецкой пунктуальностью подсчитанное число картин художника, которые были удалены из музеевГермании в 1937 году, еще при жизни художника. 25 картин Кирхнера были отобраны для печально знаменитой"Выставки дегенеративного искусства". Ведомство доктора Геббельса поработало тогда на славу, выставка пользоваласьогромной пропулярностью, она объехала 13 городов, её посетили 3 миллиона зрителей.Эрнст Кирхнер стоял у истоков немецкого экспрессионизма, можно любить или не любить экспрессионистов,но причислять их картины к дегенеративному искусству, изымать из музеев? И почему это случилось именно вГермании, только ли нацисты во всем виноваты? Вопросы, вопросы...
Кому помешали эти картины?
Из серии "Берлинские улицы"
Портрет Герды
Русская танцовщица
Вид Базеля
Во главе кампании по чистке музеев стоял Адольф Циглер, президент Имперской палаты изобразительных искусств.Возглавляемая им комиссия провела «чистку» фондов более ста музеев Германии. Вместе с работами Кирхнера быликонфискованы работы многих художников, включая Эмиля Нольде, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Георга Гросса,Эгона Шиле. В список попали также Пикассо, Гоген, Матисс, Сезанн, Жерико, Ван Гог. Всего более 16 тысячпроизведений.
Метаморфоза которая произошла с Циглером в общем-то характерна для Германии того времени.Учителем Циглера был известный приверженец модерна Angelo Jank. Не чужд модерна был и Циглер,одно время он был фанатичным почитателем искусства Франца Марка, но шли годы и постепеннохудожник превратился в монстра, устроившего разгром немецких музеев и отдающего приказы,запрещающие художникам работать.
На выставках теперь стали показывать только чистое "арийское" искусство, вроде опусов того же Циглера.
Адольф Циглер, Четыре элемента
Терпсихора
Современники Циглера очень обидно отзывались о местах, которые лучше всего удавались Циглеру в обнаженке.
Здесь можно подробнее познакомиться с работами Циглера:
http://saiferfan.livejournal.com/4166.html
А вот еще одна знаковая картина Циглера со странным названием, Die-polizei.Картина похоже символизирует идеальные арийские тела, подвергающиеся нападкам состороны расово неполноценных элементов.
Разве мог кто-то предвидеть эту позорную вакханалию в 1905-ом году, когда Кирхнер вместе Блёйлем,Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом образовал группу "Мост" (Die Brücke)?Позднее к к круппе присоединились Василий Кандинский, Август Маке, Алексей фон Явленский.
Групповой портрет участников группы Мост
Мост символизировал связь между старым классическим искусством и нарождающимсяновым искусством двадцатого века.
Уличная сценка перед парикмахерской
Автопортрет художника
С самого начала обстановка в студии была очень непринужденной, в качестве моделей использовалисьмолодые подружки художников, и главным лозунгом студии был "чем меньше одежды, тем лучше".Касалось это всех участников студии, включая гостей и самих художников.
Другим правилом было не позировать больше 15 минут, любой рисунок должен был быть закончен за это время.
Получалось очень даже неплохо!
"Ню" у Кирхнера явно повеселее, чем у приверженцев истинно арийского искусства.
Интермедия между частями, кошки на картинах Эрнста Кирхнера и его друзей
639 картин Эрнста Людвига Кирхнера - Часть 2
yason.livejournal.com
639 картин Эрнста Людвига Кирхнера
Ссылка на первую часть
Интермедия между частями, кошки на картинах Эрнста Кирхнера и его друзей
Поначалу все у художников группы Мост шло хорошо, "вечерние сессии" с моделями, передвижные выставки по всем городамГермании, успех у публики и летний отдых в "домах творчества" на знаменитых озерах Морицбурга.
Наконец, участие в 1912-ом году в знаменитой выставке Sonderbund (Специальная лига художников и любителей искусствазапада Германии).
На этой выставке Кирхнер познакомился с художником и организатором швейцарской секции, Куно Амье (Cuno Amiet).
Знакомство с Куно Амье имело далеко идущие последствия, именно с него началось знакомство Кирхнера с Швейцарией,которая позже стала его вторым домом.
В те ветхозаветные времена про политкорректность еще не знали,эта картина называется "Три обнаженных негра", точнее "Один негри две негритянки", если я разглядел правильно
Ну, здесь уже без ошибки, картина называется "Танец двух негритянок"
Женщина в шляпе
Додо, любимая модель Эрнста Кирхнера
Эта приятная картинка называется "Милли заснула".
А эти купальщицы явно навеяны воспоминаниями о прекрасном времени,проведенном на озерах Морицбурга.
В этом же 1912-ом году Кирхнер знакомится с сестрами Шиллинг, Гердой и Эрной
Сначала у Кирхнера завязался роман с девятнадцатилетней Гердой, затем – с двадцативосьмилетней Эрной,а в промежутке с ними обеими. В итоге всех этих меняющихся отношений старшая сестра сталадля Кирхнера музой, моделью и любимой женщиной до конца его жизни.
Эрна с японской ширмой
А это Додо с большим японским веером.
Обе модели любили позировать с японской атрибутикой, но, как нетрудно догадаться,особо теплых чувств друг к другу не испытывали.
Много позднее, в 1915-ом году Кирхнер нарисовал символическую картину,"Танец между двумя женщинами".
Ушлые искусствоведы нашли, что Додо на этой картине слева, а Эрна справа.Художник повернулся в сторону той, с кем его сердце успокоилось, то есть Эрны.
Но так было не всегда, на этой картине, "Школа Танцев", на плечо Кирхнерасклоняется таки Додо, а Эрна стоит в сторонке.
Я нашел еще одну картину, более раннюю, "Суд Париса".
Я конечно не искусствовед, но центре явно Додо, справа Эрна, но тут художникеще не определился. Фигура слева остается загадкой и требует дальнейшего исследования.
Ну что тут скажешь, богема...
После 1912-го года наступил 1913-ый, последний предвоенный год, пиковый год в становлении искусства нового,двадцатого века.
События этого года хорошо описаны в книге Флориана Иллиеса, 1913, Лето целого века.
К сожалению, 1913-ый оказался "пиковым" и для группы Мост, и виноват в этом никто иной как сам Кирхнер.В мае 1913-го он опубликовал "Хроники группы Мост", в которых он описал историю группы и свою рольв ее создании. Остальные члены группы с историей и особенно с тем, как Кирхнер описывал свою рольв создании Моста, почему-то не согласились. Группа распалась и у каждого художника началась своясобственная жизнь, каждый пошел своей дорогой.
1913-ый год был отмечен появлением знаменитой серии "Улицы Берлина".
1914-ый год начался с нескольких успешных персональных выставок и новых знакомств с людьми искусства,философами и учеными, которые стали близкими друзьями Кирхнера. Начиная с лета стали сгущаться тучивойны, одновременно ухудшалось и состояние здоровья Кирхнера, с началом войны он стал злоупотреблятьпечально знаменитым абсентом и сильнодействующими таблетками.
Автопортрет с абсентом (Der Trinker)
Кирхнер панически боялся войны и быть призванным в армию. Страх, который он пытался заглушитьалкоголем, довлел над ним и приводил к нервным срывам. В армию были призваны многие художники,в том числе Август Маке и Франц Марк. Молох войны требовал все больше и больше жизней.В 1915-ом году Кирхнер записался добровольцем в артиллерийский полк, надеясьчто его не отправят простым пехотинцем в верденскую мясорубку.
Продолжение следует...
braille-teeth.livejournal.com
Эрнст Людвиг Кирхнер
Эрнст Людвиг Кирхнер
Кирхнер Эрнст Людвиг (* 6 мая 1880 г., Ашаффенбург - 15 июня 1938 г., Фрауэнкирхе-Вильдбоден у Давос ( Швейцария) - немецкий художник, экспрессионист.
Был лидером группы "Мост" в Дрездене с 1905 и в Берлине с 1911.
Биография
По окончанию обучения, между прочим в Debschitz-Schule в Мюнхене в 1903-1904 годах, Кирхнер в 1905 году вместе с Эрихом Гекель (Erich Heckel), Фриц Блейлем (Fritz Bleyl) и Карла Шмидта-Ротлуфа (Karl Schmidt-Rottluff) становится членом дрезденского художественного объединения "Мост" (Die Brcke ). В это время он, с художника, который стал под влиянием импрессионизма, развивается в экспрессиониста. В этот ранний творческий период Кирхнер рисовал прежде акты, портреты, цирковые и театральные сцены. В его дрезденских работах, включая живопись и резьба по дереву, чувствуется влияние африканского и средневекового искусства.
По 1911 год он живет в Дрездене, и из-за недостатка успеха конце переезжает в Берлин. Здесь он знакомится со своей новой спутницей жизни Эрною Шиллинг (Erna Schilling). В Берлине на первых порах ему велось не намного лучше. Но в его картинах заметное изменение. Округлые формы становятся острыми, кутястимы, штрихи гораздо нервными, цвета теряют яркость, постепенно превращаясь в мертвенно-бледные. Он начинает рисовать уличные сценки. Сегодня именно эти картины Кирхнера пользуются наибольшим спросом на художественном рынке. Во время своего пребывания на острове Fehmarn Кирхнер создает много картин, изображающих побережье острова, например в местности Staberhuk.
В 1913 году Кирхнер создает хронику "Моста", в которой он слишком сильно подчеркивает своей роли в объединении. Начинается ссора с другими остались между членами, в результате которой Кирхнер покидает группу. Это привело окончательный распад объединения.
В начале Первой Мировой войны художник соглашается добровольцам и становится водителем артиллерийского полка. Весной 1915 года художника в качестве рекрута посылают в Галле (Halle (Saale). Лишь несколько месяцев ему удается выдерживать муштру, затем он получает отпуск и нервный срыв. Кирхнер впадает в зависимость от медикаментов (сначала это веронал, позже морфий). Он лечится в Германии у врачей-психологов, но без заметного успеха. Первые пребывания в санаториях художника, который не имеет собственных средств, финансируемых теми немногими музейными работниками и сборщиками произведений искусства, которые обратили внимание на его творчество (Ernst Gosebruch, Karl Ernst Osthaus, Botho Graef, Carl Hagemann).
В 1917 году он переезжает в Швейцарии, в окрестности Давос (Davos). В то время как он, страдая от проявлений паралича, уже не имеет надежды когда-нибудь снова смочь рисовать, в Бериний его верная спутница Эрна, путем активных продаж, закладывает основы его успеха и будущей финансовой независимости. В Давосе им занимается доктор Луис Шпенглер (Dr. Lucius Spengler) и, особенно, жена Шпенглера Елена. Неумолимой жесткости врача и собственной железной воле благодаря Кирхнер тем, что в 1921 г. он лишается медикаментозной зависимости. Это стало началом относительно стабильноги, учитывая состояние здоровья, фазы в жизни художника.
В этот период сказывается видлюдковистю и депрессиями художника, он создает много ландшафтов. Только изредка Кирхнер наведывается на родину. Между тем его искусство получает международное признание. Живописный стиль Кирхнера делается, начиная от 1925 рокувсе более плащинним, в конце двадцатых годов художник развивает очень личный, все время предметный, но сильно отвлеченный стиль. Запланированное заказ на большой настенная живопись в Музее Фолькванга (Museum Folkwang) в Эссене плодотворно сказалось на его позднем творчестве, хотя, к сожалению, сорвался из-за человеческих разногласий между заказчиком Эрнстом Гозебрухом (Ernst Gosebruch) и художником. В последние годы жизни Кирхнера возникают менее абстрагированы, но сильно обозначены проблематикой светло-тени, конструируемые-предметные композиции.
После прихода к власти национал-социалистов в Германии был удален из музеев и конфисковано 639 произведения Кирхнера. Некоторые произведения художника были показаны на глумливый выставке "выродившееся искусство" ("Entartete Kunst"). (Некоторые из этих произведений были затем показаны в рамах выставок documenta 1 ( 1955), documenta II ( 1959) и documenta III 1964 в Касселе).
До недавнего времени в литературе о Кирхнера бытовало мнение, что художник покончил с жизнью 15 июня 1938 в Давосе выстрелом в сердце, потому что он был пораженным глумлением над его произведениями в Германии. Между тем из его переписки художника с его врачом доктором Фредериком Бауэром (Dr. Frdric Bauer) стало известно, что начиная от 1932 года Кирхнер снова был зависим от морфия. Возможно, самоубийство художника имело связь с резким снижением дозы морфия в 1938 году.
Галерея работ
|
nado.znate.ru
639 картин Эрнста Людвига Кирхнера
639 - это точное, с немецкой пунктуальностью подсчитанное число картин художника, которые были удалены из музеевГермании в 1937 году, еще при жизни художника. 25 картин Кирхнера были отобраны для печально знаменитой"Выставки дегенеративного искусства". Ведомство доктора Геббельса поработало тогда на славу, выставка пользоваласьогромной пропулярностью, она объехала 13 городов, её посетили 3 миллиона зрителей.Эрнст Кирхнер стоял у истоков немецкого экспрессионизма, можно любить или не любить экспрессионистов,но причислять их картины к дегенеративному искусству, изымать из музеев? И почему это случилось именно вГермании, только ли нацисты во всем виноваты? Вопросы, вопросы...
Кому помешали эти картины?
Из серии "Берлинские улицы"
Портрет Герды
Русская танцовщица
Вид Базеля
Во главе кампании по чистке музеев стоял Адольф Циглер, президент Имперской палаты изобразительных искусств.Возглавляемая им комиссия провела «чистку» фондов более ста музеев Германии. Вместе с работами Кирхнера быликонфискованы работы многих художников, включая Эмиля Нольде, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Георга Гросса,Эгона Шиле. В список попали также Пикассо, Гоген, Матисс, Сезанн, Жерико, Ван Гог. Всего более 16 тысячпроизведений.
Метаморфоза которая произошла с Циглером в общем-то характерна для Германии того времени.Учителем Циглера был известный приверженец модерна Angelo Jank. Не чужд модерна был и Циглер,одно время он был фанатичным почитателем искусства Франца Марка, но шли годы и постепеннохудожник превратился в монстра, устроившего разгром немецких музеев и отдающего приказы,запрещающие художникам работать.
На выставках теперь стали показывать только чистое "арийское" искусство, вроде опусов того же Циглера.
Адольф Циглер, Четыре элемента
Терпсихора
Современники Циглера очень обидно отзывались о местах, которые лучше всего удавались Циглеру в обнаженке.
Здесь можно подробнее познакомиться с работами Циглера:
http://saiferfan.livejournal.com/4166.html
А вот еще одна знаковая картина Циглера со странным названием, Die-polizei.Картина похоже символизирует идеальные арийские тела, подвергающиеся нападкам состороны расово неполноценных элементов.
Разве мог кто-то предвидеть эту позорную вакханалию в 1905-ом году, когда Кирхнер вместе Блёйлем,Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом образовал группу "Мост" (Die Brücke)?Позднее к к круппе присоединились Василий Кандинский, Август Маке, Алексей фон Явленский.
Групповой портрет участников группы Мост
Мост символизировал связь между старым классическим искусством и нарождающимсяновым искусством двадцатого века.
Уличная сценка перед парикмахерской
Автопортрет художника
С самого начала обстановка в студии была очень непринужденной, в качестве моделей использовалисьмолодые подружки художников, и главным лозунгом студии был "чем меньше одежды, тем лучше".Касалось это всех участников студии, включая гостей и самих художников.
Другим правилом было не позировать больше 15 минут, любой рисунок должен был быть закончен за это время.
Получалось очень даже неплохо!
"Ню" у Кирхнера явно повеселее, чем у приверженцев истинно арийского искусства.
Интермедия между частями, кошки на картинах Эрнста Кирхнера и его друзей
639 картин Эрнста Людвига Кирхнера - Часть 2
ru-musagetes.livejournal.com
Кирхнер, Эрнст Людвиг - Gpedia, Your Encyclopedia
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кирхнер.Эрнст Людвиг Кирхнер (нем. Ernst Ludwig Kirchner; 6 мая 1880, Ашаффенбург — 15 июня 1938, Фрауенкирх-Вильдбоден возле Давоса) — немецкий художник, график и скульптор, представитель экспрессионизма.
Биография
Групповой портрет участников группы «Мост». 1926—1927Родился 6 мая 1880 года в Ашаффенбурге в семье инженера-химика Эрнста Кирхнера. В 1901 году окончил гимназию в Хемнице и поступил на факультет архитектуры Высшей технической школы в Дрездене. Здесь он познакомился с Фрицем Блейлем, разделявшим его интерес к живописи[5]. В 1903-04 гг. Кирхнер учился в Высшей технической школе в Мюнхене, а также посещал Учебно-экспериментальную мастерскую свободного и прикладного искусства фон Дебшица и Обриста. В 1905 году он вернулся в Дрезден, где получил диплом архитектора.
В 1905 году четыре студента архитектурного факультета Высшей технической школы в Дрездене — Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф — образуют группу «Мост» (Die Brücke), с которой началось становление немецкого экспрессионизма. 7 июня считается днём основания группы. Название было предложено Хеккелем; идеологом группы стал Кирхнер. Он сформулировал общую концепцию нового творческого союза: основополагающим принципом его эстетики стало отрицание материалистического мировоззрения, реализма, импрессионизма и стиля модерн[6].
В 1906 году Кирхнер пишет программу группы. Летом 1907 года вместе с Максом Пехштейном едет в Гоппельн возле Дрездена, где много рисует. В 1908 году работает на острове Фемарн. В 1909—1911 годах ездит рисовать на Морицбургские пруды. В конце 1906 г. появляются первые портреты кисти Кирхнера, на которых изображена его подруга жизни Додо (Дорис Гроссе). В этот период он также открывает для себя новую тему — жизнь варьете и цирков — которую будет разрабатывать в последующие несколько лет[5].
В 1910—1911 годах состоит в группе художников «Новый сецессион[de]». В октябре 1911 года переезжает в Берлин и знакомится с Эрной Шиллинг, впоследствии ставшей гражданской женой Кирхнера. Тогда же основывает с Максом Пехштейном институт «Современного преподавания живописи» («МИУМ»)[5]. В его живописи появляются новые темы: жизнь большого города, его улицы и архитектура, человеческие типы, характерные для столицы[7].
В 1913 написанная Кирхнером «Хроника художественной группы „Мост“» приводит к распаду группы. В «Хронике», по мнению товарищей Кирхнера по объединению, он излишне подчёркивал собственную роль в создании «Моста»; в итоге между художниками возникла ссора, повлёкшая за собой уход Кирхнера из группы.
В 1914 году Кирхнер участвует в художественной выставке в Кёльне. С началом Первой мировой войны он уходит добровольцем на фронт, но уже через два месяца его временно отстраняют от службы и помещают на лечение в психиатрическую больницу. Война казалась художнику «кровавым карнавалом», и он пытался справиться с приступами паники с помощью алкоголя и морфина[8]. В 1915 был комиссован из армии из-за болезни лёгких и направлен на лечение в санаторий в Кёнигштейне. В 1917 переезжает на жительство и лечение в Швейцарию и живёт в Штафельальпе близ Давоса; затем, до октября 1918 года, проходит лечение в санатории в Кройцлингене. С 1918 г. поселяется в местечке Фрауэнкирхе под Давосом и пишет альпийские пейзажи в экспрессионистском стиле[8].
1919—1920 гг. были для Кирхнера благоприятным периодом: его здоровье улучшилось, он много работал, в Германии и Швейцарии прошли выставки его работ. 1922 год стал началом совместной работы с Лизой Гуйер.
В 1923 Кирхнер организует большую выставку работ в Базеле. В это же время он работает над иллюстрациями к книге поэта Георга Гейма «Umbra Vitae». В 1925/26 совершает большое путешествие по Германии (Франкфурт-на-Майне, Хемниц, Дрезден, Берлин). В 1929 году посещает Эссен, Берлин и Франкфурт-на-Майне.
В 1930 г. Кирхнер становится членом Прусской академии искусств[de] в Берлине. В 1933 г. в Берне состоялась первая ретроспектива его работ[7]. В это же время в Германии пришедшие к власти нацисты жёстко критикуют и изымают из музеев работы самого Кирхнера и его товарищей по объединению «Мост». Кирхнер воспринимает это крайне болезненно, так как одной из главных целей «Моста» было именно развитие германского искусства, а своё творчество Кирхнер считал его квинтэссенцией[8].
В 1937 художник был причислен нацистами к представителям так называемого «дегенеративного искусства». 639 его работ были удалены из немецких музеев; часть их была уничтожена. 25 картин Кирхнера демонстрировались на показательной выставке «дегенеративного искусства», которое лично Гитлер объявил «оскорблением нации».
В 1938 г. Кирхнер продолжал работать, но его здоровье, душевное и физическое, неуклонно ухудшалось. 15 июня 1938 г. измученный болезнью и пристрастившийся к наркотикам художник совершает самоубийство в собственном доме во Фрауэнкирхе. Его гражданская жена Эрна Шиллинг получает разрешение до самой смерти (2 октября 1945 г.) носить фамилию Кирхнер.
Творчество
«Потсдамская площадь в Берлине». 1914Эрнст Людвиг Кирхнер вошёл в историю живописи как основатель одного из наиболее заметных явлений художественной жизни начала XX века — экспрессионизма. Его полотна отличаются ярким колоритом, угловатыми контурами и сильнейшим драматическим напряжением[9]. По мнению немецкого искусствоведа Норберта Вольфа, «по эмоциональной напряжённости работ Кирхнер превосходит всех прочих художников XX века»[10].
Свой творческий путь Кирхнер начинал под влиянием Ван Гога и Матисса[10]. Он немало экспериментировал и с вангоговскими мазками, и с яркими цветовыми пятнами Матисса, учась при этом сохранять баланс между спонтанной экспрессией и сознательным контролем над изобразительными средствами[10]. Кроме того, Кирхнер проявлял интерес к искусству народов Африки и Океании, заимствуя некоторые приёмы примитивного искусства.
Летом 1905 г. в творчестве Кирхнера наступил переломный момент: именно в это время он и его товарищи становятся зачинателями нового движения. Программа созданной ими группы «Мост» призывала всех прогрессивных людей искусства объединиться и воплотить в жизнь революционные художественные принципы[11]. Однако молодые экспрессионисты, бунтовавшие против всего косного и отжившего, не отвергали полностью наследие прошлого. Они высоко ценили творчество Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Маттиаса Грюневальда, постимпрессионизм, фовизм и т. д.
Постепенно Кирхнер вырабатывает свою собственную систему приёмов и манеру письма. Он отказывается от иллюзорного пространства и стремится к плоскостной трактовке предметов, их непременной деформации[12]. Его композиции изобилуют резкими цветовыми диссонансами; он тяготеет к стилизации и сокращению арсенала визуальных средств[10]. Картины, по его мнению, суть не просто изображения определённых предметов, а самостоятельные существа из линий и красок, которые похожи на свои прототипы ровно настолько, сколько требуется, чтобы сохранялся ключ к пониманию изображённого.
Один из основных жанров творчества Кирхнера — городской пейзаж. Его пейзажи тревожны и проникнуты ощущением надвигающейся катастрофы. Широко известна картина 1914 г. «Потсдамская площадь в Берлине», написанная в холодных чёрно-зелёных тонах и изображающая берлинских проституток. Удлинённые пропорции женских силуэтов перекликаются с острыми треугольниками тротуаров и стен; на заднем плане красным пятном выделяются стены Потсдамского вокзала. Жёсткая, гротескная манера письма отражает внутреннюю сущность мегаполиса. Сцены природы в творчестве Кирхнера также далеки от идилличности: в них чувствуется некая неопределённость, тревожность, ощущения прервавшейся связи времён[9]. С годами Кирхнер всё меньше обращался к натуре; стиль его тяготел к абстракции.
Известные полотна
- «Зелёный дом» 1907 Вена, музей Современного искусства
- «Марселла» 1909/10 Стокгольм, Модерна Музеет
- «Спящая Милли» 1911 Бремен, Художественный музей
- «Женское ню со шляпой» 1911 Кёльн, музей Людвиг
- «Цирковая наездница» 1912 Мюнхен, Новая Пинакотека
- «Две женщины за стиркой» 1913 Франкфурт-на-Майне, Городская галерея при институте искусств
- «Улица» 1913 Нью-Йорк, музей Современного искусства
- «Берег Фемарна» 1913 Дармштадт, Гессенский ландесмузей
- «Автопортрет» 1914 Берлин, музей Брюкке
- «Женщины на улице» 1915 Вупперталь, музей Фон-дер-Хойдт
- «Подъём в Альпах» 1918/19 Санкт-Галлен, Музей искусств.
- «Автопортрет с кошкой» 1920 Кембридж (Массачусетс), музей искусств Гарвардского университета
- «Альпийское воскресенье; У колодца» 1923/24 Берн, Музей искусств
- «Кафе в Давосе» 1928 Кассель, Новая Галерея
- «Наездница» 1931/32 Давос, музей Кирхнера.
Примечания
- ↑ 1 2 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
- ↑ 1 2 Ernst Ludwig Kirchner
- ↑ Ernst Ludwig [Marsalle, Louis de Kirchner]
- ↑ Кирхнер Эрнст Людвиг // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ 1 2 3 100 художников, 1999, с. 64.
- ↑ Энциклопедия модернизма, 2002, с. 91.
- ↑ 1 2 100 художников, 1999, с. 65.
- ↑ 1 2 3 Норберт Вольф, 2006, с. 56.
- ↑ 1 2 Энциклопедия модернизма, 2002, с. 103.
- ↑ 1 2 3 4 Норберт Вольф, 2006, с. 54.
- ↑ Норберт Вольф, 2006, с. 16.
- ↑ Энциклопедия модернизма, 2002, с. 102.
Литература
- A. Boelke-Heinrichs, A. Czock, J. Dilling, B. Esser, A. Feise. 100 художников XX века / Редактор Е.В. Белиоглов. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — 210 с. — ISBN 5-8029-0037-7.
- Вольф Н. Экспрессионизм. — Москва: Арт-Родник, 2006. — С. 54-56. — 95 с.
- Рычкова Ю.В. Энциклопедия модернизма. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 102-103. — 224 с. — ISBN 5-04-009359-4.
- A.Henze: Ernst Ludvig Kirchner.Leben und Werk, Stuttgart 1980
- N.Wolf: Kirchner, Bonn 2003
- D.Elger: Expressionismus, Köln 2007
Ссылки
www.gpedia.com