Нико Пиросмани и актриса Маргарита. Пиросмани маргарита картина
Миллион алых роз. Легенда о художнике, достойная быть правдивой | История | Cвободное время
«Жил-был художник один, / Домик имел и холсты, / Но он актрису любил, / Ту, что любила цветы. / Он тогда продал свой дом, / Продал картины и кров / И на все деньги купил / Целое море цветов…» Мало кто знает, что знаменитый хит Аллы Пугачевой посвящен грузинскому художнику Нико Пиросмани и его любви к французской актрисе Маргарите де Севр, гастролировавшей в Тифлисе.
Нико Пиросмани. Фото: Фото из открытых источниковМесто для чувств
Жизнь Нико Пиросмани окружена легендами, которые слагали его друзья и почитатели. Одна из них - о страсти бедного художника к актрисе, подарившего ей миллион роз, - стала символом бескорыстной безответной любви. На самом деле эта история - очень в духе Пиросмани, которого считали человеком не от мира сего. Ему сложно было найти свое место в обыденной жизни. Единственное, что ему нравилось, - рисовать. Он никогда не учился живописи, не знал анатомии и не имел представления о перспективе - впоследствии его назвали «примитивистом» и «представителем наивного искусства». Этих слов он тоже, разумеется, не знал. Пиросмани просто рисовал как умел, как видел, как чувствовал, так, как рисуют дети - не рукой, а сердцем.
Нико родился в 1862 году в бедной крестьянской семье на востоке Грузии. Он сызмальства помогал отцу возделывать землю, а едва выпадала свободная минутка, мчался домой, где его ждали огрызок карандаша и обрывок бумаги. Ребенок старательно выписывал различную утварь, животных, людей - в нем просыпался художник.
После смерти родителей сироту пригрела богатая армянская семья Калантаровых, у которых отец Нико работал садовником в последние годы жизни. Опекуны забрали мальчика в Тифлис (нынешний Тбилиси). И тех пор имена Пиросмани и города неразрывно связаны - легенды о любимом Нико горожане передают из поколения в поколение.
Калантаровы очень привязались к Нико и с гордостью демонстрировали гостям творения приемного сына. Мальчик тоже питал к благодетелям нежные чувства, а особенно пылкие - к старшей дочери Калантаровых Элизабет. Нико прожил в приемной семье почти 15 лет. И, когда ему исполнилось 27 лет, он решился открыть свое сердце Элизабет и попросил ее руки. И тут стало ясно, что даже общее детство и долгие годы жизни под одной крышей не разрушили сословных барьеров. Юноше дали понять, что крестьянскому сыну без гроша в кармане не пристало мечтать о богатой наследнице… Отказ девушки глубоко ранил Нико. Он не мог больше оставаться в ставшем чужим доме среди людей, не желавших признать его ровней, и отправился куда глаза глядят. С того дня он больше ни разу не виделся с Калантаровыми.
Один в толпе
Нико перебивался случайными заработками и мечтал открыть живописную мастерскую, чтобы зарабатывать на жизнь любимым делом. Но заказчики не спешили к нему. Тогда Пиросмани на все деньги открыл молочную лавку - правда, вести дела в ней он попросил давнего друга, а сам всецело отдался живописи. Он без устали писал картины и продавал их часто за столь ничтожную сумму, что она не покрывала даже расходов на краску.
Жители Тифлиса искренне полюбили художника, у него появилось множество друзей. Немногословный и довольно замкнутый, в кругу приятелей Нико преображался и был готов вести долгие беседы. Но иногда он вдруг замолкал, становился задумчивым, его взгляд устремлялся вдаль. Потом он поднимался в мастерскую, где рождалось очередное творение.Тифлис в начале ХХ века славился как место, где можно было увидеть выступления многих европейских знаменитостей. В марте 1909 года на улицах города появились афиши, зазывавшие публику на гастроли французского театра миниатюр «Бель вю». «Изюминкой» представления было выступление прекрасной танцовщицы и певицы Маргариты де Севр. Пиросмани в тот вечер пировал с друзьями в Ортачальском саду, а затем они все вместе отправились в варьете. Нико вошел в зал… и замер. На сцене пела и танцевала изящная девушка с чарующим нежным голосом, искрящимися глазами и осиной талией. Француженка сразила Пиросмани наповал. «Не женщина - жемчужина из драгоценного ларца!» - воскликнул он. После концерта, будто на что-то решившись, Нико покинул приятелей и скрылся. Друзья художника и предположить не могли, что он задумал.
Душистый дар
Утром следующего дня Тифлис замер в удивлении, не понимая, что происходит. По улице тянулась процессия, окутанная дивным ароматом. Девять повозок везли к гостинице, где жила Маргарита, охапки цветов. Подъехав к дому, возницы стали неспешно сгружать свой необычный груз. Через несколько мгновений мостовая превратилась в дивный цветистый ковер.
«Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен…Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень… Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник... Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов - от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов», - так описал необычный дар художника Константин Паустовский в своей «Повести о жизни». Легенда эта жила в памяти горожан, и они спустя десятилетия охотно делились воспоминаниями о своем любимце Нико, дополняя их все новыми подробностями.
Крах мечты
Чтобы купить все цветы в городе для любимой женщины, художник продал свою лавку и стал нищим. Но его мечта о любви вновь рассыпалась в прах, а без нее жизнь Нико потеряла смысл. Он скитался по улицам Тифлиса, ночевал у добрых людей, а иногда и вовсе на улице. Художник начал сторониться людей и больше ни с кем не вел задушевных бесед. Постоянные лишения, холод и голод сделали свое дело - Нико тяжело заболел. Пиросмани отвезли в больницу, где он и умер 5 мая 1918 года. Похоронили художника как безвестного бедняка, могила его утеряна.
Толпы любителей живописи стекались во дворец. Была среди них пожилая женщина, которая замерла перед картиной «Актриса Маргарита». Она все смотрела и смотрела, а потом наклонилась и поцеловала полотно. Это была Маргарита де Севр. Любимая женщина Нико Пиросмани посещала выставку каждый день - она подолгу стояла у своего портрета, и слезы текли по ее щекам…
Ольга ГРАЖИНА
www.aif.by
Нико Пиросмани и актриса Маргарита — НОВОСТЬ.ge
Ланский Валерий. Наивный художник Нико Пиросмани и актриса Маргарита
Вот она, героиня прекрасной легенды, вдохновившей Андрея Вознесенского на написание хита «Миллион алых роз».Актриса парижского театра миниатюр «Бель Вю» Маргарита де Севр.
В начале 1900-х она гастролировала в Тифлисе, где покорила сердце нищего художника Нико Пиросмани. Тогда и произошла эта чудесная история с цветами, которую спустя десять лет после смерти Нико записал со слов тифлисцев Константин Паустовский.Побывав в Тифлисе он влюбился в картинки Пиросмани и рассказал о бродячем грузинском живописце в своей книге «Повесть о жизни».
Маргарита де Севр
«Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии…Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен…Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашечке скрывалась маленькая, как песчинка, капля холодной влаги… Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник – его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионыи розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов – от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов.
Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам. Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита — еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, — обняла Пиросмани за худые, больные плечи и прижалась к его старому чекменю.
— Почему, — спросила Маргарита, задыхаясь, — почему ты подарил мне эти горы цветов в день своего рождения? Я ничего не понимаю, Нико. Пиросмани не ответил. Но Маргарита всем существом, всеми нервами, всей кровью, бившейся в ее теле, поняла и без его ответа силу его любви и впервые крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей — жителей тифлисского квартала Сололаки.
Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу. Потому что все знали, что Пиросмани любил Маргариту, но она совсем не любила его, а только жалела за его горькую и неудачную жизнь».
К слову, Пугачева самую свою знаменитую песню терпеть не могла. На репетициях она ругалась с Вознесенским: текст ей не подходил, музыка казалась примитивной.Тем не менее, пластинка оказалась самой продаваемой из всех записанных Аллой. К концу 1983 года тираж «Миллиона роз» достиг 6 000 000 экземпляров.А Пугачева по-прежнему продолжала выключать приемник, когда слышала ее по радио: «Я упиралась рогом на «миллион роз». Как я ее не любила! Чем больше я ее не любила, тем популярнее она становилась…»
Кореянки исполняют «Миллион алых роз».
13 мая 2012 годаНародный блогер http://sadalskij.livejournal.com/
Facebook comments:
novost.ge
Легенды старого Тбилиси - Цветы для актрисы Маргариты - Весь мир
Миллион алых розРаймонд Паулс на стихи Андрея ВознесенскогоПоёт - Алла Пугачёва
Как и из чего рождаются легенды? Да так же, как и слухи, - практически из ничего.А вы слышали?А вы видели?А вы знаете, мой знакомый сказал...
А потом каждый последующий рассказчик добавляет свои детали, и уже никто не сможет сказать, с чего же всё это началось.
Так писатель Константин Георгиевич Паустовский в конце 20-х годов прошлого века побывал в Тбилиси, где повсюду висели жестяные вывески, расписанные рукой художника-самоучки Нико Пиросманашвили (Пиросмани), которые произвели на писателя сильное впечатление. Здесь же, в Тбилиси, он услышал рассказ о несчастливой любви художника к заезжей французской артистке по имени Маргарита де Севр. А может, она была вовсе никакая и не француженка, а просто взяла себе звучное иностранное имя, как это часто делали артисты.Как любой писатель, Паустовский не смог пройти мимо этой романтической истории и вставил её в свою "Повесть о жизни" (часть "Бросок на юг"). Портрет актрисы Маргариты Нико Пиросмани
А потом поэт Андрей Вознесенский, под впечатлением от прочитанной книги Паустовского, написал своё стихотворение "Миллион роз", в котором все цветы, подаренные бедным художником своей возлюбленной, превратились исключительно в розы, причём алые. А самому художнику, чтобы их купить, пришлось продать дом и холсты - не беда, что у Нико Пиросмани никогда не было дома и писал он свои картины либо на жести (вывески), либо на клеёнке.
А потом стихи Вознесенского соединились с музыкой композитора Раймонда Паулса - так появилась известная песня "Миллион алых роз", хотя изначально эту музыку композитор написал на стихи совсем другого поэта и тема песни была иной.
А потом эту песню спела Алла Пугачёва и песня стала знаменитой не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. К примеру, во Вьетнаме она звучала изо всех радиоприёмников, магнитофонов и телевизоров, что подтолкнуло одного студента к мысли о том, чтобы при помощи большого количества красных роз объясниться в любви одной замечательной девушке. Парень насобирал денег и купил 602 розы. Рано утром он отправился в район моста, по которому каждое утро его любимая автобусом ехала в университет. Из 601-ой розы он выложил на насыпи под мостом своё признание в любви, а одну розу оставил для того, чтобы вручить её девушке с предложением руки и сердца. И чудо свершилось: девушка увидела на насыпи любовное послание и догадалась, кто его написал. И розу она приняла, и руку, а сердце и так давно уже принадлежало ей. И на одну счастливую пару на Земле стало больше.
Вот такая великая сила искусства - одно призведение большого мастера рождает цепную реакцию и другие мастера под этим впечатлением создают свои произведения и даже люди, к искусству не причастные, тоже создают свои шедевры, пусть и предназначенные только одному зрителю и слушателю.
История любви Нико Пиросмани - отрывок из книги Константина Паустовского "Повесть о жизни"Читает Анатолий Кобельков.
Любовь художника, как это часто бывает в жизни, не была взаимной. Нико был гений, а потому человек очень странный - возможно, он страдал от расстройства психики. О нём многие говорили, что он был человеком неуравновешенным и непредсказуемым. Всё это не способствовало его материальному благополучию - он был беден, как церковная мышь. Его же возлюбленная - певица и танцовщица Маргарита, напротив, была более чем психически нормальной. Об этом свидетельствует тот факт, что, согласно очередной легенде, она уехала из Тбилиси, тогда Тифлиса, с богатым поклонником. А, может, у неё просто закончились гастроли. Никто сегодня уже не скажет наверняка. Время, которое, как известно, рушит даже неприступные крепости, не донесло до нас больше никаких сведений о музе Нико Пиросмани и о её дальнейшей судьбе.Красавица - портрет актрисы МаргаритыНико Пиросмани
Булат Окуджава - Песенка о художнике ПиросманиПоёт - Александр Матюхин
Официальных сведений о жизни Нико Пиросмани (Николая Аслановича Пиросманашвили) почти нет. Неизвестна даже точная дата его рождения. Известно только, что он родился в 1862 году в Кахетии в селе Мирзаани в семье крестьянина. Был он самым младшим ребёнком в семье, в которой было четверо детей - Нико, две его сестры и брат. Когда мальчику было 8 лет, умер его отец, а вскоре затем умерли мать и старший брат.
В 1870 же году Нико перебирается в Тифлис. Там он научится читать и писать по-грузински и по-русски, хотя никакого систематического образования он так и не получил. А мальчику очень хотелось рисовать. Поэтому он учился живописи у странствующих художников, которые расписывали вывески лавок и духанов.
В середине 1880-х годов Нико вместе с художником Гиго Зазиашвили, таким же самоучкой, как и он, открыл в Тифлисе мастерскую декоративной росписи. По слухам, первую вывеску они выполнили бесплатно, а других заказов не получили.В 1890 году Пиросмани поступил на работу тормозным кондуктором на железную дорогу, где неоднократно был оштрафован за различные нарушения. Поэтому 17 января 1894 года он уволился по собственному желанию. Выходное пособие же он вложил в молочную торговлю и вместе с компаньоном Димитре Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески "Белая корова" и "Чёрная корова".
Тифлис Нико ПиросманиСам Нико , однако, особенного интереса к торговле не проявлял, часто покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. Как теперь бы сказали: у него не было предпринимательской жилки.В конце 1890-х годов компаньон Нико, Димитре Алугишвили, выдавал ему по рублю в день на проживание. Примерно в 1900 году Пиросмани прекратил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.
Среди людей, которые лично знали Пиросмани, он получил репутацию человека с нестабильной психикой, с которым невозможно было иметь дело. Этому способствовали его утверждения, будто он видит святых, а его кисть "пишет сама". Все окружающие считали его человеком не от мира сего.
С 1895 года Нико Пиросмани много пишет, создавая для торговых заведений вывески и декоративные панно. В большинстве случаев писал он красками собственного изготовления на чёрной или белой клеёнке, снятой со стола.
До 1912 года Пиросмани не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси.
Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие из которых художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете "Закавказская речь" статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием "Художник-самородок".
24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов "Мишень", где, наряду с произведениями известных художников, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем.
Приблизительно в это же время творчеством Нико Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники. Кое-кто из них даже начал собирать коллекции его произведений.
В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны, в России был введён сухой закон. Материальное положение Пиросмани и без того неблестящее значительно ухудшилось, так как существенной частью дохода Нико было изготовление вывесок для питейных заведений. Портрет Ильи Зданевича Нико Пиросмани
5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросмани. Выставка имела определённый успех, и в этом же году было решено пригласить Нико Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников. После этого Пиросмани стал достаточно популярен - его живописью в Тифлисе стала интересоваться публика, появились собиратели его картин. Что, впрочем, почти не сказалось на финансовом положении художника - до конца жизни большую часть времени он жил в полной нищете, ночевал в подвалах.
Умер Нико Пиросмани в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Когда его обнаружили, его отвезли в больницу, а через полтора дня Нико Пиросмани скончался. Неизвестно даже, где его могила.
Уже в советское время, когда появился интерес к творчеству художников-примитивистов, была попытка могилу художника найти. Какой-то старый житель Тбилиси взялся показать на кладище место захоронения Пиросмани. Каков же был его конфуз, когда после вскрытия могилы оказалось, что скелет, лежавший в ней, был женским.
Фотографии Тифлиса 1896-1900 годов
Вот в таком Тбилиси в 1895 году родился мой дед по матери Беридзе Иван (Иванэ) Петрович - солдат трёх воен: Первой мировой, гражданской на стороне Красной Армии и Великой Отечественной, который, как и все мои родные старшего поколения, покоится на заброшенном православном кладбище в городе Грозном, куда после гражданской войны его завела судьба. Весь этот сюжет посвящается не только художнику Пиросмани, но и светлой памяти моего мудрого дедушки Вани.ПиросманиНодар Гигаури на слова Ладо АсатианиПоёт - ансамбль "Орэра"
Пиросмани Ладо Асатиани
Перевод с грузинскогоЕкатерины Сосевич-Карпенко
Каждый грузин - молод, стар ли годами;Каждая девушка, женщина-матьЗнают его, и не могут не знать!В милом Тбилиси живал Пиросмани…
Умер - и свет восхищается им!Он был не признан при жизни, к несчастью…Утром с полотен кивает мне: "Здравствуй!" -Славный Нико был соседом моим…
Он как безумный, не спавший, усталый,Точно лунатик во мраке ночей,Славил красавиц палитрой своей - Часто голодный, и редко не пьяный…
Он рисовал облака в вышине,Лозы и воды Мтквари в тумане…Милый Тбилиси, где жил Пиросмани,С детской поры полюбившийся мне!
Картины Нико Пиросмани отличает свой особый стиль - это неброская палитра, где нет пёстрой разноцветицы, где редко встречаются яркие краски, но, если всё же встречаются, то цвета эти глубокие и чистые. Поскольку Нико писал свои картины на белой или чёрной клеёнке, то, когда ему нужна была черная или белая краска, он просто клеёнку не зарисовывал, вот и получался очень интересный зрительный эффект от специфического чёрного или белого цвета самой клеёнки.
Ещё одна отличительная черта его живописи - жанровость. Присмотритесь к его портретам - это ведь бытовые зарисовки, никакой искусственности и напыщенности - кисть художника захватила всех этих персонажей в то время, когда они занимались своими привычными делами.
Всё то, что нарисовал Нико Пиросмани, и сегодня является источником вдохновения для других художников и скульпторов. Вот такая скульптура дворника (фотография справа) стоит на проспекте Николозо Бараташвили в Тбилиси.Узнаёте? Ведь это же копия "Дворника с палкой" кисти Нико Пиросмани (иллюстрация картины в верхней бегущей строке).
Видео - картины Нико Пиросмани
Нико Пиросмани - Друзья Бегоса
Долгие летаГрузинская народная застольная песняИсполняется a capella
Очень люблю грузинское мужское многоголосое пение - такая божественная полифония! Удивительное дело, каждый грузин умеет так петь. В моём детстве мы каждое лето ездили в Грозный, где жили родители моих мамы и папы, в отпуск изо Львова, где служил мой отец. К счастью, мне довелось быть слушателем такого пения в исполнении моего дедушки и его товарищей - немногочисленных грозненских грузин, с которыми он изредка встречался, чтобы поговорить на родном грузинском языке и, конечно же, попеть."Пиросмани" - художественный фильм, снятый на киностудии "Грузия-фильм" (1969)
Нико Пиросмани - Кутёж
Грузинская народная застольная песня
Посвящение Пиросмани - фрагменты монументальной фресковой росписиХудожник Николай ИгнатовТбилиси - ресторан в здании верхней станции фуникулера на горе Мтацминда
Нико Пиросмани очень любил животных, причём всех без разбору, поэтому он и рисовать их любил. Сам он говорил, что любит их, потому что они - друзья его души. Может быть, именно поэтому скульптор Элгуджа Давидович Амашукели изобразил Пиросмани с ягнёнком на руках.Памятник Нико Пиросмани в Тбилиси - находится в районе знаменитых серных баньСкульптор Элгуджа АмашукелиУкраденное сердце Нико ПиросманиЕвгений Кобылянский на слова Юрия РыбчинскогоПоёт Тамара Гвердцители
katani08.livejournal.com