Сочинение-миниатюра описание по русскому по картине Н. Н. Дубовского «Притихло» в двух экземплярах . .! Картина дубовского притихло


Сочинение по картине Н. Н. Дубовского "Притихло" (1/1) - Примеры сочинений

Выдающийся русский художник Николай Никанорович Дубовской родился 5(17) декабря 1859 года в Новочеркасске. Отец его был казаком-старшиной Области Войска Донского. Николай учился в Киеве, в военной гимназии. Однако более всего его привле­кало искусство. Практически ежедневно он посвящал рисованию не менее двух часов в день. Поэтому директор гимназии дал родителям мальчика совет отправить сына учиться живописи. Николай Никанорович учился в Петербурге в Академии Художеств.

По призванию он был пейзажистом. Его привлека­ла красота природы, он буквально воспевал её в своих произведениях. Дубовской был не только художни­ком, но и видным общественным деятелем. Он был членом и в дальнейшем стал одним из руководителей Товарищества передвижников («Товарищество пере­движных художественных выставок», это было самое значительное русское художественное объединение девятнадцатого века. В развитии русского изобрази­тельного искусства его роль была очень велика.

Картина Н. Н. Дубовского «Притихло» была созда­на в 1890 году. Это был настоящий шедевр пейзаж­ной живописи. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже картина была отмечена Большой серебря­ной медалью. Это произведение положило началом так называемому «пейзажу настроения», который в дальнейшем стал разрабатывать художник. Именно это произведение считается одним из самых важ­ных и значительных картин Дубовского. Благодаря этому полотну Николай Никанорович по праву стал считаться одним из самых талантливейших русских пейзажистов.

Многие известные художники восхищались этой картиной. В. Н. Бакшеев, известный русский пейза­жист, писал о картине «Притихло»: «Среди лучших произведений мировой живописи найдётся немного полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью выражено то, что принято называть настроением. Это действительно картина в полном смысле этого слова».

Нельзя не согласиться с высказыванием известно­го художника. Картина поражает своим великолепи­ем и достоверностью. Природа на картине выглядит не просто реалистичной, а по-настоящему живой. И. И. Левитан писал об этом произведении: «На­строение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как «Притихло», где чувствуешь не автора, а саму стихию, передать не всякий сможет».

В картине «Притихло» Дубовской открыл новый мотив. Он сам назвал его мотив «тишины перед грозой».

Художник воплотил этот мотив весьма интересным и необычным образом. Он изобразил грозовые тучи, которые подсвечиваются лучами солнца. Тучи распо­ложены по горизонтали, они занимают практически всю верхнюю половину картины. Внизу расположена тёмная вода. В ней отражаются тучи.

Вдали мы видим тёмный берег. Он как бы нахо­дится между двух стихий — водой и небом. Земля кажется нематериальной, эфемерной. Впрочем, даже вода воспринимается как зеркало, в котором отража­ется небо. Только тучи кажутся осязаемыми, матери­альными. Они такие яркие, в них мощь и ярость всей стихии.

Сам художник описывал в одном из писем содер­жание своего произведения: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, ко­торое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать быва­ет трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — ти­шина перед грозой — можно выразить одним словом «Притихло». Это и есть название моей картины».

Картина не может оставить нас равнодушными. Мы становимся очевидцами наступления грозы. Вся природа ожидает этого волнующего и тревожного мгновенья. Вот-вот разразится гроза. Кажется, будто мы сейчас услышим раскаты грома, и почувствуем холодные капли дождя.

Художнику удалось так достоверно передать крат­кий миг затишья перед бурей. Тревожная тишина кажется осязаемой и материальной. На картину хо­чется долго смотреть. И вместе с тем в душе воз­никает чувство тревоги. Ощущается приближение чего-то неотвратимого, пугающего, значительного и важного.

В Товариществе передвижных художественных выставок более 25 лет служил артельщик А. М. Ка­ретников. Это был простой крестьянин, за долгие годы работы он стал хорошо разбираться в живо­писных произведениях. И, несмотря на отсутствие образования, он мог точно и лаконично выразить глав­ное достоинство картины. Каретников говорил про картину «Притихло»: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало, и поставили на мольберт. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович? Вот рабочие развязали верёвку, сняли покрывало, а я как глянул на картину, так и присел от страха на пол. В детстве боялся я грозы, особенно над Волгой, где жил, и сейчас мне показалось, что из- под страшной тучи сверкнёт молния и ударит гром. И рабочие говорят: «Что, испугался? То-то!»

Это очень точная характеристика самой сути кар­тины. Художнику удалось как нельзя лучше передать особенность момента. И зритель чувствует всё, что хотел сказать творец.

retsepty-vkusno.ru

Сочинение-миниатюра описание по русскому по картине Н. Н. Дубовского «Притихло» в двух экземплярах . .!

1859, Новочеркасск - 1918, Петроград Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н. Н. Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. О его преданности искусству рассказывали анекдоты. Однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что напрочь забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать. Дубовской написал около 400 картин и более 1000 этюдов. Известны его пейзажи "Зима" (1884), "Ранняя весна" (1886), "На Волге" (1892 и 1903), "Прошел ураган" (1898), "Закат солнца" (1909), "Родина" (1903-04) и др. В них легко узнаются темы и образы передвижнического пейзажа. Товарищи ценили в произведениях Дубовского сильное эмоциональное чувство, но часто пеняли художнику на некоторую небрежность исполнения. 

Но одна картина резко выделяется из этого ряда, и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа "Притихло" (1890). Художник открыл здесь новый для передвижников мотив, по его словам - "тишины перед грозой", "когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии". Для воплощения этого мотива он нашел оригинальное решение. Внезапно высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней. Вдали - темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Земля теряет свою материальность, но и вода - лишь зеркало для неба. Самым материальным, осязаемым здесь "телом" становятся грозовые тучи - яркие и светоносные. Содержание картины сам автор описывает в письме к N.: "Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе -- тишина перед грозой -- можно выразить одним словом "Притихло". Это и есть название моей картины".Момент, описанный автором, передан в картине с большой силой. Чувствуешь проникновение художника в природу, слияние с ней. Левитан об этой картине выразился однажды так: "Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как "Притихло", где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет". Интересно выразил свое впечатление от картины артельщик, служивший в Товариществе более 25 лет, А. М. Каретников. Он был простой крестьянин с Волги. На его обязанности лежало устройство выставок в столицах и в других городах. Он был необычайно честен и предан делу передвижников, радовался успехам выставок и болел всеми горестями Товарищества. В продолжение долгих лет службы при выставках он научился разбираться в картинах и удивительно верно определял общие их достоинства. Про картину "Притихло" Каретников вспоминал: "Принесли рабочие картину от Дубовского, завернутую в покрывало, и поставили на мольберт. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович? Вот рабочие развязали веревку, сняли покрывало, а я как глянул на картину, так и присел от страха на пол.В детстве боялся я грозы, особенно над Волгой, где жил, и сейчас мне показалось, что из-под страшной тучи сверкнет молния и ударит гром. И рабочие говорят: "Что, испугался? То-то!

leprum.ru

Сочинение-миниатюра описание по русскому по картине Н Н Дубовского «Притихло» в двух экземплярах срочно надо

1859, Новочеркасск — 1918, ПетроградПейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н. Н. Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. О его преданности искусству рассказывали анекдоты. Однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что напрочь забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать.Дубовской написал около 400 картин и более 1000 этюдов. Известны его пейзажи «Зима» (1884), «Ранняя весна» (1886), «На Волге» (1892 и 1903), «Прошел ураган» (1898), «Закат солнца» (1909), «Родина» (1903-04) и др. В них легко узнаются темы и образы передвижнического пейзажа. Товарищи ценили в произведениях Дубовского сильное эмоциональное чувство, но часто пеняли художнику на некоторую небрежность исполнения.

Но одна картина резко выделяется из этого ряда, и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа «Притихло» (1890). Художник открыл здесь новый для передвижников мотив, по его словам — «тишины перед грозой», «когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии». Для воплощения этого мотива он нашел оригинальное решение.Внезапно высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней. Вдали — темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Земля теряет свою материальность, но и вода — лишь зеркало для неба. Самым материальным, осязаемым здесь «телом» становятся грозовые тучи — яркие и светоносные.Содержание картины сам автор описывает в письме к N.: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом «Притихло». Это и есть название моей картины».Момент, описанный автором, передан в картине с большой силой. Чувствуешь проникновение художника в природу, слияние с ней.Левитан об этой картине выразился однажды так: «Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как «Притихло», где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет».Интересно выразил свое впечатление от картины артельщик, служивший в Товариществе более 25 лет, А. М. Каретников. Он был простой крестьянин с Волги. На его обязанности лежало устройство выставок в столицах и в других городах. Он был необычайно честен и предан делу передвижников, радовался успехам выставок и болел всеми горестями Товарищества. В продолжение долгих лет службы при выставках он научился разбираться в картинах и удивительно верно определял общие их достоинства. Про картину «Притихло» Каретников вспоминал:«Принесли рабочие картину от Дубовского, завернутую в покрывало, и поставили на мольберт. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович? Вот рабочие развязали веревку, сняли покрывало, а я как глянул на картину, так и присел от страха на пол.В детстве боялся я грозы, особенно над Волгой, где жил, и сейчас мне показалось, что из-под страшной тучи сверкнет молния и ударит гром. И рабочие говорят: «Что, испугался? То-то!

www.paddingtonfilm.ru

Притихло — Википедия

«Притихло» — пейзаж русского художника Николая Дубовского (1859—1918), оконченный в 1890 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге ( Ж-4392). Размер — 76,5 × 128 см[1][2][3]. При работе над картиной Дубовской использовал этюд, написанный на Балтийском взморье[4][5][6].

Полотно было представлено на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1890 года в Петербурге. Картина экспонировалась с большим успехом[7], и прямо с выставки она была приобретена императором Александром III[8][9]. Сразу после этого Павел Третьяков, который тоже желал приобрести эту картину, заказал себе авторское повторение. Ныне это повторение хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (86 × 143 см, 988)[10].

Картина «Притихло», которую относят к «пейзажам настроения», считается самым известным и наиболее значительным произведением Николая Дубовского[4][5][11]. Исаак Левитан писал, что «такой захват от самой природы, как „Притихло“, где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет»[12], а Василий Бакшеев отмечал, что «среди лучших произведений мировой живописи найдётся не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением»[13].

История

В 1877 году Николай Дубовской был зачислен в Академию художеств по классу пейзажа к профессору Михаилу Клодту, известному художнику-пейзажисту. Проучившись там до 1881 года, перед выпуском Дубовской отказался от написания картины на заданную тему и вышел из Академии без диплома. В 1882 году он представил две картины — «Перед грозой» и «После дождя» — на выставке Общества поощрения художников, а в 1884 году состоялся его дебют на выставках передвижников — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». С тех пор в России картины Дубовского представлялись исключительно на передвижных выставках. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей[4][14].

Притихло (авторское повторение, холст, масло, 86 × 143 см, 1890, ГТГ)

При написании картины «Притихло» Дубовской использовал этюд, написанный на Балтийском взморье[4][5][6]. Полотно было закончено в начале 1890 года и представлено на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в феврале того же года в Петербурге[15]. Картина Дубовского имела огромный успех[7]; там же она была приобретена императором Александром III[8], оказавшись единственной картиной, купленной им на выставке[9].

Узнав о продаже картины от художника Николая Ярошенко, который был одним из организаторов выставки, Павел Третьяков, который также хотел приобрести это полотно, сразу же заказал Дубовскому его повторение. Художник согласился и в течение полумесяца завершил второй вариант своего полотна, о чём он известил Павла Михайловича 15 марта 1890 года. После этого Третьяков съездил в Петербург и осмотрел картину[4]. В своём письме к Илье Репину он писал: «Я его заказал, потому что картина для публики исчезает; повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее»[4][8]. Повторение было написано в более тёмных тонах, которые несколько ослабили мрачность мотива. Эта история показывает, «насколько взыскательный Третьяков считал необходимым иметь все крупные произведения Дубовского у себя в галерее, видя в нём одного из основных мастеров русского пейзажа»[4].

Картина, купленная Александром III, находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию[1][2]. В 2010 году полотно было частью экспозиции «Небо в искусстве», проходившей в корпусе Бенуа Государственного Русского музея[16]. В 2016—2017 годах картина участвовала в выставке произведений из собрания Русского музея «Передвижники. Русский реализм и Репин. 1870—1900», проходившей в музее Дренте в городе Ассене (Нидерланды)[17].

Видео по теме

Описание

На картине изображены освещённые солнцем грозовые тучи, нависшие над водной поверхностью. Их верхняя часть напоминает белую вату, а нижняя наполнена зловещей чернотой. Ветра нет, и в гладкой поверхности воды отражаются светлые и тёмные тучи. Вдали виден холмистый берег, на котором находятся домики какого-то селения[4][18]. Яркие оранжево-красные кроны деревьев и кустов, выделяющиеся на фоне тёмного леса, подчёркивают напряжённость атмосферы[19]. К берегу направляется небольшая одинокая лодка с гребцом, который, по-видимому, пытается достичь суши до наступления непогоды[4][18].

Николай Дубовской в одном из своих писем писал: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом „Притихло“. Это и есть название моей картины»[12].

Явственно чувствуется напряжённое состояние природы перед бурей, которое передаётся зрителям. Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях приводил рассказ о картине «Притихло» А. М. Каретникова, в течение более 25 лет работавшего артельщиком Товарищества передвижных художественных выставок: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало, и поставили на мольберт. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович? Вот рабочие развязали верёвку, сняли покрывало, а я как глянул на картину, так и присел от страха на пол. В детстве боялся я грозы, особенно над Волгой, где жил, и сейчас мне показалось, что из-под страшной тучи сверкнёт молния и ударит гром. И рабочие говорят: „Что, испугался? То-то!“»[12].

Тем не менее, чувство беспомощности человека перед природной стихией, выраженное Дубовским в картине «Притихло», не следует принимать за её основное содержание. Более того, не следует считать, что художник имел своей целью прославление стихии и её власти над людьми. Об этом свидетельствует то, что для изображения он выбрал не саму бурю, а предшествующий ей момент. Небольшая лодка, направляющаяся к берегу и стремящаяся как можно быстрее его достигнуть, вовсе не подчёркивает бессилие человека. По словам искусствоведа Владислава Зименко, «мы не знаем, достигнет ли гребец благополучно берега, однако, как только мы заметили его, мы не можем быть безразличны к его судьбе и, желая ему победы, вглядываемся в окружающую его могучую и грозную природу глазами познавателя и борца, а не униженного, покорного слуги или просителя»[4].

Эскизы и повторения картины

Помимо одноимённого полноформатного повторения 1890 года, находящегося в Государственной Третьяковской галерее, существует ещё несколько авторских повторений картины. Одно из них, датированное 1896 годом, находится в Полтавском художественном музее. Другое повторение, датированное 1913—1915 годами, принадлежит Самарскому областному художественному музею. Недатированное авторское повторение находится в Ростовском областном музее изобразительных искусств, а вариант-повторение под названием «Туча надвигается» (или «Надвигается туча»), датированный 1912 годом, — в Новочеркасском музее истории Донского казачества[10]. Кроме этого, повторение 1890-х годов (холст, масло, 69 × 112 см) входит в собрание Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника[20], а в Вологодской областной картинной галерее хранится вариант-повторение «Притихло. Надвигается туча», датированный 1912 годом[21]. Известно также об авторском повторении 1890 года (холст, масло, 85,6 × 133 см), находящемся в собрании музея Зиммерли[en] Ратгерского университета (Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси, США), которое было передано туда как часть коллекции Георгия (Юрия) Рябова[22].

В Национальном художественном музее Белоруссии находится недатированный эскиз картины «Притихло»[10] (по другим сведениям, в Минске хранится уменьшенное повторение картины[2]).

Притихло (1890, Музей Зиммерли, США) Туча надвигается (1912, НМИДК)

Отзывы

Художественный критик Владимир Стасов в статье 1890 года «Передвижная выставка и её критики» высоко отзывался о таланте Николая Дубовского, отмечая правдивость и свежесть его пейзажей. Стасов подробно остановился на анализе представленной на 18-й передвижной выставке картины «Притихло», отмечая, что этот пейзаж «прямо трактует большие водяные массы, но как оригинально, как ново, как мастерски». Описывая свои впечатления от картины, Стасов писал, что вода на ней «просто хрустальная, с удивительным отражением и озеркалением». Он высоко отзывался и об изображении неба и природных явлений, отмечая, что «мрачные полосы тёмной мглы под облаками, над далёким городком или деревушкой — чудесны»[23].

В своих воспоминаниях о передвижниках Яков Минченков приводил слова художника Исаака Левитана, который следующим образом описывал эту картину: «Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как „Притихло“, где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет»[12]. Помимо Левитана, картину Дубовского высоко ценили и другие известные художники-передвижники того времени — в частности, Илья Репин и Николай Ярошенко[7].

Искусствовед Владислав Зименко отмечал, что море и небо, позволяющие показать свободный и безграничный разворот пространства, относились к мотивам, органичным для дарования Дубовского, и эти искания художника необычайно полно были выражены в картине «Притихло». По словам Зименко, в этом произведении Дубовского прежде всего поражала взгляд «строгая объективность в изображении величественного природного мотива, чуждая какой бы то ни было субъективной аффектации и явившаяся следствием глубокого объективного познания природы». Наряду с этой объективностью, за образами природы стояло глубокое гуманистическое мироощущение: стихийным силам природы противопоставлялись разум, сила и отвага человека, глазами которого зритель смотрел на картину[4].

По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина «Притихло», в которой проявился интерес Дубовского к «необычным моментам в жизни природы» и «трудноуловимым природным эффектам», была в значительной степени типичной для всего его творчества. При этом она отмечала, что в трактовке романтического мотива отчётливо видна «строгая сдержанность восприятия художником натуры». Юрова писала, что эта картина помогла художнику найти свою тему в пейзажной живописи — тему, связанную с широкими водными просторами. Впоследствии она стала одной из основных тем в творчестве Дубовского[24]. В то же время Юрова отмечала, что тяжело нависшие облака, изображённые на картине, кажутся несколько ватными и излишне объёмными, так что создаётся впечатление того, что они выступают за пределы плоскости холста[25].

Художник Василий Бакшеев в своей обзорной статье «Пейзаж в русской живописи», обсуждая наиболее значимые произведения этого жанра, созданные русскими художниками, призывал вспомнить замечательное полотно «Притихло», на котором изображены «застывшая в ожидании грозы река и огромное свинцово-серое облако». Бакшеев очень высоко ценил это произведение Дубовского, утверждая, что «среди лучших произведений мировой живописи найдётся не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением». По словам Бакшеева, «это действительно картина, в полном смысле этого слова»[13].

Примечания

  1. ↑ 1 2 Каталог ГРМ, 1980, с. 110, № 1710.
  2. ↑ 1 2 3 Каталог ГРМ, т. 5, 2014, с. 143, № 806.
  3. ↑ Притихло, 1890 — Дубовской Н. Н. (HTML). Государственный Русский музей — www.rmgallery.ru. Проверено 6 мая 2017.
  4. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 В. М. Зименко, 1949.
  5. ↑ 1 2 3 В. Н. Пилипенко, 1994, с. 63.
  6. ↑ 1 2 М. И. Ткач, 2002, с. 136.
  7. ↑ 1 2 3 А. А. Прохоров, 1967, с. 19.
  8. ↑ 1 2 3 Т. В. Юденкова, 2008, с. 37—47.
  9. ↑ 1 2 В. П. Лапшин, 1998, с. 464.
  10. ↑ 1 2 3 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 238, № 522.
  11. ↑ А. М. Муратов. Дубовской Николай Никанорович (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Проверено 1 мая 2017.
  12. ↑ 1 2 3 4 Я. Д. Минченков, 1965.
  13. ↑ 1 2 В. Н. Бакшеев, 1956, с. 16.
  14. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 4.
  15. ↑ Ф. С. Рогинская, 1989.
  16. ↑ В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Небо в искусстве» (HTML). Государственный Русский музей — www.virtualrm.spb.ru. Проверено 6 мая 2017.
  17. ↑ Русский музей представит в Голландии работы художников-передвижников (HTML). РИА Новости — ria.ru (13 сентября 2016). Проверено 6 мая 2017.
  18. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 54.
  19. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 5.
  20. ↑ Притихло, 1890-е — Дубовской Николай Никанорович (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 30 апреля 2017.
  21. ↑ Выставка Николая Дубовского. Ярославский художественный музей (HTML). Портал культурного наследия России — www.culture.ru. Проверено 30 апреля 2017.
  22. ↑ Calm Before the Storm, Nikolai Dubovskoi, 1889/1890 (HTML). Google Cultural Institute. Проверено 30 апреля 2017.
  23. ↑ В. В. Стасов, 1937, с. 414.
  24. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 6.
  25. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 7.

Литература

  • Бакшеев В. Н. Пейзаж в русской живописи // Огонёк. — 1956. — Вып. 16 (1505). — С. 16.
  • Зименко В. М. Николай Никанорович Дубовской. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Александр III и изобразительное искусство // Искусствознание. — 1998. — Вып. 2. — С. 446—475.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3. — М.: Искусство, 2001. — 152 с. — ISBN 5-210-01363-4.
  • Минченков Я. Д. Дубовской Николай Никанорович // Воспоминания о передвижниках. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — 368 с.
  • Пейзажная живопись. — СПб.: Художник России, 1994. — 208 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0315-9.
  • Николай Никанорович Дубовской. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — 45 с. — (Народная библиотечка по искусству).
  • Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с. — ISBN 5-87685-054-3.
  • Стасов В. В. Избранные сочинения / . — М.: Искусство, 1937. — Т. 1.
  • Энциклопедия пейзажа. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
  • Русское искусство: Павел Михайлович Третьяков и император Александр III // Русское искусство. — 2008. — Вып. 1. — С. 37—47.
  • Николай Дубовской. — М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1963. — 66 с. — (Мастера русского искусства).
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Государственный Русский музей — каталог собрания / Г. Н. Голдовский, В. А. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2014. — Т. 5: Живопись второй половины XIX века (А—И). — 184 с. — ISBN 978-5-93332-507-9.

Ссылки

wikipedia.green

Репродукция картины "Все притихло" Николая Дубовского

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николая Дубовского. Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин Николая Дубовского на натуральном холсте.

Николай Никифорович Дубовской родился в 1859 году в Новочеркасске.  Рисовать начал в детстве: ему нравилось копировать иллюстрации журналов. У своего дяди, художника А.В. Пышкина, научился рисовать по памяти.  Однако по настоянию отца, потомственного казака, войскового старшины войска Донского, в 1870 году Николая отдали на обучение во Владимирский кадетский корпус в Киеве, где преподавал его другой дядя, полковник А. А.Дубовской. Корпус Николай окончил в 1877 году.  Военная карьера была не по душе юноше. Сам директор корпуса порекомендовал родителям не препятствовать сыну учиться живописи, зная, что тот, будучи кадетом, каждый день вставал за два часа до общего подъема, чтобы порисовать.  В результате в возрасте 17 лет Дубовской поступил в Академию художеств в Петербурге вольнослушателем, а затем перевелся в мастерскую пейзажной живописи. В 1878-1881 годах он учился в мастерской профессора пейзажной живописи барона Михаила Константиновича Клодта. За четыре года Николай Никанорович получил четыре Малые серебряные медали, успешно подошел к написанию выпускной работы, но от написания дипломной работы почему-то отказался…  Год спустя Николай предложил на академическую выставку две свои картины: «Перед грозой» и «После дождя». Совет Академии картины не принял. Дубовский выставил отвергнутые пейзажи в «Обществе поощрения художников» и получил две премии.  С начала восьмидесятых годов Николай Дубовской регулярно принимал участие в выставках «Общества поощрения художников». Его работы имели большой успех и быстро раскупались.  В 1884 году на 12 Передвижной выставке была выставлена картина «Зима», которая стала событием всей выставки. Пейзаж был приобретен П.М. Третьяковым, известный критик В.В. Стасов написал о картине большую благожелательную статью, молодого художника пригласили в общество Передвижников.  Николай Никанорович много работал в окрестностях Петербурга, совершил поездку на Кавказ и в Крым, к берегам Белого моря. Именно после путешествия к Белому морю была написана знаменитая картина «Притихло», которую публика увидела на 18 Передвижной художественной выставке.  Именно Дубовского специалисты считают одним из основателей «пейзажа настроения». С 1898 года он стал идейным вдохновителем и фактическим руководителем Товарищества, художника удостоили звания Академика живописи.  Дубовской был последним руководителем этого известного творческого объединения, которое прекратило своё существование после смерти Дубовского в 1918 году.  В советское время творческое наследие художника, которое невозможно было интерпретировать в требуемом идеологическом русле, было распределено по союзным республикам, по областным и городским музеям - в результате многие картины утеряны.  Он писал «красоту» без идеологического подтекста.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Николая Дубовского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Сочинение по картине Н. Н. Дубовского Притихло - 8 класс - РУССКИЙ ЯЗЫК - ВСЕ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНАМ ИЗ УЧЕБНИКОВ 5-9 КЛАССОВ - под редакцией С. И. Львовой

8 класс

Сочинение по картине Н. Н. Дубовского «Притихло»

Выдающийся русский художник Николай Никанорович Дубовской родился 5(17) декабря 1859 года в Новочеркасске. Отец его был казаком-старшиной Области Войска Донского. Николай учился в Киеве, в военной гимназии. Однако более всего его привлекало искусство. Практически ежедневно он посвящал рисованию не менее двух часов в день. Поэтому директор гимназии дал родителям мальчика совет отправить сына учиться живописи. Николай Никанорович учился в Петербурге в Академии Художеств.

По призванию он был пейзажистом. Его привлекала красота природы, он буквально воспевал её в своих произведениях. Дубовской был не только художником, но и видным общественным деятелем. Он был членом и в дальнейшем стал одним из руководителей Товарищества передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок», это было самое значительное русское художественное объединение девятнадцатого века. В развитии русского изобразительного искусства его роль была очень велика.

Картина Н. Н. Дубовского «Притихло» была создана в 1890 году. Это был настоящий шедевр пейзажной живописи. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже картина была отмечена Большой серебряной медалью. Это произведение положило началом так называемому «пейзажу настроения», который в дальнейшем стал разрабатывать художник. Именно это произведение считается одним из самых важных и значительных картин Дубовского. Благодаря этому полотну Николай Никанорович по праву стал считаться одним из самых талантливейших русских пейзажистов.

Многие известные художники восхищались этой картиной. В. Н. Бакшеев, известный русский пейзажист, писал о картине «Притихло»: «Среди лучших произведений мировой живописи найдётся немного полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью выражено то, что принято называть настроением. Это действительно картина в полном смысле этого слова».

Нельзя не согласиться с высказыванием известного художника. Картина поражает своим великолепием и достоверностью. Природа на картине выглядит не просто реалистичной, а по-настоящему живой. И. И. Левитан писал об этом произведении: «Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как «Притихло», где чувствуешь не автора, а саму стихию, передать не всякий сможет».

В картине «Притихло» Дубовской открыл новый мотив. Он сам назвал его мотив «тишины перед грозой».

Художник воплотил этот мотив весьма интересным и необычным образом. Он изобразил грозовые тучи, которые подсвечиваются лучами солнца. Тучи расположены по горизонтали, они занимают практически всю верхнюю половину картины. Внизу расположена тёмная вода. В ней отражаются тучи.

Вдали мы видим тёмный берег. Он как бы находится между двух стихий — водой и небом. Земля кажется нематериальной, эфемерной. Впрочем, даже вода воспринимается как зеркало, в котором отражается небо. Только тучи кажутся осязаемыми, материальными. Они такие яркие, в них мощь и ярость всей стихии.

Сам художник описывал в одном из писем содержание своего произведения: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом «Притихло». Это и есть название моей картины».

Картина не может оставить нас равнодушными. Мы становимся очевидцами наступления грозы. Вся природа ожидает этого волнующего и тревожного мгновенья. Вот-вот разразится гроза. Кажется, будто мы сейчас услышим раскаты грома, и почувствуем холодные капли дождя.

Художнику удалось так достоверно передать краткий миг затишья перед бурей. Тревожная тишина кажется осязаемой и материальной. На картину хочется долго смотреть. И вместе с тем в душе возникает чувство тревоги. Ощущается приближение чего-то неотвратимого, пугающего, значительного и важного.

В Товариществе передвижных художественных выставок более 25 лет служил артельщик А. М. Каретников. Это был простой крестьянин, за долгие годы работы он стал хорошо разбираться в живописных произведениях. И, несмотря на отсутствие образования, он мог точно и лаконично выразить главное достоинство картины. Каретников говорил про картину «Притихло»: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало, и поставили на мольберт. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович? Вот рабочие развязали верёвку, сняли покрывало, а я как глянул на картину, так и присел от страха на пол. В детстве боялся я грозы, особенно над Волгой, где жил, и сейчас мне показалось, что из- под страшной тучи сверкнёт молния и ударит гром. И рабочие говорят: «Что, испугался? То-то!»

Это очень точная характеристика самой сути картины. Художнику удалось как нельзя лучше передать особенность момента. И зритель чувствует всё, что хотел сказать творец.

www.compendium.su

Сочинение по картине Н. Н. Дубовского «Притихло»

Выдающийся русский художник Николай Никанорович Дубовской родился 5(17) декабря 1859 года в Новочеркасске. Отец его был казаком-старшиной Области Войска Донского. Николай учился в Киеве, в военной гимназии. Однако более всего его привлекало искусство. Практически ежедневно он посвящал рисованию не менее двух часов в день. Поэтому директор гимназии дал родителям мальчика совет отправить сына учиться живописи. Николай Никано-рович учился в Петербурге в Академии Художеств.По призванию он был пейзажистом. Его привлекала красота природы, он буквально воспевал её в своих произведениях. Дубовской был не только художником, но и видным общественным деятелем. Он был членом и в дальнейшем стал одним из руководителей Товарищества передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок», это было самое значительное русское художественное объединение девятнадцатого века. В развитии русского изобразительного искусства его роль была очень велика.Картина Н. Н. Дубовского «Притихло» была создана в 1890 году. Это был настоящий шедевр пейзажной живописи. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже картина была отмечена Большой серебряной медалью. Это произведение положило началом так называемому «пейзажу настроения», который в дальнейшем стал разрабатывать художник. Именно это произведение считается одним из самых важных и значительных картин Дубовского. Благодаря этому полотну Николай Никанорович по праву стал считаться одним из самых талантливейших русских пейзажистов.Многие известные художники восхищались этой картиной. В. Н. Бакшеев, известный русский пейзажист, писал о картине «Притихло»: «Среди лучших произведений мировой живописи найдётся немного полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью выражено то, что принято называть настроением. Это действительно картина в полном смысле этого слова».Нельзя не согласиться с высказыванием известного художника. Картина поражает своим великолепием и достоверностью. Природа на картине выглядит не просто реалистичной, а по-настоящему живой. И. И. Левитан писал об этом произведении: «Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как «Притихло», где чувствуешь не автора, а саму стихию, передать не всякий сможет».В картине «Притихло» Дубовской открыл новый мотив. Он сам назвал его мотив «тишины перед грозой».Художник воплотил этот мотив весьма интересным и необычным образом. Он изобразил грозовые тучи, которые подсвечиваются лучами солнца. Тучи расположены по горизонтали, они занимают практически всю верхнюю половину картины. Внизу расположена тёмная вода. В ней отражаются тучи.Вдали мы видим тёмный берег. Он как бы находится между двух стихий — водой и небом. Земля кажется нематериальной, эфемерной. Впрочем, даже вода воспринимается как зеркало, в котором отражается небо. Только тучи кажутся осязаемыми, материальными. Они такие яркие, в них мощь и ярость всей стихии.Сам художник описывал в одном из писем содержание своего произведения: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом «Притихло». Это и есть название моей картины».Картина не может оставить нас равнодушными. Мы становимся очевидцами наступления грозы. Вся природа ожидает этого волнующего и тревожного мгновенья. Вот-вот разразится гроза. Кажется, будто мы сейчас услышим раскаты грома, и почувствуем холодные капли дождя.Художнику удалось так достоверно передать краткий миг затишья перед бурей. Тревожная тишина кажется осязаемой и материальной. На картину хочется долго смотреть. И вместе с тем в душе возникает чувство тревоги. Ощущается приближение чего-то неотвратимого, пугающего, значительного и важного.В Товариществе передвижных художественных выставок более 25 лет служил артельщик А. М. Каретников. Это был простой крестьянин, за долгие годы работы он стал хорошо разбираться в живописных произведениях. И, несмотря на отсутствие образования, он мог точно и лаконично выразить главное достоинство картины. Каретников говорил про картину «Притихло»: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало, и поставили на мольберт. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович? Вот рабочие развязали верёвку, сняли покрывало, а я как глянул на картину, так и присел от страха на пол. В детстве боялся я грозы, особенно над Волгой, где жил, и сейчас мне показалось, что из-под страшной тучи сверкнёт молния и ударит гром. И рабочие говорят: «Что, испугался? То-то!»Это очень точная характеристика самой сути картины. Художнику удалось как нельзя лучше передать особенность момента. И зритель чувствует всё, что хотел сказать творец.

klassreferat.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта