Умер художник Дмитрий ЖилинскийARTinvestment.RU   30 июля 2015. Художник жилинский картины


Д.Жилинский «Человек с убитой собакой» (1976)

Недавно прошедший в Новой Третьяковке спец.проект "Дмитрий Жилинский. Ближний круг" показал ряд самых важных произведений мастера. Рядом с известной работой "У моря. Семья" (1964) и триптихом "1937 год" (1987) из собрания Государственной Третьяковской галереи можно было также увидеть картину 1970-х годов "Человек с убитой собакой" (1976), ранее также показанную на двух крупных персональных выставках художника в ГТГ в 2007 году и ГРМ в 2012. 

Что интересно знать об этой работе Жилинского, после выставки перешедшей в коллекцию Третьяковской галереи?  

Дмитрий Жилинский. Человек с убитой собакой. 1976

 

Сюжет картиныВ основу произведения легло конкретное событие из личной жизни художника. У дома художника в Новобутаково машина сбила его собаку по прозвищу Чан. На картине Жилинский изобразил себя ночью полуобнаженным с мертвым животным на руках. В просвете калитки также дан силуэт жены художника, скульптора Нины Жилинской.

Условность и конкретика сцены Оставаясь в рамках задачи достоверного изображения места и ситуации события, Жилинский во многом усложняет жанр и содержание картины. Написав себя в полный рост, художник, тем не менее, вносит в автопортрет антипарадную интонацию. Задача изображения социальной стороны жизни героя замещается у Жилинского презентацией сложного психофизического состояния героя. Художник также наполняет конкретную действительность картины символическим подтекстом, проводя параллель между собакой на руках и традиционным изображением мифа о "золотом руне". 

Автопортрет и загадка названия Одной из главных загадок произведения остается вопрос, почему художник не назвал картину впрямую автопортретом. Избегая очевидной идентификации между собой и художественным образом, Жилинский сумел перевести значение трагического события в универсальную категорию. Эмоциональное содержание картины – тема личной и общечеловеческой драмы трактована художником одновременно как потеря, ведущая к слому личности, и как испытание, придающее силы. 

Художник классического пространства Уникальным приемом в произведениях Жилинского остается система, по которой он выстраивает иллюзию пространства в картине. Будучи учеником В.А.Фаворского и ориентируясь на композиционную систему Северного Возрождения, Жилинский, как правило, строит иллюзию многопланово, с помощью чего ему удается изобразить реальность в ракурсе, недоступном простому человеческому взгляду. Предельная детальность изображения также складываются у Жилинского с помощью использования темперы вместо масла, к которой художник обращается в 1964-1965 годах.

В коллекции Государственной Третьяковской галереи Известно, что при жизни Жилинский принципиально отказывался расставаться с картиной, но говорил о том, что произведение может принадлежать собранию только музейного уровня. После приуроченного к 90-летию художника спец.проекта, картина перешла в коллекцию Государственной Третьяковской галереи, которая не раз возобновляла разговор о получении данного произведения в собрание. 

Временно в 37 зале, а вскоре в 28 зале постоянной экспозиции, "Человек с убитой собакой" сейчас экспонируется среди работ художников послевоенного поколения, для которых был характерен выход за рамки официальной проблематики советского искусства и обращение к экзистенциальным вопросам личного пути и ответственности. 

Текст: Евгения Яркова, научный сотрудник отдела живописи второй половины XX века Третьяковской галереи 

tretyakovgallery.blogspot.com

Умер художник Дмитрий Жилинский — Самарские судьбы

Советский и российский художник Дмитрий Жилинский скончался на 89-м году жизни, передает «Интерфакс» со ссылкой на Российскую академию художеств. Он умер после тяжелой болезни.

Наиболее значимые работы живописца — «У моря. Семья» (1964, Третьяковская галерея), «Гимнасты СССР» (1964, Русский музей), «Под старой яблоней» (1969, Русский музей) и триптих «1937 год» (1986-1987, Третьяковская галерея).

Жилинского относят к художникам «сурового стиля» — течения в живописи, сформировавшегося в СССР в 1950-60-е годы. В своих работах художник опирался на древнерусскую иконопись и живопись раннего Возрождения.

Биография

Художник родился 25 мая 1927 года. Отец – Жилинский Дмитрий Константинович (1900–1939), арестован в 1937 году, в 1939 году расстрелян, реабилитирован в 1956 году. Мать – Жилинская Анастасия Федоровна (1898–1987). От первого брака с Жилинской Ниной Ивановной (1926–1995) имеет дочь Ольгу и сына Василия. Был женат на Жилинской Венере Николаевне , имеет сына Николая.

С 1944 по 1946 год учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства, в 1946 году перевелся на 2-й курс Московского государственного художественного института имени Сурикова (МГХИ), где его учителями стали Н.М. Чернышев, А.М. Грицай, П.Д. Корин. Кроме них большое влияние на творчество и мировоззрение молодого художника оказали также Н.Я. Симонова-Ефимова, И.С. Ефимов и в особенности В.А. Фаворский.

После окончания в 1951 году института Д.Д. Жилинский работал преподавателем на кафедре рисунка МГХИ, а в 1962 году утвержден в звании доцента, в 1968 году – в звании профессора. С 1973 по 1981 год он являлся заведующим кафедрой рисунка и композиции в Московском полиграфическом институте. В 1981 году прекратил преподавательскую деятельность и по настоящее время занимается творческой и общественной деятельностью.

Свою первую серьезную работу – большую фреску с 12-ю обнаженными фигурами – Д.Д. Жилинский создал в 1948 году, в период обучения в мастерской Н.М. Чернышева. После окончания института он пишет масляными красками. Среди его наиболее значительных работ в тот период были портреты скульптора И.С. Ефимова (1954), скульптора А.Е. Зеленского с дочерью (1958), художника В.А. Фаворского (1962), картина «В метро» (1957, удостоена серебряной медали на Международном фестивале 1958 года) и последняя работа маслом – «В скульптурной мастерской» (1964).

С 1964 года в жизни художника начался новый этап творчества. Под влиянием искусства иконописи, итальянского и фламандского возрождения Д.Д. Жилинский приходит к живописи темперой по левкасу. Как результат – целая серия живописных работ: «Семья у моря» (1964), «Гимнасты СССР» (1964–1965, отмечена серебряной медалью Академии художеств в 1976 году), триптих «На новых землях» (1967), «Под старой яблоней» (1969), два варианта портрета художника Н.М. Чернышева с семьей (1969), «Художник и модель» (1971), «Два художника» (1971), «Мальчик и горы» (1972), «Альтист» (1972), портрет художницы Е.Л. Коровай (1972), «Стихи» (1973), «Вечер на юге» (1973), «Зима на юге» (1974), «Воскресный день» (1974), «Желтый букет» (1975), «Татьяна Павлова с гитарой» (1975), «Белая лошадь» (1976), «Ожидание» (1977), портрет дипломата В.С. Слинова (1978), «Времена года» (1979), «Адам и Ева» (1979), «Молодая семья» (1980), двусторонний портрет Ирен и Петра Людвигов (1981), «Одна» (1983), «Правнук» (1983), портрет Тарасовых (1984), «Играет С.Т.Рихтер» (два варианта, 1984–1985), «1937-й» (1987), «Весна Художественного театра» (1988), портрет художницы Н.И. Жилинской (1991), «Распутье» (1995).

В 1993 году Д.Д. Жилинский пишет маслом парный портрет скульпторов М. Романовской и П. Жилиса и целую серию больших парадных портретов Датского королевского двора: королеву Маргрету II, принцев, принцесс, гофмаршала (всего 9 портретов), а также портрет правнука императора Николая II Дмитрия Романовича Романова. Среди последних по времени работ художника – картины «Вечная память художнику» и «Тайная вечеря», вновь написанные темперой; десять двухметровых портретов российских композиторов ХХ века для Дома музыки. В настоящее время работает над циклом картин на библейские темы.

Помимо перечисленных живописных работ Д.Д. Жилинским было создано большое число пейзажей, натюрмортов, эскизов, рисунков.

Д.Д. Жилинский – народный художник России (1987), заслуженный деятель искусств РСФСР (1983), лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1985), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1999). Награжден орденом Дружбы народов (1994), Золотой медалью Российской академии художеств (2003).

С 1954 года Д.Д. Жилинский – член Союза художников. В 1970–1980-х годах являлся членом правления Союзов художников РСФСР и СССР. В 1979 году избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1995 году – действительным членом Российской академии художеств. В 1993 году избран действительным членом Российской академии образования. Д.Д. Жилинский курировал Московский государственный художественный академический институт имени В.И. Сурикова.

Портрет скульптора И. С. Ефимова. 1954

Портрет художника В. А. Фаворского. 1962

Семья. У моря. 1964

Альтист. 1972

Вечер на юге (А. И. и Е. А. Ефимовы). 1973

Земляника. 1975

Лилии. 1978

Желтый букет. 1975

Хурма. 1980

Зима. 1980

http://www.peoples.ru/art/painter/dmitriy_zhilinskiy/http://lenta.ru/news/2015/07/29/zhilinsky/

samsud.ru

Дмитрий Жилинский - биография и семья

Биография

С 1954 года Д.Д. Жилинский – член Союза художников. В 1970–1980-х годах являлся членом правления Союзов художников РСФСР и СССР. В 1979 году избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1995 году – действительным членом Российской академии художеств.

Родился 25 мая 1927 года. Отец – Жилинский Дмитрий Константинович (1900–1939), арестован в 1937 году, в 1939 году расстрелян, реабилитирован в 1956 году. Мать – Жилинская Анастасия Федоровна (1898–1987). От первого брака с Жилинской Ниной Ивановной (1926–1995) имеет дочь Ольгу (1954 г. рожд.) и сына Василия (1961 г. рожд.). В настоящее время женат на Жилинской Венере Николаевне (1958 г. рожд.), имеет сына Николая (2000 г. рожд.).

С 1944 по 1946 год учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства, в 1946 году перевелся на 2-й курс Московского государственного художественного института имени Сурикова (МГХИ), где его учителями стали Н.М. Чернышев, А.М. Грицай, П.Д. Корин. Кроме них большое влияние на творчество и мировоззрение молодого художника оказали также Н.Я. Симонова-Ефимова, И.С. Ефимов и в особенности В.А. Фаворский.

После окончания в 1951 году института Д.Д. Жилинский работал преподавателем на кафедре рисунка МГХИ, а в 1962 году утвержден в звании доцента, в 1968 году – в звании профессора. С 1973 по 1981 год он являлся заведующим кафедрой рисунка и композиции в Московском полиграфическом институте. В 1981 году прекратил преподавательскую деятельность и по настоящее время занимается творческой и общественной деятельностью.

Свою первую серьезную работу – большую фреску с 12-ю обнаженными фигурами – Д.Д. Жилинский создал в 1948 году, в период обучения в мастерской Н.М. Чернышева. После окончания института он пишет масляными красками. Среди его наиболее значительных работ в тот период были портреты скульптора И.С. Ефимова (1954), скульптора А.Е. Зеленского с дочерью (1958), художника В.А. Фаворского (1962), картина «В метро» (1957, удостоена серебряной медали на Международном фестивале 1958 года) и последняя работа маслом – «В скульптурной мастерской» (1964).

С 1964 года в жизни художника начался новый этап творчества. Под влиянием искусства иконописи, итальянского и фламандского возрождения Д.Д. Жилинский приходит к живописи темперой по левкасу. Как результат – целая серия живописных работ: «Семья у моря» (1964), «Гимнасты СССР» (1964–1965, отмечена серебряной медалью Академии художеств в 1976 году), триптих «На новых землях» (1967), «Под старой яблоней» (1969), два варианта портрета художника Н.М. Чернышева с семьей (1969), «Художник и модель» (1971), «Два художника» (1971), «Мальчик и горы» (1972), «Альтист» (1972), портрет художницы Е.Л. Коровай (1972), «Стихи» (1973), «Вечер на юге» (1973), «Зима на юге» (1974), «Воскресный день» (1974), «Желтый букет» (1975), «Татьяна Павлова с гитарой» (1975), «Белая лошадь» (1976), «Ожидание» (1977), портрет дипломата В.С. Слинова (1978), «Времена года» (1979), «Адам и Ева» (1979), «Молодая семья» (1980), двусторонний портрет Ирен и Петра Людвигов (1981), «Одна» (1983), «Правнук» (1983), портрет Тарасовых (1984), «Играет С.Т.Рихтер» (два варианта, 1984–1985), «1937-й» (1987), «Весна Художественного театра» (1988), портрет художницы Н.И. Жилинской (1991), «Распутье» (1995).

В 1993 году Д.Д. Жилинский пишет маслом парный портрет скульпторов М. Романовской и П. Жилиса и целую серию больших парадных портретов Датского королевского двора: королеву Маргрету II, принцев, принцесс, гофмаршала (всего 9 портретов), а также портрет правнука императора Николая II Дмитрия Романовича Романова. Среди последних по времени работ художника – картины «Вечная память художнику» и «Тайная вечеря», вновь написанные темперой; десять двухметровых портретов российских композиторов ХХ века для Дома музыки. В настоящее время работает над циклом картин на библейские темы.

Помимо перечисленных живописных работ Д.Д. Жилинским было создано большое число пейзажей, натюрмортов, эскизов, рисунков.

Д.Д. Жилинский – народный художник России (1987), заслуженный деятель искусств РСФСР (1983), лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1985), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1999). Награжден орденом Дружбы народов (1994), Золотой медалью Российской академии художеств (2003).

С 1954 года Д.Д. Жилинский – член Союза художников. В 1970–1980-х годах являлся членом правления Союзов художников РСФСР и СССР. В 1979 году избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1995 году – действительным членом Российской академии художеств. В 1993 году избран действительным членом Российской академии образования. Д.Д. Жилинский курирует Московский государственный художественный академический институт имени В.И. Сурикова.

С 1965 по 1995 год состоял в редколлегии журнала «Творчество», а с 1990 года по настоящее время работает в редколлегии журнала «Юный художник».

Д.Д. Жилинский любит все делать своими руками: грунтовать холст, делать левкас, рамы, мебель. Он предпочитает классическую музыку и литературу.

Живет и работает в Москве.

facecollection.ru

ХУДОЖНИК ДМИТРИЙ ЖИЛИНСКИЙ. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

25 мая 1927      Родился в Сочи 

1944—1946       Студент факультета стекла Московского института прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ) 

1946—1951       Учится на живописном факультете Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова у Н. М. Чернышева, П. Д. Корина, А. М. Грицая. Для апшеронской средней школы делает роспись «Палеолит» 

1951—1958       Написаны «Портрет жены», «Пейзаж с буйволами», «Портрет скульптора И. С. Ефимова», «Портрет скульптора А. Е. Зеленского с дочерью», картина «В метро». Принимает участие в выставке, посвященной 40-летию Октября, и в ежегодных выставках молодых художников. Начинает преподавать рисунок в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова 

1959—1960      Картиной «Память павшим (Реквием») участвует на выставке «Советская Россия». Написаны пейзажи «Сад зимой», «Зима на юге» и другие. 

1961                Совместно с художником И.  В.  Голицыным  совершает творческую поездку на целину. Написаны тематическая картина «Утро чаесовхоза», «Портрет передовиков», завершает работу над картиной «Трактористы совхоза «Новоалександровский». Поездка в Италию 

1962—1965       Созданы «Портрет В. А. Фаворского», картины «Семья. У моря», «Студенты»,  «В   скульптурной   мастерской»,   «Гимнасты СССР». Утвержден в должности доцента. Поездка в ГДР 

1966—1967       Работает над триптихом «На новых землях». Участвует на международных выставках «Экспо-67» в Монреале (Канада) и «Русское искусство от скифов до наших дней» в Париже (Франция). Поездка в Италию 

1968—1972       Утвержден в должности профессора по кафедре рисунка в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова. Экспонент выставки советского изобразительного искусства в Мехико (Мексика), международных выставок на Всемирном фестивале молодежи в Софии (Болгария) и Биеннале прибалтийских стран в Ростоке (ГДР). Участвует во Всесоюзной художественной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Работает над тематическими картинами «Под старой яблоней», «Семья художника Н. М. Чернышева», «Портрет Н. М. Чернышева с женой (В лесу)» и другими. Творческая поездка в Браззавиль (Конго) и Республику Мали.

1973      Совместно с Г. М. Коржевым, В. И. Ивановым, П. П. Оссовским, Е. И. Зверьковым принимает участие в групповой выставке в Италии.

1974—1975    Состоялись персональные выставки картин художника в Роттердаме (Голландия), Риме, Милане, Болонье, Генуе (Италия). Заведует кафедрой рисунка и живописи в Московском полиграфическом институте. Избран членом Президиума Правления МОСХа РСФСР

1976—1977      На выставке, посвященной XXV съезду КПСС, экспонируются картины «Четыре времени года», портреты Т. Павловой, Е. Каравай. Написаны натюрморт  «Желтый букет», «Портрет Л. Семеновой», картины «Лето. Семья художников Ивановых», «Человек с убитой собакой», «Белая лошадь», «Ожидание», «Зима на юге»

 1978—1980        Принимает участие в групповой выставке московских художников в Москве. Совместно с женой, художницей Н. И. Жилинской показывает свои картины в Мюнхене и Аахене (ФРГ). На групповой выставке произведений советских художников экспонирует ряд своих картин в Стокгольме (Швеция).

Избран членом Правления Союза художников РСФСР и Союза художников СССР. Избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР

 1981—1983      Передвижная персональная выставка картин художника экспонировалась в городах Сочи, Одессе, Киеве, Львове, Риге, Таллине,  Архангельске. Совместно с женой, художницей Н. И. Жилинской показывает свои картины в Финляндии в Хельсинки. Принимает участие на международной  Биеннале (Италия). Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

sovjiv.ru

Умер художник Дмитрий Жилинский

Вчера, 29 июля 2015 года, на 89-м году жизни скончался художник Дмитрий Дмитриевич Жилинский (1927–2015)

Вчера, 29 июля 2015 года, на 89-м году жизни скончался художник Дмитрий Дмитриевич Жилинский (1927–2015).

Дмитрий Жилинский родился в Сочи, жил и работал в Москве. Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 1988), член Президиума PAX (с 1997), Народный художник РСФСР (1987), профессор (с 1970), действительный член Российской академии образования(1994).

Учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства, затем в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова у Н. М. Чернышева, С. А. Чуйкова, П. Д. Корина, А. М. Грицая и В. Н. Яковлева.

Автор многочисленных сюжетных полотен, картин-портретов, в которых переосмыслены традиции древнерусской иконописи и живописи раннего Возрождения. Самые известные произведения: «Гимнасты СССР» (1964–1965), «Семья Н. М. Чернышева» (1969), «Воскресный день» (1974), «Стихи» (1973), «Под старой яблоней» (1969), «Времена года» (1974), «Человек с убитой собакой» (1975), «Ожидание» (1978) «Играет Святослав Рихтер» (1984), портреты Пушкина и Достоевского (2004) и др.

Жилинскому были ведомы разные уровни реального. Человек и Природа, их духовное единство — одна из центральных тем большинства произведений мастера, которые обращены к вечным ценностям мироздания, природы, культуры, нравственным и духовным основам личности. Мироощущение художника формировалось под влиянием ярких личностей: В. А. Фаворского, Н. М. Чернышева, П. Д. Корина, в общении с ними происходило его взросление и обретение мастерства.

Своеобразие пластического языка определило глубокий интерес к искусству мастеров итальянского Возрождения и древнерусскому искусству, буквально покорившим молодого художника. Жилинский в совершенстве освоил сложную технику живописи темперой по левкасу, требующую безукоризненного рисунка.

Мастер сосредоточил свой художнический поиск на создании ритмически выверенной и гармонично построенной многофигурной композиции, он предпочитал некую замкнутую пластическую среду, «говорящую» со зрителем на особом метафоричном, полном символов языке. В излюбленных портретных композициях и натюрмортах Жилинский погружался в процесс скрупулезного изучения натуры, придирчиво отбирал детали, опускал ненужное, всегда балансируя на грани эмоционального восприятия и жесткой рассудочности. Интерес художника вызывали мифологические и религиозно-аллегорические сюжеты. С годами его живописная манера менялась: ушла строгая локальность цвета, развивалась тонально разработанная палитра, уплощенность изображения уступила место иллюзорной трехмерности. Особый акцент делался на выразительных возможностях линии, контура, силуэта, тонкости колорита отличали стилистику поздних работ мастера.

Искусство Дмитрия Жилинского — пример широкого диапазона возможностей видеть и понимать мир.

Источник: rah.ru

artinvestment.ru

Д.Д. Жилинский | aquarells.ru

 

 

Д.Д. Жилинский (род. в 1927 г.) – народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий РСФСР. Картины Д.Д. Жилинского привлекают на выставках пристальное внимание современных зрителей, независимо от их художественных пристрастий.

Д.Д. Жилинский «Под старой яблоней» 1969 г.

 

С первого же взгляда они поражают той технической отточенностью, почти ювелирной законченностью, которая соединяет живопись с высоким ремеслом и заставляет вспомнить картины нидерландских художников и итальянских мастеров раннего Возрождения. Это не случайно, так как Дмитрий Дмитриевич Жилинский постоянно учится у великих мастеров выверенности цвета и композиции, такому построению картины, при котором продуман каждый штрих и закономерно присутствие каждого изображенного предмета. Д.Д. Жилинский стремится к внутренней гармонии произведения, с которой всегда тесно связан философский и гуманистический подтекст его картин.

Д.Д. Жилинский «Портрет В.А. Фаворского» 1962 г.

 

(О В.А. Фаворском читайте здесь.)

Как правило, герои Д.Д. Жилинского погружены в себя. В их сдержанной молчаливости есть что-то торжественное, убеждающее в важности их мыслей. Неподдающийся однозначному выражению  сложный внутренний мир современника предстает в картинах и портретах Д.Д. Жилинского таким, каким его видит художник большой гражданской требовательности. Таковы «Портрет скульптора А.Е. Зелинского с дочерью» (1958 г.), «Портрет В.А. Фаворского» (1962 г.), «Портрет А.А. и Н.М. Чернышовых» (1969 г.), «Молодые скульпторы» (1964 г.), «Под старой яблоней» (1969 г.) и др.

Д.Д. Жилинский «Молодые скульпторы» 1964 г.

 

Бережная и точная кисть художника будто бы стирает с людей и предметов пелену обыденности, заставляя зрителя остро почувствовать неповторимую индивидуальность лиц и характеров, красоту духовного и предметного мира.

Д.Д. Жилинский «Гимнасты СССР» 1965 г.

 

В групповом портрете советских чемпионов «Гимнасты СССР» достигнута Д.Д. Жилинским гармония чистых красочных плоскостей, красивых строгих силуэтов. Художник подчеркивает духовные качества своих героев, присущие людям большой воли и смелости, творческой требовательности к себе, любви к своему делу. Кажущаяся простота композиции «Гимнастов» обладает убедительностью изящной и стройной эстетической формулы. Это и сейчас придает картине подлинную современность.

Похожее

aquarells.ru

О СЕБЕ. ХУДОЖНИК ДМИТРИЙ ЖИЛИНСКИЙ

Итак, моя первая персональная выставка в Москве. Собраны картины более чем за тридцать лет, как говорят, творческой деятельности. Хочу ли я сам увидеть свои работы все вместе? Да! А чего жду? Наверное, как и каждый на моем месте, жду доброжелательного внимания зрителей, серьезного, откровенного разговора с моими товарищами-художниками, знатоками искусства, и, наконец, главное: смогу ли я, увидев все вместе, услышав суждения и критику, сделать выводы, которые помогут мне в дальнейшем создать картины, более совершенные и глубокие.Самый великий творец — Природа, и мы, художники, призваны, поняв ее красоту и совершенство, отобразить, воссоздать ее в достойной художественной форме. Примерно так нам говорят учителя в школе и сами мы читаем в высказываниях больших художников. Натуралисты, равно как и абстракционисты, могут искренне утверждать, что и они следуют природе, первые — ее внешней форме, вторые — ее внутреннему смыслу, так как сам он есть «природа» и интеллект. Формалисты тоже могут опираться на природу, только они будут вгонять ее в выдуманную ими самими форму, как в прокрустово ложе. Кто же прав? Где истина? Написано и сказано в последнее время такое количество слов, столько придумано направлений и создано теорий, что разобраться во всем этом нет возможности, не обратившись к словам древнего мудреца: «Истина в нас самих». Только следовать ей может не всякий, а постигший ее духовно.Я пишу эти рассуждения не потому что постиг истину и все понимаю, а для того, чтобы сказать, как я сам ищу свой путь.Как художнику мне повезло. С 1944 года жил в доме у родственников, замечательных художников Н.Я. Симонович-Ефимовой и И.С. Ефимова, рядом с такими художниками, как В.А. Фаворский и Л.А. Кардашев. Всем им я благодарен за то, что имел счастье видеть, как они живут и работают, и пользоваться их советами. А в институте С. А. Чуйков, прекрасный живописец, первым поддержал мое стремление к законченности; Н. М. Чернышев привил любовь к древнерусскому искусству; П. Д. Корин передал мне свою страстную любовь к искусству Возрождения и творчеству А. Иванова; А. М. Грицай, не жалея своего времени, приучал к ежедневному труду и честности. Все учили мастерству, а также умению понимать и ценить великое в искусстве.Я не верю в гениальность художника, о котором говорят, что он не следует определенной традиции. Часто мы не можем или не хотим проследить ее, а бывает, и сам художник, и его пропагандисты утверждают, что его творчество отличается принципиальной новизной и ни на что не похоже. Люблю великих мастеров, учусь у них понимать природу — это и есть традиция, а без традиции, как дом на песке, искусство существовать не может.Продолжая изучать древнерусское, итальянское и фламандское искусство, я начал понимать, как простой сюжет можно средствами живописи поднять до высокого космического звучания, когда сюжету придается философское значение и форма изображения становится совершенной.В ранних картинах маслом (в основном портреты) мне хотелось передать неповторимость характеров хорошо знакомых мне людей в характерной для них обстановке, не скрывая факта позирования. Был тогда в заблуждении, что крупный размер обязателен для передачи монументальности и значительности, и позднее понял: не в размере значительность и монументальность, хотя размер в картине тоже немаловажен.С 1964—1965 годов пишу темперой, которая дает неограниченные возможности: от живописи миниатюрной до широких монументальных покрытий, росписи стен. Со сменой материала совпало мое отношение к изображению.В таких картинах, например, как «У моря» или «Гимнасты СССР», мне хотелось показать не данный момент, а сущность изображаемого, его цвет, существующий независимо от состояния и освещения. Я стремился при моделировке фигур и передаче характеров персонажей сохранить локальность цветовых пятен, четкость их силуэтов, избегая теней, особенно падающих. Параллельно делал много этюдов и рисунков, писал по рисункам.Единство природы, гармония, цельность всего живого, понимание красоты, любовь и бережное отношение человека к природе — все это я старался раскрыть в картине «Весенний день». Работал над картиной два года, сделал много рисунков, этюдов. Писал этюды предвечернего состояния, когда все притихает, тени от деревьев густеют, предметы погружаются в среду,— все кажется единым, торжественно строгим, и так хочется продлить это состояние и сохранить его надолго.В одной из последних моих картин «Играет Святослав Рихтер» я стремился не столько к портретному сходству, сколько к тому, чтобы передать зрительно звучание музыки в пространстве. С. Рихтер дал несколько замечательных концертов в Итальянском дворике Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на фоне слепка портала Фрейбергского собора. Для меня и, наверное, для многих гениальная игра С. Рихтера в окружении великолепных слепков музея осталась в памяти как чудо единства музыки, архитектуры и скульптуры. Прожита большая половина жизни, а самого главного еще не сделано, хочется написать картины, более совершенные и глубокие, волнующие личные и общечеловеческие чувства. 

Дмитрий Жилинский

sovjiv.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта