Описание картины Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой». Картина дора маар
Муза Пикассо - Дора Маар
Критики утверждали, что Дора Маар нажимает на кнопку аппарата в тот момент, когда реальность «расстраивается». Они отмечали «необычный, волнующий» характер ее фотографий, излучающих «тревожную странность бытия». Острый взгляд фотохудожника проникает в затемненную сторону вещей, писали комментаторы, называя ее стиль «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы». И в беззаботном гомоне «веселого Парижа» уже начинали звучать истерические нотки, и песенка «Все хорошо, прекрасная маркиза» стала приобреть новый смысл и странную популярность. Город еще оставался «праздником, который всегда с тобой», но в нем уже вспыхивали финансовые скандалы, и на улицах коммунисты схлестывались с крайне-правыми.
Вся семилетняя история их любви была под стать той причудливой первой встрече — романтической и трагичной. Позднее утверждали, будто надменная и сумрачная Дора с лицом святой не случайно оказалась в этом кафе, а сплела настоящий заговор с друзьями-сюрреалистами, чтобы завлечь художника в свои сети. Пикассо ответил согласием на предложение сделать его фотопортрет и в этот же вечер вместе с Дорой отправился в ее студию на улице Асторг...Настоящее имя Доры — Теодора Генриетта Маркович (1907—1997). Она была дочерью хорватского архитектора и француженки, выросла в Буэнос-Айресе, где проектировал здания ее отец, и бегло говорила по-испански. В 1926 году Дора вернулась во Францию и стала посещать студию художника Андре Лота, где познакомилась с крупными мастерами фотографии — Анри Картье-Брессоном, Брассаем и Мэном Рэем.
Когда произошла знаменательная встреча в кафе «Две макаки», Пикассо переживал творческий кризис и уже полгода не работал. Дора Маар помогла художнику выйти из тупика, выведя его на новые пути в творчестве, подтолкнув к авангардистскому движению и политическим темам. Взаимное чувство переплелось с творческим диалогом: Дора учила живописца технике фотографии, а сама — под влиянием Пикассо — начала заниматься живописью. «В четыре руки» они изготавливают на стекле так называемые «фотогравюры», которые используют как гигантские негативы, отпечатывая их затем на фотобумаге. Но самое главное — Дора Маар по сути изобрела новый жанр — репортаж о рождении произведения искусства. В 1937 году она проследила в своих фотографиях историю создания полотна, которому было суждено стать всемирно известным «Герники»
День за днем, с усердием хроникера, она фиксировала на пленке этапы становления монументального произведения, предлагая автору новые точки отсчета для продолжения работы над ним. Дора Маар — не просто свидетель, но и соавтор «Герники», о чем свидетельствуют сотни негативов и контактных отпечатков, обнаруженных в ее личном архиве после ее смерти в 1997 году.
Дора никогда не позировала Пикассо, и все же он написал множество ее портретов — графических, классических и кубистских, в шляпе, с зелеными ногтями, в образе химеры.
Пикассо, которому нравилось воображать себя Минотавром, воплощавшим в его глазах мужскую силу и творческий заряд, создает в этот период серию офортов, в которых нетрудно узнать Дору Маар, отданную на заклание этому мифическому зверю.
Желание для Пикассо было связано с насилием, а секс и творчество в его глазах были нераздельны и взаимно питали друг друга. «Искусство не целомудренно, — говорил художник, — а если оно целомудренно, то это не искусство». Современники вспоминают, что Пикассо с детским простодушием говорил друзьям: «Дору я бью, она так хорошеет, когда плачет». А в ответ на упреки возражал: «Для меня она женщина, которая плачет. Я писал ее такой не из удовольствия или садизма. Я могу писать только то, что вижу, а именно такова глубинная суть Доры».
Расцветшая во время войны любовь Пикассо и Доры Маар не выдержала испытания миром. Их роман продолжался семь лет, и это была история изломанной, надрывной любви. Могла ли она быть иной? Пиренеи и Балканы — родина того и другой — два края, где бушуют темные инстинкты и мрачные суеверия, где жизнь полна тайных примет, а смерть всегда близко. Дора Маар была неистова в чувствах и в творчестве. Она обладала необузданным темпераментом и хрупкой психикой: взрывы энергии у нее сменялись периодами глубокой депрессии. Пикассо же принято называть «священным монстром», но похоже, что в человеческих отношениях он был просто чудовищем. Некоторые говорили о живописце: «Если Пикассо и гений, то — гений зла».
Небольшого роста испанец — всего 158 сантиметров — обладал взрывным темпераментом, а главное, особым магнетизмом, которому женщины не могли сопротивляться. Любовь его, однако, была безжалостной и даже с садистским оттенком. Поэтому многие женщины Пикассо либо кончали с собой, либо сходили с ума. Повесилась Мария-Тереза Уолтер, ушла в монастырь, а затем застрелилась Жаклин Рок, помешалась Ольга Хохлова. Проанализировав почерк испанца, Поль Элюар сделал вывод: «Любит страстно, но его любовь убивает». А когда одна из последних любовниц гения Женевьев Лапорт рассталась с Пикассо, Жан Кокто сказал ей: «Вы вовремя приняли это решение, может быть, это спасло вам жизнь».
Для страстной Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Не случайно эпиграфом к парижской выставке служат слова из стиховорения, посвященного художнику: «Становилось так темно, что в полдень на небе были видны звезды». Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где ее лечили электрошоками. Вызволил ее оттуда и вывел из кризиса давний приятель, известный психоаналитик Жак Лакан. После этого Дора абсолютно замкнулась в себе, став для многих символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению Пикассо. Уединившись в своей квартире неподалеку от улицы Гран-Огюстен, она погрузилась в мистицизм и астрологию, приняла католичество. Ее жизнь остановилась, быть может в 1944 году, когда произошел разрыв с Пикассо.
Позже, когда Дора вернулась к живописи, ее стиль коренным образом изменился: теперь из-под ее кисти выходили лиричные виды берегов Сены и пейзажи Люберона. Друзья организовали в Лондоне выставку ее работ, но она прошла незамеченной. Впрочем, и сама Дора не пришла на вернисаж, объяснив позже, что была занята, так как рисовала в гостиничном номере розу...
Пережив на четверть века того, кто, по словам Андре Бретона, был «безумной любовью» ее жизни, Дора Маар скончалась в июле 1997 года в 90-летнем возрасте в одиночестве и в бедности. А примерно через год ее портрет «Рыдающая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков.
Подлинный масштаб самобытного художника Доры Маар, которую кое-кто считал лишь любовницей Жоржа Батая и Пабло Пикассо, стал ясен лишь после смерти, когда открылся доступ к ее архивам и коллекциям. Только тогда многие узнали, что Дора Маар принесла свой оригинальный талант на алтарь любви и незаслуженно осталась в тени всепожирающего гения Пикассо.
Квартира Доры Маар оказалась настоящим музеем — сокровищницей примет ушедшей эпохи, в которой она по сути жила до конца своих дней. Это были картины, рисунки, фотографии, исторические сувениры. Например, номер «Юманите» от 5 октября 1945 года, сообщавший о вступлении Пикассо в ряды французской компартии. Многие из этих вещей и документов и составили экспозицию в парижском Музее Пикассо — всего более 350 полотен, скульптур и рисунков мастера, а также фотографий Доры Маар. Они предоставлены музеями Испании, Швейцарии, Великобритании, Австралии и Франции и частными коллекционерами, в том числе детьми и внуками Пикассо. Увидеть эти произведения вместе, объединенные одной темой, — уникальная возможность. И парижане охотно ею пользуются. А из французской столицы, где экспозиция будет открыта почти до конца мая, она отправится в дальнее путешествие — в Австралию и разместится в «Нэйшнл Гэллери Викториа» в Мельбурне.автор текста Николай Морозов
katia-lexx.livejournal.com
Дора Маар и Пабло Пикассо
Я прошла сквозь волну И свободна в движении Вглубь. Внимаю Тайне существования, Тайне и для меня. Дора Маар
Частный коллекционер, выплативший в среду 95 миллионов 216 тысяч долларов за известную картину Пабло Пикассо "Дора Маар с кошкой" на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке, возможно, является российским миллиардером, предполагаетбританская газета The Daily Telegraph.
Дора Маар (1909-1997) — дочь пылкого хорвата и утонченной парижанки, прожила долгую и полную событий жизнь. Рожденная во Франции, она воспитывалась в Аргентине и ко времени встречи с Пикассо, когда ей исполнилось уже 29, была одной из самых известных в мире женщин-фотографов.
Дора Маар. Портрет Леонор Фини
Дора Маар. Канделябр
Промозглым январским днем 1936 года, на террасе излюбленного парижской богемой «Cafe Les Deux Magots», их свелкультовый поэт-сюрреалист Поль Элюар, безнадежно влюбленный в Дору, и уверенный, что «Пабло сумеет укротить эту дикую кошку». Их связь длилась девять лет и всю жизнь. Пабло боготворил и ненавидел ее, пытался забыть в вине иобъятиях очередной любовницы.Дора терпела его выходки и закатывала истерики, пила и лечилась у психоаналитиков, но до последнего вздоха не пожелала расстаться ни с одной из картин и папок с эскизами, которые он рисовал с нее...
"Портрет Доры Маар", 1937
Они познакомились в 1936 году в кафе «Две Кубышки», куда после вечерней прогулки обыкновенно заходил Пабло. Он ужиналсо своим другом, поэтом Полем Элюаром, а Эльф – пес Пикассо – попрошайничал у соседних столиков. Взгляды Доры иПабло встретились. В восхищении он пробормотал несколько слов на испанском, который Дора отлично знала: ее детствопрошло в Аргентине. Они разговорились, и Пикассо пересел за ее столик.
Много лет спустя Пикассо рассказал, что Дора в тот вечер была в черных перчатках, вышитых розовыми цветами. Онаразвлекалась, нанося быстрые удары ножом между расставленными пальцами лежащей на столе левой руки. В какой-томомент она ошиблась на долю дюйма. Пикассо попросил Дору отдать ему окровавленные перчатки. Он всю жизнь хранил их в специальной застекленной витрине.
Дора Маар была нервной, неуравновешенной натурой, в творчество Пикассо она вошла как «женщина в слезах». Вместе с образом Маар Пикассо совершил своеобразное ретроспективное «путешествие» по своему творчеству: ее изображение предстало во всем многообразии испробованных ранее художником стилей и манер письма. Однако и сам Пикассо отмечал, что никогда не мог писать ее улыбающейся.
Характернейшая особенность портретов Доры – это огромные, глубокие глаза, плачущие или задумчивые, полные тревоги или скорби. Также Пикассо любил подчеркивать ее чистый овал лица, мягкие линии скул, тонкие пальцы с острыми красными ногтями, похожими на капли крови.
С годами Маар становилась более нервной, а Пабло терпеть не мог женских истерик – в их отношениях наметился разрыв.
Пикассо. Женщина на диване. Дора Маар
С весны 1945 года у Доры стали случаться припадки. Опасаясь, что она сойдет с ума или покончит с собой, Пикассо и их общие друзья отправили Дору в психиатрическую лечебницу Жака Лакана, где помимо психоанализа к ней применялсяобычный в то время метод лечения – электрошок. После выхода Доры из больницы их отношения с Пабло не возобновились.
Пикассо у портрета Доры Маар
Дора Маар и ее портрет Alice B. 1946
Впоследствии она жила довольно замкнуто, тем не менее, оставалась в искусстве – фотографировала, писала, выставлялась, получила некоторое посмертное признание — о ней написаны несколько книг.
Пикассо, Дора Маар и Ман Рэй в компании, Антиб, 1937. Ман Рэй, фото
О связи Пикассо и Маар написаны две книги, снят фильм, их роман стал своеобразной легендой в истории искусства.
Выживая с Пикассо. Джулианна Мур в роли Доры Маар
"Фигура (Дора Маар)", 1945
Источник: Николь Авриль «Я — любовница Пикассо» Пер. с нем. 2004 - picasso-pablo.ru , forum.vgd.ru
***
Скоро начинается новый учебный год, у всех нас есть близкие и родные, которым предстоит продолжить или начать своёобучение. Советую обратить внимание на обучение в Канаде. Особенности канадской системы образования – обучение, как на английском так и на франзузском языке. Включает в себя- среднюю школу, колледж, университет и последипломноеобразование, которое дает практические знания и навыки для непосредственного применения в работе.Образование в Канаде, стоимость обучения, например , в университете для иностранных студентов – от 15000 до 40000 канадских долларов за академический год.Также обратите внимание на одну деталь, что после окончания программы обучения и получения образования в Канаде,иностранные студенты имеют уникальную возможность остаться работать в любой части страны на срок до 3-х лет.
ngasanova.livejournal.com
Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой». Описание картины
Теодора Генриетта Маркович или Дора Маар – талантливейший фотохудожник и ещё одно увлечение любвеобильного Пикассо.
Из всех женщин, Дору Маар можно назвать самой блестящей и яркой. Красивая внешность, эксцентричное поведение, безусловный талант сочетался в этой необычной женщине. Неудивительно, что художник пал перед столь неординарной особой. Их союз можно назвать союзом интеллектов и творческих задатков. Мадмуазель Маар оказала огромное влияние на творчество Пикассо военного периода, подтолкнув его к авангардным течениям.
Художник рисовал красавицу Маар всегда весьма оригинально – это острые углы, изломанные линии, искажённые пропорции. Кроме характерных признаков изображения портретируемой, общим для всех работ, где главной героиней выступает Дора, является изображением всевозможных шляпок и длинных ногтей.
В представленной картине Маар изображена с небольшой чёрной кошкой, что весьма аллегорично. Известно, что сам Пикассо называл возлюбленную афганской кошкой, имея ввиду её темперамент.
Что касается стилистики работы, то она решена в кубической манере. Лицо, как водится, представляет собой деформированную карикатуру. Ухо расположилось под правым глазом, рот искривлён в причудливой ухмылке. Всё лицо представлено как в профиль, так и в анфас – «фирменный» портретный стиль Пикассо.
За фигурой женщины расположилась чёрная кошка. Гармоничное одновременное изображение кошки и Доры можно представить как воплощение сексуальности и хитрости с огненным темпераментом и творческой агрессией.
Глядя на работу, можно представить, что чувства, которые Маар вызывала у мастера, были очень разнообразны и противоречивы – от обожания и восхищения до раздражения и нетерпимости.
Вместе с окончанием войны, закончились и отношения художника и Доры. И сели первый пережил расставание легко, то для фотохудожницы это событие явилось переломным. Она так до конца жизни и не оправилась, угодив в психиатрическую лечебницу, и проведя в ней довольно длительное время, вышла она отдула надломленным глубоко несчастным человеком.
После смерти Маар в 1997 году архивы художницы повергли общество в шок – настолько очевиден был её недооценённый при жизни талант и самобытность. Кроме этого, были найдены многие документы, запечатлевшие процесс создание картин Пикассо. Сейчас эти бесценные артефакты находятся в музее Пабло Пикассо.
1941 г. Холст, масло. 128 х 95 см. Частная коллекция
picasso-picasso.ru
Дора Маар с кошкой картина Пабло Пикассо
«Дора Маар с кошкой» — картина Пабло Пикассо, созданная в стиле кубизм. Работа была написана в 1941 году. Холст, масло. 128.3 × 95.3 см. В настоящее время находится в частной коллекции. Картина была куплена неизвестным русским покупателем в 2004 году за 95 миллионов долларов.
В центре сюжета картины находится Генриетта Теодора Маркович (1907-1997) — французская художница и фотограф, которая также известна, как Дора Маар. Дора Маар была возлюбленной Пабло Пикассо. Она часто фотографировала художника и была настоящей музой великого художника. Пикассо написал немало портретов, главной моделью которых была именно Дора Маар. Одним из самых известных портретов является «Дора Маар с кошкой».
Работа выполнена в кубистической манере. Картина может представлять карикатурную форму, которая некоторыми символами указывает на различные характерные черты женщины — яркая одежда с полосками и кружочками, длинные острые ногти, шляпа с цветами. Лицо у женщины на портрете представлено одновременно и в анфас и в профиль — известный приём не только у Пикассо, но и других кубистов, которые заимствовали такое изображение из изобразительного искусства африканских племён. В качестве отступления стоит пояснить, что африканские племена, а также многие древние народы, не умели рисовать лицо человека в профиль и поэтому делали это подобно рисункам детей — лицо в профиль, но на лице нарисованы оба глаза и рот в полном размере. Резкие углы, яркие цвета и выразительные символы говорят о том, что Пикассо рисовал женщину, необыкновенным темпераментом которой восхищался. Картину заканчивает маленькая чёрная кошка на заднем плане. Кошка здесь также является символом необычного темперамента и характера Доры, которую Пикассо называл «афганской кошкой».
«Дора Маар с кошкой» картина Пабло Пикассо
art-assorty.ru
Описание картины Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой»
Дона Маар была любовницей, верной спутницей жизни и подругой Пабло Пикассо. Эта была красивая, загадочная женщина. Причиной того, что она всех полотнах Пикассо Дона изображена крайне жутко, стал период, в который разворачивались отношения этой женщины и великого художника. Мировая Война отразилась на всех сферах жизнедеятельности каждого человека. Не обошло это и творчество испанского мастера кисти. Союз Доны Маар и Пабло Пикассо нельзя называть романтическим, сентиментальным. Правильнее будет говорить, что их отношения были организацией двух умов, интеллектуалов, художников.
Не секрет, что когда два человека с сильным характером сходятся, их отношения являются больше борьбой между двумя неординарными личностями. Возможно, именно в силу этого факта, Пикассо рисовал красавицу Дору очень искаженно, придавая ей острых углов и темных оттенков.
Характерными объектами для Маар на полотнах Пикассо стали шляпки и длинные острые ногти. Шляпка подчеркивала причастность женщины к сюрреалистическому движению. В жизни эти детали внешности были достаточно важны для женщины, возможно, поэтому Пикассо подчеркивал их в своих произведениях.
В портрете «Дора Маар с кошкой» подчеркивается острота ноготков присутствием маленькой черной кошки. Ногти, изображенные на картине, являются символом ногтей необузданных представителей кошачьих. Синие ногти нарисованной Маар являются символом обладания мощью, насилием. Пабло Пикассо не единожды заявлял, что характер Доры Маар он сопоставлял с темпераментом афганской кошки.Художник прибегал к кубическим способам рисования. Таким образом, он переработал красивое, утонченное, овальное личико возлюбленной Доры в неузнаваемую и деформированную карикатуру. Ухо женщины на изображении расположилось под глазом, рот искривился в улыбке. Да и само лицо представлено одновременно с двух сторон: фронтальной и профильной.
За женщиной находится кошка. Ее позиция тоже достаточно неопределенная. С одной стороны, животное достаточно милое и забавное, но окрас кошки подчеркивает устрашающие ноты произведения. Соединение женщины и кошки Пабло Пикассо представлял как комбинацию бесконечной сексуальной агрессии и хитрости, свойственной представительницам прекрасного пола. Определенно, что черная кошка – это символ горячей, огненной личности Доры Маар и самих отношений между двумя художниками. Таким образом, сплетение самых разных эмоций Пикассо вылилось на полотно «Дора Маар с кошкой», которое является гордым достоянием шкатулки мирового творчества на сегодняшний день.
opisanie-kartin.com
Любовь, сжигающая жизнь. Муза Пикассо – Дора Маар
Это было необычное и странное зрелище. Необыкновенной красоты черноволосая женщина, положив на столешницу ладонь в черной перчатке, небрежно играла ножом, пытаясь быстро воткнуть острие между пальцами. Ей это удавалось, и, выдернув из стола нож, она продолжала свое опасное занятие. Это происходило в 1935 году в парижском кафе «Две макаки». Только что здесь поэт Поль Элюар представил 53-летнему Пабло Пикассо магически притягательную незнакомку — 28-летнюю Дору Маар. Вдруг Дора, сидевшая рядом со своими именитыми собеседниками, не попала в цель и ранила руку. Показалась кровь, ошеломившая испанского живописца. Взволнованный, он попросил отдать ему эти перчатки и долго хранил их в застекленном шкафу. Так начался их головокружительный роман, продолжавшийся семь лет.Вся история их любви была под стать той причудливой первой встрече — романтической и трагичной. Позднее утверждали, будто надменная и сумрачная Дора с лицом святой не случайно оказалась в этом кафе, а сплела настоящий заговор с друзьями-сюрреалистами, чтобы завлечь художника в свои сети. Пикассо ответил согласием на предложение сделать его фотопортрет и в этот же вечер вместе с Дорой отправился в ее студию на улице Асторг...
Негативы этого фотосеанса были найдены в архиве Доры Маар после ее смерти. Настоящее имя Доры — Теодора Генриетта Маркович (1907–1997). Она была дочерью хорватского архитектора и француженки, выросла в Буэнос-Айресе, где проектировал здания ее отец, и бегло говорила по-испански. В 1926 году Дора вернулась во Францию и стала посещать студию художника Андре Лота, где познакомилась с крупными мастерами фотографии — Анри Картье-Брессоном, Брассаем и Мэном Рэем. Вскоре она сблизилась с французскими сюрреалистами и, выбрав себе псевдоним Дора Маар, стала «музой» этого авангардистского движения.
Гордая, чувственная, презирающая условности, Дора Маар была звездой парижской художественной богемы. С черными, как вороново крыло, волосами и бронзово-зелеными глазами она буквально завораживала мужчин своей надломленной, «конвульсивной» красотой. Кроме того, женщина-фотограф отличалась экстравагантной элегантностью: любила широкополые шляпы и длинные перчатки, курила сигареты с мундштуком длиной не менее 25 сантиметров и красила заостренные ногти в пурпурный цвет. С неизменным «Роллейфлексом» в руках Дора Маар буквально ворвалась в столицу мирового искусства, которой тогда был Париж, и быстро стала известным фотографом моды и рекламы, автором оригинальных светских портретов и сюрреалистических фотомонтажей. Она фотографировала калек в Лондоне и слепых в Барселоне, клошаров в Париже и жонглеров в Лиссабоне, создавая таинственную и жуткую атмосферу, подчеркивая причудливость и гротескность жизни, не боясь соединять прекрасное и безобразное, роскошь и нищету. Навязчивой темой Доры Маар были неестественно-изогнутые человеческие тела и странные экзотические животные. В своих оригинальных фотомонтажах она нарушала пропорции предметов, сочетала несовместимые идеи, использовала оригинальные ракурсы, и уже здесь можно было обнаружить зачатки ее болезненной склонности к страху и меланхолии.Критики утверждали, что Дора Маар нажимает на кнопку аппарата в тот момент, когда реальность «расстраивается». Они отмечали «необычный, волнующий» характер ее фотографий, излучающих «тревожную странность бытия». Острый взгляд фотохудожника проникает в затемненную сторону вещей, писали комментаторы, называя ее стиль «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы». И в беззаботном гомоне «веселого Парижа» уже начинали звучать истерические нотки, и песенка «Все хорошо, прекрасная маркиза» стала приобретать новый смысл и странную популярность. Город еще оставался «праздником, который всегда с тобой», но в нем уже вспыхивали финансовые скандалы, и на улицах коммунисты схлестывались с крайне правыми.
В ночь на 7 февраля 1934 года во Франции была предпринята попытка фашистского путча. В ответ создается левый Народный фронт. Полыхает гражданская война в Испании, в результате варварской бомбардировки нацистами стерт с лица земли баскский городок Герника, уже чувствуется дыхание мирового конфликта. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году выставлена монументальная «Герника» Пикассо, а над выставочным городком, будто предвещая грядущую схватку, реют флаги нацистской Германии со свастикой и Советского Союза — с серпом и молотом.
14 июня 1940 года гитлеровцы вступают в Париж. Впрочем, оккупация не принесла особых невзгод Пикассо, кроме того, что ему были запрещены выставки как «художнику-дегенерату». Так окрестили гитлеровцы все искусство авангарда. Легенда гласит, что к Пикассо пришел германский офицер и, вынув из кармана фотографию «Герники», спросил: «Это сделали вы?» «Нет, — ответил живописец, — это сделали вы».
В духе времени Дора Маар была дамой «ангажированной» и не скрывала своих радикально-левых убеждений. Она активно участвовала в «гошистских» группировках «Октобр», «Масс» и «Контраттак», занимаясь тем, что сегодня мы назвали бы «агитпропом». В 1934 году вместе с Бретоном и Элюаром она ставит подпись под «Призывом к борьбе», который опубликовал Комитет интеллигентов-антифашистов. Когда произошла знаменательная встреча в кафе «Две макаки», с которой начат этот рассказ, Пикассо переживал творческий кризис и уже полгода не работал.
Дора Маар помогла художнику выйти из тупика, выведя его на новые пути в творчестве, подтолкнув к авангардистскому движению и политическим темам. Пикассо сближается с сюрреалистами и создает такие гражданские произведения, как «Мечты и ложь Франко». Взаимное чувство переплелось с творческим диалогом: Дора учила живописца технике фотографии, а сама — под влиянием Пикассо — начала заниматься живописью. «В четыре руки» они изготавливают на стекле так называемые «фотогравюры», которые используют как гигантские негативы, отпечатывая их затем на фотобумаге. Но самое главное — Дора Маар по сути изобрела новый жанр — репортаж о рождении произведения искусства. В 1937 году она проследила в своих фотографиях историю создания полотна, которому было суждено стать всемирно известным, — «Герники», позволив, таким образом, заглянуть в творческую лабораторию великого художника. И эту ее заслугу в искусстве трудно переоценить.День за днем, с усердием хроникера, она фиксировала на пленке этапы становления монументального произведения, предлагая автору новые точки отсчета для продолжения работы над ним. Дора Маар — не просто свидетель, но и соавтор «Герники», о чем свидетельствуют сотни негативов и контактных отпечатков, обнаруженных в ее личном архиве после ее смерти в 1997 году. Многочисленные искусствоведы признали, что после фоторепортажа об истории зарождения «Герники» в корне изменился взгляд на современную живопись, которую уже больше нельзя было толковать так же, как до открытия Доры Маар.
Дора никогда не позировала Пикассо, и все же он написал множество ее портретов — графических, классических и кубистских, в шляпе, с зелеными ногтями, в образе химеры. Самый известный из них — «Рыдающая женщина», который, по мнению критиков, символизирует страдания Испании под фашистским игом. Комментаторы высокопарно писали, что слезы Доры Маар — это «слезы тысяч женщин, потерявших мужей в гражданской войне в Испании». Но, может быть, недаром утверждают, будто портреты отнимают у людей жизненную энергию, навлекают болезнь, измену и разлуку, а некоторые религии даже запрещают изображать человеческие лица. Например, Огюст Роден никогда не просил позировать свою жену и прожил с ней долгую жизнь. А вот свою музу Камиллу Клодель он запечатлел в знаменитом «Поцелуе», и натурщица провела два десятилетия в сумасшедшем доме...
Пикассо, которому нравилось воображать себя Минотавром, воплощавшим в его глазах мужскую силу и творческий заряд, создает в этот период серию офортов, в которых нетрудно узнать Дору Маар, отданную на заклание этому мифическому зверю. Желание для Пикассо было связано с насилием, а секс и творчество в его глазах были нераздельны и взаимно питали друг друга. «Искусство не целомудренно, — говорил художник, — а если оно целомудренно, то это не искусство». Современники вспоминают, что Пикассо с детским простодушием говорил друзьям: «Дору я бью, она так хорошеет, когда плачет». А в ответ на упреки возражал: «Для меня она женщина, которая плачет. Я писал ее такой не из удовольствия или садизма. Я могу писать только то, что вижу, а именно такова глубинная суть Доры».
Расцветшая во время войны любовь Пикассо и Доры Маар не выдержала испытания миром. Их роман продолжался семь лет, и это была история изломанной, надрывной любви. Могла ли она быть иной? Пиренеи и Балканы — родина того и другой — два края, где бушуют темные инстинкты и мрачные суеверия, где жизнь полна тайных примет, а смерть всегда близко. Дора Маар была неистова в чувствах и в творчестве. Она обладала необузданным темпераментом и хрупкой психикой: взрывы энергии у нее сменялись периодами глубокой депрессии. Пикассо же принято называть «священным монстром», но похоже, что в человеческих отношениях он был просто чудовищем. Некоторые говорили о живописце: «Если Пикассо и гений, то — гений зла».
Небольшого роста испанец — всего 158 сантиметров — обладал взрывным темпераментом, а главное, особым магнетизмом, которому женщины не могли сопротивляться. Любовь его, однако, была безжалостной и даже с садистским оттенком. Поэтому многие женщины Пикассо либо кончали с собой, либо сходили с ума. Повесилась Мария-Тереза Уолтер, ушла в монастырь, а затем застрелилась Жаклин Рок, помешалась Ольга Хохлова. Проанализировав почерк испанца, Поль Элюар сделал вывод: «Любит страстно, но его любовь убивает». А когда одна из последних любовниц гения Женевьев Лапорт рассталась с Пикассо, Жан Кокто сказал ей: «Вы вовремя приняли это решение, может быть, это спасло вам жизнь».Для страстной Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где ее лечили электрошоками. Вызволил ее оттуда и вывел из кризиса давний приятель, известный психоаналитик Жак Лакан. После этого Дора абсолютно замкнулась в себе, став для многих символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению Пикассо. Уединившись в своей квартире неподалеку от улицы Гран-Огюстен, она погрузилась в мистицизм и астрологию, приняла католичество. Ее жизнь остановилась, быть может, в 1944 году, когда произошел разрыв с Пикассо.
Позже, когда Дора вернулась к живописи, ее стиль коренным образом изменился: теперь из-под ее кисти выходили лиричные виды берегов Сены и пейзажи Люберона. Друзья организовали в Лондоне выставку ее работ, но она прошла незамеченной. Впрочем, и сама Дора не пришла на вернисаж, объяснив позже, что была занята, так как рисовала в гостиничном номере розу...
Пережив на четверть века того, кто, по словам Андре Бретона, был «безумной любовью» ее жизни, Дора Маар скончалась в июле 1997 года в 90-летнем возрасте в одиночестве и в бедности. А примерно через год ее портрет «Рыдающая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков.
Подлинный масштаб самобытного художника Доры Маар, которую кое-кто считал лишь любовницей Жоржа Батая и Пабло Пикассо, стал ясен лишь после смерти, когда открылся доступ к ее архивам и коллекциям. Только тогда многие узнали, что Дора Маар принесла свой оригинальный талант на алтарь любви и незаслуженно осталась в тени всепожирающего гения Пикассо.
Николай Морозов
Из: Эхо планеты
www.izbrannoe.com
Пабло Пикассо — «Портрет Доры Маар» и «Портрет Марии Терезы Уолтер» | Великие художники
Декабрь 05, 2012
Портрет Доры Маар
1937; 92х65 смМузей Пикассо, ПарижВсе женщины, которых любил Пикассо, были его музами и натурщицами. Каждую из них он писал вдохновенно и страстно. Сначала Фернанда, затем Ева, Ольга, Мария Тереза, Дора, Франсуа и, наконец, Жаклин — все эти женщины смогли покорить сердце мастера и уже поэтому были достойны живописного увековечения.
Сам художник однажды признался, что он делил всех представительниц прекрасного пола на «богинь» и «половые коврики». «Ему доставляло особую радость, — утверждает американская писательница Арианна Стасинопулос-Хаффингтон в обстоятельной монографии «Пикассо: созидатель и разрушитель», — превращать первых во вторых, и они «богини», не только позволяли ему это делать, но и получали удовольствие».
По мнению исследовательницы, художник не искал настоящей любви, а всегда стремился соблазнить, подчинить и навязать свою волю. В нем был исключительно сильно развит инстинкт разрушения. Его любовницами становились жены его близких друзей, порой с их ведома и согласия, как это, к примеру, было со второй женой поэта Поля Элюара (1895-1952) — Нюш, портрет которой сегодня хранится в парижском Музее Пикассо.
Вся жизнь мастера прошла под знаком борьбы инстинктов созидания и разрушения. «Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив», — сказал однажды Пикассо.
Портрет Марии Терезы Уолтер
Музей Пикассо, ПарижМария Тереза со своим идеальным овалом лица и «простым носом» (слова Пикассо) олицетворяла классическую красоту. Когда в 1937 году мастер создает ее портрет, то использует цветовую гамму, в которой преобладают нежные, спокойные оттенки, светлая голубизна и изумрудная зелень. Желтый цвет соломенной шляпы — это воспоминание о солнечных днях, проведенных вместе на французской Ривьере.
Совмещение разных точек зрения (глаза анфас, губы и нос в профиль) подчеркивает правильность черт лица Марии Терезы, представленного в универсальном для всех ракурсов мимическом движении (в одном этом портрете мы можем увидеть сразу три выражения).
С Дорой Маар Пикассо познакомился в 1936 году при посредничестве того же Поля Элюара. Во время их первой встречи Дора случайно поранила себе руку ножом. Ее окровавленные перчатки Пабло будет хранить всю жизнь как священную реликвию. Мария Тереза была стройной, слегка меланхоличной блондинкой. Дора же была, что называется, «вполне в испанском вкусе» — чувственная брюнетка, по свидетельству известного скульптора и фотографа Брассая (настоящее имя — Дьюла Халас (1899-1984)), «в равной степени вспыльчивая и страстная». Вот почему, портретируя Дору, Пикассо подбирает живые, горячие тона, точно соответствующие ее огненному темпераменту.
Творчество Пикассо
Автопортрет в плащеСемейство комедиантовАвиньонские девицыЧеловек с гитаройПоцелуйРаспятиеГерникаРисующие Клод, Франсуаза и ПаломаПоцелуйПоделиться ссылкой в социальных сетях
www.filoli.ru