Дега. Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица. Картина дега девочки
и лишь, как прежде, девочки Дега...: wellvocja
По этому стихотворению у меня было несколько вопросов:1) как связаны "девочки Дега" с первой половиной строфы, где они упоминаются?2) почему слова о страсти к предательству обращены не к конкретному человеку или определённой группе - а ко всем друзьям?3) почему лир.героиня говорит, что став мудрой она позабудет не только мёртвых друзей, но и живых - и это при том, что в стихотворении ранее обращается как раз к своим друзьям - то есть практически прямо говорит своим друзьям, что она их позабудет?4) ну и, наконец, что означает финальный пассаж - когда друзей прекрасные черты появятся и растворятся снова? Напомню, что немногим ранее этим же друзьям прямо сказано, что они будут забыты - а ещё ранее они же обвиняются в таинственной страсти к предательству.Что это - нестыковки? Замысел автора? Игры подсознания?Раньше - на слух - этих моментов я просто не замечал.
Попробую разобраться. Но это будет лишь попытка прочтения, не претендующая на истину, и не охватывающая всех сторон этого замечательного стихотворения.
При внимательном рассмотрении только "девочки Дега" являются конкретным объектом, всё остальное стихотворение - в области чувств, нежели предметов. Попробую воспользоваться оными девочками как ключом.
Что такое эти "девочки Дега"? Эдгар Дега (1834-1917) - французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма. Его кисти принадлежат несколько картин, изображающих балерин Оперы в танцевальных классах, репетиции которых он посещал. Общеизвестный символ балерин Дега - лёгкость, хрупкость, воздушность, изящество. Балерины кажутся лёгкими, словно пёрышки - но за этой кажущейся постороннему лёгкостью и беззаботностью - тяжелейший, изнурительный труд, долгие часы тренировок, железная выверенность каждого движения.
Представим, что автор сравнивает себя с балериной: за лёгкостью и мелодичностью её стихов - тяжелейшая и упорная работа над собой. Непрерывное и жёсткое духовное самосовершенствование. И только непричастному читателю - как поверхностному зрителю - кажется, что всё лёгко и беззаботно - но всё оплачено тяжелейшим трудом. И - посмотрим первую часть строфы с упоминанием "девочек": "запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни пенья" - что это может значить? Большинство людей не совершенствуются духовно, им совершенно чуждо самоистязание и кропотливый духовный труд - да это им и не нужно вовсе - и вот: "запущены моих друзей дела"... На каком-то этапе жизнь взяла своё - и существование наполнилось повседневной рутиной и обычными житейскими радостями - без музыки, без пенья. Правда, акцент фразы "и лишь, как прежде, девочки Дега / голубенькие оправляют перья" таков, что чудится лёгкая и грустная усмешка (но лёгкость её не отвергает также и горечи). Возможно, здесь и намёк, понятный некому кругу знакомых: балерины на репродукции картины ещё готовятся к очередной репетиции - а хозяева дома уже живут, позабыв былые мечты.
Вспомним и "Дай стать на цыпочки в твоем лесу, / на том конце замедленного жеста / найти листву, и поднести к лицу, / и ощутить сиротство, как блаженство.". Этот жест - на цыпочках, вытянуто в струну, с ладонями у лица, с задержкой дыхания и удержанием позы, - яркий балетный жест, который может символизировать отдачу души вверх - дыхание бьётся о ладони - и лёгким паром поднимается. У меня возникает явное виде'ние осеннего леса.
А циркуль? Железный и сверкающий циркуль, замыкающий круг? Тоже балетное движение - па - кажущееся лёгким, но какого напряжения духовных и физических сил оно требует!
Но эти образы - не подавляют собой стихотворение - они усиливают его, создают дополнительное напряжение.
Так что же друзья? Вернёмся к друзьям. Почему их черты прекрасны, но их очи туманит таинственная страсть к предательству?Скажу сразу - однозначного ответа у меня нет. Потому что предательство и страсть более характерны для любовных отношений, чем для дружеских или творческих - тем более с затуманиванием очей. Но любовной темы в стихотворении нет - либо она дала начальный импульс и незримо присутствует, но не выходит на поверхность.
Вернёмся у духовной работе над собой и пути творца. Возможно, лир.героиня понимает, что выбор сделан - и она стала на очень трудную дорогу. Дорогу, по которой с ней и за ней не пойдёт никто - дорогу, на которой её ожидает постоянное Одиночество. Духовное предательство - заключающееся в выборе обычной жизни - вот что может иметься в виду. Оно не воспринимается как предательство другого рода - и друг не становится врагом или не выбрасывается из жизни - но ощущение потери есть - и это ощущение весьма острое. Это ощущение боли бьётся в стихе пульсом, но сдерживается волей.Духовная пропасть увеличивается - не смотря на желание сохранить былые связи - и боль усиливается. Друзей уход - а точнее, возможно, отход происходит медлительно - но он неотвратим: все они остаются там - в прошлой жизни. А в этой, наполненной непрестанным трудом - может быть, и борьбой - остаётся только память, и эта память болезненна. Ощущение одиночества и непонимания усиливается к ночи - и заставляет глядеть в темноту снаружи с подступающим из глубин страхом. А друзья продолжают уходить туда - в обычную, в кажущуюся такой простой жизнь - куда дороги нет и нет возврата.
И есть только надежда, что всё ненапрасно - и со временем боль утраты - не друзья, нет! - именно боль утраты забудется - а когда-нибудь, умудрённая опытом, она вспомнит друзей (появятся черты, не сами друзья) - и порадуется им, и простит им их невольное предательство - и тогда эта боль растворится навсегда.
P.S. И это стихотворение - совершенный поэтический балет, выверенный и отточенный, без единого лишнего слова, без маловажных акцентов, без туманных и надуманных образов. На пределе душевного напряжения, на натянутой до предела струне. А описанное мной - только одно из возможных прочтений, только один срез.
wellvocja.livejournal.com
Дега. Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица | KMalkovich.Site
Все мы знаем Эдгара Дега по его картинам с балеринами. Но вот стоит она, в четвертой позиции, с колготками чуть замятыми в районе колена, гордо вздернув носик — маленькая (чуть меньше реального роста) четырнадцатилетняя балерина. Кстати, эта первая скульптура, которую художник решил показать на выставке.
Эта девочка — ученица балетной школы Парижской Оперы Мэри ван Гетем, одна из трех сестер в бедной семье с Монмартра, бульвара Клиши. Все три девочки занимались балетом. Прежде чем вылепить девочку, Дега сделал семнадцать эскизов, постепенно, от обнаженного тела, “одевая” девочку в корсет и пачку.
Нью-йоркская девочка вылита из бронзы. Но изначально Дега создал свое произведение в воске и на то время она была словно медовая, теплая и естественная. Завершая ощущение реальности, на девочке парик из человеческих волос и тканевый корсет. Они тоже покрыты воском. И, конечно, на маленькой и смелой балерине настоящая пачка. Подумать только, как невероятно это смотрелось в 1881 году, когда была создана скульптура!..
Обычно для своих скульптур Эдгар Дега использовал стандартный металлический каркас, но эта девочка хранит в своей основе старые кисти художника. И, по сути, является произведением искусства и снаружи и внутри.
Как встретили поклонники Дега его новое создание? — Это был шок. Один критик в то время написал: “Она похожа на обезьяну, ацтека, абортированный зародыш. Будь она меньше размером, возникло бы искушение замариновать ее, поместив в банку со спиртом”.
Чем же так шокировала девочка своего зрителя? — Она всем своим видом напоминала о жестокой действительности: юные балерины из низшего сословия зачастую становились проститутками. Таковой в последствии стала и Мэри ван Гетем.
После смерти Дега, в 1922 году, с восковой танцовщицы отлили 28 бронзовых скульптур. Одна из них стоит в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Чтобы посмотреть оригинал, однако, нам прийдется выезжать в Вашингтон и посетить Национальную галерею Искусства.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
kmalkovich.site
О девочках Дега - для тех, кто не смотрит телевизор
Вчера в финальной игре "Что?Где?Когда?" прозвучал вопрос, в котором знатокам предагалось напеть, что происходило до того, что описано в этом четверостишье:Запущены моих друзей дела,нет в их домах ни музыки, ни пенья,и лишь, как прежде, девочки Дегаголубенькие оправляют перья.
Ответ команды "Не думай о секундах с высока" хоть и попадал в размер, был, по-моему, "версией отчаяния" - "не думай" на "происходило" явно не тянуло. Опять-таки на мой вкус, вопрос очень непростой (Дима, респект, что взял, мы - нет).
Как это брать? Первый вариант беспроиграшный - знать это стихотворение, в общем-то ничего запредельного, но не самый частый вариант.Или из 4-х строчек надо было выбрать "мои друзья", зацепиться за них, и тогда повляется шанс вспомнить известную песню, где что-то происходит с друзьями ( пока писала, нашла еще одну аллюзию, помогающую ответу, интересно, имел ли автор вопроса её ввиду). Но всё равно, если придумано, то "щёлкает" - в отличие от финального вопроса про Гоголя (всё ИМХО, разумеется) .
.Да, если кто ТВ не смотрит и вопрос вчера не слышал, то может попробовать угадать, прежде чем
Кстати, Крюк озввучил, что в песне пропущен один куплет, а после проверки оказалось, что пропущенных куплетов существенно больше, можно сравнить. Я бы сказала, что строф пропущено три.
Б. Ахмадулина
По улице моей который годзвучат шаги - мои друзья уходят.Друзей моих медлительный уходтой темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,нет в их домах ни музыки, ни пенья,и лишь, как прежде, девочки Дегаголубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страхвас, беззащитных, среди этой ночи.К предательству таинственная страсть,друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!Посверкивая циркулем железным,как холодно ты замыкаешь круг,не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!Твой баловень, обласканный тобою,утешусь, прислонясь к твоей груди,умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,на том конце замедленного жестанайти листву, и поднести к лицу,и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,твоих концертов строгие мотивы,и - мудрая - я позабуду тех,кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,свой тайный смысл доверят мне предметы.Природа, прислонясь к моим плечам,объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,из бедного невежества былогодрузей моих прекрасные чертыпоявятся и растворятся снова.1959
А "девочки Дега", о которых шла речь, если я правильно понимаю, вот (это я на всякий случай, потому что почему "голубенькие перья" я сообразила не сразу.
или
maksina.livejournal.com
Девочка Дега - Yvision.kz
Белла. Москвичка с Варварки, с итальянскими и татарскими корнями, родившаяся на счастье ценителям поэзии весной 1937-го.
Настоящее ее имя Изабелла. Изабелла Ахатовна.
Когда она была маленькая, отец учил Беллу говорить: «Я татайка, я татайка».
Интересное совпадение. Как и чеченские дети на спецпоселении, Белла, живя в Москве почти не посещала школу.
Позже она вспоминала, как школа ее ужаснула.
Евтушенко писал: «Она была воплощением артистизма в каждом жесте и движении – так выглядел лишь Борис Пастернак. Только он гудел, а Белла звенела…».
За отказ подписать бумагу против Пастернака, ее, не любившую советскую школу, исключили из Литературного института.
/Голубые танцовщицы. Эдгар Дега/
По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
yvision.kz
Эдгар Дега «Спартанские девушки вызывают на состязание юношей». Описание картины
Эдгар Дега «Спартанские девушки вызывают на состязание юношей». Описание картины
После возвращения в Париж в 1859 году, Дега обращается к исторической тематике, и одной из работ этой серии является картина «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев». Несмотря на точное следование установкам академического изобразительного искусства, художник внес в сюжет наблюдения из современной жизни.
Так, лица юношей и девушек на полотне, далеки от обликов античных персонажей, они качественно прорисованы, но выйдя на улицы Парижа, можно было тут же встретить подростков, ничем не отличающихся от тех, что изображены на картине.
Такой подход к изображению несколько стилизованного сюжета, привел к тому, что фигуры выглядят угловатыми, и говорить об их сходстве с античными героями, едва ли уместно.
В этой работе, как и в созданных им ранее, на первый план выходит тонкая пластичная линия, которая становится первостепенным выразительным средством. Количество цветов здесь предельно ограничено, что позволило создать ощущение уравновешенности, а также строгой ясности.
Работа создавалась с целью выставить ее в Салоне, и хотя Дега усердно трудился над подобными картинами, через несколько лет историческая тема перестанет его интересовать.
gorodkrasota2015-12-26T18:06:30+00:00Поделиться ссылкой, выберите способ!
www.hudojnik-impressionist.ru
Элементарно об элитарном. Эдгар Дега
Автопортрет (Эдгар Дега)Французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Эдгар Дега родился 19 июля 1834 года в Париже, в обеспеченной семье аристократического происхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзным ударом.
Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Обеспеченность семьи позволяла ему заниматься живописью, не особо заботясь о пропитании. Не нуждаясь остро в деньгах, Дега мог себе позволить не продавать свои работы и трудиться над ними снова и снова, стремясь к совершенству.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию, где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
На рубеже 18660-х годов Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Дега сблизился с импрессионистами в 1870-е годы. Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух театра, художник, как тонкий наблюдатель, одновременно передаёт скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд.
"Красные танцовщицы"
Маленький, в круглой широкополой шляпе, с насмешливо-грустным взглядом, не терпящий шума, презирающий суету, рекламу и славу, Дега был склонен к молчаливому одиночеству.
В живописи импрессионистов Эдгар Дега занимает особое место, прежде всего из-за той роли, которую играет в творчестве художника рисунка, а кроме того, благодаря характерному для него сочетанию импрессионистического подхода к цвету и пластической определённости формы. Линия и цвет в поздних произведениях художника становятся нераздельно целым. При этом, именно цвету – свободной, струящейся, играющей оттенками красочной стихии – принадлежит в работах Дега ведущая роль.
Картина «Две гладильщицы»
написана в 1884 году
Творчеству Эдгара Дега присущ неподдельный интерес к характерам и особенностям поведения людей, принадлежащих к разным слоям общества. Живописца занимали их движения, пластика, жесты…
Самой известной в подобном направлении и является картина «Две Гладильщицы». Она написана широкими «нервными» мазками, передающими колебание воздуха. Цветовая гамма, построенная на сопоставлении белых, коричнево-охряных, синих и золотистых тонов. Отличается декоративностью.
Картина «Ванная»
написана в 1885 – 1886 годах
Художник писал: «До сих пор нагота изображалась в позах, которые предполагают наличие свидетелей. Мои же женщины – честные «…», они не думают ни о чем другом, а заняты своим делом». В своём стремлении проникнуть в интимные тайны жизни, Дега остаётся одновременно трезвым наблюдателем и романтиком; в работах художника поэзия и реальность всегда гармонично сосуществуют.
Картина «Звезда»
Написана в 1978 году
Эдгар Дега был настолько очарован балетными танцовщицами, что создал более 1500 работ с их участием.
Хрупкие, невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов. То в свете софитов на сцене, то в короткие минуты.
Жизнь балета передана Эдгаром Дега настолько ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега.
"Голубые танцовщицы"
"Танцовщицы на поклонах"
"Римская нищенка"
«Семья Беллелли»
worldartdalia.blogspot.com
Эдгар Дега
Иле́р-Жерме́н-Эдга́р де Га, или Эдга́р Дега́ (фр. Edgar Degas; 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Родился в старинной банкирской семье. В 1855 г. поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великого французского живописца Ж.Д.Энгра. Но в 1856г. неожиданно для всех Э.Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся А.Мантенья и П.Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма.
Вернувшись в Париж, Э.Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни, изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле ("Спартанские девушки вызывают на состязание юношей", 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа.
В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Э.Дега знакомится с Э.Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. Э.Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафе-шантана. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э.Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы ("Мисс Лала в цирке Фернандо", 1879, Национальная галерея, Лондон).
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство ("Оркестр Оперы", 1868-1869, Музей Орсэ, Париж)
Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение Э.Дега смог только в 1872 г. во время пребывания в Северной Америке. Итогом этого путешествия стал "Портрет в хлопковой конторе" (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка.
Вернувшись во Францию, Э.Дега вновь оказывается в компании своих близких друзей: Э.Мане, О.Ренуара и К.Писсарро, но, будучи человеком замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а не за бесконечными спорами о судьбах искусства. Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Э.Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин.
Э.Дега с головой уходит в работу, посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.
Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни ("Танцевальный класс", 1873-1875; "Танцовщица на сцене", 1878 - обе в Музее Орсэ, Париж; "Танцовщицы на репетиции", 1879, ГМИИ, Москва; "Голубые танцовщицы", 1890, Музей Орсэ, Париж).
При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Поэтому ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки ("Чтение письма", 1884, Художественная галерея и музей, Глазго; "Гладильщицы", Музей Орсэ, Париж). Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими.
В середине 1880-х гг. Э.Дега начинает использовать пастель. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом ("После ванны", 1885, частное собрание), Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г.
Одна из излюбленных тем Э.Дега - изображение лошадей перед стартом. Для того, чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований ("Скаковые лошади перед трибуной", 1869-1872; "На скачках", 1877-1880 - обе в Музее Орсэ, Париж; "Жокеи перед скачками", 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем).
В личной жизни Э.Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 г., он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.
http://fishki.net/1601161-jedgar-dega.html?mode=recent
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
art.mirtesen.ru