Ян Брейгель "Бархатный": картины, биография. Картина брейгеля
Сенокос (картина Брейгеля) - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Сенокос» — картина Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1565 году по заказу антверпенского купца Николаса Йонгелинка. Некогда украшение столовой в доме Йонгелинка, картина ныне является самым ценным образцом североевропейской живописи в коллекции богемского рода Лобковицы и хранится в их фамильном дворце в Пражском Граде[1]. Предполагается, что «Сенокос» входит в цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых утрачена, и представляет в нём два месяца — июнь с июлем, так как в северной Европе времён Брейгеля год делился не на четыре, а на шесть сезонов: раннюю весну, весну, раннее лето, лето, осень и зиму[2].
Как и на большинстве ранних картин Брейгеля, сцена показана со средней высоты. На переднем плане преобладают красно-землистые оттенки, на среднем — жёлтые и зелёные, на дальнем — голубые. Контраст между тёплыми тонами переднего плана и прохладными дальнего позволяет усилить пространственную глубину сцены[1]. Слева на крутой скале виден монастырь, в центре на среднем плане — деревушка с церковью и ветряной мельницей за ней, вдали — пейзаж с конусообразной горой, рекой и голубым облачным небом. В правом нижнем углу везут товары на продажу, в противоположном направлении идут три сборщицы урожая, самая молодая из которых смотрит на зрителя. В левом нижнем углу человек точит косу, хотя видимой необходимости в ней нет, так как луга уже скошены и уборщики заняты стогованием, однако этот персонаж нужен для контраста с динамикой переднего плана[3]. Человеческие фигуры кажутся неотъемлемой частью природы, доминируя в ней со спокойствием, без карикатурной деформации и хаотичной сутолоки, иногда свойственной картинам Брейгеля. Кажется, что художник в изображении летней жары стремился передать радость и удовлетворение от работы[1].
В 1594 году Антверпен передал весь цикл «Времена года» в дар эрцгерцогу Эрнсту Австрийскому, штатгальтеру испанских Нидерландов, умершему год спустя. Считается, что при разделе его имущества весь цикл перешёл в собственность короля Рудольфа II. В венской описи имущества эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского 1659 года упоминается уже только пять картин цикла. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах «Сенокос» был приобретён родом Лобковицей, и впервые картина упоминается в их собственности только в 1870 году.
Примечания[ | ]
- ↑ 1 2 3 Andrea Cometti, Omaggio a Pieter Bruegele, na página web "Nuova Italia", da Accademia Adriatica di filosofia, [1]
- ↑ Christian Gräf: Die Winterbilder Pieter Bruegels des Älteren VDM Verlag Dr. Müller 2009 ISBN 978-3-639-12775-1 S. 17
- ↑ Christian Vöhringer – Pieter Bruegel, 1525/30-1569. Tandem Verlag 2007 (h.f.ullmann imprint) , S. 95f. ISBN 978-3-8331-3852-2
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid
Питер Брейгель (Старший): картины » Выдающиеся художники
П. Брейгель «Мизантроп» (1568). Музей Каподимонте, Неаполь
Главным в творчестве Питера Брейгеля (Старшего) является размышление о человеческих пороках, бренности, глупости или приземлённости человеческой жизни.
Пи́тер Бре́йгель (Старший) (около 1525-1569) – нидерландский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен. Его творчество относят к Северному Возрождению (этапы развития Возрождения в Италии и в странах Западной Европы не совпадают).
Питер Брейгель не писал заказных портретов, но люди постоянно присутствуют на многих его картинах, причём чаще всего это жители деревни. Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего. Только в конце его творчества стали появляться картины, в которых основное внимание приковано к личностям людей. Но и в них на первом плане – философское осмысление жизни, а также сатира на человеческие слабости. Брейгель был родоначальником демократического направления в нидерландском искусстве XVI в., в своих картинах он раскрывает заключенные в народе жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие, но не обходит вниманием и общие для всего человечества пороки.
Многие картины Брейгеля являются иносказательными. Его часто называют «мудрецом» в живописи. Иносказательности требовало время, в которое жил художник – тогда испанский герцог Альба пришёл на нидерландскую землю, чтобы уничтожить еретиков (не католиков) в Нидерландах. В течение своего присутствия на чужой земле он приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев, насадил террор. Последние годы жизни художника как раз прошли в это время.
П. Брейгель «Избиение младенцев» (1565)
П. Ьрейгель "Избиение младенцев" (1565)
Масло, 109,2 x 158,1 см. Художественно-исторический музей, Вена
В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации. И они не случайны. В Евангелии от Матфея говорится о том, что Ирод Великий, незаконно занимая иудейский престол, ужасался одной только мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол. А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню. Деревню оцепили, спастись негде. На картине солдаты Ирода одеты в испанскую форму, а Вифлеем ассоциируется с нидерландской деревней.
Имея евангельскую основу, картина всё-таки о современной Брейгелю жизни, о конкретных обстоятельствах и людях. Народ на картине изображён беззащитной и безликой массой, которая не способна оказать сопротивление чужеземным солдатам.
Ещё одна философская картина-ассоциация – «Притча о слепых».
П. Брейгель «Притча о слепых» (1568)
П. Брейгель «Притча о слепых» (1568)
Холст, темпера, 86х154 см. Музей Каподимонте, Неаполь
Сюжет картины основан на библейской притче: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Притча, конечно, говорит о духовной слепоте. Художник же изобразил слепоту физическую: шесть слепых идут, держась друг за друга. Плотина, по которой они движутся, спускается вниз и делает крутой поворот. Поводырь не видит этого, оступается и падает в воду, за ним следующий. Третий ещё не упал, но участь его уже предрешена. А три остальных пока не догадываются о произошедшем и продолжают двигаться…
Тема потрясающая по своему трагизму. Посмотрите, как безмятежна природа на картине художника, и на фоне этой безмятежности происходит катастрофа, для гибнущих людей это именно так. Законы природы непреложны и существуют сами по себе, а люди, со своими законами – сами по себе.
В принципе, Брейгель показывает всего один эпизод, повседневный и обычный в масштабах человечества: ну, несчастный случай, мало ли людей гибнет трагическим образом (а в наше время особенно!). Разве кто-то обратит на это внимание? Если только кто-то из родственников вздохнёт с сожалением. А возможно, и этого не будет. Событие совершенно не историческое. Но художник вкладывает в него философский смысл: никто не избежит судьбы слепых, потому что мы всегда надеемся, что ведём мы, а на самом деле ведут нас, и порой мы даже не знаем, кто именно нас ведёт и куда. Может быть, мы в шаге от пропасти?
П. Брейгель «Падение Икара» (1558)
П. Брейгель «Падение Икара» (1558)
Холст, масло, 73,5х112 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Эта картина Брейгеля – самая известная, но загадочная. Впрочем, как и почти все остальные картины этого автора. Каждый может растолковывать смысл в силу своих художественных пристрастий или в силу своей фантазии. Что изображено на картине? Обычная бытовая сцена: мирный пахарь занимается своим делом; у рыбака, видимо, начала клевать рыба, и этот момент для него очень важен; пастух и его стадо. И снова, как и на других картинах этого художника, потрясающая природа… Да, вот пастух заинтересованно смотрит в небо. Что он там увидел? Но в названии полотна присутствует слово «Икар». Где же он? Его трудно заметить сразу, надо вглядеться в картину – и вот торчащие из воды ноги… Это Икар. Художник изобразил его не в торжествующий момент полёта, а в унизительной позе, что как-то и не к лицу герою… Впрочем, и лица его не видно. А пастух, возможно, смотрит на улетающего Дедала…
Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать. Но почему у Брейгеля Икар изображён совсем не в романтическом ореоле, а неудачником, потерпевшим полное поражение? Об этом можно только догадываться. Возможно, художник показывает логический конец гордыни – непослушание отцу, полёт к самому солнцу… А может быть, наоборот, изображает героическую личность глазами обывателей, для которых важнее всего их сегодняшнее благополучие. Противопоставляются возвышенное и обыденное. Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость. Никому дела нет до смельчака, дерзнувшего взлететь к самому солнцу, каждый занят только своей насущной проблемой. Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека. Но ничего не меняется.
П. Брейгель «Сорока на виселице» (1568)
П. Брейгель «Сорока на виселице» (1568)
Картинная галерея, Городское собрание, Дармштадт
Это последняя картина художника. В ней образ виселицы ассоциируется с испанским правлением, а сорока – со сплетниками. Именно на доносах и слухах держался террор Альбы.
Но в то же время народ удивительно беспечен и безразличен: под самой виселицей устроил пляску, как будто виселица может быть для человека обычным объектом его бытия. Пейзаж картины великолепен, романтичная дымка покрывает окрестности, дворцы… А человек копошится в своём узком мирке и не понимает смысла жизни. «Жизнь, зачем ты мне дана»?
Судьба и время, грандиозность мироздания и место человека в нём – вот вопросы, которые задаёт нам своим творчеством Питер Брейгель Старший. Нидерландское искусство в его лице получило мощную основу, дав старт искусству Голландии и Фландрии в XVII в., хотя сам художник соединил в своём творчестве традиции И. Босха и Л. Лейденского.
Автопортрет Питера Брейгеля (1565)
У Брейгеля было два сына, и оба они стали художниками. Один известен как Питер Брейгель Младший (прозвище Адский), другой, Ян Брейгель, имел прозвище Бархатный. Они были талантливыми художниками. Но подняться до вершин отцовского творчества не смогли.
www.palitra.co
Картины Брейгеля Старшего. Жизнь и творчество художника
Этот человек был недоволен политикой властей и вседозволенностью церкви, но всю жизнь молчал. За него говорили его картины. После него не осталось письменных документов, но осталась созданная им школа живописи. Он творил свои шедевры и подделывал чужие. Имя одного из самых загадочных художников прошлого - Питер Брейгель Старший.
Гений, о котором почти ничего неизвестно
Неизвестна даже точная дата его рождения. До наших дней дошли только отрывочные сведения о том, что в нидерландской провинции Бреда в 1525 году родился ребёнок, которому суждено было войти в историю мировой живописи под именем Питер Брейгель Старший. Впрочем, у него появится ещё и прозвище ― «Мужицкий». Вся его жизнь уложилась в трёх дошедших до нас документах. Это записи о принятии Брейгеля в Гильдию живописцев города Антверпен, о регистрации брака и подводящая всему итог запись о смерти и погребении.
Вот и всё. Величайший художник своего времени, он не оставил ни автопортрета, ни портретов жены и детей. Есть основания полагать, что на некоторых из своих картин живописец изобразил самого себя, придав отдельным персонажам собственные черты. Однако картины Брейгеля Старшего хранят свою тайну. Остались, правда, его портреты, выгравированные современниками, но они лишены сходства между собой, и потому не убедительны.
Всё началось с графики
Но не всё скрыто от нас временем. Известно, что в начале своего пути Брейгель занимался графикой. Этому искусству его обучал придворный художник, признанный тогда мастер Питер Кук ван Алст. Для молодого человека было большой удачей попасть в мастерскую столь почтенного мэтра. Талант его быстро развивался, и вскоре он уже получил выгодную работу у издателя гравюр Иеронимуса Кока.
Далее окончательно определяется его жизненный путь ― он профессиональный художник. Постепенно молодому художнику становится тесно в рамках графики, и он начинает пробовать свои силы в живописи.
Вступление в Гильдию художников
Картины Брейгеля Старшего открыли ему дорогу в Гильдию художников. Событие очень важное, так как без официального статуса невозможно было рассчитывать на получение выгодных заказов, а в будущем - места при дворе.
Вступив в гильдию, Питер Брейгель Старший впервые увидел картины своего великого предшественника Иеронима Босха. Они потрясли его воображение. Достаточно владея к тому времени техническими навыками, он создал целую серию полотен, выполненных в манере своего кумира. Для неопытного взгляда картины Брейгеля Старшего мало чем отличались от картин Босха.
Картины с чужой подписью
И вот тут произошёл неприятный инцидент. Дело в том, что тщеславие всегда было одним из людских пороков, и некоторые заказчики покупали у Брейгеля картины при условии, что он поставит на них не свою подпись, а подпись какого-нибудь именитого мастера. Молодой художник выполнял их просьбы. Но однажды случился скандал: гравюра на сюжет одной из его картин была продана с подписью Иеронима Босха как подлинник, за большие деньги. С невероятным трудом удалось избежать серьёзных неприятностей.
Поездка в Италию и выбор творческого пути
Когда Брейгелю исполнилось 25 лет, он совершил путешествие в Италию. Надо сказать, что эта страна всегда была своего рода Меккой для художников. Через триста лет Карл Брюллов напишет, что сам воздух Италии исполнен вдохновения. Здесь молодой живописец увидел пейзажи, которые потом ожили на его полотнах. По возвращении из поездки он жил в Антверпене, а затем в Брюсселе.
К этому времени художник Брейгель Старший уже вполне определился как творческая индивидуальность. Дело в том, что в середине XVI века в живописи Нидерландов господствовало направление «романистов», то есть художников, положивших в основу своего творчества стиль итальянского маньеризма. В отличие от своих соотечественников, он остался верен традициям старонидерландской школы.
Символизм в творчестве художника
Творчество Брейгеля Старшего сочетает в себе элементы реальности и фантастики. Как и многие передовые люди своего времени, он был недоволен царящим в стране произволом властей и церкви, но молчал, так как каждый осмелившийся поднять голос рисковал оказаться на костре. Приговоры выносились незамедлительно. Современники его считали «немым». Но у художника есть своё оружие ― обращение к людям через символы, заложенные в его картинах. Это были своего рода зашифрованные послания. Картины Брейгеля Старшего - это «эзопов язык» в живописи. Не каждый понимал их смысл, но для тех, кому они предназначались, этот язык был красноречивей слов.
Питер Брейгель Старший закончил свою жизнь 15 сентября 1569 года, достигнув небывалых высот творчества и оказав влияние на развитие всей последующей мировой живописи. Его прах обрёл вечный покой в церкви Богородицы в Брюсселе. Он одним из первых показал на своих полотнах жизнь простых людей и за это стал именоваться «мужицким» художником. В статье приведены 4 репродукции с его картин:«Художник и знаток» (возможно, она передаёт портретные черты автора), «Вавилонская башня», «Крестьянская свадьба» и «Возвращение охотников».
fb.ru
Ян Брейгель Старший , по прозванию «Бархатный», (Brueghel de Fluwelen, Jan) (1568-1625), - выдающийся фламандский художник, выходец из великой династии фламандских живописцев Брейгелей; его отцом был Питер Брейгель Старший.
Династия Брейгелей, фламандских живописцев:Pieter the Elder Bruegel (Питер Брейгель Старший) (1525 - 1569)его сыновья:1.Pieter the Younger Brueghel (Питер Брейгель Младший,"Адский") (1564 - 1638)2.Jan the elder Brueghel (Ян Брейгель Старший,"Бархатный") (1568 - 1625)дети Яна Брейгеля Старшего:1.Jan Bruegel the Younger (Ян Брейгель Младший)(1601-1678)2.Ambrosius Brueghel (Амбросий Брейгель)(1617 - 1675) дети Яна Брейгеля Младшего:Abraham Brueghel (Абрахам Брейгель) (1631-1697)
На рубеже XVI и XVII веков и в нидерландскую живопись официального, аристократического направления под влиянием роста демократических идей, стала постепенно проникать крестьянская, «плебейская» тематика. Эти тенденции характеризуют и творчество Яна Брейгеля , по прозванию «Бархатный». К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, "Четыре элемента и пять чувств" (1617-1618, вместе с Рубенсом). Великий Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом. Биография Яна БрейгеляЯн Брейгель родился в Брюсселе. Отец его — Питер Брейгель Старший — был знаменитым нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером, которого по праву считали одним из основоположников реалистического голландского и фламандского искусства. Ян не помнил отца: тот умер через год после его рождения. Учиться Яну довелось у художника Гоэткиндта в Антверпене. Затем он отправился в Италию. Будучи в 1593 году в Риме, познакомился с архиепископом Фредериго Боромео, который стал покровительствовать молодому художнику и взял его в Милан. В 1596 году, вернувшись в Антверпен, Ян Брейгель был принят в гильдию св. Луки и стал работать с большим рвением. Вскоре к нему пришла известность. Получив титул придворного художника эрцгерцога Альбрехта, он неоднократно выполнял различные поручения эрцгерцога и самого императора так называемой Священной Римской империи Рудольфа II. В первый период творчества Ян Брейгель писал главным образом пейзажи и цветы. Однако свои разнообразнейшие реальные впечатления художник старался вместить в старые традиционные схемы. Мотивируя обращение к пейзажному жанру религиозной темой, он, как правило, оживлял пейзажи множеством персонажей из священного писания, мифологии («Пейзаж с прощанием Товия», «Лесной пейзаж с бегством в Египет» и другие). В «оживлении» пейзажей Яну Брейгелю нередко помогал великий Рубенс, с которым он был связан узами теснейшей дружбы. Известна, например, совместная картина Яна Брейгеля и Рубенса «Рай». В этой картине первый написал ландшафт, а второй Адама и Еву. Цветы Ян Брейгель изображал мастерски. Он умел в высшей степени убедительно передать всю прелесть их формы, яркость, сочетание красок. Написанные им животные тоже говорили о нем, как о человеке, глубоко изучающем природу. Около 1600 года в живописи Яна Брейгеля, наряду с его излюбленной тематикой сложных аллегорий, фантастических пожаров, «райских» пейзажей и заколдованных лесов появляются простые, типичные для его родины виды — деревенские улицы с гуляками у трактиров, оживленные проселочные дороги с повозками, всадниками и пешеходами, бескрайние равнины с ветряными мельницами, каналы с лесистыми берегами. Эти нарядные и пестрые картины с живо и верно наблюденными бытовыми сценами на переднем плане, тщательно выполняются художником в миниатюрной технике, с гладкой как бы эмалевой поверхностью. Подобные же сценки Ян Брейгель вписывает в эти годы в пейзажи художника Иоса де Момнера. Ян Брейгель чрезвычайно много работал. Его картины имеются почти во всех крупных художественных музеях. Сохранилось также большое число его рисунков. Картины Яна БрейгеляКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Питер Брейгель старший: биография, творчество, картины
Сегодняшняя статья посвящена одному из моих любимых художников — Питеру Брейгелю Старшему, яркому представителю голландского ренессанса и идейному последователю Иеронима Босха в живописи. Кроме Питера Брейгеля Старшего на небосклоне голландской живописи есть еще Питер Брейгель Младший — это один из двух его сыновей, второго сына звали Ян Брейгель и он тоже был художником. Такая интересная семья художников, однако, творчество отца — Брейгеля Старшего, значительно более известное, чем творчество его сыновей. Некоторые искусствоведы Питера Брейгеля Старшего еще называют Питером Брейгелем Мужицким, или просто мужицким художником, чего, увидите ниже. Вообще Питер Брейгель Старший является одним из столпов голландского ренессанса рядом с Рембрандтом и Босхом.
Питер Брейгель старший Родился в крестьянской семье в местечке Брега (провинция Брабант) Точная дата рождения неизвестна, но колеблется где-то в промежутке между 1525 г. и 1530 годами. От названия городка в котором он родился и пошла его фамилия — Брейгель (Брейгель из Бреги). Где в 1540 году молодой Брейгель оказывается в большом голландском городе Антреверпен, где учится живописи в мастерской фламандского художника Питера Кука Ван Альста. В Антрерверпене он и живет всю оставшуюся жизнь.
Питер способный ученик и скоро за своим мастерством художника превосходит своего учителя. В 1551 году Питер поступает в Антерверпенську гильдию художников. В это время художник знакомится с картинами Иеронима Босха, которые оказывают на него большое впечатление, и оставляют отпечаток в его душе, с этого времени Брейгель начинает подражать Босху в своем творчестве.
В 1552-1553 годах Брейгель путешествует в Италию, которая была (да и есть) своеобразной Меккой всех художников. Там знакомится с шедеврами итальянского ренессанса, и Итальянской школой живописи. Вернувшись в Антреверпен, Брейгель женится на дочери своего учителя Ван Альста — Марии. От этого брака у них рождается двое сынов Питер и Ян, (которые стали художниками) также дочь Мари.
Вторая половина жизни художника пришлась не непростой исторический период в истории Голландии. В то время Голландия находилась под властью Испании, тираническое правление которой возмущало голландский народ, стремившийся к свободе и независимости. Это стремление вскоре вылилось в восстание и войну за независимость Голландии. Эти исторические события нашли свое отражение на картинах Питера Брейгеля Старшего.
Вашему вниманию представлена картина Брейгеля, которая называется «Обращение Савла». Картина написана как будто бы на библейский сюжет, главным героем которой является Савл, известный всем как апостол Павел — рупор и громкоговоритель Христианства. Из Библии знаем, что перед тем как обратиться в Христианство Павел (настоящее имя которого было Савл) был заклятым врагом и гонителем христиан. Во время того как Савл во главе вооруженного отряда ехал в Дамаск, чтобы побить тамошних христиан, он увидел видение, яркий свет ослепил его, а голос с неба сказал: «Савл, чего гонишь меня!» После этого Савл раскаялся в своих поступках и стал одним из крупнейших христианских апостолов. Вместо же Савла фактически на картине изображено испанское войско во главе с герцогом де Альбой. После того как по всей Голландии прошла волна восстаний голландского народа против испанской короны, Филипп второй — король Испании отправил в Голландию карательный отряд, много тысячную армию под командованием одного из своих самых верных и жестоких генералов — герцога Альбы. В этой картине давний библейский сюжет перекликается с современностью художника, а картина представляет собой надежду, что герцог де Альба, подобно апостолу Павлу, раскается в своих жестоких поступках и не станет преследовать голландский народ.
К сожалению ожидания художника не оправдались, испанская армия прошлась голландским городам и селениями сея насилие и террор. Это иллюстрирует картина под названием «Избиение младенцев» написана тоже будто бы на Библейский сюжет, об избиении царем Иродом всех маленьких детей в Иудее. На картине изображена голландская деревня, в которую вошел карательный отряд испанских солдат. Чудесная красота зимней природы контрастирует с безжалостной жестокостью испанских карателей.
Ну и хватит о грустном, Питер Брейгель очень любил родную Голландию, простых людей, голландских крестьян (да и сам был выходцем из крестьян) и с большим удовольствием рисовал их на своих картинах. Поэтому его и прозвали мужицким художником.
Первая картина называется «Крестьянская свадьба», вторая — «Крестьянский танец». На ней изображены простые голландские крестьяне, которые веселятся и танцуют. Но также у Брейгеля немало картин с серьезными символическими и поучительными сюжетами.
Эта картина называется «Слепые» и написана на библейский сюжет, а именно фразу из Евангелия: «Если слепой водит слепого, то оба в яму упадут «. Что наглядно проиллюстрировано на картине.
Это одна из ранних картин Брейгеля под названием «Падение Икара» написана под вдохновением от древнего греческого мифа о Дедале и Икаре. Будучи узником у Критского царя Миноса, великий мастер и изобретатель Дедал придумал оригинальный способ бегства с острова Крит. Он смастерил себе и своему сыну Икару крылья, с помощью которых они словно птицы, полетели с острова прочь. Но для безопасного полета нельзя было лететь очень низко над морем, чтобы брызги от волн не размочили крыла, также нельзя было лететь слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск, на котором держались крылья. Однако юный Икар настолько сильно увлекся полетом, что проигнорировал родительское указание. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучистому солнцу. Палящее тепло лучей растопило воск, который скреплял перья крыльев, выпали перья и разлетелись далеко в воздухе, гонимые ветром. Махнул Икар руками, но нет на них больше крыльев. Стремглав упал он с страшной высоты в море и погиб в его волнах. На картине мы видим, как только ноги бедного Икара тонут в море. На всех остальных героев картины смерть Икара не производит никакого впечатления, земледелец продолжает пахать поле, пастух пасет овец, рыбак, прямо перед которым Икар упал в воду, спокойно ловит рыбу. В 16-м веке легенда об Икаре была строгим предупреждением гордым людям и выскочкам, которые лезут не туда куда надо. На картине Брейгеля никто не удивлен полетом Икаром, а его падение выглядит как нечто привычное и обыденное.
Эта картина очень интересная и называется «Битва Масленицы и Поста». Площадь на картине символизирует человеческую жизнь. В центре картины на бочке с пивом, изображенный толстый дядя, это Карнавал (или Масленица). Он готов вступить в бой с костлявой старухой, которая сидит на кресле на красном пьедестале, который тянут два монашки (Это Пост). Картина хорошо изображает человеческую суету и контрасты нашей жизни. Кто-то набожный, кто-то веселится, кто-то постится, а кто-то гуляет.
На этой картине под названием «Триумф смерти» чувствуется влияние Иеронима Босха на художника. Главная идея картины — неизбежность смерти, которая рано или поздно придет к каждому.
И наконец, самая интересная картина этого художника под названием «Поговорки». Название говорит само за себя, на картине изображено более чем два десятка разнообразных поучительных поговорок. Вот некоторые из них: биться головой о стену, водить друг друга за нос, сыпать бисер перед свиньями, вставлять палки в колеса, сидеть между двух стульчиков, смотреть сквозь пальцы, и другие. Где на картине изображена, какая поговорка ищите сами. На этом все.
P. S. Духи вещают: Искусство проявляется по-разному: можно рисовать великолепные картины, как Питер Брейгель, а можно творить (точнее варить) мыло и это тоже может быть искусством. Но сперва придется пройти мыловарения мастер класс, и тогда великое искусство варения мыла станет Вашим вторым Я.
waking-up.org
Брейгель Питер — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Бре́йгель Питер (Питер Брейгель-старший, Bruegel) (около 1520-1530 — 5 (9) сентября 1569, Брюссель) — нидерландский художник, живописец и рисовальщик; творчески переработал уроки итальянской живописи 16 века, создал национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В творчестве Брейгеля переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания («Битва Поста и Масленицы», 1559; «Безумная Грета», 1562; «Крестьянский танец», серия «Времена года», 1565; «Слепые», 1568).Возвращение стада
Безумная Грета
Биограф Брейгеля Карель ван Мандер в своей «Книге о живописцах», опубликованной спустя 35 лет после смерти художника, назвал его уроженцем Бреды, маленького городка на границе Бельгии и Голландии. Как сообщает Мандер, Брейгель начинал как подмастерье у антверпенского живописца Питера Кука ван Альста, в 1551 году был принят в члены антверпенской гильдии святого Луки, где получил звание мастера, в то время ему было около 20 лет. Около 1552 года Брейгель отправился в традиционное для европейских художников путешествие в Италию. Возможно, он посетил Лион, затем через восточную часть Франции отправился сразу в Южную Италию, где стал свидетелем битвы с турками при Реджо-ди-Калабрия в 1552 году. В следующем году он приехал в Рим, гдеНидерландские пословицы
познакомился с итальянским миниатюристом Джулиано Кловио, будущим покровителем Эль Греко. К годам, проведенным в Риме, относится самая ранняя из подписанных и датированных картин Брейгеля «Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере»; фигуры были написаны Мартеном де Восом. Около 1554 года, возвращаясь из Италии, Брейгель путешествует по Альпам и добирается до Инсбрука в Тироле. По сделанным им рисункам (некоторые выполнены уже по возвращении в Антверпен) ясно, что альпийские панорамы, поразившие некогда Альтдофера, Кранаха, Дюрера, затмили впечатления художника от Италии и Рима.Влияние Босха
В 1555 году антверпенский издатель печатной графики Иеронимус Кок выпустил серию пейзажных гравюр Брейгеля; их совместное сотрудничество продолжалось до самой смерти художника. В эти же годы мастерская Кока печатала гравюры с картин Иеронима Босха; его фантасмагорические видения, зашифрованный язык аллегорий, живописная манера, вероятно, поразили Брейгеля, такие нравоучительные диптихи Босха, как «Сад земных наслаждений» или «Воз сена» стали источником вдохновения Брейгеля для целого ряда его картин.Битва Поста и Масленицы
Некоторые приемы босховской живописи — большой размер холста и мелкий — фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля («Нидерландские пословицы», «Игры детей», «Безумная Грета», «Битва Поста и Масленицы»), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Картина с изображением нидерландских пословиц — «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», — включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний. Тот же принцип в основе картины «Игры детей» (в незаконченной серии «Четыре возраста человека»): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела, их веселые и бессмысленные забавы — своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества. В «БезумнойТриумф смерти
Грете» (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть — преисподнюю лишь бы насытить свою жадность — олицетворение алчности и порока.В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами; на горизонте — такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов, влекущих толпы людей — кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих — к огромному распахнутому гробу. Человечество перед лицом Смерти предстает как бессильная множественность слепых частиц в царстве бессмыслицы, жестокости и всеобщей гибели.Брюссельский период
С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров, его покровители — фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер НиколасПерепись в Вифлееме
Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист Абрахам Ортелиус. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников — ПитераНесение креста
Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном.Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода («Проповедь Иоанна Крестителя»; «Избиение младенцев», Хэмптон-корт, Лондон; «Обращение Савла»; «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель; «Несение креста») с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Так, в «Несении креста» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории.Охотники на снегу
История человечества — только часть истории Вселенной; в пейзажах Брейгеля эта идея обретает форму и образ. На дальних планах его картин встают величественные и призрачные горы головокружительной высоты, открываются панорамы широких равнин с морскими берегами, его эпически-грандиозныеЖатва
ландшафты — воплощение вечных космических законов. Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием «Месяцы», или «Времена года» (скорее всего, часть более обширного цикла всех месяцев года): «Охотники на снегу» (Январь), «Хмурый день» (Февраль), «Возвращение стад» (Ноябрь) (все — Музей истории искусств, Вена), «Сенокос» (Июль) и «Жатва» (Август). Идея такого цикла восходит к календарям готических часословов, времена года символизируют вечный жизненный круговорот. В картинах Брейгеля человек представлен в природном окружении не одним лишь своим присутствием, но связан с ним деятельнымКрестьянский танец
единством своих трудов и дней, единством судьбы — жизни и смерти. В 1567-1569 Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни (которым и обязан своим прозвищем) («Крестьянский танец»,Крестьянская свадьба
«Крестьянская свадьба» — обе в Музее истории искусств, Вена). Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества, сколько драматургия целого, сами крестьяне — их обличье, характерные типы, повадки.Грузные и сильные фигуры крестьян изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах, создавая собой стихию и естественную мощь природы. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание черезПритча о слепых
ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых» (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). В разных стадиях падения фигур слепых, следующих за слепым же и споткнувшимся поводырем, в неумолимой логике этого падения, в лицах-масках с пустыми глазницами, смотрящих на ясный дневной свет, воплотился образ человечества, спотыкающегося во тьме. Это ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Нового времени.- Бенеш О. Искусство Северного Возрождения.
- Дворжак М. Питер Брейгель Старший // Очерки по искусству средневековья. М., 1934.
- Е. И. Ротенберг, Искусство 17 века // Брейгель. М., 1994.
- Gerard J. Breugel et son epoque. Bruxelles, 1978.
megabook.ru
"Младшие Брейгели. Картины из собрания Константина Мауергауза" Часть II
Ян Брейгель Старший, Бархатный Брюссель, 1568 — Антверпен, 1625Сын великого нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), брат художника Питера Брейгеля Младшего (Адского). Работал в Неаполе , Риме и Милане , исполняя заказы известного мецената кардинала Федерико Борромео, в Праге, в Нюрнберге. С 1596 года работал в Антверпене. В этом городе он продолжал жить и после получения в 1609 году почетной должности придворного живописца Альберта и Изабеллы — правителей Южных Нидерландов. Автор пейзажей, натюрмортов, изображений картинных галерей и кунсткамер, картин на религиозные, мифологические и аллегорические сюжеты. Один из создателей и самый яркий представитель чрезвычайно изысканного, рафинированного стиля миниатюрной живописи, пользовавшейся неизменным успехом у современных художнику и последующих поколений коллекционеров. Активно сотрудничал с другими антверпенскими художниками, исполняя в их работах изображения пейзажа и элементов натюрморта (Рубенс, Хендрик ван Бален, Хендрик де Клерк, Себастьян Вранкс, семья художников Франкенов). Ян Брейгель Старший умер в 1625 г. от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).Ян Брейгель Старший «Бархатный» «Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе»....дерево (дуб) масло
В отличие от работ брата Питера Брейгеля Младшего, произведения Яна Брейгеля Бархатного, одного из создателей и ведущих мастеров «кабинетной» живописи, были адресованы ценителям тонкого живописного мастерства. Великолепные декоративные качества его картин можно по достоинству оценить на примере принадлежащего К. Мауергаузу «Букета из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе», представляющего собой несколько увеличенное по отношению к оригиналу авторское повторение известного «Венского букета ирисов» (около 1607, Вена, Художественно-исторический музей) – одного из первых произведений художника в жанре цветочного натюрморта. Благодаря своей покровительнице эрцгерцогине, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение. Цветы в букете из разных времен года, в природе вместе никогда не цветут. Тут же увядшие бутоны - символы бренности. «Такие натюрморты он начал писать, когда находился в Милане на службе у кардинала Федерико Борромео, - рассказал Садков. - В письмах своему клиенту он объяснял, что не может натюрморты писать быстро, потому что на них изображал цветы, которые цветут в разное время года и в реальной жизни их нельзя увидеть вместе».
Ян Брейгель Старший «Бархатный» "Обезьяний пир (Шалости обезьян)" 1621 масло, медь,
«Обезьяний пир» - одно из поздних произведений Брейгеля Бархатного - принадлежит к популярным во Фландрии изображениям обезьян за человеческими занятиями, причем Ян Брейгель Бархатный наряду с Франсом Франкеном II был одним из первых, кто начал создавать подобные картины, сочетавшие осуждение человеческих пороков с юмористическим развлечением.
Хендрик ван Бален Антверпен, 1575 — Антверпен, 1632Профессиональное художественное образование получил в мастерской известного антверпенского исторического живописца Адама ван Норта, у которого учились также Питер Пауль Рубенс и Якоб Йорданс. В восемнадцатилетнем возрасте, в 1593 году, стал мастером гильдии св. Луки в Антверпене, в 1609–1610 годах — ее деканом. В молодости совершил путешествие по Италии, в Венеции тесно соприкасался с работавшим там немецким художником Гансом Роттенхаммером. Последний привил художнику интерес к жанру маленьких, исполненных с величайшей тщательностью на меди или досках, «кабинетных» картин на исторические, мифологические и аллегорические сюжеты. После возвращения из Италии, с 1603 года, работал преимущественно в Антверпене, где возглавлял большую успешную мастерскую. Среди многочисленных учеников Хендрика ван Балена наиболее известны Антонис ван Дейк и Франс Снейдерс, а также сын художника — Ян ван Бален. Также как и Йос де Момпер Младший, художник не приходился родственником семейству Брейгелей, но активно сотрудничал с множеством мастеров, среди которых Ян Брейгель Старший, Йос де Момпер, Франс II Франкен, Себастьян Вранкс, Ян Вильденс, Лукас ван Юден и Ян Тиленс.
Хендрик ван Бален Старший и Ян Брейгель Старший «Бархатный» Нахождение Моисея
Один из самых популярных в живописи ветхозаветных сюжетов. Спасая младенца Моисея от египетского фараона, повелевшего убить всех иудейских детей мужского пола, мать положила его в корзину и пустила по течению реки. Дочь фараона, гуляя в саду, услышала плач в тростниках у берега. Корзину с Моисеем вытащили на берег, и дочь фараона, увидев младенца, решила взять его на воспитание.
Ян Брейгель Младший Антверпен, 1601 — Антверпен, 1678Сын и ученик известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), внук Питера Брейгеля Мужицкого. В десятилетнем возрасте начал обучение в мастерской отца. В 1622 году, следуя примеру отца и деда, направился в Италию, работал в Милане, исполняя заказы кардинала Федерико Борромео, а также в Палермо, где встретился с другом детства — Антонисом ван Дейком. Возвратился в Антверпен в 1625 году в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. С 1625 по 1651 годы Ян Брейгель Младший был главой большой мастерской, в которой, помимо повторений работ Брейгеля Старшего, создал множество картин в его манере. Работал преимущественно в Антверпене. В начале 1650-х годов некоторое время работал в Париже и Вене. Автор пейзажей, жанровых и исторических сцен, натюрмортов. Был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. Имел одиннадцать детей, пятеро из них — Ян Петер, Абрахам, Филипс, Фердинанд и Ян Баптист — также были художниками и принимали участие в деятельности семейной мастерской. Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был настолько высок, что для нескольких поколений современных исследователей явилось необычайно сложной проблемой разграничение авторства его самого и его отца, Яна Брейгеля Старшего (Бархатного).
Ян Брейгель Младший «Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу» медь, масло.
Ян Брейгель Младший «Улица в деревне» дерево (дуб) масло
Ян Брейгель МладшийЯн Брейгель Младший (1601—1678) »Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированный изображениями Амфитриты и Цереры» дерево (дуб) масло.
Сын Брейгеля Бархатного — Ян Брейгель Младший пошел по стопам отца по части детализации и любви к изображению прекрасных цветов. Одно из центральных полотен выставки — «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры», — является настоящим украшением и символом экспозиции. В природе все цветы в таком букете никогда не цветут одновременно, они ведь из «разных времен года». И только на картине Яна Брейгеля Младшего вся красота природы собрана в единую композицию, которую дополняют увядшие бутоны как символ бренности мира, и разнообразные насекомые, слетевшиеся на сладкий аромат цветов. Картина считается самой большой по размерам работой мастера. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза - на бренность всего земного. Ваза украшена овальными медальонами с фигурами лежащих Амфитриты и Цереры, языческих богинь Воды и Земли, двух важнейших веществ, необходимых для жизни цветов.
Ян Брейгель Младший «Пейзаж с путниками на дороге возле леса» дерево (дуб) масло.
Ян Брейгель Младший. «Аллегория вкуса» медь, масло
Картина "Аллегория вкуса" Яна Брейгеля Младшего изобилует множеством аллегорических деталей. За столом, уставленным яствами, сидит женщина с чашей вина, ее угощает рогатый сатир. Рядом стоит большое блюдо с устрицами. Устрицы считались в ту пору деликатесом, как и вино, стимулирующим сексуальную потенцию.
Ян Брейгель Младший. «Аллегория четырех стихий» Совместно с Хендриком ванн Баленом Старшим дерево (дуб) масло.
«Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу», «Улица в деревне», «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» достаточно давно присутствуют на рынке, но до сих пор не опубликованны в научной литературе.
Йос (Иоссе, Иодокус) де Момпер Младший Антверпен, 1564 — Антверпен, 1635Сын и ученик художника Бартоломеуса де Момпера. В 1581 году принят в антверпенскую гильдию живописцев, в 1611 году — ее декан. Работал преимущественно в Антверпене. Творчество этого мастера — одна из самых интересных страниц в истории старого западноевропейского пейзажа. В его произведениях можно увидеть обобщение опыта пейзажистов XVI столетия, и в то же время он наметил дальнейшие пути развития этого жанра во фламандском искусстве. Художник не являлся родственником кого-либо из семейства Брейгелей, но ему смело можно присвоить звание последователя Питера Брейгеля Старшего. Подобно мастеру, Йос де Момпер Младший в начале своего пути соприкоснулся с итальянизирующей традицией в нидерландском искусстве, но переосмыслил ее, создав индивидуальный стиль. Наконец, неповторимость живописной техники художника, яркость и свежесть красок, прозрачность теней и подвижность мазка позволяют считать творчество Йоса де Момпера Младшего знаменательным явлением в предыстории европейского пленэра и, в более широком смысле, импрессионизма.
Йос Де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший "Деревенский пейзаж с колодцем" дерево (дуб) масло.
Йос Де Момпер Младший «Деревенская улица с каменным мостом через реку» дерево (дуб) масло.
Ян ван Кессель Старший (Антверпен, 1626 — Антверпен, 1679)Сын известного антверпенского живописца Иеронима ван Кесселя и Пасхазии Брейгель (дочери Яна Бархатного), племянник Давида Тенирса Младшего. Профессиональное образование получил в Антверпене в мастерской своего дяди Яна Брейгеля Младшего и Симона де Воса. В 1644 году был принят в антверпенскую гильдию живописцев. Работал преимущественно в Антверпене, выполнял многочисленные заказы испанского двора. Художник был одним из самых ярких представителей анималистического жанра, который сформировался во фламандской живописи в первой половине XVII века. Он унаследовал склонность своего деда Яна Брейгеля Бархатного к миниатюрной манере живописи на медных пластинах или маленьких дубовых дощечках. И с их помощью создал камерные миниатюры с изображениями животных, рыб, морских гадов, птиц и насекомых. На выставке он был представлен четырьмя анималистическими сценами по мотивам басен Эзопа на маленьких медных пластинах.
Ян ван Кессель Старший "Волк, олень и овечка" медь, масло.
Ян ван Кессель Старший «Лев и вепрь» медь, масло.
«В летнюю пору, когда от зноя всех мучит жажда, лев и вепрь пришли на водопой к маленькому источнику и заспорили, кому из них первому пить. И так распалились, что дело дошло до смертного боя. Но вот они повернули головы, чтобы перевести дух, и увидели коршунов, которые выжидали, кто из них падет, чтобы его сожрать. Тогда, прекратив раздор, они сказали: «Лучше нам стать друзьями, чем снедью для коршунов и воронов». (Дурные раздоры и распри лучше прекращать, потому что они все ведут к опасному концу.)
_Ян ван Кессель Старший "Медведь и пчелы" медь, масло.
Как то медведь, учуяв запах меда, нашел дупло где жили пчелы. Попытался залезть на дерево, но ничего у него не вышло. Тогда он попытался свалить дерево, но дуб оказался ему не по силам. Тогда сказал он пчелам :- Эй пчелы, должны вы поделиться, ведь из покон веков учили вас медведи делать мед, и если б не медведи, то ползали бы вы как мухи средь травы, и меда бы не знали вы доселе, а ели бы отбросы. Верните-ка ваш долг!- Мы с радостью! - сказали пчелы, и набросились на медведя, искусав несчастного до полусмерти, еле ноги унес.
Ян ван Кессель Старший «Больная косуля» медь, масло.
Экспозиция дополняется картинами семейства Брейгелей из собрания ГМИИ, которые поступили в музей в разные годы из московских частных собраний.
Питер Брейгель (Младший) «Зимний пейзаж с птичьей западней» 1620-е годы дерево, масло Москва, ГМИИ им.Пушкина
«Зимний пейзаж с птичьей западней» - одна из самых известных работ Питера Брейгеля Старшего. В мире существует 127 копий, 45 из них - авторские. В основе изображения лежит вид реальной местности, – как предполагают, брабантской деревни Сент-Пед-Анн близ Дибена. Жители заснеженного селения – реальные обитатели обжитого уголка. Вместе с тем пейзаж Брейгеля еще стремится говорить о мироздании в целом. Волей художника деревня на берегу реки включена в панорамный вид с широкими далями и видом города у горизонта. Изображение сохранило и назидательный подтекст: силки готовы поймать зазевавшихся птиц, а беспечные люди на льду, ходить по которому опасно, могут свалиться в прорубь, на которую никто из них не обращает внимания.
Питер Брейгель Младший «Весна. Работа в саду» Москва, ГМИИ им.Пушкина
«Крещение Христа» Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего Москва, ГМИИ им.Пушкина
Редкая картина Хендрика ван Балена (1575-1632) и Яна Брейгеля Младшего (1601-1678) «Крещение Христа» пополнила художественную коллекцию Государственного Музея Изобразительных Искусств имени Пушкина в декабре 2012 года. Сведения о приобретении полотна разнятся. По одним данным, картину купили у частного лица на деньги, выделенные музею Министерством культуры. Другие источники утверждают, что произведение искусства было преподнесено в дар музею. Шедевр «Крещение Христа» относят ко второй половине 1620 года. Современники Балена и Брейгеля настолько высоко оценили картину, что подмастерья Хендрика ван Балена выполнили копию с «Крещения Христа», которая находится в настоящее время в фондах Королевского Музея Изящных Искусств в Антверпене. Картина, исполненная на известный христианский сюжет, является одним из самых крупных (141 см х 202 см) и амбициозных произведений в творческом наследии живописцев. Внимательное изучение ее художественных особенностей позволяет увидеть различие в трактовке фигур и элементов ландшафта и натюрморта, что свидетельствует об участии в её создании двух мастеров. Такой подход к созданию произведений искусства был достаточно распространенным явлением в творческой практике фламандских и голландских живописцев XVII века, работавших в условиях жесткой рыночной конкуренции. Специалисты «исторического» жанра часто приглашали в соавторы пейзажистов и мастеров натюрморта. В картине «Крещение Христа», как и в ряде других произведений Хендрика ван Балена, изображение элементов натюрморта на первом плане исполнены прославленным антверпенским живописцем Яном Брейгелем Младшим.
Ян Брейгель младший "Сбор яблок" 1650 дерево, масло Москва, ГМИИ им.Пушкина
Ян ван Кессель старший «Цветы в стеклянной бутыли» 1660 дерево, масло Москва, ГМИИ им.ПушкинаКартина поступила из Русского музея
http://cultobzor.ru/2015/04/mladshie-breygeli/9-50/http://dailynewslight.ru/?u=03052015603http://mir24.tv/news/culture/12513337https://www.pinterest.com/toysbox/младшие-брейгели/http://vechnost7.blogspot.ru/http://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/mladshie-breygeli-piter-breygel-jan-breygel-i-drugiehttp://vechnost7.blogspot.ru/2014/07/jan-brueghel-younger-1601-1678.htmlhttps://artchive.ru/news/960~Vse_mladshie_v_sbore_semja_Brejgelej_iz_kollektsii_Konstantina_Mauergauza_gostit_v_Moskvehttp://smallbay.ru/article/bruegel16.htmlhttp://ourarts.ru/?p=684http://www.liveinternet.ru/users/natalinka49/post306760714/page1.htmlhttp://www.arts-museum.ru/data/fonds/europe_and_america/j/1001_2000/4875_Zimniy_peyzazh_s_ptichey_zapadney/index.php
bellezza-storia.livejournal.com