Описание картины Алексея Венецианова «Девушка в платке». Картина барышня
Женские образы К.Маковского
Автопортрет К.Маковского
Девушка в костюме Флоры
КОНСТАНТИН ЕГОРОВИЧ МАКОВСКИЙ (1839-1915)
Автопортрет
Творческое наследие Константина Егоровича Маковского уникально и велико - в его творчестве сплелось много направлений – классицизм, романтизм, его считали также предтечей импрессионизма.
Сын художника-любителя, в доме которого часто бывали К.Брюллов, Тропинин, - портретист, пейзажист, исторический живописец (преимущественно широко известный и популярный своими картинами на сюжеты из русского боярского быта XVII века), Константин Егорович Маковский был талантливым и чрезвычайно работоспособным художником. О признании его таланта говорит уже то, что уйдя из Санкт-Петербургской Академии искусств и официально не получив диплома об ее окончании, К.Маковский получил в 1867 г. звание профессора, а затем и академика. Картины художника получали первые награды на международных выставках. Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта. В России К.Маковский был признанным и модным художником. Сын художника вспоминал, что, работая над чьим-нибудь портретом, его отец успевал сделать его практически целиком уже за первый сеанс позирования. Но, чтобы его не заподозрили в халтуре, вынужден был еще месяц "доделывать" полотно. О себе художник говорил довольно самокритично: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин… Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.»
После революции картины художника, вероятно, как воплощение буржуазного вкуса, не соответствующее веянию времени, были убраны в запасники музеев, распроданы и раздарены правительственными чиновниками, и теперь их легче найти в частных коллекциях и художественных музеях мира. В пятидесятые годы прошлого века одной из самых известных его картин для широкой публики, возможно, была милая жанровая картина «Дети, бегущие от грозы». Ныне картины К.Маковского занимают почетное место в мировых художественных галереях и желанные гости антикварных салонов и аукционов.
ru.wikipedia.org/wiki/Маковский,_Константин_Егорович
Портрет Юлии, жены художника
Долгие годы неизменной музой художника была его вторая жена Юлия Леткова. Тридцатипятилетний художник встретился с юной Юлией после смерти своей первой жены, на ее втором балу в Санкт-Петербурге, куда родители вывезли молодую девушку, которой было тогда пятнадцать, сразу же влюбился и очень скоро добился от ее родителей согласия на брак с ней.
Портрет дочери художника Оленьки
Портрет О.С. Макаровой, жены брата К.Маковского, Владимира
Портрет Марии, третьей супруги художника
(в образе Джульетты) – «Ромео и Джульетта»
СВЕТСКИЙ ПОРТРЕТ
По заказу императора, художник выполнил ряд портретов императорской семьи
Портрет императрицы Александры Федоровны
Портрет великой княжны Марии Николаевны
Многие великосветские красавицы хотели иметь портреты, написанные К.Маковским.
Кокетства в ней ни капли нет —
Его не терпит высший свет. А.Пушкин
Портрет княгини Марии Михайловны Волконской
Портрет графини С.П. Строгановой
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut… А.Пушкин
Портрет графини Е.П. Шереметьевой
"Она сидит покойна и вольна - А.Пушкин»
А между тем, за ее спокойствием, за непроницаемым взором сильной женщины угадываются радости и печали прожитых лет.
Портрет неизвестной
"Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. " А.Пушкин
Портрет В.В.Бахрушиной, урожденной Носовой
"Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье,-
Но встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты."А. Пушкин
Портрет девушки с розовым бантом
Портрет госпожи Вивьен
Женский портрет
Все непритворно в ней:
желаний томный жар,
Стыдливость робкая,
Харит бесценный дар,
Нарядов и речей
приятная небрежность. А.Пушкин
Портрет Юлии Маковской
На этом портрете В.А. Морозова, выданная отцом замуж за своего дядю А.А. Морозова, который был намного ее. После его смерти до совершеннолетия своих сыновей успешно управляла всеми делами мужа. Настоящая бизнесвумен 19 века. Прославилась щедрой благотворительностью.
Из своих путешествий в южные страны, художник привез весьма колоритные зарисовки национальных женских образов.
Восточная женщина (цыганка)
Девушка в бурнусе
Портрет темноволосой красавицы
Но с особенным удовольствием художник изображал типы русских и украинских девушек.
Русская красавица
Украинка
Маковский написал две картины «Гладильщица». Эти картины написаны в совершенно новом для художника стиле, содержащим истоки импрессионизма. Хотя бы с одной из них хотелось бы вас познакомить.
Парижанка в жемчужном ожерелье
Женские «головки» К.Маковского быстро вошли в моду. Появлявшиеся в самом массовом дореволюционном журнале «Нева», гравированные воспроизведения картин художника неизменно сопровождались эпитетами блестящие, грациозные, милые, а за всем эти стояли виртуозность и блестящее мастерство художественного исполнения.
Пожалуй наиболее известен цикл картин К.Маковского, изображающих жанровые сцены в «русском стиле» и портреты боярышень в русских национальных костюмах 17 века. Милые лица девушек с прозрачными глазами, обрамленным густыми темными ресницами, нежным маленьким ртом, тоненьким носиком редко кого оставляют равнодушным.
" Всё в ней гармония, всё диво,Всё выше мира и страстей;Она покоится стыдливоВ красе торжественной своей;Она кругом себя взирает:Ей нет соперниц, нет подруг;Красавиц наших бледный кругВ ее сияньи исчезает."
Александр Пушкин
Портрет княгини З.Н. Юсуповой в русском костюме
Боярыня (портрет Юлии Летковой)
Боярышня с подносом
За чаем
Молодая боярыня
Чарка меду
Русская красавица в кокошнике
Боярышня у окна (с прялкой)
Боярышня за прялкой
Боярышня у окна
Девушка в жемчужном ожерелье
Портрет царевны Софьи
К.Маковский скончался в Санкт-Петербурге в 1915 году, став жертвой, почти как Гауди одиннадцать лет спустя, несчастного случая,
связанного с трамваем. Трамвай врезался в его экипаж. Он получил тяжелые травмы головы и врачи не смогли его спасти.
art.mirtesen.ru
ВЕНЕЦИАНОВ Алексей - Девушка в платке
Сочинение по картине А. Г. Венецианова «Девушка в клетчатом платке»Картина «Девушка в клетчатом платке» принадлежит перу художника А. Г. Венецианова. Не получивший художественного образования художник стал мастером портретного жанра, ему было присвоено звание академика Академии художеств России. Множество портретов написано А. Г. Венециановым по заказам, в том числе и для получения звания академика. Но наступил такой момент, когда он оставляет службу, городскую жизнь в Петербурге и перебирается на жительство в деревню Сафонково. Сам Венецианов разделяет периоды своей жизни в городе и в селе, подписывая работы, бумаги, добавляет псевдоним Сафонковский. Проживая в сельской глуши, он отдаётся любимому делу со всей душой. Пишет, как хочется и кого хочется. Натурщиками служили простые крестьяне, их дети. Рисуя сцены незамысловатой сельской жизни с участием крепостных крестьян, Венецианов реализовывал свой принцип «ничего не изображать иначе, чем в натуре является…». Художнику удалось показать гармонию повседневной крестьянской жизни, природы и человека, раскрыть красоту русской души. Единение художника и изображаемых им людей чувствуется в каждой тщательно прорисованной чёрточке лица, достоверности выражения глаз, ярко выраженной физической и духовной силе. Венецианов смог передать красоту простых лиц, отличную от канонически изображаемой мастерами портретного жанра того времени. Рисовать представителей низшего сословия в то время считалось дурным тоном, но Венецианов, пренебрегая условностями, выбирал для натуры понравившиеся лица простых людей. Изображая крестьян, художник мастерски подбирал краски, использовал игру света и тени. Он не мог не отобразить видимую в этих людях усталость от непосильного труда, выражение покорности судьбе на лицах. Нет смеющихся или хотя бы улыбающихся лиц. Поэтому среди портретов кисти А. Венецианова особо выделяется «Девушка в клетчатом платке». Не осталось никаких сведений, кто позировал художнику, неизвестна даже точная дата написания портрета. Ей пришлось позировать художнику, просто накинув на голову сине-зелёный клетчатый платок и придерживая его рукой у подбородка. Совсем юная девушка, скорее подросток, с покорностью напряжённо смотрит на художника. Милое, чистое, почти детское лицо. Высокий лоб, красиво очерченные брови, серо-голубые и широко поставленные большие глаза, прямой нос, по-детски пухлые пунцовые губы. Треугольный овал лица, очень мягкий и приятный подбородок придают благородство девичьему лицу. Темнокаштановые волосы по-крестьянски гладко расчёсаны на прямой пробор и убраны под платок. Думается, что волосы заплетены в толстую косу. Рука, придерживающая на груди платок, выдаёт простую деревенскую девушку. По-крестьянски широкая, довольно — таки крупная, с крепкими пальцами неуверенно прижимает платок к груди. Платок, накинутый на голову девушки, новый, похожие платки в крупную клетку, носили крестьянки того времени. Вероятно, художник специально для девочки купил этот платок и потом подарил ей. Платок не из грубой ткани, потому что на нём хорошо видны отблески света, как на ткани из шёлка или атласа. Основной цвет платка меняется в зависимости от освещения от синего к зелёному, даже цвет рисунка клетки меняется от бело-жёлтого к жёлто-красно – му. Все складки платка и даже бахрома тщательно прорисованы автором. Одета девочка в простую рубаху из белёного полотна. Наверное, на ней надет русский сарафан, но художник не стал выписывать детали одежды, заострять внимание на внешнем антураже. Главное было точно изобразить лицо девушки, показать её внешнюю красоту, а также чистый внутренний мир. Кажется, что девушка, глядя на художника, хочет улыбнуться, но, не решаясь, сдерживается. Улыбка прячется в уголках губ. Природная простота и скромность, невинность видна во всём её облике. Вместе с тем, в её светлых живых глазах загадка, как в глазах любой женщины. И каждый может увидеть в них своё, угадать, о чем же думает это прелестное создание, о чем мечтает. Верится, что невзгоды и тяжести жизни ещё не коснулись её, уходящее детство и наступающая юность не омрачены трудностями и горестями крестьянской доли. Хочется, чтобы она и её жизнь оставались светлыми, не омрачёнными никакими бедами. Благодаря работам художника Венецианова, мы можем увидеть, как выглядели простые крестьяне в начале 19 века, как была устроена их повседневная жизнь, подмеченная и точно запечатлённая замечательным мастером на своих полотнах. Велико историческое значение картин как подлинного источника сведений о том периоде времени. Хотя в картинах А. Г. Венецианова просматривается сходство с иконами из-за некоторой плоскостности изображения, они подкупают своей правдивостью, искренностью взгляда автора. Великолепный портретист Венецианов с любовью подбирал натуру для своих картин, поэтому мы и сейчас можем видеть и восхищаться такими картинами, как «Девушка в клетчатом платке». Глядя на этот портрет, почему-то кажется, что перед нами юная мадонна с полотен средневековых художников.
gallerix.ru
Описание картины Алексея Венецианова «Девушка в платке»
Полотно кисти выдающегося художника Венецианова полно загадок: кто эта девушка и когда был нарисован ее портрет. На первый вопрос ответ так и не найден. Что касается второго, то принято считать временем создания картины 30-е годы. Эта одна из немногих работ художника, о которой он не вспоминал в своих письмах. О ней даже не говорили его друзья и знакомые.
Возможно, сам автор не считал портрет одной из примечательных своих работ. Но все же то, что портрет появился, стало событием в мире русской живописи.
Получив известность и перебравшись в собственное имение, Венецианов разделил жизнь на две половины. Именно вторая стала началом нового периода в его творчестве. Начиная как портретист, художник все больше проникает во внутренний мир человека и теперь он стремится явить свету богатый мир простых крестьян, чей труд не может не вызвать восхищения.
Изображая крестьян, Венецианов начинает ломать устоявшие стереотипы. Он видит прекрасное в этих людях, особенно мастера манит женская красота. Крестьянки художника не похожи на измотанных тяжелой работой женщин. Они настоящие, простые и открытые.
Именно тогда и появляется картина «Девушка в платке». Это результат спора реалиста и поэта, которые уживаются в душе художника. Почему-то это лицо девушки выделяется среди многочисленных портретов художника. Оно полно одухотворенности, от чего выглядит еще милые. Свою девушку Венецианов избавляет от застывшей неподвижности.
Судьба каким-то чудом защитила девушку от невзгод крестьянской доли. Кажется, что на губах играет легкая улыбка, едва уловимый намек на нее. А глаза полны веры в жизнь и людей, они доверяют миру вокруг, неся в него чистоту и свет. Черты лица полны гармонии и прелести юности. Такой образ вызывает уверенность, что девушка заслуживает радости и счастья в свое жизни, ведь иначе просто не может быть.
В этой картине ощущается мечтательность художника и его любовь к своему творению.
opisanie-kartin.com