Игроки картина


Павел Федотов – Евгений Замятин 1851–1921

Русское искусство

«Игроки»

Павел Федотов – Евгений Замятин 1851–1921

П.А.Федотов. Игроки. 1852. Х., м. 70,2х60,5. Киевский музей русского искусства. Воспр. по изд.: Киевский музей русского искусства / текст Т.Солдатова, сост. Е.Ладижевская. Духовное наследие Украины (Сер. «Державнi зiбрання Украȉни»)

  Конец творческого пути русского художника Павла Андреевича Федотова – многотрудного, новаторского, трагичного – завершается удивительной работой, несущей в себе некую тайну, мучительную загадку, оставшуюся неразрешённой и по сегодняшний день.  Это – картина «Игроки», написанная в 1852 году – последний год жизни художника. Считающаяся неоконченной, долгое время неизвестная зрителю, она сначала находилась в частной коллекции, а сейчас хранится в собрании Киевского музея русского искусства.  Жанровая сцена с банальным сюжетом, заключённом в самом названии, знакомом, много раз обыгранном и пересказанном как в литературе, так и в живописи, вдруг оборачивается непонятной жутью, как будто художник неожиданно для самого себя подошёл к запретной черте, за которую страшно заглянуть.  Кажется, пробила полночь, и обыденность, понятность мира и вещей, переданные через конкретные предметы: стол, стул, бутылка, свечи в подсвечниках в руках слуги, шторы на окнах – перестали существовать. Исчезли изображения в рамах, таинственно засветилось зеркало, остолбенел слуга, и три фигуры игроков, обступившие проигравшего хозяина, в котором мы узнаём черты самого автора, закорчились, забились в судорогах, раскрывая свою нечеловеческую сущность. Со странной улыбкой на всё смотрит главный персонаж, ещё не веря в ужасное превращение, не осознавая непоправимости случившегося. Мир страшный и безжалостный, как эти чёрные, неумолимые тени, подступил к человеку, вдавил в стену, не оставляя жизненного пространства. Быть может, художник запечатлел момент, когда уклад простой привычной жизни рушится, становясь вечно длящимся кошмаром. И мы, вслед за автором, вступаем в мир теней, призраков, фантомов, мир, искажённый бессмысленностью происходящего, бессмысленностью самого бытия, постепенно превращающегося в небытие.  Наиболее сильно это ощущение передано в серии подготовительных рисунков к картине, выполненных на белой, серой, а чаще всего на синей бумаге итальянским карандашом, иногда с применением цветного, и датированных 1851–1852 годами. Остановимся на самых выразительных из них – эскизе и двух этюдах из ГРМ, где так пронзительно звучит тема духовной опустошённости и убивающей скуки.  Штрих итальянского карандаша под рукой художника, где-то уплотняясь, сгущаясь, где-то едва скользя по поверхности листа, рождает эти причудливые, расплывающиеся силуэты, как бы выхваченные из мрака неверным светом свечи.  Некие фигуры, некое событие в некой среде… На краю стола – бутылка, за бутылкой – колеблющееся пламя свечи; вокруг – люди-тени: странные, скрюченные, безликие, зловещая тень без головы… Человеческие фигуры, оцепеневшие в неестественных позах, навечно застывшие на плоскости листа синей бумаги, превращённой в пространство, пронизанное чувством тревоги и безнадёжности. Единственный живой объект этих сцен – заслонённая бутылкой горящая свеча, будто тайный свидетель остановившегося времени. Ощущение бреда, абсурда. Непостижимость происходящего выводит его за рамки реального понимания вещей, за рамки конкретного времени, эпохи, века…  На протяжении всей жизни Федотов много и плодотворно рисовал. Принцип изучения натуры с карандашом в руках позволил художнику накопить громадный этюдный багаж. Он жадно впитывал окружающую жизнь: «...писцы, отправляющиеся в должность; финляндские солдатики, скидавшие по старой памяти перед ним шапки; потом хозяйки в сопровождении горничных, идущие к рынку; художники, подвигающиеся по направлению к Академии; разносчики и купечество окрестностей Андреевского рынка» (Цит. по изд.: Художественная галерея. Федотов. № 141. С. 20.) – находили своё воплощение в многочисленных карандашных зарисовках, отличающихся любовной передачей бытовых подробностей, тонко подмеченной характерностью персонажей, остроумной трактовкой жизненных коллизий. В подготовительных же рисунках к «Игрокам» мы увидели трагическую сторону творчества Федотова – его внутреннюю драму, душевное смятение, его неприятие сегодняшней действительности.  Личная жизнь художника пересеклась с жестоким законом времени. Дело петрашевцев (1845–1849), участниками которого были писатели, учёные, офицеры – люди круга Федотова, со многими из них он был знаком; грозовые раскаты европейской революции 1848–49 гг. – та политическая атмосфера, в которой возник и развился конфликт художника с окружающим миром. Тогда «николаевская эпоха вступила в своё последнее и, может быть, самое страшное пятилетие» (Кузнец Э.Д. Федотов. М., 1990. С.13). И блистательное, весёлое искусство Федотова, вдруг стало неуместным и даже опасным. Федотова отвергают. «Прежде художник любил этот мир и находил в нём красоту, теперь он, живя в нём, проклинает его» (Сарабьянов Д.В. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века. М.: Искусство, 1973. С. 59).  Сигнальный огонь бедствия, поданный зажжённой свечой Федотова, оповещавший о гибели человеческой души, ответно засветился спустя почти 70 лет, в далёком 1921-м, когда в Россию железной поступью пришла революция 1917 года, полностью изменив жизнь страны. Тогда, в 21-м, другой русский художник – писатель Евгений Замятин, принял этот сигнал тревоги, откликнувшись знакомой темой «Игроков» на одном из листков своих записных книжек, где он фиксировал страшные будни гражданской войны...

С.М. Горбачева искусствовед зав. художественно-методическим фондом МГАХУ памяти 1905 года
Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №2(9) 2013

www.zolotayapalitra.ru

Репродукция картины "Игроки" Павла Федотова

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника  Павла Федотова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Павла Федотова  на натуральном  холсте.

Павел Андреевич Федотов родился в Москве в 1815 году в семье титулярного советника. Его отец во времена Екатерины служил в армии, при выходе в отставку получил чин поручика и дворянство.

Павел в свои 11 лет был определен отцом в Первый Московский кадетский корпус, где проявил способности к военной службе, и в 1830 году был произведён в унтер-офицеры, а в 1832-м — в фельдфебели, и в том же году окончил курс с отличием.

Во время учебы увлекался математикой и химией, а в свободное время – рисованием.

В 1833 году Федотова произвели в первый офицерский чин, в 1834 он в звании прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет.

Через три года службы молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, упражнялся дома, рисуя портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни, карикатуры. Портреты получались очень похожими, но особенно хорошо выходил из-под кисти Федотова портрет великого князя Михаила Павловича, изображения которого охотно покупались.

Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Еще неоконченная картина была представлена великому князю, который в свою очередь показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».

После долгих раздумий Павел Андреевич решил все же воспользоваться царской милостью: подал прошение об отставке, и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир.

Несмотря на то, что теперь ему приходилось жить на скудную пенсию, любовь к искусству помогала настойчиво идти к намеченной цели - стать настоящим художником.

В первое время Павел Андреевич избрал для себя батальный жанр, но впоследствии нашел свое истинное призвание в жанровой живописи.

Помог художнику определиться в выборе баснописец Крылов, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Послушавшись этого совета, Федотов написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста» и показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в восторг. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора»

После выставки этой картины Совет Академии единогласно признал художника академиком, имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. Одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником. Тогда же и выяснилось, что Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, романсы, которые сам перелагал на музыку…

Однако, несмотря на то, что к началу 1850 –х годов к художнику пришло заслуженное признание, успех омрачился повышенным вниманием цензуры, которое вызывала сатирическая направленность творчества Федотова и его принципиальность. От Федотова стали отворачиваться меценаты.

Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью.

Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Окружающие стали считать его сумасшедшим.

Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Павла Федотова  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Картины, описание картин — Два игрока в карты. 1892-1893

Описани е картины Поля Сезанна: Игроки в карты.
В конце XIX века французский художник Поль Сезанн написал серию картин, посвященных игре в карты. Все они вышли под одинаковым названием – «Игроки в карты».С каждой последующей работой автор уменьшал количество изображенных людей, а также удалял с полотна лишние детали. В итоге наиболее лаконичной и вместе с тем самой известной из всей серии стала пятая картина – своего рода окончательный вариант работы Сезанна над данным сюжетом.Героями картины стали любимые художником французские крестьяне, живущие в дорогих его сердцу краях – в Провансе. Сезанн запечатлел сдержанную и степенную игру в карты двух мужчин, сидящих за грубым столом в одном из местных кафе. По всей видимости, у него была возможность хорошо пронаблюдать и изучить этих людей, благодаря относительной неподвижности, в которой те пребывали в процессе игры.При этом на своем полотне художник сумел создать экспрессию, отобразить ощущение движения, благодаря жестам и разному выражению лиц героев. Все это он причудливым образом соединил со свойственной ему манерой монументальност и. Сюжет передан в яркой контрастной палитре красок, что привнесло в картину некоторую степень живости и повседневности. Фон картины выглядит достаточно расплывчатым и смазанным и совсем не похож на стену кафе, представляя собой нечто абстрактное.Мы видим своего рода противоборство двух человек, всецело поглощенных игрою в карты. Как принято считать, карты – вещь непростая, они могут поведать секреты судьбы.Однако здесь игроки используют их сообразно собственной воли. По выражению их профилей можно понять, что герои сосредоточенно обдумывают следующий ход, который может решить не только исход игры, но словно и всю их дальнейшую участь. И это отнюдь не пафос, если учесть, что в карты люди, как правило, играют на деньги, и нередки случаи, когда результат карточной игры определяет судьбу человека.По сути, это и происходит на наших глазах – решается судьба людей, причем совершается все это в самой банальной обстановке. Таким образом, несмотря на всю свою простоту, герои кажутся исполненными величия. В этом, пожалуй, и заключается глубокий символизм и особый смысл картины.

www.art-drawing.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта