"И в веках будут жить двадцать восемь самых храбрых твоих сынов". Картина 28 панфиловцев
Profile Name: история в фотографиях Entry Tags 1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, |
foto-history.livejournal.com
28 панфиловцев. Фотографии со съемочной площадки
Автор: 29 ноября 2016 10:51На дворе XXI век. Дышло исторической «правды» отвернулось от своих героев. Но прошлое останется неизменным. И в этом прошлом, в далеком 41-м, из-под перепаханных бомбами укреплений, выберутся наружу бойцы 4-й роты, отряхнутся от грязного снега, рассчитаются, поймут, что осталось их всего 28, докурят свои самокрутки, возьмут в руки гранаты и встретят лавину немецких танков…
fishki.net
"И в веках будут жить двадцать восемь самых храбрых твоих сынов"
Олег Назаров, доктор исторических наук, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
75 лет назад, в середине ноября 1941 года германская группа армий "Центр" под командованием генерал-фельдмаршала Фёдора фон Бока возобновила свое наступление на Москву. Положение столицы стало критическим. Именно в те судьбоносные дни, когда решался вопрос о будущем нашей страны и нашего народа, политрук Василий Клочков произнес: "Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!" и со связкой гранат шагнул навстречу немецкому танку и… в бессмертие.
Бой у разъезда Дубосеково
316-я стрелковая дивизия генерал-майора Ивана Панфилова, насчитывавшая перед Московской битвой 11700 человек, потеряла в боях на подступах к столице Советского Союза 3620 убитыми и 6300 ранеными. Об одном из подвигов панфиловцев в статье "Завещание 28 павших героев" 28 ноября 1941 года — за неделю до начала советского контрнаступления под Москвой, — рассказала "Красная звезда".
Мемориал 28 героям-панфиловцам в Дубосеково
До сих пор находятся люди, обвиняющие Александра Кривицкого, автора этой статьи, в том, что бой 28 панфиловцев у разъезда Дубосеково был им выдуман. При этом обличители Кривицкого ссылаются на Справку-доклад, подготовленную в мае 1948 года главным военным прокурором ВС СССР Николаем Афанасьевым. А тот цитирует слова бывшего командира 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии Ильи Капрова, который, находясь под давлением следователей, показал: "Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года не было — это сплошной вымысел. В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах".
А рассказ о подвиге 28 панфиловцев занял свое место в учебниках истории.
Репродукция картины "Подвиг гвардейцев-панфиловцев" работы художника Виктора Панфилова
Ошибки и правда Александра Кривицкого
Но почему же Кривицкий написал лишь о 28 героях? "Имеющиеся расхождения в трактовке фактов и цифр, а также вскрывшиеся позже обстоятельства (например, о судьбе выжившего сержанта Добробабина) объясняются не "злым умыслом" журналиста "Красной звезды" Александра Кривицкого, рассказавшего о подвиге панфиловцев. Дело в том, что на момент написания знаменитой статьи (напечатанной 28 ноября 1941 года) корреспондент по объективным причинам располагал лишь теми сведениями, которые успел тогда раздобыть", — отмечает в журнале "Историк" доктор исторических наук Михаил Мягков.
Действительно, военные журналисты, особенно в начальный период войны, работали в экстремальных условиях, нередко под пулями и осколками вражеских снарядов и бомб. Возможности за короткое время собрать и всесторонне проанализировать весь массив информации, относящийся к тому или иному событию, им предоставлялась не часто. Как правило, они писали правду, но не всю правду. А иначе в тех условиях быть и не могло.
В результате об одних героях страна узнавала быстро, о других – годы спустя. Приведу один, яркий и хронологически очень близкий пример.
Битва за Москву: "Тайфун", который не сломал Красную Армию29 ноября 1941 года в подмосковной деревне Петрищево Рузского района гитлеровцы повесили девушку. Поскольку казнь была публичной, а тело героини долго висело, о трагедии знали местные жители. Они и рассказали о ней журналисту Петру Лидову, который написал в "Правду" очерк "Таня". Вскоре выяснилось, что Таней назвала себя Зоя Космодемьянская. Уже 16 февраля 1942 года ей посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. А ведь в тот же день 29 ноября в нескольких километрах от Петрищево немцы повесили и разведчицу-диверсантку Веру Волошину – из одной с Зоей воинской части особого назначения № 9903. Но в силу стечения обстоятельств информации о Вере долгое время не было. В результате только в 1994 году Волошиной было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.Советская разведчица Вера Волошина
Сильно ли исказил реальные события Кривицкий в статье от 28 ноября? Нет, в главном он верен правде. И это ясно каждому добросовестному исследователю.
Кроме того, нельзя забывать и о том, что в начале Великой Отечественной войны одной из проблем была "танкобоязнь". Не всегда бойцы, особенно недавно призванные и слабо подготовленные, знали, как противостоять несущим смерть огнедышащим машинам.
РККА: как создавалась "непобедимая и легендарная"Пресса старалась поднять дух защитников Отечества. Главный редактор "Красной звезды" Давид Ортенберг свидетельствовал: "Вопрос о стойкости советских воинов в тот период приобрел особое значение. Лозунг "Смерть или победа", особенно в борьбе с вражескими танками, был решающим лозунгом. Подвиг панфиловцев и является образцом такой стойкости. Исходя из этого я предложил Кривицкому написать передовую статью о героизме панфиловцев, которая и была напечатана в газете 28 ноября 1941 года".К сожалению, статью не смог прочитать генерал-майор Панфилов. Командарм 16-й армии Константин Рокоссовский, в составе которой сражались панфиловцы, вспоминал: "18 ноября, когда панфиловцы с упорством героев отбивали вклинившегося в их оборону противника, погиб на своем наблюдательном пункте генерал Панфилов. Это была тяжелая утрата. Всего несколько часов не дожил Иван Васильевич до радостного момента – дивизия, которую он так славно водил в бои, получила звание гвардейской. Беспримерный героизм и мужество солдат и офицеров 316-й, выдающиеся достоинства ее командира были высоко оценены партией и правительством. Мы только что услышали в передаче московского радио Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении дивизии орденом Красного Знамени. Она была переименована в 8-ю гвардейскую. И вдруг – сообщение о гибели генерала…"
Репродукция картины "Портрет генерала Ивана Васильевича Панфилова" работы художника Василия Николаевича Яковлева
Прозападная "правда" Сергея Мироненко
О наработках сталинского военного прокурора вспомнили после распада Советского Союза на волне очернительства советской истории. Характерно, что когда отечественные либералы хотят сказать какую-нибудь гадость о временах СССР, в ход идут и доклады сталинских прокуроров, и заявления главного лжеца и провокатора Третьего рейха Йозефа Геббельса (например, по Катыни).
Режиссеры фильма "28 панфиловцев" считают преступным развенчивание подвигаВ июне 2015 года, накануне Дня памяти и скорби, тогдашний директор Государственного архива Российской Федерации Сергей Мироненко, выступая на ХVII Всемирном конгрессе русской прессы, выдал: история подвига 28 панфиловцев выдумана! А когда раздались голоса не согласных с ним журналистов, заявил: "Мой нравственный долг — сказать правду. Мне уже объявляли, что я не патриот, потому что рассказываю об этих исследованиях. Что делать! Правду говорить тяжело".Зато Мироненко легко повторяет заезженные штампы западной антисоветской и антироссийской пропаганды. Например, такой: "Жизнь в советское время не стоила ничего. Нужно сказать всю правду о его ответственности. Пакт Риббентропа — Молотова правильнее назвать пактом Гитлера — Сталина. Этот пакт — крупнейший стратегический просчет Сталина, если не сказать – преступление".
Наступление 8-й гвардейской имени Ивана Панфилова стрелковой дивизии на Западном фронте зимой 1942 года
Это утверждение западной пропаганды насквозь лживо, о чем я писал два года назад в статье "По следам пособников нацистов".
Начало войны против СССР - ключевой пункт пересмотра историиМироненко также уверял, что в первые дни войны Иосиф Сталин якобы впал в прострацию и сбежал на дачу в Кунцево. Причем, эту хрущевскую байку он воспроизвел и на ХVII Всемирном конгрессе русской прессы, и месяцем раньше, накануне 70-летия Великой Победы, в интервью "Коммерсанту". Экс-директора архива не смутило даже то, что это опровергнуто давно опубликованными записями в "Журнале посещений кабинета товарища Сталина", и поэтому все те, кто в наше время тиражирует сплетни Никиты Хрущёва, выглядят просто глупо.Давно введена в научный оборот и Справка-доклад главного военного прокурора СССР Афанасьева. Она — не повод переписывать Гимн Москвы, где есть такие слова:
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
Временные захоронения героев-панфиловцев, погибших в боях при обороне Москвы. Разъезд Дубосеково
Правильно, что станция, открытая 8 ноября на Московском центральном кольце, называется "Панфиловская".
Сегодня, в условиях развязанной Западом против России гибридной войны, подвиг панфиловцев и слова политрука Клочкова "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва" звучат в высшей степени актуально. Они сплачивают и мобилизуют народ.
ria.ru
Сайт памяти героям Великой Отечественной войны
Первое сообщение о подвиге 28 панфиловцев в газете «Красная звезда» от 28 ноября 1941 г.
Осенью 1941 года немецкие части, стоявшие возле Волоколамска, отделяло от Москвы каких-нибудь два часа по шоссе. Однако на этом шоссе стояла 316-я стрелковая дивизия, под командованием генерала И.В. Панфилова. Этот военачальник обладал настолько высоким авторитетом среди личного состава, что бойцы дивизии сами называли себя панфиловцами. А дивизию — панфиловской.
316-я показала себя настолько боеспособным и успешным воинским соединением, что 17 ноября 1941 года обрела статус гвардии и стала 8-й гвардейской. Сложилось так, что на следующий день генерал Панфилов погиб, но дивизия получила право сохранить его имя в своем названии. Такой чести в Советской Армии удостоилась, всего лишь, ещё одна дивизия — 25 гвардейская, носящая имя Чапаева.
Так вот, 16 ноября (за два дня до гибели генерала) 4-я рота 2-го батальона 1075 полка панфиловской дивизии приняла бой, которому суждено было стать легендой Великой Отечественной войны.
В этом бою 28 панфиловцев, укрепившихся возле разъезда Дубосеково, встали на пути немецкого танкового батальона… И остановили его.
Картина художника В. Памфилова.«Подвиг героев-панфиловцев»
Картина художника В. Памфилова.«Подвиг героев-панфиловцев».Фрагмент.
Подвиг двадцати восьми героев панфиловцев стал одним из ярчайших символов битвы за Москву.
Слова политрука Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва» можно было встретить почти в каждом музее войны.
В Казахстане, на родине героев, им поставили монументы, а на месте боя воздвигли мемориал.
Дети в школах узнавали про битву у Дубосеково раньше, чем начинали изучать историю. Текст о панфиловцах был в учебнике Родной Речи для начальных классов, и по этому тексту детей учили читать.
По-прежнему звучат в гимне Москвы строчки
«В сердцах будут жить двадцать восемьСамых храбрых твоих сынов»
Но, всё это, впрочем, не помешало подвиг развенчать.
И вот сегодня любой подросток, набрав в Google «28 панфиловцев», получит изобилующую «фактами» информацию о том, как и для чего был придуман миф о 28-ми солдатах остановивших немецкие танки.
На дворе XXI век. Дышло исторической «правды» отвернулось от своих героев. Но прошлое останется неизменным. И в этом прошлом, в далеком 41-м, из-под перепаханных бомбами укреплений, выберутся наружу бойцы 4-й роты, отряхнутся от грязного снега, рассчитаются, поймут, что осталось их всего 28, докурят свои самокрутки, возьмут в руки гранаты и встретят лавину немецких танков…
Мемориал в Дубосеково
Пусть армия и страна помнит их гордые имена!
В окопе были:
Мемориал «Вечный огонь» в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев в Алматы.
«Мемориал Героям Панфиловцам» на одноимённой улице в Москве
batyr.ucoz.com
Интервью с создателями фильма «28 панфиловцев»
Сегодня состоялась долгожданная премьера исторической картины «28 панфиловцев» российских режиссеров Андрей Шальопы и Кима Дружинина. Военная драма, уникальная и по своему новому для индустрии сюжету и успешному краудфандинговому старту, – первый масштабный проект для его создателей.
В основе – полулегендарная история о подвиге 316-ой стрелковой дивизии, под командованием генерала Ивана Панфилова, которая остановила немецкие танки, идущие на Москву. Уступая противникам по численности, но не по духу, панфиловцы сполна отдали долг родине, заплатив войне своими жизнями.
Режиссеры картины рассказали Киноафише о кино без голливудских шаблонов, о том, как придумали своих «панфиловцев», и как повлияла критика тех, кто сомневался в подвиге. А актер Алексей Морозов, сыгравший политрука, воодушевленно рассказал о съемках при -30, окопах и спиртовом гриме.
Кадр из фильма «28 панфиловцев»– В истории о панфиловцах осталось немало загадок, например, мало что известно о самих участниках, вошедших в этот список «28». Как вы создавали героев, их судьбы и характеры?
Андрей Шальопа: Это была чистая фантазия. Дело в том, что мы этих людей не знали и никогда не видели, могли про них только прочитать, причем, немного, очень скудно. Мы просто представили себе персонажей, что это могли быть за люди, как они могли говорить, выглядеть. При этом, у них есть биографические справки, и известен их возраст, кто кем работал, поэтому это не просто пустые имена, нет, это люди. Более того, у многих из них есть потомки. Но у нас не было возможности проработать это, да и не было желания, потому что в огромной степени это все-таки метафорический образ. Мы искали людей с положительной харизмой, мужественных, симпатичных, похожих на людей того времени, хороших актеров, с которыми нам было бы комфортно работать.
Ким Дружинин: Мы много читали военной литературы, большое количество воспоминаний, мемуаров, исторические документы, справки и так далее. И, в общем-то, панфиловцы – это некий собирательный образ героя-красноармейца, героя–защитника своей родины. Конечно же, за реальную основу мы взяли ситуацию, которая произошла, и в фильме мы постарались как можно более полно объяснить, как небольшой группе людей удалось остановить танковое соединение и уничтожить большое количество танков.
– В этой работе, что для вас было самым сложным, технически или эмоционально?
Андрей Шальопа: На самом деле, самое трудное – как раз сейчас, потому что все вроде уже готово, все сделано. Мы хотим убедить весь рынок в том, что мы сделали искусство, и оно востребовано массово. Что не только попкорн-блокбастеры нужны, но и такое кино, и что люди его хотят. Вот если мы сможем это доказать прокатом, было бы очень здорово… Наше кино, оно насквозь пронизано русской ментальностью. Оно сделано без голливудских шаблонов, и мы рассчитываем, что это вызовет резонанс, мы рассчитываем, что зритель устроен так же, как мы, что им это так же нужно и так же дорого. И мы хотим это доказать. И тогда, возможно, мы с вами сможем открыть доступ к такому кино и для других создателей.
Ким Дружинин: Простого ничего было. Во-первых, это технически сложное кино. Во-вторых, мы снимаем фильм, по сути, о танковом бое, причем, танков таких в мире осталось всего пять штук, и все они не на ходу. Сложность была во всем – придумать, как это сделать, а потом, как это реализовать. В общем, масса сложностей, но было огромное количество людей, работавших в картине и просто сочувствующих, и их энергия помогала, вплоть до того, что нам даже с погодой везло. Потому что четыре с половиной месяца съемочного периода нам нужно было уложить в два дня экранного времени, и за одну зиму мы смогли их снять, все получилось, что большая редкость.
Алексей Морозов: Было очень холодно! У нас были условия, приближенные к боевым, потому что действительно были вырыты окопы, и при - 30 градусах мороза, ветре, мы несколько часов проводили на съемочной площадке. Грим был специальный, смешанный со спиртом, чтобы он оставался, и его нельзя было стереть – от него все обветривалось моментально. Так мы чуть-чуть, на йоту, приближались к физическому самочувствию наших героев, о которых рассказываем. Плюс пиротехника, взрывы постоянные… Так можно представить, додумать, что же испытывали люди. Но у нас это все-таки кино, мы понимали, что мы снимаемся, а эти люди видели реальные танки, которые просто перли на них.
Кадр из фильма «28 панфиловцев»– Картина еще при создании стала предметом активных обсуждений и даже критики, так как подвиг, положенный в основу фильма, по сей день подвергается переоценке и анализу. Как это влияло на рабочий процесс?
Андрей Шальопа: Это ерунда, пустяки... Критика голословная, это не серьезно.
Ким Дружинин: Так как у нас с Андреем сомнений ни в чем нет, мы делали свое дело, делали его честно, и все эти разговоры «было – не было», по большому счету, нам только помогали. Они подогревали интерес к нашему фильму, и никто нам не мешал, палки в колеса не ставил. И все эти мнения… пожалуйста – можно верить, можно нет. Но, на мой взгляд, человек, который придет, посмотрит фильм, у него отпадут все сомнения, потому что фильм как раз-таки и разрешает весь этот спор.
Алексей Морозов: Можно спорить с критикой, которая нивелирует факт боя, но это совершенно неправильно, на мой взгляд. Понятно, что журналисты имеют тенденцию преувеличивать, подавать материал под определенным «соусом». Мы это с вами знаем, я тоже работал в пиаре, я знаю, что это такое – подавать материал. Такой журналист «Красной звезды» подал материал и, возможно, преувеличил, что их всего было 28, и все они погибли. Это не правда. Их было гораздо больше, многие погибли, но есть и выжившие, и у нас в фильме это будет отражено. А вот копаться в цифрах – 28, не 28 – это настолько мелко, по сравнению с тем подвигом, который действительно был, ведь панфиловцы остановили танки под Москвой... На фоне этого подвига, простого, человеческого, солдатского, мужского подвига … тихого подвига, все эти споры просто мелкие.
Кадр из фильма «28 панфиловцев»– Что для вас значит этот фильм?
Андрей Шальопа: Это мой первый фильм, и я не знаю, будет ли второй… но этот – очень масштабный для меня.
Ким Дружинин: Безусловно, он занимает первую и высшую позицию в моей режиссерской карьере, начинающей. Потому что это работа своя, а не чей-то заказ. И мы с Андреем работали по своим правилами так, как считали нужным, и, опять же, никто нам не мешал, никто ничего не диктовал, мы все делали на свое усмотрение.
Беседовала Инна Син
www.kinoafisha.info
Не ожидал такой ненависти… — История России
Премьера фильма о великом подвиге 28 панфиловцев состоялась еще в 2016-м, но споры о нем не утихают по сей день. Несмотря на успех картины, далеко не все отзывы были положительными. Как это ни странно, самая ожесточенная критика противников касалась именно исторической, а не художественной стороны картины.
Почему художественное кино и исторические факты – это не всегда одно и то же и как к этому относиться, в интервью порталу «История.РФ» рассказал режиссер и сценарист фильма «28 панфиловцев» Андрей Шальопа.
«Художнику позволительна невнимательность к истории»
– Андрей Геннадьевич, художественное кино редко соответствует реальной истории?
– Я вообще затрудняюсь назвать картину, которая соответствовала хотя бы историческим документам… Я уже не говорю об историческом факте. Такое случается крайне редко. Художник – автор, который создает произведения. Он преследует цель передать какие-то свои чувства, ощущения, мысли. С этой точки зрения, например, наша картина («28 панфиловцев». – Прим. ред.) чрезвычайно близка к историческим документам. Я бы сказал, просто выдающимся образом близка! Тем не менее, несмотря на то что мы старались быть точными, это все равно художественное произведение, наше видение.
– Каким в таком случае должно быть отношение художника к историческим фактам?
– Понимаете, в чем дело… Понятие исторического факта очень сложное, чтобы не сказать лукавое. По большому счету мы с историческими фактами не работаем. Мы работаем с историческими документами. А документы не всегда показывают наличие факта. Они дают право предполагать или полагать, что такое событие было. Из этого состоит вся история. Она крайне неоднородна. Часть из нее покрыта документами, а какая-то часть не покрыта вообще. В этом смысле понятие «исторический факт» – очень неоднозначное.
– Получается, художник не должен ощущать ответственности перед историческими фактами?
– Слово «ответственность» здесь не очень уместное… Извините, пожалуйста, но это очень важно. Ответственность – это когда человек чем-то отвечает. Чем отвечает художник? Может быть, он отвечает только собственной репутацией, и то вряд ли…
Французский писатель Александр Дюма написал свои произведения про мушкетеров. На этих книгах выросло несколько поколений людей. Они [книги] очень далеки от исторической правды. «Три мушкетера» – это произведение художественное, которое несет в себе и смысл, и ценности, и воспитывает людей, в общем-то… Я совершенно уверен, что у Дюма было огромное количество противников, которые его очень жестко критиковали. Он, кстати, далеко не один. Множество людей, создававших историческую литературу, в качестве историков не брали на себя никакой ответственности.
– Тогда правильно ли я вас понимаю, что кино, пускай и на исторические темы, говорит скорее о ценностях, нежели о фактах?
– Безусловно! Понимаете, история существует в двух измерениях: в качестве науки и в качестве культуры. Если произведение возникает на основании культурного опыта народа – фольклора и сказаний, – то это все равно культура. Культура передает некий код. Вы совершенно верно сказали, что она передает ценности. Ценности этноса, того или иного народа, являются фундаментом его идентичности. Истории, передающие эти ценности, могут обрасти некоторыми гиперболами, а все ненужное отшелушится.
Поэтому художники не всегда внимательно относятся к историческим фактам. Хотя, повторюсь, для нас они были важны, и мы хотели быть здесь точными. Другое дело, что это скорее из ряда вон выходящий случай. Принцип соответствия историческим фактам не мешал нам передавать важные вещи.
«Вскрылась сторона развенчания…»
– Создав фильм, вы встали в один ряд с людьми, сделавшими из панфиловцев легенд исторического масштаба. Однако ваша интерпретация истории проникнута скорее не героической патетикой, а реализмом. Почему?
– Дело в том, что я сам видел живых людей, которые являются героями, и они вызывают искреннее восхищение. Но, несмотря на свой подвиг, они простые и доступные. Ну и честно говоря, нельзя сказать, что я ставил перед собой определенную цель – показать как-то так, а не иначе. Воззвать к каким-то чувствам или сделать еще что-то. Такой цели не было… Мы вместе с моими товарищами делали кино, которое нам самим очень хотелось бы посмотреть. Мы просто сами нуждались в этих образах! Мы делали это очень искренне! Мне кажется, что отсутствие в фильме гиперболизации героизма никак не умаляет подвига. И он, подвиг, не выглядит от этого менее великим.
– Премьера вашего фильма состоялась в 2016 году. Вам удалось изменить отношение к легенде о 28 панфиловцах?
– В какой-то момент я думал, что так оно и произойдет: после того как выйдет наша картина, мы изменим это отношение. Но, откровенно говоря, я не ожидал такого количества негатива, которое возникло в преддверии появления фильма. Я не ожидал такой ненависти, такого негодования, такой огромной волны сопротивления… Причем негодования, основанного не на реальных знаниях, а просто на вбросах. Я сомневаюсь, что мы смогли поменять отношение вот у этих людей.
Но хотелось бы думать, что фильм что-то поменял. Возможно, что люди, которые пришли с замутненным сознанием – не были ни на нашей стороне, ни на стороне наших противников, – сформировали свое мнение об этой легенде. Может быть, они пришли и прочитали потом что-то в интернете. Я надеюсь, что какое-то влияние мы оказали, но, насколько оно большое, я не знаю.
– Те, от кого исходила ненависть, это была какая-то конкретная группа?
– Мне кажется, это была молодежь. В основном пользователи интернета, которые по какой-то причине были настроены негативно. Может быть, из-за родителей или какого-то своего окружения... Они слышат мем «28 панфиловцев – вымысел», идут в «Википедию» или находят иной близкий источник. Берут информацию на верхней строчке поисковика, после чего радостно пишут об этом мне. Мол, оказывается, вы и не знали, что этого ничего не было. Они приводят цитаты из документа, который приводил в свое время бывший директор госархива Сергей Мироненко. Естественно, никто из них этого документа не читал, хотя он был выложен за полгода до премьеры. Его можно было весь прочитать и сделать из него выводы. Но это, думаю, мало кто сделал…
Кроме того, часть людей, находящаяся в оппозиции по отношению к сегодняшней власти, была против. Но среди них есть и умные люди, которым кино могло и понравиться.
– А ваше понимание самого подвига 28 панфиловцев изменилось?
– Отношение к подвигу сформировалось у меня еще на этапе работы со сценарием. Я считал, что история о 28 панфиловцах – это знаменитая легенда, о которой толком ничего не известно. Оказалось, что довольно много всего есть. Тогда и вскрылась сторона развенчания. Я могу вам сказать, что весь фильм – реплики, строение боя и так далее – это мое отношение. Премьера и прокат моего отношения к фильму не изменили.
– Какие подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, пока еще не получили достойного художественного воплощения?
– Вы знаете, я думаю, что таких подвигов очень много. Их просто несметное количество. Многие из них никогда не станут знаменитыми. Но это совершенно естественно! Популярность получают далеко не все исторические события, а лишь небольшая их часть. Несмотря на это, они будут храниться в народной памяти, в архивах, наградных листах, записях и прочем. Эти истории со временем превращаются в легенду, становятся частью культуры. Таким образом и создается национальная идентичность.
– В своих интервью вы не раз говорили, что кино в наше время стало бизнесом, а государству трудно помогать талантливым новичкам из-за отсутствия информации. Краудфандинг, к которому вы прибегли, – это главный способ для художника сказать то, что он хочет?
– Наше национальное кино можно разделить на две части. Причем критерием для разделения можно назвать деньги. Девяносто девять процентов кино – это бизнес, а один процент – это кино, которое, в общем-то, является искусством. Искусство существует! Есть фестивальное кино, есть кино короткометражное. Существует ниша, в которой это можно увидеть. Тем не менее основное его отличие заключается в том, что оно низкобюджетное. Оно с ограниченными возможностями. И лишь малая его часть обладает высоким уровнем ремесла.
Большие бюджеты получить крайне сложно. Если бы краудфандинг действительно развился бы и позволял деньги собрать, то это дало бы возможность каким-то независимым режиссерам создавать высокобюджетный продукт.
Фильм «28 панфиловцев» с самого начала должен был стать кино для зрителей. Учитывая то, что у нас проект краудфандинговый, мы перед людьми чувствовали ответственность колоссальную! Разочаровать их мы никак не могли.
И очень приятно, что Российское военно-историческое общество наградило нас премией «За верность исторической правде». Очень приятно, что вообще есть кому у нас в стране это оценить и отметить…
histrf.ru
Памятник 28 Панфиловцам в Подмосковье фото
После фильма «28 Панфиловцев» режиссёра Андрея Шальопы и Кима Дружинина, который прогремел на всю страну, интерес к подвигу советских бойцов во время Великой Отечественной войны необычайно возрос. Многие интересуются, где находится тот самый памятник, который был показан в конце фильма. Если вы как раз в этом заинтересованы и хотели бы даже посетить его, чтобы увидеть и памятник и место легендарного сражения, то вам стоит знать, что мемориальный комплекс «Героям-панфиловцам» или «Подвигу 28» находится в поле близ деревни Нелидово и посёлка станции Дубосеково, Волоколамский район, Московской области.
Мемориал был открыт 6 мая 1975 года, к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Над созданием скульптурной композиции работали скульпторы: Н. С. Любимов, А. Г. Постол, В. А. Фёдоров; архитекторы: В. Н. Датюк, Ю. Г. Кривущенко, И. И. Степанов; главный инженер С. П. Хаджибаронов.
Сам комплекс состоит из шести скульптур, высотой 10 метров. Одиночная фигура — политрук, который смотрит вдаль из-под руки «Вперёдсмотрящий». Рядом стоят двое бойцов, которые сжимают противотанковые гранаты. Центральная композиция (фигуры трёх воинов) называется «Клятва на верность Родине».
Также здесь находится полоса из бетонных плит. Данная полоса означает рубеж, дальше которого немецко-фашистские войска пройти не смогли. На гранитной стене рядом высечены слова о подвиге Панфиловцев. Здесь же находится ритуальная площадь и музей-дот.
Панфиловцы — военнослужащие 316-й стрелковой дивизии, под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова (1892-1941). 316-я стрелковая дивизия была сформирована в городах Алма-Ата Казахской ССР и Фрунзе Киргизской ССР. 28 человек 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка прославились тем, что уничтожили 18 вражеских танков во время обороны в районе разъезда Дубосеково.
Памятник 28 Героям-панфиловцам в Подмосковье фото
Любите смотреть увлекательные фильмы, но не можете определиться с лучшим для просмотра? В этом вам помогут Подборки фильмов по категориям. Лучшие фильмы на любой вкус и предпочтение.
art-assorty.ru